Пытки женщин в гулаге – Заключенные ГУЛага – картинки

Содержание

Что делали с людьми в ГУЛАГе.

Друзья, сегодня будет тяжелый и страшный пост о том, что на самом деле делали с людьми в сталинские времена в застенках ОГПУ-НКВД, а также в лагерях системы ГУЛАГ, о которых много писали, например, бывшие заключенные Александр Солженицын и Варлам Шаламов.

Обычные советские граждане тех лет,  из числа тех, что каждый день ходят на работу какими-нибудь конторскими служащими — в большинстве своём не знали о том, что именно происходит где-то рядом, и какие страшные механизмы скрывает за фасадом советская система. Люди лишь наблюдали, как то один, то другой знакомый внезапно исчезали, боялись чёрных машин, ночного света фар во дворе и скрипа автомобильных тормозов, но предпочитали молчать — боясь этой тёмной неизвестности.

О том, что на самом деле происходило в ГУЛАГе, стало известно намного позже, в том числе и из рисунков тех, кто видел все эти вещи воочию. Это очень страшные рисунки, но смотреть на них нужно — чтобы помнить и никогда не повторять.

Под катом продолжение и те самые рисунки из ГУЛАГа.


Для начала немного о том, кто это всё вообще нарисовал. Автора рисунков и подписей к ним зовут Данциг Балдаев — и в отличие от большинства остальных художников ГУЛАГа, Данциг находился «по другую сторону решетки» — то есть, был не заключенным, а самым настоящим надзирателем, и видел немного больше, чем рядовые арестанты.

Данциг Балдаев родился в 1925 году, в семье бурятского фольклориста и этнографа Сергея Петровича Балдаева и крестьянки Степаниды Егоровны. Данциг рано остался без матери — она умерла, когда мальчику было всего 10 лет. В 1938 году отца арестовали по доносу, и Данциг попал в детский дом для детей «врагов народа». Как позже рассказывал Данциг — в доме было 156 детей командного состава Красной армии, дворян и интеллигенции — многие свободно говорили на нескольких европейских языках.

После прохождения службы в армии на границе с Манчжурией, Данциг Балдаев попадает в систему МВД — работает в качестве охранника в тюрьме и начинает собирать тюремный фольклор и татуировки, а также делать зарисовки. За годы службы Данциг посетил десятки сталинских лагерей системы ГУЛАГ, был в Средней Азии, Украине, на Севере и в Прибалтике.

Как рассказал Данциг уже после падения СССР — в годы сталинизма был арестован не только его отец, но и 58 человек из числа его родственников — все они погибли в застенках ОГПУ-НКВД, по словам Балдаева — это всё были грамотные люди — землемеры, медики, техники, механизаторы, учителя… Может быть, именно это заставило Данцига Балдаева подробно и обстоятельно зарисовывать все ужасы ГУЛАГа. Как он позже напишет в своей автобиографии — «Жаль, мне уже за семьдесят, но в то же время хорошо, что я сумел зачерпнуть из безвозвратно уходящего нашего рабского прошлого часть гряжи и выставить это во всей красе для будущих поколений».

А теперь двайте посмотрим на рисунки.

02. Допрос в ОГПУ-НКВД. Вот примерно такие вещи делали с людьми перед тем, как отправить их в расстрельную камеру либо в лагеря ГУЛАГа. В сталинской плановой экономике был «план» в том числе и по шпионам — «за шпионаж» мог быть арестован по доносу человек, если например на кухне в шкафу у него лежит не дешевый маргарин, а сливочное масло — ну явно же финансируется из японской разведки! Подобный донос писали сами соседи по коммуналке, а после ареста «шпиона» получали в полное владение его комнату и имущество.

Не избежали ареста и бредовых обвинений в том числе и знаменитости с мировым именем. Всеволод Мейерхольд, знаменитый театральный режиссёр был арестован 20 июня 1939 года — его обвинили в том, что он «сотрудничал с немецкой, японской, латвийской и прочими разведками». Больного 65-летнего Мейерхольда клали на пол вниз лицом и били резиновым жгутом по ногам, били пятками по спине, били по лицу с размаху с высоты. Пытали Мейерхольда в общей сложности семь месяцев, после чего расстреляли как шпиона и организатора «троцкистской группы».

03. Допрос «врагов народа». Людей допрашивали по несколько суток без сна, воды, пищи и отдыха. Упавшего на пол человека обливали водой, избивали и снова поднимали на ноги. За своё «усердие» палачи награждались орденами и с почетом вышли в отставку в пятидесятые-шестидесятые годы.

04. Применение старинной пытки на допросах — подвешивание людей на дыбе.

05. Процедура расстрела работниками НКВД партийных кадров из национальных республик СССР. Как пишет Данциг Балдаев — такие «процедуры» проводились периодически в сталинские годы, чтобы не допустить в союзных республиках возникновения национального правосознания.

06. Очень страшный рисунок, называющийся «9 грамм  — путёвка КПСС в «счатливое детство». Как пишет Данциг Балдаев, в 1938-39 годах в городах Томске, Мариинске и ст. Шимановской в ЦИЗО «Бамлага» расстреливались дети «врагов народа» — детские дома были переполнены, плюс советская власть считала таких детей своими потенциальными врагами в будущем…

07. Пытка заключенного путём связывания «ласточкой». Такие штуки применялись как «наказание» за какие-нибудь проступки, так и как средство выбить признательные показания (чаще всего в том, чего человек не совершал).

08. Допрос женщин часто проводился вот так. Вообще у Данцига Балдаева много рисунков с пытками, в том числе и женщин, я их не буду приводить здесь все — слишком страшные.

09. Позже у женщин, что попали в лагерь вместе с детьми — детей часто отбирали. Варлам Шаламов  в одном из «Колымских рассказов» описывал тетрадку с рисунками такого ребенка из ГУЛАГа — сказочный Иван Царевич там был одет в ватник, ушанку и имел на плече ППШ, а по периметру «царства» была натянута колючая проволока и стояли вышки с автоматчиками…

10. Привилегированное положение уголовников в лагерях ГУЛАГа. ОГПУ-НКВД часто очень легко находило с настоящими уголовниками общий язык, дабы те прессовали и всячески подавляли «политических». Такие случаи неоднократно описаны и у Варлама Шаламова — «политическим» блатыные уголовники заявляли — «ты враг народа, а я друг народа!».

11. Лагерные отношения между уголовниками в ГУЛАГе. Проигрыш в карты был одним из формальных поводов для расправы над политическими — сперва уголовники заставляли (под угрозой избиения или смерти) сесть с ними играть в карты, а после предсказуемого проигрыша — расправлялись с проигравшим, якобы имея на то «формальный повод». По внутренним лагерным статьям такие «разборки» проходили под видом — «эти уголовники опять между собой что-то не поделили».

12. Расправа над «врагом народа», который не хотел списывать на уголовников свои нормы выработки (без которых, кстати, часто нельзя было получить даже самый элементарный паёк). Такие убийства были в ГУЛАГе нередкими, лагерная администрация всё прощала уголовникам, списывая такие происшествия на «несчастные случаи».

13. Ещё один вид «лагерного самоуправления» в сталинских лагерях — показательные казни «неугодных» людей самими уголовниками. Если в нацистских лагерях заключенные старались держаться вместе и как-то поддерживать друг друга, то в сталинских застенках общество было поделено на «касты и классы» даже в лагере.

14. Рисунок называется «Отправка жмуров на поселение в Северный Ледовитый океан», таким образом в ГУЛАГе нередко избавлялись от трупов — зимой тела сбрасывали в прорубь, в летние времена хоронили в длинных траншеях, что позже засыпали землёй и засаживали дерном.

15. Уголовник убивает «бычка», которого сманил в компанию для побега. Такие случаи неоднокрано описаны в литературе о ГУЛАГе, в том числе и у Варлама Шаламова — один из сидевших в лагере людей, которого блатные вдруг стали подкармливать, заподозрил, что его готовят на роль «бычка».

16. Убитых при побеге «врагов народа» доставляли обратно в лагерь вот так — убивала его, как правило, спецгруппа НКВД-МВД, а несли в лагерь сами заключенные.

17. ГУЛАГовская «шутка» для вновь прибывших в зону в зимний период:

18. Не выдерживающие мучений люди иногда просто бросались в запретную зону под пули автоматчиков…

Да, забыл сказать — ещё в то время было очень вкусное мороженое.

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

Добавляйтесь в друзья в ЖЖ;)

Подписывайтесь на меня в facebook

Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер

_____________________________________________

Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям том, что делали с людьми в ГУЛАГе, нажав на кнопочку ниже:

maxim-nm.livejournal.com

ГУЛАГ: Правда, о сталинских лагерях. Что ждало советских людей

ГУЛАГ (1930–1960) — основанное в системе НКВД Главное управление исправительно-трудовых лагерей. Считается символом бесправия, рабского труда и произвола советского государства времен сталинизма. В настоящее время многое про ГУЛАГ можно узнать, если посетить музей истории ГУЛАГа.

Советскую тюремно-лагерную систему начали формировать почти сразу после революции. С самого начала образования этой системы ее особенностью было то, что для уголовников имелись одни места заключения, а для политических противников большевизма – иные. Была создана система так называемых «политизоляторов», а также образованное в 1920-х годах Управление СЛОН (Соловецкие лагеря особого назначения).

В обстановке индустриализации и коллективизации уровень репрессий в стране резко возрастал. Появилась надобность в увеличении числа узников для привлечения их труда на промышленных стройках, а также для заселения почти безлюдных, не очень развитых в экономическом плане районов СССР. После принятия постановления, регламентирующего труд «зеков», содержать всех осужденных со сроками от 3-х лет и более стало Объединённое государственное политическое управление, в своей системе ГУЛАГ.

Было решено все новые лагеря создавать лишь в удаленных безлюдных районах. В лагерях занимались эксплуатацией природных богатств с применением труда осужденных. Освободившиеся заключенные не отпускались, а закреплялись к прилегающим к лагерям территориям. Был организован перевод «на вольные поселения» тех, кто заслуживал этого. Разделялись «зеки», выселявшиеся за пределы обжитой местности, на особо опасных (всех политзаключенных) и малоопасных. При этом была экономия на охране (побеги в тех местах были меньшей угрозой, чем в центре страны). Кроме того, создавались запасы бесплатной рабсилы.

Общая численность осужденных в ГУЛАГе быстро росла. В 1929 году их было около 23 тыс., через год – 95 тыс., еще через год – 155 тыс. чел., в 1934 было уже 510 тыс. чел., не считая этапируемых, а в 1938 году свыше двух миллионов и это только официально.

Для лесных лагерей не требовалось больших затрат по обустройству. Однако то, что творилось в них, у любого нормального человека просто не укладывается в голове. Многое можно узнать, если посетить музей истории ГУЛАГа, многое со слов, выживших очевидцев, из книг и документальных или художественных фильмов. Много имеется рассекреченной информации об этой системе, особенно в бывших советских республиках, но в России еще имеется множество сведений о ГУЛАГе с грифом «секретно».

Множество материалов можно найти в самой известной книге Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» или в книге «ГУЛАГ» Данцига Балдаева. Так, например Д. Балдаев получил материалы от одного из бывших надзирателей, который продолжительное время прослужил в системе ГУЛАГа. Тогдашняя система ГУЛАГ и до сей поры не вызывает у адекватных людей ничего, кроме изумления.

Женщины в ГУЛАГе: для усиления «психического давления» их допрашивали обнаженными

Для выбивания из арестованных необходимых для следователей показаний у ГУЛАГовских «знатоков» имелось множество «наработанных» методов. Так, например, для тех, кто не желал «чистосердечно во всем признаваться», перед следствием сначала «втыкали мордой в угол». Это означало, что людей ставили лицом к стенке в положении «смирно», при котором отсутствовала точка опоры. В такой стойке людей держали круглыми сутками не давая, есть, пить и спать.

Тех, кто терял сознание от бессилия, продолжали избивать, обливать водой и водворять на прежние места. С более крепкими и «несговорчивыми» «врагами народа» кроме банального в ГУЛАГе зверского избиения пользовались куда более изощренными «методами дознания». Таких «врагов народа», например, подвешивали на дыбу с гирями или другими грузами, привязанными к ногам.

Женщины и девушки для «психологического давления» часто присутствовали на допросах совершенно нагими, подвергаясь насмешкам и оскорблениям. Если они не признавались, то подвергались изнасилованию «хором» в самом кабинете дознавателя.

Изобретательность и предусмотрительность ГУЛАГовских «работников» поистине изумляла. Для обеспечения себе «анонимности» и лишения осужденных возможностей для уклонения от ударов, жертвы перед допросами запихивались в узкие и длинные мешки, которые завязывались и опрокидывались на пол. Вслед за этим находящиеся в мешках люди до полусмерти избивались с помощью палок и сыромятных ремней. Именовалось это в кругу своих «забиванием кота в мешке».

Широкой популярностью пользовалась практика избиения «членов семьи врагов народа». Для этого выбивались показания у отцов, мужей, сыновей или братьев арестованных. К тому же они часто находились во время издевательств над своими родными в одном помещении. Делалось это для «усиления воспитательных воздействий».

Зажатые в тесных камерах, осужденные стоя умирали

Отвратительнейшей пыткой в ГУЛАГовских СИЗО было применение к задержанным так называемых «отстойников» и «стаканов». Для этой цели в тесной камере, без окон и вентиляции, набивали по 40-45 человек на десяти квадратных метрах. Вслед за тем камеру плотно «запечатывали» на сутки и более. Притиснутым в душной камере, людям приходилось испытывать невероятные страдания. Многим из них приходилось погибать, так и оставшись в стоячем положении, поддерживаемыми живыми.

О выводе в туалет, при содержании в «отстойниках» конечно же, не могло быть и речи. Отчего естественные потребности людям приходилось отправлять прямо на месте, на себя. В результате «врагам народа» приходилось стоя задыхаться в условиях ужасного зловония, поддерживая мертвых, которые скалились последней «улыбкой» прямо в лица живым.

Не лучше обстояли дела и с выдерживанием «до кондиции» заключенных в так называемых «стаканах». «Стаканами» называли узкие, как гробы, железные пеналы или ниши в стенах. Втиснутые в «стаканы» заключенные не могли ни сесть, а тем более лечь. В основном «стаканы» были настолько узкими, что в них нельзя было и шевельнуться. Особо «упорствующие» помещались на сутки и более в «стаканы», в которых нормальным людям не возможно было выпрямляться в полный рост. Из-за этого они неизменно находились в скрюченных, полусогнутых положениях.

«Стаканы» с «отстойниками» подразделялись на «холодные» (которые находились в не отапливаемых помещениях) и «горячие», на стенах которых были специально размещены батареи отопления, дымоходы печей, трубы теплоцентралей и пр.

Для «повышения трудовой дисциплины» охрана расстреливала каждого замыкающего строй осужденного

Прибывающие осужденные из-за нехватки бараков находились на ночное время в глубоких котлованах. Утром они поднимались по лестнице и приступали к постройке для себя новых бараков. Учитывая 40-50 градусные морозы в северных регионах страны, временные «волчьи ямы» могли делаться чем-то вроде братских могил для вновь прибывших осужденных.

Не прибавлялось здоровья замученным на этапах зекам и от ГУЛАГовских «шуток», именуемых охраной «подданием пара». Для «усмирения» вновь прибывшего и возмущенного длительным ожиданием в локальной зоне перед приемом в лагере нового пополнения проводили следующий «ритуал». При 30-40 градусных морозах они внезапно обливались пожарными шлангами, после этого их еще 4-6 часов «додерживали» на улице.

С нарушителями дисциплины в процессе работы тоже «шутили». В северных лагерях это называлось «голосованием на солнце» или «сушкой лапок». Осужденным, угрожая немедленным расстрелом при «попытке к бегству», приказывали стоять в лютые морозы с поднятыми вверх руками. Они так стояли в течение всего рабочего дня. Порой «голосовавших» заставляли стоять «крестом». При этом заставляли руки расставлять в стороны, и даже стоять на одной ноге, как «цапля».

Еще один яркий пример изощренного садизма, о котором честно расскажет не каждый музей истории ГУЛАГа, это существование одного зверского правила. О нем уже упоминалось и гласило оно так: «без последнего». Его вводили и рекомендовали к исполнению в отдельных лагерях сталинского ГУЛАГа.

Так, для «уменьшения количества зеков» и «повышения трудовой дисциплины» охрана имела приказ по расстрелу всех осужденных, которые становились последними в строй рабочих бригад. Последнего, замешкавшегося зека, в таком случае тут же расстреливали при попытке к бегству, а остальные продолжали «играть» в эту смертельную игру с каждым новым днем.

Наличие «сексуальных» пыток и убийств в ГУЛАГе

Вряд ли женщинам или девушкам, в разные времена и по разным причинам, попавшим в лагеря в качестве «врагов народа», в самых страшных кошмарах могло привидеться то, что их ждало. Прошедшие круги изнасилований и позора в ходе «допросов с пристрастием», прибыв в лагеря, к самым привлекательным из них применялось «распределение» по начсоставу, а прочие поступали в почти беспредельное использование охраной и блатными.

В ходе этапирования молодых женщин-осужденных, главным образом, уроженок западных и только что присоединенных балтийских республик, целенаправленно заталкивали в вагоны с отпетыми урками. Там на протяжении всего продолжительного маршрута следования их подвергали многочисленным изощренным групповым изнасилованиям. Доходило до того, что они не доживали до конечного пункта прибытия.

«Пристраивание» несговорчивых арестанток в камеры к блатным на сутки и более практиковалось и в ходе проведения «следственных действий» для «побуждения у арестованных дачи правдивых показаний». В женских зонах вновь прибывших арестанток «нежного» возраста часто делали добычей мужеобразных зечек, у которых наблюдались ярко выраженные лесбийские и иные сексуальные отклонения.

Для того чтобы «усмирять» и «приводить к надлежащему страху» при этапировании, на суднах, транспортировавших женщин в районы Колымы и иных дальних пунктов ГУЛАГа, на пересылках конвой преднамеренно допускал «смешивание» женщин с урками, следовавшими с новой «ходкой» в места «не столь отдаленные». После массовых изнасилований и резни трупы женщин, не перенесших всех ужасов общего этапирования, выбрасывали за борт судна. При этом их списывали как погибших от болезней или убитых при попытке к бегству.

В некоторых лагерях как наказание практиковали «случайно совпавшие» общие «помывки» в бане. На несколько моющихся в бане женщин внезапно набрасывался ворвавшийся в банное помещение озверевший отряд из 100-150 зеков. Практиковали и открытую «торговлю» «живым товаром». Женщин продавали на разное «время пользования». После чего заранее «списанных» зечек, ожидала неизбежная и ужасная смерть.

comp-pro.ru

Шокирующая Правда О Жестком Насилии Над Женщинами В Гулаге

В истории СССР действительно есть ужасные периоды. Война, голод, репрессии, охота за предателями коммунизма. Часто наказанию подвергались люди, не только случайно попавшие под подозрение, но и их близкие. Большое количество заключенных составляли женщины: жены, матери, дочери и сестры неблагонадежных элементов. Служители закона не останавливались ни перед чем, лишь бы превратить их жизнь в ад.

Никто из работников колоний не гнушался использовать девушек для плотских удовольствий. Всех женщин осматривали как товар, определяя степень их пригодности к сожительству. Понятное дело, что молодые и красивые пользовались особым спросом. Каждый чекист считал себя в праве не только принудить девушку к любовной связи, но и держать нескольких постоянных наложниц.

Некоторые заключенные пытались сопротивляться надзирателям. Тогда тех подвергали изощренным пыткам: морили голодом, бросали в карцер, принуждали к бессмысленному труду, например, полураздетыми переливать воду из одной проруби в другую. Если подобные меры не приносили плодов, девушку могли просто изнасиловать. Не каждая выдерживала, и случаи суицида или помешательства были частым явлением.

Кроме принуждения, пытки использовались охранниками и для того, чтобы получить нужные признания. Тут больная фантазия надзирателей не имела границ. Известен случай, когда заключенных вывели на сильный мороз и заставили стоять на льду. После этого всем без исключения ампутировали ноги, а половина людей умерла.

Если женщина не признавалась в том, в чем ее обвиняли, к ней применяли следующее. Девушку вталкивали в камеру к заключенным-мужчинам на сутки или более, где над ней неоднократно глумились. Это повторялось до тех пор, пока несчастная не подписывала протокол или не обрывала свою жизнь.

Женщины отличаются большей выносливостью, чем мужчины. Но всем известно, что больным местом каждой матери является ее ребенок. Надзиратели пытали или насиловали детей на их глазах. Такой шок выдерживали не только не все родители, но и многие охранники, наблюдающие за этим.

Система унесла жизнь и здоровье тысяч людей, ломала их судьбы и психику, уничтожала шанс на нормальное существование. О таком не принято говорить, но, к сожалению, это было. Остается лишь надеяться, что подобное никогда больше повторится и люди не будут страдать из-за ошибок правительства.

Источник

misstits.co

что творили с женщинами в ГУЛАГе :: :: RusNews

ГУЛАГ — государственное управление лагерей появилось в 20-х годах прошлого века. Первый лагерь появился на Соловках, позже они были созданы по всему Советскому Союзу: от Колымы до Казахстана. В лагерях содержались как политические, так и уголовные заключенные. За шестьдесят лет существования через ГУЛАГ прошли миллионы людей.

Женщин в ГУЛАГе было меньше, чем мужчин. В основном это были жены, дочери и сестры «врагов народа». Многие думают, что женщинам в ГУЛАГе было легче, чем мужчинам, хотя это не так. Никаких отдельных нормативов для женщин не было. Они работали наравне с мужчинами, получали такие же пайки, ели ту же самую баланду и никаких привилегий при перевозке у них не было. Хотя все равно нельзя сказать, что лагерный опыт у мужчин и женщин был одинаковый.

Не во всех лагерях мужчины и женщины были разделены. В «смешанных» лагерях был высокий процент изнасилований. Многие подвергались неоднократному и групповому насилию. Обычно насильниками были не политические, а уголовные заключенные. Иногда были случаи насилия со стороны лагерного начальства. За секс заключенные получали более вкусную еду, лучшую работу или другие послабления.

Многие женщины рожали или по дороге в лагерь или в лагере. Иногда заключенным казалось, что после рождения ребенка или в период беременности могут быть какие-то послабления, некоторые хотели родить близкого человека. Конечно, некоторые поблажки были: от трех перерывов вдень на кормление грудью ребенка до года до редкой амнистии. Но в основном, условия жизни ребенка и матери были плохими.

Из воспоминаний арестантки Хавы Волович:

«Нас было три мамы. Нам выделили небольшую комнатку в бараке. Клопы здесь сыпались с потолка и со стен как песок. Все ночи напролет мы их обирали с детей. А днем — на работу, поручив малышей какой-нибудь актированной старушке, которая съедала оставленную детям еду. Целый год я ночами стояла у постельки ребенка, обирала клопов и молилась. Молилась, чтобы бог продлил мои муки хоть на сто лет, но не разлучал с дочкой. Чтобы, пусть нищей, пусть калекой, выпустил из заключения вместе с ней. Чтобы я могла, ползая в ногах у людей и выпрашивая подаяние, вырастить и воспитать ее. Но бог не откликнулся на мои молитвы. Едва только ребенок стал ходить, едва только я услышала от него первые, ласкающие слух, такие чудесные слова — «мама», «мамыця», как нас в зимнюю стужу, одетых в отрепья, посадили в теплушку и повезли в «мамочный» лагерь, где моя ангелоподобная толстушка с золотыми кудряшками вскоре превратилась в бледненькую тень с синими кругами под глазами и запекшимися губками».

В «мамочном лагере» няням было все равно на детей:

«Видела, как в семь часов утра няньки делали побудку малышам. Тычками, пинками поднимали их из ненагретых постелей. Толкая детей в спинки кулаками и осыпая грубой бранью, меняли распашонки, подмывали ледяной водой. А малыши даже плакать не смели. Они только кряхтели по-стариковски и — гукали. Это страшное гуканье целыми днями неслось из детских кроваток. Дети, которым полагалось уже сидеть или ползать, лежали на спинках, поджав ножки к животу, и издавали эти странные звуки, похожие на приглушенный голубиный стон.

На семнадцать детей приходилась одна няня, которая должна была кормить, мыть, одевать детей и содержать палату в чистоте. Она старалась облегчить себе задачу: из кухни няня принесла пылающую жаром кашу. Разложив ее по мисочкам, она выхватила из кроватки первого попавшегося ребенка, загнула ему руки назад, привязала их полотенцем к туловищу и стала, как индюка, напихивать горячей кашей, ложку за ложкой, не оставляя ему времени глотать».

Многие женщины позже написали мемуары и книги про заключение в ГУЛАГе, среди них Хава Валович, Евгения Гинзбург, Нина Гаген-Торн, Тамара Петкевич и многие другие.

rus-news.net

Коммунистические пытки детей, женщин и пытки детьми в Соловецком концлагере


Ленин столкнул в кровавой схватке десятки миллионов людей, открыл Соловецкий лагерь особого назначения и содействовал совершению массовых убийств. Святой?..» — спрашивает Андрей Харитонов в газете «Куранты» (Москва, 02.04.1997).

Хвалебные совецкие словеса, а на практике?
  * * * * *
«Бережная изоляция идейных противников, трогательно возвещенная советской властью, весьма успешно достигает и иногда даже превышает «довоенные нормы» — царскую каторгу. Поставив себе ту же цель — уничтожение социалистов, и не смея делать это открыто, советская власть старается придать своей каторге приличный вид. Давая на бумаге кой-что, на деле лишают всего: а за то, что мы имеем, мы заплатили страшной ценой… если по краткости срока, количественно еще вы не догнали каторги, то качественно даже с излишком. Соловецкий расстрел — перед ним бледнеют и Якутская история и Романовская и все другие. В прошлом мы не знали избиения беременных женщин — избиение Козельцевой кончилось выкидышем…» (Е.Иванова. Заявление в Президиум ЦИК СССР. 12.07.1926. ЦА ФСБ РФ. Н-1789. Т. 59. Л. 253 об. Цит. по. Кн. Морозов К. Судебный процесс социалистов-революционеров и тюремное противостояние (1922-1926): этика и тактика противоборства. М.: РОССПЭН. 736c. 2005. )

  * * * * *

«Вспомнил такой случай. В 1929 году на Соловецком острове работал я на сельхозлагпункте. И вот однажды гнали мимо нас мамок. Так на Соловках называли женщин, которые рожали там ребенка. В пути одна из мамок занемогла, а так как время было к вечеру, конвой решил заночевать на нашем лагпункте. Поместили этих мамок в бане. Постели никакой не дали. На этих женщин и их детей страшно было смотреть; худые, в изодранной грязной одежде, по всему видать голодные. Я и говорю уголовнику Грише, который работал там скотником:
— Слушай, Гриша, ты же работаешь рядом с доярками. Поди, разживись у них молоком, а я пойду к ребятам, попрошу, что у кого есть из продуктов.

Пока я обходил барак, Григорий принес молода. Женщины поили им своих малышей. Сердечно благодарили они нас за молоко и хлеб. Конвоиру мы отдали две пачки махорки за то, что позволил нам сделать доброе дело. Потом мы узнали, что эти женщины и их дети, которых увезли на остров Анзер, все там погибли. Каким же извергом нужно быть, чтобы творить этот произвол. (Зинковщук Андрей. Узники Соловецких лагерей. Челябинск. Газета. 1993. 47 с.) http://www.solovki.ca/camp_20/woman.php

  * * * * *

Профессор И.С.: Большевизм в свете психопатологии

В июле месяце 1930 г. в Соловки был доставлен один заключенный, доцент-геолог Д., и помещен сразу же в нервно-психиатрическое отделение под наблюдение. Во время моего обхода отделения он внезапно набросился на меня и разорвал халат. Лицо его, в высшей степени одухотворенное, красивое, с выражением глубокой скорби, показалось мне настолько симпатичным, что я приветливо с ним заговорил, несмотря на его возбуждение. Узнав, что я обыкновенный заключенный врач, а не «врач-гепеушник», он со слезами стал просить у меня прощения. Я вызвал его в своей врачебный кабинет и по душам поговорил.

«Не знаю, здоровый я или сумасшедший?» — сказал он про себя

При исследовании я убедился, что он был душевно здоров, но, перенеся массу нравственных пыток, давал так называемые «истерические реакции». Трудно было бы не давать таких реакций после того, что он вытерпел. Жена его пожертвовала для спасения мужа своей женской честью, но была грубо обманута. Брат его, поднявший по этому поводу историю, был арестован и расстрелян. Сам Д., обвиняемый в «экономической контрреволюции», целую неделю допрашивался конвейером следователей, не дававших ему спать. Потом он сидел около двух лет в одиночной камере, причем последние месяцы в «камере смертников».

«Мой следователь сам застрелился, — закончил свой рассказ Д., — а меня, после десятимесячного испытания у профессора Оршанского, приговорили к 10 годам концлагеря и прислали в Соловки с предписанием держать в психоизоляторе, впредь до особого распоряжения»…

Из многочисленных рассказов Д. мне наиболее ярко запомнился один – о вдовом священнике (умершем в тюремной больнице), которого какой-то изувер-следователь заставлял отречься от Христа (!), мучая на его глазах детей – десяти- и тринадцатилетнего мальчиков. Священник не отрекся, а усиленно молился. И когда в самом начале пыток (им вывернули руки!) оба ребенка упали в обморок и их унесли – он решил, что они умерли, и благодарил Бога!

Выслушав этот рассказ в 1930 г., я подумал, что пытки детей и пытки детьми – единичный случай, исключение… Но впоследствии я убедился, что подобные пытки в СССР существуют. В 1931 г. мне пришлось сидеть в одной камере с профессором-экономистом В., к которому применяли «пытку детьми».

Но самый жуткий до кошмара случай таких пыток мне стал известен в 1933 году

Приведённая ко мне полная простая женщина лет 50 поразила меня своим взглядом: её глаза были полны ужаса, а лицо было каменное.

Когда мы остались вдвоем, она вдруг говорит, медленно, монотонно, как бы отсутствуя душой: «Я не сумасшедшая. Я была партийная, а теперь не хочу больше быть в партии!». И она рассказала о том, что ей пришлось пережить в последнее время. Будучи надзирательницей женского изолятора, она подслушала беседу двух следователей, из которых один похвалялся, что может заставить любого заключенного сказать и сделать всё, что захочет. В доказательство своего «всемогущества» он рассказал, как выиграл «пари», заставив одну мать переломить пальчик своему собственному годовалому ребенку.

Секрет был в том, что он ломал пальцы другому, 10-летнему её ребенку, обещая прекратить эту пытку, если мать сломает только один мизинчик годовалому крошке. Мать была привязана к крюку на стене. Когда её 10-летний сын закричал — «Ой, мамочка, не могу» — она не выдержала и сломала. А потом с ума сошла. И ребёнка своего маленького убила. Схватила за ножки и о каменную стену головкой хватила…

«Так вот я, как услышала это, — закончила свой рассказ надзирательница, — так я себе кипяток на голову вылила… Ведь я тоже мать. И у меня дети. И тоже 10 лет и 1 годик»…» (Профессор И.С. Большевизм в свете психопатологии. Журнал «Возрождение». Литературно-политические тетради. Под ред. С.П.Мельгунова. Изд. «La Renaissance». Париж. Т.6, 11-12.1949.) http://www.solovki.ca/camp_20/prof_is.php

* * * * *

Принуждение к сожительству

Когда домогательства наталкиваются на сопротивление, чекисты не гнушаются мстить своим жертвам. В конце 1924 г. на Соловки была прислана очень привлекательная девушка — полька лет семнадцати. Ее вместе с родителями приговорили к расстрелу за «шпионаж в пользу Польши». Родителей расстреляли. А девушке, поскольку она не достигла совершеннолетия, высшую меру наказания заменили ссылкой на Соловки на десять лет.

Девушка имела несчастье привлечь внимание Торопова. Но у нее хватило мужества отказаться от его отвратительного домогательства. В отместку Торопов приказал привести ее в комендатуру и, выдвинув ложную версию в «укрывательстве контрреволюционных документов», раздел донага и в присутствии всей лагерной охраны тщательно ощупал тело в тех местах, где, как ему казалось, лучше всего можно было упрятать документы.

В один из февральских дней в женском бараке появился очень пьяный чекист Попов в сопровождении еще нескольких чекистов (тоже пьяных). Он бесцеремонно влез в постель к мадам Икс, даме, принадлежащей к наивысшим кругам общества, сосланной на Соловки сроком на десять лет после расстрела мужа. Попов выволок ее из постели со словами: «Не хотите ли прогуляться с нами за проволоку?» — для женщин это означало быть изнасилованными. Мадам Икс, находилась в бреду до следующего утра.

Необразованных и полуобразованных женщин из контрреволюционной среды чекисты нещадно эксплуатировали. Особенно плачевна участь казачек, чьи мужья, отцы и братья расстреляны, а сами они сосланы. (Мальсагов Созерко. Адские острова: Сов. тюрьма на дальнем Севере: Пер. с англ. — Алма-Ата: Алма-ат. фил. агентства печати «НБ-Пресс», 127 с. 1991)
Положенiе женщин — поистинe отчаянное. Онe еще болeе безправны, чeм мужчины, и почти всe, независимо от своего происхожденiя, воспитанiя, привычек, вынуждены быстро опускаться. Онe — цeликом во власти администрацiи, которая взымает дань «натурой»… Женщины отдаются за пайки хлeба. В связи с этим страшное распространенiе венерических болeзней, наряду с цынгой и туберкулезом.» (Мельгунов Сергей. «Красный террор» в Россiи 1918-1923. Изд. 2ое дополненное. Берлин. 1924) 
  * * * * *

Сексуальные насилия над женщинами СЛОНа

Соловецкая «Детколония» официально называлась «Исправительно-трудовая колония для правонарушителей младших возрастов от 25 лет». В этой «Детколонии» было зарегистрировано «детское правонарушение» — групповое изнасилование девочек-подростков (1929).

«Однажды мне пришлось присутствовать при судебно-медицинском вскрытии трупа одной девушки из заключенных, вынутой из воды, со связанными руками и камнем на шее. Дело оказалось сугубо секретное: групповое изнасилование и убийство, совершенное заключенными стрелками ВОХР (военизированная охрана, куда набирались заключенные, прежде, на свободе, работавшие в карательных органах ГПУ) под предводительством их начальника-чекиста. Мне пришлось «беседовать» с этим монстром. Он оказался садистом-истериком, бывшим начальником тюрьмы.»
(Профессор И.С. Большевизм в свете психопатологии. Журнал «Возрождение». №9. Париж. 1949. Цит. по публ. Бориса Камова. Ж. «Шпион», 1993. Вып.1. Москва, 1993. С.81-89 — События, рассказанные профессором И.С., происходили в городе Лодейное Поле, где находилось главное управление Свирских лагерей — части лагерей в составе Беломорско-Балтийских ИТЛ и СЛОНа. В качестве эксперта-психиатра проф. И.С. неоднократно проводил экспертизы сотрудников и заключенных этих лагерей…)

Женщины в Голгофском скиту

«Женщины! Где ярче контрасты (столь любимые мною!), чем на наших многодумных островах? Женщины в Голгофском скиту!

Их лица – зеркало ночных московских улиц. Шафранный цвет их щек – чадный свет притонов, тусклые безразличные глаза – оконца хаз и малин. Они приехали сюда с Хитрого, с Рваного, с Цветного. В них еще живо смрадное дыхание этих выгребных ям огромного города. Они еще кривят лицо в приветливо-кокетливой улыбке и со сладострастно-зазывной развальцей проходят мимо вас. Их головы повязаны платками. У висков с обезоруживающей кокетливостью локоны-пейсики, остатки от стриженных волос. Их губы алы. Об этой алости поведает вам угрюмый канцелярист, запирающий красные чернила на замок. Они смеются. Они беззаботны. Кругом зелень, море, как пламенный жемчуг, в небе самоцветные ткани. Они смеются. Они беззаботны. Ибо зачем заботиться им, бедным дочерям безжалостного большого города?

На склоне горы погост. Под бурыми крестами и плитами – схимники. На крестах череп и две кости.» (Цвибельфиш. На острове на Анзере. Журнал «Соловецкие острова», №7, 07.1926. С.3-9). http://www.solovki.ca/camp_20/woman_moral.php

* * * * *

«Санитария и гигиена»

«…среди мусора я обгоревшего камня, помещается так называемая «центро-кухня», в которой варят для заключенных «обеды»… Подходя к «центро-кухне» необходимо зажимать пальцами нос, такой смрад и вонь идет постоянно из этой клоаки. Достоин увековечения тот факт, что рядом с «центро-кухней», в тех же руинах сгоревшего «Настоятельского корпуса», уголовный элемент заключенных устроил уборную, которая — вполне официально — называется «центро-сортиром». Заключенных, теряющих в Соловках человеческий вид, такое соседство не тревожит… Дальше, рядом с «центро-сортиром», помещается так называемая «каптерка» — склад пищевых продуктов» (А.Клингер. Соловецкая каторга. Записки бежавшего. Кн. «Архив русских революций». Изд-во Г.В.Гессена. XIX. Берлин. 1928.)
«В общую же баню интеллигентные заключенные избегают ходить, ибо она является рассадником вшей и заразных болезней. Я вывел заключение, что чекисты намеренно поддерживают и развивают ужасающую грязь и вонь в этой бане, не брезгуя ничем для достижения заветной цели ГПУ: возможно скорее свести в могилу всех соловецких узников.»(А.Клингер. Соловецкая каторга. Записки бежавшего. Кн. «Архив русских революций». Изд-во Г.В.Гессена. XIX. Берлин. 1928.)

* * * * *
«Сам факт существования каннибалов в СССР бесил Компартию больше, чем появление голодомора. Людоедов старательно выискивали по селам и зачастую уничтожали на месте. Запуганные и обессиленные крестьяне сами бывало показывали друг на друга, не имея на то достаточных доказательств. Каннибалов или обвиненных в каннибализме не судили и никуда не вывозили, а выводили за село и там кончали. В первую очередь это касалось мужчин — их не жалели ни при каких условиях.» Ярослав Тинченко. «Киевские ведомости», Киев, 13.09.2000.
Ленинизм в действии: в России людоедство, а фермеры Германии кормят зерном свиней…
(Записки Соловецкого узника)

«Борейша впервые услышал это пружинистое слово «демпинг». Он тогда пошел к знакомому руководящему товарищу за разъяснениями, и тот разъяснил: «Для индустриализации нужна валюта. Любой ценой. Поэтому вывозим в Европу продукты. По дешевке. Потом сильными станем – все с них обратно сдерем. Без жертв мировую революцию не сделать».

Павлу полегчало, но тут его направили с агитбригадой в рейд по селам. Он не только видел брошенные хаты и трупы на дорогах, но и обезумевшую от голода колхозницу, съевшую своего двухлетнего ребенка.

Это был 32-й год. Борейша написал статью об увиденном «Людоедство и демпинговые цены». Статью, конечно, признали крамольной. Павла арестовали и приговорили к восьми годам. Он бежал из материкового лагеря в 34-м году, был вскоре пойман, получил добавку с отбыванием срока в Соловках. (Чирков Юрий. А было все так… Изд-во «Политиздат», Москва, 1991.)

Сначала их вынудили съесть своих детей, потом отправили в Cоловецкий лагерь

«С людоедками-женщинами, по крайней мере с некоторой их частью, поступили несколько иначе. Поскольку рожать детей кому-то все же надо было, людоедок партийцы решили… «перевоспитать» после того, как сами же вынудили есть своих детей. Как это происходило? Было собрано несколько этапов женщин, которых по 70-100 человек отправили из Малороссии по разным лагерям СССР. Один из таких этапов попал на Соловки, и о нем сохранились более или менее подробные сведения.

Партия почти из ста женщин, обвиненных в каннибализме и осужденных за это на 10 лет заключения, прибыла в Соловецкий лагерь в 1934 году. Сажать такую толпу людоедок вместе с остальными заключенными руководство лагеря побоялось, а посему отправило их на одну из дальних зон — на остров Муксолма. Здесь их разместили в отдельном здании -добротном каменном корпусе, где раньше жили монахи.

Все людоедки болели и жестоко страдали, не говоря о тяжелых психических расстройствах. Почти у всех были асциты — водянка живота — последствия цирроза печени и мочеиспускательной системы. Они подолгу лежали, и их часто рвало. Надзора за этими несчастными женщинами не существовало практически никакого. На острове был лишь фельдшер да одна-две медсестры из заключенных, попавшие туда в наказание. О лекарствах говорить также не приходилось.

Буйные людоедки, в основном из числа потерявших рассудок уже при переезде в лагерь (иначе они были бы уничтожены еще на местах), содержались в специальном лазарете для психически больных…

Судьба этих несчастных, помилованных ОГПУ в 1933 году, оказалась незавидной. Большая их часть, судя по всему, умерла от тяжелых болезней в первые же годы заключения. Остальные, по мнению знатоков истории Соловецкого лагеря, просто рассосались в общей среде заключенных женщин, где не смели заикаться о своем прошлом: их бы просто убили сокамерницы. Но не исключено, что они были уничтожены каким-либо иным способом.

Так трагедия голодомора 1933-го продолжалась в различных формах еще долгие годы, в том числе и в виде террора над теми, кто этот голод пережил, пусть даже и ценою жизни других.» (Ярослав Тинченко. Людоедки на Соловецких островах. Газета «Киевские ведомости», Киев, 13.09.2000)

  * * * * *
Многочисленные случаи каннибализма в результате устроенных Лениным и коммунистами первого и следующих голодоморов 1921-23 и 1932-33 г.г. также «счастливо» продолжились и в результате очередного голодомора 1946-48 г.г., вспоминаем и восхищаемся, например:

Спецсообщение секретно-политического отдела ОГПУ о продзатруднениях в отдельных районах Северо-Кавказского края (смертность, людоедство, трупоедство).
7 марта 1933 г.
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 11. Д. 42. Л. 62, 63, 64. Заверенная копия.
Выдержки из документа:

Стр.1
По далеко не полным данным в этих районах учтено:
Опухших от голода — 1742 чел..
заболевших от голода — 898 «
умерших от голода — 740 «
Случаев людоедства и трупоедства — 10 «

Стр.2
ЕЙСКИЙ РАЙОН. Станица Должанская — 22/II комиссия по оказанию помощи продовольствием, произведя обследование, установила, что тр.Г**** употребила в пищу труп совей умершей сестры. На допросе Г**** заявила, что на протяжении месяца она питалась различными отбросами, не имея даже овощей и что употребление в пищу человеческого трупа было вызвано голодом.

В той-же станице установлено, что гр.Д*** оставшись после смерти отца и матери с малолетними сестрами и братьями питался мясом умерших от голода братьев и сестер  … ещё раз о советском людоедстве — сканы архивных документов

или  «О людоедстве в послевоенной Одессе» https://allin777.livejournal.com/382325.html

harmfulgrumpy.livejournal.com

Что происходило с женщинами в ГУЛАГЕ: историки бледнеют

Что происходило с женщинами в ГУЛАГЕ: историки бледнеют

В печально известном ГУЛАГе процент женщин был гораздо ниже, чем мужчин. Основную массу всех заключенных женского пола составляли жены, дочери и сестры врагов народа, а не преступницы. Как же жили женщины в ГУЛАГе, разберемся.

У заключенных женского пола не было ничего, что ставило бы их в привилегированное положение на фоне мужчин. Работали все наравне, пайки тоже были одинаковые, баланда ничем не отличалась. Но было кое-что, в чем дамы были явно ущемлены.

Пытки женщин в ГУЛАГе:

Начнем с того, что многие лагеря не предусматривали разделение мужчин и женщин – они жили на одной территории. Конечно, процент изнасилований в таких местах был невообразимого размера. Как правило, насильником выступал осужденный за уголовное преступление, не за политическое.

Очень часто совершались групповые изнасилования, а есть случаи участия даже руководства лагеря. Если женщина сама соглашалась ублажать мужиков, ей давали еду получше, чем другим, то же было в вопросе работы.

Немало случаев, когда в лагерях рождались дети, некоторые женщины рожали даже в пути к лагерю. Да, в таких случаях были предусмотрены послабления, но чаще всего незначительные – перерыв три раза в день для кормления ребенка, были и амнистии, но такие случаи можно перечесть по пальцам.

В своем большинстве плохо жили и мать, и малыш. Никаких условий для нормального роста и развития ребенка в лагере не было и быть не могла.

Рассказ женщины из ГУЛАГа:

«Нас было три мамы. Нам выделили небольшую комнатку в бараке. Клопы здесь сыпались с потолка и со стен как песок. Все ночи напролет мы их обирали с детей. А днем – на работу, поручив малышей какой-нибудь актированной старушке, которая съедала оставленную детям еду. Целый год я ночами стояла у постельки ребенка, обирала клопов и молилась. Молилась, чтобы бог продлил мои муки хоть на сто лет, но не разлучал с дочкой.

Чтобы, пусть нищей, пусть калекой, выпустил из заключения вместе с ней. Чтобы я могла, ползая в ногах у людей и выпрашивая подаяние, вырастить и воспитать ее. Но бог не откликнулся на мои молитвы.

Едва только ребенок стал ходить, едва только я услышала от него первые, ласкающие слух, такие чудесные слова – «мама», «мамыця», как нас в зимнюю стужу, одетых в отрепья, посадили в теплушку и повезли в «мамочный» лагерь, где моя ангелоподобная толстушка с золотыми кудряшками вскоре превратилась в бледненькую тень с синими кругами под глазами и запекшимися губками», – вот, что рассказала об этом трудном времени одна из заключенных Хава Волович.

Тот лагерь для мам, о котором говорит Хава, это место, где детей отдают неким няням, а они уже смотрят за ними по своему усмотрению. По воспоминаниям той же арестантки, это было так: «Видела, как в семь часов утра няньки делали побудку малышам. Тычками, пинками поднимали их из не нагретых постелей.

Как выживали женщины в ГУЛАГе:

Толкая детей в спинки кулаками и осыпая грубой бранью, меняли распашонки, подмывали ледяной водой. А малыши даже плакать не смели. Они только кряхтели по-стариковски и – гукали. Это страшное гуканье целыми днями неслось из детских кроваток.

Дети, которым полагалось уже сидеть или ползать, лежали на спинках, поджав ножки к животу, и издавали эти странные звуки, похожие на приглушенный голубиный стон».

Можете себе представить, на семнадцать малышей была всего одна няня. На протяжении всего дня эта женщина всех кормила, мыла, одевала, убирала в комнате. Таким образом, няньки пытались делать все как можно быстрей.

После того, как каша была готова, ее приносили в комнату, разделяли по мискам и начинали в прямом смысле пичкать детей. Так, ребенку связывали руки полотенцем и вставляли в рот ложку с горячей кашей, ему даже не давали времени проглотить еду.

Хава Валович после окончания этого ада написала мемуары о том, как жила в ГУЛАГе. Так поступили многие женщины, ведь их дни в лагере можно сравнить с самым драматичным сценарием к фильму.

Сегодня можно познакомиться с работами Евгении Гинзбург, Нины Гаген-Торн, Тамары Петкевич и некоторых других бывших арестанток.

Похожие статьи:

fanada.ru

Женщины в ГУЛАГе: вот как они выживали в этом аду

Женщины в ГУЛАГе: вот как они выживали в этом аду

5 (100%) 1 vote
Женщины в ГУЛАГе: вот как они выживали в этом аду

 

Женщин в ГУЛАГе было меньше, чем мужчин. В основном, это были жены, дочери и сестры врагов народа. Многие думают, что женщинам в ГУЛАГе было легче, чем мужчинам, хотя это не так.

 

Никаких отдельных нормативов для женщин не было. Они работали наравне с мужчинами, получали такие же пайки, ели ту же самую баланду и никаких привилегий при перевозке у них не было. Хотя все равно нельзя сказать, что лагерный опыт у мужчин и женщин был одинаковый.

Не во всех лагерях мужчины и женщины были разделены. В «смешанных» лагерях был высокий процент изнасилований. Многие подвергались неоднократному и групповому насилию. Обычно насильниками были не политические, а уголовные заключенные. Иногда были случаи насилия со стороны лагерного начальства. За секс заключенные получали более вкусную еду, лучшую работу или другие послабления.

Как женщины рожали в ГУЛАГе?

Многие женщины рожали или по дороге в лагерь или в лагере. Иногда заключенным казалось, что после рождения ребенка или в период беременности могут быть какие-то послабления, некоторые хотели родить близкого человека. Конечно, некоторые поблажки были: от трех перерывов вдень на кормление грудью ребенка до года до редкой амнистии. Но в основном, условия жизни ребенка и матери были плохими.

Из воспоминаний арестантки Хавы Волович: «Нас было три мамы. Нам выделили небольшую комнатку в бараке. Клопы здесь сыпались с потолка и со стен как песок. Все ночи напролет мы их обирали с детей. А днем — на работу, поручив малышей какой-нибудь актированной старушке, которая съедала оставленную детям еду.

Целый год я ночами стояла у постельки ребенка, обирала клопов и молилась. Молилась, чтобы бог продлил мои муки хоть на сто лет, но не разлучал с дочкой. Чтобы, пусть нищей, пусть калекой, выпустил из заключения вместе с ней. Чтобы я могла, ползая в ногах у людей и выпрашивая подаяние, вырастить и воспитать ее. Но бог не откликнулся на мои молитвы.

Едва только ребенок стал ходить, едва только я услышала от него первые, ласкающие слух, такие чудесные слова — «мама», «мамыця», как нас в зимнюю стужу, одетых в отрепья, посадили в теплушку и повезли в «мамочный» лагерь, где моя ангелоподобная толстушка с золотыми кудряшками вскоре превратилась в бледненькую тень с синими кругами под глазами и запекшимися губками».

В «мамочном лагере» няням было все равно на детей: «Видела, как в семь часов утра няньки делали побудку малышам. Тычками, пинками поднимали их из ненагретых постелей. <…> Толкая детей в спинки кулаками и осыпая грубой бранью, меняли распашонки, подмывали ледяной водой. А малыши даже плакать не смели. Они только кряхтели по-стариковски и — гукали. Это страшное гуканье целыми днями неслось из детских кроваток. Дети, которым полагалось уже сидеть или ползать, лежали на спинках, поджав ножки к животу, и издавали эти странные звуки, похожие на приглушенный голубиный стон.

На семнадцать детей приходилась одна няня, которая должна была кормить, мыть, одевать детей и содержать палату в чистоте. Она старалась облегчить себе задачу: из кухни няня принесла пылающую жаром кашу. Разложив ее по мисочкам, она выхватила из кроватки первого попавшегося ребенка, загнула ему руки назад, привязала их полотенцем к туловищу и стала, как индюка, напихивать горячей кашей, ложку за ложкой, не оставляя ему времени глотать».

Многие женщины позже написали мемуары и книги про заключение в ГУЛАГе, среди них Хава Валович, Евгения Гинзбург, Нина Гаген-Торн, Тамара Петкевич и многие другие.

infovzor.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *