37-мм авиационная пушка Ш-37. — Российская авиация
37-мм авиационная пушка Ш-37 (ШФК-37, МПШ-37).
Разработчик: Шпитальный
Страна: СССР
Начало разработки: 1935 г.
Начало испытаний: 1936 г.
В 1935 году Постановлением Совета Труда и Обороны конструктору-оружейнику Б.Г.Шпитальному и заводу № 8 им. Калинина было поручено к концу года разработать 37-мм автоматическую пушку. В 1936 году группой ОКБ-15 в составе Е.В.Чарнко, И.А.Комарицкого, Л.В.Люльева и В.И.Шелкова под общим руководством Б.Г.Шпитального была разработана автоматическая пушка. Для реализации и изготовления опытных образцов пушки проект был передан в ОКБ-2 в Коврове. К осени 1937 года был изготовлен опытный образец орудия.
Автоматика 37-мм автоматической пушки ОКБ-2 работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Автоматика обеспечивала техническую скорострельность до 300 выстр/мин. Питание автомата производилось из магазина барабанного типа, емкостью 6 новых унитарных «безфланцевых» патронов 37 х 252. Позднее емкость магазина была уменьшена до 5 выстрелов. Пушка имела быстросъемный ствол-моноблок с навинтным казенником. К одной из конструктивных особенностей этой пушки относился очень мощный щелевой тормоз активного действия. Благодаря такому решению тормоза, конструкторы смогли отказаться от тормоза отката, оставив только наружный накатник.
Опытная 37-мм пушка поступила на НИАП из ОКБ-2 18 сентября 1936 года. Сформированная комиссия провела испытания на полигоне в период с 23 сентября по 11 октября.
Одним из первых вариантов применения 37-мм автоматического орудия ОКБ-2 Шпитального — было использование его в качестве танковой пушки. Это сулило резкое повышение огневой мощи танков. Летом 1937 года опытный экземпляр автомата Шпитального установили в штатной башне танка Т-26. Из танка провели следующие виды стрельб: баллистические, на меткость, по щитам на 500 и 1000 м в начале испытания, на действительные дистанции по 20- и 30-мм бронеплитам. 37-мм автоматическая пушка в Т-26 произвела 191 выстрел. Однако, развития проект танковой системы не получил. Два человека в башне вместе с этим орудием помещались, но работа заряжающего была слишком сложной: замена 5-зарядного магазина весом в 17,3 килограмма была физически тяжелым делом, да и та получалась только при строго горизонтальном положении орудия. Иначе работать рукояткой перезаряжания мешал погон башни.
Экспериментальная установка автомата Шпитального на танке Т-26.
Изрядной проблемой было то, что при стрельбе очередями в башню поступало большое количество пороховых газов, а иногда прорывалось и пламя от недогоревшего заряда. После двух десятков выстрелов в башне находиться было уже невозможно. Эти моменты, на первых порах поставили крест на проекте такой САУ.
Однако потенциал орудия был несомненен. С марта 1938 года на заводе № 8 им. Калинина проводились работы по изготовлению на базе конструкции Шпитального опытной партии зенитных пушек, получивших обозначение 100-К.
37-мм зенитный автомат 100-К.
Одновременно на том же заводе Калинина проводились работы по копированию шведского 40-мм автомата Бофорс, на базе которого под руководством М.Н.Логинова были разработаны два типа зенитных автоматов — 45-мм ЗИК-45 (позже получившей индекс 49-К) и 37-мм ЗИК-37 (позднее изменённый на 61-К).
37-мм зенитный автомат 61-К.
В дальнейшем, в рамках сравнительных испытаний с советскими версиями «Бофорса», автомат Шпитального 100-К был смонтирован на унифицерованном двухосном лафете, заимствованном из шведской системы.
В апреле-мае 1938 года пушка 100-К успешно прошла заводские испытания. Задержки при стрельбе происходили только из-за неполной отдачи (0,24%) и недосылке патрона (1,15%), что было обусловлено чрезмерным перегревом ствола только при длине непрерывной очереди свыше 120 выстрелов.
К лету 1938 года была изготовлена опытная серия из 20 орудий. В июле 1938 года новая 37-мм зенитная пушка была отправлена на Научно-исследовательский зенитный артиллерийский полигон для проведения полигонных испытаний.
Согласно отчету комиссии от 25 декабря 1938 года 37-мм зенитное орудие 100-К удовлетворяло предъявленным требованиям, но его конструкция еще требовала доработки, в то время, как разработка 37-мм автомата М.Н.Логинова ЗИК-37 , фактически являвшаяся копией знаменитого «Бофорса», переработанного под патрон Шпитального, с несколько измененной «полуфланцевой гильзой 37х252SR, более удобной для обойменного заряжения, представлялся гораздо лучше отработанным, что и определило выбор в его пользу.
В 1939 году автомат ЗИК-37 был принят на вооружение, и под обозначением 61-К выпускался долгие годы в десятках модификаций, а работы над автоматом 100-К были прекращены.
Тем не менее, история 37-мм автомата Шпитального на этом не закончилась.
В первых числах февраля 1936 года на одном из заседаний Правительства у известного авиаконструктора Н.Н.Поликарпова состоялась беседа с Б.Г.Шпитальным, который сообщил ему, что в руководимом им ОКБ-15 создана мощная автоматическая пушка калибра 37 мм с большой начальной скоростью. В свою очередь, Поликарпов сообщил Шпитальному, что у него имеется схема самолета с исключительно хорошими аэродинамическими данными, которая вполне обеспечивает создание пушечного самолета, предназначенного для борьбы с танковыми соединениями — воздушного истребителя танков.
Таким образом, идея нового самолета, по выражению Б.Г.Шпитального явилась «синтезом всех достижений по автоматическому оружию, исследований Поликарпова по аэродинамике самолетов и группы тов. Поликарпова — по установочным работам автоматического оружия».
Вскоре после этой встречи Поликарповым на заводе № 39 было разработано три варианта самолета ВИТ — «воздушного истребителя танков», основу вооружения которого составляли две расположенные в корне крыла 37-мм пушки Шпитального, получивших обозначение Ш-37 или ШФК-37 (Шпитального, фюзеляжно-крыльевая калибра 37 мм).
Конструктивно повторяющие схему зенитного автомата 100-К, в авиационном исполнении пушки Ш-37, представляли собой оружие с газоотводной схемой автоматики. Шток газового поршня в задней ее части заканчивался ползуном, имеющем снизу ряд зубцов, входящих с зубцами на затворе в закрытом его положении. В момент выстрела, отводимые из ствола газы через шток газового поршня и ползун отводили назад затвор на некоторое расстояние. После чего, ползун, продолжая движение назад, двигаясь по криволинейному копиру, разблокировал затвор, который продолжал движение назад под действием остаточной энергии выстрела, передаваемой через гильзу. Избыточная энергия выстрела гасилась возвратной пружиной и пружинным буфером.
Излишне мощный для авиапушки патрон 37 х 252 зенитного орудия был переработан. Гильза и соответственно, мощность порохового заряда была уменьшена до 198 мм с неизменным снарядом массой 0,7 кг. Практически заимствованный из проекта зенитки магазин барабанного типа, вмещал 5 снарядов. Из проекта зенитного автомата 100-К был также, практически без изменений, заимствован ствол, укороченный до 2060 мм, что предопределило хорошую баллистику и высокую начальную скорость снаряда — около 900 м/с. Вследствие менее мощного снаряда был лишь переработан дульный тормоз. Общая длина авиапушки Шпитального составляла около 3.5 метров. Масса орудия превышала 370 кг, что было не мало.
К сожалению, на настоящее время сохранилось весьма мало информации о разработках Б.Г.Шпитального конца 30-х — начала 40-х годов. По всей видимости, большие габариты и масса пушки ШФК-37 явились следствием своего рода импровизации конструктора, после проигрыша в конкурсе зениток, попытавшегося «пристроить» свое детище в авиацию, где Шпитальный имел бесспорный авторитет у высшего руководства страны. Поэтому, Борис Гаврилович, особо «не парился» попытками адаптировать 3-метровый зенитный автомат весом в треть тонны под реалии авиации того периода. В оправдание можно, правда, отметить, что на тот момент в мире еще не было опыта создания авиапушек такого калибра. Можно, конечно, возразить, что даже в 1-ю Мировую тогдашние фанерно-тряпичные Фарманы, Вуазены и Капрони летали с пушками Гочкисс, Пюто и Терни, калибра 25, 37 и даже 47 мм, но это были лишь адаптации пехотных пушек с ручным заряжением маломощных снарядов. В 20-е годы в ряде стран экспериментировали и с автоматическими пушками большого калибра, но и тогда эти разработки представляли собой маломощные системы, как правило, с длинным откатом ствола, и малой начальной скоростью предельно ослабленного патрона, то есть, по сути, опять же, не вполне полноценные авиапушки. Так что, в этом плане конструкция Шпитального была, пожалуй, пионерской. В пушке ШФК-37 присутствовали все характерные признаки классической авиапушки — газоотводный принцип автоматики, потенциально позволявшей получить высокую скорострельность, полноценный патрон большой мощности, высокую начальную скорость. Несколько портила картину магазинная схема боепитания малой емкости, но, как показали дальнейшие события, с этой проблемой Шпитальный справился, увеличив емкость магазина на последующих модификациях своей системы.
К концу 1937 года Поликарпов закончил свой ударный самолет ВИТ-1, который также планировался и в качестве истребителя МПИ. Как уже отмечалось выше, основу вооружения этого изящного двухмоторного самолета составляла пара 37-мм пушек ШФК-37, установленные в центроплане крыла вплотную к фюзеляжу. По проекту боекомплект каждого орудия предполагал по 50 патронов в 10 магазинах, которые должны были подаваться к пушкам электрическим элеватором. Однако замена тяжелых магазинов предполагалась лишь вручную, воздушным стрелком, сидевшем в задней кабине и обслуживающего хвостовой турельный пулемет. Работа не из простых, над сказать. Казенная часть пушки располагалась в самом низу и стрелку необходимо было постоянно метаться от борта к борту, перезаряжая пушки, и при этом еще и контролировать заднюю полусферу.
Осенью 1937 года ВИТ-1 впервые поднялся в воздух. Одновременно, испытывались и пушки Шпитального, установленные на «противотанковом истребителе» Поликарпова. В период с 13 июля 1938 года по 31 июля 1939 года пушки ШФК-37, в основном, успешно прошли полигонные испытания на самолете ВИТ-1 в НИПАВ ВВС КА.
Цели испытаний пушки определялись следующим образом:
«- Выявить боевые качества 37-мм пушки в условиях ВВС.
— Определить баллистические данные снаряда 37 мм пушки ОКБ-15.
— Определить безотказность работы автоматики пушки и ее эксплуатационные особенности.
— Определить возможность принятия пушки на вооружение ВВС…»
Ударный самолет ВИТ-1 с двумя пушками ШФК-37.
В отчете отмечалось, что 37-мм автоматическая магазинная пушка ОКБ-15 по своему устройству является оригинальной и простой в обращении конструкцией. И надо сказать, что боевые характеристики пушки впечатляли. В боекомплект ее входили бронебойно-зажигательно-трассирующие (БЗТ-37) и осколочно-зажигательно-трассирующие (ОЗТ-37) снаряды. При весе патрона в 1280 г вес снаряда пушки составлял 735 гр. при весе взрывчатого вещества в осколочно-зажигательном снаряде — 37 г.
Разрушительный эффект при стрельбе по установленной на земле авиационной технике был значительно выше (примерно, в 4-5 раз), чем при стрельбе из пушек ШВАК.
Так, снаряд бронебойно-зажигательным снарядом обеспечивал пробитие танковой брони толщиной до 30 мм при углах встречи до 45° с дистанций не более 500 м, броню толщиной 15-16 мм снаряд пробивал (или проламывал) при углах встречи не более 60° на тех же дистанциях. Броня толщиной 50 мм пробивалась снарядом БЗТ-37 с дистанций не более 200 м при углах встречи не превышающих 5°.
Осколочный же снаряд к пушке ШФК-37 ОЗТ-37 пробивал танковую броню толщиной не более 15 мм с дистанций, не превышающих 200 м при углах встречи близких к нормали.
Бронепробиваемость снарядов к пушке ШВАК была существенно ниже — БЗ-20 с дистанции не более 400 м мог пробить броню не более 15 мм в конусе 5°.
Стрельба из ШФК-37 производилась как на земле, так и в воздухе. Сама пушка весила 375 кг. Средний темп стрельбы был достаточно высоким — 189 выстрелов в минуту. Высокой была и начальная скорость снаряда — 894 м/с
На земле было произведено 1135 выстрелов из пушек, установленных на борту самолета и 978 выстрелов из пушек, установленных на специальном лафете. В воздухе с самолета было произведено 57 выстрелов. Причем стрельба велась как с горизонтального полета на приборной скорости 240 км/ч, так и на пикировании под углом до 35°, очередями по 3-5 снарядов. Отмечалась высокая кучность стрельбы.
Среднее боковое и вертикальное рассеивание с дистанции 400 м при стрельбе короткими очередями (3-4 выстрела в очереди) на земле составляло 47 см.
Число задержек не превышало 1%. Были разрушения отдельных деталей пушки, но в целом надежность пушки была признана достаточно высокой. В качестве основного недостатка отмечался относительно большой вес пушки и отсутствие ленточного питания.
При стрельбе в полете из обеих пушек выявилась такая особенность как «ощущение стопорения в поступательном движении». При стрельбе из одной пушки самолет разворачивался в сторону стреляющей пушки. Естественно, что это должно было сказаться на точности стрельбы при длинной очереди. Дело в том, что отдача пушек была соизмерима с тягой ВМГ. Надо сказать, что с этой проблемой в той или иной мере пришлось столкнуться всем разработчикам противотанковых самолетов, которые создавались в последующем.
Программа полигонных летных испытаний полностью не была закончена, вследствие того, что конструкция самолета ВИТ-1 была недоработанной и полеты на нем, по мнению летчика-испытателя полигона, были опасны. Дальнейшие испытания проводились на второй версии машины — ВИТ-2, однако в 1939 году программа «истребителя танков» была свернута в пользу проектов пикирующего бомбардировщика.
К слову сказать, удивительно, но во второй половине 30-х годов таких разных людей — интеллигента старой закалки Н.Н.Поликарпова и напористого и не признающего авторитетов Б.Г.Шпитального связывала если не дружба, то, во всяком случае, взаимное уважение. 37-мм пушки ШФК «примерялись» на более поздние проекты Поликарпова — тяжелый двухмоторный истребитель ТИС, одномоторный ИТП, разработанные уже после начала войны. Впрочем, эти проекты «Короля истребителей» остались лишь опытными машинами, не принятыми на вооружение.
Однако, это не означало конец пушки Шпитального. Вплоть до начала 1941 года пушка ШФК-37 была, по сути, полуэкспериментальной. Хотя ее и выпускали в небольших количествах на Ижевском заводе № 74, но она не находила применения на самолетах межвоенного периода. Новую жизнь в нее вдохнул проект бронированного штурмовика Ильюшина. Задержки с доводкой 23-мм пушек МП-6 и ВЯ, а также малая мощность 20-мм ШВАК, установленных на первых Ил-2, заставили обратить внимание на мощную 37-мм пушку Шпитального.
К 1941 году конструкция пушки была несколько облегчена, но, тем не менее, ее масса все равно превышала 300 кг. Была также изменена компоновка пушки. Один мощный газовый цилиндр был заменен на два более компактных, расположенных ниже оси ствола. 5-зарядный съемный барабанный магазин был заменен открытым емкостью 40 выстрелов. Магазин, патроны в котором располагались в цилиндрических держателях по кольцу, вставлялся сверху приемника, охватывая его с двух сторон. Характерной особенностью такого магазина было то, что стреляные гильзы, не экстрагировались за пределы пушки, а укладывались обратно в держатели магазина.
Авиационная пушка ШФК-37 с магазином на 40 выстрелов.
Большие габаритные размеры пушек ШФК-37 и магазинное питание определили их размещение в обтекателях под крылом штурмовика Ил-2. Из-за установки на пушке большого магазина ее пришлось сильно опустить вниз относительно плоскости крыла. что не только усложнило конструкцию крепления пушки к крылу (пушка крепилась на амортизаторе и при стрельбе перемещалась вместе с магазином), но и потребовало сделать для нее громоздкие с большим поперечным сечением обтекатели.
Государственные испытания Ил-2 (заводской № 181404) с ШФК-37 с целью выявления его летных данных проводились в НИИ ВВС КА с 23 сентября по 12 октября 1941 года. Всего по программе испытаний (ведущий инженер — военинженер 3-го ранга Холопов, ведущий летчик — м-р Стадник) было выполнено 24 полета с общим налетом 10 часов 6 мин.
Штурмовик Ил-2 ШФК-37.
Госиспытания показали, что летные данные Ил-2 с крупнокалиберными авиапушками ШФК-37, по сравнению с обычным серийным одноместным Ил-2 с пушками ШВАК или ВЯ, заметно снизились. Самолет стал более инертным и сложным в технике пилотирования, особенно на виражах и разворотах на малой высоте. На больших скоростях ухудшилась маневренность. Летчики жаловались на значительные нагрузки на рули при выполнении маневров. Тем не менее, результаты летных испытаний нового штурмовика были признаны в целом удовлетворительными.
Проведенные в НИП АВ ВВС КА стрельбы с воздуха из пушки ШФК-37 по трофейной немецкой бронетехнике показали, что снаряд БЗТ-37 обеспечивал поражение немецких легких танков типа Pz.38(t) Ausf С и Pz.ll Ausf F с дистанций до 500 м с любого направления и при любых углах планирования. Причем попадание снарядов в эти танки давало проломы брони и сквозные пробития через оба борта корпуса танков.
Поражение же средних немецких танков типа StuG III Ausf Е и Pz.III Ausf G, a также танка Pz.38(t) Ausf E с усиленным бронированием с толщиной брони на бортах до 30 мм обеспечивалось снарядом БЗТ-37 с дистанций не более 500 м, но при углах планирования не более 30°. При этом атаку танков этих типов необходимо было производить в бок колонны или вдоль нее с хвоста, ведя стрельбу по борту или по задней части корпуса и башни танков.
На испытаниях из 33 прямых попаданий в средний танк Pz.III Ausf G и легкие танки Pz.II Ausf F и Pz.38(t) Ausf С имели место только 24 пробоины, из которых 17 пробоин оказались в броне толщиной 30 мм, 1 рикошет от 16-мм брони, когда угол встречи снаряда с броней составил 75-80°, и остальные пробоины — в 15-16-мм броне. При этом 51,5% попаданий снарядов пушки ШФК-37 по среднему танку и 70% попаданий по легкому танку выводили их из строя.
Попадания 37-мм снарядов в ролики, колеса и другие детали ходовой части танков наносили им существенные разрушения, как правило, выводящие танк из строя.
В отчете по полигонным испытаниям пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 особо отмечалось, что летный состав должен быть хорошо натренирован в ведении прицельного огня короткими очередями (2-3 снаряда в очереди) по малоразмерным целям типа отдельный танк, автомашина и т.д. То есть для успешного применения Ил-2 с пушками ШФК-37 летчик-штурмовик должен был иметь отличную стрелковую и летную подготовку.
Дело в том, что прицельная стрельба из пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 была в значительной степени затруднена вследствие сильной отдачи пушек при стрельбе и несинхронности в их работе. Последнее, из-за большого разноса пушек относительно центра масс самолета, а также вследствие недостаточной жесткости крепления пушечной установки, приводило к тому, что штурмовик при стрельбе испытывал сильные толчки, «клевки» и сбивался с линии прицеливания, а это в свою очередь, с учетом недостаточной продольной устойчивости «Ила», приводило к значительному рассеиванию снарядов и резкому снижению (примерно в 4 раза) точности стрельбы. Стрельба же из одной пушки была совершенно невозможной. Штурмовик сразу же разворачивался в сторону стреляющей пушки так, что ввести поправку в прицеливание не представлялось возможным. Попадание в цель в этом случае могло быть только первым снарядом.
Тем не менее, общий вывод по испытаниям состоял в том, что штурмовик Ил-2 с пушками ШФК-37 является эффективным средством борьбы с немецкими легкими и средними танками. Рекомендовалось построить небольшую серию таких самолетов для проведения войсковых испытаний и сформировать в полках специальные группы летчиков-штурмовиков, обученных прицельной стрельбе из крупнокалиберных пушек с Ил-2 по наземным целям и натренированных для борьбы с немецкими танками.
Постройка заказанной войсковой серии Ил-2 с пушками ШФК-37 в Куйбышеве затянулась до сентября 1942-го, при этом вместо 20 было построено только 9 машин (то есть всего 10 самолетов этого типа, включая один опытный «Ил»), которые после проведения летчиком-испытателем Е.Н.Ломакиным заводских испытаний и были направлены под Сталинград в состав 228-й шад 16-й ВА Донского фронта.
За все время войсковых испытаний на фронте под Сталинградом Ил-2 с ШФК-37 совершили 75 боевых самолето-вылетов с общим налетом 68 часов 42 минуты, выполняя задания совместно с «Илами», вооруженными пушками ВЯ и ШВАК. Боевые вылеты выполнялись как без сопровождения, так и в сопровождении истребителей. Один Ил-2 с ШФК-37 был сбит над целью, второй — подбит (сел на вынужденную на линии фронта на нейтральной полосе и ввиду невозможности эвакуации был уничтожен бомбами). Остальные машины получили повреждения. От начала и до конца войсковых испытаний прошли только два «Ила», которые выполнили 44 боевых вылета.
Штурмовики действовали главным образом по самолетам на аэродромах и автотранспорту противника. В отдельных случаях — по огневым точкам на поле боя, ДЗОТам, бронемашинам и танкам.
Атаки наземных целей производились с планирования под углами 25-30° с высот 1300-1000 м. По донесениям летчиков огнем пушек ШФК-37 было уничтожено 2 танка, 4 самолета на аэродромах, около 50 автомашин, один склад с боеприпасами и 2 зенитные батареи. Кроме того, летчиками наблюдались попадания в 3 танка, 4 самолета, 14 автомашин и 1 бронемашину, но достоверность поражения целей подтвердить не могли.
Средний расход боекомплекта к пушкам ШФК-37 за один самолето-вылетов составил 37,6%. Это, с одной стороны, говорит о том, что целей, достойных для пушек ШФК-37, в боевых вылетах было мало, а с другой стороны, указывает на недостаточную эффективность стрельбы с самолета Ил-2 из такой пушки по малоразмерным целям.
За время войсковых испытаний отмечалось несколько случаев применения ШФК-37 по воздушным целям, но все они были неудачными.
В течение всего времени испытаний пушки ШФК-37 работали ненадежно — средний процент настрела боекомплекта, приходящийся на один отказ, составил всего 54%. То есть почти каждый второй вылет на боевое задание Ил-2 с пушками ШФК-37 сопровождался отказом хотя бы одной из пушек. Ведение же прицельной стрельбы из одной пушки было практически невозможным. Кроме того, малый запас продольной устойчивости и усложнение техники пилотирования самолета Ил-2 с пушками ШФК-37 в сочетании с недостаточной жесткостью крыльевых пушечных установок и сильной отдачей самих пушек при стрельбе приводили к тому, что строевые летчики в одной прицельной очереди могли использовать не более 2-3-х снарядов. Максимальная же бомбовая нагрузка штурмовика составляла всего 200 кг. Все это существенно снижало боевую ценность нового штурмовика.
В результате установка пушек ШФК-37 на самолет Ил-2 у большинства строевых летчиков поддержки не нашла.
В заключение «Доклада о войсковых испытаниях на боевое применение самолетов Ил-2 АМ-38, вооруженных 37-мм пушками конструкции ОКБ-15» (отв. исполнители — Белякин, Никитин, Лорченко), указывалось, что:
«Самолеты Ил-2 с пушкой ШФК-37, испытание на боевое применение не дали должной эффективности в связи с недоработкой пушек, невозможностью ведения прицельного огня по точечным целям, большим рассеиванием снарядов и ухудшением маневренности самолета.
Считать необходимым иметь на вооружении ВВС КА самолеты Ил-2 с пушками 37 мм, обеспечивающими безотказную работу пушечных установок и ведение прицельного огня, не допуская ухудшения летных качеств серийного самолета Ил-2…»
В итоге Ил-2 с ШФК-37 в крупномасштабное серийное производство запущен не был.
Несколько более удачно сложилась судьба пушки Шпитального в моторном исполнении, имевшая обозначение МПШ-37 (мотор-пушка Шпитального).
Идея вооружения одномоторного истребителя крупнокалиберной пушкой возникла в последние предвоенные месяцы 1941 года, выдвинутые одним из соавторов С.А.Лавочкина — М.И.Гудковым. На одном из опытных самолетов ЛаГГ-1 уже испытывалась 23-мм пушка Таубина МП-6 и, хотя, результаты испытаний оказались не слишком обнадеживающими вследствие большой отдачи пушки, установка на самолете еще более мощной системы, по видимому, никого не смутила. Замыслы Гудкова поддержали руководители наркомата и правительство, и 1 марта 1941 года вышло соответствующее постановление Комитета обороны. Нарком ВВС Шахурин приказал тогда рассмотреть возможность размещения 37-мм пушки и на Як-1. Однако от установки 37-мм пушки на Як-1 пришлось отказаться, поскольку требовались изменение компоновки кабины пилота истребителя и удлинение его носовой части.
В процессе комплектации первого истребителя ЛаГГ-3 с пушкой Шпитального выяснилось, что первое орудие не было увязано с мотором М-105 и не компоновалось в самолете. Со вторым прототипом было проще, но и оно допускало лишь временное крепление, не рассчитанное на большое число выстрелов. А о боезапасе и говорить нечего, удалось впихнуть в истребитель лишь 21 патрон вместо 50 по заданию, для чего пришлось полностью переделать магазин пушки, «растянув» его горизонтально. Также пришлось отказаться от дульного тормоза, чтобы сократить длину торчащего на полметра из носа ствола.
Пушка МПШ-37 в развале двигателя М-105.
Пушка МПШ-37 в развале двигателя М-105. Схема.
Первый пушечный истребитель переделали из машины завода № 23. К июню 1941 года на нем выполнили 58 полетов, из них 54 со стрельбой из пушки. До конца 1941 года построили 20 ЛаГГ-3 с орудиями Ш-37, получивших обозначение К-37, и предназначавшихся для войсковых испытаний. Похоже, что именно звено К-37 впервые использовалось в боях на московском направлении в октябре 1941 года в составе 43-й авиадивизии. Тогда мощное вооружение этих машин не удалось использовать в полной мере из-за многочисленных конструктивных и производственных дефектов артиллерийской установки. Тем не менее, Шпитальный считал, что применение нового оружия прошло успешно, и доложил Сталину об уничтожении пяти средних танков, но промолчал, что в этом же месяце звено истребителей перестало существовать.
Истребитель К-37.
В апреле 1942 года была выпущена серия из 22 истребителей Як-7, вооруженных 37-мм пушкой Ш-37. Як-7-37 проходил войсковые испытания на Северном фронте в 42 ИАП 240 ИАД и, во всяком случае, по отчетам, неплохо проявил себя в воздушных боях. Было сбито 10 самолетов противника при потерях 7 своих.
Истребитель Як-7-37.
Производство пушки Ш-37 продолжалось не долго. Завод № 74 в Ижевске за 1941 год изготовил 40 пушек Ш-37, а в 1942 году еще 196. После чего производство Ш-37 было свернуто в связи с принятием на вооружение пушки НС-37, которая хотя и не была лишена недостатков, но была на 100 кг легче, использовала рассыпную металлическую ленту вместо громоздкого магазина, имела значительно более высокий темп стрельбы.
Б.Г.Шпитальный приложил максимум усилий, чтобы «задвинуть» конкурирующую разработку, но шла война, и И.В.Сталин, будучи реалистом не пошел на поводу у своего любимца. В конце 1942 года пушка Шпитального осталась в прошлом.
Летом 1942 года Шпитальный попытался спасти свое детище. Помятуя зенитное прошлое своей Ш-37, он предложил «сухопутное» применение пушки. В КБ завода № 37 под руководством Н.А.Попова был изготовлен опытный образец «зенитного» танка Т-70, вооруженного 37-мм пушкой Ш-37, установленной в открытой сверху башне довольно оригинального вида, сваренной из 16-мм бронелистов.
Зенитный танк Т-70 с пушкой Ш-37.
Орудие, как отмечалось, имело ленточное питание (скорее всего имелся ввиду все же магазин), боекомплект составлял 50 снарядов. В качестве зенитного прицела использовался коллиматорный прицел ОМП-3.
Испытания Т-70 с Ш-37 провели в сентябре — октябре 1942 года, при этом после первого этапа танк пришлось отправить на доработку — выяснилось, что ёмкости баллона со сжатым воздухом (он использовался для перезарядки пушки) хватает всего на 10-15 включений, также отмечалось большое время для перезарядки орудия и низкая скорость вращения башни.
В течение двух месяцев ОКБ-15 разработало улучшенный образец зенитного танка на базе Т-70, получившего обозначение ЗУТ-37 (зенитная установка танковая калибра 37 мм).
Масса машины снизилась до 7,9 тонны, магазины пушки сделали более компактными под 5 выстрелов, боекомплект увеличили до 200 снарядов, переделали башню, смонтировали прицел для стрельбы по наземным целям и т.д. Испытания ЗУТ-37 прошли с 27 декабря 1942 года по 29 января 1943 года, показали невысокую кучность орудия, неуравновешенность артсистемы и ряд других недостатков. Дальнейшие работы по установке в Т-70 37-мм пушки ОКБ-15 были прекращены. На этом закончилась и история последней серийной разработки главы ОКБ-15 Б.Г.Шпитального.
ТТХ:
Модификация: Ш-37
Калибр, мм: 37
Тип автоматики: газоотвод
Масса тела орудия с магазином, кг: 375 (первые образцы) / 302,5 (серийные)
Длина, мм: 3096 (с учетом дульного тормоза 3610)
Длина ствола, мм: 2060
Темп стрельбы, выстр/мин: 170 (в версии ШФК) / 185 (в версии МПШ)
Начальная скорость пули, м/с : 870-900
Емкость магазина: 5 патронов (прототипы) / 40 патронов (в версии ШФК) / 21 патрон (в версии МПШ)
Масса снаряда, г: 735 (осколочно-фугасный) / 760 (бронебойно-зажигательный)
Тип боеприпаса: 37×198
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Евгений Аранов. Стрелковое вооружение СССР.
Сайт «Операция «Барбаросса». Штурмовик Ил-2. Илы против «Панцеров». 37-мм пушка ШФК-37.
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
37-мм автоматическая пушка 70-К — это… Что такое 37-мм автоматическая пушка 70-К?
70-К в польском музее | |
История производства | |
---|---|
Страна производства | СССР |
Изготовлено, ед.: | 3113 |
История службы | |
Состояло на вооружении: | СССР |
Характеристики орудия | |
Калибр, мм: | 37 |
Объём каморы, дм³: | 0,266 |
Тип затвора: | вертикальный клиновой |
Масса снаряда, кг: | 730—750 |
Начальная скорость снаряда, м/с: | 875 |
Принцип заряжания: | обойменный |
Скорострельность, выстрелов в минуту: | 150 |
Характеристики артустановки | |
Марка артустановки: | 70-К |
Общая масса АУ, кг: | 1350 |
Масса вращающейся части, кг: | 1100 |
Радиус обметания по стволам, мм: | 2800 |
Длина отката, мм: | 150—170 |
Угол подъёма ствола, °: | 85 |
Максимальная скорость вертикального наведения, °/с: | 15 |
Максимальная скорость горизонтального наведения, °/с: | 19,6 |
Максимальная дальность стрельбы, м: | 8400 м (баллистическая) |
Досягаемость по высоте, м: | 5 км (баллистическая) |
Расчёт установки, чел.: | 5—6 |
37-мм автоматическая зенитная артустановка 70-К
— автоматическая пушка калибра 37 мм, стоявшая на вооружении Военно-Морского Флота СССР с 1940 года. Артиллерийская установка являлась версией армейской 37-мм артустановки 61-К.История проектирования
Разработка 37-мм автомата 61-К началась на заводе № 8 в 1935 году.
На основе одноствольной автоматической пушки 70-К также были разработаны двуствольные ЗАУ 66-K (предназначенные для вооружения крейсеров проекта 68-К) и четырёхствольные ЗАУ 46-К (предназначенные для вооружение линейных кораблей проекта 23 и тяжёлых крейсеров проекта 69). Однако по ряду причин, в серийное производство данные установки так и не поступили.
История эксплуатации
ЗАУ 70-К была создана в 1938 году, и через 2 года (в 1940 году) была принята на вооружение ВМФ. В 1942 — 1943 годах ЗАУ 70-К постепенно заменила на большинстве советских кораблей полуавтоматическую 45-мм артустановку 21-К. В период Второй мировой войны на советский военно-морской флот поступила 1671 такая артустановка (и дополнительно 489 единиц модели 61-К поступило в армию)
Описание конструкции
Зенитное орудие 70-К имело ствол моноблок, навинтной казённик и вертикальный клиновой затвор. Автоматика ЗАУ работала за счёт энергии отдачи ствола при коротком откате ствола. Питание автомата патронами — непрерывное, вертикальное, велось с помощью обойм на 5 патронов. В откате участвовал пружинный досылатель броскового типа, связанный с казёнником.
Охлаждение АУ было воздушным и являлось неудачным: так у 37-мм ствола с воздушным охлаждением длина непрерывной очереди составляла лишь 100 выстрелов по сравнению с не менее чем 158 у ствола с водяным охлаждением. После 100 выстрелов ствол с воздушным охлаждением либо следовало заменять (на что требовалось не менее 15 минут), либо ждать его охлаждения около 1,5 часов.
Тактико-технические характеристики артиллерийской установки
Боеприпасы 37-мм зенитная корабельная пушка 70-К в музее-заповеднике «Малая земля», Новороссийск- Число орудий в АУ — 1
- Длина ствола полная, мм/калибров — 2720/73,5 (с пламегасителем)
- Длина нарезной части — 2054
- Объём каморы — 0,267 дм³
- Число нарезов — 16
- Длина хода нарезов — 25 клб
- Глубина нарезов — 0,45 мм
- Скорость вертикального наведения (вручную)- 15 градусов
- Скорость горизонтального наведения (вручную) — 19, 6 градусов
- Длина отката — 150—170 мм
- Высота линии огня — 10195 мм
- Радиус обметания, дульным срезом/казённой частью — 2800/1080 мм
- Вес качающейся части — 555 кг
- Вес откатных частей ствола — 127,5 кг
- Вес вращающейся части — 1100 кг
- Общая масса АУ — 1350 кг
- Расчёт — 5-6 чел.
- Начальная скорость снаряда — 880 м/с
- Дальность стрельбы баллистическая — 8400 м
- Дальность стрельбы баллистическая по самоликвидатору — 4000 м
- Масса осколочно-трассирующего патрона/снаряда — 1496/732 г
- Масса бронебойно-трассирующего патрона/снаряда — 1522/758 г
- Масса и марка пороха — 210 г (порох марки 7/7)
Оценка
Недостатком автомата была большая потеря времени в цикле в результате последовательной работы основных механизмов: накат ствола — досылка патрона — закрывание затвора. Соотношение между временем цикла — откат-накат ствола и временем работы всех остальных механизмов автомата (1 к 2) говорило о нерациональности используемой схемы. Свободное движение патронов в приёмнике допускала возможность их перекоса в магазине и задержкам.
Проведённые в 1940 году сравнительные испытания между советской 37-мм артустановкой 61-К и 40-мм американской ЗАУ «Бофорс» показали, что они не имеют существенных различий в своих основных характеристиках[1].
Примечания
Литература
- Широкорад А. Б. Советская корабельная артиллерия. — СПб.: Велень, 1997. ISBN 5-85817-009-9
Ссылки
dic.academic.ru
37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К) Википедия
37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года | |
37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1939 г. в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге | |
Калибр, мм | 37 |
---|---|
Экземпляры | не менее 18 872 |
Расчёт, чел. | 7 |
Скорострельность, выстр/мин | 160-170 |
Скорость возки по шоссе, км/ч | до 60 |
Высота линии огня, мм | 1100 |
Ствол | |
Длина ствола, мм/клб | 2315/62,6 (без пламегасителя и казённика) |
Длина канала ствола, мм/клб | 2054/55,5 |
Масса | |
Масса в походном положении, кг | 2100 (без щита) |
Масса в боевом положении, кг | 2100 (без щита) |
Габариты в походном положении | |
Длина, мм | 5500 |
Ширина, мм | 1765 |
Высота, мм | 2100 |
Клиренс, мм | 360 |
Углы обстрела | |
Угол , град | от −5 до +85° |
Угол , град | 360° |
37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года на Викискладе |
37-мм автомати́ческая зени́тная пу́шка образца́ 1939 го́да (61-К) (индекс ГРАУ — 52-П-167) — советская зенитная пушка периода Великой Отечественной войны. Разработана на основе шведской 40-мм пушки Bofors[1]. Главный конструктор — М. Н. Логинов. Являлось первой советской автоматической зенитной пушкой, запущенной в крупносерийное производство. На базе 61-К было создано семейство корабельных зенитных орудий, эта пушка устанавливалась на первые советские серийные самоходные зенитные установки на гусеничном шасси ЗСУ-37. 37-мм зенитные пушки 61-К активно использовались в течение всей Великой Отечественной войны, в течение долгого времени состояли на вооружении Советской Армии. Помимо борьбы со штурмовиками, истребителями-бомбардировщиками и пикирующими бомбардировщиками, 61-К в 1941 году использовались и как противотанковые орудия. В послевоенное время многие орудия были поставлены за рубеж и в составе иностранных армий приняли участие в различных послевоенных конфликтах. На вооружении армий многих государств 61-К находятся и по сей день.
37-мм автоматическая пушка 70-К — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
70-К в польском музее | |
История производства | |
---|---|
Страна производства | СССР |
Изготовлено, ед.: | 3113 |
История службы | |
Состояло на вооружении: | СССР СССР |
Характеристики орудия | |
Калибр, мм: | 37 |
Объём каморы, дм³: | 0,266 |
Тип затвора: | вертикальный клиновой |
Масса снаряда, кг: | 730—750 |
Начальная скорость снаряда, м/с: | 875 |
Принцип заряжания: | обойменный |
Скорострельность, выстрелов в минуту: | 150 |
Характеристики артустановки | |
Марка артустановки: | 70-К |
Общая масса АУ, кг: | 1350 |
Масса вращающейся части, кг: | 1100 |
Радиус обметания по стволам, мм: | 2800 |
Длина отката, мм: | 150—170 |
Угол подъёма ствола, °: | 85 |
Максимальная скорость вертикального наведения, °/с: | 15 |
Максимальная скорость горизонтального наведения, °/с: | 19,6 |
Максимальная дальность стрельбы, м: | 8400 м (баллистическая) |
Досягаемость по высоте, м: | 5 км (баллистическая) |
Расчёт установки, чел.: | 5—6 |
37-мм автоматическая зенитная артустановка 70-К — автоматическая пушка калибра 37 мм, стоявшая на вооружении Военно-Морского Флота СССР с 1940 года. Артиллерийская установка являлась морской версией армейской 37-мм артустановки 61-К.
История проектирования
Разработка 37-мм автомата 61-К началась на заводе № 8 в 1935 году.
На основе одноствольной автоматической пушки 70-К также были разработаны двуствольные ЗАУ 66-K (предназначенные для вооружения крейсеров проекта 68-К) и четырёхствольные ЗАУ 46-К (предназначенные для вооружение линейных кораблей проекта 23 и тяжёлых крейсеров проекта 69). Однако по ряду причин, в серийное производство данные установки так и не поступили.
История эксплуатации
ЗАУ 70-К была создана в 1938 году, и через 2 года (в 1940 году) была принята на вооружение ВМФ. В 1942 — 1943 годах ЗАУ 70-К постепенно заменила на большинстве советских кораблей полуавтоматическую 45-мм артустановку 21-К. В период Второй мировой войны на советский военно-морской флот поступила 1671 такая артустановка (и дополнительно 489 единиц модели 61-К поступило в армию)[1]. Всего до 1955 года было произведено 3113 артиллерийских установок 70-К[1].
Описание конструкции
Зенитное орудие 70-К имело ствол моноблок, навинтной казённик и вертикальный клиновой затвор. Автоматика ЗАУ работала за счёт энергии отдачи ствола при коротком откате ствола. Питание автомата патронами — непрерывное, вертикальное, велось с помощью обойм на 5 патронов. В откате участвовал пружинный досылатель броскового типа, связанный с казёнником.
Охлаждение АУ было воздушным и являлось неудачным: так у 37-мм ствола с воздушным охлаждением длина непрерывной очереди составляла лишь 100 выстрелов по сравнению с не менее чем 158 у ствола с водяным охлаждением. После 100 выстрелов ствол с воздушным охлаждением либо следовало заменять (на что требовалось не менее 15 минут), либо ждать его охлаждения около 1,5 часов.
Тактико-технические характеристики артиллерийской установки
- Число орудий в АУ — 1
- Длина ствола полная, мм/калибров — 2720/73,5 (с пламегасителем)
- Длина нарезной части — 2054
- Объём каморы — 0,267 дм³
- Число нарезов — 16
- Длина хода нарезов — 25 клб
- Глубина нарезов — 0,45 мм
- Скорость вертикального наведения (вручную)- 15 градусов
- Скорость горизонтального наведения (вручную) — 19, 6 градусов
- Длина отката — 150—170 мм
- Высота линии огня — 10195 мм
- Радиус обметания, дульным срезом/казённой частью — 2800/1080 мм
- Вес качающейся части — 555 кг
- Вес откатных частей ствола — 127,5 кг
- Вес вращающейся части — 1100 кг
- Общая масса АУ — 1350 кг
- Расчёт — 5-6 чел.
- Начальная скорость снаряда — 880 м/с
- Дальность стрельбы баллистическая — 8400 м
- Дальность стрельбы баллистическая по самоликвидатору — 4000 м
- Масса осколочно-трассирующего патрона/снаряда — 1496/732 г
- Масса бронебойно-трассирующего патрона/снаряда — 1522/758 г
- Масса и марка пороха — 210 г (порох марки 7/7)
Оценка
Недостатком автомата была большая потеря времени в цикле в результате последовательной работы основных механизмов: накат ствола — досылка патрона — закрывание затвора. Соотношение между временем цикла — откат-накат ствола и временем работы всех остальных механизмов автомата (1 к 2) говорило о нерациональности используемой схемы. Свободное движение патронов в приёмнике допускала возможность их перекоса в магазине и задержкам.
Проведённые в 1940 году сравнительные испытания между советской 37-мм артустановкой 61-К и 40-мм американской ЗАУ «Бофорс» показали, что они не имеют существенных различий в своих основных характеристиках[1].
Напишите отзыв о статье «37-мм автоматическая пушка 70-К»
Примечания
- ↑ 1 2 3 [flot.sevastopol.info/arms/guns/70k.htm 37-мм зенитное орудие 70-К]
Литература
- Широкорад А. Б. Советская корабельная артиллерия. — СПб.: Велень, 1997. ISBN 5-85817-009-9
Ссылки
Отрывок, характеризующий 37-мм автоматическая пушка 70-К
Ростов приехал в Тильзит в день, менее всего удобный для ходатайства за Денисова. Самому ему нельзя было итти к дежурному генералу, так как он был во фраке и без разрешения начальства приехал в Тильзит, а Борис, ежели даже и хотел, не мог сделать этого на другой день после приезда Ростова. В этот день, 27 го июня, были подписаны первые условия мира. Императоры поменялись орденами: Александр получил Почетного легиона, а Наполеон Андрея 1 й степени, и в этот день был назначен обед Преображенскому батальону, который давал ему батальон французской гвардии. Государи должны были присутствовать на этом банкете.
Ростову было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина Борис заглянул к нему, он притворился спящим и на другой день рано утром, стараясь не видеть его, ушел из дома. Во фраке и круглой шляпе Николай бродил по городу, разглядывая французов и их мундиры, разглядывая улицы и дома, где жили русский и французский императоры. На площади он видел расставляемые столы и приготовления к обеду, на улицах видел перекинутые драпировки с знаменами русских и французских цветов и огромные вензеля А. и N. В окнах домов были тоже знамена и вензеля.
«Борис не хочет помочь мне, да и я не хочу обращаться к нему. Это дело решенное – думал Николай – между нами всё кончено, но я не уеду отсюда, не сделав всё, что могу для Денисова и главное не передав письма государю. Государю?!… Он тут!» думал Ростов, подходя невольно опять к дому, занимаемому Александром.
У дома этого стояли верховые лошади и съезжалась свита, видимо приготовляясь к выезду государя.
«Всякую минуту я могу увидать его, – думал Ростов. Если бы только я мог прямо передать ему письмо и сказать всё, неужели меня бы арестовали за фрак? Не может быть! Он бы понял, на чьей стороне справедливость. Он всё понимает, всё знает. Кто же может быть справедливее и великодушнее его? Ну, да ежели бы меня и арестовали бы за то, что я здесь, что ж за беда?» думал он, глядя на офицера, всходившего в дом, занимаемый государем. «Ведь вот всходят же. – Э! всё вздор. Пойду и подам сам письмо государю: тем хуже будет для Друбецкого, который довел меня до этого». И вдруг, с решительностью, которой он сам не ждал от себя, Ростов, ощупав письмо в кармане, пошел прямо к дому, занимаемому государем.
«Нет, теперь уже не упущу случая, как после Аустерлица, думал он, ожидая всякую секунду встретить государя и чувствуя прилив крови к сердцу при этой мысли. Упаду в ноги и буду просить его. Он поднимет, выслушает и еще поблагодарит меня». «Я счастлив, когда могу сделать добро, но исправить несправедливость есть величайшее счастье», воображал Ростов слова, которые скажет ему государь. И он пошел мимо любопытно смотревших на него, на крыльцо занимаемого государем дома.
С крыльца широкая лестница вела прямо наверх; направо видна была затворенная дверь. Внизу под лестницей была дверь в нижний этаж.
– Кого вам? – спросил кто то.
– Подать письмо, просьбу его величеству, – сказал Николай с дрожанием голоса.
– Просьба – к дежурному, пожалуйте сюда (ему указали на дверь внизу). Только не примут.
Услыхав этот равнодушный голос, Ростов испугался того, что он делал; мысль встретить всякую минуту государя так соблазнительна и оттого так страшна была для него, что он готов был бежать, но камер фурьер, встретивший его, отворил ему дверь в дежурную и Ростов вошел.
Невысокий полный человек лет 30, в белых панталонах, ботфортах и в одной, видно только что надетой, батистовой рубашке, стоял в этой комнате; камердинер застегивал ему сзади шитые шелком прекрасные новые помочи, которые почему то заметил Ростов. Человек этот разговаривал с кем то бывшим в другой комнате.
– Bien faite et la beaute du diable, [Хорошо сложена и красота молодости,] – говорил этот человек и увидав Ростова перестал говорить и нахмурился.
– Что вам угодно? Просьба?…
– Qu’est ce que c’est? [Что это?] – спросил кто то из другой комнаты.
– Encore un petitionnaire, [Еще один проситель,] – отвечал человек в помочах.
– Скажите ему, что после. Сейчас выйдет, надо ехать.
– После, после, завтра. Поздно…
Ростов повернулся и хотел выйти, но человек в помочах остановил его.
– От кого? Вы кто?
– От майора Денисова, – отвечал Ростов.
– Вы кто? офицер?
– Поручик, граф Ростов.
– Какая смелость! По команде подайте. А сами идите, идите… – И он стал надевать подаваемый камердинером мундир.
Ростов вышел опять в сени и заметил, что на крыльце было уже много офицеров и генералов в полной парадной форме, мимо которых ему надо было пройти.
Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей то знакомый голос окликнул его и чья то рука остановила его.
– Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос.
Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов.
Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой.
wiki-org.ru
37-мм автоматическая безоткатная пушка Кондакова. СССР. 30-е
Перед войной у нас как раз разрабатывали именно безоткатки с нагруженным стволом. Об авантюристе Курчевском написано очень много, а о безоткатных орудиях системы М.Н. Кондакова информации крайне мало.
Причем Кондаков, в отличие от Курчевского, не был не только репрессирован, но и бессменно оставался до самой смерти в 1954 году руководителем мощного артиллерийского КБ (вначале его именовали КБ Артакадемии, а затем — ОКБ-4З).
Кондаковым впервые в мире была создана безоткатная автоматическая пушка. Автоматика пушки работала на принципе отвода газов. Считать автоматическими пушки Курчевского, где подача патрона происходила за счет мускульной силы стрелка или сжатого воздуха из баллона, нельзя.
В январе 1934 г. Кондаков и Толочков предложили проекты автоматических 76-мм безоткатных авиапушек. В АУ проект был в целом одобрен, но конкурентам первоначально предложили создать уменьшенный образец системы калибром 45 мм и 37 мм, что и было выполнено в ОКБ АУ.
45-мм пушка была изготовлена и успешно прошла испытания. И 76-мм, и 45-мм пушки имели нагруженный ствол, но на этом кончалось их сходство с ДРП Курчевского. Автоматика пушки работала за счет отвода пороховых газов из канала ствола. Питание обойменное. В обойме 6 снарядов. Гильза несгораемая латунная. После выстрела ствол перемещался вперед на 450 мм, после чего происходила экстракция стреляной гильзы и подача очередного патрона.
В 1935–1936 гг. Кондаковым было создано 37-мм ротное реактивное ружье РПТР (фактически это была пушка). Существенный вклад в проектирование ружья внес С.Е. Рашков.
Такой принцип автоматики был применен Кондаковым в 45-мм авиационной и 37-мм противотанковой пушках.
37-мм РПТР создана по схеме нагруженного ствола.
На поле боя система перевозилась на колесах. Кроме того, она легко разбиралась и переносилась на людских и конских вьюках.
Калибр мм: 37
Угол ВН град: -10°-+15°
Угол ГН град: 60°
Длина ствола с воронкой мм: 1550
Полная длина системы, мм: 1650
Вес системы в боевом положении: 63 кг.
Практическая скорострельность, выстр./мин: 30
Испытания опытного образца РПТР были начаты на НИАПе в конце 1936 года. В качестве снарядов был взят штатный 37-мм бронебойный снаряд от 37-мм ПТП обр. 1930 г. Вес снаряда 0,674 кг, взрыватель МД-5. На НИАПе РПТР показала ту же кучность стрельбы, что и 37-мм ПТП обр. 1930 г.
Вес снаряда, кг 0,674
Вес заряда, кг 0,175
Начальная скорость, м/с 545
Давление в канале, кг/см² 2450
Завод № 7 получил заказ на малую серию из 30 пушек РПТР. Однако в массовое производство РПТР не пошло из-за общего предубеждения против безоткатных орудий. До этого претензии были к весу (!) и демаскирующему действию струи газа.
Но в отличии от орудий Курчевского, автоматические безоткатки Кондакова – вполне неплохо работали. В проектах были автоматы калибров 45 и 76,2 мм, которые действительно могли быть использованы в авиации СССР.
Увы, бездарные конструкции авантюриста Курчевского очень сильно скомпрометировали саму идею безоткатных орудий. Широкорад пишет, что в 1943 г, после появления информации о немецких 75-мм и 105-мм безоткатных орудий,Сталин сказал по этому поводу: «Вместе с грязной водой выплеснули и ребенка».
В музее на Поклонной горе стоит очень интересное орудие, которое я не могу идентифицировать. Вероятно, это одно из опытных орудий Кондакова на орудийном лафете.
Продолжение и дополнение из других источников:
Согласно постановлению ГКО № 1454 от 17 сентября 1943 г. ОКБ-43 разработало 76-мм авиационную автоматическую пушку ДРП-76. Пушка стреляла унитарными выстрелами весом по 8,75 кг. Снаряд весом 4,6 кг имел начальную скорость 530 м/с. Темп стрельбы орудия составлял 80 выстр./мин. Питание ленточное. В ленте 6 патронов. Заводские наземные испытания ДРП-76 прошла в 1949 г. на полигоне ВВС. Испытания подтвердили сравнительно высокие проектные данные пушки, включая хорошую меткость, но ВВС от нее отказались. ОКБ-43 переделало ее в корабельную систему. В 1951–1952 гг. ДРП-76 прошла испытания на катере-охотнике (МО), но и ВМФ не захотел иметь дело с ДРП.
alternathistory.com
Mar. 11th, 2014 07:49 pm 37-мм автоматическая пушка Маклена. Широкорад А. Б. Зенитные автоматы // Техника и оружие. № 10. 1996. С. 37-69. От себя добавлю. Пушка точно такая, как на картинке, только масштаб скрадывается, вживую у неё ствол очень длинным выглядит. Из загадочного. Завезли к нам этого дела изрядно, кажется, даже больше, чем было на фронте пушек Розенберга. Но эти последние известны по многим фотографиям, а Макленов – я лично не встречал. Хоть времён мировой, хоть гражданской войн. На сей момент известно, что одна такая пушка на тумбе хранится в фондах Музея артиллерии. Хранится, видел. А вот кто бы показал, как оно на колёсном лафете выглядело?.. А специалисты по бронепоездам и вообще Гражданской войне – вам такие пушки встречались? Вот, кстати, и его описание из аимовского Каталога матчасти отечественной артиллерии 1961 г. изд., с. 226:
И ещё две ссылки по теме: |
vasik-catn.livejournal.com
37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К)
37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1939 года разработана конструкторами И.А.Ляминым и Л.В.Люльевым под руководством главного конструктора завода им. М.И.Калинина М.Н.Логинова. Наряду с 85-мм зенитной пушкой обр. 1939 года, эта пушка в годы войны являлась основным средством Красной Армии для прикрытия войск от низколетящих и пикирующих самолетов противника. Кроме того, устройство пушки и прицела позволяло при необходимости вести стрельбу прямой наводкой.
В соответствии с предвоенными планами на вооружении Красной Армии должно было состоять 9132 такие пушки, из них 1000 единиц – в мобилизационном резерве. Однако к 1 июля 1940 года промышленностью было изготовлено лишь 147 пушек, а к 1 января 1941 года – 544 пушки.
Конструкция 37-мм зенитной пушки во многом аналогична конструкции 25-мм зенитной пушки. Она также состоит из автомата, автоматического зенитного прицела, станка с механизмами вертикальной и горизонтальной наводки, уравновешивающего механизма, щитового прикрытия и из повозки.
Автоматика пушки работает за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Открывание затвора происходит во время отката, а закрывание – после наката ствола и досылки очередного патрона. Питание автомата пушки производится из металлических обойм емкостью 5 выстрелов каждая. Обоймы вручную устанавливаются в приемник над ствольной коробкой. Система автомата пушки обеспечивает техническую скорострельность 180 выстрелов в минуту, практическая скорострельность составляет 60 выстрелов в минуту.
Ствол пушки представляет собой свободную трубу, вставленную в кожух. На кожух навинчен казенник, в котором помещен вертикальный клиновой затвор. Тормоз отката гидравлический, веретенного типа. Тормоз крепится снизу к горловине люльки. Пружинный накатник собран на стволе и находится внутри горловины люльки.
Наведение пушки на цель осуществляется с помощью подъемного и поворотного механизмов, снабженных ручными приводами. Подъемный механизм имеет зубчатый сектор, а поворотный механизм с помощью шестерни связан с зубчатым венцом. Подъемный и поворотный механизмы обеспечивают ведение кругового обстрела с углами вертикального наведения от -5° до +85°.
Для управления стрельбой на пушке устанавливался автоматический зенитный прицел АЗП-37-1, который вырабатывал вертикальные и боковые учреждения и позволял наводить пушку непосредственно в цель. Входные данные в прицел вводились вручную и определялись на глаз, кроме дальности, которая измерялась с помощью стереодальномера.
При совмещении наводчиками перекрестий визира прицела с целью ствол орудия оказывался направленным в так называемую упреждающую точку, куда цель подойдет во время полета снаряда. Такой метод был достаточно эффективным при огне по цели, летящей со скоростью до 540 км/ч.
Стрельба из пушки во время боя производилась посредством унитарных выстрелов осколочно-трассирующими и бронебойно-трассирующими снарядами. При ведении огня по наземным бронированным целям бронебойно-трассирующий снаряд на дальности 500 м пробивал броню толщиной 40 мм, а на дальности 1000 м – 31 мм.
Как в походном, так и в боевом положении лафет орудия находился на четырехколесной повозке ЗУ-7. Повозка имела подрессоренные колеса автомобильного типа и обеспечивала скорость движения по хорошей дороге до 60 км/ч.
Задний ход повозки жестко соединен с продольной балкой повозки, а передний ход может поворачиваться при помощи балансира в плоскости, перпендикулярной к продольной балке, благодаря чему обеспечивается большая устойчивость орудия на походе.
Как и в случае 25-мм зенитной пушки, для перевода 37-мм зенитной пушки из походного положения в боевое орудие опускалось на четыре опоры посредством поворота осей переднего и заднего ходов. Горизонтирование орудия производилось при помощи уровней четырьмя домкратами, смонтированными на концах четырех крестообразно расположенных станин повозки.
Во время стрельбы на платформе станка обычно находились пять номеров расчета, для защиты которых от пуль и осколков снарядов на пушке с 1943 года устанавливалось щитовое прикрытие.
37-мм зенитная пушка обр. 1939 года использовалась частями Красной Армии в течение всей Великой Отечественной войны. Она состояла на вооружении армейских полков ПВО (три четырехорудийные батареи 37-мм пушек и две роты зенитных пулеметов ДШК) и отдельных зенитных артиллерийских дивизионов (двенадцать 37-мм пушек) стрелковых дивизий и соединений других родов войск.
Несомненными достоинствами пушки были надежная работа механизмов в условиях загрязнения и отсутствия смазки, непрерывное питание автомата патронами и удобство обслуживания. Некоторые затруднения вызывало то обстоятельство, что обойму с патронами приходилось вставлять в приемник, постоянно движущийся вместе с качающейся частью пушки. Это требовало от заряжающего постоянного внимания, так как неправильно вставленная в магазин обойма с патронами вызывала движение патронов в приемнике с перекосом, что в свою очередь приводило к задержкам.
За годы войны промышленностью было поставлено Красной Армии более 22600 37-мм зенитных пушек обр. 1939 года на четырехколесной повозке ЗУ-7. Кроме того на завершающем этапе войны в войска начала поступать зенитная самоходная установка СУ-37, созданная на базе самоходной установки СУ-76М и вооруженная 37-мм зенитным автоматом 61-К. Автомат был установлен в открытой сверху башне кругового вращения. Толщина броневых листов башни составляла 15 мм, а корпус самоходной установки был сварен из броневых листов толщиной 10 мм, 15 мм и 30 мм.
37-мм автоматические пушки во всех вариантах внесли весьма важный вклад в победу над врагом. Если за период войны наземными средствами ПВО сухопутных войск фронтов сбито 21645 самолетов противника, то 14657 из них приходится на долю зенитной артиллерии малого калибра (25 мм и 37 мм). Средний расход снарядов на один сбитый самолет составлял 905 штук.
В целях повышения плотности зенитного огня в конце войны была разработана двухорудийная установка В-47, состоявшая из двух автоматов 61-К на четырехколесной повозке. Установка могла вести круговой обстрел с углами вертикального наведения от -5° до +87°. Ее вес составлял 2830 кг. В 1945 году была изготовлена лишь опытная партия в составе пяти установок, так что в Великой Отечественной войне она не применялась. Ее «звездный час» наступил во время войны во Вьетнаме, где она достаточно эффективно использовалась против американских вертолетов и реактивных самолетов.
Технические данные 37-мм автоматической зенитной пушки (61-К):
alexandrkandry.narod.ru