Гш пулемет: Свинцовый ураган. Пять самых скорострельных пушек Василия Грязева

Содержание

ГШ-30 против «Вулкана»: чем наши авиапушки превзошли американские

В режиме пулемета

С появлением и постоянной модернизацией авиационных средств поражения, в том числе ракет, часть номенклатуры которых относится сегодня уже к полноценному классу высокоточного оружия, не отпала потребность и в традиционном стрелково-пушечном вооружении летательных аппаратов. Тем более, что это оружие имеет и свои преимущества. В их числе – способность применения с воздуха по всем видам целей, постоянная готовность к ведению огня, невосприимчивость к средствам радиоэлектронного противодействия.

Современные виды авиационных пушек – это фактически пулеметы по скорострельности и одновременно артиллерийские орудия по калибру. С пулеметом авиапушку роднит и принцип автоматической стрельбы.  При этом скорострельность у некоторых образцов отечественного авиационного вооружения является рекордной даже для пулеметов.

Скажем, разработанная в ЦКБ-14 (предшественнике Тульского Конструкторского бюро приборостроения) авиационная пушка ГШ-6-23М по сию пору считается самым скорострельным оружием в военной авиации.

Эта шестиствольная пушка обладает темпом стрельбы в 10 тысяч выстрелов в минуту! 

Рассказывают, что во время сравнительных испытаний ГШ-6-23 и американской М-61 «Вулкан» отечественная пушка, не требуя для своей работы мощного внешнего источника энергии, показала практически вдвое больший темп стрельбы, имея при этом вдвое меньшую собственную массу. К слову, в шестиствольной пушке ГШ-6-23 был впервые применен и автономный газоотводный привод автоматики, что давало возможность использования этого оружия не только на самолете, но и, к примеру, на наземных огневых установках.

Модернизированным вариантом ГШ-23-6 с боекомплектом в 500 выстрелов по сию пору оснащаются фронтовые бомбардировщики Су-24: это оружие установлено здесь в подвесном подвижном пушечном контейнере. Кроме того, пушкой ГШ-23-6М вооружен сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31. Шестиствольный вариант пушки ГШ использован и для пушечного вооружения истребителя-бомбардировщика МиГ-27.

Правда, здесь установлена уже 30-миллиметровая пушка, и для оружия этого калибра она тоже считается самой скорострельной в мире – шесть тысяч выстрелов в минуту.

Шквал огня с неба

Не будет преувеличением сказать, что авиационное вооружение с маркой «ГШ» стало, по сути, основой этого вида оружия для отечественной боевой авиации. В одноствольном и многоствольном вариантах с применением инновационных технологий под боеприпасы различного калибра и предназначения – в любом случае пушки Грязева-Шипунова заслужили свое признание у летчиков многих поколений.

Развитием авиационного стрелково-пушечного вооружения в нашей стране стали пушки калибра 30 миллиметров. Так, знаменитой ГШ-30 (в двуствольном варианте) оснащаются не менее знаменитые штурмовики Су-25. Это машины, доказавшие свою эффективность во всех войнах и локальных конфликтах, начиная с 70-80-х годов прошлого столетия.

Один из самых острых недостатков такого оружия – проблема с «живучестью» стволов – решена здесь за счет распределения между двумя стволами длины очереди и уменьшения темпа стрельбы, приходящегося на один ствол. При этом все основные операции по подготовке стрельбы – подача ленты, досылание патрона, подготовка выстрела – происходят равномерно, что обеспечивает пушке высокую скорострельность: темп стрельбы Су-25 достигает 3500 выстрелов в минуту.

Еще один проект тульских авиационных оружейников – орудие ГШ-30-1. Оно признано самой легкой 30-миллиметровой пушкой в мире. Масса оружия – 50 килограммов (для сравнения – «шестисволка» такого же калибра весит в три с лишним раза больше). Уникальная особенность этой пушки заключается в наличии автономной системы водоиспарительного охлаждения ствола. В кожухе здесь находится вода, которая в процессе стрельбы при нагревании ствола превращается в пар. Проходя по винтовой проточке на стволе, он охлаждает его, а затем выходит наружу.

Орудием ГШ-30-1 оснащаются самолеты МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-33, Су-35. Имеется информация о том, что этот калибр будет основным и для стрелково-пушечного вооружения истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). В частности, как сообщили недавно в пресс-службе КБП, летные испытания модернизированной скорострельной авиационной пушки 9А1-4071 (такое наименование получило это орудие) с отработкой всего боекомплекта в различных режимах проводились на самолете Су-27СМ. После завершения испытаний планируется опытно-конструкторская работа по отработке данной пушки уже на Т-50.

«Летающая» БМП

Тульское КБП (ЦКБ-14) стало «Родиной» авиационного вооружения и для отечественных винтокрылых боевых машин. Именно здесь появился вариант пушки ГШ-30 в двуствольном варианте для вертолетов Ми-24. Главная особенность этого оружия – наличие удлиненных стволов, благодаря чему повышена начальная скорость полета снаряда, которая составляет здесь 940 метров в секунду.

А вот на новых российских боевых вертолетах – Ми-28 и Ка-52 – применена иная схема пушечного вооружения. Основой стало хорошо зарекомендовавшее себя орудие 2А42 калибра 30 миллиметров, устанавливаемое на боевые машины пехоты. На Ми-28 эта пушка монтируется в несъемную подвижную пушечную установку НППУ-28, благодаря чему существенно повышается маневренность при стрельбе. Снаряды подаются с двух сторон и в двух вариантах – бронебойном и осколочно-фугасном.

Легкобронированные цели на земле можно поражать с воздуха на дальности 1500 метров, воздушные цели (вертолеты) – два с половиной километра, а живую силу – четыре километра. Установка НППУ-28 размещается на Ми-28 под фюзеляжем в носовой части вертолета и работает синхронно с прицелом (в том числе нашлемным) у летчика-оператора. Боезапас расположен в двух ящиках на поворотной части турели.

30-миллиметровое орудие БМП-2, также помещенное в подвижную пушечную установку, принято на вооружение и на Ка-52. А вот на машинах Ми-35М и Ми-35П, ставших, по сути, продолжением легендарной серии вертолетов Ми-24, вновь вернулись к пушке ГШ и к 23-му калибру. На Ми-35П количество огневых точек может достигать трех. Это происходит, если пушки ГШ размещаются в двух универсальных пушечных контейнерах (ставятся на пилоны по бокам машины), а еще одно орудие устанавливается в несъемную носовую подвижную пушечную установку.

Общий боекомплект авиационного пушечного вооружения вертолетов 35-й серии в этом варианте достигает 950 снарядов.

Стрельба… с перерывом на обед

Не отказываются от пушечного вооружения и при создании боевых машин на Западе. В том числе – суперсовременных самолетов пятого поколения. Так, на истребителе F-22 устанавливается упомянутая выше 20-миллиметровая M61A2 Vulcan с боекомплектом 480 снарядов. Эта скорострельная шестиствольная пушка с вращающимся блоком стволов отличается от российского орудия более примитивной системой охлаждения – воздушной, а не водяной, а также пневматическим или гидравлическим приводами.

Несмотря на все недостатки, среди которых, прежде всего, малый калибр, а также архаичная система звеньевой подачи снарядов и ограниченный боезапас при весьма высокой скорострельности (четыре-шесть тысяч выстрелов в минуту), «Вулкан» с 50-х годов является стандартным вооружением боевых самолетов США. Правда, в американской военной печати проходила информация о том, что в настоящее время с задержками в системе подачи боезапаса удалось справиться: для пушки М61А1 вроде бы разработана беззвеньевая система боепитания.

Автоматической пушкой оснащен и AH-64 «Apache» – основной ударный вертолет армии США. Некоторые аналитики называют его самой распространенной винтокрылой машиной своего класса в мире, не приводя, впрочем, никаких статистических данных. На борту у «Apache» находится автоматическая пушка M230 калибра 30 миллиметров и скорострельностью 650 выстрелов в минуту. Существенный недостаток этого оружия – в необходимости охлаждения его ствола после выполнения каждых 300 выстрелов, причем время такого перерыва может составлять 10 минут и более.

Для этого оружия вертолет может брать на борт 1200 снарядов, но только если на машине не установлен дополнительный топливный бак. При его наличии объем боекомплекта не превысит тех самых 300 выстрелов, которыми «Apache» можно стрелять без необходимости «перерыва» на обязательное охлаждение ствола.

Плюсом этого орудия можно считать разве что наличие в его боекомплекте снарядов с бронебойно-кумулятивным элементом. Заявлено, что с таким боеприпасом «Apache» может поражать наземные объекты, оснащенные 300 мм гомогенной брони.

Автор: Дмитрий Сергеев

Фото: Минобороны России/«Вертолеты России»»/
Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова

23-мм авиационная шестиствольная пушка ГШ-6-23.

23-мм авиационная шестиствольная пушка ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613).

Разработчик: Тульское КБ приборостроения (В.П.Грязев и А.Г.Шипунов)
Страна: СССР
Начало разработки: 1965 г.
Принятие на вооружение: 1974 г.

Разработка шестиствольной 23-мм пушки АО-19 (ТКБ-613) в Тульском КБ приборостроения велась параллельно с 30-мм пушкой АО-18. Работы возглавлял В.П.Грязев. Общее руководство осуществлял А.Г.Шипунов. Общая схема пушки аналогична АО-18А (ГШ-6-30А), но вместо пмевматического стартера применён кассетный пиростартер. Наземные испытания прошли в конце 1965 года. Серийное производство организовано в 1972 году. Принята на вооружение в 1974 году под обозначением ГШ-6-23 (9А620).
Пушка предназначена для поражения как наземных, так и воздушных целей (включая крылатые ракеты). Устанавливается на самолётах МиГ-31, Су-24.

Пушка ГШ-6-23 выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся блоком стволов. Стволы с затворами собраны в единый блок и вращаются в неподвижном кожухе вместе с центральной звездой. Затворы, скользящие в продольных направлениях центральной звезды, совершают возвратно-поступательное движение. За один оборот блока стволов каждый из затворов осуществляет перезаряжание, а из стволов последовательно производятся выстрелы. Блок стволов и связанные с ним механизмы совершают непрерывное движение в течение всей очереди. Разгон блока стволов осуществляется пиростартером газопоршневого типа с использованием штатных пиропатронов ППЛ. Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых из стволов через газоотводные отверстия в газовый двигатель. Управление стрельбой — дистанционное от источника постоянного тока напряжением 27В.

На базе ГШ-6-23 создан модифицированный вариант ГШ-6-23М (9А-768). Пушка предназначена для вооружения самолетов. Устанавливается на самолете Су-24М. Выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся блоком стволов.

Разгон блока стволов для стрельбы из пушки осуществляется пиростартером газопоршневого типа с использованием штатных пиропатронов ППЛ. Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых из стволов через газоотводные отверстия в газовый двигатель. Управление стрельбой — дистанционное от источника постоянного тока напряжением 27В. Пушка может изготовляться в 2-х вариантах: со звеньевым питанием или беззвеньевым.

Для стрельбы из пушки ГШ-6-23М используются 2З-мм патроны с осколочно-фугасно-зажигательным и с бронебойно-зажигательно-трассирующим снарядами (масса снаряда 200 г). Патроны аналогичны пушке ГШ-23.

Модификации:
ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613, 9А620) — базовая.
ГШ-6-23М (9А768) — модернизированная. Темп стрельбы увеличен до 10000 выст. /мин.

ТТХ:

Калибр, мм: 23
Длина, мм: 1400
Ширина, мм: 243
Высота, мм: 180
Длина ствола, мм: 1000
Масса, кг:
-пушки: 73
-снаряда: 174
-патрона: 325
Темп стрельбы, выст./мин: 8000
Длина непрерывной очереди, выст: 50-300
Начальная скорость снаряда, м/с: 700
Количество пиропатронов, шт: 10
Боекомплект, патронов: 260 (400).

Авиационная пушка ГШ-6-23.

Авиационная пушка ГШ-6-23.

Авиационная пушка ГШ-6-23.

Авиационная пушка ГШ-6-23М.

Авиационная пушка ГШ-6-23М.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
История авиации. № 2 за 2003 г. А.Витюк, В.Марковский. Последний аргумент.

Грязев – Шипунов: легендарный оружейный тандем

Одно из ведущих российских предприятий по разработке комплексов высокоточного оружия – тульское Конструкторское бюро приборостроения им. А.Г. Шипунова – 1 октября отмечает 92 года со дня основания. За это время на предприятии было создано около 200 образцов оружия: от пистолета ТТ до суперсовременных противотанковых комплексов. Здесь работал, пожалуй, самый известный оружейный дуэт – Василий Грязев и Аркадий Шипунов. Их плодотворный творческий союз длился всю жизнь, а марка ГШ (Грязев − Шипунов) стала мировым брендом. Они создали десятки совместных проектов, важнейшим из которых стала унифицированная система малокалиберного автоматического вооружения.  

В конструкторском тандеме Василий Петрович Грязев и Аркадий Георгиевич Шипунов проработали более 50 лет и во многих разработках опередили свое время. Ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», комплексы вооружения для бронетехники, созданные Грязевым и Шипуновым, по своим возможностям превзошли зарубежные аналоги. А корабельные и авиационные автоматические пушки ГШ до сих пор остаются одними из лучших и служат образцами для подражания во всем мире.

 

Родившиеся с разницей в полгода конструкторы в одно время учились на разных курсах Тульского механического института. Их дружба завязалась в подольском НИИ стрелково-пушечного вооружения авиации, куда Грязева и Шипунова направили на преддипломную практику и где после они продолжили работать. Первыми их работами стали малокалиберные авиапушки, а основной целью разработок – повышение скорострельности, надежности и легкости орудий. Со временем конструкторский союз вышел на лидирующие позиции, и в 1962 году Аркадию Шипунову доверяют возглавить тульское ЦКБ-14, будущее КБ приборостроения. Грязев остается в Подольске, но сотрудничество продолжается удаленно.

Дополняя друг друга, мы брали технические и научные преграды совместным мозговым штурмом, обсуждали замысел, взвешивали все «за» и «против», рассматривали возможные пути решения. Самое главное – определить, какие могут быть слабые места и как их избежать. 

Аркадий Шипунов

В 1965 году на вооружение принимается первая скорострельная авиационная пушка под индексом «ГШ», а в 1966 году Грязев переезжает в Тулу и становится заместителем Шипунова и главным конструктором КБ приборостроения по стрелково-пушечному вооружению. Более полувека союз оружейников разрабатывал образцы артиллерийского вооружения для трех видов войск: авиации, флота и сухопутных сил. Сегодня любая малокалиберная пушка на любом из отечественных носителей – это разработка Грязева − Шипунова.

Лучшие пушки Грязева − Шипунова   

ГШ-23

Двуствольная авиационная пушка ГШ-23 – одна из самых известных и массовых − предназначена для оснащения подвижных и неподвижных пушечных установок. Была поставлена на вооружение в 1965 году и устанавливалась на рекордное количество летательных аппаратов. В разные годы модификациями ГШ-23 вооружались истребители МиГ-21, МиГ-23, Як-28, Як-130, Су-15, Су-17; вертолеты Ка-25, Ка-29, Ми-24ВМ, Ми-35М; тяжелые транспортные самолеты Ил-76М, Ту-22М, Ту-95МС.


Пушка ГШ-23 в кормовой огневой установке Ту-22М

Применение конструкторами двуствольной схемы и безударного досылающего механизма ускорительного типа увеличило скорость стрельбы до 3400 выстрелов в минуту против 1800 выстрелов у предыдущих моделей. Использование единых механизмов для обслуживания обоих стволов позволило создать двуствольную пушку в габаритах и массе одноствольной. Вариации ГШ-23 используются до сих пор в России и десятках других стран.


ГШ-301

Пушка ГШ-301 стала самой легкой в калибре 30 мм. Она весит менее 50 кг и отличается высоким темпом стрельбы для одноствольных пушек этого калибра − до 1800 выст/мин. Пушка выпускается с начала 1980-х годов и до сих пор остается основным орудием ближнего боя для российских истребителей МиГ-29, МиГ-35, Су-27, Су-30, Су-33, Су-35, Су-37, Су-47, а также для фронтового бомбардировщика Су-34. Это одна из первых советских серийных пушек, получивших жидкостное охлаждение, защищающее орудие от перегрева.  


Пушка ГШ-301 в правом наплыве крыла Су-27

Специалисты отмечают, что разработки тандема Грязева − Шипунова отличаются не только высокими техническими характеристиками, но и особенно изящным исполнением. Так, за свой внешний вид пушка ГШ-301 получила народное название «Балеринка». Благодаря конструкторским решениям В.П. Грязева при большем калибре новая пушка оказалась даже легче своей предшественницы ГШ-23. Разработанная около 40 лет назад конструкторская схема остается актуальной – на новейший истребитель пятого поколения Су-57 устанавливается модернизированная версия ГШ-301.
 

ГШ-6-30

Шестиствольная авиационная пушка ГШ-6-30 предназначена для оснащения неподвижных установок истребителей-бомбардировщиков МиГ-27. Из-за огромной мощности орудия при его использовании вводились ограничения, так как стрельба полным боекомплектом могла сказаться на работе электрооборудования самолета и даже вызвать разрушение фар. Стрельба из «шестистволки» поражала своей силой – за несколько секунд массированного удара пушка выпускала стокилограммовый залп. Новая артсистема калибра 30 мм на момент выпуска превосходила большинство западных образцов.  


Шестиствольная авиационная пушка ГШ-6-30

Модификация этой пушки вошла в корабельный артиллерийский комплекс АК-630 – основное средство противовоздушной обороны современных военных кораблей. Модель ГШ-6-30К кроме низколетящих самолетов может поражать также легкобронированные надводные цели и плавающие мины. Система принудительного водяного охлаждения стволов увеличивает непрерывную работу орудия. А для более легких кораблей в КБП разработан автомат ГШ-6-30Л.
 

2А38

Кроме авиационных и корабельных пушек в сотрудничестве Грязева и Шипунова созданы лучшие скорострельные орудия для сухопутных войск. Зенитный автомат калибра 30 мм был разработан в Туле в начале 1980-х годов специально для ЗРПК «Тунгуска». На каждую машину ставится два автомата, работающие поочередно от одной системы управления. Благодаря этому достигается высочайшая для наземной техники скорость стрельбы − до 5000 выстрелов в минуту.


Автомат 2А38М калибра 30 мм на «Панцире-С1»

Современная модификация «зенитки» 2А38 устанавливается на один из лучших ЗРПК современности − «Панцирь-С1». Даже при стрельбе в движении автомат поражает цели с высокой точностью. Электронное управление самостоятельно наводит орудие на цель. 2А38 может уничтожать низколетящие самолеты и вертолеты, некоторые типы крылатых ракет, а также легкобронированные наземные цели.
 

2А42

В 1980 году на вооружение поступило универсальное орудие, разработанное союзом Грязева и Шипунова – автоматическая пушка 2А42. Орудие устанавливается как на боевые машины БМП-2, БМД-2, БМД-3, БТР-90, БМПТ, так и на ударные вертолеты Ка-50, Ка-52, Ми-28.  Это очень надежная и неприхотливая пушка, которая позволяет произвести отстрел всего боекомплекта без задержек и охлаждения даже в условиях повышенной запыленности. 2А42 отстреливает боекомплект 500 снарядов калибром 30 мм за одну минуту. Пушка может поражать большинство типов воздушных и наземных целей легкого бронирования, а также живую силу на расстоянии до 4 км.


Пушка 2А42 на вертолете Ка-52

Развитие универсальной модели продолжается. Современная модификация пушки 2А42 входит в дистанционно-управляемый боевой модуль «Бумеранг-БМ». Этот модуль составляет основу вооружения перспективной боевой машины пехоты на гусеничной платформе «Курганец-25» и перспективной тяжелобронированной боевой машины пехоты Т-15 на базе платформы «Армата».   

Боевой вертолет Ми-24Д. СССР

Высокая мобильность вертолетов, возможность базирования на грунте и уникальная способность взлетать и садиться на ограниченные неподготовленные площадки привлекли к ним внимание военных еще в начале 1950-х годов. Но только через полтора десятилетия, накопленный опыт их использования, и в первую очередь, успешное применение вооруженными силами США специализированных боевых вертолетов во время войны во Вьетнаме в 1960-х – начале 1970-х годов, подвели советское военное командование к выводу о создании подобных вертолетов и для Вооруженных сил СССР. Еще в 1967 году под руководством генерального конструктора М.Л. Миля на Московском машиностроительном заводе в инициативном порядке на базе вертолета Ми-8 была начата разработка нового транспортно-боевого вертолета. К этому времени у нас еще не сложился единый подход к  боевой винтокрылой машине — часть специалистов считала, что вертолет должен иметь черты штурмовика, другие же — ратовали за универсальную машину с вооружением и обладающую возможностью перевозить отделение десантников. Этот взгляд разделял и Министр Обороны СССР Маршал Советского Союза А.А. Гречко.

В 1968 году главнокомандующие сухопутных войск и ВВС утвердили тактико-технические требования к новому боевому вертолету В-24. Он создавался на конкурсной основе фирмами М.Л. Миля (Московским вертолетным заводом) и Н.И. Камова (вертолетным заводом в г. Улан-Уде). На В-24 предполагалось использовать двигатели ТВ3-117, разработанные для Ми-14, трансмиссию и несущую систему Ми-8 (лопасти несущего винта, автомат перекоса, главный редуктор и рулевой винт). Рассматривались варианты однодвигательного и двухдвигательного вертолетов. ОКБ Камова представило на конкурс вертолет Ка-25Ш, являвшийся модификацией корабельного Ка-25, однако победителем стал более перспективный В-24 — конструкции Миля.

6 мая 1968 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке вертолета В-24 с силовой установкой Ми-14. Его разработкой руководил заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов, а ведущим конструктором машины стал — В.М. Ольшанец. Общее руководство над всеми работами по созданию нового боевого вертолета осуществлял сам М.Л.Миль (а после его смерти в 1970-м году — генеральный конструктор ОКБ М.Н. Тищенко).

Новый советский транспортно-боевой вертолет В-24 (в отличие от американских боевых вертолетов Белл AH-1G «Хью Кобра», предназначавшихся для непосредственной поддержки наземных войск и борьбы с танками противника), собирались использовать не только для этих целей, но также и для: высадки тактических десантов в зоне прорыва и при захвате плацдармов; сопровождения десантно-транспортных вертолетов и прикрытия их при высадке десантов; для борьбы с вертолетами противника; для транспортировки груза и для эвакуации раненых. Поэтому экипаж этого вертолета должен был состоять из летчика и стрелка-оператора систем вооружения (дополненных в случае необходимости бортмехаником), размещенных в кабине в носовой части, и сам вертолет должен был принять на борт отделение десантников с личным оружием и боеприпасами. Предполагалось, что вертолет будет обладать высокими летными характеристиками и иметь мощное ракетно-пушечное вооружение и усовершенствованное прицельное и навигационное оборудование; будет способен выполнять задачи днем и ночью, в сложных метеоусловиях, в том числе, и на предельно малых высотах.

Большое внимание при проектировании уделялось высокой боевой живучести вертолета и безопасности экипажа, что должно было обеспечиваться бронированием кабин и важнейших агрегатов и дублированием основных систем, а также использованием средств, уменьшающих вероятность взрыва и пожара при повреждениях в боевых условиях. При выходе из строя одного двигателя второй автоматически должен был переводиться на взлетный режим. Состав вооружения первоначально был аналогичен вертолету Ми-4АВ (комплекс К-4А), но позже в него вошли новые виды вооружения.

Первый опытный вертолет В-24 (вскоре получивший обозначение «Ми-24») впервые поднялся в воздух 15 сентября 1969 года. Во время испытаний вертолеты Ми-24 с нормальной взлетной массой 11 тонн достигали максимальной скорости 320 км/ч в боевом варианте и 340 км/ч в транспортном и имели крейсерскую скорость соответственно 270 и 280 км/ч, при этом, динамический потолок составлял  4950 м. В случае отказа одного двигателя вертолет мог продолжать полет с одним работающим двигателем еще в течение часа.

Во время испытаний опытного образца вертолета в НИИ ВВС был выявлен целый ряд недостатков. Поскольку часть из них устранить не удалось, а на Арсеньевском машиностроительном заводе «Прогресс» уже началось изготовление первой партии серийных вертолетов и командование ВВС пошло на компромисс: устранение недостатков переносилось на последующие модификации.

В 1970 — 1972 годах выпускался Ми-24А, который  в отличие от первого варианта В-24, имел высокорасположенные крылья большего размаха с отрицательным поперечным углом, на концах которых монтировались пилоны для пусковых установок ПТУР «Фаланга М» с полуавтоматическим управлением. В 1974 году в НИИ ВВС прошли государственные испытания усовершенствованной модели вертолета Ми-24Д,  получившего новую носовую часть с тандемным размещением летчика и стрелка-оператора в отдельных кабинах и модернизированной системой вооружения. В этой модели вертолета рулевой винт размещался слева по борту, что впоследствии стало обязательным для всех вертолетов (вместо прежнего правого размещения). В процессе испытаний Ми-24Д был отработан широкий набор фигур и элементов боевого маневрирования этого вертолета: вираж; разворот; форсированный разворот; горка; боевой разворот; поворот и разворот на горке; пикирование и т.д. Параллельно велись работы по созданию еще одной модификации вертолета — Ми-24В, получившего на вооружение комплекс сверхзвуковых ПТУР «Штурм-В» нового поколения и автоматический прицел летчика АСП-176 (модификация прицела для истребителя-бомбардировщика Су-17).

29 марта 1976 года Ми-24В и Ми-24Д приняты на вооружение Советской армии. В 1981 году в серийное производство пошел новый вариант вертолета Ми-24П — с неподвижной 30-мм двуствольной пушкой ГШ-30, установленной в обтекателе сбоку фюзеляжа, а с 1989 года был налажен выпуск вертолетов Ми-24ВП — модификации Ми-24П с 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23, смонтированной в подвижной носовой установке НППУ-23. Наряду с ними, в 1980-х годах также производился и вертолет-разведчик химической и радиационной обстановки Ми-24Р — (созданный на базе Ми-24Д) с повышенной системой жизнеобеспечения. Вертолеты Ми-24Р широко использовались для определения масштабов бедствия после аварии на Чернобыльской АЭС. Всего до 1992 года, когда серийный выпуск вертолетов Ми-24 был прекращен, было построено более 5200 вертолетов в различных модификациях.

Вертолет Ми-24 был выполнен по одновинтовой схеме с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами, а также с трехопорным шасси, полностью убирающимся в полете в фюзеляж. Несущая система Ми-24 созданная на базе вертолета Ми-8, имела множество особенностей конструкции, в том числе: несущий винт меньшего диаметра, но большей удельной нагрузки; его лопасти получили стеклопластиковую обшивку; а многие элементы были выполнены из алюминиевого сплава. Силовая установка состояла из двух газотурбинных двигателей ТВЗ-117, установленных рядом в общем обтекателе сверху фюзеляжа. Там же размещалась и вспомогательная силовая установка — газотурбинный двигатель АИ-9В. Начиная с вертолетов Ми-24Д,  на воздухозаборники двигателей устанавливались пылезащитные устройства, а на соплах — экранирующие выхлопные устройства. Главный редуктор и двигатели были защищены стальными 8-мм броневыми плитами. Фюзеляж и хвостовая балка — полумонококовой конструкции. Для создания дополнительной подъемной силы в полете и частичной разгрузки несущего винта вертолет получил небольшое крыло с отрицательным поперечным углом (-12°).  В носовой части фюзеляжа размещалась  двухместная кабина экипажа: стрелок-оператор сидел в отдельной передней кабине, за ним — летчик, кабина которого для удобства обзора была приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка. Летчик имел бронированное кресло с откидной бронеспинкой и бронезаголовником; кресло стрелка было не бронировано; между кабинами располагалась бронеперегородка;  лобовые стекла — броневые, кроме того, в экипировку экипажа входили и специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. На случай выхода пилота из строя в кабине стрелка-оператора монтировался второй комплект управления. Доступ в кабину стрелка осуществлялся с левого борта через откидывающуюся вверх панель остекления, а в кабину летчика — через бронированную дверь с левого борта. Бортмеханик  размещался на откидном сиденье в грузовом отсеке. В кабине для десантников имелись двухстворчатые двери с каждого борта; 8 откидывающихся сидений и 8 окон, 4 из которых — в верхних створках дверей, могли откидываться внутрь, для ведения десантниками  огня из стрелкового оружия. В кабине могли также устанавливаться 4 носилок с ранеными.

Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивало пилотирование вертолета днем и ночью и в сложных метеоусловиях. Аппаратура связи включала в себя командные УКВ-радиостанции Р-860, Р-863 и Р-828, связную КВ-радиостанцию «Карат М-24» и самолетное переговорное устройство СПУ-8. Оборудование управления вооружением включало оптико-электронную обзорно-прицельную систему и радиокомандную систему наведения ракет; пушечный прицел ПКВ или на Ми-24В — ИПС; приемник предупреждения о радиолокационном облучении; станцию создания активных помех СОЭП-В1А «Липа»; фотокинопулемет, а также контейнеры АСО-2 со 132 ложными целями. Вооружение состояло из — встроенного и подвесного, причем его состав менялся в зависимости от модификации. В качестве встроенного вооружения на вертолетах Ми-24А устанавливалась носовая подвижная пулеметная установка НУВ-1 с одноствольным 12,7-мм пулеметом А-12,7; вертолет Ми-24Д оснащался установкой УСПУ-24 с электродистанционным управлением с 12,7-мм четырехствольным пулеметом ЯкБ-12,7.

Вертолеты Ми-24 ранних модификаций использовали в качестве подвесного вооружения  четыре (по две на рельсовых направляющих по бокам фюзеляжа, а затем на концевых пилонах крыла) ПТУР «Фаланга-М» с ручным радиокомандным управлением (позднее с полуавтоматической системой управления). Начиная с вертолета Ми-24В их заменили новыми ПТУР 9К113/9М114 «Штурм-В», число которых на концевых и подкрыльевых пилонах могло достигать 12. Вместо ПТУР на четырех подкрыльевых пилонах могли также устанавливаться: управляемые ракеты ближнего воздушного боя Р-60; блоки неуправляемых авиационных ракет УБ-32-57; УБ-20-57;  Б8В20-А с ракетами С-8; Б13Л1 с ракетами С-13; пусковые установки АПУ-68УМ3 для тяжелых ракет С-24Б; универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л; контейнеры ГУВ-8700 с двумя четырехствольными 7,62-мм пулеметами ГШГ-7,62 и одним четырехствольным 12,7-мм ЯкБ-12,7; контейнеры ГУВ-1 с одним 30-мм  автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя»; до 1500 кг обычных или химических бомб; универсальные контейнеры для разбрасывания мин; контейнеры мелких грузов КМГУ-2; выливные баки; блоки осветительных ракет и другое авиационное вооружение.

Боевой вертолет огневой поддержки МИ-24 стал основной ударной единицей армейской авиации Военно-воздушных сил СССР. Вертолет, главным образом, предназначался для авиационной и огневой поддержки Сухопутных войск как непосредственно на поле боя, так и в тактической глубине, путем поражения наземных, малоразмерных, бронированных подвижных объектов и целей противника. Кроме этого, вертолет мог выполнять десантно-транспортные, разведывательные и другие специальные боевые задачи. Вертолеты Ми-24 по своему составу вооружения и массе боевой нагрузки превосходили все серийные зарубежные боевые вертолеты, а также, обладая комбинированной несущей системой (несущий винт — крыло), отличались высокой маневренностью, что позволяло осуществлять на них сложный пилотаж.

Ми-24 успешно использовались в военных действиях в Афганистане и нашли широкое применение во многих других военных конфликтах для непосредственной поддержки наземных войск, подавления огневых точек и борьбы с танками. Особенно эффективными вертолеты Ми-24, имеющие мощное вооружение и грузовую кабину, оказались при спасении экипажей сбитых самолетов и вертолетов и эвакуации раненых в боевых условиях.

Серийное производство вертолетов Ми-24 продолжалось с 1970 по 1991 год. Всего на  Машиностроительном заводе «Прогресс» (г. Арсеньев) и Вертолетном заводе (г. Ростов-на-Дону) было изготовлено 2570 Ми-24 всех модификаций.

Испытания скорострельной пушки истребителя Т-50 попали на видео

В интернете появился видеоролик тестовых стрельб авиационной пушки для российского истребителя пятого поколения Т-50. Испытания орудия с названием 9-А1-4071К проходили на государственном казенном научно-испытательном полигоне авиационных систем, расположенном неподалеку от села Фаустово Московской области.

На видеоролике, продолжительность которого составляет одну минуту, показана установка авиапушки на испытательный стенд, загрузка 30-мм боеприпасов в подающий лоток, а также тестовая стрельба.

Известно, что пушка для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) была разработана специалистами ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» в конце 2014 года. Из открытых источников известно, что она является модернизированной версией скорострельного орудия ГШ-30-1.

Пушка идеальна для самолета — ее вес всего 50 килограммов, и она по праву считается самой легкой в мире 30-мм пушкой. Уникальная базовая схема автоматики позволила придать 9А1-4071К самую высокую для такого вида оружия скорострельность на один ствол — до 1800 выстрелов в минуту. Особенностью пушки является также автономная система водоиспарительного охлаждения ствола. Принцип его действия прост: в кожухе пушки находится вода, которая при нагревании ствола (в процессе стрельбы) превращается в пар.

Огонь из новой пушки будет вестись осколочно-фугасно-зажигательными снарядами и бронебойно-трассирующими снарядами, способными поражать даже легкобронированные наземные, надводные и воздушные цели.

По наземным целям пушка эффективна при стрельбе на дальности до 1800 метров, по воздушным — до 1200. Ранее пушка 9-А1-4071К была испытана на многоцелевом истребителе Су-27СМ.

По мнению военных экспертов, наличие на Т-50 новейших прицельных систем значительно повысит эффективность применения авиационного пушечного вооружения, которое в некоторых случаях гораздо предпочтительнее, чем дорогие ракетные системы.

Справка «РГ»

Российский самолет пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), поставки которого в войска начнутся в 2018 году, обладает сверхманевренностью и незаметен для радаров противника. На его обшивке размещены антенны радаров, дающие летчику круговой обзор. В обшивку также интегрирована аппаратура радиоэлектронной борьбы, снимающая покров «невидимости» с самолетов, выполненных по стелс-технологиям, и защищающая Т-50 от радаров и ракет противника. ПАК ФА снабжен двигателем с управляемым вектором тяги, который обеспечивает сверхманевренность истребителя и позволяет ему достигать сверхзвуковых скоростей без включения режима форсажа. Бортовая электроника самолета берет на себя часть работу по пилотажу, освобождая летчика для решения боевой задачи. Т-50 вооружен сдвоенной модернизированной 30-миллиметровой пушкой, в боекомплект которой входит 100 снарядов. Основное вооружение — две ракеты ближнего боя РВВ-МД и восемь среднего радиуса действия Х-31. Они располагаются в двух внутренних отсеках. Кроме того, 14 ракет могут быть размещены на внешних точках подвески.

Мастера оружейных дел. Самые известные отечественные конструкторы стрелкового оружия

День оружейника был установлен указом президента РФ от 3 декабря 2011 года. Праздник появился благодаря создателю легендарного автомата АК-47 Михаилу Калашникову во время беседы с Владимиром Путиным в ходе экскурсии по оборонным предприятиям Ижевска в 2010 году.

Датой праздника назначили 19 сентября — день, когда православная церковь чтит архангела Михаила. Он с XIX века почитался как покровитель оружейников в Ижевске — одной из «оружейных столиц» России. Кроме того, к сентябрю 1508 года относится первое дошедшее до наших времен летописное упоминание звания оружничего, который заведовал производством, закупкой, хранением и распределением оружия московских великих князей.

Сергей Мосин
  • Родился 14 апреля (2 апреля ст. ст.) 1849 года, умер 8 февраля (26 января) 1902 года.

Памятник Сергею Мосину в Сестрорецке

© Volkov/CC BY-SA 2.5/Wikimedia Commons

В 1889 году Мосин предложил на конкурс Военного министерства Российской империи новую винтовку калибра 7,62 мм (в старых мерах длины — три русские линии, отсюда название «трехлинейка»).

На эту тему

Другим участником конкурса стал бельгиец Леон Наган. Комиссия остановила выбор на «трехлинейке» Мосина, постановив дополнить ее деталями из проекта Нагана, который продал русской стороне свои патенты и чертежи.

В 1891-м доработанная «трехлинейка» была принята на вооружение русской армии. После Первой мировой войны выпуск продолжался в СССР, свои модернизированные варианты выпускали в том числе Финляндия и Польша. В разные годы винтовки Мосина состояли на вооружении около 30 стран, а в Белоруссии «трехлинейка» была официально снята с вооружения только в 2005 году.

Федор Токарев
  • Родился 14 июня (2 июня ст. ст.) 1871 года, умер 7 июня 1968 года.
  • Герой Социалистического Труда (1940).

Федор Токарев

© Наум Грановский/ТАСС

Еще в офицерской стрелковой школе в 1907 году на базе винтовки Мосина образца 1891 года разработал автоматическую винтовку, которую затем совершенствовал на Сестрорецком заводе с 1908 по 1914 год.

На эту тему

Всего за годы конструкторской работы Токарев создал порядка 150 образцов стрелкового вооружения, серийно производившихся в СССР и других странах мира миллионами экземпляров. В числе сконструированных им образцов оружия — ручной пулемет МТ (Максима — Токарева, 1925, на основе станкового пулемета Максима), первый советский пистолет-пулемет (пистолет-пулемет Токарева, 1927), самозарядная винтовка СВТ-38 (1938), ее модификация СВТ-40 (1940) и некоторые другие.

Одна из самых известных разработок конструктора — пистолет калибра 7,62 мм образца 1930 года (неофициальное название — ТТ, от «тульский, Токарева» или «Тула, Токарев»). Это был первый советский армейский самозарядный пистолет. Поступил на вооружение в начале 1934-го. Всего было произведено порядка 1,74 млн экземпляров. Серийный выпуск в СССР был прекращен в 1952-м в связи с принятием на вооружение пистолета Макарова.

Василий Дегтярев
  • Родился 2 января 1880 года (21 декабря 1879 г. ст. ст.), умер 16 января 1949 года.
  • Герой Социалистического Труда (1940), лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1944, 1949).

Василий Дегтярев

© ТАСС

В 1916 году изобрел автоматический карабин, в 1918-м возглавил опытную мастерскую оружейного завода в Коврове, в дальнейшем ставшую проектно-конструкторским бюро автоматического стрелкового оружия. Потом там под началом Дегтярева были созданы ручной пулемет ДП («Дегтярева, пехотный») калибра 7,62 мм, авиационные пулеметы ДА и ДА-2, танковый пулемет ДТ, пистолет-пулемет ППД-34, крупнокалиберный пулемет 12,7 мм ДК (после доработки Георгием Шпагиным — ДШК), станковый пулемет ДС-39, противотанковое ружье ПТРД, ручной пулемет образца 1944 года (РПД).

Георгий Шпагин
  • Родился 29 апреля (17 апреля ст. ст.) 1897 года, умер 6 февраля 1952 года.
  • Герой Социалистического Труда (1945), лауреат Сталинской премии (1941).

Георгий Шпагин

© Борис Фабисович/ТАСС

Из-за травмы не участвовал в Первой мировой войне, проходил службу в оружейных мастерских. После революции служил в Рабоче-крестьянской Красной армии оружейным мастером. В 1924 году упростил танковый пулемет системы Иванова. Усовершенствовал ранее снятый с производства из-за выявленных недостатков крупнокалиберный пулемет Василия Дегтярева, разработав для него модуль ленточного питания (ДШК, на вооружении с 1939 года).

Создал самое массовое автоматическое оружие Красной армии времен Великой Отечественной войны — пистолет-пулемет образца 1941 года (ППШ). Он полюбился бойцам, получив у них ласковое и уважительное прозвище Папаша. Он стрелял практически в любых погодных условиях и при этом обходился сравнительно дешево. Всего было выпущено около 6 млн штук. Состоял на вооружении Советской армии до 1951-го.

Николай Макаров
  • Родился 22 мая (9 мая ст. ст.) 1914 года, умер 13 мая 1988 года.
  • Лауреат Сталинской премии (1952), Государственной премии СССР (1967), Герой Социалистического Труда (1974).

Николай Макаров

© Wikimedia Commons

В годы Великой Отечественной войны работал в Загорске на заводе, занимавшемся изготовлением пистолетов-пулеметов Шпагина, в дальнейшем окончил Тульский механический институт и начал конструировать оружие сам.

На эту тему

Одним из символов Советской, а затем и Российской армии стал разработанный им пистолет ПМ (пистолет Макарова), который с 1951 года находится на вооружении и до сих пор остается одним из лучших представителей класса компактного оружия самообороны. Он был разработан в качестве табельного личного оружия офицеров вооруженных сил и сотрудников правоохранительных органов. И только в 2019 году стало известно, что на его смену для армии России прошел госиспытания новый пистолет «Удав» калибра 9х21 мм, разработанный конструктором Иваном Козловым (АО «ЦНИИточмаш»).

Кроме этого Макаров разработал авиационную пушку АМ-23 (совместно с Николаем Афанасьевым), участвовал в создании противотанковых ракетных комплексов «Фагот» и «Конкурс». В числе гражданских изобретений — серийно производившиеся в СССР машинки для ручной закатки крышек для консервирования.

Евгений Драгунов
  • Родился 20 февраля 1920 года, умер 4 августа 1991 года.
  • Лауреат Ленинской премии (1964), Государственной премии РФ (1998, посмертно).

Евгений Драгунов

© Wikimedia Commons

Окончил индустриальный техникум в Ижевске, в годы Великой Отечественной войны служил старшим оружейным мастером на Дальнем Востоке.

На эту тему

В 1949-м разработал спортивную винтовку С-49, в 1957–1963 годах — самозарядную снайперскую винтовку калибра 7,62 мм (СВД), которая в модернизированном виде эксплуатируется и в настоящее время. Это самое массовое снайперское оружие в мире, которое используется уже более полувека.

Всего при участии Драгунова на Ижевском машиностроительном заводе (ныне в составе концерна «Калашников» госкорпорации «Ростех») было создано не менее 27 конструкций стрелковых систем, в том числе спортивная винтовка С-49, снайперские винтовки МС-74 и ТСВ-1, винтовки «Зенит», «Зенит-2», «Стрела», «Стрела-3», «Тайга», пистолет-пулемет «Кедр» и некоторые другие.

Игорь Стечкин
  • Родился 15 ноября 1922 года, умер 28 ноября 2001 года.
  • Заслуженный конструктор РФ (1992), кавалер орденов Трудового Красного Знамени (1971) и Почета (1997), лауреат Сталинской премии (1952).

Игорь Стечкин

© CC BY-SA 3.0/Wikimedia Commons

Автор более 60 разработок и свыше 50 изобретений. В рамках защиты институтского диплома разработал оригинальную конструкцию армейского автоматического пистолета калибра 9 мм (АПС, принят на вооружение в СССР в 1951 году), также занимался проблематикой бесшумной стрельбы и созданием систем оружия, замаскированных под предметы обихода. В 1960-х участвовал в создании противотанковых ракетных комплексов «Фагот» и «Конкурс», разработал автоматы «Абакан» и «ТКБ-0116», револьверы «Кобальт» и «Гном», пистолеты «Дротик», «Бердыш» и «Пернач».

Михаил Калашников

Михаил Калашников

© Валентин Черединцев/ТАСС

Разработчик легендарного автомата АК («Автомат Калашникова») калибра 7,62 мм, поступившего в Советскую армию в 1949 году. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространенное оружие в мире (по некоторым данным, всего насчитывается более 100 млн автоматов).

На эту тему

Помимо СССР и России АК и его модификации стояли и продолжают стоять на вооружении армий и спецподразделений 106 стран мира. По простоте устройства и надежности действия АК считается одним из лучших в мире образцов стрелкового оружия. На его базе конструктором создано свыше 100 унифицированных образцов автоматического стрелкового оружия (модернизированный автомат АКМ и АКМС со складным прикладом, АК-74, АК-74 с гранатометом, укороченный АКС-74У, ручные пулеметы Калашникова ПК, ПКМ/ПКМС и другие).

Калашников является автором системы автоматического стрелкового оружия, которая более полувека признается непревзойденной во всем мире. «Я первый пожму руку тому, кто сделает автомат лучше» — эта фраза, произнесенная им более 35 лет назад, стала крылатой. Он также занимался созданием охотничьего оружия: самозарядные карабины «Сайга» на базе АК завоевали популярность в России и за рубежом.

Аркадий Шипунов
  • Родился 7 ноября 1927 года, умер 25 апреля 2013 года.
  • Герой Социалистического Труда (1979), академик Российской академии наук (1991), лауреат Ленинской (1982) и трех Государственных премий СССР (1968, 1975, 1981).

Аркадий Шипунов

© Юрий Машков/ТАСС

Автор около 300 научных трудов, на его счету свыше 600 изобретений. Выпускник машиностроительного факультета Тульского механического института, в 1950-м начал работу в НИИ-61 (ныне — АО «ЦНИИточмаш»), в 1962-м возглавил ЦКБ-14 (ныне — Конструкторское бюро приборостроения в Туле). Совместно с Василием Грязевым разработал семейство авиационного пушечного вооружения ГШ — пушки ГШ-23, ГШ-30-1 и ГШ-6-23, которые устанавливаются на большинство современных российских боевых самолетов и вертолетов. Кроме того, конструкторским дуэтом Грязева и Шипунова был создан пистолет «Грач» калибра 9 мм.

Владимир Ярыгин
  • Родился 1 апреля 1950 года.
  • Заслуженный конструктор РФ, почетный оружейник, изобретатель СССР.

Владимир Ярыгин

© Александр Рюмин/ТАСС

Ярыгин имеет 17 авторских свидетельств на изобретения и четыре свидетельства на промышленные образцы. Окончил Ижевский механический институт в 1973 году по специальности «инженер-механик». С 1973-го — в отделе главного конструктора Ижевского механического завода (ИМЗ).

На эту тему

Разработал произвольные и стандартные самозарядные пистолеты калибра 5,6 мм моделей Иж-34 и Иж-35, поставленные на производство в 1979 году. На базе пистолета М.В. Марголина МЦ-1 под его руководством был разработан пистолет «Марго», линейка газовых пистолетов для самообороны 6П36, 6П37, Иж-77-8, Иж-77-7,6, Иж-78-7,6.

В 1998 году приступил к работе над пистолетом 6П35 «Грач». В 2003-м под наименованием «9-миллиметровый пистолет Ярыгина» (ПЯ) этот пистолет был принят на вооружение ВС РФ.

В дальнейшем конструкторской группой под руководством Ярыгина на базе ПЯ был создан ряд модификаций, в том числе облегченная версия, спортивные, травматические, газовые и пневматические модели. Среди наиболее распространенных — спортивный пистолет для практической стрельбы МР-446 «Викинг». В настоящее время Ярыгин продолжает работать на ИМЗ, занимаясь модернизацией существующих спортивных пистолетов.


Роман Азанов

В материале использованы данные «ТАСС-Досье»

ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» — Юбилей ГШ-18

Десять лет назад Постановлением правительства РФ № 166 от 21 марта 2003 года, в целях обеспечения личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации современным боевым стрелковым оружием на вооружение Российской армии был принят разработанный КБ приборостроения под руководством Василия Петровича Грязева и Аркадия Георгиевича Шипунова 9´19мм пистолетный комплекс ГШ-18.

Академики В. П. Грязев и А. Г. Шипунов разработали ГШ-18 в инициативном порядке под свой патрон 7М319х19. Идея создания нового комплекса, состоящего из мощного, обладающего повышенным останавливающим и пробивным действием боеприпаса и лёгкого, компактного пистолета, готового к мгновенному открытию огня, укомплектованного магазином большой ёмкости, принадлежит Василию Петровичу Грязеву.

Когда-то в начале пути Василий Петрович мечтал сконструировать пистолет, но в силу ряда причин отодвинул эту мечту на 50 лет. Спустя годы Шипунов и Грязев воплотили свою мечту. И пистолет, и патрон сначала были приняты на вооружение МВД. В прессе ГШ-18 назвали «правнуком Токарева», что по сути своей верно, ведь КБП в 1930 году выпустило пистолет Токарева, в 1951 году — пистолет Макарова. Пистолет ГШ-18 при малом весе пробивает практически все бронежилеты. Ни один пистолет мира этого сделать не может.

На Государственные испытания в 2000 году, которые были завершены с положительным результатом, был представлен пистолет, обладающий рекордно малой массой (580 грамм), состоящий из 34 деталей, позволяющий производить неполную разборку без применения какого-либо инструмента. Получению такого заключения предшествовала большая работа с 1996 по 2000 годы. В процессе всей отработки пистолета было сделано более 100 000 выстрелов. После завершения Государственных испытаний пистолетный комплекс ГШ-18 уже в 2000 году был принят на вооружения Минюстом РФ, а в 2001 году МВД РФ. В 2000 году началось серийное освоение пистолета ГШ-18.

На сегодняшний день изготовлено и отправлено, в том числе зарубежным потребителям, почти 4500 пистолетов, причём количество отправляемых потребителям пистолетов год от года неуклонно растёт, в 2013 году только в интересах различных структур МВД РФ должно быть поставлено более 800 единиц пистолетов.

Пистолет ГШ-18, а также пистолет-пулемет ПП-2000 и патрон 7Н31, составляющие в совокупности комплекс ручного оружия антитеррора, на данный момент превосходит по основным ТТХ и боевой эффективности все существующие в мире образцы подобного оружия и являются основной продукцией, выпускаемой филиалом ОАО «КБП» — «ЦКИБ СОО».

В сентябре 2009 года председатель Правительства РФ В.В. Путин вручил авторскому коллективу разработчиков премию Правительства РФ за 2008 год в области науки и техники за разработку комплекса вооружения – бронебойный патрон 9*19, пистолет ГШ-18 и пистолет-пулемёт ПП-2000.

Совокупность боевых характеристик пистолета ГШ-18 — высочайшее пробивное действие, рекордно малая масса и большое количество патронов — делает его на сегодняшний день самым совершенным среди личного оружия.

  • < Предыдущая
  • Следующая >

шарнирно-сочлененных пушек, позволяющих советским самолетам вести огонь назад, вниз и даже вбок

Между тем, шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 была адаптирована для самой необычной из советских орудийных блоков — СППУ-6, производство которого началось в 1976 году. При этом сохранена шарнирно-сочлененная опора, испытанная в СППУ-22. -01, но на этот раз весь пулемет можно наклонить на 45 ° вниз, а также на 12 ° в сторону, избавляя самолет от необходимости пикировать прямо на цель. В то время как предыдущие капсулы с подвижным оружием были только спускаемыми, это новое оружие могло двигаться по двум осям.

16-футовая 7-дюймовая капсула с низким лобовым сопротивлением также содержит систему управления оружием и 400 патронов. Общий вес в загруженном состоянии составляет более 1150 фунтов. Опять же, капсула может быть установлена ​​так, чтобы стволы были обращены вперед или к задней части самолета, для обстрела в задней полусфере. Кроме того, выпускались как «левосторонняя», так и «правосторонняя» версии гондолы с пушкой, установленной с разных сторон. Единственный самолет, на котором подтверждено наличие этой капсулы, — это Су-24, который может нести максимум три.

SPPU-6 редко видели на вооружении, что позволяет предположить, что он, возможно, не был таким успешным, как ожидалось, но можно представить, что, по крайней мере, он мог оказать огромное психологическое воздействие на любые войска, которым не посчастливилось столкнуться с Это. Фактически, это превратит Су-24 в сверхзвуковой боевой корабль с обучаемыми орудиями Гатлинга под крыльями, еще одним под брюхом, а также аналогичным оружием в стандартной стационарной установке под фюзеляжем. При этом продолжительность огня, обеспечиваемого капсулами, по крайней мере, строго ограничена.При скорострельности от 4000 до 6000 выстрелов в минуту боеприпасы в каждой капсуле будут израсходованы всего за четыре секунды.

Подставка СППУ-6 предназначалась для самолетов с неподвижным крылом, а ее значительный вес и отдача означали, что она подходила только для более крупных штурмовиков. Тем не менее, была также задумана разработка меньших и более легких капсул специально для вооружения штурмовых вертолетов. В конце 1970-х годов конструкторское бюро «Вымпел», известное своими работами по созданию ракет класса «воздух-воздух», разработало ГУВ-8700 — ГУВ — универсальную вертолётную гондолу.

GUV-8700 является модульным, с двумя различными вариантами загрузки. В простейшей форме он содержит один 30-мм гранатомет «Пламя-А» с 300 гранатами, что позволяет адаптировать популярное пехотное оружие для использования в самолетах. Другой вариант содержит один пулемет ЯкБ-12,7 калибра .50 с боезапасом 750 патронов и два пулемета ГШГ-7,62 калибра .30 калибра по 1800 патронов каждый. Каждое из этих орудий является поворотным с четырьмя стволами, ГШГ-7,62 является эквивалентом легендарного минигана M134. В загруженном состоянии 9-футовая 10-дюймовая капсула GUV весит чуть менее 1000 фунтов.

История орудия, которое продолжало уничтожать собственный самолет

Всем известна GAU-8 Avenger, знаменитая 30-миллиметровая вращающаяся пушка, установленная на американском штурмовике А-10. Советский аналог этого оружия гораздо менее известен, несмотря на то, что он, возможно, является более мощным орудием. Проблема заключалась в том, что вся эта сила действовала в ущерб оружию.

В 1970-е годы и американцы, и Советы столкнулись с одной и той же проблемой: превосходной броней своих противников по холодной войне.Для американцев большое количество советских основных боевых танков требовало прочного, недорогого, массового производства, которое могло бы остановить вражескую броню на своем пути. Было выдвинуто требование о вооружении нового самолета непосредственной авиационной поддержки (CAS) скорострельной 30-мм пушкой.

Для Советов американская легкая броня оказалась большой головной болью. Новое поколение бронетранспортеров уже нельзя было победить с помощью 23-мм пушек, которыми оснащено большинство штурмовиков и истребителей. Итак, возникла необходимость в разработке чего-то большего.

Совершенно новый МиГ-27 Микояна-Гуревича, представленный в 1975 году, казался идеальным для экспериментов с подобными модернизациями. Вариант удачного истребителя МиГ-23, он имел достаточную грузоподъемность и приспособляемость, чтобы превратить его в настоящий консервный нож.

И Советскому Союзу уже было что на это установить: АО-18, экспериментальная 30-мм ротационная пушка, разработанная в середине 60-х годов для зенитных целей.

Внутреннее устройство чудовища

В то время как увлечение оружием системы Гатлинга, которое возникло в США после Второй мировой войны, является широко известным явлением, гораздо менее известным западной публике является его полное отражение в Советском Союзе.Россия была одним из самых активных импортеров оригинального оружия Гатлинга еще в 19 веке и активно экспериментировала с его конструкцией в межвоенные годы.

Но было одно существенное различие в подходах стран. Американский проект «Вулкан», результатом которого стала 20-мм ротационная пушка M61 и многие ее потомки, был основан на добавлении электрического привода к оригинальному оружию, разработанному Ричардом Джорданом Гатлингом столетие назад. Орудие будет иметь несколько стволов на поворотной установке, все из которых будут вращаться по часовой стрелке для выполнения последовательности стрельбы-перезарядки.Старые Гатлинги будут вращаться с помощью ручки, которую проворачивает оператор; в новых для этой цели будет использоваться электрический двигатель.

Советский подход был другим. В конце концов, если обычные пулеметы и автопушки могут стрелять и перезаряжаться без использования внешнего источника питания, почему вращающиеся не могут делать то же самое? Если бы существовал способ передачи мощности, получаемой от выпущенного снаряда, во вращательное движение стволов, такое орудие не нуждалось бы в каком-либо внешнем двигателе.

Немцы экспериментировали с чем-то подобным еще со времен Первой мировой войны, но первая несколько удачная конструкция появилась только в конце 30-х годов, построенная советским инженером Иваном Слостиным. В 50-х и 60-х годах Советы вернулись к этой идее, адаптировав ее там, где больше всего требовалось скорострельное оружие: в роли зенитных ракет.

Было разработано несколько пушек разного калибра, все с газовым приводом: после выстрела часть газов, выходящих из ствола, отводилась через небольшое отверстие, толкая поршень, расположенный поблизости, как в большинстве современных автоматов и легких пулеметов.Позже движение будет переведено во вращение стволов, что приведет к циклическому переключению механизмов стрельбы и перезарядки.

Имеет ряд преимуществ по сравнению с электрическими пушками Гатлинга. Система меньше весит, она компактнее — не нужно таскать с собой тяжелый двигатель и аккумуляторы. Роторные пистолеты с газовым двигателем также мгновенно достигают максимальной мощности, в то время как электрические ружья должны заводиться, что делает непрактичным ведение огня короткими очередями.

С другой стороны, газовые системы Gatlings более сложны с механической точки зрения, поэтому, возможно, они более дороги и менее надежны — недостатки, с которыми не так сложно бороться, но которые имеют тенденцию значительно повышать стоимость системы. Несмотря на эту цену, Советы были готовы к экспериментам.

Создание зверя

Трудно сказать, сколько менее чем успешных разработок предшествовало АО-18, но к 1965 году система под названием ГШ-6-30К считалась достаточно надежной для массового использования. производился и устанавливался в качестве оборонительного оружия на советские корабли.

Десятилетием позже она была взята за основу для новой авиационной пушки. Была удалена тяжелая система охлаждения, укорачены стволы и предпринят ряд других мер по снижению веса.Пустой вес оружия был уменьшен до 149 килограммов (329 фунтов) — почти вдвое меньше веса GAU-8. Он получил название ГШ-6-30А.

Разработаны новые снаряды для дополнения осколочно-фугасных и трассирующих снарядов зенитной версии. Фугасно-зажигательный, фугасно-зажигательно-трассирующий, зажигательный и фугасно-бронебойный снаряды весили почти полкилограмма каждый и имели начальную скорость до 850 м / с.

Снаряды были меньше и медленнее, чем у GAU-8, и в разработке не было ничего похожего на американские снаряды с сердечником с обедненным ураном. В то время как на начальных этапах существовали амбиции по созданию оружия, которое могло бы противостоять новому основному боевому танку M1 Abrams, основное внимание уделялось более легкой бронетехнике, поэтому орудие не было настоящим истребителем танков.

Но он быстро справится с любой более легкой машиной, особенно с осколочно-фугасными снарядами. Он также был рассчитан на более высокую скорострельность: 5 500–6 100 выстрелов в минуту по сравнению с максимальным значением GAU-8, равным 4200, и если американцы сократят его до 3900, Советы, по крайней мере, поначалу, не планировали этого делать.В конце концов, при стрельбе ГШ-6-30 будет направлять на цель значительно больший вес, чем когда-либо мог сделать GAU-8, что побудило производителя, Конструкторское бюро приборостроения, хвастаться созданием самой мощной авиационной пушки в истории.


(Изображение: VargaA / Wikipedia)

Проблемы

Все, что им нужно было сделать, это как-то установить его на самолет.

МиГ-27 имел место для пушки на днище, но этого места было явно недостаточно для установки новой пушки.Укорачивание стволов частично решило проблему. Установка пушки так, чтобы она была только наполовину прикрыта фюзеляжем, решила другую половину.

В результате обнаружить МиГ-27 с ГШ-6-30 очень легко: из его брюха торчит массивная штуковина из стволов.

В то время как первые МиГ-27 были оснащены значительно меньшими по размерам ГШ-23, модернизированная версия начала выпускаться сразу после принятия самолета на вооружение в 1975 году. Одной из основных проблем было то, что, по крайней мере, сначала он действительно работал достаточно хорошо и только к концу 80-х годов стали появляться проблемы.

Это могло быть связано с его распространением, поскольку все больше и больше единиц получали самолет; или это могло произойти из-за износа оружия, которому подвергались его носители. В любом случае, первоначальная репутация этого нового мощного оружия для уничтожения американской брони была быстро заменена менее гламурным оружием, связанным с саморазрушением.

ГШ-6-30А был оснащен массивным дульным тормозом, который уменьшал отдачу до некоторой управляемой степени, но перенаправлял часть выхлопных газов в сторону, воздействуя на планер и увеличивая вибрацию.

Эта вибрация, по общему мнению, была совершенно неуправляемой. В то время как сам МиГ-27 был приятным самолетом для полета, при стрельбе из этого зверя из оружия, по словам пилотов, повсюду чувствовалось разумное чувство страха. Американский A-10 решил ту же проблему, используя сложную компьютерную систему управления: по сути, как только оружие было запущено, автопилот перехватил управление самолетом и попытался помешать ему прыгать. На МиГ-27 такой системы не было.

Таким образом, возникла опасность выхода самолета из-под контроля из-за отдачи, которая была более мощной, чем у обоих его реактивных двигателей вместе взятых. Но эта опасность редко была реальной, поскольку стрельба из пушки более длинными очередями могла привести к другим видам повреждений.

Пушка из 300 выстрелов (3 секунды) заклинивает. Даже меньше этого было достаточно, чтобы нанести непоправимый ущерб планеру. Наземные бригады обычно ограничивали количество очередей до 40 патронов, добавляя промежуток между патронами во время заряжания, хотя само оружие имело привычку перенапрягать ленту с боеприпасами и рвать ее на части.

Стрельба постоянно приводила к такой нагрузке на планер и артиллерийскую установку, что ее износ становился постоянной проблемой. Помимо повреждения планера, вибрация постоянно приводила к повреждению электроники и других систем.

Много раз после выстрела из пушки пилоты обнаруживали заклинивание передней стойки шасси. Иногда отдача приводила к деформации одного из топливных баков и заклиниванию топливного насоса. Иногда прицел ломался. Однако больше всего страдала электроника: почти каждая система могла и была повреждена вибрацией, часто оставляя самолет без компьютеров, фонарей, гироскопов и коммуникационного оборудования.

В конце 80-х было решено снизить скорость стрельбы до 4000 выстрелов в минуту, оставив позади звание «самой мощной авиационной пушки». Это несколько уменьшило проблемы, но, тем не менее, они остались. В 1989 году у одного пилота вывалилась приборная панель, ее болты поддались вибрации. В том же году фонарь другого пилота был сброшен после того, как его механизм случайно сработал из-за вибрации.

Такие аварии обычно приводят к легким, легко ремонтируемым повреждениям, даже если пилотам придется выполнить аварийную посадку на самолете без двигателя или без шасси.Но не всем так повезло. В некоторых случаях пушка перегревалась, что приводило к взрыву боеприпасов, что приводило к возгоранию на борту самолета. Трудно найти информацию о жертвах таких аварий, но потеря планера в этих случаях была практически гарантирована.

В конце концов, хотя МиГ-27 обычно считается удачным самолетом, ГШ-6-30 не был частью этого успеха. Это было впечатляющее оружие и огромное инженерное достижение, но для всех целей и задач советской авиации, вероятно, было бы лучше без него.

К счастью, холодная война так и не стала горячей, и пистолет не превратился в открывашку, которой он был задуман. Как ни странно, большую часть времени он выполнял функции зенитной пушки, хотя уничтожаемый им самолет не принадлежал противнику

ГШ-18 — Forgotten Weapons

Мы узнали (спасибо, Денни), что на прошлой неделе скончался Аркадий Шипунов. Он начал работать в Тульском арсенале в 1950 году, а с 1962 по 2006 год был главным конструктором его приборного бюро — довольно долгое правление! Он был потрясающим изобретателем, работавшим в основном над крупными пулеметами и ракетными системами, но он также был соавтором пистолета ГШ-18 (Грязева-Шипунова), разработанного Тулой в конце 1990-х годов.

Русский пистолет ГШ-18

Пистолет ГШ-18 — одно из недавних дополнений к небольшому братству пистолетов с вращающимся стволом (см. Также: Roth-Steyr 1907, Obregon, CZ-24, Boberg XR9 и др.). Самостоятельно разобраться с ним не довелось, но дизайн довольно интересный. В то время как в большинстве пистолетов с вращающимся стволом используются два или три боевых упора, в ГШ-18 их не менее десяти, расположенных одинаково вокруг ствола. Это дает стволу дугу поворота всего 18 градусов и дает ему очень прочную фиксацию с такой большой площадью поверхности выступа.

Запорные проушины ГШ-18

Подробная информация о механизме отрывочна, но мы подозреваем, что скошенный набор проушин сразу за стволом предназначен для защиты затвора от попадания грязи и грязи внутрь стопорных проушин. Несмотря на очевидную уязвимость к попаданию грязи, пистолет, похоже, успешно прошел российские военные испытания. На бумаге ГШ-18 выглядит отличным пистолетом:

  • Хорошие 3-точечные прицелы (опционально с ночными прицелами)
  • Хорошая ось с малым внутренним диаметром
  • Полимерная рама (для общего веса всего 16.5 унций без патронов)
  • Реверсивный выпуск магазина для стрелков-левшей
  • Предохранитель на спусковом крючке для простого переноски груза
  • Эжектор служит индикатором загруженной камеры
  • 18 + 1 под патроны 9мм

Кроме того, магазин ГШ-18 имеет двойную подачу, что означает, что патроны подаются попеременно с левой и правой стороны, а не в одну центральную колонку в верхней части магазина (патроны Стечкина). APS также использовала магазины с двойной подачей).Эта система двойной подачи давно признана лучшей в пистолетах-пулеметах, поскольку она снижает давление пружины на патроны, что делает подачу более надежной и упрощает заряжание магазинов.

Магазин ГШ-18 — обратите внимание на широко расставленные кромки подачи, позволяющие поочередно подавать патроны из правой и левой колонок

. Единственное, что нас беспокоит по поводу конструкции — и опять же, это без фактического обращения с ним — это довольно сложная разборка. . Внешний вид выглядит великолепно, но в нем есть много независимых деталей, которые необходимо извлечь для базовой разборки.Большинство других современных пистолетов имеют красивую модульную конструкцию, в которой затвор снимается как единое целое без каких-либо проблем, но ГШ-18 требует снятия нескольких последовательных частей. Соединительные штифты, незакрепленные пружины… это просто не очень элегантно:

ГШ-18 в разобранном виде

Рекламный ролик (на русском языке) о ГШ-18 производства Тулы (где разрабатывались орудия) можно посмотреть здесь:

Тип: Только двойного действия
Патронник: 9×19 мм Luger / Parabellum (также 9×19 мм + P +)
Вес с пустым магазином: 580 г
Длина: 183 мм
Длина ствола: 103 мм
Вместимость : 18 патронов

Пистолет ГШ-18 был разработан в середине-конце 1990-х годов в России в КБП (Конструкторское бюро по производству оборудования) в Туле.ГШ — это Грязев и Шипунов — главные конструкторы пистолета, известные своими одноименными авиационными пушками (ГШ-23, ГШ-301 и др.). 18 обозначает емкость магазина.

ГШ-18 разрабатывался как военное оружие, способное поражать существующие бронежилеты. Чтобы добиться хорошего пробития, конструкторы KBP сначала разработали специальную, очень горячую версию патрона 9×19 мм Luger / Parabellum с легкой и быстрой пулей с сердечником из закаленной стали (4,2 грамма при 600 метрах в секунду или 65 гран при 1970 кадрах в секунду). называется 9мм ПБП.Боеприпасы PBP могут пробить 8-миллиметровую пластину из мягкой стали на 20 метров или любой пуленепробиваемый жилет класса III на том же расстоянии. Первые прототипы пистолетов КБП были известны как Р-96, но они не увенчались успехом, поэтому новый пистолет был разработан примерно в 1998 году. Он прошел официальные военные испытания в 2000 году и успешно прошел их. В начале 2000-х годов ГШ-18 был официально принят на вооружение МВД и вооруженных сил России и сейчас находится в ограниченном производстве. Обычно он выдается специальным подразделениям полиции типа SWAT по всей России. ГШ-18 Спорт — это ограниченная версия базового боевого пистолета, предназначенная для использования в соревнованиях по стрельбе по правилам IPSC или IDPA.Он имеет немного улучшенный спусковой механизм (без предохранителя спускового крючка) и магазины уменьшенной емкости (10 патронов). В России пистолеты ГШ-18 Спорт продают только стрелковым клубам, которые затем сдают эти пистолеты спортсменам.

ГШ-18 — пистолет с возвратным затвором и затвором. В нем используется ствол с короткой отдачей, который вращается для блокировки и разблокировки с затвора. В отличие от других пистолетов с вращающимся стволом, у ГШ-18 имеется несколько (10) упоров для запирания, а угол поворота составляет всего 18 градусов.Рама изготовлена ​​из прочного полимера со стальными вставками и направляющими. Затвор штампованный из стали, с фиксирующей вставкой на пальцах и отъемным затвором. Спусковой механизм подобен Glock — стреляющий ударником, с предварительным взведением во время цикла отдачи и ручным полным взведением при нажатии на спусковой крючок. Когда ударник наполовину взведен, его задняя часть [выступает из задней части затвора примерно на 1 мм, давая визуальную и тактильную индикацию того, что ружье готово к стрельбе. ГШ-18 оборудован автоматическим предохранителем спускового крючка типа Glock и дополнительным предохранителем ударника.Отверстие для выброса расположено в верхней части салазок с выбросом прямо вверх и назад. Магазин представляет собой двухколонный тип без трансформации в одну колонку на выходе из магазина для повышения надежности подачи. Последние варианты отличались съемной мушкой и целиком, установленными на затворе. Прицельные приспособления имеют вставки с белыми точками для более быстрого прицеливания. Одна из самых обсуждаемых особенностей ГШ-18 — открытая спереди затвор. Критики заявили, что через это отверстие грязь будет легко попадать внутрь затвора, и надежность пистолета как минимум снизится.Пока нет убедительных доказательств того, что это проблема.

ГШ-18 может стрелять любыми коммерческими или военными 9-мм боеприпасами «Люгер / Парабеллум» и 9-мм НАТО, а также российскими бронебойными, мощными (примерно эквивалентными 9 мм + P + или даже более горячими) боеприпасами, 9-мм 7Н21 и 9-мм ПБП (7Н31). ГШ-18 считается точным и удобным для стрельбы, а также очень легким для своего класса.

23×115 мм Выстрелы к авиационным орудиям 23 мм ГШ-23Л, 23 мм АМ-23 и 23 мм ГШ-6-23М

API

API-TM

ВУЗ

ВУЗ-М

HEI-TP

HEI-T

TP

Калибр, мм

23×115

Назначение

Для поражения наземной небронированной и легкой бронетехники и воздушных целей

Системы вооружения

23-мм авиационные пушки ГШ-23Лр, 23-мм пушки АМ-23 и 23-мм ГШ-6-23М

Длина выстрела, мм

с 197. 86 к 200,66

с 197.90
к 200.53

с 197,8
к 200.66

Масса выстрела, кг

0.331 ок.

0,347 прибл.

0,329 прибл.

0,341 прибл.

0,329 прибл.

0,343
ок.

0,326 прибл.

Масса снаряда, кг

0,174 прибл.

0,190 прибл.

0,174 прибл.

0,186 прибл.

0,174 прибл.

0,188
ок.

0,169 прибл.

Взрывчатое наполнение типа

A-IX-2

A-IX-2

Инертный

A-IX-2

Масса ВВ, кг

0.0178 около

0,0184 приблизительно

0,155 прибл.

0,155
около

Тип взрывателя

AF23

AF23

Баллистическая заглушка

AF23

Время горения трассера, с

не менее 5

Дальность взведения взрывателя, рти

с 2. 5 к 100

от 2,5 до 100

от 2,5 до 100

Средняя начальная скорость пули, Voaver, м / с

715

690

715

700

720

700

715 ± 10

Среднее максимальное давление при 15 ° C Pmaxaver, МПа

294.2

Тип пороха 4/7 Cgr
Материал корпуса латунь

Проникновение *, расстояние, мм

на 200 м: 10 мм

Диапазон рабочих температур, ° С

от минус 50 до 50

Класс взрывоопасности:

1. 2С; ООН
0328

1.1F, ООН
0005

1.1F, ООН
0005

1.2C, ООН 0328

1.1F, ООН
0005

1.2C,
ООН 0328

Срок годности в складских условиях при хранении в герметичной упаковке Производителя при соблюдении всех инструкций Производителя по обращению и хранению,

лет.

15

Уголок коллекционеров | аэро-контакт

Детали для учебных, выставочных и музейных целей…

МиГ-21 прицел АСП-5НД

Для возможной продажи ASP-5NDA покупателю за пределами Германии требуется экспортная лицензия

АСП-5НД

Грязев-Шипунов ГШ-23

Пушка ГШ-23 3 шт. В демилитаризованном состоянии с сертификатом, возможна продажа заказчику за пределами Германии, требуется экспортная лицензия

МиГ-23 МЛ (Истребитель) и МиГ-23БН (Штурмовик) лобовое стекло

Лобовое стекло МиГ-23МЛ Е-9 Для возможной продажи покупателю за пределами Германии требуется экспортная лицензия

МиГ-23БН Лобовое стекло

Парашют спасательный ПЛ-70, идеальный оттенок

Продажа только клиентам из Германии!

Желоб стабилизатора катапультного сиденья SP-70Продается только клиентам из Германии!

Стенд М-701

Полностью рабочий реактивный двигатель М-701, установленный на двухосном прицепе.

Продажа только клиентам из Германии!

Посмотрите этот двигатель в действии здесь:

[youtube] http://www.youtube.com/watch?v=JZPe5AEWRVo [/ youtube]

Что-то классическое…. Горелка от МиГ-17

.

Двигатель WK-1 — «полированная» горелка двигателя МИГ-17

Регулятор кислородной маски КП-52 и сервисный порт ОРК-11АУ

Несколько приборов в кабине

Постройте собственную коптильню из жаропрочного

Труба выхлопная для МиГ-15

МиГ-15 Труба хвостовая

Этот сегмент реактивного сопла МиГ-21 (новый — конечно)

может быть лучшим и самым впечатляющим пресс-папье на вашем столе

Продажа только клиентам из Германии! Для экспорта потребуется экспортная лицензия Сегмент сопла для струи 37169745

Сегмент форсунки 37169745

Гидравлический ручной насос

Насос ручной гидравлический НР-01-00-2Н

Прицел оружейный АСП-3 НМУ39-з

Вы можете найти здесь больше запчастей и не стесняйтесь спрашивать нас о ценах

1/48 ГШ-23 Двуствольная пушка для МиГ-21 поздняя версия

  1. Дом
  2. Интернет-магазин
  3. САМОЛЕТ — аксессуары
  4. Двуствольная пушка ГШ-23 1/48 для МиГ-21 поздняя версия

Сопутствующие товары

8,24 € купить