22350М фрегат – О фрегатах проекта 22350М в свете последних новостей » Военное обозрение

Для ВМФ России будет заложен первый фрегат проекта 22350М

Как стало известно, в ближайшем будущем для ВМФ России планируется закладка нового фрегата проекта 22350М

Корабль продолжит серию строящихся для российского флота фрегатов нового поколения 22350. Об этом 24 января заявил после праздничной церемонии в честь 310-летия Центрального Военно-Морского Музея, командующий ВМФ России Владимир Королёв.

 

О том, когда именно и на какой верфи состоится закладка нового фрегата, главком российского флота не уточнил, но заявил, что фрегаты проекта 22350М «это наше будущее». 

В настоящий момент ВМФ России имеет в своём составе головной фрегат проекта 22350 — «Адмирал Горшков». Второй корабль данного проекта — «Адмирал Касатонов» на данный момент завершил ходовые испытания, а его принятие в состав флота ожидается в конце текущего года, после завершения всего цикла необходимых испытаний. Третий и четвёртый корабли серии —

«Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» находятся в различных стадиях строительства.

Изначально предполагалось, что будут заложены ещё как минимум два фрегата проекта 22350. Однако, по всей видимости, было принято решение в пользу дальнейшего строительства новых фрегатов по усовершенствованному проекту — 22350М

Информации о характеристиках перспективного фрегата пока нет, более того, даже неизвестен и его точный облик. На данный момент об облике фрегата 22350М можно судить лишь по модели, представленной на Международном Военно-Морском Салоне МВМС-2017  в Санкт-Петербурге в 2017 году.

Известно, что водоизмещение фрегатов проекта 22350М будет как минимум на тысячу тонн больше водоизмещения «Адмирала Горшкова» и составит 6.5 тысяч тонн. По некоторым данным, водоизмещение перспективного фрегата может достигать и больших значений. 

Фактически, по своему водоизмещению, а также боевым возможностям перспективные фрегаты проекта 22350М будут приближаться к кораблям класса «эсминец». Предположительно, состав ракетного вооружения на перспективном фрегате увеличится в 1.5 раза по сравнению с существующими фрегатами проекта 22350 и будет состоять из 3 универсальных корабельных стрельбовых комплексов (УКСК) на 8 ячеек для ПКР «Оникс» или крылатых ракет семейства «Калибр» (на фрегате проекта 22350 — 2 УКСК) и 3 вертикальные пусковые установки зенитно-ракетного комплекса «Полимент-Редут» по 16 ячеек каждая (на фрегатах проекта 22350 суммарно 32 пусковые ячейки для зенитных ракет).

Вероятно, будет существенно улучшено и радиотехническое вооружение корабля, что позволит перспективному фрегату более эффективно выполнять боевые задачи, например, обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны корабельного соединения. 

В отдалённом будущем, как предполагается, фрегаты 22350М должны постепенно заменить существующие корабли ВМФ России дальней океанской зоны. 

Павел Румянцев

«Новый Оборонный Заказ. Стратегии»

dfnc.ru

Эфемерный супер-фрегат 22350М и его 48 “крылатых” “Калибров”

Александр Коваленко, военно-политический обозреватель  |  Понедельник, 18 марта 2019, 12:12

В России решили создать мощный и устрашающий фрегат, перспективы которого, на самом деле, весьма туманны.  

Тщательно отслеживая события на просторах военно-морского плацдарма наших гибридных соседей, по недоразумению мнящих себя великой морской державой, наткнулся на презабавнейшее сообщение, которое, по моему глубокому убеждению, в скором времени, из банальной информативной формы перейдет в мощный пропагандистский формат, для населения нищающей страны.

Так, стало известно, что Северное проектно-конструкторское бюро завершило эскизное проектирование фрегата проекта 22350М и приступило к разработке конструкторской документации. Согласно ТТХ этих фрегатов, они будут иметь водоизмещение 7 тыс тонн и способны разместить в своем арсенале 48 крылатых ракет “Калибр”.

Что же, информация крайне интересная, причем мы все должны понимать, что среднестатистического россиянина обычно не приводит в состояние ура-патриотического экстаза набор цифр типа проект 22350, а вот буквенные пазлы аля крылатая ракета “Калибр” уже повод откупорить прибереженную для такого случая баночку “Боярышник single malt 1YO”.

Тем не менее, следует понимать, что именно фактором наличия данного проекта и будет российская пропаганда оперировать в ближайшие годы. При этом, как и в большинстве случаев, без наличия фрегата как такового. Стоит, как пример привести перспективный эсминец проекта 23560 “Лидер”, который должен стать грозой АУГ (авианосных ударных групп) США. Но до сих пор им не стал, поскольку не то, чтобы не заложен ни на одной из верфей, но и не имеет действенной концепции, что из себя будет представлять по выходу со стапелей. 

Но, не будем же сравнивать целый эсминец, водоизмещением 19 тыс тонн с фрегатом, верно? Хотя, согласно одной из многочисленных концепций его водоизмещение как раз и хотели уменьшить вдвое, но, не отвлекаемся от нашего… 22350М. Который, и запомните эти слова, на деле не более чем мертворожденный проект призванный возбуждать величие масс, без наличия непосредственного объекта возбуждения.

Почему так? Все просто. Дело в том, что 22350М не просто так имеет в своем названии букву “М”, ведь это дальнейшее развитие фрегатов проекта 22350, головным из которых является славно известный “Адмирал Горшков”. Да-да, тот самый “Адмирал Горшков” который строился 12 лет и был введен в эксплуатацию без полноценно работающей системы ПВО

, просто ради красивой даты – в честь празднования Дня ВМФ РФ.

Об этом фрегате и в целом проекте данной серии я написал очень много материалов и, откровенно говоря, ни один из них не является хвалебным в той или иной степени. Хотя бы потому, что корабль сам по себе настолько сырой и недоработанный, что заступающим на службу на этом фрегате морякам нужно сразу присваивать звание “герой России” и выделять бесплатный участочек на “Ваганьковском”. 

В свою очередь, проект 22350М  должен не только превзойти своего предшественника по количеству размещаемых на нем КР “Калибр” (48 вместо 16) и увеличенному водоизмещению, но и по использованию единой универсальной автоматизированной системы управления огнем всех видов корабельных средств поражения, в частности: артиллерийских, зенитно-ракетных, зенитно-артиллерийских, противокорабельных, противолодочных, противобереговых, радиоэлекторонных (которая до сих пор на “Горшкове” не работает эффективно), а так же размещением на корабле мифических гиперзвуковых ракет “Циркон”.

Что же, планы глобальные и более того, заставляют восхититься полетом мысли гибридных кораблестроителей. Но, вот ведь вопрос, если даже в самый рассвет становления российской недоимперии нового столетия, благодаря высоким ценам на нефть и газ и благоприятному инвестиционному климату, она не смогла толком реализовать ни проект 22350 ни 23560 и ни многие другие, что ей даст возможность это сделать сейчас, в эпоху тотальной нехватки средств и отсутствия современных технологий?

А потому, если и говорить о 22350М и его без малого полусотни “Калибров”, то только в формате пропагандистской страшилки, в рамках которой так часто упоминаются и те же несуществующие эсминец “Лидер” и авианосец “Шторм”, сомнительные по КПД “Кинжал” и “Авангард”, второсортный Су-57 и одиозная “Армата”.

 

uc.od.ua

В России задумали фрегат будущего :: Корабли

Корабль займет нишу между «Адмиралом Горшковым» и будущим эсминцем «Лидер»

Второй фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» еще не вошел в состав Северного флота, а в Северном проектно-конструкторском бюро уже работают над обликом увеличенной версии «Адмирала Горшкова».

О создании модернизированного фрегата проекта 22350М сообщил специализированный портал Mil.Press FlotProm со ссылкой на отраслевой источник, знакомый с ситуацией.

По его данным, проектирование планируется завершить через 2-2,5 года, а строиться они будут порядка 4-5 лет. Это означает, что новый фрегат будет готов примерно к 2026 году. Это достаточно быстро, учитывая какими темпами у нас в последнее время строятся большие корабли.

Тем не менее уже известно, что новинку будет строить либо санкт-петербургская «Северная верфь», где закладывался «Горшков», либо калининградский завод «Янтарь».

Ранее СМИ сообщали, что Северное ПКБ уже вело определенные предпроектные работы в соответствии с пожеланиями ВМФ России по этому кораблю, в том числе в инициативном порядке. О планах строить «фрегат будущего» говорил заместитель главкома ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук летом этого года.

То, что для ВМФ будут строить фрегаты проекта 22350М, стало понятно после того, как серию 22350 ограничили до четырех кораблей. Вслед за «Касатоновым» достроят «Головко» и «Исакова». А дальше все.

Для информации: главный советник президента ОСК Виктор Чирков оценил потребность ВМФ России во фрегатах проекта 22350 в 18 единиц, заявив об этом на форуме «Армия-2018». Интересно, что он же раскритиковал короткие серии, назвав их вредными для отрасли и флота.

Конечно, есть еще фрегаты проекта 11356, но оставшиеся три корабля решили передать Индии. Впрочем, изначально они и задумались как экспортные фрегаты. Но в итоге получилась вышеупомянутая короткая серия.

По мнению экспертов, проект 22350 предпочтительнее 11356, если говорить о перспективе, поэтому вполне логично, что будущие корабли решили делать на базе 22350.

Пока о будущих фрегатах известно немного. Исходя из открытых данных, их водоизмещение будет порядка 8 тыс. т против 5,4 тыс. т «Адмирала Горшкова». Всего их планируется построить порядка 10, если хватит средств.

Корабли займут промежуточную нишу между фрегатами 22350, 11356 и эсминцами «Лидер», строительство которых тоже под большим вопросом. Тем временем США продолжают испытания своего эсминца-невидимки «Замволт», вооруженного 80 ракетами «Томагавк». Пока у корабля есть определенные проблемы с силовыми установками, но в ближайшем будущем американцы, скорее всего, их решат.

utro.ru

Эфемерный супер-фрегат 22350М и его 48 “крылатых” “Калибров”

Тщательно отслеживая события на просторах военно-морского плацдарма наших гибридных соседей, по недоразумению мнящих себя великой морской державой, наткнулся на презабавнейшее сообщение, которое, по моему глубокому убеждению, в скором времени, из банальной информативной формы перейдет в мощный пропагандистский формат, для населения нищающей страны.

Так, стало известно, что Северное проектно-конструкторское бюро завершило эскизное проектирование фрегата проекта 22350М и приступило к разработке конструкторской документации. Согласно ТТХ этих фрегатов, они будут иметь водоизмещение 7 тыс тонн и способны разместить в своем арсенале 48 крылатых ракет “Калибр”.

Что же, информация крайне интересная, причем мы все должны понимать, что среднестатистического россиянина обычно не приводит в состояние ура-патриотического экстаза набор цифр типа проект 22350, а вот буквенные пазлы аля крылатая ракета “Калибр” уже повод откупорить прибереженную для такого случая баночку “Боярышник single malt 1YO”.

Тем не менее, следует понимать, что именно фактором наличия данного проекта и будет российская пропаганда оперировать в ближайшие годы. При этом, как и в большинстве случаев, без наличия фрегата как такового. Стоит, как пример привести перспективный эсминец проекта 23560 “Лидер”, который должен стать грозой АУГ (авианосных ударных групп) США. Но до сих пор им не стал, поскольку не то, чтобы не заложен ни на одной из верфей, но и не имеет действенной концепции, что из себя будет представлять по выходу со стапелей.

Но, не будем же сравнивать целый эсминец, водоизмещением 19 тыс тонн с фрегатом, верно? Хотя, согласно одной из многочисленных концепций его водоизмещение как раз и хотели уменьшить вдвое, но, не отвлекаемся от нашего… 22350М. Который, и запомните эти слова, на деле не более чем мертворожденный проект призванный возбуждать величие масс, без наличия непосредственного объекта возбуждения.

Почему так? Все просто. Дело в том, что 22350М не просто так имеет в своем названии букву “М”, ведь это дальнейшее развитие фрегатов проекта 22350, головным из которых является славно известный “Адмирал Горшков”. Да-да, тот самый “Адмирал Горшков” который строился 12 лет и был введен в эксплуатацию без полноценно работающей системы ПВО, просто ради красивой даты – в честь празднования Дня ВМФ РФ.

Об этом фрегате и в целом проекте данной серии я написал очень много материалов и, откровенно говоря, ни один из них не является хвалебным в той или иной степени. Хотя бы потому, что корабль сам по себе настолько сырой и недоработанный, что заступающим на службу на этом фрегате морякам нужно сразу присваивать звание “герой России” и выделять бесплатный участочек на “Ваганьковском”.

В свою очередь, проект 22350М  должен не только превзойти своего предшественника по количеству размещаемых на нем КР “Калибр” (48 вместо 16) и увеличенному водоизмещению, но и по использованию единой универсальной автоматизированной системы управления огнем всех видов корабельных средств поражения, в частности: артиллерийских, зенитно-ракетных, зенитно-артиллерийских, противокорабельных, противолодочных, противобереговых, радиоэлекторонных (которая до сих пор на “Горшкове” не работает эффективно), а так же размещением на корабле мифических гиперзвуковых ракет “Циркон”.

Что же, планы глобальные и более того, заставляют восхититься полетом мысли гибридных кораблестроителей. Но, вот ведь вопрос, если даже в самый рассвет становления российской недоимперии нового столетия, благодаря высоким ценам на нефть и газ и благоприятному инвестиционному климату, она не смогла толком реализовать ни проект 22350 ни 23560 и ни многие другие, что ей даст возможность это сделать сейчас, в эпоху тотальной нехватки средств и отсутствия современных технологий?

А потому, если и говорить о 22350М и его без малого полусотни “Калибров”, то только в формате пропагандистской страшилки, в рамках которой так часто упоминаются и те же несуществующие эсминец “Лидер” и авианосец “Шторм”, сомнительные по КПД “Кинжал” и “Авангард”, второсортный Су-57 и одиозная “Армата”.

zloy-odessit.livejournal.com

Северное ПКБ завершило эскизное проектирование фрегата проекта 22350М

Как сообщило 17 марта 2019 года информационное агентство ТАСС, Северное проектно-конструкторское бюро (ПКБ) приступило к разработке конструкторской документации на модернизированные фрегаты проекта 22350М, которые будут нести на борту до 48 крылатых ракет «Калибр». Об этом сообщил в воскресенье ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.


Корпус четвертого строящегося фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Исаков» (заводской номер 924) на открытом стапеле АО «Судостроительный завод «Северная верфь». Санкт-Петербург, ноябрь 2018 года (с) Curious / forums.airbase.ru

«Северное ПКБ завершило эскизное проектирование фрегатов проекта 22350М и сейчас в соответствии с тактико-техническим заданием заказчика ведет разработку рабочей конструкторской документации на эти корабли», — сказал собеседник агентства.

Он уточнил, что водоизмещение фрегатов обновленного проекта «планируется увеличить до 7 тыс. т, а максимальный боекомплект крылатых ракет «Калибр» на их борту — до 48 единиц».

Источник добавил, что «в арсенал кораблей также будут входить гиперзвуковые ракеты «Циркон».

Собеседник сообщил, что новые фрегаты получат единую универсальную автоматизированную систему управления огнем всех видов корабельных средств поражения — артиллерийских, зенитно-ракетных, зенитно-артиллерийских, противокорабельных, противолодочных, противобереговых, радиоэлекторонных. «Это значительно повысит их боевые возможности», — подчеркнул собеседник.

В Объединенной судостроительной корпорации не стали комментировать ТАСС предоставленную источником информацию.

В настоящее время в боевой состав ВМФ России входит головной фрегат базового проекта 22350 «Адмирал Горшков». Проходит ходовые испытания первый серийный фрегат 22350 «Адмирал Касатонов». Водоизмещение этих кораблей значительно меньше, чем планируется по проекту 22350М, и составляет 4,5 тыс. т, каждый фрегат может нести до 16 крылатых ракет «Калибр».

bmpd.livejournal.com

Фрегаты проекта 22350. Неужели всё налаживается?

В последнее время новости о ВМФ РФ носили весьма безрадостный характер, и мы не будем перечислять их повторно, дабы не портить новогоднее настроение читателю. Однако ряд известий, внезапно «объявившихся» буквально перед самым Новым Годом внушают осторожный оптимизм: возможно, что дело со строительством кораблей дальней морской зоны в родном Отечестве все-таки сдвинулось с мертвой точки, в которой оно пребывало уже долгие годы. Прячем обе руки за спину, скрещиваем средние и безымянные пальцы (на удачу!) и…. Поехали!

Итак, первая новость: на сайте МО РФ появилась новость о том, что в 2019 г. в ВКС поступит новейший зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь». Сообщил об этом, ни много ни мало, а заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-лейтенант Юрий Грехов.

Вроде бы новость с флотом и не связана, но это только если забыть, что многострадальный морской зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут», ставший основной (хотя – далеко не единственной) причиной колоссальной задержки передачи флоту головного фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», представляет собой «оморяченную» версию ЗРК С-350 «Витязь».

В чем «фишка» данной новости, ведь, как мы знаем, 12,5-летняя эпопея создания «Горшкова» в этом году завершилась успешно, и корабль, заложенный 1 февраля 2006 г. все же поднял Андреевский флаг 28 июля 2018 г.?

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Все дело в том, что многие, неравнодушные к состоянию современного флота люди (включая автора настоящей статьи) всерьез опасались, что корабль принят флотом с неработоспособным ЗРК. Эта точка зрения как будто бы получила подтверждение — 27 ноября сего года, «Новости ВПК» сообщили о том, что испытания ЗРК «Полимент-Редут» еще не завершены, и его принятие на вооружение ожидается в первой половине 2019 г.

Что можно было подумать, читая эту новость? Что ЗРК «Полимент-Редут» все еще небоеспособен, и что в середине 2019 г., сроки принятия его на вооружение будут, в который уже раз, сдвинуты вправо. На этом фоне как-то поблекли оптимистичные новости от 22 октября 2018 г. об испытаниях ракетного комплекса, выполненных в Баренцевом море. Тогда «Адмирал флота Советского Союза Горшков» успешно отстрелялся, уничтожив ракетами «Полимент-Редут» три воздушные цели, двигавшиеся на различных скоростях и расстояниях от корабля, а также щит, имитировавший небольшой надводный корабль. Увы, никаких подробностей об этих испытаниях не приводилось, что оставляло почву различным догадкам, ведь комплекс могли испытывать не в штатных режимах.

Запуск ЗУР «Полимент-Редут» Судя по силуэту, это одна из ракет семейства 9М96 с активной радиолокационной головкой самонаведения

Итак, новости об «Адмирале Горшкове» и его «Полимент-Редуте» были неопределенными, а подобное никогда не внушает оптимизма. И вдруг – громом средь ясного неба, сообщение о поставках ЗРК «Витязь» в ВКС.

«А что тут такого?» спросит иной читатель: «этот ЗРК обещали в войска уже много лет. Чем отличается эта новость от всех предыдущих?». Отличие заключается в том, что раньше всегда обещали завершить испытания, или принять на вооружение, сейчас же говорят именно о поставке в войска. Дело в том, что производство ЗРК – дело, вообще-то не быстрое, и для того, чтобы готовые комплексы поступили в войска в 2019 г., работы над ними должны идти уже сейчас, или, как вариант, начаться в самом ближайшем будущем: как минимум, серийная поставка уже должна быть законтрактована.

Стало бы МО РФ приобретать и поставлять в войска ЗРК «Витязь», если бы не было совершенно уверено в том, что изделие находится в полностью работоспособном состоянии? Очевидно, что нет. Одно дело – злосчастный «Горшков», в котором сплетались интересы самых разных структур – в конце концов, проблемам «Полимент-Редута» уделялось внимание даже не президентских совещаниях.

Иными словами, можно было бы допустить, что «Горшкова» морякам навязали с небоеспособным ЗРК, но нет ни одной причины, по которым ВКС стали бы приобретать неработоспособный С-350. И, раз ВКС его все же приобретают, можно констатировать: ЗРК «Витязь» состоялся, а это, в свою очередь, говорит о том, что состоялся (или же состоится в самые разумные сроки) и ЗРК «Полимент-Редут».

Поставка в ВКС ЗРК С-350 практически гарантирует, что «Горшков», и три других строящихся фрегата серии, все же получат именно то ПВО, которое для них задумывалось изначально. Несмотря на то, что ЗРК «Полимент-Редут» долгие годы балансировал на острие бритвы, сегодня, пожалуй, можно смело утверждать, что комплекс все-таки получился. Это прекрасная предновогодняя новость, и автор настоящей статьи от всей души поздравляет с ней всех тех, кто неравнодушен к отечественному военно-морскому флоту.

Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов»

Но… возникает вполне здравый вопрос – а что же дальше? Не секрет, что ГПВ 2011-2020 гг. в части строительства надводных сил сорвана практически полностью. Так, вместо 14 фрегатов (6 – «адмиральской» серии проекта 11356 для Черного моря и 8 – проекта 22350) до 2020 г. флот получит всего лишь пять кораблей этого класса: три фрегата проекта 11356, «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов». А имеющиеся сегодня в строю БПК и эсминцы еще советских времен устаревают морально и физически, количество надводных кораблей быстро сокращается.

Экс-главком ВМФ РФ, адмирал В. Чирков совершенно справедливо говорил о том, что нам необходимо по меньшей мере 18 фрегатов проекта 22350, но где они? Третий и четвертый фрегат этого проекта были начаты постройкой в 2021-2013 гг. соответственно, а новых закладок не было. И хотя та же «вики» утверждает, что законтрактовано еще два корабля, эта информация давно уже устарела (ссылка на источник 2012 г.). Да, был момент, когда планировалось строить серию из 6 «Горшковых», но затем ее сократили до четырех кораблей.

При этом мы уже неоднократно писали о том, что сам по себе фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» не являются оптимальным выбором для нашего флота. Проект 22350 представляет собой попытку «впихнуть» эсминец в размеры фрегата: в результате получился достаточно большой и весьма недешевый фрегат, который, тем не менее, по своему боевому потенциалу заметно уступает современному эсминцу. Также мы высказывали мысль, что для отечественного флота были бы намного полезнее более крупные корабли полным водоизмещением 8 000 — 9 000 т., что-то наподобие эсминца проекта 21956 на современном технологическом уровне.

Конечно, звучала критика, что если уж мы не можем в приемлемые сроки строить корабли в 4 500 т. водоизмещения, то как можно рассчитывать на успех, создавая корабли едва ли не вдвое больше. Но специфика военного кораблестроения (и не только его) заключается в том, что требуемые параметры оборудования зачастую куда проще получить, увеличивая его размеры – иными словами, часть агрегатов, вооружений и механизмов для более крупных кораблей было бы куда проще разработать и создать, чем «мельчить» для фрегатов проекта 22350.

Возможный облик фрегата проекта 22350М?

Возможно, мы оказались правы, потому что в какой-то момент адмиралы заговорили о новой серии улучшенных кораблей 22350М, или, как их еще называли, «Супер-Горшковых», полное водоизмещение которых могло достигать 8 000 т. Это было бы радостное известие, если не одно «но» — как было известно до последнего времени, разговорами о 22350М дело и ограничивалось, так как соответствующего заказа проектировщики не получили.

И вот… прямо скажем, что пока данную новость не подтвердили ни в СПКБ, ни в ОСК, ни в главкомате ВМФ. Но все же весьма серьезное интернет-издание flotprom.ru, со ссылкой на неназванный (увы!) источник сообщило, что 25 декабря 2018 г. МО РФ подписало контракт с Северным проектно-конструкторским бюро (СПКБ) на эскизное проектирование фрегата проекта 22350М. При этом другой источник того же издания сообщил, что согласно этому контракту указанные работы будут закончены не позднее ноября 2019 г., но, возможно, и раньше. Во всяком случае достоверно известно, что СПКБ вело предварительные работы по проекту 22350М и раньше, причем некоторые из них – по заказу ВМФ РФ, а другие – в инициативном порядке.

Таким образом, головоломка потихоньку начинает складываться: стойкое ощущение, что серию фрегатов проекта 22350 прервали в том числе и в связи с неуверенностью в судьбе ЗРК «Полимент-Редут». Но теперь, когда стало очевидно, что данный комплекс все же состоится, работы по 22350М немедленно начаты.

И опять же, проектирование и строительство кораблей, подобных 22350М (наш ответ «Арли Берку») можно только приветствовать – флот, наконец-то, получит корабли океанской зоны, в которых так нуждается. Но и здесь наш ВМФ подстерегает, увы, ставшая традиционной для нашего флота «засада», под названием: «Лучшее – враг хорошего».

Дело в том, что проектирование 22350М только началось. Допустим, к концу 2019 г. создадут новый эскизный проект, а когда дело дойдет до рабочих чертежей? Когда мы заложим головной корабль этой серии? Сколько разных новинок пожелают «запихнуть» в него адмиралы и проектировщики? А энергетическая установка? До недавнего времени, они производились на Украине, затем, в результате разрыва отношений, пришлось проводить срочное импортозамещение. Увы, срочно не получилось, но все же можно говорить о том, что на сегодняшний день газотурбинные агрегаты для фрегатов проекта 22305 нами освоены.

Но фрегат проекта 22350М значительно крупнее – означает ли это, что ему понадобится ГТЗА нового проекта? И если да, сколько времени займет его разработка и строительство? А может, в проекте 22350М вообще будет использован другой тип ЭУ, в котором, например, турбины будут работать не в паре с дизелями, а с электродвигателями?

К чему все эти вопросы? Да все к тому же – вполне возможно, что в проект 22350М опять постараются «напихать» кучу «неимеющегоаналоговвмире» оборудования, которое еще только предстоит создать, и головной 22350М превратится в долгострой почище «Горшкова». Но у флота больше не осталось времени. ВМФ РФ не в состоянии ждать еще 2-3 года, пока разработают новый фрегат, а потом 12 лет, пока его построят – за это время подавляющее большинство оставшихся у нас надводных кораблей 1-го ранга покинут строй, и мы останемся ни с чем.

Где же выход? Он есть, и он весьма прост. Освоение вооружения и оборудования фрегатов проекта 22350 далось нам очень нелегко, но сейчас мы вполне готовы к возобновлению строительства кораблей этого типа. Если мы заложим еще 2-4 «Горшкова», то они обойдутся нам дешевле, чем корабли первой четверки – уже хотя бы просто за счет отработанных технических решений, налаженного выпуска оборудования и т.д.

Значит, именно так нам и следует поступить – пусть фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и не является идеалом боевого корабля, но они вполне боеспособны, и, вне всякого сомнения, станут желанным пополнением флота. Тем более, что мы наконец-то научились их строить и, надо полагать, что сроки создания новых кораблей будут значительно короче, чем у первой четверки. А когда дело дойдет до закладки головного фрегата проекта 22350М, мы, по возможности плавно, перейдем к строительству новых кораблей этого класса. Это было бы логично и правильно, но когда это в постперестроечные времена в родном Отечестве правила бал логика и целесообразность?

Однако… Вот новость от 15 ноября 2018 г., и звучит она (со ссылкой на два высокопоставленных источника) так: «ВМФ России закажет еще два фрегата типа «Адмирал Горшков». Более того, один из источников уточнил, что речь, вероятно, пойдет не о двух, а о трех или даже четырех фрегатах этого типа!

Неужели Министерство обороны РФ, адмиралы ВМФ РФ наконец-то сделали правильные выводы? Неужели планы строительства фрегатов для военно-морского флота России наконец-то стали логичными, разумными и выполнимыми? Ох, как хотелось бы поверить в это… Впрочем, по мнению автора настоящей статьи, все это мы узнаем в самом ближайшем будущем – вероятно, МО РФ подтвердит (не хочется писать «или опровергнет») все вышесказанное в первые месяцы 2019 г.

Руки за спину, уважаемые читатели, пальцы скрестить! И пусть нашему флоту наконец-то улыбнется удача — ведь он этого достоин.

С Новым годом!

/Андрей из Челябинска, topwar.ru/

army-news.ru

Фрегаты проекта 22350. Новогодние надежды. Неужели всё налаживается?

В последнее время новости о ВМФ РФ носили весьма безрадостный характер, и мы не будем перечислять их повторно, дабы не портить новогоднее настроение читателю. Однако ряд известий, внезапно «объявившихся» буквально перед самым Новым Годом, внушают осторожный оптимизм: возможно, что дело со строительством кораблей дальней морской зоны в родном Отечестве все-таки сдвинулось с мертвой точки, в которой оно пребывало уже долгие годы. Прячем обе руки за спину, скрещиваем средние и безымянные пальцы (на удачу!) и…. Поехали!

Итак, первая новость: на сайте МО РФ появилась новость о том, что в 2019 г. в ВКС поступит новейший зенитный ракетный комплекс С-350 «Витязь». Сообщил об этом, ни много ни мало, а заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-лейтенант Юрий Грехов.


Вроде бы новость с флотом и не связана, но это только если забыть, что многострадальный морской зенитный ракетный комплекс «Полимент-Редут», ставший основной (хотя – далеко не единственной) причиной колоссальной задержки передачи флоту головного фрегата проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», представляет собой «оморяченную» версию ЗРК С-350 «Витязь».

В чем «фишка» данной новости, ведь, как мы знаем, 12,5-летняя эпопея создания «Горшкова» в этом году завершилась успешно, и корабль, заложенный 1 февраля 2006 г., все же поднял Андреевский флаг 28 июля 2018 г.?

Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

Все дело в том, что многие, неравнодушные к состоянию современного флота люди (включая автора настоящей статьи), всерьез опасались, что корабль принят флотом с неработоспособным ЗРК. Эта точка зрения как будто бы получила подтверждение — 27 ноября сего года, «Новости ВПК» сообщили о том, что испытания ЗРК «Полимент-Редут» еще не завершены, и его принятие на вооружение ожидается в первой половине 2019 г.

Что можно было подумать, читая эту новость? Что ЗРК «Полимент-Редут» все еще небоеспособен, и что в середине 2019 г., сроки принятия его на вооружение будут, в который уже раз, сдвинуты вправо. На этом фоне как-то поблекли оптимистичные новости от 22 октября 2018 г. об испытаниях ракетного комплекса, выполненных в Баренцевом море. Тогда «Адмирал флота Советского Союза Горшков» успешно отстрелялся, уничтожив ракетами «Полимент-Редут» три воздушные цели, двигавшиеся на различных скоростях и расстояниях от корабля, а также щит, имитировавший небольшой надводный корабль. Увы, никаких подробностей об этих испытаниях не приводилось, что оставляло почву различным догадкам, ведь комплекс могли испытывать не в штатных режимах.

Запуск ЗУР «Полимент-Редут» Судя по силуэту, это одна из ракет семейства 9М96 с активной радиолокационной головкой самонаведения

Итак, новости об «Адмирале Горшкове» и его «Полимент-Редуте» были неопределенными, а подобное никогда не внушает оптимизма. И вдруг – громом средь ясного неба, сообщение о поставках ЗРК «Витязь» в ВКС.

«А что тут такого?» спросит иной читатель: «этот ЗРК обещали в войска уже много лет. Чем отличается эта новость от всех предыдущих?». Отличие заключается в том, что раньше всегда обещали завершить испытания, или принять на вооружение, сейчас же говорят именно о поставке в войска. Дело в том, что производство ЗРК – дело, вообще-то небыстрое, и для того, чтобы готовые комплексы поступили в войска в 2019 г., работы над ними должны идти уже сейчас, или, как вариант, начаться в самом ближайшем будущем: как минимум, серийная поставка уже должна быть законтрактована.

Стало бы МО РФ приобретать и поставлять в войска ЗРК «Витязь», если бы не было совершенно уверено в том, что изделие находится в полностью работоспособном состоянии? Очевидно, что нет. Одно дело – злосчастный «Горшков», в котором сплетались интересы самых разных структур – в конце концов, проблемам «Полимент-Редута» уделялось внимание даже на президентских совещаниях. Иными словами, можно было бы допустить, что «Горшкова» морякам навязали с небоеспособным ЗРК, но нет ни одной причины, по которым ВКС стали бы приобретать неработоспособный С-350. И, раз ВКС его все же приобретают, можно констатировать: ЗРК «Витязь» состоялся, а это, в свою очередь, говорит о том, что состоялся (или же состоится в самые разумные сроки) и ЗРК «Полимент-Редут».

Поставка в ВКС ЗРК С-350 практически гарантирует, что «Горшков» и три других строящихся фрегата серии все же получат именно то ПВО, которое для них задумывалось изначально. Несмотря на то, что ЗРК «Полимент-Редут» долгие годы балансировал на острие бритвы, сегодня, пожалуй, можно смело утверждать, что комплекс все-таки получился. Это прекрасная предновогодняя новость, и автор настоящей статьи от всей души поздравляет с ней всех тех, кто неравнодушен к отечественному военно-морскому флоту.

Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов»


Но… возникает вполне здравый вопрос – а что же дальше? Не секрет, что ГПВ 2011-2020 гг. в части строительства надводных сил сорвана практически полностью. Так, вместо 14 фрегатов (6 – «адмиральской» серии проекта 11356 для Черного моря и 8 – проекта 22350) до 2020 г. флот получит всего лишь пять кораблей этого класса: три фрегата проекта 11356, «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов». А имеющиеся сегодня в строю БПК и эсминцы еще советских времен устаревают морально и физически, количество надводных кораблей быстро сокращается. Экс-главком ВМФ РФ, адмирал В. Чирков совершенно справедливо говорил о том, что нам необходимо по меньшей мере 18 фрегатов проекта 22350, но где они? Третий и четвертый фрегат этого проекта были начаты постройкой в 2011-2013 гг. соответственно, а новых закладок не было. И хотя та же «вики» утверждает, что законтрактовано еще два корабля, эта информация давно уже устарела (ссылка на источник 2012 г.). Да, был момент, когда планировалось строить серию из 6 «Горшковых», но затем ее сократили до четырех кораблей.

При этом мы уже неоднократно писали о том, что сами по себе фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» не являются оптимальным выбором для нашего флота. Проект 22350 представляет собой попытку «впихнуть» эсминец в размеры фрегата: в результате получился достаточно большой и весьма недешевый фрегат, который, тем не менее, по своему боевому потенциалу заметно уступает современному эсминцу. Также мы высказывали мысль, что для отечественного флота были бы намного полезнее более крупные корабли полным водоизмещением 8 000 — 9 000 т., что-то наподобие эсминца проекта 21956 на современном технологическом уровне. Конечно, звучала критика, что если уж мы не можем в приемлемые сроки строить корабли в 4 500 т. водоизмещения, то как можно рассчитывать на успех, создавая корабли едва ли не вдвое больше. Но специфика военного кораблестроения (и не только его) заключается в том, что требуемые параметры оборудования зачастую куда проще получить, увеличивая его размеры – иными словами, часть агрегатов, вооружений и механизмов для более крупных кораблей было бы куда проще разработать и создать, чем «мельчить» для фрегатов проекта 22350.

Возможный облик фрегата проекта 22350М?

Возможно, мы оказались правы, потому что в какой-то момент адмиралы заговорили о новой серии улучшенных кораблей 22350М, или, как их еще называли, «Супер-Горшковых», полное водоизмещение которых могло достигать 8 000 т. Это было бы радостное известие, если не одно «но» — как было известно до последнего времени, разговорами о 22350М дело и ограничивалось, так как соответствующего заказа проектировщики не получили.

И вот… прямо скажем, что пока данную новость не подтвердили ни в СПКБ, ни в ОСК, ни в главкомате ВМФ. Но все же весьма серьезное интернет-издание flotprom.ru, со ссылкой на неназванный (увы!) источник сообщило, что 25 декабря 2018 г. МО РФ подписало контракт с Северным проектно-конструкторским бюро (СПКБ) на эскизное проектирование фрегата проекта 22350М. При этом другой источник того же издания сообщил, что согласно этому контракту указанные работы будут закончены не позднее ноября 2019 г., но, возможно, и раньше. Во всяком случае достоверно известно, что СПКБ вело предварительные работы по проекту 22350М и раньше, причем некоторые из них – по заказу ВМФ РФ, а другие – в инициативном порядке.

Таким образом, головоломка потихоньку начинает складываться: стойкое ощущение, что серию фрегатов проекта 22350 прервали в том числе и в связи с неуверенностью в судьбе ЗРК «Полимент-Редут». Но теперь, когда стало очевидно, что данный комплекс все же состоится, работы по 22350М немедленно начаты.

И опять же, проектирование и строительство кораблей, подобных 22350М (наш ответ «Арли Берку»), можно только приветствовать – флот, наконец-то, получит корабли океанской зоны, в которых так нуждается. Но и здесь наш ВМФ подстерегает, увы, ставшая традиционной для нашего флота «засада», под названием: «Лучшее – враг хорошего».

Дело в том, что проектирование 22350М только началось. Допустим, к концу 2019 г. создадут новый эскизный проект, а когда дело дойдет до рабочих чертежей? Когда мы заложим головной корабль этой серии? Сколько разных новинок пожелают «запихнуть» в него адмиралы и проектировщики? А энергетическая установка? До недавнего времени, они производились на Украине, затем, в результате разрыва отношений, пришлось проводить срочное импортозамещение. Увы, срочно не получилось, но все же можно говорить о том, что на сегодняшний день газотурбинные агрегаты для фрегатов проекта 22350 нами освоены.

Но фрегат проекта 22350М значительно крупнее – означает ли это, что ему понадобится ГТЗА нового проекта? И если да, сколько времени займет его разработка и строительство? А может, в проекте 22350М вообще будет использован другой тип ЭУ, в котором, например, турбины будут работать не в паре с дизелями, а с электродвигателями?

К чему все эти вопросы? Да все к тому же – вполне возможно, что в проект 22350М опять постараются «напихать» кучу «неимеющегоаналоговвмире» оборудования, которое еще только предстоит создать, и головной 22350М превратится в долгострой почище «Горшкова». Но у флота больше не осталось времени. ВМФ РФ не в состоянии ждать еще 2-3 года, пока разработают новый фрегат, а потом 12 лет, пока его построят – за это время подавляющее большинство оставшихся у нас надводных кораблей 1-го ранга покинут строй, и мы останемся ни с чем.

Где же выход? Он есть, и он весьма прост. Освоение вооружения и оборудования фрегатов проекта 22350 далось нам очень нелегко, но сейчас мы вполне готовы к возобновлению строительства кораблей этого типа. Если мы заложим еще 2-4 «Горшкова», то они обойдутся нам дешевле, чем корабли первой четверки – уже хотя бы просто за счет отработанных технических решений, налаженного выпуска оборудования и т.д. Значит, именно так нам и следует поступить – пусть фрегаты типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и не является идеалом боевого корабля, но они вполне боеспособны, и, вне всякого сомнения, станут желанным пополнением флота. Тем более, что мы наконец-то научились их строить и, надо полагать, что сроки создания новых кораблей будут значительно короче, чем у первой четверки. А когда дело дойдет до закладки головного фрегата проекта 22350М, мы, по возможности плавно, перейдем к строительству новых кораблей этого класса. Это было бы логично и правильно, но когда это в постперестроечные времена в родном Отечестве правила бал логика и целесообразность?

Однако… Вот новость от 15 ноября 2018 г., и звучит она (со ссылкой на два высокопоставленных источника) так: «ВМФ России закажет еще два фрегата типа «Адмирал Горшков». Более того, один из источников уточнил, что речь, вероятно, пойдет не о двух, а о трех или даже четырех фрегатах этого типа!

Неужели Министерство обороны РФ, адмиралы ВМФ РФ наконец-то сделали правильные выводы? Неужели планы строительства фрегатов для военно-морского флота России наконец-то стали логичными, разумными и выполнимыми? Ох, как хотелось бы поверить в это… Впрочем, по мнению автора настоящей статьи, все это мы узнаем в самом ближайшем будущем – вероятно, МО РФ подтвердит (не хочется писать «или опровергнет») все вышесказанное в первые месяцы 2019 г.

Руки за спину, уважаемые читатели, пальцы скрестить! И пусть нашему флоту наконец-то улыбнется удача — ведь он этого достоин.

С Новым годом!

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *