2С3М гаубица самоходная – 152-мм самоходная гаубица 2С3М «Акация»

Содержание

152-мм самоходная гаубица 2С3М «Акация»

152-мм самоходная гаубица 2С3М «Акация»

152-мм СГ 2С3М принята на вооружение в 1971 г. 2С3М является подвижным огневым средством борьбы с противником и позволяет вести стрельбу с места при подаче боеприпасов, как с грунта, так и из боеукладки; преодолевать участки местности, зараженные отравляющими веществами.

152-мм СГ 2С3М предназначена для:

Основные характеристики

Калибр, мм

152,4

Максимальная дальность стрельбы ОФ снарядом на полном заряде, м

17300

Дальность стрельбы прямой наводкой с прицелом ОП5-38,м

4000

Дальность прямого выстрела, м

920

Боекомплект, шт

60

Возимое количество выстрелов, шт

46

Прицельная скорострельность: выстр./мин

3-4

Время перевода СГ в боевое положение, мин

1

Начальная скорость ОФ снаряда на заряде П, м/с

652

Наибольшее давление пороховых газов, кгс/см

2350

Полная длина ствола, мм

5175

Длина нарезной части, мм

3467

Длина зарядной каморы , мм

772,9

Углы вертикальной наводки, град

-4 до +60

Угол горизонтальной наводки, град

360

Начальное давление в накатнике, кгс/см

63 — 66

Количество жидкости в накатнике, л

0,5

Количество жидкости в тормозе отката, л

13,2

Давление в уравновешивающем механизме,

при угле возвышения 60 градусов, кгс/см

59-69

Масса СГ, кг

27500

Масса гаубицы 2А33,кг

2540

Масса ОФ снаряда, кг

43,56

Масса кумулятивного снаряда, кг

27,44

Экипаж ,чел

4(6)

Скорость движения по шоссе ,км/ч

60

Скорость движения по грунтовой дороге, км/ч

25-30

Запас хода по топливу, км

500

Клиренс, мм

450

подавления (уничтожения) живой силы, расположенной открыто и в укрытиях полевого типа;

подавления (уничтожения) артиллерии, минометов и других огневых средств;

уничтожения танков и других бронированных целей противника;

разрушения полевых оборонительных сооружений противника;

освещения, задымления местности, распространения агитационного материала, и выполнения других специальных задач.

В башне СГ с помощью закладных цапф установлена гаубица Д-22 (2А33) с длиной ствола 27 калибров. Затвор вертикально перемещающийся, клиновой с полуавтоматикой копирного типа. Гаубица Д-22 имеет гидропневматические противооткатные устройства, цилиндры которых жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката равна 510-710 мм.

Возимый боекомплект — 46 выстрелов: 42 — с осколочно-фугасными снарядами ОФ-540 и 4 кумулятивных снаряда БП-540.

Вспомогательное вооружение — 7,62-мм пулемет ПКТ.

Шасси – ПУ ЗРК «Круг». Двигатель – двенадцатицилиндровый, дизельный В-59 мощностью 520 л.с. Трансмиссия механическая, двухпоточная. Подвеска независимая, торсионная с телескопическими гидроамортизаторами.

www.mil.by

2С3М «Акация», модернизированная самоходная гаубица

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календа
  • www.arms-expo.ru

    САУ «Акация». Самоходная гаубица 2С3 «Акация»: технические характеристики и фото

    «Акация» — 152-мм самоходная гаубица (индекс ГАБТУ – объект 303). Разработана коллективом конструкторов Уральского завода транспортного машиностроения под руководством Ф.Ф. Петрова и Г.С. Ефимова. САУ 2С3 «Акация» предназначена для уничтожения и подавления минометных и артиллерийских батарей, живой силы противника, огневых средств, танков, ракетных установок, тактических средств атомного оружия, пунктов управления и прочего.

    Смена поколений

    До середины шестидесятых годов прошлого века в войсках армии СССР продолжали служить самоходные артиллерийские установки (САУ) Второй мировой войны, такие как СУ-100, ИСУ-152 и ИСУ-122. Эти машины сочетали в себе качества пушечно-гаубичных комплексов с противотанковыми возможностями. Именно за эту универсальность они нравились военным старой закалки, имеющим опыт ведения боевых действий в ходе Великой Отечественной войны. Однако со сменой поколений офицеров и генералов постепенно сформировались новые взгляды на тактику использования самоходной артиллерии в современной войне.

    Так, в частности, основным врагом танков и другой бронетехники является не обычный снаряд, а противотанковый управляемый реактивный снаряд (ПТУРС). В связи с этим военные специалисты пришли к мнению, что с одной стороны самоходные артиллерийские установки не должны специализироваться на уничтожении тяжелых машин, а с другой стороны, новая САУ не должна «одеваться» в толстую броню, ведь ПТУРС может пробивать даже самую крепкую из них. Кроме того, согласно новым требованиям, самоходные артиллерийские установки должны иметь максимальную подвижность, авиатранспортабельность и повышенную плавучесть. Для того чтобы техника отвечала данным требованиям, следовало отказаться от тяжелой брони и отдать предпочтение противопульной защите. Что касается размещения орудия, то для повышения маневра огнем оно должно быть размещено не в бронерубке, а в свободно вращающейся башне, что позволит вести комплексу круговой обстрел. Помимо этого одним из главных требований военных было создание возможности использования обновленными САУ ядерных боеприпасов.

    Предыстория

    Началу работ над САУ «Акация» предшествовала огромная поисковая научно-исследовательская работа, в ходе которой был произведен сравнительный анализ артиллерийских комплексов, созданных в ходе Второй мировой войны (типа СУ-100, СУ-152 и других), а также послевоенного периода — как отечественных оружейников, так и зарубежных. Так, в процессе исследовательской работы организациями и предприятиями оборонного комплекса СССР был предложен ряд различных вариаций шасси, на котором бы размещалось 152-мм орудие. По одному из них самоходная гаубица прорабатывалась на базе танковой ходовой части объектов «118», «123» и «124» инженерами Свердловского машиностроительного завода. В этом проекте предусматривалось разместить в башенной части артиллерийское орудие буксируемой пушки Д-20.

    В другой вариации предлагалось САУ «Акация» создать на базе узлов и механизмов среднего танка Т-64 («объект 432»). Инженеры предлагали разместить 152-мм орудие в бронированной поворотной башне совместно со спаренным пулеметом. Такое решение было весьма популярным, так как Т-64 был первым послевоенным танком второго поколения. В нем было реализовано множество новых прогрессивных решений, он отличался оригинальной ходовой частью и автоматом заряжания. В то время эта машина была весьма популярна для проработок перспективных проектов бронетанковой техники. Однако в результате исследований опыта применения самоходной артиллерии, а также проработок облика установки было отдано предпочтение концепции перспективного развития САУ. А для дальнейших работ по созданию САУ «Акация» была рекомендована ходовая часть Свердловского машиностроительного завода.

    История создания

    Исходя из всех вышеперечисленных технических задач, совместным постановлением СМ СССР и ЦК КПСС №609-201 от 4.07.1967 года Свердловскому машиностроительному заводу «Уралтрансмаш» выдали техническое задание на создание САУ 2С3 «Акация». Вместе с 152-мм комплексом конструкторы завода разрабатывали ряд других самоходных артиллерийских систем: 122-мм гаубицы «Гвоздика» и «Фиалка», а также 240-мм миномет «Тюльпан». Принципиально новые модели САУ призваны были ликвидировать отставание СССР от стран блока НАТО в данном аспекте. «Акация» проектировалась для вооружения полков мотострелковых и танковых дивизий. Эта самоходная гаубица предназначалась для уничтожения укрытой и открытой живой силы противника, военной техники и вооружения, а также других объектов на глубину интересов дивизии. Артиллерийский комплекс создан на базе шасси экспериментальных самоходных установок «объект 105» и «объект 120», а также ЗРК «Круг».

    Два первых опытных образца были созданы уже к концу 1968 года, однако в процессе испытаний были выявлены серьезные недоработки, в частности весьма сильная загазованность боевой рубки. Из-за этого недостатка были забракованы еще четыре образца, созданные к лету следующего года. После усовершенствования вентиляционной системы данная проблема была решена, в результате первая серия САУ «Акация» (фото, приведенные в этой статье, наглядно демонстрируют эти машины) была выпущена в 1970 году. А в 1971 году она была принята на вооружение. Данная модель выпускалась без изменений вплоть до 1975 года, после этого в войска поступила модернизированная версия САУ «Акация» под индексом 2С3М. Обновленная машина имела обновленную боеукладку барабанного типа на двенадцать зарядов, что позволило повысить скорострельность комплекса и увеличить возимый боезапас. Спустя еще два года самоходка подверглась очередной модернизации (2С3М1). Теперь 152-мм самоходная гаубица была оснащена аппаратурой ввода, приема, обработки, а также отражения командных данных и новым прицелом СП-538. Помимо этого, были введены в боекомплект корректируемые снаряды 3ОФ38 «Сантиметр» и управляемые снаряды 3ОФ39 «Краснополь». Последний модернизированный вариант 2С3М2 отличался от своих предшественников более мощной артиллерийской системы. Также эта версия установки оснащалась приемоиндикаторной аппаратурой «Механизатор-М» (1В514-1), позволяющей совершать обмен данными между машиной старшего офицера батареи и орудием, тем самым сокращая время подготовки комплекса к открытию огня. В целом, самоходная гаубица «Акация» выпускалась вплоть до 1993 года.

    Описание машины

    Артиллерийская установка выполнена по классической схеме с башенной рубкой. Комплекс имеет бронированный сварной корпус, который разделен на три отсека: управления, боевой и силовой (моторно-трансмиссионный). Первое отделение расположено между моторной перегородкой и левым бортом в носовой части кузова. Здесь находится рабочее место механика-водителя. Силовое отделение расположено в правой передней части. Здесь размещены трансмиссия, двигатель, а также системы силовой установки. В кормовой части корпуса находится боевое отделение. На днище кузова размещается вращающаяся платформа, которая установлена на шариковом погоне, она опирается на пять ролов. Рабочее место наводчика размещается слева от орудия, а заряжающего — справа. Кресло командира находится позади наводчика.

    Реализация шасси самоходки отличается от ее предшественников использованием мелкозвенчатых гусениц с резинометаллическими шарнирами и передним расположением ведущих катков.

    «Акация», 152-мм самоходная гаубица: артиллерийская часть

    Орудие (2А33) для этой самоходной установки разрабатывалось в ОКБ-9. За основу была взята буксируемая пушка-гаубица Д-20. Сборка прототипа производилась на Пермском машиностроительном заводе №172, а серийное производство — на ПО «Баррикады». Артиллерийское орудие с вертикальным клиновым затвором, эжектором и двухкамерным дульным тормозом размещено в поворотной бронированной закрытой башне, установленной на усиленной шаровой опоре. С целью облегчения процедуры заряжания гаубица оборудована электромеханическим устройством досылания снарядов и гильз оригинальной конструкции, а также лотком-улавливателем отстрелянных гильз. На крыше боевой рубки САУ (фото приведено выше) слева находится командирская башенка, где установлен станковый пулемет с дистанционным управлением, по правому борту находится люк заряжающего. Огонь может вестись с места, как в обычных условиях, так и на зараженной местности. Боеукладка самоходной артиллерийской установки (немодернизированной модели) размещается в двух механизированных лентах. Во время ведения огня они также могут подаваться через специальный люк в корпусе с грунта.

    Силовые установки и вспомогательное оборудование

    На самоходной гаубице «Акация» разработчики установили двенадцатицилиндровый V-образный четырехтактный с турбонаддувом двигатель с жидкостным охлаждением (В-59). Совместно с ним используется механическая двухпоточная трансмиссия с планетарными поворотными механизмами. Артиллерийская установка имеет индивидуальную торсионную подвеску с гидравлическими телескопическими амортизаторами. На САУ конструкторы установили специальное оборудование самоокапывания, позволяющее за двадцать минут отрыть в грунте окоп для укрытия. С целью обогрева экипажа в самоходке установили отопительную установку (ОВ-65Г), производительность которой составляет 6500кКал/час. Этот самоходный артиллерийский комплекс имеет коллективную защиту, снабженную системами ППО и ПАЗ, от оружия массового поражения. 2С3 оборудована автоматической пожарной системой, фильтровентиляционной установкой, системой герметизации отсеков, что позволило защитить экипаж от воздействия бактериологического, ядерного и химического оружия. Герметичность самоходной гаубицы сохраняется как в процессе ведения огня, так и во время передвижения.

    Боеприпасы

    Для стрельбы из самоходной гаубицы «Акация» используются снаряды от пушек Д-20 и МЛ-20, а также от гаубицы Д-1. Для этих систем в НИМИ были разработаны целая линейка 152-мм боеприпасов. Например: осколочно-фугасный снаряд 3ВОФ33 с полным переменным и уменьшенным переменным зарядом, 3ВОФ33 с дальнобойным зарядом, выстрел 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98, а также 3В013 и 3В014 с осколочно-кассетным снарядом полным и уменьшенным переменным зарядом. Уменьшенные заряды позволяют посылать снаряды на небольшую дальность по более крутой траектории. Это позволяет поражать цели, которые укрыты за различными препятствиями, такими как дома, холмы и прочее.

    Для уничтожения тяжелых бронированных машин используют кумулятивные боеприпасы БП-540. Эти снаряды с начальной скоростью 676 м/с имеют прицельную дальность до пяти километров. По нормали они пробивают танковую броню толщиной до 250 мм, под углом 60 градусов до 220 мм, а под углом 30 градусов — до 120 мм. Помимо перечисленных боеприпасов в боекомплект самоходной установки входят специальные боеприпасы, служащие для дезорганизации вражеских систем управления в тактическом звене методом постановки помех ультракоротких и коротких волн радиосвязи. Например, 3ВРБ37 и 3ВБР36 с полным и уменьшенным переменным зарядом.

    В настоящее время самоходные гаубицы «Акация» используют разработанные НТК «Автоматизация и механизация технологий» корректируемые снаряды типа «Сантиметр» и управляемые типа «Краснополь». Так, комплекс «Сантиметр» применяется для поражения бронетехники в местах сосредоточения артиллерийских систем и пусковых установок на огневых позициях, долговременных оборонительных комплексов, пунктов связи и управления, мостов и переправ. «Краснополь» используется для уничтожения малоразмерных наземных целей в условиях ведения огня с закрытых огневых позиций с подсвечиванием целей лазерным лучом целеуказателя-дальномера.

    САУ «Акация»: характеристики

    Боевая масса установки составляет 27,5 тонн (относительно малый вес «Акации» позволяет осуществлять ее транспортировку на транспортных самолетах), длина с направленным вперед орудием – 7765 мм, высота – 3050 мм, ширина – 3250 мм. Клиренс САУ – 450 мм, среднее удельное давление на грунт – 0,6 кг/см2. Мощность двигателя составляет 520 л.с, число оборотов – 2000 об/мин. Характеристики ходовой части: индивидуальная подвеска, гусеничный тип движителя, 1-й и 6-й катки оборудованы гидравлическими телескопическими амортизаторами, ширина резинометаллической гусеницы – 485 мм, число траков – 115. Запас топлива составляет 850 литров. Максимальная скорость – 63 км/ч. Запас хода – 500 км. Машина в состоянии преодолевать препятствия: подъем — 30 градусов, крен – 25 градусов, ров – 3 метра, стена – 0,7 метра, брод – 1 метр. Лобовая броня кузова и башни составляет 30 мм. Экипаж самоходной гаубицы состоит из четырех человек.

    Артиллерийское вооружение: характеристики

    Как уже говорилось ранее, разработчиками гаубицы 2А33 являются ОКБ-9 и КБ2 Пермского машиностроительного завода, а изготавливали ее на ПО «Баррикады». На «Уралтрансмаше» производилась окончательная сборка САУ. Характеристики это орудие имеет следующие: калибр – 152,4 мм, длина отката ствола — 510-750 мм, углы наведения – вертикальные от -4 до +60 градусов, горизонтальные – 360 градусов, вес качающейся части – 2450 кг, скорострельность – 1,9-3,5 выстрелов в минуту. Затворная часть представляет собой полуавтоматический вертикально-клиновый копирный тип. Тормоз отката – гидравлический веретенный. Тип накатника – пневматический. Заряжание – раздельно-гильзовое. Дальность стрельбы: снарядами типа 3ОФ25 до 17,3 км, 3ОФ22 до 20,5 км, «Краснополь» — до 20 км.

    В качестве дополнительного вооружения используется станковый пулемет типа ПКТ калибра 7,62 мм, боекомплект которого составляет 250 патронов.

    Военные компании

    Самоходные гаубицы 2С3 «Акация» довольно успешно применялись во многих военных конфликтах, которые возникали в разных районах земного шара за последние четыре десятилетия. О наличии этих установок на вооружении Советской армии западная разведка узнала лишь в 1973 году, поэтому она получила условное наименование «Модель 1973». Официально же правительство СССР «засветило» САУ «Акация» только в 1977 году на учениях «Карпаты». В этом же году эти машины впервые участвовали в параде на Красной площади. В 1979 году около сотни самоходных гаубиц 2С3 было поставлено в ГДР, следующей страной, получившей эти боевые машины, стал Ирак. В период иракской компании «Акация» принимала участие во всех боевых операциях, правда, военные остались недовольны недостаточной, по их мнению, дальностью стрельбы.

    С самого начала военных действий в Афганистане эти артиллерийские установки были задействованы в артподразделених ограниченного контингента Советских войск. Военные эксперты отметили высокую надежность комплекса, однако без недостатков здесь также не обошлось. Главными минусами САУ признаны недостаточная дальность стрельбы и скорострельность. Интересным фактом является то, что в Афганистане эти боевые машины использовались в основном для стрельбы прямой наводкой, что оказывало большой деморализующий эффект на моджахедов. Этот же прием сейчас используют и сирийские военные против боевиков-исламистов.

    САУ «Акация» участвовала и во всех вооруженных конфликтах в бывшем СССР. Например, в компаниях на Северном Кавказе, а также в период так называемой «Войны 888».

    Сегодня эти боевые артиллерийские установки используются в конфликте на Украине, как со стороны регулярных войск, так и ополчения.

    Заключение

    В настоящее время на вооружении нашей армии находятся как современные самоходные артиллерийские установки, так и производства времен СССР. Гаубица «Акация», несмотря на свой солидный возраст, продолжает исправно нести боевое дежурство не только в армии России, но и за рубежом. Эти артиллерийские установки поставлялись в Европу: страны Варшавского договора; на африканский континент: Алжир, Ирак, Ливию, Сирию. Кроме того, после распада Советского Союза эти машины остались во всех без исключения бывших союзных республиках. Спрос на этот вид вооружения не ослабевает и сегодня, поступают заказы как на артиллерийские установки времен СССР, так и на новые САУ России. Ведь в современной войне подобные комплексы в сочетании с высокоточными управляемыми боеприпасами могут играть ключевую роль. В действии «Акация» показала себя с наилучшей стороны, военные специалисты отмечают простоту и надежность этого артиллерийского комплекса. А после ее участия в Афганской компании она стала весьма популярной. Возможно, именно поэтому она остается на вооружении не только в нашей стране, но и во многих других странах мира.

    fb.ru

    M44, Самоходная гаубица | Энциклопедия военной техники

    155-мм самоходная гаубица M44

    Самоходная установка М44 была создана фирмой “Массей Харрис” на базе агрегатов легкого танка М41 “Уокер Бульдог”. Она являлась самой большой и тяжелой машиной семейства этого танка – ее боевая масса равнялась 28 т – и предназначалась для замены 155-мм самоходной гаубицы М41, выпускавшейся с 1945 года. Серийное производство М44 началось с 1951 года.

    На самоходной гаубице М44 была принята компоновка с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Для охлаждения трансмиссии и двигателя в верхнем лобовом листе и на крыше корпуса были предусмотрены специальные жалюзи, через которые воздух попадал к агрегатам силовой группы. САУ М44 вооружалась 155-мм гаубицей и 12,7-мм зенитным пулеметом, который монтировался слева в задней части боевого отделения на простой турели, обеспечивавшей круговой обстрел.

    Открытое сверху боевое отделение располагалось в кормовой части корпуса и было защищено противопульной броней. Задняя стенка боевого отделения откидывалась и служила площадкой для боевого расчета, боковые стенки могли сниматься. Все члены экипажа размещались внутри боевого отделения. Сиденье водителя находилось слева сверху, что несколько усложнило органы управления. Сиденье командира машины располагалось справа от орудия. На марше при натянутой брезентовой крыше наблюдение из боевого отделения велось через ветровое стекло.

    155-мм гаубица, снабженная затвором поршневого типа, заряжалась вручную выстрелами раздельного заряжания с помощью пружинно-гидравлического досылателя, который облегчал работу заряжающего, гарантировал полноту досылания и обеспечивал высокую скорострельность, однако гаубица могла заряжаться и без досылателя. Для наведения орудия в цель использовался панорамный прицел и телескопический прицел прямой наводки. Орудийная установка оснащалась гидравлической противооткатной системой с уменьшенной величиной отката, что позволило использовать освободившееся в боевом отделении место для увеличения углов вертикальной и горизонтальной наводки. Угол возвышения гаубицы составлял +65°, склонения -5°, в горизонтальной плоскости наведение орудия осуществлялось в секторе +30° относительно продольной оси машины. Максимальная дальность стрельбы при использовании стандартного фугасно-осколочного снаряда составляла 14600 м. Боеукладка позволяла производить несколько выстрелов без изменения положения орудия для доступа к снарядам.

    В моторно-трансмиссионном отделении машины установлен карбюраторный шестицилиндровый двигатель воздушного охлаждения с турбонаддувом AOS-895-3 мощностью 367 кВт при 2800 об/мин, который позволял машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 56 км/ч. Для уменьшения удельного давления на грунт и повышения устойчивости ходовая часть машины была удлинена на один опорный каток на борт. Эти катки являлись одновременно направляющими колесами. Кроме того, в кормовой части имелся сошник с гидравлическим механизмом управления. Благодаря повышенной устойчивости САУ могла вести огонь с ходу, а при использовании сошника – и на подъемах в 12-15° В 1956 году самоходная гаубица М44 была модернизирована путем установки двигателя с непосредственным впрыском топлива AOSI-895-5 фирмы “Континентал”. Модернизированный образец получил наименование М44А1.

    По заказу турецкой армии на базе М44 германским консорциумом была разработана самоходная гаубица, получившая обозначение М44Т. Вместо прежней артиллерийской части на ней была установлена качающаяся часть 155-мм буксируемой гаубицы FH-70, новый дизельный двигатель, новые топливные баки и электрические системы. Последующие изменения вносились турецкими специалистами в процессе эксплуатации машины. Серийное производство 155-мм самоходной гаубицы М44 завершено. Машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск Греции, Иордании, Тайваня и Турции (усовершенствованные системы М44Т).

    Тактико-технические характеристики 155-мм самоходной гаубицы М44
    Боевая масса, т 28,35
    Экипаж, чел. 5
    Габаритные размеры, мм:
    длина с поднятым сошником 6159
    ширина 3238
    высота 3111
    Бронирование, мм: 13,7 – 25,4
    Вооружение: 155-мм гаубица; 12,7- мм пулемет “Браунинг” М2
    Боекомплект: 24 выстрела, 900 патронов
    Максимальная дальность стрельбы, м 15100
    Двигатель: “Континентал” AOS-895-3. 6-цилиндровый, карбюраторный,
    воздушного охлаждения, мощность 367 кВт при 2800 об/мин
    Удельное давление на грунт, Мпа 0,065
    Максимальная скорость, км/ч 56
    Запас хода по шоссе, км 122
    Преодолеваемые препятствия:
    высота стенки, м 0,76
    ширина рва, м 1,83

    war-book.ru

    американская самоходная гаубица калибра 203 мм » Военное обозрение

    M110 — одна из самых мощных американских самоходных гаубиц, созданных в XX веке. Эта самоходная артиллерийская установка класса самоходных гаубиц была создана в 1956-1961 годах в рамках работ по созданию семейства облегченных авиатранспортабельных САУ наряду со 175-мм самоходной пушкой М107. От последней она отличалась только иной качающейся частью орудия. Самоходные гаубицы M110 серийно выпускалась в США с 1962 года, в 1977-81 годах все САУ М107, состоящие на вооружении американской армии, были переоборудованы в версию M110. В общей сложности в армии США находилось более 1000 гаубиц данного типа.

    Самоходные 203-мм гаубицы M110 активно применялись во время сражений Вьетнамской войны, впоследствии эти артиллерийские системы неоднократно модернизировались. Помимо 1023 гаубиц, находившихся на вооружении американской армии, часть САУ была поставлена союзникам США.


    Гаубица выпускалась в трех основных модификациях:

    М110 — базовая модель, с гаубицей М115, длина ствола 25,3 калибра.

    М110A1 — модификация 1976 года с гаубицей М201, длина ствола 39,5 калибра.

    М110A2 — модификация 1978 года, отличалась наличием на орудии дульного тормоза.

    Американские САУ М110A2 в порту Антверпена, 1984 год

    В Америке самоходные гаубицы M110 были сняты с вооружения в 1990-х годах. Связано это было со снижением эффективности использования артиллерийских систем крупного калибра в современных реалиях. В то же время поставленные на экспорт САУ по-прежнему состоят на вооружении многих стран, в том числе Греции, Турции, Японии и других.

    САУ М110

    В начале 1960-х годов американские военные сделали выводы из боевого опыта, который был накоплен во время Второй мировой войны и войны в Корее. Практическая реализация накопленного опыта вылилась в постепенную замену в вооруженных силах традиционной буксируемой артиллерии на самоходную. В бронетанковых и механизированных дивизиях все пушки и гаубицы становились только самоходными. Тогда как в составе пехотных и воздушно-десантных дивизий должны были находиться и самоходные, и буксируемые гаубицы калибром 105 и 155 мм. Одновременно с этим в США приступили к работам по проектированию самоходных артиллерийских установок нового поколения.

    Если первые образцы послевоенных САУ обычно создавались на базе ходовых частей серийных гусеничных бронетранспортеров или танков, то теперь для подобной боевой техники проектировались специальные шасси высокой проходимости. Это применительно и к 203-мм САУ M110, опытный образец которой был впервые показан в мае 1959 года под индексом Т236. В 1961 году после завершения войсковых испытаний и доводки самоходная гаубица была окончательно стандартизована, получив обозначение M110. Спустя год первые серийные САУ начали поступать в части.

    САУ M110 во Вьетнаме

    Как и самоходная артиллерийская установка М107 калибра 175 мм, самоходная гаубица М110 была построена на базе универсального шасси Т249 с пятью большими опорными катками на каждый борт, поддерживающие ролики отсутствовали, направляющие колеса имели переднее расположение. В ходовой была реализована индивидуальная торсионная подвеска. Для каждого опорного катка были предусмотрены гидравлические амортизаторы. Гусеницы САУ резинометаллические, они оснащались съемными резиновыми башмаками. Самоходную гаубицу М110 можно было визуально легко отличить от модели М107 по существенно более короткому и толстому стволу орудия. На первом варианте длина ствола 203 мм гаубицы составляла всего 25,3 калибра. Для переброски по воздуху САУ М110 приходилось разбирать, артиллерийская часть перевозилась отдельно от ходовой.

    Корпус самоходной гаубицы был сварным, он изготавливался из бронелистов дифференцированной толщины, максимальная толщина брони лба, бортов и крыши корпуса составляла 13 мм. Корпус САУ был разделен перегородками на три отделения. Впереди с левой стороны размещалось отделение управления, здесь находилось место механика-водителя, у него имелась специальная башенка с люком и приборами наблюдения. Для вождения САУ в ночное время суток он мог использовать инфракрасный перископ. С правой стороны в передней части корпуса располагалось силовое отделение. Здесь же находились съемные крышки для доступа к силовой установке, воздушным фильтрам, аккумуляторам и отсеку для запасного имущества. В кормовой части корпуса располагалось боевое отделение. В задней части САУ между перегородками и стенками корпуса находился топливный бак.


    Расчет САУ М110 состоял из 13 человек: командира орудия, механика-водителя, 3-х наводчиков и 8-и заряжающих. Помимо механика-водителя, на самой САУ были предусмотрены места лишь для четырех членов расчета, которые размещались по бортам боевого отделения. Остальные перевозились на отдельной машине сопровождения вместе с боекомплектом. Над самим корпусом отсутствовала бронированная рубка или надстройка. Таким образом, расчет САУ не был никак прикрыт от осколков и пуль, что, однако, было не столь важно, принимая во внимание дальность, с которой должна была вести огонь САУ М110. В центре самоходной установки на тумбовом лафете M158 была открыто расположена качающаяся часть полевой 203-мм буксируемой гаубицы M115, снабженная стволом-моноблоком и казенником с поршневым затвором. Гаубица M115 была создана еще в годы Второй мировой войны. Для облегчения для расчета процесса заряжания гаубицы, а также его ускорения в конструкции были предусмотрены подъемник и досылатель снарядов и зарядов, оборудованные приводами, которые приводились в действие при помощи единой гидравлической системы.

    Буксируемая 203-мм гаубица M115

    203-мм самоходная гаубица М110 получила гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. В состав механизма наведения орудия, входили и гидравлические, и ручные приводы. Максимальный угол возвышения орудия составлял 65°, как у полевой буксируемой гаубицы M115, угол склонения орудия -2°. В горизонтальной плоскости орудие наводилось в секторе ±30° относительно продольной оси САУ. Устойчивость САУ М110 при стрельбе обеспечивалась отключением подвески и двумя сошниками, которые откидывались на землю при помощи гидравлических приводов. Помимо этого в кормовой части САУ располагался опускаемый бульдозерный нож, который предназначался также для самоокапывания установки на огневой позиции. Время перевода самоходной гаубицы из походного в боевое положение и обратно составляло порядка одной минуты.

    В боекомплект гаубицы входили выстрелы раздельного заряжания. Основным боеприпасом была осколочно-фугасная граната M106. Масса снаряда составляла 90,7 кг, начальная скорость полета — 594 м/с. Дальность стрельбы — 16 926 метров. Два выстрела боекомплекта могли перевозиться на самой САУ, остальные — на вспомогательной транспортной машине. Также для стрельбы мог использоваться атомный снаряд W-33 калибра 203 мм мощностью 2 кт.

    В качестве силовой установки на самоходной гаубице М110 использовался восьмицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения с турбонаддувом 8V71T производства компании General Motors. Максимальная мощность данного двигателя составляла 405 л.с. при 2300 об/мин. При движении по дорогам с твердым покрытием максимальная скорость самоходки достигала 55 км/ч. САУ М110 была в состоянии преодолевать подъемы до 31°, рвы шириной до 2,3 метра, броды глубиной до 1,2 метра, не остановили бы ее и вертикальная стенка высотой до 1 метра.

    Для доставки к огневой позиции боеприпасов должны были использоваться гусеничный грузовой транспортер М548 (создан на базе БТР M113), а позднее транспортно-заряжающая машина М992. Ходовая часть для последней была позаимствована у 105-мм самоходной гаубицы М108, она имела 7 опорных катков на каждый борт и ведущие колеса переднего расположения. В передней части транспортно-заряжающей машины было расположено отделение управления, здесь же был установлен кран, который перегружал на САУ снаряды и полузаряды, которые перевозились в закрытом сверху и с боков кузове. Перед началом загрузки у М992 открывается вверх задняя стенка кузова, наружу выдвигается транспортер, на ленту транспортера поочередно укладываются боеприпасы. Внутри машины расчет при помощи штабель-укладчика распределяет их по стеллажам в определенном порядке: впереди находятся снаряды, под ними у бортов расположены взрыватели, а в центральной и задней части корпуса, на боковых стеллажах расположены переменные заряды. Помимо боеприпасов на вспомогательном транспорте перевозятся остальные восемь членов экипажа самоходной гаубицы М110.

    В 1976 году была создана новая модернизированная версия самоходной гаубицы, которая получила обозначение М110А1. Она отличалась наличием новой гаубицы M201 c существенно увеличенной длиной ствола — до 39,5 калибров. Также были увеличены размеры и объем зарядной камеры. В результате выполненных работ были улучшены баллистические характеристики орудия, в том числе наибольшая дальность ведения огня, которая при стрельбе обычными осколочно-фугасными гранатами выросла до 24 300 метров, а при использовании активно-реактивных снарядов — до 29 100 метров. Также доработкам подверглись противооткатные устройства САУ и механизмы, облегчавшие процесс заряжания. В боекомплект М110А1 входили осколочно-фугасные гранаты, в том числе активно-реактивные, кассетные, химические и ядерные боеприпасы, что существенно расширяло боевые возможности САУ.

    При этом уже в 1978 году свет увидела очередная версия самоходной гаубицы — М110А2. Она отличалась появлением на стволе орудия высокоэффективного двухкамерного дульного тормоза и введением в боекомплект более мощного боевого заряда (девятого), на версии М110А1 максимальное число зарядов равнялось восьми. Вместе с гаубицей мог использоваться последний из созданных в США атомных снарядов. Это был 203-мм снаряд W-79, созданный в 1976 году, его мощность составляла до 1,1 кт. До 1992 года на вооружении американской армии находилось 550 снарядов данного типа.

    Заряжание самоходной гаубицы М110 было раздельно-картузным. Американские специалисты находили его более дешевым и простым решением. При таком методе заряжания порох содержался в картузах — пакетах из специальной ткани, для воспламенения которых использовались специальные ударные, электрические или вытяжные трубки. Перед выстрелом в казенник орудия сначала досылали снаряд, а за ним боевые заряды (их количество определялось исходя из удаленности цели), после чего казенник закрывался поршневым затвором. При таком способе заряжания скорострельность гаубицы была не столь высокой, как при использовании унитарных выстрелов, у которых пороховой заряд уже содержится в металлической гильзе. При этом хорошо подготовленные артиллеристские расчеты могли обеспечить скорострельность на уровне от 2-х до 4-х выстрелов в минуту.

    Проблемой 203-мм самоходных гаубиц М110 был быстрый износ ствола. Достаточно высокая начальная скорость полета снаряда была причиной того, что примерно после 400 выстрела из гаубицы ее ствол уже подлежал замене. При этом процедура замены ствола обычно не занимала более двух часов, а дефицита в запасных стволах американская армия не испытывала.

    В заключительный период холодной войны в США по штатам 1986 года в каждой бронетанковой и механизированной дивизии имелся батальон тяжелой артиллерии. В его составе было две батареи 203-мм САУ М110А2 по 6 единиц в каждой (всего 12 самоходных гаубиц) и одна батарея РСЗО (9 единиц). В 1990-е годы в некоторых странах, в том числе в США и Великобритании самоходные гаубицы М110 всех модификаций были сняты с вооружения, на смену им пришли самоходные системы залпового огня MLRS.

    САУ M110A2 сил самообороны Японии

    Тактико-технические характеристики M110A2:
    Габаритные размеры: длина — 10,8 м, ширина — 3,1 м, высота — 3,1 м.
    Масса — 28,3 т.
    Бронирование — до 13 мм.
    Орудие — 203-mm M201A1 (длина ствола 39,5 калибра, 8020 мм).
    Силовая установка — V-образный 8-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Detroit Diesel 8V71T.
    Мощность двигателя — 405 л.с.
    Максимальная скорость — 55 км/ч.
    Запас хода — 523 км (325 миль).
    Расчет — 5 (места на САУ) + 8 (перевозятся на отдельной машине).

    Источники информации:
    http://www.kubinkamuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=97&Itemid=310
    http://www.dogswar.ru/bronetehnika/say-zsy/450-camohodnaia-gaybica-.html
    http://voenteh.com/boevye-mashiny/samohodnye-pushki-i-gaubicy/203-mm-samohodnaya-gaubica-m110.html
    Материалы из открытых источников

    topwar.ru

    НЕВСКИЙ БАСТИОН, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН


    Началу работы над 152-мм самоходной гаубицей «Акация» предшествовали поисковые, научно-исследовательские работы. В них был выполнен сравнительный анализ артиллерийских орудий, созданных во время войны типа СУ-100, СУ-152 и ИСУ-152, и артиллерийских систем послевоенного поколения, как отечественного, так и зарубежного производства.
    При проведении научно-исследовательских работ предприятиями и организациями оборонного комплекса Советского Союза по поиску облика 152-мм самоходной гаубицы ВНИИ-100 было предложено несколько вариантов шасси для размещения орудия.
    По одному из вариантов самоходная установка прорабатывалась на базе «объектов 118», «123» и «124» в КБ Свердловского машиностроительного завода. На такой самоходной установке предполагалось разместить в башне артиллерийскую часть 152-мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20.
    По-другому вариант самоходная гаубица прорабатывалась на базе узлов среднего танка «объект 432» (Т-64). В бронированной поворотной башне были размещены гаубица
    Д-20 и спаренный с ней пулемет. Сам танк Т-64 стал первым советским танком второго послевоенного поколения, он имел много новых прогрессивных решений, оригинальную ходовую часть и автомат заряжания. В 60-е годы эта машина – «объект 432» была очень популярной для проработок перспективных типов броне-танковой и другой боевой техники.
    В результате исследований, изучения опыта использования самоходной артиллерии и проработок облика систем была выбрана концепция перспективного развития самоходной артиллерии. Для дальнейших работ по 152-мм самоходной гаубице было рекомендовано шасси Свердловского машиностроительного завода.
    Проектирование 152-мм самоход-ной гаубицы получившей шифр «Акация» (индекс 2С3) для замены буксируемых гаубиц МЛ-20, Д-20 и Д-1 было официально задано свердловскому заводу «Уралтрансмаш» Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 от 4 июля 1967 года, вместе с другими самоходными артсистемами: 122-мм гаубицей «Гвоздика» , 122-мм гаубицей «Фиалка» и 240-мм минометом «Тюльпан». 152-мм отечественная самоходная гаубица, как и другие артсистемы, должна была ликвидировать отставание Советского Союза от стран НАТО в самоходной артиллерии.

    Самоходная гаубица «Акация» создавалась для вооружения артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий. Она предназначалась для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения, военной техники и др. объ¬ектов противника на глубину интересов дивизии.
    Гаубица 2С3 «Акация» создана на базе шасси опытных самоходных установок «объект 105» и «объект 120», а также шасси самоходной пусковой установки ЗРК «Круг» ПВО Сухопутных войск. Самоходная гаубица выполнена по классической башенной схеме. Установка 2С3 имеет сварной бронированный корпус, разделенный на три отделения: управления, силовое (моторно-трансмиссионное) и боевое. Отделение управления, в котором находится механик-водитель, расположено в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. Силовое (моторно-трансмиссионное) отделение находится в передней части корпуса с права. В нем размещены двигатель, трансмиссия, системы силовой установки.
    Боевое отделение было расположено в кормовой части машины, его образуют башня с полом и кормовая часть корпуса с оборудованием. На днище корпуса размещена вращающаяся платформа пола, установленная на шариковом погоне и опирающаяся на пять роликов. Сиденье наводчика размещено слева от гаубицы, а заряжающего – справа. Командир находится сзади наводчика.
    На самоходной гаубице 2С3 были применены мелкозвенчатые гусеницы с резинометаллическим шарниром и передним расположением ведущих колес.
    Артиллерийская часть 2А33 (Д-22) самоходной гаубицы 2С3 была создана в ОКБ-9 на базе буксируемой пушки-гаубицы Д-20 и изготовлена на Пермском машиностроительном заводе им. В.И.Ленина (бывшем заводе №172), серийное производство было налажено на ПО «Баррикады». Орудие с вертикально-клиновым затвором, двухкамерным дульным тормозом и эжектором размещено в поворотной закрытой бронированной башне, установленной на шаровой опоре.
    Сама буксируемая 152-мм пушка-гаубица Д-20 так же была спроектирована в ОКБ-9 завода №9 и принята на вооружение в 1955 году. Ее испытания проводились на Ржевском полигоне в 1950-1957 годах, модернизированная пушка-гаубица получила обозначение – Д-20М.

    Для облегчения работы заряжающего гаубица 2А33 оборудована электромеханическим досылателем снаряда и гиль¬зы оригинальной конструкции, лотком-улавливателем стреляной гильзы.
    На крыше башни слева установлена командирская башенка с люком, где установлен пулемет ПКТ с дистанционным управлением, а по правому борту – место заряжающего с люком в крыше башни.
    Стрельба может вестись только с места в обычных условиях и на зараженной местности. Боекомплект гаубицы размещен в двух механизированных боеукладках. При стрельбе боеприпасы могут так же подаваться с грунта через специальный люк в корме корпуса.
    На машине установлен V-образный 12 цилиндровый с наддувом четырехтактный двигатель В-59 жидкостного охлаждения. Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарными механизмами поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа.
    Установленное на 2С3 оборудование самоокапывания позволяет за 20-40 минут отрыть окоп для укрытия. Для обогрева экипажа установлена отопительная установка ОВ-65Г производитель¬ностью 6500 кКал/час. Самоходная гаубица имеет коллективную защиту от оружия массового поражения, она снабжена системами ПАЗ и ППО.
    Для стрельбы из гаубицы 2С3 используются боеприпасы от пушек-гаубиц МЛ-20 и Д-20, могут применяться снаряды от гаубицы Д-1.
    В процессе отработки артиллерийской части 152-мм самоходной гаубицы было создано несколько вариантов орудий. Для уменьшения загазованности по приказу МОП от 11 декабря 1967 года была начата разработка гаубиц для самоходных орудий «Гвоздика» и «Акация». В 1967-1972 годах проводились работы по созданию для самоходных установок 152-мм гаубиц Д-16 и Д-16М картузного заряжания с начальной скоростью снаряда до 683 м/с и дальностью стрельбы до 19300 м.

    Серийное производство 2С3 в различных модификациях продолжалось до середины 80-х годов. Самоходная гаубица 2С3 «Акация» и ее модификации применялись Советской Армией в боевых действиях в Афганистане, российские вооруженные силы использовали установки 2С3 в Чечне во время первой и второй военных компаний.
    Для стрельбы из самоходной гаубицы 2С3 и ее модификаций, а так же систем Д-20, МЛ-20, 2А65, 2С19, в НИМИ разработаны следующие боеприпасы: 152-мм выстрел 3ВОФ32 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25 и полным переменным зарядом; 152-мм выстрел 3ВОФ33 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25 и уменьшенным переменным зарядом; 152-мм выстрел 3ВОФ96 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64 и дальнобойным зарядом; 152-мм выстрел 3ВОФ97 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64 и полным переменным зарядом; 152-мм выстрел 3ВОФ98 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64 и уменьшенным переменным зарядом; 152-мм выстрел 3В013 с осколочным кассетным снарядом 3-0-13 и полным зарядом; 152-мм выстрел 3В014 с осколочным кассетным снарядом 3-0-13 и уменьшенным переменным зарядом. Уменьшенные заряды при небольшой дальности стрельбы позволяют посылать снаряд по более крутой траектории и поражать цели, скрытые препятствиями (холмами, домами и др.).
    Для борьбы с танками используется кумулятивный снаряд БП-540. Начальная скорость снаряда 676 м/с, прицельная дальность – 5000 м. По нормали он пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60° – 220 мм, под углом 30° -120 мм.
    Для дезорганизации систем управления войсками противника в тактическом звене путем постановки помех KB и УКВ радиосвязи в НИМИ для системы типа 2С3 и других созданы следующие боеприпасы: комплект 152-мм выстрелов 3ВРБ37 со снарядом 3РБЗО для радиопомех и с полным переменным зарядом; комплект 152-мм выстрелов 3ВРБ36 со снарядом 3РБЗО для радиопомех и с уменьшенным переменным зарядом.
    В настоящее время самоходная гаубица 2С3 и ее модификации могут использовать корректируемые снаряды «Сантиметр» (разработчик НТК «Автоматизация и механизация технологий») и управляемые «Краснополь» (разработчик КБП).

    ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЛЕКСА ТИПА «САНТИМЕТР»:

    Комплекс “Сантиметр” предназначен для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок и артсистем на огневых позициях, пунктов управления и связи, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ. Состав комплекса: выстрелы 3ВОФ63 и 3ВОФ66 со 152-мм корректируемым осколочно-фугасным снарядом 3ОФ38; лазерный целеуказатель-дальномер 1Д15; средства синхронизации 1А35К, 1А35И; средства радио (проводной) связи: радиостанции Р107М, Р108М, полевой телефон ТА-57 с кабелем П-274М; 152-мм пушка-гаубица Д-20.

    ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРРЕКТИРУЕМЫХ СНАРЯДОВ КОМПЛЕКСА ТИПА «САНТИМЕТР»:

    По своему устройству корректируемый снаряд 3ОФ38 практически аналогичен мине 3Ф5, время коррекции снаряда составляет 0,05 – 0,3 сек. Для поражения типовой цели требуется один-три снаряда. В огневой взвод обычно входит три пушки-гаубицы, 300 выстрелов со снарядами 3ОФ38, один лазерный целеуказатель-дальномер. Расход снарядов для поражения типовой цели составляет 1-3 единицы. Прибор 1Д15 переносится в двух вьюках общей массой 60 кг. В комплексе может применяться более легкий прибор 1Д20 весом 30 кг. В настоящее время на предприятие «Красногорский завод им. С.А.Зверева» созданы более современные лазерные дальномеры-целеуказатели 1Д22 и 1Д26. Лазерные приборы осуществляют подсветку цели в течение трех секунд на дальности от 200 метров до 5 км.

    ОСНОВНЫЕ ТТХ ЛАЗЕРНЫХ ЦЕЛЕУКАЗАТЕЛЕЙ

    Впервые комплексы «Смельчак» и «Сантиметр» были представлены на выставках вооружения в сентябре 1993 года в Нижнем Новгороде («Осень-93»), Анкаре («Идеф-93») и МАКС-93. На международной выставке МАКС-99 в Жуковском АО НТЦ «АМЕТЕХ» предложил подобную систему корректируемого артиллерийского вооружения для 120-мм и 160-мм минометов. Снаряжение снаряда «Сантиметр» и мины «Смельчак» производилось на Брянском химическом заводе.
    На международном салоне МАКС-99 в Жуковском АО НТЦ «АМЕТЕХ» представил новые модернизированные варианты артиллейского корректируемого вооружения «Смельчак-М» и «Сантиметр-М». В качестве лазерных целеуказателей в этих комплексах будет применяться прибор 1Д20М, время подсвета 1-3 секунды. В новых системах была увеличена дальность стрельбы, уменьшена мертвая зона при увеличении эффективности боевых частей и уменьшении массо-габаритных характеристик.
    В комплексах типа «Сантиметр» и «Смельчак» применялись корректируемые снаряды (мины), в новых комплексах была поставлена задача создания управляемого артиллерийского снаряда. Проблема в Советском Союзе впервые была решена Тульским конструкторским бюро приборостроения (КБП), разработавшим под руководством главного конструктора В.Бабичева 152-мм управляемый снаряд «Краснополь» с лазерным полуактивным самонаведением. Головка самонаведения 9Э410 создана и производится ленинградским НПО «ЛОМО».
    Комплекс «Краснополь» к артиллерийским системам Д-20, 2СЗМ, 2С19, 2А65 предназначен для поражения малоразмерных наземных целей при стрельбе с закры¬тых огневых позиций с применением подсвечивания целей лучом лазерного целеуказателя-дальномера. Состав: 152-мм осколочно-фугасный управляемый снаряд ЗОФ39, комплектуемый в зависимости от дальности стрельбы зарядом №1 54-ЖН-546 или уменьшенным перемен¬ным зарядом 54-Ж-546У; лазерный целеуказатель-дальномер 1Д15 (возможно применение 1Д20, 1Д22).
    Производство комплекса «Краснополь» организовано в акционерном обществе «Ижмаш». Самонаведение снаряда 30Ф39 происходит по лучу лазера, отраженному от цели, подсвет которой осуществляется наблюдателем-наводчиком с помощью лазерного целеуказателя-дальномера типа 1Д15 (1Д20) и др. Управление снарядом осуществляется аэродинамическими рулями. Снаряд «Краснополь» по многим характеристикам превосходит известный американский управляемый снаряд «Копперхед».
    На базе самоходной гаубицы 2С3 созданы модификации: 2С3М, 2С3М1 и 2С3М2, последняя модификация в двух калибрах – 152-мм и 155-мм. В настоящее время на вооружении Российской армий состоят несколько модификаций самоходной гаубицы 2С3: 2С3М, 2С3М1. Самоходные гаубицы типа 2С3 «Акация» поставлялась за рубеж, в частности в страны Варшавского договора. Кроме Российской Армии, гаубица 2С3 состоит на вооружении стран СНГ, она поставлялась на экспорт в Алжир, Венгрию, Ирак, Ливию, ГДР и Сирию. В 1995 году в войсках Российской Армии, подпадающих под ограничения обычных вооружений в Европе, было более 1000 установок 2С3, около 250 в странах дальнего зарубежья.

    МОДИФИКАЦИИ:
    • 2С3 «Акация» – базовый вариант самоходной гаубицы. Проектирование 152-мм самоход-ной гаубицы получившей шифр «Акация» (индекс 2С3) для замены буксируемых гаубиц МЛ-20, Д-20 и Д-1 было официально задано свердловскому заводу «Уралтрансмаш» Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 от 4 июля 1967 года. Серия с 1971 года до середины 1970-х годов, в дальнейшем выпускались модернизированные варианты 2С3М
    • 2С3М – создана в 1975 году, на ней вместо двух механизированных боеукладок ввели одну — барабанного типа на 12 выстрелов, что позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов (в штатный боекомплект 2С3М обычно входит 42 ОФС ОФ-540 и ОФ-25 и четыре КС БП-540).
    • 2С3М1 – модернизированный вариант 1987 года оснастили аппаратурой приема, обработки и отражения командной информации и новым прицелом СП-538, ввели в боекомплект корректируемый снаряд 3ОФ38 «Сантиметр» (НТК «Аметех») и управляемый снаряд 3ОФ39 «Краснополь» (КБ приборостроения).
    • 2С3М2 – последний модернизированный вариант самоходной гаубицы 2С3М (2С3М1) с установкой новой более мощной артиллерийской системы. Кроме того, на машине размещается приемоиндикаторная аппаратура 1В514-1 «Механизатор-М», которая позволяет совершенствовать обмен информацией между орудием и машиной старшего офицера батареи (МСОБ) сокращая время подготовки орудия к открытию огня.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Состояние на вооружении с декабря 1971 года
    Разработчик ЦКБ «Трансмаш»
    Изготовитель ПО «Уралтрансмаш »
    Производство серия с 1971 года до середины 70-х годов, в дальнейшем выпускались модернизированные варианты 2С3М
    Боевая масса, т 27-27,5
    Длина, мм
    — с пушкой вперед 7765
    — корпуса 6970
    Ширина, мм 3250
    Высота, мм 2615-3050
    Клиренс, мм 450
    Ср. уд. давл. на грунт, кг/см2 0,6
    Двигатель:
    — тип четырехтактный V-образный дизель В-59-4
    — число цилиндров 12
    — максимальная мощность, л.с. 520
    — число оборотов, об/мин 2000
    — охлаждение жидкостное
    Трансмиссия механическая двухпоточная
    Коробка передач с планетарным механизмом поворота
    Ходовая часть:
    — тип движителя гусеничный
    — подвеска индивидуальная. торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 6-го катков
    — гусеница с резинометаллическим шарниром
    ширина, мм 485
    шаг, мм 125
    число траков 115
    — ведущее колесо:
    тип со съемными зубчатыми венцами
    расположение переднее
    зацепление цевочное
    — опорные катки:
    тип сдвоенные обрезиненные
    число на борт 6
    — поддерживающие катки:
    тип обрезиненные двух типов: сдвоенные и одинарные
    число на борт 4
    число одинарных на борт 2
    число сдвоенных на борт 2
    Запас топлива, л 830-850
    Максимальная скорость, км/ч 60-63
    Запас хода, км 500
    Преодолеваемые препятствия:
    — подъем, град. 30
    — крен, град. 25
    — ров, м 3,0
    — стенка, м 0,7
    — брод, м 1,0
    Бронирование, мм
    — лоб корпуса 30
    — лоб башни 30
    Экипаж, чел 4
    Радиостанция Р-123
    Переговорное устройство Р-124

    АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ:

    Тип орудия одна 152-мм гаубица 2А33 (Д-22)
    Разработчик ОКБ-9 и КБ Пермского МЗ (»Мотовилиха»)
    Изготовитель ПО «Баррикады»
    Калибр, мм 152,4
    Длина ствола, клб 27
    Тип затвора полуавтоматический верти-кально-клиновый копирного типа
    Томоз отката гидравлический веретенного типа
    Тип накатника пневматический
    Заряжание раздельно-гильзовое
    Дальность стрельбы, км:
    — макс. снарядом 3ОФ25 17,3
    — макс. снарядом 3ОФ22 20,5
    — макс. снарядом «Краснополь» 20,0
    Кучность стрельбы:
    — по дальности, Вд/Хмах 1/290
    — по боку, Вб,м 11
    Скорострельность, выстр./мин 1,9-3,5
    Подъемный механизм секторный ручной
    Углы наведения, град.:
    — вертикального от -4 до +60
    — горизонтального 360
    Длина отката, мм:
    — нормальная 510-710
    — предельная 740
    Вес качающейся части, кг 2450
    Тип применяемых боеприпасов ОФ-540, БП-540 и др.
    Масса ОФС, кг 43,56
    Боекомплект, выстрелов 40
    Прицел ПГ-4, ОП5-38
    — разработчик ЦКБ «Точприбор»
    — изготовитель Новосибирский приборостроительный завод

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ:

    Тип пулемета один 7,62-мм ПКТ
    Боекомплект, патронов 250

    ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 152-ММ ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНЫХ ВЫСТРЕЛОВ ДЛЯ ГАУБИЦЫ 2С3

    Характеристики3ВОФ323ВОФ333ВОФ963ВОФ973ВОФ98
    Калибр, мм152152152152152
    Масса снаряда, кг43,5643,5643,5643,5643,56
    Масса взрывчатого вещества, кг6,86,87,87,87,8
    Максимальная дальность стрельбы, км17,413,424,419,214,2
    Диапазон эксплуатационных температур, град. С+40+50

     

    ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 152-ММ ОСКОЛОЧНЫХ ВЫСТРЕЛОВ ДЛЯ ГАУБИЦЫ 2С3

    Характеристики3ВО133ВО14
    Калибр, мм152152
    Масса снаряда, кг41,441,4
    Масса боевого элемента, кг1,41,4
    Масса ВВ в элементе, кг0,230,23
    Число боевых элементов88
    Максимальная дальность стрельбы, км14,511
    Эффективность действия снарядав 3-4 раза выше, чем у ОФС 3ОФ25
    Диапазон эксплуатационных температур, град. Сот _40 до +50

     

     

    ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 152-ММ ВЫСТРЕЛОВ ДЛЯ РАДИОПОМЕХ ДЛЯ ГАУБИЦЫ 2С3

    Характеристики3ВРБ363ВРБ37
    Калибр, мм152152
    Масса снаряда, кг43,5643,56
    Диапазон подавляемых частот, МГц1,5-120
    Радиус действия передатчика помех, м700
    Продолжительность работы передатчика, ч1
    Максимальная дальность стрельбы, км13,518
    Диапазон эксплуатационных
    температур, град. С
    от _40 до +50

     

    А.В.Карпенко, ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН», 10.08.2014

    Источники: Карпенко А.В. «Современные самоходные орудия». «Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки» часть 2. СПб: «Бастион», 2001 г., 48 с., http://bastion-karpenko.ru/art_publikacii/ и др.

    152 ММ МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА 2С3М «АКАЦИЯ»
    152 (155)-ММ МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА 2С3М2 «АКАЦИЯ»
    УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (УРАЛТРАСМАШ)

    nevskii-bastion.ru

    Самоходная гаубица M52 (США)


    Самоходная установка M52 была разработана в 1952-1953 годах на базе агрегатов легкого танка M41 и предназначалась для замены 105-мм гаубицы M37 выпуска 1945 года. Она отличалась от M44 весом, боевым отделением, качающейся частью орудия с концентрическим противооткатным устройством, боекомплектом и отсутствием сошника. Из-за начала Корейской войны, M52 была спешно запущена в производство, что, в сочетании с неотработанностью ряда компонентов, привело к многочисленным техническим проблемам в ходе её эксплуатации. Всего с 1951 года было выпущено 684 САУ этого типа, но лишь в 1955 году они, после ряда доработок, были приняты на вооружение и начали поступать в войска.

    M52 была сочтена малоудачным и как следствие, промежуточным, типом САУ и использовалась войсками США в течение сравнительно краткого периода, до начала массового производства САУ M108 / M109. Значительная часть M52 была в дальнейшем экспортирована в ряд стран, использовалась Иорданией в Шестидневной войне, и, по состоянию на 2010 год, M52 всё ещё остаются на вооружении в некоторых странах.

    Вооружение самоходной гаубицы M52 состояло из 105-мм гаубицы и 12,7-мм зенитного пулемета. Орудие установили в поворотной башне заднего расположения, из-за чего моторно-трансмиссионное отделение пришлось перенести в переднюю часть корпуса, соответственно вперед перенесены и ведущие колеса, роль ленивца выполняет шестой опорный каток. Предполагалось оборудовать САУ электронной системой управления огнем, однако сложности с доводкой заставили ограничиться более простой системой с традиционными оптическими приборами прицеливания.

    Полностью закрытое боевое отделение было выполнено в виде башни, защищавшей экипаж от пулеметного огня и осколков снарядов. Сварная башня с вертикальными бортами впереди имеет вырез, который служит в качестве амбразуры для 105-мм гаубицы. Башня устанавливалась на поворотной платформе, что обеспечивало угол горизонтального наведения орудия в 60° вправо и влево. Угол возвышения гаубицы составлял +65°, угол склонения -5°. Короткоствольная гаубица оборудовалась дульным тормозом, эжектором для удаления пороховых газов и концентрическим гидромеханическим противооткатным устройством. Компоновка агрегатов машины была аналогична компоновке их в САУ M44.

    Начальная скорость снаряда гаубицы составляла 483 м/с, дальность стрельбы – 11250 м. Возимый боекомплект — 102 выстрела (осколочно-фугасные гранаты, осветительные, дымовые, химические и кумулятивные снаряды) — размещался в укладке барабанного типа, скорострельность — 4 выстрела в минуту. Для ведения огня прямой наводкой используется телескопический прицел Ml01, для стрельбы с закрытых позиций — телескопический прицел М99 и панорама М100. Все члены экипажа САУ размещаются в башне, наводчик — справа от орудия, непосредственно за наводчиком — командир, место механика-водителя — слева от гаубицы. Доступ в башню обеспечивается через две дверцы в бортах башни, кормовая стенка башни, по сути, представляет собой сплошные люки, которые служат для погрузки боекомплекта, но через них возможен и вход-выход членов экипажа. В крыше башни расположены верхний люк механика-водителя и командирская башенка, справа от командирской башенки установлен 12,7 мм пулемет на шкворне (боекомплект к пулемету — 945 патронов).

    На машине устанавливался шестицилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения «Континентал» AOS-895-3, который развивал мощность 386 кВт при 2800 об/мин, что позволяло самоходной гаубице двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 56 км/ч. В 1956 году САУ M52 была модернизирована путем оборудования двигателя системой непосредственного впрыска топлива. Модернизированный образец получил наименование M52A1. Внешне серийные машины отличались от прототипа четырьмя, а не тремя поддерживающими роликами.

    В состав ходовой части, применительно к одному борту, входят шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков среднего диаметра, причем шестой каток выполняет роль направляющего колеса, четыре поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения. Гусеница мелкозвенчатая цевочного зацепления.

    Характеристики M52
    Экипаж, чел. 5
    Макс. угол возвышения пушки, град 65
    Макс. угол склонения пушки, град -5
    Максимальная дальность стрельбы, м 11250
    Длина корпуса, мм 5650
    Ширина общая, мм 3150
    Высота по крыше башни, мм 3400
    Масса боевая, кг 24500
    Преодолеваемая стенка, м 0,76
    Преодолеваемый ров, м 1,83
    Диаметр опорного катка, мм 6

    Вооружение
    Тип — Гаубица
    Калибр, мм 105
    Кол-во 1
    Боезапас х 1 — 102

    Тип — Пулемёт зенитный
    Калибр, мм 12,7
    Модель M2 Browning
    Кол-во 1
    Боезапас х 1 — 900

    Двигатель
    Тип бензин
    Модель Continental AOS-895-3
    Цилиндры 6
    Кол-во 1
    Мощность, л.с. 482

    www.dogswar.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *