Дизельный двигатель 5Д20
Артикул: DVIG000063
Дизельный двигатель 5Д20 — шестицилиндровый четырехтактный быстроходный дизель с непосредственным вспрыском топлива высокотемпературным охлаждением, который устанавливается на БМД-1 (БМД-1К). Расположение цилиндров V-образное с углом развала 120 гр и вертикальным расположением оси развала. Оригинальность этого двигателя в среди танковых дизелей заключается в том, что в коренных опорах коленчатого вала используются не подшипники скольжения (вкладыши) а подшипники качения (роликовые).
Отличается от подобных ему: установкой выпускных полуохлаждаемых коллекторов, выполненных из алюминиевого сплава с полостями для охлаждающей жидкости; охлаждением генератора специальным электровентилятором (устанавливается в машине) вместо приводного; и отсутсвием сапуна (Вентиляция картера, осуществляется через масляный бак машины).
- Порядок нумерации цилиндров — со стороны, противоположной маховику
- Порядок работы цилиндров — 1Л — 1П — 2П — 2Л — 3Л — 3П
- Направление вращения коленчатого вала — правое
- Топливный фильтр — войлочный с капроновыми проставками
- Топливный насос — шестиплунжерный блочный
- Регулятор (топливной системы) — всережимный центробежный непосредственного действия
- Форсунка (топливной системы) — закрытого типа со щелевым фильтром
- Система смазки — циркуляционная под давлением с сухим картером
- Масляный насос — шестеренчатый двухсекционный, одна секция нагнетающая, другая откачивающая
- Масляный фильтр — комбинированный полнопоточный
- Система запуска — электростартером С-5 или сжатым воздухом
- Привод генератора — через упругую невыключающуюся муфту
- Вал отбора мощности — соосный навыключающийся
Напряжение | 28,5 В |
---|---|
Масса | 665 + 5% кг |
Мощность | 5 кВт |
Мощность | 240 л.с. |
Размеры | 790 x 1150 x 742 мм |
Объем жидкости | 15,9 л |
Расход масла | 6 г/кВт.ч |
Частота вращения | 700-2850 об/мин |
rskomponenti.ru
Дизельный двигатель 5Д20 | Запасные части для дизельных двигателей Д-12,Д-6,В-6,В-31,в-46,В-55,В-54,стартера СТ-721,СТ-722,СТ-723,реле РНТ-5,генератор Г-731,Г-732,Г-6,5,Г-5,МВ-42,АК-150 МКВ,
Дизельный двигатель 5Д20
Классификация: | Главные судовые дизели |
Марка изделия: | 3Д20С2, 3Д20АС2, 3Д20ВС2, 3Д20ВС2-1 |
ТУ: | ТУ24.06.5611-77 |
Мощность, число оборотов | 3Д20С2 — 235лс,2200об/мин 3Д20АС2 —235лс,2200об/мин 3Д20ВС2 — 235лс,2200об/мин 3Д20ВС2-1 — 180лс,1800об/мин |
Применение оговорки при заказе | Устанавливается на речных или морских катерах типа «Аист», «Невка», «Бекас», «Кайра». Левого вращения, без РРП. Работают на водомет, воздушн. движители или реверс-редукторную колонку в зависимости от типа судов и назначения дизеля. 3Д20С2- с НЗВ, б/ВОМ; 3Д20АС2- б/НЗВ и б/ВОМ; 3Д20ВС2- с НЗВ и ВОМ; 3Д20ВС2-1- с НЗВ, б/ВОМ. |
Технические характеристики
Двигатели типа 3Д20 – это легкие, малогабаритные дизели 6Ч15х15, применяются в качестве главных на речных и морских катерах типа «Аист», «Невка», «Бекас», «Кайра», «Терьер» и других различного назначения.
Дизели левого вращения, без РРП, высокооборотные, четырехтактные с непосредственным впрыском топлива, 6-ти цилиндровые с V-образным расположением цилиндров и развалом блоков 120°. Дизели типа 3Д23 с газотурбинным наддувом. Коренные опоры коленчатого вала на подшипниках качения роликового типа.
Дизели 3Д20С2, 3Д20АС2 и типа 3Д23 предназначены для работы на водометный или воздушный движители (в зависимости от типа катера), а дизели 3Д20ВС2 и 3Д20ВС2-1 с соосным планетарным реверс-редуктором с передаточным отношением 1,67 или 2,2 или 3 в составе агрегатов 3Д20СР и 3Д20БСР производства Богородского судомеханического завода.
Cистема охлаждения — жидкостная, циркуляционная, двухконтурная, с отдельно расположенными водо-водяным и водо-масляным охладителями и терморегуляторами. Причем дизели 3Д20АС2 устанавливаются на катерах, днище которых выполнено в виде водо-водяного охладителя. Поэтому эти дизели поставляются без водо-водяного охладителя и НЗВ. Остальные дизели комплектуются водо-водяными охладителями.
Система смазки — циркуляционная, под давлением с «сухим» картером, с электронасосом для предпусковой прокачки системы. Все дизели комплектуются водо-масляными охладителями.
Пуск дизелей осуществляется электростартером или сжатым воздухом. Для заряда аккумуляторных батарей дизели оборудованы генератором постоянного тока мощностью 1 кВт (при работе без дополнительного обдува). При оборудовании в условиях катера автономным вентилятором (воздуходувкой) производительностью не менее 235 м3/ч при напоре на входе в патрубок не выше 150 мм.рт.ст. генератор можно загружать до 5 кВт.
Некоторые модели дизелей выпускаются с насосом забортной воды и дополнительным валом отбора мощности до 30 л.с. (с соответствующим снижением на фланце основного отбора) с приводом от коленчатого вала (см. ниже).
В зависимости от назначения дизели выпускаются:
3Д20С2 -с насосом забортной воды, без вала отбора мощности;
3Д20АС2
3Д20ВС2 -с насосом забортной воды и с валом отбора мощности;
3Д20ВС2-1 -с насосом забортной воды, без вала отбора мощности.
3Д23-01 – с насосом забортной воды, без вала отбора мощности.
3Д23-02 – с насосом забортной воды и валом отбора мощности.
promregion74.ru
технические характеристики, описание с фото
Двигатель УТД-20 устанавливается на некоторых моделях военной техники. С некоторыми доработками его также применяют на грузовиках. Особенно часто его устанавливают на КамАЗах. Это востребованный тип моторов, который применяется также и на тяжелой спецтехнике. Технические характеристики, типичные поломки и прочие особенности представленного двигателя будут рассмотрены далее.
История создания
Начиная обзор двигателя УТД-20, следует отметить, что этот мотор имеет давнюю историю. Так, во времена войны на заводе «Барнаултрансмаш» был запущен в массовое производство двигатель В-2 на дизельном топливе. Затем в 50-60-х годах прошлого столетия на его основе была разработана серия унифицированных танковых двигателей, которые получили название УТД.
Основным в этой серии был мотор УТД четырехтактного типа, который имел размерность 15 х 15. Эта особенность позволила увеличить мощность цилиндра, скорость вращения. Также была уменьшена высота V-типа. В конструкции предусмотрен однокомпонентный картер. Он оснащается подшипниками качения. Это повысило и его жесткость. В кривошипном механизме были зафиксированы шатуны, что позволило сократить продольные габариты мотора.
Конфигурация камеры сгорания УТД изменилась по сравнению с В-2, но клапанный механизм сохранился прежним. Он запускался с помощью шестерен цилиндрической конфигурации. Их стало проще изготавливать. При этом такие элементы системы доказали свою высокую надежность, по сравнению со скошенными. Конструкторы представленного предприятия разработали прототипы двигателей на 12, 10, 8 и 6 цилиндров. Дальше были созданы модификации с большим количеством этих элементов. Причем разрабатывались как наддувные, так и безнаддувные разновидности.
Техпроцесс сборки двигателя УТД-20 претерпевал ряд изменений. В результате появились модификации с мощностью 150-1200 кВт. При этом удельный расход топлива составлял 240 г/кВт*ч. Двигатели устанавливались на бронированные самоходные машины. Их период эксплуатации составлял не менее 1000 часов. В депонированных коммерческих версиях этот показатель составлял 15-20 тыс. часов.
Применение и модернизация
Самым востребованным в серии представленных моторов стала 6-цилиндровая модификация. Она нашла применение в боевой пехотной технике в машинах БМП-2 и БМП 1. Двигатель УТД-20 производился массово на заводах Чехословакии, в Барнауле и Токмаке.
Десятицилиндровый дизельный четырехтактник был установлен на автомобиле пехоты БМП-3. Исследования в области разработки представленных моторов привели к появлению многоцелевых высокоскоростных двигателей. Их мощность варьировалась в диапазоне 74-965 кВт. Эти вариации предназначены для установки в коммерческих автотранспортных средствах. Также их можно устанавливать в броневики. Они соответствуют ряду требований.
Производство многоцелевых разновидностей УТД имеет значительные перспективы, так как изготовление вооружения в современных условиях сокращается. На БТР требовалось сократить пространство. Поэтому дизельные моторы начали отходить на второй план. Научные изыскания проводились в области газотурбинного мотора. В военной технике он вытеснил дизельные УТД.
Разработка газотурбинных двигателей стали активно развиваться также благодаря большому опыту в создании подобного оборудования для авиации. Также конкретные успехи в танковой отрасли привели к развитию этого направления. Удалось решить такую проблему, как торможение при помощи двигателя, работы мотора в условиях высокой запыленности и т. д.
Газотурбинные моторы вытеснили двигатель УТД-20 по причине меньших габаритов. Также они, по сравнению с дизелями, не нуждаются в громоздкой охладительной системе, проще запускаются. По показателям мощности новая разновидность моторов также превосходит газотурбинные двигатели. При этом последние более дорогостоящие. Поэтому сегодня дизельные моторы УТД с некоторыми доработками устанавливают на грузовую и тяжелую спецтехнику. Отличаясь высокой надежностью, такие двигатели завоевали популярность и признание среди автовладельцев.
Описание
Чтобы понять, почему представленное оборудование пользуется таким спросом, нужно рассмотреть техническое описание двигателя УТД-20. Этот мотор славится своей надежностью. В его конструкции предусмотрено жидкостное охлаждение. Впрыск топлива производится непосредственно. При этом представленный агрегат прост в эксплуатации. Он отличается длительным сроком эксплуатации. Еще одним достоинством является неприхотливость к топливу, на котором может работать система.
Применение на коленчатом валу подшипников качения вместо подшипников скольжения является отличительной особенностью представленного агрегата. Это техническое решение позволило упростить процесс эксплуатации мотора. Он стал надежнее.
Рассматривая характеристики двигателя УТД-20, следует отметить, что представленный силовой агрегат имеет рабочий объем 15,9 л. Это наделяет дизельную установку замечательными тяговыми качествами. Поэтому мотор применяли на танковой технике и устанавливают и сейчас на грузовых автомобилях. С минимальными изменениями этот двигатель устанавливали на КамАЗе и прочей специальной автотехнике. Рассматривая ТУ на сборку двигателей УТД-20, а также рекомендации относительно проведения его ремонта, можно отметить простоту этого процесса.
Особенностью представленного мотора также является отсутствие системы слива дизтоплива. У него нет обратки, которая применяется в большинстве силовых агрегатов подобного типа. Недостатком системы является отсутствие пусковой системы в зимний период. Это усложняет процесс эксплуатации транспортного средства. В это время могут возникать проблемы, связанные с замерзанием дизтоплива. В последующей модификации мотора 20С1 подобная система уже была предусмотрена. Это позволило эксплуатировать мотор при температуре до -20°С. Здесь конструкторы предусмотрели наличие бесфорсуночного факельного подогрева входящего потока воздуха.
Так как мотор изготовлен из качественного металлического сплава, он может применяться в условиях повышенных нагрузок. Двигатель является устойчивым к перегреву.
Технические характеристики
Чтобы понимать особенности представленного силового агрегата, нужно уделить внимание техническим характеристикам двигателя УТД-20. Его блок цилиндров изготовлен из чугуна. Тип системы питания в представленной системе V-образный. При 2600 об/мин. двигатель имеет мощность 300 л. с.
В системе предусмотрено 6 цилиндров, на которых имеется по 2 клапана. Ход поршня составляет 150 мм, как и диаметр цилиндра. Степень сжатия составляет 15,8. Агрегат способен работать на топливе ДЛ (в летнее время), ДЗ (в зимний период), ТС-1. В конструкции предусмотрено жидкостное охлаждение.
Рассматривая техническое описание двигателя УТД-20, стоит отметить, что он расходует не более 175 л топлива в час.
Габаритные размеры (ДхШхВ) составляют 790х1150х742 мм. Весит силовой агрегат 665 кг. Производителем гарантирована работа прибора в течение 500 ч. Это основные характеристики представленного прибора. Они определяют его область применения и особенности эксплуатации.
В системе применяется смазка М-16ИХП-3, МТ-16п или МТЗ-10п. Масла при полной заправке требуется около 58 л. При этом расход смазочного компонента составляет максимум 10,9 г/кВт*ч. В этом случае количество оборотов вала составляет 2200 об/мин.
Система имеет два типа пуска:
- Основной. Применяется сжатый воздух.
- Дополнительный. Используется электростартер.
Двигатель имеет автоматическую систему защиты от попадания воды. С помощью ручного привода клапан устанавливается в первоначальное положение.
Модификации
У базового двигателя УТД-20 имеется несколько последующих модификаций. Он стал базой для разработки ряда иных силовых агрегатов. Одной из самых удачных доработок стал мотор с предусмотренной системой объединенного слива горючего из системы форсунок. Этот силовой агрегат получил маркировку УТД-20С1. У него также был предусмотрен бесфорсунчатый факельный подогрев потока входящего воздуха. Также конструкция дополнялась двухсекционным фильтром для топлива. Это была одна из самых удачных доработок. Представленный двигатель впервые был введен в эксплуатацию в 1985 году.
Наличие обратки в представленной модели позволило полноценно подготовить его к зиме. Для этого с двигателя УТД-20С1 сливалось летнее топливо. Также появилась возможность проведения качественной консервации силового агрегата. Поэтому область применения этого мотора была гораздо шире.
У представленной модификации также появилась система подогрева горючего. Поэтому ее применяли даже в зимний период. Однако иных существенных отличий представленная модификация не имела. При этом она оказалась более универсальной и простой в применении.
Также стоит обратить внимание на техническое описание двигателей УТД-20 и 5Д20. Последняя из названных силовых установок также имеет ряд отличительных особенностей. Так, модель 5Д20 получила в своей системе выпускные коллекторы охлаждаемого типа. Они изготавливаются из специального сплава алюминия. В конструкции коллекторов предусмотрены полости для антифриза.
Также стоит отметить, что в силовом агрегате 5Д20 предусмотрена система охлаждения генератора при помощи электрического вентилятора. Он специально установлен в конструкции для этих целей. У базовой модели УТД-20 вместо этого было установлено приводное устройство для выполнения охлаждения. В новой модели отсутствует сапун. В этом случае процесс картерной вентиляции производится через бак для масла автомобиля.
Другие модификации
Двигатель УТД-20 имеет и несколько иных модификаций. Они менее известны и имеют ограниченную область применения. Так, модель 3Д20 применяется на судах. Он работает на дизеле и имеет подвиды:
- С2 – в конструкции предусмотрен забортный насос для воды. В конструкции отсутствует вал отбора мощности.
- АС2 (или 3Д23) – не имеет в своей системе ВОМ и забортного насоса.
- ВС2 – в конструкции предусмотрены как насос, так и вал отбора мощности.
- ВС2-1 – с забортным водным насосом, но без ВОМ.
- 3Д23-01 – с насосом, но без вала.
- 3Д23-02 – есть вал и насос.
Еще одной модификацией является силовой агрегат 1Д20. Это мотор, предназначенный для передвижных или стационарных электрических станций. Он производится на базе силового агрегата 5Д20. От последнего представленная модификация отличается особенностями настройки регулятора скорости. Это узел ТНВД всережимного типа, который предназначен для функционирования на постоянных оборотах 1500 шт/мин.
Представленная модификация уступает базовой модели по показателю мощности. Ее номинальное значение составляет 150 л. с. При этом максимальное значение представленного показателя достигает 208 л. с. В конструкции не предусмотрено наличие низковольтного генератора.
Следующим поколением двигателей представленного типа стала модель УТД-29. Этот силовой агрегат устанавливается в БМП-3.
Особенности эксплуатации
Пользователи должны знать, как правильно эксплуатировать представленную силовую установку, как проводить ремонт, а также последовательность сборки двигателя УТД-20. Чтобы его работа была безотказной, нужно следить за выполнением некоторых правил. Основные требования по эксплуатации следующие:
- запуск мотора осуществляется только в соответствии с правилами для зимнего и летнего использования;
- в процессе эксплуатации нужно контролировать показания измерительных приборов, поддерживая температуру антифриза на заданном уровне;
- следить за показанием температуры масла, периодически контролировать его количество в системе;
- избегать длительной работы мотора при пониженном тепловом режиме, его прогрева;
- нужно применять топливо, смазку, которые рекомендует производитель двигателя;
- заправка дизтоплива и масла происходит только закрытой струей, недопустимо попадание в отверстия для заправки пыли, воды.
Кроме того, владелец транспортного средства должен проводить техническое обслуживание двигателя.
Техобслуживание
В технических условиях на ремонт двигателя УТД-20 указано, что техобслуживание системы силового агрегата проводится с определенной периодичностью. Работы, которые проводят во время этой процедуры, относительно простые. Этот факт значительно упрощает использование мотора.
Раз в 1000 моточасов выполняется замена масла. Когда агрегат отработает 3000 моточасов, следует выполнить очистку топливной системы. Также потребуется выполнить вскрытие головки блока цилиндров. Клапанная система на этом этапе требует качественной очистки.
Иные сервисные работы проводить не потребуется. Если мотор не будет применяться в зимний период, горючее нужно слить, а также прочие технические жидкости. Однако это сложно сделать, если на моторе отсутствует обратка. Лучше обратиться за помощью к профессионалам.
Капитальный ремонт
Кроме обслуживания порой требуется выполнить более серьезное обслуживание мотора. Капитальный ремонт двигателя УТД-20 выполняют при наличии определенных неисправностей.
Если мотор не заводится, это объясняется неправильным функционированием топливной системы. Нужно определить, поступает ли горючее в цилиндры. После этого двигатель демонтируют и проводят глубокую диагностику.
Если определяется течь в области уплотнителя крышки клапана, нужно разобрать этот участок и заменить сальник.
Если много масла потребляется в ходе работы силового агрегата, оно дымит, эта неисправность может быть вызвана поршнями колец, которые прогорели. Это влечет за собой повышенный расход масла.
Мощность двигателя заметно снизилась, не может хорошо держать обороты. Чаще всего причиной такой неисправности является поломка насоса давления топлива. Он не может подавать горючее в нужном количестве. Насос нельзя отремонтировать. Поэтому приобретается новая помпа.
Тюнинг
Некоторые водители стремятся увеличить мощность двигателя. Но возможности в этом случае значительно ограничены. Мотор форсирован максимально. Замена ТНВД, расточка цилиндрового блока негативно повлияет на долговечность и надежность системы.
fb.ru
Двигатель УТД 20: характеристики, неисправности и тюнинг
Двигатель УТД 20 – это бескомпрессорный четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизель, который имеет угол развала блока цилиндров в 120 градусов.
Этот мотор развивает мощность в 300 лошадиных сил и устанавливается на ряд военной техники, а с небольшими доработками достаточно часто применяется на грузовиках, КамАЗах и других разновидностях тяжелой спецтехники. Благодаря своей отличной надежности и простоте эксплуатации он получил сегодня широкое распространение и пользуется любовью у автовладельцев.
Технические характеристики
Скачать .xls-файл
Скачать картинку
Отправить на email
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | Прямой впрыск |
Тип | V-образный |
Рабочий объем, л | 15.9 |
Максимальный крутящий момент | 980 Н·м, при 1600 об/мин |
Мощность, л. с. при 2600 об/мин | 300 |
Количество цилиндров | 6 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Порядок работы цилиндров | 1л-1п-2л-2п-3л-3п |
Ход поршня, мм | 150 |
Диаметр цилиндра, мм | 150 |
Степень сжатия | 15.8 |
Охлаждение | жидкостное |
Топливо | ДЗ, ДА, ТС-1 |
Расход топлива | Не более 175 литров в час |
Размеры (длина/ширина/высота), мм | 790/1150/742 |
Вес, кг | 665 |
Гарантийный срок службы, ч | 500 |
Двигатель устанавливается на БМП-1, а его модификация УТД-20С1 на БМП-2.
Описание
Это чрезвычайно надежный силовой агрегат с жидкостным охлаждением, который использует систему непосредственного впрыска топлива. Дизельный двигатель отличается простотой в использовании, он надежен и долговечен. Отметим неприхотливость этого силового агрегата к качеству используемого топлива.
Одной из особенностей этого силового агрегата является использование в нём не подшипников скольжения в коленчатом валу, а подшипников качения. Подобная конструкция позволила несколько упростить эксплуатацию этого силового агрегата, обеспечивая его максимальную надежность.
Рабочий объем двигателя УТД 20 составляет 15,9 литров, благодаря чему мотор отличается великолепными тяговыми характеристиками, что позволяет применять его на танках и тяжелых машинах пехоты БМП-1. В последующем этот силовой агрегат с минимальными изменениями применялся на КамАЗах и другой спецтехнике. Подобное решение позволяет существенно повысить надежность используемых грузовых автомобилей, а сам мотор отличается простотой в ремонте и великолепной надежностью.
Двигатели УТД 20 не имеют системы слива топлива, так называемой обратки, что характерно для большинства других дизельных моторов, предназначенных для установки на тяжёлую спецтехнику или же в военных машинах БМП-1.
Отметим отсутствие системы пуска двигателя в холодное время года, что несколько усложняет эксплуатацию автомобиля зимой, когда могут отмечаться проблемы с замерзанием дизельного топлива в двигателе. Необходимо сказать, что подобная система появилась на модификации данного двигателя под индексом УТД-20С1. В данном моторе используется факельный безфорсуночный подогрев впускного воздуха, что позволяет выполнять пуск двигателя даже при температурах окружающей среды ниже минус 20 градусов.
Сам силовой агрегат изготовлен из высококачественного металлического сплава, который отличается устойчивостью к перегреву. Поэтому имеется возможность эксплуатации данного силового агрегата в условиях повышенных нагрузок.
Модификации
Из модификаций можно отметить, разве что модель УТД-20С1, которая представляла собой модернизированный вариант силового агрегата, оснащённый обраткой, что позволяло полностью подготовить двигатель к зиме, слить с него топливо и провести качественную консервацию. Кроме всего прочего, наличие у данной модификации системы подогрева топлива позволяло эксплуатировать транспортное средство даже в холодное время года. Более каких-либо существенных отличий между двумя этими модификациями двигателей не было.
Техническое обслуживание
Если же говорить о сервисном обслуживании двигателя УТД 20, то следует отметить простоту выполняемых работ, что существенно упрощает эксплуатацию техники. Раз в тысячу мото-часов работы рекомендуется провести замену масла, а по прошествии 3000 мото-часов эксплуатации мотора нужно провести очистку топливной системы, вскрыть головку блока цилиндров и провести очистку клапанной системы.
Более каких-либо серьезных сервисных работ проводить не требуется. В том случае, если двигатель не эксплуатируется в зимнее время года, то необходимо слить топливо и все технические жидкости. На модификации УТД 20 данные работы, по причине отсутствия обратки, представляли определённые сложности.
Неисправности
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА |
---|---|
Двигатель отказывается заводиться. | Причиной подобного является неправильная работа топливной системы. Следует определить подается ли топливо в цилиндры, после чего можно вскрывать двигатель и проводить глубокую диагностику повреждения мотора. |
Появилась течь из-под прокладки клапанной крышки. | В данном случае ремонт заключается во вскрытии мотора и замене поврежденной прокладки. |
Мотор дымит и потребляет много масла. | Причиной являются прогоревшие поршни колец, что и приводит к существенному увеличению расхода масла. |
Мотор потерял часть своей мощности, плохо держит обороты. | Причиной может стать выход из строя топливного насоса высокого давления, который не обеспечивает качественную подачу топлива. Это неремонтопригодный элемент и требуется его полная замена. |
Тюнинг
Возможности по увеличению мощности этого силового агрегата существенно ограничены. Двигатель и так максимально форсирован, поэтому любые изменения, в том числе замена ТНВД или уже расточка блока цилиндров неизменно отрицательно скажется на показателях надежности этого силового агрегата.
dvigatels.ru
Техническое описание и руководство УТД-20
Двигатель УТД-20. Инструкция по эксплуатации. 1973 г.
Руководство УТД-20
В этом руководстве описаны все основные узлы и системы дизельного двигателя УТД-20. Данное описание является частью книги по эксплуатации.
Рис. 12. Двигатель (вид со стороны маховика):
1 — блок-картер; 2 — маховик; 3 — стрелка-указатель; 4 — датчик тахометра; 5 — головка блока; 6 — крышка головки блока; 7 — штуцер отвода охлаждающей жидкости; 8 — топливный фильтр тонкой очистки: 9 — выпускной коллектор; 10 — трубка высокого давления; 11 — топливный насос; 12 — топливоподкачивающий насос; 13 — стержень замера уровня масла в регуляторе; 14 — центробежный масляный фильтр; 15 — всережимный регулятор; 16 — рычаг управления топливным насосом; 17 — крышка лючка доступа к форсунке; 18 — впускной коллектор; 19 — генератор; 20 — воздухораспределитель; 21 — шестерня стартера.
Рис. 13. Двигатель (продольно-поперечный разрез):
1 — головка блока; 2 — охлаждаемый выпускной коллектор; 3 — крышка головки блока; 4 — топливный насос; 5 — топливные трубки высокого давления; 6 — топливоподкачивающий насос; 7 и 14 — штуцера отвода охлаждающей жидкости; 8 — центробежный масляный фильтр; 9 — трубопровод отвода топлива и воздуха; 10 — шланг подвода масла к центробежному фильтру; 11 — топливный фильтр тонкой очистки; 12 — клапан выпускной; 13 — распределительный вал выпуска; 15 — крышка лючка; 16 — форсунка; 17 — впускной коллектор; 18 — распределительный вал впуска; 19 — поршень; 20 — клапан воздухопуска; 21 — маслонасос; 22 — штуцер подвода масла к маслонасосу; 23 — штуцер отвода масла из насоса к радиатору; 24 — гильза цилиндра; 35 — внутренний шатун; 26 — водяной насос; 27 — кран слива охлаждающей жидкости; 28 — входной патрубок водяного насоса; 29 — вильчатый шатун; 30 — блок-картер; 31 — коленчатый вал; 32 — вал уравновешивающего механизма; 33 — стакан переднего подшипника; 34 — вал отбора мощности; 35 — все-режимный регулятор; 36 — зажим подвода масла в главную магистраль двигателя от маслозакачивающего насоса; 37 — зажим подвода масла к топливному насосу; 38 — рычаг управления топливным насосом.
neva-diesel.com
Дизельный двигатель 5Д 20
Двигатели типа 3Д20 — это легкие, малогабаритные дизели 6Ч15х15, применяются в качестве главных на речных и морских катерах типа «Аист», «Невка», «Бекас», «Кайра», «Терьер» и других различного назначения.
Дизели левого вращения, без РРП, высокооборотные, четырехтактные с непосредственным впрыском топлива, 6-ти цилиндровые с V-образным расположением цилиндров и развалом блоков 120°. Дизели типа 3Д23 с газотурбинным наддувом. Коренные опоры коленчатого вала на подшипниках качения роликового типа.
Дизели 3Д20С2, 3Д20АС2 и типа 3Д23 предназначены для работы на водометный или воздушный движители (в зависимости от типа катера), а дизели 3Д20ВС2 и 3Д20ВС2-1 с соосным планетарным реверс-редуктором с передаточным отношением 1,67 или 2,2 или 3 в составе агрегатов 3Д20СР и 3Д20БСР производства Богородского судомеханического завода.
Cистема охлаждения — жидкостная, циркуляционная, двухконтурная, с отдельно расположенными водо-водяным и водо-масляным охладителями и терморегуляторами. Причем дизели 3Д20АС2 устанавливаются на катерах, днище которых выполнено в виде водо-водяного охладителя. Поэтому эти дизели поставляются без водо-водяного охладителя и НЗВ. Остальные дизели комплектуются водо-водяными охладителями.
Система смазки — циркуляционная, под давлением с «сухим» картером, с электронасосом для предпусковой прокачки системы. Все дизели комплектуются водо-масляными охладителями.
Пуск дизелей осуществляется электростартером или сжатым воздухом. Для заряда аккумуляторных батарей дизели оборудованы генератором постоянного тока мощностью 1 кВт (при работе без дополнительного обдува). При оборудовании в условиях катера автономным вентилятором (воздуходувкой) производительностью не менее 235 м3/ч при напоре на входе в патрубок не выше 150 мм.рт.ст. генератор можно загружать до 5 кВт.
Некоторые модели дизелей выпускаются с насосом забортной воды и дополнительным валом отбора мощности до 30 л.с. (с соответствующим снижением на фланце основного отбора) с приводом от коленчатого вала (см. ниже).
В зависимости от назначения дизели выпускаются:
3Д20С2 -с насосом забортной воды, без вала отбора мощности;
3Д20АС2 и 3Д23 -без насоса забортной воды и без вала отбора мощности;
3Д20ВС2 -с насосом забортной воды и с валом отбора мощности;
3Д20ВС2-1 -с насосом забортной воды, без вала отбора мощности;
3Д23-01 — с насосом забортной воды, без вала отбора мощности;
3Д23-02 — с насосом забортной воды и валом отбора мощности.
Заказать Запасные части к дизельным двигателям
Дизельный двигатель 5Д 20, продажа Дизельных двигателей 5Д 20, куплю Дизельный двигатель 5Д 20 запасные части для Дизельного двигателя 5Д 20, где купить дизельный двигатель 5Д 20
zipntm.com
Тип |
Четырехтактный быстроходный с |
Число цилиндров |
6 |
Расположение цилиндров |
V-образное с углом развала 120о и вертикальным расположением оси развала |
Порядок нумерации цилиндров |
Со стороны, противоположной маховику |
Порядок работы цилиндров |
1л-1п-2л-2п-3л-3п |
Диаметр цилиндра, мм |
150 |
Ход поршня. мм |
150 |
Рабочий объем цилиндров двигателя, л |
15,9 |
Степень сжатия |
15,8 |
Направление вращения коленчатого вала (смотреть со стороны, противоположной маховику) |
Правое (по направлению движения часовой стрелки) |
Мощность номинальная без споротивления на впуске и противодавления на выпуске при ненагруженном генераторе в нормальных атмосферных условиях (760 мм рт. ст., 20оС и 70% влажности), л.с.: при 2400 об/мин |
240 |
Максимальный крутящий момент, кгс м: |
90+5-10 |
Минимально устойчивое число оборотов коленчатого вала в минуту без нагрузки |
Не более 700 |
Максимальное число оборотов коленчатого вала в минуту без нагрузки, ограничиваемое регулятором |
Не более 2850 |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/л. с. ч. |
Не более 178 |
Топливо: |
|
для летней эксплуатации |
Дизельное топливо ДЛ ГОСТ 4749-49 |
для зимней эксплуатации |
Дизельное топливо ДЗ или ДА ГОСТ 4749-49 |
Масло |
МТ-16п ГОСТ 6360-58 |
Удельный расход масла (при 2200 об/мин) г/л. с. ч. |
6 |
Система питания: |
|
топливоподкачивающий насос, установленный на топливном насосе |
Поршневой |
давление топлива, создаваемое топливоподкачивающим насосом после топливного фильтра кгс/см2 |
0,7-1,0 |
топливный фильтр |
Войлочный с капроновыми проставками |
топливный насос |
Шестиплунжерный блочный |
угол опережения подачи топлива в такте сжатия, град |
24-27 до в. м. т. |
отношение числа оборотов валика топливного насоса к числу оборотов коленчатого вала |
0,5 |
регулятор |
Всережимный центробежный непосредственного действия |
форсунка |
Закрытого типа со щелевым фильтром |
затяжка пружины форунки (давление начала подъема игры распылителя). кгс/см2 |
250±3 |
Система смазки |
Циркуляционная под давлением с сухим картером |
масляный насос |
шестеренчатый двухсекционный, одна секция нагнетающая, другая откачивающая |
отношение числа оборотов валика насоса к числу оборотов коленчатого вала |
1,2 |
объемная производительность масляного насоса при противоподавлении на выходе 10,5 кгс/см2 температуре масла 90оС и 2500 об/мин ведущей шестерни насоса, л/ч |
Не менее 3500 |
Система охлаждения
|
Жидкостная с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, высокотемпературная, закрытая |
Система запуска |
Электростартером С-5 или сжатым воздухом |
Датчик тахометра |
ДТ-5М (ДТ-4) |
Вал отбора мощности |
Соосный невыключающийся |
Гарантийный срок работы двигателя с момента установки в машину, ч |
500 |
Габаритные размеры двигателя, мм: |
|
длина |
|
с валом отбора мощности |
790 |
без вала отбора мощности |
748 |
ширина |
1150 |
высота |
742 |
miltorg.com