Бтр 40 бтр 152 – БТР-152 — Википедия

Содержание

БТР-152 Двигатель, Вес, Размеры, Вооружение

БТР-152 — тяжелый трехосный полноприводный бронетранспортер начали проектировать конструкторы Московского автомобильного завода в ноябре 1946 года. В разработке конструкции бронетранспортера БТР-152 принимали участие Б. М. Фиттерман (руководитель), К. М. Андросов, Петренко, В. Ф. Родионов, П. П. Черняев, Н. И. Орлов и др. В конце 1949 года бронетранспортер успешно прошел государственные испытания, а 24 марта 1950 года был принят на вооружение. Труд создателей бронетранспортера был высоко оценен. Они были в 1950 году удостоены Государственной премии.

БТР-152 — видео

Компоновочная схема среднего бронетранспортера была идентична компоновочной схеме среднего бронетранспортера БТР-40. Она также включала четыре отделения, располагавшиеся по длине корпуса от носа к корме в следующем порядке: силовой установки (моторное), управление, десантное, которое при необходимости можно было использовать как боевое отделение, и трансмиссионное, располагавшееся под первыми тремя отделениями.
Бронетранспортер БТР-152 был выполнен по безрамной схеме, обеспечивающей меньшую массу за счет исключения рамы и меньшую габаритную высоту. Эта схема предусматривала крепление к бронированному корпусу машины, обладавшему необходимой прочностью и жесткостью двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии, ходовой части серийного грузового автомобиля ЗИС-151.

В бронетранспортере отсутствовала крыша в десантном отделении; имелись амбразуры, прикрытые броневыми заслонками, для стрельбы из личного оружия десантников из дверей в отделении управления и кормовой части десантного отделения. В отделении управления предусматривалось размещение двух человек — водителя и командира бронетранспортера, в десантном отделении — 17 человек. В смотровых люках водителя и командира бронетранспортера устанавливались приборы наблюдения — многослойные стеклоблоки широкого обзора.

Бронетранспортер БТР-152 был вооружен пулеметом СГМБ, образца 1949 года, который мог устанавливаться на одном из четырех вертлюжных кронштейнов — курсовом (основном), установленным над отделением управления, бортовых и кормовом. Углы горизонтального обстрела пулемета, установленного на курсовом и кормовом кронштейнах, составляли 170 , и на бортовых кронштейнах 120-145 градусов вертикального обстрела пулемета составляли
от -15 до 4-43 градусов. Боекомплект бронетранспортера составлял 1250 патронов (5 лент).

Бронетранспортер БТР-152 был укомплектован танковой коротковолновой приемо-передающей радиостанцией Р-113. Схема расположения двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии бронетранспортера отличалась простотой. Она давала возможность значительного сокращения колесной базы по сравнению с одноименным параметром базовой машины (на 385 мм), чем обеспечивалось сокращение габаритной длины машины. С целью получения хороших тягово-скоростных качеств бронетранспортера, мощность его двигателя, допускавшего форсирование по частоте вращения коленчатого вала и степени сжатия, была повышена до 80,9 кВт (110 л.с.). Подвеска бронетранспортера, состоявшая из продольно расположенных полуэллиптических рессор с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия переднего моста и балансирной для задней тележки, обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам и местности с достаточно высокой средней скоростью — до 20-25 км/ч. Бронетранспортер имел 38 мест смазки, требовавших разных видов смазки и масел для 55 точек смазки. Величины преодолеваемых бронетранспортером профильных препятствий практически не изменились по сравнению с его базовой машиной.

В 1950 году параллельно с основной моделью бронетранспортера была разработана его модификация БТР-152А, вооруженная двумя спаренными крупнокалиберными 14,5-мм пулеметами КПВ, образца 1944 года, предназначенных для поражения воздушных, летящих на высоте до 2000 м, и легкобронированных целей на расстоянии до 1000 м, которые были установлены на турельной установке в десантном отделении, обеспечивающей круговой горизонтальный обстрел с углом возвышения до 90 градусов. Боекомплект состоял из 1200 патронов к пулеметам (24 ленты). Число десантников у этой модификации было уменьшено до восьми человек.

Схема расположения двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии модификации бронетранспортера БТР-152В практически не изменилась по сравнению со схемой основной модели, за исключением дополнительно включенных в нее элементов привода лебедки. Подвеска этой модификации бронетранспортера практически не изменилась.

В 1955 году параллельно с модификацией бронетранспортера БТР-152В была разработана ее модификация — БТР-152Е, вооруженная двумя спаренными крупнокалиберными 14,5-мм пулеметами КПВ, образца 1944 года, которые были установлены в ее десантном отделении аналогично бронетранспортеру БТР-152А.
Б 1955 году была разработана и начала серийно выпускаться модификация бронетранспортера БТР-152В, отличавшаяся от замененной ею основной модели агрегатами и узлами трансмиссии и ходовой части новой машины (ЗИЛ-157), шинами увеличенного профиля (12,00-18″ вместо 9,00-20″), системой регулирования внутреннего давления воздуха в шинах с наружным прдводом воздуха к шинам, воздушным компрессором повышенной производительности с водяным охлаждением головки, увеличенным передаточным отношением главной передачи мостов, лебедкой, карбюратором и пусковым подогревателем двигателя.

В 1958 году была разработала и начала серийно выпускаться модификация бронетранспортера БТР-152В1, отличавшаяся от бронетранспортера БТР-152В более совершенной системой регулирования внутреннего давления воздуха в шинах — с внутренним подводом воздуха к шинам, подшипниками скольжения ступиц балансирной подвески задней тележки, заменивших подшипники качения, установкой прибора ночного видения водителя и отопителем отделения управления и десантного отделения. Прибор ночного видения водителя (мод. ТВН-2) представлял собой перископическую бинокулярную оптическую систему с электронно-оптическим преобразователем невидимого изображения объекта в видимое при облучении дороги и объектов инфракрасными лучами.
В 1959 году была разработана и начала серийно выпускаться еще одна модификация бронетранспортеров этого типа — БТР-152К, отличавшаяся от ранее выпускавшихся моделей корпусом с бронированной крышей, позволявшей защитить от огня сверху личный состав, находящийся в десантном отделении, и герметизировать отделение управления и десантное. В крыше корпуса имелись три люка с крышами для посадки (высадки) десантников и два смотровых люка. С целью сохранения боевой массы модификации как у основной модели, число десантников у нее уменьшили до 13 человек.

 

Внутри БТР-152

Модификации

БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4

В 1955 году было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4

 

БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-2

БТР-152А (1951) — с зенитной установкой ЗПТУ-2 из пулемётов КПВ калибром 14,5 мм. Серия в 1952-55 гг. на ЗиС, 719 машин. Боевая масса – 8,6 т. Экипаж – 10 чел.

 

БТР-152И

БТР-152И (1957) — машина управления, с высоким закрытым корпусом. Серия в 1957-62 гг. на ЗиЛ и БАЗ

 

БТР-152В1

БТР-152В1 (1957) — снабжён прибором ночного видения ТВН-2 и усовершенствованной системой регулировки давления в шинах (подвод воздуха осуществляется через ступицу колеса). Серия на ЗиЛ (в 1957-59 гг., 611 машин) и БАЗ (в 1960-62 гг.)

 

БТР-152Э1

БТР-152Э1 – экспортное исполнение базового БТР-152В1, предназначенное для поставки в армии дружественных СССР стран. Среди прочего эти машины поставлялись и на Ближний Восток, в частности, в Египет.

 

Тактико-технические характеристики БТР-152

Экипаж, чел.: 2
Десант, чел.: 19
Годы производства: с 1947 по 1962
Количество выпущенных, шт.: 12 421

Вес БТР-152

— 8,7 тонн (8,95 с лебёдкой)

Размеры БТР-152

— Длина корпуса, мм: 6830
— Ширина корпуса, мм: 2320
— Высота, мм: 2410
— База, мм: 3880
— Колея, мм: 1720..1742
— Клиренс, мм: 295

Броня БТР-152

— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса, мм/град.: 13
— Борт корпуса, мм/град.: 6..10,8
— Корма корпуса, мм/град.: 9
— Днище, мм: 4
— Крыша корпуса, мм: 5..8

Вооружение БТР-152

— Пулемёты: 1 х 7,62-мм СГМБ
— Дальность стрельбы, км: до 2,3

Двигатель БТР-152

— Тип двигателя: ЗИЛ-123В
— Мощность двигателя, л. с.: 110

Скорость БТР-152

— Скорость по шоссе, км/ч: 65
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..50
— Запас хода по шоссе, км: 550
— Запас хода по пересечённой местности, км: 430
— Удельная мощность, л. с./т: 12,3

— Колёсная формула: 6 × 6
— Тип подвески: зависимая рессорная
— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,6
— Преодолеваемый ров, м: 0,8
— Преодолеваемый брод, м: 0,8

 

Фото БТР-152

Сгоревший БТР-152К южан-суннитов

 

БТР-152 часто снимался в кино, как немецкий бронетранспортер

 

БТР-152 был изменен ливанскими боевиками. В десантном отделении была размещена зенитная установка ЗУ-23-2.

 

Израильский трофейный БТР-152 с двумя 20-мм зенитными пушками в башне TCM-20

 

БРЭМ на базе БТР-152, использовавшаяся ливанской армией

 

Опытный БТР-Э152В с равным расположением осей на выходе из окопа с ячейкой для бойца

Добавить комментарий

oruzhie.info

Бронетранспортер БТР-152 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Советский послевоенный бронетранспортер БТР-152 на базе ЗИС-151. Производство, история создания, особенности конструкции и эксплуатации»


Бронетранспортер БТР-152

Проектирование и производство БТР-152

Великая Отечественная война показала необходимость наличия в войсках легкого и маневренного, однако вооруженного и бронированного средства для перевозки пехоты, иначе говоря, бронетранспортера. В 1946 году началась разработка такой машины, на базе полноприводного грузовика ЗИС-151, под шифром «Объект 140». Разработка велась конструкторским эксперементальным отделом ЗИС под руководством главного конструктора Б.М. Фиттермана.

Уже на стадии проектирования «объект 140» получил название «ЗИС-152«, в его создании участвовали конструкторы К.М. Андросов (вооружение), И.М. Горячев (корпус и шасси), Р.Г. Писопель (корпус), В.Ф. Родионов (трансмиссия) и П.П. Черняев.

К марту 1947 г. были построены два экземпляра ЗИС-152 с макетными корпусами, а мае начались их заводские испытания. После устранения выявленных в ходе заводских испытаний недостатков, 12 экземпляров доработанной машины были представлены на войсковые испытания, которые проходили  с мая по декабрь 1949 г.

Весной 1949 г. начались работы по подготовке серийного производства БТР-152 на заводе ЗИС. Само производство было развернуто на заводе ЗИС в следующем году, тогда же бронетранспортер был принят на вооружение.

Чертеж бронетранспортера БТР-152

БТР-152 производился с 1950 по 1962 гг. и находилась на вооружении в России до 1993 г. Всего было произведено около 13 000 машин всех модификаций.

Модификации и экспортные поставки БТР-152

Бронетранспортер поставлялся на экспорт в: Афганистан, Албанию, Алжир, Анголу, Болгарию, Камбоджу, Кубу, Конго, Кипр, ГДР, Египет, Эфиопию, Экваториальную Гвинею, Гвинею, Гвинею-Биссау, ВНР, Индонезию, Индию, Иран, Ирак, Израиль, Лаос, Мали, МНР, Мозамбик, Никарагуа, КНР, КНДР, ПНР, Румынию, Сомалиленд, Сейшельские острова, Шри-Ланка, Судан, Сирию, Танзанию, Уганду, Вьетнам, Йемен, СФРЮ, Зимбабве. Производился по лицензии в Китае.

  • БТР-152А — вооружен 14,5 мм установкой ЗПТУ-2 или ЗПТУ-4
  • БТР-152Б — оснащен лебедкой
  • БТР-152В — оснащен внешней системой регулирования давления в шинах
  • БТР-152В1 — оснащен приборами ночного видения и внутренней системой регулирования давления в шинах
  • БТР-152Д — модификация БТР-152В вооруженная ЗПТУ-2 или ЗПТУ-4
  • БТР-152И — командно-штабная машина
  • БТР-152К — модификация с улучшенным бронированием
  • БТР-152С — машина управления артиллерии.

Характеристики бронетранспортера БТР-152

Страна:СССР
Тип:Бронетранспортер
Дата выпуска:1950 г.
Длинна:6830 мм (корпус)
Ширина:2320 мм
Высота:2360 мм
Броня, лоб:6 — 13 мм
Броня, борт:6 — 13 мм
Броня, башня:6 — 13 мм
Экипаж:2 человека + до 17 десантников
Двигатель:ГАЗ-123, 110 л.с.
Дальность хода:550 км
Максимальная скорость:76 км/ч
Масса:8,7 тонн
Вооружение:1х пулемет 7,62-мм СГМБ (1250 патронов)

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Бронетранспортер БТР-40 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Советский бронетранспортер БТР-40 на базе полноприводного грузовика ГАЗ-63. История создания, особенности конструкции и эксплуатации»


Бронетранспортер БТР-40 без тента

История создания БТР-40

В 1947 году в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством В.А. Дедкова и ведущего конструктора В.К. Рубцова на базе грузового автомобиля ГАЗ-63 началась разработка легкого бронетранспортера под названием «Объект 141«.

В 1948 г. были готовы два опытных экземпляра бронетранспортера, один из них изготовили с полностью бронированным корпусом и башенной установкой. По результатам заводских испытаний было принято решение готовить к представлению государственной комиссии и последующему серийному производству вариант машины с открытым верхом.

Бронетранспортер под названием БТР-40 был принят на вооружение Советской армией в 1950 г., и в том же году на Горьковском автомобильном заводе началось его серийное производство. БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках и использовался в качестве транспортного средства мотострелкового отделения, разведывательно-дозорной машины, тягача противотанковых орудий. Он был неприхотлив в эксплуатации, прост в обслуживании и имел довольно неплохие характеристики, в целом отвечая всем войсковым требованиям.

Чертеж БТР-40

Модернизация и дальнейшая служба БТР-40

В 1951 г. на базе БТР-40 производился БТР-40А, на котором в десантном отделении разместили зенитную установку ЗПТУ-2, спарку 14,5-мм пулеметов КПВ, способную поражать как воздушные, так и наземные цели.

В 1956г., учитывая опыт боевых действий в Венгрии, был разработан и выпускался по 1960г. вариант машины БТР-40Б с полностью бронированным корпусом.

В 1957 г. разработана и выпущена незначительной серией машина БТР-40В, оборудованная внешней системой регулирования давления воздуха в шинах (система самоподкачки), с целью повышения проходимости бронетранспортера.

С 1957 г. выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ, оборудованная приборами радиационной и химической разведки. По внешнему виду практически не отличалась от базовой модели.

Также на основе БТР-40 создана БРДМ.

Поставлялся на экспорт в страны варшавского договора, Израиль, а также большинство просоветских африканских республик и стран юго-восточной Азии.

Производство бронетранспортера БТР-40 велось с 1950 по 1958 год, с вооружения был снят только в 1993 году.

Характеристики бронетранспортера БТР-40

Страна:СССР
Тип:Бронетранспортер
Дата выпуска:1950 г.
Длинна:5000 мм (корпус)
Ширина:1900 мм
Высота:1830 мм
Броня, лоб:7 — 15 мм
Броня, борт:7 — 15 мм
Броня, башня:7 — 15 мм
Экипаж:2 человека + 8 десантников
Двигатель:ГАЗ-40, 78 л.с.
Дальность хода:285 км
Максимальная скорость:79 км/ч
Масса:5,3 тонны
Вооружение:1х пулемет 7,62-мм СГМБ (1250 патронов)

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Вооружение отечественных бронетранспортеров » Военное обозрение

В нашей стране за последние несколько десятилетий было создано большое количество различных бронетранспортеров. Несмотря на отличия в техническом облике и характеристиках, все эти машины имели общее предназначение. Все отечественные и зарубежные бронетранспортеры предназначены для перевозки личного состава с вооружением. Кроме того, «обязанностью» бронетранспортера на поле боя является огневая поддержка бойцов. Создание отечественных бронетранспортеров сопровождалось постоянным развитием их вооружения. С конца сороковых годов и до нашего времени вооружение отечественных бронетранспортеров прошло такой же большой путь, как и сами машины, для которого оно создавалось.

БТР-40


Первый отечественный серийный бронетранспортер БТР-40 создавался в конце сороковых годов с учетом опыта эксплуатации американских машин M3 Scout Car, что сказалось на основных чертах его облика. Такое «происхождение» БТР-40 оказало влияние и на его вооружение. Базовая машина этой модели несла оборонительное вооружение в виде одного пулемета СГМБ калибра 7,62 мм. В зависимости от обстановки стрелок бронетранспортера мог установить пулемет на одно из четырех креплений. На лобовом и кормовом листах корпуса имелись поперечные штанги, а на бортах – вертлюжные кронштейны. Изначально бронетранспортер БТР-40 нес устройства для крепления пулемета разной конструкции, но в середине пятидесятых во время очередной модернизации все кронштейны были унифицированы. Устанавливать пулемет на кронштейн предполагалось только в боевой обстановке. В походном положении он размещался в десантном отделении, на левой колесной нише.

При установке пулемета СГМБ на крепление лобового листа стрелок мог обстреливать цели, находящиеся в пределах горизонтального сектора шириной 160°. Допустимое снижение оружия ограничивалось 13-15 градусами, предельное возвышение зависело от конструкции пулемета и удобства его использования. Бортовые узлы крепления пулемета позволяли контролировать сектора шириной по 140°, кормовой узел – 180°. Таким образом, при перестановке пулемета с место на место обеспечивался почти круговой обстрел. Естественно, перемещение оружия в боевой обстановке было весьма затруднительным.

Питание пулемета СГМБ осуществлялось при помощи лент на 250 патронов. В боевом отделении бронетранспортера БТР-40 имелось место для пяти коробок с боеприпасами, в каждой из которых находилось по одной ленте. Общий возимый боекомплект состоял из 1250 патронов. Кроме того, для обороны бронетранспортера стрелок мог использовать 8 осколочных и 2 противотанковые гранаты.

В 1951 году появился зенитный вариант боевой машины под названием БТР-40А. В десантном отделении этой машины располагалась зенитная установка ЗПТУ-2, оснащенная двумя пулеметами КПВ калибра 14,5 мм. Углы возвышения пулеметной установки от -5° до +90° позволяли обстреливать как воздушные, так и наземные цели. Боекомплект двух пулеметов состоял из 1200 патронов. Следует отметить, что зенитная установка ЗПТУ-2 заняла почти весь объем десантного отделения, из-за чего бывший бронетранспортер полностью лишился транспортных возможностей.

В середине пятидесятых годов был разработан вариант бронетранспортера БТР-40 с полностью закрытым корпусом. Бронемашина БТР-40Б получила крышу десантного отделения с двумя двустворчатыми люками. Люки располагались в передней и кормовой частях крыши и предназначались для стрелка. Для ведения огня требовалось открыть один из люков и установить пулемет на соответствующий кронштейн. Стрелок бронетранспортера БТР-40Б мог использовать лишь два кронштейна, на лобовом и кормовом листах корпуса.

БТР-152

Одновременно с бронетранспортером БТР-40 создавалась машина аналогичного назначения БТР-152. В конструкции двух этих бронемашин использовалось заметное количество общих узлов и агрегатов, в том числе и вооружение. Бронетранспортер БТР-152 вооружался одним пулеметом СГМБ калибра 7,62 мм. Системы крепления оружия были аналогичны использованным на БТР-40. Стрелок мог вести огонь, используя один из четырех кронштейнов на лобовом, кормовом или бортовых листах корпуса. Углы наводки и объемы боекомплекта не отличались от соответствующих параметров БТР-40.

В начале пятидесятых годов был создан зенитный вариант боевой машины БТР-152 под названием БТР-152А. Как и БТР-40А, эта машина оснащалась зенитной пулеметной установкой ЗПТУ-2 с пулеметами КПВ калибра 14,5 мм. По своим характеристикам это оружие было аналогично вооружению БТР-40А. Несмотря на сравнительно крупные объемы десантного отделения, БТР-152А все же не сохранил транспортную функцию.


Во второй половине пятидесятых годов БТР-152, подобно БТР-40, обзавелся бронированной крышей. В крыше имелись три откидных люка, два из которых мог использовать стрелок. Как и в случае с БТР-40, модификация бронетранспортера с крышей сохранила только два кронштейна для крепления пулемета СГМБ.

БТР-50П

Принятый в 1954 году на вооружение бронетранспортер БТР-50П имел такое же вооружение, что и предыдущие машины этого класса. Экипаж бронемашины располагал одним 7,62-мм пулеметом СГМБ. После модернизации конца шестидесятых годов все бронетранспортеры этого семейства были перевооружены пулеметами ПКБ. Пулеметы обоих типов могли устанавливаться на одном из двух кронштейнов: на лобовом и кормовом листе десантного отделения.

Устройства для установки пулемета СГМБ были унифицированы с агрегатами бронетранспортеров предыдущих моделей. Благодаря этому стрелок машины БТР-50П мог обстреливать достаточно широкие сектора в передней и задней полусферах. Пулемет бронетранспортера использовал ленты на 250 патронов. В возимый боекомплект входили пять лент – 1250 патронов.

Известно о попытках установить на бронетранспортер БТР-50П крупнокалиберные пулеметы ДШКМ и КПВ. Несмотря на большую огневую мощь, такие варианты оснащения бронемашин не стали штатными. Следует отметить, существуют фотоматериалы, на которых запечатлены бронетранспортеры БТР-50П с крупнокалиберным оружием, однако такие пулеметы устанавливались только для парадов.

Со временем бронетранспортер БТР-50П получил бронированную крышу и новое обозначение – БТР-50ПК. После такой модернизации вооружение бронетранспортера осталось прежним, а для его использования в крыше были предусмотрены крупные люки.

По некоторым данным, БТР-50П, как и предыдущие отечественные бронетранспортеры, мог стать основой для зенитной самоходной установки. Для этого в десантном отделении предполагалось монтировать тумбу с пулеметной установкой ЗПТУ-2. Кроме того, рассматривался вариант использования четырехствольной установки ЗПТУ-4. В серию подобная техника не пошла.

БТР-60

Бронетранспортер БТР-60, являющийся прямым «предком» всех последующих отечественных машин этого назначения, в первых модификациях не имел крыши. По этой причине вооружение бронемашины соответствовало предыдущим бронетранспортерам. БТР-60 нес пулемет СГМБ, устанавливаемый на одном из трех кронштейнов. Кронштейны располагались на лобовом листе и на бортах корпуса. В распоряжении стрелка было пять лент с 1250 патронами. Существуют изображения бронетранспортеров БТР-60 с пулеметом ДШКМ на лобовом кронштейне и двумя СГМБ на бортовых, однако такие фотографии являются «показательными» и не отражают реалий эксплуатации бронетранспортера.

В середине шестидесятых годов бронетранспортер БТР-60 повторил судьбу предыдущей техники и обзавелся бронированной крышей. Первоначально бронемашина имела крышу, созданную с учетом наработок по предыдущим проектам: для использования пулемета в крыше предусмотрели люк. Такая версия бронетранспортера получила индекс БТР-60А. Поздние серии этой машины получали новые пулеметы, вместо СГМБ они оснащались 7,62-миллиметровым ПКБ.

Настоящей революцией в области вооружений отечественных бронетранспортеров можно считать проект БТР-60ПБ. Впервые в советской практике бронетранспортер получил не кронштейны для крепления оружия, а полноценную поворотную башню. Сравнительно небольшая коническая башня с прямым лобовым листом позволила решить сразу несколько проблем, которые преследовали бронетранспортеры предыдущих моделей. Бронированная башня защищала стрелка от пуль и осколков, позволяла точнее наводить вооружение, а также могла нести более мощное оружие, чем пулемет винтовочного калибра.

В башне бронетранспортера БТР-60ПБ были установлены пулемет КПВТ калибра 14,5 мм и 7,62-мм ПКТ. Стрелок мог вести огонь в любом направлении, вращая башню, а также наводить оружие по вертикали в пределах от -5° до +30°. Для наведения пулеметов предлагалось использовать перископический оптический прицел ПП-61 с увеличением 2,6х. Прицел позволял вести огонь из крупнокалиберного пулемета на дистанциях до 2000 метров, из ПКТ – до 1500 м. Боекомплект пулемета КПВ состоял из 10 лент по 50 патронов в каждой (в общей сложности 500 патронов). В коробах для боеприпасов к пулемету ПКТ имелось восемь лент по 250 патронов (2000 патронов).

БТР-70

В начале семидесятых годов на вооружение советской армии поступил новый бронетранспортер БТР-70. Эта машина создавалась на основе наработок по проекту БТР-60ПБ. Предполагалось, что новый тип бронетехники сможет перенять все преимущества базовой машины, но будет лишен ее недостатков. По-видимому, башня с двумя пулеметами была отнесена к положительным сторонам бронетранспортера БТР-60ПБ, в результате чего без каких-либо серьезных изменений ее перенесли на БТР-70.

Вооружение и его характеристики остались прежними, хотя конструкция башни претерпела некоторые изменения, связанные с технологией изготовления. Кроме того, в башне бронетранспортера БТР-70 предлагалось устанавливать модернизированный перископический прицел ПП-61АМ. Размеры боекомплекта и дальность стрельбы остались прежними.

После распада Советского Союза некоторые страны, на вооружении которых оказались бронетранспортеры БТР-70, предпринимали попытки их модернизации. Ряд подобных проектов подразумевал использование нового вооружения, в том числе и новых боевых модулей. Благодаря этому БТР-70 смог стать носителем автоматических пушек и гранатометов, а также противотанковых ракет. В российских вооруженных силах машины БТР-70 эксплуатировались с базовым вооружением.

БТР-80

Бронетранспортер БТР-80 предназначался для замены предыдущих машин аналогичного назначения. Как следствие, в его конструкции широко применялись наработки по предыдущим проектам. По этой причине в базовом варианте бронемашина БТР-80 оснащалась почти таким же вооружением, как и БТР-60ПБ или БТР-70. На крыше машины предусмотрели коническую башню «классической» для отечественных бронетранспортеров конструкции.

Вооружение первой модификации БТР-80 было заимствовано у предыдущей бронетехники. В башне установили пулемет КПВТ калибра 14,5 мм и 7,62-мм ПКТ. Системы крепления пулеметов претерпели некоторые изменения. Новые механизмы с ручным приводом позволяли наводить пулеметы в вертикальной плоскости в пределах от -4° до +60°. Башня нового бронетранспортера получила обновленные прицельные устройства. Стрелок БТР-80 должен использовать перископический оптический прицел 1П3-2 с переменным увеличением (1,2х и 4х), обеспечивавшим поле зрение шириной 49 или 14 градусов. Боекомплект пулеметов остался прежним: 10 лент на 500 патронов 14,5х114 мм и 8 лент на 2000 патронов 7,62х54 мм R.

С учетом опыта войны в Афганистане была создана модификация бронетранспортера БТР-80 с новым комплексом вооружения. Бронемашина БТР-80А получила новый боевой модуль с более мощным вооружением. Сравнительно малый диаметр погона башни базовой машины заставил авторов проекта БТР-80А применить новую для отечественных бронетранспортеров лафетную компоновку вооружений. На погоне машины БТР-80А монтировалась поворотная платформа, на которой находились опоры и качающаяся установка с вооружением. Главным оружием бронетранспортера новой модели стала 30-мм автоматическая пушка 2А72. На одной конструкции с орудием устанавливался 7,62-мм пулемет ПКТ, а на опорах вооружения имелись дымовые гранатометы. Башня оснащалась прицелами 1ПЗ-9 (дневной) ТПНЗ-42 (ночной).

Боекомплект башни бронетранспортера БТР-80А состоит из 300 снарядов для автоматической пушки и 2000 патронов для пулемета. Следует отметить, что все агрегаты башни, в том числе короба с боеприпасами, располагаются за пределами корпуса, из-за чего применена непрерывная подача боеприпасов. Конструкция башни обеспечивает наведение вооружения в любом направлении. Угол возвышения ограничен 70 градусами. В зависимости от применяемых боеприпасов вооружение БТР-80А может поражать цели на дальности до 4 километров. Интересной особенностью башни с пушкой 2А72 и пулеметом ПКТ является сравнительно высокая линия прицеливания – 2,8 метра от земли. Это позволяет экипажу бронетранспортера при необходимости укрываться за стенами или строениями, оставляя возможность наблюдения за обстановкой и ведения огня. При бое в городских условиях такие возможности оказываются весьма полезными.

Башня бронетранспортера БТР-80А имеет ряд преимуществ перед предыдущими системами вооружения, но мощь ее оружия может быть избыточной для выполнения некоторых боевых задач. Кроме того, для установки тяжелой башни с автоматической пушкой необходимо дорабатывать корпус базового бронетранспортера. С целью сохранения преимуществ лафетной башни и обеспечения требуемых характеристик был создан бронетранспортер БТР-80С. Башня этой боевой машины представляет собой доработанный вариант соответствующего агрегата БТР-80А, однако вместо 30-мм автоматической пушки оснащается пулеметом КПВТ. Спаренный пулемет остался прежним – ПКТ калибра 7,62 мм.

БТР-82

В двухтысячных годах были созданы несколько новых модификаций бронетранспортера БТР-80. Машины БТР-82 оснащаются новыми двигателями и рядом нового оборудования, призванными повысить их характеристики. Как и прежде, комплекс вооружения новых бронемашин был выполнен на основе соответствующих агрегатов предыдущей техники. Оригинальная башня лафетной компоновки, созданная для бронетранспортера БТР-80А, была усовершенствована и устанавливается на машины новых модификаций.

Бронетранспортер БТР-82 вооружен башней с крупнокалиберным пулеметом КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Общие черты конструкции башни без серьезных изменений были заимствованы у боевого модуля бронетранспортера БТР-80А. Пулеметы КПВТ и ПКТ имеют боекомплект 500 и 2000 патронов соответственно. Подача боеприпасов к каждому из пулеметов ведется при помощи одной ленты. Для повышения точности стрельбы оружие оснащено двухплоскостным стабилизатором. Отдельные дневной и ночной прицелы заменены комбинированным прибором ТКН-4ГА.

Бронетранспортер БТР-82А несет 30-мм автоматическую пушку и пулемет ПКТ. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Боекомплект пушки и пулемета остался таким же, как и на БТР-80А – 300 снарядов и 2000 патронов. Башня машины БТР-82А оснащается прицелом, аналогичным использованному на бронетранспортере с пулеметным вооружением.

БТР-90

В начале девяностых впервые был представлен новый отечественный бронетранспортер БТР-90. Эта боевая машина создавалась с учетом опыта последних войн и должна была значительно поднять боеспособность мотострелковых подразделений. В 2011 году министерство обороны окончательно отказалось от закупок БТР-90 в пользу перспективной техники, создаваемой в настоящее время. Тем не менее, вооружение бронетранспортера, не пошедшего в серию, представляет большой интерес.


Опытный вариант

Впервые в отечественной практике бронетранспортер предлагалось оснастить двухместной башней с развитым комплексом вооружения. По своей конструкции и оснащению башня БТР-90 в некоторой мере напоминала башню боевой машины пехоты БМП-2. Основным вооружением БТР-90 должна была стать автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм. На одних механизмах с орудием должен был устанавливаться пулемет ПКТМ калибра 7,62 мм. Ствольное вооружение имело двухплоскостной стабилизатор. На крыше башни перспективного бронетранспортера предусмотрели пусковую установку противотанкового ракетного комплекса 9К113 «Конкурс». В распоряжении наводчика был комбинированный (дневной и ночной) прицел БПК-З-42. По желанию зарубежных заказчиков рабочее место наводчика могло оснащаться прицелом БПК-М с тепловизором французского производства. Кроме того, бронетранспортер оснащался специальным зенитным прицелом 1П3-3.


БТР-90 с усиленным бронированием

Механизмы башни позволяли наводить оружие на 360° в горизонтальной плоскости и от -5° до +75° в вертикальной. Боекомплект автоматической пушки состоял из 500 снарядов, спаренного пулемета – из 2000 патронов. Кроме того, в боевом отделении бронетранспортера имелось место для размещения четырех транспортно-пусковых контейнеров с противотанковыми ракетами 9М113 «Конкурс». Использованный комплекс вооружений позволял бронетранспортеру БТР-90 поражать бронетехнику и укрепления противника при помощи ракет на дальностях до 4 километров. Автоматическая пушка 2А42 имела прицельную дальность по наземным целям до 4 км, по воздушным – 2-2,5 километра.

БТР-Д

В середине семидесятых годов воздушно-десантные войска получили новый десантируемый бронетранспортер БТР-Д. Для облегчения разработки и строительства новой техники этот проект выполнили на базе боевой машины десанта БМД-1 с широким использованием ее узлов и агрегатов. Бронетранспортер для ВДВ получил два пулемета ПКМ, установленные в десантном отделении.

В лобовом листе десантного отделения, расположенного позади рабочего места механика-водителя, предусмотрели два люка, через которые предполагалось вести огонь из двух пулеметов ПК. Стрелять из этого оружия должны десантники, находящиеся внутри боевой машины. В распоряжении стрелков имеется 8 лент по 250 патронов в каждой (по 1000 патронов на пулемет).

Имеются сведения об оснащении некоторого количества бронетранспортеров БТР-Д автоматическими гранатометами АГС-17. Это оружие устанавливалось на кронштейне на крыше десантного отделения. Для стрельбы из гранатомета стрелок-десантник должен был использовать один из люков в крыше. Также в некоторых источниках упоминается существование бронемашин с подобной установкой пулеметов.

БТР-МД и БТР-МДМ

В ближайшем будущем ВДВ должны получить новую технику нескольких моделей. Основой для машин различного назначения, как утверждается, должен стать бронетранспортер БТР-МДМ. Эта бронемашина создана на базе предыдущего проекта БТР-МД. Новую технику для ВДВ предлагается строить с использованием имеющихся и вновь разработанных узлов и агрегатов. Часть комплектующих заимствована у боевой машины пехоты БМП-3М и у боевой машины десанта БМД-4М.

Как и предыдущий бронетранспортер для воздушно-десантных войск, БТР-МДМ имеет легкое пулеметное вооружение. Вооружение машины БТР-МДМ состоит из дистанционно управляемой башенки с 7,62-мм пулеметом ПКТМ. Боекомплект пулемета располагается в ящике рядом с ним. Для наведения пулемета на цель используется перископический прицел 1П67М. При необходимости экипаж может вести огонь из дополнительного курсового пулемета. Курсовая установка для ручного пулемета РПК располагается в лобовом листе корпуса в правой его половине. Кроме того, на лобовом листе имеются четыре дымовых гранатомета.

Будущее вооружения бронетранспортеров

За полвека вооружение отечественных бронетранспортеров претерпело серьезные изменения. БТР-40 нес лишь один пулемет винтовочного калибра, устанавливавшийся на одном из четырех кронштейнов. При необходимости пулемет можно было переставлять на другое место или же снимать и использовать отдельно. Бронетранспортеры последних моделей имеют солидное пулеметное или пушечно-пулеметное вооружение, в разы превосходящее использовавшееся на первых машинах этого класса. Последние разработки в области бронетехники для мотострелковых войск позволяют с уверенностью говорить, что развитие вооружений продолжается и вряд ли остановится.

В последние годы отечественная и зарубежная оборонная промышленность активно работает над созданием новых боевых модулей, пригодных для установки на технику различных моделей. Отечественные предприятия готовы предоставить заказчику боевые модули различных моделей, оснащенные вооружением разных типов и классов. В зависимости от пожеланий военных бронетехника может нести пулеметы, автоматические пушки, автоматические гранатометы и противотанковые ракеты. Кроме того, все нынешние боевые модули оснащаются современными прицельными устройствами.

Именно универсальные боевые модули в настоящее время выглядят наиболее удобным и эффективным средством вооружения бронетехники для мотострелковых подразделений. Подобные системы, объединяющие в себе элементы бронирования, вооружение и различное радиоэлектронное оборудование, позволяют оснащать технику всеми необходимыми системами, а также сравнительно легко проводить ее модернизацию. Что касается вооружения бронетранспортеров будущего, то оно, скорее всего, сохранит свои основные черты. Есть основания считать, что подобная бронетехника и впредь будет нести автоматические пушки или крупнокалиберные пулеметы, спаренные с пулеметами винтовочного калибра. Кроме того, в комплексы вооружения могут быть включены автоматические гранатометы и противотанковые ракеты.

Однако только время покажет, как будет выглядеть вооружение бронетранспортеров будущего. Демонстрация новой отечественной техники этого класса должна состояться в ближайшие годы.

По материалам сайтов:
http://otvaga2004.ru/
http://army-guide.com/
http://arms-expo.ru/
http://all-tanks.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://btvt.narod.ru/
http://army.lv/
http://alternathistory.org.ua/

topwar.ru

Армеиские автомобили СССР – БТР-40, БТР-152, БАВ, МАВ

После Великой Отечественной войны ушли в историю как боевые единицы бронированные автомобили. В интересах повышения мобильности пехота была моторизована, получила в свое распоряжение гусеничные и колесные транспортные средства с броне защитой — бронетранспортеры. Для буксировки тяжелых артиллерийских, а позже ракетных установок стали применяться мощные тягачи, в том числе и колесные. Инженерные войска нуждались в специальных плавающих колесных машинах. Возникла потребность в автомобильной технике, созданной по новым запросам армии. Помимо нее, конечно, Советская Армия использовала универсальные грузовые автомобили повышенной проходимости ГАЗ-63, ЗИС-151, МАЗ-502, джипы ГАЗ-67Б и ГАЗ-69, а также обычные транспортные автомобили. Их шасси служили также базой для подвижных ремонтных мастерских, радиоавтомобилей, цистерн, топливозаправщиков, различных боевых установок.
Знакомые по минувшей войне американские и немецкие конструкции обладали своими плюсами и минусами. И группа специалистов во главе с инженером В. К. Рубцовым в инициативном порядке с 1947 года начала проектирование бронетранспортера с использованием агрегатов и узлов ГАЗ-63. Впоследствии их модель стала называться БТР-40. В броне корпусе без крыши размещался десант из восьми человек и экипаж из двух человек. Новшеством было то, что у транспортера отсутствовала рама — несущим элементом являлся сам броне кузов. Он был сварен из броневых листов толщиной от 4 до 13 мм. Колесная база по сравнению с ГАЗ-63 укорочена до 2700 мм. Длина машины — 5004 мм, ширина — 1900 мм, высота — 1830 мм, дорожный просвет — 276 мм. БТР-40 унаследовал от ГАЗ-63 ведущие мосты, трансмиссию, а двигатель форсировали, подняв его мощность с 70 до 80 л.с. при 3400 об/мин. Подвеска колес получила дополнительно гидравлические амортизаторы. Кроме того, машина комплектовалась лебедкой и была вооружена пулеметом калибра 7,62 мм.

С 80-сильным двигателем бронетранспортер развивал скорость до 79 км/ч, преодолевал подъемы крутизной 28°, брод — глубиной до 0,9 м. Боевая масса — 5300 кг. Серийное производство БТР-40 началось в конце 1950 года. Его создатели удостоены Государственной премии. Выпускался также БТР-40А со спаренными 14,5-мм пулеметами (боевая масса 5600 кг). С 1957 года изготовлялась машина БТР-40Б, оснащенная бронированной крышей. В ее кузове размещалось шесть десантников. Из экспериментальных модификаций заслуживает внимания БТР-40В (1956 года) с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и сухариковым само блокирующим дифференциалом. Простой по конструкции, обладавший высокой подвижностью, БТР-40 получил широкое распространение и выпускался до 1960 года. Мотострелковые части нуждались, однако, в более вместительном бронетранспортере, способном перевозить полтора десятка десантников или даже больше. Базой для него мог служить полноприводный трехосный грузовик ЗИС-151. Первоначально рассматривалась возможность создания как трехосной, так и полугусеничной машины. Работы начались в конце 1946 года под руководством Б. М. Фиттермана при участии А. П. Петренко, П. П. Черняева и других инженеров.

В конце концов предпочтение получил трехосный вариант с односкатными колесами и одинаковой для всех мостов колеей. Трансмиссия и рессорная подвеска колес в основном сохранена от ЗИС-151, как и двигатель. Однако он подвергся ряду изменений: повышена до 110 л.с. при 3000 об/мин мощность, усилена система охлаждения, экранирована система электрооборудования. Этот бронетранспортер, получивший индекс БТР-152, имел несущий корпус, бронелисты которого были размещены под большими углами наклона, что увеличивало вероятность рикошетирования и способствовало повышению живучести машины. В бортах открытого сверху бронекорпуса — шесть бойниц, через которые десант мог вести огонь из личного оружия. Экипаж машины — два человека, десант — 17 бойцов. Для высадки десанта служил люк в хвостовой части корпуса. БТР-152 оснащался радиостанцией и был вооружен одним пулеметом калибра 7,62 мм. Толщина брони — от 3 до 10 мм. Машина при боевой массе 8600 кг развивала скорость до 75 км/ч и могла брать подъемы крутизной до 30°. Это был удачный бронетранспортер, рационально унифицированный с серийной грузовой моделью, высокоподвижный и защищенный от осколков и огня стрелкового оружия.
Его выпуск начался в 1950 году, и тогда же его создатели были отмечены Государственной премией. Среди них не было Б. М. Фиттермана: конструктора арестовали по ложному обвинению — случай, довольно распространенный в период культа личности и лишивший автомобилестроение еще одного способного специалиста. Позже Б. М. Фиттерман был полностью реабилитирован и плодотворно работал в НАМИ. Первое появление БТР-152 “на людях” состоялось 7 ноября 1951 года во время праздничного военного парада в Москве. Эта машина стала основным бронетранспортером Советской Армии и большинства стран социалистического содружества и выпускалась на протяжении 12 лет в различных модификациях. В 1952 году началось производство БТР-152А со спаренными крупнокалиберными пулеметами для стрельбы по воздушным целям. В его корпусе размещалось лишь восемь десантников. Среди других разновидностей: БТР-152Б — подвижной пункт управления артиллерией (с более высоким корпусом и без вооружения), БТР-152Д — зенитная установка со счетверенными крупнокалиберными пулеметами.

Наибольшее значение в эволюции советской автомобильной техники имел БТР-152В, на котором нашла применение система централизованного изменения давления воздуха шинах. Она позволяла в зависимости от плотности грунта на ходу изменять опорную площадь шин и таким образом удельное давление колес на почву. Более того, при небольших повреждениях шин можно было сохранить высокую подвижность бронетранспортера, восполняя посредством подкачки воздуха его утечку. Подобное оборудование впервые нашло применение в сентябре 1942 года на американских трехосных грузовиках-амфибиях “Джиэм-си-ДЮКВ-353″. Эти автомобили имели односкатные шины с наружным подводом воздуха к ступице колеса через систему воздуховодов с герметичными шарнирами. Такое решение для машин повышенной проходимости представлялось бесценным. Поскольку амфибии “Джиэмси” поступали в нашу страну, то к 1949 году уже накопился немалый опыт их эксплуатации. С учетом достоинств и недостатков этой системы разработчики БТР-152 под руководством В. Ф. Родионова и Н. И. Орлова создали свою систему, которая с 1955 года стала применяться на БТР-152В, а несколько раньше — на плавающей машине ЗИС-485.

В сочетании с другими техническими решениями эта система позволяла резко повысить проходимость полно приводных автомобилей, которые прежде заметно уступали в этом отношении гусеничным машинам. Опытные бронетранспортеры БТР-152В с централизованной регулировкой давления воздуха демонстрировались в 1954 году первому заместителю министра обороны СССР маршалу Г. К. Жукову. Он высоко оценил перспективность нового конструкторского решения и выступил в его поддержку. Осенью 1955 года впервые в мировой практике наша промышленность развернула серийный выпуск бронетранспортеров с такой системой. Позже, в 1959 году, увидела свет более совершенная конструкция (БТР-151 В1), где воздух подводился к шинам не через наружные трубопроводы, подверженные повреждениям ветками и стволами деревьев, а через внутренние каналы в картерах мостов. БТР-152В1 при колесной базе первого и второго мостов 3320 мм и базе задней тележки 1120 мм имел длину 6550 мм. Его ширина составляла 2320 мм, высота (по вооружению) — 2410 мм, а дорожный просвет — 286 мм. Машины БТР-152 оснащались шинами размером 9,00—20″, а БТР-152В1 — шинами 12,00—18″.

Другой автомобиль, который тоже базировался на агрегатах ЗИС-151, назывался конструкторов под руководством В. А. Грачева. ЗИС-485 был задуман как инженерная машина, способная преодолевать водные преграды и транспортировать личный состав, вооружение и снаряжение. Компоновка этого автомобиля имела много общего с “Джиэмси-ДЮКВ-353″. ЗИС-485 нес все свои узлы и агрегаты на лонжеронной раме. Водоизмещение обеспечивал герметичный стальной корпус. В нем было предусмотрено грузовое помещение с герметичным задним откидным бортом и лебедкой, которая служила для погрузки-разгрузки. Силовой агрегат — такой же, как на БТР-152, мощностью 110 л.с., трансмиссия, подвеска колес, рулевое и тормозное управление однотипны с ЗИС-151. Грачев, однако, с самого начала проанализировал недостатки ходовой части этого грузовика и отказался от двускатных задних колес, довольно узких шин. Он отдал предпочтение широким покрышкам размером 11,00—18″ на односкатных колесах, которые прокладывали одинаковую (1620 мм) колею в грунте.

Самое же главное новшество, которое ввел Грачев на ЗИС-485, это система централизованного изменения давления воздуха в шинах. Он первым в нашем автомобилестроении оценил достоинства такого технического решения и применил его на серийной модели. В дальнейшем все отечественные грузовые автомобили и бронетранспортеры стали оборудоваться ею. Для движения на плаву машине служил трехлопастный гребной винт диаметром 635 мм, приводимый от трансмиссии. Водяной руль, связанный с рулевым управлением автомобильного типа, магнитный компас, сигнальные огни, якорь, трюмные водооткачивающие насосы (с механическим и ручным приводом) составляли специальное оборудование этого автомобиля. Длина ЗИС-485 — 9533 мм, колесная база переднего и среднего мостов — 3668 мм, задней тележки — 1120 мм. Ширина машины — 2475 мм, высота — 2635 мм, дорожный просвет — 285 мм. ЗИС-485 грузоподъемностью 2500 кг имел снаряженную массу 7150 кг. На шоссе он развивал скорость до 70 км/ч, на плаву — до 10 км/ч.
Производство этого автомобиля — армейское обозначение БАВ (большой автомобиль водоплавающий) — начато в 1950 году. Позже он подвергся модернизации (БАВ-А): внутренний подвод воздуха к шинам, расширена колея, применены шины размером 12,00—18″. В результате этих изменений масса машины выросла до 7400 кг. Наряду с большим автомобилем водоплавающим выпускался малый (МАВ), известный также как ГАЗ-46. Здесь надо отметить, что его предшественником являлась похожая по общей компоновке машина НАМИ-011 1948 года на агрегатах джипа ГАЗ-67Б. Дальнейшее развитие НАМИ-011 — выпускавшийся с 1950 года в ограниченных количествах ГАЗ-011, на смену которому в 1953 года пришел ГАЗ-46. Для МАВ (ГАЗ-46) использованы узлы и агрегаты ГАЗ-69, смонтированные на лонжеронной раме коробчатого сечения. На плаву машина движется посредством трехлопастного гребного винта, приводимого карданным валом от раздаточной коробки. Направление движения в воде изменяется водяным рулем, помещенным в струе воды, отбрасываемой винтом. Привод к рулю — тросовый, от катушки, насаженной на вал рулевого колеса.

www.kraeved-samara.ru

БТР-40 Двигатель, Вес, Размеры, Вооружение

БТР-40 — средний двухосный полноприводный бронетранспортер начали проектировать конструкторы Горьковского автомобильного завода в конце 1947 года. В 1949 году бронетранспортер успешно прошел государственные испытания, а в конце 1950 года началось его серийное производство. Труд создателей бронетранспортера был высоко оценен. Они были удостоены Государственной премии. Компоновочная схема бронетранспортера являлась дальнейшим развитием компоновочной схемы советских бронеавтомобилей.

БТР-40 — видео

Она включала четыре отделения, располагавшиеся по длине корпуса в направлении от носа к корме в следующем порядке: силовой установки (моторное), управления, десантное, которое при необходимости можно было использовать как боевое отделение, и трансмиссионное, располагавшееся под первыми тремя отделениями.
Бронетранспортер БТР-40 был выполнен по безрамной схеме, обеспечивающей меньшую массу машины за счет исключения рамы и меньшую габаритную высоту. Эта схема предусматривала крепление к бронированному корпусу машины, обладавшему необходимой прочностью и жесткостью двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии и ходовой части серийного грузового автомобиля ГАЗ-63. Для корпуса бронетранспортера, броневые листы которого соединялись между собой электросваркой, были характерны большие углы наклона лобовых листов к горизонтальной плоскости, большая их толщина, доходившая до 15 мм, отсутствие крыши в десантном отделении, наличие амбразур, прикрытых броневыми заслонками, для стрельбы из личного оружия десантников, и дверей в отделении управления и кормовой части десантного отделения.

В отделении управления БТР-40 предусматривалось размещение двух человек — водителя и командира бронетранспортера, в десантном отделении — восемь человек. В смотровых люках водителя и командира бронетранспортера устанавливались приборы наблюдения — многослойные стеклоблоки широкого обзора. Бронетранспортер был вооружен пулеметом СГМВ образца 1949 года (конструкции известного советского оружейника П. М. Горюнова, талантливого ученика В. А. Дегтярева), заменившим собой пулеметыДТи ДТМ, предназначенным для уничтожения живой силы и огневых средств противника на расстоянии до 1000 м. Этот пулемет, обладавший маневренностью и трудоемкостью изготовления пулемета В.А. Дегтярева и безотказностью действия X. С. Максима, в послевоенный период по решению Советского правительства был принят на вооружение бронетанковых и механизированных войск /5/. Благодаря ленточному питанию боевая скорострельность пулемета СГМБ (250-300 выстр/мин) была выше, чем у пулеметов ДТ и ДТМ (100 120 выстр. /мин). Пулемет мог устанавливаться на одном из четырех вертлюжных кронштейнов — курсовом (основном), установленном над отделением управления, бортовом и кормовом. Углы горизонтального обстрела пулемета, установленного на курсовом кронштейне, составляли от -15 до +43‘ Боекомплект бронетранспортера составлял 1250 патронов (пять лент) и десять ручных гранат (из них две противотанковые).

Бронетранспортер БТР-40 был укомплектован танковой коротковолновой приемо-передающей радиостанцией Р-113, имеющей дальность действия при отсутствии радиопомех до 20 км. Схема расположения двигателя, агрегатов и узлов трансмиссии бронетранспортера отличалась простотой. Она давала возможность значительного сокращения колесной базы по сравнению с одноименным параметром базовой машины (на 600 мм), чем обеспечивалась незначительная габаритная длина машины. С целью получения хороших тягово-скоростных качеств бронетранспортера, мощность его двигателя, допускавшего форсирования по частоте вращения коленчатого вала, была повышена до 58,8 кВт (80 л.с.). Подвеска бронетранспортера, состоящая из продольно расположенных полуэллиптических рессор и гидравлических поршневых двустороннего действия амортизаторов, обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам и местности с достаточно высокой средней скоростью — до 25 км/ч. Бронетранспортер оборудовался лебедкой, расположенной в передней части, являвшейся надежным средством восстановления потерянной проходимости (самовытаскиванием) в тяжелых дорожных условиях. Величины преодолеваемых бронетранспортером профильных препятствий практически не изменились по сравнению с его базовой машиной.

В 1950 году параллельно с основной моделью бронетранспортера была разработана его модификация БТР-40А, вооруженная двумя спаренными пулеметами КПВ калибра 14,5 мм образца 1944 года конструкции известного советского оружейника С. В. Владимирова. Они предназначались для поражения воздушных, летящих на высоте до 2000 м, и легкобронированных наземных целей на расстоянии до 1000 м, и устанавливались на турельной установке в десантном отделении, обеспечивающей круговой горизонтальный обстрел с углом возвышения до 90 . Боевая скорострельность спаренной крупнокалиберной и пулеметной установки была достаточно высокой — 300 выстр/мин. Боекомплект состоял из 1200 патронов к пулеметам (24 ленты). Экипаж этой модификации состоял из четырех человек. Боевая масса бронетранспортера составляла 5600 кг.
В 1958 году была разработана модификация бронетранспортера БТР-40Б с бронированной крышей корпуса, позволившей защитить от огня сверху личный состав, находившийся в десантном отделении и герметизировать отделение управления и десантное. В крыше корпуса имелись два люка с двойными крышками для посадки (высадки) десантников и четыре лючка для ведения огня. С целью сохранения боевой массы модификации как у основной модели, число десантников у нее уменьшили до шести человек.

Модификации

БТР-40

БТР-40 (1947) — базовая модель с открытым верхом.

 

БТР-40А

БТР-40А (1951) — машина противовоздушной обороны (ПВО), оснащённая зенитной установкой ЗТПУ-2 со спаренными 14,5-мм пулемётами КПВ, боевая масса 5,6 т.

 

БТР-40Б

БТР-40Б (1958) — с броневой крышей корпуса, серия в 1957-60 гг. Лоб корпуса — 6-8 мм. Экипаж — 2+6 чел. Вес — 5,3 т. Создана по итогам событий в Венгрии.

 

БТР-40РХ

БТР-40РХ — машина химической разведки. С ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б

 

БТР-40А ж.д.

БТР-40А ж.д. (1969) — модификация для железнодорожных войск, оборудованная устройством (дополнительными подъёмными колёсами с ребордами) для передвижения по железнодорожным путям; переоборудовалась непосредственно в частях.

БТР-40 (1948) — опытный с 14,5-мм пулемётом КПВ

БТР-40В (1956) — опытный, с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и самоблокирующимся дифференциалом сухарикового типа. Оснащался фильтровентиляционной системой. Небольшая серия в 1957 г.

Тактико-технические характеристики БТР-40

Экипаж, чел.: 2
Десант, чел.: 8
Производитель: ГАЗ
Годы производства: 1950—1960
Количество выпущенных, шт.: около 8500

Вес БТР-40

— 5,3 тонн

Размеры БТР-40

— Длина корпуса, мм: 5000
— Ширина корпуса, мм: 1900
— Высота, мм: 1750 (1830 с тентом)
— База, мм: 2700
— Колея, мм: 1600
— Клиренс, мм: 275—400

Броня БТР-40

— Лоб корпуса, мм/град.: 11—15
— Борт корпуса, мм/град.: 8—9
— Корма корпуса, мм/град.: 7
— Днище, мм: 4
— Крыша корпуса, мм: 0—6

Вооружение БТР-40

— Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГМБ

Двигатель БТР-40

— Тип двигателя: ГАЗ-40
— Мощность двигателя, л. с.: 78

Скорость БТР-40

— Скорость по шоссе, км/ч: 78
— Запас хода по шоссе, км: 285
— Удельная мощность, л. с./т: 15,1
— Колёсная формула: 4 × 4
— Тип подвески: на полуэллиптических рессорах

— Преодолеваемый подъём, град.: 30°
— Преодолеваемая стенка, м: 0,47
— Преодолеваемый ров, м: 0,35
— Преодолеваемый брод, м: 0,9

 

Фото БТР-40

 

Внутри БТР-40

Добавить комментарий

oruzhie.info

Бронетранспортер БТР-152

Тяжкий трехосный вэдовый бронетранспортер БТР-152 начали проектировать конструкторы Столичного авто завода в ноябре одна тыща девятьсот 40 6 года. В разработке конструкции бронетранспортера БТР-152 учавствовали Б. М. Фиттерман (управляющий), К. М. Андросов, Петренко, В. Ф. Родионов, П. П. Черняев, Н. И. Орлов и др. В конце одна тыща девятьсот 40 девять года бронетранспортер удачно прошел муниципальные тесты, а 20 четыре марта одна тыща девятьсот 50 года был принят на вооружение. Труд создателей бронетранспортера был высоко оценен. Они были в одна тыща девятьсот 50 году удостоены Гос премии.

Бронетранспортер БТР-152 — видео

Компоновочная схема среднего бронетранспортера была схожа компоновочной схеме среднего бронетранспортера БТР-40. Она также включала четыре отделения, располагавшиеся по длине корпуса от носа к корме в последующем порядке: силовой установки (моторное), управление, десантное, которое по мере надобности можно было использовать как боевое отделение, и трансмиссионное, располагавшееся под первыми 3-мя отделениями.
Бронетранспортер БТР-152 был выполнен по безрамной схеме, обеспечивающей наименьшую массу за счет исключения рамы и наименьшую габаритную высоту. Эта схема предугадывала крепление к бронированному корпусу машины, обладавшему нужной прочностью и жесткостью мотора, агрегатов и узлов коробки, ходовой части серийного грузового автомобиля ЗИС-151.

В бронетранспортере отсутствовала крыша в десантном отделении; имелись амбразуры, прикрытые броневыми заслонками, для стрельбы из личного орудия десантников из дверей в отделении управления и кормовой части десантного отделения. В отделении управления предусматривалось размещение 2-ух человек — водителя и командира бронетранспортера, в десантном отделении — семнадцать человек. В смотровых лючках водителя и командира бронетранспортера устанавливались приборы наблюдения — мультислойные стеклоблоки широкого обзора.
Бронетранспортер БТР-152 был вооружен пулеметом СГМБ, эталона одна тыща девятьсот 40 девять года, который мог устанавливаться на одном из 4 вертлюжных креплений — курсовом (основном), установленным над отделением управления, бортовых и кормовом. Углы горизонтального обстрела пулемета, установленного на курсовом и кормовом креплениях, составляли 100 70 , и на бортовых креплениях 120-145 градусов вертикального обстрела пулемета составляли
от -15 до 4-43 градусов. Боекомплект бронетранспортера составлял одна тыща двести 50 патронов (5 лент).

Бронетранспортер БТР-152 был укомплектован танковой коротковолновой приемо-передающей радиостанцией Р-113. Схема расположения мотора, агрегатов и узлов коробки бронетранспортера отличалась простотой. Она давала возможность значимого сокращения колесной базы по сопоставлению с одноименным параметром базисной машины (на триста восемьдесят 5 мм), чем обеспечивалось сокращение габаритной длины машины.
С целью получения не плохих тягово-скоростных свойств бронетранспортера, мощность его мотора, допускавшего форсирование по частоте вращения коленчатого вала и степени сжатия, была повышена до 80,9 кВт (110 л.с.). Подвеска бронетранспортера, состоявшая из продольно расположенных полуэллиптических рессор с гидравлическими амортизаторами двухстороннего деяния фронтального моста и балансирной для задней телеги, обеспечивала возможность движения по грунтовым дорогам и местности с довольно высочайшей средней скоростью — до 20-25 км/ч. Бронетранспортер имел 30 восемь мест смазки, требовавших различных видов смазки и масел для 50 5 точек смазки. Величины преодолеваемых бронетранспортером профильных препятствий фактически не поменялись по сопоставлению с его базисной машиной.

В одна тыща девятьсот 50 году наряду с основной моделью бронетранспортера была разработана его модификация БТР-152А, вооруженная 2-мя спаренными многокалиберными 14,5-мм пулеметами КПВ, эталона одна тыща девятьсот 40 четыре года, созданных для поражения воздушных, парящих на высоте до две тыщи м, и легкобронированных целей на расстоянии до одна тыща м, которые были установлены на турельной установке в десантном отделении, обеспечивающей радиальный горизонтальный обстрел с углом возвышения до девяносто градусов. Боекомплект состоял из одна тыща двести патронов к пулеметам (24 ленты). Число десантников у этой модификации было уменьшено до восьми человек.

Схема расположения мотора, агрегатов и узлов коробки модификации бронетранспортера БТР-152В фактически не поменялась по сопоставлению со схемой основной модели, кроме дополнительно включенных в нее частей привода лебедки. Подвеска этой модификации бронетранспортера фактически не поменялась.
В одна тыща девятьсот 50 5 году наряду с модификацией бронетранспортера БТР-152В была разработана ее модификация — БТР-152Е, вооруженная 2-мя спаренными многокалиберными 14,5-мм пулеметами КПВ, эталона одна тыща девятьсот 40 четыре года, которые были установлены в ее десантном отделении аналогично бронетранспортеру БТР-152А.
Б одна тыща девятьсот 50 5 году была разработана и начала серийно выпускаться модификация бронетранспортера БТР-152В, отличавшаяся от замененной ею основной модели агрегатами и узлами коробки и ходовой части новейшей машины (ЗИЛ-157), шинами увеличенного профиля (12,00-18″ заместо 9,00-20″), системой регулирования внутреннего давления воздуха в шинах с внешним прдводом воздуха к шинам, воздушным компрессором завышенной производительности с водяным остыванием головки, увеличенным передаточным отношением главной передачи мостов, лебедкой, карбюратором и пусковым подогревателем мотора.

В одна тыща девятьсот 50 восемь году была разработала и начала серийно выпускаться модификация бронетранспортера БТР-152В1, отличавшаяся от бронетранспортера БТР-152В более совершенной системой регулирования внутреннего давления воздуха в шинах — с внутренним подводом воздуха к шинам, подшипниками скольжения ступиц балансирной подвески задней телеги, заменивших подшипники качения, установкой устройства ночного видения водителя и отопителем отделения управления и десантного отделения. Устройство ночного видения водителя (мод. ТВН-2) представлял собой перископическую бинокулярную оптическую систему с электронно-оптическим преобразователем невидимого изображения объекта в видимое при облучении дороги и объектов инфракрасными лучами.
В одна тыща девятьсот 50 девять году была разработана и начала серийно выпускаться еще одна модификация бронетранспортеров этого типа — БТР-152К, отличавшаяся от ранее выпускавшихся моделей корпусом с бронированной крышей, позволявшей защитить от огня сверху личный состав, находящийся в десантном отделении, и герметизировать отделение управления и десантное. В крыше корпуса имелись три лючка с крышами для посадки (посадки) десантников и два смотровых лючка. С целью сохранения боевой массы модификации как у основной модели, число десантников у нее уменьшили до тринадцать человек.

 

БТР-152 нередко снимался в кино, как германский бронетранспортер

Тактико-технические свойства БТР-152

Боевая масса, кг
8600
Экипаж/десант, чел
2 /17
Колесная формула
6×6
Базисная машина
Грузовой автомобиль ЗИС-151
Удельная мощность кВт/т (л.с./т)
9,4 (12,8)
Наибольшая скорость, км/ч
75
Вооружение7,62-мм пулемет СГМб эталона одна тыща девятьсот 40 девять г.
Боекомплект
1 двести 50 патронов (5 лент)
Бронирование
Противопульное: лоб — тринадцать мм;
борт — 10,8 мм и 6 мм
Припас хода по горючему по шоссе, км
550

 

Фото БТР-152


militaryarticle.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *