Доспехи красивые – Ой!

13 доспехов, которые кажутся странными, но реально применялись в прошлом

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Тяжелые кирасы, устрашающие маски и замысловатые названия — создание доспехов долгие столетия оставалось искусством, призванным защитить воина, подчеркнуть статус, а иногда и запугать противника. Талант и фантазия оружейников прошлого не перестают удивлять и в XXI столетии.

AdMe.ru нашел самые необычные доспехи, созданные на протяжении минувших веков.

Столь экзотическая конструкция шлема была призвана защитить его владельца от прямого попадания копья. А благодаря передней части в виде решетки рыцарь получал гораздо лучший обзор, нежели его собратья в шлемах с классическим забралом.

Кирасирский шлем

Судя по всему, военные начала XVI века были не прочь помодничать и даже на поле брани стремились выглядеть впечатляюще. В ту эпоху огромной популярностью пользовались «гротескные» забрала. Им придавали форму человеческого лица или морды животного. Одним словом, оружейники воплощали все, на что хватало рыцарской фантазии.

Сабатоны

Сабатоны были частью рыцарской брони. Чем выше статус мужчины, тем длиннее их носки. Князьям и герцогам разрешалось иметь сабатоны длиной до 76 см. Впрочем, такой экстремальной отметки они достигали нечасто.

Каска Адриана с цепным экраном

Французскую армейскую каску изобрел генерал Огюст Адриан. Позднее «адрианка» и ее аналоги получили распространение в большинстве стран. Каска с цепным экраном была призвана защищать солдат от осколков снарядов.

Броня Брюстера

Комплект из нагрудника и шлема весил 18 кг — быстро в таком не побегаешь, зато он нашел широкое применение у снайперов. Несмотря на странноватый вид, со своей задачей справлялся эффективно и попадание пуль выдерживал.

www.adme.ru

25 древних доспехов, сохранившихся до наших дней

Автор:
06 февраля 2015 08:09

В давние времена между народами и странами постоянно велись войны, которые привели к появлению различного оружия и доспехов. Некоторые образцы старины сохранились до наших дней. Предлагаем обзор удивительных доспехов, которые являются не просто свидетелями подвигов своих владельцев, но и настоящими шедеврами ремесленнического искусства.

Доспехи пехотинца, Италия Шлём Генриха VIII Итальянские доспехи, примерно 1400 г.н.э.
Доспехи для коня и всадника, Италия Австрийские доспехи Доспехи, Франция или Италия Доспехи пехотинца, Германия Наголовник для лошади, Германия
Доспехи Гельмшмида, Германия Парадная форма охраны императора династии Цин Итальянские доспехи, возможно Флоренция Доспехи пехотинца, Австрия
Шлем-тюрбан, Турция Турецкие доспехи Японские доспехи, конец периода Адзути-Момояма – начало периода Эдо, 17й век Шлем-маска японского самурая Турнирные доспехи, Германия
Доспехи Генриха ГербертаII, графа Пембрукского Итальянские доспехи Турнирный шлем сэра Жиля Капеля Доспехи Джорджа Клиффорда, графа Камберлендского Итальянские доспехи
Доспехи дона Санчо ди Авила

fishki.net

Самые странные виды оружия и доспехов (22 фото) » Триникси

Оружие и военная экипировка давно минувших дней порой выглядит очень странно и даже пугающе. Порой это объясняется необходимостью фактора устрашения или улучшением каких-либо характеристик, обеспеченных подобной формой оружия или доспехов, а порой объяснений подобным вещам попросту нет. Самые странные виды оружия и доспехов ждут вас далее.

Шлем из рыбы-ежа

Если вы — член воинственного племени, которое живет на острове посреди Тихого океана, то лучшего материала для шлема, чем кожа рыбы-ежа, не найти. Воины островного государства Кирибати использовали рыбу-ежа в этом качестве с незапамятных времен.

Изготовление шлема было сопряжено с огромной опасностью — кожа и внутренности этой рыбы пропитаны ядом, который в 1200 раз сильнее цианида. Чтобы сделать шлем, нужно было поймать раздувшуюся рыбу-ежа (рыбы этого вида в момент опасности набирают в себя воду и раздуваются до шара) и закопать в песке. Через неделю получался остов, который усиливали с помощью скорлупы коксового ореха. В тех условиях это служило прекрасной защитой от меча из акульих зубов (основного оружия тихоокеанских племен).

Броня из кожи ската

Племя кирибати могло использовать природные ресурсы по максимуму. Это доказывают не только шлемы, но и доспехи, сделанные из кожи ската. Их делали из двух кусков кожи, сшитых вместе нитками из человеческого волоса и пришитых к двум палкам. Двойной шнур из волокон кокоса предназначался для затягивания эластичной брони потуже. Доспех надевался поверх кирасы из кокосового волокна. Из него также делали плотные накладки на руки и на ноги. Все вместе с шлемом из рыбы ежа составляло полный комплект обмундирования бойца кирибати. Впрочем, из ската можно было сделать не только броню. Из его хвоста островитяне делали кинжалы, которые прятали в тростниковой крыше своих домов на случай самообороны.

Меч из черепа рыбы-пилы

Этот меч 1698 года сделан из рострума — передней части черепа рыбы-пилы и принадлежал курфюрсту Баварии Максимилиану II. В Немецком историческом музее хранится еще один подобный артефакт, его размеры скромнее: длина клинка 114,5 см против 148 см у первого.

В Европу материал для клинка попал, скорее всего, в результате торговли со странами Индийского океана, через Ост- или Вест-Индскую компанию.

Назначение меча исключительно церемониальное: в бою против воина в доспехах он бесполезен.

Рогатый шлем Генриха VIII

Шлем вместе с доспехом (который сейчас утрачен) был подарен молодому королю Англии Генриху VIII императором Священной Римской империи Максимилианом I в 1514 году, а сделан ведущим оружейником того времени Конрадом Зойзенхофером.

Шлем выполнен в виде человеческого лица и до предела детализирован: можно разглядеть брови, щетину и даже морщины, проступившие при сделанной гримасе. Мастер не забыл даже такую деталь, как очки — полагают, их сделали для устрашения противника (впрочем, в этом доспехе, предназначавшемся для парадных выходов и турниров, король на бой так и не вышел). Можно было даже менять «выражение лица» шлема — для этого по краям пластины предусмотрены специальные замки. К сожалению, сменные маски также не сохранились.

После смерти Генриха VIII некоторое время шлем принадлежал его шуту Уильяму Сомерсу. Из-за самой заметной и необычной детали шлема — рогов — считают, что шлем изначально делали для него. Но эта гипотеза так и не нашла подтверждения. В настоящее время хранится в Королевском арсенале в городе Лидс.

Крылья польских гусар

Польские гусары появились в XVI веке и прославили себя в битвах с татарскими ханствами, османами, шведами и Великим княжеством Московским. Слава пришла к ним не только благодаря одержанным победам, но и внешнему виду — за их спиной во время атаки развевались крылья, наводившие страх на врага. Откуда же взялся такой громоздкий и неудобный элемент обмундирования?

Ответ надо искать у основного противника европейских государств того времени — турок. Османская империя успешно использовала в сражениях «дели» — храбрых до безумства воинов, одетых вместо доспехов в шкуры диких зверей и украшавших себя крыльями хищных птиц. Эту практику переняли некоторые отряды Сербии и Венгрии — государств, сражавшихся с ними в первую очередь. Перья птиц стали украшать их шлемы и щиты. В 1500 году сербские отряды перешли на службу к польскому королю Александру Ягеллончику. Вскоре по их образцу начали формироваться польские роты гусар. Первые сообщения об использовании воинов, одетых в шкуры хищников, появляются в середине века. Перья (орлов, журавлей или страусов) также упоминаются — в форме уже знакомых нам крыльев.

Остается вопрос — как же они могли быть использованы на поле боя? Одна из самых популярных гипотез — звук, производимый крыльями гусара на полном скаку, пугал вражеских лошадей. Но она была опровергнута в реальности — в мае 1998 года во время съемок фильма «Огнем и мечом» было сделано несколько дублей атаки гусаров. При этом крылья не издали ни звука. Еще одно предположение — крылья были защитой от арканов, использовавшихся татарами, но оно не выдерживает критики при серьезном размышлении. Скорее всего, эффект применения гусарских крыльев чисто психологический.

Доспехи Первой мировой войны

Несмотря на то что Первая мировая война была конфликтом, давшим начало совершенно новым видам вооружения (отравляющие газы) и целым родам войск (авиация, подводные лодки, танки), она вызвала к жизни некоторые давно забытые атрибуты средневековых воинов, а именно — доспехи и кольчугу.

В начале войны армии противоборствующих сторон, особенно на Западном фронте, оказались в неразрешимой ситуации. Обе стороны были одинаково сильны и, встретившись в первых сражениях и не достигнув решающего успеха, окопались друг напротив друга по всей линии фронта, ощетинившись заграждениями из колючей проволоки. Противостояние вошло в историю как «позиционный тупик».

Для выхода из тупика предлагались различные решения. Одно из самых эффективных (и известных) — штурмовые отряды (прямой предок современного спецназа), впервые сформированные в германской армии в 1915 году. Они должны были идти в атаку первыми и под градом пуль перерезать проволочные заграждения противника, чтоб расчистить путь остальным. Солдатам отрядов для защиты от пуль выдавали стальные бронежилеты, очень похожие на средневековые доспехи. Кольчугу тоже не забыли — ее использовали танкисты, прикрепив к каске.

Впервые на той войне появились и снайперы. Для противостояния с меткими стрелками врага броня им была также необходима. Некоторые образцы — например, броня Брюстера, разработанная в 1917 году — тоже напоминали доспехи средневековых воинов.

Отсюда

trinixy.ru

Доспехи рыцарей Средневековья: фото и описание

Доспехи рыцарей Средневековья, фото и описание которых представлены в статье, прошли сложный эволюционный путь. Их можно наблюдать в оружейных музеях. Это настоящее произведение искусства.

Они удивляют не только своими защитными свойствами, но и роскошью, величием. Однако мало кто знает, что монолитные железные доспехи рыцарей Средневековья датированы поздним периодом той эпохи. Это уже была не защита, а традиционная одежда, которая подчеркивала высокое социальное положение владельца. Это своеобразный аналог современных дорогих деловых костюмов. По ним можно было судить о положении в обществе. Подробнее об этом мы поговорим дальше, представим фото рыцарей в доспехах Средневековья. Но сначала о том, откуда они пошли.

Первые доспехи

Оружие и доспехи рыцарей Средневековья развивались вместе. Это и понятно. Улучшение летальных средств обязательно приводит к развитию оборонительных. Еще в доисторические времена человек старался защитить свое тело. Первыми доспехами являлась шкура животных. Она неплохо защищала от неострых орудий: кувалд, примитивных топоров и т. д. Совершенства в этом достигли древние кельты. Их защитные шкуры иногда выдерживали даже острые копья и стрелы. Удивительно, но основной упор в защите делали на спину. Логика была такая: в лобовой атаке можно было укрыться от снарядов. Удары в спину увидеть невозможно. Бегство и отступление было частью боевой тактики этих народов.

Матерчатые доспехи

Мало кто знает, но доспехи рыцарей Средневековья в ранний период были из материи. Их трудно было отличить от мирной гражданской одежды. Отличие только в том, что они склеивались из нескольких слоев материи (до 30 слоев). Это были легкие, от 2 до 6 кг, недорогие доспехи. В эпоху массовых боев и примитивности рубящих орудий – идеальный вариант. Любой ополченец мог себе позволить такую защиту. Удивительно, но такие доспехи выдерживали даже стрелы с каменными наконечниками, которые с легкостью пробивали железо. Это происходило за счет амортизации о ткань. Более зажиточные вместо них использовали стеганые кафтаны, набитые конским волосом, ватой, пенькой.

Народы Кавказа вплоть до 19-го века использовали подобную защиту. Их валяная из шерсти бурка редко разрубалась саблей, выдерживала попадание не только стрелы, но и пуль от гладкоствольных ружей со 100 метров. Напомним, такая броня была на вооружении нашей армии вплоть до Крымской войны 1853-1856 гг., когда наши солдаты гибли от нарезных европейских ружей.

Кожаные доспехи

На смену матерчатым пришли доспехи рыцарей Средневековья из кожи. Широкое распространение они получили и на Руси. Мастера по коже широко ценились в то время.

В Европе они слабо были развиты, так как применение арбалетов и луков – излюбленная тактика европейцев в период всего Средневековья. Кожаная защита применялась лучниками и арбалетчиками. Она защищала от легкой кавалерии, а также от собратьев по оружию противоположной стороны. С дальних расстояний они могли выдержать болты и стрелы.

Особенно ценилась кожа буйвола. Достать ее было практически невозможно. Только самые богатые могли себе это позволить. Были относительно легкие кожаные доспехи рыцарей Средневековья. Вес был от 4 до 15 кг.

Эволюция доспехов: ламмелярные доспехи

Далее происходит эволюция – начинается изготовление доспехов рыцарей Средневековья из металла. Одна из разновидностей – ламмелярые доспехи. Первые упоминание подобной технологии наблюдаются в Междуречье. Доспехи там делались из меди. В Средние века подобную защитную технологию стали применять из металла. Ламмелярные доспехи представляют собой чешуйчатые панцири. Они оказались самыми надежными. Пробивались только пулями. Главный их недостаток – вес до 25 кг. Надеть его одному невозможно. Кроме того, если рыцарь падал с коня, то был полностью обезврежен. Подняться было невозможно.

Кольчуга

Доспехи рыцарей Средневековья в виде кольчуги были самыми распространенными. Уже в 12-м веке они получил широкое распространение. Доспехи кольчатые весили относительно немного: 8-10 кг. Полный комплект, включая чулки, шлем, перчатки, достигал до 40 кг. Главное преимущество – доспехи не стесняли движение. Позволить их себе могли только самые зажиточные аристократы. Распространение среди среднего класса происходит только в 14-м веке, когда богатые аристократы надели латные доспехи. О них пойдет речь далее.

Латы

Латные доспехи – вершина эволюции. Только с развитием технологии ковки металла можно было создать такое произведение искусства. Латные доспехи рыцарей Средневековья своими руками сделать практически невозможно. Это был единый монолитный панцирь. Позволить себе такую защиту могли только самые богатые аристократы. Их распространение приходится на Позднее Средневековье. Рыцарь в латных доспехах на поле боя – настоящий бронированный танк. Сразить его было невозможно. Один такой ратник среди войска склонял чашу весов в сторону победы. Италия – родина такой защиты. Именно эта страна славилась мастерами по производству доспехов.

Желание иметь тяжелую защиту обусловлено тактикой битвы средневековой кавалерии. Во-первых, она наносила мощный стремительный удар сомкнутыми рядами. Как правило, после одного удара клином против пехоты битва заканчивалась победой. Поэтому в первых рядах шли самые привилегированные аристократы, среди которых был сам король. Рыцари в латах почти не погибали. Убить его в бою было невозможно, а после боя пленных аристократов не казнили, так как все друг друга знали. Вчерашний враг сегодня превращался в друга. Кроме того, обмен и продажа пленных аристократов составляли порой главную цель сражений. Фактически, средневековые битвы были похожи на рыцарские турниры. На них редко погибали «лучшие люди», однако в реальных боях это все же бывало. Поэтому необходимость в совершенствовании постоянно возникала.

«Мирная битва»

В 1439 году в Италии, на родине лучших мастеров кузнечного дела, произошла битва у города Ангиари. В ней приняло участие несколько тысяч рыцарей. После четырех часов баталии погиб только один ратник. Он упал с коня и попал под его копыта.

Конец эпохи боевых доспехов

Англия положила конец «мирным» войнам. В одной из битв англичане, возглавляемые Генрихом XIII, которых было в десятки раз меньше, использовали мощные уэльские луки против французских аристократов в латах. Маршируя уверенно, они чувствовали себя в безопасности. Каково же было их удивление, когда сверху начали сыпаться стрелы. Шок был в том, что до этого они никогда не поражали рыцарей сверху. Против лобового поражения использовали щиты. Сомкнутый строй из них надежно защищал от луков и арбалетов. Однако уэльское оружие смогло пробить доспехи сверху. Это поражение на заре Средневековья, где погибли «лучшие люди» Франции, положило конец подобным битвам.

Доспехи – символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром.

Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

Доспехи рыцаря Средневековья: описание

Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:

  • Шлем. В 10-13-м веке использовали норманнский с рондашем открытый, конической или яйцеголовой формы. Спереди крепился наносник – металлическая пластина. Намного позже среди крупных аристократов была распространенна практика закрытого индивидуального шлема. Это было настоящее произведение искусства. По нему можно было определить владельца.
  • Доспехи. Длинная кольчуга до колен с рукавами и койфоном, металлическим капюшоном. Она имела разрезы с обеих сторон на подоле для удобного передвижения и езды на коне. Под ней рыцари носили гамбезон – аналог матерчатых доспехов. Он амортизировал удары по железу, в нем застревали стрелы.
  • Шоссы — кольчужные чулки.
  • Рондаш — щит. Являлся защитой от стрел, также нашел широкое применение против одноручных сабель во времена Крестовых походов. Имел круглую или овальную форму. Однако широкое распространение получил рондаш заостренной формы нижней части для защиты левой ноги.

Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая – защита. Вторая – доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи – это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.

fb.ru

Необычные доспехи и виды оружия (22 фото)

Оружие и военная экипировка давно минувших дней порой выглядит очень странно и даже пугающе. Порой это объясняется необходимостью фактора устрашения или улучшением каких-либо характеристик, обеспеченных подобной формой оружия или доспехов, а порой объяснений подобным вещам попросту нет. Самые странные виды оружия и доспехов ждут вас далее.

Шлем из рыбы-ежа

Если вы — член воинственного племени, которое живет на острове посреди Тихого океана, то лучшего материала для шлема, чем кожа рыбы-ежа, не найти. Воины островного государства Кирибати использовали рыбу-ежа в этом качестве с незапамятных времен.

Изготовление шлема было сопряжено с огромной опасностью — кожа и внутренности этой рыбы пропитаны ядом, который в 1200 раз сильнее цианида. Чтобы сделать шлем, нужно было поймать раздувшуюся рыбу-ежа (рыбы этого вида в момент опасности набирают в себя воду и раздуваются до шара) и закопать в песке. Через неделю получался остов, который усиливали с помощью скорлупы коксового ореха. В тех условиях это служило прекрасной защитой от меча из акульих зубов (основного оружия тихоокеанских племен).

Броня из кожи ската

Племя кирибати могло использовать природные ресурсы по максимуму. Это доказывают не только шлемы, но и доспехи, сделанные из кожи ската. Их делали из двух кусков кожи, сшитых вместе нитками из человеческого волоса и пришитых к двум палкам. Двойной шнур из волокон кокоса предназначался для затягивания эластичной брони потуже. Доспех надевался поверх кирасы из кокосового волокна. Из него также делали плотные накладки на руки и на ноги. Все вместе с шлемом из рыбы ежа составляло полный комплект обмундирования бойца кирибати. Впрочем, из ската можно было сделать не только броню. Из его хвоста островитяне делали кинжалы, которые прятали в тростниковой крыше своих домов на случай самообороны.

Меч из черепа рыбы-пилы

Этот меч 1698 года сделан из рострума — передней части черепа рыбы-пилы и принадлежал курфюрсту Баварии Максимилиану II. В Немецком историческом музее хранится еще один подобный артефакт, его размеры скромнее: длина клинка 114,5 см против 148 см у первого.

В Европу материал для клинка попал, скорее всего, в результате торговли со странами Индийского океана, через Ост- или Вест-Индскую компанию.

Назначение меча исключительно церемониальное: в бою против воина в доспехах он бесполезен.

Рогатый шлем Генриха VIII

Шлем вместе с доспехом (который сейчас утрачен) был подарен молодому королю Англии Генриху VIII императором Священной Римской империи Максимилианом I в 1514 году, а сделан ведущим оружейником того времени Конрадом Зойзенхофером.

Шлем выполнен в виде человеческого лица и до предела детализирован: можно разглядеть брови, щетину и даже морщины, проступившие при сделанной гримасе. Мастер не забыл даже такую деталь, как очки — полагают, их сделали для устрашения противника (впрочем, в этом доспехе, предназначавшемся для парадных выходов и турниров, король на бой так и не вышел). Можно было даже менять «выражение лица» шлема — для этого по краям пластины предусмотрены специальные замки. К сожалению, сменные маски также не сохранились.

После смерти Генриха VIII некоторое время шлем принадлежал его шуту Уильяму Сомерсу. Из-за самой заметной и необычной детали шлема — рогов — считают, что шлем изначально делали для него. Но эта гипотеза так и не нашла подтверждения. В настоящее время хранится в Королевском арсенале в городе Лидс.

Крылья польских гусар

Польские гусары появились в XVI веке и прославили себя в битвах с татарскими ханствами, османами, шведами и Великим княжеством Московским. Слава пришла к ним не только благодаря одержанным победам, но и внешнему виду — за их спиной во время атаки развевались крылья, наводившие страх на врага. Откуда же взялся такой громоздкий и неудобный элемент обмундирования?

Ответ надо искать у основного противника европейских государств того времени — турок. Османская империя успешно использовала в сражениях «дели» — храбрых до безумства воинов, одетых вместо доспехов в шкуры диких зверей и украшавших себя крыльями хищных птиц. Эту практику переняли некоторые отряды Сербии и Венгрии — государств, сражавшихся с ними в первую очередь. Перья птиц стали украшать их шлемы и щиты. В 1500 году сербские отряды перешли на службу к польскому королю Александру Ягеллончику. Вскоре по их образцу начали формироваться польские роты гусар. Первые сообщения об использовании воинов, одетых в шкуры хищников, появляются в середине века. Перья (орлов, журавлей или страусов) также упоминаются — в форме уже знакомых нам крыльев.

Остается вопрос — как же они могли быть использованы на поле боя? Одна из самых популярных гипотез — звук, производимый крыльями гусара на полном скаку, пугал вражеских лошадей. Но она была опровергнута в реальности — в мае 1998 года во время съемок фильма «Огнем и мечом» было сделано несколько дублей атаки гусаров. При этом крылья не издали ни звука. Еще одно предположение — крылья были защитой от арканов, использовавшихся татарами, но оно не выдерживает критики при серьезном размышлении. Скорее всего, эффект применения гусарских крыльев чисто психологический.

Доспехи Первой мировой войны

Несмотря на то что Первая мировая война была конфликтом, давшим начало совершенно новым видам вооружения (отравляющие газы) и целым родам войск (авиация, подводные лодки, танки), она вызвала к жизни некоторые давно забытые атрибуты средневековых воинов, а именно — доспехи и кольчугу.

В начале войны армии противоборствующих сторон, особенно на Западном фронте, оказались в неразрешимой ситуации. Обе стороны были одинаково сильны и, встретившись в первых сражениях и не достигнув решающего успеха, окопались друг напротив друга по всей линии фронта, ощетинившись заграждениями из колючей проволоки. Противостояние вошло в историю как «позиционный тупик».

Для выхода из тупика предлагались различные решения. Одно из самых эффективных (и известных) — штурмовые отряды (прямой предок современного спецназа), впервые сформированные в германской армии в 1915 году. Они должны были идти в атаку первыми и под градом пуль перерезать проволочные заграждения противника, чтоб расчистить путь остальным. Солдатам отрядов для защиты от пуль выдавали стальные бронежилеты, очень похожие на средневековые доспехи. Кольчугу тоже не забыли — ее использовали танкисты, прикрепив к каске.

Впервые на той войне появились и снайперы. Для противостояния с меткими стрелками врага броня им была также необходима. Некоторые образцы — например, броня Брюстера, разработанная в 1917 году — тоже напоминали доспехи средневековых воинов.

mainfun.ru

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»… (часть первая) » Военное обозрение

До сих пор мы в основном вели речь о боевых свойствах рыцарских средневековых доспехов и лишь вскользь говорили об их художественной отделке. Настало время обратить внимание и на их эстетику и прежде всего на их цвет. Например, «белыми» рыцарские доспехи называли в том случае, если они представляли собой латы из кусков отполированной стали, из-за чего издали они выглядели «белыми». Рыцарство Европы шло к такому типу доспехов очень долго, зато их появление ознаменовало собой настоящую революцию в военном деле. Но главной причиной, вызвавшей их к жизни, стало, прежде всего, отсутствие традиции верховой стрельбы из лука.

Самый простой способ отделки готического доспеха заключался в декорировании полосками прорезной меди или латуни края каждой детали. Такие фестончатые полоски были достаточно просты в изготовлении, весили немного, но придавали доспеху изящный и нарядный вид.

Именно поэтому высокая подвижность в районе шейно-плечевого пояса рыцарям была не нужна, из-за чего на первом плане у них оказалась именно защищенность, а не мобильность. А вот на Востоке, где лук все время был главным оружием всадника, кольчужно-пластинчатые доспехи и шлемы с открытым лицом продолжали выделывать очень долго. Более того, это вооружение очень сильно отличалось от новых доспехов воинов Западной Европы.


Доспехи турецкого всадника XVI века из музея Топкапы в Стамбуле. Как видите, его вооружение отличалось от западноевропейского только тем, что давало ему возможность стрелять из лука. Небольшие пластинки было удобно декорировать таушировкой.

К. Блэр – известный британский историк и оружиевед, назвал время с 1410 и по 1500 год «великим периодом в истории рыцарского защитного вооружения», так как считал, что, хотя доспехи очень высокого качества мастера-оружейники производили и позднее, тем не менее, никогда более в своих изделиях они не соединяли такого высокого мастерства с пониманием самого материала, с которым теперь они в основном работали. Украшения в латах этой эпохи играли второстепенную роль, а основное внимание мастера уделяли совершенству их формы, вследствие чего людей в этих доспехах по справедливости стали называть «скульптурами из стали». Позднее, напротив, украшательство перешло всякую меру.

Ну, а началось все с того, что XI веке оружейники научились ковать шлемы из металлического листа. До этого шлемы были сегментными, хотя на Востоке эту технику мастерски применяли уже в течение многих столетий. Для этого лист железа нужной толщины в форме диска раскаляли докрасна и придавали чашеобразную форму ударами молота, и только потом обрабатывали уже начисто при помощи молотка, зубила и напильников. Позднее шлемы и вовсе стали штамповать, что повысило их прочность, удешевило производство и позволило добиться единообразия. Уже в XVI веке мастера-шлемники достигли такого уровня совершенства, что к концу этого века, а точнее уже к 1580 году, могли выковывать из одного листа металла не только, собственно, теменную часть шлема, но и гребень высотой до 12 см., что для ручной работы это прямо-таки фантастический результат. Также в начале XI века итальянские кузнецы научились выделывать из одного листа металла и круглые чеканные щиты-рондаши, только это говорит не столько об их мастерстве, сколько о том, что в то время размеры обрабатываемых железных изделий уже особого значения не имели. Во всяком случае, известно, что в XII веке производством цельнокованых шлемов был знаменит город Павия.


Осадный шлем, покрытый гравированными украшениями. Италия, ок. 1625. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

В этой связи такие английские историки, как Дэвид Эдж и Джон Падок, пришли к выводу, что таким образом к середине XV века сформировалось два центра (и две разные школы), производящих цельнометаллические доспехи: первый – на севере Италии, в Милане, и второй – на севере Германии, в Аугсбурге. Конечно, было множество разных локальных производств, которые ориентировались на тот или другой из этих центров, и копировавших популярные образцы.


Надгробная латунная пластина (брасс) Уильяма Багота и его жены Маргарет. Церковь св. Джона, Багинтон, Уорвикшир, 1407 г. Как видите, на усопшем типично рыцарские доспехи «переходного периода» – есть латные детали, но торс закрывает короткий геральдический джупон, поэтому не видно, что под ним. Зато отлично видна кольчужная бармица на шлеме.

Такой известный британский историк, как Д. Николь, в работе «Французская армия в Столетней войне» привел отрывок из сочинения неизвестного автора книги «Военные костюмы французов в 1446 г.», в котором дается следующее описание снаряжения тех лет. «Прежде всего,… готовясь к бою, облачались в полные белые доспехи. Говоря коротко, они состояли из кирасы, наплечников, больших наручей, доспехов для ног, боевых рукавиц, салада с забралом и небольшим подбородником, прикрывавшим только подбородок. Каждый воин был вооружен копьем и длинным легким мечом, острым кинжалом, подвешенным слева от седла, и булавой».


Типичный рыцарь в готических доспехах. 1480 — 1490 гг. Ингольдштадт, Германия, Баварский военный музей.

Забавно, но в Англии в то время совсем не ощущали своей ущербности от того, что своих доспехов не делали. Отсутствие их производства, можно сказать, просто замечали, так как и самые знатные из британских лордов, и мелкопоместное дворянство – джентри тогда заказывали себе доспехи на континенте. Например, эффигия сэра Ричарда Бьючампа, графа Варвика, относящаяся к 1453 г., показывает его в итальянских латах самой «последней модели».


Кольчужное полотно из плоских заклепанных колец.
Кольчужное полотно из плоских просеченных и круглых заклепанных колец.

Начиная с эпохи раннего средневековья, в среде оружейников очень важное место занимали кольчужники. Хотя кольчуги носили еще римские легионеры, производство этого вида доспехов в Западной Европе, по сути, создалось заново. Кольца для кольчуг в то время делали из кованой, сплющенной проволоки, кольца из которой соединялись холодной клепкой. В более поздних кольчугах XIV и XV веков одно из колец уже стали спаивать, а другое заклепывать, и по этому признаку их-то и различают. Позже все кольца только лишь заклепывали. Историк Вендален Бехайм, например, указывает, что тянутую проволоку для изготовления колец даже в XVI веке еще не применяли. Ну, а в 1570-х годах кольчуга уже окончательно перестала употребляться, и с ней навсегда исчезло и это некогда высокочтимое ранее ремесло. То есть совсем-то оно не исчезло, но прежняя массовость ушла навсегда.


Кольчужное полотно из круглых заклепанных колец диаметром 7 мм.
Кольчужное полотно из плоских заклепанных вороненых колец.

Поскольку речь у нас идет о «цветах» доспехов, нужно отметить, что кольчуги блестели «яко из леду», то есть тоже имели вид «белого металла», но далеко не везде. На Востоке было принято вплетать в них кольца из меди и создавать, таким образом, в кольчужной ткани прихотливые узоры. Трудно сказать, насколько это снижало их прочность, но так было, и такие кольчуги дошли до нашего времени и были также известны на Руси, где упоминались «пансыри кольчаты с медяным подзором». Известны были и кольчуги из вороненых колец.

И вот как раз отказ от кольчуги и вызвал к жизни поиск более совершенных форм защитных доспехов, пришедший на первую половину ХV в. Началось все опять-таки с совершенствования защиты для головы, то есть со шлемов. Появился шлем, называвшийся салле, саллет или салад (что более привычно для русскоязычного правописания), который был особенно популярен у оружейников Германии.


Саркофаг с надгробной эффигией испанского рыцаря дона Альваро де Кабреро Младшего из церкви Санта Мария де Белпуиг де Лас Авелланас в Лериде, Каталония. Шея рыцаря защищена стоячим металлическим воротником–горжетом, а ноги уже защищены латами. Очевидно также, что под одеждой у него приклепаны металлические пластинки, которые выдают головки заклепок. К сожалению, шлема на голове у него нет, и как он выглядел, неизвестно. Середина XIV в.

Д. Эдж и Д. Паддок называют год – 1407, когда он появился, причем не где-нибудь, а в Италии, где назывался селата. И лишь потом через Францию, Бургундию, он добрался к 1420 г. до Германии, затем до Англии, а после стал очень популярен в Европе повсеместно.


Типичный немецкий саллет: вес 1950 г.; вес бевора-предличника 850 г. Оба предмета – новоделы: цена саллета $1550, бевора $680.

Германские шлемы имели назатыльник в форме вытянутого хвоста; у французов и итальянцев они больше напоминали своей формой колокол. И опять-таки и те, и другие не имели никаких украшений. Их главным «украшением» была сама полированная сталь. Лишь около 1490 года стал известен так называемый «черный сале» с предличником, который острым углом выступал вперед. Черным же его называли из-за своей окраски (почему-то их стали красить в черный цвет или это было воронение?), хотя такие шлемы очень часто обтягивали и просто цветными тканями. Как «цветной шлем» зрительно сочетался с блестящими «белыми доспехами», история умалчивает. Но «модники», носившие «такое», существовали. Причем шлемами этого типа пользовались и конные воины неблагородного происхождения, например, применявшиеся французами конные лучники, и не слишком богатые и знатные «рыцари одного щита», и даже… латники-пехотинцы.


Простейший итальянский салле, 1450 – 1470 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.
Вот это как раз и есть «черный саллет», причем рыцарский, с поднимающимся забралом. Германия или Австрия, 1505 – 1510 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.
Еще один «черный саллет», около. 1490 – 1500 гг. Так называемый «саллет из Ульма», причем, совсем не черный, и непонятно как сочетавшийся с «белыми доспехами». Южная Германия, Исторический музей, Вена.

Очень забавна история шлема бацинет или «бундхугель» («собачий шлем»). Сначала это был всего лишь дешевый подшлемник, похожий на ведро топхельм. Потом он стал вытягиваться вверх и одновременно опускаться на шею и виски.


Бацинет и забрало к нему, возможно Франция, ок. 1390 – 1400 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.
Бацинет XIV века, новодел. 1.6-мм сталь. Королевский Арсенал в Лидсе, Англия.
Для сравнения германский бацинет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Все просто, функционально и никаких украшений!

Оставалось приделать к нему забрало, что в итоге и было сделано в том же XIV веке. Причем забрало не только поднималось, но и снималось с него целиком. За свою характерную форму шлем получил название «собачья морда», прежде всего в Германии. Он был очень функциональным и пришелся на период, когда доспехи еще никак не украшались. Поэтому его главным украшением была полировка, хотя, если верить роману Генрика Сенкевича «Крестоносцы», немецкие рыцари именно на эти шлемы крепили пышные султаны из павлиньих перьев.


Кадр из фильма «Крестоносцы». Как видите, шлемы на рыцарях похожи на реальные, но в остальном это чистая фантастика! Поленились поляки шить «чепчики» и вязать еще и кольчужные наголовья и бармицы. И к тому же сразу виден пластик! Кирасы и шлемы – типичный крашеный полистирол!
Вот в кинофильме 2005 года «Жанна д’Арк» режиссера Люка Бессона доспехи в основном такие, как и должны быть, и шлемы там носят на голове с подшлемниками.

Кстати, в этом фильме 1960 года можно увидеть, что доспехи рыцарей воспроизведены внешне вроде бы и достоверно, но очень уж примитивно. И самое удивительное, что шлемы рыцари в нем носят на голове без кольчужного капюшона и бармицы, распущенной по плечам. А ведь, судя по эффигиям, последняя могла носиться даже с цельноковаными «белыми доспехами» как раз в 1410 году, и… можно себе представить насколько уязвимой была подобная защита для «цельнометаллического рыцаря». Вот почему, кстати, тот же бацинет вскоре превратился в «большой бацинет», который от обычного только тем и отличался, что при «собачьей морде» вместо кольчужной бармицы имел нашейник из металлических пластин, который крепился ремнями к кирасе!


«Большой бацинет» из Музея Армии в Париже. Ок. 1400 – 1420 гг.

Наиболее совершенным в этом плане стал шлем армэ, который также появился примерно в это же время, и у которого было поднимающееся забрало и… весьма сложная система соединения всех его частей в единое целое. Но эти шлемы как раз уже украшались чеканкой и нередко походили на все, что угодно, только не на сам шлем, а к «цвету» форма в данном случае имеет лишь косвенное отношение.


Исключительно пышные доспехи Джорджа Клиффорда, третьего графа Камберленда (1558 – 1605). Тут даже все технологии отделки и не назовешь! Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Другое дело, что в сугубо металлических доспехах очень скоро ходить стало не модно и, видимо, даже неприлично – ситуация, повторившаяся в отношении цельнокольчужных доспехов XII в., обтягивавших фигуру воина словно перчатка. Но теперь и доспехи и, в особенности, шлемы стали обтягиваться дорогими тканями, нередко вышитых золотыми нитями и даже украшенных драгоценными камнями.

(Продолжение следует)

topwar.ru

Запоминающиеся игровые доспехи и костюмы. / Персональный блог Блог UberFuhrer

Доброго времени суток. Здесь, я представлю вашему вниманию, запоминающиеся доспехи, из мира видеоигр. Если вдруг, Вы, не увидели свой любимый костюм или доспех, то можете написать о нем в комментарий. Садитесь поудобнее, Мы начинаем, путешествие по разным мирам, в поисках самых разных «одежд», которые помогают выживать, нашим героям, по ту сторону экрана.


1.The Elder Scrolls.
В серии TES, очень много разнообразных доспехов, рассмотрим самые запоминающиеся. Стеклянные доспехи, название сего доспеха противоречиво, но, не стоит его недооценивать. На самом деле, этот доспех сделан из малахита с добавлением лунного камня. Относится к типу легких доспехов. Самые красивые на мой взгляд, стеклянные доспехи, не смотря на графику, были в TES III: Morrowind.

Стеклянные доспехи в TES III: Morrowind.


Стеклянные доспехи в TES IV: Oblivion.


Стеклянные доспехи в TES V: Skyrim.

Идем дальше, рассмотрим даэдрический доспех. Главный материал этой брони — эбонит, но без добавления сердца даэдра, ничего не выйдет. Эти доспехи относятся к типу тяжелых. В этот раз, на мой взгляд, самый красивый даэдрический доспех в TES V: Skyrim, а самый забавный, в TES IV: oblivion, он похож на ковер, который по преданию предков, должен висеть на стене.

Даэдрическая броня в TES V: Skyrim.


Даэдрическая броня в TES IV: Oblivion(его место — на стене).


Даэдрическая броня в TES III: Morrowid.

Из серии TES, пожалуй они самые запоминающиеся, на мой скромный взгляд, возможно у Вас свои предпочтения, о которых Вы можете написать в комментариях.


2. Hellgate: London
Эта игра имела потенциал, но не была реализована, так как надо. Но доспехи в ней были классные, особенно красиво они были нарисованы на концепт-артах. Расписывать на тему доспехов из HG: London, не буду, лучше предоставлю пару картинок, потому что броня запоминается только своим внешним видом. Её внешний вид, сочтает обычные, привычный всем доспехи, с добавлением футуристических деталей.

Броня 1.


Броня 2.


Броня 3.


броня 4.


3.Crysis
В Crysis, наши протагонисты, пользуются Нанокостюмами. Этакий доспех недалекого будущего, улучшает способности человека: повышает силу, увеличивает скорость, делает невидимым, позволяет дышать под водой, защищает от пуль, лучше чем какой-нибудь там кевларо-керамический бронежилет, не забываем и про встроенные в шлем устройство связи, и бинокль. Вариант из первой части Crysis, мне понравился больше всего.

Nanosuit v1.0.


сравнение nanosuit v1.0 и v2.0.


4.Half-Life
В серии игр Half-Life, молчаливый ученый, физик ядерщик, по совместительству нежелательное лицо номер 1, носит защитный костюм HEV. В первой части игры, костюм позволял дальше прыгать, быстрее бегать, защищал от радиации и химически-опасных веществ, вкалывал наркоту, когда Гордону становилось скучно убивать и разрушать. Hev должен быть с шлемом, но Гордон, либо принципиально, либо потому что очки мешают, не надевал этот шлем. В каждой части, костюм обновляли, но обновления были не значительны, посмотрим что Valve сделают с костюмом в… части игры.

Hev.


5.Dead Space
Айзек Кларк, такое вот еврейское имя носит космический инженер, который истребляет массу некроморфов, а помогает ему в этом его инженерный костюм. В первой части Dead space существует 6 моделей скафандра. На костюме отображается здоровье пользователя и заряд стазиса. Так же он оборудован кинезис-модулем, подбираемым походу игры, магнитными ботинками, помогающими держаться на поверхности, в условиях невесомости, системой замкнутой циркуляции воздуха, а так же костюм может показать дорогу, заплутавшему Айзеку, прямо из руки игрока вырывается луч, этакая нить Арианды, который приведет туда, куда требуется. Вот, такие вот супер-костюмы носят инженеры в будущем.

Первоначальный костюм.


Прокачали немного.


Бонус, после прохождения игры.


6.Bioshock
Измененный глубоководный гидрокостюм водолаза, вот, во что облачен большой папочка из Bioshock. Выглядит стильно, к тому же на некоторых моделях костюма присутствует огромный бур, которым мистер Баблс, протыкает и бурит сплайсеров и все тех, кто угрожает маленьким сестричкам. Мало того, что в этом костюме можно находиться под водой, если стены Восторга дают трещину, так он еще и очень крепок, чтобы убить большого папочку, нужно умело комбинировать плазмиды и оружие. Пожалуй лучший костюм для водолаза, которому нужно защищать маленьких девочек, в городе построенном много тысяч лье под водой.

Поплыли…


Приплыли.


7.Fallout 3
В постапокалиптическом мире, не выжить без соответствующих видов брони, скафандров и костюмов. в играх серии Fallout, мы всегда начинаем играть в комбинезонах убежища, но путешествуя по миру, подвергшемуся ядерной войне, Мы можем найти костюм или броню, которая подойдет для той или иной ситуации. Нужно залезть в место, которое фонит? Значит нужен защитный скафандр, который убережет Вас от радиации, если не желаете светиться по ночам. Нужно очистить бункер от супермутантов? Значит вам подойдет силовая броня Братства стали или Анклава. Если Вы хотите незаметно пролезть мимо веселых, но совершенно безумных райдеров, Вам может пригодиться стелс-костюм. Неотъемлемый атрибут, Пип-бой, с помощью которого мы слушаем радио, получаем задания, смотрим карту, смотрим свое состояние и состояние нашего барахла, которое нашли на пустошах.

Комбинезон убежища.


Силовая броня.


Развед-броня.


Антирадиационный костюм.


Пип-бой.


Конец.
Поскольку мне не хотелось делать топ-5 или топ-10, остановимся на этих 7 вариантах, которые я вспомнил в-первую очередь, да и цифра 7 — хорошая цифра. Пишите свои самые любимые костюмы и доспехи из игр, кому-то может захочется написать про броню из фильма, пишите, делитесь.
P.S. не забывайте, про то, что спасает жизни, пускай даже виртуальные;)

Позитиватор

Доспех Генриха 8, в этом доспехе даже про гениталии не забыли.

stopgame.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *