Древнегреческое оружие с точными размерами – Оружие в Древней Греции. Часть первая

Оружие в Древней Греции. Часть первая

В античном мире люди любили и умели воевать: древним богам были посвящены культы убийств и приносились человеческие жертвы, а тяга правителей всех возрастов и мастей расширять свою территорию не оставляла ни одно десятилетие без кровопролитий. К примеру, в Спарте существовал культ бога смерти Танатоса, который заменял воинам и религию, и кодекс чести, и мировоззрение. В этой статье мы рассмотрим основные орудия убийства в руке древнего грека.

Копье

Копье занимает особое положение в военном деле античных греков. Во-первых, это несомненный символ храбрости и смелости — Афина держит его в своей длани и разит непокорных, поэтому оно считается священным. Во-вторых, со стратегической точки зрения, это удобное оружие, которое можно использовать как в бою на ближней дистанции, так и на средней, и на далекой — не зря же в Олимпийских играх присутствовала дисциплина «метание копья». В-третьих, его было легко сделать, не растранжирив все средства казны. Греки называли копье «дори»

(δόρυ) и изготавливали его длиной до трех метров с листовидным наконечником из железа, вес не превышал два килограмма. В писаниях Гомера сказано, что древние воины использовали по два копья, однако гоплиты, о которых дошла информация, пользовались только одним. Маленький вес оружия обусловлен тем, что в основе создания использовалась древесина кизила или ясеня, которая делала копье легким и хорошо летящим.

Афина Паллада с копьем и щитом, источник: architan.ru

Мечи: ксифос, копис, акинак

Греки не сильно любили использовать мечи на войне, больше предпочитая мощные копья. Холодное оружие использовалось, когда у воина оставались пустые руки, а враг уже приближался. Если же требовалось утихомирить бунтующих рабов, обычно безоружных, использовались тяжелые деревянные дубины, а не мечи.

Древнегреческий меч ксифос

(ξίφος) — прямой, короткий и легкий клинок, использовавшийся в основном тяжеловооруженными пешими воинами. Его длина составляет 60 сантиметров, хотя спартанцы ковали их еще короче и были похожи на современные кинжалы. Обоюдоострым оружием гоплиты (пехота) могли как колоть, так и резать, и в ход оно шло после потери или ломки копья — главного элемента боя античных войн. Позже эта разновидность холодного оружия стала популярна у различных варварских племен, став родоначальником многих, менее известных, клинков, как во время Античности, так и после нее. Традиционно считается, что ксифос долгое время изготавливали из бронзы, и только потом — из железа, а рукоять осталась бронзовой. Для него использовались преимущественно деревянные ножны.

Вариант ксифоса для всадников называется махайрой (μάχαιρα), он с незначительными отличиями в плане длины и строения рукояти.

Копис (κοπίς) — один из самых распространенных видов мечей Древнего мира. Схожие с ним орудия использовались в Египте и назывались «хопешами», хотя название этого клинка дословно переводится с греческого как «рубить». Позже он станет любимым оружием римлян, которые прозвали его фалькатой. Современному жителю меч со слегка загнутым кончиком напомнит мачете — копис тонкий у основания и расширяется ближе к концу. Историки полагают, что это одна из первых разновидностей сабель. Греки редко использовали заимствованное у шумеров оружие и больше изготавливали его для торговли, однако, на войне все средства хороши, поэтому нередко на изображениях баталий гоплиты держат в руках кописы.

Акинак (ἀκινάκης) также является древнейшим холодным оружием, которое было в ходу не только у разных греческих народов, но и у персов (Иран) и аргипеев (Уральские горы). Из всех перечисленных он больше всех напоминает оружие, которое использовалось рыцарями в Средние века, из всех же он древнейший. Акинак — тяжелое оружие, изготавливаемое из железа; его длина редко достигала метра, а вес — трех килограммов. Это оружие было очень популярно у скифов, а затем и у других народов; через войны оно добралось и до Греции.

Праща

Широко в армии греческих царей использовалась праща. Холодное оружие из веревки и кожи было не только популярно, но и действенно: в некоторых войнах специально платили наемникам-пращникам, чтобы те присоединились к войску со своим умением метать снаряды. Они, как и лучники с пельтастами (легкая пехота, использующая дротики, о которой пойдет речь чуть позже), прикрывали гоплитов. Способ применения пращи довольно прост — положить в одну часть оружия камень, металлический шар или любой другой тяжелый округлый предмет, раскрутить над собой в горизонтальной плоскости и выпустить натянутый конец из пальцев. Свое отражение оружие нашло в лице Кефала, персонажа мифологии — он победил среди пращников на Олимпийских играх, хотя запомнился людям не за это.

Дротик

Древнегреческие дротики сильно отличаются от тех, которые приходят на ум современному человеку — сразу проводится ассоциация с дартсом. В те века дротиком называли небольшое копье, использующееся для метания. Когда как длинные, мощные копья были предназначены больше для ближнего боя, чем для дальнего, смазанные ядом дротики исполняли роль именно метательного оружия. Люди, вооруженные ими, назывались пельтастами. Часто они владели приспособлениями, увеличивающими дальность полета. Одно из них — атлатль, копьеметалка, которая напоминает пращу, только для дротиков. Как правило, дротик был в половину короче копья, имел длину до полутора метров и весил до полутора килограммов, в зависимости от утяжелителя или размера наконечника.

В следующей части мы рассмотрим древнегреческие луки, цестус и лабрис. До скорого!

diletant.media

Оружие греческого гоплита | Warspot.ru

И встав нога к ноге, опираясь щитом на щит, приблизив гребень к гребню, шлем к шлему и сблизивши грудь с грудью, пусть сражается с враждебным мужем, взявшись за рукоять меча или за большое копье.

Тиртей, древнегреческий поэт

Рождение знаменитой греческой фаланги гоплитов относится к архаической эпохе – около VII в. до н.э., хотя уже в гомеровской «Илиаде» есть упоминание о плотном строе воинов, который грозно надвигается на врага. Главная задача стоящих в строю гоплитов – сохранить целостность фаланги. На место павшего воина тут же вставал шедший за ним. Вооружение классического гоплита вплоть до македонского владычества составляли щит — гоплон, копье — дорю и меч — ксифос или махайра.

Греческие гоплиты. Чернофигурная роспись на вазе, VII в. до н.э.

Изобретение круглого щита-гоплона, по названию которого воин-гоплит и получил свое название, оказало решающее влияние на формирование фаланги. Он изготавливался из деревянных пластин и имел бронзовое окаймление, а к V веку до н.э.стал весь покрываться слоем бронзы. Главная его особенность была в конструкции крепления. В середине щита находилась бронзовая скоба (греч. — порпакс), в которую боец просовывал руку таким образом, чтобы щит оказывался на предплечье, а ладонью хватался за ремень или веревку у края щита (греч. — антилабе). Такая конструкция позволяла гоплиту более свободно действовать щитом в бою, который становился почти продолжением руки. Щит весил около 10 кг, а в диаметре был до метра.

Но у гоплона были и недостатки, главным из которых было то, что он закрывал лишь левую часть тела гоплита. Поэтому сомкнутый строй, при котором воины прикрывают щитами не только себя, но и ближайших соседей в строю, оказался единственно возможным выходом из положения. Отсюда – и тот позор, который покрывал воина, обронившего или потерявшего свой щит во время битвы: ведь он подвергал опасности не только себя, но и всю шеренгу, в которой стоял. По этой же причине греки отказались от метательного оружия, дабы лишний раз не размыкать строй.

Гоплон с внутренней стороны. По центру виден порпакс, по краям — антилабе

На щиты наносилась эмблема или рисунок. Делалось это не из эстетических соображений (на войне вряд ли вообще есть место красоте), а для того, чтобы воины могли распознать своих в сражении и отличить их от противников. Например, на спартанских щитах изображалась греческая буква «лямбда», которая была первой буквой в слове «Лакедемон» (официальное название Спарты), а на щитах Афин присутствовало изображение совы.

Гоплон с изображением трискелиона — треножника, солярного символа

Копье – символ наступательной мощи греческой фаланги. Оно имело 2–3 метра в длину и предназначалось для нанесения первоначального удара по противнику в область шеи или живота. Древко копья стругалось и обжигалось, на него крепился наконечник из железа листовидной формы. В начале своей истории гоплиты имели и метательные копья, но в процессе эволюции фаланги их использование сошло на нет.

Фалангит с копьем-дорю

Меч использовался в ближнем бою, когда копье становилось неэффективным. Чаще всего он был в длину до от 60 до 80 сантиметров и имел листовидную форму — т.н. ксифос. Но длина клинка могла варьироваться: например, спартанские клинки были короче, что давало спартанцам повод для гордости — ведь чтобы сражаться таким мечом, нужно было столкнуться с врагом в буквальном смысле лицом к лицу. Существовали и изогнутые мечи, т.н. махайры или кописы, напоминавшие испанские фалькаты. Они были удобны для нанесения режущих ударов, т.к. имели одностороннюю заточку лезвия.

Ксифос — наиболее распространенный вид меча в греческой фаланге

Данный набор вооружения оставался практически неизменным, а гоплиты были основой армий греческих городов-государств до IV в. до н.э., когда они постепенно начинают вытесняться пельтастами, а с III в. до н.э. – сариссофорами.

warspot.ru

большие и маленькие » Военное обозрение

Очень хорошо, что люди любопытны. Любопытство, вкупе с ленью, уравновешивают друг друга, способствуют развитию цивилизации, а еще оно заставляет трудиться. Ведь как же иначе что-то узнаешь, без труда? Любое знание, даже самое пустяковое, это – труд! Ну, что касается вооружения воинов Древней Греции и Рима, то тут к нашему полному удовлетворению есть чуть ли не все: находки археологов, рисунки на керамических вазах (и не только вазах, конечно), барельефы, скульптуры, наконец – описания современников. Это позволяет достаточно наглядно себе представить, как у них все было устроено. Находят, например, археологи профилированную узорчатую бронзовую полосу. Что это? А посмотрели на рисунок на амфоре, «приложили» к нему – оказывается это скоба для удержания щита. И так буквально во всем! Найдены расписные римские щиты и конская броня из чешуек, найдены мускульные кирасы и одна(!) железная кираса, подобная по устройству льняному панцирю – вот уж, что было в то время ну никак не пробить!

Спартанские гоплиты в доспехах Мэтта Пойтраса. На щитах видна буква Л – «Лакедемон», официальное самоназвание Спарты.

И понятно, что это породило желание все это воссоздать «в металле» уже сегодня. В Англии, где свои римские традиции свято чтят, есть организация под названием Эрмайн Стрит Гард – Эрмайнская Уличная Гвардия. Членами ее являются люди самых разных возрастов и профессий: врачи, адвокаты, ну, словом, кого только там нет. Впрочем, нет там «бедных», поскольку доспех римского легионера, в который ты там облачаешься, стоит порядка трех тысяч фунтов стерлингов! Есть и дешевле, но так можно угодить в «рабы», «массажисты», что не очень-то интересно. У них есть реконструированная крепость, куда они съезжаются на уик-энд, несут там службу, фотографируются с туристами, снимаются в кино. Сейчас много таких клубов и кого в них только нет, но «эрмайнская гвардия» — один из наиболее профессиональных.


Легионеры Эрмайн Стрит Гард.

Создана она была еще в 1972 году и с тех пор не прекращает своего существования. Все детали снаряжения воссозданы по реальным находкам, а работу нам изготовлением реплик курировал такой известный британский историк, как Рассел Робинсон. Реконструированы были доспехи легионеров, знаменосцев сигниферов и имажинеров, сирийских лучников, ауксилиариев и даже конница, ну, одним словом, весь римский имперский легион эпохи завоевания Британии. Кстати, стать членом «эрмайнской гвардии» очень просто: вы платите в год 30 фунтов стерлингов и становитесь их действительным членом, то есть, вы можете к ним приехать, находиться в их крепости, примерять доспехи и учиться сражаться на мечах и метать пилум. Ассоциативное членство совсем дешево – 7 фунтов. В этом случае вы будете получать интересный бюллетень ЭСГ. Кстати, есть свои «легионеры» и у нас в С. Петербурге, но эта тема выходит за рамки данного рассказа.


Настоящая римская «черепаха».
А вот это «черепаха» с колонны Траяна и очевидно, что скульптор изобразил щиты у легионеров непропорционально маленькими, а кольчуги зачем-то слишком короткими, так что снизу они ничего не защищают!

Имеется целая «бригада» рукодельщиков, которые им все это изготавливает. Среди них был один из самых известных британских реконструкторов – Майкл Симкинс. Ему дают в музее «зеленый шлем», а получают точно такой же, новенький и блестящий. Написал замечательную книгу: «Warriors of Rome: An Illustrated Military History of the Roman Legions» – «Воины Рима. Иллюстрированная военная история римских легионов». Причем, рисунки к ней сделал Джеймс Филд (очень известный иллюстратор), а вот сам Майкл выполнил к ней реконструкции шлемов, доспехов и оружия, и можно видеть, что нашли, графическую прорисовку того, что нашли, потом, как это должно выглядеть в металле, и, наконец – как все это в комплексе смотрелось на людях! Несмотря на то, что книга была издана в 1988 году, она есть еще в продаже, но стоит дорого (около 50$).


Ауксилиарии «Эрмайн Стрит Гард»
Настоящий сигнифер в чешуйчатом панцире и медвежьей шкуре!

Интересно, что реконструкторы греческой и римской брони появились и за океаном, в тех же США. И они делают ничуть не менее интересные доспехи и шлемы, чем их коллеги из Великобритании. Среди тамошних реконструкторов следует назвать в первую очередь Мэтта Пойтраса из города Остин, Техас. Здесь о его работах уже рассказывалось в материалах про Троянскую войну. Однако Мэтт этой темой не ограничивается. Он сделал несколько комплектов доспехов древнегреческих воинов – спартанского царя Леонида и самого Александра Македонского, причем использовал за образец знаменитую мозаику из Национального археологического музея в Неаполе. Вот уж источник, так источник, не так ли? Этот доспех Александра впоследствии был реконструирован для фильма Оливера Стоуна «Александр» и это, конечно, самый правильный путь, по которому может и должен пойти режиссер исторической кинокартины.


Александр Македонский в доспехах Мэтта Пойтраса.
Доспехи Александра сделаны из многих слоев склеенной ткани и металлической чешуи.
Мозаика из Национального археологического музея в Неаполе с изображением Александра Македонского.

Что касается царя Леонида, то для его шлема Мэтт выбрал очень оригинальный образец с «конскими нащечниками», но это отнюдь не фантазия мастера. Такой шлем известен! Им же изготовлены два панциря – панцирь Леонида и второй для его сподвижника.


Шлем царя Леонида.

Оба панциря украшают головы мифических чудовищ. В общем-то, лично мне не приходилось видеть «анатомических панцирей» с такими… украшениями. Но… они на них вполне могли быть, почему нет, и кто знает, может быть именно такие вот кирасы как раз до нас не дошли. Допустим, нашли их ранние христиане, ну и как символы язычества первым делом пустили в переплавку!


Греческая «анатомическая кираса» из Метрополитен-музея, Нью-Йорк.

Надо сказать, что Мэтт Пойтрас в своих рекламных материалах постоянно подчеркивает, что делает только доспехи – их реконструкция его стихия, а вот за оружием того времени обращайтесь к кому-то еще! Но главное, что сегодня уже не проблема ни для киношников, ни для фанатов исторической реконструкции заполучить себе любые доспехи, были бы только деньги.


Кираса царя Леонида работы Мэтта Пойтраса несет на себе даже следы «боевых» повреждений!
Доспех с изображением Медузы Горгоны работы Мэтта Пойтраса.

К тому же совсем не обязательно обращаться куда-то за океан. Несколько лет тому назад в Анапе возле тамошнего краеведческого музея мне попался забавный реконструктор (забавный, потому что древнего оружия и доспехов у него был целый арсенал на любые вкусы!), который делал довольно неплохие доспехи, в том числе и мускульные кирасы. Ну, и вес у них был соответствующий, в чем я не преминул тогда убедиться. Так что мастера есть и у нас и, совершенствуясь с годами, они вполне могут достичь и превзойти зарубежный уровень. Было бы желание, время и деньги!


Доспехи Марка Антония работы Мэтта Пойтраса.

Ну, а тем, кому «ростовые доспехи» не по карману могут сегодня отвести душу, собирая и раскрашивая фигурки из полистирола в масштабе 1:16 украинской фирмы Миниарт. Фирмы выпускает отличные сборные модели и фигурки в масштабе 1:35. Будучи раскрашены акриловыми красками, эти фигурки производят очень сильное впечатление.



Образец упаковки фигурки греческого гоплита и римского легионера фирмы «Миниарт».

Ну, а крупные фигурки в масштабе 1:16 хороши тем, что очень тщательно проработаны и исторически достоверно детализованы, упакованы в красочную коробку, снабжены инструкцией и качественно выполненной «переводной картинкой» (декалью). Это позволяет достаточно легко создавать очень реалистические скульптуры с рисунками на тех же щитах, которые вручную ну просто никак не накрасишь.

Фигурка из набора фирмы «Миниарт»: афинский гоплит.


Причем, для фигурки спартанского воина предусмотрено даже два варианта оформления щита. Один представлен на фотографии, любезно предоставленной фирмой «Миниарт», а другая с традиционной буквой Л. Добавляя к ним разные самодельные детали, можно их переделать (на языке моделистов – конверсировать) в воинов других эпох, скажем тех же римских легионеров, таким образом можно превратить в ауксилиариев, для чего следует вооружить их овальными щитами. Нетрудно на их основе сделать и свои собственные фигурки и отливать их из эпоксидной смолы в виксинтовых формах.
Фигурка гладиатора-самнита пока еще только готовится к массовому выпуску. И надо думать, что к ней в пару будет обязательно сделан фракиец. Ну, а умелые «конверсионщики» вполне могут сделать из этого гладиатора-мужика… гладиатора… женщину! Известно, что такие тоже были, известны их надгробия и даже имена, так что вы в свою очередь сможете на этих конверсиях еще и неплохо заработать!

Что касается изображений на самих коробках, то их рисует известный художник Игорь Дзысь, хорошо известный у нас по рисункам в целом ряде изданий.


Римский трибун эпохи империи. Реконструкция Мэтта Пойтраса.

К сожалению, Мэтт Пойтрас не решился изготовить реплику вот этого доспеха – железного панциря из так называемой Гробницы Филиппа. Это очень интересный образец кирасы не из бронзы, а из железа. В музее, где он экспонируется, такому человеку как Мэтт, конечно, не откажут и это будет действительно значительный вклад в современную «прикладную историю»!


Железный панцирь из Гробницы Филиппа. Археологический музей в Фессалониках.

Автор выражает благодарность фирме «Миниарт» (http://www.miniart-models.com/menu_r.htm) за предоставленные фотографии.

topwar.ru

Греческие доспехи и оружие (Connolly P.) — Римская Слава

Щит

В начале VIII в. в Греции существовало два основных типа щита: овальный, с выемками с обеих сторон — этот тип обычно называют дипилонским, по названию кладбища в Афинах, где нашли много изображений такого щита, — и круглый, с расположенной в центре ручкой. Дипилонский щит почти наверняка напрямую восходит к микенским щитам в форме восьмерки, изображения которых перестали появляться примерно после 1400 г. до н.э. Глиняная модель, которая показана на иллюстрации (слева), изображает как раз такой щит и была обнаружена на Дипилонском кладбище. Существует мнение, что эта позднейшая форма вообще не изображает реальный щит, а отражает образ щита «героической эпохи», который сложился в искусстве. На это есть два серьезных возражения: во-первых, древние художники всегда изображали исторических персонажей в костюме современной им самим эпохи; во-вторых, тот художник, который делал эту глиняную модель, точно знал, что именно он изображает, — очевидно, что это был плетеный щит с распорками по внутренней стороне. Невозможно поверить в то, что столь точное изображение могло продержаться более 600 лет, не превратившись во что-нибудь символическое — например, в нарисованный изнутри маленький крестик. Очевидно, что эта вещь скопирована с настоящего щита. Тот факт, что формой он значительно отличается от щита микенской эпохи, только свидетельствует о его аутентичности и говорит о наличии определенного развития. У более ранних щитов была, должно быть, усиленная кромка, которая позволяла им сохранять форму восьмерки, однако в щитах дипилонского типа форму диктовали распорки. Такие щиты стремились к ней вполне естественным образом, поскольку распорки необходимо было закреплять очень прочно, и концы их немного выпирали снаружи, образуя четыре видимые точки на внешней поверхности щита. Постоянное одинаковое давление на центральную точку распорок могло привести к тому, что щит слегка изгибался, образуя две полукруглые выемки по обеим сторонам. Все это может свидетельствовать о том, что в Афинах, которые сумели пережить войны периода темных веков и сохранить неразрывную связь с микенской эпохой, щиты в виде восьмерки могли пережить и микенскую эпоху, и темные века, последовавшие за ней.

 

Рис. 1
1 — настенная роспись из Микен, изображающая щит в форме восьмерки.
2 — глиняное изображение аипилонского щита VIII в. Вид спереди, сзади и в разрезе. Британский музей. Очевидно, что копия сделана с подлинного щита.

 

Круглый щит с расположенной в центре ручкой, как и многие другие виды оружия позднемикенской эпохи, возможно, ведет свое происхождение из центральной Европы. Это подтверждается и находками на территории Италии. Впервые такие щиты появились в Греции в конце микенской эпохи, но главенствующим типом он стал после 1050 г. до н.э., когда на Пелопоннесе возникли поселения дорийцев. В Дельфах обнаружили два щита того же типа, но более позднего происхождения, датированных первой половиной VII в. Оба они выполнены из кованой бронзы, но представляют собой два отчетливо различающихся типа. У первого из них есть отчетливо видимая выпуклость в центре щита, в соответствующее которой углубление на внутренней стороне была «утоплена» ручка; у второго типа такой выпуклости нет совсем, а ручка, вероятно, крепилась сзади. Две дельфийские находки отражают дальнейшее развитие щита с центральной ручкой, но они уже устарели к моменту своего появления на свет, потому что с VIII века возник новый тип, который очень быстро вытеснил все предыдущие. Это был гоплитский, или аргивский, щит. Возможно, что он появился в процессе эволюции круглого щита с центральной ручкой, но археологические находки свидетельствуют о том, что, по крайней мере, в самом начале он сильно от него отличался. На самом деле их единственной общей чертой является круглая форма. Аргивский щит значительно более выпуклый, и у него усиленная кромка. Однако значительно важнее тот факт, что у нового щита была полностью изменена конструкция крепления. В центре щита находилась скоба, через которую просовывалась рука — так, чтобы щит оказался на предплечье. Собственно ручка представляла собой ремень, закрепленный рядом с краем. Воин держался за него для того, чтобы не дать щиту сползти с предплечья. Самые ранние отчетливые изображения аргивского щита можно встретить на керамике середины VII в., например, на вазе из Чиги. Там можно разглядеть все составные элементы щита нового типа, которые никак не прослеживаются у более ранних. Этот щит прикрывал гоплита от подбородка до колен и, как ничто другое, позволял держать четкий строй фаланги. Из-за того, что крепление щита находилось в середине, почти что половина его выступала за левый бок воина и при условии, что сосед слева находился вплотную, защищала его правый бок. Таким образом, он оказывался прикрытым в том месте, где щиты находили друг на друга. Одна из существенных проблем фаланги заключалась в том, что из-за этого ее могло клонить на правую сторону. В конце VI в., возможно, в результате персидского нашествия и из-за возрастания роли легких пехотинцев, вооруженных метательным оружием, к низу щита стали прикреплять своего рода кожаную привесь, которая должна была защищать ноги воина от дротиков и стрел.

 

Рис. 2
1 — щит архаического типа с центральной ручкой, который был найден в Дельфах. Масштаб 1:15.
2 — гоплиты с аргивскими щитами, изображенные на греческих вазах. Британский музей.
3 — скоба для руки с аргивского щита VI в. из музея Бари. Масштаб 1:6.
4 — скоба необычного типа из этрусской «Могилы воина» в Вульчи (ок. 525 г. до н.э.). Два «крыла» сначала неверно определили как нащечники. Музей Вилла Джулиа. Рим. Масштаб 1:6.
5—8 — фрагменты аргивских щитов VI в. Масштаб 1:3.
5 — часть украшенной витым орнаментом кромки щита из Бари.
6 — кольцо, через которое был пропущен ремень щита.
7, 8 — скобы для руки. На рисунках напротив четко видно, как именно они крепились к деревянной основе щита, а также ее толщину в этом месте — примерно около 1 см.
6, 7 и 8 — из Олимпии. Музей Олимпии.
9 — реконструкция аргивского щита VI в., выполненная по материалам находок в Олимпии.

 

Существовал обычай, что после битвы одержавший победу военачальник посвящал в какой-либо храм щит с соответствующей надписью. Множество таких щитов обнаружено в Олимпии. Размер их варьируется от 80 см до 1 м в диаметре. У некоторых из бронзы сделана вся внешняя сторона, тогда как другие имеют лишь бронзовую кромку. Все неметаллические части щитов не сохранились, но уцелело множество деталей с внутренней стороны — таких, как скобы для руки, например. Они были прибиты к деревянной основе щита гвоздями, которые затем загнули на передней стороне так, чтобы они не могли ослабнуть. Это не только убедительно говорит нам о толщине щита, но и рассказывает многое о том, как их изготовляли. Сначала из каких-нибудь твердых пород, например, дуба, делали деревянную основу щита. Затем к его внутренней стороне прикрепляли все необходимые детали, а гвозди, которые выходили на внешнюю сторону щита, отгибали и вбивали в дерево. Потом щит покрывали бронзой или бычьей кожей. Скоба бывала двух форм — широкая полоса с завернутым наверх краем (2) либо более узкая полоса, на которую делалась накладка из сыромятной кожи или войлока, расширявшая ее (3). Первый тип, как правило, более древний, а второй — более новый.

 

Рис. 3
Этрусский щит с фрагментами деревянной основы и кожаной подкладки из Ватиканского музея. Этот щит, вероятно, относится к IV в. до н.э.
1 — внутренняя сторона щита со скобой для руки, которая была, вероятно, обмотана кожей, креплениями для ремня-рукояти
и остатками деревянной основы. Масштаб 1:10.
2 — вид на шит сбоку и в разрезе.
3 — изображение щита в три четверти сверху, на котором видны скоба для руки и крепления для рукояти.
4 — реконструкция рукояти и края щита, показывающая деревянные плашки, которые использовались для того, чтобы заполнить кромку.

 

У нескольких щитов, найденных в Олимпии, все детали с внутренней стороны прикреплены непосредственно к внешней, выполненной из бронзы. Должно быть, их изготовили специально для посвящения в храм, потому что в битве они были бы бесполезны. Полагали, что эти щиты предназначались для того, чтобы удары отскакивали от них, но это противоречило бы основному смыслу фаланги, в котором каждый гоплит прикрывал незащищенный бок своего соседа, а не перенаправлял в него, например, летящие дротики.

В музее Ватикана есть замечательный образец аргивского щита. Скорее всего его обнаружили в этрусской гробнице, причем в очень хорошем состоянии, что дало возможность исследователям произвести абсолютно точную реконструкцию. У щита полностью уцелела бронзовая верхняя часть, сравнительно большое количество деревянной сердцевины и даже тонкая кожа, которой он был выстлан изнутри. На примере этого щита хорошо можно разглядеть те трудности, с которыми сталкивались древние мастера при установке бронзовой лицевой части на аргивском щите. Хотя ей, вероятно, придавали нужную форму перед тем, как закрепить на деревянной основе, край все равно требовалось затем загибать. Все трудности оружейников отчетливо видны на месте сгиба, где кромка набита изнутри деревянными плашками. В своем первоначальном виде щит должен был весить около 7 кг.

 

Рис. 4
1 – бронзовое украшение щита из Олимпии. Ок. 525 г. до н.э. Таких украшений нашли довольно много; наиболее часто встречаются изображения горгон. На боевых щитах их обычно рисовали красками. Музей Олимпии.
2 – аргивский щит. Ок. 525 г. до н.э., укрепленный дополнительной пластиной, которая должна была обеспечить руке лучшую защиту. Изображение с рельефа в сокровищнице сифносцев в Дельфах. Музей в Дельфах.

 

Деревянная основа аргивского щита была в центре всего в 0,5 см толщиной, поэтому внутрь часто закладывали дополнительную усиливающую пластину. Такие пластины можно видеть на рельефе из сокровищницы сифносцев в Дельфах или на вазе из Чиги.

У аргивского щита есть одна особенность, которая выяснилась после того, как была выполнена и опробована его модель, сделанная по ватиканскому образцу. Заключается эта особенность в том, что сильный изгиб деревянной части щита удобно подходит к левому плечу и позволяет переместить на него значительную часть веса. Это значит, что гоплит мог пройти значительное расстояние со щитом на изготовку, не перенапрягая при этом левую руку.

Как показывают рисунки на вазах, самой примечательной частью этих щитов были украшавшие их гербы и символы. Их разнообразие поистине бесконечно — геометрические рисунки, животные — настоящие и выдуманные, рыбы, крабы, птицы, конечности, вазы, якоря… Может быть, они служили отличительными знаками гоплитов, потому что при опущенном на лицо шлеме узнать их было невозможно. Позднее, примерно с конца V в., все эти мотивы сменились на буквы или символы, обозначавшие город гоплита. Лямбда, например, символизировала Спарту, т.е. Лакедемон, а дубинка — Фивы.

В Олимпии было обнаружено несколько экземпляров бронзовых украшений щита. Изображают они в основном мифических тварей — горгон, грифонов и т.п. — и были изготовлены скорее всего специально для посвящения в храм. В первом же настоящем сражении такие украшения были бы просто сметены, ибо там, как писал спартанский поэт Тиртей, «сходятся рати, щит закругленный на щит». Должно быть, на боевых щитах украшения рисовали красками.

Доспехи

В 1953 году в Аргосе, на Пелопоннесе, обнаружили захоронение, относившееся к VIII в. до н.э. Там нашли шлем и самый древний из известных на данный момент греческих панцирей. За этой находкой лежит пропасть в 7 веков, которая отделяет ее от относящегося к концу XV в. экземпляру, найденному в Дендре. О доспехах того периода нам ничего не известно.

 

Рис. 5
1, 2 — передняя и задняя половины расширяющегося книзу колоколовидного панциря из Аргоса. Музей Аргоса.
3 — способ соединения правой стороны панциря. Выступы в виде трубочек на конце передней части вставлялись в пазы на задней части, и в них продевался закрепляющий штифт.
4 — соединение сторон под левой подмышкой.
5 — способ соединения на плечах.
6 — поздний колоколовидный панцирь из Олимпии. Ок. 525 г. до н.э. Музей Олимпии.
7 — пластина, предназначенная для защиты живота. Крит.
8—11— на этих рисунках показано, как соединялся классический анатомический панцирь.
8 — система петель и соединяющий их штифт на левой стороне панциря. Музей в Карлсруэ, Германия.
9 — фрагмент панциря с соединительными кольцами и отпечатком пряжки. Британский музей.
10 — пряжка такого же типа.
11 — вид изнутри на систему крепления из петли и штифта.
12 — способ стягивания сторон.

 

Аргосский панцирь, как и его предшественники, состоит из двух половин: передней и задней. Обе половины схематически воспроизводят мускулатуру торса с выступающим кантом вокруг отверстий для рук, вдоль талии и бедер. Вокруг шеи, отверстий для рук и у бедер бронза закатана вперед по краю для того, чтобы усилить его. Наличие отступов в канте отчетливо показывает, что передний край панциря заходил на задний по бокам. На правой стороне передней пластины имеются два выступа в виде трубочек. Они заходили в соответствующие им пазы на задней стороне и соединялись при помощи двух штифтов (3), удерживая панцирь вместе до того момента, как его надевали. Обе половины соединялись двумя застежками в нижней части левой стороны — одна на передней половине панциря, а другая на задней. Под левой подмышкой и на бедре закатанный край был отогнут так, чтобы образовать паз, благодаря которому передняя часть удерживалась на месте (4). На плечах дело обстояло наоборот — там задняя пластина находила на переднюю; на месте они крепились двумя железными штырями, которые выходили из передней пластины и соответствовали отверстиям, сделанным в задней (5).

Полукруглая пластина, которая называется mitra, «митра» (термин, может быть, и неправильный, но его употребляют для удобства) могла подвешиваться на пояс и прикрывала живот. Большинство таких пластин было найдено на Крите, хотя есть и греческие экземпляры. Во Фракии их обнаружили вместе с более поздними разновидностями расширяющихся книзу панцирей, что означает, что они использовались вместе.

Во второй половине VI в. популярность расширяющихся книзу «колоколовидных» панцирей резко падает и их заменяют панцири из льна, которые стали общепринятыми для гоплитов. Однако первыми все же продолжали пользоваться, и они постепенно превратились в изящные «мускульные», или «анатомические», панцири, повторяющие анатомию человеческого торса. Хотя они и не были так популярны, как колоколовидные, возможно, из-за высокой стоимости, но продержались до самого конца римской эпохи тысячу лет спустя — они были частью формы старших офицеров. Новый панцирь делался двух типов — короткий, до талии, или длинный, прикрывающий область живота.

 

Рис. 6
1 – вид спереди на анатомический панцирь IV в. из Конверсано, близ Бари, в южной Италии. Слева он соединялся длинным рядом петель. Такой панцирь стал частью снаряжения старших военачальников. Музей Бари.
2 – вид сзади на тот же конверсанский панцирь. Справа он скреплялся традиционным способом — петлями и кольцами с ремешком и пряжкой. На плечах петель не было, и они держались только на ремешках с кольцами.
3 – короткий анатомический панцирь, половины которого соединялись кольцами. Таким типом чаще всего пользовались всадники. Большая часть археологических находок анатомических панцирей была сделана в Италии. Эта, например, из Руво, южная Италия. Британский музей.
4 – реконструкция длинного панциря с рельефным изображением мускулов из Британского музея. Он выполнен из бронзы и украшен серебряными вставками в виде сосков. На плечах и боках панцирь соединяется при помощи петель и колец.
5 – изображение гоплита в анатомическом панцире на греческой вазе. Ок. 460 г. до н.э. На воине фракийский шлем, а к щиту прикреплен кожаный фартук, защищающий ноги от дротиков и стрел. Музей Палермо.
6 – длинный анатомический панцирь, сделанный специально для всадника. У бедер он очень широк, и это позволяет без особых проблем сесть на лошадь. Сейчас известны только три экземпляра таких панцирей. Все они происходят из Италии. Вероятно, IV в. до н.э. Музей Бари.

 

Панцири с рельефным изображением мускулов, или анатомические, обычно скреплялись по бокам, а иногда и на плечах при помощи петель, одна половина которых была на задней стороне, а другая — на передней. Обычно таких петель было шесть — по две на каждой стороне и по одной на плечах. Для того чтобы надеть панцирь, с одной половины (чаще с правой) и из плеч вытаскивали штифты, проходившие через обе части петли. Тогда он просто открывался, как это было и в более раннем варианте. Затем половины панциря соединяли и вставляли все вынутые штифты на место. На обеих сторонах от петли было по кольцу, которые предназначались для того, чтобы стягивать переднюю и заднюю части. На фрагменте панциря из Британского музея можно отчетливо разглядеть рядом с кольцом отпечаток пряжки, которая при помощи ремня, пропущенного через кольца, соединяла обе половины. На некоторых панцирях система петель вообще отсутствует, и соединяются они только при помощи колец и ремешков с пряжками.

На отдельных панцирях IV в. до н.э. ряд петель слева был очень длинный и проходил от подмышки до бедра; вставить штифт в такие петли, когда панцирь уже надет, невозможно. Следовательно, левую сторону на них скрепляли заранее. Хотя процесс развития анатомических панцирей можно проследить по изображениям на греческих вазах, большинство археологических находок было сделано на территории Италии.

В IV в. до н.э. длинный анатомический панцирь был приспособлен для нужд конницы. Его низ выгнули наружу впереди и сзади — так, чтобы в нем можно было сесть на лошадь. Подобный тип панциря можно увидеть на конной статуе Нония Бальбы Младшего из Геркуланума, которая находится сейчас в музее Неаполя. Все известные экземпляры этих панцирей происходят из южной Италии, и, возможно, следует предположить, что только здесь ими и пользовались. Однако у нас слишком мало материала для таких выводов, так что делать их пока не стоит. Льняными панцирями пользовались, вероятно, начиная с микенской эпохи, но только в конце VI в. они стали стандартной частью снаряжения гоплита. Льняной панцирь делался из нескольких слоев ткани, склеенных так, чтобы получилось что-то вроде толстой рубашки, примерно в 0,5 см толщиной. Панцирь доходил до бедер. Ниже пояса имелись разрезы, чтобы дать воину возможность наклоняться. Изнутри прикреплялся второй слой, тоже разрезанный на полоски (pteryges, птериги), закрывавший разрезы в верхнем слое. По фигуре панцирь не подгонялся — его просто обматывали вокруг туловища и скрепляли на левой стороне. П-образный фрагмент, который был прикреплен к спине, притягивали вперед для защиты плеч. На вазах можно увидеть множество сцен, показывающих, как эти прочные жесткие «лямки» сами возвращались назад, в исходное положение, если их отстегивали спереди.

 

Рис. 7
1—4 — изображение льняных панцирей в греческом и этрусском искусстве.
1 — греческое, ок. 500 г.; происходит из Вульчи. Берлин.
2 — этрусское, ок. 425 г.; происходит из Тоди. Британский музей.
3 — греческое, ок. 450 г. до н.э. Музей Ватикана.
4 — этрусское, ок. 325 г. Саркофаг амазонок из Тарквинии. Археологический музей Флоренции.
5 — деталь изображения Марса из Тоди, которое находится сейчас в Ватикане (Грегорианский музей). На нем можно отчетливо разглядеть нашитые чешуйки брони. Ок. 350 г. до н.э.
6 — гоплит конца VI в. до н.э., надевающий свой льняной панцирь.

 

Несколько лет назад я изготовил копию одного из таких панцирей. Его оказалось трудно надевать из-за жесткости, но, чуть попривыкнув к доспеху, можно было ощутить, что в нем легко и удобно двигаться. Зачастую такие доспехи делали из нескольких деталей, а птериги иногда могли отстегиваться. Хотя лен обеспечивал вполне надежную защиту, такие доспехи иногда усиливали чешуйками или пластинками. На некоторых поздних этрусских доспехах можно увидеть чешуйки вполне в ассирийском стиле. К числу существенных преимуществ льняного панциря можно отнести дешевизну, относительную гибкость и легкость. Та копия, что была мною изготовлена, не имела металлических чешуек и весила 3,6 кг, в то время как колоколовидный панцирь вместе с поддрспешником весил примерно 6 кг. Пользовались таким типом доспехов до III в. до н.э., когда в употребление вошла кольчуга.

Незадолго до Рождества 1977 года стало известно, что в Вергине, Македония, обнаружили царскую могилу, предположительно принадлежавшую Филиппу II.

В могиле, как сказали вначале, находился железный панцирь. Впервые услышав это сообщение, я представил себе анатомический панцирь, сделанный из железа. Однако на международном Конгрессе по античной археологии, который проходил в сентябре 1978 года в Лондоне, М. Андроникос, который вел раскопки могилы, впервые представил панцирь на обозрение общественности. К моему большому изумлению, он оказался переложенным на железные пластины льняным панцирем. Он был изготовлен из четырех пластин — передней, задней и двух боковых — и двух изогнутых плечевых фрагментов, которые закреплялись на спине. Панцирь был украшен инкрустацией в виде золотых полосок. Возможно, у него были птериги, изготовленные из кожи или иных гибких материалов. К сожалению, до настоящего момента не существует должного описания панциря, что вынуждает нас обходиться лишь его изображениями.

Поножи и наручи

Длинные поножи, или наголенники, вошли во всеобщее употребление в VII в. Вначале они защищали только нижнюю часть ноги, от колена до лодыжки, но затем стали прикрывать и само колено. В VII и VI вв. поножи часто были богато украшены, а более поздние варианты, как и анатомические панцири, воспроизводили форму мышц ноги. В Италии и в Греции уцелело множество экземпляров таких анатомических поножей. Мускулатура на более поздних поножах обычно выглядит менее стилизованной, чем на показанных здесь образцах VI в. В Греции поножи обычно надевались слегка разогнутыми, а затем зажимались по ноге, но в Италии их иногда привязывали к ней — на нескольких италийских образцах даже сохранились кольца, через которые проходил ремешок.

 

Рис. 8
1 — рисунок на вазе (500 г. до н.э.), который изображает собирающихся в бой гоплитов. Вена.
2 — выкройка льняного панциря в виде «жесткой рубашки». Его изготовляли из склеенных между собой слоев льняной ткани.
3,4 — вид на переднюю и заднюю части железного панциря, найденного в так называемой «Могиле Филиппа II» в Вергине, Македония. Ученые пока не пришли к единому мнению по поводу возраста этой могилы. Сам панцирь представляет собой точную копию льняного, только выполненную из железа с золотыми инкрустациями. Она воспроизводит образец до мельчайших подробностей. Возможно, этот панцирь надевали на кожаный хитон с птеригами на плечах и на бедрах.

 

Обнаружено также достаточно большое количество специальных поножей, защищавших лодыжки и даже пятки. Это как раз те самые «поножи пышные», которые так любил описывать Гомер. Они обычно привязывались к ногам. Известно несколько экземпляров защитных доспехов для ног, которые подходили к сандалиям; они могли делаться цельными или же закрепляться за пальцы при помощи петель — для того, чтобы обеспечить большую подвижность. Хотя на скульптурных изображениях мы можем увидеть набедренники, известна только одна греческая находка этого рода — из Олимпии. На самом деле это скорее продолжение поножей и прикрывают они лишь нижнюю часть бедра. В искусстве их изображали доходящими до середины бедра.

Защитные доспехи для плеч и предплечий были обнаружены во время раскопок в Олимпии. Некоторые из них весьма пышно украшены. Защитные доспехи для плеч значительно превосходят по количеству находок наручи для нижней части руки. Вероятно, последними довольно редко пользовались, и их уж точно редко изображали.

Все защитные доспехи для конечностей подбивали кожей или тканью. У тех из них, что сделаны до середины VI в., подкладка закатана за край и там прошита. Преемственность в способе закрепления подкладки позволяет предположить наличие преемственности в изготовлении доспехов между микенским периодом и архаикой, а следовательно, можно предположить, что бронзовыми доспехами пользовались в темные века. Все виды защиты для рук и ног, за исключением поножей, вышли из употребления в конце VI в., да и поножи в эпоху классической Греции уже не пользовались такой популярностью, как раньше.

Шлем

Ученые много спорят о том, как следует называть различные типы шлемов. Спор этот не может ничего добавить к нашим знаниям греческой военной системы или к истории ее развития, поэтому здесь мы этот вопрос обсуждать не будем. Такие термины, как «иллирийский» или «аттический», будут использованы для того, чтобы обозначить определенный тип шлема, а не для того, чтобы указать на происхождение типа.

Существуют греческие шлемы нескольких форм, но создается впечатление, что все они восходят к двум прототипам — коническому (Kegelhelm) и архаичному коринфскому.

Кегельшлем (1) (термин пришел из немецкого языка и буквально обозначает его шишковидную, или кеглевидную, форму) является наиболее ранним шлемом железного века, обнаруженным до настоящего момента на территории Греции. Все такие шлемы состоят из пяти частей (не считая держателя для гребня). Тот экземпляр, что представлен на рисунке, был обнаружен вместе с доспехами в могиле геометрического периода в Аргосе. Конический шлем исчез в начале VII в., породив два новых типа — островной и иллирийский. Островной шлем (3) был популярен на Крите, где находят его многочисленные изображения. Показанный здесь фрагментарный экземпляр этого шлема — единственный, который удалось обнаружить до настоящего момента, — также происходит с Крита. Его изготовляли из двух частей (вместе с держателем для гребня), а затем соединяли заклепками. Каждая половинка образовывала одну сторону шлема.

 

Рис. 9
1—4 — эволюция поножей.
1 — тип, относящийся к концу VII в., когда поножи заканчивались непосредственно под коленом.
2 — тщательно проработанный образец VI в., который прикрывает колено. Найден в Олимпии. Музей Олимпии.
3 — более простой тип, также VI в. Происхождение неизвестно. Лондонский Тауэр.
4 — вид спереди, сбоку и сзади на понож конца архаики. Его нашли вместе со шлемом, который можно будет увидеть на рис. 11. Мюнхен. Глиптотека.
5 — наруч для верхней части руки. VI в.
6 — наруч для нижней части руки. VI в.
7 — защитный доспех для лодыжки. VI в. Его, вероятно, могли привязывать, используя два зубца впереди.
8 — набедренник. VI в.
9 — защитный доспех для ступни; вероятно, V в. Он снабжен петлями у пальцев и привязывался к сандалию.
5—8 — находки из Олимпии. Музей Олимпии. 9 — из южной Италии, Руво. Британский музей.
10 – бронзовая статуэтка спартанского воина, ок. 525 г. до н.э. Кроме колоколовидного панциря, на нем имеются наручи для нижней части руки и набедренники, а также коринфский шлем и поножи. Национальный археологический музей. Афины.

 

Ранний иллирийский шлем (4), несомненно, восходит к коническому шлему — это отчетливо видно по его форме и выпуклому канту по нижнему краю. Главное отличие заключается в наличии выступа, идущего вдоль верхней части шлема. Он был техническим новшеством, поскольку шлем, подобно островному, делался из двух половинок и скреплялся заклепками по этому выступу, служившему основанием для гребня. К первой половине VI в. такие шлемы делались цельными (5), и этот тип существовал и дальше, вплоть до V в. (6 и 7).

Наиболее удачной греческой конструкцией шлема можно считать коринфский, который закрывал всю голову, с прорезями только для глаз, носа и рта. У этого шлема была очень долгая жизнь, которая началась в VIII в. (2) и продлилась в изящных произведениях VII и VI вв. Самые ранние шлемы иногда делались подобно иллирийским, из двух половинок. Одной из характерных черт такого шлема, которые появились в VII в., была выемка в нижней кромке шлема — в месте, где заканчивается челюсть и начинается шея (8 и 10). То же самое можно видеть на шлемах конца VII — начала VI вв., большое количество которых (9) дошло и до наших дней, свидетельствуя об их популярности. Этот тип шлема называют миросским по тому образцу, на котором было обнаружено имя «Мирос». В начале VI в. эта выемка сменилась более ярко выраженным стреловидным вырезом — возможно, восходящим к иллирийскому типу. Этот вырез остался характерной особенностью данного типа шлемов. Номер 10 является «помесью» раннеиллирийского и коринфского шлемов и несет в себе характерные черты каждого типа. Нащечники в коринфском шлеме были упругими, так что его можно было натянуть на голову, и при этом нащечники плотно прилегали к лицу. Благодаря этому шлем легко сдвигался на макушку, продолжая надежно сидеть на голове. Именно так носил и его гоплиты вне поля битвы. Точно так же изображен этот шлем и на многих статуях, где иногда можно отчетливо разглядеть часть свободного подшлемника, высовывающегося из-под назатыльника. Подшлемник требовался ко всем металлическим шлемам, поскольку они защищали непосредственно от режущего или рубящего удара, но не от контузии. На ранних шлемах смягчающая прокладка часто заворачивалась за край шлема и там прикреплялась, как это можно видеть на дендрийских доспехах, однако начиная с VI в. ее просто приклеивали изнутри.

 

Рис. 10
Эволюция греческого шлема от VIII до V вв. до н.э. Слева находится коническо-иллирийская группа, а справа — коринфско-халкидско-аттическая. Красные линии показывают примерную датировку, но следует помнить, что типы могли развиваться в одних районах медленнее, чем в других.
1 — из Аргоса. Музей Аргоса.
2, 4, 6, 7, 16 и 17 происходят из Олимпии. Музей Олимпии.
12 — из Коринфа. Музей Коринфа.
13 — экземпляр из некрополя в Камповалано ди Кампли. Музей Чети.
18 — экземпляр из Тоди. Музей Вилла Джулиа. Рим.
9, 14 и 15 были найдены в южной Италии.
20 — из А.Копес в Греции.
Происхождение остальных неизвестно.
8 и 10 находятся сейчас в Тауэре, Лондон. 3 и 5 в Гамбургском музее искусства и ремесел. 9, 11, 14, 15 и 20 находятся в Британском музее, а номер 19 — в Музее Йорка.

 

В Греции коринфский шлем перестал встречаться в начале V в., однако в Италии он сохранился. На протяжении VI и V вв. италийцы продолжали развивать и совершенствовать свою собственную форму коринфского шлема (13, 14 и 15), причем в процессе работы над ней они уничтожили изначальную идею его создания. Хотя они сохранили отверстия для глаз и для носа, сам шлем превращен в своего рода колпак, который носили на голове так, как показано это в греческом искусстве (14). Со временем глазные отверстия стали меньше и сблизились (15), иногда их стали заполнять глазами, сделанными из слоновой кости. В конце концов они все равно исчезли, оставив след только в виде стилизованных изображений на украшавших шлем насечках. В таком виде, который известен как итало-коринфский тип, этот шлем носили римские офицеры времен поздней республики. Окончательно он исчез только в I в. н.э.

 

Рис. 11
Прекрасно сохранившийся экземпляр коринфского шлема конца VI в., найденный на Сицилии. Его нашли вместе с поножами. Мюнхен. Глиптотека.

 

Как у коринфского, так и у иллирийского шлема был один весьма существенный недостаток — в них невозможно было что-нибудь расслышать. Его много раз пытались устранить — в основном, проделывая отверстия различной формы. В Олимпии нашли несколько экземпляров подобных шлемов. Так, отверстия могли быть выполнены в форме колеса с четырьмя спицами, где сегменты между спицами были удалены, либо просто в виде выреза в области уха. Позднее распространился именно второй вариант (16). Однако эксперименты в этой области породили новый тип шлема — халкидский. Совершенно очевидно, что этот шлем ведет свое происхождение от коринфского, а на вазах его впервые начинают изображать в начале VI в. У этого нового шлема были две разновидности — одна с жестко закрепленными (17), а другая с подвешенными на петлях (18) нащечниками. Существовал и третий вариант, при котором у шлема были закрепленные на петлях нащечники, но не было пластинки, закрывавшей нос (19). Такой шлем обычно называют аттическим. У меня нет никакого желания спорить о том, можно его так называть или нет, и поэтому в данной книге аттическим будет называться шлем, во всем аналогичныи халкидскому, за исключением отсутствующей носовой пластинки. Греческих экземпляров такого шлема нет — практически все, что уцелели до настоящего времени, нашли в Италии, где он был очень популярен. На италийских шлемах обычно имеется крепление для султана из перьев, а часто есть и тонкие бронзовые крылышки.

Последний тип шлема, который следует упомянуть здесь, — это фракийский (20). Он скорее всего восходит к фригийскому колпаку. В некоторых отношениях он является аналогом аттического шлема, однако спереди у него есть широкий козырек, который защищает глаза и уши. У этого типа обычно (но не обязательно) были длинные, резко вырезанные у глаз и рта нащечники, которые изгибались по линии челюсти. Такие нащечники зачастую были богато украшены — например, изображениями бороды и усов. Этот тип шлема начал приобретать популярность с V в. до н.э.

Практически у всех шлемов имелся гребень из конского волоса. В большинстве случаев он крепился непосредственно к верхушке шлема и удерживался на месте при помощи двойных шпилек спереди и сзади. Способ его крепления на иллирийских шлемах очевиден. Но для большинства шлемов коринфского типа все не так ясно. На некоторых экземплярах есть крепление для него в тыльной части, и тогда впереди гребень мог удерживаться на месте при помощи петли, зацепленной за защитную носовую пластину. На некоторых шлемах, которые были обнаружены в Олимпии, существует целая сложная система крючков и колец, которые вроде бы должны соединяться. Если это действительно так, то тогда нам приходится признать, что на многих других шлемах подобные же приспособления оказались утраченными. Поднятые над шлемом основания для гребня были отличительной чертой шлемов архаического периода в Греции (700—500 гг. до н.э.), а в Италии они были популярны вплоть до I в. н.э. Такие держатели делались съемными и прикреплялись к шлему при помощи двойной шпильки — так, как это показано на рисунке.

Оружие

Главным оружием гоплита было копье. В могиле, которая находится в Вергине, Македония, нашли такое копье времен темных веков, с железным наконечником и подтоком, которые все еще находились на своих местах. Это копье было длиной около 2,3 м, которая и являлась скорее всего стандартной — те копья, что встречаются на рисунках, имеют длину от двух до трех метров. К концу VIII в. греки перестали хоронить своих воинов вместе с оружием, однако практика подобных захоронений продолжалась в Италии. В захоронениях VI в. в Камповалано ди Кампли, что близ Терамо, были обнаружены копья, длина которых варьируется от полутора до двух с половиной метров. У копий, показанных на вазовой живописи, наконечники листовидной формы; множество железных наконечников этого типа находят как в Греции, так и в Италии. Эти копья, которые, согласно Тиртею и Гомеру, делали из ясеня, имели металлический, иногда бронзовый подток. Маркл в своей статье, посвященной македонскому копью и пике, высчитал, что вес гоплитского копья длиной 2,5 м составлял около одного килограмма.

 

Рис. 12
1 — часть рисунка с греческой вазы, на которой показаны два разных типа основания для гребня.
2 — греческое приподнятое основание для гребня. Из Олимпии.
3 — италийское приподнятое основание для гребня. Как первый, так и второй тип закреплялись при помощи двойных шпилек. 4—7 — эволюция греческого меча.
4,5 — два позднемикенских (тип II) бронзовых меча из Каллифеи. Ок. 1200 г. до н.э.
5а — рукоятка меча такого же типа из Италии.
6 — ранний греческий железный меч из Керамика. Ок. 820 г. до н.э.
6а — бронзовая рукоятка меча такого же типа.
7 — железный меч и греческого типа ножны к нему, отделанные костью, из некрополя Камповалано ди Кампи. Ок. 500 г. до н.э. Музей Чети.
8 — железный наконечник копья греческого типа из некрополя Камповалано. Музей Чети.
9 — греческий бронзовый подток копья из Британского музея.

 

У гоплита также был меч. Находки времен темных веков показали, что в то время продолжали пользоваться мечом так называемого позднемикенского типа II, который вел свое происхождение из Центральной Европы. Делали его теперь, однако, из железа. Образец из Керамика представляет собой прямой обоюдоострый меч, длина клинка которого примерно 75 см. Ко времени греко-персидских войн его вид немного изменился — клинок приобрел листовидную форму и стал короче, примерно 60 см. Несколько замечательных образцов таких мечей найдено в Камповалано ди Кампли. Подобный меч был, без сомнения, рубящим оружием. В VI и V вв. до н.э. постепенно начинает входить в употребление изогнутый меч с односторонней заточкой — копис (kopis), который, возможно, впервые появился в Этрурии. Эти изогнутые мечи с массивным клинком длиной около 65 см были страшным рубящим оружием. Позднее они были преобразованы в более короткое колюще-режущее оружие, которое стало столь популярно в Испании и Македонии.

Источник:

Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. «Эксмо-Пресс». Москва, 2000.
Перевод: С. Лопухова, А. Хромова.

www.roman-glory.com

Вооружение и доспехи античных воинов

Появление первых доспехов произошло задолго до появления войны и военного дела. Доспехи часто ассоциируются с металлом, но кожа и ткань являлись гораздо более распространенным материалом для их изготовления. Люди каменного века впервые научились изготавливать простые доспехи из шкур животных, ставших прототипом первых кожаных и тканевых доспехов. Шкуры животных защищали людей не только от холода, но и от острых когтей и зубов хищников, нападавших во время охоты. Конечно такая броня не могла спасти охотника от серьезных ран, но люди научились шить прочную одежду из кожи животных, закрывающую всё тело. С появлением первого оружия ближнего боя — острого ножа, кинжала, боевого топора, и оружия дальнего боя -метательного копья, стрел с металическими наконечниками, надо было позаботиться о более надёжной защите воина. Прежде всего воину нужен был надёжный шлем, щит, нагрудные кожанные доспехи.

Античные воины Крито-Микенской цивилизации 

Период первых цивилизаций ознаменовал начало эпохи войн между новыми государствами, появилась армия и совершенствовалось оружие.
В античные времена воины Минойской цивилизации острова Крит носили костяные рогатые шлемы, были вооружены копьями и щитами. Бронзовые обоюдоострые короткие мечи этого периода имели тонкий й клинок длиной около 80 см, примерно в IX веке до нашей эры для изготовления мечей стали использовать железо, клинок стали делать шире и короче.

Люди научились обрабатывать не только ткань, кожу и кости животных, но и металл, в эпоху бронзы появились возможности для создания военной брони, дающей воину настоящую защиту. Кожаные доспехи, а так же тканевые считались лёгкими доспехами, но от них не отказывались и в эпоху тяжёлых рыцарских лат. Металл научились обрабатывать очень давно, но по-настоящему крепкие и тяжёлые доспехи появились лишь в позднем средневековье.

Древняя Эллада, приемница Крито-Микенской цивилизации, во многом усовершенствовала методы войны и воинского вооружения. Обязанностью гражданина любого свободного древнегреческого полиса было несение военной службы, они должны были сами заботится о своем вооружении.

Древнегреческие воины гоплиты (др.-греч. ὁπλίτης) представляли собой тяжёлую пехоту, вооруженную тяжёлыми (около 8 кг.) круглыми «аргосскими» щитами — гоплон (др.-греч. ὅπλον), защищавшим воина от шеи до колен. Первые воины-гоплиты появились в спартанской армии. Гоплитами во время войны становились граждане со средним достатком, они могли сами обеспечивать себя вооружением и снаряжением за собственный счёт. Лучшие армии греческих полисов состояли из обеспеченных граждан, тяжеловооружённых пехотинцев-гоплитов, объединённых в фаланги.

Легкая пехота в Древней Греции именовалась пельтасты (др.-греч. πελταστής),  которые были застрельщиками боя, они метали в противника дротики. Пельтасты назывались по названию щита — пелта  (др.-греч. πελτα) — лёгкий кожаный щит, используемый фракийскими пехотинцами-велитами (пелтастами), имеющий форму полумесяца. Изготовлялся щит-пелта из лёгкого дерева, или плетёнки из тростника, лозы.


Праща — метательное холодное оружие, использовалось войнами-пращниками Ассирии, Персии, Греции, Рима и Карфагена. Праща состояла из верёвки или ремняя, с петлёй на конце, куда продевается кисть пращника. В центре пращи, вкладывали каменный или металлический снаряд.

Свинцовые пращные пули с надписью -«Лови». 4 век до н.э.

Пращник вращал пращу со снарядом в горизонтальной или вертикальной плоскости, усиливая круговые движения, и в момент самого сильного маха выпускал свободный конец пращи и снаряд на большой скорости вылетал из пращи. Хотя лук был более точным оружием, пращники с металлическими снарядами ценились выше лучников, так как метательные свинцовые пули сохраняли большую убойную силу.

Ксифос (др.греч. ξίφος) прямой обоюдоострый короткий меч с листообразным клинком длиной около 60 см. позаимствован эллинами у скифов.  Скифский способ погребения, заимствовали греки. (Книга Мак Ферсона «Antiquities of Kertch», 1857 г.)

Скифские воины.

В Северном Причерноморье до прихода древних греков жило множество племён, родственных по языку, религии, культуре, имеющих общность стиля изобразительного искусства, который современные искусствоведы называют «звериным стилем». Древние греки, основавшие на берегах Понта Аксинского (Чёрного моря) свои колонии, столкнулись с местными племенами и совершенно не различали особенностей этих племён, и поэтому, всех чужеземцев, кто не говорил по-гречески, и жил за пределами Греции, они называли варварами. Кочевников и землепашцев Северного Причерноморья греки называли скифами, а их обширные территории проживания — Скифией.

Название «скиф» происходит от греческого слова «ксифос» — ξιφωζ  — шип — так греки называли короткий скифский меч длиной 60 см. — грозное скифское оружие в рукопашном бою. Скифский клинок, короткий меч, скифы называли акинак, а по-гречески клинок — σπαθί — «спаси».

Скифские воины были вооружены мощным луком нового типа, сделанного из нескольких слоёв дерева и сухожилий. Скифский лук был гораздо более мощным, чем обычный деревянный лук, так как различные слои дерева увеличивали мощь и ударную силу, выпущенной из лука скифской стрелы с трёхгранным наконечником.

В конном бою, скифы использовали отряды лучников, которые одновременно выпускали сотни смертоносных стрел в течение нескольких минут. В конце 6 века н. э. византийский писатель описал смертоносную силу конных скифских лучников, которые не прекращали боя до полного уничтожения противника. 

Оружием скифов, сражавшихся в пешем строю, был боевой топор с узким длинным острым лезвием — секира (лабрис). В рукопашном бою скифы-пехотинцы сражались также храбро и ожесточённо, как и скифы всадники.

Не смотря на то, что в эти времена обработка бронзы достигла очень высокого уровня, доспехи из бронзы были не так популярны как тканевые, они стоили больших денег.

В состав доспехов скифского воина входил щит с панцирным покрытием. Ширина скифского щита — 93 см, в нижней части (по середине) разделён вырезом длиной 17 см, шириной 10 см. Такой щит был очень удобен для всадника конца V — начала IV вв. до н.э.

Скифский шлем округлой формы с небольшим шишаком на макушке, праобраз древнерусского шлема.

Скифский панцырь представляет собой кожаную рубаху без рукавов, застёгивающуюся на правом беку (косоворотка). Передняя часть панцыря скроена так, что плечевые части, разделённые вырезом ворота, заходят вперёд в виде длинных полос-оплечий с пластинчатым набором. Оплечья закрывали не только плечо, но и предплечье, крепились к спинной части доспеха с помощью железных ворварок и шнурков. Железные пластины набора нашиты на кожаную основу горизонтальными рядами снизу вверх таким образом, что правый край каждой пластины надвигался на левый край соседней, в результате чего получалось сплошное покрытие, не дававшее просвета при растяжке основы на перегибах. Панцырь оставл простор для телодвижений, обеспечивая воину максимально возможную подвижность. Передняя часть доспеха доходит только до пояса, то есть выкроен  для всадника. В нижней части подола панцыря расположены две ворварки, к которым с помощью шнурков крепились штаны, выполнявшие функции набедренников и поножей (длина 60 см, ширина 30 см), штаны представляли собой прямоугольные куски кожи с пластинчатым набором. Их обёртывали вокруг ног и соединяли с внутренней стороны. В районе колена пластинчатый набор отсутствовал, для удобства управления конём.

Скифский шип, сделанный из головки лучевой кости человека, представляет собой четыре острия соединеные общей базой так, что, как бы шип ни бросали при приземлении, одно из остриев шипа всегда стоит вертикально; одно острие изготовлено из кости человека, а три других — из слоновой кости; они вставлены в суставчатую заостренную кость. (Описание из Книги Мак Ферсона «Antiquities of Kertch», 1857 г.)

Древнегреческий воины.

Помимо щита, греческий гоплит носил шлем, известны два типа древнегреческих шлемов. Коринфский шлем полностью закрытый с прорезами для глаз и рта, имеет Т-образную форму. Шлем часто украшали короткой конской гривой.

Иллирийский шлем не закрывал лицо воина, и не имел защиты для носа, уши воина также были открыты, воин получал лучший обзор, и это делало его более лёгким и удобным, чем коринфский. В последствии коринфский шлем видоизменился и стал больше похож на иллирийский.

Линноторакс – боевые доспехи из нескольких слоев плотной ткани, чаще всего использовались гоплитами, а также легкой пехотой и кавалерией. Линноторакс не стеснял движения воина, полагающегося в бою на свою силу, ловкость и быстроту движения. Доспехи из бронзы назывались гиппоторакс, они повторяли анатомический рисунок мышц. Античные воины носили наручи и поножи, защищающие руки и ноги от поражения. Чешуйчатые доспехи так и не закрепились в древнегреческой армии, видимо из-за их тяжести, стесняющей движения война и очень жаркого климата, из-за жары металл доспехов раскалялся.

В древнем Египте из-за невыносимой жары и дороговизны изготовления даже матерчатых доспехов, простые солдаты почти никогда не носили доспехов. Египтяне использовали щит и носили традиционные египетские парики, которые были выполнены из твердой кожи и украшены костяными или бронзовыми накладками. Шлем и умелое владение щитом, смягчали удар топора, булавы или палицы. Бронзовые топоры и мечи были оружием богатых воинов и военачальников, простые солдаты были вооружены щитом, копьём и коротким клинком. За многие годы раскопок в Египте почти не было найдено ни одного металлического панциря, что говорит о дороговизне его производства и, возможно, малой эффективности. В египетской армии, да и многих армий античной эпохи были конница и колесницы. Все знатные, хорошо обученные войны сражались, стреляя из лука, и передвигаясь на колеснице, выступающей в роли мобильной кавалерии. Меткость стрельбы из лука во время быстрого движения колесницы требовала немалого умения, таких знатных воинов на колесницах ценили и они носили тканевые или кожаные доспехи.

Римская армия является неким продолжением и развитием идей фаланги. В это время наступает железный век. Боевые доспехи из бронзы и ткани сменяются железными, римские легионены вооружаются короткими мечами, шлемами  и массивными щитами, позволяющими подходить вплотную к противнику, наносить удары и ломать строй.  В железный же век, меч становится все более прочным и длинным, появляется необходимость в доспехе, который мог эффективно останавливать рубящие удары.  Копье было оружием гоплита и многих армий этого времени.

Так тяжелый доспех гоплита сменяется кольчугой – lorica hamata. Кольчуга не слишком эффективна против копья, но может остановить рубящий удар меча или топора. Легионы часто сражались с племенами, не имевшими строя, многие варвары с севера были вооружены топорами, для защиты от рубящего оружия был необходим надёжный щит.

Большой ростовой (башенный) древнеримский щит с центральной ручкой и умбоном, назывался скутум (лат. scutum), был распространён в Италии ещё в бронзовом веке. Римский щит имел только одну горизонтальную рукоятку в центре.

СКУТУМ — является предшественником овального щита ауксилиума*, который стал вытеснять скутум примерно со II века. Ауксилиум (лат. auxilia) — вспомогательное подразделение древнеримской армии, набиравшееся из иностранцев.

Римляне позаимствовали скутум у этрусков. В Этрурии, близ Ветулонии, в одной из могил некрополя Поджо-алла-Туардия, VIII века до н. э., найдено скульптурное изображение щита-скутума. Примерно с начала IV века до н. э. стал использоваться римскими легионерами вместо аргивского гоплитского щита
Позднее от римлян этот тип щита приняли на вооружение кельты, иберийцы и иллирийцы.

Потеря щита для римского воина считалась позором не меньшим, чем потеря меча.

Римский скутум времен Республики имел размеры около 75 см шириной, около 120 см высотой, и вес 8-10 кг. Согласно Полибию, его изготовляли из двух деревянных досок, обтянутых сперва грубой тканью, а затем телячьей кожей. Римский Скутум найден в Фаюмском оазисе, высота щита —  128 см, ширина 63,5 см, сделан из березовых досок.

Во время боя римские солдаты держали щит вдоль левого бока и теснили противника, налегая на щит плечом и помогая себе коротким мечом.

Более поздние скутумы уменьшились в ширину, однако несколько удлинились, что позволяло практически полностью закрыться щитом от противника.

Древнеримский щит-скутум служил надежной защитой для легионеров, а в сочетании со строевой тактикой боя, скутумы создавали непреодалимую стену, надежно защищяющую римских солдат, сквозь римский строй противник не мог пробиться.

 

Прародина ариев. История, обряды и мифы. Легенда о «Золотой Бабе»

ru-sled.ru

Снаряжение греческого гоплита | Униформа армий мира

Гоплиты служили в армиях царей и тиранов, но по своей сути гоплиты были солдатами-гражданами. Долгом граждан всех свободных греческих городов-государств было нести военную службу.
Любое собрание граждан представляло собой собрание солдат, служащих в данное время или отслуживших свое ветеранов.
Фактически, каждый греческий гражданин был гоплитом.

Источник: «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)

Наиболее важным элементом экипировки гоплита был щит (aspis). При массе около 6,2 кг щит неплохо держал удар мечом или копьем, но мало защищал от стрел и дротиков.
На многих греческих вазах изображены пробитые щиты. Спартанский полководец Брасид был убит, когда его «предал щит». Ксенофонт рассказывает, как лакониец Леоним был убит копьем, пробившим его щит.
Гоплиты предпочитали жертвовать надежной защитой в пользу легкости.
Когда античные или современные авторы говорят о бронзовых щитах, они имеют в виду тонкую (тоньше половины миллиметра) наружную бронзовую обшивку щита. Основную же часть щита составлял слой древесины.
В архаический период бронзой усиливали только внешний край щита, иногда дополнительно добавляя бронзовую накладку на центральную часть.
На архаических вазах поверхность щита всегда черного цвета, тогда как окантовка и центральная эмблема красные.
Около 500 г. до н.э. греки освоили новую технологию, став покрывать бронзой всю наружную поверхность щита, а эмблему на щите стали рисовать. Соответственно, изменилось и изображение щитов на керамике. Теперь весь щит стал красным, а черной — эмблема.
На изображениях в профиль видно, что щит приобрел большую кривизну по сравнению с архаическим периодом. Окантовка придавала щиту дополнительную жесткость и не давала ему расколоться.
Окантовка -отличительная особенность гоплитского щита.

 

От шлема также не требовалось выдержать любой удар.
Конструктивно шлем представлял собой компромисс между защитой и массой. Гоплиты использовали различные закрытые шлемы, которые серьезно ограничивали поле зрения и затрудняли слух.
Внутри шлем имел матерчатую подкладку, но подбородочных ремней греки не знали. Шлем надевали прямо на голову, хотя иногда использовали шапку-подшлемник.
Гомер упоминает кожаный колпак (kalaityx), который носили в бою, однако мы не знаем, использовался ли этот колпак в качестве подшлемника.
Греческий шлем украшался плюмажем или гребнем из конского волоса, который зрительно прибавлял воину роста и делал его более внушительным.
В поздний классический период, когда начала оформляться концепция униформы, плюмаж также стал обозначать должность. Шлем полководца Ламаха был украшен тремя гребнями и парой плюмажей.

Источник: «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)
Источник: «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)

Гоплиты в V в. до н.э. использовали два типа панцирей: мускульный панцирь и композитный панцирь.
Мускульный панцирь назывался так потому, что бронзовые грудная и спинная пластина имели рельеф, имитирующий мышцы торса. Мускульный панцирь развился из архаического колоколообразного панциря, называвшегося так за свою форму. По нижнему краю архаического панциря шел фланец, придававший панцирю сходство с колоколом. Позднее этот фланец исчез, а мускульный панцирь стал длиннее, так что доходил до промежности.
Композитный панцирь получил свое название из-за своей конструкции с использованием различных материалов. Обычно он состоял из железных или бронзовых пластин, покрытых для защиты от погодных условий кожей или холстиной.
Пах прикрывали двойным слоем свисающих полос, называвшихся pteruges, т.е. «крылья». Второй слой полос на половину ширины смещался относительно первого.
Птеруги делали из отвержденной кожи.
Как правило, полоски украшались цветной каймой, а по нижнему краю пускалась бахрома. Птеруги представляли собой неотъемлемую часть доспехов, неразъемно присоединенную к нижнему краю панциря.

Источник: «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)
Источник: «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)
Источник: «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)
Источник: «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)

Источник:
1. «Греческий гоплит 480-323 гг. до н.э.» («Новый солдат» № 83)

uniforma-army.ru

ИСТОРИЯ ОРУЖИЯ: Древнегреческие гоплиты

Среди городов-полисов Древней Греции наиболее сильными были Афины и Спарта. Все взрослые мужчины греческих городов-государств были обязаны идти в армию. Ударной силой греческой армии была фаланга гоплитов — тяжелая пехота. Глубина фаланги составляла 8 — 12 шеренг. Передние шеренги принимали основной удар противника, поэтому имели самое мощное вооружение. Несколько фаланг входили в более крупное соединение.


Древнегреческий гоплит был очень хорошо защищен.

Бронзовый панцирь — на внешней поверхности изображение человеческих мышц,

поэтому его называют анатомическим.

Он состоял из двух половин, на плечах и боках соединялся петлями


Он носил бронзовый панцирь с рельефным изображением мускулов и бронзовый шлем с гребнем из жесткого конского волоса.

Аттический шлем был очень глубоким, 

закрывающим шею и щеки

Из-за ограниченной видимости шлем до боя сдвигали на затылок. Ноги закрывали бронзовыми поножами, некоторые носили сандалии. В бою гоплит использовал круглый щит. Весил он около 7 килограммов и имел диаметр 80 — 100 сантиметров при толщине 0,5 — 1 сантиметр.

Гоплитов набирали из богатых семей, и они сами покупали себе вооружение.

Греческий гоплит — доспех из льняной кирасы.

Низ живота и бедра прикрывались фестонами, заходившими друг за друга.

Щит из дерева обтянут кожей и окантован по краю бронзой 


Когда в гоплиты пошли менее обеспеченные граждане, появилось дешевое вооружение. Бронзовый панцирь был заменен в V веке до н.э. льняной кирасой, простеганной из нескольких слоев ткани, иногда с металлическими пластинами. Большой щит, закрывал воина от подбородка до колен, голову защищал бронзовый шлем. Стрелы не пробивали этих щитов и шлемов.


Массированный удар фаланги, когда полторы сотни воинов, напирая друг на друга, шли вперед, остановить могла только другая фаланга.


Основным оружием гоплита было длинное копье с железным наконечником. Копьем старались попасть в щели шлема, плечо или прорези кирасы. Использовали также короткий (40 — 60 сантиметров) обоюдоострый меч. Меч предназначался для тычкового колющего удара, поскольку в тесной фаланге размахнуться было невозможно.

Майхара — короткий массивный меч с изогнутым однолезвийным клинком,

рукоять бронзовая или костяная


В V веке до н.э. применяли массивные железные мечи — майхары. Их режуще-рубящие удары наносили страшные раны противнику. Эти мечи использовала и конница, и вспомогательные части.


Фаланга была уязвима с флангов, поэтому в VI веке до н.э. появляются отряды вспомогательных войск, состоявшие из бедных воинов — пельтастов. Они имели легкий щит, короткое копье и меч и в бою обычно прикрывали фаланги или атаковали врага. К вспомогательным частям относились также лучники и пращники, которые были наемниками. Конница появилась лишь после персидских войн (490 — 449 года до н.э.).
Наивысшего расцвета греческая фаланга достигла в Македонии при царе Филиппе II (359 — 336 года до н.э.). Его фаланга состояла из 12 шеренг в глубину и была вооружена длинными копьями — сариссами.

Копье сарисса — наконечник железный, листовидный, с ребром посередине.

На заднем конце сариссы — подток — железное или бронзовое окончание копья


Лишь первые три шеренги могли выставить копья наружу, остальные держали их под углом вверх. Защитное вооружение македонцев напоминало греческое, только шлем был фракийского типа, а щит менее крупный.

Македонский шлем фракийского типа с навершием в форме фригийского колпака,

лицо прикрывала маска с изображение усов и бороды

Благодаря македонским гоплитам Филипп II завоевал всю Грецию, а его сын Александр Македонский с небольшим войском покорил Египет, огромную Персидскую державу и вступил в бой с индийскими княжествами.

Македонский гоплит — на голове бронзовый шлем

фракийского типа с козырьком

После смерти гениального полководца в 323 году до н.э. его держава распалась. Греция и Македония были завоеваны Римом в 146 году до н.э.

history-of-weapons.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *