Фото корабельного вооружения – Ошибка 404

Лучшее противокорабельное оружие » Военное обозрение

Ценой относительно низких потерь пилоты-камикадзе смогли разбить половину военного флота США!


Относительно низких потерь? Все познается в сравнении: за годы войны с задания не вернулись 60.750 японских пилотов. Из них только 3912 были “официальными” камикадзе. Случаи самопожертвования в безвыходной ситуации по собственной инициативе следует рассматривать отдельно.

В данной статье оценивается эффективность “специальных атак” как основной тактики японской авиации на завершающем этапе войны.

Итак, на что разменяли свою жизнь 3912 летчиков-самоубийц?

За полгода боевых действий — 16 тяжелых авианосцев в хлам. Это было похоже на еженедельный марафон “Мидуэй”. Только во всех эпизодах того марафона “огребал” американский флот. «Эссекс», «Саратога», «Франклин», «Интрепид»… не по одному разу!

Счет взорванных и сгоревших крейсеров и эсминцев шел на многие десятки; транспортов и десантных кораблей — на сотни единиц!

Черт возьми, что это было?

Скоростное маневрирующее средство воздушного нападения, оснащенное самой лучшей, отказоустойчивой и непревзойденной по точности системой наведения. Глазами живого человека.

Японцы просчитали всё.

При “цивилизованных” методах ведения боя летчик производил сброс бомб с определенного расстояния от цели (больших или малых высот), оставляя себе возможность для выхода из атаки. В ущерб для точности нанесения удара.

Камикадзе разрушили сложившиеся стереотипы. Словно ГСН современной ракеты, смертник “запирал” свой самолет на выбранную цель и шел в бессмертие.


Пожар на авианосце «Белла Вуд», на заднем плане горит «Франклин», также атакованный камикадзе. В цивилизованных условиях для атаки на авианосное соединение потребовались бы несколько авиаполков, оснащенных техникой и не уступающих по качеству американским «Хэллкэтам» и «Корсарам». Ударные группы, группы прикрытия… У японцев не было ни того, ни другого, ни третьего… Но был результат

Зенитчики могли стрелять до посинения, но если смертник выходил на прицельную дальность огня автоматических пушек (“Бофорс” ≈ 7 км, в реальной остановке еще меньше — ближняя зона обороны), то ситуация приобретала фактор неизбежности. Подбить самолет было недостаточно. Смертельные выстрелы в упор часто оказывались бесполезны. Изрешеченный “зеро” с убитым пилотом продолжал свой путь в направлении цели.

Осознав масштабы катастрофы, американцы начали работы по перевооружению на 76-мм зенитки — у проверенных 40-мм “Бофорсов” просто не хватало могущества, чтобы разметать воздушную цель на мелкие обломки.

Единственным надежным способом был перехват на дальних подступах силами истребительной авиации благодаря возможностям мощнейшей авиатехники ВМС США. Благо японцы, помимо боевых самолетов, использовали все, что могло летать, вплоть до неуклюжих гидропланов.

Способ имел много преимуществ и всего один недостаток — ввиду непредсказуемости обстановки и сложности в распознавании воздушных целей перехватить каждого камикадзе было невозможно.

14% камикадзе сумели прорвать эшелонированную оборону соединений, повредив 368 кораблей и потопив еще 34. Жертвами этих атак стали 4900 моряков, еще около 5 тыс. получили ранения. (По данным отдела исторических исследований Минобороны США.)

По совокупности поражающих факторов поршневой самолет превосходил крылатые ракеты нашего времени. В первую очередь своей механической прочностью. Вместо пластиковых обтекателей и антенн в головной части “Гарпунов” и “Калибров” японский “зеро” наносил оглушительный удар 600-килограммовой стальной “чушкой” (14-цилиндровый мотор “Накадзима Сакае”). Отсюда повышенная проникающая способность у этого дьявольского оружия.

Словно раскаленный нож, камикадзе прошивали борта и переборки (в отдельных случаях даже броневые полетные палубы и горизонтальную защиту линкоров), обрушивая в отсеки груды раскаленных обломков ливень из полыхающего горючего и своё “боевое оснащение”, которое не уступало по мощи боевым частям современных ПКР. К примеру, модификация “зеро” А6М5 в варианте смертника штатно оснащалась 500-кг авиабомбой на подфюзеляжном держателе (что было сравнимо с БЧ “Калибра”, Томагавк-TASM, или новейшей LRASM).

Рекордсменом по количеству взрывчатки стала реактивная “Ока”, несшая на своих крыльях смерти 1,2 тонны аммонала. Впрочем, применение самолетов-снарядов MXY7 оказалось малоэффективным из-за высокой уязвимости их носителей — двухмоторных бомбардировщиков G4M.

В вопросах нанесения ущерба масса самого летательного аппарата значения не имела. Крылья, жестяную обшивку и другие “мягкие” элементы мгновенно отрывало при встрече с преградой. Вперед шли только боевая часть и массивные детали мотора.

Что касается скорости, то подавляющее большинство крылатых ракет (~0,8М) недалеко ушли от японских камикадзе на поршневых самолетах (их скорость в момент встречи с целью могла превышать 500 км/ч).

Что касается дальности, то рекорды смертников остаются недостижимыми для современных противокорабельных средств. В ходе операции “Тан №2” живые бомбы были выпущены в атаку с расстояния 4000 км против стоявшей на якоре у атолла Улити американской эскадры. Корабли США укрыла ночная мгла, в которой японские “ниндзя” подкрадывались к цели. И все же ударный авианосец “Рэндолф” оказался выведен из строя (пробита полетная палуба, 27 погибших, 100+ раненых, потери в авиатехнике).

С учетом мощности заряда (800 кг), которым были оснащены двухмоторные бомбардировщики “Йокосука P1Y”, участвовавшие в атаке на Улити, и других примеров встреч с камикадзе экипажу “Рэндолфа” просто сказочно повезло.

Сравнение японский пилотов с противокорабельными ракетами есть попытка объяснить на популярных примерах, что камикадзе не были хрупкими смешными “кукурузниками”, управляемыми безусыми юнцами. Которые были брошены в бессмысленную атаку преступным решением командования.

Это были опаснейшие боевые машины, которые, с учетом возможностей корабельной ПВО того периода, имели высокие шансы на прорыв к целям. А далее наступал апокалипсис для противника.

Самое совершенное оружие

Признаюсь, я сам какое-то время назад сомневался насчет эффективности самоубийственных атак. В верхних строках списка официальных потерь ВМС США фигурируют лишь 14 потопленных эсминцев и три эскортных авианосца. С намеком, что ничего крупнее камикадзе потопить не смогли.

Интерес к теме боевых повреждений кораблей заставил по-новому взглянуть на ситуацию: реальный ущерб от действий камикадзе был огромен. В этом смысле заявления японской пропаганды о “десятках уничтоженных авианосцев” более близки к истине, чем нарочито сдержанные заявления американцев о “потопленных эсминцах”.

Начать нужно с того, что попадания выше ватерлинии редко способны нарушить плавучесть крупного корабля. На палубах мог часами полыхать неконтролируемый пожар, выходили из строя все приборы и механизмы, мог сдетонировать боекомплект. Но корабль (вернее, то, что от него осталось) по-прежнему держался на плаву. Эпический пример из морской истории — агония тяжелого крейсера “Микума”, развороченного взрывом 20 собственных торпед.

Именно с этой позиции нужно исходить при оценке результативности атак камикадзе.

Что имело большее значение в масштабах флота: потопление эсминца или “всего лишь повреждение” авианосца “Банкер Хилл” полным водоизмещением 36 тыс. тонн? На котором в результате двойной атаки смертников сгорело 400 человек и все авиакрыло. “Банкер Хилл” так никогда и не был восстановлен.

Каноническое фото горящего «Банкер Хилл»

А вот легендарный “Энтерпрайз”. В литературе красочно описываются его подвиги во всех важнейших сражениях Тихоокеанского ТВД. Но редко можно слышать о том, как закончилась его судьба.

…Лейтенант Томиясу ввел свой “зеро” в последнее пике. “Если захочешь услышать мой голос, прижми к уху ракушку, я тихо спою”.

Взрывом вырвало носовой самолетоподъемник — на этом история “Энтерпрайза” и завершилась. До этого корабль уже дважды становился жертвой атак камикадзе (в т.ч. случай с пожаром, вызванным зенитным огнем при отражении атаки смертника), но всякий раз признавался ремонтопригодным и возвращался в строй.

Третья встреча с камикадзе поставила точку в боевой карьере авианосца.

Броневая полетная палуба толщиной 80 мм стала спасением для находившихся поблизости британских авианосцев (“Викториэс”, “Формидэбл”, “Илластриэс”, “Индомитэбл” и “Индифатигэбл”). По воспоминаниям англичан, после каждого тарана матросы выбрасывали за борт обломки камикадзе, драили палубу, затирали царапины, и авианосец вновь приступал к выполнению боевых заданий. Красота! Ничего подобного тому аду, который творился на “Эссексах” и “Йорктаунах”.

“Взрывом вышибло кусок броневой палубы размером 0,6х0,6 метров. Её обломками были распороты проходившие в этом месте шахты газоходов. По ним раскаленные куски металла проникли в машинное отделение и, пробив магистрали, застряли в днище авианосца. “Формидэбл” окутался клубами дыма и перегретого пара, скорость упала до 14 узлов. С полетной палубы полетели за борт горящие самолеты”.

Все, что оставалось, — только аккуратно затереть шкуркой “царапину”…

Здесь не о том, что конструктивная защита не выполнила своего назначения. Нет никаких сомнений в том, что устойчивость британских авианосцев оказалась выше, чем у американских “Эссексов” и “Йорктаунов”, понесших значительно больше потери. Приведенный случай лишь указывает, что разрушительная мощь камикадзе позволяла им бороться даже с защищенными целями.

И вновь строки военной хроники:

“Жертвами первого камикадзе стали 11 стоявших на палубе истребителей. В ходе второй атаки “Формидебл” получил новые повреждения и лишился еще 7 машин. В составе авиакрыла на тот момент осталось 15 боеспособных самолетов…”

Боеспособность самого “Формидэйбла” в тот момент выглядела очевидным образом: авианосец с выбитым авиакрылом.

Повреждения не могли оставаться без последствий. Накопленный ущерб приводил к снижению боевой устойчивости. Под конец похода на ангарной палубе “Формидебла” возникло возгорание при выполнении технического обслуживания самолета. Пожар быстро распространился и охватил весь ангар из-за отказа приводов противопожарных перегородок, поврежденных атаками камикадзе. В огне погибла вся стоявшая в ангаре авиатехника.

Авианесущие корабли являлись для камикадзе целью №1. Один из важнейших инструментов морской войны, который привлекал смертников своими размерами и уязвимой конструкцией. Обилие взрывоопасных и легковоспламенимых материалов, размещенных безо всякой защиты на верхней (полетной) палубе, что гарантировало зрелищный результат.

Большинству смертников не посчастливилось исполнить мечту: им предстояло атаковать корабли других классов. Многие, не решаясь “искушать судьбу”, выбирали целью эсминцы, обладавшие более слабым зенитным огнем, чем крупные корабли 1 ранга. Особенно доставалось эсминцам радиолокационного дозора, жертвенным “агнцам” флота, патрулировавшим в стороне от основных сил, на самых опасных направлениях.

В этом смысле тактика ВМС США фактически не отличалась от японских камикадзе: эсминцы и их экипажи были заведомо отправлены на убой, следуя жестокой логике войны.

Более крупные и защищенные корабли камикадзе брали измором. А по масштабности разрушений последствия от серий таких атак не уступали улетевшему в небо самолетоподъемнику “Энтерпрайза”.

Обратимся к боевой хронике:

“Удар второго камикадзе пришелся в палубу “Австралии” между установок среднего калибра по правому борту (14 убитых, 26 раненых). На крейсере стал остро ощущаться недостаток подготовленных расчетов для зенитных орудий (с учетом первой атаки, жертвами которой стали 50 из находившихся на верхней палубе моряков). Действующими остались только две универсальные установки — по одной на борт.»

Вечером того же дня “Австралия” подверглась атаке третьего камикадзе, но его самолет был сбит зенитным огнём американского крейсера “Колумбия” — который тоже стал жертвой смертников.

На американском крейсере приключилась неприятность: камикадзе протаранил кормовую часть и взорвался на нижних палубах (13 погибших, 44 раненых), устроив мощный пожар в опасной близости от погребов кормовых башен ГК. Последовавшее их затопление, вкупе с повреждениями в этой части корпуса, лишило “Колумбию” половины артиллерии главного калибра. К чести экипажа, крейсер продолжил оказание огневой поддержки десанту в заливе Лингаен, одновременно отбиваясь зенитным огнем, прикрывая себя и другие корабли от атак с воздуха. До тех пор, пока на его палубу не рухнул следующий смертник, выбив шесть директоров управления огнем и 120 человек экипажа. Только после этого “Колумбия” получила разрешение покинуть зону боевых действий и ушла на полугодовой ремонт в США.

Что касается, упомянутой “Австралии”, то та подверглась в сумме пяти атакам. В финале адского представления изувеченный крейсер с креном 5° (результат падения камикадзе в районе ватерлинии и образовавшейся в этом месте пробоины 2х4 метра) покинул зону БД и более никогда не принимал участия в войне.

Столкновения 180-метровых громадин водоизмещением 14 тысяч тонн с самолетами имели очевидные результаты. Чтобы заставить крейсер прекратить участие в операции, требовались неоднократные попадания камикадзе.

Понятно, что для борьбы с еще более крупными и защищенными единицами тактика «камикадзе» начала давать сбой. Конструкция «кораблей линии» была рассчитана на противостояние ударам, от которых более слабые корабли сразу разваливались на части, осыпая обломками дно океана.

Камикадзе 15 раз удалось протаранить линкоры (ЛК), но ни один из атакованных кораблей не прервал своего участия в операции.

Технический уровень не позволял обеспечить дистанционное управление орудиями и приборами, вынуждая иметь на палубе ЛК десятки боевых постов. Взрывами сильно побивало орудийную прислугу и всех, кто находился поблизости. В результате прямого тарана в надстройку, на ЛК “Нью-Мексико” погибли командир и 28 офицеров, включая высокопоставленных членов британской делегации.

Момент 0:40 на видео: попадание камикадзе в ЛК “Теннесси”. В неразберихе боя и клубах дыма, поднимавшихся с горящего эсминца “Зелларс” (поражен другим камикадзе с 500-кг бомбой), очередной смертник был замечен с расстояния всего около 2 км. Несмотря на плотный заградительный огонь, оторвавший шасси пикировщика “Аичи” D3A (по воспоминаниям очевидцев) и поразивший его мотор, самолет врезался в надстройку, убив 22 и ранив 107 моряков. Повреждения самого корабля оказались невелики: линкор оставался в зоне боевых действий в течение следующих 4 месяцев, до самого окончания войны.

Несмотря на все усилия, у начиненных взрывчаткой самолетов явно не хватало могущества для борьбы с ЛК. Что неудивительно: за годы войны каждый, кто попытался решить такую задачу, убедился в её исключительной сложности. Особенно на ходу, в открытом море.

Оружие последнего шанса

Расклад по ситуации с камикадзе очевиден: 34 потопленных и 368 поврежденных корабля.

Что касается потерь личного состава, то союзники понесли, как минимум, вдвое большие потери, включая получивших ранения членов экипажей кораблей.

Неприступные стены Японии — листы обшивки её самолетов. Действия “корпуса специальных атак” могли остановить любой флот. Надводные силы Кригсмарин, итальянский “Реджиа Марина” или ВМФ СССР прекратили бы свое существование на следующий день. Единственное, о чем не догадывались Такидзиро Ониси и его крылатые самураи: промышленные возможности США позволяли компенсировать любые потери. Взамен сотен искалеченных, полностью выведенных из строя единиц на горизонте возникали силуэты новых кораблей.

А если учесть к этому морские силы Британской империи, то имевшегося количества смертников (даже с учетом их поразительной эффективности) было явно недостаточно для изменения баланса на театре военных действий.

Великих целей всегда много, а жизнь — одна

В военном отношении никаких сомнений в эффективности камикадзе не возникает. Война — тот же бизнес. Если бизнес организован правильно, то большие потери — у противника.

Что касается морально-этических аспектов, касающихся подготовки летчиков-камикадзе, то мне представляется следующее. Если японское общество признавало и допускало существование подобных отрядов, то это личное дело японцев. Как в поэме у Твардовского: “Враг был храбр. / Тем больше наша слава”.

topwar.ru

Пушечное мясо, или беседы о настоящем и будущем корабельной артиллерии


На фото 57-мм корабельная артиллерийская установка Mk. 110 компании BAE Systems. В компании считают, что корабельные пушки становятся все более востребованными в современных боевых действиях и при этом растет потребность в системах, которые могут бороться с самыми разными целями

Пушки уже несколько столетий являются ключевым компонентом боевых действий на море. И сегодня их значение по-прежнему велико, при этом в связи с технологическим прогрессом и снижением стоимости эксплуатации корабельные артиллерийские системы привлекают к себе всё больший интерес.

Корабельные артиллерийские системы варьируются весьма значительно: начиная от 7,62-мм или 12,7-мм пулеметов, как например, в установке Hitrole Light компании OTO Melara/Finmeccanica (в настоящее время Leonardo-Finmeccanica; с 1 января 2017 года просто Leonardo), семейства систем ближнего боя Raytheon Phalanx или Thales Goalkeeper и кончая 155-мм продвинутой артиллерийской системой компании BAE Systems Advanced Gun System, устанавливаемой на новые американские эсминцы класса «Замволт». На этом широком поле возникает ряд новых тенденций, развиваются новые технологии в виде рельсовых пушек и лазеров, которые могут полностью изменить представление о корабельной артиллерии. «Но на сегодняшний день у пушек имеется множество преимуществ и в следующий пятьдесят лет их потенциал позволит им укрепить свои позиции, которые они завоевали в течение последних нескольких поколений, – сказал Эрик Вертхайм, эксперт по военно-морскому вооружению в Институте ВМС США. – Они смогут сыграть очень важную роль».


155-мм артиллерийская установка Advanced Gun System, устанавливаемая на новые американские эсминцы класса «Замволт»

Немецкая компания Rheinmetall специализируется на малых калибрах, от 20 мм до 35 мм. В своем портфолио она имеет две основные системы калибра 20 мм: установку с ручным управлением Oerlikon GAM-B01 20 мм и новый продукт – дистанционно управляемую пушку Oerlikon Searangеr 20. Кроме того, в категории 35 мм компания предлагает пушку Oerlikon Millennium Gun. Вице-президент компании Rheinmetall Крейг Маклохлин сказал, что базовая концепция корабельных орудий осталась практически такой же, как и сто лет назад. «Технология типичной пушки со снарядом в стволе … трудно сделать что-либо лучше, и действительно некоторые старые проекты также хороши сегодня, как и на тот момент, когда они создавались… Я не думаю, что мы увидим в будущем новых игроков, создающих новые орудийные системы, поскольку инфраструктура и опыт, которые вам необходимы для этого, имеют немногие компании, способные создать что-то стоящее, и если вы просто хотите разрабатывать новые пушки, то это фактически экономически нежизнеспособно». Впрочем, господин Маклохлин заметил, что имеется ряд сопутствующих областей, системы обеспечения, оптика, электроника, механика, гидравлика, боеприпасы, в которых прогресс движется семимильными шагами. Например, компания Rheinmetall поставляет метательные вещества производителям боеприпасов по всей Европе и считает эту направление перспективным для будущих инноваций. Также он отметил непрерывный прогресс в системах стабилизации и наведения. «Самая лучшая пушка в мире бесполезна, если у вас не очень хорошая прицельная система».


20-мм установка Oerlikon Searangеr немецкой компании Rheinmetall

Директор по развитию бизнеса в компании BAE Systems Джон Перри согласился с мнением Маклохлина сказав, что «хотя фундаментальные основы, например как работает пушка и как она выглядит, не изменились за много лет, а вот технологии внутри пушки и снарядов претерпели большие изменения». Компания BAF Systems производит широкую линейку корабельных установок и боеприпасов к ним, от 25-мм до уже вышеупомянутой Advanced Gun System, которая ведет огонь высокоточным снарядом увеличенной дальности Long Range Land Attack Projectile. Кроме того, ее корабельные установки 40-мм Mk.4 и 57-мм Mk.3 устанавливаются на корветах и патрульных судах береговой зоны, также в ее портфолио имеются 25-мм установка Mk.38 и 127-мм установка Mk.45.


На фото система вооружения Hitrole. Компания Leonardo-Finmecannica становится влиятельным игроком на рынке морской артиллерии после вхождения в ее состав фирмы OTO Melara
Корабельная артиллерийская установка Mk4 40 мм компании BAE Systems

Господин Перри сказал, что в эпоху стесненных оборонных бюджетов компания должна разрабатывать экономически выгодные решения, соответствующие потребностям флотов разных стран мира. Одним из путей является разработка универсальных высокоточных боеприпасов. Он отметил разрабатываемые компанией для американских ВМС стандартный управляемый снаряд Standard Guided Projectile и гиперзвуковой снаряд Hyper Velocity Projectile, которые позволят бороться с целей разных типов. Природа угроз меняется, и флоты должны учитывать растущую опасность широкого распространения дешевых угроз. Это повышает значение корабельной артиллерии и увеличивает потребность в системах, которые могли бы бороться с разнотипными угрозами. «Меняющаяся природа угроз морским платформам заставляет поднимать уровень универсальности корабельных установок, – пояснил Перри. – С распространением дешевых и массово применяющихся угроз потребность в точном воздействии и универсальности существенно возросла. Заказчики в настоящее время стремятся дополнить свои ракетные комплексы корабельной артиллерией с высокоточными и универсальными возможностями». Далее он отметил, что в последние 10-15 лет наметился существенный технологический прогресс в корабельной артиллерии, включая автоматизированные системы обработки боеприпасов, программное обеспечение управления огнем, сенсоры, системы наведения, приводы, а также сами стволы. Впрочем, он обратил внимание и на разработки в области управляемых боеприпасов, отметив, что они являются экономически выгодной альтернативой ракетам во многих боевых задачах. «В сравнении с ракетами управляемые боеприпасы стоят меньше, в магазине их намного больше, они могут пополняться в море и зачастую воздействие на цель больше соответствуют ее значимости».


Дистанционно управляемая установка Narwhal компании Nеxtеr идет в двух вариантах: 20A и 20В. На вооружении французского флота Narwhal состоит наряду с другими системами


Споры

Потенциал пушек в качестве альтернативы ракетам в некоторых сценариях боевых действий, особенно в наши финансово напряженные времена, также был отмечен господином Вертхаймом, который особо отметил потенциал 114,3-мм (4,5″) и 127-мм пушек, используемых в качестве средств огневой поддержки. «Вы должны подойти поближе, а это с пушками опасно, так как дистанция не столь велика, как в случае с ракетами. Но преимущество заключается в более глубоких магазинах, поэтому у вас снарядов просто не сравнить; сотни выстрелов сделаете прежде, чем закончится боезапас, а стоимость по сравнению с многомиллионными ракетами вообще копейки».

«Все же потенциал пушек как альтернативы ракетам не нужно столь уж завышать, – возражает Маклохлин. – Не то что пушки пытаются делать работу ракет, но было время, когда ракеты действительно нереально размножались, а ведь они не столь полезны при работе в пределах ближнего периметра корабля, 1,6 морских мили или три километра. А вот дальше ракеты имеют преимущества…. С моей точки зрения правильный аргумент заключается в том, когда хорошо иметь одну систему, скажем пушку, а когда лучше иметь другой вид вооружения, например ракеты?»

По данным одного из основных производителей, также отмечен рост спроса на системы для небольших судов. Это оказало очевидное влияние на востребованность различных калибров. «Небольшие быстроходные катера, иногда строящиеся новичками, имеющими опыт только на гражданском рынке, запрашиваются флотами, береговой охраной и полицией, – сообщил представитель компании Finmeccanica. – Как правило, они вооружены малокалиберными системами». Finmeccanica стала одним из основных европейских поставщиков корабельных пушек после покупки компании OTO Melara в начале этого года. Основной акцент компания делает на системах калибров 40 мм, 76 мм и 127 мм. Далее он заметил, что рынок изменился за последние годы: «уменьшился спрос на крупнокалиберные и среднекалиберные пушки в связи с сокращением количества крупных кораблей, но повысился спрос на небольшие калибры, от 12,4 мм до 40 мм».

Они используются для оснащения малоразмерных судов, состоящих на вооружении флотов и полиции различных стран мира. Исходя из растущих оборонных бюджетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, компания Finmeccanica рассматривает его в качестве возможного направления будущего роста продаж корабельных орудий. Представитель этой компании также заметил рост перспектив в Африке, но сказал, что «доступный рынок может быть ограничен из-за присутствия китайских игроков». Представитель французской Nexter также обратил внимание на растущий спрос на малокалиберные системы, особенно это касается 12,7 мм и 20 мм. В компании полагают, что «рынок корабельных орудий растет, особенно легких дистанционно управляемых систем». Компания Nexter изготавливает две сверхлегкие корабельные установки 15A и 15B, а также дистанционно управляемую систему Narwhal в двух вариантах, 20A и 20B.


Французская Nexter имеет в своем портфолио две легких установки 15А и 15В. В компании считают, что рынок корабельных пушек растет
Калибр 76 мм является одним из основных направлений работы компании Finmeccanica. На фото легкая скорострельная установка 76/62 Super Rapid

Будущий удар

Большая работа ведется над созданием корабельных систем вооружения, работающих на иных физических принципах, здесь привлекает пристальное внимание ряд новых технологий. В качестве примера можно назвать электромагнитную рельсовую пушку EMRG (Electromagnetic Rail Gun), которая использует электричество вместо пороха и по данным доклада Рональда О’Рурка, специалиста по военно-морским системам из Исследовательской службы конгресса, может разгонять снаряды до скоростей от 7240 до 9000 км/ч. Компания BAE Systems работает совместно с ВМС США над разработкой этой системы вооружения. Господин Перри сказал, что «попадание на правильную сторону кривой затрат для этого типа технологии ляжет огромной ношей на способность противника реагировать и нейтрализовывать подобные системы вооружения».

По данным доклада О’Рурка, в процессе работы американского флота над созданием электромагнитной пушки там поняли, что управляемый снаряд, разрабатываемый для этой системы, может также отстреливаться из обычных орудий калибров 127 мм и 155 мм. Это позволит значительно увеличить скорость снарядов, отстреливаемых из этих пушек. Например, при стрельбе из 127-мм орудия снаряд может достичь скорости 3 числа Маха (примерно 2000 узлов/3704 км/ч в зависимости от высоты). Хотя это вдвое меньше той скорости, которую может достичь снаряд при стрельбе из рельсовой пушки, но более чем в два раза больше скорости обычного 127-мм снаряда.


Экспериментальная электромагнитная рельсовая пушка в исследовательском центре в Дальгрене

Третьим направлением перспективных разработок являются лазерные системы. В 2009-2012 годы ВМС США испытывали прототип твердотельного лазера по беспилотникам в серии боевых пусков. В 2010-2011 годы флот испытывал еще один прототип лазера под обозначением Maritime Laser Demostration (MID), который, по данным доклада, поразил небольшой катер. Также на американском корабле Ponce, дислоцирующемся в Персидском заливе, установлена лазерная установка вооружения «с помощью, которой проводится оценка работы корабельных лазеров в оперативном пространстве, в котором действуют скопления катеров и беспилотников».

Ряд компаний, занимающиеся бизнесом в сфере морских систем вооружения, заявляют об особом интересе к лазерному оружию. Директор по развитию бизнеса в компании MSI-Dcfense Systems (MSI-DS) Мэт Прайор сказал, что «мы предвидим разрушающие технологии подобные лазерным системам, которые дополнят или заменят пушки в течение 20-30 лет по мере уменьшения размеров и массы лазерных установок и необходимых систем энергоснабжения». MSI-DS выпускает семейство корабельных установок Seahawk, в которое входят три модели: оригинальная установка Seahawk для 25-мм, 30-мм и 40-мм пушек; установка Seahawk Light Weight (LW) для пушек калибров 14,5 мм, 20 мм, 23 мм и 25 мм; и Seahawk Ultra Light Weight для 7,62-мм и 12,7-мм пулеметов.

Со своей стороны, в феврале 2016 года немецкая компания Rheinmetall и Бундесвер успешно испытали высокоэнергетический лазер HEL (High-Energy Laser), установленный на немецком военном корабле. В компании рассказали о том, что лазерная система HEL мощностью 10 кВт была установлена на легкую корабельную установку MLG 27. Была проведена программа испытаний, в соответствии с которой лазер отслеживал потенциальные цели, например малоразмерные суда и беспилотники. Лазерная установка HEL также отработала по наземным стационарным целям.


Лазерная пушка HEL мощностью 10 кВт установлена на легкую корабельную установку MLG 27

Маклохлин полагает, что борьба с низколетящими и медленно летящими небольшими целями, такими как беспилотники, станет приоритетом для корабельных установок, и в этой связи будут иметь преимущество боеприпасы воздушного подрыва. «У вас есть два аспекта. Первый, вы видите цель? Поэтому вам необходимы системы, которые надежно и эффективно обнаруживают БЛА… и далее, как вы реально собираетесь поразить цель? Вероятность попасть снарядом прямо в яблочко не так уж и велика. Поэтому я считаю, что пользователи всё пристальнее поглядывают на альтернативные типы боеприпасов, включая снаряды воздушного подрыва».

Вертхайм предупредил, что новые технологии, исследуемые в США и других странах, пока находятся на ранних этапах своего развития. Впрочем, он заметил, что в следующем десятилетии, возможно, они смогут оказать значительное влияние на видение флотами концепции корабельной артиллерии. «Пока мы еще не достигли желаемого. Очень много теоретического. Но через 5-10 лет доля практического увеличится и наша уверенность в новых системах выйдет на следующий уровень».

Использованы материалы:
www.leonardocompany.com
www.baesystems.com
www.rheinmetall.com
www.nexter-group.fr
www.navsea.navy.mil
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

topwar.ru

Корабельное оружие: настоящее и будущее

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • www.arms-expo.ru

    Корабельный ЗРАК «Кортик» » Военное обозрение

    В семидесятых годах прошлого века на вооружение стран НАТО поступили несколько новых типов противокорабельных ракет. Использование новейших технологий делало эти боеприпасы особо опасными для кораблей противника. Высокоскоростная ракета, оснащенная эффективной головкой самонаведения и летящая на высоте нескольких метров над водой, представляла большую опасность для корабля, поскольку ее перехват был весьма сложной задачей. Для защиты кораблей от таких угроз требовался новый комплекс зенитного вооружения, по своим характеристикам превосходящий имеющиеся.

    Боевой модуль 3С87 ЗРАК 3М87 «Кортик» (Kashtan — air defence gun/missile system (буклет). Рособоронэкспорт. 2000-е годы)


    В конце семидесятых в тульском Конструкторском бюро приборостроением начались работы по теме «Кортик». Руководителем проекта стал А.Г. Шипунов. В рамках научных и конструкторских работ предполагалось создать новый зенитный комплекс, предназначенный для установки на кораблях и способный бороться со всеми видами существующих и перспективных угроз. Для выполнения стоящих задач нужно было ликвидировать несколько проблем, свойственных старым корабельным зенитным системам. Так, требовалось значительно улучшить возможности зенитного комплекса в области обнаружения и сопровождения целей, в том числе и высокоскоростных; повысить вероятность поражения цели; а также увеличить готовый к применению боезапас и ускорить перезарядку.

    В результате анализа возможностей современных и перспективных противокорабельных ракет было решено делать не артиллерийский или ракетный зенитный комплекс, но систему, объединяющую в себе лучшие качества обоих этих средств защиты. В результате «Кортик» стал ракетно-артиллерийским. К этому времени тульские конструкторы уже имели определенный опыт в создании подобных систем, поскольку незадолго до того создали сухопутный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Тунгуска». Было решено использовать некоторые имеющиеся наработки. В частности, некоторые узлы «Тунгуски» почти без изменений перешли к «Кортику».

    Пара боевых модулей 3С87 ЗРАК 3М87 «Кортик» на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» пр.11435, фото вероятно 2010 г. (http://china-defense.blogspot.com)

    Однако большая часть элементов корабельного ЗРАК «Кортик» (индекс ГРАУ 3М87) была спроектирована заново. Подобная новизна прослеживается даже в структуре комплекса: в зависимости от необходимости один корабль может получить один или два командных модуля ЗРАК «Кортик», оснащенные радиолокационной станцией обнаружения целей и цифровой системой управлении, и до шести боевых. Таким образом, небольшой корабль или катер может нести лишь один боевой модуль с ракетами и пушками, а крупный эсминец или крейсер получает несколько наборов зенитного вооружения, что отвечает необходимостям того или иного класса кораблей.

    Боевой модуль 3С87 с некоторыми ограничениями может устанавливаться практически на любом участке палубы корабля, в зависимости от необходимости. Общий вес модуля – 9500 кг (12 тыс. кг с боекомплектом). Основное оборудование боевого модуля монтируется на общей поворотной платформе, позволяющей наводить ракетно-артиллерийское вооружение в горизонтальной плоскости. В верхней части поворотного модуля размещены радиолокационная и оптико-электронная станции, предназначенные для наведения вооружения на цель. На боковых поверхностях боевого модуля 3С87 размещаются пушки и ракеты.

    Артиллерийская часть комплекса «Кортик» имеет в своем составе две автоматические пушки АО-18 калибра 30 миллиметров. Шестиствольные орудия способны стрелять с темпом до 4,5-5 тыс. выстрелов в минуту и вести эффективный огонь на дальностях до 1500-2000 метров. Максимальная прицельная дальность при этом равняется 4 километрам. Во избежание повреждения ракет пороховыми газами блоки стволов обеих пушек прикрыты цилиндрическими кожухами. Готовый к применению боезапас каждой из пушек – 500 снарядов. Интересно, что, в отличие от предыдущих артиллерийских комплексов, система боепитания «Кортика» использует шнековую беззвеньевую подачу снарядов к орудиям. Боеприпасы хранятся в двух барабанах рядом с пушками, а не в подбашенном объеме.

    Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс Кортик на на СКР «Стерегущий» пр.20380

    Над пушками в боевом модуле размещаются пусковые установки ракет. По бокам верхней части модуля 3С87 расположены две качающиеся платформы, на которых монтируются блоки транспортно-пусковых контейнеров управляемых ракет. Стандартный готовый к применению боезапас ракетной части ЗРАК «Кортик» – шесть или восемь ракет. После израсходования этих ракет возможна подача новых из погреба. Для упрощения производства и эксплуатации ракета 9М311 с минимальными изменениями была заимствована с сухопутного зенитного комплекса «Тунгуска». Согласно некоторым источникам, в течение некоторого времени ракета для «Кортика» носила название 9М311К, но в дальнейшем последняя литера исчезла за ненадобностью. Двухступенчатая ракета с твердотопливными двигателями и стартовой массой около 43 кг (60 кг в контейнере) в полете разгоняется до скорости порядка 900-910 метров в секунду. Максимальная дальность действия – 8000 метров. Высота поражения – до 4000 м.

    Ракеты 9М311 выводятся на цель при помощи радиокомандной системы наведения. Возможности радиолокационной и оптико-электронной станций позволяют одновременно сопровождать до шести целей. При этом, согласно некоторым данным, один боевой модуль одновременно может атаковать лишь одну цель. Ракета 9М311 с радиокомандным наведением уничтожает цель при помощи осколочно-стержневой боевой части, впервые примененной на управляемом боеприпасе для корабельной зенитной системы. При подрыве взрывчатого вещества стержни длиной 600 миллиметров и диаметром от 4 до 9 мм дробятся на осколки. Кроме того, для дополнительного поражения цели поверх стержней в боевой части располагаются легкие готовые осколки. Наибольшая эффективность поражения достигается при подрыве боевой части на расстоянии 3-5 метров от цели.

    Характеристики ракетного и артиллерийского вооружения комплекса «Кортик» позволяют ему уничтожать цели различных типов, находящиеся в секторе радиусом до 8 километров и шириной около 350 метров от оси боевого модуля. В случае с противокорабельными ракетами максимальная дальность эффективного обстрела сокращается до 5 км. Возможности боевого модуля 3С87 позволяют осуществлять некое подобие эшелонированной противовоздушной обороны. Так, на дальностях от 1,5 до 8 километров цель атакуется при помощи управляемых ракет. Прорвавшаяся через ракетную оборону цель подвергается атаке двух скорострельных пушек. Примененная архитектура комплекса «Кортик» позволяет с высокой эффективностью атаковать как самолеты и высокоточное авиационное вооружение, так и противокорабельные ракеты. Заявленная вероятность поражения цели, находящейся в зоне действия комплекса, превышает 95%.

    При создании нового корабельного ЗРАК «Кортик» предполагалось, что в перспективе он частично или полностью заменит старые артиллерийские системы аналогичного назначения. Из-за этого, к примеру, диаметр погона боевого модуля 3С87 соответствует такому же параметру артиллерийского комплекса АК-630. Однако на практике обе системы соседствуют друг с другом и используются параллельно. Дело в том, что комплекс «Кортик» был принят на вооружение лишь в 1989 году и в силу последующих тяжелых событий в жизни страны не смог стать основным зенитным вооружением кораблей в ближней зоне. Кроме того, широкому распространению этого комплекса помещала одна его характерная черта. Боевой модуль имеет высоту 2250 мм над палубой, что накладывает определенные ограничения на выбор места его размещения.


    Тем не менее, ряд типов кораблей получил новые ракетно-артиллерийские комплексы. Первым носителем модулей комплекса «Кортик» в ходе их испытаний стал ракетный катер проекта 1241.7 «Молния». На нем производились пробные стрельбы и доводка всех систем. В дальнейшем серийные «Кортики» устанавливались на кораблях иных проектов. Так, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» проекта 1143.5 оснащен сразу восемью боевыми модулями ЗРАК «Кортик». Два тяжелых атомных ракетных крейсера проекта 1144 («Адмирал Нахимов» и «Петр Великий») несут по шесть боевых модулей. Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» проекта 1155.1 располагает четырьмя боевыми модулями. По два или по одному модулю с ракетно-артиллерийским вооружением устанавливаются на сторожевиках проекта 11540, а также фрегатах проектов 1135.6 и 11661.

    Еще в начале девяностых годов в рекламных материалах появилось новое обозначение ЗРАК «Кортик». На экспорт предлагался вариант под названием «Каштан». По имеющимся данным, экспортный вариант «Кортика» почти ничем не отличался от базового, предназначенного для кораблей российского военно-морского флота. В такой комплектации ЗРАК «Каштан» заинтересовал зарубежных покупателей в лице индийских военных. Построенные для Индии фрегаты проекта 1135.6 несут по одному боевому и одному командному модулю зенитного комплекса. С 2003 по 2013 годы индийские военно-морские силы получили десять фрегатов проекта 1135.6, оснащенных ЗРАК «Каштан».

    В 2008 году в состав ВМФ России был принят сторожевой корабль «Стерегущий» проекта 20380, вооруженный новой ЗРАК «Кортик-М». От базового комплекса модернизированный вариант отличается некоторыми элементами конструкции и вооружением. Все примененные изменения в конечном счете благотворно сказались на характеристиках и возможностях всей зенитной системы. К примеру, удалось добиться заметного облегчения конструкции. Полная масса боевого модуля с боекомплектом не превышает 10 тонн.

    Артиллерийская часть комплекса выполнена на основе автоматических пушек АО-18КД, представляющих собой дальнейшее развитие базовых АО-18. Главное отличие обновленных орудий – начальная скорость снаряда. При помощи более длинных стволов пушки «Кортика-М» разгоняют осколочно-фугасные снаряды до скорости 960 м/с, бронебойные подкалиберные – до 1100 м/с. Таким образом, используя те же снаряды и имея схожие характеристики дальности и высоты поражения, зенитные пушки АО-18КД обеспечивают большую эффективность поражения цели. Общий боекомплект артиллерийских орудий увеличен до 3000 снарядов.

    Кроме новых пушек ЗРАК «Кортик-М» получил и новые ракеты. Управляемый боеприпас 3М311-1, сохранив габариты и вес предшественника, способен поражать цели на максимальной дальности до 10 километров. Также нужно отметить обновление радиоэлектронной части корабельного зенитного комплекса. Как утверждается, время реакции «Кортика-М» заметно меньше, чем у ЗРАК предыдущей модели. Этот показатель, согласно разным источникам, колеблется в пределах от 3-6 до 5-7 секунд. Для сравнения, комплекс «Кортик» может атаковать цель лишь через 6-8 секунд после ее обнаружения.

    Параллельно с комплексом «Кортик-М» был создан его экспортный вариант под названием «Каштан-М». В первой половине двухтысячных он предлагался индийским военным для установки на авианосце «Адмирал Горшков» (впоследствии этот корабль получил новое имя «Викрамадитья»). После многочисленных переговоров Индия отказалась от этих зенитных систем. В результате на данный момент обновленный «Кортик-М» используется только в военно-морском флоте России.

    По материалам сайтов:
    http://rbase.new-factoria.ru/
    http://kbptula.ru/
    http://redstar.ru/
    http://militaryrussia.ru/blog/topic-16.html

    topwar.ru

    Современные корабельные пушки

    С незапамятных времён решающей силой на море считались суда, имеющие корабельные пушки. При этом немаловажную роль играл их калибр: чем большим он был, тем более значительный наносился урон противнику.

    Однако уже в 20 веке корабельная артиллерия незаметно была оттеснена на второй план новым видом оружия – управляемыми ракетами. Но до списания корабельной артиллерии дело все же не дошло. Мало того, она стала модернизироваться под современные условия ведения военных действий на море.

    Зарождение морской артиллерии

    Долгое время (до 16 века) корабли имели лишь вооружение для ближнего боя – таран, механизмы для повреждения корпуса корабля, мачт и вёсел. Абордаж был самым распространенным способом разрешения конфликтных ситуаций на море.

    Сухопутные войска были более изобретательными. На суше в это время уже использовались всевозможные метательные механизмы. Позже подобное вооружение стали применять в морских сражениях.

    Изобретение и распространение пороха (дымного) кардинально изменило вооружение армии и флота. В Европе и на Руси порох стал известен в 14 веке.

    Однако применение огнестрельных орудий на море не вызвало восторга у моряков. Порох часто отсыревал, и орудие давало осечку, что в условиях боя было чревато серьезными последствиями для корабля.

    16 век стал началом технической революции в условиях бурного роста производительных сил в Европе. Это не могло не отразиться на вооружении. Изменилась конструкция пушек, появились первые прицельные устройства. Орудийный ствол стал подвижным. Повысилось качество пороха. Корабельные пушки стали играть заметную роль в морских сражениях.

    Морская артиллерия 17 века

    В 16-17 веках артиллерия, в том числе и морская, получила дальнейшее развитие. На кораблях увеличилось число пушек за счет их размещения на нескольких палубах. Корабли в этот период создавались в расчете на артиллерийский бой.

    К началу 17 века уже были определены тип, калибр корабельных пушек, разработаны методы стрельбы из них с учетом морской специфики. Появилась новая наука – баллистика.

    Надо отметить, что корабельные пушки 17 века имели стволы всего 8-12-го калибров. Столь короткий ствол был вызван необходимостью полного втягивания орудия внутрь корабля для повторного заряжания, а также стремлением облегчить пушку.

    В 17 веке одновременно с совершенствованием корабельных орудий развивались и боеприпасы к ним. На флотах появились зажигательные и разрывные снаряды, причинявшие серьезный урон кораблю противника и его экипажу. Первыми применили разрывные снаряды русские моряки в 1696 году, при штурме Азова.

    Вооружение корабля 18 века

    Корабельная пушка 18 века уже имела кремневый замок. При этом вес ее почти не изменился с прошлого века и составлял 12, 24 и 48 фунтов. Конечно были пушки и других калибров, но они не получили широкого распространения.

    Пушки располагались по всему кораблю: на носу, корме, верхней и нижней палубах. При этом на нижней палубе находились самые тяжелые орудия.

    Стоит отметить, что корабельные орудия больших калибров устанавливались на лафете с колесиками. Под эти колесики в палубе делались специальные пазы. После выстрела пушка откатывалась назад энергией отдачи и снова была готова к заряжанию. Процесс заряжания корабельных пушек был довольно сложным и рискованным для расчета делом.

    Эффективность стрельбы таких пушек находилась в пределах 300 м, хотя снаряды долетали до 1500 м. Дело в том, что с расстоянием снаряд терял кинетическую энергию. Если в 17 веке фрегат уничтожался 24-фунтовыми снарядами, то в 18 веке линкор не боялся и 48-фунтовых. Чтобы решить эту проблему, в Англии корабли стали вооружаться 60-108-фунтовыми пушками калибром до 280 мм.

    Почему пушки на кораблях не были списаны историей в утиль?

    На первый взгляд, ракетное вооружение 20 века должно было заменить классическую артиллерию, в том числе и на флоте, однако этого не произошло. Ракеты не смогли полностью заменить корабельные пушки. Причина кроется в том, что артиллерийскому снаряду не страшны любые виды пассивных и активных помех. Он менее зависим от метеоусловий, чем управляемые ракеты. Залп морских пушек неотвратимо достигал своей цели в отличие от своих современных собратьев – крылатых ракет.

    Немаловажно то, что морские пушки имеют большую скорострельность и более значительный боекомплект, нежели ракетные установки. При этом надо отметить, что и себестоимость корабельных пушек гораздо ниже ракетного оружия.

    Поэтому сегодня с учетом этих особенностей уделяется особое внимание разработке корабельных артиллерийских установок. Работа ведется в условиях строжайшей секретности.

    И все же сегодня артиллерийская установка на корабле при всех её плюсах играет больше вспомогательную роль в морском сражении, нежели решающую.

    Новая роль корабельной артиллерии в современных условиях

    20 век внес свои коррективы в существовавшие до этого приоритеты в морской артиллерии. Развитие морской авиации было тому причиной. Налеты авиации представляли большую угрозу для корабля, чем морские пушки противника.

    Вторая мировая война показала, что противовоздушная оборона стала жизненно важной системой в противостоянии на море. Начиналась эпоха нового вида вооружения – управляемых ракет. Конструкторы переключились на ракетные системы. Одновременно с этим были прекращены разработки и выпуск орудий главного калибра.

    Однако новое вооружение не смогло полностью вытеснить артиллерию, в том числе и корабельную. Пушки, калибр которых не превышал 152 мм (калибры 76, 100, 114, 127 и 130 мм), все же остались на военных флотах СССР (России), США, Великобритании, Франции и Италии. Правда, теперь морской артиллерии отводилась больше вспомогательная роль, чем ударная. Корабельные пушки стали использовать для поддержки десанта, защиты от вражеской авиации. На первый план вышла морская зенитная артиллерия. Как известно, важнейшим ее показателем является скорострельность. По этой причине скорострельная корабельная пушка стала объектом повышенного внимания военных и конструкторов.

    Чтобы повысить частоту выстрелов, стали разрабатываться автоматические артиллерийские системы. При этом делалась ставка на их универсальность, то есть они должны одинаково успешно защищать корабль от вражеской авиации и флота, а также наносить урон береговым укреплениям. Последнее было вызвано изменившейся тактикой военного флота. Почти ушли в прошлое морские баталии между флотами. Теперь корабли стали больше использоваться для проведения операций вблизи береговой линии как средство уничтожения наземных объектов врага. Эта концепция нашла отражение и в современных разработках корабельного вооружения.

    Корабельные автоматические артиллерийские системы

    В 1954 году в СССР начинают разрабатываться автоматические системы калибра 76,2 мм, а в 1967 году приступили к разработке и выпуску автоматических артиллерийских систем калибров 100 и 130 мм. Итогом работы стала первая автоматическая корабельная пушка (57 мм) двухствольной артустановки АК-725. Позже ей на смену была принята на вооружение одноствольная 76,2-мм АК-176.

    Одновременно с АК-176 была создана 30-мм скорострельная установка АК-630, имеющая вращающийся блок из шести стволов. В 80-х годах на флот поступила автоматическая установка АК-130, которая и сегодня стоит на вооружении кораблей.

    АК-130 и ее характеристики

    130-мм корабельная пушка вошла в состав двухствольной установки А-218. Первоначально разрабатывался одноствольный вариант А-217, но потом было признано, что двухствольная А-218 имеет большую скорострельность (до 90 выстрелов на два ствола), и предпочтение было отдано ей.

    Но для этого конструкторам пришлось увеличить массу установки. В результате вес всего комплекса составил 150 т (сама установка – 98 т, система управления (СУ) – 12 т, механизированный арсенальный погреб – 40 т).

    В отличие от предыдущих разработок корабельная пушка (фото см. ниже) имела ряд новшеств, повышающих ее скорострельность.

    Прежде всего это унитарный патрон, в гильзе которого были объединены воедино капсюль, пороховой заряд и снаряд.

    Также А-218 имела автоматическую перезагрузку боеприпасов, что позволяло использовать весь боекомплект без дополнительных команд человека.

    СУ «Лев-218» также не требует обязательного вмешательства человека. Коррекцию стрельбы делает сама система в зависимости от точности взрывов падающих снарядов.

    Высокая скорострельность орудия и наличие специализированных выстрелов, имеющих дистанционные и радиолокационные взрыватели, позволяют АК-130 вести стрельбу по воздушным целям.

    АК-630 и ее характеристики

    Скорострельная корабельная пушка АК-630 предназначена для защиты корабля от авиации и легких кораблей противника.

    Имеет длину ствола 54 калибра. Дальность стрельбы орудия зависит от категории цели: воздушные цели поражаются на расстоянии до 4 км, легкие надводные суда – до 5 км.

    Скорострельность установки достигает 4000-5000 тысяч выстрелов в минуту. При этом длина очереди может составить 400 выстрелов, после чего требуется перерыв в 5 секунд для охлаждения стволов орудий. После очереди из 200 выстрелов достаточно перерыва в 1 секунду.

    Боекомплект АК-630 состоит из двух типов выстрелов: осколочно-фугасного зажигательного снаряда ОФ-84 и осколочно-трассирующего снаряда ОР-84.

    Артиллерия флота США

    На флоте США также были изменены приоритеты в вооружении. Широко внедрялось ракетное вооружение, артиллерия была задвинута на второй план. Однако в последние годы американцы стали обращать внимание на малокалиберную артиллерию, которая оказалась очень эффективной против низколетящих самолетов и ракет.

    Уделяется внимание прежде всего автоматическим артиллерийским установкам 20-35 мм и 100-127 мм. Корабельная автоматическая пушка занимает достойное место в вооружении корабля.

    Средний калибр предназначен для поражения всех целей, кроме подводных. Конструктивно установки исполняются из легких металлов и армированного стеклопластика.

    Также ведется разработка активно-реактивных выстрелов для 127- и 203-мм артустановок.

    В настоящее время универсальная установка Мк45 127-го калибра считается типовой установкой для кораблей США.

    Из малокалиберного вооружения стоит отметить шестиствольный «Вулкан-Фаланкс».

    Интересные факты

    В 1983 году в СССР появился проект невиданного корабельного орудия, внешне напоминающего дымовую трубу парохода 19-20 столетия диаметром 406 мм, но с той лишь разницей, что из нее могли вылететь… управляемый зенитный или обычный снаряд, крылатая ракета или глубинная бомба с ядерной начинкой. Скорострельность столь универсального орудия зависела от типа выстрела. Например, для управляемых ракет это 10 выстрелов в минуту, а для обычного снаряда – 15-20.

    Интересно, что подобный «монстр» мог легко устанавливаться даже на малых судах (2-3 тыс. т водоизмещением). Однако командование ВМФ не знало подобного калибра, поэтому проекту не суждено было реализоваться.

    Современные требования к корабельной артиллерии

    По мнению начальника 19-го испытательного полигона Александра Тозика, сегодняшние требования к корабельным пушкам частично остаются прежними – это надежность и точность выстрела.

    Помимо этого, современные корабельные пушки должны быть достаточно легкими, чтобы была возможность их установки на легкие боевые корабли. Также требуется сделать орудие малозаметным для РЛС врага. Ожидается новое поколение боеприпасов, имеющих более высокую поражающую способность и увеличенную дальность стрельбы.

    fb.ru

    10000 снарядов минуту. Корабельное орудие «Дуэт» » Военное обозрение

    Российские ученые изобрели новое корабельное орудие, которое в состоянии сбить любую ракету противника, оно создает облако из снарядов, уничтожает все, что движется..


    Туламашзавод подготовил к серийному выпуску новую артиллерийскую установку для ВМФ – «Дуэт» или АК630-М2. Темп стрельбы и эффективность поражения целей увеличены вдвое за счёт ведения огня двумя автоматами. Использование новых технологий позволило на порядок снизить радиозаметность этой пушки на корабле.

    ГШ-6-30 — Грязев-Шипунов, шестиствольный, калибр 30 миллиметров. Этот зенитный автомат – основа известного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан» и корабельной установки АК 630-М. Конструкция выполнена как многоствольное оружие с вращающимся блоком стволов.

    «Пушка шестиствольная, стреляет всё время один ствол, из одного положения. За счёт этого достигается большой темп стрельбы. За счёт того, что происходит плавное досылание патронов», — рассказывает о достоинствах оружия заместитель главного конструктора ОАО АК «Туламашзавод» Евгений Макарьев.

    Установка, оснащённая таким зенитным автоматом, даёт рекордную скорострельность – 5 тысяч выстрелов в минуту. Как говорят военные, высокая плотность огня необходима для защиты на ближних рубежах от авиации, противокорабельных ракет и мин.

    Разработали это оружие в Тульском КБ приборостроения. Производят рядом, на Туламашзаводе. Здесь же занялись модернизацией артустановки АК-630М. И получилась двухавтоматная артиллерийская установка «Дуэт». На заводе её ласково называют «Сладкая парочка».

    По словам Евгения Макарьева, АК-630М может стрелять со скоростью 10 тысяч выстрелов в минуту, когда необходима большая плотность огня, чтобы быстро поразить цель.

    Два ствола – не единственное отличие «Дуэта», у него новые формы обтекателя и кожуха. Впервые в производстве корабельных артиллерийских установок использованы «СТЕЛС-технологии». Видимая надпалубная часть пушки сделана из современных радиопоглощающих материалов.

    «У нас здесь задействовано и отражение, и поглощение радиоволн, поэтому мы имеем очень хорошие показатели», — утверждает Евгений Макарьев.

    В радиочастотном диапазоне теперь каждое военное судно должно быть кораблем-невидимкой. Снижение радиозаметности позволяет вписывать новую пушку в контуры современных кораблей.

    Сейчас «Дуэт» прошёл все виды испытаний и готов к серийному выпуску.

    По словам Гендиректора ПО «Туламашзавод» Евгения Дронова, российский военно-морской флот уже заинтересовался «Дуэтом». На некоторые корабли этот комплекс уже прописан. В ближайшем будущем, надеются создатели оружия, интерес проявят и зарубежные фирмы.


    Разработка суперэффективного оружия серийным заводом – обычная ситуация последних лет для российской оборонки. В бурные постперестроечные годы каждый выживал в одиночку. КБ брались за производство, заводы – за проектирование. Надеяться можно было только на свои кадры и внутренние резервы. Поэтому в 1991 году на Туламашзаводе появился первый в стране отдел информационных технологий. Его основу составили совсем юные студенты тульских вузов.

    Информационные технологии по трёхмерному математическому моделированию позволили разработать проект «Дуэт» за пять месяцев, а не за полтора года, как обычно. Параллельно проверялись расчёты, отрабатывались детали. Чертежи по локальной сети поступали сразу на станки.

    Из десяти собственных разработок Туламашзавода четыре вышли на мировой рынок.

    «С точки зрения и экономической, и затратной, это неправильное решение… каждый должен заниматься своим делом. Создание ГК «Ростехнологии» и на базе этой ГК холдингов, на мой взгляд, и должно решить эти противоречия», — уверен Евгений Дронов.

    Сегодня совместно с Рособоронэкспортом туляки готовят свою «сладкую парочку» к продвижению на международный рынок. Сомнений в успехе нет. «Дуэт» делает фактически неуязвимым любой боевой корабль.

    topwar.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *