Ил 96 300 википедия – Ил-96 — Википедия

Содержание

96-300 - это... Что такое Ил-96-300?

Ил-96 — пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний большой протяженности, спроектированный в КБ Ильюшина. Новейший российский самолет подобного класса. Производится с 1988 на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО) в Российской Федерации.

История разработки

Ил-96-300 в новых цветах «Аэрофлота». Компоновка салона рассчитана на 262 пассажира

В 1974—1977 гг. одновременно с разработкой самолёта Ил-86 в ОКБ им. С. В. Ильюшина проводились исследования по дальнемагистральному самолету Ил-86Д. Этот самолёт отличался от исходного увеличенными размерами крыла (470 кв.м.) и новыми ТРДД с большей степенью двухконтурности, сниженным удельным расходом топлива и тягой по 20 850 кгс. Исследования в ЦАГИ показали, что за счёт применения новых технических решений можно значительно улучшить топливную эффективность самолёта Ил-86Д и повысить его весовое совершенство. В 1978 году, используя результаты работ по проекту Ил-86Д, в ОКБ приступили к разработке самолёта Ил-96 с Т-образным оперением, крылом большего удлинения с носовыми сверхкритическими профилями и площадью до 387 кв.м. Исследования этого варианта велись вплоть до 1983 года, когда достигнутый прогресс в области авиационной науки и техники позволил отказаться от идеи создания самолёта Ил-96 с использованием в его конструкции многих готовых агрегатов и систем самолёта Ил-86 и перейти к созданию принципиально нового самолёта Ил-96-300.

Самолёт Ил-96-300 отличается от своего предшественника Ил-86 укороченным на 5,5 метра фюзеляжем, крылом большего размаха и уменьшенным углом стреловидности, увеличенными размерами вертикального оперения, улучшенным интерьером пассажирского салона. В его конструкции применены новые сплавы и увеличена доля композиционных материалов. На самолёте используется автоматическая система контроля за расходом топлива, что позволяет выдерживать центровку самолёта в полёте. Особое внимание было уделено вопросам надежности и безопасности эксплуатации самолёта. На самолёте используется российский цифровой комплекс авионики с шестью цветными многофункциональными дисплеями, ЭДСУ, инерциальная навигационная система и средства спутниковой навигации.

Первый полёт опытный самолёт Ил-96-300 выполнил 28 сентября 1988 года. В конце декабря 1992 года он получил сертификат лётной годности. Поставки серийных самолётов начались в 1993 году.

Два самолёта построены для обслуживания президента Российской Федерации (Ил-96-300ПУ, б/н RA-96012 и RA-96016). Летом 2000 года велись переговоры о продаже КНР трёх самолётов. Летом-осенью 2005 года два Ил-96-300 были поставлены на Кубу, в том числе один — для обслуживания президента Кубы Фиделя Кастро. В 2009 году правительство Венесуэлы заключило контракт на поставку двух Ил-96-300 — один для пассажирских, другой для VIP-перевозок.

В 1999—2000 годах проводились работы по проекту грузового самолёта Ил-96-400Т, который обладает возможностями грузового самолёта Ил-96Т, но имеет российские ТРДД ПС-90А-2 и бортовое оборудование. Дальнейшим развитием самолёта Ил-96-300 стало создание варианта Ил-96М/Т, в котором приняли участие многие авиационные фирмы США. Исследовался также двухпалубный вариант Ил-96-550, оснащённый ТРДД НК-92 (4 x 20000кгс) и рассчитанный на перевозку 550 пассажиров. Было объявлено, что со второго квартала 2007 Воронежский завод производит только последнюю модификацию — Ил-96-400Т. Построено два самолета для авиакомпании "Полет".

Конструкция самолета

Ил-96-300 Домодедовских Авиалиний. Хорошо видна механизация крыла.

Фюзеляж Ил-96-300 имеет одинаковый с фюзеляжем Ил-86 диаметр, но меньшую — на 5 метров — длину из-за уменьшения числа пассажирских мест. Однако конструкция фюзеляжа существенно изменена для повышения его надежности, обеспечения безопасности при повреждении, уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения массы и улучшения качества наружной поверхности.

Горизонтальное оперение Ил-96 — то же, что у Ил-86, а площадь вертикального оперения возросла за счет увеличения его высоты на полтора метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обусловлена требованием обеспечения путевой устойчивости в случае отказа одного двигателя.

Шасси Ил-96 состоит из трех основных опор, расположенных сзади центра масс самолета, и передней опоры. Применение трех основных опор с двенадцатью колесами обусловлено необходимостью базирования самолета на аэродромах с искусственным покрытием. Каждая из трех опор снабжена четырехколесной тележкой с тормозными колесами, а передняя опора имеет два нетормозных колеса. Все четырнадцать колес имеют одинаковые размеры 1300*480 мм и давление в пневматиках 11,5 кг/см².

Эксплуатация

Страны, где используется Ил-96. Красные — пользователи; синие — заказчики.

Самолет выпускается серийно с 1992 на авиационном заводе в Воронеже (ВАСО). С 1988 года построено 22 самолета данного типа. По состоянию на середину декабря 2008 года в эксплуатации находится 16 самолетов, в том числе в России 13 (из них для пассажирских перевозок используется 6 лайнеров Аэрофлота). Цена самолёта составляет 40-50 млн долларов США (по зарубежным данным).

Использующиеся самолеты:

Заказы:

Ведутся переговоры о продаже пяти Ил-96-400Т в Китай.

Варианты

Ил-96-300

Базовый вариант с двигателями ПС-90А. Максимальная пассажировместимость — 295 человек. Ил-96-300 — это единственный вариант, находящийся в эксплуатации авиакомпаниями на данный момент. Построено 17 самолетов, один из которых — опытный, в разной степени готовности находятся еще 9 машин.

Первый полет самолет совершил 28 сентября 1988, 29 декабря 1992 получил сертификат летной годности. Первый Ил-96-300 поступил на службу в «Аэрофлот» в 1993.

Ил-96-300ПУ

Самолёт президента РФ Ил-96-300ПУ RA-96016 заходит на посадку в аэропорту Внуково.

Специальный вариант Ил-96-300, разработанный для перевозки Президента РФ. Ил-96-300ПУ (Пункт управления) построен в двух экземплярах. Отличий по летно-техническим характеристикам от базовой версии у него практически нет, кроме увеличенной дальности за счет некоторых доработок. На самолете установлено оборудование, позволяющее вести управление вооруженными силами в случае ядерного конфликта.

Ил-96М и Ил-96Т

Ил-96М — это первый российский и советский самолет, разработанный в сотрудничестве с западными компаниями. На самолете были установлены двигатели Pratt&Whitney PW2337 и западная авионика. Был изготовлен (путем переделки Ил-96-300) один опытный образец, на протяжении нескольких лет проходивший летную сертификацию и летавший до 2001 года. Заказов на данный самолет и его грузовую версию (Ил-96Т) не поступало.

Ил-96-400

Вариант Ил-96-300 с удлиненным до 64 метров фюзеляжем. Максимальная пассажировместимость — 435 человек. Ил-96-400 рассматривается как возможная замена Ил-96-300. Будет оснащен новыми экономичными и более мощными двигателями ПС-90А-1 тягой 17400 кгс. На самолете применена также модернизированная авионика. Улучшены некоторые летно-технические показатели. По состоянию на декабрь 2008 года не построено ни одного самолета данного типа.

Ил-96-400Т

Грузовой вариант Ил-96-400. Технические показатели остались неизменными. Построено 2 самолета, в декабре «Аэрофлот-Карго» объявил, что не считает целесообразным приобретать эти самолеты[2] по причине их неэффективности.

Лётно-технические характеристики

Авиадвигатель ПС-90А-1

Характеристика Ил-96-300 Ил-96М/Т Ил-96-400М/Т
Первый полёт 28 сентября 1988 6 апреля 1993 -
Начало эксплуатации 14 июля1993 -
Размах крыла 60,1 м 60,1 м 60,1 м
Длина 55 м 64 м 64 м
Высота в хвосте 17,55 м 15,72 м 15,72 м
Площадь крыла 391,6 м² 391,6 м² 350 м²
Полезная нагрузка 40.000 кг 58.000 кг 58.000 кг
Макс. взлётная масса 216.000 кг 270.000 кг 265.000 кг
Макс. пассажировместимость 300 435 435
Экипаж 3 2 2
Крейсерская скорость 900 км/ч 870 км/ч 870 км/ч
Максимальная скорость 910 км/ч 900 км/ч 900 км/ч
Эксплуатационный потолок 12.100 м 12.200 м 12.100 м
Дальность полёта 7.500 км 12.800 км 10.000 км
Двигатели 4х ПС-90A 4х Pratt&Whitney PW2337 4x ПС-90A-1

Аварии

За всю историю эксплуатации с самолётом Ил-96 не случалось катастроф, повлекших гибель людей. В августе 2005 полёты всех самолётов этого типа были приостановлены в связи с расследованием обстоятельств случая с неисправностью некоторых механизмов шасси на самолёте Президента России. Запрет на полёты продлился 42 дня.

Примечания

См. также

Схожие самолеты

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

96-300ПУ(М) - самолет президента Российской Федерации » Военное обозрение

«…командующий ВВС Александр Новиков доложил, что к полету готовы два самолета. Первый поведет генерал-полковник Голованов, второй - полковник Грачев. Верховному предложили лететь с Головановым, но Сталин усмехнулся: «Генерал-полковники самолеты водят редко, полетим с полковником...» … Вместе они и прибыли в Тегеран - Сталин, Молотов, Ворошилов и мой отец» (из книги воспоминаний Серго Берия).


Визит Сталина на Тегеранскую конференцию в ноябре 1943 г. стал первым авиапутешествием Первого лица государства в отечественной истории. Подробности этого события достаточно скудны: известно лишь, что для полета был выбран оригинальный американский «Дуглас» С-47 (по другим данным – его лицензионная копия Ли-2 индивидуальной сборки). В полете «Борт №1» сопровождал эскорт из 27 истребителей ВВС РККА.

Никита Хрущев, наоборот, был заядлым авиапутешественником и регулярно пользовался самолетами во время своих мировых турне. Наибольшую известность приобрела история его визита в США (1959 год). Для трансатлантического путешествия Хрущев выбрал Ту-114, самый крупный турбовинтовой самолет в мире, он же - гражданская версия межконтинентального бомбардировщика Ту-95. Помимо Генсека, на борту авиалайнера находилась его семья и свита из 63 сопровождающих лиц. Не обошлось без конфуза – по прибытию на авиабазу Эндрюс выяснилось, что все американские трапы имеют недостаточную длину, чтобы дотянуться до двери высоченного ТУ-114. Советской делегации пришлось спускаться по лестнице пожарной машины.

Визит Н.С. Хрущева в США. Авиабаза Эндрюс под Вашингтоном

Любимым авиалайнером Леонида Брежнева был стремительный красавец Ил-62 – флагман гражданской авиации Советского Союза. Этим же самолетом летали преемники Брежнева – Юрий Андропов и Михаил Горбачев. За все время самолет ни разу не подвел своих VIP-пассажиров, всякий раз он уверенно отрывался от полосы и, спустя несколько часов, аккуратно приземлялся на другом конце Земли. Предельно надежная техника. Лишь однажды, находясь в воздушном пространстве Алжира, «брежневский» Ил-62 попал под обстрел французских «Миражей». К счастью, все обошлось (до сих пор доподлинно неизвестно, что это было – ошибка, провокация или попытка диверсии).

Первый Президент Российской Федерации пожелал сменить пожилой Ил-62 на более современный широкофюзеляжный лайнер Ил-96 (специальная модификация Ил-96-300ПУ – «пункт управления»). До сих пор об этом самолете (бортовой номер RA96012) ходят легенды: эксклюзивный дизайн интерьеров от Ильи Глазунова, покраска в Голландии, внутренняя отделка в Швейцарии, бронестекла и электронные замки кают, ценные породы дерева, инкрустация драгоценными камнями, гобелены и раритетные произведения искусства. Наконец, системы связи и дистанционного управления РВСН в случае начала конфликта с применением ядерного оружия – наличие спецоборудования выдаёт характерный плексигласовый «желоб» на фюзеляже самолета. Кроме того, «ельцинский» Ил-96-300ПУ отличался от гражданских версий «девяносто шестых» увеличенной дальностью полета и, по неофициальным данным, наличием оптико-электронных станций постановки помех для головок самонаведения ракет ПЗРК, а также системой спасения Первого лица из падающего самолета (парашюты или катапультируемая капсула – тут уже неистощимая народная фантазия уходит в бесконечность).


Тот самый, RA96012


Если не принимать во внимание различные домыслы сомнительно качества и адекватности, то Ил-96 - просто изящный самолет с благородными линиями и гармоничным обликом, обладающий, к тому же, отменной надежностью – за все 20 лет эксплуатации самолетов этого типа, не было отмечено ни одной крупной аварии, повлекшей за собой гибель людей. Согласитесь, звучит впечатляюще на фоне непрекращающихся сообщений о катастрофах «Боингов» и «Эйрбасов»! Высокая безопасность Ил-96 отчасти объясняется теорией вероятностей (всего порядка 30 построенных машин) и специфическими эксплуатантами – качество обслуживания самолетов в летном отряде Управления делами Президента наверняка выше, чем у любой частной авиакомпании.

В настоящий момент в составе Специального летного отряда «Россия» находятся четыре Ил-96-300 различных модификаций. Флагманом является Ил-96-300ПУ(М), бортовой номер R96016 – модернизированный вариант «ельцинского» Ил-96-300ПУ, впервые поднявшийся в воздух в 2003 году. Настоящий «Летающий Кремль» с рабочим кабинетом Президента, комнатами для совещаний, конференц-залом и салоном «люкс» для сопровождающих лиц и гостей на борту самолета. Под рукой у Первого лица государства находится всё необходимое для управления огромной страной: компьютеры и офисная оргтехника, спутниковые системы коммуникации, каналы спецсвязи. Уникальная радиоэлектронная «начинка» авиалайнера, разработанная на одном из оборонных предприятий г. Омска, позволяет транслировать сообщения, зашифрованные специальным кодом, с любой высоты в любую точку мира.


Из других особенностей супер-самолета – на борту имеется мини-спортзал, комнаты отдыха для VIP-гостей, столовая, бар, душевые кабины и даже медицинский блок для реанимации и оказания экстренной медицинской помощи. Во избежание повторения инцидента 1959 г., когда Никите Хрущеву пришлось спускаться по лестнице пожарного автомобиля, на новом российском самолете имеется встроенный нижний трап. Кроме того, «путинский» самолет оборудован модернизированными двигателями ПС-90А.
Ил-96-300ПУ(М) строился по специальному заказу в г. Воронеже, над внутренней отделкой работали лучшие ювелиры из Златоуста, салон украшают гравюры на исторические темы, вышитые мастерами Павлово-Посадской шелковой фабрики. Планировкой помещений и техническим обустройством самолета занимались специалисты из Diamonite Aircraft Furnishings Ltd. Салон выполнен в преимущественно светлых тонах, предпочтение отдано цветам российского флага.

Несмотря на звучащие порой возмущения по поводу богатого убранства салона Ил-96-300ПУ(М), следует заметить, что это не просто самолет для личного пользования. На борту Ил-96-300ПУ(М) регулярно присутствуют зарубежные гости, дипломатические миссии и представители СМИ. Самолет Президента – это особый символ, создающий имидж нашей страны в глазах иностранцев.
К разочарованию злопыхателей, здесь нет никаких «золотых унитазов», интерьеры Флагмана выдержаны в «державном» стиле с намеком на Имперские амбиции России. Благородно, красиво и качественно, без лишней «мишуры» и прочих вульгарных элементов кричащей роскоши.

Одним словом, президентский "Ил" - комфортабельный летающий офис для деловых поездок по всему миру - ничего похожего на «дорогую игрушку» саудовского Принца Алвалида бин Талал бин Абдулазиз Аль-Сауда, который повелел разместить на борту личного трехэтажного «Эйрбас» А380 огромный бассейн и концертный зал с симфоническим оркестром!
Высокая стоимость «правительственного Ила» в большей степени обусловлена установленным на борту комплексом секретного радиоэлектронного оборудования и особыми мерами, связанные с обеспечением безопасности полета правительственного "борта".

В декабре 2012 года воздушный флот Специального летного отряда «Россия» пополнился еще одним Ил-96-300 (бортовой номер RA96020), пришедшем на замену своим предшественникам. В конце нынешнего 2013 года Управление делами Президента получит второй заказанный «Ил» (бортовой номер RA96021).

Специальные правительственные самолеты существуют во всех стран мира. Президент США летает на комфортабельном бело-голубом Боинг-747 «Air Force One». Канцлер Германии – на европейском авиалайнере «Эйрбас» А340 с личным именем «Конрад Аденауэр». Президент Украины для своих визитов пользуется небольшим самолетом бизнес-класса Ан-74. Однако, большинство сильных мира сего, вынуждено передвигаться на зарубежной авиатехнике. Лишь считанные единицы стран обладают развитой авиапромышленностью, способной самостоятельно создать самолет для Первых лиц своего государства. Здесь можно с гордостью констатировать, что Высшие должностые лица России продолжают летать на отечественной авиатехнике.

Дальнемагистральный пассажирский самолет Ил - 96-300.

Размеры
Размах крыла: 60,1 м; длина самолета 55,35 м; высота самолета 17,57 м; площадь крыла 391,6 м2; угол стреловидности по линии 1/4 хорд - 30 градусов; диаметр фюзеляжа 6,08 м;

Размеры пассажирской кабины
Длина 41 м;
максимальная ширина 5,7 м;
максимальная высота 2,61 м;
объем 350 куб.м .

Двигатели
ТРДД Пермского моторостроительного КБ ПС-90А с реверсивными устройствами(4х156,9 кН, 4х16000 кгс)

Массы и нагрузки
Максимальная взлетная масса - 230 т; максимальная посадочная масса - 175 т; масса пустого снаряженного - 119 т; максимальная масса без топлива - 157 т; максимальная коммерческая нагрузка - 40 т, максимальный запас топлива - 122 т (150400л).

Летные данные
Крейсерская скорость на высоте 10100 м - 850-900 км/ч; скорость захода на посадку - 260-270 км/ч; дистанция сбалансированного взлета - 2600 м, потребная посадочная дистанция - 1980 м; практическая дальность полета с резервом топлива: с максимальной коммерческой нагрузкой 7500 км, с коммерческой нагрузкой 30 т - 9000 км; с коммерческой нагрузкой 15 т - 11000 км.

Конструктивные особенности и технико-экономические характеристики
Крыло со сверхкритическим профилем и концевыми аэродинамическими поверхностями. Расчетный ресурс 60 000 летных часов (12 000 посадок в течение 20-летнего срока службы), трудоемкость техобслуживания 11 человеко-часов на 1 час полета, время подготовки к повторному вылету 45 мин. Расход топлива на пассажиро-километр находится в пределах 23 г.

Оборудование
Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает эксплуатацию самолета по минимуму категории IIIА ИКАО. Используется встроенная аналоговая электродистанционная система управления полетом и система оптимизации режимов полета , встроенная инерциальная навигационная система, аппаратура спутниковой навигации и радионавигационной системы "Омега", электронная система отображения информации с шестью индикаторами на ЭЛТ и ИЛС. Имеется аппаратура встроенного контроля, автоматическая система отображения информации о центровке самолета.

Производство и выпуск
Выпускается серийно с 1992 года.

Состояние программы
Сертификация самолета по российским нормам была завершена к концу 1992 года. К настоящему моменту Ил-96 соответствует второй категории ИКАО, т.е. может совершать взлет и посадку при самой минимальной видимости.

Разработчик
Авиакомплекс им. С. В. Ильюшина.


RA96019, еще один правительственный "Ил"


Зал для заседаний правительства


Комфортабельный салон для свиты


Здесь "мочат"


Стильная, инкрустированная деревом, розетка


"Эйрбас" А319, самолет президента Украины


Интерьер украинского правительственного лайнера


Президент США на борту Air Force One

topwar.ru

96 - это... Что такое Ил-96?

Ил-96 — пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний средней и большой протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Совершил первый полёт в 1988 году, производится серийно с 1993 года на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества. Ил-96 стал первым советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолётом.

Аэродинамическая схема

Четырёхмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

История создания

К середине 1970-х годов практически все дальнемагистральные авиаперевозки в СССР и социалистических странах осуществлялись на самолётах Ил-62. Однако возможности этих самолётов не могли в полной степени отвечать быстрому росту объёма дальних перевозок: из-за сравнительно малой пассажировместимости число рейсов увеличивалось, соответственно, росла нагрузка на аэропорты. Кроме того, салон узкофюзеляжного самолёта был далёк от той степени комфорта, что была достигнута на принятом в эксплуатацию в 1969 году Боинге-747, ставшим первым в мире широкофюзеляжным самолётом.

В 1974—1977 годы одновременно с разработкой самолёта Ил-86 в ОКБ им. С. В. Ильюшина проводились исследования по дальнемагистральному самолету Ил-86Д. Этот самолёт отличался от исходного увеличенными размерами крыла (470 кв.м.) и новыми турбореактивными двухконтурными двигателями с большей степенью двухконтурности, сниженным удельным расходом топлива и тягой по 20 850 кгс. Исследования в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского показали, что за счёт применения новых технических решений можно значительно улучшить топливную эффективность самолёта Ил-86Д и повысить его весовое совершенство. Предполагалось, что полная унификация с Ил-86 позволит быстро провести сертификацию самолёта и принять его в строй.

В 1978 году, используя результаты работ по проекту Ил-86Д, в ОКБ приступили к разработке самолёта Ил-96 с Т-образным оперением, крылом большего удлинения с носовыми сверхкритическими профилями и площадью до 387 кв.м. Исследования этого варианта велись вплоть до 1983 года, когда достигнутый прогресс в области авиационной науки и техники позволил отказаться от идеи создания самолёта Ил-96 с использованием в его конструкции многих готовых агрегатов и систем самолёта Ил-86 и перейти к созданию принципиально нового самолёта Ил-96-300.

Самолёт Ил-96-300 отличается от своего предшественника Ил-86 укороченным на 5,5 метра фюзеляжем, крылом большего размаха и уменьшенным углом стреловидности, увеличенными размерами вертикального оперения, улучшенным интерьером пассажирского салона. В его конструкции применены новые сплавы и увеличена доля композиционных материалов. На самолёте используется автоматическая система контроля за расходом топлива, что позволяет выдерживать центровку самолёта в полёте. Особое внимание было уделено вопросам надежности и безопасности эксплуатации самолёта. На самолёте используется российский цифровой комплекс авионики с шестью цветными многофункциональными дисплеями, ЭДСУ, инерциальная навигационная система и средства спутниковой навигации. На Ил-96-300 было решено установить новые двигатели Соловьёва ПС-90А. Нехарактерная для ранее выпускавшихся в СССР двухконтурных двигателей плавная гондола ПС-90А повышала топливную эффективность самолёта.

Комплекс требований, предъявленных КБ Ильюшина Министерством гражданской авиации — перевозка коммерческой нагрузки 30 и 15 т на практическую дальность 9000 и 11 000 км с крейсерской скоростью от 850 до 900 км/ч на высоте от 9000 до 12 000 м — делал оптимальной аэродинамической схемой традиционную: четырёхмоторный свободнонесущий низкоплан с вертикальным оперением. От Т-образного оперения отказались. Ил-96-300 изначально создавался как самолёт с потенциалом развития: его конструкция предполагает относительно быструю и недорогую разработку различных модификаций самолёта.

Дальнейшим развитием самолёта Ил-96-300 стало создание варианта Ил-96М, в котором приняли участие многие авиационные фирмы США. Фюзеляж самолёта был удлинён до 64 метров, то есть даже больше чем на Ил-86. Но главной отличительной чертой Ил-96М стали двигатели Pratt&Whitney PW2337. Опытный экземпляр был создан на базе первого опытного Ил-96-300. Самолёт поднялся в воздух 6 апреля 1993 года, но в серийное производство запущен не был. На базе Ил-96М был создан грузовой Ил-96Т, который также был собран в единственном экземпляре. Исследовался также двухпалубный вариант Ил-96-550, оснащённый ТРДД НК-92 (4 x 20000кгс) и рассчитанный на перевозку 550 пассажиров.

В 1999—2000 годах проводились работы по проекту грузового самолёта Ил-96-400Т, который обладает возможностями грузового самолёта Ил-96Т, но имеет российские ТРДД ПС-90А-2 и бортовое оборудование. Он совершил первый полёт 16 мая 1997 года. В эксплуатации с 2009 года.

Испытания

Первый опытный экземпляр (б/н 96000) был собран непосредственно в цеху КБ на Ленинградском проспекте в Москве. В начале сентября 1988 года самолёт торжественно выкатили из сборочного цеха. Первый полёт опытный самолёт Ил-96-300 выполнил 28 сентября с Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле. Самолёт пилотировал экипаж под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР Героя Советского Союза Станислава Близнюка. Полёт прямо над центральными районами Москвы продолжался 40 минут.[3]

В процессе испытаний Ил-96 выполнил несколько примечательных полётов на дальность, в том числе Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва без посадки в Петропавловске. 14 800 км пути самолёт преодолел за 18 часов 9 минут. 9 июня 1992 года Ил-96 перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов.[4] Самолёт испытывался в Якутске при −50 °C и в Ташкенте при +40 °C. По итогам испытаний 29 декабря 1992 года самолёту вручили сертификат лётной годности. Полгода новые машины «обкатывали» на трассах «Аэрофлота», причём из-за недостатка финансирования эксплуатационные испытания пришлось совместить с коммерческими грузовыми перевозками.[5] Работа коллектива ОКБ Ильюшина над Ил-96-300 была отмечена Государственной премией РФ.[6]

Эксплуатация

Самолёт выпускается с 1992 года на Воронежском авиационном заводе. С 1988 года построено 23 самолёта данного типа. По данным августа 2009 года в эксплуатации находятся 16 самолетов (в России 13). Из них для пассажирских перевозок используется 6 лайнеров Аэрофлота.

По решению Министерства гражданской авиации СССР, принятому на заседании коллегии 26 января 1989 года, первые самолёты Ил-96 планировалось передать в ЦУМВС (Центральное управление международных воздушных сообщений) Аэрофлота, затем — в Домодедовский авиаотряд. Переучивание лётного состава проходило в ОКБ имени Ильюшина. Первый лётный отряд был организован 6 августа 1991 года. В 1992 году были выполнены несколько технических рейсов из Москвы в Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск.[7]

Коммерческая эксплуатация самолёта началась 14 июля 1993 года на маршруте Москва-Нью-Йорк. Первое время самолёт использовался на преимущественно зарубежных рейсах: в Сингапур, Лас-Пальмас, Нью-Йорк, Тель-Авив, Пальма де Майорка, Токио, Бангкок, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сиэтл, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Сеул, Сан-Паулу, Гавану, Ханой, Сантьяго, Лиму.[7] Все летающие на данный момент в Аэрофлоте самолёты Ил-96 были собраны в 1991-1995 годах. В обмен на снижение пошлин на ввоз иностранной техники Аэрофлот обязался приобрести дополнительную партию Ил-96, но сделка так и не состоялась, хотя пошлины были снижены.[8]

Два самолёта построены для обслуживания президента Российской Федерации (модификация Ил-96-300ПУ, б/н RA-96012, RA-96016).

В 2005-2006 годах три Ил-96-300 были поставлены на Кубу, в том числе один — для обслуживания президента Кубы. В 2009 году правительство Венесуэлы заключило контракт на поставку двух Ил-96-300 — один для пассажирских, другой для VIP-перевозок.[9]

Осенью 2008 года лизинговая корпорация ИФК изъяла два Ил-96-300 у Красноярских авиалиний в связи с неплатёжеспособностью компании. В настоящее время самолёты находятся на хранении. В истории российской авиации это был первый случай, когда у авиакомпании «отобрали» самолёты.[10] Именно эти два Ил-96-300 рассматриваются для передачи в Венесуэлу.

В 2009 году в авиакомпании Полёт началась эксплуатация грузовых самолётов Ил-96-400Т, которые изначально планировал купить Аэрофлот, но впоследствии отказался от них.[11] По состоянию на сентябрь 2009 года, в авиакомпании Полёт насчитывается три Ил-96-400Т с планом получением ещё трёх машин в 2010 году. Также, в ходе авиакосмического салона МАКС-2009 было подписано соглашение с перуанской авиакомпанией на поставку двух грузовых Ил-96-400Т с опционом ещё на один такой самолет и ведутся переговоры о поставке его в Китай и страны Ближнего Востока. Текущая версия самолёта оснащена новыми двигателями, самым современным пилотажно-навигационным комплексом российского производства, позволяющим эксплуатировать воздушное судно без каких-либо ограничений по всему миру. Подобных самолётов в России до сих пор не производилось. Ил-96-400Т может перевозить до 92 тонн грузов на маршрутах средней и дальней протяжённости. Самолет сертифицирован в соответствии с российскими нормами лётной годности, гармонизированными с нормами Евросоюза и США.[12]

В разное время велись переговоры о продаже Ил-96 в Китай (три самолёта),[13]Сирию (три самолёта)[14] и даже Зимбабве.[15] Авиакомпания KrasAir планировала в 2007 году передать два своих Ил-96 в «мокрый лизинг» на год в Iran Air.[16]

Два первых опытных образца (б/н 96000 и 96001), долгое время хранившиеся в ЛИИ имени Громова в Раменском, в мае 2009 года были уничтожены. Ещё 5 самолётов (2 KrasAir и 3 Домодедовских авиалиний) временно выведены из эксплуатации и находятся на хранении.

В 2009 году министр промышленности и торговли Виктор Христенко принял решение о снятии с производства пассажирского самолета Ил-96-300 в ближайшие годы[17], так как лайнер не способен конкурировать с новейшими дальнемагистральными пассажирскими самолётами компаний Boeing и Airbus. Создатели Ил-96-300 ориентировались на экономические показатели Boeing 767, однако с момента первого полета Ил-96-300 введены в эксплуатацию дальнемагистральные авиалайнеры нового поколения Boeing 777, Airbus A330, Airbus A340, Airbus A380, ожидается скорый выход на рынок Boeing 787 и Airbus A350. До 2012 года будут произведены ещё два Ил-96-300 для СЛО «Россия» (в том числе президентский Ил-96-300ПУ). В производстве остается грузовая версия самолёта Ил-96-400Т.

IL 96-300 авиакомпании CUBANA в одном из аэропортов Парижа

Как и другие советские самолеты, появившиеся незадолго до распада СССР, массовым Ил-96 так и не стал: в условиях рынка авиаперевозчики предпочитают подержанные самолеты иностранного производства. К настоящему времени выпущено всего 26 самолетов, из которых эксплуатируются 20.

Конструкция самолёта

Планер

Салон эконом-класса

Ил-96 выполнен по схеме цельнометаллического свободнонесущего четырёхмоторного широкофюзеляжного низкоплана со стреловидным крылом и вертикальным оперением.

Фюзеляж Ил-96-300 имеет одинаковый с фюзеляжем Ил-86 диаметр, но меньшую — на 5,23 метров — длину из-за уменьшения числа рядов пассажирских кресел. Однако конструкция фюзеляжа существенно изменена для повышения его надёжности, обеспечения безопасности при повреждении, уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения массы и улучшения качества наружной поверхности. Различная компоновка пассажирского салона предусматривает вместимость от 235 до 300 человек. На стандартном самолёте (300 мест) кресла установлены в двух салонах (переднем — 66 кресел и заднем — 234 кресла) с шагом 870 мм по девять в ряд с тремя проходами шириной 550 мм. Компоновка на 235 мест предусматривает размещение пассажиров в трёх салонах: в первом классе — в 22 креслах с шагом 1020 мм, в бизнес-классе — в 40 креслах и в эконом классе — в 173-х. Пассажирский салон оборудован буфетными стойками и 8-ю туалетами.

На нижней палубе расположены три грузовых отсека. Передний вмещает 6 стандартных грузовых контейнеров типа АБК-1,5, задний — десять, при этом максимальная загрузка самолёта предполагает занятие лишь девяти контейнеров, тогда как другие семь можно использовать для перевозки грузов и почты. Третий грузовой отсек предназначен для перевозки штучных грузов.

Крыло на Ил-96 значительно отличается от установленных на Ил-86. Размах крыла — более 60 метров, а площадь — 391 м²: на 70 м² больше, чем у Ил-86. Отличительными особенностями крыла являются крупные вертикальные законцовки высотой 3,1 м. Крыло Ил-96 обладает сложной взлётно-посадочной механизацией, состоящей из двухщелевых закрылков и предкрылков по всей длине передней кромки.

Горизонтальное оперение Ил-96 — то же, что у Ил-86, а площадь вертикального оперения возросла за счет увеличения его высоты на полтора метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обусловлена требованием обеспечения путевой устойчивости в случае отказа одного двигателя.

Шасси Ил-96 состоит из трёх основных опор, расположенных под центропланом, и передней опоры. Каждая из трёх опор снабжена четырёхколесной тележкой с тормозными колёсами, а передняя опора имеет два нетормозных колеса. Все четырнадцать колёс имеют одинаковые размеры 1300 × 480 мм и давление в пневматиках 11,5 кг/см².

Силовая установка

Лопатки вентилятора двигателя ПС-90А

Ил-96 оборудован четырьмя турбовентиляторными двигателями с высокой (4,5) степенью двухконтурности ПС-90А с тягой на максимальном режиме работы двигателя 16 000 кгс, которые крепятся на пилонах к крыльям. Тяга в крейсерском режиме — 3500 кгс. Удельный расход топлива на крейсерском режиме — 0,595 кг/кгс·час. Выполнен по двухвальной системе, имеется реверсивное устройство. Вентилятор — одноступенчатый, компрессор — 13-ступенчатый. Турбина высокого давления — двухступенчатая, низкого — четырёхступенчатая. ПС-90А имеет модульную конструкцию, число модулей — 11. В процессе эксплуатации их можно заменять.

Впервые в истории советской авиации двигатель оборудован двухканальной электронной системой управления и контроля параметров «Диагноз-90». Среди преимуществ системы — автоматический контроль за расходом топлива и защита от помпажа. Предусмотрен воздушный старт на высоте до 7 000 метров.[18]

Двигатель сертифицирован в 1992 году (3 апреля),[19] также как и самолёт. В конце 2006 года для самолета Ил-96-300 с двигателем ПС-90А получен сертификат на соответствие Главе 4 норм ИКАО по шуму.[20]

Системы самолёта

На Ил-96 применён передовой [источник не указан 1222 дня]для своего времени пилотажно-навигационный комплекс, благодаря которому самолёт стал первым из «илов», предназначенный для управления экипажем из трёх человек (без штурмана), а также первым советским самолётом, оборудованным электронной системой управления полётом ВСУП-85-4. К традиционным аналоговым индикаторам на приборной панели («будильникам») прибавились дисплеи на лучевых трубках: по два у командира и второго пилота (комплексный пилотажный индикатор и комплексный индикатор навигационной обстановки) и ещё два на центральной панели (индикаторы параметров двигателей). Самолёт оборудован электродистанционной системой управления (ЭДСУ).

Топливная система самолёта разработана на базе топливной системы Ил-86. Она работает автоматически, однако для экстренных случаев предусмотрен механизм ручного управления. Топливо располагается в девяти кессонных баках, из которых по четыре расположены в консоли каждого из крыльев и ещё один в центроплане. Перекачка керосина из бака осуществляется струйными насосами в предрасходный отсек, а далее — в расходный отсек, отдельный для каждого из четырёх двигателей.

Система кондиционирования воздуха (СКВ) Ил-96 также работает автоматически. Блоки СКВ расположены в центроплане. Воздух в кабину поступает от двигателей. С учётом повторной циркуляции при полной загрузке самолёта (300 пассажиров) СКВ нагнетает в кабину 25,7 кг воздуха на одного пассажира в час.

Электроимпульсная противообледенительная система циклического действия защищает передние кромки крыльев и стабилизаторов, а также киль. Интересно, что обогрев не предусмотрен на внутренней секции передней кромки крыла (от центроплана до пилона ближнего двигателя) и на «носке» киля, что объясняется незначительным влиянием обледенения в этих местах на управляемость самолётом. Воздухозаборники двигателей обогреваются с помощью воздуха, отбираемого из компрессорной камеры.

Варианты

Ил-96-300

Ил-96-300 Грузовой Ил-96Т на авиасалоне МАКС-1999

Базовый вариант с двигателями ПС-90А (4х16 000 кгс). Первый полет самолет совершил 28 сентября 1988 года, 29 декабря 1992 года получил сертификат летной годности. Первый Ил-96-300 поступил на службу в «Аэрофлот» в 1993 году. В настоящее время помимо Аэрофлота используется только ГТК Россия в качестве VIP-транспорта и кубинской Cubana, в том числе в качестве транспорта президента Кубы. Производился серийно на заводе ВАСО в Воронеже. Единственный из пассажирских самолётов серии, находящийся в эксплуатации. Было выпущено 20 самолётов, включая опытные. 11 августа 2009 года было объявлено, что самолёт Ил-96-300 будет снят с производства как «бесперспективный».[21]

Максимальная взлётная масса — 250 тонн, коммерческая нагрузка — 40 т. Дальность полёта при максимальной загрузке — 9 000 км, при количестве пассажиров 269 человек и с полным запасом топлива — 13 500 км. Пассажировместимость в кабине трёх классов — 235 человек, в двухклассовой компоновке — 262, в эконом-классе — 300 человек.

Ил-96-300ПУ

Специальный вариант Ил-96-300, разработанный для перевозки президента России. Ил-96-300ПУ («пункт управления») построен в двух экземплярах. Отличий по лётно-техническим характеристикам от базовой версии у него практически нет, кроме увеличенной дальности за счёт некоторых доработок. На самолёте установлено оборудование, позволяющее вести управление вооружёнными силами в случае ядерного конфликта. Внешне самолёт также не имеет отличий от базового варианта, за исключением характерного жёлоба в верхней части фюзеляжа. Первый самолёт этой версии был собран в 1995 году для Бориса Ельцина. Второй, «путинский», Ил-96 (б/н 96016) поднялся в воздух 21 апреля 2003 года.

Ил-96М/Т

Ил-96М — это первый российский самолёт, разработанный в сотрудничестве с западными компаниями. Был изготовлен только один, опытный образец. В марте 1993 года фюзеляж опытного Ил-96-300 был удлинён, двигатели ПС-90 заменены на Pratt&Whitney PW2337 (впервые в истории российской авиации на самолёте были установлены американские двигатели) тягой 17 030 кгс, установлена западная авионика. Самолёт совершил первый полёт 6 апреля 1993 года. В 1997 году Ил-96М был сертифицирован в США. Неоднократно демонстрировался на всевозможных авиасалонах, на МАКС-2003 демонстрировался под обозначением Ил-96-400 с двигателями НК-86.[22] В мае 2009 года разрезан.

По всем основным показателям Ил-96М стал «рекордсменом» среди советских пассажирских самолётов: он способен брать на борт до 435 пассажиров, максимальная коммерческая нагрузка — 58 тонн, максимальная взлётная масса — 270 тонн, практическая дальность полёта — 12800 км.

Разрабатывались другие варианты:

  • Ил-96МД — самолёт с двумя двигателями Pratt&Whitney PW4082 (в настоящее время эти двигатели используются на Боинге 777).
  • Ил-96МК — самолёт с четырьмя турбореактивными НК-92 тягой 20 000 кгс.[23]

На базе Ил-96М был разработан грузовой вариант Ил-96Т. В 1997 году построен единственный экземпляр (б/н RA-96101), 16 мая поднялся в воздух. Также неоднократно демонстрировался на авиасалонах в фирменной раскраске Аэрофлота, хотя авиакомпания никогда им не пользовалась, заказов на данный тип не поступало.

Ил-96-400

Самолёт Ил-96-400 является глубокой модернизацией Ил-96-300 с двигателями ПС-90А-1 тягой 17 400 кгс и улучшенной авионикой. Фюзеляж был «позаимствован» у Ил-96М. Максимальная взлётная масса — 270 тонн, полезная нагрузка — 58 тонн. Максимальная пассажировместимость — 435 человек. Максимальная дальность полета — 13 000 км.[24]

По состоянию на 2012 год Ил-96-400 не был собран ни в одном экземпляре, заказов на данный тип пока ещё не было.

Ил-96-400Т

Ил-96-400Т является грузовым вариантом Ил-96-400. Лётно-технические показатели остались неизменными. Производится на заводе ВАСО в Воронеже. Первый Ил-96-400Т был создан путём реконструкции Ил-96Т, собранного в 1997 году. В 2007 году собран целиком новый самолёт. Оба самолёта в 2007 году были проданы Атлант-Союзу, в 2009 году они перешли в Полёт. По состоянию на май 2011 года в парке Полёта успешно эксплуатируется три самолёта.

Лётно-технические характеристики

Характеристика Ил-96-300 Ил-96М/Т Ил-96-400М/Т
Первый полёт 28 сентября 1988 6 апреля 1993 16 мая 1997
Начало эксплуатации 14 июля 1993 23 апреля 2009
Размах крыла 57,66 м 60,105 м 60,105 м
Длина 55,345 м 63,939 м 63,939 м
Высота в хвосте 17,55 м 15,717 м 15,717 м
Площадь крыла 350 м² 391,6 м² 391,6 м²
Полезная нагрузка 40 000 кг 58 000 кг 58 000 кг
Макс. взлётная масса 250 000 кг 270 000 кг 265 000 кг
Макс. пассажировместимость 300 436 436
Экипаж 3 3 3
Крейсерская скорость 870 км/ч 870 км/ч 870 км/ч
Максимальная скорость 910 км/ч 900 км/ч 900 км/ч
Эксплуатационный потолок 12 000 м 12 000 м 12 000 м
Дальность полёта (при макс. нагрузке) 9 000 км 12 800 км 10 000 км
Двигатели 4х ПС-90A 4х Pratt&Whitney PW2337 4x ПС-90A-1

Источник:[23][25]

Аварии и происшествия

За всю историю эксплуатации с самолётом Ил-96 не случалось катастроф и аварий, повлёкших гибель людей.

Инцидент при взлёте президентского самолёта

5 октября 2004 года некоторые российские издания сообщили, что 29 сентября при взлёте из международного аэропорта Лиссабона Ил-96-300ПУ (б/н 96016) столкнулся со стаей птиц, предположительно, голубей.[26] Столкновение с птицами (англ. birdstrike) — частое явление в авиации, которое, однако, далеко не всегда приводит к поломке двигателей. Взлёт был прерван, а самолёт отбуксирован на стоянку. 30 сентября его осмотрели техники ГТК Россия, которой принадлежит самолёт, прибывшие из Москвы на Ил-62.[26]

В итоге было объявлено, что причиной отмены взлёта стало вовсе не столкновение с птицами, а конденсат от трубок СКВ, попавший на приборную панель. Влага исказила показания приборов: двигатели работали на взлётном режиме, но приборы показали, что на взлётный режим двигатели выйти не смогли. Вероятно, этот случай остался бы рядовым, если бы внимание российской прессы не привлекла фотография португальского споттера Мигеля Клаудио, которому посчастливилось заснять самолёт в момент инцидента.[27]

Путина в тот момент в самолёте не было, он находился в Саратове.

Запрет на полёты

2 августа 2005 года тот же Ил-96-300ПУ, но уже с президентом на борту, не смог взлететь из аэропорта финского города Турку, где Владимир Путин находился с официальным визитом. При рулении была обнаружена некая техническая неисправность, было принято решение пересадить президента на резервный Ил-62.[28]

Последствия этого инцидента оказались более серьёзными. 22 августа по предложению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта полёты всех самолётов Ил-96 были запрещены. Это объяснялось систематическим отказом системы торможения колес, который произошёл в том числе 2 августа в Финляндии. Было объявлено, что один из узлов колёсного тормоза, УГ151-7, бракован и не соответствует заявленным чертежам.[29] Агрегаты УГ151 для Ил-96 собирались на Балашихинском литейно-механическом заводе, для их замены новая партия была собрана на заводе НПО Молния в Москве.[30]

Результатом запрета стали многомиллионные убытки авиакомпаний, использовавших Ил-96, в первую очередь Аэрофлота.[31] 3 октября генеральный директор ВАСО Вячеслав Саликов был отправлен в отставку,[32] полёты Ил-96 были возобновлены в тот же день. Запрет на полёты продлился 42 дня.

Именные самолёты

Ил-96 «Аэрофлота» в Хургаде, Египет

Некоторые самолёты Ил-96 носят имена выдающихся советских лётчиков и деятелей авиации и космонавтики.

Интересные факты

  • Ил-96 — второй в истории советской (после Ил-86), первый в истории российской (выпускается с 1992 года, то есть уже после распада Советского Союза) и девятый в истории мировой авиации широкофюзеляжный самолёт.[источник не указан 106 дней]
  • В сентябре 2008 года один из двигателей ПС-90А, собранный в 1990 году и установленный на самолёте Ил-96-300 Аэрофлота, впервые в истории российской авиации преодолел рубеж работы 30 000 часов.[33]
  • Ил-96 является одним из немногих широкофюзеляжных самолётов, который никогда не терпел катастроф, повлекших за собой человеческие жертвы. В это же число входят самые современные лайнеры иностранных производителей: Boeing 777, Airbus A380 и Airbus A340; однако, аварии и инциденты с последними всё же случались. Ил-96, несмотря на медленные темпы производства и сравнительно малое количество выпущенных самолетов, остаётся одним из самых надежных лайнеров в мире.[источник не указан 106 дней]

Литература

  • Устройство и эксплуатация силовых установок самолетов. Ил-96-300, ТУ-204, ИЛ-114. Соловьев Б. А. Изд-во «Транспорт», 1993.
  • В небе «Ильюшин» Н. Таликов. Изд-во «АДК Студия», 2000.
  • Самолёты ОКБ имени С. В. Ильюшина. Новожилов Г. В., Лещинер Д. В., Шейнин В. М. и др. Москва, 1990.

Примечания

См. также

Схожие самолёты

Ссылки

Прочее

dic.academic.ru

Ил-96 — самый безопасный гражданский авиалайнер — VGil journal


Если говорить о безопасности полетов… то наверное стоило бы упомянуть и о самом безопасном гражданском авиалайнере.

Сразу оговорюсь – причиной трагедии в Египте считаю не «старость» или плохую техническую готовность Аэробуса А321. На мой дилетантский взгляд – это теракт (взрыв на борту) или внешнее воздействие. Но, если абстрагироваться от данного случая, то – основная причина авиакатастроф сегодня это человеческий фактор. Хотя и техника немало влияет на положительное либо отрицательное окончание того или иного летного происшествия.
Например – сильно сомневаюсь, что подвиг «Алросовской» Тушки (полностью обесточенной с неработающими связью и навигацией, да еще и остатком горючего на полчаса полета) смогли бы повторить в аналогичной ситуации экипажи современных Боингов и Эйбасов.

Итак – какой же дальнемагистральник самый безопасный?
Ответ – Ил-96. За 22 года эксплуатации этот последний авиалайнер, созданный в СССР, не угробил в летных происшествиях ни одного человека.

Да, да – это тот самолет, на котором летает В.В. Путин, вы все правильно поняли.


Ил-96-300 специального лётного отряда «Россия»

Ил-96 стал нашим первым широкофюзеляжным дальнемогистальным пассажирским самолетом. По диаметру фюзеляжа — 6,08 метров, кстати, его превосходит только Боинг 777 (полетевший на 6 лет позже). Прочие до сих пор тоньше.
Но сравнивать его с 777-ым некорректно — машина и новее и немного иного класса. Максимальная взлетная масса Ил-96-300  составляет 216 тонн, а у Боинга 777-300 — уже 299 тонн. А вот в свое время Ил-96 вполне мог серьезную конкуренцию «одноклассникам».

— Когда в 90-х годах я прилетел на Ил-96 в Штаты и у меня в баках осталось топлива еще на три часа полета, американцы страшно удивились. Представитель их авиавластей тогда прямо заявил: по некоторым позициям данный тип самолета является для нас недостижимым. Странно, что Россия все еще способна создать конкурентоспособный продукт.
На Ил-96 по заданию генконструктора я совершил шесть посадок с имитацией отказа всех двигателей. Ни на одном зарубежном типе такого никто не делал. А на Ил-96 такое может выполнить даже экипаж среднего уровня подготовки.

Анатолий Кнышов, летчик-испытатель, Герой России.

— Если сравнить два магистральных самолета: Боинг-767 и Ил-96−300, то американец при двух двигателях везет 200 пассажиров и расходует 6 тонн топлива. Ил-96 берет на борт 300 пассажиров и 15 тонн груза при расходе всего 7 тонн. Поделите тонны на километры — и вам все станет ясно. К тому же, Ил-96 -великолепная машина: просторная кабина, большие экраны — слепой все увидит. Диаметр фюзеляжа — 6 метров, как тоннель в метро. Ощущаешь себя в нормальном, надежном лайнере с четырьмя двигателями. Кстати, за всю свою историю Ил-96 не попал ни в одну катастрофу. Не погубил ни одного человека.
Сергей Кнышов, командир Ил-96 (проходил стажировку в США на Боингах).

Первый полет Ил-96 совершил в 1988 году.

Первоначально предполагалось, что отечественный дальний широкофюзеляжный самолет будет являться дальнейшим развитием самолета Ил-86 и сохранит максимально возможную конструктивную общность с ним. В соответствии с таким подходом новый самолет, получивший обозначение Ил-86Д («дальний»), имел одинаковую с Ил-86 конструкцию фюзеляжа, оперения, основных бортовых функциональных систем. Это позволяло сократить сроки создания новой машины, быстро внедрить ее в серийное производство параллельно с производством самолета Ил-86 и упростить техническое обслуживание Ил-86 и Ил-86Д в эксплуатации. Однако, в связи с активно начавшейся борьбой за топливную эффективность, а также в связи с появлением новых технологий производства, конструкторам пришлось серьезно пересмотреть проект.
Одновременно было выдвинуто требование об оснащении двух самолетов нового поколения — дальнего Ил-96-300 и самолета средней дальности Ту-204 — единым унифицированным двигателем ПС-90 с большой степенью двухконтурности и низким крейсерским удельным расходом топлива.
В итоге конструкторы отказались от применения агрегатов планера и систем с самолета Ил-86 и создали совершенно новый самолет Ил-96-300. Приоритетами при создании машины были проектно-конструкторские решения, направленные в первую очередь на повышение аэродинамического совершенства самолета, снижение его массы, обеспечение простоты технического обслуживания машины в эксплуатации.
Требуемое аэродинамическое совершенство Ил-96-300 обеспечили внедрением большого количества различных мероприятий, разработанных совместно с ЦАГИ. Работы по улучшению аэродинамики велись как в направлении совершенствования аэродинамической компоновки самолега, так и по пути внедрения новых конструктивных и технологических решений, приведших к улучшению качества внешней поверхности. Например – по всей поверхности самолета были применены заклепки с потайными головками.

Самолет стал большим шагом вперед по отношению к предшественникам. Например по отношению к Ил-86 — дальность полета серьезно возросла, при оставшейся прежней максимальной взлетной массе. А минимальный расход топлива на пассажиро-километр у Ил-96-300 вышел в два раза меньше, чем у предыдущего «узкофюзеляжного» дальнемагистральника — Ил-62М.

В процессе испытаний Ил-96 выполнил несколько полётов на дальность, в том числе «Москва — Петропавловск-Камчатский — Москва» без посадки в Петропавловске. 14 800 км пути самолёт преодолел за 18 часов 9 минут. 9 июня 1992 года Ил-96 перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов. Самолёт испытывался в Якутске при −50°C и в Ташкенте при +40°C. По итогам испытаний 29 декабря 1992 года самолету вручили сертификат лётной годности. Полгода новые машины «обкатывали» на трассах «Аэрофлота», причём из-за недостатка финансирования эксплуатационные испытания пришлось совместить с коммерческими грузовыми перевозками — возили радиоаппаратуру. Работа коллектива ОКБ Ильюшина над Ил-96−300 была отмечена Государственной премией РФ.

vgil.ru

Самолёт Ил 96, Ил 96 300, Ил 96 400 президетский

Создание Ил 96 конструкторами было ещё одной попыткой остановить наметившееся лидерство компаний Airbus и Boeing в производстве дальнемагистральных машин. В 90-е годы, когда Россия переживала экономический спад появился дешёвый в производстве, но всё же уступавший по эффективности западным самолётам, российский лайнер Ил 96.

История создания самолёта Ил 96

С ростом пассажирских перевозок в конце 80-х выросла потребность в новом широкофюзеляжном самолёте.

Самолёт Ил 96

К концу первой половины 70-х годов дальние рейсы выполнялись на самолётах Ил-62, но расширившийся поток пассажиров заставил увеличить количество рейсов, возросла нагрузка на аэропорты и стало очевидно, что Ил-62 как дальнемагистральный самолёт не справляется с возникшими трудностями. Да и комфорт на «Ильюшине» далеко не тот, который предлагал  первый широкофюзеляжный самолёт в мире Boeing 747, эксплуатировавшийся уже с конца 1969 года.

Новая машина создавалась на базе Ил-86, где оставили ту же пассажироёмкость и дальность полёта в 9 тыс. км. У самолёта, получившим обозначение Ил-86Д, увеличили площадь крыла и оснастили двигателями НК-56, от которых впоследствии отказались в пользу пермских моторов ПС-90. Поэтому конструктор машины Новожилов уменьшил длину фюзеляжа, сократил количество пассажирских мест и сделал несколько меньшей площадь крыла.

Ил 96 300 взлёт аэрофлот

Самолёт, названный Ил-96-300, поднялся впервые в воздух 28 сентября 1988 года под руководством командира экипажа Героя Советского Союза С. Близнюка. Эта машина перелетела через Северный полюс в Портленд за 15 часов и совершила беспосадочный полёт Москва – Петропавловск-Камчатский – Москва, преодолев 14800 км.

Описание самолёта Ил 96

Хоть Ил-96 внешне похож на прародителя Ил-86, но отличия всё же заметны. У него низко расположенное крыло суперкритического профиля с размахом 60,1 м2 и уменьшенной стреловидностью. На концах плоскостей расположены винглеты, уменьшающие индуктивное сопротивление.

От Т-образного хвостового оперения на широкофюзеляжном самолёте отказались, но для улучшения путевой устойчивости в случае выхода из строя двигателя, высота киля увеличена на полтора метра. Крыло оснащено механизацией, спереди по всему носку расположены предкрылки, а сзади двухщелевые закрылки. Эти устройства создают необходимую подъёмную силу на больших углах атаки без срыва воздушного потока.

Кабина Ил 96

В планере использованы новые композитные материалы, снизившие вес конструкции и позволившие продлить ресурс. Шасси машины сконструированы по трёхопорной схеме: основные стойки тормозные четырёхколёсные, носовая двухколёсная не тормозная.

Ил-96 оснащён четырьмя двигателями ПС-90А с тягой на взлётном режиме по 16 тыс.кг каждый. Силовые установки располагаются на подкрыльных пилонах по два с каждой стороны фюзеляжа. Особенность двигателей – электронная система управления «Диагноз-90», разрешающая контролировать параметры работы силовой установки, расход топлива и предупреждать возникновение помпажа.

Благодаря пилотажно-навигационному комплексу и электронной системе управления полётом ВСУП-85-4, экипаж Ил-96 состоит из трёх человек (без штурмана). В кабине пилотов находятся дисплеи, отражающие информацию о параметрах полёта и навигационную обстановку, на центральной панели ещё два дисплея с индикацией параметров работы силовых установок. Управление самолётом электродистанционное, трёхканальное.

В отличие от Ил-86 на новом самолёте стоят топливные баки с вдвое увеличенной ёмкостью: по четыре бака в каждой консоли и один внутри фюзеляжа. Система кондиционирования воздуха автоматическая, подающая на каждого пассажира по 25,7 кг/час.

Крыло и хвостовое оперение оборудованы электроимпульсной противообледенительной системой, защищающей их передние кромки. Воздухозаборники двигателей обогреваются горячим воздухом от компрессорной камеры.

Салон Ил 96

Комфортный пассажирский салон вмещает 300 человек, но для конфигурации из двух классов вместимость составляет 235 пассажиров. Нижняя палуба разделена на три отсека, предназначенных для багажа и груза.

Лётные характеристики Ил 96 400

Глубокой модернизацией «Ильюшина» стал Ил-96-400 , ниже приведены характеристики для этой модификации:

  • Размах крыла – 60,1 м.
  • Площадь крыла – 391,6 м2.
  • Длина самолёта – 63, 961 м.
  • Взлётный вес максимальный – 265 т.
  • Общий вес полезной нагрузки – 58 т.
  • Дальность полёта – 10 тыс. км.
  • Крейсерская скорость – 870 км/час.
  • Крейсерский эшелон – 12 тыс. м.
  • Количество пассажиров – 436 чел.
  • Силовые установки – ПС-90А1.
  • Членов экипажа – 3 чел.

Интересные факты из эксплуатации самолёта Ил 96

  1. Ил-96 единственный самолёт с широким фюзеляжем, созданный в СССР.
  2. В истории эксплуатации Ил-96 не произошло лётного происшествия связанного с гибелью людей – это надёжный широкофюзеляжный лайнер.
  3. Одной из модификаций этого самолёта является Ил-96-300ПУ, который служит воздушным пунктом управления для президента РФ.
  4. Многие машины из числа Ил-96 получили собственные имена в честь знаменитых лётчиков и космонавтов.
  5. В истории эксплуатации Ил-96 лишь один раз произошёл запрет на полёты из-за заводского брака у шасси президентского самолёта. Запрет продолжался 42 дня – Аэрофлот понёс значительные убытки в результате этого прецедента.
  6. Площадь теннисного корта в полтора раза меньше площади крыла Ил-96.

Видео: Ил 96 400 тяжёлая посадка при боковом ветре

aviarf.ru

96М - это... Что такое Ил-96М?

Ил-96 — пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний большой протяженности, спроектированный в КБ Ильюшина. Новейший российский самолет подобного класса. Производится с 1988 на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО) в Российской Федерации.

История разработки

Ил-96-300 в новых цветах «Аэрофлота». Компоновка салона рассчитана на 262 пассажира

В 1974—1977 гг. одновременно с разработкой самолёта Ил-86 в ОКБ им. С. В. Ильюшина проводились исследования по дальнемагистральному самолету Ил-86Д. Этот самолёт отличался от исходного увеличенными размерами крыла (470 кв.м.) и новыми ТРДД с большей степенью двухконтурности, сниженным удельным расходом топлива и тягой по 20 850 кгс. Исследования в ЦАГИ показали, что за счёт применения новых технических решений можно значительно улучшить топливную эффективность самолёта Ил-86Д и повысить его весовое совершенство. В 1978 году, используя результаты работ по проекту Ил-86Д, в ОКБ приступили к разработке самолёта Ил-96 с Т-образным оперением, крылом большего удлинения с носовыми сверхкритическими профилями и площадью до 387 кв.м. Исследования этого варианта велись вплоть до 1983 года, когда достигнутый прогресс в области авиационной науки и техники позволил отказаться от идеи создания самолёта Ил-96 с использованием в его конструкции многих готовых агрегатов и систем самолёта Ил-86 и перейти к созданию принципиально нового самолёта Ил-96-300.

Самолёт Ил-96-300 отличается от своего предшественника Ил-86 укороченным на 5,5 метра фюзеляжем, крылом большего размаха и уменьшенным углом стреловидности, увеличенными размерами вертикального оперения, улучшенным интерьером пассажирского салона. В его конструкции применены новые сплавы и увеличена доля композиционных материалов. На самолёте используется автоматическая система контроля за расходом топлива, что позволяет выдерживать центровку самолёта в полёте. Особое внимание было уделено вопросам надежности и безопасности эксплуатации самолёта. На самолёте используется российский цифровой комплекс авионики с шестью цветными многофункциональными дисплеями, ЭДСУ, инерциальная навигационная система и средства спутниковой навигации.

Первый полёт опытный самолёт Ил-96-300 выполнил 28 сентября 1988 года. В конце декабря 1992 года он получил сертификат лётной годности. Поставки серийных самолётов начались в 1993 году.

Два самолёта построены для обслуживания президента Российской Федерации (Ил-96-300ПУ, б/н RA-96012 и RA-96016). Летом 2000 года велись переговоры о продаже КНР трёх самолётов. Летом-осенью 2005 года два Ил-96-300 были поставлены на Кубу, в том числе один — для обслуживания президента Кубы Фиделя Кастро. В 2009 году правительство Венесуэлы заключило контракт на поставку двух Ил-96-300 — один для пассажирских, другой для VIP-перевозок.

В 1999—2000 годах проводились работы по проекту грузового самолёта Ил-96-400Т, который обладает возможностями грузового самолёта Ил-96Т, но имеет российские ТРДД ПС-90А-2 и бортовое оборудование. Дальнейшим развитием самолёта Ил-96-300 стало создание варианта Ил-96М/Т, в котором приняли участие многие авиационные фирмы США. Исследовался также двухпалубный вариант Ил-96-550, оснащённый ТРДД НК-92 (4 x 20000кгс) и рассчитанный на перевозку 550 пассажиров. Было объявлено, что со второго квартала 2007 Воронежский завод производит только последнюю модификацию — Ил-96-400Т. Построено два самолета для авиакомпании "Полет".

Конструкция самолета

Ил-96-300 Домодедовских Авиалиний. Хорошо видна механизация крыла.

Фюзеляж Ил-96-300 имеет одинаковый с фюзеляжем Ил-86 диаметр, но меньшую — на 5 метров — длину из-за уменьшения числа пассажирских мест. Однако конструкция фюзеляжа существенно изменена для повышения его надежности, обеспечения безопасности при повреждении, уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения массы и улучшения качества наружной поверхности.

Горизонтальное оперение Ил-96 — то же, что у Ил-86, а площадь вертикального оперения возросла за счет увеличения его высоты на полтора метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обусловлена требованием обеспечения путевой устойчивости в случае отказа одного двигателя.

Шасси Ил-96 состоит из трех основных опор, расположенных сзади центра масс самолета, и передней опоры. Применение трех основных опор с двенадцатью колесами обусловлено необходимостью базирования самолета на аэродромах с искусственным покрытием. Каждая из трех опор снабжена четырехколесной тележкой с тормозными колесами, а передняя опора имеет два нетормозных колеса. Все четырнадцать колес имеют одинаковые размеры 1300*480 мм и давление в пневматиках 11,5 кг/см².

Эксплуатация

Страны, где используется Ил-96. Красные — пользователи; синие — заказчики.

Самолет выпускается серийно с 1992 на авиационном заводе в Воронеже (ВАСО). С 1988 года построено 22 самолета данного типа. По состоянию на середину декабря 2008 года в эксплуатации находится 16 самолетов, в том числе в России 13 (из них для пассажирских перевозок используется 6 лайнеров Аэрофлота). Цена самолёта составляет 40-50 млн долларов США (по зарубежным данным).

Использующиеся самолеты:

Заказы:

Ведутся переговоры о продаже пяти Ил-96-400Т в Китай.

Варианты

Ил-96-300

Базовый вариант с двигателями ПС-90А. Максимальная пассажировместимость — 295 человек. Ил-96-300 — это единственный вариант, находящийся в эксплуатации авиакомпаниями на данный момент. Построено 17 самолетов, один из которых — опытный, в разной степени готовности находятся еще 9 машин.

Первый полет самолет совершил 28 сентября 1988, 29 декабря 1992 получил сертификат летной годности. Первый Ил-96-300 поступил на службу в «Аэрофлот» в 1993.

Ил-96-300ПУ

Самолёт президента РФ Ил-96-300ПУ RA-96016 заходит на посадку в аэропорту Внуково.

Специальный вариант Ил-96-300, разработанный для перевозки Президента РФ. Ил-96-300ПУ (Пункт управления) построен в двух экземплярах. Отличий по летно-техническим характеристикам от базовой версии у него практически нет, кроме увеличенной дальности за счет некоторых доработок. На самолете установлено оборудование, позволяющее вести управление вооруженными силами в случае ядерного конфликта.

Ил-96М и Ил-96Т

Ил-96М — это первый российский и советский самолет, разработанный в сотрудничестве с западными компаниями. На самолете были установлены двигатели Pratt&Whitney PW2337 и западная авионика. Был изготовлен (путем переделки Ил-96-300) один опытный образец, на протяжении нескольких лет проходивший летную сертификацию и летавший до 2001 года. Заказов на данный самолет и его грузовую версию (Ил-96Т) не поступало.

Ил-96-400

Вариант Ил-96-300 с удлиненным до 64 метров фюзеляжем. Максимальная пассажировместимость — 435 человек. Ил-96-400 рассматривается как возможная замена Ил-96-300. Будет оснащен новыми экономичными и более мощными двигателями ПС-90А-1 тягой 17400 кгс. На самолете применена также модернизированная авионика. Улучшены некоторые летно-технические показатели. По состоянию на декабрь 2008 года не построено ни одного самолета данного типа.

Ил-96-400Т

Грузовой вариант Ил-96-400. Технические показатели остались неизменными. Построено 2 самолета, в декабре «Аэрофлот-Карго» объявил, что не считает целесообразным приобретать эти самолеты[2] по причине их неэффективности.

Лётно-технические характеристики

Авиадвигатель ПС-90А-1

Характеристика Ил-96-300 Ил-96М/Т Ил-96-400М/Т
Первый полёт 28 сентября 1988 6 апреля 1993 -
Начало эксплуатации 14 июля1993 -
Размах крыла 60,1 м 60,1 м 60,1 м
Длина 55 м 64 м 64 м
Высота в хвосте 17,55 м 15,72 м 15,72 м
Площадь крыла 391,6 м² 391,6 м² 350 м²
Полезная нагрузка 40.000 кг 58.000 кг 58.000 кг
Макс. взлётная масса 216.000 кг 270.000 кг 265.000 кг
Макс. пассажировместимость 300 435 435
Экипаж 3 2 2
Крейсерская скорость 900 км/ч 870 км/ч 870 км/ч
Максимальная скорость 910 км/ч 900 км/ч 900 км/ч
Эксплуатационный потолок 12.100 м 12.200 м 12.100 м
Дальность полёта 7.500 км 12.800 км 10.000 км
Двигатели 4х ПС-90A 4х Pratt&Whitney PW2337 4x ПС-90A-1

Аварии

За всю историю эксплуатации с самолётом Ил-96 не случалось катастроф, повлекших гибель людей. В августе 2005 полёты всех самолётов этого типа были приостановлены в связи с расследованием обстоятельств случая с неисправностью некоторых механизмов шасси на самолёте Президента России. Запрет на полёты продлился 42 дня.

Примечания

См. также

Схожие самолеты

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

96-550 - это... Что такое Ил-96-550?

Ил-96 — пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний большой протяженности, спроектированный в КБ Ильюшина. Новейший российский самолет подобного класса. Производится с 1988 на заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО) в Российской Федерации.

История разработки

Ил-96-300 в новых цветах «Аэрофлота». Компоновка салона рассчитана на 262 пассажира

В 1974—1977 гг. одновременно с разработкой самолёта Ил-86 в ОКБ им. С. В. Ильюшина проводились исследования по дальнемагистральному самолету Ил-86Д. Этот самолёт отличался от исходного увеличенными размерами крыла (470 кв.м.) и новыми ТРДД с большей степенью двухконтурности, сниженным удельным расходом топлива и тягой по 20 850 кгс. Исследования в ЦАГИ показали, что за счёт применения новых технических решений можно значительно улучшить топливную эффективность самолёта Ил-86Д и повысить его весовое совершенство. В 1978 году, используя результаты работ по проекту Ил-86Д, в ОКБ приступили к разработке самолёта Ил-96 с Т-образным оперением, крылом большего удлинения с носовыми сверхкритическими профилями и площадью до 387 кв.м. Исследования этого варианта велись вплоть до 1983 года, когда достигнутый прогресс в области авиационной науки и техники позволил отказаться от идеи создания самолёта Ил-96 с использованием в его конструкции многих готовых агрегатов и систем самолёта Ил-86 и перейти к созданию принципиально нового самолёта Ил-96-300.

Самолёт Ил-96-300 отличается от своего предшественника Ил-86 укороченным на 5,5 метра фюзеляжем, крылом большего размаха и уменьшенным углом стреловидности, увеличенными размерами вертикального оперения, улучшенным интерьером пассажирского салона. В его конструкции применены новые сплавы и увеличена доля композиционных материалов. На самолёте используется автоматическая система контроля за расходом топлива, что позволяет выдерживать центровку самолёта в полёте. Особое внимание было уделено вопросам надежности и безопасности эксплуатации самолёта. На самолёте используется российский цифровой комплекс авионики с шестью цветными многофункциональными дисплеями, ЭДСУ, инерциальная навигационная система и средства спутниковой навигации.

Первый полёт опытный самолёт Ил-96-300 выполнил 28 сентября 1988 года. В конце декабря 1992 года он получил сертификат лётной годности. Поставки серийных самолётов начались в 1993 году.

Два самолёта построены для обслуживания президента Российской Федерации (Ил-96-300ПУ, б/н RA-96012 и RA-96016). Летом 2000 года велись переговоры о продаже КНР трёх самолётов. Летом-осенью 2005 года два Ил-96-300 были поставлены на Кубу, в том числе один — для обслуживания президента Кубы Фиделя Кастро. В 2009 году правительство Венесуэлы заключило контракт на поставку двух Ил-96-300 — один для пассажирских, другой для VIP-перевозок.

В 1999—2000 годах проводились работы по проекту грузового самолёта Ил-96-400Т, который обладает возможностями грузового самолёта Ил-96Т, но имеет российские ТРДД ПС-90А-2 и бортовое оборудование. Дальнейшим развитием самолёта Ил-96-300 стало создание варианта Ил-96М/Т, в котором приняли участие многие авиационные фирмы США. Исследовался также двухпалубный вариант Ил-96-550, оснащённый ТРДД НК-92 (4 x 20000кгс) и рассчитанный на перевозку 550 пассажиров. Было объявлено, что со второго квартала 2007 Воронежский завод производит только последнюю модификацию — Ил-96-400Т. Построено два самолета для авиакомпании "Полет".

Конструкция самолета

Ил-96-300 Домодедовских Авиалиний. Хорошо видна механизация крыла.

Фюзеляж Ил-96-300 имеет одинаковый с фюзеляжем Ил-86 диаметр, но меньшую — на 5 метров — длину из-за уменьшения числа пассажирских мест. Однако конструкция фюзеляжа существенно изменена для повышения его надежности, обеспечения безопасности при повреждении, уменьшения скорости роста трещин, обеспечения заданного ресурса, снижения массы и улучшения качества наружной поверхности.

Горизонтальное оперение Ил-96 — то же, что у Ил-86, а площадь вертикального оперения возросла за счет увеличения его высоты на полтора метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обусловлена требованием обеспечения путевой устойчивости в случае отказа одного двигателя.

Шасси Ил-96 состоит из трех основных опор, расположенных сзади центра масс самолета, и передней опоры. Применение трех основных опор с двенадцатью колесами обусловлено необходимостью базирования самолета на аэродромах с искусственным покрытием. Каждая из трех опор снабжена четырехколесной тележкой с тормозными колесами, а передняя опора имеет два нетормозных колеса. Все четырнадцать колес имеют одинаковые размеры 1300*480 мм и давление в пневматиках 11,5 кг/см².

Эксплуатация

Страны, где используется Ил-96. Красные — пользователи; синие — заказчики.

Самолет выпускается серийно с 1992 на авиационном заводе в Воронеже (ВАСО). С 1988 года построено 22 самолета данного типа. По состоянию на середину декабря 2008 года в эксплуатации находится 16 самолетов, в том числе в России 13 (из них для пассажирских перевозок используется 6 лайнеров Аэрофлота). Цена самолёта составляет 40-50 млн долларов США (по зарубежным данным).

Использующиеся самолеты:

Заказы:

Ведутся переговоры о продаже пяти Ил-96-400Т в Китай.

Варианты

Ил-96-300

Базовый вариант с двигателями ПС-90А. Максимальная пассажировместимость — 295 человек. Ил-96-300 — это единственный вариант, находящийся в эксплуатации авиакомпаниями на данный момент. Построено 17 самолетов, один из которых — опытный, в разной степени готовности находятся еще 9 машин.

Первый полет самолет совершил 28 сентября 1988, 29 декабря 1992 получил сертификат летной годности. Первый Ил-96-300 поступил на службу в «Аэрофлот» в 1993.

Ил-96-300ПУ

Самолёт президента РФ Ил-96-300ПУ RA-96016 заходит на посадку в аэропорту Внуково.

Специальный вариант Ил-96-300, разработанный для перевозки Президента РФ. Ил-96-300ПУ (Пункт управления) построен в двух экземплярах. Отличий по летно-техническим характеристикам от базовой версии у него практически нет, кроме увеличенной дальности за счет некоторых доработок. На самолете установлено оборудование, позволяющее вести управление вооруженными силами в случае ядерного конфликта.

Ил-96М и Ил-96Т

Ил-96М — это первый российский и советский самолет, разработанный в сотрудничестве с западными компаниями. На самолете были установлены двигатели Pratt&Whitney PW2337 и западная авионика. Был изготовлен (путем переделки Ил-96-300) один опытный образец, на протяжении нескольких лет проходивший летную сертификацию и летавший до 2001 года. Заказов на данный самолет и его грузовую версию (Ил-96Т) не поступало.

Ил-96-400

Вариант Ил-96-300 с удлиненным до 64 метров фюзеляжем. Максимальная пассажировместимость — 435 человек. Ил-96-400 рассматривается как возможная замена Ил-96-300. Будет оснащен новыми экономичными и более мощными двигателями ПС-90А-1 тягой 17400 кгс. На самолете применена также модернизированная авионика. Улучшены некоторые летно-технические показатели. По состоянию на декабрь 2008 года не построено ни одного самолета данного типа.

Ил-96-400Т

Грузовой вариант Ил-96-400. Технические показатели остались неизменными. Построено 2 самолета, в декабре «Аэрофлот-Карго» объявил, что не считает целесообразным приобретать эти самолеты[2] по причине их неэффективности.

Лётно-технические характеристики

Авиадвигатель ПС-90А-1

Характеристика Ил-96-300 Ил-96М/Т Ил-96-400М/Т
Первый полёт 28 сентября 1988 6 апреля 1993 -
Начало эксплуатации 14 июля1993 -
Размах крыла 60,1 м 60,1 м 60,1 м
Длина 55 м 64 м 64 м
Высота в хвосте 17,55 м 15,72 м 15,72 м
Площадь крыла 391,6 м² 391,6 м² 350 м²
Полезная нагрузка 40.000 кг 58.000 кг 58.000 кг
Макс. взлётная масса 216.000 кг 270.000 кг 265.000 кг
Макс. пассажировместимость 300 435 435
Экипаж 3 2 2
Крейсерская скорость 900 км/ч 870 км/ч 870 км/ч
Максимальная скорость 910 км/ч 900 км/ч 900 км/ч
Эксплуатационный потолок 12.100 м 12.200 м 12.100 м
Дальность полёта 7.500 км 12.800 км 10.000 км
Двигатели 4х ПС-90A 4х Pratt&Whitney PW2337 4x ПС-90A-1

Аварии

За всю историю эксплуатации с самолётом Ил-96 не случалось катастроф, повлекших гибель людей. В августе 2005 полёты всех самолётов этого типа были приостановлены в связи с расследованием обстоятельств случая с неисправностью некоторых механизмов шасси на самолёте Президента России. Запрет на полёты продлился 42 дня.

Примечания

См. также

Схожие самолеты

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *