Правила ниндзя. Сущность ниндзюцу. Традиции девяти школ
Правила ниндзя
Когда я пытаюсь понять почему девять традиций ниндзюцу сохранились в течение более чем тысячи лет, то думаю, что очень важным было то, что каждый сокэ или глава рода, достигший просветления, передавал свой опыт ученикам. Предки ниндзя, рисковавшие жизнью, достигли просветления. Их жизненный опыт стал правилами ниндзя.
Ниндзя изобрели правила, необходимые для получения благословения свыше. Правила созданы естественным путем и могут быть приспособлены к условиям современного мира. Благодаря им можно осознать ёдзицу тэнкан хо, или правильную взаимосвязь истины и обмана, через занятия нинпо тайдзюцу. Эти правила подобны семи путям и трем направлениям способов маскировки ниндзя. Семь секретов маскировки плюс три в сумме десять. Десять — счастливое число, отгоняющее зло.
Цели ниндзя: во-первых, с помощью ниндзюцу пробраться во вражеский лагерь и выяснить обстановку. Могут быть разработаны планы неожиданной атаки или разжигания внутренних раздоров. Ясно, что у нас нет выбора кроме борьбы за победу в случае, если враг предпринимает определенные действия против нас. Но в нормальных условиях мы начнем действовать сами, чтобы добиться успеха. Здесь я говорю о вражеском стане, как о чем-то конкретном, но хотел бы подчеркнуть, что можно найти врага и в природе, и в душах других людей. Ко всему прочему, защищать свою страну и себя — это гражданский долг, необходимый для сохранения мира.
Во-вторых, ниндзя должны служить стране и ее правителю на основе духа справедливости и развивать в своих душах любовь к учителю и родителям. Они не должны использовать ниндзюцу для личной наживы, страсти иди развлечения.
При защите справедливости важно помнить о том, что справедливость вражеской стороны зачастую неправильно интерпретируют, не считая справедливостью.
Нас учат уважать учителей и родителей. В Японии говорят, что связь между родителем и ребенком длится одно поколение, между мужем и женой — два поколения, а между учителем и учеником — три. Это подчеркивает глубину нашего долга учителям и важность уважения и помощи.
Я бы хотел рассказать о себе сейчас, спустя пятнадцать лет после смерти Сэнсэя Такамацу. Мои ученики выросли, и я чувствую, что сейчас действительно могу назвать их учениками. Японская пословица рекомендует ходить в метре позади учителя и не наступать на его тень. Одно время я считал, что пословица учит нас ступать по стопам учителя, но держать дистанцию, чтобы не проявлять неуважение. Но в действительности мы не можем наступить на чью-то тень, потому что тень всегда поверх ноги, хотя мы и думаем, что наступили на нее. Тени учителя, его наставника и его же ученика — похожи. Много раз, занимаясь у Сэнсэя Такамацу, я чувствовал, что постоянно наступаю на его тень. Но после глубокого размышления, я пришел к выводу, что в действительности я не наступал на его тень. Ко мне приходит много учеников. Некоторых радует множество учеников, но не меня. Это потому, что независимо от числе моих учеников, главное — правильно передать им мой дух. Если нет такой передачи духа — можно считать, что учеников нет совсем.
Даже если вы занимаетесь развитием духа всю жизнь, ваши достижения в духовном пробуждении (без просветления) ограничены. Достигнутое вами уместно сравнить с вершиной айсберга. Я имею в виду, если вы видите слово «воздух», то это не значит, что вы понимаете что это такое. Есть люди, неспособные достичь духовного пробуждения, даже если бы пытались в течение всей жизни. К тому же некоторые осознают свою неспособность достичь просветления.
Духовное пробуждение не связано с количеством времени, затрачиваемого на тренировки. Зал для тренировок по буддистским понятиям — место, где Сакиямуни стал Буддой. Тренировочный зал — это не просто участок земли или помещения, это место для работы над просветлением.
В Японии был известный монах по имени Рёкан. Он всегда играл с детьми. Однажды, увидев что ростки бамбука стали прорастать через пол его дома, монах проделал в полу отверстия для побегов. Говорят, он даже проделал отверстия и в потолке, когда бамбук подрос. Дальнейший рост бамбука привел к разрушению дома. У Рёкана никогда не было ни тренировочного зала ни учеников.
Другой буддистский священник по имени Тосуй имел большой зал для тренировок и много учеников. Однако говорят, что он оставил свой тренировочный зал и стал нищим. Он соединился с простым народом и учил на улицах.
Я убежден: и Рёкан, и Тосуй понимали притягательную силу тренировочного зала, и что после основания такая организация будет расти; тем не менее, посещение тренировок не гарантирует пробуждения.
Не разрешается использовать ниндзюцу для развлечений или для магических действий. Если кто-то использует искусство тайных действий для подобных целей, то это больше не ниндзюцу, оно приобретает оттенок колдовства, злых чар. В этом случае исполнитель не сможет жить в обществе на виду у других людей, его удел — жить среди змей, жаб и слизняков в мире, где никогда не светит солнце.
Сознание, возникающее от корыстных интересов и эгоистичных желаний отправит вас в лабиринт, из которого нет пути к просветлению. Если вы забудете правила ниндзя и пойдете на поводу своих желаний, то это приведет к конечному пункту «Обман», или «Тюрьма» или, если будете думать о насилии, даже «Гроб».
В ниндзюцу происходят замечательные вещи. Плохой ниндзя, использующий свое искусство для корыстных целей, исчезнет как обычный купец или глупый бандит. Подобно последователям, обленившимся после успешного основания школы боевых искусств, ниндзя, выражающий свои желания в явном виде, потеряет силу.
В-третьих, ниндзюцу уделяет важную роль ходзюцу, которое основано на кёдзицу тэнкан хо или взаимодействии истины и обмана. Не открывая себя врагу, вы можете использовать тайдзюцу, но когда такой возможности нет, можно использовать хаппо хикэн или восемь способов использования тайных мечей, или другие инструменты ниндзя, чтобы привести противника в замешательство.
Очень важно привести противника в замешательство. Можно сказать, что ходзюцу уделяет больше внимания атаке на ум, чем атаке на тело. Это означает, что ниндзя используют технику разведки, шпионажа, тайных действий и заговоров, а также смесь обмана и истины, чтобы добиться победы.
Я всегда говорю своим ученикам, чтобы они старались достичь просветления через тайдзюцу или технику тела. Стратегия и изменения такой техники тела имеют что-то общее со стратегией и изменениями природы. Этого нельзя понять, если не посещать моих занятий. Тренировка техники тела, измененчивых, истинных и обманных движений выведет вас на дорогу справедливости.
В-четвертых, ниндзя должны освоить применение пороха, инструментов ниндзя и снадобий — включая лекарства и отравляющие вещества. Важное дополнение к этому правилу — вы не должны убивать врага. Ниндзя знают, что плохой человек губит сам себя. Что касается человеческой жизни — человек считается мертвым, если мертва его душа, хотя тело может еще иметь признаки жизни. Ниндзя воспитали в себе дух справедливости.
В-пятых, ниндзя должен значительное время уделять работе с теми видами оружия, которые он будет использовать. Необходимо, чтобы он учился на основе своих инстинктов и извлекал из них пользу. Способ владения оружием со временем меняется, и то, что эффективно сегодня, завтра может устареть. По-японски и оружие, и пустота произносятся одинаково «бу», а отсюда вытекает необходимость воспитания в себе способности владеть оружием, с которым мы никогда не встречались на практике. Когда я был в Нью-Йорке, некоторые мои спутники были удивлены моей способностью владеть любым оружием, которое мне давали. Они называли меня волшебником.
В-шестых, ниндзя обязательно должен знать метеорологию и географию. Благодаря метеорологии и физической географии мы изучаем перемены и подлинный характер материи природы. Это не академические знания, а результат опыта. В опыте участвует все тело, и мы начинаем понимать беззвучный язык матери природы через посредство чувств и восприятия, как будто разговариваем с Богом.
В-седьмых, во времена гражданской войны в Японии ниндзя, нарушавших правила, сурово наказывали. Иногда их близких родственников обезглавливали или отправляли в ссылку. Во время войны ниндзя всегда попадают в трагическую ситуацию, когда им очень сложно соблюдать свои правила. Вот почему их философия учит по возможности избегать боя и исчезать. Позвольте объяснить значение слова «изгнание». В буддизме это означает лишение права называться последователем учения и изгнание из секты. В ниндзюцу это также означает отлучение от рю. Но мое представление отличается от общепринятого. Вместо того, чтобы прогонять ученика, я его оставляю у себя. При этом я надеюсь на его серьезные успехи после осознания им своей неправоты. До сих пор я не выгнал ни одного ученика. От некоторых учеников я отказался. Вы спросите: почему я отказался, но не выгнал? Потому что они опустились ниже животных. Я учу, что полезно не только ученикам иногда не соглашаться и спорить друг с другом, но также и мастерам со своими учениками неплохо время от времени поспорить. Но это не означает, что они должны все время злиться друг на друга. Родители и дети, братья и сестры, — все иногда ссорятся. И естественно принять назад оставившего тренировочный зал, но решившего вернуться, подобно тому, как встречают вернувшегося после долгого отсутствия члена семьи.
В-восьмых, ниндзя не должны убивать других, наносить вред порядочным людям, красть деньги и ценности. Здесь проходит граница между колдовством и ниндзюцу.
В-девятых, ниндзя всегда должны держать себя в форме, иметь сильное тело, быть быстрыми, изучать много предметов и освоить множество искусств. Я люблю музыку, играю на гитаре, исполняю японские танцы; люблю писать и рисовать, и усердно работаю над развитием своей души для ниндзюцу.
В-десятых, ниндзя должны проходить определенное обучение. Есть восемнадцать областей тренинга: духовное развитие; косидзюцу, копподзюцу, фехтование на мечах, фехтование на палках и шестах, метание лезвий, использование цепи и серпа, владение копьем и алебардой, верховая езда, плавание, изготовление пороха, организация заговоров, шпионаж, проникновение на охраняемый объект, искусство побега, маскировка; метеорология, география.
Ниндзя интенсивно тренируются. Это означает, что необходима настойчивость для достижения цели тренировок. Жизнь ниндзя проста: он регулярно тренируется во всех восемнадцати искусствах изо дня в день и придерживается всех правил ниндзя. Существуют основы великого секрета ниндзя. Великий секрет также можно назвать едва уловимым секретом. Правила ниндзя не жестоки и не слишком требовательны. Это всего лишь правила знатоков искусства тайных действий, которым надо следовать для раскрытия и защиты истины.
Несколько слов о защитных амулетах. Боевые искусства не дают неуязвимости. Есть правило, которое учит, что мастерство и техника предназначены для защиты, а не для атаки. Такая концепция защиты включает контратаку — как известно, встречный удар сильнее удара нападения. Тот, кто защищается, более расслаблен. Если вы выносливы и правильно организуете защиту, путь к победе неизбежно появится перед вами — природа и Бог дадут вам защитный амулет. Итак, правила ниндзя подобны амулету, защищающему вашу жизнь.
Следующая глава >
self.wikireading.ru
Анатолий Тарас — Воины-тени: Ниндзя и ниндзюцу
* * *
Человек в черном костюме бежал через лес, безошибочно выбирал путь в густых сумерках. Письмо, ставшее причиной стольких смертей, лежало у него во внутреннем кармане. Первая часть задания выполнена. Осталась вторая, более сложная. Надо проникнуть в родовой замок Оцукэ и убить автора послания, как говорится «погасить облик» напыщенного владельца замка. Иначе он пошлет сегуну второе такое же послание, потом третье, не успокоится до тех пор, пока не добьется карательной экспедиции против горного клана Тагамори.
В своем письме князь Оцукэ показал удивительную осведомленность. Ему точно известно местоположение горного селения, количество домов в деревне и мужчин, способных держать в руках оружие. Он знает даже имя тюнин, распоряжающегося делами общины. Значит, не обошлось без предательства. Изменника следует ликвидировать, но сначала требуется узнать его имя. Придется тайно проникнуть в опочивальню князя, как следует его допросить, и только потом отправить туда же, куда сейчас, без сомнения, направляется храбрый, но бестолковый самурай, оставшийся на лесной поляне далеко позади. Все же неплохо, когда все поступки врага нетрудно понять и заранее просчитать. Девятнадцатилетний гэнин Камахиро из клана Тагамори улыбнулся и продолжил свой бег.
Кодекс воина клана Тогакурэ
(XVII век)
* * *
Звезды — мои глаза,
Ветер — мои уши,
Ночь — моя одежда,
Холод — мой разум,
Тень — моя суть.
* * *
Моя сила — в моем упорстве,
Учтивость к учителям — единственное тепло во мне,
Моя власть — это я сам,
Железо — мое тело.
Мое решение — это мой закон!
* * *
Мой дух — мой единственный друг,
Брезгливость — мой враг,
Свобода брать и отдавать жизнь — моя стратегия,
Использование момента — мой главный шанс,
Закон Вселенной — единственное мое сокровище.
* * *
Приспосабливаться к обстоятельствам — мой принцип,
Неуловимость ветра — моя тактика,
Изворотливость ума — мое счастье,
Чувство долга — мой панцирь.
Невозмутимость — моя крепость.
* * *
Понимание сути без размышлений — мой меч!
Часть II
Искусство проникновения
Никто не мог сравниться с ниндзя в искусстве проникновения в неприступные замки и военные лагеря, не говоря уже о тех объектах, которые не охранялись.
Стараясь пробраться во вражескую цитадель, или в расположение неприятельских войск, ниндзя никогда не действовал вслепую. Наоборот, любая акция тщательно планировалась и рассчитывалась, нередко с точностью до одного шага, до одной секунды. Продумывались варианты и последовательность действий, основной и запасные маршруты, пути вынужденного отступления. Впрочем, о бегстве ниндзя думал меньше всего, так как успех предприятия обеспечивала — не в последнюю очередь — абсолютная уверенность в себе.
Обычно ниндзя хорошо знал план той местности, где ему предстояло провести операцию, в том числе расположение жилых и подсобных помещений, места размещения караульных, время и особенности их смены и многое другое в том же роде. Эти сведения чаще всего собирали другие ниндзя, посещавшие арену предстоящих событий задолго до их начала в облике безобидных бродяг. Если же подобная информация отсутствовала, ниндзя-исполнитель сам накапливал ее по кусочкам, складывая из них целостную картину, подобно тому, как это делается в детской головоломке. Он долго наблюдал за поведением хозяев замка, их воинов и прислуги, дотошно изучал особенности архитектуры и планировки строений. Лазутчик не торопился, терпеливо выжидая подходящий момент, чтобы ударить наверняка. Разве не означает иероглиф «нин» еще и «терпение»?
Разумеется, шпионские операции (выведать тайну, украсть или скопировать документ) существенно отличались от заказных убийств и диверсий. Но в том и заключалось одно из достоинств кланов ниндзя, что у них были специалисты разного профиля. Поэтому для каждого конкретного случая подбирали наиболее подходящих исполнителей.
При этом руководители операций (тюнин) учитывали и физические данные воинов, находившихся в их распоряжении, и психологические особенности, и степень владения теми или иными специфическими навыками.
Для проникновения в запретную зону ниндзя пользовались разными тактическими приемами, среди которых важнейшими были следующие три: выбор самого слабого звена в системе охраны (слабого именно в аспекте недоступности), выбор наиболее благоприятного момента, отвлечение внимания стражи. Считалось, например, что лучшее время для прокрадывания — это безлунная, туманная, дождливая или ветреная ночь, особенно весной и летом, когда сон у людей крепче всего. Внимание отвлекали «партнеры по команде», устраивая поджог, взрыв, просто какой-то шум в месте, далеком от того, где должен был идти их товарищ. Если же помощников не было, воину-одиночке самому приходилось заботиться об отвлекающем маневре.
Проскользнув внутрь, ниндзя приступал к решению задачи, поставленной перед ним его «тюнин». Для этого не только требовалось знать путь наверняка, иметь продуманный план, но и бесшумно передвигаться, соблюдая меры крайней предосторожности, чтобы избежать многочисленных ловушек. Так, в коридоре могла внезапно рухнуть с шумом откуда-то сверху дверь, механизм которой сработал от ноги, вставшей на определенное место. В потолках нередко имелись пустые отсеки, где прятались охранники, скрытно наблюдавшие сверху за тем, что делается внизу, с взведенными арбалетами в руках. Попытка тихонечко открыть дверь могла освободить запор крышки люка в глубокую яму с отвесными стенами и острыми кольями на дне.
О том, что все это не выдумка, свидетельствуют факты.
Так, в сохранившемся до наших дней в Киото доме Мотидзуки (бывшем, кстати говоря, ниндзя), преобразованном ныне в музей, исследователи обнаружили колодец, расположенный непосредственно за главным входом в дом. Он был до самого верха набит 80 скелетами непрошенных гостей, валявшихся там с XVI века! А во дворце сегунов Токугава в том же Киото есть знаменитые «поющие полы», способные сводить на нет все хитрости средневековых лазутчиков. Имеется в виду определенная техника настилки пола с помощью длинных гвоздей, забитых в опорные балки под определенным углом под каждой доской. Любая из них неминуемо издает скрип, стоит лишь наступить.
Сами половицы при этом не прогибаются, они просто лежат на гвоздях и передают им сообщаемое усилие. Интересно, что в разных залах дворца полы «поют» по-разному, так что стражники могли на слух точно определить, в каком из помещений находится «гость». На день полы «выключали», на ночь «включали».
Впрочем, в бедной лесом Японии подобная техника стоила очень дорого, ее могли позволить себе только самые богатые аристократы, удельные князья — «даймё». Те феодалы, что были победнее, вместо музыкальных половиц пользовались нитками с колокольчиками, натянутыми во тьме проходов. Эта система работала не хуже, ведь заметить в темноте черную нитку совершенно невозможно, зато она была несравненно дешевле досок. Надо было только не лениться каждый вечер приводить ее в действие, а каждое утро снимать. Еще существовали собаки, верные друзья хозяев. Одним словом, внутри замка было несравненно опаснее, чем снаружи. И все же ниндзя отважно устремлялся на приступ вражеских твердынь и безнаказанно уходил оттуда, оставляя позади трупы…
Самым надежным помощником ниндзя была темнота.
Он отлично знал ее сильные и слабые стороны. Помнил, например, о том, что в кромешном мраке даже слабый свет резко снижает чувствительность ночного зрения, поэтому стражники, сидящие возле жаровни с раскаленными углями и настороженно всматривающиеся в темноту, видят в ней очень немногое. Сам ниндзя по той же причине избегал смотреть на свет или делал это только одним глазом, плотно закрыв второй. Зная, что человеческая кожа имеет свойство выделяться в темноте, ниндзя одевал на руки перчатки, а лицо закрывал маской либо красил в темный цвет.
Действуя ночью, он старался двигаться таким образом, чтобы его фигура не выделялась на фоне более светлых участков (например, на фоне освещенной изнутри бумажной перегородки в доме, на поверхности залитого светом луны водоема, в дверном проеме и т. д.).
Чтобы хорошо видеть в темноте, ниндзя последние сутки-двое перед выходом на задание жил в полной темноте где-нибудь в подвале дома у своего сообщника, а то и просто в яме, вырытой им в ближайшем лесу и надежно укрытой как от солнечных лучей, так и от чужих глаз. Свое убежище он покидал, разумеется, только тогда, когда наступала ночь. Не полагаясь на одно зрение, ниндзя при своем продвижении время от времени замирал, пытаясь уловить опасность всеми своими чувствами — обостренным до предела слухом, обонянием, осязанием и мистическим «внутренним взором».
profilib.org
Как обучали ниндзя — искусство японского шпионажа
Школа шпионов
Тайные кланы ниндзя сложились в Японии одновременно с возникновением самурайского сословия. Процесс создания кланов начался примерно в IX веке, а к XII веку сеть баз ниндзя была уже достаточно разветвленной.
Несмотря на то, что ниндзя, в силу своего положения изгоев, никогда не претендовали на захват власти и вообще старались не привлекать к себе специального внимания, их убежища периодически подвергались нападению со стороны правительства и местных феодалов.
Однако, несмотря на периодические гонения, к XVII веку в Японии насчитывалось уже около семидесяти кланов, выпускавших в свет шпионов-профессионалов, причем каждый клан имел свою «школу» боевых искусств, тщательно передаваемую по наследству.
Здесь надо сказать, что организованный, высокопрофессиональный шпионаж был придуман вовсе не в Японии. Прообразом ниндзя послужили китайские и корейские диверсанты, чьи «школы» были организованы по родовой системе и которые исповедовали учение Дао — философского течения, направленного на подготовку человека к выживанию в самых экстремальных условиях и культивирующего полное слияние с природой и окружающей средой.
В противоположность самураям, старавшимся, согласно кодексу Бусидо наилучшим образом подготовиться к благородной смерти, ниндзя, вследствие своей специализации, учились искусству выживания любой ценой. Ведь мертвый шпион никому не нужен. Для ниндзя не существовало никаких запретов, напрочь отсутствовали какие-либо нравственные, моральные или другие ограничения в методах ведения войны. Для достижения победы хороши любые средства, и ниндзя успешно их использовали.
Недетские игры
Обучение будущего наемного разведчика начиналось в буквальном смысле с колыбели. Даже покачивающаяся на веревках люлька, где младенец беспечно пребывал первые месяцы жизни, с легкостью превращалась в спортивный снаряд.
Происходило это следующим образом: родители малыша иногда давали ей такой сильный толчок, что колыбель ударялась о стену. Ребенок первоначально пугался и начинал плакать, но постепенно привыкал и вскоре начинал молча сжиматься, принимая на себя толчок.
Впоследствии упражнение усложнялось: теперь ребенка освобождали от люльки и подвешивали к потолку в сетке, напоминающей сбрую. Теперь при соприкосновении со стенкой, он получал не только толчок, но и чувствительный удар и вынужден был научиться отталкиваться от стены руками и ногами.
Часто проводилась такая игра наоборот: на сидящего на полу ребенка медленно катили изготовленный из травы и ткани, очень тяжелый, но мягкий шар. Чтобы защититься, малыш поднимал руки, отталкивал «нападающего» в сторону, таким образом, непроизвольно обучаясь ставить блоки.
Примерно с полугодового возраста, детей в кланах ниндзя начинали обучать плаванию. Иногда ребенок даже начинал плавать раньше, чем ходить. Эти занятия развивали легкие и координацию движений. Дети-«амфибии» способны были нырять на сравнительно большую глубину и по несколько минут оставаться под водой. С возрастом эти способности, если не прерывать тренировок, только усиливались.
Следом непрерывной чередой шли обучающие игры на быстроту реакции, укрепляющие и расслабляющие массажи, постановка дыхания. А когда ребенок начинал уверенно чувствовать себя стоя на земле и плавая в воде, его отправляли «в воздух».
На зависть акробатам
Все начиналось с обычного, лежащего прямо на земле, бревна, на котором малыш разучивал простые физические упражнения.
Постепенно бревно поднималось все выше и становилось все тоньше, превращаясь в тонкую жердь и, наконец, в обыкновенную веревку. А упражнения — напротив, становились все сложнее и сложнее. По завершении этого процесса, обучаемому могли позавидовать лучшие циркачи мира: ему ничего не стоило пройти по повисшему над пропастью канату, попутно сев на шпагат и сделав обратное сальдо…
Обязательным пунктом программы обучения были прыжки: по деревьям — с ветки на ветку или на ствол другого дерева; по камням; прыжки в высоту; умение «свалиться» с высоты десятка метров, остаться не только целым и невредимым, но и готовым сражаться или убегать — такие навыки приходили только в результате долгих тренировок. А в качестве «стимулирующего» тренажера для прыжков в высоту мог служить колючий куст.
Несомненно, у всех, видевших фильмы про ниндзя, появлялись сомнения в их умении «ходить» по потолку. Сомнения, на самом деле, вполне обоснованные, — и правда, по ровному, гладкому потолку ни один даже супернатренированный ниндзя «пройти» не сможет. Другое дело — средневековые японские постройки, где потолки представляли собой деревянную «сеть» из балок, стропил и поперечных перекрытий. По таким потолкам опытный шпион продвигался достаточно легко, используя «кошку» и специальные крючья на руках и ногах.
Помимо экзотических прыжков, «хождений по потолку» и упражнений на канате, в программу обучения обязательно входил обыкновенный бег. Начиная с десятилетнего возраста, будущий ниндзя обязан был пробегать за день десятки километров. Причем не по гаревой дорожке, а по пересеченной местности, на которой заботливые учителя могли за ночь вырыть ямы, установить сети, капканы и массу других ловушек. А в беге на короткие дистанции в качестве показателя необходимой скорости служила обычная шляпа. Попробуйте на старте прижать шляпу к груди и пробежать так, чтобы она до самого финиша оставалась прижатой к вам потоком встречного воздуха.
Здесь описана только малая часть поистине гигантской подготовки профессиональных шпионов и диверсантов. А ведь остается еще скалолазание при помощи одних только рук и ног; многочасовое висение на руках; освоение десятков видов оружия; познание ядов и взрывчатых веществ; умение маскироваться, хождение на ходулях, скачки на лошадях… А помимо физических упражнений — развитие памяти, умения читать карты и древние тексты, тренировка «ночного» зрения, слуха, обоняния…
И все это ради того, чтобы выполнить свое предназначение — трудиться наемным шпионом. Рядовые ниндзя — их звали гэнин — в случае поимки врагом никак не могли рассчитывать на снисходительность. Самураи, верные Бусидо, никогда не пытали равных себе пленников, и редко снисходили до простолюдинов. Но ниндзя — мерзкого шпиона, подкрадывающегося со спины, бьющего из-за угла, способного подло напасть на безоружного и не иначе как знающегося с нечистой силой — было грехом не подвергнуть самым ужасным пыткам. И ниндзя знали, что рассчитывать они могут только на себя и лучше им живыми не попадаться.
Дружба или кодекс
Что всегда отличало ниндзя, так это умение выходить из, казалось бы самых безвыходных положений. Довольно ярко эту способность характеризует история двух ниндзя-шпионов: Тонбэ и Дзюдзо.
Случилось так, что один из правителей — сегунов, нанял Тонбэ, чтобы тот устранил своего собрата по ремеслу — Дзюдзо, нанятого в свою очередь противниками сегуна. Однако, подобравшись к своей жертве, Тонбэ увидел, что тот, в кого он должен был вонзить меч — не только собрат по ремеслу, но и его старый друг. Что было делать? С одной стороны — чисто человеческая дружба, с другой — кодекс нарушать нельзя. Раз ниндзя подрядился сделать работу — он должен или сделать ее или сам умереть, третьего не дано. После недолгого совещания был выработан план…
Через некоторое время связанный Дзюдзо предстал перед своим врагом. Сегун был доволен — Тонбэ превзошел себя, добыв жертву живьем. Получив свою награду, он удалился. Пока шло совещание, как лучше всего расправиться с пленным, тот предложил… сам покончить с собой у всех на глазах. Предложение было принято, Дзюдзо получил короткий меч, а свита сегуна собралась в ожидании зрелища.
Представление было под стать зрителям. Вонзив меч себе в живот по самую рукоять, Дзюдзо повернул его несколько раз, брызнула кровь и тут же залила весь пол, ниндзя дернулся несколько раз и затих. Удовлетворенный правитель велел сбросить его тело в ров.
Но коварный Дзюдзо со своим другом перехитрили всех: меч ниндзя вошел не в живот, а в дохлую крысу, заткнутую предварительно за пояс. Дождавшись темноты, Дзюдзо пробрался в замок, который успел изучить будучи в плену, поджег его и безнаказанно скрылся.
www.chronoton.ru
Ниндзя. Призрачные убийцы — MoiKompas.ru
Настоящее искусство ниндзюцу, как свидетельствуют историки — востоковеды, зародилось более чем 800 лет тому назад. Истоки искусства ниндзюцу идут из Индии, Китая и Тибета. Именно в Тибете развивались все эзотерические учения, а также магия, которую ниндзя переняли у странствующих монахов, а из Китая к ним попали религиозные учения Будизм и Даосизм.
Из Индии в ниндзюцу пришли » Мудры ( Кудзи ) » — тайные символы, создаваемые кистями рук и пальцев. «Мудры» были увековечены великим учителем Бхарата Натьяшастрой в Индии в 1 вв. до н.э. в своём произведении «Абхинайядарпана». Ещё в 481 — 221 гг. до н.э. китайский военно — начальник и великий философ Сунь — Цзы написал трактат «О военном искусстве», в котором целая глава посвящена использованию шпионов. В 7 веке до н.э. принц Сётоку Тайси впервые использовал шпиона в борьбе против могущественного феодала за провинцию Оми. Тогда же и появился термин «Синоби» или «Нин» (два этих слова пишутся одинаковым иероглифом, и переводятся как «невидимый» или «терпеливый»). Данные исторические факты показывают, что искусство воинов — невидимок было известно в феодальной Японии уже задолго до периода его рассвета — периода Камакура (1192 — 1333 гг.). В то время многие самураи были изгнаны из дворца и нашли себе убежище в горных провинциях Ига и Кога.
Клан Кога состоял из 53 семей, которые вероятно объединились в период Тэнкйо. Это уже было после войны Мотидзуки Сабуро Камеие против Тайра Но Масакадо, в результате которой он получил немного земли с Юго — Востка провинции Омо. Область была названа Кога — Гун, после чего Мотидзуки изменил имя на Кога Они Но Ками Камеие. Его сын был талантливым в военном деле, философии в литературе. Он и считается основателем Кога — рю. Всему его обучил монах — буддист Татсумаки Хоши, который жил в их области. Традиции и техники клана Кога сохранялись семь поколений Они Но Ками, прежде, чем стали распространяться между другими семействами: Угаи, Наики и Акутагава. После 1395 года самыми известными семейными школами клана Кога стали: Кога — рю, Таро — рю, Отомо — рю, Шинпи — рю, Куруя — рю, Тайра — рю, Томо — рю, Фудживара — рю, Бьяку — рю, Тачибана Хачи Тэнгу — рю, а восемь основных семей клана: Кога, Мотидзуки, Угаи, Наики и Акутагава, Уэно и Нагано. Самыми сильными группами ниндзя клана Кога обладали семьи Хиругуми, Кауругу — ми, Тачибана Хачитенгу, Гуми и Кавачи Йон Тенгу Гуми.
Вначале Ронины ( самураи без хозяина ) постоянно пополняли кланы ниндзя, но постепенно подобные горные общины переросли в полностью закрытые организации, где искусство ниндзя передавалось по принципу семейных школ, т.е. от отца к сыну. Со временем искусство » Воинов-невидимок » всё больше и больше завоёвывало уважение виртуозных военных специалистов того времени.
Во главе каждого клана стоял «Дзёнин». Его место обычно занимали только члены клана, создавшего данную организацию. «Дзёнину», как правило, подчинялись группы «Тюнинов» — военноначальников среднего звена, отвечавших за выполнение приказов «Дзёнина» . Группе «Тюнинов» подчинялись «Генины» — агенты-ниндзя, руками которых осуществлялась вся черновая работа. С 1467 года ниндзя получили признание от сёгуна Асикага Есимицу, а один из крупнейших феодалов Такеда Синген, пытавшись объединить Японию в единое государство имел целый отряд ниндзя из клана Кога в своём распоряжении. После его смерти, Ода Нобунага, человек, на жизнь которого не раз покушались клановые общины Кога и Ига, в связи с этим решил покончить с ниндзя и направил в провинцию Ига свой отряд. Ему удалось разгромить отряд ниндзя, многие из которых были схвачены и казнены, а оставшиеся разбрелись по стране.
После убийства Нобунага его же людьми в 1590 году в опасности оказался будущий сёгун Токугава. Поддержку и спасение ему обеспечил легендарный ниндзя — Дзёнин Хаттори Ханзо, ставший в последствии главой его секретной службы. Династия Токугава правила Японией более 200 лет, но поняв, какая опасность исходит от ниндзя, Токугава запретил практиковать ниндзюцу. Чтобы спасти технику и передать её потомкам, один из мастеров этого искусства в 1676 году составил энциклопедию, в которой описал различные техники, которые изучались кланами Кога и Ига, сохранив этим знания его традиций.
moikompas.ru
Серия книг Кодекс ниндзя Японский исторический боевик | издательство Эксмо
«Эксмо» — это универсальное российское издательство, одно из крупнейших в Европе. Оно выпускает более 8 тыс. наименований книг в год общим тиражом порядка 80 млн. экземпляров. Каждая седьмая книга в России — это книга, изданная «Эксмо». Среди серий издательства: остросюжетная литература (включая женские, интеллектуальные и авантюрные детективы), современная проза, детская литература, отечественная и зарубежная фантастика, научно-популярная литература, книги о бизнесе, спорте, досуге, кулинарии и здоровье.
Авторский портфель издательства насчитывает около 6000 имен. Среди них — ведущие мастера современной прозы, авторы популярных детективов, писатели-фантасты, сатирики: Александра Маринина, Ник Перумов, Виктор Пелевин и другие. В издательстве выходят и книги зарубежных авторов, таких как Харуки Мураками, Терри Пратчетт, Софи Кинселлы и многих других.
Кодекс ниндзя. Японский исторический боевик
«Эксмо» — это универсальное российское издательство, одно из крупнейших в Европе. Оно выпускает более 8 тыс. наименований книг в год общим тиражом порядка 80 млн. экземпляров. Каждая седьмая книга в России — это книга, изданная «Эксмо». Среди серий издательства: остросюжетная литература (включая женские, интеллектуальные и авантюрные детективы), современная проза, детская литература, отечественная и зарубежная фантастика, научно-популярная литература, книги о бизнесе, спорте, досуге, кулинарии и здоровье. Авторский портфель издательства насчитывает около 6000 имен. Среди них — ведущие мастера современной прозы, авторы популярных детективов, писатели-фантасты, сатирики: Александра Маринина, Ник Перумов, Виктор Пелевин и другие. В издательстве выходят и книги зарубежных авторов, таких как Харуки Мураками, Терри Пратчетт, Софи Кинселлы и многих других.
Внимание!Если Вы обнаружили ошибку на странице серии «Кодекс ниндзя. Японский исторический боевик», пишите об этом в сообщении об ошибке. Спасибо!
www.labirint.ru
Кто ты, ниндзя? — 2 (подготовка, методы, немного философии) » Nibler.ru
…Говорят, что они могут становиться невидимками, что они ходят по потолку, как мухи, а по морю аки по суху, говорят, что они умеют летать и дышать под водой, что они могут обернуться любым зверем или птицей, что над ними не властны цепи и веревки, что они могут обмануть болезни и смерть, говорят, что им покровительствуют злые духи, что они волшебники и маги. Они — ниндзя.С самого раннего детства, практически с рождения, начинались тренировки будущего воина. Особыми упражнениями для суставов и ежедневным специальным массажем готовили родители тело маленького ниндзя, добиваясь по истине сверхъестественной гибкости и подвижности. Связанный ниндзя мог с помощью этих упражнений быстро освободиться от пут, пролезть, подобно кошке через маленькое отверстие, спрятаться в узкой щели и карабкаться по стенам и деревьям, используя малейшие неровности. Эта техника, как и техника передвижений, падений и перекатов называлась тайхэндзюцу и имела целью научить ниндзя адаптироваться к любым формам перемещения: шагом, бегом, ползком, прыжками, кувыркаясь и т. д.Прошедшие сверхчеловеческую по трудности физическую и психическую подготовку, прекрасно владеющие всеми приемами борьбы без оружия и с оружием ниндзя легко преодолевали крепостные стены и рвы, часами могли оставаться под водой, умели ходить по стенам и потолку, сбивать с толку погоню, сражаться с безумной отвагой, а если надо — молчать под пытками и умирать достойно.Арсенал ниндзя включает в себя практически все известные виды оружия, техника работы с которым строится на аналогии, унификации и единых принципах использования.
Принцип аналогии предполагает, что любой предмет, похожий на тот, с которым ниндзя тренировался, может быть аналогично использован в бою. К примеру, для ниндзя не имеет значения, «классической» у него в руках формы танто или же это подвернувшиеся вовремя ножницы — воин с одинаковым успехом может, не задумываясь, использовать и то, и другое. Это отвергает концепцию «канонических» видов оружия — формы, веса или размеров с ее непримиримой позицией по отношению к другим, «неканоническим» видам. Конечно, определенные размеры или требования к оружию ниндзя существуют, но только в той мере, в которой предмет будет соответствовать принципам работы с ним, изначально заложенным в самом искусстве.Принцип унификации, или универсализации, основывается на той идее, что в основе любых боевых действий ниндзя лежит динамика его собственного тела. Не предмет диктует исполнителю те или иные движения, а исполнитель придает движению оружия ту или иную форму. То же касается позиции его сознания и его отношения к совершаемым действиям. Не имеет значения, бьет ниндзя кулаком или ножом, метает сюрикэн или наносит удар ногой — любая техника ниндзя основана на одних и тех же законах рациональности, действенности и эффективности.
Какие же это законы? Какие принципы лежат в основе техники владения оружием ниндзя?Первый принцип — «Естественность» (Сидзэн). Естественность во всем — технике, движениях и мыслях. Правильнее было бы назвать этот принцип «привычностью», так как человек не может совершать несвойственных ему движений — например, повернуть голову на 360 градусов — все дело в том, насколько привычны, обыденны для него эти движения. Если вы будете рубить мечом так же, как подносить ко рту ложку с супом — абсолютно не задумываясь и совершенно естественно, — вы станете мастером удара мечом. Только превратив свою жизнь в тренировку, а окружающий мир — в тренировочный зал, можно достичь полной естественности и раскованности в бою, необходимой для ниндзя.Второй принцип — «Минимальными усилиями достичь максимальных результатов» (Ипсин шонкэй) — учит ниндзя побеждать не силой, а умением, не напором, а хитростью и знанием слабостей противника. Кроме того, он подразумевает постоянную экономичность любых движений, строгую рациональность и точный интуитивный расчет, основанный на рефлекторном реагировании на действия противника. Использовать Ипсин шонкэй невозможно, если этот принцип так же, как и принцип Естественности, не станет одним из принципов вашей жизни.ОТЛИЧИЯ ОТ САМУРАЕВСамурай ценил лояльность и честь прежде всего остального. Вступая в сражение, самурай выбрал бы единственного противника, объявил бы его о вызове, перечислил бы его семейную родословную, и затем напал бы. Самурай носил яркие цвета на своей броне, чтобы объявить об их принадлежности к клану. Моральный кодекс самураев был очень благороден, но это не всегда работало в пользу самураев.Кодекс ниндзя ценил выполнение миссии любыми необходимыми средствами. Внезапное нападение, яд, соблазнение и шпионаж, всё это было позорно самураю, но считалось честной игрой по правилам ниндзя. Некоторые из лидеров ниндзя — джонины, были опозоренными самураями, например Дэйсьюке Тогэкью. Они проиграли в сражении или были отвергнуты их феодалами, но сбежали вместо того, чтобы совершить сеппуку (ритуальное самоубийство). Самые обычные ниндзя не были из благородных родов. Они были сельскими жителями и фермерами, которые учились бороться каким-либо образом необходимым для их собственной самозащиты.Женщины также служили в отрядах ниндзя. Ниндзя женского пола, или Kunoichi, пробирались во вражеские замки под маской танцоров, любовниц или слуг. Они были успешными шпионами, и, так же, иногда действовали как убийцы. Самураи не всегда преобладали в открытой битве, так как они были ограничены моральным кодексом самураев. Поэтому, они часто нанимали ниндзя, чтобы сделать их грязную работу. Эта система также обогатила низшие классы, поскольку работа ниндзя высоко оплачивалась.Ну что, заскучали? Тогда ловите…)))
nibler.ru
Шиноби — Воины ночи — Устав
1. Каждый шиноби достоин прихода утра. Если утро не приходит — значит, шиноби еще спит.
2. Каждый шиноби достоин своего обеда. Если шиноби не приглашают к обеду — значит, шиноби только окончил завтрак.
3. Каждый шиноби должен убить своего врага. Если у шиноби нет врага — значит, шиноби еще не подпоясал меч.
4. Каждый шиноби должен быть бдителен. Если меч шиноби еще в ножнах — значит, враг хитер и ждет часа, чтобы напасть на шиноби .
5. Каждый шиноби верен своему начальнику. Если начальник делает харакири — шиноби должен быть верен своему долгу.
6. Каждый шиноби должен вырастить сына. Если жена шиноби рожает дочь, значит, дочь шиноби должна родить двух сыновей.
7. Каждый шиноби должен владеть мечом лучше врага. Если враг не дает шиноби показать свое мастерство — значит, шиноби должен убить врага.
8. Каждый шиноби должен отвечать за своих крестьян. Если крестьяне не помогут своему шиноби — значит, у них будет другой шиноби .
9. Каждый шиноби должен любить свою Родину. Если шиноби изменит Родине — его ждет тоска.
10. Каждый шиноби должен быть храбрым. Если шиноби бежит с поля боя, значит, он уводит погоню от других шиноби.
11. Каждый шиноби должен быть жесток к врагам и открыт для друзей. Если шиноби пьет саке с врагами, значит, он желает их напоить.
12. Каждый шиноби должен убить волка. Если шиноби еще не убил волка, значит, храбрые шиноби убили всех волков в округе.
13. Каждый шиноби должен в одиночку забраться на Гору. Если никто не видел шиноби на Горе, значит, шиноби совершил восхождение ночью.
14. Каждый шиноби при встрече с шиноби должен поклониться первым. Если шиноби не поклонился первым, значит, из уважения к другому шиноби он предоставил ему право поклониться первым.
15. Каждый шиноби сам себе шиноби , если рядом нет других шиноби.
16. Каждый шиноби должен верить своему начальнику и императору. Если шиноби им не верит, он должен логически доказать себе их правоту.
17. Жизнь шиноби делится на две части: еще не шиноби и уже шиноби.
18. Каждый шиноби должен выглядеть достойно в глазах других шиноби . Если шиноби не слышит возгласов одобрения, значит, жена шиноби надела на него кимоно не по сезону.
19. Каждый шиноби должен сам строить свое будущее. Если будущее еще не построено, значит, шиноби еще не встретился со своим императором.
20. Каждый шиноби должен молиться своему Богу. Если Бог не помогает шиноби , значит перерывы между битвами слишком малы, чтобы Бог мог услышать молитвы своего шиноби .
21. Каждый шиноби должен воспитать ученика. Если ученик превзойдет своего шиноби — будут помнить об ученике, а о шиноби забудут. Если ученик окажется слабее шиноби — скажут, что шиноби до старости оставался сильнее молодых шиноби.
22. Каждый шиноби должен заботиться о своем мече. Если меч шиноби не первый год лежит в ножнах, значит, шиноби бережет свой меч от напрасных зарубок и зацепин.
23. Каждый шиноби должен подавать пример гостеприимства. Если шиноби не открывает гостям дверь, значит, он не желает создавать неудобств ранее пришедшим гостям.
24. Каждый шиноби должен уметь пользоваться авторучкой. Если шиноби не попал авторучкой в глаз врага с первого раза, значит, ему надо тренировать удар авторучкой.
25. Каждый шиноби должен уметь читать и писать. Если шиноби может отличить написанный текст от прочитанного, значит, он может разговаривать с министрами императора на равных.
26. Каждый шиноби должен жить для своего императора. Если император умрет, шиноби должен вынуть свой меч и во время восхода солнца поймать первые его лучи на клинке своего меча, думая при этом о своем императоре.
27. Каждый шиноби должен состоять на довольствии у своего императора. Впрочем, никто его к этому не обязывает.
28. Каждый шиноби должен ходить в караул охранять сон своего императора. Если шиноби уснет в карауле, его сон может попасть в сон императора, и тогда шиноби не сносить головы.
29. Каждый шиноби должен по приказу своего императора выступить на войну. Если шиноби остался дома, значит, его старые раны не дают ему покоя и он не хочет отбирать победу у молодых шиноби.
30. Каждый шиноби может быть награжден своим императором. Если император не наградил своего шиноби, значит шиноби настолько храбр, что об этом и так все знают.
31. Каждый шиноби должен чтить традиции шиноби. Если шиноби не пришел вечером домой, его жена должна знать, что ее шиноби в этот час верен традициям шиноби.
32. Каждый шиноби при встрече с гейшей должен снять меч. Если шиноби не снимет меч, то гейша может подумать, что перед ней не шиноби, потому что гейша знает, что при встрече с ней каждый шиноби должен снять меч.
33. Каждый шиноби при встрече с двумя врагами должен убить обоих. Если шиноби не удалось убить ни одного, значит, врагам повезло.
34. Каждый шиноби должен наносить удар мечом молниеносно. Если молния не блеснула в руках шиноби, значит наступила ночь.
35. Каждый шиноби должен быть честен. Если сказанное шиноби не соответствует тому, что знают другие шиноби, значит, шиноби не знают всей правды.
36. Каждый шиноби должен быть сильным. Если шиноби уже не может нести свой меч, ему должна помочь жена шиноби, иначе другие шиноби, занятые уставшим шиноби, могут тоже устать.
37. Каждый шиноби должен посвятить свою жизнь служению Императору. Если высокое стремление шиноби посвятить себя служению Императору разбилось от столкновения с повседневностью и превратилось в заурядное использование служебного положения в корыстных целях, значит, шиноби перестал любить своего Императора.
38. Каждый шиноби должен быть достоин своего меча, а меч шиноби — достоин его врагов. Если шиноби машет своим мечом как мухобойкой, значит, в его руках мухобойка.
39. Каждый шиноби достоин заката и восхода Солнца. Меч шиноби , вложенный в ножны в последних лучах вечернего Солнца, хранит в себе отблеск уходящего дня, принесшего Земле шиноби благодать, Императору — доблесть и преданность его шиноби , а Поднебесной — почитание ее предков. В утренний час Солнце вновь восстанет над Землей шиноби , освящая силу и красоту его Императора, неся благодать его Земле, открывая взоры восхищения Поднебесной. И в тот же миг, с первыми лучами Солнца, шиноби достанет меч из вечерних ножен и отраженные в мече вечерние лучи вчерашнего дня встретятся с утренними лучами Светила. И в миг их встречи в Поднебесной наступит новый день.
shinobi.ucoz.com