Что представляет собой новейший фрегат «Адмирал Горшков»? | Справка | Вопрос-Ответ
Фрегат «Адмирал Горшков» будет передан флоту в ноябре этого года. Об этом сообщил начальник управления кораблестроения ВМФ РФ Владимир Тряпичников. «В ноябре, как и „Иван Хурс“, должны вступить в строй фрегат „Адмирал флота Советского Союза Горшков“ и судно тылового обеспечения „Эльбрус“», — сказал он.
Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщал, что испытания «Адмирала Горшкова» идут по плану и должны завершиться в июле этого года. Как отметил чиновник, сложность испытаний фрегата состоит в том, что приходится одновременно проверять работу нескольких десятков новейших комплексов, в частности, радиоэлектроники, артиллерийского вооружения, различных корабельных систем, систем ПРО.
«Адмирал флота Советского Союза Горшков» — фрегат с управляемым ракетным оружием ВМФ Российской Федерации, головной корабль проекта 22350. В рамках этого проекта предполагается строительство серии из 10-12 многоцелевых фрегатов дальней морской зоны, которые будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России.
«Адмирал Горшков» — это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР. Он был заложен 1 февраля 2006 года, спущен на воду 29 октября 2010 года. В ноябре 2014 года корабль впервые вышел на испытания, 20 марта 2017 года фрегат отправился на заключительный этап государственных испытаний.
Корабль предназначен для работы как в ближней, так и в дальней морской зоне, а также для ведения боевых действий в океанических условиях. Мореходность фрегата должна обеспечивать применение вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой.
Фрегат уникален тем, что в его конструкции использовано не менее 30 % совершенно новых технологий и материалов. Он выполнен с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон. Оригинальная архитектура надстройки создана по технологии «стелс», которая обеспечивает сильное рассеивание радарных волн, гарантируя кораблю высокую степень его радиолокационной и оптической незаметности.
Основные характеристики
- Водоизмещение (полное) — 4,5 тыс. тонн
- Длина — 135 м
- Ширина — 16 м
- Осадка — 4,5 м
- Скорость хода (полная) — 29 узлов (53,71 км/ч)
- Дальность плавания — 4 500 морских миль (8 334 км)
- Автономность плавания — 30 суток
- Экипаж — 180−210 человек
Артиллерия — российская универсальная корабельная артиллерийская установка калибра 130 миллиметров А-192 «Армат».
Ракетное вооружение — до 16 ракет «Оникс» или «Калибр-НК», ЗРК «Полимент-Редут», два ЗРАК «Палаш».
Противолодочное вооружение — до 16 противолодочных ракет 91Р семейства «Калибр-НК» и 8 ракет противолодочного ракетного комплекса «Медведка-2».
Авиационная группа — 1 вертолёт Ка- 27ПЛ.
Смотрите также:
aif.ru
Фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350
Военно-морской флот – удел только наиболее развитых в военном и промышленном отношении стран. Можно купить корабль, но создать всю необходимую для него инфраструктуру не получится. Неудивительно, что состояние кораблестроительной отрасли в нашей стране вызывало глубочайшее уныние у моряков: новые корабли не строились, старые постепенно вырабатывали свой ресурс. К счастью, ситуация постепенно начала исправляться. Наглядное тому подтверждение — фрегат «Адмирал Горшков».
Он был спущен на воду 29 октября 2010 года. Событие это уникально тем, что это не только первый корабль, спущенный на воду после распада Союза, но и первый образец такого рода техники, которая была спроектирована «с нуля», без использования советских наработок.Об истории создания
Сразу после того, как у страны появились деньги на развертывание новой кораблестроительной программы, были заложены и спущены на воду подлодки проектов 955, 885 и 667. Вскоре пришла очередь надводных кораблей. Новый фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350 был создан специалистами КБ «Северный». Главным конструктором проекта стал П.М.Шрайко. Закладка корабля произошла в 2006 году. Как и следовало ожидать, первый фрегат проекта 22350 строился намного дольше предполагаемого, но все же судостроители сумели уложиться в адекватные сроки, несмотря на все сложности.
Проект нового корабля был создан и утвержден еще в 2003 году. Когда в 2005 году на его строительство был объявлен государственный тендер, нашлось сразу три крупных исполнителя, которые очень хотели, чтобы столь лакомый кусок не достался конкурентам: «Северная верфь», «Янтарь» и «Севмашпредприятие». В конце концов, право строительства осталось за питерской «Северной верфью». Как показала практика, это было верное решение.
Важность кораблей проекта 22350 для обороноспособности страны
Ни для кого не станут неожиданностью слова о том, что береговая линия нашей страны отличается как протяженностью, так и своим сложным рельефом. Проблема нашего флота в том, что в его состав входит множество морально и технически устаревших кораблей, которые в случае массированной атаки вероятного противника попросту не смогут ни защитить столь огромную площадь, ни даже нормально взаимодействовать друг с другом и прочими отделениями ВМФ России. Фрегат «Адмирал Горшков» на этом фоне находится в выгодном положении, так как является многоцелевой боевой единицей.
Таким образом, России в кратчайшие сроки нужно спустить на воду как можно больше современных кораблей береговой охраны, которые оснащены эффективными ЗУР и ПКР. Это позволит выстроить нормальную оборону побережья, не прибегая к использованию более дорогих образчиков вооружений. По аналогичному пути сегодня идет США. Военное руководство этой страны как раз-таки делает упор на возведение большого количества сравнительно недорогих и функциональных кораблей, предназначенных для охраны прибрежных вод.
Следует заметить, что особенно в них нуждается Черноморский флот. Дело в том, что эта наша группировка находится на большом удалении от прочих боевых флотилий. За время «хозяйствования» украинцев на земле Крыма, там практически не осталось нормальных систем ПВО и ПРО. А те из них, которые все же остались, никак не могут эффективно прикрыть от возможного вражеского удара оставшуюся территорию. Единственным кораблем, который более-менее отвечает флагман Черноморского флота, ГвРКр проекта 1164.5 «Москва». Мало того что он один, так еще и боевые системы корабля явно не соответствуют современным требованиям.
На нем установлена система ЗРК С-300Ф «Форт», которая полностью унифицирована с «сухопутным» зенитно-ракетным комплексом С-300ПС. Максимальная высота поражаемой цели – до 27 километров. Одновременно можно захватить до шести воздушных целей на дистанции 90 километров. Как видите, ничем выдающимся наши силы ПВО в новом регионе Федерации похвастать не могут. Именно для исправления этой ситуации в последние годы началось интенсивное строительство кораблей нового типа, причем одним из наиболее впечатляющих является как раз-таки фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков».Отличительные особенности
Корабль хорош тем, что предназначен для работы как в ближней, так и дальней морской зоне, а также для ведения боевых действий в океанических условиях. Водоизмещение — примерно 4500 тонн, наибольшая длина – не менее 130 м, ширина корпуса в самом широком месте – 16 метров. Протяженность хода – более четырех тысяч морских миль, сезон мореходства не ограничен. Кроме мощного артиллерийского и ракетного вооружения, имеется платформа для принятия боевого вертолета (Ка-28).
Помимо прочего, фрегат «Адмирал Горшков» уникален тем, что в его конструкции использовано не менее 30% совершенно новых технологий и материалов. Соревнуясь в том с американцами, кормовые надстройки и рубку создали по технологии «стелс», которая обеспечивает сильное рассеивание радарных волн, гарантируя кораблю высокую степень скрытности. Неудивительно, что степень секретности при его проектировании была «на уровне»: о внешнем виде «Адмирала» знали только проектировщики и судостроители. В прессу ничего не просочилось до самого спуска на воду.
Бортовое вооружение
Фрегат «Адмирал Горшков» (фото 2014 года это убедительно доказывают) несет на своем борту впечатляющий боевой комплекс. В его состав входит целая батарея противокорабельных ракет («Москит»), артиллерийская установка с калибром 130 мм (скорострельность 30 выстрелов в минуту), а также зенитная ракетная батарея и ракетный же противолодочный комплекс. Таким образом, фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» отличается впечатляющей защищенностью и способен постоять за себя в любых условиях.
Противолодочная защита корабля
Противолодочное вооружение состоит сразу из двух пусковых комплексов Медведка-2. Расположены они в средней части корабля. Каждая пусковая установка заряжена четырьмя ракетами с активным наведением. За обнаружение подводных кораблей противника отвечает гидроакустический комплекс «ЗАРЯ-М». Впоследствии планируется замена станции этого типа на ее усовершенствованный аналог, «ВИНЬЕТКА-М».
В состав этих приборов входит гибкая антенна (ГПБА) и излучателя, который может обеспечить эффективное обнаружение малошумных подводных лодок последнего поколения. Кроме прочего, те же системы позволяют эффективно засекать торпеды и надводные корабли противника на дистанции до 60 км. Таким образом, подбить фрегат «Адмирал Горшков» при помощи обычной торпедной атаки практически нереально.
Защита от боевой авиации
Настоящей изюминкой корабля является установка 3С14У1 (УКСК). Ракетная, разумеется. Уникален этот комплекс своей «всеядностью»: можно в любой момент заменить боезапас, в результате чего спецификация корабля также изменится. Кроме того, стоит остановиться на характеристиках зенитной установки, «Риф-М». Подскажем, что в прессе ее нередко называют «Полимент-Редут».
Так вот. Какими-то впечатляющими боевыми характеристиками «Риф» не отличается, зато полностью унифицирован с сухопутным «Витязем». Разумеется, это на руку как морякам, так и их сухопутным «коллегам», так как боезапас можно пополнить практически везде, где есть части ПВО. Чтобы не оставить летающим врагам ни единого шанса, на корабле также установлена РЛС нового типа, отличающаяся повышенными характеристиками в области раннего обнаружения самолетов.За это отвечают сразу четыре фазированных решетки (АФАР) «Полимент». Специалисты считают, что в будущем на корабли такого типа будут устанавливаться системы единого управления огнем, а также установки А-192 и ЗАК «Палаш». К слову говоря, последние уже установлены на фрегат «Адмирал Горшков» (фото которого есть в статье). Их задачей является прикрытие штатного бортового вертолета Ка-28 при его взлете и посадке. Все имеющиеся боевые элементы работают в едином контуре, обеспечивая фрегату надежную защиту от боевых самолетов и вертолетов противника.
Защитный контур корабля может за один «подход» захватывать и вести сразу 16 летящих объектов. Тем стрельбы при их перехвате – до одной ракеты в секунду. Если даже кому-то удастся прорваться, фрегат 22350 «Адмирал Горшков» практически наверняка собьет его из артиллерийских систем. Сочетание автоматической пушки калибром 130 мм и автоматической же системы наведения – страшная вещь. Не стоит забывать и о мощной бортовой РЭБ, которая способна практически полностью подавить систему компьютерного наведения вражеских ракет. Все это не только значительно повышает степень защищенности «Адмирала», но и позволяет резко снизить нагрузку на экипаж в боевой обстановке.
И еще о зенитном вооружении
Не так давно стало известно, что в МНИИРЭ «Альтаир» полным ходом идет разработка новой малогабаритной системы, предназначенной для защиты боевых кораблей с водоизмещением от 1000 до 4500 тысяч тонн. Новая зенитка будет построена на базе хорошо себя зарекомендовавшей ЗРК «Риф-М». Предполагается, что она будет использовать ракеты 9М96Е, отличающиеся активным самонаведением, а также инерционной системой захвата цели. Комбинация эти систем позволит создать действительно грозное оружие, способное перехватывать весьма маневренные самолеты с высокой вероятностью их поражения.
Этим и отличается от своих конкурентов фрегат «Адмирал Горшков». Фото корабля способно сразу доказать экспертам, что он способен легко справиться с большинством боевых самолетов вероятного противника.
Силовая установка
В общем, в ней нет ничего удивительного: дизельная газотурбинная установка, чья мощность составляет порядка 65 000 л.с. Она относится к типу CODAG, сам дизельный двигатель принадлежит к семейству ДГТА-М55МР (все в одном корпусе). Такое конструкторское решение позволило совместить как высокую максимальную мощность, так и наилучшую экономичность при движении малым ходом (ходовые испытания фрегата «Адмирал Горшков» это наглядно доказали).
Газотурбинная установка расположена в носовом отделении, дизель же расположен традиционно, на корме.Подробная характеристика дизельной установки
Производителем хорошо зарекомендовавших себя дизелей 10Д49 является Коломенский завод. Мощность каждого составляет 3825 КВт (5200 л.с.), они полностью автоматизированы. На каждом – двухскоростная редукторная передача, которая отвечает за раздельную или совместную работу двух двигателей. Наконец, есть локальная управляющая система. Сами же газотурбинные установки, ГТД М90ФР, разработаны сразу двумя прославленными предприятиями — НПО «Сатурн» и НПП «Заря — Машпроект».
Без этих компаний был бы невозможен сам фрегат «Адмирал Горшков». 2014 год доказал, что руководство флота весьма им признательно, так как оба предприятия получили щедрые государственные заказы. Остается надеяться, что столь благоприятная тенденция сохранится и в дальнейшем.
Только на одних дизелях силовая установка корабля будет выдавать сразу 10400 л.с, чего вполне хватит для разгона до 10-13 узлов. Если одновременно работают дизели и турбины, мощность вырастает сразу до 64800 л.с, так что махина водоизмещением четыре тысячи тонн разгоняется до 30 узлов. Для чего мы все так подробно перечислили? Как вы думаете, почему такое исполнение корабельных силовых установок не использовалось в кораблях Советского флота? Все просто: никто не хотел брать на себя ответственность разработки настолько сложной системы. Системы, которая должна была быть не только мощной, но и предельно надежной.
В этой области российские судостроители сумели обойти своих советских коллег, что радует, так как корабль «Адмирал Горшков» — является настоящим «первенцем» постсоветских корабелов. В этом он подобен истребителю Т-50. Этот самолет также разработан «с нуля» именно российскими разработчиками.
Некоторые итоги
Если говорить обобщенно, то «Адмирал флота Горшков» — фрегат, во многом являющийся довольно типичным представителем советско-российской кораблестроительной школы. Однако впервые в истории нашего флота на надводном корабле ракетное оружие размещено в шахтах. К слову говоря, наши американские «коллеги» уже давно пришли к необходимости именно такого размещения этого типа вооружений, так как в этом случае удается ликвидировать «зоопарк» установок для запуска, который так характерен для советского флота. Это позволит значительно удешевить эксплуатацию кораблей, так как понадобится готовить куда меньше специалистов.
Увы, но отечественный ВМФ вплоть до 2010 года вообще не имел унификации в этой области. Более того, каждый (!) ракетный комплекс обладал собственной спецификой применения. Последний факт практически ставил крест на идее создания многофункциональных кораблей. Если наша судостроительная промышленность пойдет по пути, который проторил корабль «Адмирал Горшков», то флот наконец-то получит действительно универсальное, гибкое и мощное вооружение, которое можно будет эффективно использовать на всем протяжении российской береговой линии.Из-за чего «Адмирала Горшкова» так долго вводили в строй?
Основной проблемой, из-за которой постоянно приходилось переносить сроки, явилась хроническое запоздание со сдачей отдельных систем. Да, крейсер «Адмирал Горшков» строила питерская верфь, но ведь все вооружение, системы радиолокации и гидроакустики предоставляли совершенно иные подрядчики! Именно на них и лежит львиная доля ответственности за переносы сроков сдачи фрегата. В частности, много проблем доставили системы ЗРК и гидроакустики. Кроме того, пару раз срывалась поставка комплектующих для новой артиллерийской системы, без которых фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков» мало бы в чем превосходил корабли аналогичного класса.
Как отечественное адмиралтейство решает проблему нехватки кораблей?
В принципе, здесь есть единственно правильное решение, которое сегодня активно используется. Речь идет о спешном «размножении» кораблей, которые могли бы действовать в одной тактической нише. Так как на данный момент фрегаты проекта 22350 строятся недостаточно быстро, было принято решение активизировать постройку более дешевых кораблей, принадлежащих семейству 11356 (шесть из них ранее приобрела Индия). Несмотря на свою унификацию, использоваться они будут на разных флотах. К сожалению, полностью обойтись без неразберихи в номенклатуре не удастся и сейчас. Утешает только то, что она не будет настолько запутанной, как это было во времена Союза.
Если оценивать степень готовности фрегатов проекта 22350, предназначенных для переоснащения Черноморского флота, следует сказать следующее. Всего предполагается спустить на воду шесть кораблей. Фрегат «Адмирал Григорович» предполагается ввести в строй приблизительно во второй половине 2015 года. Его «собрат», «Адмирал Эссен», начнет бороздить воды Черного моря в 2016 году. Корабль «Адмирал Макаров» вряд ли будет готов раньше 2017 года.
Даже если принять во внимание резко увеличившиеся государственные ассигнования в судостроительную отрасль и загрузку отраслевых предприятий в Крыму, переоснащение флота рискует сильно затянуться. Таким образом, фрегат «Адмирал Горшков», испытания которого показали впечатляющие результаты, во многом является единственной достойной альтернативой. Остается только надеяться, что отечественная промышленность выдержит взятый темп.Вывод
Как бы там ни было, строительство фрегата «Адмирал Горшков» наглядно доказывает резкую активизацию нашей судостроительной отрасли. Никогда еще с начала 1990-х годов флот не получал столько новых кораблей. Вот только из-за частых срывов поставок ВМФ получает все больше однотипные фрегаты, которые зачастую могут использоваться только в одной тактической нише. Как можно представить, такое положение дел не слишком хорошо для общей обороноспособности страны.
В некотором плане виноваты в этом и сами военные, которые далеко не всегда готовы предоставить производителям внятное и подробное ТЗ. Кроме того, даже когда выполнялось строительство фрегата «Адмирал Горшков», нередко вносились коррективы в его внешний облик, чего в других странах быть не может. Имеются также проблемы с вновь разрабатываемыми проектами новых классов кораблей, для которых попросту еще не создано адекватного вооружения. Доводка их «на лету» приводит не только к катастрофическому удорожанию постройки, но и к растягиванию сроков сдачи до непомерных величин.
С завода на завод проекты также передаются, минуя огромное количество бюрократических преград. Настройка оборудования, программ и подгонка проектов под особенности каждого судостроительного предприятия выполняется практически в ручном режиме. Ситуация особенно плачевна на Тихоокеанском флоте, где судоремонтных предприятий или не осталось вовсе, или же они есть, но оснащены давным-давно устаревшим морально и технически оборудованием, которое попросту не подходит для современных фрегатов. Совокупность всех этих проблем со временем может привести к весьма неприятным последствиям.
В принципе, есть и более приятные новости. Так, санкции Запада не окажут на переоснащение флота никакого влияния, так как постройка судов идет с использованием исключительно отечественных технологий. Конечно, импорт некоторых технологических решений мог бы решить немало проблем, однако такой вариант практически нереален в свете нынешних внешнеполитических реалий. Как бы там ни было, но крейсер «Адмирал Горшков» — настоящая гордость нашего судостроения.fb.ru
Фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» вышел на испытания в Белое море
www.arms-expo.ru
Гибрид адмирала Горшкова » Военное обозрение
Пояснительная записка к статье о тяжелых авианесущих крейсерах пр. 1143, опубликованной на “ВО” неделю назад. История с “Кораблями Армагеддона” подвергла суровой критике мою точку зрения на адекватность постройки этих монстров. А раз так, придется держать перед читателями ответ.
Появившись, как своеобразный “гибрид” ракетного крейсера и авианосца, советский ТАКР оказался неэффективен в роли крейсера и совершенно несостоятелен в роли авианосца. При длине 273 метра и водоизмещении 40 тыс. тонн по составу своего вооружения “суперкрейсер” соответствовал большому противолодочному кораблю (который был меньше “суперкрейсера” в шесть раз).
Параллельно ТАКРам строились настоящие крейсеры типа “Слава” (пр. 1164). С дальнобойными ЗРК С-300 и вдвое большим количеством ударного вооружения. При том “Слава” была в три раза меньше авианесущего монстра адмирала Горшкова.
Что касается авиакрыла, там происходили совершенно удивительные вещи. Например, “вертикалка” Як-38. С дозвуковой скоростью полета, без радара и с запасом горючего на 10 минут полета. “Взлетел-напугал-сел”. Пилотам американских “Томкэтов” было все равно, что “Як” классифицировался как “штурмовик”. Бить-то будут не по паспорту, а по лицу. Впрочем, даже в роли ударного самолета “Як” , мягко говоря, выглядит подозрительно. Смешные боевая нагрузка и радиус действия, минимальная живучесть, отсутствие прицельно-навигационного оборудования для работы в сложных метеоусловиях.
Эскадрилья противолодочных вертолетов? Для её базирования был непременно необходим 273-метровый монстр.
Да и вообще, о чем этот спор? За 20 лет до советских авианесущих крейсеров во Франции был построен авианосец “Клемансо”. При меньших габаритах, чем ТАКР, он нес полноценное авиакрыло, в т.ч. самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой. В 1990-е годы на нем базировались мощные сверхзвуковые “Супер Этандары”. А это уже совершенно другой уровень. И за гораздо меньшие деньги.
Постройка ТАВКРов была ошибкой и бессмысленной растратой средств. При этом повторенной четырежды подряд.
Мой уважаемый оппонент Андрей Колобов предлагает взглянуть на ситуацию под иным углом. Тревожно, что автор, обычно нарочито тщательно проверяющий информацию, так вольно трактует факты и злоупотребляет весьма странными выводами.
Возможно также, что С.Г. Горшков рассматривал и такой «макиавеллевский» замысел: по результатам эксплуатации ТАКР проекта 1143 обосновать несоответствие задач авианесущего крейсера возможностям его авиакрыла. Во всяком случае, следует принять во внимание то, что задачи, которые были сформулированы в 1968 году для ТАКР проекта 1143 никак не могли быть решены авиагруппой с СВВП и С.Г. Горшков не мог об этом не знать.
Раз в деле было замешано высшее руководство и даже сам главком, то, действительно, от поиска виновных лучше воздержаться.
Еще пара таких “макиавеллевских замыслов” и натурных экспериментов с 273-метровой “вундервафлей”, и бюджет разойдется по швам.
Но зачем ВМФ СССР нужен был этот «идеальный» вертолетоносец?
ТАКР не был вертолетоносцем. В ходе боевых служб “Киев” и его систершипы занимались тем, для чего они были созданы: эксплуатацией бесполезных СВВП.
И тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 вполне могли стать становым хребтом обороны таких районов — оперируя в ближней морской зоне, они великолепно дополняли действия наземной противолодочной авиации.
Оперировать в ближней морской зоне им не позволяла гордость.
Краткая хронология службы авианесущего крейсера “Минск”:
Летом 1980 года, боевой поход во Вьетнам, порт Камрань. Во время походов боевой службы в декабре 1982 года «Минск» посетил с визитом Бомбей, в июле 1986 года — Вонсан
ТАКРы проводили все время в дальних походах, делая вид, что они — настоящие авианосцы. А прикрывать “защищенные боевые районы” в ближней морской зоне — работа для серой массы “третьего ранга”: многочисленных сторожевых и малых противолодочных кораблей. Коих в составе ВМФ СССР имелось 530 штук.
Ценность ТАКР проекта 1143 в полномасштабном ракетно-ядерном конфликте могла оказаться весьма высокой
Неужели выше, чем у атомных подводных ракетоносцев и их “коллег” из эскадры “41 на страже Свободы»?
Как ни крути, а вертолет — страшный враг подводника
В то время (как и сейчас) самым страшным врагом является подкильный гидролокатор в связке с буксируемой низкочастотной антенной, дополненный десятком ракетоторпед (“Раструб”, “Водопад”, зарубежный АСРОК) на борту корабля. Ни один РГБ не сравнится по возможностям обнаружения с корабельным ГАК, состоящим из тысяч гидрофонов. Корабельные комплексы менее зависимы от погодных условий и, при наличии контакта, способны уничтожить субмарину за считанные минуты.
В этом смысле особую ценность представляли 32 сторожевых корабля пр. 1135 “Буревестник”, а также два десятка современных БПК пр. 1134А, 1134Б и пр. 1155 «Удалой».
Что интересно, для задач сопровождения АУГ в средиземноморье наши ТАКРы проекта 1143, возможно, подходили даже лучше, чем классические авианосцы
Нет ни одной задачи, с которой ТАВКР мог справиться лучше, чем классический авианосец.
Но ведь сама концепция 5 ОПЭСК, которая должна была умереть, попутно изувечив противника… Что тут скажешь? Только то, что доблесть наших экипажей, заступавших на боевое дежурство, будучи обреченными на гибель в случае начала конфликта, достойна всяческого уважения и памяти благодарных потомков.
Те, кто погибнет сразу, возможно окажутся счастливее выживших в мировом ядерном апокалипсисе.
Если таковые вообще уцелеют.
Так что не нужно здесь дешевых мелодрам, риск сгореть в ядерном огне был у каждого жителя Союза.
После увеличения дальности американских баллистических ракет морского базирования их «убийцы городов» больше не имели причин развертываться в ближней морской зоне СССР.
Не успел головной “Киев” вступить в строй, на боевое патрулирование вышел “Фрэнсис Кей” (1979 год). Первая ПЛАРБ, вооруженная комплексом “Трайдент-I”. Жуткая боевая машина была способна забросить 8 боеголовок на дальность 7400 км. Американские лодки получили возможность обстреливать из Филиппинского моря всю Сибирь — вплоть до Уральского хребта. Как и стрелять по территории СССР прямо от берегов США.
И кто здесь называл ТАВКРы «кораблями Армагеддона»?
Много нелестных слов было сказано по поводу наличия на наших ТАКРах тяжелого ракетного вооружения — противокорабельных ракет «Базальт».
Да там выглядит странным абсолютно все.
Корабль длиной в четверть километра зачем-то тащил 10 торпедных аппаратов и спаренные 76-мм артустановки неясного назначения (слишком слабый калибр для стрельбы по любым кораблям и наземным целям; в плане ПВО — бесполезнее АК-726 придумать сложно).
Но есть нюанс — в СССР ни в 70-е годы, ни позднее вовсе не было изобилия тяжелых кораблей, способных нести дальнобойные ПКР «Базальт»/«Гранит».
А нужны ли были вообще ПКР на наводных кораблях? У ВМФ СССР было 60 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами. Такая “эскадра” могла разметать все на своем пути!
ПЛАРК пр. 670 “Скат” — серия из 17 подводных ракетоносцев, вооруженных ПКР “Аметист” и “Малахит”
Однако потребовалось непременно взгромоздить ПКР на первый отечественный “авианосец”.
Утверждение, что ЗРК «Киева» быстро устарели в связи с появлением С-300, на мой взгляд, не совсем верно.
ЗРК “Киева” устарели с появлением новых угроз, в первую очередь с массовым появлением противокорабельных ракет. Вездесущих “Гарпунов”, “Экзосетов” и «Томагавков» (TASM), способных запускаться с любого корабля и самолета.
Но все же ТАКРы проекта 1143 отнюдь не стали бесполезными кораблями.
Да, по крайней мере, было где играть в футбол.
Боевая служба в Средиземном море. Именно поэтому янки опасались скользких черных рыбин из морских глубин, а авианесущие крейсеры даже не рассматривались ими как реальная угроза
Флот наконец-то получил какую-никакую палубную авиацию и приступил к освоению нового для себя оружия, приобретая тем самым бесценный опыт.
Мы всегда получаем опыт, когда не получаем того, что хотим.
topwar.ru
Адмирал Горшков (авианесущий крейсер) — википедия орг
Строительство
17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143, получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38. 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАВКР «Новороссийск», на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода произошла закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104. Строился ТАВКР «Баку» по изменённому проекту 1143.4. Весь корпус корабля при постройке разбили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля — машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях — в нос и корму, а также вверх. Сборка осуществлялась из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера осуществлялась и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАВКР проекта 1143.5) — были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были использованы в октябре 1981 года — с их помощью на корабль была установлена собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны использовали для монтажа блоков спонсона. Спуск корабля на воду состоялся 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего ТАВКР «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАВКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на корабль заселился экипаж, 1 декабря были завершены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).[1]
Испытания
Ходовые испытания ТАВКР «Баку» начались 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был установлен обтекатель, кроме того на корабле было смонтировано устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля начались государственные испытания ТАВКР «Баку», в ходе которых, в частности, были проведены стрельбы главного ударного комплекса (использовались макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (методом короткого разбега). 11 декабря по результатам испытаний был подписан приёмный акт — ТАВКР «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР. 20 декабря на корабле был торжественно поднят военно-морской флаг СССР.[1]
Авианесущий крейсер «Баку».Севастопольский рейд. 1987 год
Боевая служба
27 апреля 1988 года ТАВКР «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня ТАВКР «Баку» покинул Севастополь. В ходе боевой службы в Средиземном море ТАВКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» (АВМА). По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата — Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря ТАВКР «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й оперативной эскадры.[1]
В дальнейшем корабль больше не выходил на боевую службу, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАВКР трижды принимал участие в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты — 1142. 4 октября 1990 года ТАВКР переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала снижаться. За 1991 год палубными вертолётами было совершено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141, который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАВКР, а 30 сентября — первый взлёт. 5 октября случилась авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.[1]
1 февраля 1992 года в результате аварии паропровода и возникшего пожара в кормовом машинном кормовом отсеке погибли 6 человек. 3 февраля 1992 года ТАВКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля военно-морской флаг СССР был заменён на Андреевский флаг. После этого корабль перевели в Росляково.[1]
Продажа крейсера
Авианесущий крейсер на ходовых испытаниях в Северодвинске 3 июля 2013 годаВ 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000 года, но сумма контракта до 2002 года оставалась предметом торга. Подписанное 20 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов США на восстановление и модернизацию ТАВКР и 530 млн долларов США на поставку 16 истребителей МиГ-29К и противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27. Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов США, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объёма работ. В декабре 2008 года, после визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации корабля.
В июле 1999 года ТАВКР отбуксировали в Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.
В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт ТАВКР задерживался из-за нехватки кадров:
Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера «Адмирал Горшков» не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны.[4] |
3 июля 2013 ТАВКР вышел в Белое море на ходовые испытания: в течение месяца проверялась работа в разных режимах всех котлов главной энергетической установки. С 3 августа по 30 сентября в Баренцевом море прошли летные испытания с участием самолётов и вертолётов палубной авиации и сдача системы «корабль-самолет». 16 ноября 2013 г. состоялась торжественная передача авианосца ВМС Индии[5].
Память
3 июля 2014 года отреставрированный носовой знак ТАВКР, остававшийся на верфи после переоборудования корабля для индийских ВМС, установлен в качестве памятника около морской кадетской школы имени адмирала П. Г. Котова в Северодвинске[6].
www.www-wikipediya.ru