Корабль зубр – Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 — Википедия

Содержание

Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2018; проверки требуют 2 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску
Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»

Десантные корабли на воздушной подушке «Мордовия» и «Евгений Кочешков».
Проект
Страна
Изготовители
  • /

ru.wikipedia.org

Амфибийно-десантный корабль на воздушной подушке типа «Зубр» проекта 12322

 

«Зубр» самое большое судно на воздушной подушке в мире. Этот корабль способен на скорости легкового автомобиля пройти 300 миль. Этого достаточно чтобы пересечь, например Черное море, накрыть залпом огня береговые укрепления противника и высадить морскую пехоту с бронетехникой. Мало кто знает, что «Зубр» создавался как ударный катер с мощными крылатыми ракетами, а был и другой фантастический проект — мобильная стратегическая установка с ядерным оружием на борту. Но удивительная способность корабля на воздушной подушке «Зубр» передвигаться одинаково по земле и воде заставила военных пересмотреть свои планы. История рождения этих уникальных судов полна тайн и неожиданных конструкторских находок.

 

возникновение концепции «судно на воздушной подушке»


Первый проект судна на воздушной подушке еще в XVIII веке предложил шведский инженер Эммунэль Сведенбург. Впрочем, даже сам автор изобретения понимал его несостоятельность, так как требовался довольно мощный и компактный движитель, которого в то время просто не существовало. В Советском Союзе к этой идее причастен Константин Циолковский. В 1924 год он предложил создать безколесный вездеход на воздушной подушке движимый вперед при помощи реактивной струи. Позже профессор экспериментальной аэродинамики Владимир Левков еще в студенческие годы прочитал книгу Циолковского и буквально заболел идеей судов на воздушной подушке. После нескольких экспериментальных машин в 1937 году под руководством Левкова был создан опытный торпедный катер Л-5. Благодаря воздушной подушке он получил совершенно новые свойства, прежде всего скорость около 130 км/час. На полном ходу катер Л-5 не могла догнать ни одна торпеда, а также он был способен двигаться как над водой, так и над сушей. Возможности такой техники поразили военных моряков. Амфибийными качествами катера Л-5 даже заинтересовались сухопутные войска.


Владимир Левков продолжал работать над проектами судов на воздушной подушке вплоть до своей смерти — 1954 год. Он так и не сумел воплотить мечту об идеальном корабле. В последствие два гениальных изобретения вывели технологию из тупика.


Продолжением концепции стали машины разведки названные ползолетом разработанные в ВНИИ «Трансмаш». Они с легкостью проходили над минными полями, и могли двигаться там, где застревал обычный танк. Однако о размещении вооружения или легкого бронирования не могло быть и речи. В конечном итоге от танкостроения конструкторы отказались и создали корабли в таком облике, в котором они сейчас и находятся. В возможности кораблей на воздушной подушке верил главком ВМФ СССР Сергей Горшков. Для него это была непросто блажь.


Наиболее опасным оружием войны со стороны американцев были авианосцы, только с их помощью США могли вести боевые действия на европейском континенте. Главком ВМФ СССР предполагал уничтожать авианосные группировки с помощью ударных крейсеров и подводных лодок с крылатыми ракетами. Однако он хорошо понимал, что без захвата проливов и прилегающих побережий даже у самых мощных кораблей было немного шансов выйти на оперативный простор. В 1963 году стараниями Сергея Горшкова была возрождена морская пехота. Именно она должна была проложить советским кораблям путь в океан. Руководство советского флота поставило перед конструкторами ЦМКБ «Алмаз» непростую задачу разработать судно на воздушной подушке способное на большой скорости десантировать тяжелую бронетехнику и морскую пехоту непосредственно на берег.


Проекту был присвоен шифр «

Джейран». Ленинградским судостроителям пришлось осваивать совершенно новые технологии и материалы. Корпус судна был изготовлен из алюминиевых сплавов. В то время для его сборки требовалась чрезвычайно шумная клепка. Человек с нормальным слухом не мог долго находиться в сборочном цеху, поэтому со всей страны на завод привозили глухонемых рабочих. Впрочем, через некоторое время от клепаных конструкций пришлось отказаться из-за быстрого перегорания сплавов. Результатом кропотливой работы стал малый корабль на воздушной подушке «Джейран», который поражал своей мощью. На скорости около 100 км/час он мог доставить к неприятельскому берегу два танка и двести десантников.

 


Технические характеристики малого десантного корабля на воздушной подушке «Джейран»:
Водоизмещение — 360 тонн;
Дальность плавания — 100 миль;

Скорость — 48 узлов;
Экипаж — 21 человек;
Вооружение:
Артиллерийская установка 30 мм АК-230 — 2;
Десантовместимость:
1-й вариант: танк ПТ-76 — 4 и 50 морских пехотинцев;
2-й вариант: средний танк — 2 и 200 морских пехотинцев;


Практически параллельно с проектом «Джейран» в ЦКБ «Алмаз» был разработан десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат» перевозивший 40 десантников с полной экипировкой.

 

дальнейшее развитие концепции «судно на воздушной подушке» с Советском Союзе


В начале 70-х годов советский флот все дальше уходил от родных берегов. На него все чаще возлагались боевые задачи по проведению миротворческих операций и поддержки национального движения в других странах. Однако столь удобные для десантных операций корабли на воздушной подушке «Джейран» и «Скат» не могли сопровождать советский флот в походах — им не хватало дальности. Решение проблемы нашлось в размещении десантных катеров в трюме большого корабля. Главком СССР С. Горшков приказал разработать подобное

судно. Проект получил название «Кальмар», на котором впервые появились кольцевые насадки, в последствие позволившие повысить эффективность воздушных винтов, не увеличивая их диаметра. «Джейран», «Скат» и «Кальмар» стали первым поколением кораблей на воздушной подушке.

 

Конец 70-х годов линия фронта «холодной войны» пролегла через океан. Советские конструкторы успешно провели испытания противокорабельных ракет, которые заставили разработать подобные и в США — это «Harpoon» и «Tomagawk». Но советские специалисты знали слабые места этих противокорабельных комплексов. В 1973 году по инициативе главкома ВМФ С. Горшкова в ЦМКБ «Алмаз» началась разработка малого ракетного корабля типа «Сивуч». В обычном положении это катамаран со скоростью хода около 20 узлов, но в случае необходимости передняя часть военного корабля закрывается гибким ограждением. Мощные двигатели нагнетают между корпусами воздух, и судно превращается в
быстроходный корабль на воздушной подушке
. На этом корабле установлено восемь сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит». Однако сегодня мало кто знает, что в ЦМКБ «Алмаз» разрабатывался единственный в мире проект судна на воздушной подушке с ударным вооружением. В его создании участвовал конструктор Герман Коронат, которого называли Пушкин кораблестроения за легкость и неожиданность его детищ. Корабль получил наименование «Зубр». На одном из этапов строительства было принято решение оказаться от ударного вооружения, и в 1988 году головной корабль серии «Зубр» проекта 12322 был передан советскому военно-морскому флоту.

 

амфибийно-десантный корабль на воздушной подушке типа «Зубр»


В конструкцию корабля на воздушной подушке «Зубр» был вложен весь опыт создания амфибийных судов накопленный в ЦМКБ «Алмаз». Появление «парящего» военного корабля не оставило не замеченным со стороны западных специалистов, которые присвоили наименование «Pomornik».
«Зубр» стал одним из самых быстрых кораблей в мире. Пределы его скорости не знают даже конструкторы. На ходовых испытаниях корабль разгоняли до 70 узлов и это не предел. Однако на больших скоростях возникает малоизученный эффект — подлом гибкого ограждения подушки. На этот случай кораблестроители предусмотрели режим блокировки в критических режимах по скорости и по радиусу разворота.

 

фотографии судов на воздушной подушке типа «Зубр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выгрузка боевой техники

 

 

высадка десантной группы

 

судно на воздушной подушке типа «Зубр» «на якоре»


Корабль на воздушной подушке типа «Зубр» состоит из платформы прямоугольной формы, которая является основной несущей частью корпуса. На платформе размещается надстройка, разделенная переборками на три отсека. В средней части располагается транспортируемая техника. В кормовом отсеке размещены главные и вспомогательные силовые установки, а также системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. В носовом отсеке находятся помещения для личного состава мобильного подразделения и экипажа. Для плодотворной работы и нормального отдыха на корабле установлена система вентиляции, кондиционирования, отопления и звукоизолирующие покрытия.


Для высадки и погрузки десантных подразделений с боевой техникой используются носовая и кормовая аппарели.


Корабль на воздушной подушке не имеет якоря, его функцию выполняет гибкое ограждение, которое в «не рабочем» состоянии опускается, и судно остается неподвижным. Рабочим состоянием «юбки» считается подъем на высоту до 6 метров от земли, при помощи нагнетаемого под нее воздуха, который, в свою очередь, не выходит за ее пределы и создает подъемную силу. При использовании трех ходовых двигателей и рулей, корабль обретает достаточные способности для маневра.


Самым интересным местом судна на воздушной подушке является центральный командный пункт. Он оборудован штурвалом авиационного типа. Особенностью кораблей этого типа является то, что им управляет один человек, которого называют пилот. Название говорит само за себя. Управление таким судном требует большого опыта и умений для обеспечения безопасного мореплавания. С командного поста через пять экранов и электротехнических приборов, осуществляется контроль состояния ходовых и подъемных двигателей, генераторов и различных вспомогательных систем.


Выдающимся достижением корабля на воздушной подушке типа «Зубр» является сочетание высокой скорости, достаточной грузоподъемности и уникальной амфибийности. По утверждениям военных специалистов «Зубр» проекта 12322 обогнал свое время.


В период с 1985 по 2000 годы в СССР было построено восемь кораблей на воздушной подушке типа «Зубр». После раздела Черноморского флота в России осталось три судна. ВМС Украины были переданы остальные корабли на воздушной подушке: «Краматорск», «Горловка», «Артемовск», «Донецк» и «Иван Багун». Два последних достраивались на судостроительном предприятии «Море» в Феодосии.


К сожалению, в современной российской и украинской военной доктрине не нашлось применение столь мощному и дорогому кораблю. Поэтому в Афинах 24 января 2000 года между Россией, Украиной и Грецией был подписан контракт, в котором шла речь о продаже нескольких кораблей данного типа — Греции. В течение последующих двух лет в Афины были отправлены четыре судна на воздушной подушке типа «Зубр». Корабли получили новые названия: «Keffallonia», «Kerkyra», «Kakynthos», «Ithaki». Приобретение, несомненно, открыло новую страницу в истории Греческого флота. Они очень гордятся своей «находкой». Даже один из кораблей принимал участие на международной выставке вооружения и военной техники «Defendory International 2000» в Афинах, где был удостоен бронзовой медали.

 


Технические характеристики амфибийно-десантного корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр»:
Водоизмещение — 480 тонн;
Длина — 57,3 м;
Ширина — 25,6м;
Осадка — 1,5м;
Судовая силовая установка — три газовых турбины (маршевых винта) М-71 мощностью 36000 л.с., четыре нагнетателя — 24000 л. с.;
Скорость — 60 узлов;
Дальность плавания при скорости 60 узлов — 300 миль, 50 узлов — 1000 миль;
Экипаж:
командный состав — 4 человека;
личный состав — 27 человек;
Вооружение:
Ракетная установка 140 мм — МС-227 «Огонь» — 2;
Зенитно-ракетный комплекс «Игла» — 4;
Артиллерийский комплекс АК-630М — 2;
Десантовместимость:
1-й вариант: танк Т-80 — 3 ед., морских пехотинцев — 80 человек;
2-й вариант: БТР — 10 ед.;
3-й вариант: морская пехота — 360 человек;

korabley.net

Десантный корабль «Зубр» проект 12322

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»
МДК-57 в Севастополе во время визита американских кораблей, 4 августа 1989 года.
Основная информация
Параметры
Тоннаж555 тонн
Длина57,3 м
Ширина25,6 м
Высота21,9 м (наибольшая по ВП)
Технические данные
Силовая установкаГГТА, 5×10 000 л. с.
Скорость60 узлов
Автономность плавания300 миль, 5 дней
Экипаж27 человек
Вооружение
Артиллериядве 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02.
Ракетное вооружениедве пусковые установки МС-227 для 140 мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов) и система управления стрельбой
Зенитное вооружение8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла».


Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» — военное судно на воздушной подушке.

История разработки проекта

Был разработан в ФГУП «ЦМКБ „Алмаз“». Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье и его огневой поддержки.

Строительство кораблей

Всего было построено 12 кораблей данного проекта: 10 для ВМФ России и 2 для ВМС Греции. Ещё 2 корабля, строявшиеся для ВМФ России остались недостроенными и были разобраны.

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.2 12 единиц

  • МДК «Краматорск», 1988—1999 ВМСУ
  • МДК «Артемьевск», 1989—2005 ВМСУ
  • МДК «Донецк», 1993—2008 ВМСУ
  • МДК «122» 1989—2005 ВМФ РФ
  • МДК «Евгений Кочешков»1991 — н.в. ВМФ РФ
  • МДК «Мордовия», 1991 — н.в. ВМФ РФ
  • МДК «Итаки», 2000 — н.в. ВМС Греции
  • МДК «Керкира», 2003 — н.в. ВМС Греции
  • МДК «Кефалония», 1994 — н.в. ВМС Греции
  • МДК «119», 1991—2004 ВМФ РФ
  • МДК «51», 1989—1997 ВМФ РФ
  • МДК «Закинтос», 2000 — н.в. ВМС Греции

Конструкция

Для привода нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле установлены высокотемпературные газотурбинные двигатели. Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках.

На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов.

Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.

Корпус малых десантных кораблей выполнен цельносварным из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет из себя понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещен отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения).

Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями.

Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.

Десантная вместимость

Корабль способен перевозить

Для десанта, предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно еще 366 человек (всего около 500 человек).

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Десантный корабль «Зубр» | Журнал Популярная Механика

Несмотря на присутствие слова «малый» в обозначении классификации проекта 12322 (МДКВП), «Зубр» является самым большим в мире среди себе подобных — десантных кораблей на воздушной подушке.

В небольшом уютном музее Балтийского флота, расположенном в здании еще немецкой постройки в Балтийске (Калининградская область) экскурсовод демонстрирует исторические реликвии — сначала петровских времен (пушки, якоря и флаги со шведских кораблей), потом времен Первой и Второй мировых войн. И вот, наконец, переходит к современным экспонатам, с особой гордостью демонстрируя установленный на стенде пульт управления десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран», большинство из которых базировались именно в Балтийске: «Вряд ли где-то еще увидите подобное!» «Ну почему же? — осторожно замечаю я. — Вот только вчера видел, как управляют «Зубром»»! Гид с возросшим уважением усмехается: «И как, не оглохли?»

Малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) проекта 12322 «Зубр»

Дальность плавания: 300 морских миль

Автономность плавания: 5 дней

Экипаж: 27 человек

Разработчик: Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»

Полное водоизмещение: 555 т

Высота (на воздушной подушке): 21.9 м

Длина: 488 м

Ширина: 74 м

Мощность газотурбинных агрегатов: 5 х 10 000 л.с.Скорость полного хода: 60 узлов
Десантовместимость: 3 танка (до 150 т), или 10 БТР (до 132 т), или 8 БМП (до 115 т), или 8 плавающих танков, а также 140 человек десантаВооружение: две пусковые установки MC-227 для 140-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов), две 30-мм автоматические установки АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов), 8 комплектов ПЗРК «Игла»

Десантный корабль «Мордовия», стоящий на бетонной пристани военной гавани Балтийска, немного похож на кита, выброшенного на берег. Только от него совсем не веет беспомощностью — разинутая пасть опущенной «губы» гибкого резинового ограждения и передняя аппарель скорее напоминают хищную улыбку. Перед кораблем выстроились несколько БМП, и один из офицеров жестами помогает механикам-водителям заехать задним ходом внутрь. После того как последний БМП занимает свое место в десантном отсеке, офицер тщательно проверяет расстановку машин. Ему что-то не нравится, по его команде несколько БМП сдвигаются вперед — буквально на несколько сантиметров. Наконец результаты проверки удовлетворяют офицера, и машины закрепляют цепями. Командир корабля, капитан 3-го ранга Сергей Конов объясняет смысл этих манипуляций: «Точная центровка груза очень важна для корабля на воздушной подушке. Если дифферент на корму превысит 2°, носовая часть поднимается над водой слишком высоко, кормовая — опускается, и давление набегающего потока воздуха может превысить давление воздуха, создаваемого подушкой. Возникнет опасность подлома гибкого резинового ограждения на ходу, что по эффекту примерно эквивалентно столкновению со стеной».

Когда корабль включает нагнетающие агрегаты и поднимается на воздушной подушке, в воздух вздымается огромное облако мельчайшей водяной пыли, и в ясный день все вокруг начинает сверкать многочисленными радугами.

В водяной шубе

Забившись в уголок ходовой рубки (чтобы никому не мешать), я наблюдаю за подготовкой к выходу в море. Посты докладывают о готовности, и вот, наконец, отдается команда на запуск двигателей, освобождая табун в 50 000 лошадей. В бронированной ходовой рубке рев двигателей изрядно приглушен, и я могу лишь догадываться, как этот невероятный звук воспринимается снаружи. Заодно я понимаю, что прокатиться с ветерком не получится: во время движения выход на палубу запрещен, поскольку при работе двигателей человека может просто сдуть.

«Подъем!» — командир корабля, лично сидящий за штурвалом, перекидывает один из тумблеров на пульте. По каждому борту установлено два нагнетающих агрегата, воздухозаборники которых закрыты сверху поворотными лопатками. Щелчок тумблера поворачивает лопатки, и нагнетатели начинают подавать воздух в подушку. Вокруг «Мордовии» взлетает пыль, корабль, сотрясаемый крупной дрожью, поднимается над поверхностью. Поворачивая штурвал из стороны в сторону, Сергей Конов раскачивает тяжелонагруженный «Зубр», медленно сползающий по бетонному уклону в воду. Когда корабль полностью оказывается на воде, из рубки открывается удивительное зрелище — вокруг, куда ни посмотри, сверкает множество радуг — это свет преломляется на облаке водяной пыли, поднятой воздушной подушкой. На полном ходу (а это 60 узлов!) корабль почти не видно — из облака водяной пыли высовывается лишь носовая часть и остекление рубки. Что, по словам офицеров, служит еще и маскирующим фактором: водяная пыль создает помехи сигналам радаров противника, затрудняя обнаружение и целеуказание. Корпус из алюминиево-магниевого сплава немагнитный, а с учетом высоты его полета (около полуметра) «Зубру» не страшны ни магнитные, ни контактные мины.

Корабль оснащен пятью газотурбинными двигателями — двумя нижними, каждый из которых приводит по два нагнетательных агрегата (побортно), и тремя верхними — тяговыми, вращающими 5,5-метровые винты изменяемого шага в кольцевых насадках.

Командир и рулевой

Корабли на воздушной подушке — единственные, где командир не просто отдает приказ рулевому, а лично находится за штурвалом. Водоизмещающие суда и корабли, глубоко сидящие в воде, значительно более инерционные и предсказуемые. «Зубр» же парит над водой, не касаясь ее, и реагирует буквально на порывы ветра: «Основная проблема, затрудняющая управление кораблем на воздушной подушке — это его парусность, — объясняет Сергей Конов. — Площадь боковой проекции — больше 500 м2, поэтому даже умеренный ветер вносит свои поправки, не говоря уже о порывах, которые сбивают корабль с курса. Поэтому в управлении «Зубром» больше от авиации, чем от судовождения, мгновенные реакции и поправка на ветер».

Самое грозное вооружение «Зубра» — это две пусковые установки для 140-мм неуправляемых ракетных снарядов, которые применяются для огневой поддержки десанта. Но в ходовом положении корабля этих пусковых установок вы не увидите. Дело в том, что они сделаны выдвижными, и выдвигаются только для запуска НУРСов, а после окончания стрельбы вновь опускаются под палубу.

Внедорожный клиренс

Наконец «Зубр» подходит к точке назначения — одному из пляжей Балтийского побережья. Два матроса с помощью визиров осматривают участок высадки и докладывают, что все чисто. Корабль замедляет ход и, поднимая тучи песка и пыли, вываливается на берег. «Посадка!» — командир щелкает тумблером, переводя нагнетающие агрегаты в посадочный режим: лопатки верхних воздухозаборников закрыты, воздух циркулирует внутри подушки, охлаждая двигатели. «Зубр» оседает на песок, опускает носовую часть и сходню, по которой один за другим съезжают на пляж пять БМП десанта. Сходня убирается, а затем вновь подъем на подушку — и в море. Вся операция занимает пару минут.

Загруженный техникой «Зубр» тяжело сходит с причала в холодные волны Балтийского моря. Снаружи, правда, понять это достаточно сложно — с видимой легкостью, хотя и неторопливо, корабль, слегка переваливаясь с боку на бок, сползает в воду. А вот внутри, в ходовой рубке, это хорошо видно: командир с помощью переменных движений штурвала вправо-влево раскачивает корабль из стороны в сторону, чтобы легче было стронуть эту почти 500-тонную махину, дрожащую всем корпусом под напором 50 тысяч лошадиных сил, с шершавого бетона.

Технически корабль может не просто выйти на берег, но и зайти по суше или по болоту намного дальше. Гибкое резиновое ограждение состоит из двух частей — ресивер и навесные легкосменные элементы («косынки»). Толстая армированная резина достаточно устойчива к различным повреждениям, и небольшие дырочки не влияют на ходовые качества. Корабль может преодолевать препятствия высотой до 1,6−2 м, а те, что меньше метра, и вовсе не замечает. Был случай, когда при демонстрации ночной высадки десанта один из экспортных образцов, предназначенных для Греции, просто «раскатал» ГАЗ-66, который должен был подсветить место выхода на берег. К счастью, никто из людей не пострадал, а вот автомобиль, конечно, пришлось списать. Не без основания производитель утверждает, что «Зубру» доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира.

Статья «Выходить из вод морских» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2014).

www.popmech.ru

Десантный корабль «Зубр» Википедия

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»

Десантные корабли на воздушной подушке «Мордовия» и «Евгений Кочешков».
Проект
Страна
  • СССР СССР
Изготовители
  • / ПСЗ
    / ССЗ «Море»
Операторы
  • Россия Россия
    Греция Греция
    Китай Китай
Предшествующий тип пр. 12321 «Джейран»
Годы постройки 1987—2014
Годы в строю 1988 — н. в.
Запланировано 17
Построено 15
В строю 10
Отменено 2
Отправлено на слом 5
Основные характеристики
Водоизмещение 555 тонн
Длина 57,3 м
Ширина 25,6 м
Высота 21,9 м (наибольшая по ВП)
Двигатели 5 ГГТА
Мощность 5 × 10 000 л. с.
Скорость хода 60 узлов (111,12 км/ч)
Дальность плавания 300 морских миль
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 27 человек
Десантовместимость 150 тонн
Вооружение
Артиллерия две пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140,3-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов на каждую ПУ) и система управления стрельбой
Зенитная артиллерия две 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02
Ракетное вооружение 8 комплектов переносных ЗРК типа

ru-wiki.ru

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» Википедия

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»

Десантные корабли на воздушной подушке «Мордовия» и «Евгений Кочешков».
Проект
Страна
  • СССР СССР
Изготовители
  • / ПСЗ
    / ССЗ «Море»
Операторы
  • Россия Россия
    Греция Греция
    Китай Китай
Предшествующий тип пр. 12321 «Джейран»
Годы постройки 1987—2014
Годы в строю 1988 — н. в.
Запланировано 17
Построено 15
В строю 10
Отменено 2
Отправлено на слом 5
Основные характеристики
Водоизмещение 555 тонн
Длина 57,3 м
Ширина 25,6 м
Высота 21,9 м (наибольшая по ВП)
Двигатели 5 ГГТА
Мощность 5 × 10 000 л. с.
Скорость хода 60 узлов (111,12 км/ч)
Дальность плавания 300 морских миль
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 27 человек
Десантовместимость 150 тонн
Вооружение
Артиллерия две пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140,3-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов на каждую ПУ) и система управления стрельбой
Зенитная артиллерия две 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02
Ракетное вооружение 8 комплектов переносных ЗРК тип

ru-wiki.ru

Зубр (десантный корабль) — это… Что такое Зубр (десантный корабль)?

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»
МДК-57 в Севастополе во время визита американских кораблей, 4 августа 1989 года.
Основная информация
Параметры
Тоннаж555 тонн
Длина57,3 м
Ширина25,6 м
Высота21,9 м (наибольшая по ВП)
Технические данные
Силовая установкаГГТА, 5×10 000 л. с.
Скорость60 узлов
Автономность плавания300 миль, 5 дней
Экипаж27 человек
Вооружение
Артиллериядве 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02.
Ракетное вооружениедве пусковые установки МС-227 для 140 мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов) и система управления стрельбой
Зенитное вооружение8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла».


Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» — военное судно на воздушной подушке.

История разработки проекта

Был разработан в ФГУП «ЦМКБ „Алмаз“». Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье и его огневой поддержки.

Строительство кораблей

Всего было построено 12 кораблей данного проекта: 10 для ВМФ России и 2 для ВМС Греции. Ещё 2 корабля, строявшиеся для ВМФ России остались недостроенными и были разобраны.

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.2 12 единиц

  • МДК «Краматорск», 1988—1999 ВМСУ
  • МДК «Артемьевск», 1989—2005 ВМСУ
  • МДК «Донецк», 1993—2008 ВМСУ
  • МДК «122» 1989—2005 ВМФ РФ
  • МДК «Евгений Кочешков»1991 — н.в. ВМФ РФ
  • МДК «Мордовия», 1991 — н.в. ВМФ РФ
  • МДК «Итаки», 2000 — н.в. ВМС Греции
  • МДК «Керкира», 2003 — н.в. ВМС Греции
  • МДК «Кефалония», 1994 — н.в. ВМС Греции
  • МДК «119», 1991—2004 ВМФ РФ
  • МДК «51», 1989—1997 ВМФ РФ
  • МДК «Закинтос», 2000 — н.в. ВМС Греции

Конструкция

Для привода нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле установлены высокотемпературные газотурбинные двигатели. Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках.

На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов.

Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.

Корпус малых десантных кораблей выполнен цельносварным из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет из себя понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещен отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения).

Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями.

Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.

Десантная вместимость

Корабль способен перевозить

Для десанта, предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно еще 366 человек (всего около 500 человек).

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *