Крейсер баян википедия – Баян (крейсер, 1900) — Википедия

Баян (крейсер, 1908) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
«Баян»
Служба
Россия Россия
Назван в честь Боян
Класс и тип судна Броненосный крейсер
Порт приписки Кронштадт
Изготовитель Адмиралтейский завод
Спущен на воду 2 августа 1907 года
Введён в эксплуатацию 1911 год
Выведен из состава флота 1922 год
Статус Разобран
Основные характеристики
Водоизмещение 7 900 т
8240 т (полное)
Длина 137,2 м
Ширина 17,5 м
Осадка 6,5 м
Бронирование Броневой пояс (носовая оконечность/средняя часть/кормовая оконечность) — 60/175/100 мм, каземат (152-мм) — 80 мм,
защита (75-мм орудий) — 60 мм,
броневой траверз — 100 мм,
башни главного калибра (стенки/крыша) — 132/30 мм, носовая боевая рубка — 136 мм, броневая палуба — 30 мм
Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 26 водотрубных котлов «Бельвиль» в 4-х котельных отделениях
Мощность 16 500—18 600 (форсированная) л. с.
Движитель 2
Скорость хода 21,8 узла (на приемных испытаниях), экономическая — 14 узлов (при 10—12 задействованных котлах)
Дальность плавания 750/2100 морских миль (21/14 узловым ходом)
Экипаж 20 офицеров, 17 кондукторов, 540 матросов
Вооружение
Артиллерия 1908—1916
2 × 1 — 203-мм/45 орудия,
8 × 1 — 152-мм/45 орудий,
22 × 1 — 75-мм/50 орудия,
8 × 1 — 7,62-мм пулемётов
с 1916
3 × 1 — 203-мм/45 орудия,
12 × 1 — 152-мм/45 орудий,
2 × 1 — 75-мм/50 орудия,
2 × 1 — 47-мм орудия,
2 × 1 — 7,62-мм пулемёта.
Минно-торпедное вооружение 2 однотрубных 457-мм подводных торпедных аппарата (боекомплект — 6 торпед)
 

ru.wikipedia.org

Баян (крейсер, 1908) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

<tr><th colspan=»2″>«Баян»</th></tr><tr><th colspan=»2″></th></tr><tr><th colspan=»2″></th></tr>

<tr><th>Служба:</th><td> Россия Россия </td></tr> <tr><th>Класс и тип судна</th><td> Броненосный крейсер </td></tr><tr><th>Порт приписки</th><td> Кронштадт </td></tr><tr><th>Изготовитель</th><td> Адмиралтейский завод </td></tr><tr><th>Спущен на воду</th><td> 2 августа 1907 года </td></tr><tr><th>Введён в эксплуатацию</th><td> 1911 год </td></tr><tr><th>Выведен из состава флота</th><td> 1922 год </td></tr><tr><th>Статус</th><td> Разобран </td></tr> <tr><th colspan=»2″>Основные характеристики</th></tr><tr><th>Водоизмещение</th><td> 7 900 т

8240 т (полное) </td></tr><tr><th>Длина</th><td> 137,2 м </td></tr><tr><th>Ширина</th><td> 17,5 м </td></tr><tr><th>Осадка</th><td> 6,5 м </td></tr><tr><th>Бронирование</th><td> Броневой пояс (носовая оконечность/средняя часть/кормовая оконечность) — 60/175/100 мм, каземат (152-мм) — 80 мм,
защита (75-мм орудий) — 60 мм,
броневой траверз — 100 мм,
башни главного калибра (стенки/крыша) — 132/30 мм, носовая боевая рубка — 136 мм, броневая палуба — 30 мм </td></tr><tr><th>Двигатели</th><td> 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 26 водотрубных котлов «Бельвиль» в 4-х котельных отделениях </td></tr><tr><th>Мощность</th><td> 16 500—18 600 (форсированная) л. с. </td></tr><tr><th>Движитель</th><td> 2 </td></tr><tr><th>Скорость хода</th><td> 21,8 узла (на приемных испытаниях), экономическая — 14 узлов (при 10—12 задействованных котлах) </td></tr><tr><th>Дальность плавания</th><td> 750/2100 морских миль (21/14 узловым ходом) </td></tr><tr><th>Экипаж</th><td> 20 офицеров, 17 кондукторов, 540 матросов </td></tr> <tr><th colspan=»2″>Вооружение</th></tr><tr><th>Артиллерия</th><td>
1908—1916

2 × 1 — 203-мм/45 орудия,
8 × 1 — 152-мм/45 орудий,
22 × 1 — 75-мм/50 орудия,
8 × 1 — 7,62-мм пулемётов
с 1916
3 × 1 — 203-мм/45 орудия,
12 × 1 — 152-мм/45 орудий,
2 × 1 — 75-мм/50 орудия,
2 × 1 — 47-мм орудия,
2 × 1 — 7,62-мм пулемёта. </td></tr><tr><th>Минно-торпедное вооружение</th><td> 2 однотрубных 457-мм подводных торпедных аппарата (боекомплект — 6 торпед) </td></tr>

«Бая́н» — броненосный крейсер Российского императорского флота одноимённого типа, принимавший участие в Первой мировой войне. Назван в память о потопленном в Порт-Артуре крейсере.

Проектирование и постройка

После поражения в Русско-Японской войне Российский императорский флот оказался без действующей и распланированной судостроительной программы. При этом флот остро нуждался в пополнении поредевшего корабельного состава.

10 ноября 1904 года управляющий Морским министерством принял реше­ние о постройке в Санкт-Петербурге крейсеров «улучшенного типа „Баян“» по чертежам головного крейсера серии — «Адмирал Макаров». Его постройка осуществлялась французской фирмой «Forges et Chantiers», которая передавала техническую документацию для постройки в России двух других кораблей — «Баян» и «Паллада». Начало постройки крейсеров финансировалось кредитами, полученными Морским министерством для восполнения убыли корабельного состава Первой Тихоокеанской Эскадры после начала войны и первых потерь флота.

«Баян» зачислен в списки судов Балтийского флота 15 апреля 1905 года, 15 августа 1905 года заложен на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 2 августа 1907 года и вступил в строй 1 июля 1911 года.

Крейсер незначительноК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3271 день] отличался от первого «Баяна»; наиболее существенными отличиями были: переделка бронирования, возможность уборки боевых прожекторов в дневное время под защиту брони, расширение сети переговорных труб, установка специальных сальников для всех кабелей и проводов, проходящих через водонепроницаемые переборки, замена деревянных шкафов в хозяйственных помещениях на металлические и так далее.

История службы

«Баян» участвовал в составе 1-й бригады крейсеров Балтийского флота в Первой мировой войне.

С мая 1918 года на консервации в порту Петрограда. Восемь демонтированных 152-мм орудий с крейсера были установлены на плавбатареях Онежской военной флотилии, принимавших участие в Гражданской войне.

Продан 1 июля 1922 года русско-германскому акционерному обществу «Деруметалл», осенью 1922 года отбуксирован в Германию и был разобран в Штеттине. Исключен из списков кораблей РККФ 25 ноября 1925 года.

Командиры

  • 02.10.1906-1907.16.07. Данилевский. Александр Александрович
  • 16.07.1907-1909.05.10. Иванов. Федор Николаевич
  • 05.10.1909-1910.22.11. Шторре. Иван Александрович
  • 11.11.1910-1913.23.12. Бутаков. Александр Григорьевич
  • 23.12.1913-1916.15.07. Вейс.Александр Константинович
  • 15.07.1916-1917.06.11. Тимирев.Сергей Константинович
  • 06.11.1917-1918.хх.04. Старк. Александр Оскарович

Напишите отзыв о статье «Баян (крейсер, 1908)»

Примечания

Литература

  • [wunderwaffe.narod.ru/Magazine/BKM/Makarov/index.htm Мельников Р. М. Броненосные крейсера типа «Адмирал Макаров» 1906—1925]
  • Виноградов С., Федечкин А. Броненосный крейсер «Баян» и его потомки — М.: Яуза: ЭКСМО: 2011.
  • [wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/1997_03/index.htm Крестьянинов В. Я., Молодцов С. В.
    Броненосные крейсера типа «БАЯН»
    ]

Ссылки

  • [nashflot.ru/page/imperia/baiian/3 Броненосный крейсер «Баян»]

Отрывок, характеризующий Баян (крейсер, 1908)

Ростов приехал в Тильзит в день, менее всего удобный для ходатайства за Денисова. Самому ему нельзя было итти к дежурному генералу, так как он был во фраке и без разрешения начальства приехал в Тильзит, а Борис, ежели даже и хотел, не мог сделать этого на другой день после приезда Ростова. В этот день, 27 го июня, были подписаны первые условия мира. Императоры поменялись орденами: Александр получил Почетного легиона, а Наполеон Андрея 1 й степени, и в этот день был назначен обед Преображенскому батальону, который давал ему батальон французской гвардии. Государи должны были присутствовать на этом банкете.
Ростову было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина Борис заглянул к нему, он притворился спящим и на другой день рано утром, стараясь не видеть его, ушел из дома. Во фраке и круглой шляпе Николай бродил по городу, разглядывая французов и их мундиры, разглядывая улицы и дома, где жили русский и французский императоры. На площади он видел расставляемые столы и приготовления к обеду, на улицах видел перекинутые драпировки с знаменами русских и французских цветов и огромные вензеля А. и N. В окнах домов были тоже знамена и вензеля.
«Борис не хочет помочь мне, да и я не хочу обращаться к нему. Это дело решенное – думал Николай – между нами всё кончено, но я не уеду отсюда, не сделав всё, что могу для Денисова и главное не передав письма государю. Государю?!… Он тут!» думал Ростов, подходя невольно опять к дому, занимаемому Александром.
У дома этого стояли верховые лошади и съезжалась свита, видимо приготовляясь к выезду государя.
«Всякую минуту я могу увидать его, – думал Ростов. Если бы только я мог прямо передать ему письмо и сказать всё, неужели меня бы арестовали за фрак? Не может быть! Он бы понял, на чьей стороне справедливость. Он всё понимает, всё знает. Кто же может быть справедливее и великодушнее его? Ну, да ежели бы меня и арестовали бы за то, что я здесь, что ж за беда?» думал он, глядя на офицера, всходившего в дом, занимаемый государем. «Ведь вот всходят же. – Э! всё вздор. Пойду и подам сам письмо государю: тем хуже будет для Друбецкого, который довел меня до этого». И вдруг, с решительностью, которой он сам не ждал от себя, Ростов, ощупав письмо в кармане, пошел прямо к дому, занимаемому государем.
«Нет, теперь уже не упущу случая, как после Аустерлица, думал он, ожидая всякую секунду встретить государя и чувствуя прилив крови к сердцу при этой мысли. Упаду в ноги и буду просить его. Он поднимет, выслушает и еще поблагодарит меня». «Я счастлив, когда могу сделать добро, но исправить несправедливость есть величайшее счастье», воображал Ростов слова, которые скажет ему государь. И он пошел мимо любопытно смотревших на него, на крыльцо занимаемого государем дома.
С крыльца широкая лестница вела прямо наверх; направо видна была затворенная дверь. Внизу под лестницей была дверь в нижний этаж.
– Кого вам? – спросил кто то.
– Подать письмо, просьбу его величеству, – сказал Николай с дрожанием голоса.
– Просьба – к дежурному, пожалуйте сюда (ему указали на дверь внизу). Только не примут.
Услыхав этот равнодушный голос, Ростов испугался того, что он делал; мысль встретить всякую минуту государя так соблазнительна и оттого так страшна была для него, что он готов был бежать, но камер фурьер, встретивший его, отворил ему дверь в дежурную и Ростов вошел.
Невысокий полный человек лет 30, в белых панталонах, ботфортах и в одной, видно только что надетой, батистовой рубашке, стоял в этой комнате; камердинер застегивал ему сзади шитые шелком прекрасные новые помочи, которые почему то заметил Ростов. Человек этот разговаривал с кем то бывшим в другой комнате.
– Bien faite et la beaute du diable, [Хорошо сложена и красота молодости,] – говорил этот человек и увидав Ростова перестал говорить и нахмурился.
– Что вам угодно? Просьба?…
– Qu’est ce que c’est? [Что это?] – спросил кто то из другой комнаты.
– Encore un petitionnaire, [Еще один проситель,] – отвечал человек в помочах.
– Скажите ему, что после. Сейчас выйдет, надо ехать.
– После, после, завтра. Поздно…
Ростов повернулся и хотел выйти, но человек в помочах остановил его.
– От кого? Вы кто?
– От майора Денисова, – отвечал Ростов.
– Вы кто? офицер?
– Поручик, граф Ростов.
– Какая смелость! По команде подайте. А сами идите, идите… – И он стал надевать подаваемый камердинером мундир.
Ростов вышел опять в сени и заметил, что на крыльце было уже много офицеров и генералов в полной парадной форме, мимо которых ему надо было пройти.
Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей то знакомый голос окликнул его и чья то рука остановила его.
– Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос.
Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов.
Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой.

wiki-org.ru

Баян (крейсер, 1908) — WiKi

После поражения в Русско-Японской войне Российский императорский флот оказался без действующей и распланированной судостроительной программы. При этом флот остро нуждался в пополнении поредевшего корабельного состава.

10 ноября 1904 года управляющий Морским министерством принял решение о постройке в Санкт-Петербурге крейсеров «улучшенного типа „Баян“» по чертежам головного крейсера серии — «Адмирал Макаров». Его постройка осуществлялась французской фирмой «Forges et Chantiers», которая передавала техническую документацию для постройки в России двух других кораблей — «Баян» и «Паллада». Начало постройки крейсеров финансировалось кредитами, полученными Морским министерством для восполнения убыли корабельного состава Первой Тихоокеанской Эскадры после начала войны и первых потерь флота.

«Баян» зачислен в списки судов Балтийского флота 15 апреля 1905 года, 15 августа 1905 года заложен на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 2 августа 1907 года и вступил в строй 1 июля 1911 года.

Крейсер незначительно[источник не указан 3268 дней] отличался от первого «Баяна»; наиболее существенными отличиями были: переделка бронирования, возможность уборки боевых прожекторов в дневное время под защиту брони, расширение сети переговорных труб, установка специальных сальников для всех кабелей и проводов, проходящих через водонепроницаемые переборки, замена деревянных шкафов в хозяйственных помещениях на металлические и так далее.

Этот раздел не завершён.Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

«Баян» участвовал в составе 1-й бригады крейсеров Балтийского флота в Первой мировой войне.

С мая 1918 года на консервации в порту Петрограда. Восемь демонтированных 152-мм орудий с крейсера были установлены на плавбатареях Онежской военной флотилии, принимавших участие в Гражданской войне.

Продан 1 июля 1922 года русско-германскому акционерному обществу «Деруметалл», осенью 1922 года отбуксирован в Германию и был разобран в Штеттине. Исключен из списков кораблей РККФ 25 ноября 1925 года.

ru-wiki.org

Баян (крейсер, 1908) — Википедия. Что такое Баян (крейсер, 1908)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Баян»
Служба
Россия Россия
Назван в честь Боян
Класс и тип судна Броненосный крейсер
Порт приписки Кронштадт
Изготовитель Адмиралтейский завод
Спущен на воду 2 августа 1907 года
Введён в эксплуатацию 1911 год
Выведен из состава флота 1922 год
Статус Разобран
Основные характеристики
Водоизмещение 7 900 т
8240 т (полное)
Длина 137,2 м
Ширина 17,5 м
Осадка 6,5 м
Бронирование Броневой пояс (носовая оконечность/средняя часть/кормовая оконечность) — 60/175/100 мм, каземат (152-мм) — 80 мм,
защита (75-мм орудий) — 60 мм,
броневой траверз — 100 мм,
башни главного калибра (стенки/крыша) — 132/30 мм, носовая боевая рубка — 136 мм, броневая палуба — 30 мм
Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 26 водотрубных котлов «Бельвиль» в 4-х котельных отделениях
Мощность 16 500—18 600 (форсированная) л. с.
Движитель 2
Скорость хода 21,8 узла (на приемных испытаниях), экономическая — 14 узлов (при 10—12 задействованных котлах)
Дальность плавания 750/2100 морских миль (21/14 узловым ходом)
Экипаж 20 офицеров, 17 кондукторов, 540 матросов
Вооружение
Артиллерия 1908—1916
2 × 1 — 203-мм/45 орудия,
8 × 1 — 152-мм/45 орудий,
22 × 1 — 75-мм/50 орудия,
8 × 1 — 7,62-мм пулемётов
с 1916
3 × 1 — 203-мм/45 орудия,
12 × 1 — 152-мм/45 орудий,
2 × 1 — 75-мм/50 орудия,
2 × 1 — 47-мм орудия,
2 × 1 — 7,62-мм пулемёта.
Минно-торпедное вооружение 2 однотрубных 457-мм подводных торпедных аппарата (боекомплект — 6 торпед)
 Изображения на Викискладе

«Бая́н» — броненосный крейсер Российского императорского флота одноимённого типа, принимавший участие в Первой мировой войне. Назван в память о потопленном в Порт-Артуре крейсере.

Проектирование и постройка

После поражения в Русско-Японской войне Российский императорский флот оказался без действующей и распланированной судостроительной программы. При этом флот остро нуждался в пополнении поредевшего корабельного состава.

10 ноября 1904 года управляющий Морским министерством принял решение о постройке в Санкт-Петербурге крейсеров «улучшенного типа „Баян“» по чертежам головного крейсера серии — «Адмирал Макаров». Его постройка осуществлялась французской фирмой «Forges et Chantiers», которая передавала техническую документацию для постройки в России двух других кораблей — «Баян» и «Паллада». Начало постройки крейсеров финансировалось кредитами, полученными Морским министерством для восполнения убыли корабельного состава Первой Тихоокеанской Эскадры после начала войны и первых потерь флота.

«Баян» зачислен в списки судов Балтийского флота 15 апреля 1905 года, 15 августа 1905 года заложен на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 2 августа 1907 года и вступил в строй 1 июля 1911 года.

Крейсер незначительно[источник не указан 2972 дня] отличался от первого «Баяна»; наиболее существенными отличиями были: переделка бронирования, возможность уборки боевых прожекторов в дневное время под защиту брони, расширение сети переговорных труб, установка специальных сальников для всех кабелей и проводов, проходящих через водонепроницаемые переборки, замена деревянных шкафов в хозяйственных помещениях на металлические и так далее.

История службы

«Баян» участвовал в составе 1-й бригады крейсеров Балтийского флота в Первой мировой войне.

С мая 1918 года на консервации в порту Петрограда. Восемь демонтированных 152-мм орудий с крейсера были установлены на плавбатареях Онежской военной флотилии, принимавших участие в Гражданской войне.

Продан 1 июля 1922 года русско-германскому акционерному обществу «Деруметалл», осенью 1922 года отбуксирован в Германию и был разобран в Штеттине. Исключен из списков кораблей РККФ 25 ноября 1925 года.

Командиры

  • 02.10.1906-1907.16.07. Данилевский. Александр Александрович
  • 16.07.1907-1909.05.10. Иванов. Федор Николаевич
  • 05.10.1909-1910.22.11. Шторре. Иван Александрович
  • 11.11.1910-1913.23.12. Бутаков. Александр Григорьевич
  • 23.12.1913-1916.15.07. Вейс.Александр Константинович
  • 15.07.1916-1917.06.11. Тимирев.Сергей Константинович
  • 06.11.1917-1918.хх.04. Старк. Александр Оскарович

Примечания

Литература

Ссылки

wiki.sc

Баян (крейсер, 1900) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 февраля 2018; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 февраля 2018; проверки требуют 10 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
«Баян»

Крейсер «Баян»
Служба
Россия Россия
Класс и тип судна Броненосный крейсер
Порт приписки Порт-Артур
Изготовитель Forges et chantiers de la Méditerranée
Спущен на воду 20 мая 1900 года
Введён в эксплуатацию 1903 год
Статус Потоплен 26 ноября 1904 года в Порт-Артуре
Служба
Япония Япония
Название «Асо» (яп. 阿蘇)
Класс и тип судна Броненосные крейсера типа «Баян» и броненосный крейсер
Изготовитель Société Nouvelle des Forges et Chantiers de la Méditerranée[1]
Введён в эксплуатацию 22 августа 1905 года
Выведен из состава флота 1930 год
Статус Потоплен в качестве мишени
8 августа 1932 года
Основные характеристики
Водоизмещение 7326 т
Длина 137,0 м
Ширина 17,5 м
Осадка 6,5 м
Бронирование Гарвеевская броня
броневой пояс — 60…203 мм,
броневая палуба — 51 мм,
боевая рубка — 160 мм,
казематы — 60 мм,
башни — 152 мм
Двигатели 1903—1904 — 2 вертикальные машины тройного расширения, 26 котлов Бельвиля
1908—1913 — котлы Миябара[источник не указан 574 дня]
Мощность 16 500 л. с.
Движитель 2 винта
Скорость хода 20,9 узла
Дальность плавания 3400 морских миль ходом 10 узлов
Экипаж 23 офицера, 550 матросов
Вооружение
Артиллерия 1903—1904
2 × 203-мм/45,
8 × 152/45,
20 × 75/50 мм,
8 × 47 мм,
2 × 37 мм,
4 пулемёта,
2 десантные пушки Барановского
1908—1913
2 × 203-мм,
8 × 152-мм,
16 × 76-мм
(все орудия фирмы «Виккерс»)
 Изображения на Викискладе

«Баян» — броненосный крейсер российского императорского флота. Первый из четырёх крейсеров типа «Баян». Включён в списки флота 11 января 1899 года, унаследовав имя от списанно

encyclopaedia.bid

Баян (крейсер, 1900) — википедия орг

Ввиду того, что русскому флоту на Дальнем Востоке предстояли операции вблизи побережья, где велика вероятность встречи с крупными силами противника, появилась идея создания крейсера с усиленным бронированием и повышенной живучестью за счёт уменьшения автономности и дальности плавания.

7 мая 1897 года состоялось совещание, посвящённое утверждению проектного задания на новый крейсер, под председательством Управляющего Морским министерством вице-адмирала П. П. Тыртова, в котором приняли участие адмирал К. П. Пилкин, вице-адмирал С. П. Тыртов 2-й, вице-адмирал Н. И. Казнаков, вице-адмирал С. О. Макаров, вице-адмирал Ф. К. Авелан, контр-адмирал Н. И. Скрыдлов, контр-адмирал Н. Н. Ломен, генерал-майор А. С. Кротков (и. о. Главного инспектора морской артиллерии), инспектор механической части Н. Г. Нозиков, инспектор кораблестроения Н. Е. Кутейников. Результатом совещания стало итоговое постановление, в 12 пунктах которого излагалось проектное задание. Это задание, в частности, предусматривало:

  • Предельное водоизмещение — 6700 т
  • Корпус «нормального устройства», обшитый в подводной части деревом и медью
  • Скорость 21 узел
  • Дальность плавания до 7000-8000 миль со скоростью 10 узлов
  • Два гребных винта
  • Водотрубные котлы Бельвиля
  • Карапасная броневая палуба и бортовая броня до верхней палубы
  • Артиллерийское вооружение: 2х8″, 8-10×6″ и 20×3″ пушек
  • Возможность погонного и ретирадного огня из трёх орудий
  • Броневая защита 8″ и 6″ орудий щитами круппированной стали, броневая защита части 3″ орудий
  • Три подводных минных аппарата — один носовой и два кормовых
  • Один или два боевых марса
  • Таранный форштевень

11 июня 1897 года письмо ГМШ внесло в это задание некоторые поправки:

  • При необходимости фирма-проектант может увеличить водоизмещение до 7000 т с разрешения управляющего Морским министерством.
  • Поместить 8″ орудия в закрытых башнях.
  • Число погонных орудий довести до пяти.

Строительство корабля было доверено французской верфи Ла Сейн. 2 ноября 1898 года наблюдающим за постройкой броненосца «Цесаревич» и крейсера «Баян» был назначен капитан 1-го ранга И. К. Григорович. Механизмы и собранные конструкции принимали инженер-механик К. П. Боклевский и инженер-механик Д. А. Голов.

В ходе строительства МТК отказался от установки втягивающегося якоря Марреля и сохранил устаревший якорь Мартина со штоком. Было также отвергнуто предложение Григоровича о внесении в проект крейсера кормового мостика и прачечной.

Первый лист горизонтального киля крейсера был установлен на стапель-блоки 24 ноября (6 декабря) 1898 года. Получив заказы на крайне выгодных условиях, французские корабелы утратили энтузиазм и любезность. С уходом прежнего главного конструктора и директора верфи в Ла Сейн А. Логаня участились случаи невнимательного отношения к русским заказам, строительство затягивалось, предпочтение отдавалось французским крейсерам. Принимающие были вынуждены часто браковать недоброкачественно или не по чертежам изготовленные детали. Заказы на механизмы и материалы были разбросаны по мелким заводам от Пиренеев до бельгийской границы. Российский военно-морской агент в Великобритании капитан 1-го ранга И. П. Успенский забраковал якорь-цепи для «Баяна», изготовленные мелкой фирмой «Генри Вуд и Ко» по заказу французских корабелов. В Марселе русские приёмщики забраковали вал упорного подшипника левой машины, крышку цилиндров высокого давления и два золотниковых поршня.

Официальную закладку «Баяна» и «Цесаревича» провели в один день — 26 июня (8 июля) 1899 года. По предписанию из Петербурга церемония была проведена без особых торжеств: офицеры были в штатском, русский флаг не поднимали.

В конце 1899 года Григоровича и Боклевского сменили командир крейсера А. Р. Родионов и корабельный инженер И. А. Гаврилов.

К 26 мая 1900 завершили испытания подводной части обшивки на водонепроницаемость. 30 мая крейсер был спущен на воду — с опозданием на пять месяцев. Из-за ожидания новых деталей взамен бракованных застопорилась сборка левой машины. Завод Сен-Шамон затягивал с заменой бракованных броневых плит.

В процессе строительства по предложению А. Р. Родионова с фок-мачты убрали боевой марс с двумя 47-мм пушками, изменили рангоут и расположение прожекторов, установили сирену, электрический привод золотника рулевой машины заменили гидравлическим.

В 1902 году командиром крейсера был назначен капитан 1-го ранга Р. Н. Вирен. В том же году для измерения вибрации, выявленной при первом заводском испытании, на крейсер прибыл подполковник по Адмиралтейству А. Н. Крылов.

14 и 16 октября у Йерских островов были проведены ходовые испытания, однако вместо 24 часов они продолжались только 5, и скорость ни разу не удалось довести до 21 узла — максимальный показатель был 20,97 узлов. Осадка крейсера оказалась меньше контрактной и составила 21 фут 3 дюйма. Последующие испытания и устранение недоработок заняли весь 1902 год и начало 1903 года.

Переход на Дальний Восток

Весной 1903 года Баян совершил переход в Кронштадт, где 22 июля участвовал в генерал-адмиральском смотре, а 26 июля — в императорском смотре. В тот же день крейсер вместе с броненосцем «Ослябя» направился в Средиземное море на соединение с броненосцами «Цесаревич» и «Император Николай I». По замыслу ГМШ, этот отряд должен был выйти на Дальний Восток для укрепления эскадры Тихого океана. Однако 9 (22) августа «Ослябя» попал в аварию в Гибралтарском проливе, и «Баян» продолжил путь в одиночку. 25 сентября 1903 года броненосец «Цесаревич» и крейсер «Баян» покинули Средиземное море, направляясь на Дальний Восток. В Порт-Саид пришли 27-го, в Суэц — 30-го, в Джибути — 8 октября, в Коломбо — 21 октября, в Сабанг — 28 октября. 7 ноября вышли из Сингапура в Порт-Артур. В пути команда крейсера занималась учебно-боевой подготовкой. В 9 часов утра 19 ноября радиостанция «Цесаревича» вступила в переговоры со станцией стоящего на внешнем рейде Порт-Артура флагманского броненосца «Петропавловск». 30 ноября приказом начальника эскадры № 984 «Цесаревич» и «Баян» были зачислены в её состав. Корабли включились в программу рейдовых учений и готовились к окраске в боевой цвет.

В поход на Дальний Восток «Цесаревич» и «Баян» вышли без дальномеров Барра и Струда, а крейсер вдобавок страдал неудачной конструкцией задраек ставней орудийных портов, которые откидывались от ударов волн (что, учитывая низкое расположение бортовых батарей, фактически не позволяло использовать никакие орудия, кроме башенных 8″, при более-менее сильном волнении).

В Порт-Артуре

25 января (7 февраля) 1904 года, накануне нападения японцев, «Баян» в паре с «Боярином» отбыл свою очередь дежурства. Поставив корабль на якорь на внешнем рейде, где эскадра готовилась к практическому плаванию, капитан 1-го ранга Вирен подал рапорт на имя начальника эскадры, в котором просил разрешения установить противоминные сети, но ответа не получил. Поскольку крейсер стоял в дальнем юго-западном ряду строя эскадры, команда не догадывалась о нападении японских миноносцев. Нападавшие также не заметили крейсер, заслонённый вспомогательным крейсером «Ангара». Только с подходом катеров с подорванных кораблей на «Баяне» поняли, что произошло, и в 1 час 35 минут утра развели пары. Приказа на выход в море не поступило. В 4 часа 55 минут утра Вирен напомнил начальнику эскадры о готовности выйти в море, но приказа опять не последовало. В 8 часов 05 минут утра в виду российской эскадры появились два бронепалубных японских крейсера, но адмирал Старк не отправил на перехват крейсера, а начал выводить всю эскадру. «Баян» шёл во главе колонны крейсеров. Когда японские крейсера скрылись, эскадра вернулась на рейд.

27 января (9 февраля) японский флот опять приблизился к Порт-Артуру. Российская эскадра в кильватерной колонне вышла навстречу. После получасовой перестрелки японский флот вышел из боя. Крейсера «Баян» и «Новик» во время боя оказались[прояснить] между колоннами броненосцев [каких: русских или японских]. После первого выстрела японского флагмана «Микаса» «Баян» открыл ответный огонь с расстояния 29 кабельтовых. После начала отхода противника русские крейсера сблизились с концевыми кораблями японцев на 19 кабельтовых и открыли огонь из всех орудий, вплоть до 75-мм. По приказу Старка крейсера присоединились к своей эскадре.

В бою крейсер получил до десяти попаданий 6″ снарядов и до 350 мелких пробоин. Вышли из строя три 75-мм пушки, прожектор и три котла. Погибло 4 матроса, ранено 35 (двое смертельно). Из офицеров были ранены лейтенант А. А. Попов и командир 6″ орудия поручик В. К. Самарский. Строевой квартирмейстер Никифор Печерица, несмотря на серьёзные раны, не покинул свой пост у флага. Матрос 1-й статьи Павел Адмалкин после попадания снаряда в 6″ каземат один продолжал вести огонь, сделав 10 выстрелов. За этот бой Вирен получил золотое оружие «За храбрость».

В выходах из гавани навстречу японской эскадре «Баян» выполнял роль флагмана отряда крейсеров. Однако его боевые возможности уменьшала ограниченная дальнобойность 8″ орудий. В перестрелках с японскими крейсерами на предельной дальности снаряды крейсера не долетали до противника.

31 марта (13 апреля) 1904 года «Баян» вышел на помощь подбитому и потерявшему ход миноносцу «Страшный», окружённому японскими миноносцами. Подойдя к месту боя, крейсер столкнулся с отрядом из шести японских крейсеров (броненосные «Асама» и «Токива» и четыре бронепалубных). «Баян» открыл огонь, после чего под сосредоточенным ответным огнём противника спустил вельбот и ялик и начал спасать из воды команду погибшего миноносца (успели спасти пятерых матросов), после чего двинулся наперерез двум японским крейсерам, преследовавшим отряд русских миноносцев. Последний залп японских крейсеров лёг под самой кормой «Баяна», однако крейсер успел уйти от неминуемой гибели и даже подобрать шлюпки. Только сопроводив миноносцы к берегу, по приказу флагмана крейсер присоединился к эскадре. За этот бой капитан 1-го ранга Вирен был удостоен ордена св. Георгия IV степени, были также награждены некоторые офицеры и матросы.

В дальнейшем действия Порт-Артурской эскадры ограничились выходами легких судов. «Баян» оставался в гавани. 24 апреля (7 мая) о приказу и. о. начальника эскадры контр-адмирала Витгефта с крейсера были сняты для установки на батарею литер «В» четыре 75-мм пушки.

10 (23) июня «Баян» под брейд-вымпелом капитана 1-го ранга Рейценштейна участвовал в эскадренном выходе в море для генерального сражения с японской эскадрой. В 19 часов 10 минут по сигналу адмирала Витгефта «Баян» с крейсерами занял место впереди эскадры, возвращавшейся в порт, не приняв боя.

26 июня (9 июля) «Баян» под брейд-вымпелом Рейценштейна возглавил отряд, включавший броненосец «Полтава», крейсера и миноносцы, который обстрелял занятые японцами высоты в бухте Тахо. В перестрелке с отрядом японских крейсеров и миноносцев 8″ снаряды «Баяна» опять не долетали до противника.

В июле «Баян» продолжал поддерживать огнём сухопутные войска. 14 июля он возглавлял отряд в составе броненосца «Ретвизан» и «Полтава», крейсеров «Новик» и «Аскольд», 3 канонерских лодок и 7 миноносцев, вышедший в бухту Тахо для обстрела японских позиций. В ответ японцы выслали броненосные крейсера «Ниссин» и «Кассуга». Русский отряд, не приняв боя, начал отходить. На входе в гавань «Баян» правым бортом задел мину, получив пробоину длиной почти 10 метров у бокового киля, в результате чего были затоплены первая кочегарка, две угольные ямы и правый бортовой коридор. При небольшом крене на правый борт дифферент дошёл до 2,1 м. В 18 часов 40 минут крейсер успел встать на бочку, после чего сел на грунт. Под руководством лейтенанта В. И. Руднева были подведены два пластыря, пока другая аварийная партия под руководством трюмного механика Е. П. Кошелева закрепляла переборки.

Командование эскадры перед вводом крейсера в док решило полностью его разоружить, «чтобы не надломился». Все 6″ и 75-мм пушки были сняты и переданы на сухопутный фронт и на другие корабли эскадры. Две 6″ пушки затонули вместе с баржей при обстреле японской осадной артиллерией. Ко 2 (15) сентября на «Баяне» уже не было ни одного 6″, 8х75-мм, 8х47-мм и 2х37-мм орудий, и рассчитывать на их возвращение не приходилось.

Командир корабля сам способствовал его разоружению. 15 (28) июля на совещании командиров и флагманов Р. Н. Вирен высказал предложение: «Флоту оставаться в Артуре, составляя с ним нераздельное целое, но разделить суда на те, которые будут выходить на рейд, и другие, которые останутся в гавани, окончат кампанию, и вся команда их пойдёт на берег и примет участие в обороне Артура». После гибели Витгефта в бою в Жёлтом море именно Вирен был назначен начальником Порт-Артурского отряда кораблей и продолжил разоружение эскадры. Командование «Баяном» было поручено капитану 2-го ранга Ф. Н. Иванову — бывшему командиру минного заградителя «Амур».

В начале августа на команду «Баяна» возложили обязанность обслуживать 4×6″, 3×120-мм, 12×75-мм, 9×47-мм, 12×37-мм пушек и 5 прожекторов на сухопутном фронте и 9 фугасов форта № III, для чего с корабля на берег было списано 223 человека (батареями на сухопутном фронте командовали мичманы Юрий Лонткевич, Александр Бошняк, Анатолий Романов). Ещё более 200 человек было послано 7 августа в резерв сухопутных войск крепости под командованием лейтенанта В. И. Руднева 3-го и мичмана П. М. Соймонова 2-го (в героической обороне г. Высокой участвовали лейтенант В. И. Руднев, инженер-механик М. И. Глинка, младший врач А. П. Стеблов, священник о. Анатолий Куньев). Старший минный офицер крейсера лейтенант Н. Л. Подгурский предложил использовать для стрельбы по японским окопам метательные минные аппараты, а 4 сентября скатил шаровую мину заграждения в японский окоп. 9 сентября лейтенант Подгурский взорвал блиндаж, занятый японцами на Высокой горе, что отсрочило падение важного опорного пункта более чем на два месяца.

В конце сентября на «Баян» начали устанавливать 6″ орудия с крейсера «Паллада», готовя его к выходу в море. Японцы обстреливали гавань из орудий среднего калибра, а потом и из 11″ мортир. «Баян» получил 10 попаданий снарядами среднего калибра и 6 — 11″ снарядами. 3 (16) октября крейсер, уже получивший повреждения в ходовой части, вышел на внешний рейд, уходя от обстрела. Покончив с броненосцами, стоявшими на внутреннем рейде, 25 ноября (8 декабря) японцы вновь перенесли огонь на «Баян». С 9 до 17 часов по крейсеру было выпущено до 320 11″ и 6″ снарядов. Четыре из десяти попавших в крейсер снарядов были 11″ калибра. Не имея подводных пробоин, корабль всё более оседал в воду, поскольку отсеки заполнялись водой в результате борьбы с пожарами. О восстановлении корабля уже не могло быть и речи. К полудню 26 ноября (9 декабря) крейсер, наполнившись водой, с 15-градусным креном на левый борт всем корпусом лёг на грунт Восточного бассейна.

Часть команды «Баяна» образовала десантную роту во главе мичманом Ю. Л. Лонткевичем и инженер-механиком Е. П. Кошелевым. Капитан 2-го ранга Иванов получил должность при штабе. В ночь на 20 декабря 1904 (2 января 1905) года «Баян» был взорван.

В составе японского флота

После захвата Порт-Артура японцы начали поднимать затопленные корабли. 7 августа из гавани в Японию вышел поднятый со дна крейсер «Баян». Сначала бывшие русские корабли предполагалось продать Китаю, но сделка не состоялась, и 22 августа 1905 года крейсер был включен в состав японского флота под именем «Асо». В 1906—1908 годах он прошел восстановительный ремонт в Майдзуру, получив новые котлы Миябара[источник не указан 1352 дня] и орудия Виккерса.

В 1913 году башенные 8″ установки крейсера были сняты и заменены на палубные 6″ орудия с длиной ствола в 50 калибров. В отличие от крейсера «Варяг» и броненосцев «Полтава» и «Пересвет» «Баян» не был продан России в 1916 году. В 1921—1922 годах его переоборудовали в минный заградитель (420 мин), а в 1930 году исключили из списков флота и превратили в блокшив.

8 августа 1932 года корпус крейсера был расстрелян в качестве мишени тяжёлым крейсером «Мёко».

www.www-wikipediya.ru

Баян (крейсер, 1908) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Баян»
Служба
Россия Россия
Назван в честь Боян
Класс и тип судна Броненосный крейсер
Порт приписки Кронштадт
Изготовитель Адмиралтейский завод
Спущен на воду 2 августа 1907 года
Введён в эксплуатацию 1911 год
Выведен из состава флота 1922 год
Статус Разобран
Основные характеристики
Водоизмещение 7 900 т
8240 т (полное)
Длина 137,2 м
Ширина 17,5 м
Осадка 6,5 м
Бронирование Броневой пояс (носовая оконечность/средняя часть/кормовая оконечность) — 60/175/100 мм, каземат (152-мм) — 80 мм,
защита (75-мм орудий) — 60 мм,
броневой траверз — 100 мм,
башни главного калибра (стенки/крыша) — 132/30 мм, носовая боевая рубка — 136 мм, броневая палуба — 30 мм
Двигатели 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 26 водотрубных котлов «Бельвиль» в 4-х котельных отделениях
Мощность 16 500—18 600 (форсированная) л. с.
Движитель 2
Скорость хода 21,8 узла (на приемных испытаниях), экономическая — 14 узлов (при 10—12 задействованных котлах)
Дальность плавания 750/2100 морских миль (21/14 узловым ходом)
Экипаж 20 офицеров, 17 кондукторов, 540 матросов
Вооружение
Артиллерия 1908—1916
2 × 1 — 203-мм/45 орудия,
8 × 1 — 152-мм/45 орудий,
22 × 1 — 75-мм/50 орудия,
8 × 1 — 7,62-мм пулемётов
с 1916
3 × 1 — 203-мм/45 орудия,
12 × 1 — 152-мм/45 орудий,
2 × 1 — 75-мм/50 орудия,
2 × 1 — 47-мм орудия,
2 × 1 — 7,62-мм пулемёта.
Минно-торпедное вооружение 2 однотрубных 457-мм подводных торпедных аппарата (боекомплект — 6 торпед)
 Изображения на Викискладе

«Бая́н» — броненосный крейсер Российского императорского флота одноимённого типа, принимавший участие в Первой мировой войне. Назван в память о потопленном в Порт-Артуре крейсере.

Проектирование и постройка

После поражения в Русско-Японской войне Российский императорский флот оказался без действующей и распланированной судостроительной программы. При этом флот остро нуждался в пополнении поредевшего корабельного состава.

10 ноября 1904 года управляющий Морским министерством принял решение о постройке в Санкт-Петербурге крейсеров «улучшенного типа „Баян“» по чертежам головного крейсера серии — «Адмирал Макаров». Его постройка осуществлялась французской фирмой «Forges et Chantiers», которая передавала техническую документацию для постройки в России двух других кораблей — «Баян» и «Паллада». Начало постройки крейсеров финансировалось кредитами, полученными Морским министерством для восполнения убыли корабельного состава Первой Тихоокеанской Эскадры после начала войны и первых потерь флота.

«Баян» зачислен в списки судов Балтийского флота 15 апреля 1905 года, 15 августа 1905 года заложен на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 2 августа 1907 года и вступил в строй 1 июля 1911 года.

Крейсер незначительно[источник не указан 2994 дня] отличался от первого «Баяна»; наиболее существенными отличиями были: переделка бронирования, возможность уборки боевых прожекторов в дневное время под защиту брони, расширение сети переговорных труб, установка специальных сальников для всех кабелей и проводов, проходящих через водонепроницаемые переборки, замена деревянных шкафов в хозяйственных помещениях на металлические и так далее.

Видео по теме

История службы

«Баян» участвовал в составе 1-й бригады крейсеров Балтийского флота в Первой мировой войне.

С мая 1918 года на консервации в порту Петрограда. Восемь демонтированных 152-мм орудий с крейсера были установлены на плавбатареях Онежской военной флотилии, принимавших участие в Гражданской войне.

Продан 1 июля 1922 года русско-германскому акционерному обществу «Деруметалл», осенью 1922 года отбуксирован в Германию и был разобран в Штеттине. Исключен из списков кораблей РККФ 25 ноября 1925 года.

Командиры

  • 02.10.1906-1907.16.07. Данилевский. Александр Александрович
  • 16.07.1907-1909.05.10. Иванов. Федор Николаевич
  • 05.10.1909-1910.22.11. Шторре. Иван Александрович
  • 11.11.1910-1913.23.12. Бутаков. Александр Григорьевич
  • 23.12.1913-1916.15.07. Вейс.Александр Константинович
  • 15.07.1916-1917.06.11. Тимирев.Сергей Константинович
  • 06.11.1917-1918.хх.04. Старк. Александр Оскарович

Примечания

Литература

Ссылки

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *