Техника ВС РФ (часть 6) МОБД — DRIVE2
Всем доброго времени суток, дорогие друзья!
Вот наступили очередные выходные, в связи с чем я решил написать очередную запись про следующую единицу военной техники.
Так как в прошлый раз блог вышел маленьким и мало интересным, то в этот раз надо порадовать читателей и подписчиков чем-то очень интересным =) Поэтому речь пойдет о:
«МОБД».
МОБД. Машина обеспечения боевого дежурства.
МОБД предназначен для обеспечения потребителей электроэнергией на полевой позиции и в аварийной ситуации на БСП, кроме того является машиной обеспечения (подготовка и прием пищи, отдых личного состава свободного от БД) организации и несения караульной службы.
База – шасси МАЗ-543. Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков. Первый отсек – дизельный (размещены 2х50КВ дизеля переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью для обеспечения бесперебойного стабилизированного энергоснабжения систем ЦП). Второй отсек – основной. Между первым и вторым отсеками расположены топливные баки с запасом топлива 4 тонны для непрерывной работы дизель-агрегатов в течение 7 суток.
В кабине самой машины имеется 2 места: одно — для механика-водителя, второе — для старшего машины.
Но самое интересное этой единицы техники скрывается внутри «кунга», то есть фургона, установленного на платформе машины за кабиной.
Внутри «кунга» есть несколько отсеков (кабинок). Они соединены между собой коридором, как в вагоне поезда:
Основной отсек внутри кузова разделён перегородками на семь отсеков различного целевого назначения. В боковых стенах второго отсека кузова имеется две наружные двери и семь окон. Отсек оборудован кондиционер, отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65 и фильтровентиляционной установкой ФВУА-100В-24.
Так как это «Машина Обеспечения Боевого Дежурства», то там, естественно, есть пункт управления, из которого ведется связь с другими «МОБДами», находящимися на расстоянии:
Так же имеется место для приготовления пищи — кухня.
Одновременно может принимать пищу 4 человека. Купе-столовая оборудована одним складным спальным местом для повара. В кухонном отсеке имеется плита для приготовления пищи, ячейки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья.
Спросите, может там еще и обеденная комната есть? Отвечу: «ЕСТЬ!»
Ну а после приема пищи что нужно сделать? Поспать =) Для этого имеется:
А для обеспечения всего этого оборудования + оборудования, что устанавливается на полевой позиции вокруг МОБДа, работает вот этот двигатель:
Данная единица военной техники на данный момент эксплуатируется в Вооруженных Силах.
МОБД на учениях
В те моменты, когда МОБД ненужен, то есть в мирное и неучебное время, техника стоит в специальных боксах. Но как и у любой техники, у МОБДов есть свой срок эксплуатации, и их необходимо сдавать на списание, где они еще несколько лет могут стоять под открытым небом и покрываться ржавчиной…
Вот такая техника есть в ВС РФ.
Ждите продолжения моих рассказов об интересных единицах военной техники.
www.drive2.ru
МОБД и все-все-все… | КБ13
МОБД (машина обеспечения боевого дежурства) — 23-тонный военный тягач МАЗ-543, входящий в состав подвижных частей РВСН.
С этой машиной связана вторая серьезная разработка НТЦ «Риф» и КБ 13.
Цитата с сайта RusArmy.com:
МОБД предназначен для обеспечения потребителей электроэнергией на полевой позиции и в аварийной ситуации на БСП, кроме того является машиной обеспечения (подготовка и прием пищи, отдых личного состава свободного от БД) организации и несения караульной службы ( в составе Рдн начальник караула и оконечное звено всей системы охраны размещены в МОБД-5, агрегате МС. В рассредоточенном порядке в МОБД — 1,2,3 организовано дежурство старших операторов АПУ и НК, МОБД-4 охраняет ПКП). База – шасси МАЗ-543. Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков. Первый отсек – дизельный (размещены 4 30КВ дизеля и блок управления дизелями в ручном режиме). Второй отсек – основной. Между первым и вторым отсеками расположены топливные баки с запасом топлива 4 тонны для АДА-30. Второй отсек включает: кухня (плита для приготовления пищи, отсеки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья), купе-столовая (для приема пищи личным составом, одновременно может принимать пищу 4 человека), два 4 –х местных купе для отдыха личного состава, двухместное купе для отдыха НК, боевой отсек (оконечная аппаратура системы охраны, пульт оператора АПУ (для 1,2,3 МОБД), башенно-пулеметная установка для пулеметчика охраны (пулемет НСВТ, прожектор, ИК прожектор, прибор ночного видения), сейф и пирамида для оружия). По всему левому борту от боевого отсека и до купе-столовой идет служебный коридор (по принципу коридора поезда), в нем расположен умывальник, отсеки для сушки верхней одежды и обуви.
На самом деле, информация немножко устарела — шасси возит два турбированных дизеля, по 50 КВт каждый, и отсек-бытовку. В бытовке спит караул, дизеля обеспечивают электропитание для всего, чему нужно электричество 🙂
В дизельном отсеке ездит и система управления всем электро-механическим хозяйством — самими дизелями, их обслуживающими системами, и, собственно, источниками питания (фидерами).
Система эта называется КСУ 15Р183М и состоит из двух частей — непосредственно блока управления (пульт местного управления — ПМУ) и выведенного в кабину водителя пульта дистанционного управления (ПДУ).
Наша КСУ контролирует и защищает как двигатели (от работы в аварийных режимах или «от дурака»), так и людей (от получения электрического удара, к примеру).
Также мы обеспечиваем контроль двух систем подогрева дизелей (по одной на каждый движок — военное вебасто…) и непрерывно, действительно непрерывно, обеспечиваем питание 27 вольт для высокоточных систем мощностью 5 КВт. Все это происходит в соответствии с ГОСТами.
В ящике ПМУ упакованы практически все наши достижения на момент разработки управляющей программы (2008, то бишь, год) — многопоточность, жесткое соблюдение временных интервалов, разделение графики и алгоритмов, клиент-серверный принцип построения программы.
ПМУ представляет собой ядро системы — сюда приходит информация от многочисленных наставленных вокруг дизелей датчиков, здесь алгоритмы определяют, что включить, что выключить, по какой схеме обеспечить питание потребителей и как обеспечить собственные нужды — диагностические и обслуживающие функции и алгоритмы наш ящик так же обеспечивает. Отсюда же идет информация, предназначенная для вывода на ПДУ.
ПДУ — это упакованная в красивый металлический каркас плата на основе контроллера ATMega32, на которой установлены диоды, сегментные индикаторы и пара кнопок. По-хорошему, во время похода все управление электроснабжением происходит отсюда, потому что находиться в отсеке с работающими дизелями, где установлен ПМУ, просто невозможно — дикая жара и шум.
Несколько мобдо-фотографий из архива КБ 13. Дело происходит на Московском Прожекторном Заводе, который и является для нашей корпорации заказчиком КСУ.
Внутри дизельного отсека, ящик ПМУ
Дизельный отсек, который потом поставят на шасси. МПЗ, отладка идет полным ходом…
Турбина космического корабля. Включать, как гласит табличка, не стоит…
Внутри дизельного отсека МОБД
Проход между дизелями. Упитанному программисту пролезть невозможно…
Похожий бред:
dd13.ru
54341, 543А, 543П, 543М, 7930, 7310, технические характеристики, лесовоз, цена
МАЗ-543 — мощная боевая машина, созданная Минским автомобильным заводом по заказу Министерства обороны СССР на основе 537-й модели. Первое опытное колесное шасси было выпущено в 1958 году. В 1962 году вышла серия, включающая 6 единиц, и сразу же была перевезена в Волгоград для установки орудий и систем вооружения.
Армейская техника, характеризующаяся высокими тактико-техническими и динамическими показателями, производится до сих пор под названием «Ураган» и считается лучшим проектом в военно-промышленной отрасли. Шасси 543-й модели и ее модификации являются носителями знаменитых ракетных установок «Скад» и используются для транспортировки спецоборудования и грузов по любым дорогам и бездорожью в экстремальных условиях.
Технические характеристики
Колесная 543-я модель представляет собой длиннорамное 4-осное шасси со всеми ведущими колесами. Колесная формула — 8х8.
Технические характеристики военного МАЗа-543:
- Грузоподъемность — 20 т.
- Максимальная масса прицепа — 25 т.
- Вес машины — 23 т.
- Снаряженный вес — 43,3 т.
- Габариты — 11657х2975х2950 мм.
- Колея — 2375 мм.
- Клиренс — 400 мм.
- Поворотный радиус — 13500 мм
- Скорость передвижения — 60 км/ч.
- Тормозной путь — 21 м.
- Гидромеханика:
- гидравлический трансформатор — 4-колесный, 1-ступенчатый;
- коробка передач (КП) — 3-ступенчатая планетарного типа с ручным управлением.
- Раздаточная коробка — механическая, 2-ступенчатая с межосевым дифференциалом.
- Колесная передача — планетарная.
- Передаточные числа КП:
- I — 3,2;
- II — 1,8;
- III — 1,0;
- задний ход — 1,6.
- Размеры шин — 1500х600-635 мм.
- Внутренние габариты платформы — 7222х2848х707 мм.
- Высота погрузки — 1850 мм.
Параметры двигателя:
- Марка — Д12А-525А
- Тип — 4-тактный быстроходный дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива.
- Мощность мотора — 525 л. с.
- Количество цилиндров — 12.
- Расположение цилиндров — V-образное под углом 60°.
- Скорость вращения коленвала — 2000 об/мин.
- Максимальный крутящий момент — 2206 Н*м.
Емкостные и заправочные данные:
- Объем бака для топлива — 260 л.
- Количество емкостей — 2 шт.
- Дополнительный топливный резервуар — 180 л.
- Объем цилиндра — 38,8 л.
- Система смазки двигателя — 90 л.
- Система охлаждения мотора с подогревателем — 84 л.
- Система охлаждения трансмиссии — 18,5 л.
- Бак рулевого управления — 32 л.
Первые МАЗ-543 Ураган расходовали топлива около 100 л на 100 км. Расход топлива современного грузового проходимца составляет 125 л на 100 км.
Модификации
Существует несколько модификаций 543-й модели:
- МАЗ-543А — шасси с повышенной до 22 т грузоподъемностью, сдвинутой вперед кабиной, увеличенной до 7 м рамой и перекомпоновкой отдела для силового агрегата. Основное назначение машины — перевозка ракетного оборудования «Темп» и установок залпового огня 9К58 «Смерч».
- МАЗ-543П — тягач грузоподъемностью 19,6 т, считается базовой моделью для пусковых комплексов 9П117 и 9П120. Машина также используется в качестве аэродромного пожарного автомобиля АА-60(543)-160.
- МАЗ-543М — шасси грузоподъемностью 22,2 т с левым расположением кабины, дополнительно установленным моторным отделением, увеличенным пространством позади кабины. Машина перевозит боевые комплексы «Смерч», «Берег», «Рубеж», зенитные установки С-300.
- МАЗ-7930 — грузовик с цельнометаллическим кузовом, переименован в МЗКТ-7390, применяется для транспортировки систем вооружения.
- МАЗ-7310 — бортовой модуль, переделанный в 73101, эксплуатируется с 2-осными тягачами МАЗ-5433 и 8385 в составе автопоезда.
Инструкция по эксплуатации
Учитывая оригинальность конструкции и особенности эксплуатации шасси, производитель рекомендует для обеспечения надежной и безопасной работы тщательно изучить инструкцию по эксплуатации и безукоризненно выполнять все ее требования. К управлению транспортного средства допускаются водители, изучившие и сдавшие экзамены по знанию технической базы, мер безопасности и вождению данного вида техники.
Экипаж состоит из 2 человек. После получения новой машины ее необходимо обкатать. После первой 1 тыс. км пробега выполняют крепежные работы, соответствующие техническому обслуживанию (ТО-1), а также проверяют крепления центральных редукторов к раме. Через каждые 2 тыс. км пробега проводят первые 2 смены масла в баке.
Перед запуском мотора прокачивают смазочную систему электромаслозакачивающим насосом на давлении не менее 2,5 кгс/см². Насос в работающем состоянии запрещается держать более 1 минуты, также нельзя удерживать стартер во включенном положении более 5 секунд. Повторное его включение разрешается через 25-30 секунд.
Если температура воздуха ниже 5°С, коленчатый вал не проворачивают, двигатель не запускают без предварительного подогрева. После включения подогревателя через 1-2 минуты на ощупь проверяют равномерность нагрева котла. По завершении работы агрегата повторный пуск возможен через 30 минут. После мойки при температуре окружающей среды ниже 5°С его запускают на 3-5 минут для удаления воды из нагнетателя.
После продолжительной стоянки транспорта при -15°С, когда смазочная жидкость густеет, отключают гидромеханическую трансмиссию с повышающей передачей.
При движении переключение передач в планетарной КП осуществляют последовательно с высшей на низшую. При езде по хорошей дороге на второй и третьей передачах блокируют гидротрансформатор. Задний ход включают после полной остановки техники. При движении по дорогам с твердым покрытием или по сухим грунтовым дорогам в раздаточной коробке включается прямая передача, при перемещении в сложных условиях — понижающая.
Вынужденная остановка машины на подъемах или спусках с уклоном более 7° требует использования не только ручного тормоза, но и механического привода правого главного тормозного цилиндра, при чем стоянка на приводе не должна превышать 4 часа, иначе устанавливают горные упоры: на подъеме — под оба колеса заднего моста, на спуске — переднего моста.
Цена
Все модели военных МАЗов не предназначены для гражданских перевозок и хозяйственных нужд. Они изготавливаются мелкими сериями только по госзаказам для нужд армии. На вторичном рынке машины не продаются, в аренду не сдаются. Поэтому цену и стоимость аренды невозможно узнать.
specmahina.ru
Машина обеспечения боевого дежурства РВСН (МОБД) на “Нашествии-2013″ — Тверь | Фотограф
В этом фоторепортаже мы посмотрим как выглядит из нутри очень интересная техника — машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Этот автомобиль я встретил на рок-фестивале «Нашествие 2013» в Тематической зоне Министерства обороны Российской Федерации. Так как мне всегда нравилась подобная техника и сооружения «судного дня» я очень попросил военных, показать как выглядит этот автомобиль изнутри. И так, специальный автомобиль войск РВСН — МОБД (агрегат 15В231) предназначен для обеспечения:— электроэнергией потребителей на полевой позиции и при аварийной ситуации на боевой стартовой позиции;
— подготовки и приема пищи личным составом;
— отдыха и быта личного состава, свободного от боевого дежурства, в полевых условиях;
— организации и несения караульной службы в полевых условиях;
— проведения пуска ядерных ракет из МОБД при действии в полевых условиях.
Размеры и оборудование агрегата рассчитаны на обеспечить жизнедеятельность 10-и человек с личными вещами и оружием.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Конструкция агрегата и установленное на нём оборудование обеспечивает его эксплуатацию в любое время года и суток, при любых метрологических условиях (дождь, снег, град, туман) в интервале температуры окружающего воздуха от -50°С до +50°С, при скорости наземного ветра до 25 м/с и относительной влажности окружающего воздуха до 98% (при температуре +25 °С). В агрегате предусмотрены системы электроснабжения, управления, связи, микроклимата, отопления, вентиляции, водоснабжения, оповещения, кухонно-складского и бытового оборудования.
Агрегат 15В148 (модификация) смонтирован на колесном шасси МАЗ-543М повышенной проходимости.
В состав агрегата входят:
• колесное шасси высокой проходимости;
• кузов, установленный на шасси;
• оборудование, смонтированное на шасси и в кузове.
Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков.
Кузов имеет индекс 7903. Кузова отсеков агрегата 15В148 представляют собой цельнометаллическую сварную конструкцию, состоящую из каркаса с основанием, наружной и внутренней обшивок, пола, съёмных щитов, дверей и люков. Наружная обшивка кузова выполнена из стальных листов толщиной 1мм, внутренняя обшивка выполнена панелями, склеенными из листовой бакелизированной фанеры толщиной 5мм и декоративного пластика. Тепло-звукоизоляция кузова выполнена из тепло-звукоизолируещего материала ММ-1 5011, которым заполняют ячейки каркаса между наружной и внутренней обшивками. Настил пола имеет два слоя: нижний слой выполнен из пенопласта марки НСВС, верхний слой из бакелизированной фанеры. Все окна с двойным остеклением, резиновыми уплотнениями и запорами. На окнах установлены светомаскировочные шторы и защитные сетки от насекомых.
Первый отсек – дизельный.
В дизельном отсеке размещены ДВА дизель-электрических агрегата АД-30 мощностью 30 КВ и блок управления АД в ручном режиме. Для устранения передачи вибрации от дизельного отсека к основному отсеку, дизельный отсек смонтирован на демпфирующих устройствах, которые фиксируются при совершении агрегатом марша. В боковых стенах первого отсека кузова имеются две одностворчатые двери и люки для забора и выброса воздуха с радиаторов агрегатов. Для снижения шумности выхлопа АД на агрегате 15В148 установлена выхлопная труба вертикального типа с компенсирующим устройством (труба длиной 4 м покрыта асбесто-гипсовым шнуром).
Между первым и вторым отсеками расположен топливный баки с запасом топлива 2 398 л для АД.
МОБД. Машина обеспечения боевого дежурства. Входит в состав подвижной группы РВСН.
В коридоре расположена электрощитовая и прибор радиационной и химической разведки ГО-27
Второй отсек – основной.
Основной отсек внутри кузова разделён перегородками на семь отсеков различного целевого назначения. В боковых стенах второго отсека кузова имеется две наружные двери и семь окон. Отсек оборудован кондиционер, отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65 и фильтровентиляционной установкой ФВУА-100В-24.
Три отсека используются для размещения людей — два 4-х местных купе для отдыха личного состава и 2-х местное купе для отдыха НК и его помощника.
Имеется купе-столовая для приема пищи личным составом — одновременно может принимать пищу 4 человека. Купе-столовая оборудовано одним складным спальным местом для повара. В кухонном отсеке имеется плита для приготовления пищи, ячейки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья.
купе-столовая для приема пищи личным составом
ЭКПЛУАТАЦИЯ (БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ)
Состоит на вооружении РВСН с 1985 года.
Применяется в ПГРК:
— 15П158.1 «Тополь-Т»;
— 15П158 «Тополь».
Средний отсек (тамбур) и задний отсек оператора соединены между собой коридором, который идёт по всему левому борту от боевого отсека и до купе-столовой (по принципу коридора поезда), в нем расположен умывальник, отсеки для сушки верхней одежды и обуви. Из коридора имеются входы через внутренние сдвижные двери в купе и отсек оператора, из тамбура в столовую из столовой в кухню. Тамбур оборудован входной дверью.
В такой уютной обстановке можно с комфортом ехать на позицию, с которой вы уничтожите мир )
Задний боевой отсек оператора предназначен для размещения в нем дежурной смены, в нём расположен боевой пост оператора (для МОБД-1,2,3) и пост стрелка БПУ. В отсеке установлена оконечная аппаратура системы охраны, пульт оператора АПУ (для 1,2,3 МОБД), сейф и пирамида для оружия. На боевом отсеке смонтирована башенно-пулеметная установка (БПУ) 55Л140 «Луч».
Так же, на боевом отсеке, рядом с БПУ, смонтировано устройство подъёма-опускания антенны штыревой (АШ) длинной 2 м для радиостанции Р-173. В составе рдн начальник караула и оконечное звено всей системы охраны размещены в МОБД-5, агрегате МС. В рассредоточенном порядке в МОБД-1,2,3 организовано дежурство старших операторов АПУ и НК, МОБД-4 охраняет ПКП. В МОБД-4 в отсеке оператора расположен пост начальника смены охраны и обороны. В случае несения БД в рассредоточенном порядке, оператор в МОБД 1,2,3 является и начальником смены охраны и обороны, в отсек выводится вся информация от системы охраны.
Военный за пультом запуска ядерных ракет при действии в полевых условиях, несмотря на свой 30-летний возраст оборудование по-прежнему секретно и стоит на вооружении РВСН
«У нас всё просто, нажал на кнопку, и нет больше Америки..»
Да.. там всё серьёзно, и как говорят в РВСН «После нас — никого»
Конец.
Ну и на последок, для того чтобы представить на сколько суровая эта машина входящая в часть самого грозного оружия на планете небольшой видео ролик —
Так же по теме РВСН:
РВСН под Козельском. Спуск в ракетную шахту. Часть 2 (Фоторепортаж)
Ну а все мои большие фоторепортажи про “Нашествие-2013″ можно посмотреть по этим ссылкам:
jury-tver.livejournal.com
Секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543
Военное предназначение автомобилей МАЗ-543 не ограничивалось установкой на них мощных и эффектных боевых систем, которым мы посвятили две предыдущие статьи. Теперь же можно утверждать: их армейская служба была не просто опасна и трудна, но еще и особо секретна. И добавим: особенно если она проходила в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), образованных в 1959 году. В этой публикации поговорим о всевозможных служебных машинах для командования и связи, где в кузовах было смонтировано сложнейшее и секретное оборудование.
Машина боевого управления в неостекленном кузове на автомобиле МАЗ-543А
Машина боевого дежурства с вместительным обитаемым кузовом на шасси МАЗ-543М
Командный пункт в специальном глухом фургоне на автомобиле МАЗ-543М
Стандартизованные кузова-фургоны
В 1960-е годы, с началом разработки подвижных ракетных комплексов системы РВСН, существенно возросла роль специализированных обитаемых военных кузовов. Это были унифицированные герметизированные фургоны со сварными цельнометаллическими каркасами, представлявшие собой вместительные помещения из нескольких отсеков со специальным рабочим оснащением и местами для длительной работы и отдыха персонала. В Советской армии они служили для монтажа оборудования командных пунктов, мощных средств связи, машин боевого управления, подвижных электростанций и т. д. Многие автофургоны были насыщены наиболее передовым и столь засекреченным оборудованием, что их водители часто вообще не представляли, что они возят.
Обитаемые войсковые кузова производства военного завода п/я 4111
Многоцелевой 14,5-тонный кузов 2208 на шасси МАЗ-543А | 14-тонный кузов 2213 для радиотехнического оборудования | Многоцелевой 15-тонный кузов 2215 на шасси МАЗ-543М |
Созданные в СССР стандартизованные закрытые кузова-фургоны имели четырехзначную цифровую маркировку и делились на несколько типоразмеров по полезному объему и внутренней длине — от 7 до 12 м. Их полезная нагрузка достигала 15 т, полная масса с учетом шасси, заправки и персонала — 41 т.
Тяжелый кузов 7903 для машин боевого дежурства (из архива НИИЦ АТ)
Разработку спецфургонов разных категорий начинало военное предприятие п/я 4111 или Московский завод автомобильных кузовов. Их сборкой занимались Энгельсский завод специализированных автомобилей из города Энгельс Саратовской области, Центральный ремонтный завод РВСН № 258 из Батайска Ростовской области и предприятие п/я М-5271 — ныне Комбинат автомобильных фургонов (КАФ).
Связь превыше всего: машины радиосвязи, обнаружения и управления
В кузовах этих машин от посторонних глаз была скрыта обширнейшая гамма различных автономных радиотехнических и командных средств РВСН узкоспециализированного назначения для обеспечения максимально скрытного и эффективного боевого применения подвижных стратегических ракетных систем. Всё это богатство размещалось в типовых обитаемых кузовах с системами жизнеобеспечения, автономными агрегатами питания, антенными устройствами и средствами боевого охранения, смонтированных на шасси МАЗ-543А и МАЗ-543М. По понятным причинам не будем углубляться в их конструкцию и параметры, и лишь коротко упомянем некоторые из машин.
Машина радиосвязи МС-1 в исполнении 15В82 на автомобиле МАЗ-543А
К средствам универсального назначения относились машины связи, рассчитанные в первую очередь на применение в составе подвижных командных пунктов РВСН стратегических ракетных комплексов. Машина связи № 1 или МС-1 на шасси МАЗ-543А с разными аппаратными во вместительных глухих кузовах применялась для организации тропосферной радиосвязи с высшими звеньями управления. В них находились также помещения боевого дежурства со стойками и ящиками для оружия и автономные дизель-генераторы. В зависимости от комплектации разные варианты машин носили собственные кодовые обозначения и применялись в составе различных ракетных комплексов.
Станция МС-1 в варианте 15В179 с автономной системой электропитания
Машина 15В179 командного пункта дивизионов ракетных систем «Тополь»
Машина связи № 2 или МС-2, более известная как тяжелая тропосферная радиорелейная радиостанция Р-406ВЧ «Торф-2» высшего командного звена, была разработана по заказу РВСН и принята на вооружение в 1963 году. Совместно с другими средствами она входила в состав подвижных командных пунктов РВСН и служила для организации радиорелейной связи с Генеральным штабом, штабами армий и фронтов, а также для связи и управления в подразделениях ракетных комплексов на марше. Первые образцы МС-2 монтировали на МАЗ-543А, но с середины 1970-х годов их основой стал автомобиль МАЗ-543М.
Машина связи МС-2 в исполнении 15В75 с тропосферной радиостанцией Р-406ВЧ «Торф-2»
Машина МС-2 с раздвижной антенной станции «Торф-2» и укороченной передней аппаратной (фото автора)
Аппаратные и отсек дежурного расчета находились в укороченной герметизированной кабине, представлявшей собой переднюю часть тяжелого кузова-фургона 6702. На открытой задней части рамы шасси размещалось телескопическое антенно-мачтовое устройство с гидроприводом рабочих органов и двумя антеннами тропосферной связи.
Машина связи МС-2 в транспортном положении со сложенной антенной радиостанции «Торф-2»
Вторую еще более многочисленную категорию составляли автономные машины подготовки и пуска МПП, входившие в подвижные командные пункты дивизионов различных ракетных комплексов и служившие для организации непрерывного контроля параметров всех систем, подготовки пуска ракет и обеспечения боевого дежурства.
Машина подготовки и пуска в варианте 15В116 для комплекса «Пионер»
Вместе с ними в составе подразделений РВСН находились машины боевого управления МБУ, осуществлявшие контроль за всеми параметрами, оперативное управление и связь в ракетных формированиях. Специализированные варианты таких машин создавали для каждой ракетной системы и конкретного применения. Их оснащение располагалось в различных кузовах на шасси 543А/543М с двумя–тремя отсеками со световыми люками на покатых скосах крыши, боковыми и задними дверями и блоком жизнеобеспечения на передней внешней стенке.
Машина боевого управления 15В129 командного пункта ракетной дивизии
Машина боевого управления 5В167 командного пункта ракетного полка
Внутри фургонов находилось от двух до шести рабочих мест, пульты командира экипажа и операторов, аппаратура управления и средства спецсвязи. Габаритная длина таких машин достигала 16 м, боевая масса — около 44 т, максимальная скорость передвижения по грунтовым дорогам — не выше 40 км/ч.
В состав берегового артиллерийского комплекса «Берег» входил центральный пост управления огнем А222-Ц1 на шасси МАЗ-543М с типовым кузовом с пятью рабочими отсеками. В них располагались места операторов и боевого расчета, средства жизнеобеспечения с питанием от электрогенератора и помехозащищенная система управления огнем, обеспечивавшая круговую радиолокационную разведку в любое время суток на дистанции до 35 км и телевизионно-оптическое наблюдение за надводной обстановкой с одновременным сопровождением четырех целей.
Мобильный пост управления огнем А222-Ц1 комплекса «Берег» (из архива завода «Баррикады»)
Машина А222-Ц1 на шасси МАЗ-543М с подъемным радиолокатором (из архива завода «Баррикады»)
Новые радиолокационные станции (РЛС) и командные пункты на шасси МАЗ-543М появились с поступлением в войска ПВО мобильных зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300. Для них была разработана и внедрена достаточно сложная, дорогостоящая и эффективная система обнаружения, идентификации и сопровождения неизвестных воздушных аппаратов, передачи информации на командные пункты и наведения ракетного удара на практически любые летящие цели. В нее входили РЛС для обзора всего воздушного пространства, обнаружения и сопровождения опасных объектов, перемещавшихся на практически любых высотах, в том числе на предельно малых с огибанием рельефа местности.
В состав средств управления первой мобильной зенитной системой С-300ПС (С-300ПМУ) входил командный пункт 5Н63С на доработанном варианте серийного автомобиля МАЗ-543М. Он был оборудован аппаратной кабиной управления, двумя малогабаритными газотурбинными двигателями для вращения электроагрегатов, генератором с приводом от трансмиссии шасси и телескопическим антенно-мачтовым устройством. Информация к нему поступала от автоматизированного радиолокатора 30Н6 с поворотным антенным блоком и телескопической антенной, обеспечивавшего одновременное наведение на 12 летящих ракет.
Радиолокатор наведения 30Н6 зенитного комплекса С-300ПМУ на шасси МАЗ-543М
Радиолокационная станция 30Н6 комплекса С-300ПМУ в развернутом положении
Станция наведения 30Н6 с поворотным антенным блоком на боевом дежурстве
С принятием на вооружение модернизированной системы С-300ПМ (С-300ПМУ-1) в составе комплекта средств управления в тяжелом кузове на шасси МАЗ-543М появился пункт боевого управления 54К6Е в глухом фургоне 6703, обеспечивавший боевые зенитные системы всей необходимой радиоэлектронной информацией.
Мобильный пункт боевого управления 54К6Е зенитного комплекса С-300ПМУ-1
Машина 54К6Е с комплектом средств управления в среднем обитаемом кузове
Усовершенствованный многофункциональный радиолокатор 30Н6Е1 с доработанными антенным постом и аппаратным контейнером осуществлял прием и обработку полученной информации, обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение целей с одновременным наведением ракет.
Модернизированный радиолокатор 30Н6Е1 в транспортном положении
В ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» применялся модернизированный локатор 30Н6Е2 с высокой степенью автоматизации, быстродействующими цифровыми устройствами и антенным постом, который поднимался на передвижную полуприцепную вышку 40В6М.
Многофункциональный радиолокатор 30Н6Е2 зенитного комплекса С-300ПМУ-2
В состав средств управления входил пункт боевого управления 54К6Е2 на шасси МАЗ-543М. Всё это сложное хозяйство обеспечивало одновременное обнаружение до 300 целей, сопровождение 100 летающих объектов и стрельбу по 36 целям с наведением на них 72 ракет.
Для управления группировками зенитно-ракетных систем войск ПВО всех вариантов дальности поражения служила автоматизированная система 73Н6 «Байкал-1», смонтированная в укороченном глухом кузове на шасси МАЗ-543М с питанием от мобильной электростанции или от внешней сети. Она производила прием и обработку радиолокационной информации от нескольких источников, распределение целей по зенитным подразделениям и координацию их взаимных боевых действий.
Командный пункт 49Л6 автоматизированной системы 73Н6 «Байкал-1»
В нее входили самоходный командный пункт 49Л6 и мачтовая антенная установка. Машина «Байкал-1» могла одновременно следить за 80 воздушными объектами, находящимися на дальностях до 1200 км, высотах свыше 100 км и перемещающихся со скоростями до 9200 км/ч, одновременно управляя действиями 12 ракетных комплексов, имевших в своем распоряжении 144 пусковые установки.
На фоне узкой специализации автомобилей 543-й серии на мощные боевые системы и машины обеспечения ракетных комплексов создание других видов военной автотехники на этих шасси было практически сведено к нулю. Фактически единственным исключением считался наиболее мощный опытный образец автомобиля с гидрофицированным навесным оборудованием «Периметр» для самоокапывания, построенный на бортовом шасси МАЗ-543П и испытанный в 1977–1978 годах. Как и его более легкие аналоги на базе серийных грузовиков, этот вариант также снабжался подвижным задним ножом с гидроприводом, срезавшим верхнюю часть грунта на глубину до 10 см. Далее он откидывался на прицепной резиновый фартук, на котором грузовик транспортировал грунт объемом до трех кубометров в другое место, сбрасывал его и возвращался обратно. За несколько часов машина могла вырыть себе укрытие шириной и глубиной более 3 м.
Автомобиль МАЗ-543П с опытной системой «Периметр» для самоокапывания | Бортовая машина с комплексом «Периметр» в выкопанном земляном укрытии |
Вторым исключением из правил стал уникальный для своего времени мобильный автономный лечебно-диагностический комплекс экстремальной медицины «Эскулап» на пяти автомобилях МАЗ-543А с функциональными кузовами-фургонами модульного типа. Он предназначался для оказания квалифицированной медицинской помощи нетранспортабельным раненым и пострадавшим хирургического профиля, временной госпитализации и подготовки их к эвакуации. За сутки комплекс мог пропустить 100–120 человек.
Одна из пяти машин медицинского комплекса «Эскулап» на шасси МАЗ-543А
Тыловые транспортные операции Советской армии частично обеспечивали бортовые машины двойного назначения, собранные на упрощенных армейских шасси 543-й серии. На них устанавливали также крановое оборудование и оснащение тяжелых аэродромных пожарных автомобилей. Об этих машинах вы узнаете из следующих выпусков нашего журнала.
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».
На заглавной фотографии — машина связи МС-2 с тропосферной радиостанцией Р-406ВЧ «Торф-2» и раздвижной антенной-мачтой (фото автора)
www.kolesa.ru
Водитель ракеты – Новости Саранска и Мордовии «Столица С»
Саранский солдат-срочник рассказал ведущему «Автостолицы» о службе в РВСН и уникальных «ракетных» грузовиках
Его задача была простой: в случае войны имитировать на своем грузовике ракетную пусковую установку… и ждать по себе удара противника. Простой 20-летний саранский парень Михаил Головин просто рассказывает о службе в ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). Для ведущего рубрики «Автостолица» ДЕНИСА ТЮРКИНА бывший срочник оказался интересен как водитель редких грузовиков МАЗ, обеспечивающих запуск межконтинентальных баллистических ракет «Тополь-М» и «Ярс». О показухе в армии, тараканах в еде, фирме господина Сердюкова, лысых водителях и о том, как за три минуты заменить 250-килограммовое колесо, — читайте в материале.
Знакомство
«Попал в РВСН механиком-водителем, потому что у меня были водительские права категорий B и C, — вспоминает выпускник Саранского государственного промышленно-экономического колледжа Михаил Головин. — Меня забрал «покупатель» из школы техников РВСН астраханского города Знаменск-4. Рядом находится знаменитый полигон Капустин Яр. «Покупатель» расхваливал свою воинскую часть, говорил, как там все хорошо и современно. По прибытии на место я понял, что он говорил неправду (улыбается — «С»)».
В Знаменске-4 он 4,5 месяца проходил учебу, готовился к службе. Основной подготовкой стало даже не вождение, а изучение технической части. Но парень хорошо запомнил, когда впервые на полигоне сел за руль военного тягача на шасси четырехосного полноприводного МАЗа-543 (подробнее о том, что у него в кунге, — читайте во врезке).
«Стало страшно! Машина в длину 20 метров, в ширину — три! — восхищается он. — Сидя в кабине, кажется, будто домом управляешь. Кстати, у МАЗа-543А две кабины. Правая предназначена для связиста и командира. Ездил я и на МАЗе-543М, у него только одна кабина. В ней второй человек — командир — сидит за водителем. Так вот, страх затем сменился удовольствием. Рулить этими тягачами классно! Управляешь такой мощью, даже адреналин появляется! Полигон Капустин Яр — это бескрайняя степь, поэтому габариты машины просто теряются».
Расход в 100 литров
Чем интересны эти тягачи? Конечно, масштабами. Например, для работы двигателя необходимы 106 литров масла. Жидкость нагнетается насосом из картера сухого типа. Насос работает от коленчатого вала двигателя, поэтому, если завести мотор «не в ту сторону», масло будет выкачиваться. Такие примеры случались. Как заводится двигатель? Есть две кнопки: первой подкачивается масло, второй активируется стартер. То есть привычного обычным автолюбителям ключа и замка зажигания нет, эти детали появились только на новых тягачах на шасси МЗКТ.
Объем 12-цилиндрового дизельного двигателя мощностью 525 лошадиных сил — 36,6 литра. Фактически один цилиндр — это трехлитровая банка. У тягача два топливных бака, как у какого-нибудь УАЗа. Питание также переключается тумблером в салоне. Вместительность, конечно, несопоставима — у МАЗа в каждый бак помещается 250 литров. Баки находятся за кабиной и доступ к ним затруднен, поэтому, по словам Михаила, пока заправишь — весь в солярке вымочишься. Расход, кстати, далеко не детский — 100 литров на 100 километров.
Педали сцепления на МАЗе-543 нет, коробка полуавтоматическая, с гидротрансформатором и пневмогидравлическим приводом. Скоростей для движения вперед три, есть также два положения «нейтраль». То есть для переключения передачи приходится переводить рычаг в нейтраль. У машины есть пневматическая тормозная система, которая не работает при заглушенном двигателе. Присутствует и стандартный ручник с тросовым приводом.
Рулевое управление с гидроусилителем. Когда все исправно, баранку можно крутить одним пальцем. Но однажды на полигоне ГУР вышел из строя, и Михаилу пришлось постараться, чтобы доехать до части. «Хорошо, обратный путь не превысил двух километров и ехать приходилось в основном по прямой, — вспоминает бывший солдат. — Но пару раз нужно было повернуть. Знаете, что делали вместе с командиром? Крутили руль в четыре руки, при этом ногами упираясь в стену кабины. Повернуть баранку, когда тягач стоит на месте, просто нереально».
МАЗы-543, на которых служил Михаил, были еще советского производства, примерно 70-х годов. Запомнились они ему также теснотой в кабине и очень жесткой подвеской. При сдаче различных нормативов на время приходилось гнать по разбитым дорогам. «Едва не разбил голову о потолок, спасла каска!» — смеется наш собеседник. Спидометр таких тягачей размечен до 100 км/ч, но больший рубеж, чем 60 км/ч, Михаил не брал.
Бологое
После учебки Михаил попал в ракетный гарнизон в Тверскую область, в Бологое, где ранее размещались шахтные ракеты. Говорят, что как-то из одной ракеты протекло топливо. С тех пор местную воду не пьют, используют привозную. В Бологом Михаил водил машину боевого управления на базе все того же МАЗа-543. Грузовик тоже был стареньким. С первых дней знакомства Михаилу пришлось его даже ремонтировать. Хотя начинка у тягача была современной — компьютеры для запуска ракет. Но внутрь кунга, к компьютерам, саранский солдат заходить не имел права — не было допуска по секретности. Так вот, из-за техники, расположенной в кунге по левому борту, и сломанной торсионной подвески грузовик имел большой крен на одну сторону. Для ремонта пришлось использовать шесть 25-тонных домкратов. Михаил убедился, что даже в современной армии помимо компьютеров нужны кувалды. Ими солдаты выбивали поломанные торсионы.
Замена одного колеса, что весит 250 килограммов, тоже была непростой и даже смертельно опасной задачей. У МАЗа есть система централизованной подкачки шин, так вот, — рассказывает парень, — если открутить болты на колесе в неверном порядке, деталь этой системы может сорваться и «прилететь» в голову солдату. Может даже убить. Таких страшилок в части рассказывалось много. Кстати, солдаты довольно часто, чтобы не потерять сноровку, на тренажере повторяли процедуру замены колеса. По нормативу четырем солдатам на это отводилось ровно три минуты. Снимали одно колесо ломом, иначе никак. Использовали домкрат. В походных условиях, на реальной машине, можно было вывесить колесо, заехав определенным образом на неровность, а затем снять торсион. Занимает это жутко много времени и сил. «Однажды пришлось ощутить все прелести военного шиномонтажа на практике, а не на тренажере, — рассказывает Михаил Головин. — В одну из поездок наехал колесом на арматуру. Камера стала похожа на дырявый лоскут. Кстати, такая машина способна ехать даже на колесе, в которое выпустили автоматную очередь. Давление поддерживается централизованной системой подкачки. Естественно, после такой поездки о ремонте колеса речи быть не может».
Как с надежностью у ракетоносной техники? По словам Михаила, в порядке вещей — выход из строя какого-нибудь датчика. На одном грузовике меняли прокладку блока цилиндров. Стальную. Ее пробило, из-за чего масло полилось ручьем. В случае поломки нужную деталь можно ждать длительное время. На складе нет такого разнообразия товара, как в кондитерской. А в некоторых случаях запчасти на свои деньги покупали офицеры. Вот так просто отправлялись в обычный магазин для грузовиков и покупали. «Так было с боковыми зеркалами заднего вида, — поясняет бывший солдат. — Военнослужащие очень часто обдирали их о деревья. На наши МАЗы идеально подходят зеркала от КАМАЗов». Обслуживанием военных грузовиков в частях занимаются гражданские специалисты. Эти функции, как сейчас принято говорить, отданы на аутсорсинг.
Перед каждой проверкой в части готовились на славу. Что главное в армии? Правильно — внешний вид. Для блеска колес, высота которых составляет почти полтора метра, их обливали из пульверизатора смесью солярки и гудрона, растопленного на костре. В других частях для этого используют гуталин. А кузов тягачей — внимание! — протирали тряпками, смоченными в солярке. «Для блеска, да и металл гниет меньше!» — улыбается наш собеседник.
Тейково
Не успел Михаил «притереться» в Бологом, как его вместе с некоторыми сослуживцами перевели в другую часть в Ивановскую область, в Тейково. Причина — перед масштабной проверкой укомплектовать часть до нужной нормы. Военная техника в Тейкове оказалась самой современной. Ракетовозы МЗКТ, что служили там, были выпущены в 2011 году. Головину в части предлагали подписать контракт. Михаил был готов согласиться, но потом передумал, решил строить карьеру в гражданской жизни. Интересно, что работу в профессиональной армии в РВСН предлагают срочникам, только прошедшим курс молодого бойца. Не рано ли для тех, кто держит ядерный щит страны? В Тейкове к тому же служили по контракту и девушки. По словам Михаила, усердием и знаниями они не отличались…
В ивановской части саранский солдат водил МАЗ-7917. Длиннющий семиосный грузовик с колесной формулой 14*12 и турбированным двигателем мощностью 710 л. с. Ездить на нем было проще за счет полноценной коробки «автомат». Но управление в целом, вспоминает Михаил, напоминало езду на тракторе. Огромные хода педалей, неинформативное торможение… Тормозная система, кстати, пневмогидравлическая. При ее прокачке давление в магистралях такое, что струей можно серьезно ранить, а то и нанести смертельную рану человеку.
На МАЗе-7917 Михаила была установлена огромная бочка с водой. Его задача как бойца-водителя состояла в том, чтобы вытащить застрявший ракетоноситель либо в случае нападения противника изобразить этот самый ракетоноситель и, по сути, навлечь удар на себя. Машину в таком случае нужно замаскировать. Для этого у каждого грузовика имеется специальная сеть. Накрыть ею огромную технику — та еще задачка…
Тягачи с «грузом» баллистических ракет наш герой не водил. За руль допускают только контрактников со званием не ниже старшего прапорщика. «Но я за руль и не рвался, — улыбается Михаил. — Такие водители обычно лысые. Видимо, фонит от груза за спиной не слабо… Эти МЗКТ внутри, в кабине, смотрятся очень современно. Напоминают хорошие европейские грузовики. Я ездил пассажиром на такой машине, но без ракет. Коробки у них девятиступенчатые, механические, с делителем. В салоне много места. Двигатель слабее, но эластичнее, спидометр размечен до 120 км/ч, но мы быстрее 80 не ездили. Подвеска лучше и мягче, так, как в МАЗах, не трясет. Технические проблемы были и с этими новыми грузовиками. Главная — горело сцепление. Доходило до реального пожара, к счастью, не со мной. Беда еще в том, что для замены сцепления нужно снимать кунг либо ракеты. А кунг весит 20 с лишним тонн».
Быт, Сердюков и «Славянка»
Период службы саранского солдата пришелся на обсуждение в обществе громкого скандала, в котором замешан бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков. По словам Михаила Головина, он и его сослуживцы поначалу даже не слышали об этом деле, а потом не особо обсуждали тему. В большей степени им были интересны новости, которые напрямую касались солдат. Руководство далеко, на том же расстоянии и связанные с ним скандалы. «Больше нас смешили новости по ТВ, — говорит Михаил. — Сидят 100 человек в портянках и слушают, что, оказывается, Российская армия давно перешла на носки. Та же история — с тихим часом, якобы введенным во всех частях, и чайными комнатами. А вот о смене министров мы узнали, когда перешили погоны. Первой реформой господина Шойгу как раз стала смена расположения лычек. Я, например, ушел со службы с погонами на пузе».
По рассказам Михаила, кормили в РВСН плохо. Особенно в Астраханской области. Надолго запомнится блюдо под названием бикус — квашеная капуста с мясом. В обычной жизни бикус, может, и не плох, но в армейской… Капуста, отдыхая на складе в преддверии готовки, замерзала, затем оттаивала, после снова замерзала… «По сути, я не голодал, — вспоминает служивый. — Еда была, но есть ее ввиду разных причин просто не хотелось. Вспоминаются прекрасные макароны, ковыряя которые, я однажды нашел таракана. Готовила для нас фирма «Славянка» (образованная в ходе реформы в бытность министром Анатолия Сердюкова — «С»)».
Во время полевых выездов солдаты вкушали яства, приготовленные в кухнях на базе грузовиков МАЗ (подробнее читайте во врезке). «Готовили сами срочники, воинская специальность которых — повара-стрелки, — говорит Михаил. — Так вот, «поварили» они плохо. Стреляли, наверное, аналогично…»
Досье:
«Тополь-М»Мобильная пусковая установка «Тополь-М»*
Одна ракета смонтирована на восьмиоосном шасси МЗКТ. Ракета общим весом более 40 тонн состоит из трех ступеней с маршевыми двигателями, работающими на твердом топливе. Головная часть оснащена термоядерным боевым блоком мощностью 550 кг в тротиловом эквиваленте. Благодаря комплексу преодоления средств противовоздушной обороны ее сложно засечь и сбить. Максимальная дальность полета — 11 тысяч километров.
* на основе данных с сайта ru.wikipedia.org
МАЗ-543МАЗ-543 – машина обеспечения боевого дежурства**
Конструктивно агрегат выполнен из двух несвязанных жестко отсеков. Первый отсек — дизельный. Второй — основной. Между ними расположены топливные баки с запасом топлива. Второй отсек включает в себя кухню (плита для приготовления пищи, отсеки для хранения продуктов, холодильник, место для хранения посуды и ее мытья), купе-столовую на четырех человек, боевой отсек с аппаратурой системы охраны, пультом оператора, башенно-пулеметной установкой для пулеметчика охраны, прожектором, ИК-прожектор и прибором ночного видения; сейфом и пирамидой для оружия. По левому борту от боевого отсека и до купе-столовой идет служебный коридор (по принципу коридора поезда), в нем расположен умывальник, отсеки для сушки верхней одежды и обуви.
** на основе данных с сайта russianarms.mybb.ru
Как запустить ракету на колесах
В каждом ракетном дивизионе три группы подготовки пуска. В группу входит ракетоноситель и машина обеспечения — МАЗ. В машине обеспечения установлена бесперебойная электростанция, которая работает благодаря двум дизель-генераторам. Они, в свою очередь, нужны для питания боевой установки, попросту говоря — ракетоносителя. То есть баллистическую ракету просто так, с одного шасси, на другой континент не запустишь. Помимо генераторов в кунге машины обеспечения есть спальные места и отдельное купе для команды, затем отдельное купе на два места для командиров, боевой отсек с телефонами, прочим оборудованием и оператором станции электроснабжения, а также столовая и кухня. Помещения внутри кунга напоминают купе в поезде. Качество отделки, кстати, неплохое для машин советского времени. Именно такие МАЗы водил и обслуживал Головин. Также в ракетном дивизионе есть группа боевого управления, состоящая из двух машин. Одна — машина связи, в другой стоят компьютеры, с которых подается сигнал пуска на ракету. Для подачи сигнала нужно подключаемое устройство с кодом. Сколько человек управляются со всей этой техникой? Около 100. На боевое дежурство Михаил заступал два раза в неделю. То есть по вторникам и пятницам наш земляк вместе с сослуживцами мог показать Кузькину мать США и почти всем странам мира. К счастью, не показал.
stolica-s.su
Автомобили ракетных войск Советской армии
В советские времена мы даже предположить не могли, что за эффектной парадной мощью Страны Советов существует скрытая от посторонних глаз огромная армия специальной и весьма оригинальной автотехники, никогда не выезжавшей из отдаленных и строго засекреченных мест дислокации. Ее главным предназначением являлись обеспечение постоянной боевой готовности ракетных комплексов, транспортировка и установка мелких частей баллистических ракет, обслуживание боевых и вспомогательных машин и предоставление их экипажам достойных условий долговременной службы «в четырех стенах» во время патрулирования и дальних походов подвижных стратегических систем. Все эти заботы легли на мощные плечи автомобилей-шасси МАЗ-543А и МАЗ-543М, об истории которых мы уже писали.
Спецмашина на шасси МАЗ-543А для транспортировки и установки частей контейнеров баллистических ракет
Машина обеспечения боевого дежурства с типовым кузовом на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)
Автомобиль МАЗ-543М с оснащением для транспортировки и перегрузки ракет системы ПРО (фото Р. Белозерского)
Транспортно-установочные и перегрузочные машины
Мы уже рассказывали о самоходных установщиках баллистических ракет, составлявших тяжелые многоосные автопоезда со специальными перегрузочными средствами. На долю более компактных и маневренных одиночных машин МАЗ-543 осталось проведение вспомогательных операций по транспортировке и установке так называемых запчастей – секций транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) и малогабаритных элементов ракет.
Машина ТУАП для монтажа переходников контейнеров межконтинентальных ракет
Первые транспортно-установочные агрегаты ТУАП на шасси МАЗ-543А служили для доставки и перегрузки в шахтную пусковую установку (ШПУ) полых цилиндрических колец-переходников, которые использовали при сборке ТПК ряда межконтинентальных баллистических ракет. Машины снабжались сварной подъемной П-образной рамой (стрелой), вдоль которой при помощи электрической лебедки и тросово-лебедочного привода передвигалась поперечная траверса с переходником. Аналогичная машина ТУАН служила для монтажа надставок в спецсооружениях для состыковки с ранее смонтированными элементами.
Перегрузка в шахтную пусковую установку переходника ракетного контейнера
Сходная по общей схеме транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 5Т92 на шасси МАЗ-543М применялась в составе шахтного комплекса А-135 «Амур» противоракетной обороны (ПРО) Центрального региона России, принятого на вооружение в 1996 году и не имевшего аналогов в мире. Он включал стартовые позиции сверхскоростных ядерных противоракет 51Т6 дальнего перехвата и ближнего 53Т6 с дальностью поражения 80 км. Роль ТЗМ свелась к элементарной операции подъема ТПК с ракетой 53Т6 в вертикальное рабочее положение и последующего опускания его в ШПУ.
Транспортно-установочный агрегат 5Т92 с противоракетой 53Т6 комплекса ПРО «Амур» (фото Р. Белозерского)
Для доставки ТПК с ракетой 53Т6 на стартовую позицию применялась транспортная машина 5Т93 с неподвижной горизонтальной рамой с продольными направляющими, по которым контейнер перекатывали прямо на установщик 5Т92. Питание всех электрических систем осуществлялось от внешней сети.
Агрегат 5Т93 с продольной рамой и направляющими для перегрузки ракеты на машину 5Т92 (фото Р. Белозерского)
В 1980-е годы для транспортировки и установки агрегатно-приборного блока межконтинентальных баллистических ракет использовался тяжелый установщик 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М с мощным перегрузочным гидрокраном.
Тяжелая погрузочно-установочная машина 15Т245 на автомобиле МАЗ-543М
Единственным «нормальным» погрузочно-разгрузочным средством на шасси МАЗ-543А являлся автономный 25-тонный гидравлический автокран КС-5571 с несколькими системами безопасности, построенный Одесским крановым заводом специально для проведения различных перегрузочных операций в системе РВСН. Всё его оборудование помещалось на опорно-поворотной платформе со вспомогательным 50-сильным дизелем Д-144 воздушного охлаждения для привода гидронасоса.
Автокран КС-5571 при перегрузке переходника ракетного контейнера на агрегат ТУАП
Машины обеспечения ракетных комплексов
Статьи / Военная техника
Не только ракеты: секретные машины связи и командования на шасси МАЗ-543
Стандартизованные кузова-фургоны В 1960-е годы, с началом разработки подвижных ракетных комплексов системы РВСН, существенно возросла роль специализированных обитаемых военных кузовов. Это были унифицированные…
9840 0 0
К этой многочисленной категории в системе РВСН относились автономные машины боевого, технического и бытового обеспечения личного состава мобильных стратегических ракетных комплексов, осуществлявших боевое дежурство в движении по грунтовым дорогам с заданными маршрутами перемещения.
Они проходили по безлюдным районам с неблагоприятными климатическими условиями при полном отсутствии ремонтных баз, источников электроэнергии, водоснабжения, объектов питания и помещений для размещения и отдыха личного состава. Компенсировать все эти невзгоды пришлось автомобилям МАЗ-543А и МАЗ-543М с обитаемыми кузовами-фургонами различного назначения, из которых формировали колонны машин обеспечения, сопровождавшие многоосные ракетные системы.
Такие агрегаты входили также в состав мобильных зенитных систем ПВО, в береговые комплексы и иные войсковые части, размещенные в стороне от населенных пунктов. Так в Советской армии впервые был образован принципиально новый класс военной автотехники, которой не обладали наиболее развитые страны мира.
Самая распространенная машина боевого дежурства 15В148 в типовом кузове на шасси МАЗ-543М (фото автора)
Машина боевого дежурства берегового артиллерийского комплекса «Берег» (реконструкция ЦКБ «Титан»)
Уникальная мобильная гостиница 15Т118 для временного проживания личного состава
Первоначально в наборы такой техники входили специализированные мастерские и мощные дизельные электростанции для обеспечения потребителей электроэнергией в полевых условиях или в аварийной ситуации. Впоследствии наибольшее распространение получили машины охраны и обороны ракетных систем и подвижные средства жизнеобеспечения – автомобили для питания, отдыха и временного проживания военнослужащих. Их максимально допустимая скорость движения по грунтовым дорогам не превышала 40 км/ч.
Основной в системе РВСН была передвижная многоцелевая мастерская 15Т401, смонтированная в укороченном кузове на шасси МАЗ-543А с дизельными электрогенераторами и комплектом специального ремонтного оборудования. Она служила для проведения в полевых условиях полного цикла слесарных, сварочных, электротехнических и малярных работ, технического обслуживания и аварийной буксировки подвижных технических средств ракетных войск.
Модульная дизельная электростанция РВСН 15Н1061М на шасси МАЗ-543А
Автономная многоцелевая электростанция 15Н1061М с глухим кузовом на таком же шасси была оснащена четырьмя дизель-электрическими агрегатами общей мощностью 84 кВт, из которых обычно работали только три установки, а четвертая оставалась запасной. Для их питания служила цистерна на 4 300 литров топлива, которых хватало на семь суток непрерывной работы.
Первой машиной дежурной смены, охраны, обороны и караула (МДСО) был автофургон 15Я55 для защиты ракетного комплекса «Темп-С», несения боевого дежурства и отдыха личного состава в полевых условиях. В начале 1970-х первые образцы были смонтированы на шасси МАЗ-543В, а затем перебазировались на автомобили МАЗ-543М. Все их оборудование помещалось в удлиненном герметизированном кузове с несколькими раздельными помещениями и прямоугольными световыми люками в боковых скосах крыши.
Машина дежурной смены, охраны и караула 15Я55 на шасси МАЗ-543М для комплекса «Пионер»
В переднем техническом отсеке находились пульты охраны, за ним размещались купе со спальными местами для десяти человек, сиденьями и столиком. В заднем помещении имелись сейф для боеприпасов, пирамида для стрелкового оружия и доступ к башенной установке с крупнокалиберным пулеметом кругового обстрела с дальностью стрельбы 850 метров. Питание всех систем машины осуществлялось от мобильной электростанции.
Комплексная автономная машина боевого дежурства 15В148 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)
Комплексная автономная машина боевого дежурства 15В148 на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)
Развитием этой конструкции стали машины обеспечения боевого дежурства (МОБД) на автомобилях МАЗ-543М. В 1985 году на вооружение приняли самую распространенную автономную версию 15В148 с каркасно-металлическим кузовом, входившую в состав комплексов «Пионер» и «Тополь». Фактически это было самостоятельное подвижное караульное помещение с собственными системами водоснабжения и электропитания от двух дизель-генераторов, более удобными условиями для работы, отдыха и питания членов боевых расчетов.
Четырехместное купе с двухъярусными спальными местами и тумбочкой
Фрагмент кухонного блока с холодильником и местами для продуктов
В заднем отсеке находились оператор и боевой расчет с оружием, а в круглом проеме потолка монтировали башенную установку с пулеметом калибра 12,7 мм в бронекорпусе.
Модернизированная машина обеспечения боевого дежурства 15В231 (фото автора)
Развитием этой машины стал модернизированный вариант 15В231 для ракетного комплекса «Тополь» с новыми дизельными электрогенераторами. Внешне от агрегата 15В148 он отличался перестановкой второстепенных агрегатов, конфигурацией элементов подкузовного пространства, формой и размерами люков, ящиков и бронированной башни. Главный отсек с кондиционером, отопительной и фильтровентиляционной установками одновременно служил центром боевого управления и местом для питания четырех человек.
Главный отсек машины 15В231 для боевого управления и питания четырех человек
Башенная пулеметная установка с новым бронекорпусом в проеме задней части крыши кузова
Сходная с двумя упомянутыми выше агрегатами машина боевого дежурства А222-Д1 входила в состав берегового артиллерийского комплекса «Берег». В ее кузове размещались автономная электростанция с двумя дымовыми трубами на крыше, рабочие помещения с навигационной аппаратурой и средствами связи, задний боевой отсек, места для отдыха, кухня и столовая на четырех человек. В задней части крыши также монтировали башенную пулеметную установку.
Машина боевого дежурства А222-Д1 берегового артиллерийского комплекса «Берег» (из архива НИИЦ АТ)
Для приготовления пищи и питания личного состава при несении дежурства в полевых условиях служил автомобиль-столовая 15Т117 с шестью отсеками кузова модели 2215. Его разрабатывали для комплекса «Темп-2С», но затем по необходимости в разных комплектациях он применялся в составе других автономных боевых формирований.
Уникальный автомобиль-столовая 15Т117 системы РВСН на шасси МАЗ-543М
В задней части кузова находились тамбур с раздевалкой и главный столовый зал для одновременного питания 16 человек, оборудованный десятью складными столами, стульями, телевизором, радиоприемником и осветительными плафонами. В кухонном (камбузном) блоке имелись электрическая плита с духовым шкафом, разделочный стол, шкафы для посуды, трехсекционная мойка со смесителями, электрокипятильник, емкость на 2 200 литров питьевой воды с электронасосом и ящики для посуды и отходов.
Главный столовый зал с десятью поперечными двухместными откидными столами
Кухонный отсек с варочной электроплитой, разделочным столом и мойкой
Фрагмент кухни с трехсекционной мойкой, кипятильником и выходом в соседний тамбур
За ним следовала душевая комната для персонала с собственными тамбуром и раздевалкой. В складском помещении стояли шкафы и холодильник для хранения 750 кг продуктов. В передней части кузова размещались служебный тамбур и двухъярусное спальное купе на четырех человек. Электропитание всех систем осуществлялось от промышленной сети переменного тока или от подвижной электростанции. Длина машины составляла 15,4 м, полная масса – 39 тонн.
Мобильная гостиница 15Т118 в кузове 2215 для размещения 24 человек
Самым оригинальным и необычным агрегатом РВСН был уникальный автомобиль-общежитие 15Т118 или подвижная гостиница для отдыха и временного группового проживания военнослужащих в полевых условиях. Его также создавали для комплекса «Темп-С», но впоследствии варианты этой машины поступали в другие ракетные и зенитные соединения. Их оснащение размещалось во вместительном кузове с двумя боковыми входными дверями, собственными системами электрооборудования, водоснабжения, вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха. Вдоль всей правой стороны кузова проходил коридор с задним тамбуром, где находились общая раздевалка, умывальник, продольные подвесные полки и ящики для белья и системы связи. С левой стороны находились шесть купе с вещевыми рундуками в нижних койках.
Коридор с входными дверями в купе и пультом управления микроклиматом
Стандартное двухъярусное четырехместное спальное купе с тумбочкой, лампой и телефоном
В зависимости от комбинации спальных мест общая вместимость мобильной гостиницы составляла от 12 до 24 человек с личным обмундированием и оружием. В каждом купе находились тумбочка с настольной лампой, шкаф с зеркалом, электрический вентилятор, радиоприемник, внутренний телефон и термометр. На ряде машин имелась душевая кабина с баком на 300 литров воды. Габаритная длина агрегата достигала 15,7 м, масса – 39,4 т.
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Ю. Д. Бабушкину, члену редколлегии каталогов «Оружие России 1996–1997».
На заглавной фотографии – транспортно-установочный агрегат 5Т92 комплекса противоракетной обороны А-135 «Амур» на шасси МАЗ-543М (фото Романа Белозерского).
www.kolesa.ru