Мужской национальный украинский костюм – для девочки, женский, мужской, детский костюм народов Украины

Национальная одежда украинцев

Содержание

1. Традиционный мужской костюм.

2 .Традиционный женский костюм.

3 . Этнические контакты с инонациональным населением.

4 .Верхняя одежда.

5 .Пояс.

6 .Головные уборы.

7 .Обувь.

8 .Обрядовая символика костюма.

9 .Украинская вышивка.

10 .Покраска вещей.

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха , шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, ее обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя подол ее в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белоруссов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырехугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от “мужиков”, т.е. от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — “уставки”.

Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна, украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-желтыми и зелеными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI-XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Автор этнографических описаний останавливается на их характеристике: «верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, черного цвета, а кожухи — из недубленых овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков».

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит их двух частей — нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туникообразные, поликовые (з уставками), на кокетке.

Рубахи шились с воротниками и без них. Последний тип рубахи — наиболее древний — ворот такой рубахи обычно собирался в мелкие сборки и иногда обшивался сверху. Рубаха с воротником называется польской.

На Украине можно провести границу (условно — по Днепру) между обоими типами рубахи: в восточных регионах носили рубахи без воротника, в западных — с воротником, чаще — отложным.

Отличительная особенность украинской женской рубахи — обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где полик (уставка) представлял собой чаще вышитый кусок материи четырехугольной формы. Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом (чохла) у запястья. По издавна заведенному обычаю восточнославянские девушки до пятнадцатилетнего возраста и даже до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин. Понева — общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку — плахта.

Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга — повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая.

Украинская запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто — разного цвета: одна (позадниця, задниця) прикрывала туловище сзади, другая (попередниця) — уже первой, надевалась спереди — ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета. Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. В ранний период известны плахты, шитые из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи.

Дальнейший эволюцией поневы считается юбка (спiдниця). В Полесье были широко распространены шерстяные юбки — андараки, чаще полосатого орнамента.

Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами — «монисто», «дукачи».

Этнические контакты с инонациональным населением не могли не сказаться на традиционной одежде украинцев. Взаимодействие с рядом живущими русскими, немцами, со степными народами нашло отражение в заимствованиях друг у друга культурных явлений и выработке общих свойств. Это подтверждается описанием одежды украинцев Покровской слободы: «Верхняя одежда малороссиян мужчин состоит в плисовом и суконном казакине или нанковом халате, шароварах и сапогах, на голове носят картуз или поярковую шляпу. Будничная или вседневная одежда, осенью — суконная свитка (чапан), зимою кожух (овчинный тулуп), нагольный или крытый сукном, смотря по состоянию. Женщины имеют некоторую верхнюю одежду такую же, как и мужчины: халат, тулуп и сапоги. Но собственно женская одежда: немецкое платье, сарафан и юпка с кофтою. Голову покрывают платками, немногие носят очипки (волосники), обвязанные платками. Многие из мужчин бреют бороды, оставляя усы и все вообще стригутся по-казацки».

Верхняя одежда украинцев разнообразна как по покрою, так и по названиям. В науке выделяется 4 типа верхней одежды:

1 . С прямой спиной — вид плаща, рубахи или халата. Среди них особый тип широкого халата с рукавами и капюшоном украинцам известен под названием опонча. Роль плаща играла чуга, чугай, чуганя, который был распространен у западных украинцев. Чугу лишь набрасывали на плечи, не надевая в рукава, поэтому рукава иногда зашивали внизу и пользовались ими как карманами или сумкой.

Форму плаща имела манта или гугля украинских гуцулов, похожая на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон. Роль капюшона в

mirznanii.com

Украинский национальный костюм — Википедия

Украинский национальный костюм — костюм украинцев, используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, особенно в Карпатах. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный).

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит[1].

Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!

— Илья Репин[2]

Мужской костюм

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.

Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».

Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Видео по теме

Женский костюм

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI—XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Одно из этнографических описаний останавливается на их характеристике:

верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, чёрного цвета, а кожухи — из недублёных овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей — нижняя часть (укр. пiдтичка) шьётся из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (укр. додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

См. также

Примечания

Литература

  • Агафонова Т. А. Одежда украинского населения Юго-Западной Украины XIX — начала XX вв. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1997. — Вип. 5. — С. 44-49.
  • Воропай О. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис. — Харків: Фоліо, 2004. — 508 с.
  • Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начало XX вв. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
  • Ніколаєва Т. Історія українського костюма. — К.: Либідь, 1996. — 176 с.
  • Шмелева М. Н. Типы женской народной одежды украинского населения Закарпатской области // Советская этнография. — 1948. — № 2. — С. 130—146.

wiki2.red

Национальные особенности украинского костюма

Региональная принадлежность украинского костюма передается при помощи символов, техник вышивания, цветовой гаммы ниток, которые считаются этническими, но воспринимаются такими только частью населения. На появление отличительных особенностей национальной вышивки различных регионов Украины, повлияло историческое и социально-экономическое прошлое украинских земель, разнообразие климата и природных условий, характер отношений между этническими группами населения. Поэтому национальный украинский костюм существовал как ряд региональных образцов одежды: Полесье, Карпаты и Прикарпатье, Подолье, Среднее Поднепровье, Полтавщина и Слобожанщина, Юг, каждый из которых обладал отдельными местными варианты.

Половая значимость украинского костюма.

Народные традиции требовали разделения одежды для взрослого населения по половому признаку. Однако типы кроя одежды, материал для ее изготовления давали возможности конструировать фасоны, которые только в общих чертах обрисовывали человеческую фигуру. Поэтому в большинстве случаев одежда для мужчин и женщин отличалась главным образом своими размерами. Чтобы избежать этого, существовавшие «базовые формы», традиционно прямоугольные или треугольные, разнообразили различными клиновидными вставными. Расширение к низу одежды особенно женских элементов костюма использовали чтобы подчеркнуть силуэтные линии и пропорции человеческой фигуры. Главную роль для определения половой принадлежности костюма отводилось декоративно-художественным средствам. Черты уравновешенности и покоя женской фигуре предавала разнообразная поясная одежда, украшенная орнаментами, в узорных композициях которых предпочтение отдавалось горизонтальным линиям и геометрическим фигурам, олицетворяющим стойкость (прямоугольник, квадрат). Поясную одежду воспринимали более массивной, в сравнении с плотно облегающей нагрудной одеждой и нижней сорочкой, декорирование которых больше склонялось к вертикальной оси. Для достижения впечатления необходимых роста и полноты, которые в то время считались идеальными для женщин, линии кроя в большинстве случаев выполняли плавными кривыми. Подчеркнуть пропорции женщины позволяло наличие пояса на талии. Элементы одежды мужских костюмов, подчеркивались значительно меньше, и не стремились к изменению зрительного восприятия пропорций и объема мужского тела.

Возрастная градация украинского костюма – определенные признаки, которые указывали на принадлежность человека к определенной возрастной группе. Кроме того, такие признаки дополняли определенными символами, свидетельствующими о семейном состоянии.

Особенно четко заметна такая градация в женских костюмах. Согласно этническим традициям наибольшее внимание уделялось одежде молодых женщин и девушек. Для них изготавливали рубашки из самого тонкого полотна и украшали их богатой и изысканной вышивкой.

Крой элементов нагрудной одежды, в первую очередь корсетки, был призван подчеркивать ее фигуру. С это целью прибегали к хитростям при крое: завышали талию, расширяли книзу от талии, вставляя клинья, усы. Украшали ее при помощи аппликации и нашивок, а большой вырез горловины давал возможность демонстрировать декоративное украшение нательной сорочки. Использование разнообразных украшений подчеркивали привлекательность молодых женщин и девушек.

Когда женщина становилась старше, особенно будучи замужем, одежда ее становилась более сдержанной, благодаря использованию напольной плахты, для декора которой использовали нити красного и синего цветов в одинаковых количествах.

Женщинам более старшего возраста имела право донашивать вещи, которые одевала в молодости за исключением символов девичества – красных лент, венков. Фасон одежды только в общих чертах обрисовывал фигуру.

Типичной одеждой для женщин старшего и преклонного возраста было использование неброских сдержанных тонов, отсутствие в ней ярких цветовых узоров и почти полный отказ от украшений,

Традиционная убежденность, что женщина в таком возрасте не должна выделяться и привлекать к себе внимание, приветствовалась здесь в полной мере.

В отличии от женского, мужской костюм был значительно проще, но также имел определенную систему отличительных признаков.

Возрастные отличия подчеркивали отдельные элементы костюма: шапка и пояс аксессуарами – палкой, особенностями укладки волос, наличием усов и бороды. Кроме этого с возрастом постепенно из одежды исчезали яркие цвета и контрастные их сочетания.

Исключительно специальной детской одежды у украинцев не было, одежда детей от взрослой отличалась лишь размерами. Кроме того в детском возрасте не было разделения одежды по половому признаку. Дети до 6 лет: и мальчики, и девочки, а иногда и более старшие, одевали только сорочку в качестве и нательной и нагрудной одежды. Это объясняется не столько материальными возможностями украинских семей, сколько традиционным стереотипом, а именно, что «взрослый» обязательно должен принимать посильное участие в трудовой деятельности. Когда дети начинали выполнять «взрослую» работу вместе с остальными членами семьи, им позволялось одевать и «взрослую» одежду. В первую очередь это подразумевало увеличение элементов одежды, поскольку право носить некоторую поясную одежду и головные уборы позволялось только при переходе в ранг взрослого.

Признака семейного положения в костюме в своем большинстве подчинялись символике вековых градаций.

Данные признаки преобладали в женских костюмах, где еще дополнительно выполняли магические функции. Это прежде всего относится к женским головным уборам. Если девушка на праздники начинала одевать ленты или венок, это символизировало о достижении ими брачного возраста. Кроме того венки и ленты помолвленных девушек отличались от таких же головных уборов девушек «на поре», хотя процессы изготовления и облачения в них не сопровождались ритуальными действиями и обрядами.

В отличии от праздничных, свадебный венок хоть и был внешне очень на них похож, все же служил универсальным символом, содержащим большое количество разнообразных символических знаков – от любви и преданности в браке, до оберега от «дурного глазу» и возможных злых сил.

Поэтому, собирая цветы для создания свадебного венка необходимо было соблюдать и строго выполнять определенные правила и ритуалы. Все компоненты свадебного венка и сам венок все время были в центре ритуального обряда и соответствовали основным этапам свадебной церемонии. Торжественный ритуал снятия венка с невесты и облачение ее в чепец и наметку подчеркивал обретение ею нового статуса — замужней женщины. Логически заканчивался он в доме молодого мужа, когда вместо наметки молодая жена повязывала на голову платок. На статус семейного положения девушки указывала и прическа. Девушкам позволялось ходить с непокрытой головой, заплетая волосы в одну или две косы. Согласно традиции на свадьбе косу расплетали, а в некоторых регионах и отрезали, и всю оставшуюся жизнь женщина прятала волосы под головной убор. Четких и конкретных символов вдовства на Украине не было, они определялись, как и возрастные признаки.

Народное представление о необходимости каждому пройти определенные этапы в общественной жизни, что способствовало возникновению традиции использовать для похорон свадебную одежду, в случае смерти незамужних или неженатых молодых людей, используя одежду как зрительный символ.

Социальная символика народного костюма.

Способность одежды указывать на социальный статус ее владельца позволяет объединять в группы или, наоборот, разъединять людей. Поэтому зачастую символы социального статуса населения или группы людей, используемые в одежде, выполняли этническую функцию. На территории Украины, которая была в составе Российской империи, ограничения на внешний вид костюма накладывались лишь на одежду высшего сословия. Чтобы подчеркнуть свое благосостояние в добровольном порядке таких же ограничений стало придерживаться зажиточное население. Четко прослеживается усиливающееся влияние европейской моды. Так показывая свое отношение к правящей элите Польши, отдельные элементы костюма указывают на польскую моду.

Новомодные европейские элементы впоследствии стали символами социального статуса населения. Такие действия не способствовали возникновению и развитию этнического костюма для зажиточных групп населения. Хотя встречались личности, которые благодаря народному костюму старались подчеркнуть свою солидарность и сплоченность с согражданами. О таком писал Т. Шевченко: «Меж господами – в свите ходит, а ежели надо с мужиками- пьет водку в кабаке, да к тому же еще и вольнодумствует».

Однако отдельные черты присущие костюмам элитных классов просачивались и в национальную одежду, хотя руководствовались больше престижностью, а не практичностью. Благодаря этому в украинской одежде появился широкий отложной воротник, заимствованный у поляков. Но не смотря ни на что, для украинцев большее значение имело количество одежды в крестьянской семье и конкретно у каждого ее члена. Наибольше имущественная роль одежды раскрывалась при сборе приданого для девушки. Признаком социального разделения служила частота смены костюма и существование их разных по назначению. Для зажиточных необходимо было иметь по нескольку костюмов для каждого члена семьи, для семей среднего класса как минимум два – праздничный и повседневный, а в бедных — очень часто отдельные элементы обуви одежды переходили от старших членов семьи к младшим или одевались поочередно, поэтому были сильно поношенными и потрепанными.

Немаловажную роль в определении социального статуса владельца имела ткань, из которой изготавливался костюм, поскольку большинство семей на Украине использовали для одежды ткани и материалы собственного изготовления, а купленные – использовали чаще всего для изготовления головных уборов или отдельных элементов для отделки.

И в конечном итоге социальные отличия отражались в декоративно-художественных элементах, качестве и количестве, украшений, дополнений.

Обрядовая символика народного костюма – характерные черты, которые отражают яркий мир духовных традиций украинцев, его мировоззренческие представления и норм общественного поведения при проведении обрядов.

В большинстве случаев обрядовой символикой обладали отдельные элементы костюма, которые зависели от сути обряда: во время сватанья – рушник или платок; при рождении ребенка или крещении – крыжма, на похоронах – черный или белый платок и т.п. Такие символические элементы в обрядах по верованиям украинцев, защищали владельца от зла, должны были способствовать благополучию, любви, здоровью и процветанию. Много символов, используемых в определенных обрядах, появились в глубокой древности, поэтому считались священными и не использовались в бытовой одежде. Кроме того, они так же наделялось необычными свойствами, примеры тому: похоронный костюм – изготавливался старинным способом с помощью веретена; гугля – отдельный вид костюма, который использовали только в свадебном обряде; длинные до пола сорочки – особый вид кроя одежды; необычный способ одевания одежды – с помощью завязок. Считалось что особенной силой в обрядах обладали вещи, изготовленные собственными руками. К примеру, к свадьбе девушка обязательно должна была собственноручно сшить сорочку суженному, символичными были и обязательные свадебные дары от молодых будущим родственникам: сапоги — от зятя теще; наметка – от невестки свекрови. Также определенным смысловыми свойствами обладали вещах, которые дарили при обручении или при послеродовых обрядах.

Особая функция одежды в обрядах проявлялась и в своеобразных способах использовать ее.

Случалось для этого приходилось сознательно нарушать существовавшие нормы этикета. Например, при выполнении определенных ритуалов необходимо было ходить в одежде, вывернутой навыворот, хотя в повседневной жизни это воспринималось как плохой знак. В других случаях, участники переодевались в одежду, используемую противоположным полом, хотя в повседневной жизни это не допускалось, в-третьих — могли носить одежду на меху не обращая внимание какое время года на дворе.

Яркой формой пренебрежения к этическим и моральным общественным нормам стала патриархальная традиция, иногда полного, а чаще частичного оголения, которое разрешалось при совершении определенных обрядов. Старинный обычай предотвратить или прекратить эпидемию распространения заболевания, который использовали еще в конце XІX ст., заключался в проведении борозды вокруг села, но делать это должны были полуголые или голые женщины.

Также голые женщины, а иногда и мужчины, производили обрядовые действия придавая им магические свойства при посеве некоторых огородных и полевых культур.

Оголение при совершении обряда символизировало две противоположности: единение человека с нечистой силой и наряду с этим защита от нее.

Кроме этого ритуальным или обрядовым символом служила и цветовая гамма одежды. Свадебный костюм с давних времен изготовлялся с преобладанием красного цвета. Однако смысловое значение цвета могло и меняться, причем довольно кардинально. Так, к примеру, используемый при траурных церемониях черный цвет стал применяться только в конце XІX начале XX веков, а до этого использовался белый, а в некоторых местностях синий.

Если вы решили купить вышиванку, напоминаем, в ассортименте нашего магазина большой выбор, у нас вы можете купить мужскую вышиванку, женскую вышиванку или детскую вышиванку.

etnoxata.com.ua

Мужской украинский костюм

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника.

Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, ее обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя подол ее в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белоруссов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трехчетырехугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от “мужиков”, т.е. от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — “уставки”.


Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна, украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-желтыми и зелеными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

www.narodko.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *