Немецкий бремберг корабль – Маринеско потопил корабль с беженцами

Содержание

Маринеско потопил корабль с беженцами

Мотивы советского офицера Александра Маринеско, которыми он руководствовался когда топил корабль с беженцами, согласно ряду свидетельств, носили скорее личный, чем военный характер
На протяжении 50 лет Германия на цыпочках обходила один зловещий эпизод из своей истории: потопление корабля «Вильгельм Густлофф» (Wilhelm Gustloff) советской подводной лодкой в 1945 году. Более 9000 беженцев, среди которых были женщины, дети и старики, погибли в Балтийском море.


«Германия — это продажная женщина. Мы в Германии. Города горят, и я счастлив. У немцев нет души. Мы возведем в Берлине эшафоты. Страх гонит немцев и их самок на запад. Германия, можешь сколько хочешь вертеться и гореть и выть в своей смертельной агонии. Час расплаты пробил!»

Так писал в начале 1945 года Илья Эренбург, знаменитый советский корреспондент, который был в Испании во время гражданской войны, а затем проехал по полям сражений Восточной Европы. После трех лет непрерывной и жестокой войны советские войска достигли Германии и были готовы отыграться за зверства, совершенные на его территории силами III-го Рейха.

Злодеяния, совершаемые советскими войсками и воодушевляемые такими коммунистическими пропагандистами, как Эренбург, простирались от грабежей до убийств и от нанесения увечий до пыток. Тем не менее, самыми ужасающими были те, что имели отношение к обращению с женщинами.

На советской территории изнасилования были очень редки и даже в Польше, хотя такие случаи и имели место, дисциплина все же поддерживалась. На территории III-го Рейха изнасилование немок, в том числе девочек и старух в возрасте восьмидесяти и более лет, превратилось в систематическую практику.

Логичной реакцией немцев было стремление покинуть территорию Рейха и попасть в зону, контролируемую американцами и англичанами. Для побега годились любые возможные транспортные средства.

Повозки, велосипеды, грузовики и легковые автомобили превратились в подвижные средства спасения в попытке убежать от нахлынувшей волны смерти и уничтожения, напоминающей орды Чингиз Хана и Тамерлана. Те, кто хотел спастись от советских войск, даже море считали возможным путем для бегства.

В студеную ночь 30 января 1945 года более 60 000 немецких беженцев, мужчин и женщин, жались, превозмогая ужас и холод, на пристани балтийского порта Готенхафен (Гдыня). Среди града тычков, пинков и криков они безнадежно пытались попасть на борт корабля «Вильгельм Густлофф» (Wilhelm Gustloff ), на котором они могли достичь берегов Дании.

Корабль мог принять на борт максимум 1865 пассажиров, но, в конце концов, на «Вильгельм Густлофф» поднялись 10582 человека, среди которых были солдаты, а, кроме того, женщины, дети и старики. В его трюмах также находились и часть сокровищ, награбленных немцами на территории Советского Союза, например, часть янтарной комнаты из Царского Села, императорского дворца, расположенного неподалеку от Санкт-Петербурга.

«Вильгельм Густлофф» до войны предназначался для отдыха немцев, пользовавшихся привилегиями нацистской организации «Сила Веселья», занимавшейся устройством хорошего отдыха для рабочих. Так имя кораблю было присвоено в честь одного из вождей нацистской партии, убитого в 1936 году в Швейцарии.

«Вильгельм Густлофф» был одним из четырех кораблей, которые в мае 1939 года использовались для репатриации в Германию добровольцев Легиона Кондор, которые сражались во время гражданской войны в Испании на стороне генерала Франко (Franco). После начала Второй мировой войны, корабль сначала служил местом жительства для экипажей подводных лодок, проходивших подготовку, а впоследствии был классифицирован как корабль-госпиталь.

В этом статусе он находился более четырех лет, когда адмирал Денитц (Doenitz), главнокомандующий подводным флотом, отдал приказ об использовании его для эвакуации своих моряков.

«Вильгельм Густлофф» подчинялся сразу двум ведомствам. Как гражданское судно, он подчинялся капитану торгового флота Фридриху Петерсену (Friedrich Petersen), а как корабль-место жительства для экипажей подводных лодок — командующему Вильгельму Зану (Wilhelm Zahn).

На протяжении вечера 22 января 1945 года, при температуре 14 градусов ниже нуля на корабле начались приготовления к эвакуации. Из 60000 человек, пытавшихся попасть на борт, туда смогла попасть лишь шестая часть желающих.

В добавление к этому, когда корабль был, в прямом смысле, заполнен до предела, в порт прибыли четыреста девушек-медсестер в возрасте от 17 до 25 лет. Учитывая реально существовавшую опасность того, что они могли быть изнасилованы советскими солдатами, было принято решение поместить их в зоне, которую занимал бассейн на палубе Е.

Наконец, утром 29 января в Готенхафен прибыл эшелон с ранеными, и в самых тяжелых условиях их начали перегружать на корабль. На тот момент, коридоры, комнаты и подсобные помещения представляли собой общую картину массового нагромождения народа, из которых лишь 60% пассажиров имели спасательные жилеты. Во вторник, 30 января 1945 года в 12.30 четыре лодки отвели корабль от пристани, чтобы он смог выплыть из порта.

Погода была ужасной. Ветер дул со скоростью семь узлов в час, температура была меньше десяти градусов ниже нуля, шел снег, и опасные льдины рассекали поверхность моря.

Когда спустилась ночь, беженцев, страдающих от морской болезни и тех, кто стал терять присутствие духа, были тысячи. Несмотря на это, большинство тешило себя надеждой через несколько дней достичь берегов Дании.

Около 9.10 вечера, пассажиры почувствовали удар по корпусу «Вильгельма Густлоффа». Они не могли знать этого, но в корабль попали три торпеды, выпущенные советской подводной лодкой S-13.

ЛЕДЯНАЯ ВОДА

Первая торпеда попала в корабль ниже ватерлинии, но урон, нанесенный двумя следующими был гораздо серьезнее. Вторая попала в бассейн на палубе Е, убив почти всех медсестер, в то время как третья разрушила практически полностью машинное отделение.

В то время как охваченные паникой пассажиры безрезультатно пытались добраться до внешних палуб, а было не мало и таких, что выбрасывались в холодные воды Балтийского моря, экипаж начал посылать сигналы SOS на побережье Столпмунде, в Померании. Хотя капитан и настаивал на том, что женщины и дети должны были первыми подняться на спасательные шлюпки, приказ был нарушен, и беременные женщины и раненые стали первыми жертвами.

Через пятьдесят минут корабль ушел под воду, унеся с собой большинство пассажиров. Те, кому удалось достичь шлюпок или те, кто просто плавали в открытом море без надежды на спасение, были подобраны немецким торпедоносцем Т-36 и другим кораблем со схожими характеристиками, который, как и тот принадлежал к небольшой флотилии, сопровождающей тяжелый крейсер «Адмирал Гиппер».

Хотя многие из подобранных пассажиров и умерли из-за переохлаждения, среди спасшихся было несколько беременных женщин. Той же ночью даже родилось три ребенка, которых приняли солдаты, превратившиеся в импровизированных акушерок; это эпизод послужил лауреату Нобелевской премии Гюнтеру Грассу (Guenter Grass) в качестве основы для сюжета его последней книги Im Krebsgang (Поступью рака). Пауль, главный действующий герой книги, появляется на свет после того, как его мать спасают из вод Балтийского моря. Достигнув пенсионного возраста, он начинает нелегкую работу — пишет свои воспоминания в той стране, которая захотела сделать чистый лист из этой трагедии.

Между тем, торпедоносец Т-36 стал целью новых атак подводных лодок, в одном из случаев он был вынужден маневрировать, чтобы избежать столкновения с торпедой, тогда некоторые из пассажиров выпали за борт и погибли. Тем не менее, 31 января 1945 года, около 14.00, оба корабля со своим грузом прибыли в Саснитц. Из более чем 10000 пассажиров, на обоих кораблях удалось спастись лишь 996 счастливцам. Наконец, около 1000 спасшихся были приняты на борт датского корабля-госпиталя Король Олаф.

Трагедия «Вильгельма Густлоффа» стала величайшей морской катастрофой ХХ-го столетия, количество жертв в шесть раз превосходило 1495 пассажиров, погибших вместе с Титаником. Но страшна не только количественная сторона этой трагедии, но и качественная, так как кораблекрушение произошло не по естественным причинам.

Мотивы советского офицера Александра Маринеско, которыми он руководствовался когда топил корабль с беженцами, согласно ряду свидетельств, носили скорее личный, чем военный характер. Маринеско в последнее время имел проблемы со своим командованием, и ходили слухи, что он может быть в любой момент задержан и депортирован. Советский моряк пришел к выводу, что такой военный успех, как потопление «Вильгельма Густлоффа», может спасти его из сложной ситуации, и действовал соответствующим образом.

В своих расчетах он не просчитался. Гибель более 9000 военных и гражданских лиц была воспринята советскими руководителями как достаточный повод для присвоения Маринеско звания героя Советского Союза.

С того самого момента этот эпизод превратился в запретную тему. Западные союзники не хотели бросать тень на честь советских воинов, а те, в свою очередь, не были заинтересованы в раскрытии той жестокости, с которой они действовали. Коммунистическая диктатура ГДР также не хотела вспоминать, каким образом на территорию Германии вошли ее политические менторы.

Пришлось ждать 1955 года, когда вышел фильм с названием «Ночь над Готенхафеном» (Nacht fiel ueber Gotenhafen), посвященный этой теме, и лишь недавно в книге Хайнца Шона (Heinz Schon) было представлен опыт исторического исследования этого трагического эпизода. И, наконец, существование выживших свидетелей трагедии сделало невозможным погребение этой трагедии, в котором столь явно отразились наихудшие побуждения человеческой природы.

Сесар Видал / Cesar Vidal («El Mundo», Испания)

www.pravda.ru

Линейные корабли типа «Бисмарк» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Линейные корабли типа «Бисмарк»
Bismarck-Klasse

ТТХ и идентификационные параметры линкора «Тирпиц», изданные отделом военно-морской разведки Военно-морского министерства США
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Предшествующий тип «Шарнхорст»
Последующий тип тип H
Годы постройки 1 июля 1936
Годы в эксплуатации 1940—1944
Построено 2
В строю потоплены
Основные характеристики
Водоизмещение 41 700 т стандартное, 49 406 т полное («Бисмарк»),
42 900 т стандартное, 50 425 т полное («Тирпиц»)
Длина 251  м (наибольшая), 241,5 м (между перпендикулярами, «Бисмарк»),
253,6 м (наибольшая), 241,72 м (между перпендикулярами, «Тирпиц»)
Ширина 36 м
Осадка 8,6—10,6 м
Бронирование (значения в мм

ru.wikipedia.org

«Первый после бога» и еще 6 фильмов о подводниках и глубине — tele.ru

Командир счастливой «Щуки», 1974 г.

В ролях: Пётр Вельяминов, Донатас Банионис, Елена Добронравова, Михаил Волков, Владимир Кашпур, Светлана Суховей, Станислав Бородокин, Павел Махотин


В 1942 г., когда  немцы готовились к захвату Мурманска, на  Северном Балтийском флоте воевала подводная лодка «Щука», экипаж которой назвали «щукарями». Командиром «Счастливой щуки» являлся капитан Алексей Петрович Строгов (роль Петра Вельяминова), а свое прозвище она получила за неизменные победы над немецкими минерами и подводниками. И вот «Щуке» ставят задачу потопить немецкий транспорт «Бремберг». Для этого капитан получает приказ доставить на свой  борт экипаж другой советской подлодки и отправиться на охоту.

Однако огромный немецкий транспорт охраняют несколько военных кораблей. Немцы ставят после себя минные поля, однако советская подлодка их успешно проходит. Это словно предвидит немецкий командир и расставляет сети, чтобы наверняка поймать щуку. Вся надводная поверхность полностью простреливается. Перед «щукарями» стоит, казалось бы, невыполнимая задача.

Кадр из фильма «Командир счастливой «Щуки»

Подводная лодка / Das Boot, 1981 г.

В ролях: Юрген Прохнов, Херберт Грёнемайер, Клаус Веннеманн, Хабертус Бенгш, Отто Зандер

В Атлантике немецкие подводные лодки были заняты главным делом: топили транспортные суда союзников, идущие с грузом в северные советские порты. Этот фильм рассказывает нам об одной из них, о жизни экипажа и взаимоотношениях людей во время похода, опасностей.

Климат на лодке показан очень живо и, как кажется, без  прикрас. Отдельное внимание стоит обратить на нейтральную позицию экипажа и самого капитана лодки к пропаганде и лично фюреру. А также на то, как подводники проводят последние часы перед походом, потому что знают, что это могут быть их последние часы на земле.

Подводная лодка

Кадр из фильма «Подводная лодка»

Секретный фарватер, 1986

В ролях:  Анатолий Котенев, Лариса Гузеева, Леонид Трутнев, Владимир Наумцев, Валерий Юрченко, Сергей Быстрицкий, Станислав Рий, Видас Пяткявичюс, Улдис Думпис, Арунас Сторпирстис

Фильм снят по одноимённому роману Леонида Платова и  рассказывает историю противоборства советского торпедного катера  с таинственной немецкой подводной лодкой  «Летучий голландец».


Война приближается к концу, однако на Балтике всё ещё не спокойно. Капитан торпедного катера Шубин вынужден остаться в порту после боя. Через несколько дней командование даёт ему задание установить портативную метеостанцию на острове Безымянный, куда он отправляется со своим экипажем и метеорологом —  выпускницей института Викторией Мезенцевой (роль Ларисы Гузеевой). Во время пребывания на острове удается заметить секретный фарватер, а через некоторое время всплывает подводная лодка и Шубин понимает из разговора, что лодка без опознавательных знаков — особенная и её миссия тоже. Начинается охота на эту таинственную лодку.

Кадр из фильма «Секретный фарватер»

Глубина, 2001 г

В ролях:  Брюс Гринвуд, Оливия Уильямс, Холт МакКаллани, Мэттью Дэвис, Скотт Фоули, Зэк Галифианакис, Джейсон Флеминг, Ник Чинланд, Кристофер Фэйрбэнк, Себастьян Кнапп, Алексис Конран, Мэттью Лейтч, Тим Плестер, Дэвид Кроу, Ник Хоббс, Дэвид Туи, Криспин Лэйфилд, Джонатан Хартман, Крэйг Блейк


Идет Вторая Мировая Война. Таинственно погибает капитан подводной лодки. Ее командиром назначают лейтенанта Брайса. Он совсем неопытный командир, но война – есть война, надо двигаться вперед. Однажды немцы потопили английское судно, и экипаж подводной лодки спасает троих уцелевших человек. Среди них оказалась медсестра Клэр. Все понимают, что девушка на корабле – быть беде. Постепенно эта легенда воплощается в реальность. Подводная лодка попадает под обстрел немецких орудий, кислорода резко не хватает, на борту заводится привидение…

Глубина

Кадр из фильма «Глубина» Фото: East News

Конвой PQ-17, 2004 г

В ролях: Андрей Мерзликин, Валерий Дьяченко, Борис Войцеховский, Алексей Девотченко, Валерий Величко, Сергей Цепов, Мария Беккер, Валерий Доронин, Владимир Маслаков, Алексей Дедов

Фильм сериал PQ-17 посвящён беспримерному подвигу моряков северного флота СССР, а также морякам стран союзников Англии, Польши и США. Сериал рассказывает о судьбе конвоя PQ-17.


Идёт 1942 г. В Рейкъявике формируется караван под названием PQ-17, который должен поставить в СССР в порт Мурманска военную технику и другую помощь по договору ленд-лиза. Прикрытием каравана должен заниматься конвой британского флота,  во главе с линкором Лондон. Караван выдвинулся в путь, имея в своём составе 25 сухогрузов и один танкер. Ставка Гитлера разработала план уничтожения каравана. У берегов Норвегии (Тронхейм) караван ожидает три линии атаки, главной из которых является группа немецких военных кораблей, во главе с линкором «Тирпиц» — гордостью Гитлера.

Британским морякам уже удалось потопить примерно такой же могучий линкор «Бисмарк». Теперь они нацелены на «Тирпиц». Ставка Сталина заплатила за эту помощь чистым золотом. Караван подвергается атакам не только немецкой авиации, но и немецких подводных лодок Дёница.

Советские сторожевые судна и подводные лодки ведут ожесточённую борьбу с ними, порой жертвуя собой ради уничтожения врага. Караван PQ-17 несёт потери. И всё же отдельным суднам удаётся достичь Мурманска, но потери слишком велики — это катастрофа, которая случилась по вине британских военных адмиралов, которые оставили караван PQ-17 без охраны, охотясь за «Тирпицем».

Кадр из фильма «Конвой PQ-17»

Первый после бога, 2005 г

В ролях: Дмитрий Орлов, Владимир Гостюхин, Нина Русланова, Михаил Гомиашвили, Ирина Бьерклунд, Юрий Степанов, Виктор Сухоруков, Сергей Горобченко, Елизавета Боярская, Сергей Рубеко, Виталий Абдулов

Фильм, основанный на фактах биографии легендарного капитана-подводника Александра Маринеско, которого Гитлер объявил своим «врагом номер один».

Действие картины разворачивается в 1944 году. Капитан Маринин, в связи со своим «неподходящим» происхождением, становится объектом наблюдения спецслужб. Сухопутный майор, не признающий трудностей службы и героизма подводников провоцирует капитан-лейтенанта Маринина на поиски давно погибшего брата (который некогда служил у Колчака). Капитана, задержанного при поисках брата и обвиненного в том, что он не отрекся от семьи, особисты арестовывают и дальнейшая судьба его предрешена. Но поступает срочный и ответственный приказ: уничтожить крупный немецкий транспорт, который скоро должен выйти из порта.

Маринина освобождают под ответственность командира бригады подводных лодок (Владимир Гостюхин). Подводная лодка выходит в море, находит транспорт и, применив военную хитрость, с честью выполняет задание, при этом получает серьезные повреждения. Получив шифрограмму от союзников о возможной гибели подлодки, на базе её уже почти никто не ждет, но лодка приходит с победой…

Первый после бога

Кадр из фильма «Первый после бога»

www.tele.ru

Немецкий Линкор «Тирпиц». Судьба линкора «Тирпиц» :: SYL.ru

В 1944 году, глубокой осенью, из сообщений Совинформбюро граждане СССР узнали радостную новость. Британские бомбардировщики затопили в малоизвестном норвежском фьорде неподалеку от порта Тромсё германский линкор «Тирпиц». История битвы подробно не излагалась, но понятно было, что произошло это не с первой попытки, охота за кораблем велась долго и, наконец, увенчалась успехом. Гибель досаждавшей союзникам боевой единицы кригсмарине приблизила час общей победы и высвободила силы Королевских ВМС для операций на территории других морских театров военных действий.

Морской исполин

Ничего подобного Германия не строила — ни раньше, ни позже. Линкор «Тирпиц» не был самым большим в мире кораблем, но и маленьким его назвать трудно. Заявленное водоизмещение составляло 35 тыс. тонн, но в реальности оно превышало 50 000. Три винта, вращаемых силовой установкой мощностью свыше 138 тыс. л. с., толкали эту махину. Это был рейдер, то есть корабль, предназначенный для охоты за отдельными судами и конвоями в радиусе 10 тыс. миль. Скорость превышала 30 узлов. Дюжиной котлотурбинных установок нагружались турбозубчатые агрегаты, по одному на винт. Длина корабля – 251 метр, ширина в максимальном сечении – 36 м при осадке 10,6 м. Экипаж – почти 2100 матросов и офицеров. Линкор-гигант «Тирпиц» олицетворял собой доктрину адмирала Редера, согласно которой успех на морском театре военных действий определялся мощью надводного флота. Этого же мнения придерживался тогда и канцлер Адольф Гитлер, загипнотизированный огромностью дредноута. Позже выяснилось, что фюрер ошибся, но было поздно.

О названии

Корабль назвали в честь Альфреда фон Тирпица – выдающегося деятеля германской политики и видного флотского руководителя. Дворянский титул будущий контр-адмирал получил в 1900 году, в 50-летнем возрасте, как награду за многие труды на благо родной державы. Он проявил себя видным теоретиком и геополитиком, разработав план реконструкции германских ВМС, не предполагавший, однако, его чрезмерного наращивания. На момент начала Первой мировой войны силы кригсмарине, помимо других кораблей, располагали семью дредноутами, двадцатью пятью крейсерами, двадцатью линкорами и четырьмя десятками подводных лодок (примерно в 2,5 раза меньше, чем у Британского флота, но достаточно, чтобы ему активно противостоять). Именно на субмарины автор плана возлагал особые надежды, но убедить тогдашнее руководство Германии в своей правоте так и не смог. По иронии судьбы линкор «Тирпиц» также не соответствовал представлению покойного контр-адмирала о будущем морских сил и характере грядущих сражений. Следует также отметить тот факт, что во всех смыслах незаурядный деятель умер в 1930 году, до прихода к власти национал-социалистов. Фашистом, несмотря на милитаристские убеждения (для военного человека вполне естественные), фон Тирпиц не был.

Как появился «Тирпиц»

Вообще-то, если бы Германия, возглавляемая Гитлером, придерживалась условий Версальского договора, то кораблей подобного класса она бы не строила. У страны не было права спускать на воду военные суда тяжелее 10 тыс. т. Обычно такому водоизмещению соответствовали крейсера, как правило, вооруженные орудиями калибра 203 мм. Именно эта неточность, прописанная в договоре небрежно, и позволила немцам построить совершенно нетипичные боевые единицы, переломившие ситуацию. Класс «карманных линкоров» характеризовался небольшим водоизмещением (чуть более 10 тыс.) и сверхмощным вооружением (6 орудий калибра 280 мм). Их было три: «Адмирал граф Шпее», «Адмирал Шеер» и «Дойчланд», их заложили в 1934 году, и уже тогда стало ясно, что Гитлер не собирается соблюдать условия Версаля, так как водоизмещение кораблей превышало установленный лимит в 10 тысяч тонн, хотя пока еще незначительно. Весной 1939 года встал в строй линкор «Тирпиц». И линкор «Бисмарк» тоже. Это были однотипные корабли, они готовились для войны, развязанной вскоре.

Панцирь «Тирпица»

Как настоящее тевтонское божество, корабль был закован в прочный панцирь. Его корпус опоясывала броня, защищавшая погреба башен более чем на две трети его общей высоты при толщине от 170 до 350 мм. Имелись и две бронепалубы (50 и 80 мм). Оконечности также были прикрыты (нос 50 мм, корма 80 мм). Барбеты (защита башен) толщиной 340 мм обеспечивали неуязвимость расчетов во время боя. Средний калибр также имел броню, в том числе наклонную, до 20 мм. На 5 м 40 см стальные листы уходили ниже ватерлинии для уменьшения опасности торпедных возможных атак. В общем и целом новейший и крупнейший немецкий линкор «Тирпиц» обладал рациональной и мощной защитой от всех возможных видов противокорабельных вооружений своего времени. Забегая вперед, можно констатировать, что это никак не сказалось на его печальной судьбе.

Оружие

По огневой мощи линкор значительно превосходил большинство мировых аналогов. На четырех башнях, размещенных на носу и корме, были попарно смонтированы орудия главного калибра (380 мм). Кроме них, артиллерия была представлена вспомогательными огневыми точками: шестью 150 мм пушками, восьмью 105-миллиметровыми, столько же имелось зенитных установок (37 мм). Вооружение несколько раз менялось, этому способствовала значительная степень унификации монтажных размеров.

Линкор «Тирпиц» имел и авиакрыло, представленное шестью гидропланами, запускаемыми со спаренной катапультной площадки. Самолеты осуществляли морскую разведку, поиск подводных лодок противника, а при необходимости могли их атаковать глубинными бомбами и крупнокалиберными пулеметами (если субмарина находилась в надводном положении).

По своей вооруженности корабль мог поспорить с любым судном антигитлеровской коалиции. Но судьба линкора «Тирпиц» сложилась так, что стрелять из своего главного калибра ему довелось совсем немного и только по береговым целям.

Обстановка в Атлантике

Весной 1941 года немецкое командование прилагало огромные усилия (небезуспешные) к морской блокаде Британских островов. День 24 мая стал черной датой в истории Королевских ВМС. Линкор «Бисмарк» метким огнем (возможно, случайно) сумел уничтожить крейсер «Худ» — гордость английского флота. В бою и немецкий рейдер получил повреждения, ухудшившие его ходовые характеристики, в результате чего был настигнут британской эскадрой, обстрелян, атакован торпедами и потоплен. Успех сопутствовал англичанам, но после осознания опасности, которую представляли немецкие линкоры, они стали относиться к ним опасливо, избегая прямых столкновений, но непрерывно стараясь их уничтожить.

Немцы, потеряв «Бисмарк», тоже испытали некий ступор. Из опасения потерять последний дредноут они берегли линкор «Тирпиц», пряча его в норвежских фьордах. Но оружие создано для войны, и развязка неизбежно должна была наступить, рано или поздно.

Досаждающий линкор

После неудачного и практически бесполезного похода на Шпицберген (сентябрь 1942 года), во время которого была подвергнута артиллерийской бомбардировке прибрежная часть острова и угольные шахты, рейдер простаивал почти без дела в оккупированной нацистами Норвегии. Англичане знали об этом, и готовили секретную миссию, перед которой ставилась задача потопить линкор «Тирпиц». Досаждал корабль и советским морякам: он совершал вылазки, препятствующие прохождению конвоев, идущих с грузами военного назначения из США в Архангельск и Мурманск. Во время этих рейдов немецкий корабль атаковался британской авиацией и подводными лодками союзников, но без успеха.

Суть операции, запланированной английским адмиралтейством, сводилась к тому, чтобы потопить линкор особыми подлодками типа «X-6» и «X-7» очень малого тоннажа.

Операция «Титул»

Вообще-то план был не первым, попытки осуществлялись и ранее. Например, в самом конце октября 1942 года вступила в завершающую фазу операция «Титул», в ходе которой две управляемых подводными пловцами торпеды должны были поразить вражеский корабль. Буксир, замаскированный под траулер, доставлял эти снаряды на минимальное расстояние, а затем они следовали к цели, ведомые особыми пилотами, рисковавшими жизнью не в меньшей степени, чем японские смертники «кайтэн».

Во фьорд Тронхеймс катер проникнуть смог, но операция прошла неудачно — помешала непогода. Сильная волна сорвала торпеды с троса на дистанции всего десять миль от линкора. Буксир пришлось затопить, немцы его немного позже обнаружили и поняли если не весь план, то, по крайней мере, то, что против «Тирпица» нечто замышляется.

«Источник»

В сентябре 1943 года операция, носящая название Source («Источник»), прошла гораздо успешнее. Три мини-субмарины, имевших коды «X» от 5 до 7, были отбуксированы обычными подводными лодками к месту базирования «Тирпица» (фьорд Альтен). Первую из них немцы сумели обнаружить и потопить, две других задачу выполнили: они выпустили мины весом по 2 тонны под самым днищем линкора. Результаты взрывов оказались плачевными для корабля, он получил многочисленные повреждения. Третья башня, получив колоссальный импульс, утратила способность вращаться, одна турбина сорвалась со своей станины, шпангоуты искривились. Перестали работать многие важные приборы управления огнем и навигации. После осмотра стала очевидной практическая неремонтопригодность корабля. Немецкие технические службы потратили много сил и ресурсов, пытаясь восстановить линкор «Тирпиц». Характеристики прежними уже быть не могли. Англичане об этом не знали.

Другие попытки

Попытки добить крупнейший немецкий корабль продолжались в 1944 году. В ходе операции «Вольфрам» (Tungsten) были задействованы морские силы. Согласованный с ними удар авиации привел к дополнительным повреждениям и гибели части экипажа (123 человека), но конечной цели не достиг. Еще несколько акций с устрашающими названиями («Когти Тигра», «Талисман» и другие) оказались даже менее результативными. План «Гудвуд» вообще стал безуспешным по причине скверной видимости в оперативном районе. Использование авиабазы Ягодник (Архангельская обл.), как и применение особых пятитонных бомб «Высокий мальчик» (Tallboy), повысило возможности британской авиации. На тот момент «Тирпиц» фактически уже представлял собой стационарную артиллерийскую плавучую батарею, занимавшую малозначимую позицию вблизи норвежского города Тромсё. Корабль бомбили часто, и в конечном счете 12 ноября добили его. Последний бой линкора «Тирпиц» произошел в бухте Хокейботн, там же он затонул. Из 1700 членов команды спаслись семьсот, остальные ушли на дно.

Лунинская версия

События, произошедшие возле острова Рольвсё 5 июля 1942 года, трактуются сегодня неоднозначно. Советская подводная лодка «К-21» под командованием капитана третьего ранга Н. А. Лунина осуществила попытку уничтожения крупной морской надводной цели четырьмя торпедами. Условия атаки были сложными, убедиться в результативности пусков экипаж не мог. Акустики засекли два взрыва, но произошли ли они по причине попадания в неприятельский корабль, или торпеды детонировали от столкновения с каменистым дном, достоверно не известно. Документы, ставшие достоянием союзных держав после краха гитлеризма, не подтверждают ущерба, нанесенного немецким кораблям подводной лодкой «К-21». Таковы сухие факты.

Другое дело – художественная литература. О том, как Лунин атаковал линкор «Тирпиц», написал известный литератор Валентин Пикуль. По его версии, именно действия советских подводников стали решающим фактором, обусловившим гибель флагмана кригсмарине.

Удел историков – анализ документов. Эта работа многим кажется скучной, но именно она дает ответы на большинство вопросов, касающихся прошлого. Например, на вопрос о том, кто потопил «Тирпиц». Линкор ушел на дно после авианалета британской авиации, этот факт неоспорим. Нашим героическим подводникам чужой славы не нужно, им хватает своей.

www.syl.ru

Немецкие тяжёлые крейсера в бою: «Хиппер» и другие

Появление новых тяжёлых крейсеров, строившихся в Германии с середины 1930-х годов, ознаменовало собой отход от концепции «карманного линкора» и возвращение к схеме 203-мм крейсера, но уже на новом уровне. Эти корабли строились для действий в открытом океане, но обстоятельства внесли свои коррективы в немецкие планы. «Блюхер» погиб в первом же бою, «Адмирал Хиппер» полвойны простоял в резерве, а «Принц Ойген» завершил свою карьеру в роли канонерки, обстреливая наступавшие советские войска…

При создании новых тяжёлых крейсеров немцы вернулись к турбинной силовой установке (но с повышенными параметрами пара) и традиционному вооружению из восьми 203-мм орудий. Система бронирования была упрощена – теперь она состояла из наклонного 80-мм пояса по цитадели, а также 20-мм верхней и 30-мм нижней броневых палуб (последняя имела 50-мм скосы к нижней кромке корпуса). Помимо булевых наделок, с каждого борта имелись две 20-мм продольные переборки – между броневыми палубами примерно на трети ширины корабля и под нижней броневой палубой по бокам от машинно-котельных отделений. Кроме того, у кораблей частично бронировались оконечности, что выгодно отличало их от тяжёлых крейсеров других стран.

«Адмирал Хиппер»

Этот корабль стал первым из двух крейсеров одноимённого типа. Он был заложен в 1935 году и формально вступил в строй 29 апреля 1939 года. На момент начала Второй мировой войны «Хиппер» всё ещё проходил испытания.

Тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер», схема, 1941 год
Источник – С. Патянин, А. Дашьян, К. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Впервые «Хиппер» открыл огонь по противнику 8 апреля 1940 года в 9:59. Жертвой крейсера стал английский эсминец «Глоуворм», отставший от своего отряда и случайно оказавшийся на пути немецкого «Соединения 2», шедшего на захват Тронхейма. Дистанция огня составляла 45 каб. Опасаясь возможной торпедной атаки, немцы держали противника на острых курсовых углах, поэтому стреляли только носовыми башнями. Тем не менее, третий залп дал накрытие: в цель попал один 203-мм снаряд, разрушивший радиорубку английского эсминца.

В ходе дальнейшего боя «Хиппер» выпустил 31 снаряд главного калибра и 104 снаряда универсального калибра. Из них в «Глоуворм» попал ещё как минимум один 203-мм и несколько 105-мм снарядов, но эсминец упорно продолжал бой. Он выпустил все торпеды (ни одна из них в цель не попала, поскольку «Хиппер» не подставлял борт), добился одного попадания 120-мм снарядом (он пробил борт в носу крейсера, не причинив иного вреда) и в итоге предпринял легендарную попытку тарана. Впрочем, это могло быть просто столкновением, поскольку от единственного спасённого из воды британского офицера стало известно, что в конце боя рулевое управление на эсминце уже не действовало.

Гибель эсминца «Глоуворм». Снимок с мостика «Адмирала Хиппера»
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Вопреки существующим легендам, «Хиппер» не получил серьёзных конструкционных повреждений и не утратил боеспособности, приняв 500 т воды и получив крен в 3° на правый борт. После боя крейсер продолжил участие в операции по захвату Тронхейма, где норвежские береговые батареи оказали слабое сопротивление и ни в один немецкий корабль не попали. Вечером 12 апреля «Хиппер» вернулся в устье реки Яде, где встал на доковый ремонт, занявший три недели. Это не помешало кораблю поучаствовать во втором «морском» этапе Норвежской операции в начале июня. Утром 9 июня огнём 105-мм орудий «Хиппер» потопил британский вооружённый траулер «Джунипер» (530 т), выпустив 97 снарядов с «пистолетной» дистанции в 10 каб. В тот же день его жертвой оказался шедший пустым военный транспорт «Орама» (19 840 брт). В последнем случае применялись 203-мм фугасные снаряды с донным взрывателем. Цель была поражена третьим залпом с дистанции в 70 каб, всего же крейсер произвёл семь залпов, выпустив 54 снаряда главного калибра.

Первым морским боем «на равных» для «Хиппера» стала встреча с конвоем WS.5A рано утром 25 декабря 1940 года к северу от Азорских островов. То, что конвой охранялся сразу тремя крейсерами (одним тяжёлым и двумя лёгкими), немцы заметили только после начала боя. Более того, лёгкие крейсера они поначалу приняли за эсминцы, а шедший с конвоем авианосец «Фьюриес» просто не заметили. В итоге командир «Хиппера» капитан-цур-зее Майзель решил использовать артиллерию, отказавшись от сулившей успех неожиданной торпедной атаки.

Огонь был открыт в 6:39, немцы стреляли фугасными снарядами сразу по нескольким целям и поэтому никуда не попали. Вскоре Майзель обнаружил, что противник значительно превосходит его в силах, и в 6:50 «Хиппер» лёг на курс отхода, продолжая вести огонь двумя башнями по тяжёлому крейсеру «Бервик», а 105-мм орудиями – по лёгким «Бонавенчуру» и «Дьюнедайну». Только в 7:05, когда «Бервик» отвернул, чтобы ввести в действие всю артиллерию главного калибра, он получил первое попадание в четвёртую башню. Снаряд не взорвался, но пробил 25-мм броню и вывел башню из строя.

Тяжёлый крейсер «Бервик», схема, конец 1941 года
Источник – Jacek Jarosz. Brytyjskie crazowniki ciezkie typu «County». Czesc I. Tarnowskie Gory, 1995

Лишь после этого немцы сосредоточили огонь на самом крупном корабле противника, перейдя на бронебойные снаряды. Точность стрельбы сразу же улучшилась: в 07:08 второй снаряд попал английскому крейсеру в ватерлинию у второй башни (через пробоину начала поступать вода). Третий снаряд попал в носовую 102-мм зенитку правого борта, срикошетил от броневой палубы и взорвался в дымоходе. Наконец, четвёртый 203-мм снаряд попал ниже ватерлинии прямо в середину корабля – как раз в то место, где крейсер при модернизации получил короткий 114-мм броневой пояс. Соприкоснувшись с поясом под острым углом, снаряд взорвался на броне и разрушил тринадцать метров буля, вызвав поступление воды внутрь корпуса. После этого «Хиппер» отвернул в сторону, и в 7:14 бой прекратился.

Всего немецкий крейсер выпустил 174 203-мм снаряда, добившись четырёх попаданий (2,3% от общего количества выпущенных). Однако бронебойных снарядов было выпущено лишь 38, из них в цель попали три (7,7%). Кроме того, от огня 105-мм орудий (выпущено 113 снарядов) получили повреждения два вражеских транспорта. Британский историк С. Роскилл пишет о том, что «Бервик» получил лишь «незначительные повреждения», однако другие авторы сообщают о серьёзных повреждениях и затоплениях. На британском крейсере погибло пять человек, ещё несколько были ранены. 31 декабря «Бервик» пришёл в Гибралтар, где был проведён предварительный ремонт, 5 января направился в Портсмут для окончательного ремонта, а в мае перешёл в Росайт. Ремонт, совмещённый с модернизацией и испытаниями нового оборудования, затянулся до октября.

Сами англичане в том бою не попали в противника ни разу, хотя «Бервик» вёл огонь только по одной цели и временами вводил в действие все башни. В целом можно сказать, что в условиях «регулярного» боя, когда есть возможность правильно распределить цели, а маневрирование не мешает стрельбе, немецкая система управления огнём показывала гигантское преимущество над СУАО противника. Немецкие радары тоже работали лучше – и «Бервик», и «Бонавенчур» имели современные РЛС, однако о противнике узнали только когда он начал стрелять.

Из-за нерешительности и судорожной смены планов немецкий командир упустил серьёзные шансы на успех, который сулила неожиданная торпедная атака. Возможно, ему не следовало так быстро выходить из успешного боя. С другой стороны, максимум, чего он мог добиться – это потопить или сильно повредить «Бервик», а Майзель рассчитывал на продолжение крейсерства. Действительно, три часа спустя «Хиппер» встретил и потопил одиночный транспорт «Джамна» – это стало единственной его добычей за весь 28-дневный поход. Рейдер «отыгрался» в следующем, февральском походе, когда за две недели действий в Центральной Атлантике потопил как минимум восемь транспортов общей вместимостью 34 000 брт.

«Адмирал Хиппер» вскоре после вступления в строй
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Далее в течение почти двух лет кораблю не удавалось встретиться с противником – вплоть до печально известного «Новогоднего боя» отряда адмирала Кумметца (в отряд входили крейсера «Хиппер» и «Лютцов», а также шесть эсминцев) c конвоем JW-51B 31 декабря 1942 года. После обнаружения конвоя и сумбурного маневрирования в 9:23 «Хиппер», наконец, открыл огонь по британским эсминцам, за 10 минут выпустил 5 залпов с дистанции около 150 каб, но ни в кого не попал. Отчасти это объясняется очень плохими погодными условиями: шёл мокрый снег, объективы дальномеров и визиров постоянно покрывались коркой льда, стрельбу часто приходилось прекращать, чтобы их протереть. Радар вышел из строя от сотрясений после первого же залпа.

До 10 часов единственным успехом «Хиппера» стало одно попадание в английский эсминец «Экейтес» с дистанции около 80 каб, не причинившее противнику особого вреда. Лишь когда после 10 часов два других эсминца («Онслоу» и «Оруэлл») приблизились на дистанцию 50 каб и попытались выйти в торпедную атаку, немецкий крейсер достиг некоторого успеха. Между 10:16 и 10:20 он сделал шесть полных залпов – 48 снарядов, четыре из которых попали во флагманский «Онслоу». На 1600-тонном эсминце были уничтожены оба носовых 120-мм орудия и пробит борт в районе машинного отделения. «Онслоу» вышел из боя, но, тем не менее, остался на плаву.

«Новогодний бой» 31 декабря 1942 года. Первая фаза (с 8:30 до 10:30)
Источник – С. Роскилл. Флот и война. Том 2. М.: Воениздат, 1970

Следующей жертвой «Хиппера» в этом бою стал океанский тральщик (тральный шлюп) «Брэмбл» – его приняли за эсминец, поэтому старались держать на носовых курсовых углах и возились с ним более получаса (с 10:36 до начала двенадцатого). Несмотря на дистанцию всего в 30 каб, «Хиппер» выпустил по 875-тонному кораблю 89 снарядов главного и 93 снаряда универсального калибра, прежде чем тот пошёл ко дну. Между 11:20 и 11:30 немецкий крейсер несколькими залпами наконец-то поразил «Экейтес», приблизившийся на 60 каб – теперь эсминцу хватило двух-трёх 203-мм снарядов, один из которых разрушил мостик, а другой разорвался в машинном отделении. Корабль продержался на воде почти два часа и затонул в 13:15. Наконец, в 11:30 было достигнуто одно попадание в эсминец «Обидиент».

«Новогодний бой» 31 декабря 1942 года. Вторая фаза (с 10:30 до 12:00)
Источник – С. Роскилл. Флот и война. Том 2. М.: Воениздат, 1970

Однако британские эсминцы, охранявшие конвой, добились главного: пользуясь плохой видимостью и постоянно имитируя торпедные атаки, они превратили бой в беспорядочную свалку, отвлекли внимание немцев от конвоя и дождались подхода ближнего прикрытия – лёгких крейсеров «Шеффилд» и «Ямайка». «Лютцов» и «Хиппер» имели значительное преимущество в калибре и дальнобойности орудий, но по весу минутного залпа даже уступали противнику, а на коротких дистанциях боя преимущество крупного калибра снижалось. К тому же, немецкие корабли разделились, не видели друг друга, и «Лютцов» фактически не принимал участия в бою – то есть, «Хиппер» в одиночку оказался против двух крейсеров, пусть и лёгких, но современных и хорошо защищённых.

Англичане открыли огонь в 11:32 с дистанции в 70 каб и первыми добились попадания в «Хиппер», причём исключительно удачного – на повороте, когда крейсер накренился. В результате 152-мм снаряд попал ему в правый борт ниже броневого пояса, в районе носовой рубки и котельного отделения №3 (124-й шпангоут). Правда, курсовой угол был острым (немецкий крейсер разворачивался, чтобы держать противника строго по корме), поэтому сам снаряд взорвался в бортовом отсеке с нефтью. Внутренняя 20-мм продольная переборка под нижней бронепалубой пробита не была, но вдавилась внутрь и дала трещину, через которую в 3-е котельное отделение (VIII отсек) постепенно начала проникать вода. Всего корабль принял 1000 т воды, а после боя из строя поочерёдно вышли восемь котлов (во 2-м и 3-м котельных отделениях), в результате чего скорость упала до 15 узлов.

Из-за плохой погоды англичане также стреляли с довольно большими перерывами, но в 11:35 добились ещё двух попаданий. Один из снарядов пробил левый борт выше пояса, не взорвался, но вызвал пожар в районе VII отсека. Другой попал в ангар, уничтожил оба самолёта и также вызвал пожар на верхней палубе, одновременно перебив противопожарную магистраль. Эти повреждения не были серьёзными, но командующий немецкой эскадрой адмирал Кумметц имел чёткую инструкцию избегать ненужного риска, поэтому в 11:37 принял решение прекратить бой и отходить. Это не спасло его эсминцы, на которые перенесли огонь английские крейсера – в итоге «Дитрих Экольдт» был потоплен. Результаты этого боя (и в первую очередь, их интерпретация английской пропагандой) вызвали настоящую истерику у Гитлера, потребовавшего у флотского командования отказаться от использования крупных надводных кораблей. Таков был эффект одного удачного попадания 152-мм снаряда. Лишь благодаря усилиям гросс-адмирала Карла Дёница, занявшего пост главнокомандующего кригсмарине после отставки Эриха Редера, «Хиппер» отправился не на слом, а в резерв и находился в Готенхафене в течение двух лет.

«Адмирал Хиппер» в Киле после налёта союзной авиации, май 1945 года
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. М.: Яуза, Эксмо, 2012

1 января 1945 года крейсер был выведен из резерва, а 29 января направился в Киль, где 2 февраля был поставлен в сухой док. В отличие от других немецких тяжёлых крейсеров, уцелевших к 1945 году, «Адмирал Хиппер» так и не был до конца отремонтирован – котельное отделение №3 в строй не ввели. Поэтому для обстрела берега он не привлекался, передав боезапас на другие крейсера. 3 мая 1945 года крейсер, стоявший в доке, был разбомблен во время массированного налёта британской авиации.

«Блюхер»

Подобно своему «тезке» начала века, этот крейсер оказался крайне неудачливым и погиб в первом же боевом столкновении – при форсировании Осло-фьорда утром 9 апреля 1940 года. Сначала «Блюхер» получил два 280-мм снаряда с норвежской береговой батареи «Оскарборг» с дистанции в 10–15 каб и на достаточно острых носовых углах, затем – большое количество 150-мм снарядов с батареи «Копос», выпущенных почти в упор, с дистанции порядка 5 каб. Количество попаданий точно установить невозможно: всего норвежская 150-мм батарея сделала 25 выстрелов, и считается, что большинство её снарядов (до 20) попали в цель.

Тяжёлый крейсер «Блюхер». Копия подлинного чертежа
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. М.: Яуза, Эксмо, 2012

280-мм орудие образца 1891 года имело довольно низкие баллистические характеристики и относительно небольшую массу снаряда – всего 240 кг (для сравнения, 283-мм орудия «карманных линкоров» стреляли 300-кг снарядами).

Тяжёлый крейсер «Блюхер», схема, 1940 год
Источник – А. В. Платонов, Ю. В. Апальков. Боевые корабли Германии, 1939–1945. СПб, 1995

В 5:00 первый 280-мм снаряд попал в верхнюю часть башенноподобной надстройки «Блюхера» в районе директора зенитной артиллерии. Сам директор остался цел, но осколками было ранено несколько моряков на мостике. Второй снаряд попал в ангар левого борта и нанёс более существенные повреждения: были уничтожены оба самолёта и спаренная 105-мм зенитная установка, загорелись канистры с бензином и ящики с боеприпасами для десанта. На живучесть и боеспособность крейсера эти попадания повлияли незначительно.

Бой в Осло-фьорде, 9 апреля 1940 года
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Эффект от попаданий 150-мм снарядов оказался куда более существенным. Были выведены из строя кормовой зенитный директор, ещё одна 105-мм спарка, а главное – вышла из строя рулевая машина. Её 70-мм бронирование не спасло от 150-мм снаряда, выпущенного практически в упор, и руль заклинило переложенным налево. На палубе в центральной части корабля вспыхнули и начали рваться боеприпасы, приготовленные для десанта, при этом была выведена из строя часть средств пожаротушения.

280-мм береговая батарея «Оскарборг» на острове Южный Кахольм
Источник – История Второй мировой войны 1939–1945. Том 3. М.: Воениздат, 1974

Тем не менее, на крейсере смогли быстро перейти на управление машинами, и корабль продолжал движение вперёд. Через несколько минут (в 5:20 по Берлину) в него попали две 450-мм торпеды, выпущенные с расстояния всего в 1–1,5 каб с береговой установки острова Северный Кахольм. Обе торпеды попали в центральную часть корабля: одна – в районе 1-го котельного, другая – в районе 3-го турбинного отделения. Благодаря наличию противоторпедной защиты площадь затопления была сравнительно небольшой, но всё же обе турбины носового отделения пришлось остановить. Вышла из строя электросеть, крен постепенно достиг 18°.

Корабль встал на якорь и начал борьбу за живучесть, но тут (в 6:00, через 40 минут после торпедных попаданий) взорвался погреб 105-мм снарядов в VII отсеке. После этого машинные отделения оказались окончательно затоплены, остановить распространение воды не удалось. Корабль начал валиться на левый борт и через полтора часа (в 7:30) перевернулся.

Гибель крейсера «Блюхер» в Осло-фьорде 9 апреля 1940 года
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Остаётся неясным, по какой причине произошёл взрыв в погребе – огонь противника к этому моменту уже прекратился. Очевидно одно – причиной взрыва стало не торпедное попадание, а результаты артиллерийского огня, причём, скорее всего, не из-за пробития брони погребов, а из-за пожаров на палубах и детонации боеприпасов, взятых для десанта, а также снарядов в кранцах первых выстрелов. Кроме того, эти пожары сильно затруднили борьбу за живучесть. В классическом морском бою, когда на верхних палубах корабля нет такого количества чрезвычайно опасных грузов, крейсер, скорее всего, уцелел бы.

«Принц Ойген»

Этот корабль принадлежал ко второй серии, а потому иногда выделяется в отдельный тип. Всего на воду были спущены три таких крейсера, но в итоге достроили только один. Первое поражение он получил за месяц до ввода в строй: 2 июля 1940 года в Киле во время налёта британских бомбардировщиков в него попала 227-мм фугасная бомба, сброшенная с большой высоты. Бомба пробила небронированную палубу полубака, 30-мм верхнюю палубу в районе носового машинного отделения и разорвалась сразу под ней, так что основные разрушения пришлись на верхнюю палубу. Под ней пострадали только жилые помещения.

Тяжёлый крейсер «Принц Ойген» в 1940 году, рисунок
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Первый бой крейсера состоялся утром 24 мая 1941 года в Датском проливе. С «Ойгена» (шедшего первым из-за неисправности РЛС на «Бисмарке») сначала заметили британские тяжёлые крейсера («Норфолк» и «Саффолк») и подготовили к бою фугасные снаряды, но затем (в 5:55) крейсер вместе с «Бисмарком» с дистанции в 100 каб открыл огонь по появившемуся линкору «Худ». Уже второй восьмиорудийный залп «Ойгена» дал накрытие, а третий – одно попадание в шлюпочную палубу «Худа» у основания грот-мачты, вызвавшее пожар деревянных конструкций. Этот факт стал основанием для легенды о том, что «Худ» был потоплен именно «Ойгеном», а не «Бисмарком». На самом деле оснований для такой версии нет – хотя бы потому, что огонь вёлся фугасными снарядами (отсюда и пожар).

Бой «Бисмарка» и «Принца Ойгена» с линкорами «Худ» и «Принц Уэльский» 24 мая 1941 года
Источник – С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967

С 5:59 «Ойген» вёл огонь по «Принцу Уэльскому» на дистанции 90–80 каб, выпустив 133 снаряда, из которых в линкор попало три или четыре. Всего за 24 минуты артиллерийского боя корабль выпустил в общей сложности 157 снарядов, добившись 2,5–3% попаданий (у «Бисмарка» – 5–7%). При этом стрельба велась практически в полигонных условиях, потому что британские крейсера не стреляли (до этого они получили приказ не вступать в бой, а лишь вести разведку), а оба линкора сосредоточили свой огонь на «Бисмарке».

2 июля, стоя в сухом доке в Бресте, «Ойген» вновь получил попадание 227-мм авиабомбы – на этот раз полубронебойной. Бомба, сброшенная с большой высоты, попала в полубак слева от второй башни, пробила обе бронепалубы (80 мм брони) и взорвалась глубоко внутри корпуса в помещении электрогенераторов, заодно уничтожив расположенный над ним носовой артиллерийский вычислитель и повредив центральный пост. Была также повреждена обшивка днища. Погиб 61 человек, однако погреба боезапаса, рядом с которыми произошёл взрыв, не сдетонировали. Если бы корабль находился на плаву, неизбежны были бы обширные затопления в самом «неприятном» месте. С другой стороны, в доке крейсер представлял собой удобную неподвижную цель для высотных бомбардировщиков, а при движении вероятность попасть в него с большой высоты (когда бомба набирает высокую скорость, необходимую для пробития брони) была бы минимальной. В итоге ремонт «Ойгена» занял ещё полгода.

12 февраля 1942 года «Ойген» участвовал в операции «Церберус» – прорыве немецких тяжёлых кораблей из Бреста в Германию через Ла-Манш. Беспорядочно атакуя немецкое соединение, англичане не попали ни в один корабль – ни торпедами с эсминцев и самолётов, ни снарядами береговых батарей. В свою очередь, «Ойген» одним 203-мм снарядом поразил эсминец «Уорчестер», который тут же вышел из боя.

23 февраля в 7:02 на подходе к Тронхейму «Ойген» был поражён одной торпедой из трёх выпущенных с британской подводной лодки «Трайдент». Торпеда попала в корму в 11 метрах от среза и надломила её, свернув вниз под углом в 45°. Погибло 11 человек и было ранено 25 – в основном, располагавшиеся в кормовых отсеках солдаты-отпускники, возвращавшиеся в Норвегию. Руль заклинило, но винты и валы не пострадали – лишь канал центрального вала на некоторое время оказался затоплен. От сильного удара остановились турбины, но через некоторое время их удалось запустить. Крейсер 10-узловым ходом дошёл до Тронхейма, откуда после временного ремонта (скорость была ограничена 29 узлами) в мае отправился в Германию (на переходе он подвергался упорным атакам английских самолётов).

Повреждения «Ойгена» при попадании торпеды с подводной лодки «Трайдент» 23 февраля 1942 года
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. М.: Яуза, Эксмо, 2012

До конца 1942 года корабль ремонтировался в Киле. Затем «Ойгена» хотели отправить в Норвегию, но в итоге он так и остался на Балтике, где участвовал лишь в действиях против берега. В конце июня 1944 года он был направлен в Выборгский залив для артиллерийской поддержки финских войск в боях за архипелаг Койвисто, но из-за сложной обстановки на берегу и отсутствия взаимодействия с корректировщиками немцы так и не решились ввести в действие главный калибр. 20 июля крейсер находился в Рижском заливе и вёл огонь по советским войскам, прорвавшимся к побережью в районе Тукумса. 11–12 октября он обстреливал побережье у Мемеля, выпустив 633 снаряда главного калибра. 14 октября было выпущено ещё 246 снарядов.

«Принц Ойген», протаранивший лёгкий крейсер «Лейпциг», 15 октября 1944 года
Источник – В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Однако самим немцам эта акция нанесла большой ущерб: возвращаясь в Готенхафен, «Ойген» в тумане протаранил только что вышедший из ремонта лёгкий крейсер «Лейпциг», смяв себе нижнюю часть форштевня. На «Лейпциге» погибло 27 человек, и он вышел из строя до конца войны. Сам «Ойген» ремонтировался до середины ноября. 20–21 ноября он участвовал в обстреле советских войск, штурмовавших полуостров Сырве, выпустив 514 снарядов главного и около 200 снарядов вспомогательного калибра, а 29–30 января 1945 года вновь вёл обстрел берега, на этот раз в районе Данцига (было выпущено 850 снарядов).

Последний раз «Принцу Ойгену» довелось стрелять в конце марта и начале апреля 1945 года – со своей стоянки в Готенхафене вновь по району Данцига. 1 апреля крейсер получил несколько попаданий реактивными снарядами с советских штурмовиков (погибло 9 человек). 20 апреля «Ойген», полностью израсходовав боезапас главного калибра, прибыл в Копенгаген, где и капитулировал 9 мая.


Список литературы:

  1. В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжёлые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эксмо, 2012
  2. С. Роскилл. Флот и война. Том 1. М.: Воениздат, 1967
  3. С. Роскилл. Флот и война. Том 2. М.: Воениздат, 1970
  4. Jacek Jarosz. Brytyjskie crazowniki ciezkie typu «County». Czesc I. Tarnowskie Gory, 1995
  5. http://www.navweaps.com
  6. http://www.naval-history.net

warspot.ru

Линкор Бисмарк — легендарный линкор третьего рейха

 

Лично я не знаю ни одного военного корабля, который был бы так известен. В начале XX века крупнейшие мировые державы соревновались в строительстве более совершенных и все более крупных боевых кораблей.

 

Гражданской легендой, символом и поговоркой стал круизный лайнер «Титаник». А военной легендой довелось стать линкору «Бисмарк». В нем воплотились инженерная и индустриальная мощь Германии, а в сочетании с высочайшей выучкой и высоким моральным духом экипажа, он стал сильнейшим линкором своего времени. Поражает все — от сложности, до его противостояния чуть ли не всему английскому флоту, на то время сильнейшему в мире.

 

Более трехсот лет линкор господствовал на море. В начале второй мировой войны он представлял ядро любого военно-морского флота. Линкор достиг своего пика в развитии огневой мощи, размеров и скорости. Но пока война распространялась по мировому океану, ключевая роль в военно-морской стратегии оказалась под угрозой. Быстро развивающая техника обрела крылья, ожидалось драматическое противостояние, битва за контроль над морем. 

идея постройки линкора Бисмарк

Адольф Гитлер возглавив новое нацистское правительство, решил усилить свой флот несмотря на ограничения установленные Версальским договором. Его интересовал и привлекал романтический ореол вокруг линкоров. Эти корабли выходили в океан, символизируя мощь государства. Он пообещал своим адмиралам, что у них будет будет самый мощный флот в мире. В начале 1939 года на воду были спущены два самых мощных линкора своего времени «Бисмарк» и «Тирпиц». Гитлер сам руководил их спуском. С такими линкорами Германия спустя двадцать лет снова вошла в ряды самых мощных морских держав. Но у Гитлера были более смелые планы относительно своего флота. Он хотел создать флот готовый на равных сражаться с британскими кораблями. Его план «Z» как его называли, предполагал постройку сверх линкора водоизмещением 144000 тонн, размеры в два раза превышали линкор «Ямато». Его скорость ожидалась 34 узла, а вооружение восемь 508 мм орудий. Если бы этот чудовищный корабль удалось построить, то любое сравнение было бы прекращено, а линкор открыл бы некую новую реальность. Но стремление диктатора создать флот, было реализовано частично. Вмешались события, которые сам инсценировал.

 

 линкор «Бисмарк» спуск на воду 

 

Линкор «Бисмарк» был построен на верфи «Wilhelmshaven» в Гамбурге в феврале 1939 году. Его броня главного пояса составляла 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носа и кормы 80 мм, башни главного калибра от 180 до 360 мм, боевой рубки 350 мм. В мае 1940 года корабль успешно завершил испытания и учебные стрельбы. Линкор «Бисмарк» стал самым мощным кораблем страны. Он был лучшим в мире боевым кораблем этого класса, считают некоторые эксперты. В нем было ощущение невероятной мощи. 18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» вышел в свой первый поход. Командиру корабля был отдан приказ выйти в Северную Атлантику и топить торговые суда, которые следовали из США в Великобританию. Это первое плавание стало самым драматичным.

 

головные орудия линкора «Бисмарк»

охота на линкор Бисмарк

Через три дня британский самолет-разведчик обнаружил линкор «Бисмарк» на стоянке в одном из портов Норвегии. Британское Адмиралтейство незамедлительно организовало соединение боевых кораблей против германского боевого корабля. На следующее утро между Исландией и Гренландией линейные крейсера Королевского Британского флота «Hood» и «Prince of Wales» встретились с легендарным линкором. Крейсер «Hood» выпустил шесть залпов, прежде чем противник ответил. Для боевого корабля впервые открывшего огонь по реальному противнику орудия линкора «Бисмарк» на удивление оказались точными. По линейному крейсеру «Hood» пролетел быстрый язык пламени, и его разорвало на части. Весь экипаж в составе 1400 человек ушел под воду вместе со своим кораблем, в живых осталось только трое моряков. Британское правительство было повергнуто в ужас с приходом сообщения о гибели своего лучшего крейсера. Люди не верили, что гордость британского флота может потонуть. Дело было не в потере одного военного корабля, как будто вся империя потерпела поражение. Это привело в ярость Черчилля, и он распорядился об отправке боевых кораблей в составе четырех линейных крейсеров и двух авианосцев на потопление линкора «Бисмарк». Эскадра вышла в район предполагаемого нахождения германского корабля. Черчилль переживал, что если «Бисмарк» ускользнет, то немцы раструбят про слабость английской нации. Он не должен был уйти. Самолеты-торпедоносцы поднялись с палубы авианосца «Виктория». Вскоре они обнаружили линкор «Бисмарк», который шел курсом на юг. Выпущенные торпеды нанесли минимальные повреждения. Германский боевой корабль направлялся во Францию в порт Брест. Он потерял много топлива в морском бою с крейсером «Prince of Wales». Вскоре линкор «Бисмарк» сумел оторваться от двух преследователей и исчез с экранов радаров. Спустя тридцать часов гидросамолет «Католина» обнаружил тянущийся за линкором «Бисмарк» нефтяной след. Авианосец «Арк-Ройал» получил приказ провести торпедную атаку. Удачно выпущенные торпеды заклинили рули корабля в положении 17 градусов на левый борт. Линкор не мог маневрировать. Моряки делали все, чтобы идти в Брест, но каждый раз корабль становился носом против ветра, а оттуда уже приближался британский флот. Утром 27 мая 1941 года экипаж увидел британские корабли. Обрушился шквал огня. В 09:00 линкор «Бисмарк» получил столько попаданий, что первый помощник приказал покинуть корабль. Шел дождь, море было не спокойным, военные моряки прыгали за борт в надежде спастись. А по бортам германского корабля то и дело устремлялись все новые и новые снаряды и торпеды. Пылающий в огне линкор «Бисмарк» получил крен на правый борт. Быстро заполнившая внутренние помещения вода потянула его на дно. Из экипажа 2200 человек в живых осталось лишь 110 моряков.


Уничтожение самого мощного немецкого линкора потрясло Гитлера. Его война против британского торгового судоходства потерпела неудачу. В истории линкоров произошел поворот — из охотников они превратились в добычу, мишенью для авиации и подводных лодок. 

 

 линкор «Бисмарк» подлинное фото 

 

корма линкора «Бисмарк», 1940 год

 

 

картины с линкором Бисмарк

 

  

 

  

 

    сравните, типичный авианосец ВМС США с линкором «Бисмарк» — впечатляет

 

 

это уменьшенная модель линкора «Бисмарк», выполненная немецкими судомоделистами

 

На палубе линкора «Бисмарк» размещался гидроплан и кран, который поднимал аппарат с воды, а взлетал — «выстреливая» с палубы при помощи со специального устройства.

 

схема линкора «Бисмарк» 


   в сравнительной таблице, заметно, на сколько превосходил линкор «Бисмарк», боевые корабли других стран, по разным параметрам

 

 

линкор «Бисмарк» на дне

 

Технические характеристики линкора Бисмарк:


Длина — 251 м;
Ширина — 36 м;
Осадка — 10,6 м;
Водоизмещение — 53500 тонн;
Судовая силовая установка — 12 паровых котлов «Wagner» и три турбины «Blohm & Voss»;
Мощность — 150170 л.с.;
Скорость — 30,8 узла;
Дальность плавания — 10000 миль;
Экипаж:
Командный состав — 108 человек;
Личный состав — 2102 человека;
Вооружение:
Орудие 380 мм — 8;
Орудие 150 мм — 12;
Орудие 105 мм — 16;
Зенитное вооружение 37 мм — 16;
Зенитное вооружение 20 мм — 20;
Торпедных аппаратов 533 мм — 2Х4; 
Авиация:
Гидроплан «Arado 199» — 4;

 

посмотрите оригинальное видео легендарного морского сражения времен Второй мировой войны — линкор «Бисмарк» против крейсера «Худ»

korabley.net

Броненосцы типа «Виттельсбах» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Броненосцы типа «Виттельсбах»
Wittelsbach Klasse

Броненосец «Виттельсбах»
Проект
Страна
Изготовители
Предшествующий тип тип «Кайзер Фридрих III»
Последующий тип тип «Брауншвейг»
Годы постройки 1899—1904
В строю Выведены из состава флота
Основные характеристики
Водоизмещение 12 800 т — полное
Длина 127 м
Ширина 23 м
Высота 7,9 м
Бронирование пояс до 225 мм,
башни ГК до 250 мм,
башни 150-му орудий до 150 мм,
казематы 140 мм,
рубка носовая до 250 мм,
кормовая до 140 мм,
палуба до 50 мм,
на скосах до 120 мм
Двигатели 3 паровые машины
Мощность 14 000 л. с. (11 МВт)
Движитель 3 винта, (2 ∅ 4,8 м, 1 ∅ 4,5 м)
Скорость хода 18 узлов (33,3 км/ч)
Дальность плавания 5000 миль на ходу 10 узлов[1]
Экипаж 683 человека
Вооружение
Артиллерия 4 × 240-мм/40,
18 × 150-мм/40,
12 × 88-мм/30,
12 мелкокалиберных скорострельных орудий, замененных впоследствии на пулемёты
Минно-торпедное вооружение Шесть 450-мм торпедных аппаратов
 Медиафайлы на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см.

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *