Катар (оружие) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Катар (XVII—XVIII века)Катар (хинди , маратх. , радж. katār[1]) — индийский кинжал тычкового типа. Другой вариант названия — джамадхар (санскр. , хинди जअमअधअर, जअमधअर — jamadhar, jamdhar[2] — клинок, зуб или язык бога смерти[3]).
Характерной особенностью катара, как и индийского оружия в целом, является отделка: чем выше статус владельца, тем более сложный и богатый декор применялся мастерами: насечка золотом и серебром, перегородчатая эмаль, чеканка. Некоторые катары XVII—XVIII вв. украшены изображениями сцен охоты на тигров. Материалом для изготовления катара служил, как правило, индийский литой булат — «вутц». Иногда использовались импортные европейские клинки, в основном в южной Индии. Такой клинок более узкий и прикреплён к особым выступам эфеса, а не составляет с ним одно целое, как у катаров, полностью выкованных в Индии
Упоминания термина катар встречаются в письменных источниках с XIII века, но неизвестно, к какому именно типу клинкового оружия он относился в те времена. Наиболее ранние сохранившиеся экземпляры и изображения датируются XVI веком[4]. Широко использовался в XVI—XVIII вв. Особенно почитался раджпутами — представителями привилегированного военно-феодального сословия, считавшего себя преемниками древнеиндийской касты кшатриев. Раджпуты использовали катар в качестве второго оружия и держали его в левой руке. В правой находилось более длинное оружие — тальвар.
Клинок обычно обоюдоострый, прямой, широкий или узкий, треугольной или клиновидной формы, часто с усиленным боевым концом. Может быть также двойным (джамадхар дуликанех) или тройным (джамадхар сехликанех
)[5], стреловидным, искривлённым (даже пламевидным). Длина клинка варьируется в широких пределах, от 8 сантиметров до метра (такие катары относятся уже к мечам. Такие катары-мечru.wikipedia.org
Холодное оружие — Катар. (109 фото)
Статья Дмитрия Самойлова «Клинок бога смерти». Прочитав эту статью, Вы узнаете всё (ну или почти всё ) о катарах, а также получите представление о том, что такое «вутц» и «кофтгари». И конечно же Вы сможете увидеть самые замечательные катары, какие только можно найти на бескрайних просторах инета.
«Катар (или джамадхар) относится к толчковым ножам, называемым также тычковыми или ножами кастетного хвата. Само название этого оружия означает «клинок бога смерти» или «язык бога смерти». Встречались они в Китае, Индонезии, в Европе, но наибольшее распространение получили в Индии.
Расцвет «эпохи» катара приходится на 16-18 вв., хотя появились они значительно раньше. Еще в 14 в. арабский путешественник Ибн Баттута так описывал одну из сцен, увиденныхим в Индии: «Жители деревни окружили его, и один из них нанес ему колющий удар с помощью катара. Так называется железное оружие, напоминающее лемех плуга; рука вставляется в него так, что предплечье оказывается защищено; клинок является продолжением руки и имеет в длину два локтя (то есть около 900 мм), и удар этим оружием смертелен». Катар применялся прежде всего для нанесения колющих ударов. Клинок в виде равнобедренного треугольника с достаточно широким основанием обеспечивал высокий поражающий эффект. Такой клинок позволял наносить тяжёлые колотые раны, которые приводили (как минимум!) к быстрой потере крови; такие раны сами не закрывались, да и зажать их рукой было невозможно. Чаще всего клинок катара имел форму равнобедренного треугольника,
хотя встречаются катары с другими формами клинка и даже с несколькими клинками.
Длина клинка может варьироваться в широких пределах от 10 сантиметров до метра и более.
Как правило, сечение клинка ромбовидное, характерное для колющего оружия. От основания клинка отходят две пластины (реже два стержня), идущие вдоль предплечья. Они либо параллельны, либо расходятся под небольшим углом. На определённом расстоянии от клинка эти пластины соединены двумя поперечинами, играющими роль рукояти. Боковины выполняли несколько функций. Во-первых, они в определенной степени защищали запястье и могли использоваться для парирования оружия противника. Во-вторых, в сочетании с наручем или другим защитным снаряжением они образовывали конструкцию наподобие шины, накладываемой на руку при переломе, тем самым дополнительно ограничивая подвижность запястья и делая связку рука-оружие более жесткой. Катар удерживается не силой сжатия пальцев, как в случае оружия с традиционной рукоятью: пальцы запирают рукоять в кулаке, образуя жесткую механическую конструкцию. Надежность удержания катара не уменьшится, даже если рука и рукоять будут влажными.
По сравнению с обычной рукоятью амортизация в лучезапястном суставе будет значительно меньше, что обусловлено как ограничением его подвижности, так и направлением восприятия нагрузки. Клинок сонаправлен с предплечьем, что обеспечивает максимальное вложение силы в колющий удар. Рукоять фактически опирается на основание ладони. Это особенно важно при попадании удара в твердую цель (доспех или кость), так как позволяет практически безболезненно и абсолютно надежно амортизировать отдачу. В случае кинжала с обычной рукоятью сила противодействия ложится в основном на достаточно слабые мышцы и кости пальцев. Рукоять, образованная двумя поперечинами, наиболее распространена, хотя на некоторых образцах встречаются рукояти и из большего количества поперечин. Такая конструкция решает одну из основных проблем, возникающих при удержании толчковых ножей, а именно: проворачивание рукояти в кулаке под воздействием силы, направленной на плоскость клинка. В редких образцах катара с рукоятью в виде одной поперечины данная задача решается с помощью крупного утолщения (в форме пластины), размещенного в середине рукояти.
Кроме того, рукоять подобных конструкций обычно имеет в сечениине не круг, а овал. Специфические утолщения в середине рукояти напоминают традиционные непальские ножи кхукри. Данное утолщение служит для предотвращения продольного перемещения руки по рукояти. Изредка встречаются катары, изготовленные на юге Индии, рукояти которых рассчитаны на обмотку веревкой, однако большинство образцов не требуют такой «доработки». Известно, что иногда перед боем катар привязывали к руке. В коллекциях индийских музеев есть катары со специальными ремешками для пристегивания к руке, а также катары с отверстиями в рукояти для пропускания веревки.
Привязывание служило не только символом боя до смерти или победы, но и неплохим методом профилактики утраты оружия в затяжном бою: надежность удержания катара, привязанного к руке, практически независит от степени усталости воина. Возможность нанесения мощного удара, в том числе по твердой цели, обусловила тот факт, что многие образцы катаров выполнены как оружие для пробивания кольчуги. Такие «бронебойные» катары имеют характерное утолщение клинка вблизи острия, обеспечивающее дополнительное упрочнение этого наиболее нагруженного при уколе участка.
Как уже отмечалось, конструктивные особенности катара определяют его поражающие свойства в колющем ударе. Однако рубящие и секущие атаки им малоэффективны. Некоторые разновидности катара создавались с очевидным намерением компенсировать этот недостаток, например катар с изогнутым клинком.
Такая конструкция, безусловно, повышает режущие свойства оружия, но в результате ухода острия с оси клинка происходит значительная потеря эффективности колющего удара. Другой вариант предусматривает использование клинка с особой геометрией режущей кромки. Некоторые катары имеют волнообразную режущую кромку наподобие европейского фламберга или малайского криса.
Другие — клинок с двойным изгибом, своей формой напоминающие ятаган или традиционный индийский кинжал «бичва». Встречаются также катары, режущая кромка которых состоит из совокупности заточенных полукруглых выемок, поразительно напоминающая серрейторную заточку современных ножей.
Представляет интерес раскрывающийся катар «джамадхар селикани», что означает «имеющий три клинка». Особенностью конструкции данного типа является специальный механизм, приводимый в действие путем сжимания поперечин, образующих рукоять.
Механизм раскрывает клинок на две половинки, которые расходятся под углом как ножницы, поэтому в англоязычной литературе такая конструкция получила название«катар-ножницы» (scissors-katar). При этом открывается третий клинок, для которого полые половинки основного клинка в сложенном положении являются ножнами.
Причем существует этот вид далеко не в единичном экземпляре. Центральный клинок обычно слишком короткий для того, чтобы его можно было использовать. Половинки основного клинка имеют слишком большую толщину вследствие того, что должны в сложенном положении вмещать в себя центральный клинок. В результате такой складной катар практически непригоден для нанесения колющих ударов. Четких исторических свидетельств, описывающих метод использования такого катара, нет. Одна из гипотез (высказываемаяи в отечественной, и в зарубежной литературе) заключается в том, что такой катар раскрывали внутри тела противника, значительно увеличивая поражающий эффект. Верится в такое с трудом потому, что усилие, необходимое для раскрывания катара, весьма значительно. Нетрудно представить, насколько оно возрастет, если катар будет погружён в тело человека. Более того, механизм катара имеет возвратную пружину, складывающую половинки клинка, как только давление на рукоять будет убрано.
Другая гипотеза выглядит более убедительной. Согласно ей, «джамадхар селикани» представляет собой аналог европейского раскрывающегося кинжала «дага шпрингклинге». Такой кинжал держат в левой руке и в нужный момент, раскрывая его, превращают в ловушку для вражеского клинка. Безусловно, речь не идет о том, чтобы сломать клинок противника или вырвать оружие из рук. Такая ловушка предназначена прежде всего для того, чтобы задержать возврат клинка противника, создавая благоприятный моментдля атаки основным оружием, находящимся в правой руке.
В рукописи Абул Фазл Аллами упоминаются катары с несколькими остриями, рассчитанными на максимальное повреждение при нанесении удара.
Значительное количество подобных образцов, представленных в различных коллекциях, говорит о том, что данная конструкция была достаточно распространенной. В литературе описана еще одна разновидность катара с тремя клинками. Это оружие представляет собой собственно катар и два кинжала, удерживаемых прямым и обратным хватами. Основной клинок имеет традиционную треугольную форму, а два боковых напоминают индийские кинжалы бичва и направлены практически перпендикулярно основному.
В 1617 вв. в Танжоре, Майсоре и ряде других округов на юге Индии получили распространение катары с дополнительным щитком для защиты кисти, сжимающей рукоять. Они известны под названием «бэраджамдэда», то есть «приносящий смерть».
Щиток зачастую имел форму кобры с раздутым капюшоном.Иногда щиток был покрыт ажурными отверстиями наподобие гард португальских рапир. Обычно такой катар применялся в качестве основного оружия в сочетании с защитной рукавицей или доспехом, прикрывающим руку от кисти до локтя; в левой при этом держали круглый щит. Многие эксперты придерживаются мнения, что именно такие катары с длинным клинком и развитой защитой кисти явились промежуточным звеном эволюции катара в меч «пата».
Многие катары в 16 в. изготавливались как монолитные конструкции, в которых клинок и рукоять составляютодно целое.
В более поздних образцах клинок обычно крепился к рукояти с помощью заклепочного соединения.
Дополнительную жесткость клинку придают специальные продольные ребра. Желобки на клинке катара выполняют целый ряд функций. Во-первых, они позволяют облегчить конструкцию, во-вторых, применение желобков (в случае изготовления ковкой) позволяет кузнецу перераспределить материал и сделать клинок более широким у основания, используя для этого небольшое количество металла. В третьих, благодаря использованию желобков, участки клинка будут иметь различную толщину и, следовательно, по-разному прогреваться и остывать при термической обработке. В конечном итоге это приведёт к возникновению в различных участках клинка системы разнонаправленных напряжений, что способствует повышению его прочностных свойств.
Для изготовления клинков катара традиционно использовался индийский булат (литой дамаск) или вутц.
Содержание углерода в нем 1,52%. Данный материал представляет собой металлический композит, в котором в мягкой железной матрице проходят «волокна», образованные скоплениями очень твердых сферических зёрен карбида железа (цементита). Благодаря своей уникальной структуре, вутц сочетает два свойства, считающиеся в металлургии противоположными, твердость и вязкость. Зерна цементита, выходящие на поверхность режущей кромки, образуют на микроуровне пилу или, иными словами, своеобразный микросеррейтор. За счет этого обеспечиваются выдающиеся режущие свойства клинков из вутца.
Традиционная технология производства вутца была утеряна в середине 18 в. Многочисленные исследования позволили восстановить лишь общую последовательность действий и объяснить её с точки зрения современной науки. Впервые в Европе металлический композит, по химическому составу и структуре аналогичный вутцу, был получен в 19 в. русским металлургом П.П. Аносовым, однако технология, применённая им, заключалась в сплавлении железа с графитом и отличалась от той, что по описаниям использовалась индийцами. Известно, что у индийцев существовало несколько методов изготовления вутца: как непосредственно из железной руды, так и из железа. В глиняный сосуд (тигель) укладывалось железо (или два вида железа или железной руды), листья, стекло, древесный уголь, а также, возможно, еще ряд компонентов. Сосуд замазывался глиной, смешанной с рисовой шелухой. Далее его подвергали нагреву, длившемуся до нескольких дней. В процессе нагрева стекло расплавлялось и образовывало флюс, связывающий шлаки и предохраняющий железо от окисления. Листья при нагревании выделяли водород, который ускоряет процесс науглероживания железа. В тигле организовывался цикличный процесс, в ходе которого железо поглощало углерод, что снижало его температуру плавления и, в свою очередь, позволяло поглотить следующую порцию углерода. Благодаря точному расчету времени, индийские мастера могли остановить процесс в тот момент, когда в расплавленном железе с высоким содержанием углерода плавали небольшие фрагменты малоуглеродистого железа. Остудив и разбив тигель, мастер получал слиток вутца.
Далее следовал процесс выковывания и термообработки клинка.
Завершающим этапом были полировка и травление поверхности клинка с помощью состава из рыбьей желчи, пальмовой смолы, козьего и кобыльего молока. В результате того, что участки с разным содержанием углерода поразному поддаются полировке и поразному травятся, на поверхности появлялся узор из светлых линий, соответствующих волокнам цементита, на темном фоне.
Вся последовательность изготовления от начала до конца насыщена деталями, отклонение от которых приведет к неудаче всего процесса. Во-первых, чрезвычайно важны компоненты: для тигля требуется глина особого сорта, необходимо использовать листья определенного растения, уголь также должен быть получен из конкретного сорта древесины. Как было установлено, железная руда должна содержать примеси ванадия или молибдена, служащие основой для образования скоплений частиц цементита. Во-вторых, необходим точный контроль температурного режима и длительности всех этапов процесса. В-третьих, играет роль то, в чем охлаждать клинок при закалке, а также то, каким участком начинать погружать клинок в охлаждающий состав. О феноменальных возможностях клинков из стали вутц ходят легенды, приписывающие таким клинкам способность рассекать одним ударом доспех и тело под ним, рубить камни, разрезать подброшенный в воздухшелковый платок, сгибаться чуть ли не в кольцо и затем распрямляться без всякого вреда для себя. Все эти потрясающие характеристики основаны на физических явлениях, исследованию которых посвящены многие работы российских и зарубежных ученых. Например, в работах В.П.Борзунова и В.А. Щербакова дается весьма подробное объяснение природы исключительных свойств вутца. Безусловно, говоря о вутце, необходимо помнить, что речь идет, в первую очередь, о технологии изготовления, а не о конкретной марке стали с определенными стандартными характеристиками. Очевидно, что вутц, выплавленный разными мастерами, может сильно различаться по качеству и свойствам.
Встречаются катары из сплава вутц, у которых острие изготовлено из другой стали и наварено на основной клинок. В любом случае, сделано ли это по первоначальному замыслу или в результате ремонта, это говорит о том, что свойства самой стали вутц, использованной для изготовления этих катаров, оказались неадекватны решаемой задаче.
Многие катары, изготовленные в 16-18 вв., используют клинки европейских мечей и рапир. Такие клинки в Индии назывались «ференги» (иностранные). Например, катар в коллекции Tanjore Palace Armoury имеет на клинке клеймо знаменитого итальянского мастера 16 в. Андрэ Ферара(Andrea Ferara). Другой катар также имеет клинок от европейского меча.
Такие катары наиболее распространены в княжествах, ведших активную торговлю с Европой. Скупались в основном сломанные или пришедшие в негодность мечи и рапиры, часть клинка которых и шла на изготовление катара. Катар, служащий ножнами для другого катара, редкая разновидность данного вида оружия. В ряде сохранившихся образцов катар-ножны малопригоден для применения по прямому назначению в силу скругленности острия и отсутствия лезвий.
Одна из гипотез применения данного катара основана на потенциальной возможности дозирования летальности воздействия. С помощью катара ножен можно было нанести акцентированный удар, не приводящий к фатальному исходу, а в случае эскалации ситуации извлечь и использовать острый вложенный катар. Что-то вроде концепции, лежащей в основе складного ножа Gunting фирмы Spyderco.
Некоторые катары 17-18 в. украшены изображениями сцен охоты на тигров.
На ряде картин и иллюстраций к книгам того времени катар присутствует в экипировке охотников, а на одной даже используется против тигра(им защищается раненый человек, выпавший из седла). Все это послужило основанием для ошибочного утверждения, согласно которому основным назначением катара является нанесение добивающего удара раненому тигру, хотя очевидно, что гораздо разумнее для такой цели использовать копье или другое оружие с более безопасной дистанции. При всей неправдоподобности охотничьей гипотезы в некоторых каталогах антикваров катар проходит как «кинжал для охоты на тигров».
Характерной особенностью катара, как и индийского оружия в целом, является отделка: чем выше статус владельца, тем более сложный и богатый декор применялся мастерами.
Индийские оружейники использовали различные виды отделки, в том числе насечку золотом и серебром, технику перегородчатой эмали, чеканку. Одной из наиболее распространенных техник отделки, применяемой на катарах, является «кофтгари»: традиционная индийская техника насечки золотом.
Суть ее заключается в следующем: на поверхность с помощью острой металлической иглы наносится рисунок из глубоких царапин. В эти царапины укладывается и вколачивается золотая (реже серебряная) проволока. После этого поверхность нагревают, затем снова обрабатывают молотком. Финальным этапом является полировка поверхности природным абразивом (белым пористым индийским камнем).
Члены воинского сословия раджпутов были практически неразлучны с катарами: на средневековых картинах, изображающих сцены приемов и пиршеств, и хозяин, и гости показаны с катарами за поясом. Раджпуты носили катар с правой стороны.
Использовался он в сочетании с саблей талвар, а его применение напоминало европейскую технику работы кинжалом для левой руки. При работе на дистанции им в основном выполняли парирования и уводы клинка противника, нанося удары своей саблей. На сближении, заблокировав саблю противника, катаром наносили колющие удары. В боевом искусстве сикхов катар применяется и как основное оружие для правой руки, в левой при этом может быть небольшой круглый щит. Популярность катара у нихангов, одной из воинских сект сикхов, связана с тем,что данное оружие позволяет реализовать принцип «чаткха», то есть убивать одним ударом. По этическому кодексу нихангов, быстрота совершения убийства символизирует отсутствие заинтересованности в самом процессе умерщвления жертвы: ниханг, убивая по необходимости (врага или животное), не совершает злодеяния. В южных областях Индии катар рассматривался прежде всего как средство самозащиты при внезапном нападении и как оружие ближнего боя для помещений и зарослей. Катар носили слева за поясом, над саблей. Сохранились даже комбинированные сдвоенные ножны для ношения сабли и катара. На многих картинах правители государств Индии изображаются с правой рукой, лежащей на рукояти катара. Этим символизировалась готовность отразить любое нападение.
Представление о технике использования катара можно получить, посмотрев выступления мастеров боевого искусства калари-пайятту, практикуемого на югозападном побережье Индии (штат Керал).
Что касается техники работы катаром, большинство индийских систем воинской подготовки используют преимущественно колющие удары по прямым, реже дуговым, траекториям. При уколах в шею и коротких боковых ударах в корпус катар зачастую поворачивают плоскостью клинка параллельно земле. При ударе в корпус такая ориентация клинка позволяет ему пройти между ребер, а при ударев шею повышает вероятность поражения кровеносных сосудов, которые, как известно, идут вертикально. Рубящие удары катаром наносятся смощным вложением корпуса и вомногом напоминают удар «рука-меч» в технике классического каратэ. Наиболее характерным является рубящий удар в область шеи, идущий по диагонали сверху вниз. Существует также особая техника порезов навозвратном движении после неудачного выпада. Катар, пройдя бок о бок с воинами Индии несколько столетий, стал своеобразным символом воинской доблести.
В 19 в. символ катара часто стоял в конце подписи у раджпутов. Его также высекали на памятниках павшим во имя долга. Символика катара нашла отражение и в форме колониальных войск Великобритании: эмблему кавалерийского полка 13th Rajputs The Shekhawati Regiment образуют два катара, скрещенных над числом 13.
Катар изображен на знамени княжества Мевар и символизирует вооруженную борьбу индийцев за независимость. Изображение катара встречается на серебряных рупиях 19 в. и на первых марках округа Бунди…»
А дальше те самые замечательные катары, о которых я писал в самом начале поста:
Вот ещё один «вкладыш» — катар в катаре:
Катар «триплекс» — состоит из двух разъёмных половинок, которые соединяются в одно целое и вкладываются в катар-ножны:
Кривой (ну очень кривой) катар:
Катар семилезвийный, к сожалению фото одно и не очень понятно, как эту колючую штуку держать, к локтю что-ль присобачивать??? Может кто знает, отпишитесь в комментах.
Катар-ножницы:
>
Уже знакомый Вам по первой картинке в абзаце про «вутц» катар в роскошных дамассковых ножнах с набором инструмента :
Парочка катаров-пистолетов:
Длинный катар с роскошной, просто офигительной гардой, на которой уместились слон, лошадь, два павлина, две антилопы, травка-листики и что-то там ещё:
А теперь перейдём к катарам с «окошками». Что это такое Вы сейчас увидите.
Итак, парные катары с окошками. В окошке одного катара изображён, по всей видимости, его хозяин-раджа, в окошке другого — его любимая жена(или наложница):
Поскольку дальше катары пойдут с элементами эротики (а вы как думали, Индия! Если б не Кама-сутра, не было бы там сейчас миллиарда индусов), лицам с неокрепшей психикой и детям до 18 лет смотреть категорически не рекомендую.
fishki.net
Холодное оружие. Катар — Блоги — Эхо Москвы, 13.09.2016
«Клинок должен стать продолжением твоей руки» — одна из самых популярных и, наверное, избитых фраз, которую произносят практически во всех экшн фильмах, так или иначе касающихся темы фехтования и различных сражений на мечах, шпагах (и всему, что к ним относится). Вместе с тем, есть большой пласт холодного клинкового оружия, конструкция которого устроена таким образом, что клинок как бы «продолжает» руку воина. Самым известным из них является катар — кинжал индийских воинов.
Катар представляет собой кинжал с обоюдоострым, как равнобедренный треугольник клинком, и довольно необычной рукоятью. Две планки эфеса идут параллельно предплечью, в то время как остальные их пересекают (перпендикулярно клинку), образуя рукоять, за которую и держат оружие. Визуально по форме она напоминает букву «Н». Зачастую рукоять снабжена мощной гардой, защищающей кисть, поэтому, учитывая ухват, можно сказать, что клинок словно вырастает прямо из руки.
Джамадхар-катари (из книги К. Носова «Традиционное оружие Индии»)
Ксифос
Тем не менее, некоторые исследователи считают, что описанный выше кинжал, правильнее называть джамадхар, а не катар. Дело в том, что катар — термин, прижившийся в европейской и отечественной литературе, но по мнению некоторых историков оружия не совсем точный. Считается, что сам кинжал подобного типа берет свое начало в XVI веке, и согласно одному индийскому источнику того периода — «Айн-и-Акбари» — называется именно джамадхар, что в переводе означает «зуб Бога смерти».
Словом катар в этом же источнике описывался немного другой кинжал: с листовидным клинком и обычной прямой рукоятью. В литературе встречается и такой вариант его названия — джамадхар-катари. В целом катар — это кинжал, который, как отмечают исследователи, чем-то похож на традиционный греческий прямой меч ксифос, но который отличается от него рукоятью: она сложнее по форме, чем у ксифоса, но еще не имеет такую сложную конструкцию, как у джамадхара. Кстати сам термин «катар», считается известен еще с XIII века, хотя его употребляли, видимо, в широком значении для описания всего рубящего оружия.
Фехтовать джамадхаром в отличие от ксифоса и «катари» было достаточно проблематично: как раз препятствовал тот факт, что он «продолжал» кисть воина. Зато это было большим плюсом в рукопашной схватке. В бою на ближней дистанции воин, следуя обычной технике кулачного боя (которая, как известна в Индии была хорошо развита, учитывая, что именно оттуда в Китай пришли единоборства), при помощи джамадхара легко мог сочетать рубящие, режущие и колющие удары.
Более того, кинжал можно было применять и в качестве орудия защиты: несмотря на то, что он был самостоятельным оружием, его зачастую использовали в паре с более длинной саблей или мечом (как в Европе XVI века, где фехтовали шпагой и даггой) как раз для защиты, поскольку удары можно было парировать и с помощью клинка, и частично с помощью пластин рукояти, которые прикрывали предплечье.
Фехтовать джамадхаром в отличие от ксифоса и «катари» было достаточно проблематично: как раз препятствовал тот факт, что он «продолжал» кисть воина. Зато это было большим плюсом в рукопашной схватке. В бою на ближней дистанции воин, следуя обычной технике кулачного боя (которая, как известна в Индии была хорошо развита, учитывая, что именно оттуда в Китай пришли единоборства), при помощи джамадхара легко мог сочетать рубящие, режущие и колющие удары.
Более того, кинжал можно было применять и в качестве орудия защиты: несмотря на то, что он был самостоятельным оружием, его зачастую использовали в паре с более длинной саблей или мечом (как в Европе XVI века, где фехтовали шпагой и даггой) как раз для защиты, поскольку удары можно было парировать и с помощью клинка, и частично с помощью пластин рукояти, которые прикрывали предплечье.
В целом джамадхар мог различаться по длине. Считается, что клинки варьировались от 10 см до метра, хотя длинные джамадхары скорее следует причислять к мечам — пата. Эволюции оружия способствовало и развитие контактов с западом, заимствование металла, технологий и внешнего вида оружия.
Так, если традиционный индийский джамадхар представлял собой кинжал с тем самым клинком в виде равнобедренного треугольника, то встречаютсяи варианты с более узким лезвием, которое часто было сделано из какой-нибудь испанской или английской шпаги.
При этом ширина лезвия могла компенсироваться их количеством в размере двух или даже трех параллельных клинков, приделанных к поперечной рукояти.
Защитная функция джамадхара вдобавок могла быть усовершенствована различного рода механизмами и хитростями, как, например, раскрывающийся клинок. Такой клинок при плотном сдавливании рукояти посредством пружины из одного целостного полотна превращался в три лезвия, что позволяло не только наносить рубящие удары (колоть в таком состоянии кинжалом было сложнее), но и блокировать и выхватывать оружие противника.
Виды джамадхаров (из книги К. Носова «Традиционное оружие Индии»)
Вместе с тем, джамадхар был не просто оружием, но вместе с тем и показателем статуса: чем богаче воин, тем дороже украшена рукоять и ножны, которые в основном делались из дерева и украшались бархатом, но иногда выполнялись и из слоновой кости или нефрита.
Оригинал
Читайте также:
Глазами Кевина Картера (18+)
Главная башня Кремля
I believe in Yesterday
Кто из известных мировых деятелей сотрудничал с КГБ? Проверь свои знания!
echo.msk.ru
описание, характеристики и отзывы. Индийский кинжал катар
Катар – оружие тычкового типа, характеризующееся наличием Н-образной горизонтальной рукоятки и лезвием на уровне костяшек пальцев пользователя. Впервые этот вид арсенала появился в Южной Индии. Распространившись по всей Азии, он стал символом статуса, подобно японской катане. Князья и дворяне часто изображались с катаром за поясом. Это была не только мера предосторожности для самозащиты, но и средство для демонстрации своего богатства и положения. Члены высшего сословия раджпутов и моголов брали клинки с собой, охотясь на тигров. Если удавалось убить зверя этим оружием малой дальности, это считалось самым верным признаком мужества и боевого мастерства.
Индийские клинки на европейском рынке
Начиная с XVI века, после того, как Индия была колонизирована англичанами, катар, оружие, которое часто делали из сломанных лезвий мечей, попал на рынок европейских коллекционеров. Среди них были клинки, напоминающие ножницы с двумя или тремя лезвиями. Они были сложены вместе до тех пор, пока створки ручки оставались прижатыми друг к другу. Если их развести в стороны, лезвия раскрываются, нанося дополнительные повреждения противнику. Эти новинки были популярны среди иностранцев, но неприменимы на практике в реальных боевых действиях.
Внешний вид
Катар – оружие, которое представляет собой короткий, широкий, треугольный клинок. Его особенность – это рукоятка, состоящая из двух параллельных стержней, которые соединены посредством двух или более поперечных стержней. Лезвие, как правило, достигает от 30 до 90 см в длину. Оружие бывает разным по своей форме. Большинство экземпляров имеют прямые лезвия, но встречаются также волнистые и слегка изогнутые. Каждый выбирает вариант на свой вкус. Катар – оружие, которое может иметь как одно, так и два и три лезвия. Многие клинки были утолщены особым образом для предотвращения их сгибания и поломки.
Индийская знать часто носила декоративные катары, как символы их социального статуса. Рукоятку покрывали эмалью, самоцветами или золотой фольгой. На неё, а также на само лезвие наносилась гравировка в виде разнообразных фигур, декоративных конструкций и сцен из жизни. Чем выше был статус владельца, тем более сложным и богатым был декор, создаваемый мастерами. Жара и влажный климат Индии сделали невозможным использование стальных ножен. Поэтому зачастую холодное оружие катар хранили в футлярах, сделанных из таких тканей, как бархат или шёлк.
Клинок для самых ловких воинов
Что такое катар? Оружие, которое требовало особой физической подготовки, быстрой реакции и ловкости предназначалось в первую очередь для попадания в голову и верхнюю часть тела. Боковые ручки могли быть использованы для блокировки или реже для обороноспособности. Обладатель такого оружия должен был быть достаточно ловким и шустрым, чтобы увернуться от атак противника и быстро нанести удары. Большим преимуществом был лёгкий вес и относительно небольшой размер.
Индийский кинжал катар использовался в тесном рукопашном бою. Для индийских боевых искусств в целом были характерны скорость, ловкость и акробатические манёвры. Ещё в XVI веке там изучался хотя бы один стиль боя, что подразумевал использование пары смертоносных клинков: по одному в каждой руке. Владение катаром подразумевает улучшенную акробатическую сноровку, чем любым другим холодным арсеналом, например, ножом или стандартным кинжалом. Удары наносятся как будто кулаками, а не оружием, что является более естественным для защиты и атаки. Если клинок состоит из нескольких лезвий, то с его помощью можно довольно легко поймать любое более традиционное оружие, например, меч, и отвести его от себя. В узком проходе обладатель катара будет иметь большее преимущество.
Катар: история нестандартного тычкового оружия
Временем появления катара считается период с XVI по XVIII век. Хотя он был изобретён намного раньше. Ещё в XIV веке арабским путешественником Ибн Баттутой была описана одна из сцен, наблюдаемая им в Индии: «Жители деревни окружили его, и один из них напал на него с катаром. Так называется железное оружие, напоминающее лемех плуга. Рука вставляется в него таким образом, что предплечье находится под защитой. Клинок является продолжением конечности. Он имеет в длину два локтя. Последствия использования этого смертоносного оружия могут быть серьёзными».
Клинок в виде равнобедренного треугольника с широким основанием обеспечивает хороший поражающий эффект. Глубокие ножевые ранения приводят к быстрой потере крови, такие раны, как правило, не затягиваются и долго заживают. Длина клинка может варьироваться в широких пределах: от 10 см до одного метра и более. Это был также хороший способ для предотвращения потери оружия в затяжном бою. Клинок нетрудно было удержать в руке, независимо от степени усталости воина. Возможность нанесения мощного удара, в том числе по твёрдой цели, привела к тому, что многие образцы использовались в качестве оружия для пробивания брони. Такие клинки имели характерное утолщение вблизи острия.
Технологии, используемые при декорировании
Индийские оружейники использовали разнообразные материалы, в том числе насечку золотом и серебром, при декорировании такого вида клинков, как индийский катар. Холодное оружие всего мира дополнилось огромным ассортиментом разных по форме и размерам экзотических и смертоносных ножей, которые в бою использовались как продолжение руки.
Одним из самых распространённых методов отделки была традиционная индийская инкрустация золотом. Суть способа заключалась в следующем: чтобы сделать рисунок, использовался остро заточенный металлический наконечник. В получившиеся глубокие царапины помещалось измельчённое золото (реже серебро), после чего вся поверхность подвергалась нагреванию, а затем обработке с помощью молотка. Последним шагом была отшлифовка поверхности специальным белым пористым камнем абразивной природы.
Любимое оружие высшего сословия раджпутов
Катар – оружие индийских раджпутов. Это доказывают многочисленные средневековые картины, изображающие сцены фуршетов и банкетов, где хозяева и гости имели это необычное оружие за своими поясами. Раджпуты носили клинки с правой стороны. На протяжении многих веков их форма претерпела совсем незначительные изменения. То есть, катар XIV века мало чем отличается от арсенала, изготовленного в XIX веке.
Это было достаточно эффективное холодное оружие благодаря своей скорости и проникающей способности. Несмотря на то что его перестали изготавливать и использовать уже с XIX века, изображение катара можно встретить и в наши дни. Древний клинок нарисован на официальной эмблеме современного раджпутского полка – спецподразделения индийской армии.
Особенности тычкового оружия
Лопасти тычковых клинков были выполнены из очень качественной стали, с краями, острыми как бритва. При нападении в толчке использовался вес всего тела, поэтому при попадании можно было получить серьёзные травмы, несовместимые с жизнью. На древних гравюрах можно найти изображения вооружённых мужчин, у которых помимо меча или сабли был припасён также катар. Он использовался ими в качестве дополнительного оружия во время боя, так как это было одно из лучших и эффективных средств для блокировки крупного арсенала.
Уникальное оружие
С того времени, когда человек начал охотиться на животных, он начал разработку различных видов оружия. Первоначально для убийства и защиты использовались заострённые камни и палки. С открытием металла начали изготавливать различные виды холодного арсенала: мечи, ножи, лук и стрелы. Такое оружие, как катар, использовалось не только для убийства и самообороны, но и имело большое религиозное и историческое значение. Арсенал также считался символом статуса и воинского достоинства раджпутов, сикхов и моголов. Помимо того, что он использовался для самообороны, катар также применяли для демонстрации богатства и высокого положения.
Разновидности катара
Тычковое оружие было призвано наносить колющие удары во время нападения на противников. Все разновидности катара обладали большой проникающей способностью и силой, быстро пронзая живую плоть. Раджпуты – это были воины, которые часто использовали одновременно два клинка, по одному в каждой руке. Существует много различных вариантов тычкового оружия. Одним из самых популярных считался катар-ножницы. Этот тип включал дополнительные лопасти, спрятанные в рукоятке и находящимися там до тех пор, пока не срабатывал тайный механизм путём нажатия специального рычага.
Индийские раджпуты обладали удивительным талантом в области проектирования и создания грозного и смертоносного оружия. Помимо катара, широко использовался в военном деле меч кханда. Это был прямой, обоюдоострый с двух сторон клинок, который являлся одним из самых мощных орудий, когда-либо производимых в Индии. Ещё одним необычным оружием считается чакрама – это простой стальной круг с острыми краями, который запускался в противника.
fb.ru
Холодное оружие из Катара (109 фото + текст) » Триникси
Огромное количество необычного холодного оружия различных видов и форм из Катара.Обо всем этом вы сможете узнать благодаря статье Дмитрия Самойлова «Клинок бога смерти».
В продолжении есть много чего интересного.
«Катар (или джамадхар) относится к толчковым ножам, называемым также тычковыми или ножами кастетного хвата. Само название этого оружия означает «клинок бога смерти» или «язык бога смерти». Встречались они в Китае, Индонезии, в Европе, но наибольшее распространение получили в Индии.
Расцвет «эпохи» катара приходится на 16-18 вв., хотя появились они значительно раньше. Еще в 14 в. арабский путешественник Ибн Баттута так описывал одну из сцен, увиденныхим в Индии: «Жители деревни окружили его, и один из них нанес ему колющий удар с помощью катара. Так называется железное оружие, напоминающее лемех плуга; рука вставляется в него так, что предплечье оказывается защищено; клинок является продолжением руки и имеет в длину два локтя (то есть около 900 мм), и удар этим оружием смертелен». Катар применялся прежде всего для нанесения колющих ударов. Клинок в виде равнобедренного треугольника с достаточно широким основанием обеспечивал высокий поражающий эффект. Такой клинок позволял наносить тяжёлые колотые раны, которые приводили (как минимум!) к быстрой потере крови; такие раны сами не закрывались, да и зажать их рукой было невозможно. Чаще всего клинок катара имел форму равнобедренного треугольника,
хотя встречаются катары с другими формами клинка и даже с несколькими клинками.
Длина клинка может варьироваться в широких пределах от 10 сантиметров до метра и более.
Как правило, сечение клинка ромбовидное, характерное для колющего оружия. От основания клинка отходят две пластины (реже два стержня), идущие вдоль предплечья. Они либо параллельны, либо расходятся под небольшим углом. На определённом расстоянии от клинка эти пластины соединены двумя поперечинами, играющими роль рукояти. Боковины выполняли несколько функций. Во-первых, они в определенной степени защищали запястье и могли использоваться для парирования оружия противника. Во-вторых, в сочетании с наручем или другим защитным снаряжением они образовывали конструкцию наподобие шины, накладываемой на руку при переломе, тем самым дополнительно ограничивая подвижность запястья и делая связку рука-оружие более жесткой. Катар удерживается не силой сжатия пальцев, как в случае оружия с традиционной рукоятью: пальцы запирают рукоять в кулаке, образуя жесткую механическую конструкцию. Надежность удержания катара не уменьшится, даже если рука и рукоять будут влажными.
По сравнению с обычной рукоятью амортизация в лучезапястном суставе будет значительно меньше, что обусловлено как ограничением его подвижности, так и направлением восприятия нагрузки. Клинок сонаправлен с предплечьем, что обеспечивает максимальное вложение силы в колющий удар. Рукоять фактически опирается на основание ладони. Это особенно важно при попадании удара в твердую цель (доспех или кость), так как позволяет практически безболезненно и абсолютно надежно амортизировать отдачу. В случае кинжала с обычной рукоятью сила противодействия ложится в основном на достаточно слабые мышцы и кости пальцев. Рукоять, образованная двумя поперечинами, наиболее распространена, хотя на некоторых образцах встречаются рукояти и из большего количества поперечин. Такая конструкция решает одну из основных проблем, возникающих при удержании толчковых ножей, а именно: проворачивание рукояти в кулаке под воздействием силы, направленной на плоскость клинка. В редких образцах катара с рукоятью в виде одной поперечины данная задача решается с помощью крупного утолщения (в форме пластины), размещенного в середине рукояти.
Кроме того, рукоять подобных конструкций обычно имеет в сечениине не круг, а овал. Специфические утолщения в середине рукояти напоминают традиционные непальские ножи кхукри. Данное утолщение служит для предотвращения продольного перемещения руки по рукояти. Изредка встречаются катары, изготовленные на юге Индии, рукояти которых рассчитаны на обмотку веревкой, однако большинство образцов не требуют такой «доработки». Известно, что иногда перед боем катар привязывали к руке. В коллекциях индийских музеев есть катары со специальными ремешками для пристегивания к руке, а также катары с отверстиями в рукояти для пропускания веревки.
Привязывание служило не только символом боя до смерти или победы, но и неплохим методом профилактики утраты оружия в затяжном бою: надежность удержания катара, привязанного к руке, практически независит от степени усталости воина. Возможность нанесения мощного удара, в том числе по твердой цели, обусловила тот факт, что многие образцы катаров выполнены как оружие для пробивания кольчуги. Такие «бронебойные» катары имеют характерное утолщение клинка вблизи острия, обеспечивающее дополнительное упрочнение этого наиболее нагруженного при уколе участка.
Как уже отмечалось, конструктивные особенности катара определяют его поражающие свойства в колющем ударе. Однако рубящие и секущие атаки им малоэффективны. Некоторые разновидности катара создавались с очевидным намерением компенсировать этот недостаток, например катар с изогнутым клинком.
Такая конструкция, безусловно, повышает режущие свойства оружия, но в результате ухода острия с оси клинка происходит значительная потеря эффективности колющего удара. Другой вариант предусматривает использование клинка с особой геометрией режущей кромки. Некоторые катары имеют волнообразную режущую кромку наподобие европейского фламберга или малайского криса.
Другие — клинок с двойным изгибом, своей формой напоминающие ятаган или традиционный индийский кинжал «бичва». Встречаются также катары, режущая кромка которых состоит из совокупности заточенных полукруглых выемок, поразительно напоминающая серрейторную заточку современных ножей.
Представляет интерес раскрывающийся катар «джамадхар селикани», что означает «имеющий три клинка». Особенностью конструкции данного типа является специальный механизм, приводимый в действие путем сжимания поперечин, образующих рукоять.
Механизм раскрывает клинок на две половинки, которые расходятся под углом как ножницы, поэтому в англоязычной литературе такая конструкция получила название«катар-ножницы» (scissors-katar). При этом открывается третий клинок, для которого полые половинки основного клинка в сложенном положении являются ножнами.
Причем существует этот вид далеко не в единичном экземпляре. Центральный клинок обычно слишком короткий для того, чтобы его можно было использовать. Половинки основного клинка имеют слишком большую толщину вследствие того, что должны в сложенном положении вмещать в себя центральный клинок. В результате такой складной катар практически непригоден для нанесения колющих ударов. Четких исторических свидетельств, описывающих метод использования такого катара, нет. Одна из гипотез (высказываемаяи в отечественной, и в зарубежной литературе) заключается в том, что такой катар раскрывали внутри тела противника, значительно увеличивая поражающий эффект. Верится в такое с трудом потому, что усилие, необходимое для раскрывания катара, весьма значительно. Нетрудно представить, насколько оно возрастет, если катар будет погружён в тело человека. Более того, механизм катара имеет возвратную пружину, складывающую половинки клинка, как только давление на рукоять будет убрано.
Другая гипотеза выглядит более убедительной. Согласно ей, «джамадхар селикани» представляет собой аналог европейского раскрывающегося кинжала «дага шпрингклинге». Такой кинжал держат в левой руке и в нужный момент, раскрывая его, превращают в ловушку для вражеского клинка. Безусловно, речь не идет о том, чтобы сломать клинок противника или вырвать оружие из рук. Такая ловушка предназначена прежде всего для того, чтобы задержать возврат клинка противника, создавая благоприятный моментдля атаки основным оружием, находящимся в правой руке.
В рукописи Абул Фазл Аллами упоминаются катары с несколькими остриями, рассчитанными на максимальное повреждение при нанесении удара.
Значительное количество подобных образцов, представленных в различных коллекциях, говорит о том, что данная конструкция была достаточно распространенной. В литературе описана еще одна разновидность катара с тремя клинками. Это оружие представляет собой собственно катар и два кинжала, удерживаемых прямым и обратным хватами. Основной клинок имеет традиционную треугольную форму, а два боковых напоминают индийские кинжалы бичва и направлены практически перпендикулярно основному.
В 1617 вв. в Танжоре, Майсоре и ряде других округов на юге Индии получили распространение катары с дополнительным щитком для защиты кисти, сжимающей рукоять. Они известны под названием «бэраджамдэда», то есть «приносящий смерть».
Щиток зачастую имел форму кобры с раздутым капюшоном.Иногда щиток был покрыт ажурными отверстиями наподобие гард португальских рапир. Обычно такой катар применялся в качестве основного оружия в сочетании с защитной рукавицей или доспехом, прикрывающим руку от кисти до локтя; в левой при этом держали круглый щит. Многие эксперты придерживаются мнения, что именно такие катары с длинным клинком и развитой защитой кисти явились промежуточным звеном эволюции катара в меч «пата».
Многие катары в 16 в. изготавливались как монолитные конструкции, в которых клинок и рукоять составляютодно целое.
В более поздних образцах клинок обычно крепился к рукояти с помощью заклепочного соединения.
Дополнительную жесткость клинку придают специальные продольные ребра. Желобки на клинке катара выполняют целый ряд функций. Во-первых, они позволяют облегчить конструкцию, во-вторых, применение желобков (в случае изготовления ковкой) позволяет кузнецу перераспределить материал и сделать клинок более широким у основания, используя для этого небольшое количество металла. В третьих, благодаря использованию желобков, участки клинка будут иметь различную толщину и, следовательно, по-разному прогреваться и остывать при термической обработке. В конечном итоге это приведёт к возникновению в различных участках клинка системы разнонаправленных напряжений, что способствует повышению его прочностных свойств.
Для изготовления клинков катара традиционно использовался индийский булат (литой дамаск) или вутц.
Содержание углерода в нем 1,52%. Данный материал представляет собой металлический композит, в котором в мягкой железной матрице проходят «волокна», образованные скоплениями очень твердых сферических зёрен карбида железа (цементита). Благодаря своей уникальной структуре, вутц сочетает два свойства, считающиеся в металлургии противоположными, твердость и вязкость. Зерна цементита, выходящие на поверхность режущей кромки, образуют на микроуровне пилу или, иными словами, своеобразный микросеррейтор. За счет этого обеспечиваются выдающиеся режущие свойства клинков из вутца.
Традиционная технология производства вутца была утеряна в середине 18 в. Многочисленные исследования позволили восстановить лишь общую последовательность действий и объяснить её с точки зрения современной науки. Впервые в Европе металлический композит, по химическому составу и структуре аналогичный вутцу, был получен в 19 в. русским металлургом П.П. Аносовым, однако технология, применённая им, заключалась в сплавлении железа с графитом и отличалась от той, что по описаниям использовалась индийцами. Известно, что у индийцев существовало несколько методов изготовления вутца: как непосредственно из железной руды, так и из железа. В глиняный сосуд (тигель) укладывалось железо (или два вида железа или железной руды), листья, стекло, древесный уголь, а также, возможно, еще ряд компонентов. Сосуд замазывался глиной, смешанной с рисовой шелухой. Далее его подвергали нагреву, длившемуся до нескольких дней. В процессе нагрева стекло расплавлялось и образовывало флюс, связывающий шлаки и предохраняющий железо от окисления. Листья при нагревании выделяли водород, который ускоряет процесс науглероживания железа. В тигле организовывался цикличный процесс, в ходе которого железо поглощало углерод, что снижало его температуру плавления и, в свою очередь, позволяло поглотить следующую порцию углерода. Благодаря точному расчету времени, индийские мастера могли остановить процесс в тот момент, когда в расплавленном железе с высоким содержанием углерода плавали небольшие фрагменты малоуглеродистого железа. Остудив и разбив тигель, мастер получал слиток вутца.
Далее следовал процесс выковывания и термообработки клинка.
Завершающим этапом были полировка и травление поверхности клинка с помощью состава из рыбьей желчи, пальмовой смолы, козьего и кобыльего молока. В результате того, что участки с разным содержанием углерода поразному поддаются полировке и поразному травятся, на поверхности появлялся узор из светлых линий, соответствующих волокнам цементита, на темном фоне.
Вся последовательность изготовления от начала до конца насыщена деталями, отклонение от которых приведет к неудаче всего процесса. Во-первых, чрезвычайно важны компоненты: для тигля требуется глина особого сорта, необходимо использовать листья определенного растения, уголь также должен быть получен из конкретного сорта древесины. Как было установлено, железная руда должна содержать примеси ванадия или молибдена, служащие основой для образования скоплений частиц цементита. Во-вторых, необходим точный контроль температурного режима и длительности всех этапов процесса. В-третьих, играет роль то, в чем охлаждать клинок при закалке, а также то, каким участком начинать погружать клинок в охлаждающий состав. О феноменальных возможностях клинков из стали вутц ходят легенды, приписывающие таким клинкам способность рассекать одним ударом доспех и тело под ним, рубить камни, разрезать подброшенный в воздухшелковый платок, сгибаться чуть ли не в кольцо и затем распрямляться без всякого вреда для себя. Все эти потрясающие характеристики основаны на физических явлениях, исследованию которых посвящены многие работы российских и зарубежных ученых. Например, в работах В.П.Борзунова и В.А. Щербакова дается весьма подробное объяснение природы исключительных свойств вутца. Безусловно, говоря о вутце, необходимо помнить, что речь идет, в первую очередь, о технологии изготовления, а не о конкретной марке стали с определенными стандартными характеристиками. Очевидно, что вутц, выплавленный разными мастерами, может сильно различаться по качеству и свойствам.
Встречаются катары из сплава вутц, у которых острие изготовлено из другой стали и наварено на основной клинок. В любом случае, сделано ли это по первоначальному замыслу или в результате ремонта, это говорит о том, что свойства самой стали вутц, использованной для изготовления этих катаров, оказались неадекватны решаемой задаче.
Многие катары, изготовленные в 16-18 вв., используют клинки европейских мечей и рапир. Такие клинки в Индии назывались «ференги» (иностранные). Например, катар в коллекции Tanjore Palace Armoury имеет на клинке клеймо знаменитого итальянского мастера 16 в. Андрэ Ферара(Andrea Ferara). Другой катар также имеет клинок от европейского меча.
Такие катары наиболее распространены в княжествах, ведших активную торговлю с Европой. Скупались в основном сломанные или пришедшие в негодность мечи и рапиры, часть клинка которых и шла на изготовление катара. Катар, служащий ножнами для другого катара, редкая разновидность данного вида оружия. В ряде сохранившихся образцов катар-ножны малопригоден для применения по прямому назначению в силу скругленности острия и отсутствия лезвий.
Одна из гипотез применения данного катара основана на потенциальной возможности дозирования летальности воздействия. С помощью катара ножен можно было нанести акцентированный удар, не приводящий к фатальному исходу, а в случае эскалации ситуации извлечь и использовать острый вложенный катар. Что-то вроде концепции, лежащей в основе складного ножа Gunting фирмы Spyderco.
Некоторые катары 17-18 в. украшены изображениями сцен охоты на тигров.
На ряде картин и иллюстраций к книгам того времени катар присутствует в экипировке охотников, а на одной даже используется против тигра(им защищается раненый человек, выпавший из седла). Все это послужило основанием для ошибочного утверждения, согласно которому основным назначением катара является нанесение добивающего удара раненому тигру, хотя очевидно, что гораздо разумнее для такой цели использовать копье или другое оружие с более безопасной дистанции. При всей неправдоподобности охотничьей гипотезы в некоторых каталогах антикваров катар проходит как «кинжал для охоты на тигров».
Характерной особенностью катара, как и индийского оружия в целом, является отделка: чем выше статус владельца, тем более сложный и богатый декор применялся мастерами.
Индийские оружейники использовали различные виды отделки, в том числе насечку золотом и серебром, технику перегородчатой эмали, чеканку. Одной из наиболее распространенных техник отделки, применяемой на катарах, является «кофтгари»: традиционная индийская техника насечки золотом.
Суть ее заключается в следующем: на поверхность с помощью острой металлической иглы наносится рисунок из глубоких царапин. В эти царапины укладывается и вколачивается золотая (реже серебряная) проволока. После этого поверхность нагревают, затем снова обрабатывают молотком. Финальным этапом является полировка поверхности природным абразивом (белым пористым индийским камнем).
Члены воинского сословия раджпутов были практически неразлучны с катарами: на средневековых картинах, изображающих сцены приемов и пиршеств, и хозяин, и гости показаны с катарами за поясом. Раджпуты носили катар с правой стороны.
Использовался он в сочетании с саблей талвар, а его применение напоминало европейскую технику работы кинжалом для левой руки. При работе на дистанции им в основном выполняли парирования и уводы клинка противника, нанося удары своей саблей. На сближении, заблокировав саблю противника, катаром наносили колющие удары. В боевом искусстве сикхов катар применяется и как основное оружие для правой руки, в левой при этом может быть небольшой круглый щит. Популярность катара у нихангов, одной из воинских сект сикхов, связана с тем,что данное оружие позволяет реализовать принцип «чаткха», то есть убивать одним ударом. По этическому кодексу нихангов, быстрота совершения убийства символизирует отсутствие заинтересованности в самом процессе умерщвления жертвы: ниханг, убивая по необходимости (врага или животное), не совершает злодеяния. В южных областях Индии катар рассматривался прежде всего как средство самозащиты при внезапном нападении и как оружие ближнего боя для помещений и зарослей. Катар носили слева за поясом, над саблей. Сохранились даже комбинированные сдвоенные ножны для ношения сабли и катара. На многих картинах правители государств Индии изображаются с правой рукой, лежащей на рукояти катара. Этим символизировалась готовность отразить любое нападение.
Представление о технике использования катара можно получить, посмотрев выступления мастеров боевого искусства калари-пайятту, практикуемого на югозападном побережье Индии (штат Керал).
Что касается техники работы катаром, большинство индийских систем воинской подготовки используют преимущественно колющие удары по прямым, реже дуговым, траекториям. При уколах в шею и коротких боковых ударах в корпус катар зачастую поворачивают плоскостью клинка параллельно земле. При ударе в корпус такая ориентация клинка позволяет ему пройти между ребер, а при ударев шею повышает вероятность поражения кровеносных сосудов, которые, как известно, идут вертикально. Рубящие удары катаром наносятся смощным вложением корпуса и вомногом напоминают удар «рука-меч» в технике классического каратэ. Наиболее характерным является рубящий удар в область шеи, идущий по диагонали сверху вниз. Существует также особая техника порезов навозвратном движении после неудачного выпада. Катар, пройдя бок о бок с воинами Индии несколько столетий, стал своеобразным символом воинской доблести.
В 19 в. символ катара часто стоял в конце подписи у раджпутов. Его также высекали на памятниках павшим во имя долга. Символика катара нашла отражение и в форме колониальных войск Великобритании: эмблему кавалерийского полка 13th Rajputs The Shekhawati Regiment образуют два катара, скрещенных над числом 13.
Катар изображен на знамени княжества Мевар и символизирует вооруженную борьбу индийцев за независимость. Изображение катара встречается на серебряных рупиях 19 в. и на первых марках округа Бунди…»
А дальше те самые замечательные катары, о которых я писал в самом начале поста:
Вот ещё один «вкладыш» — катар в катаре:
Катар «триплекс» — состоит из двух разъёмных половинок, которые соединяются в одно целое и вкладываются в катар-ножны:
Кривой (ну очень кривой) катар:
Катар семилезвийный, к сожалению фото одно и не очень понятно, как эту колючую штуку держать, к локтю что-ль присобачивать??? Может кто знает, отпишитесь в комментах.
Катар-ножницы:
Уже знакомый Вам по первой картинке в абзаце про «вутц» катар в роскошных дамассковых ножнах с набором инструмента :
Парочка катаров-пистолетов:
Длинный катар с роскошной, просто офигительной гардой, на которой уместились слон, лошадь, два павлина, две антилопы, травка-листики и что-то там ещё:
А теперь перейдём к катарам с «окошками». Что это такое Вы сейчас увидите.
Итак, парные катары с окошками. В окошке одного катара изображён, по всей видимости, его хозяин-раджа, в окошке другого — его любимая жена(или наложница):
Поскольку дальше катары пойдут с элементами эротики (а вы как думали, Индия! Если б не Кама-сутра, не было бы там сейчас миллиарда индусов), лицам с неокрепшей психикой и детям до 18 лет смотреть категорически не рекомендую.
Катары с «окошками», в «окошках» … а, смотрите сами:
Ну и самый последний, какой-то совсем навороченный катар в красных бархатных ножнах, мало того, что из «вутца» и с отделкой «кофтгари», и с «окошками», и с Кама-сутрой в «окошках», так ещё и дробь в его клинок напихали зачем-то… Крутая штука получилась, вот зацените:
trinixy.ru
Кинжал катар с кремневыми пистолетами » Военное обозрение
Катар, или как его еще иногда называют джамадхар, относится к тычковыми кинжалам или кинжалам, имеющим кастетный хват. В переводе слово «катар» означает: зуб, клинок или самое экзотичное значение «язык бога смерти». Катар типично Индийское оружие, хотя иногда он встречается в Индонезии, Китае и даже Европе. Первое упоминание о катаре датировано 14 веком, но наибольшее распространение катар получил в 16-18 веках.
Катар предназначен для нанесения колющих ударов, его клинок чаще всего имеет форму равнобедренного треугольника и ромбовидное сечение. Характерной особенностью катара является особая форма рукояти. К основанию клинка крепятся две пластины (иногда два стержня), которые располагаются при обычном хвате вдоль предплечья. Чаще всего они параллельны, либо расходятся под не очень большим углом. Пластины соединяются между собой двумя поперечинами, выполняющими роль рукояти.
В 18 веке в связи с широким распространением огнестрельного оружия, повсеместно начали изготавливать комбинированное оружие. Конструкция кинжала катар позволяла легко размещать стреляющие устройства на боковых пластинах. В таком виде боковые пластины выполняли не только роль защиты для кисти и предплечья от ударов противника, но и служили основанием для крепления огнестрельного оружия.
Кремневые пистолеты, устанавливаемые на катар, чаще всего имеют конструкцию boxlock.
Кремневые пистолеты, на представленном кинжале катар, состоят и рамки с кремневым замком и стола. Рамка латунная, на ее боковых поверхностях имеется гравировка в виде головы слона и дикого кабана. Замки без предохранительных устройств.
Кинжал катар с кремневыми пистолетами (Katar Flintlock Pistol), представленный на фото, имеет узкий клинок (обычно это свидетельствует о импортном происхождении клинка). Основание клинка крепится с помощью треугольного выступа передней части крестовины. Рукоять, боковые пластины имеют украшения в виде цветочного и растительного орнамента и по контуру отделаны шариками в виде бисера.
Клинок катара двухлезвенный с центральным долом, имеет длину 240 мм. Стволы пистолетов стальные, длиной 50 мм. Две поперечные пластины рукояти имеют округлое сечение.
Стреляющие устройства крепятся к боковым пластинам с помощью винтов. Спусковые крючки при не взведенных курках плотно прилегают к передней перекладине рукояти и не мешают руке при нанесении колющих ударов клинком.
Стволы пистолетов у дульного среза имеют раструб, как у тромбона. Наружные поверхности стволов так же имеют декоративную отделку.
Кинжал катар с кремневыми пистолетами, представленный на этом фото, имеет характерный индо-персидский клинок. Клинки катаров обычно изготавливали из индийского булата (литого дамаска) или «вутц», они чаше всего были широкими у основания для нанесения тяжелых колотых ранений.
Длина клинка данного катара 266 мм, поверхность клинка кинжала украшает гравировка с изображением двух вооруженных воинов на фоне растительного орнамента.
Поверхности рукояти и боковых пластин инкрустированы золотом и украшены сложным растительным и геометрическим орнаментом. Стреляющие устройства — кремневые пистолеты конструкции boxlock, полностью изготовленны из стали. На боковых поверхностях рамки имеется гравировка. Спусковые крючки в данном случае располагаются ближе к основанию клинка, чтобы не мешать удобному хвату рукояти.
Боковые пластины плоские, соединяющие их два поперечных стрежня, выполняющие роль рукояти, слегка изогнуты и имеют прямоугольное сечение. Кремневые пистолеты закреплены с помощью винтов на первой половине боковых пластин, между основанием клинка и рукоятью. Общая длина кинжала-пистолета 422 мм.
Стволы пистолетов цилиндрической формы, длиной 45 мм, калибр стволов 0,44.
Кинжал катар с кремневыми пистолетами (Katar Flintlock Pistol) очень необычное и редкое оружие. Его цена на оружейных аукционах достигает $ 6000 — $ 8000.
topwar.ru
описание, характеристики и отзывы. Индийский кинжал катар
Катар – оружие тычкового типа, характеризующееся наличием Н-образной горизонтальной рукоятки и лезвием на уровне костяшек пальцев пользователя. Впервые этот вид арсенала появился в Южной Индии. Распространившись по всей Азии, он стал символом статуса, подобно японской катане. Князья и дворяне часто изображались с катаром за поясом. Это была не только мера предосторожности для самозащиты, но и средство для демонстрации своего богатства и положения. Члены высшего сословия раджпутов и моголов брали клинки с собой, охотясь на тигров. Если удавалось убить зверя этим оружием малой дальности, это считалось самым верным признаком мужества и боевого мастерства.
Индийские клинки на европейском рынке
Начиная с XVI века, после того, как Индия была колонизирована англичанами, катар, оружие, которое часто делали из сломанных лезвий мечей, попал на рынок европейских коллекционеров. Среди них были клинки, напоминающие ножницы с двумя или тремя лезвиями. Они были сложены вместе до тех пор, пока створки ручки оставались прижатыми друг к другу. Если их развести в стороны, лезвия раскрываются, нанося дополнительные повреждения противнику. Эти новинки были популярны среди иностранцев, но неприменимы на практике в реальных боевых действиях.
Внешний вид
Катар – оружие, которое представляет собой короткий, широкий, треугольный клинок. Его особенность – это рукоятка, состоящая из двух параллельных стержней, которые соединены посредством двух или более поперечных стержней. Лезвие, как правило, достигает от 30 до 90 см в длину. Оружие бывает разным по своей форме. Большинство экземпляров имеют прямые лезвия, но встречаются также волнистые и слегка изогнутые. Каждый выбирает вариант на свой вкус. Катар – оружие, которое может иметь как одно, так и два и три лезвия. Многие клинки были утолщены особым образом для предотвращения их сгибания и поломки.
Индийская знать часто носила декоративные катары, как символы их социального статуса. Рукоятку покрывали эмалью, самоцветами или золотой фольгой. На неё, а также на само лезвие наносилась гравировка в виде разнообразных фигур, декоративных конструкций и сцен из жизни. Чем выше был статус владельца, тем более сложным и богатым был декор, создаваемый мастерами. Жара и влажный климат Индии сделали невозможным использование стальных ножен. Поэтому зачастую холодное оружие катар хранили в футлярах, сделанных из таких тканей, как бархат или шёлк.
Клинок для самых ловких воинов
Что такое катар? Оружие, которое требовало особой физической подготовки, быстрой реакции и ловкости предназначалось в первую очередь для попадания в голову и верхнюю часть тела. Боковые ручки могли быть использованы для блокировки или реже для обороноспособности. Обладатель такого оружия должен был быть достаточно ловким и шустрым, чтобы увернуться от атак противника и быстро нанести удары. Большим преимуществом был лёгкий вес и относительно небольшой размер.
Индийский кинжал катар использовался в тесном рукопашном бою. Для индийских боевых искусств в целом были характерны скорость, ловкость и акробатические манёвры. Ещё в XVI веке там изучался хотя бы один стиль боя, что подразумевал использование пары смертоносных клинков: по одному в каждой руке. Владение катаром подразумевает улучшенную акробатическую сноровку, чем любым другим холодным арсеналом, например, ножом или стандартным кинжалом. Удары наносятся как будто кулаками, а не оружием, что является более естественным для защиты и атаки. Если клинок состоит из нескольких лезвий, то с его помощью можно довольно легко поймать любое более традиционное оружие, например, меч, и отвести его от себя. В узком проходе обладатель катара будет иметь большее преимущество.
Катар: история нестандартного тычкового оружия
Временем появления катара считается период с XVI по XVIII век. Хотя он был изобретён намного раньше. Ещё в XIV веке арабским путешественником Ибн Баттутой была описана одна из сцен, наблюдаемая им в Индии: «Жители деревни окружили его, и один из них напал на него с катаром. Так называется железное оружие, напоминающее лемех плуга. Рука вставляется в него таким образом, что предплечье находится под защитой. Клинок является продолжением конечности. Он имеет в длину два локтя. Последствия использования этого смертоносного оружия могут быть серьёзными».
Клинок в виде равнобедренного треугольника с широким основанием обеспечивает хороший поражающий эффект. Глубокие ножевые ранения приводят к быстрой потере крови, такие раны, как правило, не затягиваются и долго заживают. Длина клинка может варьироваться в широких пределах: от 10 см до одного метра и более. Это был также хороший способ для предотвращения потери оружия в затяжном бою. Клинок нетрудно было удержать в руке, независимо от степени усталости воина. Возможность нанесения мощного удара, в том числе по твёрдой цели, привела к тому, что многие образцы использовались в качестве оружия для пробивания брони. Такие клинки имели характерное утолщение вблизи острия.
Технологии, используемые при декорировании
Индийские оружейники использовали разнообразные материалы, в том числе насечку золотом и серебром, при декорировании такого вида клинков, как индийский катар. Холодное оружие всего мира дополнилось огромным ассортиментом разных по форме и размерам экзотических и смертоносных ножей, которые в бою использовались как продолжение руки.
Одним из самых распространённых методов отделки была традиционная индийская инкрустация золотом. Суть способа заключалась в следующем: чтобы сделать рисунок, использовался остро заточенный металлический наконечник. В получившиеся глубокие царапины помещалось измельчённое золото (реже серебро), после чего вся поверхность подвергалась нагреванию, а затем обработке с помощью молотка. Последним шагом была отшлифовка поверхности специальным белым пористым камнем абразивной природы.
Любимое оружие высшего сословия раджпутов
Катар – оружие индийских раджпутов. Это доказывают многочисленные средневековые картины, изображающие сцены фуршетов и банкетов, где хозяева и гости имели это необычное оружие за своими поясами. Раджпуты носили клинки с правой стороны. На протяжении многих веков их форма претерпела совсем незначительные изменения. То есть, катар XIV века мало чем отличается от арсенала, изготовленного в XIX веке.
Это было достаточно эффективное холодное оружие благодаря своей скорости и проникающей способности. Несмотря на то что его перестали изготавливать и использовать уже с XIX века, изображение катара можно встретить и в наши дни. Древний клинок нарисован на официальной эмблеме современного раджпутского полка – спецподразделения индийской армии.
Особенности тычкового оружия
Лопасти тычковых клинков были выполнены из очень качественной стали, с краями, острыми как бритва. При нападении в толчке использовался вес всего тела, поэтому при попадании можно было получить серьёзные травмы, несовместимые с жизнью. На древних гравюрах можно найти изображения вооружённых мужчин, у которых помимо меча или сабли был припасён также катар. Он использовался ими в качестве дополнительного оружия во время боя, так как это было одно из лучших и эффективных средств для блокировки крупного арсенала.
Уникальное оружие
С того времени, когда человек начал охотиться на животных, он начал разработку различных видов оружия. Первоначально для убийства и защиты использовались заострённые камни и палки. С открытием металла начали изготавливать различные виды холодного арсенала: мечи, ножи, лук и стрелы. Такое оружие, как катар, использовалось не только для убийства и самообороны, но и имело большое религиозное и историческое значение. Арсенал также считался символом статуса и воинского достоинства раджпутов, сикхов и моголов. Помимо того, что он использовался для самообороны, катар также применяли для демонстрации богатства и высокого положения.
Разновидности катара
Тычковое оружие было призвано наносить колющие удары во время нападения на противников. Все разновидности катара обладали большой проникающей способностью и силой, быстро пронзая живую плоть. Раджпуты – это были воины, которые часто использовали одновременно два клинка, по одному в каждой руке. Существует много различных вариантов тычкового оружия. Одним из самых популярных считался катар-ножницы. Этот тип включал дополнительные лопасти, спрятанные в рукоятке и находящимися там до тех пор, пока не срабатывал тайный механизм путём нажатия специального рычага.
Индийские раджпуты обладали удивительным талантом в области проектирования и создания грозного и смертоносного оружия. Помимо катара, широко использовался в военном деле меч кханда. Это был прямой, обоюдоострый с двух сторон клинок, который являлся одним из самых мощных орудий, когда-либо производимых в Индии. Ещё одним необычным оружием считается чакрама – это простой стальной круг с острыми краями, который запускался в противника.
autogear.ru