Патрульные корабли проекта 22160 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 августа 2018; проверки требуют 77 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 августа 2018; проверки требуют 77 правок. Перейти к навигации Перейти к поискуПатрульные корабли (корветы) проекта 22160 | |
---|---|
«Дмитрий Рогачёв» в Севастополе. | |
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Годы постройки | 2014 — н.в. |
Запланировано | 6, с возможным увеличением до 12 единиц |
Строится | 4 |
В строю | 2 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1965 т (полное) |
Длина | 91,3 м (наибольшая) |
Ширина | 14,6 м |
Осадка | 4,8 м |
Бронирование | противопульное |
Двигатели |
ru.wikipedia.org
малозаметные патрульные корабли с возможностями эсминца. Вслед за «Сообразительным» » Военное обозрение
Закладка третьего серийного патрульного корабля пр. 22160 «Павел Державин» состоялась на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького 18 февраля 2016 года. Вместе с ним уже на протяжении 2-х лет к завершающему этапу сборки подходят ещё 2 перспективных корвета проекта — «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачёв», заложенные в 2014 году. По официальным данным сайта разработчика severnoe.com (ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро»), корабли проекта будут выполнять патрулирование в исключительной экономической зоне государства протяжённостью 200 миль, предотвращать пиратскую деятельность и контрабанду, а также эскортировать торговые суда через нестабильные участки морей и океанов. Но технологический потенциал, заложенный в проект 22160, открывает перед экипажами этих корветов такие возможности, которые ранее были просто невообразимы для надводных боевых кораблей водоизмещением менее 2000 тонн.
Замечательная традиция воплощения в малых боевых надводных кораблях ВМФ России некоторых возможностей эсминцев и крейсеров появилась на бумаге в виде эскизных проектов ещё в середине 90-х годов. Об этом стало известно после закладки в 1997 году перспективного сторожевого корабля пр. 12441 «Гром», в конструкции которого были замечены новые универсальные вертикальные пусковые установки модульного типа; как выяснилось позже, это были ПУ для разрабатываемых современных ЗУР 9М96 и 9М100, унифицированных с ЗРК «Триумф», «Редут» и «Витязь», которые сделали бы СК «Гром» первым в российском флоте фрегатом ПРО среднего и дальнего рубежей. Но проекту «Новик» не суждено было воплотиться в том «железе», которое задумывалось питерским ПКБ «Алмаз», в частности, из-за сложной политической обстановки конца 90-х, когда руководство флота не имело чёткого и единого подхода к назначению новых надводных кораблей. К началу ХХI века строительство головного корабля было приостановлено на неопределённое время, не достигнув даже половины готовности. Концепция фрегатов ПВО в России осталась на прежнем уровне самообороны на базе комплексов малой дальности «Кинжал» и «Кортик».
Фрегат пр. 12441 «Гром», являясь головным сторожевым кораблём типа «Новик», в связи с полной заморозкой проекта в начале 2000-х перестал достраиваться в качестве многоцелевого сторожевика дальней морской зоны. Простояв на стапеле ССЗ «Янтарь» более 10 лет, корпус «Новика» был загрунтован и спущен на воду, также были озвучены планы по достройке корабля уже под названием «Бородино» и по изменённому пр. 12441У в качестве учебно-боевой единицы для обучения состава ВМФ России на оборудовании нового поколения. Именно эти СК стали первыми разрабатываемыми российскими фрегатами, в составе вооружения которых предстояло применить передовой зенитно-ракетный комплекс эшелонированной ПВО/ПРО дальнего рубежа «Редут»
В то же время в объединённых ВМС НАТО стран Западной Европы активными темпами шли работы по строительству фрегатов ПВО типа F100 «Альваро де Басан» (Испания), «Лафайет» (Франция), «Саксония» (Германия), а позднее «Ивер Хуитфельд» (Дания), «Де Зевен Провинсиен» (Нидерланды). ПВО/ПРО испанских фрегатов F100 базировалась на БИУС «Иджис» и универсальных ВПУ Mk 41, способных запускать ЗУР RIM-67D (SM-2ER Block III) на дальность до 180 км; французские «Лафайеты» получили сверхманевренную зенитную ракету-перехватчик «Aster-30» дальностью 100 км для корабельного ЗРК PAAMS. Наметилось существенное отставание наших сторожевиков в возможностях борьбы с дальними воздушными целями, и вследствие этого сводилась к нулю способность самостоятельно действовать на удалении от «зонтика» ПВО дружественной корабельной ударной группировки, в условиях численного господства СВН противника. Не могли фрегаты пр. 11540 «Неустрашимый» и БПК пр. 1155 «Удалой» прикрывать дружественные надводные корабли на дальности более 8—12 км (дальность действия «Кортиков» и «Кинжалов»). Требовались кардинальные и быстрые решения, но реализовываться они начали лишь спустя 7 лет.
Испанский фрегат F105 «Христофор Колумб» (тип «Álvaro de Bazán») имеет водоизмещение около 5300 тонн. Оснащённые БИУС «Иджис», МРЛС AN/SPY-1D и УВПУ Mk 41 с 48 ТПК, 5 фрегатов этого типа могут быть в одно мгновение программно адаптированы для применения ЗУР-перехватчиков RIM-161A/B, а также RIM-174 «SM-6», что в структуре НАТО уже около половины десятилетия является дополнительной угрозой для сообщения между Черноморским и Балтийским флотами России. Разработанный в начале 90-х испано-американский проект, как его более крупные американские систершипы класса «Арлей Бёрк», имеет специальную конструкционную бронезащиту экипажа с помощью кевларовых перекрытий, а также композиционные элементы в несущих главной надстройки для уменьшения РЛ-заметности. Несмотря на некоторое повторение конструкции американских «Иджис»-кораблей, для оснащения испанской СУО Mk 99 предоставили только 2 радара непрерывного излучения SPG-62, из-за чего класс «Альваро де Базан» имеет худшие стрельбовые характеристики. Дальность хода составляет 5000 миль, что едва превосходит наши корветы класса «Стерегущий»
В 2003 году командованию ВМФ России был представлен эскизный проект фрегата пр. 22350 «Адмирал Горшков». Перспективный сторожевой корабль был первым российским фрегатом ПВО с возможностью поражения дальних воздушных целей зенитными ракетами 9М96Е2, выпущенными с УВПУ комплекса «Редут»; при этом, перехват мог быть осуществлён по принципу кинетического перехвата «hit-to-kill», что делало корабли проекта полноценными противоракетными фрегатами. Но для включения проекта в солидный реестр расходов гособоронзаказа потребовалось ещё 3 года, и закладка головного корабля состоялась лишь в феврале 2006 года, а спуск на воду — 29 октября 2010 года. СК дальней морской зоны ожидал длительный этап ходовых и огневых полигонных испытаний в Балтийском и Белом морях, которые сегодня подошли к заключительной фазе, перед передачей в состав СФ. Но для отработки перспективного корабельного зенитно-ракетного комплекса 3К96 «Редут» в условиях морского ТВД и корабельного базирования ещё до испытаний на СК «Адмирал Горшков», производителю (концерн ПВО «Алмаз-Антей») пришлось разместить «урезанную» версию комплекса на базе корветов пр. 20380 «Сообразительный», «Бойкий», «Совершенный», «Стойкий» и т.д. На корветах отсутствует 4-хсторонняя МРЛС «Полимент» на 16 целевых каналов, а роль радара обнаружения и целеуказания выполняет дециметровый РЛО с ФАР «Фуркэ-2», способный обнаружить цель с ЭПР 0,1 м2 на удалении 65 км. А ВПУ представлена 12 ячейками ТПК вместо 28 (на фрегатах пр. 22350). Но даже при такой радиолокационной архитектуре «Редут» показывает неплохую огневую производительность, что достигается благодаря инфракрасному и активному радиолокационному методам наведения ЗУР 9М100 и 9М96, а также управлению современной БИУС «Сигма», обеспечивающей скорострельность 1 ЗУР/с. Все корветы пр. 20380, начиная с «Сообразительного», являются уникальными боевыми кораблями, обладающими: малым водоизмещением, низкой радиолокационной заметностью, КЗРК ПРО «Редут» с двумя типами противоракет, обеспечивающих как закрытое воздушное пространство над значительным участком ТВД (ЗУР 9М96), так и самооборону (ЗУР 9М100).
Но, сравнивая корветы пр. 20380 с проектом 22160, отмечу, что оригинальные и передовые конструктивные особенности, более дальнобойный комплекс противокорабельного и стратегического вооружения, а также большие показатели автономности и дальности плавания у последнего определяют его преимущества перед 20380-м проектом в XXI веке, даже если принять во внимание «Редут».
Корветы пр. 22160, имея на 30% меньшее водоизмещение (до 1700 тонн), обладают в 1,5—2 раза большей дальностью плавания (до 6000 миль), чем класс «Стерегущий», что позволяет причислять их к патрульным кораблям дальней морской зоны, автономность при этом приближается 2 месяцам, у пр. 20380 — всего 2 недели. Конструкция надстроек, антенных постов и боевых модулей различных комплексов у пр. 22160 куда более близка к «стелс»-концепции, чем у пр. 20380. К примеру, у «Стерегущего» и других кораблей проекта обратные завалы бортов можете наблюдать лишь на переходе от корпуса к несущим композитной надстройки, т.е. всего на половине длины корабля, завалы эти хоть и снижают эффективность АРГСН ПКР противника до 10%, вряд ли могут довести ЭПР корабля до уровня рыбацкой лодки, как это сделано в американском «Zumwalt»; сказывается и стандартное круглое неподвижное основание 100-мм артиллерийской установки А-190-01, дающее дополнительные квадратные метры к общей ЭПР, и вполне стандартная конструкция носовой части верхней палубы. Противокорабельное вооружение корветов пр. 20380 представлено 2х4 ПУ КТ-184 ПКРК «Уран» с 8 дозвуковыми ПКР большой дальности Х-35УЭ (260 км), которые не дают существенных преимуществ перед натовскими фрегатами, оснащёнными новыми версиями «Гарпуна», а также позволяют поражать удалённые наземные объекты противника.
У проекта 22160 мы наблюдаем совершенно иную картину. Патрульные корабли дальней морской зоны (открытого моря) имеют в разы более совершенную конструкцию корпуса и архитектуру надстройки. Высокие обратные завалы бортов плавно переходят в наклонные угловатые образующие компактной надстройки, ходовая рубка которой идеально повторяет контуры надстройки (ходовая рубка корветов типа «Стерегущий» имеет классический обратный уклон иллюминаторной стороны). Надстройка примерно в 2 раза меньше надстройки кораблей пр. 20380, а верхняя палуба в носовой части корабля надёжно защищена множеством слоёв радиопоглощающих покрытий и композиционных материалов. Помимо этого, 57-мм артиллерийская установка А-220М оснащается угловатой башней с минимальной радиолокационной сигнатурой. Всё это позволяет экипажам корветов пр. 22160 максимально скрыть себя от глаз операторов радиолокационных комплексов дальних патрульных самолётов P-8A «Poseidon».
Особый интерес представляет бортовое радиоэлектронное оборудование корветов пр. 22160, а также управляемый им комплекс современного ракетного вооружения. Ударное вооружение патрульных кораблей типа «Василий Быков» (головной корабль проекта) представлено многоцелевым ракетным комплексом «Калибр-НК», для которого отведено 2х4 специализированные подъёмные ПУ УКСК в кормовой части корвета, предназначенные для запуска номенклатуры крылатых ракет типа 3М14 и 3М54. Восемь противокорабельных 3М54Э делают из небольшого корвета пр. 22160 опаснейшего морского охотника на малочисленные КУГ ВМС стран НАТО, а небольшое соединение этих корветов может расправиться даже с крупной АУГ. Все мы знаем о возможностях 3М54Э «прорывать» ближнюю корабельную ПРО на скорости 3300 км/ч. В случае же комплектации стратегической крылатой ракетой 3М14Э (дальностью до 2000 км), корветы типа «Василий Быков» смогут выполнять стратегически важные задачи по нанесению дальних ракетных ударов по важнейшим объектам противника на расстоянии 7000 миль от мест базирования. До сегодняшено дня не один боевой корабль класса корвет не способен был автономно действовать на уровне авианосной ударной группировки. Четырёхметровая осадка позволяет действовать на мелководье, в небольших заливах и даже в различных реках, на что большинство фрегатов не способны.
Перспективные корветы способны постоять за себя и при ударе ПКР противника, либо при приближении тактической авиации или БПЛА. Задачи ПВО/ПРО возложены на 12-канальный корабельный ЗРК средней дальности «Штиль-1». Зенитные ракеты 9М317Э в количестве 24 ед. размещаются в ТПК МС-487 двух модулей-ВПУ 3С90Э.1. В отличие от своего предшественника «Урагана», КЗРК «Штиль-1» с модульной ВПУ смог полноценно реализовать свою 12-канальность благодаря увеличенному до 1 ЗУР / 1,5 с темпу стрельбы. Темп почти соответствует показателям «Редута» и «Иджиса». Сама ЗУР 9М317Э имеет множество достоинств перед ракетой комплекса М-22 «Ураган» — 9М38М1: максимальная скорость полёта последней достигает 1550 м/с (5550 км/ч) за счёт более мощного двухрежимного твердотопливного ракетного двигателя, присутствует возможность перехвата вдогон 3-маховых целей (после модернизации МРЛС и программного обеспечения «Штиля» этот параметр может возрасти), предельная высота перехвата ракетой 9М317Э выросла до 25000 метров, предельный G-лимит возрос почти до 30 ед., что позволило перехватывать маневрирующие цели с перегрузками до 11-12 ед.; новая ЗУР стала гораздо компактней, поскольку получила новые складные аэродинамические рули для возможности размещения в ВПУ 3С90Э.1.
В рекламных источниках, а также на военных научно-популярных ресурсах указано, что предельная дальность поражаемой цели для корабельного ЗРК «Штиль-1» составляет 32 км, но указано и то, что предельная дальность применения ЗУР 9М317Э составляет 50 км, исходя из чего становится ясно, что 32 километрами «Штиль-1» ограничивается лишь по причине недостаточных энергетических возможностей РЛС подсвета целей (ЗУР 9М317Э имеет ПАРГСН, а поэтому полностью зависит от мощности РЛС подсвета типа ОП-3). Стандартная радиолокационная архитектура «Штиля» с РЛ-прожекторами подсвета имеет огромную схожесть с американским семейством «Иджис/Стандарт», из-за чего комплексу присущи знакомые проблемы с целевой канальностью, которая зависит от оснащённости РПН ОП-3.
Экспортный вариант корветов пр. 22160 предусматривает упрощённую (стандартную) версию комплектации зенитно-ракетного комплекса «Штиль-1». Как видите, над малозаметной ходовой рубкой макета расположен стандартный радиолокатор подсвета и наведения (РПН) ОП-3, позволяющий комплексу вести одновременный перехват не менее, чем двух воздушных целей. На модификации для ВМФ России (фото ниже) РПН отсутствует, а вместо него размещён стандартный для кораблей нового поколения антенный пост в главной надстройке в виде 4-х антенных решёток ФАР. В то же время, представители Морского НИИ Радиоэлектроники «Альтаир» (разработчики) не торопятся с информацией относительно работ по модернизации КЗРК «Штиль-1»
Стоит отметить важную деталь, которая не оговаривалась в интернет-ресурсах и на многочисленных форумах. Зенитно-ракетным комплексом «Штиль-1» в системе вооружения корветов пр. 22160 управляют не стандартные РПН типа ОП-3, а специализированная 4-хсторонняя МРЛС с плоскими АФАР/ПФАР, размещёнными на 4-х гранях 8-гранной надстройки корабля в Х-образной «развёртке», как это сделано у японских ЭМ класса «Акидзуки». Подобный метод модернизации «Штиля-1» напоминает концепцию совершенствования «Иджиса» в сторону дополнительного оснащения новыми Х-диапазонными МРЛС типа AMDR, расположенными над существующей секцией РЛК AN/SPY-1. И это ещё не все сюрпризы перспективного малозаметного стелс-корвета.
Модульная конструкция вооружения и БРЭО, а также открытая архитектура современной БИУС проекта 22160 позволяет устанавливать не один, а несколько типов последних радиолокаторов обнаружения и целеуказания, некоторые из которых имеют очень интересные технические параметры. Первая придаваемая РЛС — активный радиолокатор с ФАР «Позитив-МЭ1» с инструментальной дальностью обнаружения крупной цели 250 км и дальностью обнаружения цели с типа «истребитель» 110 км. Вторая — радиолокационный обнаружитель «Фрегат-МАЭ-4К». Эта РЛС в своём роде уникальна: функционирует в H-диапазоне сантиметровых волн (что находится между X и G-диапазонами, используемыми для подсвета целей), а поэтому может существовать аппаратная способность т.н. «огневого» режима работы станции, естественно, в неподвижном состоянии. Данный диапазон даёт более высокую точность обнаружения цели при обзоре воздушного пространства, что в лучшую сторону сказывается на времени реакции БИУС и КЗРК при отражении атаки вражеского высокоточного ракетного оружия. Для примера могу привести интересные «цифры» из таблицы данных по РЛС с ресурса paralay.com. Радиолокационный обнаружитель Е-диапазона дециметровых волн «Фрегат-МАЭ-5» имеет показатели азимутальной и угломестной ошибок координат обнаруженной цели 24« и 30« соответственно, H-диапазонный «Фрегат-МАЭ-4К» показывает в 5,5 раз более точный результат (4« и 6« соответственно).
Антенный пост радиолокационного обнаружителя «Фрегат-МАЭ-4К»
Имеется и ближний рубеж ПВО корветов пр. 22160. Им является комплекс управляемого вооружения (КУВ) турельного типа 3М-47 «Гибка». На корветах проекта предусмотрена одна вращающаяся турель «Гибки». Справедливости ради отмечу, что 3М-47, являясь одноканальным ракетным комплексом, не способен отразить удар более, чем 2-х ПКР «Гарпун» в «мёртвой зоне» комплекса «Штиль-1», а поэтому его эффективность в современных условиях очень мала. Используемые в качестве наклонных ПУ 2 пусковых модуля 9С846 «Стрелец» могут снабжаться 8 ТПК ПЗРК «Игла-С» (по 4 ЗУР на каждый модуль) или 4 ТПК ПТУР 9М120-1. В комплектации с «Иглой-С» комплекс «Гибка» может перехватывать теплоконтрастные воздушные цели, включая различные ПКР, БПЛА и авиацию, в комплектации же с ПТУР 9М120-1 «Атака» появляется возможность борьбы с малыми надводными катерами противника, различными береговыми объектами, а также с боевыми вертолётами. «Атака» имеет полуавтоматический принцип наведения по лазерному лучу с радиокомандной коррекцией, но для перехвата малоразмерных объектов (УАБ, свободнопадающие бомбы и БПЛА) малоэффективен, так как успешно поразить «холодную» малоразмерную цель кумулятивной БЧ направленного действия не получится, для этого необходимо исключительно полуактивное/активное радиолокационное наведение через ракету. Время реакции «Гибки» без своевременного целеуказания от основного корабельного ЗРК «Штиль» или общекорабельных РЛС составляет более 8 с, что не позволит вовремя сбить быстро приближающуюся ПКР; про защиту от противорадиолокационных ракет вообще промолчу. Единственные достойные средства ПВО ближнего рубежа для корветов пр. 22160 — ЗРАК «Пальма»/«Панцирь-М», что может быть проработано в следующих кораблях класса «Василий Быков» после первых же полигонных стрельб головного корабля.
Как и положено лучшему в мировой кораблестроительной практике патрульному кораблю дальней морской зоны, пр. 22160 будет оснащён наиболее современными и чувствительными гидроакустическими системами, разработанными в АО «Концерн «Океанприбор». На вооружении корветов будет находится сразу 3 гидроакустических комплекса различного назначения: низкочастотная активно-пассивная ГАС «Виньетка-ЭМ» для обнаружения шумоизлучающих источников (ПЛ, надводный корабль) в первой и второй дальних зонах акустической освещённости (35—140 км), ГАК МГК-335ЭМ-03 для обнаружения подводных целей в ближней зоне акустической освещённости (3-5 км, также 5-12 км) с установлением гидроакустической и телекодовой связи с целью опознавания или предупреждения экипажа обнаруженного объекта, ГАС «Паллада» для обнаружения подводных пловцов-диверсантов в непосредственной близости от корабля (до 0,5 км).
На фотографии главные элементы активно-пассивной ГАС «Виньетка-ЭМ» — излучатель низких частот (слева), буксируемый носитель-заглубитель (в центре) и эквидистантная буксируемая антенная акустическая решётка длиной от 92 до 368 метров с диаметром от 32 до 55 мм. Эквидистантная АР также известна как гибкая протяжённая буксируемая антенна (ГПБА). Все устройства на фотографии представляют подводный прибор 1ПА, вместе с 250-метровым кабелем-буксиром длина устройства может превышать 343 м. Пьезоэлектрические приёмники давления в ГПБА реагируют на минимальную смену давления при потоке акустической волны, отражённой от подводных объектов, а образующиеся электрические импульсы поступают в цифровое токосъёмное устройство в надводной части комплекса «Виньетка», где сигнал конвертируется в ситуационную тактическую картину подводной обстановки на МФИ операторов ГАС. Датчики ГПБА и низкочастотный излучатель функционируют в диапазоне 0,015 — 0,5 кГц с предельной глубиной работы 250 метров. «Виньетка-ЭМ» имеет пропускную способность по сопровождению источников звука — 64 канала
В составе оборонительных систем присутствует новейший корабельный комплекс РЭП ТК-25Э, разработанный АО «Концерн Радиоэлектронные технологии». Работающий в диапазоне частот от 0,064 до 2 ГГц, комплекс способен к одновременному анализу 256 радиоизлучающих целей, среди которых может быть не менее 1000 распознаваемых разновидностей радиостанций, радиолокационных комплексов воздушного, наземного и морского базирования, а также АРГСН ПКР и других средств воздушного нападения. Есть и недостатки. К примеру, не могут пеленговаться радиоизлучающие цели, которые находятся выше 40 градусов относительно корабля в угломестном секторе, т.е. цель оказывается вне пределов угла обзора принимающей апертуры комплекса. Это недостаток также может вести к проблеме обнаружения воздушных опасностей в приближённом к кораблю воздушном пространстве в момент, когда средства ПВО заняты другими ракетоопасными направлениями.
В носовой части палубы патрульных кораблей проекта 22160 устанавливается мощное и проверенное 57-мм артиллерийское орудие А-220М, установленное на лафете, и прикрытое радиопоглощающей «стелс-маской». Высокая скорострельность (до 5 выстр./с) позволяет вести активный огонь по весьма шустрым морским, воздушным и наземным целям в радиусе примерно 5 км, максимальная же дальность по баллистической траектории переваливает за 12,5 км, что сделает эти патрульные корабли очень неприятными «гостями» для прибрежных сухопутных подразделений противника, вооружённого ПТРК малой дальности и стрелковым вооружением (касается террористических и др. военизированных группировок). В некоторых случаях установка А-220М может быть применена и в качестве вспомогательной зенитной артиллерийской установки с углом возвышения +85 градусов. Эффективность огня обеспечивается системой синхронизации с общекорабельными комплексами оптико-электронного и радиолокационного целеуказания, а также возможность ведения стрельбы с помощью придаваемого телевизионно-оптического комплекса.
Исходя из наличия улучшенной с помощью нового многофункционального антенного поста версии КЗРК «Штиль-1», установки ударного РК со стратегическими возможностями «Калибр-НК», размещения уникальных гидроакустических комплексов, а также увязки этих систем в БИУС, ПК пр. 22160 можно отнести к классу «усиленных» корветов. Уникальные патрульники со сверхмалым водоизмещением 1300—1700 тонн, обладая в разы меньшей стоимостью и требующие меньше ресурсов для обслуживания, могут строиться ускоренными темпами для скорейшего насыщения всех флотов нашего ВМФ. Дальностные возможности проекта 22160 открывают возможность действовать в составе любой дружественной корабельной ударной группировки, а модульная конструкция исполнения и стелс-возможности — сохранить целесообразность проекта на протяжении ещё нескольких десятилетий.
topwar.ru
Строительство ВМФ: брожение в умах. Часть 4
1. Непрофильные задачиСогласно демонстрационным материалам Зеленодольского СЗ, представленным на Армии-2016 и МВМС-2017, а также данным сайта ОСК, основными задачами ПК пр. 22160 являются:
− погранично-патрульная служба по охране территориальных вод;
− патрулирование 200-мильной особой экономической зоны в нейтральных и территориальных водах;
− пресечение контрабандной и пиратской деятельности;
− поиск и оказание помощи пострадавшим при морских катастрофах;
− экологический мониторинг окружающей среды;
− в военное время:
охранение кораблей и судов на переходе морем, защита морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил и средств противника (ссылка 4, фото 4).
Сказанное (особенно впечатляет п. 5) дублирует и дополняет пресс-служба Минобороны и принявший эстафету у В. Чиркова действующий главком ВМФ адмирал В. Королёв:
− «новые патрульные корабли проекта 22160 модульного типа относятся к кораблям 3 ранга и предназначены для охраны и защиты морской экономической зоны, участия в поиске и оказании помощи пострадавшим при морских катастрофах, в охране судов на переходе морем, военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении вероятного противника»;
− «корабли пр. 22160 предназначены для защиты и охраны морской экономической зоны, а в случае военных действий − для обеспечения устойчивости сил и объектов флота в ходе обороны районов базирования. Они также призваны выполнять задачи эскортной, антипиратской и поисково-спасательной деятельности»;
− «патрульные корабли сегодня необходимы Флоту. Они будут решать задачи охраны коммуникаций, использоваться для борьбы с пиратством, браконьерством и решения других задач» (В. Королёв) (ссылка 5, ссылка 6 − в редакции автора блога).
Ранее функции охраны территориальных вод и экономической зоны были традиционной прерогативой пограничников. Цитата: «Данные корабли [ПСКР пр. 11351] строились по заказу КГБ СССР для морских частей пограничных войск и предназначены для несения дозорной [далее по тексту − пограничной] службы, охраны 200-мильной экономической зоны на Тихом океане, борьбы с контрабандой» (Ю. Апальков «Корабли ВМФ СССР», том III, часть I, стр. 106).
В действующем федеральном законе №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» охрана госграницы на море, проходящей по внешней границе территориального моря Российской Федерации (ст. 5, п. 2 «б») − 12 морских миль (22,2 км) от линии наибольшего отлива вдоль берега (ст. 3-5 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года − ссылка 7), «осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности» (ст. 3, 30). Вооружённые силы России охраняют государственную границу «в воздушном пространстве и подводной среде» (ст. 3, 31, 32) (ссылка 8). В более ранних редакциях закона (по крайней мере до 30.12.2008 включительно) воздушное пространство было жёстко закреплено за Войсками противовоздушной обороны, а подводная среда − за Военно-Морским Флотом (ссылка 9). В настоящее время ПВО страны обеспечивается совместными усилиями ВКС и ВМФ (что прописано в задачах ВМФ − ссылка 10).
В федеральном законе №40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» за ФСБ закрепляется пограничная деятельность по защите и охране не только госграницы (в целях недопущения противоправного её прохождения), но и «экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны [200 морских миль (370 км) согласно ст. 57 Конвенции ООН по морскому праву] и континентального шельфа Российской Федерации [не далее 350 морских миль (648 км) от линии наибольшего отлива или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты согласно ст. 76 Конвенции ООН], а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб» (ст. 8 и 11.1 − ссылка 11).
Таким образом, начав серийное строительство патрульных кораблей пр. 22160 (а также пр. 23550 ледокольного типа), Военно-Морской Флот в инициативном порядке или по указанию сверху (из Министерства обороны) взял на себя дополнительные, несвойственные ему функции. Если бы ВМФ России уже вступил в эру благоденствия, и его основной корабельный состав был обновлён хотя бы на 50%, никто бы не возражал против таких безобидных излишеств, но сегодня, когда доля новых кораблей основных классов составляет жалких 16% (17/106), а флот едва справляется со своими задачами, расширять их номенклатуру и строить что попало (лишь бы строить) − по меньшей мере безответственно.
2. Корабли для Аденского залива?
Помимо приведённой выше версии назначения строящихся ПК пр. 22160, как ни странно, существует и другая (параллельная), касающаяся их службы в мирное время. Впервые попавшая в кадр 15.06.2015 во время визита Д. Рогозина на Зеленодольский СЗ, а затем и на Армии-2017, звучит она так: «защита (охрана и оборона) районов морской экономической деятельности и судоходства РФ в удалённых районах Мирового океана» (фото 5-6).
Есть сведения, что все шесть достраивающихся, заложенных и запланированных к постройке 22160 предназначены для Черноморского флота (ссылка 12, ссылка 13) хотя ранее предполагалось, что корабли данного проекта «могут войти в состав каждого из флотов» (ссылка 14). Ближайшим удалённым районом, в котором теоретически могли бы пригодиться новые ПК, в этом случае является Аденский залив, до которого (точнее, до Джибути) от Новороссийска и Севастополя соответственно 2640 и 2470, а от Тартуса и вовсе 1660 миль. При заявленной дальности плавания в 6000 миль и автономности в 60 суток патрульный корабль пр. 22160 может в одиночку (без танкера) легко дойти до района несения боевой службы и патрулировать там порядка полутора месяцев, а пополнив запасы, скажем, в Салале − и того больше.
Говорить о других удалённых районах пока преждевременно. Пользуясь своей незаурядной дальностью, ПК пр. 22160 могли бы дойти на одной заправке (правда, на пределе) от Севастополя до Экваториальной Гвинеи (Бата, 5630 миль) или от Тартуса до Вьетнама (Вунгтау, 5900 миль), но что дальше? У ВМФ России, к сожалению, как не было, так и нет сети пунктов материально-технического обеспечения, а тем более − полноценных военно-морских баз с развитой инфраструктурой, расположенных в дальних водах на территориях зарубежных государств (кроме одного ПМТО в Сирии). Рано или поздно подобная сеть, без сомнения, будет создана, но в её отсутствие нормальное функционирование российских патрульных кораблей в дальних водах (включая Аденский залив) представляется решительно невозможным. Прежде всего это относится к модульности − нести БС придётся с тем, что погрузят на борт дома (в пункте постоянного базирования).
3. Беззащитный защитник
navy-korabel.livejournal.com
как корабли проекта 22160 изменят тактику антипиратской борьбы
Модульная концепция морского вооружения впервые в России реализована на патрульном корвете проекта 22160 – корабле дальней морской зоны, масштабный заказ на создание серии которых выполняется сейчас судостроителями татарстанского АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького». Разработчики проекта, специалисты Северного проектно-конструкторского бюро, учли основные аспекты применения подобных кораблей, их востребованность и целевое предназначение. А это и несение погранично-патрульной службы по охране территориальных вод, и патрулирование 200-мильной особой экономической зоны, и обеспечение безопасности кораблей и судов при морских переходах, и защита баз и водных районов, и антипиратская деятельность. В получившееся в итоге изделие оказались органично вписаны технологии и решения, учитывающие весь спектр будущего применения кораблей этого типа, отражающие их многопрофильную направленность.
Об уникальных новациях, реализованных при создании этого корабля, способного нести на борту не только набор различного вооружения, но комплекс специального оснащения, о его непревзойденных боевых и маневренных возможностях расскажет журналист Алексей Егоров, посвятивший проекту 22160 очередной выпуск программы «Военная приемка», выходящей на телеканале «Звезда».
«Ювелиры» речных переходов
Конечно, в сравнении с флотскими гигантами, такими, например, как тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» или тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», этот корабль по своим размерам выглядит куда скромнее. Но и миниатюрным его тоже не назовешь. Во всяком случае для речного перехода, которым предваряется боевая служба любого из построенных в Зеленодольске «плавсредств», габариты более чем внушительные. Просторы даже самых крупных российских рек для таких кораблей зачастую тесноваты. Судите сами: водоизмещение – около 1,8 тысячи тонн, длина – 94 метра, ширина – 14. Некоторые участки пути, по которому приходится идти корвету, особенно шлюзовые зоны (всего их 18), преодолеваются с ювелирной осторожностью. Расстояние от бортов до бетонных стен шлюзовой камеры измеряется в буквальном смысле сантиметрами. Кроме того, учитывая речное мелководье, корабль приходится ставить на понтоны, а это добавляет сложностей с управлением.
Этот корабль в свое время стал первым в линейке данного проекта. Свое имя он получил в память о Герое Советского Союза контр-адмирале Василии Быкове. В августе 1944 года командир дивизиона торпедных катеров Северного флота старший лейтенант Быков во время атаки вражеского конвоя в районе Северной Норвегии потопил 14 транспортов противника. Это был самый значительный и один из наиболее успешных боев североморских торпедоносцев. Сегодня корвет «Василий Быков» готовится заступить на службу в российский Военно-Морской Флот.
Перечислять внедренные здесь инновации можно долго. В их числе, например, технология «стелс», обеспечивающая незаметность в радиолокационном поле. Это достигается за счет особой архитектуры обводов корпуса. Вообще, надо сказать, что при создании корабля большая работа была выполнена специалистами Крыловского государственного научного центра. На специально построенной модели был проведен полный цикл испытаний по определению ходовых качеств и исследований на воздействие различных условий и сред. Учтены и потребности экипажа в составе 80 человек. К услугам моряков – обустроенные каюты, сауна, спортзал с баскетбольным кольцом, библиотека. Во время многодневных походов и плаваний, дальность которых может исчисляться несколькими тысячами миль, такой комфорт будет нелишним.
В приоритете – скорость
Теперь о главном – о боевом предназначении. Те, кто следил за перипетиями недавних историй с вылазками сомалийских пиратов, обратили вниманию на тактику действий этих «флибустьеров XXI века». Стремительный бросок на скоростных лодках, жесткий абордаж и мгновенный захват команды и груза. В борьбе с пиратами были задействованы военно-морские силы многих государств, в том числе российского ВМФ. Действовали наши моряки слаженно, четко, сорвав не одну атаку бандитов на мирные гражданские конвои. Однако опыт участия в противодействии морским разбойникам подсказал необходимость совершенствования боевых средств флота, придания им большей маневренности, многофункциональности. Можно сказать, что корветы проекта 22160 – реализация как раз этих потребностей.
К примеру, именно у этих кораблей есть то, чего нет ни у кого из «одноклассников», – десантно-штурмовая лодка, способная покидать корабль-носитель и возвращаться обратно прямо во время движения. Важно отметить, что лодка эта бронированная, а на борт она может брать до десяти морских пехотинцев плюс двух членов экипажа. По словам главного конструктора кораблей проекта 22160 Алексея Наумова, для спуска на воду ДШЛ достаточно 30 секунд. Специальное устройство приема-отдачи по максимуму использует гравитационный режим: после отдачи концов лодка под собственным весом соскальзывает по слиповой дорожке наружу. Скорость движения бронированного плавсредства по воде достигает при этом 80 километров в час, а незначительные габариты и слабый шум двигателя позволяют лодке приближаться к противнику (в том числе к объекту, захваченному пиратами) незаметно.
К слову, значительную скорость может развивать и сам корвет. Как отмечает Алексей Наумов, это достигается особой формой корпуса, позволяющей поддерживать полный ход в течение нескольких часов. Ну и конечно, оперативности действий добавляет наличие на борту корабля штатного воздушного судна – вертолета типа Ка-27, Ка-29 или Ка-31. Для размещения винтокрылой машины в конструкции корвета предусмотрен специальный закрытый ангар.
Корабль повышенной «зубастости»
Модульность – та самая новация, которая делает этот корабль поистине универсальным. В зависимости от типа монтируемых контейнеров «Василий Быков» может из патрульного превратиться, например, в корабль артиллерийский или санитарный. «Мы можем погрузить сюда одновременно два контейнера, обеспечить погрузку как ракетного комплекса, так и водолазного, санитарного, – говорит генеральный директор АО «Зеленодольский завод имени A. M. Горького» Ренат Мистахов. – Все зависит от поставленной задачи».
Сегодня настало такое время, когда при разработке новых видов вооружения принцип модульности выступает одним из главным. Такой особенностью отличаются, к примеру, наши боевые машины проекта «Армата»: за счет той самой модульности их можно «формировать» под конкретные задачи, да еще и ремонтировать прямо в боевой обстановке.
Не случайно и то, что все более многофункциональными становятся и морские суда. Один из ярких примеров – спущенный недавно на воду ледокол проекта 21180 «Илья Муромец», созданный специально для ВМФ России. Как отмечает замглавкома Военно-Морским Флотом во вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, это судно предназначено для круглогодичной эксплуатации: в период, когда море будет свободно ото льда, ледокол будет обеспечивать проведение гидрографических, гидрометеорологических работ, бороться с разливами нефти, оказывать помощь в тушении пожаров.
При этом корабельные модули – понятие далеко не условное, а вполне осязаемое, практичное. Например, на корабле проекта 22160 в санитарном исполнении можно разместить помещения медицинского назначения, скажем операционную, принять значительное количество раненых. Что же касается вооружения, которым может оснащаться этот корабль, то оно представлено штатной 57-миллиметровой автоматической артиллерийской установкой А-220М, двумя 14,5-миллиметровыми морскими тумбовыми пулеметными установками, турельной зенитной установкой «Гибка», комплектами ПЗРК типа «Игла-С», гранатометами. Набор оружия для противодиверсионной группы составят подводные автоматы и пистолеты, для корабля в ракетном исполнении – наши знаменитые «Калибры».
«Это уникальный высокоманевренный и очень «зубастый» корабль», – отзывается о корветах проекта 22160 вице-премьер Дмитрий Рогозин. В свою очередь, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов отмечает, что созданные зеленодольскими судостроителями корабли – патрульные, ближней морской зоны, малые ракетные – уже стали предметом гордости вооруженных сил и Военно-Морского Флота страны. Стоит отметить, что сразу после новогодних праздников на АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» состоялась торжественная церемония закладки нового патрульного корабля проекта 22160, получившего наименование в честь советского морского офицера, командира дивизиона сторожевых катеров Новороссийской военно-морской базы Героя Советского Союза капитана 3-го ранга Николая Ивановича Сипягина. Это шестой по счету и пятый в серии корабль, заложенный на стапелях предприятия. Как и предыдущие, корвет будет оснащен новейшими средствами поиска, радиотехническим и гидроакустическим вооружением, а также средствами радиоэлектронного противодействия, получит высокие маневренные качества и достойную мореходность.
tvzvezda.ru
Всё о флоте и судостроении — LiveJournal
Ресурс «Бизнес Онлайн» опубликовал весьма интересное интервью с генеральным директором ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») Ренатом Мистаховым.(с)business-gazeta.ru
Строящийся патрульный корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачев»
Выдержки из этого интервью, касающиеся военного корабелостроения, уверен будут интересны.
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД ИМ. ГОРЬКОГО ПЕРЕДАЕТ ВОЕННЫМ НОВЫЕ КОРАБЛИ И ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ ПОСЛЕ ГОСОБОРОНЗАКАЗА
Андреевские флаги поднимут завтра в Севастополе на малых ракетных кораблях «Зеленый Дол» и «Серпухов», построенных заводом им. Горького. Также в этом году предприятие передает ВМФ и береговой охране еще два заказа: плавучий док «Свияга» и патрульный корабль «Полярная звезда». О том, какие еще боевые корабли сойдут с зеленодольских стапелей, о западных санкциях и новых коммерческих проектах «БИЗНЕС Online» рассказал генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») Ренат Мистахов.
— Ренат Искандерович, сегодня завод имени Горького – одна из самых плодовитых российских верфей. Благодаря чему удалось добиться такой плотности работы?
— Если говорить о плодовитости, то речь идет прежде всего о малых ракетных кораблях (МРК) «Буян-М» и катерах специального назначения «Грачонок». Эти относительно большие по нынешним временам серии появились благодаря тому, что хорошо зарекомендовали себя построенные нами ранее ракетные корабли проекта 11661 «Татарстан» и «Дагестан». Министерство обороны поверило нам. «Буянов-М» планировали построить всего 5, но сегодня мы делаем уже 6-й, 7-й, 8-й и 9-й… Вторая массовая серия — «Грачата»: построено 7 катеров, в строительстве – 8-й, 9-й, 10-й… А сегодня военные еще раз поверили нам, заключив с заводом контракт на обслуживание наших кораблей по принципу жизненного цикла, то есть от изготовления до утилизации. Это новый бизнес для предприятия. За свой счет мы создали программу, открыли сервисный центр в Новороссийске, создаем такой же на Балтике.
— Насколько помню, «Буянов-М» должно было быть больше – 12…
— Верно. Дело в том, что министерство обороны хотело построить еще три «Буяна-М» ледового класса. Но потом от этой идеи отказались в пользу другого проекта МРК — от центрального морского КБ «Алмаз». «Буяны-М» изначально строились для Каспия, но с возможностью беспроблемной переброски с одного моря на другое. Отсюда — малая осадка, водометные движители. Теперь решено строить более мореходные и быстроходные МРК, рассчитанные на Балтику, Черное море и на Север.
— Завод претендует на выпуск новых МРК?
— Их будут строить на нескольких верфях, а головной заложили на питерском заводе «Пелла». Мы тоже очень хотим строить эти корабли. Тем более модернизация нашего предприятия шла по ФЦП, рассчитанной именно под строительство МРК. На сегодня мы — единственный завод, полностью готовый к серийному строительству таких кораблей.
— Будет ли новое строительство более крупных ракетных кораблей, например, третьей пары «Гепардов» для Вьетнама? И как идет строительство нынешнего вьетнамского заказа?
— Возникли некоторые трудности в вопросе поставки турбин, поскольку они импортные, украинские. Но мы представили иностранным поставщикам подтверждение, что конечным пользователем будет Вьетнам, этого достаточно для продолжения поставки. Тем не менее сроки несколько сдвинулись. Впрочем, завод провел огромную работу по изменению технологии строительства для его ускорения, поэтому серьезной задержки не будет. Первый корабль отправим на испытания в августе 2016 года, второй – в ноябре. Испытания, обучение экипажей и передача заказчику будут проходить на Черном море с базированием в Новороссийске. Вьетнам получит «Гепарды» в 2017 — 2018 годах.
Что касается третьей пары, то вьетнамская сторона заинтересована в сотрудничестве с заводом. К тому же, оценив результаты работы наших кораблей по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.), вьетнамцы хотят поставить на третьей паре вместо ракетного комплекса «Уран» комплекс «Калибр». У нас есть опыт его установки на однотипный с «Гепардами» флагман Каспийской флотилии «Дагестан». «Гепарды» с «Калибрами» станут еще более серьезной силой в Юго-Восточной Азии… Но кто будет выполнять заказ на третью пару, пока обсуждается. Наш завод подтверждает готовность. И хотя сегодня у нас в процессе строительства находится 21 корабль, площади и новое оборудование позволяют взяться за новые заказы.
— Как обстоит дело с импортозамещением двигателей MTU для «Буянов-М» и «Грачат»?
— Здесь все сложнее. Пришлось оперативно вносить изменения в проекты, чтобы установить двигатели китайского производства. В итоге пять «Буянов-М» у нас с дизелями MTU, а четыре — с китайскими двигателями. На «Грачат» китайские движки будем ставить, начиная с 8-го заказа. Первый двигатель из КНР приходит в середине 2016 года, и, подчеркну, выбор в пользу Китая сделали не просто так: создали комиссию, ездили по разным странам – потенциальным поставщикам, но в итоге решили, что более всего нам подходит китайское.
— Какие двигатели будут устанавливаться на патрульные корабли проектов 22100 и 22160 вместо финских и немецких дизелей?
— Коломенские. А редукторы поставит петербургский завод «Звезда». Часть оборудования придет уже в конце 2016 года. На ход строительства заказов импортозамещение не повлияло, и риска, что что-то не подойдет или будет некачественным, нет.
— Когда мы увидим головной патрульный корабль проекта 22160?
— Планируем вывести его из цеха в апреле-мае. Это первый на российском флоте корабль с контейнерным размещением основного вооружения или оборудования, то есть он может быть и ракетным кораблем, и спасателем, и водолазом. А в целом 22160 предназначены для демонстрации флага России на всех морях. На сегодня заложено два корабля, а всего в серии будет шесть: первый сдадим в 2017 году, два — в 2018-м, два — в 2019-м и один — в 2020 году. Плюс предстоит строительство шести кораблей проекта 22160 ледового класса, но это начнем активно обсуждать в 2016-м.
— Когда состоится закладка пары патрульных кораблей для береговой охраны пограничной службы ФСБ?
— У одного уже формируем корпус, для второго — определенные блоки. Предложили пограничникам церемонию закладки провести 20 декабря, когда ФСБ будет отмечать профессиональный праздник.
— Головной корабль проекта 22100 — «Полярная звезда» — передадите пограничникам в срок?
— Да. Сейчас она на госиспытаниях. Корабль планируем сдать до 30 декабря, а флаг на нем поднимут в 2016 году. Думаю, после того, как пограничники опробуют корабль, его возможностями заинтересуется и флот. Автономность — 70 суток, максимальная автоматизация: небольшой экипаж управляет махиной в 3 тысячи тонн водоизмещением. Этому кораблю нет равных и по внутренней отделке. Кстати, на проекте 22160 комфорту экипажа уделено повышенное внимание, что не совсем обычно для ВМФ.
— Едва ли не исключительные условия обитания обещаны и экипажу плавучего дока «Свияга», который вы спустили на воду год назад. Что с ним?
— Док завершил испытания и находится в Северодвинске, подъем флага планируем 17 декабря.
— Заказчик — главное управление глубоководных исследований минобороны — доволен, ведь таких судов в России не строили давно?
— Да, в ГУГИ очень довольны: док подоспел вовремя, ведь последние такие суда строили еще 90-е, и все они по функционалу — больше механизмы для подъема и спуска, но не для обслуживания. «Свияга» не просто док, но плавмастерская, то есть теперь изделие можно не только перевозить, но и ремонтировать, и условия для размещения экипажей самого дока и подопечного корабля очень хорошие.
prokhor-tebin.livejournal.com
MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)
ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение) пр.22160 |
Патрульный корабль / корвет. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро (г.Санкт-Петербург). Закладка головного корабля проекта прошла 26 февраля 2014 г. на Зеленодольском судостроительном заводе. Всего в рамках программы вооружений до 2019 г. планировалось строительство шести кораблей проекта для ВМФ России. 16.04.2014 г. обнародованы планы увеличения серии до 12 кораблей.
Модель корвета пр.22160. Якобы вариант для ВМФ России. Фото с выставки «Интерполитех-2015» (фото — Nikolai Novichkov, http://www.janes.com/, обработано).
Конструкция — при проектировании корабля впервые в России использован модульный принцип формирования конструкции (источник).
Двигательная установка — главная энергетическая установка типа CODAG полной мощностью до 34000 л.с. (25000 кВт)
Энергетика:
— 4 дизель-генератора мощностью по 300 кВт
— 1 аварийно-стояночный дизель-генератор мощностью ок. 100 кВт
ТТХ корабля:
Экипаж — до 80 чел
Длина:
— 94 м
— 91 м (источник)
Ширина:
— 14 м
— 14.2 м (источник)
Осадка:
— 3,4 м
— 4.4 м (габаритная, источник)
Водоизмещение стандартное
— около 1300 т
— не болеее 1700 т (источник)
Скорость полного хода:
— до 30 уз
— не менее 27 уз (источник, при нормальном водоизмещении и состоянии моря до 3 баллов)
Скорость патрульного хода — около 16 уз
Дальность плавания патрульной скоростью — до 6 000 миль
Автономность — 60 сут
Вооружение (по умолчанию — источник):
пр.22160, опционально | пр.22160 для ВМФ России | |
Ударный ракетный комплекс | 1 интегрированная ракетная система «Калибр-НКЭ» с ПУ вертикального пуска УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс) комплекса «Калибр-НК» на 8 КР «Калибр» или «Яхонт» | — согласно модели с выставки «Интерполитех-2015» — 2 х 4 контейнертные подъемные пусковые установки комплекса «Калибр-НК» с ракетами в ТПК. Использование комплекса «Калибр-НК» подтверждается первым заместителем генерального директора Зеленодольского судостроительного завода Александром Карповым (источник) |
ЗРК самообороны | — 1 ЗРК «Штиль-1» с двумя модульными ПУ 3С90Э.1 — 1 турельная зенитная ракетная установка «Гибка», боекомплект — 8 ПЗРК 9К38 «Игла» | 1 турельная зенитная ракетная установка «Гибка», боекомплект — 8 ПЗРК 9К38 «Игла» |
Универсальное артиллерийское | 1 x 1 х 57-мм установка А-220М | 1 x 76.2-мм установка АК-176МА (источник) |
Зенитное артиллерийское | — | — |
Торпедное | — | — |
Прочее | — 2 х 14,5-мм морских тумбовых пулеметных установки МТПУ с пулеметами КПВ — 2 противодиверсионных гранатометных комплекса ДП-65 | — 1 х 12.7-мм мобильный крупнокалиберный пулемет — 2 противодиверсионных гранатометных комплекса ДП-65 — ручной гранатомет ДП-64 |
ПУ помех | 1 комплекс ПК-10 | 1 комплекс ПК-10 |
Авиационное | Ка-27ПС | Ка-27ПС |
Оборудование:
пр.22160 | |
БИУС | |
РЛС общего обнаружения воздушных и надводных целей и целеуказания | 1 х РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Позитив-МЭ1» |
РЛС целеуказания ПКР | |
Система целеуказания универсальная | |
РЛС целеуказания | |
Оптическая система | |
Навигационные РЛС | 1 х НРЛС «Пал-Н» |
Навигационный комплекс | |
Аппаратура госопознавания | |
Комплекс РЭБ / РЭП | 1 х корабельный комплекс радиоэлектронного подавления ТК-25Э |
ГАК / ГАС | 1 х ГАК МГК-335ЭМ-03 1 х ГАС «Виньетка-ЭМ» 1 х ГАС обнаружения подводных пловцов «Паллада» |
Комплекс связи | |
Прочее | Телескопический ангар и взлётно-посадочная площадка со средствами обеспечения взлёта, посадки и обслуживания вертолёта |
Статус: Россия
— 2014 г. 26 февраля — планируется закладка на Зеленодольском ССЗ головного корабля пр.22160.
Экспорт: по состоянию на начало 2014 г. корабль предагается на экспорт.
Реестр кораблей пр.22160 (04.11.2015 г.):
№пп | Название | проект | завод.№ | завод | заложен | спущен на воду | вступил в строй | примечание |
01 | «Василий Быков» | пр.22160 | 161 | Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького | 26.02.2014 г. | прогноз — 2015 г. план — вторая половина 2016 г. (08.05.2016 г., источник) | прогноз — 2016 г. план — конец 2016 г. (планы середины 2015 г., источник) план — 2017 г. (источник) план — 2017 г. (08.05.2016 г., источник) | Будет вооружен «Калибр-НК» (источник) ЧФ (источник) |
02 | «Дмитрий Рогачев» | пр.22160 | 162 | Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького | 25.07.2014 г. | прогноз — 2015 г. | до 2019 г. план — 2018 г. (источник) | ЧФ (источник) |
03 | «Павел Державин» | пр.22160 | 163 | Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького | прогноз — 2015 г. февраль 2016 г. | — | до 2019 г. план — до 2022 г. (источник) | ЧФ (источник) |
04 | «Сергей Котов» | пр.22160 | 164 | Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького | прогноз — 2015 г. 08.05.2016 г. | — | до 2019 г. план — до 2022 г. (источник) | ЧФ (источник) |
05 | пр.22160 | Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького | прогноз — 2016 г. | — | до 2019 г. план — до 2022 г. (источник) | ЧФ (источник) | ||
06 | пр.22160 | Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького | прогноз — 2016 г. | — | до 2019 г. план — до 2022 г. (источник) | ЧФ (источник) | ||
07 | пр.22160 | Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького | прогноз — 2017 г. | — | По сообщению СМИ от 16.04.2014 г. планируется закладка | |||
08 | пр.22160 | Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького | прогноз — 2017 г. | — | По сообщению СМИ от 16.04.2014 г. планируется закладка | |||
09 | пр.22160 | Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького | прогноз — 2018 г. | — | По сообщению СМИ от 16.04.2014 г. планируется закладка | |||
10 | пр.22160 | Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького | прогноз — 2018 г. | — | По сообщению СМИ от 16.04.2014 г. планируется закладка | |||
11 | пр.22160 | Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького | прогноз — 2019 г. | — | По сообщению СМИ от 16.04.2014 г. планируется закладка | |||
12 | пр.22160 | Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького | прогноз — 2019 г. | — | По сообщению СМИ от 16.04.2014 г. планируется закладка |
Бортовые номера:
Год | пр.22160 |
2015 г. |
Источники:
ВМФ России удвоит заказ на модульные корветы. 2014 г. (источник).
Новый патрульный корабль пр. 22160 будет заложен 26.2.2014г. (источник).
Патрульный корабль пр.22160, 2013 г. (источник).
militaryrussia.ru
Патрульные корабли (корветы) проекта 22160 | |
---|---|
«Дмитрий Рогачёв» в Севастополе. | |
Проект | |
Страна |
|
Изготовители |
|
Операторы |
|
Годы постройки | 2014 — н.в. |
Запланировано | 6, с возможным увеличением до 12 единиц |
Строится | 4 |
В строю | 2 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1965 т (полное) |
Длина | 91,3 м (наибольшая) |
Ширина | 14,6 м |
Осадка | 4,8 м |
Бронирование | противопульное |
Двигатели | ГЭУ двухвального типа : 2 дизеля 16Д49 по 6000 л.с. ЭЭУ: 4 Дизель-генератора 1 аварийно-стояночный ДГ |
Мощность | 12000 л.с. (8800 кВт) (ГЭУ) 4 × 300 кВт 1 × 100 кВт |
Движитель | 2 винта фиксированного шага |
Скорость хода | 22,5 узлов (полная) 16 узлов (патрульная) |
Дальность плавания | 6000 миль (на 16 узлах) |
Автономность плавания | 60 суток |
Экипаж | 32 человека + 8 человек дополнительного персонала |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | НРЛС «Пал-Н» |
Радиолокационное вооружение | РЛСО «Позитив-МК» |
Радиоэлектронное вооружение | ГАС «Ариадна» комплекс РЭП ТК-25 комплекс РЭП ПК-10 |
Артиллерия | 1 × 76 мм АУ АК-176МА |
Ракетное вооружение | 8 × ПЗРК «Игла-С» |
Авиационная группа | 1 вертолёт массой до 12 тонн (Ка-27, Ка-29, Ка-52К) и 2-4 БПЛА |
Медиафайлы на Викискладе | |
ru-wiki.ru