Р 14 – Р-14 — Википедия

Р-14 (8К65) - одноступенчатая баллистическая ракета

Ракетный комплекс с ракетой Р-14 стал развитием концепции, предложенной и опробованной коллективом ОКБ-586 на примере ракеты Р-12. По сравнению с Р-12, опиравшейся на имевшуюся производственно-технологическую базу серийного производства ракет Р-5, Р-14 имела большие размеры и обладала вдвое большей дальностью стрельбы. По существу Р-14 была демонстрацией максимальных возможностей одноступенчатой схемы баллистической ракеты.

Видео баллистической ракеты Р-14

Разработка Р-14 была санкционирована постановлением от 2 июля 1958 г. Задание предусматривало создание ракеты с дальностью полета вдвое большей, чем у Р-12 (т.е. 4000 км вместо 2000), срок начала АКИ устанавливался в апреле 1960 г. Головным разработчиком было назначено ОКБ-586 М. К. Янгеля.

Эскизный проект был завершен в декабре 1958 г. Конструкция ракеты Р-14 была в основном аналогична конструкции ракеты Р-12. Увеличение запаса топлива достигалось увеличением диаметра топливных баков. При этом в конструкции баков впервые использовались алюминиевые панели, обработанные методом химического фрезерования.

Двигательная установка Р-14 состояла из двух двухкамерных ЖРД. Замена горючего с углеводородного ТМ-185 на несимметричный диметилгидразин позволила повысить удельный импульс и исключить пусковое горючее. Кроме того, для привода турбонасосного агрегата впервые использовался газогенератор, работающий не на перекиси водорода, а на основных компонентах топлива. Управление полетом по-прежнему осуществлялось с помощью газовых рулей. Однако в отличие от прежних одноступенчатых ракет на Р-14 была применена система опорожнения баков, позволившая уменьшить гарантийные запасы топлива.

В составе автономной инерциальной системы управления впервые использовалась гиростабилизированная платформа, что позволило снизить инструментальные погрешности системы управления и повысить точность попадания. На Р-14 впервые был применен метод отвода ракеты от головной части после разделения с помощью тормозных твердотопливных двигателей, что уменьшало возмущения движения ГЧ после разделения и также способствовало повышению точности. В целом, несмотря на вдвое большую дальность, Р-14 обеспечивала то же предельное отклонение, что и Р-12. Р-14 оснащалась таким же зарядом, что и Р-12, но ввиду более высоких тепловых нагрузок ее головная часть была выполнена в виде затупленного конуса.

Летные испытания Р-14 начались в июле 1960 г. и завершились в декабре 1960 г.с или феврале 1961 г.а Комплекс с ракетой Р-14 был принят на вооружение 24 апреля 1961 г. В мае 1960 г. было принято решение о начале разработки унифицированного варианта ракеты Р-14У, рассчитанного на применение с шахтными и наземными пусковыми установками. В состав стартового комплекса ракет Р-14, получившего название "Чусовая", входили 3 шахтные пусковые установки, расположенные на расстоянии менее 100 метров друг от друга. Летно-конструкторские испытания ракеты Р-14У в варианте наземного старта начались 12 января 1962 г., в варианте шахтного старта— 11 февраля 1962 г. После завершения испытаний комплекс быд принят на вооружение.

Первый полк с ракетным комплексом Р-14 наземного базирования заступил на боевое дежурство 1 января 1962 г.
Ракеты Р-14 и Р-14У были развернуты в максимальном количестве 97 пусковых установок (1965-1969 гг.). В период с 1978 г. по 1983 г. они были заменены на ПГРК "Пионер" и в 1984 г. сняты с вооружения. В 1988-1991 гг. остававшиеся 6 неразвернутых ракет были уничтожены в соответствии с Договором о РСМД.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-14

Заброшенная ШПУ Р-14

Добавить комментарий

oruzhie.info

Ракетный комплекс средней дальности Р-14 с ракетой 8К65 (Р-14У/8К65У)

В состав ракетного комплекса Р-14 входят следующие боевые средства:

  • Ракета ]]>8К65]]>
  • Пусковая установка 8У235
  • Установщик ракет 8У224 (8У224М)

Ракета 8К65 - одноступенчатая с несущими топливными баками. Топливные баки ракеты выполнены из прессованных оребренных панелей. Наддув бака "О" осуществляется воздухом, бака "Г" - азотом. В качестве компонентов ракетного топлива впервые были использованы азотная кислота (окислитель) и несимметричный диметилгидразин (горючее), которые воспламенялись при взаимном контакте. В магистралях каждого из компонентов ракетного топлива также впервые были установлены мембранные клапаны, отделяющие ракетный двигатель от топливных баков, что позволяло длительное время держать ракету в заправленном состоянии.

8К65 имела автономную инерциальную систему управления. Впервые была применена гиростабилизированная платформа с воздушным подвесом гироскопов, а также генератор программных импульсов. Разработчик ГСП-НИИ-49.В качестве органов управления использовались газоструйные рули.

Ракета оснащалась моноблочной ядерной головной частью мощностью 1 Мт, которая отделялась в полете. Для того чтобы исключить соударение корпуса ракеты о головную часть в первые секунды после отделения, использовались три пороховых тормозных ракетных двигателя, включавшиеся в момент окончания работы маршевого ЖРД. Ракета имела системы аварийного подрыва ГЧ и выключения ДУ в случае значительного отклонения ракеты от заданной траектории полета.

Ракета 8К65У унифицирована для наземного и шахтного стартов. Способ старта из шахты - свободный, газодинамический, из пускового стакана, на собственных двигателях. Шахтный боевой стартовый комплекс состоит из трех ШПУ и командного пункта. Дивизион с наземными боевыми стартами состоит из трех батарей и имеет по одной пусковой установке в каждой батарее.

]]>]]>

На ракете устанавливался маршевый двигатель РД-216, который состоял из двух идентичных двигательных блоков 8Д513, объединенных рамой крепления с корпусом и имеющих общую систему запуска, каждый из которых имел две камеры сгорания, турбонасосный агрегат (ТНА), газогенератор, работающий на основных компонентах топлива и систему автоматики.

Камеры сгорания ЖРД паяносварной конструкции с внутренним и регенеративным охлаждением. Корпус камеры образован двумя оболочками - огневой бронзовой стенкой и стальной рубашкой, которые соединены через гофрированные проставки.

Впервые ТНА работал на основных компонентах топлива, что позволило отказаться от использования перекиси водорода и упростить эксплуатацию ракеты. ТНА содержал два топливных шнекоцентробежных насоса с двусторонними входами и осевую двухступенчатую активную турбину, расположенных на двух валах. Газ для привода ТНА вырабатывался в газогенераторе за счет сжигания небольшой части топлива с избытком горючего. Отработанный газ турбонасосным агрегатом выбрасывался через специальное сопло.

Агрегаты автоматики срабатывали от электро- и пирокоманд, а также управляющего давления азота, который поступал к редуктору из бортовых баллонов. ЖРД регулировался по тяге изменением расхода топлива через газогенератор, по соотношению компонентов топлива - изменением расхода окислителя. Управление вектором тяги производилось при помощи газовых рулей.

Запуск ЖРД - одноступенчатый, с первоначальной подачей компонентов в газогенераторы блоков из двух пусковых бачков путем их вытеснения азотом через наземный стартовый пневмощиток.

Регулирование тяги в полете осуществлялось одновременным изменением подачи в газогенераторы обоих компонентов при сохранении их соотношения и стабилизации температуры генераторного газа. Оно проводилось гидроредукторами окислителя и горючего, управление которыми обеспечивали синхронно перенастраиваемые от системы РКС азотные редукторы каждого блока. Синхронизация опорожнения баков ступени осуществлялась регулятором давления окислителя на входе в двигатель. Выключение ЖРД - двухступенчатое. Сначала прекращалась работа газогенераторов, затем отсекалась подача компонентов в камеры с одновременным дренажем горючего из трактов их охлаждения. Большинство агрегатов автоматики двигателя имело дублированный пиротехнический привод.

rbase.new-factoria.ru

БРСД Р14у "Чусовая": samnamos — LiveJournal

Под городом Сморгонь в густых лесах расположен бывший стратегический объект «ядерного щита» СССР — подземные ракетные шахты бывшего 428 ракетного полка 32 ракетной дивизии РВСН (ракетных войск стратегического назначения). Комплекс включает в себя командный центр и три шахты, в которых с 60ых до конца 80ых годов базировались термоядерные ракеты Р-14У 8К65У. Шахтные пусковые установки баллистических ракет являлись одним из символов Холодной войны. В 1987 году между СССР и США был подписан договор о частичной ликвидации стратегического вооружения — ракет средней и малой дальности. В течении нескольких лет ракеты базировавшиеся в этом комплексе ликвидировали, а компалекс расформировали. Миновало больше 30 лет и подобные объекты в центральной части России почти под чистую разобрали, а мародеры распили что осталось, но этот объект, и другие посещенные мною в Белоруссии позже, весьма неплохо сохранились. Прогуляемся? 🙂

Полтора киллометра по бетонке и мы на территории комплекса. Территория состоит из 3 пусковых шахт, где раньше располагались баллистические ракеты. Находились они под такими вот толстыми железобетонными колпаками.

Для подъема тяжелых колпаков использовалис

Переместимся внутрь. Вход в командный пункт.

А так выглядят шахты под колпаком. С них и начнем осмотр. Глубина шахт ореинтировочно около 30м. Снимок сделан со смотровой галереи.

Шахта где- то на треть затоплена.

Над сводом имеется люк.

За стенкой расположены технические помещения

Схема комплекса


Сеть технологических коллекторов к пусковым шахта. В былые времена в подпольном пространстве располагался трубопроводов, а стены были увешаны сигнальными и силовыми кабелями.

Еще одна развилка.

Щитовая.

 Газовая станция, вид на пневмоаккумуляторы. Азот применялся для вытеснения ДМГ и для заправки ракетных пневмоаккумуляторов.

Дизельная. Самого дизеля при этом уже нет)

Переместимся на второй уровень. Стены и потолок закопченные от пожара.

ФВУ.

Ну и наконец самое таинственное мосто во всем комплексе -  зал с гептиловым танком, где хранилось топливо для заправки ракет (по умолчанию они без топлива). Танк при этом занимает почти все пространство зала.

Сверху ржавенький мостик для обслуживания.

А в зале по соседству бака уже нет. В конце зала мародеры даже сделали дыру для оперативного демонтажа 🙂

Сверху снимать особо нечего. Кроме заросших полянок с дюжиной технологических люков, поэтому без фонариков на Чусовой делать особо нечего.
Всем привет с вами Мш!

На этом все. В следующем обзоре расскажу про ядерный гарнизон "Дальний", расположенный возле города Щучин.
Фотка для затравки 🙂 Забегая вперед скажу, что гарнизон охраняет самая миролюбивая охрана, какую я встречал на объектах.

До новых встреч!

Цикл обзоров: "Весеннее автопутешествие по Белоруссии":
1) Крыши Минска

samnamos.livejournal.com

Баллистическая ракета средней дальности Р-14 (индекс ГРАУ 8К65, обозначение НАТО SS-5 Skean)

Р-14 (индекс ГРАУ 8К65) — советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности (БРСД) наземного базирования (по классификации НАТО — SS-5 Skean).

Головной разработчик — ОКБ-586. Принята на вооружение в 1961 году.

В 1964 году на вооружение была принята ракета Р-14У «Чусовая» (индекс 8К65У) шахтного базирования.

Разработка

Одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности для наземных стартовых комплексов Р-14, согласно техническому заданию, должна была обладать дальностью стрельбы, достаточной, для поражения любого военного объекта на территории Европы. Создана в ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля. Разработка начата 2 июля 1958 года ещё до завершения лётных испытаний Р-12. Испытания проходили на полигоне Капустин Яр с 6 июня 1960 года по декабрь 1960 года (по другим данным по 12 апреля 1961 года). Район падения ракет находился возле Братска. Первая серия пусков выявила конструктивный недостаток вызывающий кавитацию, приводишую к разрушению ракеты, однако дефект был без труда устранён. В сентябре 1962 года c полевой позиции вблизи железнодорожной станции Ясная под Читой проведён первый успешный испытательный пуск Р-14 с ядерным зарядом по условной цели на ядерном полигоне Новая Земля. Комплекс поставлен на боевое дежурство в декабре 1962 года.

Разработка Р-14У, унифицированного варианта для наземных и шахтных пусковых установок начата в ОКБ-586 в 1960 г. Для шахтного базирования использовалась ШПУ группового старта "Чусовая" 8П764 разработки ГСКБ Спецмаш (под управлением В.Бармина). В состав комплекса входили три ШПУ расположенные на расстоянии не менее 100 метров друг от друга. Командный пункт, хранилища окислителя, горючего и сжатого газа, блок электроснабжения размещались в одном сооружении - технологическом блоке. Для наземного старта использовалась передвижная пусковая установка 8У235. Для установки ракеты на пусковую установку использовались установщики ракет 8У224 и 8У224М.

12 января 1962 года начаты лётно-конструкторские испытания Р-14У с наземного старта на полигоне Капустин Яр. 11 февраля 1962 года произведён первый испытательный пуск ракеты с шахтной пусковой установки построеной на этом же полигоне. Р14У вместе с ракетами Р-12У и Р-16У, принята на вооружение 15 июля 1963 года. Характеристики Р-14У в основном аналогичны Р-14.


Конструкция


Ракета 8К65 - одноступенчатая с несущими топливными баками. Топливные баки ракеты выполнены из прессованных оребренных панелей. Наддув бака "О" осуществляется воздухом, бака "Г" - азотом. В качестве компонентов ракетного топлива впервые были использованы азотная кислота (окислитель) и несимметричный диметилгидразин (горючее), которые воспламенялись при взаимном контакте. В магистралях каждого из компонентов ракетного топлива также впервые были установлены мембранные клапаны, отделяющие ракетный двигатель от топливных баков, что позволяло длительное время держать ракету в заправленном состоянии.

8К65 имела автономную инерциальную систему управления. Впервые была применена гиростабилизированная платформа с воздушным подвесом гироскопов, а также генератор программных импульсов. Разработчик ГСП-НИИ-49.В качестве органов управления использовались газоструйные рули.

Ракета оснащалась моноблочной ядерной головной частью мощностью 1 Мт, которая отделялась в полете. Для того чтобы исключить соударение корпуса ракеты о головную часть в первые секунды после отделения, использовались три пороховых тормозных ракетных двигателя, включавшиеся в момент окончания работы маршевого ЖРД. Ракета имела системы аварийного подрыва ГЧ и выключения ДУ в случае значительного отклонения ракеты от заданной траектории полета.

Ракета 8К65У унифицирована для наземного и шахтного стартов. Способ старта из шахты - свободный, газодинамический, из пускового стакана, на собственных двигателях. Шахтный боевой стартовый комплекс состоит из трех ШПУ и командного пункта. Дивизион с наземными боевыми стартами состоит из трех батарей и имеет по одной пусковой установке в каждой батарее.

На ракете устанавливался маршевый двигатель РД-216 конструкции В. Глушко, который состоял из двух идентичных двигательных блоков 8Д513, объединенных рамой крепления с корпусом и имеющих общую систему запуска, каждый из которых имел две камеры сгорания, турбонасосный агрегат (ТНА), газогенератор, работающий на основных компонентах топлива и систему автоматики.

Камеры сгорания ЖРД паяносварной конструкции с внутренним и регенеративным охлаждением. Корпус камеры образован двумя оболочками - огневой бронзовой стенкой и стальной рубашкой, которые соединены через гофрированные проставки.

Впервые ТНА работал на основных компонентах топлива, что позволило отказаться от использования перекиси водорода и упростить эксплуатацию ракеты. ТНА содержал два топливных шнекоцентробежных насоса с двусторонними входами и осевую двухступенчатую активную турбину, расположенных на двух валах. Газ для привода ТНА вырабатывался в газогенераторе за счет сжигания небольшой части топлива с избытком горючего. Отработанный газ турбонасосным агрегатом выбрасывался через специальное сопло.

Агрегаты автоматики срабатывали от электро- и пирокоманд, а также управляющего давления азота, который поступал к редуктору из бортовых баллонов. ЖРД регулировался по тяге изменением расхода топлива через газогенератор, по соотношению компонентов топлива - изменением расхода окислителя. Управление вектором тяги производилось при помощи газовых рулей.

Запуск ЖРД - одноступенчатый, с первоначальной подачей компонентов в газогенераторы блоков из двух пусковых бачков путем их вытеснения азотом через наземный стартовый пневмощиток.

Регулирование тяги в полете осуществлялось одновременным изменением подачи в газогенераторы обоих компонентов при сохранении их соотношения и стабилизации температуры генераторного газа. Оно проводилось гидроредукторами окислителя и горючего, управление которыми обеспечивали синхронно перенастраиваемые от системы РКС азотные редукторы каждого блока. Синхронизация опорожнения баков ступени осуществлялась регулятором давления окислителя на входе в двигатель. Выключение ЖРД - двухступенчатое. Сначала прекращалась работа газогенераторов, затем отсекалась подача компонентов в камеры с одновременным дренажем горючего из трактов их охлаждения. Большинство агрегатов автоматики двигателя имело дублированный пиротехнический привод. 

Тактико-технические характеристики

Длина ракеты, м24,0
Диаметр корпуса, м2,4
Стартовый вес, т87,0
Вес топлива, т79,2
Тип ГЧтермоядерная моноблочная отделяемая
Масса боевого блока легкий/тяжелый, кг1500/2155
Мощность БЧ легкая/тяжелая, Мт1,0/2,3
Дальность стрельбы с легкой/тяжелой БЧ, км4500/3700
КВО, м1250 - 1900
Система управленияинерциальная с гиростабилизированной платформой
ДвигательЧетырёхкамерный ЖРД РД-216 (8Д514) с ТНА
Тяга на земле, тс151
Тяга в пустоте, тс171
Удельный импульс в пустоте, Н﹡с/кг2857
Время работы, с131 - 170

Эксплуатация

Группировка Р-14 и Р-14У численностью около 100 пусковых установок достигла апогея в 1965 году. В 1978 году начата замена ракет комплексами "Пионер" и была полностью снята с боевого дежурства в 1981 году. В соответствии с договором о ликвидации РСРД последние 6 ракет Р-14 были уничтожены к 21 мая 1990 г.

Позиция шахтных ракет Р-14У состояла из трех шахтных пусковых установок и защищенного командного пункта. Ракеты загружались в шахтные пусковые установки при помощи специальных установщиков и хранились с пустыми топливными баками. Заправка их производилась в случае угрожаемого положения.

Живучесть шахтных пусковых установок ракет Р-14У "Чусовая" была невысока. Радиус поражения их при взрыве бомбы в 1 Мт составлял 1,5 - 2 км. Боевые позиции были групповыми. Таким образом, один взрыв 1 Мт мог уничтожить сразу 3 шахты. Тем не менее защищенность ракет в шахтных пусковых установках была существенно выше, чем на открытых пусковых установках.

К моменту заключения договора о ликвидации ракет средней дальности развернутых ракет Р-14 и Р-14У не было. Лишь шесть ракет Р-14 хранилось на складе в Колосово.


Численность развернутых ракет Р-14 и Р-14У

годколичество ракет
196117
196228
196354
196432
1965101
1966101
1967101
196896
196989
197087
197187
197287
197387
197487
197587
197687
197779
197873
197945
198035
198125
198216
19830
Ракета-носитель "Космос"


Ракета 8К65 использовалась в космических целях. На ее базе была создана геофизическая ракета "Вертикаль", используемая для выполнения международной программы сотрудничества социалистических стран в области исследования и использования космического пространства ("Интеркосмос"). В верхней части ракеты находился высотный зонд с научной аппа-ратурой и служебными системами. Ракеты запускались на высоты 500-1500км. После завершения программы зонд с научной аппаратурой спускался на Землю с помощью парашютной системы. Первый запуск ракеты "Вертикаль" по программе "Интеркосмос" состоялся 28 ноября 1970 года.

8К65 была выбрана и в качестве основы для создания ракеты-носителя легкого класса, существенно превосходящей по возможностям первый днепропетровский вариант РН "Космос" на базе Р-12. Эскизное проектирование нового носителя, получившего индекс 65С3 началось в КБЮ уже в апреле 1961 года. Постановление ЦК КПСС И Совета Министров СССР "О создании космического носителя 65С3 на базе боевой ракеты 8К65 вышло 31 октября 1961 года. Новая ракета проходила летные испытания на космодроме Байконур. Они начались 18 августа 1964 года. Было 8 пусков РН, получившей название "Космос-1". Из них - 7 успешных. Доработанный вариант ракеты "Космос-3" оказался не вполне удачным. После последовавшей модернизации РН под названием "Космос-3М" уже длительное время весьма успешно эксплуатируется Военно-космическими силами.

По оценкам американских специалистов, проводивших сравнительный анализ 18 типов различных РН легкого класса, созданных в разных странах, в настоящее время это один из самых совершенных носителей в мире в своем классе.

mass-destruction-weapon.blogspot.com

баллистические ракеты средней дальности 8К65 Р-14 / Р-14У (СССР)

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • www.arms-expo.ru

    Р-14 (8К65)

     БРСД Р-14 (8К65) или SS-5 "Skean" по классификации НАТО

                     Разработка, испытания, развертывание
         Еще до завершения испытаний Р-12 в ОКБ-586 созрело решение о создании ракеты,
    способной поразить цель на территории всей Европы.  Разработка  была начата 2 июля
    1958г. когда  вышло  постановление  правительства  о начале проектирования ракеты,
    получившей обозначение Р-14, с дальностью 3600км. и лучшими чем у Р-12 эксплуатаци-
    онными характеристиками.
        Испытания ракеты проходили на полигоне Капустин Яр с 6 июня по 12 апреля 1961г.
    Район падения ракет находился возле Братска. Первая серия пусков выявила конструк-
    тивный недостаток вызывающий кавитацию, и разрушение ракеты, однако дефект был без
    труда устранён. В сентябре 1962г. c полевой позиции вблизи железнодорожной станции
    Ясная под Читой проведён первый успешный испытательный пуск Р-14 с ядерным зарядом
    по  условной  цели на ядерном полигоне Новая Земля. 

         24 апреля 1961г. новый БРК был принят на  воору-
    жение РВСН.  1 января 1962г. в г. Глухов  заступил на
    боевое дежурство  первый  ракетный полк,  вооруженный
    ракетным  комплексом  с БРСД Р-14.  В этот же  день к
    дежурству  приступил первый  дивизион ракетного полка
    дислоцированного  в г. Приекуле. (В декабре  1962г. в
    этом полку был  развернут первый  дивизион с ракетами
    Р-14У в ШПУ).  Старт ракеты осуществлялся с наземного
    пускового  стола (8У235), на который  ракета устанав-
    ливалась при помощи  установщика (8У224). После этого
    проводились операции по заправке компонентами топлива,
    прицеливание  и старт.  Защищенность  и боеготовность
    комплекса были низкими.  
         В 1960г. была начата разработка унифицированного
    варианта ракеты для наземных и шахтных пусковых уста-
    новок Р-14У.  12 января 1962г. начаты лётно-конструк-
    торские испытания  Р-14У с наземного  старта на поли-
    гоне Капустин Яр. 11 февраля 1962г. произведён первый
    испытательный пуск ракеты из ШПУ  построенной на этом
    же полигоне.  Р14У  вместе с  ракетами Р-12У и Р-16У,
    принята на  вооружение  15 июля 1963г.  Для  шахтного
    базирования   использовалась  ШПУ  группового  старта
    "Чусовая"  (8П765)  разработки  ГСКБ Спецмаш.  Способ
    старта  из  шахты — свободный,  газодинамический,  из
    пускового стакана, на собственных двигателях.  В сос-
    тав комплекса  входили три  ШПУ расположенные на рас-
    стоянии  70-80м.  Командный  пункт, хранилища топлива
    и сжатого газа, блок  электроснабжения  размещались в
    одном сооружении - технологическом блоке.  После заг-
    рузки и подстыковки заправочных магистралей и силовых
    кабелей  ракеты  могли  находиться  в таком положение
    несколько  лет.  В заправленном  состоянии:  в полной
    боевой готовности  комплекс мог  находиться 30 суток.
    Естественно, что по сравнению с Р-12 их боеготовность
    несколько  возросла.  Однако  изжить все  недостатки,
    присущие  БРК  с Р-12  не удалось.  ШПУ  обеспечивали
    сохранность ракет  при взрыве  мегатонного  заряда на
    дальностях не менее 2км, что  уже считалось  недоста-
    точным.  К тому  же использование  групповых  стартов
    увеличивало уязвимость.  Тем не менее боевые  позиции
    этих ракет были развернуты  по всей  территории СССР,
    в  том  числе - несколько  в районе  п. Анадырь  но в
    ограниченном  количестве.  Максимальное число развер-
    нутых ракет к 1965г.  достигло  чуть более 100 ед.  В
    1978г.  начата  замена  ракет  комплексами  "Пионер".
    Р-14 была полностью снята с боевого дежурства в 1981г.
    Последние 6 ракет Р-14 были уничтожены к 21 мая 1990г.

    Конструкция Ракета Р-14 была выполнена одноступенчатой с топливными баками несущей конс- трукции из прессованных панелей алюминиевого сплава АМг-6. Панельная конструкция значительно упрощает производство баков и снижает их вес. Панели собираются на стапеле и свариваются по стыкам аргонно-дуговой сваркой, образуя цилиндрическую оболочку бака. Затем к стрингерам оболочки привариваются навесные кольцевые шпан- гоуты. Изготовление бака заканчивается стыковкой и приваркой к оболочке сферичес- ких днищ через торцевые усиленные шпангоуты и установкой арматуры. В качестве горючего впервые был применен несимметричный диметилгидразин (НДМГ), в качестве окислителя использовалась азотная кислота. Компоненты топлива самовоспламенялись при контакте. В топливных магистралях были установлены мембран- ные клапаны, что позволяло длительное время держать ракету в заправленном состоя- нии. Газогенераторы ТНА работали на основных компонентах топлива, что позволило исключить перекись водорода. По сравнению с Р-12 количество жидких компонентов на борту ракеты уменьшилось вдвое, что упростило эксплуатацию в войсках. Впервые при- менялась система опорожнения баков (СОБ), в результате чего появилась возможность уменьшить гарантированный остаток топлива и повысить дальность стрельбы. Приборы СУ размещались в приборном отсеке, который располагался между топ- ливными баками. Оболочка отсека, тонкостенная клепаной конструкции. Размещение СУ в зоне центра масс ракеты позволило улучшить условия работы гироприборов за счёт удаления их от источников вибраций двигателя и уменьшения влияния колебаний ракеты. Ракета имела автономную инерциальную систему управления в которой впервые в оте- чественной практике использовалась гиростабилизированная платформа и воздушный под- вес гироскопов роторы которых вращаются со скоростью 30 тыс.об/мин. Гиролатформа сохраняет постоянное положение осей в пространстве, используя это индукционные датчики угла поворота пропорционально угловому отклонению ракеты от расчётной траектории вырабатывают команды на газовые рули, устраняя это отклонение. Индукци- онных датчиков на гироплате -три, каждый реагирует на повороты ракеты относительно одной из трёх её осей. Так работает автомат угловой стабилизации. На гироплате устанавливаются датчики боковой и нормальной стабилизации центра масс которые реагируют на линейные отклонения ракеты от расчётной траектории, вырабатывая команды на газовые рули и, тем самым, в несколько раз, по сравнению с прежними системами управления, повышая точность попадания в цель. Кроме того на гироплате установлена также обойма с пятью измерительно-преобразовательными головками интег- ратора. Команда на выключение двигателя проходит после срабатывания трёх из них. Все это повышает надёжность и точность работы автомата управления дальностью. Ракета в полёте разворачивается к цели по определенной программе, команды на газовые рули поступают от индукционных датчиков установленных на гироплате при ее развороте шаговыми моторами. На шаговые моторы команды для разворота гироплаты (а вслед за ней разворачивается и ракета) поступают с генератора программируемых им- пульсовпо определенной программе. Генератор задает и программу изменения скорости ракеты. Для надёжности параллельно работают два блока. Программа записывается На киноленте в виде чередующихся черных и белых поперечных полос (отдельно для ско- рости и угла разворота). Лента протягивается через блок светочувствительных датчи- ков. Фотодиодами датчиков каждая черно-белая пара превращается в электрический импульс. Прохождение одного импульса приводит к повороту ракеты на две угловые минуты или изменению скорости на 4,4м/с. Применение генератора программируемых импульсов вместо кулачковых программных механизмов на более ранних образцах ракет дальнего действия, уменьшило погрешности разворота ракеты на цель и повысило точ- ность стрельбы по дальности. При приближении скорости полёта ракеты к конечному, определенному расчётом, значению из автомата управления дальностью подается предварительная команда, по которой прекращается подача топлива в газогенератор. Уменьшаются обороты турбины, снижается подача компонентов топлива в камеры сгорания, тяга двигателя резко пада- ет, скорость ракеты нарастает теперь медленно и при достижении строго определен- ного её значения, соответствующего заданной дальности, подается главная команда на выключение двигателя. Отсечной клапан окислителя закрывается, из-за снижения давле- ния закрывается и клапан горючего. Для уменьшения импульса «последействия» тяги остатки горючего выбрасываются из зарубашечного пространства двигателя сжатым азотом. Применение на ракете 8К65 новой СУ на базе гиростабилизированной платформы и генератора программных импульсов позволило довести КВО до 1300м. К силовому шпангоуту бака горючего стыкуется рама двигателя РД-216 (конструк- ции Глушко), состоящий из двух идентичных двухкамерных модулей РД-215. Каждый блок обслуживается одним ТНА, работающим на основных компонентах топлива, что помимо уменьшения массы упростило как двигательную установку, так и обслуживание ракеты. ТНА установлен между камерами сгорания у критических сечений сопел. Это позволило существенно уменьшить длину двигателя и ракеты. Благодаря общей системе запуска, все камеры двигателя включаются одновременно и тем устраняется опасность опрокидывания ракеты на стартовом столе. Корпус хвостового отсека выполнен в виде тонкостенной конической оболочки, кле- паной конструкции. Коническая форма отсека с большим основанием у донного среза позволяет разместить двигатель, сдвинуть центр давления вниз по длине ракеты для улучшения её стабилизации в полёте. На наружной поверхности корпуса хвостового от- сека с помощью фитингов в плоскостях стабилизации установлены трапецеидальные аэродинамические стабилизаторы, ниже их, как продолжение фитингов - стояночные опоры, а под углами 45град. к плоскости стабилизации на том же шпангоуте, разме- щены на кронштейнах графитовые газовые рули с электрическими рулевыми машинами. Ракета имела отделяемую в полете головную часть с термоядерным зарядом мощ- ностью 1 или 2,3Мт. Ее отделение от корпуса производилось по главной команде от интегратора на выключение двигателя путем разрыва трех пироболтов. Сразу после этого включались три пороховых тормозных двигателя, установленных снаружи прибор- ного отсека. Их действие замедляло полёт ракеты и разворачивало ее для исключения соударениz корпуса с головной частью. Также была предусмотрена система аварийного подрыва ГЧ и выключение двигательной установки в случае значительного отклонения ракеты от заданной траектории полета.

                          ТТХ ракеты Р-14:
    
      Количество ступеней          -   1   
      Диаметр ракеты               -  2,4 м.
      Длина ракеты                 -  24,3 м.
                   без ГЧ          -  21,6 м.
      Вес пустой ракеты без ГЧ     -   5,2 т.
      Стартовый вес                -  86,0 т.
      Вес топлива                  -  79,2 т.
      Вес легкой ГЧ                -   1,5  т.
          тяжелой ГЧ               -   2,16 т.
      Дальность с легкой ГЧ        - 4500 км.
                с тяжелой ГЧ       - 3700км. 
      Тип ДУ                       -  ЖРД
      Тяга ДУ у земли              -  151 т.
      Время работы ДУ              - 131-170 с.
      Вес ДУ                       -   1,35 т. 
      КВО                          - 1300м.
      Предельное отклонение        -   5 км.
      Мощность  заряда  лёгкой ГЧ  -   1 Мт.
                       тяжелой ГЧ  -   2,3 Мт
         

         
    Наверх

    rocketpolk44.narod.ru

    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь » За державу обидно! Национальный архив заброшенного наследия СССР. Фоторепортажи, статьи, исторические заметки, путешествия по России и странам СНГ

    Под городом Сморгонь в густых лесах расположен бывший стратегический объект «ядерного щита» СССР — подземные ракетные шахты бывшего 428 ракетного полка 32 ракетной дивизии РВСН (ракетных войск стратегического назначения). Комплекс включает в себя командный центр и три шахты, в которых с 60х до конца 80х годов базировались термоядерные ракеты Р-14У 8К65У. Шахтные пусковые установки баллистических ракет являлись одним из символов Холодной войны. В 1987 году между СССР и США был подписан договор о частичной ликвидации стратегического вооружения — ракет средней и малой дальности. В течении нескольких лет ракеты базировавшиеся в этом комплексе ликвидировали, а комплекс расформировали. Миновало больше 30 лет и подобные объекты в центральной части России почти под чистую разобрали, а мародеры распили что осталось, но этот объект, и другие посещенные мною в Белоруссии позже, весьма неплохо сохранились. Прогуляемся? 🙂

    Полтора киллометра по бетонке и мы на территории комплекса. Территория состоит из 3 пусковых шахт, где раньше располагались баллистические ракеты. Находились они под такими вот толстыми железобетонными колпаками.
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    Для подъема тяжелых колпаков использовались
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    Переместимся внутрь. Вход в командный пункт.
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    А так выглядят шахты под колпаком. С них и начнем осмотр. Глубина шахт ориентировочно около 30м. Снимок сделан со смотровой галереи.
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    Шахта где- то на треть затоплена.
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    Над сводом имеется люк.
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    За стенкой расположены технические помещения
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    Схема комплекса
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    Сеть технологических коллекторов к пусковым шахта. В былые времена в подпольном пространстве располагался трубопроводов, а стены были увешаны сигнальными и силовыми кабелями.
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    Еще одна развилка.
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    Щитовая.
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    Газовая станция, вид на пневмо-аккумуляторы. Азот применялся для вытеснения ДМГ и для заправки ракетных пневмо-аккумуляторов.
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    Дизельная. Самого дизеля при этом уже нет)
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    Переместимся на второй уровень. Стены и потолок закопченные от пожара.
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    ФВУ.
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    Ну и наконец самое таинственное место во всем комплексе - зал с гептиловым танком, где хранилось топливо для заправки ракет (по умолчанию они без топлива). Танк при этом занимает почти все пространство зала.
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    Сверху ржавенький мостик для обслуживания.
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    А в зале по соседству бака уже нет. В конце зала мародеры даже сделали дыру для оперативного демонтажа 🙂
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    Сверху снимать особо нечего. Кроме заросших полянок с дюжиной технологических люков, поэтому без фонариков на Чусовой делать особо нечего.
    Всем привет с вами Мш!
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    На этом все. В следующем обзоре расскажу про ядерный гарнизон "Дальний", расположенный возле города Щучин.
    Фотка для затравки 🙂 Забегая вперед скажу, что гарнизон охраняет самая миролюбивая охрана, какую я встречал на объектах.
    БРСД Р14у "Чусовая", Республика Беларусь
    До новых встреч!

    Из поста

    swalker.org

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *