Ракеты носители – Ракета-носитель — Википедия

Список ракет-носителей — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 января 2017; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 января 2017; проверки требуют 14 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску Ракета, изображающая «гагаринский» «Восток 8К72К» в Москве на ВДНХ. В действительности, этот экспонат изготовлен из боевой ракеты Р-7А (8К74) и макета третьей ступени с головным обтекателем
СтранаНазваниеПервый удачный запускПоследний удачный запускДополнительная информация
Спутник4 октября 19573 ноября 1957На околоземную орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли, РН по индексу ГРАУ: 8К71ПС
Juno I31 января 195823 октября 1958

ru.wikipedia.org

Ракета-носитель — Циклопедия

Запуск ракеты «Протон-М»

Ракета-носитель (или РН) — аппарат, использующий принципы реактивного движения и предназначен для вывода полезного груза в космическое пространство. Этот термин часто ошибочно называют ракетоносителем.

Большинство первых ракет-носителей, разработанных в конце пятидесятых годов 20-го века, появились после незначительной модернизации военных баллистических ракет, особенно межконтинентальных. Первой была ракета-носитель Спутник на базе Р-7. Р-7 стали основой для советской космической программы. Американские военные начали изготавливать космические ракеты после провала программы Венгард, предназначенной для доставки американских научных спутников на орбиту при Международного геофизического года (1957—1958).

Среди первых ракет были перестроены PGM-11 Редстоун, PGM-17 Тор (впоследствии Дельта) и SM-65 Atlas. Тогда началась космическая гонка между США и Советским Союзом и инженерам по обе стороны от океана пришлось решать сложные проблемы, связанные преимущественно с работой ракетных двигателей и стабильностью полета. В конце пятидесятых годов начали разрабатывать первые спутники-шпионы и они же стали первыми научно-исследовательскими программами в космическом пространстве (Спутник, Explorer, Пионер, Луна). Самыми известными конструкторами ракет тогда были Вернер фон Браун и Сергей Павлович Королев. Под руководством последнего в шестидесятые годы разработаны огромные ракеты для полета на Луну, Н-1, a фон Браун разработал американский носитель Сатурн V

В шестидесятые годы некоторые государства разработали ракеты-носители с ракет военного назначения (например, Протон в СССР, Бриллиант во Франции и Сатурн и Скаут в США). Однако компании-разработчики этих ракет-носителей более интересовались созданием военных баллистических ракет, поскольку получали финансирование из средств, выделенных на оборону. Исключением был американский Сатурн V, который сразу был профинансирован исключительно за счет агентства NASA. Тогда было много программ, начинались исследования других планет, таким образом, появлялись новые требования для ракет-носителей. Были разработаны такие мощные верхние степени, как американский Кентавр, что делало возможным полет в открытое космическое пространство каждый раз больших грузов. Наиболее часто используемыми ракетами этого десятилетия были ракеты Атлас и Дельта в США и семейство ракет Р-7 в СССР. Параллельно с этим шла разработка и испытание ракет Титан, Протон) и других, которые впоследствии долго использовались.

Первой ракетой-носителем, которая доставила груз на орбиту, была советская Р-7 (1957 года). На 2011 самой мощной ракетной системой в мире был американский «Спейс Шаттл» (полезная нагрузка до 20-30 тонн, в зависимости от орбиты). Космический челнок сам не может называться полезной нагрузкой, являясь частью многоразовой космической системы. Поэтому полезная нагрузка будет находиться в определенном диапазоне, что обусловлено параметрами грузового отсека челнока и требованиями безопасности экипажа в случае аварии. Без челнока или орбитального корабля, система не работоспособна, в отличие, например, от системы Энергия-Буран.

В прошлом стартовали и мощные ракеты, такие как советские «Н-1» и «Энергия» или американская «Сатурн V». Однако ни одна из этих ракет сейчас не используется.

[править] Классификация

По расположением ступеней (компоновкой): тандемная, пакетная и условно пакетная.

  • По количеству степеней: одноступенчатые, двухступенчатые и др.
  • По используемым двигателям: жидкостные, твердотопливные и различные сочетания жидких и твердотопливных.
  • По массе полезного груза, выводимого на низкую околоземную орбиту (НОО): сверхтяжелые, тяжелые, средние, легкие, сверхлегкие.

Самая мощная ныне используемая российская ракета-носитель тяжелого класса — это «Протон-М», которая позволяет выводить на низкую околоземную орбиту (200 км) до 22 тонн полезного груза, на геопереходную орбиту — до 5,8-6,4 тонн и на геостационарную орбиту — до 3,2-3,7 тонн.

  • Одноразовые и многоразовые. Наибольшее распространение получили одноразовые многоступенчатые ракеты. Одноразовые ракеты обладают высокой надежностью благодаря максимальному упрощению всех элементов. Следует уточнить, что одноступенчатый ракете для достижения орбитальной скорости необходимо иметь конечную массу не более 7-10 % от стартовой, что при существующих технологиях делает их экономически неэффективными из-за низкой массу полезного груза. Наличие нескольких степеней позволяет значительно увеличить соотношение массы полезной нагрузки к начальной массы ракеты. В то же время многоступенчатые ракеты требуют территорий для падения промежуточных ступеней.

Полностью многоразовых ракет-носителей не существует. Частично многоразовыми системами были американский «Спейс Шаттл» (Космический челнок) и советская система «Энергия — Буран». Вопреки ожиданиям, «Спейс Шаттл» не смог обеспечить снижение стоимости доставки грузов на орбиту, кроме того, многоразовые транспортные космические системы (МТКК) имеют сложный и длительный этап предстартовой подготовки.

  • Предназначенные для пилотируемых и беспилотных полетов. Ракеты для пилотируемых полетов должны иметь большую надежность (также на них устанавливается система аварийного спасения), допустимые перегрузки для них ограничены (не более 3-4,5 единиц).

Первой ракетой-носителем, которая доставила груз на орбиту, была советская Р-7. На 2011 год самой мощной ракетной системой в мире был американский «Спейс Шаттл» (полезная нагрузка до 20-30 тонн, в зависимости от орбиты). Космический челнок сам не может называться полезной нагрузкой, являясь частью многоразовой космической системы. Поэтому полезная нагрузка будет находиться в определенном диапазоне, что обусловлено параметрами грузового отсека челнока и требованиями безопасности экипажа в случае аварии. Без челнока или орбитального корабля, система не работоспособна, в отличие, например, от системы Энергия-Буран.

cyclowiki.org

носитель — это… Что такое ракета-носитель?


ракета-носитель
раке́та-носи́тель

ракета для выведения в космос космических аппаратов и других полезных грузов.

В зависимости от массы полезного груза ракеты-носители подразделяют на лёгкие (полезный груз до 5 т), средние (от 5 до 20 т), тяжёлые (от 20 до 100 т) и сверхтяжёлые (св. 100 т). К лёгким относятся ракеты-носители типа «Космос», «Циклон», «Рокот» и др. Средними ракетами-носителями считаются «Восток», «Союз», «Молния», «Зенит» и т. п. К тяжёлым относятся ракеты-носители «Протон», к сверхтяжёлым – «Н-1» и «Энергия». Ракета-носитель должна быть способна сообщить космическому аппарату первую или вторую космическую скорость.

Ракета-носитель «Протон»

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

.

Синонимы:
  • ракета
  • ракетное оружие

Смотреть что такое «ракета-носитель» в других словарях:

  • Ракета-носитель — Союз с пилотируемым космическим кораблем (СССР). РАКЕТА НОСИТЕЛЬ, многоступенчатая ракета для выведения в космос искусственного спутника Земли, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и другого полезного груза. До 90% массы… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ — РАКЕТА НОСИТЕЛЬ, многоступенчатая ракета для выведения в космос искусственного спутника Земли, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и другого полезного груза. До 90% массы ракеты носителя составляет топливо. Максимальная… …   Современная энциклопедия

  • РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ — многоступенчатая (2 5 ступеней) управляемая ракета для выведения в космос полезного груза (искусственного спутника Земли, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и др.). Ракета носитель сообщает полезному грузу скорость, большую …   Большой Энциклопедический словарь

  • ракета-носитель — сущ., кол во синонимов: 1 • ракета (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ракета-носитель — ракета носитель, ракеты носителя …   Орфографический словарь-справочник

  • ракета-носитель — 66 ракета носитель; РН: Часть ракеты космического назначения, предназначенная для выведения орбитального модуля или полезного груза на заданную траекторию или орбиту. 67 корпус ракеты на жидком топливе: Конструктивно силовая часть ракеты на… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Ракета-носитель — Запуск ракеты носителя «Протон К» с модулем «Звезда» для международной космической станции Ракета носитель (РН, также ракета космического назначения, РКН)  аппарат, дейс …   Википедия

  • ракета-носитель — многоступенчатая (2 5 ступеней) управляемая ракета для выведения в космос полезного груза (ИСЗ, космических кораблей, автоматических межпланетных станций и др.). Ракета носитель сообщает полезному грузу скорость, большую или равную 1 й или 2… …   Энциклопедический словарь

  • ракета-носитель — nešančioji raketa statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. carrier rocket; carrier vehicle; mother rocket vok. Trägerrakete, f rus. несущая ракета, f; ракета носитель, m pranc. fusée porteuse, f; fusée porteuse, f …   Fizikos terminų žodynas

  • ракета-носитель — nešančioji raketa statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Balistinė raketa dirbtiniams Žemės palydovams, kosminėms stotims ir kt. objektams į kosmosą iškelti; ppr. daugiapakopė. Pirmosios nešančiosios raketos: SSRS R 7 (pirmasis leidimas 1957 10 04,… …   Artilerijos terminų žodynas


dic.academic.ru

Современные ракеты-носители: сравнительный анализ / vlasti.net

Запуск космических аппаратов на околоземные орбиты и осуществление полетов к Луне, планетам и другим телам Солнечной системы стало возможно после создания необходимых для этого многоступенчатых космических ракет – ракет-носителей (РН).

Ракета (от итальянского rocchetta – веретено) – летательный аппарат, использующий принцип реактивного движения и способный летать не только в атмосфере, но и в вакууме. Большинство современных ракет-носителей оснащаются химическими ракетными двигателями, которые используют твердое, жидкое или гибридное ракетное топливо. Основные компоненты топлива – жидкий кислород (окислитель) и керосин (горючее), кроме того, применяются четырехокись азота и несимметричный диметилгидразин, жидкие кислород и водород. Масса топлива составляет 85 – 90% от стартовой массы ракеты. Химическая реакция между горючим и окислителем проходит в камере сгорания двигателя, в результате получаются горячие газы, которые выбрасываются, создавая тягу, она и заставляет ракету двигаться. Основной энергетический показатель работы каждого ракетного двигателя – удельный импульс тяги (отношение тяги к расходу топлива в секунду). Например, один из мощных современных ракетных двигателей РД- 701 (Россия) тягой 4 МН (408 тс) и удельным импульсом в вакууме 462 с расходует топливо со скоростью 491 кг/с. Стартующие с Земли РН позволяют запускать полезные нагрузки (ПН) со скоростью равной или выше первой космической – 7.9 км/с, то есть достаточной для выведения ИСЗ на низкие орбиты. Обычно ракета при выведении ПН на низкую околоземную орбиту движется на активном участке, то есть с работающими двигателями, примерно 10 – 15 мин. Если необходимо выведение ПН на более высокие орбиты или траектории полета к Луне и за пределы тяготения Земли, то еще раз включаются двигатели последней (верхней) ступени РН или разгонный блок после пассивного участка, длительность движения на котором зависит от выбранной траектории полета. КА переводится либо на геостационарную орбиту (высотой 36 тыс. км), либо на высокоэллиптические орбиты, либо на траекторию полета к Луне и планетам. Вторая космическая скорость в поле тяготения Земли (11.19 км/с) необходима для запуска АМС к планетам и другим телам Солнечной системы. Третья космическая скорость (16.7 км/с) достаточна, чтобы КА улетел за пределы Солнечной системы.

Современная многоступенчатая космическая ракета представляет собой сложное сооружение, состоящее из тысяч деталей и устройств. Разрабатываемые в настоящее время ракеты-носители соответствуют высочайшим критериям современной науки и техники, при их создании используются передовые технологии и вычислительная техника. Космические технологии оказывают значительное влияние на нашу жизнь, помогая внедрить новые материалы и сплавы, средства коммуникации, компьютерную технику и т.д. Ступени ракет-носителей содержат топливные баки с горючим и окислителем, двигательную установку (маршевые и рулевые двигатели). Полет ракеты регулируется бортовой системой управления движением. Схема расположения ступеней на РН различна. При продольном разделении ступени размещаются одна над другой и работают последовательно друг за другом, включаясь только после отделения предыдущей ступени. Такая, весьма распространенная схема применяется, например, на российских РН «Днепр» и «Протон-М», китайских «CZ-3/3A» и «CZ-4С», израильской «Shavit». Верхние ступени, доставляющие ПН на заданные орбиты, сейчас заменили разгонными блоками, например, российские ДМ, «Бриз-М» (РН «Протон») и «Фрегат» (РН «Союз-ФГ». В отличие от продольной, в поперечной схеме («пакетная») несколько блоков первой ступени симметрично располагаются вокруг корпуса второй ступени. Таких РН немного и они бывают двухступенчатыми, например советская «Спутник» (1957 – 1958) и американские «Atlas-B/D» (1958 – 1963). Широко используется комбинированная схема – продольно-поперечная, позволяющая совместить преимущества обеих схем. К ним относятся отечественные ракеты-носители «Восток», «Союз» и «Энергия», американские «Titan-3/4» и «Delta-4Н», европейская «Ariane-5», японские «H-II/IIA», индийская «GSLV». По особой схеме устроена американская многоразовая транспортная космическая система «Спейс Шаттл», первая ступень которой – два тве

vlasti.net

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ

Ракета-носитель — управляемая ракета, которая предназначена для выведения в космос различных грузов (искусственных спутников Земли, космических кораблей, орбитальных станций и др.).

Основная задача ракеты-носителя — сообщить полезному грузу необходимую скорость, т. е. большую или равную первой или второй космической. По энергетической характеристике и грузоподъемности ракетоносители подразделяются на следующие классы: легкие (до 500 кг), средние (до 10 т), тяжелые (до 100 т), сверхтяжелые (свыше 100 т). Современные ракеты-носители имеют стартовую массу, превышающую 3000 т, порядка 90% которой составляет топливо, продолжительность же полета на активном участке может составлять до 20 мин.

Существуют одноразовые и многоразовые ракеты-носители, а также одноступенчатые и многоступенчатые. Благодаря своей высокой надежности, приобретенной в результате максимального упрощения всех элементов, более распространены одноразовые ракеты-носители. Наличие дополнительных ступеней изменяет отношение полезной массы нагрузки к общей массе в сторону увеличения, хотя это приносит и ряд неудобств. Одно из них — это наличие свободных территорий для падения отработавших ступеней. Частично многоразовые ракеты-носители иредставлены американской системой «Спейс Шаттл» и советской разработкой — полностью автоматической МКС «Буран». К сожалению, и фактор многоразового использования не смог снизить стоимость доставки полезных грузов на орбиту, хотя при этом надежность ниже, чем у одноразовых ракет-носителей. Советская же разработка в настоящее время не используется. Первенство среди ракет-носителей по мощности в настоящее время держат за собой американский «Спейс Шаттл», российский «Протон-М», хотя ранее запускались и более мощные ракеты-носители, такие как «Н-1», «Энергия» или «Сатурн V» (США). Первой ракетой-носителем была межконтинентальная баллистическая ракета «Р-7». Ракета «Р-7» была разработана конструкторским бюро С. П. Королева.

Все ракеты-носители, в настоящее время используемые для доставки полезного фуза в космическое пространство. являются многоступенчатыми. В передней части ракеты-носителя располагается отсек, в котором находится полезный груз. Этот отсек закрыт головным обтекателем для защиты во время прохождения плотных слоев атмосферы от воздушного потока. В задней части располагаются маршевые и, если необходимо, рулевые двигатели с приводом. Также устанавливается и защита от газов, которые истекают из двигателей, так как при старте и в разреженных верхних слоях атмосферы газы могут обволакивать корпус аппарата. Управление ракетой-носителем производится путем поворота камеры или сопел маршевых двигателей либо специальными рулевыми двигателями при их наличии.

Многоразовые корабли представляют собой подобие реактивного самолета с треугольными крыльями. Кабина находится в носовой части и герметизирована, в средней части располагается грузовой отсек, который в космическом пространстве открывается и может выпускать спутник либо осуществлять выгрузку конструкций и узлов орбитальных станций. Возврат на Землю осуществляется планированием с выключенным двигателем. По мере приближения к поверхности Земли система наведения приземляет аппарат, как обычный самолет.

Носовая часть требует специальной защиты, так как при входе в плотные слои атмосферы происходит колоссальный нагрев передней части корабля. Поэтому кромки крыльев и вся передняя часть покрываются специальными керамическими плитками, которые одновременно предохраняют конструкцию от разрушения и перегревания.


Следующее: РАСТР ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ
Предыдущее: РЕНТГЕНОВСКАЯ ТРУБКА
Интересное: Ракета «Циркон» будет впервые запущена с атомной подлодки «Казань»



enciklopediya-tehniki.ru

Отечественные ракеты-носители. Часть 6. | ТЕХНОЛОГИИ, ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Начало работ в США но созданию МТКК «СпеЙс Шатл» и объявление о приобретении и использовании этой системы в боевых целях потребовало принятия срочных мер по обеспечению устойчивого противовеса с советской стороны. В качестве такого противовеса была выбрана не уступающая американской системе но основным характеристикам советская многоразовая транспортная космическая система (МТКС), получившая впоследствии наименование «Энергия»—«Буран». Головной организацией но созданию данной системы явилось ОКБ-1, ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева.

Генеральным конструктором этой организации в 1974 году стал академик В. П. Глушко, возглавивший советскую программу «Энергия»-«Буран». На космодроме Байконур работы по подготовке и проведению первых пусков проводились под руководством генерал-майора В. Е. Гудилина.

Воспользуйтесь нашими услугами

ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР

В качестве стартового и технического комплексов использовались реконструированные комплексы ракеты-носителя «Н-1». Дополнительно были построены универсальный комплекс стенд-старт, монтажно-заправочный комплекс, посадочный комплекс и ряд других сложных в техническом отношении сооружений. А тем временем в ОКБ и десятках организаций оборонного комплекса на протяжении многих лет проводились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию ракеты-носителя и орбитального корабля. Были дооснащены наземный и морской командно-измерительные комплексы, включая ввод в строй нового центра управления полетом и задействование спутника-регранслятора.

При проведении эскизного проектирования по обоснованию конструктивных решении и основных характеристик было рассмотрено несколько альтернативных вариантов. Предлагались варианты, использующие твердотопливные ускорители (ТТУ) по типу американских, однако было признано целесообразным использовать четыре жидкостных ракетных ускорителя. Число двигателей на центральном блоке первоначально предполагалось равным трем. Однако необходимость повышения энергетики ракеты-носителя и обеспечение требуемой безопасности полета при отказе одного двигателя привела к увеличению числа двигателей до четырех.

Главным отличием схемно-конструктивного построения МТКС от американского МТКК, наряду с использованием жидкостных ускорителей вместо ТТУ, явилось размещение маршевых двигателей на центральном блоке, а не на орбитальной ступени. Специалисты до сих пор спорят о преимуществах и недостатках данного решения. Действительно, установка двигателей на орбитальной ступени обеспечивает их спасение после каждого полета, повышая эффективность многоразового использования системы в целом, Однако бесспорным преимуществом советской МТКС явилась независимость ракеты-носителя и орбитального корабля, что позволило осуществить запуски не только корабля «Буран», но и полезных нагрузок массой до 100 тонн. У американского МТКС деление на ракету-носитель и корабль практически отсутствует, так как без корабля система стартовать не может.

 

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЭНЕРГИЯ»

 

Ракета-носитель «Энергия» предназначена для выведения космических аппаратов на низкие, а с использованием разгонных блоков на средние, высокие эллиптические и круговые орбиты (в том числе на солнечно-синхронные и стационарные), а также на траектории полета к Луне и планетам Солнечной системы. Ракета-носитель «Энергия» при стартовой массе – 2400 т обеспечивает выведение космических аппаратов массой – 100 т на низкие орбиты искусственного спутника Земли, – 18 т на геостационарную орбиту, 32 т к Луне и – 28 т к Венере и Марсу. Ракета-носитель «Энергия» состоит из четырех кислородно-керосиновых боковых ракетных блоков первой ступени, кислородно-водородного центрального ракетного блока второй ступени и стартово-стыковочного блока.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ “ЭНЕРГИЯ”

    Стартовая масса, т: 2400
Масса ПГ на круговой орбите
Н=200 км, i=50.5° (при использовании энергетики КА для довыведения), т: 96
Рабочий запас топлива
– на блоках “А”: 1240
– на блоках “Ц”: 710
Двигатель блока “А”
– тип двигателя: РД170
– количество двигателей на блоке: 1
Двигатель блока “Ц”
– тип двигателя: 11Д122
– количество двигателей на блоке: 4
Количество пусков в год: до 6

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ “ЭНЕРГИЯ”

Боковые ракетные блоки созданы на базе первой ступени ракеты-носителя «Зенит». Каждый боковой ракетный блок вмещает 300 т кислородно-керосинового топлива. Конструктивно блок выполнен в виде цилиндра диаметром 3,9 м, в верхней части которого размещен бак кислорода, а в нижней – бак керосина. К верхнему шпангоуту топливного отсека крепится конический обтекатель, внутри которого размещена аппаратура блока. К нижнему шпангоуту топливного отсека крепится хвостовой отсек и четырехкамерный двигатель РД-170 с дожиганием генераторного газа. Тяга двигателя у Земли 7400 кН, в пустоте 8070 кН. Удельный импульс тяги у Земли 3090 Н*с/кг, в пустоте 3370 Н*с/кг. Кратность использования двигателя 10 раз. Двигатель разработан в НПО «Энергомаш» (главный конструктор В. П. Радовский) и представляет собой модификацию двигателя РД-171 первой ступени ракеты-носителя «Зенит».

Космический аппарат «Полюс»

Космический аппарат «Полюс» (Скиф-ДМ, изделие 17Ф19ДМ) — динамический макет боевой лазерной орбитальной платформы, полезная нагрузка, использовавшаяся во время первого запуска ракеты-носителя «Энергия» в 1987 г. Программа полёта орбитальной станции «Скиф-ДМ» включала в себя десять экспериментов: четыре прикладных и шесть геофизических. Первоначально старт системы «Энергия-Скиф-ДМ» планировался на сентябрь 1986 года. Однако из-за задержки изготовления аппарата, подготовки пусковой установки и других систем космодрома запуск отложили почти на полгода — на 15 мая 1987 года. Лишь в конце января 1987 года аппарат был перевезен из монтажно-испытательного корпуса на 92-й площадке космодрома, где он проходил подготовку, в здание монтажно-заправочного комплекса. Там 3 февраля 1987 года «Скиф-ДМ» был состыкован с ракетой-носителем «Энергия». На следующий день комплекс вывезен на универсальный комплексный стенд-старт на 250 площадке. Реально же комплекс «Энергия-Скиф-ДМ» был готов к запуску лишь в конце апреля.

Запуск комплекса «Энергия-Скиф-ДМ» состоялся 15 мая 1987 года с задержкой на пять часов. Две ступени «Энергии» отработали успешно. Через 460 секунд после старта «Скиф-ДМ» отделился от ракеты-носителя на высоте 110 километров. В процессе выведения после отсоединения от ракеты-носителя процесс разворота космического аппарата из-за ошибки коммутации электрической схемы длился дольше расчётного, в результате чего он не вышел на орбиту и по баллистической траектории упал в Тихий океан. Несмотря на это, по оценке, указанной в отчёте, более 80 % запланированных экспериментов удалось выполнить.

Станция «Скиф-ДМ» имела длину 37 метров, максимальный диаметр 4,1 метра и массу около 80 тонн. Она состояла из двух основных отсеков: меньшего — функционально-служебного блока и большего — целевого модуля. Функционально-служебный блок представлял собой давно освоенный космический корабль снабжения орбитальной станции «Салют». Здесь размещались системы управления движением и бортовым комплексом, телеметрического контроля, командной радиосвязи, обеспечения теплового режима, энергопитания, разделения и сброса обтекателей, антенные устройства, система управления научными экспериментами. Все приборы и системы, не выдерживающие вакуума, располагались в герметичном приборно-грузовом отсеке. В отсеке двигательной установки размещались 4 маршевых двигателя, 20 двигателей ориентации и стабилизации и 16 двигателей точной стабилизации, а также баки, трубопроводы и клапаны пневмогидросистемы, обслуживающей двигатели. На боковых поверхностях двигательной установки размещались солнечные батареи, раскрывающиеся после выхода на орбиту.

«Скиф» — название проекта боевой лазерной орбитальной платформы массой свыше 80 тонн, разработка которого началась в конце 70-х г в НПО «Энергия» (в 1981 году, в связи с большой загруженностью объединения, тему «Скиф» передали в КБ «Салют»). 18 августа 1983 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов сделал заявление о том, что СССР в одностороннем порядке прекращает испытания комплекса противокосмической обороны. Однако с объявлением в США программы «СОИ» работы над «Скифом» продолжились.

Космический аппарат «Полюс»

Центральный ракетный блок выполнен в виде цилиндра диаметром 7,7 м, внешняя часть которого заканчивается эллипсоидом вращения. Общая длина блока – 59 м. Блок вмещает – 7 00 т кислородно-водородного топлива, втом числе – 600 т жидкого кислорода и ~ 100 т жидкого водорода. В нижней части блока размещен хвостовой отсек с четырьмя ЖРД РД-0120. Двигатели разработаны в Конструкторском бюро химической автоматики (главный конструктор А. Д. Конопатов) и изготовлены на Воронежском механическом заводе. Наиболее близким аналогом двигателя является американский кислородно-водородный двигатель SSME, установленный на МТКК «Спейс Шаттл». Двигатель РД-0120 имеет тягу в пустоте 4 х 196 кН, удельный импульс тяги в пустоте 4550 Н*с/кг. Масса двигателя 4 х 3450 кг. Каждый двигатель закреплен в карданном подвесе.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛОКА “Ц”

    Масса полностью заправленного блока, т: 780,8
Стартовая масса, т: 776,2
Рабочий запас топлива в том числе
– окислитель (жидкий кислород), т: 602,3
– горючее (жидкий водород), т: 100,7
Масса конструкции блока, т: 64,3
Двигатель (разработка КБХА): РД-0120
тяга двигателей
– у земли, кН: 4 х 147
– в пустоте, кН: 4 х 196
удельный импульс
– у земли, Н*с/кг: 3532
– в пустоте, Н*с/кг: 4547
Двигатель длока “А”
– тип двигателя: РД-171
– количество двигателей на блоке: 1
Двигатель длока “Ц”
– тип двигателя: РД-0120
– количество двигателей на блоке: 4
Количество пусков в год: до 6

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛОКА “Ц”

В качестве полезного груза ракеты-носителя «Энергия» используется многоразовый орбитальный корабль «Буран» или же орбитальные блоки общей массой 100 т. Корабль «Буран» (или орбитальный блок) крепится к центральному ракетному блоку. Конструктивно орбитальный блок совмещает функции силового каркаса и аэродинамического обтекателя с размещенным внутри космическим аппаратом и разгонным блоком. После прохождения плотных слоев атмосферы осуществляется сброс части конструкции, выполняющей функции аэродинамического обтекателя.

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ДВИГАТЕЛЯ РД-0120

    1 — Бустерный насос окислителя;
2 — Насос окислителя;
3 — Бустерный насос горючего;
4 — Насос горючего;
5 — Турбина;
6 — Газогенератор;
7 — Запальник;
8 — Клапан “О” газогенератора;
9 — Запальник;
10 — Клапан “Г” газогенератора;
11 — Клапан “О” газогенератора;
12 — Камера сгорания;
13 — Клапан “Г” камеры сгорания;
14 — Узел качания;
15 — Клапан “О” камеры сгорания;
16 — Теплообменник;
17 — Дроссель;
18 — Регулятор расхода;

ДВИГАТЕЛЬ РД-0120 2й СТУПЕНИ РН “Энергия”

Стартово-стыковочный блок является составной частью ракеты-носителя «Энергия» и конструктивно выполнен в виде платформы, выполняющей роль силового элемента при сборке на технической позиции пакета из пяти ракетных блоков, транспортировке его на стартовый комплекс, в процессе предстартовой подготовки и при отрыве от стартового стола. Через стартово-стыковочный блок осуществляется также соединение электропневмо-гидрокоммуникаций ракеты-носителя и стартового комплекса. В процессе старта ракеты-носителя стартово-стыковочный блок остается на пусковой установке. Запуск двигателей первой и второй ступеней ракеты-носителя осуществляется на старте. После израсходования запасов топлива первой ступени происходит отделение боковых блоков, а центральный блок продолжает работу.

После выключения двигателей второй ступени и отделения орбитального корабля «Буран» или орбитального блока центральный ракетный блок продолжает пассивный полет по незамкнутой траектории, что обеспечивает его падение в заданную точку. Для управления движением РН на участке выведения создан комплекс автономного управления на базе ЭВМ.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КОМПОНОВКИ РН “ЭНЕРГИЯ” РАЗЛИЧНЫМИ РАЗГОННЫМИ БЛОКАМИ (РБ)

Довыведение орбитального корабля «Буран» на рабочую орбиту осуществляется с помощью его бортовой двигательной установки. Довыведение на рабочую орбиту космических аппаратов, входящих в состав орбитальных блоков, осуществляется или с помощью их бортовых двигательных установок, или с помощью состыкованных с космическими аппаратами разгонных блоков. Первый запуск ракеты-носителя «Энергия» состоялся 15 мая 1987 года. В качестве полезного груза использовался космический аппарат «Полюс» массой 100 т, имеющий собственную двигательную установку. В результате неправильного направления импульса тяги этой двигательной установки космический аппарат на орбиту не вышел. Однако все системы ракеты-носителя «Энергия» работали нормально и испытательный запуск самой ракеты-носителя считается успешным.

2й запуск РН «Энергия» состоялся 15 ноября 1988 года. В качестве груза использовался многоразовый корабль «Буран». Задачи полета были выполнены полностью.

 

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ «БУРАН»

 

«Энергия»-«Буран» обеспечивает не только доставку на орбиту больших грузов, но и возвращение их на Землю. С краткими характеристиками мощной ракеты-носителя «Энергия» мы уже познакомили наших читателей, здесь мы хотим рассказать о космическом корабле «Буран». «Буран» является логическим продолжением работ конструкторов космической техники, он объединяет в себе весь накопленный опыт отечественной и мировой ракетно-космической и авиационной науки и техники. В основу конструкции космической системы положена самолетная схема типа «бесхвостка» с крылом переменной стреловидности. Общая длина его составляет 36,4 м. Размах крыльев около 24 м, высота на стоянке 16,5 м. Его грузовой отсек под стать грузовому вагону, в котором может быть размещен груз массой до 30 т при общей стартовой массе до 105 т. Посадочная скорость около 340 км/ч, как у современного истребителя. В носовом отсеке располагается герметичная цельносварная вставная кабина объемом более 70 м3. С внешней стороны корпуса нанесено специально разработанное теплозащитное покрытие массой не менее 9 т.

Для довыведtния «Бурана» на рабочую орбиту, межорбитальных переходов, точных маневров, ориентации и стабилизации на нем установлена объединенная двигательная установка, работающая на высокоэнергетических компонентах топлива: кислороде и углеводородном горючем (синтин). Общий запас топлива составляет около 14 т. Тяга маршевого двигателя 17Д12 86,4 кН, из двух установленных двигателей один является резервным. Управляющий ЖРД 17Д15 многократного включения и многоразового использования является исполнительным органом реактивного управления орбитального корабля «Буран». Тяга, создаваемая двигателем в пустоте, равна 3,7 кН. Количество включений за один полет 2000, время работы за один полет 1200 с, гарантированное количество включений за 10 полетов 26000. Оба двигателя созданы в РКК «Энергия».

КОСМИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ (КОРАБЛЬ) “БУРАН”

Система управления «Бурана» после отделения его от центрального блока РН «Энергия» выводит корабль на заданную орбиту, полностью обеспечивает орбитальный полет корабля, в том числе осуществляет ориентацию и стабилизацию корабля, управляет процессом сближения его и стыковки с другими космическими объектами, обеспечивает работу бортовых манипуляторов, осуществляет контроль за работой всех бортовых систем планера корабля и его двигательной установки, управляет процессом сбора информации и передачи ее на Землю, наконец, осуществляет перевод корабля на траекторию спуска, управляет процессами спуска, предпосадочного маневрирования, захода на посадку, вывода корабля на глиссаду посадки и самой посадкой, включая процессы выравнивания, касания, пробега, торможения, остановки и самовыключения. Первый полет «Бурана» в автоматическом беспилотном режиме состоялся в ноябре 1988 года.

 

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЭНЕРГИЯ-М» (проект)

 

На базе ракеты-носителя «Энергия» разработан проект ракеты-носителя тяжелого класса «Энергия-М», которая при стартовой массе 1050 т обеспечивает выведение космических аппаратов массой до 34 т на низкие орбиты искусственного спутника Земли и массой 3,0-7,0 т (в зависимости от модификации разгонного блока) на геостационарную орбиту.

«Энергия-М» состоит из кислородно-керосиновых ракетных блоков первой ступени, кислородно-водородного центрального блока второй ступени и стартово-стыковоч-ного блока. В состав ракеты-носителя «Энергия-М» входит разгонный блок, использующий кислородно-керосиновое и кислородно-водородное топливо.

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ “ЭНЕРГИЯ-М”

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ “ЭНЕРГИЯ-М”

Боковые ракетные блоки, стартово-стыковочный блок, кислородно-водородная двигательная установка и элементы конструкции центрального ракетного блока заимствованы с ракеты-носителя «Энергия». Центральный ракетный блок имеет меньшую длину и, соответственно, меньший запас кислородно-водородного топлива, а также один двигатель, являющийся модификацией РД-0120. Боковые ракетные блоки в верхних узлах крепления соединяются с силовыми элементами головного обтекателя. Стартовый и технический комплексы, производственная и экспериментальная базы ракет-носителей «Энергия» и «Энергия-М» общие.

Воспользуйтесь нашими услугами

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

integral-russia.ru

Ракета-носитель • ru.knowledgr.com

В космическом полете, ракете-носителе или ракете-носителе ракета, используемая, чтобы доставить полезный груз от поверхности Земли в космос. Система запуска включает ракету-носитель, стартовую площадку и другую инфраструктуру.

Хотя полезный груз ракеты-носителя часто — искусственный спутник, помещенный на орбиту, некоторые космические полеты подорбитальные, в то время как другие позволяют космическому кораблю избежать Земной орбиты полностью. Ракету-носитель, используемую для подорбитального полета, часто называют звучащей ракетой.

У

земли орбитальные ракеты-носители, как правило, есть по крайней мере две стадии, и иногда целых четыре или больше.

Типы ракет-носителей

Потребляемые ракеты-носители разработаны для одноразового использования. Они обычно отделяются от их полезного груза и распадаются во время атмосферного возвращения. Напротив, повторно используемые ракеты-носители разработаны, чтобы быть восстановленными неповрежденные и начатые снова. Шаттл был единственной ракетой-носителем с компонентами, используемыми для многократных орбитальных космических полетов. SpaceX разрабатывает повторно используемую систему запуска ракеты для их Сокола 9 и Сокола Тяжелые ракеты-носители. В 2011 о втором поколении дизайн VTVL объявили. Низковысотная программа летного испытания экспериментальной ракеты-носителя технологического демонстранта началась в 2012 с более обширным высотным надводным летным испытанием, запланированным, чтобы начаться в середине 2013 и продвинуться каждый последующий Сокол 9 полетов. Неракета spacelaunch альтернативы в перспективном проектировании.

Ракеты-носители часто классифицируются суммой массы, которую они могут нести на орбиту. Например, Протонная ракета может подняться в низкую земную орбиту (LEO). Ракеты-носители также характеризуются их числом стадий. Ракеты с целых пятью стадиями были успешно запущены, и были проекты для нескольких единственных стадий, чтобы вращаться вокруг транспортных средств. Кроме того, ракеты-носители очень часто поставляются ракетами-носителями, поставляющими высоко рано толчок, обычно горящий с другими двигателями. Ракеты-носители позволяют остающимся двигателям быть меньшего размера, уменьшая массу перегорания более поздних стадий, чтобы позволить большие полезные грузы.

Другие часто сообщаемые особенности ракет-носителей — страна запуска или космическое агентство и производство компании или консорциума и запуск транспортного средства. Например, Европейское космическое агентство ответственно за Ариан V, и Объединенный Союз Запуска производит и начинает Дельту IV и Атлас V ракет. Много ракет-носителей считают частью исторической линии транспортных средств того же самого или аналогичного имени; например, Атлас V является последней ракетой Атласа.

Платформой запуска

Размером

Есть много способов классифицировать размеры ракет-носителей. Американское гражданское космическое агентство, НАСА, использует систему классификации, которая была ясно сформулирована Комиссией Огастина, созданной, чтобы рассмотреть планы относительно замены Шаттла:

  • Звучащая ракета не может достигнуть орбиты и способна к подорбитальному космическому полету
  • Маленькая ракета-носитель лифта способна к подъему до полезного груза в низкую земную орбиту (LEO)
  • Средняя ракета-носитель лифта способна к подъему между полезного груза в LEO
  • Тяжелая ракета-носитель лифта способна к подъему между полезного груза в LEO
  • Супертяжелое транспортное средство лифта способно к подъему больше, чем полезного груза в LEO

Ведущий европейский поставщик услуг запуска, Ариэнеспейс, также использует обозначение «тяжелого лифта» для>-to-LEO Ариан 5 ракет-носителей

и «средний лифт» для его множества ракет-носителей, которые поднимаются к LEO, включая СТАРСЕМ/ЭРИЭНЕСПЕЙС СОЙУЗ-СТРИТ

и пред1999 версий Ариан 5. Это относится к к ракете-носителю Веги LEO как «легкий лифт».

Сборка транспортных средств

Каждая отдельная стадия ракеты обычно собирается на ее производственном месте и отправляется стартовой площадке; термин сборка транспортных средств относится к спариванию ракетной ступени (ей) с относящимся к космическому кораблю полезным грузом в единственное собрание, известное как космический корабль. Одноступенчатые транспортные средства (такие как звучащие ракеты) и многоступенчатые транспортные средства на меньшем конце диапазона размера, могут обычно собираться вертикально, непосредственно на стартовой площадке, снимая каждую стадию и космический корабль последовательно в месте посредством подъемного крана.

Это обычно не практично для больших космических кораблей, которые собраны от подушки и перемещены в место на стартовой площадке различными методами. Apollo/Saturn НАСА V управляемых транспортных средств Посадки на Луну и Шаттл, были собраны вертикально на мобильные платформы пусковой установки с приложенным запуском пупочные башни в Здании Сборки транспортных средств, и затем специальном транспортере подлеца, переместил весь стек транспортного средства в стартовую площадку в вертикальном положении.

Напротив, транспортные средства, такие как российская ракета Союза и Сокол SpaceX 9 собраны горизонтально в ангаре обработки, транспортировали горизонтально, и затем привезли вертикально в подушке.

Происхождение и связанные условия

На английском языке ракета-носитель фразы использовалась ранее, и все еще иногда в Великобритании.

Как альтернатива, Авангард Проекта обеспечил сокращение фразы «Спутниковая Пусковая установка», сокращенная до «SLV». Это обеспечило термин в списке того, для чего были ассигнованы ракеты: летное испытание или фактически запуск спутника. Сокращение также относилось бы к ракетам, которые посылают исследования в потусторонние миры или межпланетную среду.

Орбитальные ракеты-носители

Звучащие ракеты обычно используются для краткого, недорогого пространства и экспериментов микрогравитации. Текущие подорбитальные ракеты-носители с рейтингом человека включают SpaceShipOne и предстоящий SpaceShipTwo среди других (см. космический туризм).

Дельта-v, необходимая для орбитального запуска, используя запуск транспортного средства ракеты от поверхности Земли, по крайней мере. Эта дельта-v определена комбинацией аэродинамического сопротивления, которое определено баллистическим коэффициентом, а также потерями силы тяжести, высотной выгодой и горизонтальной скоростью, необходимой, чтобы дать подходящий перигей. Дельта-v, требуемая для высотной выгоды, варьируется, но вокруг для высоты.

Уменьшение аэродинамического сопротивления влечет за собой наличие довольно высокого баллистического коэффициента, который обычно означает иметь ракету-носитель, которая, по крайней мере, длинна, или отношение длины к диаметру, больше, чем десять. Отъезд атмосферы максимально вначале в полете обеспечивает аэродинамическое сопротивление приблизительно. Горизонтальная скорость, необходимая, чтобы достигнуть низкой Земной орбиты, вокруг.

Вычисление полной дельты-v для запуска сложное, и в почти всех случаях используется числовая интеграция; добавление многократных ценностей дельты-v обеспечивает пессимистический результат, так как ракета может толкать, в то время как под углом, чтобы достигнуть орбиты, таким образом экономя топливо, поскольку это может получить высоту и горизонтальную скорость одновременно.

Регулирование

В соответствии с международным правом, национальность владельца ракеты-носителя определяет, какая страна ответственна за любые убытки, следующие из того транспортного средства.

Из-за этого, некоторые страны требуют, чтобы производители ракет и пусковые установки придерживались определенных инструкций, чтобы возместить и защитить безопасность людей и собственности, которая может быть затронута полетом.

В США любой запуск ракеты, который не классифицирован как любитель, и также не является «для и правительством», должен быть одобрен Офисом Федерального управления авиации Транспортировки Торговой площади (FAA/AST), расположенный в Вашингтоне, округ Колумбия.

См. также

  • Список орбитальных систем запуска

Определенный для ракет-носителей

  • Сравнение орбитальных систем запуска

Общие связи

  • Список человеческих космических полетов
  • График времени космического полета
  • 2014 в космическом полете
  • Запуск ракеты
  • Космическая логистика
  • Исследование космоса

Внешние ссылки

  • С. А. Камаль, А. Мирза: Система Multi-Stage-Q и Обратная-Q Система для Возможного применения в SLV, Proc. IBCAST 2005, Том 3, Контроль и Моделирование, Отредактированное Хуссейном САЙОМ, Munir A, Kiyani J, Самар R, МА Хана, Национальный Центр Физики, Бурбана, KP, Пакистан, 2006, стр Бесплатный Полный текст 27–33
  • С. А. Камаль: Включая Ошибку Поперечного диапазона в Схему Ламберта, Proc. 10-я Национальная Аэронавигационная Конференция, Отредактированная Шейхом старшим, AM Хана, Пакистанской Академией Военно-воздушных сил, Risalpur, KP, Пакистан, 2006, стр Бесплатный Полный текст 255–263
  • С. А. Камаль: Схема Multi-Stage-Lambert Регулирования Спутниковой Ракеты-носителя, Proc. 12-й IEEE INMIC, Отредактированный МК Кукушек ани, МК Хана, Заиди SJH, Унив Bahria, Карачи, Пакистан, 2008, стр, 294-300 (приглашенный доклад) Бесплатный Полный текст
  • С. А. Камаль: Неполнота Регулирования поперечного продукта и Математическая Формулировка Регулирования Расширенного Взаимного продукта, Proc. IBCAST 2002, Том 1, Продвинутые Материалы, Вычислительная Разработка Гидрогазодинамики и Контроля, Отредактированная HR Hoorani, Munir A, Самар R, Zahir S, Национальный Центр Физики, Бурбана, KP, Пакистан, 2003, стр Бесплатный Полный текст 167–177
  • С. А. Камаль: Регулирование Точечного продукта: Новый Закон о Контроле для Спутников и Космических кораблей, Proc. IBCAST 2002, Том 1, Продвинутые Материалы, Вычислительная Разработка Гидрогазодинамики и Контроля, Отредактированная HR Hoorani, Munir A, Самар R, Zahir S, Национальный Центр Физики, Бурбана, KP, Пакистан, 2003, стр Бесплатный Полный текст 178–184
  • С. А. Камаль: Регулирование ориентации эллипса: Закон о Контроле для Космических кораблей и Спутниковых Ракет-носителей, Космических исследований и проблем Двадцать первого века, ISPA-SUPARCO Совместный Семинар, Унив Карачи, 2005 (приглашенный доклад)

ru.knowledgr.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *