Ремонт атомных подводных лодок фото – Как утилизируют атомные подводные лодки

Как утилизируют атомные подводные лодки

Далекий северный город Северодвинск, расположенный в европейской части России, известен как колыбель атомного кораблестроения России. На предприятии «Севмаш», которое находится в материковой части города, за полвека было построено около 165 подводных лодок. Из них 128 – атомные.

Многие из этих подводных лодок здесь же, в Северодвинске, заканчивали свой век. На соседнем с «Севмашем» предприятии «Звездочка» были утилизированы 44 атомные подводные лодки. Операция по утилизации АПЛ и надводных кораблей с атомным сердцем — это отдельная, сложная с инженерной точки зрения операция.


Взят у kuleshovoleg в Об утилизации атомных кораблей — из первых уст

В стране не так много предприятий, которые способны проводить данные работы. О том, как она происходит, и для чего кораблям необходима эта процедура, мы попросили рассказать начальника отдела технологий ремонта корпусных конструкций и покрытий Научно-исследовательского проектно-технологическое бюро «Онега» (НИПТБ «Онега») Сергея Добровенко.

2.Сергей Добровенко / НИПТБ «Онега»

— Сергей Вячеславович, расскажите нам о себе. Давно ли Вы связаны с кораблестроением? Чем занимаетесь в НИПТБ «Онега»?

— С кораблестроением связан со времен Севмашвтуза (ныне – ИСМАРТ САФУ). Я там учился и одновременно работал по системе «завод-втуз» на судоремонтном предприятии «Звездочка» сборщиком корпусов металлических судов в цехе № 15. По окончании учебы, в 1996 году, устроился на работу в НИПТБ «Онега». Начинал с инженера-технолога. Сейчас занимаю должность начальника отдела технологий ремонта корпусных конструкций и покрытий.

Наш отдел разрабатывает технологии ремонта корпуса, корпусных конструкций и покрытий. Кроме того, одно из направлений деятельности НИПТБ «Онега» – разработка технологий утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерной энергетической установкой, а также судов атомного технического обеспечения. В основном, это работы, связанные с разрезкой корпусных конструкций и демонтажом систем и оборудования.

Мы занимаемся разработкой всевозможных технологий по разрезке корпусов, металлических конструкций, процессу демонтажа корпусных конструкций, формированию блоков реакторных отсеков.

3. Установленная как памятник рубка от атомной подводной лодки проекта 667АТ

— Вы упомянули о работе на «Звездочке». На каком заказе начинали работать? Так сказать – Ваш первый корабль

— Если говорить о первом корабле, на котором работал, то это была «Груша», проект 667АТ. На ней я занимался ракетными нишами. А если говорить о разрезке, то первый корабль, в утилизации которого я принимал участие, это «азуха» — атомная подлодка проекта 667А.

4. Атомная подводная лодка К-222 (Проект 661 «Анчар») перед утилизацией / Центр судоремонта «Звёздочка»

— Давайте перейдем к главному вопросу. Что из себя представляет процесс утилизации?

— Утилизация атомной подводной лодки и утилизация надводного корабля отличаются друг от друга, но суть, тем не менее, одна и та же. Для начала разрабатывается так называемый комплект проектно-организационной документации по утилизации корабля, в который входит определенный объем документов, необходимый и достаточный для приведения лодки в безопасное состояние и формирования реакторного отсека. Эти документы согласовываются с соответствующими надзорными органами и заинтересованными организациями.

Далее следуют несколько этапов:

Процесс утилизации начинается с вывода корабля из эксплуатации. Флот передает корабль промышленности. Разрабатывается комплект документов, согласовывается, утверждается, получает экспертные заключения надзорных органов, и только после этого начинается процедура физической утилизации. Корабль поступает на предприятие, которое будет проводить работы по утилизации. Становится к причальной стенке. В том случае, если на нем находится отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), оно выгружается на береговых комплексах выгрузки ОЯТ. Реактор приводится в безопасное состояние.

5. Процесс утилизации атомной подводной лодки «Борисоглебск» (Проект 667БДР) / Центр судоремонта «Звёздочка»

После выгрузки ОЯТ начинается физическая разделка корабля. Частично конструкции демонтируются на плаву для того, чтобы разгрузить доковый вес заказа, а также ускорить процесс утилизации. После разгрузки корабль ставится на твердое основание: в плавдок, док-камеру или на стапель. После того, как корабль поставлен на доково-опорное устройство, начинается процесс демонтажа корпусных конструкций, систем и оборудования. ОЯТ выгружается, затем на спецэшелоне отправляется на предприятия-переработчики, такие как «Маяк». Радиоактивные отходы, образующиеся при этом, остаются на предприятии и подлежат переработке или временному хранению.

6. Процесс утилизации атомной подводной лодки «Борисоглебск» (Проект 667БДР)

Первым делом демонтируются корпусные конструкции, такие как надстройка корабля или рубка подводной лодки. Они крупными секциями выгружаются с заказа, затем разрезаются на транспортные секции, после чего перевозятся на участки разделки металлолома и оборудования, где данный габаритный лом отгружается на металлургические комбинаты.

7. Процесс утилизации атомной подводной лодки / Центр судоремонта «Звёздочка»

В процессе утилизации с корабля выгружается все оборудование, которое тоже разделывается на специализированных площадках, или его забирают себе на разделку специализированные предприятия. Металлолом разделяют по различным маркам и тоже сдают на предприятия-переработчики.

8. Метал, который остался от утилизации атомной субмарины, в дальнейшем уходит на переработку / Центр судоремонта «Звёздочка»

Также при утилизации образуется большое количество различных токсичных промышленных отходов: остатки лакокрасочных, резиновых и прочих покрытий, отделки судовых помещений и т.п., которые подлежат переработке или отправляются на захоронение на полигон.

9. Формирование трёхотсечного блока атомной подводной лодки К-222 (Проект 661 «Анчар») / Центр судоремонта «Звёздочка»

После того, как носовой и кормовой блоки АПЛ утилизированы и переработаны, начинается формирование реакторных блоков. На судостроительных предприятиях их формируют в трехотсечные блоки — реакторный отсек и два дополнительных отсека по бокам, так называемых поплавка, которые обеспечивают положительную плавучесть этого блока. После формирования блоки буксируют в пункты длительного хранения реакторных отсеков, где отсеки-поплавки отрезают и оставляют отсек с реактором на хранение.

10. Трёхотсечный блок атомной подводной лодки во время перевозки к пункту долговременного хранения реакторных отсеков / РОСАТОМ

11. Пункт долговременного хранения реакторных отсеков / РОСАТОМ

— Вы рассказали про утилизацию подводных лодок. А как обстоят дела с утилизацией крупных надводных кораблей, таких как ССВ-33 «Урал», корпус которого до сих пор не утилизирован, но вся надстройка спилена. Какие-то сложности?

— Работы по утилизации «Урала» до сих пор ведутся. Они идут медленно из-за отсутствия финансирования. Также длительное время разрабатывался проект по утилизации этого корабля, и долгое время решался вопрос по варианту формирования реакторного отсека.

Так как у таких кораблей массогабаритные характеристики значительно выше, чем у атомных подлодок, был принят такой вариант утилизации — демонтируются конструкции надстройки до верхней палубы, а затем из реакторного отсека выгружается реактор, который помещается в спецупаковку. В случае необходимости корабль разрезают на две части для того, чтобы можно было его поставить на твердое основание.

12. Большой атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» / Википедия.

— А когда начнется утилизация «Кирова»?

— На сегодняшний день НИПТБ «Онега» разрабатывает комплект документов по его утилизации. Согласуем его, и далее, насколько я знаю, финансирование работ будет производиться на деньги Госкорпорации «Росатом». Насчет сроков неизвестно, это зависит от тендера, но, скорее всего, начало утилизации будет положено в следующем году.

13. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров».

— Весной на портале госзакупок появилась запись о проведении тендера на демонтаж крышек шахт с атомной подводной лодки ТК-17 «Архангельск» (проект 941). Сообщалось о начале работ в августе этого года. Началась ли какая работа в этом направлении?

— Честно говоря, не обладаю такими сведениями. Но, наверное, начнут в ближайшее время. Если речь идет о демонтаже крышек, то это будет так называемая процедура по договору СНВ — демонтаж крышек и приведение в безопасное состояние пусковых установок. Считаю, что эта работа несложная, и будет сделана быстро.

14. Атомные подводные лодки проекта 941 в ожидании утилизации.

— А как обстоят дела с утилизацией судов «Атомфлота» и судами технического обеспечения? Насколько это отличается от утилизации подлодок и кораблей? Слышал, что с «Лепсе» были определенные сложности.

— Утилизация «Лепсе» – сложный проект. Мы разрабатывали комплект документов на него, я принимал непосредственное участие в разработке технологий по утилизации корпусных конструкций и формировании блок-упаковок, в которые будут закатаны наиболее радиационно-опасные блоки судна. Эти части встанут в упаковку, которую затем отправят в пункт длительного хранения реакторных отсеков в губе Сайда.

Сложности существуют всегда и везде, особенно на таких судах как «Лепсе», где находятся высокоактивные отходы, с которыми невозможно было что-то сделать, кроме как оставить их в части этого судна для дальнейшего длительного хранения.

(Лепсе — судно-заправщик атомного ледокольного флота России. Принадлежит ФГУП «Атомфлот». В 1988 году судно выведено из эксплуатации, а в 1990 году переведено в категорию стоечных судов. В пеналах и кессонах хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) судна размещено 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть из которых повреждена. — Прим. ред.)

Вопросы безопасности были очень серьезные и тщательно прорабатывались, чтобы не допустить чрезвычайных ситуаций и переоблучения людей.

15. «Лепсе» — судно-заправщик атомного ледокольного флота России.

— Какой заказ в Вашей работе был особенно сложен?

— Много сложных кораблей было в практике. Сложности были с «Курском». Мы разрабатывали на него проект документов. С «Лепсе» сложности были только из-за его состояния. Также «Золотая рыбка» (АПЛ проекта 661 «Анчар») была сложная – титановый корабль в аварийном состоянии.

Но самыми сложными были атомные подводные лодки, находившиеся на Дальнем Востоке, так называемые «чажемские». Две аварийные подлодки проекта 675 зав. № 175 и проекта 671 зав. № 610 с повышенным радиационным фоном. Они много лет стояли в отстое в бухте Павловского, а затем их утилизировали в док-камере ДВЗ «Звезда». Для их утилизации в доке сделали специальные поддоны под все основание, чтобы не разнести загрязненные элементы. На этих кораблях были очень высокие активности, что представляло большую сложность.

Разрабатывали документы так, чтобы демонтаж конструкций, систем и оборудования выполнялся с наименьшим вредом для человека, так как внутри могли находиться остатки жидких радиоактивных отходов.

— Как вы относитесь к масштабной утилизации подлодок первого и второго поколения в 90-х и 2000-х годах?

— Надо понимать, что все эти корабли выработали свой ресурс, особенно первое и второе поколение. Поменялась геополитика и задачи государства, да и новая техника получает свое развитие. А те корабли выработали себя полностью, и продолжать их эксплуатацию было совсем нецелесообразно, многие из них находились в аварийном состоянии. Я считаю, что правильнее наращивать новые группировки более современных кораблей, а не поддерживать устаревшие морально. Кроме того, существовала угроза экологической безопасности. Они приходили в такое состояние, что герметичность легкого корпуса практически совсем отсутствовала. Также была угроза их затопления, что повлекло бы еще больше проблем.

Своевременная утилизация необходима — это рационально. Все должно вовремя строиться и вовремя утилизироваться. Если у вас есть машина, вы же не будете сто лет ездить на ней и постоянно ее ремонтировать – больше проблем будет, чем удовольствия от ее вождения.

— У Вас есть информация по подъему затопленных в морях подлодок и реакторов? Последнее время в СМИ часто мелькает информация по их подъему и утилизации, а до действий так и не доходит.

— На сегодняшний день пока это только разговоры. Подъем этих лодок — очень дорогостоящее занятие. Некоторые из них лежат на больших глубинах. В свое время поднимали «Курск», он лежал на небольшой глубине, а тот же «Комсомолец» лежит на глубине около полутора тысяч метров, подъем его на поверхность — большая проблема.

Разговоры о подъеме этих лодок часто звучат на различных конференциях и совещаниях, но пока я не слышал о реальных перспективах подъема затонувших атомных подводных лодок.

— От лодок к семье. Есть ли у Вас дети? Если да, то по Вашим стопам пошли?

— Мой сын сейчас окончил школу и поступил в Архангельский медицинский университет. С первого сентября начнет там обучение. Не по моим стопам пошел.

— А есть ли у Вас любимая подлодка? За красоту, какое-либо качество или за что-то другое?

— Мне очень нравятся «Акулы», 941-й проект. Кроме нас, такой мощный и большой корабль никто не мог построить. В современных условиях они, может быть, и не нужны, но это – шедевр.

Олег Кулешов

Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!


kak-eto-sdelano.livejournal.com

Все атомные подводные лодки ВМФ России (25 фото)

Здравствуйте. В последнее время нас тут многие пугают грядущими войнами, и при этом добавляют, что на любой прыжок извне у нас есть большое количество атомных подводных лодок различного назначения. С этой фразой соглашусь. Не все успели попилить.

Давайте же узнаем текущую ситуацию с атомными подводными лодками, входящими в состав ВМФ России. Для этого будет приведен

Начнем со свежей крови во флоте:

Проект 955 «Борей»

1. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Год вступления во флот – 2012

2. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-550 «Александр Невский» проекта 955 «Борей». Год вступления во флот – 2013.

3. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-551 «Владимир Мономах» проекта 955 «Борей». Год вступления во флот – 2014.

4. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» проекта 955 «Борей». Заложена – 2012 год.

5. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег» проекта 955 «Борей». Заложена – 2014 год.

6. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Генералиссимус Суворов» проекта 955 «Борей». Заложена – 2014 год.

Проект 885 «Ясень»

7. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» Год вступления во флот – 2013.

8. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-561 «Казань» проекта 885 «Ясень». Заложена – 2009 год.

9. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-573 «Новосибирск» проекта 885 «Ясень». Заложена – 2013 год.

10. Многоцелевая подводная лодка атомная торпедная с ракетами крылатыми К-173 «Красноярск» проекта 885 «Ясень». Заложена – 2014 год.

Ну, а теперь заслуженные старички нашего флота.

Проект 941УМ «Акула»

11. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула». Год вступления во флот – 1981

12. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17

«Архангельск» проекта 941 «Акула». Год вступления во флот – 1987. Статус – находится на консервации

13. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20

«Северсталь» проекта 941 «Акула». Год вступления во флот – 1989. Статус – находится на консервации

Проект 667БДР «Кальмар»

14. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 «Подольск» проекта 667БДР «Кальмар». Год вступления во флот – 1979.

5. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец» проекта 667БДР «Кальмар». Год вступления во флот – 1980.

16. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань» проекта 667БДР «Кальмар». Год вступления во флот – 1982. Статус – находится на ремонте

Проект 667БДРМ «Дельфин»

17. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот – 1984

18. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот – 1985

19. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот – 1987. Статус – находится на ремонте

20. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 «Брянск» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот – 1988

21. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот – 1989

22. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин». Год вступления во флот – 1990

Проект 949А «Антей»

23. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-132 «Иркутск» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот – 1988. Статус – находится на ремонте

24. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-119 «Воронеж» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот – 1989.

25. Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми К-410 «Смоленск» проекта 949А «Антей». Год вступления во флот – 1990.

nlo-mir.ru

Внутри подводной лодки U-995 (44 фото)

Сегодня речь пойдет о подводной лодке U-995, которая была заложена 25 ноября 1942 года в Гамбурге и почти через год, 16 сентября 1943 года, спущена на воду. Основной её задачей были атаки на арктические конвои наших союзников, которые шли в Мурманск и Архангельск. Экипаж совершил 4 боевых похода, однако не смог потопить ни одного корабля. В 1972 году она была восстановлена и переделана в музей и стоит сейчас в поселке Laboe.

Вид U-995 с кормы. За лодкой виден мемориал немецким морякам, погибшим в Первую Мировую Войну.


Перед входом посетителей встречает плакат с краткой историей лодки, её устройством и ТТХ. Все данные только на немецком, но в целом понятно.

4 евро и мы попадаем в кормовой отсек. В нем находится торпедный аппарат…

воздушный компрессор

гребные электродвигатели и пост управления.

В следующем отсеке расположены два дизельных двигателя, позволявшие лодке развивать скорость в надводном положении до 17 узлов и необходимые также для подзарядки аккумуляторных батарей.

Крохотный отсек: по левому борту камбуз. На маленьком пятачке площадью меньше двух квадратных метров коку необходимо было готовить еду для пяти десятков членов экипажа…

и гальюн по правому. При выходе в поход его обычно забивали продуктами, благо коку далеко ходить не надо.

Кубрик унтер-офицеров и приписанных к лодке курсантов. Под палубным настилом находится часть комплекта аккумуляторных батарей.

Сердце субмарины – центральный пост. Слева расположены опреснитель воды и эхолот.

Справа – трюмный насос.

Штурманский столик.

Глубиномеры и рули глубины.

Распределительные клапаны балласта.

Перископ. За его рукояткой виднеется «каюта» командира.

Проход в рубку к сожалению закрыт. Сквозь решетку даже заглянуть не получается…

Небольшой кожаный диванчик капитана. Обычно отделялся шторкой, но видать убрали ее, дабы особо фанатичные посетители не утащили.

Напротив капитанской «каюты» располагается радиорубка. Запертая.

Сквозь стекло виден осциллограф локатора и радиооборудование.

Рядом – рубка акустика.

Кубрик рулевых и мотористов. Под палубой – вторая часть комплекта аккумуляторных батарей.

В этом же отсеке находится второй гальюн. Заперт, хотя надпись гласит, что свободно…

Носовой отсек.

Носовые торпедные аппараты

Грузовая балка с подвешенным макетом торпеды

обственно, на этом прогулку по лодке можно считать законченной. Несколько кадров снаружи. На рубке — эмблема U-995.

На снимке видна установленная решетка радиолокатора.

Зенитное вооружение: 2 сдвоенных 20-мм автомата и 37-мм орудие.

Вид носовой части. Отверстия торпедных аппаратов наглухо заварены.

Источник: foto6x7.livejournal.com

fishki.net

О «секретных подлодках ГРУ»…: shurigin — LiveJournal

Тема атомных глубоководных станций отечественного ВМФ в последние месяцы существенно прогрессирует — новая информация, вскрытие многих исторически значимых моментов и т.д. и т.п. Одна из причин последнего всплеска — появление относительно нового сайта ветеранов-подводников http://oosif.ru… Мы же в статью по первой АГС — пр.18510 «Нельма» добавили немного информации по лодка-носителям глубоководных комплексов. 

Первая АГС АС-23 была выполнена без рубки и размещалась под атомной лодкой-носителем БС-86 пр.675Н. Позже, в ходе одного из ремонтов рубка была установлена  — для защиты от волн при нахождении аппарата на поверхности моря при волнении. В дальнейшем подобные аппараты выполнялись именно так — похожими на обычные подводные лодки — с рубкой. Но это не было ограждением выдвижных устройств — как таковых выдвижных устройств, проникающих в прочный корпус аппарата, рассчитанного на погружения на большие глубины, не было. Это была именно защитная рубка для зашиты входного люка от волн.

Если дела пойдут так же как и последний год, то возможно скоро мы начнем рассказывать и о том, чем же занимались АГСы на дне океана…


Атомная глубоководная станция / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (подобные наименования используются в некоторых источниках). Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 «Кашалот» и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ «Волна» Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 — С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов — Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки — Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса «Селигер».

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ «Рубин». Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название БС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г. В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. После защиты технического проекта главным конструктором С.М.Бавилиным было предложено полностью изменить техпроект — особенно в части энергетической установки. Решение было поддержано заказчиком в лице Главкома ВМФ СССР С.Горшкова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение АГС пр.1910 и комплекса пр.1851. В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851.

Опытовая АГС проекта — АС-23 — в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем (источник). АС-23 принята в состав Флота 30 декабря 1986 г. По состоянию на осень 2011 г. ПЛ АС-23 уже несколько лет находилась в Северодвинске у стенки СРЗ «Звездочка». 2 февраля 2012 г. во время пресс-тура АГС АС-23 была обнаружена в цеху СРЗ «Звездочка», где, вероятно, проходит ремонт (возможно, с модернизацией).



ПЛА-носитель пр.09786 БС-136 «Оренбург» (второй) в Оленьей Губе. 19.03.2006 г. (фото — Den, http://fotki.yandex.ru).


АГС АС-23 пр.18510 «Нельма» — X-RAY рядом с АГС пр.1910 у стенки СРЗ «Звездочка» в Северодвинске, 18.11.2010 г. (фото — maverick, http://www.klubsmi.ru).


АГС АС-23 пр.18510 «Нельма» — X-RAY рядом с АГС пр.1910 у стенки СРЗ «Звездочка» в Северодвинске, 10.05.2010 г. (фото — Лиханов, http://forums.airbase.ru).

В западных СМИ иногда упоминается существование недостроенной третьей АГС пр.18511 строительство которой якобы не было завершено. Данная информация кажется нам сомнительной.

Конструкция — полуторакорпусная (?). Материал корпуса — титановый сплав. Опытовая АГС пр.18510 изначально была выполнена без рубки, но позже, в ходе ремонта, рубка была установлена — необходимость в рубке возникла т.к. при нахождении АГС на поверхности при волнении моря люк шлюзового отсека заливался водой. На головной и серийной АГС пр.18511 рубки устанавливались изначально.

Двигательная установка — однореакторная атомная энергетическая установка. В части источников упоминается мощность 10 МВт, но эти цифры носят неофициальный и оценочный характер. В эскизном проекте АГС пр.18510 предполагалось использование легкой энергетической установки подобной тем, что использовались на космических аппаратах. Реактор предполагалось установить в капсуле без биологической защиты — её роль должна была выполнять забортная вода. В окончательном проекте лодки используется энергетическая установка с турбогенератором «когтевого» типа разработки ПО «Электросила» и производства Калужского турбинного завода.

Ядерная силовая установка, вероятно, разработана в НИКИЭТ, главный конструктор — В.А.Шишкин (источник).

ТТХ АГС:
Экипаж — точных данных нет — несколько офицеров (менее 10)

пр.1851пр.18511
Длина44 м ??55 м
Ширинадо 3.5 м3.8 м
Осадкадо 4 м4.2 м
Водоизмещение (упоминается в нескольких источниках, но не подтверждено)529 т ?730 т ?

Глубина погружения — данных нет (но более 1000 м)
Скорость подводного хода — 6 уз

Модификации:
— Комплекс пр.1851, АГС пр.18510 «Нельма» — X-RAY / NELMA — первый опытный вариант глубоководной атомной станции. Построена АГС АС-23.


ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н, опубликовано  в 2011 г. (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).
 

ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н с АГС АС-23 в первоначальном виде (использованы рисуноки с http://forums.airbase.ru и http://oosif.ru).
— пр.18511 «Палтус» — PALTUS — атомный глубоководный комплекс. Построены АГС АС-21 (головная) и АС-35 (серийная).
ПЛА-носители КС-411 пр.09774 (слева) и КС-86 пр.675Н (http://oosif.ru).


АГС пр.18511 «Палтус» — PALTUS, Оленья губа,  24.05.2008 г. (http://forums.airbase.ru).


АГС пр.18511 «Палтус» — PALTUS, Оленья губа, вероятно 2010-2011 г.г. На переднем плане предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM (http://forums.airbase.ru).


— пр.18510М «Нельма-М» — наименование условное. Модернизированная в ходе капитального ремонта АГС АС-23 пр.18510. 04.12.2012 г. в «Известиях» появилась статья о строительстве на ЦС «Звездочка» новой АГС с использованием недостроенного четвертого корпуса АГС пр.1851. Вцелом информация приведенная в статье, по нашему мнению, вряд ли соответствует действительности, но существует большая вероятность того, что АГС АС-23, находящаяся на ремонте в ЦС «Звездочка» может быть значительно модернизирована. На основании логических рассуждений можно сделать вывод о том, что у АГС может быть полностью обновлена АЭУ (по причине опытного характера, длительного простоя и морального устаревания имеющейся АЭУ), модернизировано оборудование (по схожим причинам), проведена ревизия корпуса. АГС должна быть адаптирована к новому поколению лодок-носителей. Вероятно, отрывочные сведения о подобной глубокой модернизации и легли в основу информации источников статьи в «Известиях». При этом часть информации в материале «Известий» может оказаться правдивой — например, информация об изготовлении в Обнинске нового реактора для АГС нового типа. Так же с большой вероятностью носителем новой АГС будет переоборудовываемая там же в ЦС «Звездочка» специальная лодка-носитель БС-64 «Подмосковье».

Статус: СССР / Россия. Ведомственная принадлежность лодок — ГРУ МО России.

— 1984 г. — впервые замечена западными разведывательсными средствами АГС АС-23 пр.18510.

— 1991 г. апрель — впервые замечена западными разведывательсными средствами АГС АС-21 пр.18511.

— 1994 г. сентябрь — впервые замечена западными разведывательсными средствами АГС АС-35 пр.18511.


Вывод АГС АС-35 пр.18511 из цеха Ленинградского Адмиралтейского Объединения, г.Санкт-Петербург, сентябрь 1994 г. (фото из архива ABL22, http://forums.airbase.ru).


— 1995 г. октябрь — во время прохождения Государственных испытаний АС-35 пр.18511 повреждает носовую часть станции с акустической аппаратурой.

— 1996 г. 22 июля — успешно завершены глубоководные испытания АГС АС-35 пр.18511 — последний этап Государственных испытаний. Командир АГС — капитан 1 ранга Щербаков Ю.А..


АГС АС-23 пр.1851 «Нельма» — X-RAY рядом (слева от) с АГС пр.1910 у стенки СРЗ «Звездочка» в Северодвинске, 2010 г. (фото — Михаил Кравцов, http://forums.airbase.ru).
— 2011 г. июль — АГС АС-35 совершает выходы в море.

— 2011 г. осень — АГС АС-23 пр.1851 «Нельма» X-RAY еще находится у станки СРЗ «Звездочка».

— 2012 г. 02 февраля — во время пресс-тура на СРЗ «Звездочка» АГС АС-23 обнаружена в цеху ЦС «Звездочка».

— 2012 г. 04 декабря — в статье в газете «Известия» говорится о строительстве АГС нового типа на ЦС «Звездочка» — см. выше раздел «Модификации».

Реестр ПЛА пр.1851 X-RAY (версия на 05.12.2012 г., данные по базированию носят предположительный характер):


пп
НазваниеПроектЗавод.
Борт №ЗаводДата закладкиДата спуска на водуДата вступлен. в стройБазирование
1АС-23

носитель —  КС-86 пр.675Н / 06754

1851 / 1851001429ЛАО
ответственный сдатчик М.Е.Сусленников,  ведущие военпреды — В.С.Семенов и Г.А.Попильнух
25.09.1981 9.09.198330.12.198629-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1), 2000 г.; лодка как минимум с 5 мая 2004 г. находится у стенки СРЗ «Звездочка» в Северодвинске. 02.02.2012 г. — в цеху СРЗ «Звездочка».

Первый командир АГС — Ю.А.Терехов

2АС-21

носитель — КС-411 пр.09774

1851101430ЛАО
ответственный сдатчик М.Е.Сусленников, ведущий военпред — Михайлов А.И.,  Председатель государственной комиссии — Холод В.В.
26.12.198429.04.199128.12.199129-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1), 2010 г.;

Первый командир АГС — М.В.Грицко. Предполагаемая дата пуска реактора — 04.05.1991 г. (источник).

3АС-35

носитель — БС-136 пр.09786

1851101431222 ?ЛАО
ответственный сдатчик М.Е.Сусленников, ведущий военпред Мухин В.М.
Председатель государственной комиссии – Хмыров В.Л.
20.12.198929.09.199412.11.199529-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1), 2010 г.;

Первый командир АГС — Ю.А.Щербаков

4АС-23

носитель — БС-64 пр.09787

18510М01429ЦС «Звездочка»начало работ по ремонту и модернизации — конец 2011 г. — начало 2012 г.Предположение по модернизации АГС АС-23 силами ЦС «Звездочка»

Источники:

Balancer.ru, http://forums.airbase.ru, 2009 г., 2011 г.
Jane’s Fighting Ships 2010-2011. UK, 2011 г.

shurigin.livejournal.com

В Крым на авто: Часть 7. Секретный объект № 825

Как и обещал, в этой части расскажу про необычную достопримечательность Балаклавы — секретную ремонтную базу подводных лодок и хранилище ядерных боеголовок.

Вообще, популярные Крымские места паломничества традиционно ассоциируются либо с античными развалинами, либо с природными заповедниками. Но все же Крым — это огромная слойка Истории, в которой перемешались артефакты всех эпох. Молчаливые свидетели XX века стоят бок о бок с развалинами XIV века.

Взять ту же Балаклаву. Город с богатой и героической историей. И неспроста — крайне стратегически выгодное расположение сделало его лакомым кусочком для сильных мира сего. Про генуэзскую крепость можете прочитать в предыдущей главе, а сейчас речь пойдет о советском наследии «холодной войны» — некогда сверхсекретном «Объекте №825».


В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь.

Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.

Подземный комплекс строился 8 лет  — с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

На фото жёлтой стрелкой указан вход в объект, красной — выход:


Объект 825 был закрыт в 1993 г. После раздела СССР он отошел Украине, которая объявила себя безъядерной державой. Завод стал просто не нужен. С тех пор большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины и в период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы..

В 2002 году объект был включен в состав Центрального музея Вооруженных сил Украины и с этого момента у него началась новая жизнь. К открытию музея реставрационные работы на объекте не  проводились. Железобетонные конструкции обладают высокой долговечностью, но металлических конструкции комплекса находились в аварийном состоянии. К настоящему времени отреставрировано лишь 40% территории объекта. К осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки.

Объект 825 — уникальное место, позволяющее простым смертным туристам оценить мощь советской инженерной мысли и бюджеты, которые затрачивались в ту пору на оборону. Подобные объекты есть и в базах подводных лодок на Кольском полуострове (Гаджиево, Видяево), и в базах Тихоокеанского флота. На военном жаргоне такие объекты называются НОРАМИ.

Итак, добро пожаловать в НОРУ…

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

Вход в объект был сконструирован таким образом, чтобы враг никоим образом не мог догадатся о его существовании. Над входом была сооружена бетонная площадка, на которой построли жилые дома. Вход в нору перекрывал понтонный мост, замаскированный под стационарный:

Когда подводной лодке нужно было зайти внутрь, понтоны накачивались воздухом, мост подвсплывал и отводился в сторону.

Из-за небольшой глубины фарватера (6-7 метров) лодка могла заходить в нору только в надводном положении:

А вот в Гаджиево есть нора, которая во много раз превосходит балаклавскую по своим масштабам и была приспособлена для захода лодок в подводном положении.

Экскурсии в нору довольно популярны, но не так раскручены как Ласточкино гнездо или Воронцовский дворец.
Это наш экскурсовод:

В норе довольно прохладно — там поддерживается температура +15. А когда объект действовал, то поддерживался и постоянный уровень влажности, что было необходимо для хранения ядерных боеголовок. Об этом еще скажу.

Как я уже говорил, для осмотра доступно лишь 40% объекта. Остальная часть находится в аварийном состоянии (металлоконструкции и коммуникации). Экскурсия предусматривает сквозной проход под горой Таврос по коридорам и  вдоль канала.

Первое помещение — развилка транспортных коридоров завода (потерн):

Основная потерна длиной 300 м выводит на территорию производственных площадей. Вторая потерна, находящаяся напротив входа в штольню, длиной 65 м, связывает топливное хранилище с ремонтной частью. По коридорам были проложены рельсы для перемещения вручную транспортных тележек с торпедами.

В центре развилки находился поворотный круг, позволяющий менять направление движения тележек:

Двустворчатые арочные защитные ворота предназначены для перекрытия проема 4 на 5,6 метра. Ворота представляют собой сварные створки, заполненные бетоном марки «М 500», подвешенные на петлях к закладной раме. В движение створки приводились гидравлическим механизмом.

Общий вес одной створки с бетонным наполнением составляет 10 тонн.

Арочная (выпуклая) форма створок может выдерживать огромное давление ядерного взрыва — до 60 кгс на квадратный сантиметр (600 бар или ~600 атмосфер).

Наш путь лежит через заводскую потерну — большой транспортный коридор, ведущий к производственным площадям сооружения.

Он использовался для транспортировки торпед из минно-торпедной части и доставки материалов, а также как убежище для личного состава в случае ядерной войны. Протяженность коридора составляет почти 300 м, ширина 4 м, высота — 4,5 м.

Потерна имеет закругление определенного радиуса, предусмотренное для гашения ударной волны ядерного взрыва:

Мина:

Люк, закрывающий вход в цокольный этаж, где проложены коммуникации:

Видимо, какая-то часть торпеды или реактивного двигателя:

Коридор на погрузочную площадку минно-торпедной части (высота ниже человеческого роста):

Наш путь пересекает канал для прохождения подводных лодок внутри завода:

Завод мог обслуживать только небольшие дизельные подводные лодки, вроде той, что теперь стоит в Питере:

Поэтому когда появились большие атомные субмарины, завод стал неактуальным и рембазы создавались уже в более недоступных местах Кольского полуострова.

На старых фото можно увидеть сухой док, в котором выполнялся ремонт подводных лодок:

На схеме наглядно видно структуру объекта и его масштабы. Мы прошли по малому радиусу (белая линия с красным и зеленым прямоугольником). Остальная территория не восстанавливалась.

И все это прорублено в сплошном массиве горы.

Одно из самых больших помещений завода, через которое проходит канал:

Вдоль стен лежат корпуса торпед:

И старый аппарат с газировкой, который в советское время стоял на каждом углу крупных городов:

На заводах, естественно, за лимонадик денег не брали 🙂 По крайней мере, на ульяновском авиазаводе так было.

Масштабы, мягко говоря, впечатляют…

Такие интерьеры многие из нас видели только в культовых играх типа Half Life и S.T.A.L.K.E.R 🙂

Думаю, в 90х тут было немного жутковато…

Мы подходим к самой охраняемому помещению  — арсеналу, где хранились ядерные боеголовки.

Шлюзовая камера арсенала:

Камера предназначалась для защиты рабочих помещений  от поражающих факторов атомного взрыва. Камера состоит из противоатомных защитных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Внутри шлюзовой камеры установлены электроприводы для движения каждой створки ворот. Толщина створки — 60 см.

Идем в арсенал. В середине — аккумуляторная батарея подводной лодки. Таких в ней было больше сотни:

И вновь сюжетная линия фильма «72 метра» пересекается с моей судьбой. Я уже рассказывал, что стоял возле дома в Гаджиево, который попал в кадр этого замечательного фильма, был и в Полярном — одном из мест съемок.
А теперь вот совершенно случайно узнал, что именно эта радиоуправляемая модель подводной лодки «Варшавянка», выставленная в коридорах балаклавского объекта, и была той лодкой в фильме (в подводных сценах)!

Чесслово, я был до глубины души потрясен этим фактом — такие совпадения…

Собрал её ныне покойный офицер-подводник капитан 1-го ранга в отставке В.П. Гуров., который своё пенсионное время посвятил моделированию.

Мы в арсенале:

В первый момент я не совсем понял, для чего вход туда охранял охранник. Краем мозга подумал: «неужто там что-то осталось?». Но потом всё прояснилось — в помещениях арсенала находятся музейные экспозиции, чувствительные к влажности и температуре. Поэтому в них поддерживается постоянный микроклимат (5-15С, влажность 50-60%), а охранник просто следит, чтобы вялые туристы быстрее шевелили своими булками и закрывает за ними двери 🙂

Локальная зона являлась секретной зоной  арсенала, доступ в которую имели только расчеты, состоящие исключительно из офицеров и мичманов. В помещениях зоны осуществлялось хранение головных боевых частей изделий и проводились регламентные работы по их обслуживанию.

В центре зоны находится поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозились контейнеры с боеголовками.

Вес тележки 996 кг, а грузоподъёмность 7 тонн. В соответствии с требованиями мер безопасности тележки перемещали вручную. Сделаны они из металлов, не создающих искр при соударении (медь, алюминий).

ГМЗ — глубоководный минный защитник. Изобретен в 1914 г. русским морским офицером  П.П. Киткиным. Предназначен для защиты минных заграждений от вытравливания корабельными тралами.

Экспозиции музея:


Профиль корпуса подводной лодки:

Снаружи — легкий корпус, функция которого заключается в придании кораблю гидродинамически совершенных обводов. Внутри — водонепроницаемый прочный корпус, способный выдержать давление воды на больших глубинах погружения. Легкий корпус современных лодок еще обшивается специальными резиновыми листами, чтобы её было сложнее засечь гидроакустикой (резина поглощает волны).

Один из пультов управления системами подводной лодки:

Вот так выглядит помещение арсенала,  где хранились ядерные боеголовки торпед:

Модель подводной лодки в разрезе:

Жилой отсек:

Торпеда:

Экспозиция. Матросы не настоящие 🙂

Перископ:

Палубное вооружение:

Реактивная бомбометная установка РБУ-1200 «Ураган» для малых противолодочных кораблей (1955 г).

Корабельная противодесантная мина:

Глубинная бомба:

Торпеды хранятся в таких вот «упаковках»:

На технической площадке находились пульты управления системами вентиляции и кондиционирования воздуха, понижающая подстанция, сушильный шкаф для просушивания селикогеля (привет из обувной коробки :)), служебные помещения, учебный класс , медпункт.

На нулевом этаже технической зоны размещались системы автономного жизнеобеспечения. Для поддержания температурно-влажностного режима все двери арсенала были закрыты. Для прохода обслуживающего персонала был предусмотрен небольшой коридор, позволяющий обойти закрытые противоатомные ворота. Коридор закрывали защитные электроконтактные двери. Одна из дверей всегда была заблокирована.

А вот так выглядит невосстановленная территория объекта:

Вот, собственно, и выход. Прекрасное фото с детской коляской у выхода из одного из самых секретных объектов СССР, рядом с которым складированы торпеды с ядерными боеголовками (когда-то)…

Или вот еще…

Кафе «У торпеды», напрашивается название…

Слюсарня:

Погрузочный кран:

Экскурсия по когда-то секретному объекту оставляет неизгладимое впечатление. То, о чем мы знали только из книг и рассказов, можно потрогать своими руками. Не знаю, есть ли в России такие бывшие ядерные объекты с открытым доступом? Сомневаюсь. Хотя вроде под Москвой есть какая-то АЭС, куда можно записаться на экскурсию… Но НОРА — совсем другое дело.

В 2001—2002 годах подземный завод в Балаклаве посетили послы КНР, Италии и Израиля. А ведущий телекомментатор американской компании СММ МакЛафлин после выхода из подземного города не удержался, вытащил свой перочинный нож и нацарапал на стене подходной потерны свое имя… Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля графиня Кларисса Идеи. Так они были поражены увиденным.

(использовались материалы Википедии)


Наш дальнейший путь лежит в Севастополь, к героическим местам обороны 1941 года. До сих пор мурашки пробегают по телу от увиденного там…

Следите!

Предыдущие части рассказа:

Часть 1: Дорога.
Часть 2: Ливадия.
Часть 3: Массандра.
Часть 4: Ялта и Семидворье.
Часть 5: Алушта.
Часть 6: Балаклава.

alexio-marziano.livejournal.com

Ремонт атомных подводных лодок третьего поколения на «Звездочке»

В рамках работ по Гособоронзаказу «Звёздочке» в течение ближайших лет предстоит выполнить ремонт и глубокую модернизацию многоцелевых АПЛ третьего поколения проекта «Шука-Б» Северного и Тихоокеанского флотов. Работы на первом корабле – «Леопарде» —  идут в стапельном цехе продолжительное время, «Волк» встал к заводскому причалу совсем недавно, а в середине сентября завод примет еще два крейсера Тихоокеанского флота – «Братск» и «Самару», которые в настоящее время на борту судна-дока транспортируются  в Северодвинск с Камчатки. Загруженность «Звездочки» кораблями 971-го проекта не снимает с завода ответственность за техническую готовность и атомоходов других проектов второго и третьего поколений – «Дельфинов» и «Антеев».

РПКСН «Екатеринбург» проекта 667БДРМ у достроечной набережной «Звездочки»

Ввиду большого количества заказов, и непривычно широкой номенклатуры проектов в отделе главного строителя кораблей создана отдельная группа, в компетенцию которой включены работы по восстановлению технической готовности кораблей 2-го и 3-го поколений.

Сегодня в зоне ответственности группы ремонт по техническому состоянию двух заказов: «Екатеринбурга» и «Орла». РПКСН «Екатеринбург» — сдаточный заказ текущего года. Более того, в силу известных обстоятельств, к нему приковано особое внимание руководства страны. Естественно, оба этих обстоятельства накладывают на корабелов особую ответственность. Первоочередная задача нынешнего момента – подготовить корабль к приёму пара на паротурбинную установку от внешнего источника. Крейсер стал вторым после «Верхотурья» (передан ВМФ в 2012 году) из своей серии, кто проходит ремонт по техсостоянию на ягринской верфи. Знакомое заводу дело ремонта «Дельфинов» осложнялось дополнительными работами – восстановлением носовой оконечности корпуса корабля и гидроакустического комплекса. Выполнены большие объёмы как аварийных, так и плановых работ в рамках восстановления технической готовности.

В августе на заказе приступили к швартовным испытаниям систем, устройств и механизмов корабля, в частности общекорабельных систем, связи и навигации.

Все мероприятия идут по графику. На борту корабля в круглосуточном режиме занимаются по своему заведованию бригады стапельного, трубомонтажного и ремонтных цехов «Звёздочки», рядом с ними трудятся специалисты «Арктики», «Северного рейда», «БИУСа».

Вся активизация работ на заказе направлена на предстоящие испытания, сначала паротурбинной установки, затем комплексные швартовные испытания ГЭУ с последующим выходом на стенд безобмоточного размагничивания. По завершении их крейсер выйдет в море для ходовых испытаний.

Своё место у причальной стенки подводный ракетоносец должен освободить до конца текущего года, уступив его ещё одному РПКСН своего проекта – сюда встанет старая знакомая заводчан – «Тула».

Атомный подводный ракетный крейсер «Орел» – третий для «Звездочки» «Антей» находится в ремонте чуть менее года. Два его систершипа – АПРК «Воронеж» и «Смоленск» уже несут службу после прохождения восстановления на верфи.

На «Орле» номенклатура работ по восстановлению технического состояния аналогична тем, что выполнялись на его предшественниках. Эти корабли не ремонтировались более двух десятков лет и слова про их вторую жизнь – это не приукрашивание. Ремонту подвергаются почти все системы АПЛ, а по ряду систем выполняются и модернизационные работы.


АПРК «Орел» в док-камере «Звездочки»

Сегодня на «Орле» этап докового ремонта. На твёрдое основание он был поставлен в апреле нынешнего года. Завершено освидетельствование матчасти атомохода, идёт демонтаж оборудования, его дефектация. Крупногабаритное  оборудование будет ремонтироваться прямо на заказе. В рамках перечня доковых работ запланировано восстановление системы живучести корабля, ремонт донно-бортовой арматуры, систем охлаждения, осушения, воздуха высокого давления, испытания цистерн главного балласта, отмывка промконтуров и много других работ. Передать корабль флоту запланировано в 2016 году.

bmpd.livejournal.com

Музей «Подводная лодка» (93 фото)

Для тех, кто вырос вдали от морей и кому никогда ранее не приходилось видеть подводных лодок. 
Для тех, кто вырос вдали от морей и кому никогда ранее не приходилось видеть подводных лодок. 

Оказывается, одна черная субмарина омывается тихими водами Химкинского водохранилища и приглашает всех любознательных на свой борт.

Подлодка Б-396 проекта 641 Б, под названием «Новосибирский комсомолец», была заложена в 1979 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.
Подлодка несла службу с 1980 по 1998 года в Атлантическом океане, на Средиземном море и в Норвежских морях.
В 2000 году подлодка была доставлена буксиром в Северодвинск, а в апреле 2001 — отправлена в цех на переоборудование.
Внутренняя обстановка подводной лодки претерпела минимальные изменения, после чего в 2003 году была торжественно спущена на воду в качестве музея.


Длина лодки — 90 м, погружение на глубину — 300 метров, имеет 1 якорь.

Ширина — 8,6 м.

Осадка — 5,9 м.

Экипаж — 78 человек

Глубина погружения — 300 м

Автономность — 80 суток

Количество торпед — 24

Дальность — 15000 миль

Скорость хода — надводная: 13,5 / подводная: 16 узлов (шифр «Сом», по классификации NATO – «Tango class»), относится к лодкам 2-го поколения отечественного судостроения.
Лодка состоит из 7 отсеков: торпедный, два жилых и аккумуляторных, ЦПУ, дизельный, электромоторный, кормовой и жилой.

На экскурсию можно попасть только группой не менее 10 человек, дети с взрослыми. Группа собирается у входа в музей. Лучше идти в выходной день, тогда вероятность того, что группа наберется быстро, больше.

Рядом с подводной лодкой на набережной выставлены также военный самолет-амфибия и катер.



Вход в подводную лодку в музейном варианте осуществляется с правого борта через тамбур-вход.


Первый отсек — торпедный.

Переходы на лодке осуществляются через люки, они сохранены, но добавлены традиционные двери, где проходят посетители. Торпедные отсеки снаружи закрыты, а внутри лодки 6 торпедных устройств, доступны для осмотра.
В этом отсеке находятся и водолазные костюмы, которые использовались при необходимости.
Здесь же были и спальные места военнослужащих, но их сняли, так как негде было бы разместиться посетителям.

Лодка могла выстрелить сразу 6-ю торпедами, каждая из которых наведена на разные цели поражения.

Сюрреализм технических штучек, очень живописно!

Сейчас вся подводная лодка напичкана кондиционерами, а подводникам приходится дышать не очень свежим воздухом.


В отсеке представлен спасательный гидрокостюм подводника для выхода членов экипажа в аварийных ситуациях через торпедные аппараты.



Все можно потрогать, посидеть в штурманском кресле, попрыгать через люк, позвонить в рынду.


Кстати! Что такое рында знаете? Уверены?



Второй отсек — жилой, аккумуляторный.

Здесь демонстрационный зал с техникой для лекций. Желающие могут задраить люки.

Каюты экипажа и кают-компания.

Отдельная каюта капитана, обстановка строгая, никаких излишеств.






Каюты офицеров.






Изолятор (медицинский) и гальюн.




Третий отсек — центральный пост управления.
В отсеке две палубы. На верхней — центральный пост с локальными постами, штурманской, гидроакустической и радиолокационной рубками.


Капитанская рубка с разнообразными навигационными устройствами.












Радиорубка слева и камбуз справа.




Камбуз маловат. Коку не позавидуешь. В такой тесноте приготовить завтрак, обед, ужин на 78 человек. Ежедневно, на протяжении нескольких месяцев!


Четвертый отсек — жилой, аккумуляторный.

В отсеке две палубы: верхняя и нижняя. На верхней палубе расположен выставочный зал — «Музей истории развития дизельных подводных лодок», а также макет подводной лодки 641Б проекта в масштабе 1:40 (в разрезе).




Пятый отсек — дизельный.


Здесь показан дизель правого борта с обслуживающими системами.







Шестой отсек — электромоторный.
В отсеке электродвигатель правого борта и обслуживающие системы.

Прохождение в люк требует определенной сноровки.

Да что там дети.


Седьмой отсек — кормовой, жилой.



На верхнюю палубу нельзя без спасательных жилетов.


На подволоке отсека расположен штатный кормовой люк с водолазным тубусом для аварийного выхода команды.

Спальные места матросов.

В отсеке — общекорабельные системы, механизмы и устройства, а также спальные места команды.



Подводная лодка установлена на подводное гидротехническое основание, что позволило приподнять корабль на 4 метра и сделало открытым для обозрения винто-рулевой комплекс.


mainfun.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *