С-12 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 сентября 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 сентября 2018; проверки требуют 2 правки. Перейти к навигации Перейти к поискуС-12 | |
---|---|
Государство флага | СССР СССР |
Порт приписки | Ленинград |
Спуск на воду | 20 апреля 1938 |
Выведен из состава флота | август 1943 |
Современный статус | Погибла на минно-сетевом заграждении у острова Найссаар |
Тип корабля | Средняя подводная лодка |
Обозначение проекта | тип С — «Средняя», серия IX-бис |
Скорость (надводная) | 19,5 узла |
Скорость (подводная) | 8,7 узла |
Рабочая глубина погружения | 80 м |
Предельная глубина погружения | 100 м |
Автономность плавания | 30 суток |
Экипаж | 42 человека |
Водоизмещение надводное | 837 т |
Водоизмещение подводное | 1090 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 77,7 м |
Ширина корпуса наиб. | 6,4 м |
Средняя осадка (по КВЛ) | 4 м |
Дизель-электрическая
| |
Артиллерия | 1 x 100/51 |
ru.wikipedia.org
В Финском заливе обнаружена легендарная советская подлодка С-12 / Новости / Поисковое движение Москвы
Свои тайны она хранила ровно 75 лет.Исследователи приоткрыли завесу тайны гибели в Финском заливе советской подводной лодки С-12. Это так называемый «Сталинец». Субмарина пропала без вести во время Великой Отечественной, но успела на тот момент совершить самый длительный поход в истории войны. Специалисты впервые спустились ко дну и провели видеосъемку, ЗD сканирование.
В августе 1943 года, к тому моменту уже ставшая легендарной подводная лодка С-12, прорывалась из Кронштадта в море. На ее пути стояли минные заграждения. Не дойдя до них всего несколько сотен метров, С-12 подорвалась на немецкой мине. И долгие десятилетия место ее гибели оставалось загадкой для историков.
Район эстонского острова Найссаар. Именно здесь работает экспедиция. Таинственный ореол окружал пропавшую советскую подлодку долгих 75 лет. И вот, наконец, пришло время рассеять его. Глубоководный каньон. Глубина 86 метров. Видимость плохая. Это, впрочем, неудивительно для начала сентября и этих мест. Лишь фрагментарно можно увидеть, что субмарина разорвана пополам. Носовая часть на расстоянии 15-ти метров от кормы.
Первое погружение можно считать удачным: лодка найдена, правда качество снятого видео, не очень радует исследователей.
— Одни крупные планы получаются. Ни среднего, ни общего вообще нет.
На последний день экспедиции команда возлагает большие надежды. И все-таки главная задача выполнена. Лодка С-12 найдена.
— Вот все время откладывалось, откладывалось. То обнаружили сенсационно в районе Тютерса, то погоды не было, — рассказал руководитель экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» Михаил Богданов.
С-12 — советская торпедная подводная лодка. Ее экипаж под руководством командира Василия Тураева вписал себя в историю в 1942 году, когда совершил двухмесячный поход — впоследствии его признают самым продолжительным для советских лодок за все годы Великой Отечественной. Но в августе 1943 года, через минные поля С-12 шла уже без Василия Тураева.
— Был назначен новый командир, который до этого командовал другими эсками, несчастливыми. С-5 погибла в Таллинском переходе, командир чудом спасся. С-4 — произошла авария, командира сняли. И на третьей лодке, он, не счастливый командир, принес неудачу, — говорит историк Михаил Иванов.
Последний день экспедиции. Мужчины ушли в поход, а девушки, точнее фотограф Ольга Акулова, привычно ждет их возвращения. В команде она уже шестой год. На вопрос, какой кадр за это время считает самым удачным — вспоминает поиски линейного корабля «Лефорт».
— И когда Миша поднялся из воды и сказал: «Да! Я только что был на Лефорте! Его искали 150 лет.» Это был прям такой лайф, который разошелся по всем СМИ.
Наконец, исследователи возвращаются. Подводная лодка С-12 детально изучена. Каждый внешний элемент зафиксирован на видео-и фото камеры. Доволен финалом экспедиции и игумен Иннокентий Ольховский. Священнослужитель вот уже второе десятилетие периодически меняет рясу на гидрокостюм.
— Дело священника — это немного другое. Это кормление паствы, общение с верующими, богослужения. Но для меня это не просто увлечение. Это некий долг, который я готов отдать тем, кто положил души за другим своя. Расплатился жизнью за наше будущее, — говорит Игумен Данилова монастыря Иннокентий Ольховой.
На основе съемок останков С-12 создадут 3D-модель, которая займет место в виртуальном музее. А команда экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» планирует обнаружить все погибшие в Финском заливе подводные лодки. Сделать это попытаются в течение пяти лет.
Источник:https://m.5-tv.ru/news/efir/218956/vfinskom-zalive-obnaruzena-legendarnaa-sovetskaa-podlodka-s12/
Поделиться:
poisk.moscow
Погибшую в войну подлодку С-12 нашли в Финском заливе
Моряки Балтийского флота обнаружили в Финском заливе затонувшую подводную лодку времен Великой Отечественной войны.
Как сообщили ivbg.ru в пресс-службе ЗВО, в ходе изучения офицерами Балтийского флота архивных документов были получены предположительные координаты места гибели советской подводной лодки «С-12» в Финском заливе в районе острова Большой Тютерс.
При обследовании дна в данном районе с применением современного поискового оборудования экипажем морского тральщика «Александр Обухов» на глубине 70 метров была обнаружена затонувшая подводная лодка. При дополнительном осмотре объекта было установлено, что внешний вид и вооружение соответствуют советским лодкам IX-бис серии «С».
Фото: пресс-служба ЗВОКак отметили специалисты, отсутствие данных о других подводных лодках, погибших в этом районе, позволяет с высокой степенью вероятности предположить о нахождении места гибели именно подводной лодки С-12.
В настоящее время планируется провести учения, в ходе которых при помощи специальной аппаратуры будет проведена окончательная идентификация обнаруженной подводной лодки.
С-12 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис времён Второй мировой войны. Заложена 20 октября 1937 года на заводе № 112 в Горьком под стапельным номером 246. Спущена на воду 20 апреля 1938 года, официально вступила в строй 30 июля 1941 года.
В сентябре-ноябре 1942 года лодка совершила один 62-дневный поход, сопровождавшийся многочисленными сложностями из-за поломок механизмов, слабой подготовки личного состава, бомбёжек с финских кораблей и самолётов по масляным следам на поверхности. В этом походе С-12 совершила все свои девять торпедных атак, повредила два транспорта. 21 октября одиночной торпедой с 14 кабельтовых было повреждено судно «Sabine Howaldt», ему оторвало руль и винты, один отпускник-пассажир погиб, однако транспорт остался на плаву. 27 октября одной торпедой был повреждён транспорт «Malgache», он был взят на буксир, но через пять часов буксировки сел на грунт у Либавы, выйдя из строя на несколько месяцев. Во время обратного форсирования Финского залива лодка дважды подрывалась на противотральных трубках якорных мин. Прибыв на базу с тяжёлыми повреждениями, С-12 завершила поход, ставший самым длительным среди советских лодок за всю войну. Командир был награждён орденом Красного Знамени.
30 июля 1943 года С-12 отправилась в поход в попытке прорваться сквозь противолодочные минные поля и сети. Никаких вестей от лодки получено не было, и она вошла в число пяти подлодок, погибших в 1943 году при упорных попытках прорваться из Финского залива.
ivbg.ru
У берегов Эстонии найдена погибшая советская подлодка С-12
Поисковики из «Разведывательно-водолазной команды» сообщили корреспонденту
Отметим, что для «Разведывательно-водолазной команды» это в нынешнем году не первая находка. «Обнаружена и идентифицирована подлодка С-12, погибшая в 1943 году. Таким образом, теперь точно установлена судьба всех советских подводных лодок, погибших в „черном“ 1943 году: Щ-408, Щ-406, С-12, C-9, Щ-323. Еще немного, и найдем оставшихся», — сообщили поисковики. Они отмечают, что С-12 погибла 3 августа 1943 года при выполнении боевого задания по прорыву через противолодочную сеть Нарген-Порккала-Уддского рубежа, которой немцы перегородили Финский залив. Субмарина дала несколько радиограмм, свидетельствующих о том, что она успешно прорвалась через гогландский минный рубеж, зарядила батареи у острова Кэри и приступила к выполнению боевого задания. После этого лодка исчезла.
В мае 2016 года в 8 милях от острова Найссаар в рамках совместного проекта финской команды Divers of the Dark и проекта «Поклон кораблям Великой Победы» был обнаружен корпус подводной лодки, разорванной на две части. Останки корабля лежат на глубине 87 метров. Было высказано предположение, что это советская лодка типа «С». Окончательно лодку идентифицировали в начале сентября 2018 года в рамках совместных погружений. В результате обследования выяснилось, что С-12 погибла от подрыва на мине, защищавшей подходы к противолодочной сети. По мнению экспертов, вероятнее всего, после подрыва мины произошла детонация водорода, скопившегося во втором отсеке, где находились аккумуляторные батареи — что усилило силу взрыва и не оставило лодке никаких шансов.
Носовая часть корпуса оторвана примерно посередине второго отсека. Взрывом выбит торпедопогрузочный люк и рубочный люк. Носовая часть легла на грунт параллельно корме, на ровный киль с небольшим дифферентом на правый борт. Кормовая часть под углом вошла в грунт по переднюю стенку ходовой рубки, винты и рули висят на расстоянии метра от дна. Носовое 100-мм орудие отсутствует — видимо, его отбросило взрывом вместе с куском палубы. Характерная для лодок «С» рубка с раздвижными створками осталась практически цела. Вместе с лодкой погибло 46 членов экипажа. «Разведывательно-водолазная команда» вместе с Divers of the Dark провела съёмку корпуса для последующего построения 3D модели и создания виртуального музея. Проект «Поклон кораблям Великой Победы. Бессмертный дивизион». Все работы в территориальных водах Эстонии проходят при согласовании с эстонским Комитетом по охране памятников.
Напомним, что неделей ранее руководитель «Разведывательно-водолазной команды» Константин Богданов сообщил об обнаружении неподалёку от мыса Юминд в Финском заливе останков погибшего в 1941 году эсминца «Калинин». Эскадренный миноносец класса «Новик», идентифицированный как «Калинин» (первоначальное название корабля — «Прямислав»), был найден в рамках совместного проекта российской экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» и финской поисковой команды SubZone, которую возглавляет Имми Валлин. Поисковики уже произвели идентификацию корабля, осмотрели его. «„Калинин“ лежит на глубине 86 метров, на левом борту, практически на три четверти корпус корабля скрыт в иле. Видно буквально два-три метра палубы и борт, винт, части палубных надстроек, заметны разрушения на корабле. По очертаниям гидролокации, по форме он очень напоминал подлодку „Калев“ (советская подводная лодка, погибшая во время войны — EADaily)», — рассказал Константин Богданов. По его словам, 28 августа 1941 года во время печально известного Таллинского перехода (эвакуация морем советских войск и кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, обернувшаяся большими потерями и жертвами) эсминец «Калинин» подорвался на мине заграждения у острова Мохни в Финском заливе.
eadaily.com
На дне Балтики обнаружена советская подводная лодка С-12.
Советская подводная лодка, погибшая в годы Великой Отечественной войны, обнаружена на Балтике, сообщили в пресс-службе Балтийского флота РФ.
«Экипаж новейшего морского тральщика «Александр Обухов» Балтийского флота обнаружил в Балтийском море затонувшую подводную лодку. Предположительно, найдена подводная лодка ВМФ СССР «С-12″, погибшая в период Великой Отечественной войны», — говорится в сообщении.
Место гибели «С-12» в Финском заливе находится в районе острова Большой Тютерс.
«При обследовании дна моря в данном районе с применением современного поискового оборудования экипажем «Александра Обухова» на глубине 70 метров была обнаружена затонувшая подводная лодка, лежащая на ровном киле. При дополнительном осмотре подводной лодки и последующим сравнением полученных данных с тактико-техническими характеристиками советских подводных лодок, было установлено, что внешний вид и вооружение соответствуют советским лодкам IX-бис серии «С», — говорится в сообщении пресс-службы.
В пресс-службе также сообщили, что на Балтике проведут учение, в ходе которого при помощи специальной аппаратуры будет проведена окончательная идентификация обнаруженной субмарины.
Балтийский флот в соответствии с решением министра обороны России ведет поиск и обследование боевых кораблей ВМФ СССР, погибших в годы Великой Отечественной войны. С-12″ — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка. Считается, что подлодка погибла летом 1943 года при попытке прорыва из Финского залива через минные поля.
https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201806291402-ih3l.htm
С-12 заложена 20 октября 1937 года на заводе № 112 в Горьком под стапельным номером 246. Спущена на воду 20 апреля 1938 года, официально вступила в строй 30 июля 1941 года под командованием В.А. Тураева.
22 июня 1941 года С-12 встретила в составе учебной бригады подводных лодок в Кронштадте на прохождении испытаний. В 1941 году в поход не выходила. В сентябре-ноябре 1942 года совершила один 62-дневный поход, сопровождавшийся многочисленными сложностями из-за поломок механизмов, слабой подготовки личного состава, бомбёжек с финских кораблей и самолётов по масляным следам на поверхности.
В этом походе С-12 совершила 9 торпедных атак, повредила два транспорта. 21 октября одиночной торпедой с 14 кабельтовых было повреждено судно «Sabine Howaldt» (5959 брт), ему оторвало руль и винты, один отпускник-пассажир погиб, однако транспорт остался на плаву.
27 октября одной торпедой был повреждён транспорт «Malgache» (6300 брт), он был взят на буксир, но через пять часов буксировки сел на грунт у Либавы, выйдя из строя на несколько месяцев.
Во время обратного форсирования Финского залива лодка дважды подрывалась на противотральных трубках якорных мин. Прибыв на базу с тяжёлыми повреждениями, С-12 завершила поход, ставший самым длительным среди советских лодок за всю войну. Командир В.А.Тураев награждён орденом Красного Знамени.
30 июля 1943 года С-12 под командованием А.А.Бащенко отправилась в боевой поход в попытке прорваться сквозь противолодочные минные поля и сети. Никаких вестей от лодки получено не было, и она вошла в число пяти подлодок, погибших в 1943 году при упорных попытках прорваться из Финского залива.
http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/c%20IX-b/S-12/S-12.htm
vladimir-pelevin.blogspot.com
МОО Поиск — Идентификация подводной лодки «С-12» КБФм
Поисковики-подводники из Разведывательно-Водолазной команды Московской общественной организации «Поиск» опубликовали фотографии подводной лодки «С-12» и рассказали о работе по установлению судьбы корабля.
Подводная лодка погибла 3 августа 1943 года при выполнении боевого задания по прорыву через противолодочную сеть Нарген-Порккала-Уддского рубежа, которой немцы перегородили Финский залив. «С-12» дала несколько радиограмм, свидетельствующих о том, что она успешно прорвалась через гогландский минный рубеж, зарядила батареи у о. Кэри и приступила к выполнению боевого задания. После этого лодка исчезла.
В мае 2016 года в 8 милях от острова Найссаар в рамках совместного проекта финской команды Divers of the Dark и проекта «Поклон кораблям Великой Победы» был обнаружен корпус подводной лодки, разорванной на две части. Глубина 87 метров. Предположительно лодка типа «С».
Окончательно лодку идентифицировали 1-2 сентября 2018 года в рамках совместных погружений. «С-12» погибла от подрыва на мине, защищавшей подходы к противолодочной сети. Вероятнее всего, после подрыва мины произошла детонация водорода, скопившегося во втором отсеке, где находились аккумуляторные батареи, что усилило силу взрыва и не оставило лодке никаких шансов. Носовая часть оторвана примерно посередине второго отсека. Взрывом выбит торпедопогрузочный люк и рубочный люк. Носовая часть легла на грунт параллельно корме, на ровный киль с небольшим креном на правый борт. Кормовая часть вошла в грунт по переднюю стенку ходовой рубки под углом. Винты и рули висят на расстоянии метра от дна. Носовое 100-мм орудие отсутствует. Вероятнее всего его отбросило взрывом вместе с куском палубы. Характерная для лодок «С» рубка с раздвижными створками, практически цела.
«Вместе с лодкой погибло 46 членов экипажа.
Разведывательно-Водолазная команда вместе с Divers of the Dark провела съёмку корпуса для последующего построения 3D модели и создания подводного музея. Проект «Поклон кораблям Великой Победы. Бессмертный дивизион» реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов. Все работы в эстонских водах проходят при согласовании с эстонским Комитетом по охране памятников», — подвел итог руководитель экспедиции Константин Богданов.
Фотографии: Иннокентий Ольховой
moo-poisk.ru
АС-12 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Лошарик.АС-12 | |
---|---|
Государство флага | Россия Россия |
Спуск на воду | август 2003 |
Современный статус | ожидает ремонта после аварии[1] |
Тип корабля | атомная глубоководная станция |
Обозначение проекта | 10831 [2] или 210[3] |
Разработчик проекта | СПМБМ «Малахит» |
Главный конструктор | Ю. М. Коновалов |
Кодификация НАТО | NORSUB-5 |
Скорость (подводная) | 30 узлов |
Предельная глубина погружения | >3000 м (по некоторым данным — до ~ 6000 м) |
Автономность плавания | несколько месяцев |
Экипаж | 25 человек (все офицеры) |
Водоизмещение подводное | около 2000 т |
Длина наибольшая (по КВЛ) | около 60 м |
Атомный реактор с ППУ Э-17, мощность на валу 10-15 тыс. л.с. |
АС-12 (по некоторым источникам АС-31[4]), известная также как «Лошарик»[5] — российская сверхсекретная[6] глубоководная атомная подводная лодка (по официальной российской военно-морской классификации — атомная глубоководная станция), не несущая вооружения и способная погружаться, по некоторым данным, на глубину до 6000 метров[7][8] (практически было продемонстрировано погружение аппарата на глубину до 3000 метров)[9][10]. Может использоваться для специальных операций различного характера.
Носителем «Лошарика» могут являться атомные подводные лодки специального назначения БС-136 «Оренбург»[2] проекта 667БДР «Кальмар», БС-64 «Подмосковье» проекта 667БДРМ «Дельфин» или К-329 «Белгород»
ru.wikipedia.org