Как украинские военные из ЗРК С-200Д сбили Российский Ту-154М авиакомпании «Сибирь» в 2001 году.
Теперь о некоторых технических особенностях зенитного ракетного комплекса С-200В «Вега», без которых вряд ли будут понятны причины совершившейся над Черным морем катастрофы. Эти подробности весьма важны для воссоздания картины случившегося.Дело в том, что в «Веге» применяется непрерывный способ излучения зондирующего радиосигнала и поэтому существуют два основных режима работы радиолокатора подсвета цели – МХИ (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовой манипуляции). В случае применения режима МХИ сопровождение воздушного объекта радиолокатором подсвета цели осуществляется по трем координатам (угол места – он же аппроксимированная высота цели, – азимут, скорость), а ФКМ – по четырем (к перечисленным координатам добавляется дальность). В режиме МХИ на экранах индикаторов в кабине управления ЗРК С-200 отметки от целей выглядят как светящиеся полосы от верхнего до нижнего края экрана и, что самое существенное, дальность до цели в этом режиме не определяется.
При переходе на режим ФКМ оператором захвата осуществляется так называемая выборка неоднозначности по дальности (что требует значительных временных затрат), сигнал на экранах приобретает «нормальную» форму «свернутого сигнала» и появляется возможность точного определения дальности до цели. Эта операция обычно занимает до тридцати секунд и при стрельбе на небольшие расстояния не применяется, поскольку выбор неоднозначности по дальности и время пребывания мишени в зоне пуска составляют сопоставимые величины. То есть определение дальности до цели на таком незначительном расстоянии до нее приведет к ее неминуемому пропуску, что означает на практике получение неудовлетворительной оценки за выполнение боевой задачи.
Здесь время перейти к тем непосредственным причинам, которые могли вызвать эту трагедию. Полигонные условия не всегда позволяют (а иногда и не предусматривают) размещать средства автоматизации и, самое существенное, обеспечивать их радиолокационное обеспечение. На полигоне режим поиска С-200, как правило реализуется с помощью «грубого» целеуказания от собственных средств радиолокационной разведки С-200: РЛС 5Н84А и радиовысотомера ПРВ-17. Подчеркнем, что основной способ получения точного целеуказания для «двухсотого», обладающего сравнительно слабыми поисковыми возможностями, предусматривается от автоматизированных систем управления, обеспечивающих безпоисковое точное обнаружение целей.
Поскольку точного целеуказания на мысе Опук наверняка не было, то в такой ситуации обычно используется режим секторного поиска по азимуту (сканирования): в секторе 4 на 4 градуса или 8 на 8. Применяется режим «узкий луч» (0,7 градуса шириной), поскольку дальность до мишени сравнительно небольшая и цель по своим характеристикам классифицируется как малоразмерная. Выбор режима «узкий луч» объясняется необходимостью обеспечить при поиске цели высокие энергетические возможности радиолокатора подсвета. Однако точно такой же режим применяется для поиска целей на больших дальностях и высотах. Таким образом, первые два шага к трагедии были сделаны: во-первых, точного ЦУ не было, во-вторых, для поиска малоразмерной цели были применены те же режимы и виды сигнала, которые применяются для поиска высоколетящих крупноразмерных целей.
Далее. Очевидно, в основе мишенной обстановки, создаваемой украинскими военными, были маловысотные и малоразмерные цели, которые обозначались летательными аппаратами типа «Рейс» или «БСР». Дальность запуска с кораблей украинских ВМФ, как правило, не более 50-70 км. «Встреча» зенитных ракет с целью должна была происходить на дальности 25-35 км. Так как мыс Опук имеет существенное превышение над уровнем моря, поиск возможных целей радиолокаторами подсвета (РПЦ) С-200 осуществлялся при угле места 0-1 градус. Но если при поиске маловысотной цели установить на РПЦ угол места приблизительно в 1 градус, а аппроксимировать луч радиолокатора подсвета цели до дальности 290-300 километров, то в луче РПЦ на этой дальности как раз окажется и цель, о которой здесь идет речь, двигающаяся на высоте 10-12 км.
Следовательно, на вполне конкретный момент времени произошло совпадение биссектрисы боевого сектора выполнения стрельб, направление луча РПЦ стреляющего дивизиона, высотно-скоростных характеристик полета Ту-154 (находящегося на дальности 250-300 км) и мишени (запущенной с дальности 60 км при высоте ее полета 0,8-1,5 км). Таким образом, РПЦ после секторного поиска при установленной ширине диаграммы направленности в режиме монохроматического излучения «подсвечивал» сразу две цели — мишень и рейсовый самолет (военачальники утверждают, что при сопровождении мишени произошел срыв автосопровождения цели РПЦ и не был выключен режим полной мощности, то есть продолжался поиск, однако это еще не факт).
На дальности в 250-300 км отметка от цели, имеющей эффективную отражающую поверхность, на экранах индикаторов кабины управления К-2В ЗРК С-200 по своей интенсивности и глубине флуктуации практически идентична с отметками от малоразмерных и маловысотных целей, попадающими в нижний и сильно изрезанный лепесток диаграммы направленности РПЦ-200. Более того, скорее всего совпали радиальные скорости перемещения обеих целей. Кроме того, в ходе выполнения боевых стрельб обстановка усложнялась помехами, что существенно увеличивает вероятность ошибочных действий расчетов стреляющих дивизионов.
Операторы, увидев на экранах индикаторов отметку от Ту-154, стопроцентно могли принять ее за сигнал от мишени «Рейс», тем более в режиме МХИ на экранах высвечивается информация без дальности до цели. Украинские расчеты, работая в МХИ, в связи с малым располагаемым временем для обстрела мишени и, не желая получить два балла за пропуск учебно-боевой цели, могли не переходить в режим определения дальности до цели (ФКМ), а сразу же осуществили захват цели и пуск ракеты по цели в режиме сопровождения воздушного объекта по трем координатам (углу, азимуту и скорости).
Поскольку в МХИ определение дальности до цели технически невозможно, она в этом случае при стрельбе выставляется вручную по данным средств разведки. Допустим, если предварительно было известно, что появление цели возможно на дальности 50-60 км, то оператор при стрельбе и выставил вручную «пятьдесят километров». Если бы после захвата Ту-154 расчеты перешли в режим ФКМ и выбрали бы неоднозначность по дальности, то строб дальности ушел бы на реальное расстояние до воздушного объекта. В этом случае реализовались бы функции, заложенные в цифровую вычислительную машину «Пламя-КВ», предназначенную для обсчета зоны поражения С-200, и высота сразу бы «ушла» на 10-12 км, а дальность – на 280-300 км. А поскольку режим ФКМ в ходе выполнения стрельбы никто, по всей видимости, не применял, осталась дальность, установленная вручную – 50-60 км.
На головку самонаведения ракеты (ГСН) поступил отраженный от Ту-154 сигнал, установленное правилами стрельбы соотношение сигнала к шуму в 10 децибелл (один к трем) соблюдалось, оператором АУГН (аппаратуры управления ГСН) кабины подготовки и управления стартом К-3В было выдано в кабину управления «разрешение пуска» и сразу же произведен пуск. Расчеты, по всей видимости, считали, что сопровождают мишень типа «Рейс» на дальности 50-60 км, однако произвели обстрел рейсового гражданского самолета на дальности 250-300 км.
Технически даже возможна ситуация, когда стреляли очередью из двух ракет, одна из которых захватила ближний сигнал от мишени «Рейс», а вторая – дальний сигнал, отраженный сигнал от Ту-154. Таким образом, первая из ракет уничтожила мишень, а вторая – рейсовый самолет. Подобное стечение обстоятельств, несмотря на всю его невероятность, вполне могло быть.
nampuom-pycu.livejournal.com
От пушки до ракеты. С-200 – советская «длинная рука» против американского SR-71
www.arms-expo.ru
200 — это… Что такое С-200?
ЗРК С-200 | |
---|---|
С-200 | |
Тип: | зенитный ракетный комплекс (ЗРК) дальнего радиуса действия |
Страна: | СССР/ Россия |
История службы | |
Годы эксплуатации: | 1967-настоящее время |
Использовалось: | См. список пользователей |
История производства | |
Конструктор: | Головной разработчик — НПО «Алмаз» им. А. А. Расплетина (Алмаз-Антей). |
Разработан: | 1967 |
Варианты: | С-200А «Ангара» С-200В «Вега» С-200ВМ «Вега-M» С-200ВЭ «Вега-Э» С-200Д «Дубна» |
С-200 (по классификации НАТО — SA-5 Gammon (окорок, обман)) — советский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) дальнего радиуса действия. Предназначен для обороны больших площадей от бомбардировщиков и других стратегических летательных аппаратов.
Первоначальная версия комплекса была разработана в 1964 году (ОКБ-2, гл. конструктор П. Д. Грушин), с целью замены незавершенной противоракеты РЗ-25/5В11 «Даль» (при этом разработка комплекса С-200 маскировалась показами на военных парадах макетов массивных ракет «Даль»). На вооружении с 1967 года.
Следующим комплексом, разработанным в СССР для поражения целей на больших дальностях, стал ЗРК С-300.
Ракеты
С-200 на ПУ и в разрезном виде. Парк-музей военной истории в Кецеле, ВенгрияПуск ракеты осуществляется с помощью четырёх твердотопливных ускорителей суммарной тягой в 168 тс устанавливаемых на корпус маршевой ступени ракеты (одной из двух модификаций 5С25 или 5С28). В процессе разгона ракеты ускорителями запускается маршевый жидкостный реактивный двигатель выполненный по открытой схеме, в котором в качестве окислителя используется смесь АК-27, а горючее — ТГ-02 («Самин»). В зависимости от дальности до цели ракета выбирает режим работы двигателя с тем, чтобы ко времени подлёта к цели остаток топлива был минимально достаточным, для повышения маневренности. Максимальная дальность полёта — от 180 до 240 км, в зависимости от модели ракет (5В21, 5В21B, 5В28).
- Ракета имеет длину 11 м и стартовую массу около 7 т, из них 3 т приходится на ускорители (для С-200В).
- Скорость полёта ракеты: 700—1200 м/с, в зависимости от дальности.
- Высота зоны поражения: от 300 м до 27 км для ранних, и до 40 км для более поздних моделей
- Глубина зоны поражения: от 7 км до 200 км для ранних, и до 400 км для поздних модификаций.
Схема компоновки ракеты 5в28 (из альбома фотоснимков изделия 5в28. МО СССР)
Бортовая электросеть в полёте питается от бортового источника питания 5И43 (БИП) включающего в себя турбину, работающую на тех же компонентах топлива, что и маршевый двигатель ракеты, гидроагрегат поддерживавшего высокое давление в гидравлической системе рулевых приводов и два электрогенератора.
Ракета наводится на цель, используя отраженный от цели луч радиолокатора подсвета цели (РПЦ). Полуактивная головка самонаведения расположена в головной части ракеты под радиопрозрачным обтекателем (РПО) и включает в себя параболическую антенну диаметром около 600 мм и ламповый аналоговый вычислительный блок. Наведение осуществляется методом с постоянным углом упреждения на начальном участке полёта при наведении на цели в
Боевая часть
В ракете 5В21 устанавливается осколочно-фугасная боевая часть 5Б14Ш, область поражения которой представляет собой сферу с двумя коническими вырезами в передней и задней полусферах (см. рисунок).
Файл:Диаграмма разлёта поражающих элементов боевой части 5Б14Ш ракеты 5В21 системы С-200.jpg Диаграмма разлёта поражающих элементов боевой части 5Б14Ш ракеты 5В21 системы С-200. Рисунок из учебника по ЗРК С-200. Минобороны СССР. 1969. С. 307 | Файл:Боевая часть 5Б14Ш ракеты 5В21 системы С-200.jpg Боевая часть 5Б14Ш ракеты 5В21 системы С-200. Рисунок из учебника ЗРК С-200. Минобороны СССР. 1969 год. С. 308 |
Углы при вершинах конусов разлёта осколков равны 60°. Статический угол разлёта поражающих элементов (шариков) в боковой плоскости равен 120°. Такая боевая часть в отличие от боевых частей, имеющих узконаправленное поле разлёта поражающих элементов, обеспечивает накрытие цели при всех возможных условиях встречи ракеты с целью.
Поражающими элементами боевой части являются стальные шарики, имеющие начальную скорость разлёта в статике 1700 м/с.
Диаметр шариков 9,5 мм (21 тыс. штук) и 7,9 мм (16 тыс. штук). Всего 37 тыс. штук шариков.
Вес боевой части — 220 кг. Вес взрывчатого вещества «ТГ-20/80» (20 % тротила / 80 % гексогена) — 90 кг.
Подрыв производится по команде активного радиолокационного взрывателя (угол поражения приблизительно 60° к оси полёта ракеты, удаление — несколько десятков метров) при пролёте ракеты в непосредственной близости от цели. При срабатывании БЧ формируется конусообразное поле ГПЭ по направлению полета с наклоном примерно 60° от продольной оси ракеты. В случае большого промаха — БЧ подрывается в конце управляемого полета ракеты, по пропаданию бортового питания.
Для того, чтобы вынудить ракету самоуничтожиться, необходимо, чтобы ракета потеряла цель. С земли команду на самоуничтожение дать нельзя, можно лишь прекратить облучать цель с земли, тогда ракета произведёт попытку поиска цели и, не найдя её, пойдёт на самоуничтожение. Это единственный способ отменить уничтожение цели после пуска ракеты.[источник не указан 332 дня]
Существовали также варианты ракет для поражения групповых целей (боевой блок/блоки МБР в боевом порядке которых присутствуют ложные цели) с ядерной боевой частью (ЯБЧ).[источник не указан 332 дня]
Вероятность поражения цели одной ракетой считается равной 80 %, обычно производится пуск двух, а в условиях радиоэлектронного противодействия и трёх ракет. Вероятность поражения цели двумя ракетами — более 96 %.[источник не указан 332 дня]
Наведение на цель
Ракета 5В21А имеет полуактивную головку самонаведения, основным назначением которой является прием отраженных сигналов от цели, автоматическое сопровождение цели по углам, по дальности и скорости до старта ракеты и после её старта до встречи с целью, выработка команд управления на автопилот для наведения ракеты на цель.
Выработка команд управления в головке самонаведения (ГСН) производится в соответствии с самонаведением по методу пропорционального сближения или с самонаведением по методу постоянного угла упреждения между вектором скорости ракеты и линией визирования «ракета — цель».
Метод самонаведения выбирается цифровой вычислительной машиной радиолокатора подсвета цели (РПЦ) до пуска ракеты.
Если время полёта ракеты до точки встречи больше 70 секунд (стрельба в дальнюю зону), то применяется самонаведение по методу постоянного угла упреждения с автоматическим переключением на 30-й секунде полёта на метод пропорционального сближения. Если время полета ракеты до точки встречи меньше 70 секунд (стрельба в ближнюю зону), то применяется только метод пропорционального сближения.
В обоих случаях независимо от дальности стрельбы встреча ракеты с целью происходит методом пропорционального сближения.
Ракетный дивизион
Каждый дивизион С-200 имеет 6 пусковых установок 5П72, аппаратную кабину К-2В, кабину подготовки к старту К-3В, распределительную кабину К21В, дизельную электростанцию 5Е67, 12 автоматических заряжающих машин 5Ю24 с ракетами и антенный пост К-1В с радиолокатором подсветки цели 5Н62В. В состав зенитно-ракетного полка обычно входят 3-4 дивизиона и один технический дивизион.
Радиолокатор подсвета цели
Антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В системы С-200. Технический музей ТольяттиРадиолокатор подсвета цели (РПЦ) системы С-200 имеет наименование 5Н62 (НАТО: Square Pair), дальность зоны обнаружения около 400 км. Состоит из двух кабин, одну из которых составляет собственно радиолокатор, а во второй находится пункт управления и ЦВМ «Пламя-КВ». Используется для сопровождения и подсвета целей. Является основным слабым местом комплекса: имея параболическую конструкцию, способен сопровождать только одну цель, в случае обнаружения отделяющейся цели вручную переключается на неё. Имеет высокую непрерывную мощность в 3 кВт, с чем связаны частые случаи неверного перехвата более крупных целей. В условиях борьбы с целями на дальностях до 120 км может переключаться в сервисный режим с мощностью сигнала 7 Вт для уменьшения помех. Общий коэффициент усиления пятиступенчатой системы усиления-понижения частоты — около 140 дБ. Основной лепесток диаграммы направленности — двойной, сопровождение цели по азимуту осуществляется по минимуму между частями лепестка с разрешением в 2″. Узкая диаграмма направленности в какой-то мере защищает РПЦ от оружия на основе ЭМП.
Захват цели осуществляется в штатном режиме по команде с КП полка, выдающей информацию об азимуте и дальности до цели с привязкой к точке стояния РПЦ. При этом РПЦ автоматически разворачивается в нужную сторону и в случае не обнаружения цели переключается в режим секторного поиска. После обнаружения цели, РПЦ определяет дальность до неё с помощью фазокодоманипулированного сигнала и сопровождает цель по дальности, в случае захвата цели головкой ракеты выдается команда на пуск. В случае постановки помех, ракета наводится на источник излучения, при этом станция может не подсвечивать цель (работать в пассивном режиме), дальность выставляется в ручную. В случаях когда мощности отраженного сигнала не хватает для захвата цели ракетой на позиции, предусмотрен пуск с захватом цели в воздухе (на траектории).
Для борьбы с низкоскоростными целями существуют специальный режим работы РПЦ с ЧМ, позволяющие их сопровождать.
Другие РЛС
Разведывательная РЛС П-14 (5Н84А)- П-14/5Н84А(«Дубрава»)/44Ж6 («Оборона») (Код НАТО: Tall King) — РЛС раннего обнаружения (дальность 600 км, 2-6 оборотов в минуту, максимальная высота поиска 46 км)
- 5Н87(Кабина 66)[1]/64Ж6 (Небо) (Код НАТО: Back Net или Back Trap]) — РЛС раннего предупреждения (со специальным низковысотным обнаружителем, дальность 380 км, 3-6 оборота в минуту, 5Н87 комплектовался 2 или 4 высотомерами ПРВ-13, а 64Ж6 комплектовался ПРВ-17)
- 5Н87М — цифровая РЛС (электрический привод вместо гидравлического, 6-12 оборотов в минуту)
- П-35/37 (Код НАТО: Bar Lock/Bar Lock B) — РЛС обнаружения и сопровождения (дальность 392 км, 6 оборотов в минуту)
- П-15М(2) (Код НАТО: Squat Eye) — РЛС обнаружения (дальность 128 км)
Модификации комплекса
- С-200А «Ангара», ракета В-860 (5В21) или В-860P (5В21А), появился в 1967 году, дальность 160 км высота 20 км
- С-200В «Вега», ракета В-860ПВ (5В21П), появился в 1970 году, дальность 250 км, высота 29 км
- С-200 «Вега», ракета В-870, дальность увеличена до 240 км и высота до 40 км с новой, более короткой ракетой с твердотопливным ракетным двигателем.
- С-200М «Вега-M», ракета В-880 (5В28) или В-880Н (5В28Н, с ядерной боевой частью), дальность 240 км, высота 29 км
- С-200ВЭ «Вега-Э», ракета В-880Е (5В28Е), экспортный вариант, только осколочно-фугасная БЧ, дальность 240 км, высота 29 км
- С-200Д «Дубна», ракета 5В25В, В-880М (5В28М) или В-880МН (5В28МН, с ядерной БЧ), появился в 1976 году, осколочно-фугасная и ядерная боевые части, дальность 300 км, высота 40 км.
На вооружении
Комплекс С-200 на параде в Баку, 26 июня 2011 годаКак наиболее мощное оружие ПВО система С-200 длительное время была развёрнута только на территории СССР, поставки её за рубеж начались в 1980-х годах, когда на вооружении Войск ПВО СССР уже состояла ЗРС С-300П (с 1979)[2].
Бывшие эксплуатанты
Эксплуатация
Из реальных специфических целей для системы С-200 (недостижимых для прочих ЗРК) оставались только скоростные и высотные разведчики SR-71, а также самолеты дальнего радиолокационного дозора и постановщики активных помех, действующие с большего удаления, но в пределах радиолокационной видимости.
Хотя эти цели не были массовыми, сам факт существования С-200 в значительной мере определил переход авиации США к действиям на малых высотах, где они подвергались воздействию огня более массовых зенитных ракетных и артиллерийских средств. Кроме того, неоспоримым достоинством комплекса было применение самонаведения ракет — даже не реализуя полностью свои возможности по дальности, С-200 дополняла комплексы С-75 и С-125 с радиокомандным наведением, существенно усложняя для противника задачи ведения как радиоэлектронной борьбы, так и высотной разведки. Особенно явно преимущества С-200 над указанными системами могли проявиться при обстреле постановщиков активных помех, служивших почти идеальной целью для самонаводящихся ракет С-200.
По этой причине долгие годы самолеты-разведчики США и стран НАТО, в том числе SR-71, были вынуждены совершать разведывательные полеты только вдоль границ СССР и стран Варшавского договора.
С начавшимся в 1980-е годы переходом войск ПВО на новые комплексы С-300П, система С-200 начали постепенно сниматься с вооружения. К середине 1990-х комплексы С-200 «Ангара» и С-200В «Вега» были полностью сняты с вооружения войск ПВО России, в строю осталось лишь небольшое число комплексов С-200Д. После распада СССР комплексы С-200 остались на вооружении ряда бывших союзных республик.
Инциденты
4 октября 2001 года на учениях, в результате ошибочного наведения, ракета украинского дивизиона С-200, расположенного недалеко от ПГТ Черноморское, потеряла учебную цель и перенацелилась на более сильный отраженный сигнал от гражданского самолёта Ту-154, летевшего из Тель-Авива (Израиль) в Новосибирск, и поразила его. Погибло 78 человек (см.: Авиакатастрофа над Чёрным морем 4 октября 2001 года).
Примечания
Ссылки
Советские и российские комплексы ПРО, ЗРК, ЗСУ, ЗО и ПЗРК | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Комплексы ПРО | А-35 «Алдан» • А-135 «Амур» • А-235 | ||||||||
ЗУ ВВС и ПВО |
| ||||||||
ЗУ сухопутных войск РФ |
| ||||||||
ЗУ ВМФ РФ | |||||||||
Командные пункты, средства управления, разное |
| ||||||||
* — производились только на экспорт. Курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы |
dic.academic.ru
Персональный сайт по истории пво
Зенитная ракетная система С-200 «Вега»(«Ангара»).
ЗРС С-200 «Ангара» (Вега»).
( SA-5 «Gammon» по классификации НАТО )
1. СОСТАВ ЗРК С-200, НАЗНАЧЕНИЕ ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ
ЗРК С-200 состоит на вооружении зенитных ракетных полков (бригад). В состав зенитного ракетного полка (бригады) могут входить два, три или пять зенитных ракетных дивизионов С-200 (по количеству каналов ЗРК) и один технический дивизион С-200.
Зенитный ракетный дивизион (зрдн) С-200 является огневым подразделением. Он включает в себя радиотехническую и стартовую батареи. Технический дивизион (тдн) С-200 предназначен для обеспечения зенитных ракетных дивизионов окончательно снаряженными и готовыми к пуску ракетами.
Общекомплексные средства ЗРК С-200
Общекомплексные средства ЗРК С-200 5Ж53 включают в себя кабину целераспределения К9М, контрольную вышку К7, три или две дизель-электростанции 5Е97 (ЭСД-200) и одну распределительную кабину К21М.Кабина целераспределения К9М в основном предназначена для приема целеуказаний, передаваемых от автоматизированной системы управления ракетными комплексами (АСУРК-1МА, «Вектор-2»),распределения целей между стрельбовыми каналами ЗРК, управления боевой работой зенитных ракетных дивизионов, передачи обратной информации на АСУРК-1МА («Вектор-2»), Информация о воздушной обстановке, необходимая для работы огневого комплекса поступает с радиолокационного комплекса П80, радиолокационной станции П-14Ф и других радиолокационных средств.
Контрольная вышка К7 служит для контроля функционирования РПЦ и кабины целераспределения.
Дизель-электростанции 5Е97 с кабиной К21М предназначены для электроснабжения всех РПЦ огневого комплекса и кабины целераспре- деления
Стрельбовый канал
На вооружении зрдн С-200 состоит стрельбовый канал С-200 5Ж52. Он состоит из радиолокатора подсвета цели 5Н62, стартового оборудования, зенитных управляемых ракет 5В21А(5В28) и средств электроснабжения.
Радиолокатор подсвета цели 5Н62 состоит на вооружении радиотехнической батареи зрдн. В него входят: антенный пост К1, аппарат- ная кабина К2 и кабина преобразования напряжения питания К22М.
РПЦ предназначен для поиска и обнаружения цели по данным внешнего целеуказания, непрерывного облучения ее лучом электромагнитной энергии при автоматическом сопровождении, выработки данных для наведения ГСН на цель и установки ряда параметров на бортовых системах ракет,контроля опознавания государственной принадлежности сопровождаемой цели, пуска ракет и контроля их самонаведения.
Стартовое оборудование состоит на вооружении стартовой батареи зрдн 5Ж51. Оно включает кабину подготовки старта КЗМ, шесть пусковых установок 5П72Б, до двенадцати заряжающих машин 5Ю24 и комплект каСтартовое оборудование предназначено для содержания ракет в различных положениях, подготовки их к пуску, ввода информации в бортовую аппаратуру ракет, наведения ГСН ракет на цель и проведения ста- рта ракет по сигналам из кабины КСредства электроснабжения стрельбового канала включают дизель- электростанцию 5Е97 и трансформаторную подстанцию ПТП-320 (при использовании внешней электросети). Они обеспечивают электропитанием стартовое оборудование. Электроснабжение РПЦ осуществляет- ся централизованно через кабину К21М от дизель-электростанций, не входящих в состав стрельбового канала, или от внешней электрической сети
Средства технической позиции
Средства технической позиции являются оборудованием тдн. Комплект оборудования тдн С-200 5Ж61 имеет в своем составе следующие группы: транспортные средства, крановое оборудование, технологическое и подъемно-транспортное оборудование, контрольно- проверочные средства, средства заправки ракет, оборудование для консервации, средства связи, средства электроснабжения и вспомогательное оборудова ние. Оборудование тдн в основном предназначено для содержания, контроля состояния, сборки, заправки и транспортировки ракет.
2. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗРК С-200 НА ПОЗИЦИИ
Боевой порядок зенитно-ракетного полка (бригады), на вооружении которого состоит ЗРК С-200, включает командный пункт, радиотехнические и стартовые позиции зенитных ракетных дивизионов С-200 и техническую позицию технического дивизиона С-200.
Для позиций зрдн и тдн С-200 выбирается возвышенный участок местности, удаленный от шоссейных дорог с интенсивным движением транспорта, от авиационных трасс и высоковольтных линий.
Размещение ЗРК С-200 на позиции показано на рис. 1.2 (вариант для полка С-200).
Радиотехническая позиция (РТП) зрдн входит в состав радиотехнической позиции полка (бригады). На РТП полка (бригады) кроме РТП зенитных ракетных дивизионов в центре на основной оси размещаются кабины К9М, К21М и дизель-электростанции 5Е97.
РТП зрдн представляет собой площадку, на которой в определенном порядке размещаются кабины К1, К2 и К22М, а также боевые расчеты радиотехнической батареи. В центре позиции предусматривается укрытие для личного состава. В целях обеспечения возможности ведения огня по воздушному противнику во всем диапазоне высот кабина К1, имеющая антенную систему, установлена на насыпи.
Стартовая позиция (СП) зрдн представляет собой участок местности, на котором в определенном порядке размещаются вооружение и боевые расчеты стартовой батареи. Возможны два варианта стартовой позиции — основной и полевой. СП включает центральную площадку, шесть стартовых площадок и подъездные дороги. Центральная площадка размещается на расстоянии ‘810— 980 м от кабины 1\1 стрельбового канала.
На центральной площадке СП основного варианта устанавливается кабина КЗМ, дизель-электростанция 5Е97, трансформаторная подстанция ПТП-320. В помещении или под навесом размещается ЗИП. Там же оборудуется укрытие для личного состава. На каждой стартовой площадке позиции основного варианта размещаются пусковая установка и две заряжающие машины.
рис 1.2
Краткая история создания системы.
Разработка системы С-200 началась в 1958 году по принципиальному решению А.А.Расплетина о создании когерентного радиолокатора непрерывного излучения с высоким потенциалом и переходе от телеуправления к самонаведению.В 1959 году был выпущен эскизный проект (ЭП) на систему и началась разработка документации и изготовление радиолокатора подсвета цели (РПЦ) 5Н62 и ракеты 5В21 (В860П).Название темы «Ангара»,шифр темы-тема»К»(отсюда и индексы входящих в С-200 частей:К1,К2 и т.д.).После принятия в 1967 г. на вооружение системы «Ангара»,начались работы по её модернизации — тема «Вега»(шифр «КВ»).»Вега» была принята на вооружение в 1968 году.Дальнейшая модернизация уже «Веги» путём введения в её состав ракеты 5В28 (В-880) (шифр темы «КМ») закончилась принятием на вооружение системы С-200ВМ в 1974 году.Начиная с этого года велись работы по коренной модернизации системы С-200 — тема «Дубна» (шифр «КД»). Предполагался переход на новую цифровую элементную базу и новую ракету с активной ГСН — В892.Военные не поддержали эту разработку из-за невозможности использовать в ней старый парк ракет.В результате ограничились модернизацией РПЦ в составе контейнеров Д1 и Д2, и ракеты В880М.С 1987 года было изготовлено и поставлено в войска 14 комплексов,которые после развала СССР сразу пошли под пресс.»Алмаз» ещё раз попытался провести такую разработку написав в 1981 году эскизный проект под названием «Многоканальный комплекс дальнего действия С-400»,где сохранялись принципы построения «двухсотки».Но военные вновь отклонили этот проект,предложив перейти к новым принципам построения ЗРК.
Начало — аванпроект и эскизный проект 1959 года С-200 «Ангара»:
- Аванпроект системы зенитного управляемого оружия (система-200).1959 г .http://yadi.sk/d/bzrZ_kBfHVxq9
- Эскизный проект С-200.Том 1″.Принцип построения и общие характеристики системы-200″. 202 стр. !959 г.(1) http://yadi.sk/d/EbUBfeSYBG6Xd
- Эскизный проект системы-200.Том 3.Зенитная управляемая ракета В-860.Книга 5.Головка самонаведения.Часть 1. 1959 г http://yadi.sk/d/37B5eCmSHzTpU
- Эскизный проект системы-200.Том 3.Зенитная управляемая ракета В-860.Книга 5.Головка самонаведения.Часть 2. 1959 г http://yadi.sk/d/gFZpq78wHzTxv
- Эскизный проект системы-200.Том 3.Зенитная управляемая ракета В-860.Книга 5.Головка самонаведения.Часть 3. 1959 г http://yadi.sk/d/99FEVru6JQnQ2
- Эскизный проект системы-200.Том 3.Зенитная управляемая ракета В-860.Книга 5.Головка самонаведения.Часть 4. 1959 г. http://yadi.sk/d/MBptM3FiHVykT
- Эскизный проект системы-200.Том 3.Зенитная управляемая ракета В-860.Книга 11.Контрольный ответчик. 1959 г http://yadi.sk/d/Z9l6GZmPHzU7t
- Эскизный проект системы-200.Том 4.Радиолокатор подсвета цели.Книга 1.Общие характеристики.1959 г http://yadi.sk/d/MkuyfLovHzUEV
- Эскизный проект системы-200.Том 4.Радиолокатор подсвета цели.Книга 2.Антенные,передающие и приёмные устройства.1959 г http://yadi.sk/d/ua9RG9PyJ5DHs
- Эскизный проект системы-200.Том 4.Радиолокатор подсвета цели.Книга 3.Устройства индикации и автоматического сопровождения цели.1959 г. http://yadi.sk/d/FcguHOdhJQnH9
- Эскизный проект системы-200.Том 4.Радиолокатор подсвета цели.Книга 4.Управление стартом и контроль самонаведения.1959 г http://yadi.sk/d/91tkJA2tJjnNB
- Эскизный проект системы-200.Том 6.Цифровая вычислительная машина.Книга 1.Общие характеристики.1959 г. http://yadi.sk/d/4IikerQsJQnAa
- Дополнение к эскизному проекту системы -200.О возможностях системы -200 при введении режима поиска в РПЦ.1961 г. http://yadi.sk/d/if52d2WlJQmyv
- Эскизный проект системы-200.Том 5.Радиолокатор уточнения обстановки.Книга 1.Общие характеристики.1959 г. http://yadi.sk/d/gELmIjnsH75VC
- Эскизный проект системы-200.Том 5.Радиолокатор уточнения обстановки.Книга 2.Антенные,передающие и высокочастотные приёмные устройства.1959 г. http://yadi.sk/d/pfdysGWFH75z5
- Эскизный проект системы-200.Том 5.Радиолокатор уточнения обстановки.Книга 3.Усилители и оптимальные фильтры приёмного устройства.1959 г. http://yadi.sk/d/C8D8xXYGHFT5a
- Эскизный проект системы С-200.Том 5.Радиолокатор уточнения обстановки.Книга 4.Устройство индикации и сопровождения цели.1959 г. http://yadi.sk/d/_HboABqkNm6bE
- Эскизный проект системы С-200.Том 7.Стартовая позиция ракет.Книга 1.Стартовая позиция СМ-СП2.Часть 3.Аппаратура управления головкой самонаведения.1959 г. http://yadi.sk/d/mCDXDSVRNm6qr
- Аванпроект антенной системы радиолокатора уточнения обстановки С-200.Книга 1.1961 г. http://yadi.sk/d/2ot8azduNm7Do
- Аванпроект антенной системы радиолокатора уточнения обстановки С-200.Книга 2.1961 г. http://yadi.sk/d/akPFuTQRHVyLs
- Альперович К.С. «Вопросы построения радиолокационных средств систем зенитного управляемого оружия войск ПВО страны» ( Доклад о работах,представленных на соискание учёной степени доктора технических наук). 177 стр. 1968 г.(3) http://yadi.sk/d/wPwP84WABG4VV
Тактико-технические характеристики систем С-200.С-200В,С-200Д.
- «Подвижные зенитные ракетные комплексы С-200,С-200В».Альбом — раскладушка. 68 стр. 1971 г.(4) http://yadi.sk/d/l1ORhViIBG5SB
- «Система зенитного управляемого оружия для противовоздушной обороны страны от пилотируемых и беспилотных средств нападения». Фотоальбом технических средств. 24 стр. 1972 г.(5) http://yadi.sk/d/SSRyvGuTBz4ou
- «Система зенитного ракетного управляемого оружия С-200Д.Вынесенная зенитная ракетная батарея 5Ж51А системы С200Д (ВМ)». Альбом. 20 стр. 1982 г.(6) http://yadi.sk/d/JHVVa33YBz55Q
Боевые документы системы С-200 ( С-200В ):
- «Правила стрельбы зенитными управляемыми ракетами системы-200 (С-200)». 104 стр. 1975 г. (13) http://yadi.sk/d/aZ5f-ftkBbcVe
- «Изменения и дополнения к правилам стрельбы ЗУР системы С-200В (С-200).» 1978 г. (15) http://yadi.sk/d/F88aDsJEBG4zp
- «Правила стрельбы зенитными управляемыми ракетами системы-200В (С-200)» 92 стр. 1984 г.(16) http://yadi.sk/d/zo8J2hG-Bz5Hx
- Руководство ЗРВ ПВО страны. «Смена позиции ЗРДн С-200В ( С-200)». 254 стр. 1978 г (18) http://yadi.sk/d/aXLEi3JcC3Xw4
- Руководство ЗРВ ПВО страны. «Боевая работа и смена позиции командного пункта группы зенитных ракетных дивизионов С-200». 388 стр. + 4 вклейки. 1981 г.(19) http://yadi.sk/d/gEf8ck0KBG4vi
- Руководство ЗРВ ПВО страны.»Боевая работа ЗРДн С-200В.» 205 стр. 1991 г. (20) http://yadi.sk/d/qSpOJsYQC3YmK
- Руководство ЗРВ ПВО страныв.»Боевая работа технического дивизиона С-200 ( С-200В ).» 688 стр. 1980 г.(21) http://yadi.sk/d/AlvOlGqOBG5LD
- «Пособие по изучению правил стрельбы (ПС) комплекса С-200В.» 405 стр. 1987 г.(22) http://yadi.sk/d/GoG4Ma7LBG4in
- «Инструкция по воздушной транспортировке на военно-транспортных самолётах Ан-22 и Ан-12 средств ЗРК С-200 ПВО страны (дополнение)». 75 стр. 1974 г.(23) http://yadi.sk/d/i9J1V8VcC3ZTz
- Альбом поражений антенной система К1М (С-200) ракетой «Харм»(Ливия 1986г.) (24) http://yadi.sk/d/VmJfaOLvBG5Ra
Для защиты от ПРР (ПРС) были разработаны средства отвлечения,получившие индекс 5У24:
- Фотоальбом средств отвлечения ПРС 5У24 (25) http://yadi.sk/d/wJOKT8EcBG4An
- ОКР «Защита-200».Средства радиозащиты огневого комплекса С-200В (С-200) от снарядов самонаводящихся на источники радиоизлучения (индекс 5У24) 1972 г.(26)http://yadi.sk/d/e6YNIPNxBG4ei
- ТТЗ на разработку средств радиозащиты огневого комплекса С-200В(С-200) от снарядов самонаводящихся на источники радиоизлучения.1976 г. (27) http://yadi.sk/d/VysMhxg1C3oFL
- Протокол испытаний средств радиозащиты огневого комплекса С-200В(С-200) от снарядов самонаводящихся на источники радиоизлучения. 1977 г.(29) http://yadi.sk/d/-NqxGfyxC3oUh
- Рабочие чертежи.Инженерное оборудование позиции для изделия 5У24.Книга 1.Технологическое оборудование.Генплан. http://yadi.sk/d/7oX71CnVELvpr
- Антенно-фидерное устройство радиостанции отвлечения снарядов.Эскизный проект.Том 2.Книга 3. 1970 г.https://yadi.sk/d/ogLNrfmhWtQXq
historykpvo-2.ucoz.ru
С-200 (ЗРК) — это… Что такое С-200 (ЗРК)?
ЗРК С-200 | |
---|---|
С-200 | |
Тип: | зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) дальнего радиуса действия |
Страна: | СССР/ Россия |
История службы: | |
Годы эксплуатации: | 1967-настоящее время |
Использовалось: | См. список пользователей |
История производства: | |
Конструктор: | Головной разработчик — НПО «Алмаз» им. А. А. Расплетина (Алмаз-Антей). |
Разработан: | 1967 |
Варианты: | С-200А «Ангара», С-200В «Вега», С-200 «Вега», С-200М «Вега-M», С-200ВЭ «Вега-Э», С-200Д «Дубна» |
С-200 (по классификации НАТО — SA-5 «Gammon») — зенитно-ракетный комплекс дальнего радиуса действия. Предназначен для обороны больших площадей от бомбардировщиков и других стратегических летательных аппаратов. Каждый дивизион С-200 имеет 6 пусковых установок, а также радиолокатор подсвета цели. Кроме того, другие радиолокационные системы дальнего действия могут быть использованы для обнаружения цели и передачи координат цели на радиолокатор подсвета цели (РПЦ). Оригинальная версия была разработана в 1964 году с целью заменить незавершенную противоракету РЗ-25/5В11 «Даль». На вооружении с 1967 года. Это была целенаправленная хитрость со стороны СССР, маскировавших разработку комплекса С-200 показами массивных ракет «Даль».
Следующим комплексом, разработанным в СССР для поражения целей на больших дальностях, стало создание ЗРК С-300.
Ракеты
Каждая ракета запускается четырьмя внешними твердотопливными ускорителями суммарной тягой 168 тс. В процессе разгона ускорителями ракета запускает свой внутренний жидкостный реактивный двигатель, окислителем в котором является азотная кислота. В зависимости от дальности до цели ракета выбирает режим работы двигателя с тем, чтобы ко времени подлета количество топлива было минимальным. Максимальная дальность от 180 до 240 км в зависимости от модели ракет (5В21, 5В21B, 5В28).
Ракета наводится на цель, используя отраженный от цели луч радиолокатора подсвета цели. Полуактивная головка самонаведения расположена в головной части ракеты под радиопрозрачным колпаком и включает в себя параболическую антенну диаметром около 60 см и ламповую аналоговую ЭВМ. Наведение осуществляется методом с постоянным углом упреждения на начальном участке полёта при наведении на цели в дальней зоне поражения. После выхода из плотных слоёв атмосферы или сразу после старта, при стрельбе в ближнюю зону, ракета наводится по методу пропорционального наведения.
Скорость ракеты составляет 1200 м/с. Высота зоны поражения от 300 м до 27 км для ранних, и до 40 км для более поздних моделей, глубина зоны поражения от 7 км до 200 км для ранних, и до 400 км для поздних модификаций.
Боевая часть представляет собой две соединенные между собой сплющенные полусферы диаметром около 80 см, содержащие 80 кг ВВ и в сумме около 10 тыс.стальных шариков двух диаметров: 6 и 8 мм. Подрыв производится при попадании цели в зону срабатывания активного радиовзрывателя. Что составляет приблизительно 60 градусов к оси полёта ракеты и несколько десятков метров.
Для того, чтобы вынудить ракету самоуничтожится, необходимо, чтобы ракета потеряла цель. С земли команду на самоуничтожение дать нельзя. В таком случае можно просто прекратить облучать цель с земли. Ракета произведёт попытку поиска цели и, не найдя её, пойдёт на самоуничтожение. Это единственный способ отменить уничтожение цели после пуска ракеты.
Существовали также ракеты для поражения групповых целей с ядерной боевой частью. Ракета имеет в длину 11 м и весит около 6 т. Бортовая электросеть в полете запитывается газотурбинным двигателем работающем на тех же компонентах, что и маршевый(жидкостной) двигатель ракеты.
Вероятность поражения цели одной ракетой считается равной 80 %, обычно производится запуск очереди из двух, а в условиях РЭБ и из трёх ракет. Вероятность поражения цели двумя ракетами — более 97 %.
Радиолокатор подсвета цели (РПЦ)
Разведывательная РЛС Р-14
Радиолокатор подсвета цели системы С-200 имеет наименование 5Н62 (НАТО: Square Pair), дальность зоны обнаружения около 400 км. Состоит из двух кабин, одну из которых составляет собственно радиолокатор, а во второй находится пункт управления и ЦВМ «Пламя-КВ». Используется для сопровождения и подсвета целей. Является основным слабым местом комплекса: имея параболическую конструкцию способен сопровождать только одну цель, в случае обнаружения отделяющейся цели вручную переключается на нее. Имеет высокую непрерывную мощность в 3 КВт, с чем связаны частые случаи неверного перехвата более крупных целей. В условиях борьбы с целями на дальностях до 120 км может переключаться в сервисный режим с мощностью сигнала 7 Вт для уменьшения помех. Общий коэффициент усиления пятиступенчатой системы усиления-понижения частоты — около 140 дБ. Основной лепесток диаграммы направленности — двойной, сопровождение цели по азимуту осуществляется по минимуму между частями лепестка с разрешением в 2″. Узкая диаграмма направленности в какой-то мере защищает РПЦ от оружия на основе ЭМП.
Захват цели осуществляется в штатном режиме по команде с КП полка, выдающей информацию об азимуте и дальности до цели с привязкой к точке стояния РПЦ. При этом РПЦ автоматически разворачивается в нужную сторону и в случае необнаружения цели переключается в режим секторного поиска. После обнаружения цели РПЦ вычисляет дальность до нее с помощью фазокодоманипулированного сигнала и подает команду ракете на захват цели на автосопровождение. В случае интенсивной РЭБ ФКМ-сигнал не используется для сопровождения цели. Ракета должна поймать отраженнный от цели сигнал РПЦ, после чего может быть дана команда на старт. В некоторых ситуациях возможен пуск без подтвержденного захвата цели ракетой с вероятностью обнаружения и захвата на автосопровождение в полете. Возможно обнаружение целей с помощью разведывательных РЛС полка и самостоятельное силами РПЦ, но в условиях отсутствия централизованной разведывательной информации от радиотехнических войск эффективность применения комплекса С-200 снижается многократно.
Для борьбы с низкоскоростными целями существуют специальные пилообразные сигналы, позволяющие их сопровождать.
Последняя модификация системы — С-200Д так и не была принята на вооружение по той причине, что проблема обнаружения цели на дальности в 550 км даже на высоте в 10000 м с помощью параболического радиолокатора так и не была решена. Также сомнительна эффективность автосопровождения цели ракетой по сильно зашумленному отраженному сигналу.
Другие РЛС
- П-14/5Н84А — РЛС раннего обнаружения (дальность 600 км, 2-6 оборота в минуту, максимальная высота поиска 46 км)
- Кабина 66/5Н87 — РЛС раннего предупреждения(со специальным низковысотным обнаружителем, дальность 370 км, 3-6 оборота в минуту)
- Р-35/37 — РЛС обнаружения и сопровождения (со встроенным опознавателем свой-чужой, дальность 392 км, 7 оборота в минуту)
- Р-15М(2) — РЛС обнаружения (дальность 128 км)
Модификации комплекса
- С-200А «Ангара», ракета В-860/5В21 или В-860P/5В21А, появился в 1967 году, дальность 160 км высота 20 км
- С-200В «Вега», ракета В-860ПВ/5В21П, появился в 1970 году, дальность 250 км, высота 29 км
- С-200 «Вега», ракета В-870, дальность увеличена до 300 км и высота до 40 км с новой, более короткой ракетой с твердотопливным ракетным двигателем.
- С-200М «Вега-M», ракета В-880/5В28 или В-880Н/5В28Н (с ядерной поражающей частью), дальность 300 км, высота 29 км
- С-200ВЭ «Вега-Э», ракета В-880Е/5В28Е, экспортный вариант, только взрывчатая поражающая часть, дальность 250 км, высота 29 км
- С-200Д «Дубна», ракета 5В25В, В-880М/5В28М или В-880МН/5V28МН (с ядерной поражающей частью), появился в 1976 году, взрывчатая и ядерная поражающие части, дальность 400 км, высота 40 км.
На вооружении
Инциденты
4 октября 2001 года оператор украинского дивизиона С-200 на учениях потерял учебную цель, ракета отработала более сильный отраженный сигнал от ТУ-154, летевшего из Тель-Авива (Израиль) в Новосибирск, погибло 78 человек (см.: Катастрофа рейса 1812 над Чёрным морем).
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Заброшенный дивизион ЗРК С — 200.
Спасибо за кино!Что хочется уточнить.
Насчет какого-то там «комбината» не знаю, но вот КЭЧ расшифровывается как Квартирно-Эксплуатационная Часть.
КЭЧ — это городок, вода, канализация, и обслуживание городка, где живут офицеры и члены их семей.
Есть еще «расположение», или солдатский городок, где казармы, штаб, столовая, плац, склады, парк и баня, кафелю которой уделено немалое экранное время. Конечно же, хоть кафель тот и повидал немало голых тел, не думаю, что это самый интересный объект в части, впрочем, как и труба котельной.
А самое интересное, это огневая и техническая позиции. Вот давно рассекреченные картинки с Историка ПВО. Типовой полк из трех дивизионов С-200 на первой картинке, и группа из 5 огневых дивизионов и техдивизион на второй :
Соответственно, для каждого стрельбового канала (огневого дивизиона) по горке для РПЦ, плюс отдельная (на весь полк) горка для позиции радиотехнической роты с обзорным радиолокатором и радиовысотомером. Укрытия для кабин управления, по 6 ПУ в бетонных приямках, рядом с которыми укрытия для запаса второго залпа с автоматической заряжающей машиной.
На позиции техдивизиона — арочные хранилища боезапаса ракет в разобранном виде, резервуары и заправочные посты компонентов ракетного топлива, ангар, в котором проходила проверка ракет при помощи автомобиля АКИПС, и отдельно огороженное обвалованное хранилище спецБЧ. Расположение всех сооружений везде похожее, так что в следующий раз желаю экспедиции изучить поподробнее все интересные места. Да, и в соседней теме про С-200 появился настоящий спец, служивший на таком комплексе. Думаю, он с удовольствием расскажет подробнее и поправит, если я что-то объяснил не так.
caves.ru
Зенитный ракетный комплекс С-200В «Вега»
Описание
Всепогодная зенитная ракетная система большой дальности С-200 предназначена для борьбы с современными и перспективными самолетами, воздушными командными пунктами, постановщиками помех и другими пилотируемыми и беспилотными средствами воздушного нападения на высотах от 300 м до 40 км, летящих со скоростями до 4300 км/ч, на дальностях до 300 км в условиях интенсивного радиопротиводействия.
Разработка зенитной ракетной системы большой дальности была начата в ЦКБ «Алмаз» в 1958 году, под индексом С-200А (шифр «Ангара») система была принята на вооружение войск противовоздушной обороны страны в 1967 г. Практически, все важнейшие объекты страны находились под ее защитой. В последующем система С-200 неоднократно модернизировалась: 1970 г. — С-200В (шифр «Вега») и 1975 г. — С-200Д (шифр «Дубна»). В ходе модернизаций были значительно увеличены дальность стрельбы и высота поражения целей. В систему С-200Д введена модифицированная ракета 5В28М с большой дальностью и возможностью стрельбы по удаляющимся целям «вдогон», а также работы в условиях активных помех. Зенитные ракеты 5В21, 5В28, 5В28М, входящие в состав этих комплексов, разрабатывались в ОКБ-2 МАП (МКБ «Факел») под руководством генерального конструктора П. Д. Грушина., комплекс средств обнаружения и наведения в СКБ-1 «Алмаз» (генеральный конструктор Расплетин А. А.), пусковые установки 5П72В — в КБ специального машиностороения.
ЗРК С-200В поставлялся с начала 1980-х годов под индексом С-200ВЭ «Вега-Э» в ГДР, Польшу, Словакию, Болгарию, Венгрию, КНДР, Ливию, Сирию. В начале 1990-х годов комплекс С-200ВЭ был приобретен Ираном. Экспортный вариант системы отличался от С-200В измененным составом аппаратуры ПУ и кабины управления.
В 1989–1990 годах проводилась модернизация системы С-200В с целью создания «Вынесенной зенитной ракетной батареи» (ВЗРБ), предназначенной для обеспечения пуска ракет по целям, сопровождаемым радиолокатором РПЦ, при удалении стартовой позиции на расстояние до 140 км. Для связи с командным пунктом ВЗРБ придавалась промежуточная кабина сопряжения. К средствам ВЗРБ были предъявлены дополнительные требования по сокращению времени развертывания из походного положения, замене части аппаратуры, сокращению количества кабельных связей и др. Однако в дальнейшем практического продолжения работы по ВЗРБ не имели.
На западе комплекс получил обозначение SA-5 «Gammon».
ЗРК С-200В — одноканальная перевозимая система, размещаемая на прицепах и полуприцепах.
Состав ЗРК С-200В:
Общесистемные средства:
- пункт управления и целеуказания К-9М
- дизельная электростанция 5Е97
- распределительная кабина К21М
- контрольная вышка К7
- Зенитный ракетный дивизион
- антенный пост К-1В с радиолокатором подсвета цели 5Н62В
- аппаратная кабина К-2В
- кабина подготовки старта К-3В
- распределительная кабина К21М
- дизельная электростанция 5Е97
- стартовая позиция 5Ж51В (5Ж51) составе:
- шесть пусковых установок 5П72В с ракетами 5В28(5В21)
- заряжающая машина 5Ю24
- транспортно-заряжающая машина 5Т82 (5Т82М)на шасси КрАЗ-255 или КрАЗ-260
- Автопоезд — 5Т23 (5Т23М),транспортно-перегрузочная машина 5Т83 (5Т83М), механизированные стеллажи 5Я83
Стартовые позиции 5Ж51В и 5Ж51 для систем С-200В и С-200, соответственно, были разработаны в КБ специального машиностроения (г. Ленинград), и предназначены для предстартовой подготовки и пуска ракет 5В21В и 5В21А. Стартовые позиции представляли собой систему стартовых площадок для ПУ и ЗМ (заряжающей машины) с центральной площадкой для кабины подготовки старта, электростанции и систему дорог, обеспечивающих автоматический подвоз ракет и заряжание ПУ на безопасном расстоянии. Кроме того была разработана документация на техническую позицию (ТП) 5Ж61, которая являлась составной частью зенитных ракетных систем С-200, С-200В и предназначалась для хранения ракет 5В21В, 5В21А, подготовки их к боевому использованию и пополнению ракетами стартовых позиций огневого комплекса. В состав комплекса ТП входили несколько десятков машин и устройств, обеспечивающих все работы при эксплуатации ракет.
Комплекс оборудования стартовой позиции включал в себя пусковые установки 5П72, 5П72Б, 5П72В, которые предназначались для проведения предстартовой подготовки, наведения и пуска ракет, заряжающую машину 5Ю24, предназначенную для автоматического заряжания ПУ, ряд машин технической позиции — автопоезд 5Т53 (5Т53М), транспортно-перегрузочную машину (ТПМ) 5Т83 (5Т83М), транспорто-заряжающую машину (ТЗМ) 5Т82 (5Т82М), механизированный стеллаж 5Я83 и другие машины.
Техническая позиция, скомплектованная и развернутая на полигоне Сары-Шаган для опытной проверки, обеспечивала совместные испытания системы С-200 в 1964–1966гг.
ПУ 5П72 представляла собой очень сложную автоматизированную машину и обеспечивала предстартовую подготовку, наведение и пуск ракеты. ПУ оснащена электрическим приводом механизма наведения по азимуту, позволяющим за 35с перебросить на 179° стрелу с ракетой, электрогидравлическим приводом подъемного механизма, который поднимал качающуюся часть с ракетой за 35с на угол возвышения 48°, и электрогидравлическим приводом механизма электровоздухоразъема. Управление работой механизмов ПУ осуществляется по командам из кабины подготовки старта. После пуска ракеты ПУ автоматически пристыковывалась к одной из двух заряжающих машин 5Ю24, на которой имелась ракета, и в автоматическом режиме производилось заряжание.
Заряжающая машина 5Ю24 представляла собой раму на рельсовом ходу с передней и задней опорами для ракеты, механизмами и приводами передвижения ЗМ по рельсам, механизмами сцепления с ПУ 5П72 и досылки ракеты, обеспечивающими автоматический цикл заряжания, включая подъезд к ПУ и возвращение в исходное положение. Рама с устройствами опиралась на двухосные тележки.
В 1981 г. по Постановлению СМ от 16.03.81 г. №277–85 в КБСМ под руководством Главного конструктора Трофимова Н. А. были развернуты работы по созданию стартовой 5Ж51Д и технической 5Ж61Д позиций, пусковой установки 5П72Д и другого оборудования системы С-200Д (Дубна) большой дальности с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Стартовая позиция (СП) 5Ж51Д состояла из шести ПУ 5П72Д, двенадцати ЗМ 5Ю24М, кабины управления КЗД, объединенных в стрельбовой канал. Электропитание средств осуществлялось от дизель-электростанции.
СП оборудована сборно-разборными фундаментами для ПУ, рельсовыми путями для ЗМ и включала площадку для размещения кабины и дизель-электростанции. Средства СП — перевозимые. Время развертывания — с марша 24 часа. ПУ 5П72Д с постоянным положением качающейся части при старте, следящим электроприводом наведения по азимуту, обеспечивала дистанционную автоматическую предстартовую подготовку, отслеживание цели и пуск ракеты. Автоматизированное заряжание (разряжание) ПУ осуществлялось ЗМ 5Ю24М за минимальное время. Также было предусмотрено полуавтоматическое заряжание с помощью ТЗМ 5Т82М из состава ТП 5Ж61Д. Стартовая позиция, пусковая установка, претерпели целый ряд изменений для обеспечения уплотненного по времени графика предстартовой подготовки, стрельбы «вдогон», помехозащищенности. Решена задача значительного уменьшения объема технического обслуживания и увеличения его периодичности. На ПУ переработана и заменена большая часть аппаратуры, в т. ч. аппаратура стартовой автоматики.
Техническая позиция (ТП) 5Ж61Д предназначена для хранения, подготовки к боевому использованию и пополнению ракетами 5В28М стартовых позиций. ТП представляет собой технологический поток, обеспечивающий сборку ракет, их снаряжение, контроль, заправку топливом и окислителем, транспортировку окончательно собранных ракет на СП. При введении модернизированной ракеты 5В28М часть средств оборудования технической позиции 5Ж61Д подвергалась конструктивным переработкам, т. к. ракета 5В28М изменилась по массе и расположению центра тяжести и получила увеличенный слой теплозащитного покрытия.
Конструкторская документация на СП 5Ж51Д, ТП 5Ж61Д, ПУ 5П72Д и другие средства разработана в 1981–1983 г. г. Ленинградский завод «Большевик» изготовил опытные образцы ПУ 5П72Д для проведения стыковки со средствами СП, отработки стрельбового канала и проведения пусков ракет 5В28М (5В28, 5В21А) на полигоне Сары-Шаган. Комплексные заводские и Государственные испытания СП 5Ж51Д и ТП 5Ж61Д, проведенные в 1980–1983 г. г. на полигоне Сары-Шаган (пл. 7,35), дали положительные результаты, подтвердили выполнение требований ТЗ, а СП и ТП были рекомендованы для принятия в эксплуатацию. Серийное производство ПУ 5П72Д проводилось на Киевском заводе «Большевик». а заряжающей машины 5Ю24М — на Донецком заводе «Точмаш».
Радиолокатор подсветки цели (РПЦ) 5Н62В представляет собой высокопотенциальную радиолокационную станцию непрерывного излучения. Она осуществляет сопровождение цели, вырабатывает информацию для пуска ракеты, подсвечивает цели в процессе самонаведения ракеты. Построение РПЦ с использованием непрерывного зондирования цели монохроматическим сигналом и, соответственно, доплеровская фильтрация эхо-сигналов обеспечили разрешение (селекцию) целей по скоростям, а введение фазо — кодовой манипуляции монохроматического сигнала — по дальности. Таким образом, существуют два основных режима работы радиолокатора подсвета цели — МХИ (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовой манипуляции). В случае применения режима МХИ сопровождение воздушного объекта РПЦ осуществляется по трем координатам (угол места — он же аппроксимированная высота цели, — азимут, скорость), а ФКМ — по четырем (к перечисленным координатам добавляется дальность). В режиме МХИ на экранах индикаторов в кабине управления ЗРК С-200 отметки от целей выглядят как светящиеся полосы от верхнего до нижнего края экрана. При переходе на режим ФКМ оператором осуществляется так называемая выборка неоднозначности по дальности (что требует значительных временных затрат), сигнал на экранах приобретает «нормальную» форму «свернутого сигнала» и появляется возможность точного определения дальности до цели. Эта операция обычно занимает до тридцати секунд и при стрельбе на небольшие расстояния не применяется, поскольку выбор неоднозначности по дальности и время пребывания цели в зоне пуска — величины одного порядка.
Зенитная управляемая ракета 5В28 системы С-200В двухступенчатая, выполнена по нормальной аэродинамической схеме, с четырьмя треугольными крыльями большого удлинения. Первая ступень состоит из четырех твердотопливных ускорителей, установленных на маршевой ступени между крыльями.. Маршевая ступень оснащена жидкостным двухкомпонентным ракетным двигателем с насосной системой подачи компонентов топлива в двигатель. Конструктивно маршевая ступень состоит из ряда отсеков, в которых расположены полуактивная радиолокационная головка самонаведения, блоки бортовой аппаратуры, осколочно-фугасная боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом, баки с компонентами топлива, жидкостной ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты. Старт ракеты — наклонный, с постоянным углом возвышения, с пусковой установки, наводимой по азимуту. Боевая часть осколочно-фугасная с готовыми поражающими элементами — 37 тыс. штук весом 3–5 г. При подрыве боевой части угол разлета осколков составляет 120°, что в большинстве случаев приводит к гарантированному поражению воздушной цели.
Управление полетом ракеты и наведение на цель осуществляется с помощью установленной на ней полуактивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН). Для узкополосой фильтрации эхо-сигналов в приемном устройстве ГСН необходимо иметь опорный сигнал — непрерывное монохроматическое колебание, что потребовало создания автономного ВЧ-гетеродина на борту ракеты.
Предстартовая подготовка ракеты, включает:
- передачу данных с РПЦ на стартовую позицию;
- подстройку ГСН (ВЧ-гетеродина) под несущую частоту зондирующего сигнала РПЦ;
- установку антенн ГСН в направлении на цель, а их систем автоматического сопровождения цели по дальности и скорости — на дальность и скорость цели;
- перевод ГСН в режим автоматического сопровождения.
После этого старт осуществлялся уже при автоматическом сопровождении цели ГСН. Время готовности к стрельбе — 1,5мин. При отсутствии в течение пяти секунд сигнала от цели, который обеспечивается при подсвете от РПЦ, головка самонаведения ракеты самостоятельно включает поиск по скорости. Вначале она ищет цель в узком диапазоне, затем после пяти сканирований в узком диапазоне переходит на 30-килогерцевый широкий диапазон. Если подсвет цели радиолокатором возобновился, ГСН находит цель, происходит перезахват цели и дальнейшее наведение. Если ГСН после всех перечисленных способов поиска так и не нашла цель и не перезахватила ее, то на рули ракеты выдается команда «максимально вверх». Ракета уходит в верхние слои атмосферы, чтобы не поразить наземные объекты, и там осуществляется подрыв боевой части.
В ЗРС С-200 впервые появилась цифровая вычислительная машина — ЦВМ «Пламя», на которую возлагались задачи обмена командной и координатной информацией с различными КП и до решения задачи пусков. Боевая работа ЗРС С-200В обеспечивается от средств управления 83М6, автоматизированных систем «Сенеж-М», «Байкал-М». Объединение нескольких одноцелевых ЗРК общим командным пунктом облегчило управление системой с вышестоящего КП, позволило организовать взаимодействие ЗРК для сосредоточения их огня на одной или распределения по разным целям.
ЗРС С-200 может эксплуатироваться в различных климатических условиях.
Первое боевое применение ЗРС С-200 произошло в 1982 году в Сирии, где на дистанции 190 км был сбит самолет ДРЛО E-2C «Hawkeye», после чего американский авианосный флот отошел от берегов Ливана.
Ливийские комплексы С-200 принимали участие в отражении налета американских бомбардировщиков FB-111 и, возможно, сбили один бомбардировщик.
На базе зенитной ракеты 5В28 комплекса С-200В создана гиперзвуковая летающая лаборатория «Холод»для отработки гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ГПВРД). Выбор этой ракеты обуславливался тем, что параметры траектории ее полета были близкими к необходимым для летных испытаний ГПВРД. Немаловажным считалось и то, что эта ракета снималась с вооружения, и ее стоимость была низкой. Боевая часть ракеты была заменена головными отсеками ГЛЛ «Холод», в которых размещались система управления полетом, емкость для жидкого водорода с системой вытеснения, система регулирования расхода водорода с измерительными устройствами и, наконец, экспериментальный ГПВРД Э-57 осесимметричной конфигурации.
war-arms.info