Самоходка су 75: Страница не найдена

Содержание

Самоходная артиллерийская установка СУ-57 (САУ Т-48) образца 1942 года. США

Успешные боевые действия германских танковых войск на начальном этапе Второй мировой войны в Европе, со всей очевидностью показали американцам, что в армии США, по существу, нет не только танков, но и эффективных противотанковых средств. Никаких специализированных противотанковых частей в армии США в то время не существовало.  Первые экспериментальные противотанковые части были сформированы в США в 1941 году в ходе военных маневров в Северной Каролине. К массовому же формированию отдельных батальонов истребителей танков, находившихся в подчинении Главного командования армии США, приступили буквально накануне нападения Японии на базу ВМФ в США в Перл-Харбора.

В Форд-Мид (штат Мэриленд) 1 декабря 1941 года был организован «противотанковый центр», на базе которого начали формироваться батальоны истребителей танков. Они должны  были стать мобильной и хорошо защищенной броней самоходной противотанковой артиллерией, призванной не столько обороняться от танков противника, сколько искать и уничтожать их. Основной для создания новых видов боевой техники послужили американские полугусеничные бронетранспортеры  М2 и М3, на базе которых  в США было создано большое число самоходно-артиллерийских установок, самоходных минометов и зенитных самоходных установок, многие из которых выпускались в значительных количествах и состояли на вооружении американской и других союзных армий в годы второй мировой войны. Первой из них стала самоходно-артиллерийская установка, в которой в качестве базы для размещения полевого 75-мм орудия М1897А3 с коробчатым щитом большого размера, использовался полугусеничный бронетранспортер Half-Track Personel Carrier M 3 - одна из наиболее известных и популярных среди боевых машин союзников в период второй мировой войны. Уже  вскоре после начала производства 75-мм САУ М 3 в апреле 1942 года  на Абердинский полигон на испытания поступил  новый полугусеничный истребитель танков, вооруженный 6-фунтовой (57-мм) английской противотанковой пушкой Mk II, а точнее - ее американским лицензионным вариантом М1. Эта машина, получившая обозначение «Т 48 - 57 mm Gun Motor Carriage», была разработана по инициативе смешанной англо-американской комиссии по вооружению и должна была поступить на вооружение как в США, так и в Великобритании. Однако американцы,  к этому времени уже планировали заменить свои 75-мм САУ М3 более мощными 76-мм самоходно-артиллерийскими установками САУ М 10 (созданными с использованием гусеничного шасси среднего танка М4А2 «Шерманн»), и слабая 57-мм противотанковая САУ им была не нужна. В октябре 1942 года американский заказ на САУ Т 48 сняли, но ее дальнейшую разработку продолжили по британскому заказу, и уже в декабре американская машиностроительная фирма Diamond Т Motor Company начала выпуск самоходных орудий Т 48, но теперь только для англичан.

САУ Т 48 имела классическую капотную компоновку.  В качестве шасси использовались полугусеничные бронетранспортеры  М 2 или М 3 производства фирмы White Motor Company  или их варианты - бронетранспортеры М 5 или М 9 - фирмы International Harvester Company. Ее корпус имел простую коробчатую форму с вертикальными бортовыми и кормовыми стенками  и собирался из катаных броневых листов на каркасе из уголков, соединявшихся винтами. Передняя часть корпуса, включая капот и кабину водителя, была заимствована у бронетранспортера-разведчика Scout Car M3A1. В шасси, трансмиссии и органах управления использовались в основном агрегаты коммерческих машин. Бронекорпус САУ был открыт сверху, и имел  противопульное бронирование с толщиной брони от 6,3 до 13 мм. В кузове размещался артиллерийский расчет из пяти человек и боекомплект из 99 выстрелов. 57-мм противотанковая пушка М 1 с полу­автоматическим вертикальным клиновым затвором монтировалась на пушечной установке Т 5 и устанавливалась в передней части за отделением управления. Прицел - телескопический T18. Пушка снабжалась коробчатым щитом с прикрытием сверху. Горизонтальные углы наведения орудия составляли 56°, а вертикальные от -5° до +16°.

Для стрельбы из пушки применялись унитарные выстрелы с оско­лочной гранатой и бронебойными (остроголовым трассирующим и тупоголовым трассирующим) снарядами. Бронепробиваемость при угле встречи 60° на дальности 500 м составляла 81 мм. Дверь в кормовом листе кузова для посадки и высадки расчета отсутствовала. На машине устанавливался четырехтактные 6-цилиндровые карбюраторные двигатели White 160АХ мощностью 147 л.с. или    International RED-450-B мощностью 141 л.с. Главный фрикцион Spicer сухой, однодисковый. Коробка передач четырехскоростная. Раздаточная коробка, одновременно являвшаяся демультипликатором и смонтированная в одном картере с коробкой передач, имела две передачи - прямую и замедленную. Она обеспечивала передачу крутящего момента к переднему и заднему ведущим мостам, а также отбор мощности на лебедку. Передний мост САУ Т 48 был не только управляемым, но и ведущим, что существенно улучшало проходимость машины. Задний мост Timken 56410-BX-67 - ведущий, гусеничного хода. Дифференциалы переднего и заднего мостов автомобильного типа с полностью взаимозаменяемыми деталями. Передние колеса автомобильные, подвеска переднего моста на полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами. Гусеничный движитель каждого борта состоял из четырех сдвоенных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в две балансирные тележки, объединявшиеся в общий агрегат. Правый балансирный агрегат соединялся с левым поперечной трубой, поэтому эти агрегаты можно было откатить вместе, предварительно отсоединив их кронштейны от рамы бронетранспортера. Подвеска гусеничного движителя балансирная, на ленточных пружинах буферного типа, установленных вертикально. Ведущее колесо переднего расположения комплектовалось стальной ведущей звездочкой, двумя направляющими фланцами и ступицей. Направляющее колесо располагалось сзади. Для предотвращения провисания гусеницы на кронштейне балансирного агрегата устанавливался поддерживающий ролик. Тормоза - колодочного типа, с гидравлическим приводом. Гусеница - резинометаллическая цельная шириной 300 мм с гребнями зацепления, которые одновременно являлись направляющими гусеницы. Для увеличения проходимости на нее надевались специальные грунтозацепы, а на передние колеса - цепи противоскольжения браслетного типа. В передней части машины располагалась однобарабанная лебедка. На некоторых машинах вместо лебедки устанавливался буферный барабан диаметром 310 мм, облегчавший преодоление таких препятствий, как, например, рвы и эскарпы шириной до 1,8 м. Максимальная скорость движения достигала 72 км/ч, запас хода составлял 320 км.

С декабря 1942 по май 1943 года фирма Diamond T Motor Car Company изготовила 962 САУ этого типа (50 САУ в 1942 году и 912 в 1943 году), из которых 680 предназначались для Англии. Впрочем, и в Великобритании САУ Т 48 не прижились, они опоздали, как минимум, на год. Концепция подобного истребителя танков полностью показала свою несостоятельность в 1943 году - к этому времени 57-мм противотанковая пушка уже не могла эффективно бороться с немецкими тяжелыми танками, тем более, что в ее боекомплекте не имелось бронебойных подкалиберных снарядов, а англичане уже сделали ставку на новую 17-фунтовую противотанковую пушку. Поэтому новая машина сразу же оказалась никому не нужна.

Главный заказчик - Англия, приняла только 30 машин, причем,  заменив в них американскую радиостанцию на свою No.19. Вскоре большинство этих САУ Т 48 англичане  переделали обратно в бронетранспортеры М3. В США самоходно-артиллерийская установка Т 48 даже не была  стандартизирована, поэтому в американскую армию была отправлена всего одна машину. Еще 281 Т48 американцы переоборудовали в стандартные бронетранспортеры М3А. Зато Советский Союз проявил интерес к этой практически забракованной самоходке и купил 650 штук. В 1943 году в СССР по ленд-лизу поступила 241 единица, а в 1944 еще 409 штук.

В начале декабря 1943 года в советский Учебный центр самоходной артиллерии поступили первые 84 САУ Т-48, после чего началась подготовка экипажей. В Красной армии самоходно-артиллерийские установки  Т 48 получили обозначение СУ-57, и в 1943 - 1945 годах они  активно использовались в составе отдельных самоходно-артиллерийских бригад: 16-й, 19-й и 22-й (позже преобразованной в 70-й гвардейскую самоходно-артиллерийскую бригаду)  соответственно в 3-й, 1-й и  4-й гвардейских танковых армиях. Каждая  из этих бригад имела в своем составе по 60 - 65 единиц СУ-57. Кроме того, СУ-57, поступили на вооружение подивизионно и побатарейно в разведывательные части и подразделения Красной армии (отдельные бронеавтомобильные разведывательные роты и мотоциклетные батальоны), где они использовались особенно эффективно, являясь по существу полугусеничным бронетранспортером с усиленным вооружением.

СУ-57 активно использовались до самого конца Великой Отечественной войны и принимали участие в Берлинской и Пражской наступательных операциях, хотя как противотанковое средство к  этому времени САУ СУ-57 уже безнадежно устарела. Краткую, но верную характеристику американским самоходкам СУ-57 дал командующий 1-й танковой армией М.Е. Катуков в своем докладе в ГАБТУ 15 октября 1944 года: «Самоходная бригада 57-мм пушек использовалась на танкоопасных направлениях как заслоны. Эти самоходки очень громоздки, а пушка малоэффективна». Помимо Красной армии эту машину использовало и Войско Польское - 15 единиц СУ-57 передали полякам, которые из них сформировали 7-й отдельный дивизион самоходной артиллерии.

САУ СУ-57, экспонирующаяся в Центральном музее Великой Отечественной войны, была собрана из разных частей. Шасси бронетранспортера М3 (переделанного под САУ Т 48),  было обнаружено сотрудником музея В. Стрелко­вым на территории полигона ВВС в  Астраханской области в июле 2000 года, и в октябре того же года передано в дар музею командовани­ем ВВС РФ. 57-мм противотанковая пушка М 1 на пушечной установке Т 5  передана в дар музею ГРАУ Министерства обороны Российской Федерации в апреле 1995 года.

Реставрационно-восстановительные работы проведены в октябре 2000 года в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).

Самая массовая самоходка СССР: лучшая подруга пехоты

Все, кто интересуется военной историей, любят обсуждать красивую и мощную бронетехнику. Легендарные «тридцатьчетверки», грозные «ИСы», мрачные «Тигры» и хищные «Пантеры» — чаще всего интерес вызывают именно они. Но на их фоне часто незаслуженно забывают о «рабочих лошадках войны» — легких, неказистых, но полезных и востребованных самоходках Су-76. Сегодня мы попытаемся исправить эту несправедливость.

Почему не танк?

Су-76 переправляется через реку на пароме. Источник: mag-union.ru.

Су-76 переправляется через реку на пароме. Источник: mag-union.ru.

Ценность танка как вида оружия — в массовом применении. Только будучи сведенными в отдельные быстроходные соединения, танки сыграют в полную силу. Их стихия — длительные марши, рейды по тылам, захват ключевых пунктов и формирование стенок котлов для пойманного в ловушку противника. В начале 1943 года советское командование решило использовать возможности танков по максимуму. Стали формироваться танковые армии нового штата — крупные маневренные соединения, идеальный инструмент для окружения противника.

Но была и обратная сторона медали. Новые соединения поглощали много танков, а это значило, что кто-то получит их меньше, чем мог бы. Этим «кем-то» были обычные стрелковые дивизии, которые встали перед перспективой расплаты за формирование танковых армий. Пехоте требовалось средство замены танка — простое, эффективное и не загружающее производственные мощности танковых заводов.

«Автомобильное» сердце

Сборка Су-76 на ГАЗе. Источник: avt.nn.ru.

Сборка Су-76 на ГАЗе. Источник: avt.nn.ru.

Разрабатывать такое средство начали еще в 1942 году. Взяв за основу легкий танк Т-70, работавший на спарке двух автомобильных двигателей, конструкторы решали одну из важнейших проблем. Такая машина могла производиться на автомобильных же заводах — например, на ГАЗе, где уже делали те же легкие танки. А это значило, что наполнение танковых армий не оставит пехоту без поддержки бронетехники.

Но вооружение легкого танка — 45-мм пушка — было слишком слабым. Для поддержки пехоты требовалось что-то помощнее, чтобы обеспечить и сильный фугасный эффект, и возможность пробивать бронетехнику противника. Логичнее всего было сделать из легкого танка САУ, то есть заменить небольшую башню на неподвижную просторную рубку, а на освободившееся место поставить орудие посерьезнее. Им стала 76-мм пушка ЗиС-3, которую производили в том же Горьком. Казалось бы, все шло по плану…

Устройство Су-76: 1 — крышка трансмиссионного люка; 2 — воздухоочистители двигателей; 3 — коробка передач; 4 — главная передача с бортовыми фрикционами и тормозами; 5 — рычаги управления; 6 — спарка двигателей; 7 — ведущее колесо; 8 — бензобаки; 9 — ящики с инструментами; 10 — кормовая дверь; 11 — маховик поворотного механизма орудия; 12 — маховик подъемного механизма орудия; 13 — панорамный прицел; 14 — цилиндр наката орудия; 15 — цилиндр тормоза отката; 16 — уравновешивающий механизм; 17 — поперечная балка, к которой крепится орудие. Источник — voennoe-obozrenie.ru.

Устройство Су-76: 1 — крышка трансмиссионного люка; 2 — воздухоочистители двигателей; 3 — коробка передач; 4 — главная передача с бортовыми фрикционами и тормозами; 5 — рычаги управления; 6 — спарка двигателей; 7 — ведущее колесо; 8 — бензобаки; 9 — ящики с инструментами; 10 — кормовая дверь; 11 — маховик поворотного механизма орудия; 12 — маховик подъемного механизма орудия; 13 — панорамный прицел; 14 — цилиндр наката орудия; 15 — цилиндр тормоза отката; 16 — уравновешивающий механизм; 17 — поперечная балка, к которой крепится орудие. Источник — voennoe-obozrenie.ru.

Но первоначальный вариант самоходки вышел «сырым». Первые Су-76, поставленные в войска в начале 1943 года, были крайне ненадежны. Во всем был виноват неудачный вариант спарки двигателей — они ставились не вдоль, а параллельно друг другу, что было в новинку для этих моторов. Схема еще не была отработана, и самоходки нещадно ломались. Попытки решить проблему ни к чему не привели, так что пришлось вернуться к «традиционной» системе спарки.

Потерянное время значило, что новые самоходки не насытят войска к Курской битве. Это разъярило вышестоящее начальство. Сильнее всех от его гнева пострадал главный конструктор самоходки Семен Гинзбург. За особое упорство в отстаивании оказавшейся бесперспективной схемы он был отстранен от конструкторских работ и отправлен на фронт — заместителем командира танковой бригады по технической части. Долго провоевать Гинзбургу не пришлось — 3 августа 1943 года он погиб под Курском…

Испытание делом

Временами Су-76 использовались для доставки раненых через опасные зоны. Источник: waralbum.ru.

Временами Су-76 использовались для доставки раненых через опасные зоны. Источник: waralbum.ru.

Материалы по теме

К концу лета 1943-го Су-76 серьезно модернизировали и запустили в по-настоящему массовое производство. Надежность достигалась не только за счет выбора другой спарки двигателей — было решено еще и облегчить машину. Пришлось «утончить» и без того слабую броню, а также отказаться от бронирования крыши и задней части. Последнее отразилось в одном из фронтовых прозвищ самоходки — «Голож*пый Фердинанд». Грустная ирония, конечно, отсылала к знаменитой немецкой САУ. «Фердинанд» походил очертаниями на Су-76, но был намного лучше защищен, так как относился к другому классу машин.

Не более приятным было и другое прозвище — «сука». Да, Су-76 не могла похвастаться серьезной броней. Но специфика применения ее и не требовала. Конечно, любая попытка возглавить атаку на этой самоходке терпела провал. Но САУ поддержки пехоты должна была находиться в 200–300 метрах позади наступающих войск, поддерживая их огнем. В этих случаях Су-76 были очень эффективны, становясь вечным спутником и помощником пехоты, которая предпочитала быть поддержанной такими самоходками, чем воевать в одиночестве.

Пехота и самоходки нуждались друг в друге. Первая получала непосредственную поддержку в бою — броневые машины могли двигаться за наступающими и поражать неприятеля прямой наводкой. А жизни экипажей Су-76, в свою очередь, зависели от пехотного прикрытия — вездесущие автоматчики защищали самоходки от «фаустников» и вражеских пехотинцев с ручными гранатами. Экипажи эту заботу ценили и стремились поддержать своих как можно более плотным огнем. Некоторые достигали в этом деле особых высот, умудряясь нагружать в рубку Су-76 почти в два раза больше снарядов, чем положено.

Пехота на броне Су-76, Германия, январь 1945 года. Источник: waralbum.ru.

Пехота на броне Су-76, Германия, январь 1945 года. Источник: waralbum.ru.

Материалы по теме

Этим умения экипажей не ограничивались. Так, наводчик Су-76 Станислав Горский описывает ситуацию, когда его самоходке удалось подкрасться к старому немецкому форту. Из амбразуры бил пулемет, но не прицельно — Су-76 скрывалась за густыми кустами. Выстрелить и попасть из-за них было невозможно, но появление на открытом пространстве подставляло бы самоходку под огонь противотанковых орудий.

Экипаж принял правильное решение и очень профессионально реализовал его — взревев спаркой двигателей, Су-76 выскочила на открытое пространство. В распоряжении наводчика были считаные секунды, но они не пропали зря — Горский положил снаряд точно в амбразуру. Сразу после выстрела мехвод включил заднюю, и самоходка попятилась назад, скрывшись в кустах еще до первых выстрелов немецких пушек. Неприятельский пулемет замолчал, что дало шанс прячущимся в кустах автоматчикам. Совершив стремительный рывок, они захватили форт, показав отличный пример взаимодействия самоходчиков и пехоты.

Су-76 стала самой массовой САУ Советского Союза — было выпущено более 14 тысяч единиц. Без ее участия не обходилась ни одна крупная операция завершающего периода ВОВ, самоходки вносили свою лепту везде — от Румынии до Северной Норвегии и занятой японцами Маньчжурии. Но и это не был конец боевого пути — как минимум 75 машин были переданы КНДР, некоторые из них принимали участие в Корейской войне.

в феврале 1943 года на фронте появились СУ-122 — Российская газета

В феврале 1943 года впервые были применены советские самоходно-артиллерийские установки СУ-122. Они участвовали в операции 54-й армии в районе Смердыни в составе 1433-го и 1434-го самоходно-артиллерийских полков на Волховском фронте. Эта машина стала одной из первых разработанных в Советском Союзе САУ, принятых в крупносерийное производство.

Над оснащением Рабоче-крестьянской Красной армии конструкторы работали с 1930-х годов. В числе предложений была и новая бронированная машина, предназначенная для огневой поддержки пехоты и танков на поле боя.

19 октября 1942 года было принято постановление, по которому Уральский завод тяжелого машиностроения обязали срочно разработать бронированную 122-миллиметровую самоходную гаубицу для подавления огневых точек и борьбы с танками противника. Самоходную артиллерийскую установку СУ-122 разработали на базе среднего танка Т-34 и вооружили гаубицей М-30 образца 1938 года.

Конструктор бронетехники Л.И. Горлицкий вспоминал, что все буквально жили в своем КБ. "Чертежи на некоторые узлы и детали делали уже после их готовности, а рабочие в цехах работали по эскизам. Но я не помню, чтобы кто-то жаловался на их качество. Понятно, что у нас не было никакой оснастки и приспособлений, все придумывали на месте, в перспективу. А первый образец делали с большим количеством пригоночных работ", - написал Горлицкий.

Начало заводских испытаний запланировали на 25 ноября, но приступили к ним 30-го. Прототип выполнил пробег в 50 километров и из его орудия сделали 20 выстрелов. Во время испытаний выявили ряд недостатков. Во-первых, крепления досылателя и устройство фиксации орудия в походном положении оказались ненадежными, плохой была и вентиляция боевого отделения, при поворотах ствола "до упора" вправо-влево образовывались щели между защитной маской и броневым корпусом. Были проблемы и с наведением орудия.

Какие-то недостатки сразу исправляли, какие-то требовали серьезной работы. Но уже в начале декабря СУ-122 запустили в серийное производство. В его процессе машина подвергалась многочисленным доработкам, связанным с поспешным тестированием и принятием на вооружение.

СУ-122 предназначалась для поддержки и сопровождения танков. Бронированные машины предвоенного и первого военного периода имели серьезный недостаток - эффективный огонь по противнику могли вести на достаточно коротких расстояниях - от 600 до 900 метров, у них был и ограниченный обзор. Поэтому и нужна была артиллерийская установка с гаубицей более крупных калибров для эффективного подавления боевых точек противника.

Всего изготовили 638 самоходных установок СУ-122. Уже в августе 1943 года им на смену начали поступать САУ СУ-85, которые относились к классу истребителей танков.

Самоходная установка СУ-122 имела следующие характеристики: экипаж - пять человек, вес - 29,6 тонны, длина корпуса - 6,95 метра, ширина - три метра.

Самые грозные советские самоходки времен войны

На фронтах Великой Отечественной войны советские САУ массово появились сравнительно поздно, лишь в конце 1942 года. Но это опоздание компенсировалось целой серией удачных машин, которых любили и уважали солдаты. О головной боли немецких танков и ДОТов - в этом материале.

Су-76


Самоходная артиллерийская установка Су-76 на улице Вены, 1945 год. Фото: В. Гальперин / РИА Новости www.ria.ru

Эта самоходная артиллерийская установка была создана в 1942 году на базе легкого танка Т-70. Всего же выпущенных САУ этого типа было более 13000! Такая популярность объясняется довольно просто. Во-первых, орудием Су-76 являлась универсальная дивизионная пушка ЗИС-3 калибром 76,2 миллиметра, которая на тот момент уже доказала свою пользу. Ее подкалиберные снаряды с дистанции в полкилометра могли пробивать любые танки противника, правда, "Тигры" и "Пантеры" все же рекомендовалось бить в борта. Во-вторых, открытая рубка машины помогала экипажу теснее взаимодействовать с пехотой, например, в условиях городского боя. Из минусов - почти полное отсутствие бронирования, лишь несколько миллиметров стали отделяли экипаж от шальных пулеметных очередей. Но все же эта САУ была очень популярна, ведь ее подвижность была как у легких танков Красной Армии, а орудие куда как сильнее.

Су-85 и Су-100


Самоходные орудия Су-100 на площадке Челябинского тракторного завода перед отправкой на фронт, 1942 год. Фото:архив ТАСС

Следующей вехой развития отечественных САУ стала Су-85, которая относилась к классу истребителей танков. Су-85 была построена на базе легендарного танка Т-34 в 1943 году, а ее орудием была 85-миллиметровая пушка Д-5С-85. Надо сказать, что это была первая САУ, которая могла на равных сражаться с танками немцев. С расстояния более километра экипаж Су-85 мог вывести из строя любой танк противника, например, "Пантера" легко пробивалась в маску орудия подкалиберными снарядами. Также САУ сохранила маневренность и скорость своего "родственника" Т-34, и эта подвижность много раз спасала экипажам Су-85 жизнь. И под огнем самоходка чувствовала себя не в пример комфортнее, чем Су-76 - наклонная броня уже была не противопульной и с достоинством держала удар.

С появлением у немцев новых танков типа "Тигр-2" и САУ "Фердинанд" остро встал вопрос об увеличении мощности орудий советских противотанковых САУ. Было решено использовать базу танка Т-34-85 и 100-миллиметровую пушку Д-10С. В рекордно короткие сроки, к зиме 1943 года, конструкторское бюро Уралмашзавода представило на суд комиссии новую самоходку Су-100. Главным отличием от Су-85, естественно, являлась новая, более мощная пушка и наклонная лобовая броня толщиной 75 миллиметров. Несмотря на короткие сроки разработки и в целом удачный проект, Су-100 появились на фронте лишь в январе 1945 года. Городские бои оказались "коньком" самоходки, которая зачастую одним выстрелом фугасного снаряда "сдувала" огневые точки врага. Интересно, что спустя 70 лет Су-100 все еще находится на вооружении либо на хранении в добром десятке стран мира, лишний раз доказывая свою простоту и надежность.

Су-152 и ИСУ-152


ИСУ-152 в Берлине, 1945 год. Фото: ТАСС

"Зверобои", "консервные ножи" и множество других прозвищ дали этим могучим близнецам. Боевое крещение Су-152 получила в великом сражении на Курской дуге, где сразу же зарекомендовала себя как прекрасный истребитель немецких "кошек". Орудие самоходки - 152-миллиметровая пушка МЛ-20С - комплектовалось всеми видами 152-миллиметровых снарядов, но на деле экипажам необходимы были лишь осколочно-фугасные и бетонобойные. Одного попадания такого многокилограммового "ядра", щедро начиненного тротилом, было достаточно, чтобы убить весь вражеский экипаж и сорвать с погона башню. Зачастую от такого попадание еще и детонировал боекомплект, потревоженный ударной волной - тогда все вокруг могли лицезреть бесплатный салют.

Известно интервью, которое дал фронтовому корреспонденту командир 399-го самоходного полка подполковник Кобрин:

"...Вы представьте себе такую картину... Как сейчас помню: высота 559,6. Командир Рыбалко с нами. Самоходная установка Клименкова тут же стоит - в охране штаба. Идет деловой разговор. И вдруг слева идут немецкие танки. Восемнадцать штук! Идут колонной... Что будет? Рыбалко чуточку изменился в лице - на щеках заходили желваки. Командует Клименкову, который стоял рядом: "Запретить путь немецким танкам огнем!" - "Есть запретить!" - отвечает Клименков и - к машине. И что вы думаете? Первым же снарядом с тысячи восьмисот метров зажег головной танк, второй начал из-за него выползать - он его подбил, третий полез - он и его разбил, а потом и четвертый... Остановил-таки гитлеровцев, они попятились, думая, что тут целая батарея".

Чудовищная мощь орудия повсеместно использовалась для подавления огневых точек и ДОТов врага. Даже если бетонная стена выдерживала попадание снаряда, то люди внутри получали контузии и разрыв ушных перепонок.

Ближе к концу войны появляется самоходка ИСУ-152, во многом очень схожая с предшественницей. Главным ее отличием является шасси танка ИС, а следовательно большая подвижность, полезная для городских боев. Известный танкист Дмитрий Лоза в своих мемуарах вспоминал:

"Самоходка, шлепая по асфальту широкими гусеницами, заняла позицию на одной из улиц, выходящей на юго-восточную сторону площади... То самое любопытство, которое сгубило больше девственниц, чем любовь, потащило нас на улицу посмотреть, как самоходчики одним снарядом разнесут на куски немецких артиллеристов с их пушкой. Танкисты и десантники расположились возле "зверобоя" и стали ждать… Венские улочки, разбегавшиеся в разные стороны от центральной площади, не широкие. Красивые дома с венецианскими окнами высятся по их обеим сторонам. Грохнул выстрел крупнокалиберной пушки самоходки. Резко колыхнулся воздух. Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стекла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой. Их тяжелые осколки посыпались на головы "зрителей", в результате были ранены руки и спины у десяти человек, а у двоих сломаны ключицы. Благо танкисты были в шлемах, десантники - в касках, и головы остались целы!".

Как и Су-100, ИСУ-152 до сих пор несут службу в армиях Вьетнама и Северной Кореи, все так же приводя солдат в благоговение своей разрушительной мощью.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 - парк Патриот

Находилась на вооружении Советской Армии еще на протяжении нескольких десятилетий после войны, периодически модернизируясь

Описание:

САУ СУ-100 - советская самоходно-артиллерийская установка периода Второй мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Разработана в 1943 - 44 годах конструкторским бюро «Уралмашзавода» в Свердловске под руководством главного конструктора Льва Израилевича Горлицкого. При создании использовалась база танка Т-34-85 с учетом опыта разработки САУ СУ-85, ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. 

Выпускали СУ-100 на «Уралмашзаводе» и на Омском заводе № 174. Предназначалась для поддержки пехоты на поле боя, борьбы с танками противника. Всего в СССР и Чехословакии с 1944 по 1956 год было выпущено до 4976 САУ этого типа. 

Самоходка имела классическую компоновку: впереди боевое отделение, совмещенное с отделением управления, далее - моторное и трансмиссионное отделения. По периметру башенки было пять смотровых щелей, обеспечивавших круговой обзор. Во вращающейся крыше башенки установлен перископический смотровой прибор. 

САУ СУ-100 применялись в операциях заключительного этапа Великой Отечественной и советско-японской войн. Боевое крещение состоялось в январе 1945 года в ходе Будапештской операции. Звездный час самоходки наступил вовремя Балатонской операции в марте 1945г., где СУ-100 применили в массовых количествах при отражении последнего крупного немецкого контрнаступления на территории Венгрии. Они показали себя высокоэффективным средством в борьбе с германской тяжёлой бронетехникой и в Верхне-Силезской и Берлинской операциях. 

В послевоенные годы СУ-100 по лицензии выпускались в Чехословакии. За создание боевой машины группа разработчиков во главе с Л.И. Горлицким получила Сталинскую премию. САУ состояли на вооружении СССР и стран - участниц Варшавского договора, стран Азии, Африки и Латинской Америки. Применялись в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Анголе. К концу XX века САУ была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран. Самоходки входили в Ограниченный контингент советских войск в Афганистане в 1979 - 1980-х годах. 

Участвовали САУ СУ-100 и в съемках фильма «На войне как на войне», снятом по повести В. Курочкина. Легендарные самоходки участвовали в парадах Дня Победы 1985 и 1990 годов на Красной площади в Москве. Экспонат расположен на Музейной площадке №1 в парке «Патриот»

«Коломбина» СУ-76 глазами мехвода на фоне СУ-122, «Артштурма» и Т-IV

СУ-76 - самый легкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в СССР в годы Великой Отечественной, зачастую вызывал  весьма негативные оценки ветеранов и военных историков.  Известно крайне нелестное наименование СУ-76 – «братская могила экипажа».

СУ-76 - самый легкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в СССР в годы Великой Отечественной, зачастую вызывал  весьма негативные оценки ветеранов и военных историков.  Известно крайне нелестное наименование СУ-76 – «братская могила экипажа».

Оно и понятно – машина с противопульным бронированием, со слабеньким для 1943 - 45 годов 76-мм орудием вряд ли могла потрясти своей мощью. А уж вариант с открытым верхом и низкой задней стенкой и вовсе не вызывает энтузиазма. Сразу возникает мысль об ощущениях экипажа зимой и о его потерях от осколков и пуль.

Братская могила экипажа?

Тем не менее, и у этой специфической машины были свои горячие поклонники. Вот, например, как о СУ-76, прозванной «Коломбина», вспоминал Рем Уланов, воевавший на этой самоходке мехводом, затем командиром: «Первый вариант СУ-76 (СУ-12) имел по два шестицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-202 мощностью 75 л.с. каждый - со своими радиаторами, своими муфтами сцепления, своими коробками передач, своими главными передачами. Эти агрегаты располагались в передней части корпуса машины, а между ними находилось место механика-водителя. Можно себе представить, как сложно было управлять двумя коробками передач, двумя муфтами сцепления?

Судьбу самоходки решили два известных советских конструктора - Липгарт и Астров. В 1942 году, на Горьковском автозаводе они создали САУ на основе двигателей ГАЗ-202. Теперь силовой агрегат состоял из двух двигателей, с последовательно соединенными коленчатыми валами. Этот агрегат, установленный на общей штампованной раме, имел уже одну двухдисковую муфту сцепления и одну четырехскоростную коробку передач. Производил их московский, а позднее уральский ЗИС. Агрегат, суммарной мощностью 150 л.с., располагался по правому борту корпуса и был, несмотря на значительную длину, компактен и сравнительно удобен для обслуживания. Объединенная система охлаждения, с одним сотовым радиатором и шестилопастным вентилятором, обеспечивала нормальную работу двигателя. Упростилась и главная передача, заимствовавшая большую часть элементов от массового довоенного танка Т-26. Так появилась СУ-76 (СУ-15). Открытый верх и низкая задняя стенка обеспечивали наилучшие условия, для ведения интенсивного огня». 

Хуже, чем СУ-76

Любопытное сравнения своей машины сделал Уланов: «Немецкая самоходка «Артштурм» с 75-мм орудием (это советское обозначение StuG 40), закрытая полностью, была красива внешне, но расчет действовал в страшной тесноте, а загазованность продуктами сгорания пороха и накопления снарядных гильз делали длительное нахождение экипажа физически невозможным».

А на трофейном немецком танке Т-IV Уланову довелось поездить некоторое время после контузии, госпиталя и попадания в другую часть:

«Узнав, что я механик-водитель и шофер, меня «купил» представитель 26-й отдельной роты охраны штаба 13-й армии. Там меня посадили на единственный в роте трофейный танк T-IV. Попробовав его на ходу и проехав несколько десятков километров, я мог оценить его ходовые качества и удобство управления. Они были хуже, чем у СУ-76. Огромная семискоростная коробка передач, располагавшаяся справа от водителя, утомляла жаром, воем и непривычными запахами. Подвеска танка была жестче, чем у СУ-76. Шум и вибрация от мотора «Майбах» вызывала головную боль. Танк пожирал огромное количество бензина. Десятки ведер нужно было заливать через неудобную воронку».

Что по этому поводу немцы бы сказали? Согласились бы или нет с мнением Уланова?

Надо отметить, что и советские СУ-122 удостоились негативной оценки на фоне «Коломбины» : «В конце августа 1943 года наш полк был передислоцирован со станции Икша в Ивантеевку. Мне довелось вести одну из учебных самоходок по дорогам Подмосковья. Тогда я вполне прочувствовал отличные ходовые качества и прекрасную управляемость «Коломбины». Все машины прошли этот путь без поломок. Самоходки же, с 122-мм орудием на базе Т-34 (СУ-122), из-за неисправностей пришли в Ивантеевку только на второй день». 

Просто поразительно, как высоко оценивал не самую популярную, слабо защищенную броней САУ человек,  на ней рисковавший своей жизнью. При этом невозможно усомниться в профессионализме автора. Помимо фронтового опыта он еще и обладал опытом испытателя бронетехники – занимался этим в Кубинке после войны.

Может быть,  распространенная не слишком высокая оценка СУ-76 была вызвана не столько ее конструктивными недостатками, сколько неправильным использованием? Эта самоходка подходила для огневой поддержки пехоты в роли легкого штурмового орудия, но обладала слишком слабыми броней и пушкой для борьбы с немецкой бронетехникой второй половины войны…

Максим Кустов

Опубликовано 30.06.2017

СУ-76М (СУ-15) и другие самоходные артиллерийские установки ГАЗ

Как и многие автозаводы Советского Союза в годы войны Горьковский автозавод был переориентирован на выпуск военной продукции. ГАЗ серийно выпускал самоходные артиллерийские установки СУ-76М — самую массовую САУ времен войны. Кроме того конструкторы завода разрабатывали и другие самоходки, причем весьма интересные.

ГАЗ-71 (СУ-71), ГАЗ-72 (СУ-72)

ГАЗ-71

В 1942 году Главное бронетанковое управление (ГАБТУ) обратилось к Горьковскому автозаводу с просьбой создать легкую артиллерийскую установку с пушкой калибра 76-мм. ГАЗ уже имел опыт по выпуску и модернизации легких танков Т-60 и Т-70, поэтому от работы отказываться не стал.

Осенью 1942 года были построены три экспериментальных САУ ГАЗ-71 (конструктор В.А.Соловьев) и одна зенитная самоходная установка ГАЗ-72 (конструктор А.С.Маклаков). Обе машины базировались на удлиненном и основательно переделанном шасси танка Т-70. Задние звездочки приводили в движение спаренная силовая установка из двух моторов ГАЗ-202, суммарной мощностью 140 л.с. Основным вооружением ГАЗ-71 являлась 76-мм пушка ЗИС-3, а ГАЗ-72 оснащалась 37-мм зенитной пушкой 61-К.

В серию машины не пошли ввиду низкой надежности и неудовлетворительной боевой эффективности.

ГАЗ-15-126 (СУ-76М, СУ-15)

СУ-76М

Тем не менее опыт по созданию ГАЗ-71 горьковцам пригодился. В 1943 году КБ ГАЗ поручили модернизировать неудачную САУ СУ-76 разработанную на кировском заводе №38.

Ведущий конструктор Владимир Алексеевич Дедков серьезно перекомпоновал машину и использовал силовую установку ГАЗ-203 от танка Т-70. Она представляла собой тандем из двух последовательно спаренных двигателей ГАЗ-202. Такое решение позволило значительно увеличить надежность силовой установки. Ходовая часть была практически полностью аналогична танку Т-70, разве что удлинена на один каток.

В целом СУ-76М получилась компромиссной, со множеством достоинств и недостатков. В войсках машину хвалили за отличную маневренность и легкий вес. САУ могла с легкостью преодолевать бездорожье недоступное для более тяжелой техники. С другой стороны низкая масса машины была обусловлена ее слабым противопульным бронированием. Как бы то ни было СУ-76М (СУ-15) успешно выпускалась на ГАЗе вплоть до 1945 года. Всего завод выпустил 9133 самоходок.

ГАЗ-74 (СУ-74Б), ГАЗ-74Д (СУ-74Д)

ГАЗ-74Д

Параллельно с освоением СУ-76М, на ГАЗе велась разработка истребителя танков — ГАЗ-74. Ведущим конструктором машины назначили Александра Сергеевича Маклакова.

САУ с однотипным сварным бронекорпусом закрытого типа без башни, отличалась рациональными углами наклона листов и низким силуэтом. В качестве основного вооружения использовалась опытная противотанковая пушка 1-С-57 калибром 57 мм. Вдоль правого борта маховиком вперед располагался форсированный до 104 л.с. двигатель ЗИС-16. Кроме того на ГАЗе собрали еще одну самоходку ГАЗ-74Д оснащенную ленд-лизовским дизелем фирмы GMC на 110 л.с., 76-мм пушкой Ф-34 и усиленным бронированием в лобовой части.

Машины получились достаточно перспективные, но к тому времени их орудия уже считались малоэффективными и в серию они не пошли.

ГАЗ-75

ГАЗ-75

Очевидным развитием горьковских самоходок стало улучшение их боевой эффективности путем установки более мощных пушек. В 1944 году на базе ГАЗ-74Д в Горьком собрали экспериментальную САУ ГАЗ-75 (конструктор И.В.Гавалов) с 85-мм пушкой Д-5-С.

В моторном отделении в кормовой части располагался двигатель-тандем ГАЗ-203 мощностью 140 л.с. С ним боевая машина массой в 15 т могла разгоняться до 37 км/ч. При сопоставимой с СУ-85 (САУ на базе Т-34) огневой мощью, газовская самоходка была вдвое легче, а ее лобовая броня в 82 мм — вдвое толще.

Тем не менее постановку на производство ГАЗ-75 признали нецелесообразной, так потребовалась бы серьезная перестройка мощностей завода.

ГАЗ-15А (СУ-85А), ГАЗ-15Б (СУ-85Б)

ГАЗ-15А (СУ-85А)

После отказа от принципиально новой самоходки ГАЗ-75, газовцы занялись усовершенствованием СУ-76М путем установки на нее 85-мм пушки Д-5-С. Опытный образец, постройки 1944 года, получил обозначение ГАЗ-15А (конструктор В.С.Соловьев).

Новая пушка потребовала модернизации ходовой части. Шасси усилили путем установки дополнительных рессор к торсионам передних и задних катков, а вместо поддерживающих катков установлены склизы.

В ходе дальнейшего совершенствования машины, в апреле 1945 года был построен второй опытный образец ГАЗ-15Б. Он получил новую 85-мм пушку ЛБ-2 и форсированный до 160 л.с. двигатель ГАЗ-203Ф.

САУ в серию не пошла, к моменту завершения испытаний война уже закончилась.

Самоходные артиллерийские установки ГАЗ

С самого начала войны автостроители из Горького занимались разработкой, модернизацией и постройкой в общем-то непрофильной для себя техники. Впрочем, как и многие другие автозаводы Советского Союза.

Как бы то ни было конструкторы ГАЗа вынесли для себя огромный опыт, который пригодился им при создании новых, уже сугубо мирных машин. Но об этом поговорим в следующий раз.

САУ СУ-76

В Советском Союзе в 1930-е годы предпринимались попытки создания самоходных артиллерийских установок. Но все опытные образцы самоходных установок так и остались опытными образцами и не были запущены в серийное производство. В начале Великой Отечественной войны вместе с отступающими советскими войсками были эвакуированы танкостроительные заводы. Поскольку, прежде всего, нужно было массово производить танки, необходимые для фронта, разработка и производство самоходных установок были отложены на неопределенный срок.

СУ-76 была разработана совместно конструкторскими бюро завода №38 в городе Киров летом 1942 года, большую роль в создании САУ сыграл Семен Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по его создание. Первые боевые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года и оснащались неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с.Эта силовая установка была очень сложной в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально самоходки были полностью бронированными, что приводило к неудобству экипажа в боевом отделении. Эти недостатки выявились при первом боевом применении советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 было приостановлено, а конструкция отправлена ​​на доработку.

Тем не менее результат в целом был удручающим. Для Зальцмана эта история тоже не прошла бесследно - 28 июня его сняли с должности наркома танковой промышленности. По результатам служебного расследования одним из главных виновников был назван С.А.Гинзбург, которого отстранили от проектных работ и отправили на фронт в составе 32-й танковой бригады, в которой он занял должность заместителя технолога. Боевая карьера Семена Александровича была недолгой: он погиб 3 августа 1943 года в районе села Малая Томаровка Курской области.

СУ-76М

Тем не менее потребность в легких САУ была настолько острой, что вернувшийся на пост наркома танковой промышленности В.А. Малышев объявил конкурс на лучшую конструкцию этого типа машины. В нем приняли участие бригады завода № 38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) под руководством Н. А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки легких и плавающих танков. Их прототипы отличались рядом конструктивных элементов, но главным нововведением стало использование сдвоенной установки двигателей ГАЗ-203 от легкого танка Т-70, в которой оба мотора были расположены последовательно и работали на общем валу.Соответственно, машину переделали под установку большой силовой установки. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства легких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в Мытищах приступили к серийному выпуску легких самодельных танков. самоходная артиллерийская установка с силовой установкой ГАЗ-203, получившая армейский индекс СУ-76 (такой же, как у исходной версии, без индекса М).

Завершение эвакуации заводов в 1942 году позволило увеличить производство бронетехники и танков.После этого стало возможным, помимо танков, производить и самоходные установки. Перед советскими инженерами стояла задача создать легкую самоходку, вооруженную 76-мм пушкой. К декабрю 1942 года были построены опытные образцы самоходной установки, получившие обозначение СУ-76. После завершения испытаний новая САУ была принята на вооружение. Серийное производство началось в начале 1943 года.

Новая САУ построена на базе легкого танка Т-70. В качестве шасси САУ СУ-76 использовалось усиленное шасси легкого танка Т-70.Из-за необходимости разместить в боевой машине достаточно крупную артиллерийскую систему, корпус исходного танка пришлось удлинить, а после него удлиняли и шасси на одну пару опорных катков (по 6 опорных катков на борт). Во всем остальном корпус СУ-76 повторял корпус Т-70.

Эта модернизация (уже без бронекрыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в производство летом 1943 г., ряд САУ этого варианта успели попасть на фронт к началу Курская битва.Вооружение СУ-76 состояло из 76-мм пушки ЗИС-3. Максимальная толщина брони составляла 35 мм. Силовая установка состояла из двух параллельно работающих двигателей ГАЗ-202, каждый мощностью 70 л. с участием. Максимальная скорость по шоссе составляла 45 км / ч. Экипаж состоял из четырех человек. Боевая масса составляла 11,5 тонны. За счет невысокого удельного давления на грунт СУ-76 обладал хорошей проходимостью.

Общий выпуск всех модификаций СУ-76 к июню 1945 года составил 14 292 машины - примерно 60% от выпуска всех САУ за годы войны.Производство велось на заводах № 38 (Киров), № 40 (Мытищи) и ГАЗ им. Молотова (Горький).

Модернизированная машина поступила в войска вовремя, но встретила неоднозначный личный состав - отношение варьировалось от суки до «братской могилы экипажа». Первое негативное впечатление сложилось из-за того, что сначала самоходки пытались использовать как танки. Итак, первые СУ-76 были отправлены в самоходно-артиллерийские полки (САП) смешанного состава. Летом 1943 года было принято штатное расписание облегченного САП, согласно которому в нем числилась 21 машина.Только со временем стало понятно, что основная задача СУ-76 - сопровождать пехоту и тесно взаимодействовать с ней; Задачи управления танком перешли к более мощным артиллерийским системам на базе Т-34 и ИС-2. Поэтому в конце 1944 года начали формироваться самоходно-артиллерийские дивизии из 16 машин, входившие в состав стрелковых дивизий.

Конечно, СУ-76 имела штатный боекомплект 60 снарядов и бронебойные снаряды, но его главным преимуществом были компактность, высокая маневренность, возможность работы на лесистой и заболоченной местности и на мягких грунтах (удельное давление на грунт - 0 .545 кг / см 2) боевые порядки пехоты, огневые доты и укрепленные здания.

Кстати, использование СУ-76 на завершающем этапе войны при штурме городов выявило еще один недостаток - полуоткрытое боевое отделение, удобное для работы, когда обычная ручная осколочная граната попала в него, повернулась в братскую могилу для всего экипажа. С другой стороны, машина имела огромное преимущество перед любым другим нашим танком или САУ, ведь именно открытое боевое отделение предотвратило гибель экипажа и машины в случае попадания кумулятивного снаряда, в том числе немецкие фаустпатроны, панцерфаусты и парцертреки.

Первая партия СУ-76 (25 штук) была изготовлена ​​к 1 января 1943 года и отправлена ​​в учебный центр самоходной артиллерии. В конце января первые два самоходно-артиллерийских полка смешанной организации (1433-й и 1434-й сапы) были отправлены на Волховский фронт для участия в прорыве блокады Ленинграда. В марте 1943 года были сформированы еще 2 полка - 1485-й и 1487-й, которые воевали где-то на западном фронте.

По состоянию на 1943 год в составе легкого самоходно-артиллерийского полка насчитывалась 21 САУ СУ-76М.В конце 1944 - начале 1945 года для стрелковых дивизий было сформировано 70 самоходных артиллерийских дивизий СУ-76М (по 16 машин в каждой). В первой половине 1944 года началось формирование легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК (60 СУ-76М и 5 Т-70).

К концу войны Красная Армия располагала 119 легкими самоходными артиллерийскими установками. полков и 7 самоходно-артиллерийских бригад. 130 единиц СУ-76М были переданы польской армии. На базе СУ-76М была создана ЗСУ-37, вооруженная 37-мм автоматической зенитной пушкой.Выпускался на заводе №40 в Мытищах. Я не успел принять участие в войне. В 1945-1946 годах их было изготовлено 75 штук. Низкое удельное давление на грунт позволяло самоходке нормально передвигаться по болотистой местности, где неминуемо застревали бы другие типы танков и САУ. Это обстоятельство сыграло большую положительную роль в боях 1944 года в Белоруссии, где болота играли роль естественных преград для наступающих советских войск. Также СУ-76М хорошо зарекомендовала себя в городских боях - открытая рубка, несмотря на возможность поражения экипажа огнем стрелкового оружия, обеспечивала лучшую обзорность и позволяла очень тесно взаимодействовать с бойцами пехотных штурмовых отрядов.

СУ-76 могла уничтожить все легкие и средние танки противника, а с тяжелыми немецкими танками СУ-76 могла успешно бороться только с небольшого расстояния (до 500 метров). СУ-76 в основном использовалась для огневой поддержки пехоты и танков. Также легкие САУ успешно применялись в обороне. СУ-76 - самая массовая самоходная установка Советского Союза в Великой Отечественной войне, с 1943 года до конца войны было построено 14 290 боевых машин.

С окончанием Великой Отечественной войны служба СУ-76М не закончилась.Они эксплуатировались в Советской Армии до начала 1950-х годов, 130 машин, переданных Войске Польскому во время войны, также были списаны к середине 1950-х годов, несколько десятков КНДР, принимавших участие, были достаточно активны в Корейской войне. но по большей части не сохранилось.

длина
Название параметров СУ-76
1942 г.
СУ-76М
1943 г.
СУ-16
1943 г.
СУ-85А
1943 г.
ОСУ-76
1944 г.
СУ-85Б
1945
СБУ-37
1945 г.
Боевая масса, i 11,2 10,5 9,8 12,3 4,2 12,4 12,2
Экипаж (расчет), 4 4 4 4 3 4 6
Основные размеры, мм:
с пушкой вперед 5000 4965 4415 5650 5000 6130 5250
ширина 2740 2714 2714 2755 2150 2755 2745
высота 2200 2100 2100 2100 1560 2100 2180
Зазоры, мкм 300 300 300 300 290 315 300
Пушка, калибр, мм: тип / БР / марка 76.2. НПС 1942 г. 76.2. НПС 1942 г. 85, НП qbr / 'Д-5С-85А 76.2. НП'бр / СИС-Соб. 1942 г. 85, н / фунт-2 37, Н. 1939 г.
Боевой комплекс, 60 60 60 42 30 43 год 320
Пулемет: кол, калибр, мм - 1 - 7,62 - - - 1 - 7,62 _
Боевой, патрон. - 945 - - - 504 -
Броневик зашит, мм / град:
Корпус: верхний 25/60 25/60 25/60 25/60 6/51 25/60 25/60
корпус: низ 35/30 35/30 26/30 25/30 6/22 25/30 35/30
рубашки 35/25 25/25 25/25 25/30 25 октября 25/30 15 / ***
Максимальная скорость, км / ч 44 год 30 40 40 41 год 43 год 30
Запас хода, км: 250 320 250 300 220 350 260
С.давление на землю, кгс / см2 0,57 0,57 0,66 0,63 0,4 0,64 0,67
Максимальный угол подъема, град 30 30 34 30 *** *** 22
Макс.угол берега, град 35 год 35 год 35 год 35 год 35 год 35 год 18
Ров, м 2 2 2,2 *** *** *** 2.2
Фортка, м 0,6 0,65 *** *** *** *** 0,85
Ширина, м 0,9 0,9 0,8 0,9 *** 0.9 0,8
Двигатель, zbr / mark qbr / z type q zbr / max. мощность, л.с. (кВт) газ-202 qbr / q 4/6 / R / K / q / zbr / z 140 (103) газ-203 qbr / q 4/6 / R / K / q q q / br / z 140 (103) газ-203 qbr / q 4/6 / R / K / q / zbr / z 140 (103) газ-80 qbr / q 4/6 / R / K / z / br / z 145 (107) газ-М1 qbr / q 4/4 / R / K / z / br / q 50 (37) газ-80 qbr / q 4/6 / R / K / z / br / z 160 (118) qbr / ГАЗ-203 / br / q 4/6 / R / K / z / br / z 140 (103)
Емкость топливного бака 400 412 340 420 120 420 412
Трансмиссия типа механический, однопоточный
Коробка передач типа четырехступенчатая машина
Тип поворотного механизма бортовые трения
Подвеска, тип Индивидуальное кручение
Двигатель Гузена, тип С передним положением ведущих колес
Радиостанция, марка 9П или 12РТ 12РТ-3 или 9РС 9P 12RT _ 9RS 10РК-12М (10РТ-Х)
Устройство переговоров по танкам, марка ТПУ-ЗР / бр / или ТПУ-Ф ТПУ-СФ ТПУ-WR ТПУ-3 - ТПУ-3 ТПУ-СФ

* - НП - нарезная пушка

** - 4/6 / R / K / Y: 4 - такт; 6 - количество цилиндров; R - рядное расположение цилиндров; К - карбюратор, Д - дизель; - система жидкостного охлаждения

*** Нет данных

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к GlobalSecurity.список рассылки org


Пластиковые модели резервуаров для масштабного моделирования, из разных стран

Пластиковые модели резервуаров для масштабного моделирования, из разных стран

Если ваше хобби - конструирование масштабных моделей резервуаров, то наш интернет-магазин является наиболее подходящим для вас, так как вы Вы найдете множество пластиковых моделей резервуаров с исключительной детализацией и в различных масштабах от таких компаний, как TAMIYA, TRUMPETER, ITALERI и других.Доступны модели Первой мировой войны, модели Второй мировой войны, а также современной эпохи США, Германии, Англии, России и многих других.

Показано 1-9 из 207 шт.