Самоходные артиллерийские установки | СССР — Всё о Второй мировой
ЗСУ-37
Зенитная самоходная установка создана на базе САУ СУ-76М и принята на вооружение в 1944 г. Она имела отрытую башню с круговым вращением, оснащалась дальномером и радиостанцией. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,9 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 10,5 — 12,2 т; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя – два 6 цилиндровых, карбюраторных «ГАЗ-202»; мощность двигателя – 140 л.с; удельная мощность – 11,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 37-мм пушка 61-К обр.1939 г; боезапас – 320 выстрелов; экипаж – 4 человека.
ЗСУ ХТЗ-16
Зенитная самоходная установка была создана в 1941 г. на базе трактора «СТЗ-3», обшитого бронелистами с установленным пушечным и пулеметным вооружением. Пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. Всего было выпущено около 100 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,4 т; масса – 7 т; бронирование – 5-25 мм; тип двигателя — четырехцилиндровый, керосиновый; мощность двигателя – 52 л.с; скорость передвижения по шоссе – 20 км; запас хода – 120 км; основное вооружение — 45-мм танковая пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДП; экипаж – 2 — 4 человека.
Противотанковая САУ ЗИС-30
САУ открытого типа была создана путем установки противотанковой пушки «ЗИС-2» на артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец» и принята на вооружение в конце 1941г. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. Всего было выпущено 101 машину. ТТХ САУ: длина – 3,5 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,2 м; масса – 4 т; бронирование – 7-10 мм; тип двигателя — 6 цилиндровый карбюраторный; мощность – 50 л.с; удельная мощность – 12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 250 км; основное вооружение – 57-мм пушка ЗиС-2; дополнительное – 7,62-мм пулемет ДТ; экипаж – 4 — 5 человек.
САУ КВ-7, первый вариант
САУ КВ-7, второй вариант
Опытная установка разработана в 1941 г. на шасси танка КВ-1 с двумя вариантами артиллерийского вооружения. Самоходная установка разрабатывалась как артиллерийская машина сопровождения танков с большой скорострельностью основного оружия. Она относилась к типу полностью за крытых самоходных установок и представляла собой модификацию танка КВ-1, отличаясь от него в основном отсутствием вращающейся башни, установленным вооружением, боекомплектом, броневой защитой, численностью экипажа и меньшей высотой машины. Первый вариант имел сразу три пушки: одну 76,2-мм Ф-34 и двух 45-мм орудий 20-К. Второй вариант установки был оснащен двумя одинаковыми пушками ЗиС-5. Всего было выпущено по одному экземпляру. ТТХ САУ: длина – 6,7 м; ширина – 3,2 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 47,5 т; ширина гусениц – 700 мм; бронирование – 30-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность – 600 л.с; удельная мощность – 13 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 34 км/ч; запас хода – 225 км; экипаж – 6 человек. Вооружение первого варианта: основное вооружение – одна 76-мм пушка Ф-34, две 45-мм пушки 20-К; боезапас – 93 выстрела для 76-мм пушки и 200 выстрелов для 45-мм пушек; скорострельность строенных пушек – 12 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – два основных и один запасной 7,62-мм пулемет ДТ; боекомплект – 3 591 патрон. Вооружение второго варианта: 2 пушки 76,2-мм ЗИС-5; скорострельность – 15 выстрелов залпом; боекомплект – 150 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – три 7,62-мм пулемета ДТ; боекомплект – 2 646 патрон; 30 гранат Ф-1.
САУ СУ-12 (СУ-12-1)
САУ выпускались в 1933-1935 гг. путем монтажа на тумбовой установке 76,2-мм пушки образца 1927 г. на шасси грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4 «Морланд» (СУ-12) и ГАЗ-ААА (СУ-12-1). Из выпущенных 99 машин к началу войны на вооружении находилось 3 установки. ТТХ САУ: длина — 5,6 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,3 м; масса – 3,7 т; толщина щита – 4 мм; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 50 л.с; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 370 км; скорострельность – 10 — 12 выстрелов в минуту; боекомплект – 36 выстрелов; экипаж – 4 человека.
ЗСУ 29-К
САУ выпускалась в 1935-1937 гг. на базе шасси трехосного грузовика ЯГ-10 (6х4) и 76-мм зенитной пушки 3-К образца 1931 г. Для устойчивости по бортам платформы были смонтированы четыре сошника «домкратного типа». Кузов был защищен бронированными бортами изогнутой формы, которые в боевом положении откидывались наружу. Всего было выпущено 61 установку. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,6 м; клиренс – 420 мм; масса – 10,6 т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 275 км; тип двигателя – карбюраторный «Hercules-YXC», мощность – 94 л.с; боекомплект – 48 выстрелов; скорострельность – 20 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 14,3 км; бронепробиваемость – 85 мм; экипаж – 5 человек.
САУ ОСУ-76
Установка являлась максимально облегченной и упрощенной версией САУ СУ-76. Она была разработана в 1944 г. Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 3 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,6 м; клиренс – 290 мм; масса – 4,2 т; бронирование – 6-10 мм; тип двигателя -рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 50 л.с; удельная мощность – 11,9 л.с/т; скорость движения по шоссе – 41 км/ч; запас хода – 220 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 30 выстрелов; экипаж – 3 человека.
САУ СУ-76
САУ СУ-76
Установка выпускалась в 1943-1945 гг. в двух вариантах: СУ-76 (с двигателями ГАЗ-202) и СУ-76М (с двигателями ГАЗ-203). Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 14 292 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,2 м; клиренс – 300 мм; масса – 11,2 т; бронирование – 7 — 35 мм; тип двигателя – два спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 140/170 л.с; удельная мощность – 12,5 л.с/т; скорость движения по шоссе – 44 км/ч; запас хода – 250 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 60 выстрелов; дальность стрельбы – 13 км; экипаж – 4 человека.
САУ СУ-76и («СУ С-1»)
Штурмовое орудие было построено в 1943 г. на базе трофейных немецких танков «Pz Kpfw III» и САУ «StuG III». Всего было выпущено 201 машину, из них 20 командирских машин, оснащенных башенкой с входным люком и радиостанцией повышенной мощности. ТТХ САУ: длина – 6,3 м; ширина – 2,9 м; высота – 2,4 т; клиренс – 350 мм; масса – 22,5 т; бронирование – 10-60 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 265 л.с; удельная мощность – 11,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение – 76,2-мм пушка «С-1»; скорострельность – 5 — 6 выстрелов в минуту; боезапас – 98 выстрелов; экипаж – 4 человека.
САУ СУ-85
СУ-85М
Истребитель танков выпускался на шасси Т-34 и рубки САУ СУ-122. Принят на вооружение в 1943 г. Известна модификация установки СУ-85М, по сути являвшаяся СУ-100 с 85-мм пушкой (выпущено 315 шт.). Установка предназначалась главным образом для стрельбы прямой наводкой с коротких остановок. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Всего было построено 2 652 машины. ТТХ САУ: длина – 8,2 м; ширина – 3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,2 т; бронирование – 20-60 мм; тип двигателя – дизель; мощность – 500 л.с; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 400 км; вооружение – 85-мм пушка – Д-5Т; боезапас – 48 выстрелов; скорострельность – 6-7 выстрелов в минуту; бронепробиваемость на дистанции 500 м – 140 мм; экипаж – 4 человека.
САУ СУ-100
Истребитель танков создан на базе танка «Т-34-85» и принят на вооружение в 1944 г. САУ относилась к типу закрытых самоходных установок. На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Вентиляция боевого отделения осуществлялась при помощи двух вентиляторов, установленных в крыше рубки. Всего в период войны было выпущено 2320 машин. ТТХ САУ: длина – 9,5 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 31,6 т; бронирование – 20-110 мм; тип двигателя — V-образный 12 цилиндровый дизель «В-2-34»; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность — 16,4 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 310 км; вооружение – 100-мм пушка «Д-10С»; дальность стрельбы прямой наводкой – 4,6 км, максимальная – 15,4 км; боезапас – 33 выстрела; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 135 мм; экипаж – 4 человека.
САУ СУ-122
Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1943 гг. как максимально упрощенная конструкция танка Т-34. Орудие было установлено на тумбе, прикрепленное к днищу машины. Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Захваченные Вермахтом установки служили под обозначением «StuG SU-122(r)». Всего выпущено 638 машин. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,6 т; бронирование — 15-45 мм; тип двигателя – дизель «В-2-34», мощность двигателя – 500 л.с; удельная мощность – 16,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 600 км; вооружение – 122-мм гаубица М-30С; боезапас – 40 выстрелов; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 160 мм; скорострельность – 203 выстрела в минуту; экипаж – 5 человек.
САУ СУ-5
Самоходная гаубица выпускалась в 1939 г. на шасси танка Т-26 путем демонтажа башни и открытой установки на ее место 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. К началу войны на вооружении находилось 28 машин. ТТХ САУ: длина – 4,8 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; клиренс – 380 мм; масса – 10,5 т; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 90 л.с; бронирование – 6 — 15 мм; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 170 км; боекомплект – 8 выстрелов; экипаж – 5 человек.
САУ ИСУ-122
ИСУ-122С
Установка создана на базе танка ИС и принята на вооружение в 1944 г. Известна модификация САУ – ИСУ-122С с орудием Д-25Т. САУ имела бронированный корпус, который был разделен на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. С конца 1944 г. на САУ устанавливался зенитный крупнокалиберный пулемет. Всего построено 1 735 машин. ТТХ САУ: длина – 9,9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,5 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 35 км/ч; запас хода – 220 км; основное вооружение – 121,9-мм пушка А-19С; скорострельность – 2 выстрела в минуту; скорострельность Д-25Т — 3-4; высота линии огня – 1,8 м; боезапас – 30 выстрелов; дополнительное вооружение – 12,7 мм пулемет ДШК; боезапас – 250 патронов; дальность выстрела прямой наводкой – 5 км, максимальная дальность – 14,3 км; экипаж – 5 человек.
САУ ИСУ-152
САУ СУ-152 (КВ-14)
Установка создана на базе танка «ИС-1/2» и принята на вооружение в 1943 г. С начала 1945 г. на САУ устанавливался зенитный крунокалиберный пулемет. Самоходка использовалась как тяжелое штурмовое орудие, истребитель танков и как самоходная гаубица. Всего в период войны было выпущено 1 885 машин. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,9 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20 — 100 мм; тип двигателя — 4 тактный 12 цилиндровый дизель В-2-ИС; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 350 — 500 км; основное вооружение – 152,4-мм гаубица-пушка «МЛ-20С»; боезапас – 21 выстрел; бронепробиваемость на дистанции 1000 м -123 мм; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; высота линии огня – 1,8 м; дополнительное вооружение – 12,7-мм пулемет ДШК, боезапас – 250 патронов; экипаж – 5 человек.
САУ СУ-152
Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1944 гг. на базе тяжелого танка КВ-1с. Во время ремонтов на САУ могла устанавливаться турельная установка зенитного 12,7-мм пулемета ДШК. Всего было выпущено 671 машину. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3.3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 45,5 т; бронирование – 20-65 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный В-2К; мощность — 600 л. с.; удельная мощность – 13,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 43 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20С; боезапас – 20 выстрелов; скорострельность – 1 — 2 выстрела в минуту; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; экипаж – 5 человек.
wwii.space
Лучшие советские самоходки времён Великой Отечественной войны
Самоходная артиллерия стала массово использоваться Красной Армией сравнительно поздно — только в конце 1942 года. Однако выпущенные советскими конструкторами машины внесли большой вклад в общую победу. Все без исключения советские САУ периода войны можно отнести к грозным машинам, которые были по-разному полезны на поле боя. От небольшой, но от этого не менее эффективной СУ-76, до такого монстра, как ИСУ-152, который легко мог поразить ДОТ или разрушить дом, в котором засели гитлеровцы.Легкая САУ СУ-76
Данная САУ была разработана в 1942 году конструкторскими бюро завода №38 в городе Кирове, машина создавалась на базе хорошо освоенного промышленностью легкого танка Т-70. Всего с 1942 и до конца войны было изготовлено более 14 тысяч машин данного типа. Благодаря этому СУ-76 является самой массовой советской самоходной артиллерийской установкой времен Великой Отечественной войны, а объем ее выпуска уступил лишь выпуску танка Т-34. Популярность и распространенность машины объясняется ее простотой и универсальностью.
Огромную роль сыграло то, что в качестве орудия для вооружения данной САУ была выбрана очень хорошая дивизионная пушка ЗИС-3 калибра 76,2 мм. Пушка отлично показала себя в годы войны и отличалась высокой универсальностью использования. Лучшего орудия для поддержки пехоты трудно было придумать. При использовании подкалиберных снарядов орудие раскрывало и свои противотанковые свойства, правда, такие танки как «Тигр» и «Пантера», всё равно рекомендовалось уничтожать, ведя огонь по их бортам. Против большинства образцов немецкой бронетехники бронепробиваемость орудия ЗИС-3 оставалась адекватной вплоть до конца войны, хотя 100-мм броня так и осталась для пушки непреодолимым препятствием.
Достоинством, а в некоторых случаях недостатком машины, была ее открытая рубка. С одной стороны она помогала экипажу САУ теснее взаимодействовать со своей пехотой, особенно в условиях уличного боя, а также обеспечивала лучший обзор на поле боя. С другой стороны экипаж САУ оказывался уязвим для огня противника, мог быть поражен осколками. В целом САУ отличал минимальный уровень бронирования, которое было противопульным. Однако СУ-76 все равно была очень популярная в частях. Обладая подвижностью легкого танка, самохода имела куда более серьезное орудие.
Не самое мощное вооружение, тонкая броня, открытое сверху боевое отделение — все это парадоксальным образом не сделало самоходку неудачной. Со своей непосредственной задачей на поле боя СУ-76 справлялась прекрасно. Она использовалась для огневой поддержки пехоты, выступая в роли легкого штурмового орудия и противотанковой САУ. Она смогла во многом заменить легкие танки непосредственной поддержки пехоты. Почти через 25 лет после Победы в Великой Отечественной войне маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский отмечал: «Особенно полюбилась нашим солдатам самоходка СУ-76. Эти подвижные, легкие машины успевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами выручить и поддержать пехотные части, а пехотинцы в свою очередь делали все, чтобы защитить эти машины».
Противотанковые САУ СУ-85 и СУ-100
Отдельное место среди всех советских самоходок занимали СУ-85 и СУ-100, которые были созданы на базе самого массового танка времен войны — среднего танка Т-34. Как легко можно догадаться, отличались они в первую очередь калибром орудия и, соответственно, своими противотанковыми возможностями. Примечательно, что обе самоходки оставались на вооружении различных стран уже после завершения Второй мировой войны.
СУ-85 была средней по массе советской самоходной артиллерийской установкой, относящейся к классу истребителей танков. Основной ее задачей на поле боя была борьба с бронетехникой противника. Боевая машина была разработана в КБ УЗТМ (Уральского завода тяжелого машиностроения, «Уралмаша») в мае-июле 1943 года. Серийный выпуск новых противотанковых самоходок был развернут в июле-августе 1943 года. В качестве основного орудия для новой самоходки была выбрана 85-мм пушка Д-5С-85, которая обладала хорошими противотанковыми возможностями. По сути, именно СУ-85 стала первой советской САУ, которая на равных могла сражаться с немецкими танками. С расстояния более километра экипаж СУ-85 мог легко вывести из строя любой средний танк противника. Лобовую броню «Тигра» при использовании бронебойных снарядов можно было пробить с дистанции до 500 метров, использование подкалиберных боеприпасов делало эту задачу еще более легкой.
Наряду с хорошей огневой мощью СУ-85 смогла сохранить скорость и маневренность своего «прародителя» — среднего танка Т-34 и эти хорошие характеристики подвижности не раз спасали экипажи этой противотанковой самоходки в бою. Да и под огнем противника САУ СУ-85 чувствовала себя не в пример уверенней, чем СУ-76 с ее открытой рубкой. К тому же ее лобовая броня, расположенная под рациональными углами наклона, была уже не противопульной и могла держать удар.
Всего в 1943-1944 годах было выпущено 2329 таких машин. Несмотря на сравнительную малочисленность, именно САУ СУ-85, начиная с 1943 года и до окончания боевых действий в Европе, была основой советских частей самоходной артиллерии, вооруженных средними по массе машинами. СУ-100, которая пришла ей на смену, смогла отметиться в боях лишь в январе 1945 года. Поэтому именно самоходки СУ-85 и их экипажи вынесли на своих плечах практически всю тяжесть противотанковой и штурмовой работы средней самоходной артиллерии времен войны.
С появлением у немцев новых видов бронетанковой техники, таких как тяжелый танк «Королевский тигр» и САУ «Фердинанд» остро стал вопрос об увеличении противотанковых возможностей советских САУ. Конструкторы «Уралмаша» откликнулись на новый вызов и в середине 1944 года представили лучший истребитель танков Второй мировой войны — САУ СУ-100. Самоходка использовала базу танка Т-34-85 и пошла в серийное производство в августе 1944 года. Всего за период с 1944 по 1956 годы было выпущено 4976 таких самоходных артиллерийских установок, при этом в СССР производство было остановлено в 1948 году, но по лицензии продолжено в Чехословакии.
Главным отличием и основной изюминкой САУ была ее пушка — 100-мм орудие Д-10С, которое могло уверено бороться даже с самыми тяжелыми и хорошо бронированными немецкими танками. Неслучайно звездный час СУ-100 пробил во время Балатонской оборонительной операции, когда немецкое масштабное танковое наступление под кодовым названием «Зимнее пробуждение» закончилось огромными потерями бронетехники и стало фактически кладбищем Панцерваффе. Также самоходка отличалась лучшим бронированием. Толщина ее наклонной лобовой брони достигла 75-мм. Самоходка уверенно себя чувствовала не только в борьбе с танками противника, но и в городских боях. Зачастую одного выстрела фугасным снарядом из 100-мм орудия было достаточно, чтобы буквально «сдунуть» обнаруженную огневую точку противника.
Уникальность и исключительные боевые возможности СУ-100 подтверждаются тем, что она находилась на вооружение Советской Армии еще на протяжении нескольких десятилетий после войны, периодически модернизируясь. Помимо этого, САУ поставлялась союзникам Советского Союза, активно участвовала в послевоенных локальных конфликтах, в том числе и в арабо-израильских войнах. Самоходка оставалась на вооружении армий некоторых стран вплоть до конца XX века, а в некоторых странах, таких как Алжир, Марокко и Куба они оставались на вооружении и по состоянию на 2012 год.
Тяжелые САУ СУ-152 и ИСУ-152
Тяжелые советские самоходные артиллерийские установки СУ-152 и ИСУ-152 также внесли свой весомый вклад в победу. Об эффективности этих машин лучше всего говорят их прозвища — «Зверобой» и «Консервный нож», которые были даны этим могучим близнецам в войсках. СУ-152 была создана на базе тяжелого танка КВ-1С и вооружена 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. Самоходка была разработана конструкторами ЧКЗ (Челябинского Кировского завода), постройка первого прототипа была завершена 24 января 1943 года, а со следующего месяца началось серийное производство машины. Стоит отметить, что собрано было лишь 670 таких самоходок, так как с производства был снят танк КВ-1С, на базе которого она строилась. В декабре 1943 года данная машина была заменена на конвейере на ИСУ-152 равноценную по вооружению, но лучше бронированную самоходку на базе тяжелого танка ИС.
Боевой дебют самоходка СУ-152 получила в знаменитом сражении на Курской дуге, где сразу же смогла показать себя, как достойный противник новых немецких танков. Возможностей самоходки хватало для борьбы с новым выводком немецких «кошачьих». Использование 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20С предполагало применение всех разработанных для нее снарядов. Но на деле экипажи машин обходились лишь двумя — осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. Прямого попадания во вражеский танк бетонобойных снарядов было достаточно, чтобы нанести ему тяжелые повреждения и вывести из строя. В некоторых случаях снаряды просто проламывали броню танков, срывали с погона башню, убивали экипаж. А иногда прямое попадание 152-мм снаряда приводило к детонации боекомплекта, что превращало танки противника в горящие факелы.
Осколочно-фугасные снаряды также были эффективны против немецкой бронетехники. Даже, не пробив броню, они повреждали прицелы и приборы наблюдения, орудие, ходовую часть машины. Причем, для того чтобы вывести вражеский танк из строя иногда было достаточно просто близкого разрыва осколочно-фугасного снаряда. Экипаж майора Санковского, командующего одной из батарей СУ-152 в Курской битве, за один день вывел из строя 10 танков противника (по другим данным это был успех всей батареи), за это майор был удостоен звания Героя Советского Союза.
Конечно, в роли истребителей танков СУ-152 использовались не от хорошей жизни, но и в этом качестве самоходка показала себя замечательной машиной. В целом же СУ-152 была отличным примером универсальности применения. Она могла использоваться, как штурмовое орудие, истребитель танков и самоходная гаубица. Правда, использование машины в качестве истребителя танков осложняла низкая скорострельность, но эффект от попадания по цели мог запросто перечеркнуть этот недостаток. Чудовищная мощь 152-мм гаубицы-пушки была незаменимой при подавлении ДОТов и огневых точек немцев. Даже если бетонная стена или перекрытия выдерживали попадание снаряд, то люди, находящиеся внутри, получили серьезную контузию, у них рвались барабанные перепонки.
Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 пришла на смену СУ-152, она была создана конструкторским бюро опытного завода №100 в июне-октябре 1943 года и 6 ноября того же года принята на вооружении. Выпуск новой САУ был налажен на ЧКЗ, где она просто заменила собой СУ-152. Выпуск самоходки продолжался до 1946 года, всего за это время было построено 3242 машины данного типа. Самохода широко применялась на заключительном этапе войны и также, как ее предшественница СУ-152, могла использоваться во всех аспектах применения самоходной артиллерии. С вооружения Советской Армии данные машины были сняты лишь в 1970-х годах, что также свидетельствует об их большом боевом потенциале.
Незаменимой САУ ИСУ-152 стала во время городских боев, буквально ровняя здания и огневые точки противника с землей. Она очень хорошо показала себя при штурмах Будапешта, Кенигсберга и Берлина. Хорошее бронирование позволяло САУ выдвигаться на дистанцию прямого выстрела и прямой наводкой поражать немецкие огневые точки. Для обычной буксируемой артиллерии это представляло смертельную опасность из-за массированного пулеметного и прицельного снайперского огня.
Источники информации:
http://rg.ru/2015/04/24/samohodka-site.html
http://armor.kiev.ua
http://pro-tank.ru
http://www.opoccuu.com
topwar.ru
Самые грозные советские самоходки времен войны
На фронтах Великой Отечественной войны советские САУ массово появились сравнительно поздно, лишь в конце 1942 года. Но это опоздание компенсировалось целой серией удачных машин, которых любили и уважали солдаты. О головной боли немецких танков и ДОТов — в этом материале.
Су-76
Самоходная артиллерийская установка Су-76 на улице Вены, 1945 год. Фото: В. Гальперин / РИА Новости www.ria.ru
Эта самоходная артиллерийская установка была создана в 1942 году на базе легкого танка Т-70. Всего же выпущенных САУ этого типа было более 13000! Такая популярность объясняется довольно просто. Во-первых, орудием Су-76 являлась универсальная дивизионная пушка ЗИС-3 калибром 76,2 миллиметра, которая на тот момент уже доказала свою пользу. Ее подкалиберные снаряды с дистанции в полкилометра могли пробивать любые танки противника, правда, «Тигры» и «Пантеры» все же рекомендовалось бить в борта. Во-вторых, открытая рубка машины помогала экипажу теснее взаимодействовать с пехотой, например, в условиях городского боя. Из минусов — почти полное отсутствие бронирования, лишь несколько миллиметров стали отделяли экипаж от шальных пулеметных очередей. Но все же эта САУ была очень популярна, ведь ее подвижность была как у легких танков Красной Армии, а орудие куда как сильнее.
Су-85 и Су-100
Самоходные орудия Су-100 на площадке Челябинского тракторного завода перед отправкой на фронт, 1942 год. Фото:архив ТАСС
Следующей вехой развития отечественных САУ стала Су-85, которая относилась к классу истребителей танков. Су-85 была построена на базе легендарного танка Т-34 в 1943 году, а ее орудием была 85-миллиметровая пушка Д-5С-85. Надо сказать, что это была первая САУ, которая могла на равных сражаться с танками немцев. С расстояния более километра экипаж Су-85 мог вывести из строя любой танк противника, например, «Пантера» легко пробивалась в маску орудия подкалиберными снарядами. Также САУ сохранила маневренность и скорость своего «родственника» Т-34, и эта подвижность много раз спасала экипажам Су-85 жизнь. И под огнем самоходка чувствовала себя не в пример комфортнее, чем Су-76 — наклонная броня уже была не противопульной и с достоинством держала удар.
С появлением у немцев новых танков типа «Тигр-2» и САУ «Фердинанд» остро встал вопрос об увеличении мощности орудий советских противотанковых САУ. Было решено использовать базу танка Т-34-85 и 100-миллиметровую пушку Д-10С. В рекордно короткие сроки, к зиме 1943 года, конструкторское бюро Уралмашзавода представило на суд комиссии новую самоходку Су-100. Главным отличием от Су-85, естественно, являлась новая, более мощная пушка и наклонная лобовая броня толщиной 75 миллиметров. Несмотря на короткие сроки разработки и в целом удачный проект, Су-100 появились на фронте лишь в январе 1945 года. Городские бои оказались «коньком» самоходки, которая зачастую одним выстрелом фугасного снаряда «сдувала» огневые точки врага. Интересно, что спустя 70 лет Су-100 все еще находится на вооружении либо на хранении в добром десятке стран мира, лишний раз доказывая свою простоту и надежность.
Су-152 и ИСУ-152
ИСУ-152 в Берлине, 1945 год. Фото: ТАСС
«Зверобои», «консервные ножи» и множество других прозвищ дали этим могучим близнецам. Боевое крещение Су-152 получила в великом сражении на Курской дуге, где сразу же зарекомендовала себя как прекрасный истребитель немецких «кошек». Орудие самоходки — 152-миллиметровая пушка МЛ-20С — комплектовалось всеми видами 152-миллиметровых снарядов, но на деле экипажам необходимы были лишь осколочно-фугасные и бетонобойные. Одного попадания такого многокилограммового «ядра», щедро начиненного тротилом, было достаточно, чтобы убить весь вражеский экипаж и сорвать с погона башню. Зачастую от такого попадание еще и детонировал боекомплект, потревоженный ударной волной — тогда все вокруг могли лицезреть бесплатный салют.
Известно интервью, которое дал фронтовому корреспонденту командир 399-го самоходного полка подполковник Кобрин:
«…Вы представьте себе такую картину… Как сейчас помню: высота 559,6. Командир Рыбалко с нами. Самоходная установка Клименкова тут же стоит — в охране штаба. Идет деловой разговор. И вдруг слева идут немецкие танки. Восемнадцать штук! Идут колонной… Что будет? Рыбалко чуточку изменился в лице — на щеках заходили желваки. Командует Клименкову, который стоял рядом: «Запретить путь немецким танкам огнем!» — «Есть запретить!» — отвечает Клименков и — к машине. И что вы думаете? Первым же снарядом с тысячи восьмисот метров зажег головной танк, второй начал из-за него выползать — он его подбил, третий полез — он и его разбил, а потом и четвертый… Остановил-таки гитлеровцев, они попятились, думая, что тут целая батарея».
Чудовищная мощь орудия повсеместно использовалась для подавления огневых точек и ДОТов врага. Даже если бетонная стена выдерживала попадание снаряда, то люди внутри получали контузии и разрыв ушных перепонок.
Ближе к концу войны появляется самоходка ИСУ-152, во многом очень схожая с предшественницей. Главным ее отличием является шасси танка ИС, а следовательно большая подвижность, полезная для городских боев. Известный танкист Дмитрий Лоза в своих мемуарах вспоминал:
«Самоходка, шлепая по асфальту широкими гусеницами, заняла позицию на одной из улиц, выходящей на юго-восточную сторону площади… То самое любопытство, которое сгубило больше девственниц, чем любовь, потащило нас на улицу посмотреть, как самоходчики одним снарядом разнесут на куски немецких артиллеристов с их пушкой. Танкисты и десантники расположились возле «зверобоя» и стали ждать… Венские улочки, разбегавшиеся в разные стороны от центральной площади, не широкие. Красивые дома с венецианскими окнами высятся по их обеим сторонам. Грохнул выстрел крупнокалиберной пушки самоходки. Резко колыхнулся воздух. Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стекла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой. Их тяжелые осколки посыпались на головы «зрителей», в результате были ранены руки и спины у десяти человек, а у двоих сломаны ключицы. Благо танкисты были в шлемах, десантники — в касках, и головы остались целы!».
Как и Су-100, ИСУ-152 до сих пор несут службу в армиях Вьетнама и Северной Кореи, все так же приводя солдат в благоговение своей разрушительной мощью.
rg.ru
Самая массовая самоходка СССР: лучшая подруга пехоты
Все, кто интересуется военной историей, любят обсуждать красивую и мощную бронетехнику. Легендарные «тридцатьчетверки», грозные «ИСы», мрачные «Тигры» и хищные «Пантеры» — чаще всего интерес вызывают именно они. Но на их фоне часто незаслуженно забывают о «рабочих лошадках войны» — легких, неказистых, но полезных и востребованных самоходках Су-76. Сегодня мы попытаемся исправить эту несправедливость.
Почему не танк?
Су-76 переправляется через реку на пароме. Источник: mag-union.ru.Су-76 переправляется через реку на пароме. Источник: mag-union.ru.
Ценность танка как вида оружия — в массовом применении. Только будучи сведенными в отдельные быстроходные соединения, танки сыграют в полную силу. Их стихия — длительные марши, рейды по тылам, захват ключевых пунктов и формирование стенок котлов для пойманного в ловушку противника. В начале 1943 года советское командование решило использовать возможности танков по максимуму. Стали формироваться танковые армии нового штата — крупные маневренные соединения, идеальный инструмент для окружения противника.
Но была и обратная сторона медали. Новые соединения поглощали много танков, а это значило, что кто-то получит их меньше, чем мог бы. Этим «кем-то» были обычные стрелковые дивизии, которые встали перед перспективой расплаты за формирование танковых армий. Пехоте требовалось средство замены танка — простое, эффективное и не загружающее производственные мощности танковых заводов.
«Автомобильное» сердце
Сборка Су-76 на ГАЗе. Источник: avt.nn.ru.Сборка Су-76 на ГАЗе. Источник: avt.nn.ru.
Разрабатывать такое средство начали еще в 1942 году. Взяв за основу легкий танк Т-70, работавший на спарке двух автомобильных двигателей, конструкторы решали одну из важнейших проблем. Такая машина могла производиться на автомобильных же заводах — например, на ГАЗе, где уже делали те же легкие танки. А это значило, что наполнение танковых армий не оставит пехоту без поддержки бронетехники.
Но вооружение легкого танка — 45-мм пушка — было слишком слабым. Для поддержки пехоты требовалось что-то помощнее, чтобы обеспечить и сильный фугасный эффект, и возможность пробивать бронетехнику противника. Логичнее всего было сделать из легкого танка САУ, то есть заменить небольшую башню на неподвижную просторную рубку, а на освободившееся место поставить орудие посерьезнее. Им стала 76-мм пушка ЗиС-3, которую производили в том же Горьком. Казалось бы, все шло по плану…
www.zr.ru
Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 14. Советские САУ
В СССР работы над созданием самоходных гаубиц велись еще в довоенный период. Однако единственной представительницей данного класса самоходных артиллерийских установок стала СУ-5, которая в середине 1930-х годов была выпущена очень небольшой серией. Еще несколько проектов самоходных гаубиц так и не вышли за стадию прототипов. К таким проектам относилась САУ СУ-14, вооруженная 203-мм гаубицей Б-4 образца 1931 года. А вот серийные советские САУ времен войны, вооруженные гаубицами, к примеру, СУ-122, являлись по факту штурмовыми орудиями и могли выполнять функции самоходных гаубиц лишь в ограниченном объеме.В довоенные годы в СССР велись также работы над созданием так называемого «среднего триплекса» -самоходных артиллерийских систем на базе среднего танка Т-28. На шасси танка планировалось установить 152-мм гаубицу, 203-мм мортиру и 76-мм пушку, которая могла бы использоваться и как зенитная, и как противотанковая. Данные проекты в конце 1930-х годов были рассмотрены в ГБТУ, но ни один из них не получил одобрения. Поэтому история САУ, базой для которых мог стать средний танк Т-28, достаточно быстро подошла к концу.
В то же время проект самоходной артиллерийской установки СУ-14 был проработан гораздо более детально, было даже выпущены две опытные установки СУ-14-1 и СУ-14-2. Последняя отличалась наличием 152-мм орудия БР-2, размещенного в бронированной рубке. До наших дней сохранилась именно САУ СУ-14-2, которая представлена в коллекции бронетанкового музея в подмосковной Кубинке.
СУ-14 во дворе завода № 185 (1934 год)
Задание по разработке средств механизации артиллерии большой и особой большой мощности было выдано Спецмаштресту еще 17 сентября 1931 года. Эскизные проекты были рассмотрены в июле следующего года и в целом получили одобрение. Прорабатывались два основных варианта: гаубичный с 203-мм орудием Б-4 и пушечный с 152-мм длинноствольным орудием БР-2. В качестве шасси для СУ-14 использовалось специальное шасси с использование узлов и агрегатов перспективного тяжелого танка (Т-35). Первое шасси было готово в мае 1934 года, однако из-за поломок трансмиссии, которую конструкторы заимствовали от среднего танка Т-28, доводка машины шла до конца июля. Дальнейшие испытания шли ни шатко, ни валко. Ломалась коробка передач, слетали траки, перегревался двигатель. В итоге САУ длительное время доделывалась, к примеру, 31 января 1935 года она получила главный фрикцион и коробку передач от тяжелого танка Т-35.
Эталонный образец боевой машины после всех переделок получил обозначение СУ-14-1. С апреля по сентябрь 1936 года он испытывался пробегом (порядка 800 км), а с 28 апреля по 29 ноября 1936 года и стрельбой на НИАПе. В качестве основного вооружения использовалась 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) с верхним станком, поворотным и подъемным механизмами без каких-либо переделок. Для прицельной стрельбы применялась панорама Герца. Скорострельность составляла приблизительно один выстрел раз в две минуты. Для облегчения процесса заряжания 203-мм гаубицы с грунта, а также подачи снарядов в кокорах (специальных люльках) САУ оснащалась двумя кранами (лебедками) грузоподъемностью до 200 кг. Стрельба велась только с места, при этом самоходка закреплялась на грунте при помощи двух сошников, имевших электрический и ручной привод гидроцилиндров.
Доводке уже построенных образцов до серийного производства помешали репрессии. Сначала был арестованы создатель гаубицы Б-4 и начальник КБ завода «Большевик», а затем главный конструктор и руководитель работ по проекту СУ-14 П. И. Сячинтов, который был расстрелян за контрреволюционную деятельность. После этого работы над САУ были свернуты и две построенных самоходки переданы на хранение военному складу №37 в Москве. К проекту вернулись вновь в 1939 году. Самоходки экранировали, они получил полностью закрытую бронерубку и вновь прошли испытания, после чего в сентябре 1940 года были переданы на хранение НИБТ Полигону. Данные самоходные установки даже приняли участие в боях осенью 1941 года в ходе битвы за Москву, они использовались в районе станции Кубинка для ведения огня закрытых позиций по наступающим немецким войскам. Это было единственное боевое применение данных опытных САУ в Великой Отечественной войне.
СУ-122
Уже в ходе Великой Отечественной войны в СССР вернулись к вопросу постройки самоходной артиллерии. Так уже по результатам анализа первого полугодия боевых действий советские специалисты: как военные, так и инженерные работники очень высоко оценили эффективность немецких штурмовых орудий. 14-15 апреля 1942 года состоялся пленум артиллерийского комитета, на котором среди прочего обсуждался вопрос о разработке в стране безбашенного «штурмового танка». Еще одной причиной появления подобных проектов были серьезные потери материальной части Красной Армиейв 1941 году, а также оставление большого числа производственных мощностей и ресурсно-сырьевой базы. В этой связи безбашенные танки рассматривались как более простая в производстве замена обычным танкам. К примеру, разработанный конструкторами УЗТМ проект безбашенного танка У-33 на базе стандартной тридцатьчетверки был гораздо проще в производстве, отказ от башни позволил снизить трудоемкость изготовления на 27%.
19 октября 1942 года Государственный комитет обороны (ГКО) своим постановлением обязал УЗТМ и завод № 592 в срочном порядке разработать бронированную 122-мм самоходную гаубицу, предназначенную для подавления огневых точек, а также борьбы с танками противника. Уже к 29 октября того же года на основе ранее уже разработанных на УЗТМ проектов был готов новый проект САУ, получивший обозначение У-35.
Государственные испытания новинки прошли на Гороховецком артиллерийском полигоне с 5 по 19 декабря 1942 года. По результатам испытаний самоходная артиллерийская установка У-35 была принята на вооружение под обозначением СУ-122. При этом данная боевая машина была так необходима на фронте, что список из 48 необходимых доработок конструкции решили проигнорировать. Первая серия СУ-122 пошла в производство «как есть», без устранения выявленных недостатков. Справедливости ради стоит отметить, что коллектив завода сумел ликвидировать большую их часть еще до конца 1942 года. Лишь предсерийная партия самоходок СУ-122, состоявшая из 10 боевых машин, имела «ломаную» лобовую часть, не оснащалась вентилятором и бронированием артиллерийского панорамного прицела, отличалась недостаточными размерами маски орудия. Серийные СУ-122, которые начали сходить с конвейера УЗТМ в январе 1943 года имели сплошную лобовую плиту, новую маску, которая исключала попадание осколков и пуль внутрь боевой рубки при повороте орудия, увеличенные топливные баки и другие улучшения.
СУ-122 стала средней по массе советской самоходной артиллерийской установкой класса штурмовых орудий, с некоторыми ограничениями ее можно было использовать и как самоходную гаубицу. Данная машина стала одной из первых созданных в Советском Союзе САУ, которая была принята в крупносерийное производство. Стимулами к ее созданию стали необходимость дать советским танковым и механизированным частям мощное и главное высокомобильное средство огневой поддержки, а также необходимость максимального упрощения конструкции среднего танка Т-34 в очень тяжелых для страны условиях середины 1942 года. Выпуск данной САУ продолжался с декабря 1942 года по август 1943 года, когда в производстве ее сменил истребитель танков СУ-85, созданный на базе СУ-122. Всего за это время УЗТМ собрал 638 самоходок данного типа, включая опытный экземпляр.
САУ СУ-122 имела ту же компоновку, что и все другие советские серийные самоходные установки периода Великой Отечественной войны, за исключением СУ-76. Полностью бронированный корпус делился на две части. Экипаж, 122-мм гаубица и боезапас располагались в передней части в броневой рубке, которая совмещала в себе и отделение управление, и боевое отделение. Силовая установка и трансмиссия находились в корме боевой машины. Три члена экипажа САУ располагались с левой стороны от орудия: впереди сидел механик-водитель, затем наводчик, и сзади них — заряжающий, два других члена экипажа — командир самоходки и замковый располагались справа от орудия. Топливные баки были размещены вдоль бортов САУ между шахтами узлов индивидуальной пружинной подвески, в том числе и в обитаемом пространстве самоходки. Это не лучшим образом сказывалось на взрывобезопасности, а также выживаемости экипажей СУ-122 в случае поражения машины вражескими снарядами.
Основным вооружением самоходной артиллерийской установки СУ-122 стала модификация М-30С нарезной 122-мм дивизионной гаубицы образца 1938 года (М-30). При этом различия между качающимися частями буксируемого и самоходного вариантов были минимальными, они были вызваны необходимостью подгонки гаубицы под монтаж в стесненном боевом отделении САУ. 122-мм орудие устанавливалось на тумбовой установке, подкрепленной поперечной балкой справа от плоскости продольной симметрии самоходки. Данная гаубица имела ствол длиной 22,7 калибра, дальность ведения огня прямой наводкой составляла 3,6 км, максимально возможная дальность стрельбы — 8 км. Диапазон углов возвышения орудия составлял от −3° до +25°, сектор горизонтального наведения орудия был ограничен значением в 20 градусов.
Боекомплект самоходной установки СУ-122 составлял 40 (32-35 для ранних вариантов) выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Метательные заряды в гильзах и 122-мм снаряды были уложены вдоль бортов САУ, а также у задней стенки боевого отделения. Скорострельность 122-мм гаубицы М-30С составляла до 2-3 выстрелов в минуту. В состав боекомплекта самоходки могла быть включена почти вся номенклатура 122-мм гаубичных боеприпасов, однако чаще всего большую часть боекомплекта составляли осколочно-фугасные снаряды, а для борьбы с бронированными целями противника использовались кумулятивные боеприпасы.
Ходовая часть СУ-122 была практически полностью и без изменений заимствована от среднего танка Т-34. Она состояла из 5 двускатных опорных катков большого диаметра с резиновыми бандажами, ленивца и ведущего колеса (применительно на каждый борт). Поддерживающие катки отсутствовали, так как верхняя ветвь гусеничной ленты опиралась на опорные катки самоходки. Ленивцы с механизмом натяжения гусеницы размещались спереди, а ведущие колеса гребневого зацепления — сзади.
САУ СУ-122 направляются на передовую у Нарвских ворот в Ленинграде.
Первые боевые испытания новых самоходок прошли с 3 по 12 февраля 1943 года. Целью данных испытаний стала отработка тактики применение СУ-122 в боевых условиях. Наиболее удачным вариантом было признано использование САУ для поддержки наступающих танков и пехоты огнем с коротких остановок, находясь на удалении 300-600 метров от них. Благодаря этому по ходу прорыва вражеской обороны они занимались подавлением выявляемых огневых точек противника, а затем могли отбивать танковые контратаки противника (однако 122-мм гаубица с раздельно-гильзовым заряжанием и низкой скорострельностью не особо этому способствовала). В ходе испытаний проводились также стрельбы с закрытых позиций, однако из-за позиционного характера боев данное применение было редким, огневая поддержка от имевшихся в наличии буксируемых дивизионных орудий была достаточной.
В апреле 1943 года был принят штат для среднего самоходно-артиллерийского полка вооруженного САУ СУ-122. Данный штат был признан удачным и просуществовал до конца Великой Отечественной войны. Организационно полк состоял из 4-х батарей по 4 самоходки СУ-122 в каждой, а также одного командирского танка Т-34, который входил во взвод управления, в котором также имелся бронеавтомобиль БА-64.
Наиболее активно СУ-122 использовались на фронтах Великой Отечественной войны во второй половине 1943 года и в начале 1944 года. Но уже к апрелю 1944 года они стали редкими машинами в парке советской бронетехники (были потеряны в боях или списывались после выработки ресурса), а до конца войны в частях уцелели единичные экземпляры, которые, тем не менее, приняли участие в битве за Берлин. Чаще всего СУ-122 использовались в роли штурмовых орудий, случая ведения ими огня с закрытых позиций были довольно редкими. Обычно самоходки использовались для поддержки танков и пехоты, идя вместе с ними в атаку и подавляя огнем противотанковые орудия противника и уничтожая другие помехи наступлению.
Тактико-технические характеристики СУ-122:
Габаритные размеры: длина корпуса — 6950 мм, ширина — 3000 мм, высота — 2235 мм, клиренс — 400 мм.
Боевая масса — 29,6 т.
Бронирование — 15 (днище) — 45 мм (лоб и борта корпуса и рубки).
Вооружение — 122-мм гаубица М-30С.
Боекомплект — 40 снарядов.
Силовая установка — V-образный дизельный двигатель В-2-34 жидкостного охлаждения максимальной мощностью 500 л.с.
Максимальная скорость — 55 км/ч (по шоссе), до 20 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода — 600 км (по шоссе).
Экипаж — 5 человек.
Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/su-14.htm
http://armedman.ru/tanki/1919-1936-bronetehnika/samohodnaya-artilleriyskaya-ustanovka-su-14.html#_-14-1
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/su-122.htm
Материалы из открытых источников
topwar.ru
Самые грозные советские самоходки Великой Отечественной / Назад в СССР / Back in USSR
На фронтах Великой Отечественной войны советские САУ массово появились сравнительно поздно, лишь в конце 1942 года. Но это опоздание компенсировалось целой серией удачных машин, которых любили и уважали солдаты.Су-76
Эта самоходная артиллерийская установка была создана в 1942 году на базе легкого танка Т-70. Всего же выпущенных САУ этого типа было более 13000! Такая популярность объясняется довольно просто. Во-первых, орудием Су-76 являлась универсальная дивизионная пушка ЗИС-3 калибром 76,2 миллиметра, которая на тот момент уже доказала свою пользу. Ее подкалиберные снаряды с дистанции в полкилометра могли пробивать любые танки противника, правда, «Тигры» и «Пантеры» все же рекомендовалось бить в борта. Во-вторых, открытая рубка машины помогала экипажу теснее взаимодействовать с пехотой, например, в условиях городского боя. Из минусов — почти полное отсутствие бронирования, лишь несколько миллиметров стали отделяли экипаж от шальных пулеметных очередей. Но все же эта САУ была очень популярна, ведь ее подвижность была как у легких танков Красной Армии, а орудие куда как сильнее. Самоходная артиллерийская установка Су-76 на улице Вены, 1945 год.
Су-85 и Су-100
Следующей вехой развития отечественных САУ стала Су-85, которая относилась к классу истребителей танков. Су-85 была построена на базе легендарного танка Т-34 в 1943 году, а ее орудием была 85-миллиметровая пушка Д-5С-85. Надо сказать, что это была первая САУ, которая могла на равных сражаться с танками немцев. С расстояния более километра экипаж Су-85 мог вывести из строя любой танк противника, например, «Пантера» легко пробивалась в маску орудия подкалиберными снарядами. Также САУ сохранила маневренность и скорость своего «родственника» Т-34, и эта подвижность много раз спасала экипажам Су-85 жизнь. И под огнем самоходка чувствовала себя не в пример комфортнее, чем Су-76 — наклонная броня уже была не противопульной и с достоинством держала удар.
С появлением у немцев новых танков типа «Тигр-2» и САУ «Фердинанд» остро встал вопрос об увеличении мощности орудий советских противотанковых САУ. Было решено использовать базу танка Т-34-85 и 100-миллиметровую пушку Д-10С. В рекордно короткие сроки, к зиме 1943 года, конструкторское бюро Уралмашзавода представило на суд комиссии новую самоходку Су-100. Главным отличием от Су-85, естественно, являлась новая, более мощная пушка и наклонная лобовая броня толщиной 75 миллиметров. Несмотря на короткие сроки разработки и в целом удачный проект, Су-100 появились на фронте лишь в январе 1945 года. Городские бои оказались «коньком» самоходки, которая зачастую одним выстрелом фугасного снаряда «сдувала» огневые точки врага. Интересно, что спустя 70 лет Су-100 все еще находится на вооружении либо на хранении в добром десятке стран мира, лишний раз доказывая свою простоту и надежность.
Су-152 и ИСУ-152
Самоходные орудия Су-100 на площадке Челябинского тракторного завода перед отправкой на фронт, 1942 год.
Су-152 и ИСУ-152
«Зверобои», «консервные ножи» и множество других прозвищ дали этим могучим близнецам. Боевое крещение Су-152 получила в великом сражении на Курской дуге, где сразу же зарекомендовала себя как прекрасный истребитель немецких «кошек». Орудие самоходки — 152-миллиметровая пушка МЛ-20С — комплектовалось всеми видами 152-миллиметровых снарядов, но на деле экипажам необходимы были лишь осколочно-фугасные и бетонобойные. Одного попадания такого многокилограммового «ядра», щедро начиненного тротилом, было достаточно, чтобы убить весь вражеский экипаж и сорвать с погона башню. Зачастую от такого попадание еще и детонировал боекомплект, потревоженный ударной волной — тогда все вокруг могли лицезреть бесплатный салют.
Известно интервью, которое дал фронтовому корреспонденту командир 399-го самоходного полка подполковник Кобрин:
«… Вы представьте себе такую картину… Как сейчас помню: высота 559,6. Командир Рыбалко с нами. Самоходная установка Клименкова тут же стоит — в охране штаба. Идет деловой разговор. И вдруг слева идут немецкие танки. Восемнадцать штук! Идут колонной… Что будет? Рыбалко чуточку изменился в лице — на щеках заходили желваки. Командует Клименкову, который стоял рядом: «Запретить путь немецким танкам огнем!» — «Есть запретить!» — отвечает Клименков и — к машине. И что вы думаете? Первым же снарядом с тысячи восьмисот метров зажег головной танк, второй начал из-за него выползать — он его подбил, третий полез — он и его разбил, а потом и четвертый… Остановил-таки гитлеровцев, они попятились, думая, что тут целая батарея».
Чудовищная мощь орудия повсеместно использовалась для подавления огневых точек и ДОТов врага. Даже если бетонная стена выдерживала попадание снаряда, то люди внутри получали контузии и разрыв ушных перепонок.
Ближе к концу войны появляется самоходка ИСУ-152, во многом очень схожая с предшественницей. Главным ее отличием является шасси танка ИС, а следовательно большая подвижность, полезная для городских боев. Известный танкист Дмитрий Лоза в своих мемуарах вспоминал:
ИСУ-152 в Берлине, 1945 год
«Самоходка, шлепая по асфальту широкими гусеницами, заняла позицию на одной из улиц, выходящей на юго-восточную сторону площади… То самое любопытство, которое сгубило больше девственниц, чем любовь, потащило нас на улицу посмотреть, как самоходчики одним снарядом разнесут на куски немецких артиллеристов с их пушкой. Танкисты и десантники расположились возле „зверобоя“ и стали ждать… Венские улочки, разбегавшиеся в разные стороны от центральной площади, не широкие. Красивые дома с венецианскими окнами высятся по их обеим сторонам. Грохнул выстрел крупнокалиберной пушки самоходки. Резко колыхнулся воздух. Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стекла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой. Их тяжелые осколки посыпались на головы „зрителей“, в результате были ранены руки и спины у десяти человек, а у двоих сломаны ключицы. Благо танкисты были в шлемах, десантники — в касках, и головы остались целы!».
Как и Су-100, ИСУ-152 до сих пор несут службу в армиях Вьетнама и Северной Кореи, все так же приводя солдат в благоговение своей разрушительной мощью.
back-in-ussr.com
Советские, немецкие, американские и прочие «самоходки» / Назад в СССР / Back in USSR
Самоходная артиллерийская установка (САУ, Самоходная артиллерийская установка, разговорное -Самоходка, устаревшее — Артсамоход) — боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся (самоходном) шасси и предназначенное для непосредственной огневой поддержки танков и пехоты в бою.САУ СУ-152 из состава 1539-го тяжелого самоходно-артиллерийского полка 2-го Прибалтийскго фронта. Весна 1944 года.
Бойцы 1047-го самоходно-артиллерийского Калинковичского ордена Красной Звезды полка у своей САУ СУ-85. 3-й Прибалтийский фронт.
Самоходные артиллерийские установки в СССР подразделялись на следующие группы:
— противотанковые САУ (истребители танков) — предназначались для борьбы с танками противника и его противотанковыми средствами при сопровождении своих войск.
— штурмовые самоходные орудия (истребители ДОТов) — использовались для разрушения прямой наводкой прочных долговременных сооружений на переднем крае обороны противника (например советские СУ-152/ИСУ-152 довольно часто использовались в качестве противоДОТных орудий)
— самоходные артиллерийские установки сопровождения (самоходные гаубицы) — сопровождали огнём стрелковые и моторизованные части и соединения, выполняя задачи поражения живой силы и огневых средств противника, а также борьбы со средними и лёгкими танками. (СУ-122 и СУ-152/ИСУ-152 как раз были предназначены именно для такого боевого применения. Но были эффективны и против тяжёлых танков. Так СУ-152/ИСУ-152 уничтожала танки «Тигр» и фугасными снарядами.)
— зенитные самоходные установки — служили для прикрытия войск от атак с воздуха на марше и в ходе наступления.
— специальные самоходные установки — к ним относились миномётные и реактивные установки, а также полевые ракетные пусковые установки на самоходной базе.
Вермахт использовал довольно сложную систему классификации бронетехники. Армейская классификация включала следующие типы бронетехники, которые могут быть отнесены к САУ:
— Flakpanzer (Flak Pz.) — зенитный танк (ЗСУ)
— Jagdpanzer (Jagd Pz.) — истребитель танков (противотанковая САУ на базе основного танка)
— Panzerjäger (Pz.Jäg.) — противотанковая САУ на базе устаревших танков, бронетранспортёров и т. п.
— Sturmgeschütz (StuG) — штурмовое орудие
— Sturmhaubitze (StuH) — штурмовая гаубица
— Selbstfahrlafette (Sfl.) — самоходная полевая артсистема
Советская САУ КВ-14 (СУ-14) у стенда с мишенью на испытательном полигоне Челябинского Кировского завода (ЧКЗ). КВ-14 (СУ-14) – прототип САУ СУ-152.
САУ «Ваффентрегер» роты истребителей танков «Эберсвальде», захваченная частями Красной Армии в районе Вандиш-Бухгольц (юго-восточнее Берлина)
Waffentrager – специальный артиллерийский транспортер или носитель оружия. Разработка машин данного класса началась в Германии в конце 1942 года, в связи с планируемым снятием с производства шасси Pz. IV. и последующей заменой самоходных установок «Хуммель» и «Насхорн». Было произведено 7 «Ваффентрегеров» конструкции Ардельта с 88-мм орудием L/71, которые в феврале 1945 г. вошли в состав роты истребителей танков «Эберсвальде». Рота подчинялась штабу группы армий «Висла». Командиром роты был назначен оберлейтенант Ардельт — разработчик машины.
Машина была направлена на исследования в научно-испытательный автобронетанковый полигон в Кубинке.
Рабочие свердловского завода за сборкой САУ СУ-122
Экипаж САУ StuG III Ausf. G вермахта наносит на машину зимний камуфляж
Экипаж САУ StuG III Ausf.G (выпущена фирмой Алкетт (Alkett) в июне 1944 г.) 95-го горного батальона истребителей танков (Gebirgs-Panzerjäger-Abteilung 95) 5-й гороной дивизии (5. Gebirgs-Division) вермахта наносит на машину зимний камуфляж. На заднем плане зенитная самоходная установка Sd.Kfz. 10/5.
Танки Т-34-85 и САУ СУ-85М 44-й гвардейской танковой бригады на улице берлинского района Уленхорст (Uhlenhorst). Апрель 1945 г.
Красноармейцы осматривают немецкое 150-мм самоходное орудие siG 33 (sf) на базе танка Pz.I Ausf B (САУ «Бизон»), захваченное исправным в Подмосковье, декабрь 1941 г.
Сварка корпусов САУ СУ-122 и СУ-100 на Уральском заводе тяжелого машиностроения.
Колонна немецких САУ StuH 42 на марше в районе Тали на Карельском перешейке. июль 1944.
Советская САУ ИСУ-152 и огнеметный танк ОТ-34-76 в бою на улице Бреслау (Breslau; ныне Вроцлав (Wrocław) в составе Польши). 1945 г.
Новые САУ вермахта «Элефант» (Elefant (Sd. Кfz. 184) на полигоне завода «Нибелунгенверке» (Nibelungenwerke), перед их сдачей в войска. март-май 1944
Хорошо видна пулемётная установка в лобовом листе корпуса, а также командирская башенка на крыше рубки. Борта машин покрыты циммеритом.
Рабочие в цехе стоят около самоходного орудия САУ СУ-122, изготовленного сверх плана для воинов-уральцев.
Солдат вермахта у поврежденной САУ StuG III Ausf. G (выпущенной заводом Alkett в период декабрь 1942 – январь 1943) 904-го батальона штурмовых орудий (Sturmgeschütz-Abteilung 904) в районе Курска. На машине установлены гусеницы с зимними траками
Советская САУ СУ-76М проезжает мимо разбитого 88-мм немецкого зенитного орудия (8,8 cm FlaK 18) в Вильнюсе.: июль 1944
Солдаты у САУ «Насхорн» (Nashorn Sd.Kfz. 164) 655-го тяжелого противотанкового батальона (Schwere Panzerjäger-Abteilung 655) вермахта, укрытого и частично замаскированного у стены сельского дома. Восточный фронт 1943 год
Легкая советская САУ СУ-26 на позиции рядом с Домом Советов в Ленинграде. октябрь 1941
Полуимпроизированные САУ были созданы на базе танков Т-26 и ХТ-130/133, на которых вместо башни монтировалась 76,2-мм полковая пушка обр. 1927 в открытой вращающейся на 360 градусов бронированной рубке. В 1941—1942 гг. в войска было передано 12 таких САУ, производство осуществлялось на ленинградском Заводе подъёмно-транспортных сооружений им. Кирова. В документах САУ также проходит под обозначениями: СУ-76, Т-26СУ и СУ-76П.
Советская экспериментальная противотанковая САУ ЗИС-41. Время съемки: 1942
Машина была создана на базе полугусеничного грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-22М, на который была установлена бронированная кабина водителя, а в кормовой части на лафете смонтировано 57-мм противотанковую орудие ЗИС-2, защищённое спереди и с бортов бронещитами. Испытания этой САУ состоялись в ноябре 1941 года.
Экипаж советской САУ СУ-76М и пехотинцы общаются с жителями освобожденного советского города.
Советские бойцы и командиры осматривают немецкие САУ «Фердинанд», подбитые на Орловском участке фронта.июль 1943
Советская САУ ИСУ-122 на улице Ам Хольцраум в Данциге. Март 1945 г.
Советская САУ ИСУ-122 с установленным на броневой рубке зенитным 12,7-мм пулеметом ДШК на перекрестке улиц Штифтсвинкель (Stiftswinkel) и Ам Хольцраум (Am Holzraum) в Данцигe (ныне Гданьск в Польше). Сейчас улицы называются ul. Rоbotniсza и ul. Stefana Jaraсza.Взвод САУ Marder III Ausf. M 19-го батальона истребителей танков в составе 19-й авиа-полевой дивизии в ходе учений на рыночной площади в Экло. Крайний слева — командир батальона истребителей танков гауптман Гельмут ШмидтСоветские САУ СУ-76М переправляются через реку.
Улица Флурштрассе (Flurstraße) в городском районе Флинген (Flingen) Дюссельдорфа — местные жители смотрят на американские САУ M18 «Hellcat», входящие в только что занятый город. 17.04.1945.
Опытный образец немецкой САУ «Ваффентрегер» (Waffentrager) фирмы Steyr-Daimler-Puch, вооруженный 88-мм орудием РаК 43. 1945 г.
Waffentrager – специальный артиллерийский транспортер или носитель оружия. Разработка машин данного класса началась в Германии в конце 1942 года, в связи с планируемым снятием с производства шасси Pz. IV. и последующей заменой самоходных установок «Хуммель» и «Насхорн».
Рабочие завода №38 города Киров передают САУ СУ-76 экипажам, прибывшим с фронта. Время съемки: сентябрь-октябрь 1942
Немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка класса истребителей танков «Фердинанд» на Восточном фронте.
Самоходная артиллерийская установка класса истребителей танков вермахта «Фердинанд» (Sd.Kfz. 184) во время ходовых испытаний.Время съемки: 1943
Советская САУ ИСУ-122 в пригороде Берлина. Позади САУ надпись на стене: «Берлин останется немецким!» (Berlin bleibt deutsch!). 26.04.1945
Немецкие САУ «Хуммель», StuG III и StuG IV, захваченные советскими войсками. Время съемки: 10.05.1945
Немецкая САУ «Хуммель» (15 cm Panzer-Haubiter 18/1 auf Fahrgestell des Geschutz Wagen III/IV Hummel, Sd.Kfz. 165, на переднем плане), штурмовые орудия StuG III и StuG IV, захваченные советскими войсками. В одном ряду со штурмовыми орудиями стоят две САУ Marder III (первая — Marder III Ausf.M с бортовым №332).
Советские офицеры на фоне самоходных артиллерийских установок СУ-76 обсуждают предстоящие бои в Восточной Пруссии. 3-й Белорусский фронт. Время съемки: март 1945
Солдаты 45-й пехотной дивизии (45th Infantry Division) США перегоняют захваченную САУ вермахта StuG III Ausf. G. САУ с личным именем «Jutta». Перед САУ следует джип Willys MB.Время съемки: июнь 1944 Веллетри, Италия
Раненого советского бойца перекладывают с САУ СУ-76М на носилки под Берлином. апрель 1945.
САУ вермахта «Штурмтигр» (38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger), брошенная на улице населенного пункта. САУ вооружалась 380-мм корабельным реактивным минометом, предназначенным для разрушения баррикад, домов и укреплений в условиях уличных боёв.
Советские самоходные установки СУ-100 во дворе завода «Уралмаш» перед отправкой на фронт.
САУ СУ-100 лейтенанта Алферова в засаде. Район озера Веленце. Время съемки: март 1945
Экипаж немецкой 105 мм САУ Pz.Sfl.IVa «Толстый Макс» 521-го батальона истребителей танков
Личный состав 521-го батальона истребителей танков (Panzer-Jaeger-Abteilung (Sfl.) 521) вермахта у 105 мм САУ Pz.Sfl.IVa «Dicker Max» (Толстый Макс).
Самоходное орудие Pz.Sfl.IVa было разработано как разрушитель бункеров, путем установки полевого 105-мм орудия K18/L52 на модифицированное шасси среднего танка Pz.Kpfw.IV Ausf.E. К 1941 году немцам удалось построить два опытных образца, которые были направлены на фронтовые испытания.
По прямому назначению “Толстый Макс” не использовался. Оба образца “Макса” использовались в роли противотанковых САУ. Справа автомобиль Krupp L2h243 (Kfz.70). Восточный фронт.
Красноармеец осматривает немецкую 105 мм САУ Pz.Sfl.IVa «Dicker Max» (Толстый Макс) 521-го батальона истребителей танков (Panzer-Jaeger-Abteilung (Sfl.) 521), захваченную под Сталинградом.Время съемки: февраль 1943
Советские и сербские военнослужещие в Белграде. Позади них советская САУ СУ-85. Место съемки: Белград, Югославия Время съемки: 1944
Уничтоженная войсками союзников итальянская САУ Semovente da 75/18. САУ подбита во время сражения за Эль-Геттар. Судя по тактическому знаку, машина принадлежала командиру 1-й батареи.
Эта машина относилась к классу штурмовых орудий, вооружалась 75-мм орудием Obice da 75/18 modello 34 и являлась удачной попыткой использования шасси безнадежно устаревшего к тому времени танка Fiat M13/14/15…
Место съемки: Тунис, Северная Африка. Время съемки: 1943
Немецкая САУ StuG III у развалин Сталинградского тракторного завода. Место съемки: Сталинград. Время съемки: октябрь 1942
Немецкие САУ StuG III и Stuh 42 на марше в Бельгии. Место съемки: Бельгия Время съемки: 18.12.1944
Брошенное немецкое самоходное орудие Sturmpanzer IV с тактическим номером «222»
Брошенное немецкое штурмовое орудие «Бруммбар» (15 cm Sturmpanzer IV «Brummbar») 3-й (поздней) серии выпуска на базе танка Pz.Kpfw. IV Ausf. H с тактическим номером «222». На втором плане еще один «Бруммбар» с тактическим номером «110». В советских войсках машину называли «Медведь». Вооружена 150-мм гаубицей StuH 43. САУ разукомплектованы на запасные части. Машина из 219-го отдельного батальона штурмовых танков.
Экипаж редкой модификации САУ M36B1 (M36B1 90мм GMC) из 654-го батальона истребителей танков, действовавшего в составе 35-й пехотной дивизии США, в немецком городе Райнберг
Время съемки: 06.03.1945
Американская противотанковая САУ M10 «Вулверайн» в районе бельгийской деревни Беноншам
Американская противотанковая САУ M10 «Вулверайн» (Wolverine) из состава 773-го противотанкового батальона армии США (773rd tank destroyer battalion) на опушке леса в районе бельгийской деревни Беноншам (Benonchamps). Данной САУ под командованием сержанта Джейкоба Кретчика (Sgt. Jacob Kretchik) приписывают поражение пяти немецких танков во время контратаки возле Обервампаха (Oberwampach, Люксембург).
Место съемки: Беноншам, Бельгия. Время съемки: 21.01.1945
Советская САУ ИСУ-152 рядом с подбитой немецкой машиной передовых артиллерийских наблюдателей Pz.Beob.Wg. III в Восточной Пруссии.
Советская тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 на улице Берлина. На САУ поврежден ствол орудия. Время съемки: май 1945
Немецкий офицер рядом с легкой противотанковой самоходной-артиллерийской установкой «Мардер II» (7.62-cm-Pak ® auf Fahrgestell Pz.Kpfw.II (Sf), Sd Kfz132 (Marder II)) на Восточном фронте.
Немецкие солдаты рядом с импровизированной САУ из 37-мм противотанковой пушки PaK 35/36, закрепленной на корпусе французского трофейного многоцелевого транспортера Renault UE.
Вариант САУ 3,7 cm Pak 35/36 auf Infanterie Schlepper UE(f) изготавливался уже централизовано.
Прототип немецкой легкой САУ «Хетцер» во время испытаний. Время съемки: 1943
Колонна советских тяжелых самоходных артиллерийских установок ИСУ-122 из 59-го отдельного танкового полка прорыва 9-го механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии на марше на западной Украине. Время съемки: 1944
Советские тяжелые самоходные артиллерийские установки СУ-152 движутся на параде по улице Владимирской мимо памятника гетману Украины Богдану Хмельницкому на Софийской площади в Киеве. Время съемки: 01.05.1945
Советская САУ СУ-76 на одной из разрушенных улиц Берлина. Время съемки: апрель 1945
Колонна советских самоходок СУ-76 проезжает мимо закопанного немецкого танка Pz.Kpfw.IV, использовавшегося как ДОТ на улице Берлина
Немецкая САУ StuG III Ausf. G захваченная 238-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригадой. Машина имела собственное имя «Tigerhai» (Тигровая акула). САУ была захвачена в сосновом бору в районе поселка Пуща-Водица в предместье г. Киева.
Место съемки: Украина. СССР. Время съемки: 1944
Немецкая САУ StuG 40 в холле разрушенного союзниками отеля «Continental» в итальянском городе Кассино (Cassino). Место съемки: Кассино, Италия. Время съемки: 21.05.1944
Брошенная в разрушенном строении немецкая самоходка «Самовенте» (Semovente da 75/18, итальянского производства) в городе Кастелфорте. Место съемки: Кастелфорте, Италия. Время съемки: 21.05.1944
Американцы Ч. Чесньют и Д. Бьюкел у брошенной в Бельгии немецкой САУ «Хуммель». Место съемки: Бельгия. Время съемки: декабрь 1944 — январь 1945
Советские солдаты на броне САУ СУ-85 проезжают по дороге немецкого населенного пункта.
Советская САУ СУ-122 движется по проселочной дороге с десантом на броне в районе Прохоровского плацдарма. Место съемки: Курская область. Время съемки: 14.07.1943
Вид справа на американскую 155-мм САУ М12 на испытательном полигоне компании «Дженерал Моторс»
Американская 155-мм самоходно-артиллерийская установка М12 на шасси среднего танка М3 (155mm Gun Motor Carriage M12) на испытательном полигоне компании «Дженерал Моторс» (General Motors). Вид справа.
На М12 использовались 155-мм пушки периода Первой мировой войны М1917, М1917А1, М1918М1. Фирме Preesed Steel Car Company летом 1942 годы было заказано к производству 100 установок. В период с сентября 1942 по март 1943 заказ был полностью выполнен.
Однако САУ поступила на вооружение армии США лишь летом 1944 года. Данными САУ были укомплектованы 557-й, 558-й, 981-й, 987-й, 989-й и 991-й батальоны полевой артиллерии.
Место съемки: Дейтрот, Мичиган, США. Время съемки: ноябрь 1942
Американская САУ М10 (3-in. Gun Motor Carriage M10) и мотоцикл «Харлей Девидсон» WLA на улице нормандского городка Перси
Место съемки: Перси, Франция. Время съемки: июнь-июль 1944
Американская САУ М7 «Прист» (105mm Howitzer Motor Carriage M7, Priest) на улице французского городка. Время съемки: 1944
САУ М36 «Джексон» (90mm GMC M36) 703-го батальона истребителей танков США в предместье Вербомон, Бельгия.
Место съемки: Вербомон, Бельгия. Время съемки: 20.12.1944
АУ М7 «Прист» 83-й пехотной дивизии армии США у могилы унтершарфюрера 17-й дивизии СС «Гетц фон Берлихинген».
Американская САУ M18 «Хеллкет» (76mm) из 827-го батальона истребителей танков, прибывшего в состав 12-й танковой дивизии США в Сарребурге, Франция. Место съемки: Сарребург, Франция. Время съемки: 13.12.1944
Брошенная на улице Льежа бельгийская легкая противотанковая самоходно-артиллерийская установка autocanon Т13B3.
САУ была создана на базе английского артиллерийского тягача Light Dragon Mk.IIc.
Место съемки: Льеж, Бельгия. Время съемки: май 1940
Горожанин осматривает подбитую венгерскую САУ «Зриньи» II (40/43M Zrínyi) на улице Будапешта. Место съемки: Будапешт, Венгрия. Время съемки: 1945
Итальянская самоходно-артиллерийская установка Semovente M.40 da 75/18 на базе танка Fiat M13/40 под Эль-Аламейном. На левом крыле для демонстрации выставлены снаряды к итальянской 75-мм дивизионной пушке-гаубице Obice da 75/18, которой вооружена САУ
Место съемки: Египет. Время съемки: октябрь 1942
Итальянская САУ «Семовенте» 90/53 (Semovente da 90/53) с 90-мм зенитным орудием, захваченная союзниками на Сицилии.
Место съемки: Палермо, Сицилия. Время съемки: август 1943
Японская 75-мм САУ Тип 1 «Хо-Ни», захваченная частями 37-й пехотной дивизии США в Аритао (Aritao), Филиппины. 6 апреля 1945 года.
Место съемки: Аритао, Филиппины. Время съемки: 06.04.1945
88-мм тяжелая противотанковая САУ «Хорниссе» (Шершень) с собственным именем «Пума» (Puma). Принадлежит 519-му танкоистребительному дивизиону. Белоруссия, район Витебска.
С 27 января 1944 года «Хорниссе» стали обозначаться «Насхорн» (Носорог).
Место съемки: Белоруссия, СССР. Время съемки: январь 1944
Немецкая 105-мм САУ «Веспе» (Sd.Kfz.124 Wespe) из 74-го полка самоходной артиллерии 2-й танковой дивизии вермахта, проезжает рядом с брошенным советским 76-мм орудием ЗИС-3 в районе города Орел. Место съемки: Орловская область Время съемки: июль 1943
Немецкая тяжелая САУ «Ягдпантера» (Sd.Kfz.173 Jagdpanther) из 654-го батальона истребителей танков с экипажем на марше.
Окончание сборки САУ СУ-152. Челябинский Кировский Завод, 1943 г.
САУ СУ-122 направляются на передовую у Нарвских ворот в Ленинграде.
Место съемки: Ленинград. Время съемки: март-апрель 1943
Советские САУ СУ-76М на одной из улиц Берлина.
Колонна советских САУ ИСУ-122 на одной из улиц Берлина.
back-in-ussr.com