Онтос — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 февраля 2015; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 февраля 2015; проверки требуют 16 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. M50.Онтос | |
---|---|
Боевая масса, т | 8,63 |
Экипаж, чел. | 3 |
Разработчик | Allis-Chalmers[d] |
Производитель | Allis-Chalmers[d] |
Годы производства | 1955—1957 |
Годы эксплуатации | |
Количество выпущенных, шт. | 321 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 3830 |
Ширина, мм | 2598 |
Высота, мм | 2131 |
Клиренс, мм | 370 |
Тип брони | катаная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 13 / 71° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 13 / 45° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 13 / 42° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 13 / 0° |
Кор |
ru.wikipedia.org
Многоствольная САУ М50 Онтос. Фото. Видео. Устройство
В начале 1950-х корпус морской пехоты США подал заявку на высокомобильный истребитель танков. В октябре 1951 промышленность получила разрешение на производство не менее 5 прототипов установки: во всех в качестве главного оружия использовалось противотанковое безоткатное орудие. После их выпуска и испытания в феврале 1953 были выделены ассигнования на приобретение 24 производственных образцов установки Т165, оснащенной 6 орудиями калибра 106 мм.
САУ М50 Онтос — видео
Их испытания показали необходимость доработки узлов крепления, системы управления стрельбой и подвески шасси. Остальные образцы были выполнены по несколько модифицированным доводочным проектам и получили наименование Т165Е2. Наконец после испытаний следующих установок той же серии и необходимых конструктивных модификаций оружие было запущено в серийное производство как самоходная многоствольная противотанковая 106-мм установка М50, или просто «Онтос» (по-гречески «вещь»), В августе 1955 года компания«Аллис Чалмерс» выиграла конкурс на производство до ноября 1957 года 297 машин. Позднее было решено заменить исходный карбюраторный двигатель «Дженерал Моторз» на «Крайслер» мощностью 180 л.с. Итак, 294 машины М50 производились по новой конфигурации (не считая мелких усовершенствований) как М50А1.
М50 «Онтос» воевал в Южном Вьетнаме и в Доминиканской Республике, но был снят с вооружения морской пехоты без прямой замены, функцию борьбы с танками переложили на различные типы оружия, в том числе противотанковые управляемые ракеты ТОУ, пускаемые с земли или с боевых транспортных средств.
М50 был вооружен 6 безоткатными противотанковыми орудиями М40А1С, смонтированными на общем основании в задней части корпуса установки. Они могли разворачиваться вручную на 40 градусов вправо и влево:угол их вертикального наведения изменялся от -10 до +20’. Верхний ряд из четырех ружей дополнялся пристрелочным ружьем M8C калибра 12,7 мм. Сначала все орудия выставлялись с помощью оптического прицела. после чего производился пробный выстрел из ружья. Попадание в цель сигнализировалось облачком дыма — так наводчик узнавал, что основное оружие наведено правильно. Боезапас содержал 18 снарядов калибра 106 мм плюс 80 пристрелочных патронов. Дополнительное вооружение включало смонтированный на крыше 7,62-мм пулемет М1919А4.
Боевой пост водителя был впереди, слева, двигатель справа от него. Крайне скученный боевой отсек располагался до заднего борта установки: доступ в него осуществлялся через две двери в заднем борту. Двигатель был соединен с поперечно-приводной трансмиссией XT-90-2 производства «Дженерал Моторз», передающей мощность на ведущие звездочки в передней части корпуса. Были попытки использовать шасси M50 в целом ряде экспериментальных бронированных машин пехоты (БМП), но они не дошли до стадии производства.
Тактико-технические характеристики САУ М50 Онтос
— Разработчик: Allis-Chalmers
— Производитель: Allis-Chalmers
— Годы производства: 1955—1957
— Годы эксплуатации: 1956—1970
— Количество выпущенных, шт.: 321
Экипаж: 3 человек
Вес М50 Онтос
— Боевая масса, т: 8,63
Габаритные размеры М50 Онтос
— Длина корпуса, мм: 3830
— Ширина, мм: 2598
— Высота, мм: 2131
— Клиренс, мм: 370
Бронирование М50 Онтос
— Тип брони: катаная гомогенная
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 13 / 71°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 13 / 45°
— Борт корпуса (верх), мм/град.: 13 / 42°
— Борт корпуса (низ), мм/град.: 13 / 0°
— Корма корпуса (верх), мм/град.: 13 / 27°
— Днище, мм: 6
— Крыша корпуса, мм: 13
— Лоб башни, мм/град.: 13 / 30°
— Борт башни, мм/град.: 13 / 30°
— Корма башни, мм/град.: 13 / 30°
— Крыша башни, мм: 13
— Активная защита: нет
Вооружение М50 Онтос
— Калибр и марка пушки: 6 × 106-мм M40A1C
— Тип пушки: безоткатное орудие
— Длина ствола, калибров: 26
— Боекомплект пушки: 18
— Углы ВН, град.: —10…+20
— Углы ГН, град.: ±40
— Прицелы: перископический M20A3C
— Пулемёты: 1 × 7,62-мм M1919A4
— Другое вооружение: 4 × 12,7-мм пристрелочные винтовки M8C
Двигатель М50 Онтос
— Тип двигателя: рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
— Мощность двигателя, л. с.: 124
Скорость М50 Онтос
— Скорость по шоссе, км/ч: 48
— Запас хода по шоссе, км: 185
— Удельная мощность, л. с./т: 13
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,36
— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,7
— Преодолеваемый ров, м: 1,35
— Преодолеваемый брод, м: 0,6 (1,5 с дополнительным оборудованием)
Фото САУ М50 Онтос
Добавить комментарий
oruzhie.info
106-мм многоствольная противотанковая самоходная артиллерийская установка M50 » Военное обозрение
Ontos по-гречески означает «вещь». Применительно к бронированной машине морской пехоты, это может означать «редкая вещь». Этот бронированный автомобиль внес значительный вклад в успех операций морской пехоты и американской армии во Вьетнаме, но о нем меньше известно, чем о любом другом бронировике, производившимся американскими военными. Даже среди коллекционеров военных транспортных средств название Ontos часто вызывает удивление. Причина этому может быть связана с тем, что Ontos были произведены в небольшом количестве. Так, к началу войны во Вьетнаме Корпус морской пехоты США обладал только 176-ю машинами. Еще одним фактором является то, что морская пехота быстро утилизировала оставшиеся броневики, уничтожив большую части корпусов и артиллерийских установок. Лишь несколько сохранившихся образцов Ontos попали в музеи и руки коллекционеров, и его история осталась нерассказанной. На сегодняшний день сохранилось больше танков времен Первой мировой войны, чем Ontos.
Общий Обзор
Ontos была относительно легкой гусеничной боевой машиной, разработанной в начале 1950-х годов с целью уничтожения основных боевых танков того времени огнем шести 106-мм безоткатных орудий. Несмотря на свои миниатюрные размеры: 3.81 метра в длину, 2.6 метра в ширину в ней размещались три члена экипажа в отделении высотой несколько более чем 1.2 метра. Она прослужила в морской пехоте США с 1956-го года до 1970-го года, когда большинство из них были утилизированы. Её служба в морской пехоте совпала с использованием Корпусом 106-мм безоткатных орудий.
Впервые Ontos приобрела опыт боевых действий через 10 лет после принятия её на вооружение. Это произошло при её использовании против повстанцев в Доминиканской республике в апреле 1965-го года. Второе боевое применение было во Вьетнаме, где она сыграла роль, неимеющую никакого отношения к тому, для чего первоначально предназначался этот маленький быстрый истребитель танков.
Если является правдой то, что любая армия использует в нынешней войне тактику и оборудование со своей последней войны, то признаком успешной армии является её способность адаптировать все, что может помочь ей выполнить новую миссию. Ontos и её экипажи должны были убедить руководство Корпуса морской пехоты, что эта боевая машина имеет подходящие задачи во Вьетнаме. Успех в деле убеждения своего командования о потенциале Ontos не был столь однозначным. Машина была задействована на ротном уровне и убедила руководство своей огромной огневой мощью необходимой пехотинцам; огневой мощью способной повлиять на исход боя.
Я поражен сходством применения Ontos в рамках пехотной роты с применением маленького танка Стюарт морскими пехотинцами в сражениях в тихоокеанском регионе во время Второй мировой войны. Оба они были легко бронированными и неспособными противостоять оружию выше 50-го калибра. Обе этих машины были эффективны благодаря своим малым размерам и способности обеспечить пехоту в бою относительно высокой огневой мощью. Их размер позволял им действовать в зонах где этого не могли большие танки. Гусеницы шириной в пол метра позволяли 9-и тонному Ontos действовать на мягких грунтах окружающих рисовые поля Вьетнама. Обе они использовались для уничтожения укрепленных позиций (bunker busters). Благодаря их близкому нахождению к передовой, способности быть быстро развернутыми и преодолевать укрепленные позиции противника значительно снизились потери пехоты.
Ontos подобно улью выстреливает сотни пчел, способных своими жалами очистить джунгли от врага. Тогда не было никакого другого оружия способного очистить джунгли на глубину в 400 метров, как 106-мм безоткатные орудия с кассетными снарядами с готовыми стреловидными поражающими элементами. Эффективность артиллерийских снарядов и бомб была ограничена зоной прямого попадания. Растительность джунглей поглощала взрывную волну и разлетающиеся осколки. Другие транспортные средства с установленными на них 106-мм безоткатными орудиями были открытыми для огня врага из стрелкового оружия. Ontos мог подставить себя под вражеский огонь из стрелкового оружия на короткое время, чтобы выпустить свой боезапас, когда это требовалось и отойти в более безопасное место для перезарядки. Это был бронированный дробовик, и армия Северного Вьетнама боялась его.
Для ветерана армии любой страны не является сюрпризом то, что системы вооружения используются не по назначению, неудовлетворительно и/или бывают забытыми генералами требовавшими их разработки. Ontos постигла та же участь. Развертывание Ontos, казалась, было очень продумано многими командирами, а обеспечение Ontos запасными частями вызывало серьезную озабоченность.
Ontos была разработана в другую эпоху для других целей. Предназначенная для уничтожения танков, Ontos оказалась устаревшей еще до того как попала в руки своего первого экипажа. Она досталась бойцам которые переосмыслили её применение и превратили её в оружие морской пехоты.
Экипажи Ontos были отобраны из морских пехотных батальонов с целью освоения навыков наводчиков, радистов, механиков и изучения тактики. Морпехи приписанные к пехотным батальонам получили обозначение 0300. Экипажи Ontos составляли бойцы в прошлом разных военных специальностей. Некоторые члены экипажа имели опыт обращения с автотранспортом, но большинство, вероятно, были бывшими стрелками. После их командировок в противотанковые подразделения они обычно возвращались в батальоны, из которых они прибыли, чтобы быть командированными в другие противотанковые подразделения.
Морское высшее командование было едино во мнении посылать морскую пехоту против армии Северного Вьетнама и бойцов Вьетконга. Они были уверены, что отдельные морпехи в сочетании с традиционным артиллерийским и воздушным прикрытием смогут одолеть этого врага, не обладающего подобным оружием.
Все считали, что Вьетнам не способен на танковые операции. Если бы он мог то он бы, выставил бронетехнику на поле боя. Так как танки не были выдвинуты Северным Вьетнамом, то было мало пользы от малых противотанковых бронемашин известных как Ontos или как «свинья».
Морская пехота вводила в бой танки M48A2 и 106-мм многоствольные противотанковые самоходные артиллерийские установки Ontos, но они не были в центре внимания полковых и батальонных командиров наровне с традиционным вооружением, таким как 81-мм и 107-мм минометы, 105-мм артиллерийская и непосредственная авиационная поддержка.
Развертывание Ontos было часто обусловлено инстинктивным решение командиров батальонов. Они использовались в основном в качестве защиты периметра с некоторыми ограниченными обязанностями.
Вьетнамской войной управляли американские политики; с правилами применения вооруженных сил полностью сбивающими с толку военное командование. Американским ВВС было запрещено бомбить позиции ПВО исчерпавшие свой боезапас. В начале вьетнамской войны враг мог отступить в районы, которые было запрещено вторгаться американским войскам. Эти правила применительно к экипажам Ontos означали, что использование их главного калибра или даже его заряжение может быть осуществлено исключительно с разрешения батальонного командования. В начале экипажи Ontos должны были идти в районы боевых действий с незаряженными орудиями. Позже им позволили заряжать 106-мм орудия, но открывать огонь по своему усмотрению они не имели права. Эти правила были кошмаром для ветеранов Второй мировой или Корейской войн.
Если командование морской пехоты игнорировало преимущества Ontos, то армия Северного Вьетнама совсем наоборот. Почти во всех моих интервью с членами экипажей Ontos прослеживается один момент. Армия Северного Вьетнама боялась Ontos и по возможности избегала с ней контакта. Большинство контактов между армией Северного Вьетнама и Ontos были случайными со стороны вьетнамцев.
Разработка
Проект Ontos был поручен в начале ноября 1950-го года производителю сельскохозяйственной техники Allis-Chalmers отделению Wisconsin. Конструкторский отдел Allis-Chalmers состоял приблизительно из 50-и 60-и инженеров, 90% которых были заняты разработкой первых прототипов. Все прототипы были построены в сельскохозяйственном сборочном заводе в Лапорте, штат Индиана.
Проект вначале задумывался правительством в качестве истребителя танков, способного транспортироваться на грузовых самолетах 1950-х годов. Контракт предусматривал поставку армии 1000 машин. В 1953 году армия отказалась принять Ontos на вооружение, в свою очередь Корпус морской пехоты принял на вооружение порядка 300 машин.
Правительственный заказчик в лице главного инженера Карла Холмярда (Carl Holmyard) составил техническое задание объемом всего в один лист. Согласно ему, машина должна была оснащаться тем же шести цилиндровым бензиновым двигателем GMC, что и стандартные на тот день 2 ½ тонные военные грузовики и фронтально расположенной трансмиссией Allison передающей крутящий момент на гусеницы. Остальная часть технического задания ограничивала внешние габариты и вес машины с целью обеспечения авиатранспортабельности.
Проект был классифицирован ка «Конфиденциальный». Это самая низкая степень секретности для правительственных работ, но все же она требовала, чтобы прототипы были построены в огороженной секции завода по производству сельскохозяйственных машин. Правительство готово было принять прототипы для испытаний только после того, как машины отработали бы по 50 часов. Это потребовало от инженеров приходить на завод по выходным и обкатывать прототипы по территории завода Эллис-Чалмерс.
Ontos обладала двумя большими штангами, на которые устанавливались шесть безоткатных орудий. Эти штанги были соединены с притопленной башней. Вся эта конструкция была выполнена из броневой стали. Ранние прототипы могли разворачивать орудия менее чем на 15 градусов влево и вправо. Серийные Ontos уже были способны разворачивать орудия на 40 градусов влево и вправо.
Сварка бронированный корпуса оказалась проблематичной для Эллиса-Чалмерс. Несколько прототипов были испорчены при отработке надлежащих методов сварки.
Первый прототип Ontos обладал гусеницами, похожими на используемые на самоходных артиллерийских установках Скорпион. Впоследствии они были изменены. Это первый прототип Ontos по-прежнему существует и находится в руках коллекционера Фреда Ропкей (Fred Ropkey).
Последующие и конечные гусеницы и подвеска были новой конструкции. Каждая гусеница состояла из двух резиновых секций длиной в 1.2 метра со стальными зубьями в центре. Стальные грунтозацепы шириной в полметра соединяли резину и гребень. Для составления одной гусеницы использовалось 5 секций. Мотивированный экипаж мог выполнить замену секции гусеницы примерно за полтора часа. Один матрос рассказал в беседе со мной, что им удалось выполнить ремонт гусеницы за 42 минуты.
Система подвески была разработана таким образом, что ни один из её механизмов не вторгался в уже и так небольшое боевое отделение. Опорные катки через балансиры соединялись с торсионными валами прикреплеными к бортам корпуса. Много внимания было уделено специальным резиновым составам втулок.
Резиновый мягкий топливный бак был установлен в передней части машины непосредственно за лобовым листом. Он был отлит из резины и содержал трубчатые проходы через его центр, позволяющие левому ведущему валу передавать крутящий момент через топливный бак на левую ведущую звездочку.
Allis-Chalmers разработали для Ontos комплект для преодоления глубокого брода, но он не был принят морской пехотой. Он состоял из водонепроницаемого покрытия для двигателя, таким образом двигатель оставался сухим во время преодоления брода. Приспособления для преодоления брода перевозились на Ontos и должны были быть устанавлены непосредственно перед преодолением водной преграды.
Одной из проблем, которую должна была быть решена Эллис-Чалмерс, была связана с расположением гусеницы. Нижняя часть шасси была изготовлена при помощи сварки. Сварочные деформации влияли на расположение подвески, что в результате приводило к потере гусеницы. Замена сварки на механическую обработку нижней части корпуса, где подвеска болтами крепится к корпусу, наконец, решила эту проблему.
Allis-Chalmers также разработала бронетранспортер на базе гусеничной конструкции Ontos. БТР был оснащен одной дополнительной 1.2 метровой гусеничной секцией. Неизвестно о существовании фотографий, подтверждающих существование прототипа бронетранспортера.
Большая часть конструкторских работ была завершена в 1950-ом году во время двухнедельного конструкторского марафона. Корпус морской пехоты проводил испытания машины в течение последующих шести лет и в итоге принял его на вооружение в конце 1956-го года. В своем отчете главный инженер отмечает, что в период с 1957-го по 1959-й год в конструкцию был внесен ряд изменений. Этот отчет главного инженера Крейга Канона (Craig Cannon) относится к главной ревизии Ontos названной «проект 1960». Некоторые из предлагаемых изменений предполагали использование алюминиевого амфибийного корпуса и двух 105-мм безоткатные орудий (обозначенных как орудия T237), оснащенных цилиндрическим зарядным устройством револьверного типа. Это изменение позволило бы произвести несколько выстрелов из двух орудий без необходимости одного из членов экипажа покидать машину для перезарядки орудий снаружи. Еще одно важное изменение предполагало замену двигателя с турбинный двигатель. «Проект 1960» не был принят.
Одним из первых испытаний была прицельная система башни с шестью орудиями. Часть испытаний включала в себя одновременную стрельбу из всех шести орудий. Испытуемый броневик был доставлен на полигон в Абердине специально построенный для испытаний 106-мм безоткатных орудий. Никто не представлял себе эффект от стрельбы шести орудий сразу, по меньшей мере, никто из тех, кто планировал испытательный комплекс. Обратное пламя во время стрельбы вырвало несколько кирпичей из соседнего здания и выбило задние окна нескольких автомобилей.
Allis-Chalmers позже модернизировала Ontos: заменила 6-и цилиндровые двигатели на 6-и литровые V8 Chrysler. Модернизация включала также замену бронированной крышки двигателя с дополнительной вентиляцией. Считается, что из 300-от изготовленных машин модернизацию прошли только 176 Ontos.
Бронированный корпус Ontos
Лобовая бронированная плита Ontos шириной в 129 см имела толщину в 25 мм. Лобовая плита образовывала переднюю часть корпуса машины и защищала водителя и трансмиссию от уровня земли до высоты в 70 см. Боковые листы к которым крепятся элементы подвески образуют бортовые стенки боевого отделения отсека немногим толще 12.7 мм. Днище боевого отделения изготовлено из броневой стали толщиной 6.5 мм. Большинство остальной части корпуса выполнена из брони толщиной в 12.7 мм. Передние крышки двигателя отлиты из броневой стали и их жалюзи имеют 10 мм полосы, выполненные на внутренней стороне каждой жалюзи с целью предотвратить проникновение огня стрелкового оружия в моторное отделение.
Ходили слухи, что Ontos обладал высоко расположенным центром тяжести и имел тенденцию к опрокидыванию. Я обнаружил, что машина с демонтированными орудиями все еще весила более 5-и тонн. Центр тяжести этих пяти тонн располагался в пределах высоты гусениц (86 см). Поэтому я сомневаюсь, что был Ontos была с завышенным центром тяжести. Члены экипажа рассказали мне, что машина скорее сползала юзом при прохождении крутого холма прежде чем перевернуться.
106 мм безоткатные орудия
Ontos имел возможность стрелять из своих 106-мм безоткатных орудий по одному или несколькими сразу или даже всеми одновременно. Четыре из шести орудий имели спаренные пулеметы калибра 12.7 мм. Дальность стрельбы пулеметов примерно соответствовала дальности стрельбы 106-мм снаряда. Эти пулементы использовались в качестве индикатора (трасера), так как при их попадании образовывалось облако дыма. Стрельбой из оружия управлял наводчик, расположенный за водителем и двигателем. Наводчик часто сначала обстреливал цель трасером и следил за его полетом. Часто, не дождавшись попадания трасера в цель, он отстреливал 106-мм снаряды. Максимальная дальность стрельбы 106-мм снаряда составляла порядка 2700 метров. 106-мм орудие вообще считается орудием для стрельбы прямой наводкой, но экипажи были обучены и использовали его с закрытых огневых позиций по целям, не находящимся в пределах прямой видимости наводчика.
106-мм безоткатное орудие составляет более 3.4 метра в длину и весит около 130 кг каждое. Башне Ontos приходилось нести более 770 кг на неровном грунте. Нагрузка на крепления артиллерийской установки вынуждала экипажи периодически выравнивать орудия.
Два из шести орудий могли были быть легко демонтированными с самоходной артиллерийской установки и при необходимости использованы с наземной установки.
Боевая организация Ontos
Экипаж Ontos состоял из трех человек: водителя, командира/наводчика и заряжающего. В случаях, когда Ontos нес много боеприпасов и/или другие грузы или при очень жаркой погоде, можно было наблюдать заряжающего сидящего на люке механика-водителя, на перекладине пулемета или в ¾-и тонном взводном грузовике Dodge, часто следовавшим за взводом на марше. Ontos могли и на практике передвигались с открытыми задними дверьми там, где это было возможно. Такой способ передвижения, мягко говоря, не препятствовал попаданию дорожной пыли в боевое отделение, что делало экипаж похожим на свиней. По этой причине экипажи обычно называют Ontos «свинья».
Подготовка экипажа была разнообразной и соответствовала изменяющимся требованиям войны. До марта 1965-го года экипажи проходили обучение в Camp Horno в месте квартирования 1-й морской дивизии и Camp Pendelton на побережье Калифорнии недалеко от Лос-Анджелеса. Позднее подготовка экипажей проходила на месте в подразделения куда они были приписаны. Они должны были изучить: техническое обслуживание машины, стрелковое оружие, тактику применения, а также стрельбу прямой и не прямой наводкой. Все морские пехотинцы проходили обучение в использовании стрелкового оружия, однако экипажи Ontos также использовали пулеметы не используемые большинством подразделения морской пехоты. Они также должны были знать, как пользоваться тремя основными радиостанциями и внутренней связью. Некоторые направляемые во Вьетнам экипажи вначале отправились на полигоны на Окинаве для расширенных дневных и ночных стрельб из 106-мм орудий.
Экипажи Ontos должны были уметь заменить 1.2 метровые секции гусениц. Они также должны были уметь подтянуть отремонтированную или прошедшую ряд крутых поворотов гусеницу. Механик Ontos был приписан к каждому взводу, но и члены экипажа были помогать поддерживать машины в работоспособном состоянии. Взводы часто рассредотачивались, когда были приписаны к пехотным подразделениям. Взводный механик часто был недоступен для проведения необходимого ремонта. Запасные части часто было тяжело или даже невозможно достать. Многие Ontos в связи с этим были разобраны на запасные части.
Взводы Ontos были организованы в тяжелые и легкие отделения. В тяжелом отделении были по три Ontos и два Ontos в легком отделении. В роте было по три взвода и три роты в батальоне Ontos. 1-й и 3-й батальоны Ontos принимали участие в боевых действиях во Вьетнаме. Машины были во Вьетнаме с начала 1965-го до середины 1969-го года. Существует ряд доказательств, что в конце 1965-го года во Вьетнаме было 65 Ontos. Если эта цифра верна, она, вероятно, 45 Ontos было в составе 3-го морского противотанкового батальона и меньшее число в 1-м морском противотанковом батальоне, также некоторые машины находились на борту кораблей в режиме ожидания их развертывания в любой из горячих точке, в случае необходимости.
Экипаж Ontos располагал 6-ю 106-мм снарядами в своих орудиях. Ещё 8 снарядов были размещены в задней части установки под задними люками и 4 снаряда в стойке, расположенной в правой задней части машины. Заряжающий должен был спешиться и перезарядить орудия из этой боеукладки. Боевое отделение машины в зависимости от ситуации могло вместить дополнительный боекомплект. Я брал интервью у сержанта взвода Ontos, который демонтировал сидения водителя и командира и разместил в этом тесном пространстве 30 дополнительных снарядов. Он сидел на боеприпасах во время вождения или стрелял из орудия.
Экипаж также располагал пулеметом M-3A1 (также известным как «шприц для смазки» или SMG) и ручным пулеметом Colt 45 и по 250 патронов, 1000 с трассирующими пулями для спаренных пулеметов M8 калибра 12.7 мм, 1000 или более патронов для пулемета Браунинг 1919A4. Многие из членов экипажа также имели личное стрелковое оружие. Некоторое из личного оружия включало ружья и трофейное оружие, такое как пистолет-пулемет Томпсона, АК-47, автоматическая винтовка Симонова, а также французские автоматы. Один известный мне экипаж также установил 60-мм миномет на переднюю панель Ontos.
Морские пехотные батальоны в тот период были вооружены пулеметами М60. По неизвестной причине, Ontos были вооружены старыми легкими пулеметами Browning. У некоторых экипажей была возможность перехода на более современное, полностью автоматическое оружие, но они остановили свой выбор на Браунинге. Считалось, что старый Браунинг требовал реже заменять ствол при интенсивном использовании. Пулемет Браунинга был установлен на опоры артиллерийской установки/башни. Им можно было управлять вручную или дистанционно изнутри Ontos посредством ножной педали.
Что произошло с Ontos?
Морские пехотинцы прекратили использование Ontos во Вьетнаме в мае 1969-го года. Некоторые Ontos остались во Вьетнаме и были переданы легкой пехотной армейской бригаде вблизи Tam KY. Армия использовала их пока это не стало невозможным из-за отсутствия запасных частей. Затем они были переделаны в неподвижные огневые точки. В мае 1969-го года остальные машины во Вьетнаме были загружены на суда и возвращены в США. Экипажи были переведены в различные батальоны морской пехоты.
По возвращению машин в США, верхняя часть корпуса была срезана, и многие шасси были проданы в качестве строительной техники или переданы местными правительственными учреждениями для проведения спасательных работ.
Существующие поныне Ontos известныe автору
(В этом разделе автор перечисляет музеи в США, где можно посмотреть и потрогать настоящие Ontos. Желающие могут пройтись по ссылке и поинтересоваться адресами музеев.)
Воспоминания членов экипажа о своих Ontos
(В этом разделе автор приводит воспоминания 6-и ветеранов Вьетнамской войны об их опыте применения Ontos. Желающие ознакомиться с этими воспоминаниями могут воспользоваться ссылкой на оригинале статьи.)
Выводы
Мои выводы об Ontos основаны на моих беседах/переписке с двумя разработчиками Ontos работавшими ранее на Эллис-Чалмерс, шестнадцати бывших членах экипажей Ontos и личном опыте реставрации на сегодняшний день четырех машин находящихся в моей собственности. Я могу также полагаться на мою плохую память о машинах когда я служил в морской пехоте.
Мои воспоминания об Ontos включают в себя впечатления о гладком спокойном звуке проистекающем от двигателя и выхлопной трубы во время ускорения машины на дороге. Передачи переключались точно. Мне как бывшему до службы в морской пехоте заядлому гонщику комбинация двигатель/трансмиссия напомнила сильно модифицированную гидродинамическую трансмиссию используемую на маршруте автогонок начале 1960-х.
Я также помню слегка подвешенную подвеску. Подвеска обладала большим ходом, чем у основного боевого танка M48. Она выглядела более пружинистой.
Я удивлен одной из главных критических оценок Ontos звучащих примерно так: 106-мм безоткатные орудия далеко выдают свои позиции из-за чрезмерного дыма, шума и пыли поднятыми обратным пламенем при стрельбе. Экипажи были обучены, да и здравый смысл говорит о том, что после выстрела орудий машина должна покинуть свою позицию. Эта называется «тактика кочующих орудий». Мне не приходит на ум основное оружие стрельба из которого не выдавала бы его позиции. Я не припоминаю глушителей на артиллерии или танках.
Многие экипажи сходились в том, что гусеницы были слабы. Стальные грунтозацепы ломались. Гусеницы были собраны маленькими болтами, чьи головки как правило округлялись при движении на песке.
Крепеж башни/артиллерийской установки мог бы быть сделан массивнее так как он изгибался от веса шести орудий подпрыгивающих на неровном грунте.
Другая веская критика звучала по поводу необходимости заряжающего покидать относительно безопасную машину чтобы извне перезарядить безоткатные орудия. Когда Ontos работали в группах на ограниченном пространстве экипажи должны были следить, чтобы обратное пламя Ontos не убило заряжающего другого Ontos во время перезарядки его машины.
Ontos находились в середине своего жизненного цикла когда поступила во Вьетнам. Они доказали свою полезность даже в конце своего жизненного цикла и даже когда 106-мм безоткатные орудия нуждались в замене.
Она доказала свою эффективность стрельбы непрямой наводкой когда она действовала с основными боевыми танками M48 в отражении единственной крупной атаки при осаде Кхесани. Ontos были зарыты в окопы и обстреливали невидимого для экипажей противника.
Она оказалась основным уличным бойцом в узких переулках Хюэ. Её орудия выбивали укрывшегося противника из зданий с расстояния до 3000 метров, а также в упор.
К тому времени как эта машина получила свое признание, её оружие устарело и для нее уже не было запчастей. Механики предпринимали невероятные усилия в поддержании машин в рабочем состоянии, жертвуя одной машиной ради двух других. Машины третьего противотанкового батальона находились в ужасном состоянии и машины первого батальона были не намного в лучшем состоянии, когда им пришлось принимать участие в крупнейшем сражении морской пехоты во Вьетнаме в Хюэ. После потери машин и людей в Хюэ, Ontos исчерпали себя. Их экипажи вернули обратно в свои батальоны и небольшая часть машин была возвращена в Калифорнию для утилизации.
topwar.ru
Самоходная артиллерийская установка M50 Ontos (США)
В 1951 году в США приступили к разработке легкого и мобильного истребителя танков, получившего обозначение Т165. В 1955 году после постройки и испытания различных моделей официальное одобрение военных получила модифицированная версия Т165Е2, после чего фирма «Аллис-Чалмерс» приступила к серийному производству этой машины. Всего было выпущено 297 истребителей танков, которые после стандартизации получили обозначение M50 Ontos и использовались в корпусе морской пехоты в качестве противотанкового средства при проведении десантных операций.
В 1963 году в целях повышения маневренности 294 машины были оснащены 8-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 140 кВт и гусеницами нового типа, пробег которых был увеличен с 1600-2400 км до 4540 км. Модернизированный образец получил обозначение M50A1 и прослужил в войсках еще 7 лет.
В 1970 году M50 Ontos был снят с вооружения и отправлен на свалку, однако на его базе была разработана целая серия боевых гусеничных машин: самоходный миномет, самоходная зенитная установка и легкий бронетранспортер, которые не были приняты на вооружение.
M50 Ontos представлял собой легкобронированную гусеничную машину весом 8,5 т, вооруженную шестью безоткатными орудиями калибра 105 мм, четырьмя 12,7-мм пристрелочными пулеметами и одним 7,62-мм пулеметом. Для отличия 105-мм орудий «Онтоса» от 105-мм безоткатных орудий старой конструкции их калибр указывался условно, как 106 мм. Компоновка машины выполнена с носовым расположением моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления. Корпус M50 Ontos сваривался из противопульной брони, причем лобовые листы устанавливались с большим наклоном.
В верхней части корпуса размещалась небольшая вращающаяся башенка. Шестиствольная орудийная установка была симметрично смонтирована на горизонтальном валу, пропущенном сквозь башенку, тем самым обеспечивалось наведение орудий по вертикали. Механизмы наведения орудийной установки оснащались лишь ручными приводами. Угол горизонтального наведения орудий составлял 40° вправо и влево от продольной оси машины; угол возвышения орудий равнялся +20°, угол склонения -10°. Два орудия можно было легко снять с машины для ведения огня с земли.
При подходе к цели на дистанцию прицельного огня 1200 м открывался огонь из одного или нескольких пристрелочных пулеметов с соответствующей корректировкой наведения. Попадание в цель было заметно благодаря яркой вспышке. После пристрелки можно было произвести залп из шести, четырех или двух стволов либо, наконец, сделать одиночные выстрелы. При выполнении залпа из всех стволов M50 Ontos просто исчезал в непроницаемом облаке пыли, поднятом безоткатными орудиями. После стрельбы машина отходила в укрытие, где орудия перезаряжались с казенной части через люки в корме корпуса. При начальной скорости свыше 400 м/с кумулятивный снаряд пробивал броню толщиной более 300 мм. Основной недостаток машины заключался в том, что для перезаряжания безоткатных орудий экипаж должен был выходить из-под прикрытия брони.
В моторно-трансмиссионном отделении истребителя танков M50 Ontos устанавливался бензиновый 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения с противоположным горизонтальным расположением цилиндров «Континентал» мощностью 151 кВт, позволявший развивать скорость 65 км/ч, и гидромеханическая трансмиссия фирмы «Аллисон».
В ходовой части машины использовались как металлические, так и пневматические сдвоенные опорные катки. Ходовая часть M50 Ontos имела много общего с соответствующими элементами 90-мм самоходной противотанковой пушки М56 «Скорпион», но отличалась тем, что задние опорные катки являлись одновременно и направляющими колесами. Самоходки M50 Ontos участвовали в боевых действиях во Вьетнаме и Доминиканской республике.
Характеристики M50 Ontos
Экипаж, чел. 3
Макс. угол возвышения пушки, град 20
Макс. угол склонения пушки, град -10
Длина корпуса, мм 3828
Ширина общая, мм 2900
Высота по крыше башни, мм 2133
Масса боевая, кг 8500
Бронирование башни: лоб, мм 16
Бронирование башни: борт, мм 16
Бронирование корпуса: лоб, мм 16
Бронирование корпуса: борт, мм 16
Преодолеваемая стенка, м 0,76
Преодолеваемый ров, м 1,37
Преодолеваемый брод, м 0,60
Преодолеваемый брод (с подготовкой), м 1,50
Вооружение
Тип — Безоткатное орудие
Калибр, мм 105
Модель M40A1C
Кол-во 6
Боезапас х 1 — 18
Тип — Пулемёт соосный
Калибр, мм 12,7
Кол-во 4
Боезапас х 1 — 90
Тип — Пулемёт
Калибр, мм 7,62
Кол-во 1
Боезапас х 1 — 1000
www.dogswar.ru
Онтос | |
---|---|
Боевая масса, т | 8,63 |
Экипаж, чел. | 3 |
Разработчик | Allis-Chalmers[d] |
Производитель | Allis-Chalmers[d] |
Годы производства | 1955—1957 |
Годы эксплуатации | 1956—1970 |
Количество выпущенных, шт. | 321 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 3830 |
Ширина, мм | 2598 |
Высота, мм | 2131 |
Клиренс, мм | 370 |
Тип брони | катаная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 13 / 71° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 13 / 45° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 13 / 42° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 13 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 13 / 27° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 13 / 0° |
Днище, мм | 6 |
Крыша корпуса, мм | 13 |
Лоб башни, мм/град. | 13 / 30° |
Борт башни, мм/град. | 13 / 30° |
Корма башни, мм/град. | 13 / 30° |
Крыша башни, мм | 13 |
Активная защита | нет |
Калибр и марка пушки | 6 × 106-мм M40A1C |
Тип пушки | безоткатное орудие |
Длина ствола, калибров | 26 |
Боекомплект пушки | 18 |
Углы ВН, град. | —10…+20 |
Углы ГН, град. | ±40 |
Прицелы | перископический M20A3C |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм M1919A4 |
Другое вооружение | 4 × 12,7-мм пристрелочные винтовки M8C |
Тип двигателя | рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 124 |
Скорость по шоссе, км/ч | 48 |
Запас хода по шоссе, км | 185 |
Удельная мощность, л. с./т | 13 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Ширина гусеницы, мм | 508 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,36 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,7 |
Преодолеваемый ров, м | 1,35 |
Преодолеваемый брод, м | 0,6 (1,5 с дополнительным оборудованием) |
ru-wiki.ru
Аэромобильная САУ М50 Онтос
САУ М50 Онтос
Конструктивная компоновка
САУ М50 Онтос создан по схеме с передним расположением моторно-трансмиссионной установки (МТО) слева, справа от МТО находилось отделение управления. Среднюю и кормовую часть корпуса занимало боевое отделение. Посадка-высадка экипажа происходило через кормовые двери. Кроме того механик-водитель мог занимать свое рабочее место через люк в верхнем лобовом листе корпуса. Сверху боевой рубки имелся люк.
Корпус САУ М50 Онтос имел сварную конструкцию из листов бронированной стали толщиной 12,7 мм. Лобовая броня имела толщину 25 мм, а броня днища – 6,5 мм. Броневые жалюзи двигателя имели толщину 10 мм и обеспечивали защиту от стрелкового оружия и мелких осколков. Экипаж аэромобильной САУ состоял из трех человек: механика-водителя, командира-наводчика и заряжающего. При перезаряжании орудий заряжающий спешивался. Командир-наводчик располагался сразу за отделением управления и МТО.
Вооружение
Основным вооружением аэромобильной САУ М50 Онтос являлись шесть 106-мм безоткатных орудий M40A1C, установленных на общем основании в задней части корпуса. Орудия имели ручной привод горизонтального и вертикального наведения. Угол горизонтального наведения составлял 40° вправо и влево от оси машины, угол вертикального наведения составлял от -10° до +20°. Верхний ряд орудий имел пристрелочное ружье M8C калибра 12,7 мм. Наведение на цель осуществлялось при помощи оптического прицела. Далее следовал выстрел из пристрелочного ружья, которое при помощи облачка дыма сигнализировало о месте попадания. Два орудия могли легко сниматься и использоваться с наземных позиций. Длина безоткатного орудия составляло 3,4 м, а вес одного – порядка 130 кг. Дальность стрельбы составляла 2700 м. Боекомплект состоял из 18 выстрелов, 6 из которых находились в орудиях, 8 – в кормовой части установки, под кормовой дверью и 4 – в стойке в правой кормовой части САУ. Кроме того имелось 80 пристрелочных патронов. Орудия имели возможность стрельбы как одиночно, так и по нескольку сразу и даже всеми вместе.
В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,62-мм пулемет Браунинг М1919А4, установленный на крыше боевой рубки. Боекомплект пулемета состоял из 1000 патронов.
Силовая установка
Аэромобильная САУ М50 Онтос сначала оснащалась 6-цилиндровым карбюраторным двигателем «Дженерал Моторз», мощностью 145 л.с. (108 кВт), позже – 8-цилиндровым карбюраторным двигателем V8 «Крайслер», мощностью 180 л.с. (134 кВт). Двигатель соединялся с поперечно-приводной трансмиссией XT-92-2 компании «Дженерал Моторз». Сразу за лобовым листом был установлен литой резиновый топливный бак с трубчатым переходом для вала, передающего крутящий момент на левое ведущее колесо.
Ходовая часть
Ходовая часть САУ М50 Онтос состояла из гусеничного движителя и системы подрессоривания. Система подрессоривания состояла из индивидуальной торсионной подвески, притом элементы ходовой части не вторгались во внутреннее боевое пространство. Опорные катки соединялись с торсионами посредством балансиров. Гусеничный движитель состоял из четырех сдвоенных обрезиненных опорных катков большого диаметра, переднего ведущего колеса по каждому борту. Гусеницы имели особую конструкцию. Каждая состояла из двух резиновых секций со стальными зубьями по центру. Полуметровые стальные грунтозацепы соединяли резину и стальной гребень. Одна гусеница состояла из пяти 1,2-метровых секций.
armoredgun.org
М50 (САУ) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. M50.Онтос | |
---|---|
Боевая масса, т | 8,63 |
Экипаж, чел. | 3 |
Разработчик | Allis-Chalmers[d] |
Производитель | Allis-Chalmers[d] |
Годы производства | 1955—1957 |
Годы эксплуатации | 1956—1970 |
Количество выпущенных, шт. | 321 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 3830 |
Ширина, мм | 2598 |
Высота, мм | 2131 |
Клиренс, мм | 370 |
Тип брони | катаная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 13 / 71° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 13 / 45° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 13 / 42° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 13 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 13 / 27° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 13 / 0° |
Днище, мм | 6 |
Крыша корпуса, мм | 13 |
Лоб башни, мм/град. | 13 / 30° |
Борт башни, мм/град. | 13 / 30° |
Корма башни, мм/град. | 13 / 30° |
Крыша башни, мм | 13 |
Активная защита | нет |
Калибр и марка пушки | 6 × 106-мм M40A1C |
Тип пушки | безоткатное орудие |
Длина ствола, калибров | 26 |
Боекомплект пушки | 18 |
Углы ВН, град. | —10…+20 |
Углы ГН, град. | ±40 |
Прицелы | перископический M20A3C |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм M1919A4 |
Другое вооружение | 4 × 12,7-мм пристрелочные винтовки M8C |
Тип двигателя | рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 124 |
Скорость по шоссе, км/ч | 48 |
Запас хода по шоссе, км | 185 |
Удельная мощность, л. с./т | 13 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Ширина гусеницы, мм | 508 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,36 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,7 |
Преодолеваемый ров, м | 1,35 |
Преодолеваемый брод, м | 0,6 (1,5 с дополнительным оборудованием) |
Медиафайлы на Викискладе |
106-мм многоствольная противотанковая самоходная артиллерийская установка M50 (англ. 106mm Multiple Self-propelled Rifles M50), также известное как «Онтос» (англ. Ontos) — противотанковая самоходная артиллерийская установка США периода 1950-х годов.
История создания и производства
САУ была создана на базе опытного бронетранспортёра T55 в 1951—1953 годах для вооружения частей морской пехоты и воздушно-десантных сил.
В ноябре 1955 года М50 была официально принята на вооружение корпуса морской пехоты США[1].
За время серийного производства в 1957—1959 годах было выпущено 297 M50, ещё 24 машины пилотной серии были выпущены ранее, в 1953 году. M50 состояли на вооружении корпуса морской пехоты США по 1969 год и с 1965 года принимали участие в войне во Вьетнаме.
Модификации
- M50 — базовая версия с автомобильным 6-цилиндровым рядным двигателем «Дженерал Моторс» Model 302
- M50A1 — модификация 1963 года с 8-цилиндровым V-образным двигателем «Крайслер» HT-361-318
Конструкция
M50 имела необычную конфигурацию, с шестью безоткатными орудиями M40A1C, размещёнными снаружи по бокам башенки (имевшей ограниченные углы поворота), четырьмя 12,7-мм пристрелочными и одним 7,62-мм «зенитным» пулемётом.
Броневой корпус
Броневой корпус «Онтоса» представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию, собираемую при помощи сварки из катаных плит алюминиевой брони толщиной 29, 32 и 38 мм. Лобовая часть корпуса состоит из двух 38-мм плит, верхней и нижней, расположенных под наклоном к вертикали, соответственно, 45° и 30°. Лобовая часть корпуса в базовой конфигурации в пределах угла безопасного маневрирования обеспечивает защиту от 12,7-мм бронебойных пуль с дистанции 200 м. Кормовая часть корпуса состоит из собственно кормового листа толщиной 32 мм, расположенного под наклоном в 9° и кормовой двери из листа той же толщины, имеющего наклон в 8°. Крыша и днище корпуса состоят из листов толщиной, соответственно, 38 и 29 мм.
Вооружение
Вооружение самоходки составляли шесть безоткатных нарезных противотанковых орудий M40 калибром 106-мм, расположенных на внешней подвеске. Орудия были сгруппированы в два блока по три орудия с каждого борта; в каждый блок дополнительно входило две 12,7-мм автоматических винтовки, предназначенный для пристрелки. Перезарядка орудий осуществлялась только извне корпуса. Предполагалось, что обнаружив цель, самоходка пристреляется по ней трассирующими пулями, после чего произведет залп из одного или нескольких орудий и отступит для перезарядки.
В качестве вооружения самообороны «Онтос» был оснащен 7,62-мм пулеметом; также теоретически для этой цели могли использоваться пристрелочные крупнокалиберные винтовки, хотя из-за их спарки с блоком орудий, возможности наведения оказались ограничены.
Средства наблюдения и связи
Двигатель и трансмиссия
Ходовая часть
Ходовая часть имеет (на сторону) по четыре опорных катка с металлическими ободами. Ведущие колёса переднего расположения.
Боевое применение
Боевое применение «Онтоса» было весьма ограниченным. В распоряжении северовьетнамцев было слишком мало танков, чтобы встречи с ними требовали частого задействования специализированного противотанкового оружия. Поэтому в основном «Онтосы» использовались как средства артиллерийской поддержки пехоты. Их легкая броня, аналогичная броне БТР M113, защищала от пуль и малокалиберных снарядов, но легко пробивалась обстрелом из РПГ, поэтому в основном «Онтосы» применялись с подготовленных позиций.
В целом, самоходка показала себя надежной и удобной в боевом применении. Она нравилась экипажам и заслужила высокие оценки от командиров. Одним из главных аргументов в её пользу был малый вес, позволявший легко маневрировать на болотистых почвах Вьетнама. Известны случаи, когда «Онтосы» использовались для доставки бревен к застрявшим в болоте танкам, так как очень малое давление на грунт позволяло «Онтосу» спокойно перемещаться даже по топкой почве.
Активно использовались в ходе битвы за Хюэ (1968).
В операции «Де Сото», была продемонстрирована высокая авиатранспортируемость «Онтосов», когда взвод этих самоходок был переброшен тяжёлыми транспортными вертолётами на 40 км.
Ряд офицеров считали, что «Онтосы» были самым эффективным средством поддержки, которое морская пехота имела в арсенале — их высокая мобильность делала их менее уязвимыми чем танки, а выстрелы безоткатных орудий позволяли эффективно поражать здания и защитные сооружения[2]. Иногда одного появления «Онтоса» на линии фронта хватало, чтобы вынудить солдат противника оставить укрепления.
Тем не менее, появление более эффективных противотанковых ракет сделало «Онтос» и подобные ему машины морально устаревшими. В 1969 году, оснащенные «Онтосом» части начали постепенно выводиться в резерв. Во Вьетнаме уже снятые с вооружения машины долгое время использовались морской пехотой, а после истощения запасов запчастей снятые с них башни использовались как стационарные оборонительные сооружения.
См. также
Примечания
Литература
- R. P. Hunnicutt. Sheridan. A history of the American Light Tank Volume 2. — Presidio, 1995. ISBN 0-89141-570-X
wikiredia.ru