Сау су 57 – T48 (САУ) — Википедия

T48 (САУ) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
T48

T48 в музее Войска Польского
57mm Gun Motor Carriage T48
Классификация противотанковая САУ
Боевая масса, т 8,62
Экипаж, чел. 5
История
Производитель
Годы производства 1942—1943
Годы эксплуатации 1943—1945
Количество выпущенных, шт. 962
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 6417

ru.wikipedia.org

Самоходные орудия Т48 (СУ-57). Танки ленд-лиза в Красной Армии. Часть 2

Самоходные орудия Т48 (СУ-57)

В 1943–1944 годах в Советский Союз доставили 650 самоходных орудий Т48, получивших здесь обозначение СУ-57. Эти самоходки были распределены в войсках следующим образом: 16-я. 19-я и 22-я самоходно-артиллерийские бригады были приданы танковым армиям (соответственно 3-й, 1-й и 4-й гвардейским танковым армиям), имея в составе 60–65 САУ. а вот остальные машины (не считая 15, что были направлены в Войско Польское) передали разведывательным частям и подразделениям Красной Армии. Разведроты танковых и механизированных бригад получили по отдельной батарее СУ-57 (4 САУ), разведывательные мотоциклетные батальоны корпусов и отдельные мотоциклетные полки танковых армий по дивизиону СУ-57 (8 САУ). В течение 1944 года по типовой схеме (6 бронетранспортёров МЗА1 «Скаут кар» и 4 СУ-57) сформировали несколько десятков отдельных разведывательных рот, которыми к началу 1945 года было укомплектовано большинство танковых и механизированных бригад Красной Армии.

Самоходные орудия Т48 (СУ-57), 22-я бригада самоходной артиллерии 4-й гвардейской танковой армии, район Львова, Польша, 1944 год.

Самоходное орудие Т48 (СУ-57), 4-й мотоциклетный полк 6-й танковой армии, Бухарест, Румыния, август 1944 года.

Самоходное орудие Т48 (СУ-57) т бригады самоходной артиллерии, Прага, май 1945 года.

Батарея самоходных орудий Т48 (СУ-57), 4-й мотоциклетный полк 6-й танковой армии на марше, Румыния, лето 1944 года.

Столь разноплановый подход к использованию этого типа САУ объяснялся неопределенностью с ее тактическим применением. К 1944 году ее вооружение уже устарело и не отвечало требованиям современного поля боя, а полученные машины было необходимо каким-то образом использовать. Анализируя использование САУ СУ-57 в составе самоходно-артиллерийских бригад, приведем раздел доклада штаба Управления командующего артиллерией 1-й Гвардейской танковой армии о боевых действиях 19-й самоходно-артиллерийской бригады за июль-август 1944 года:

«В период боевых действий в силу сложившейся обстановки бригада неоднократно действовала на большом фронте. Так, например, 27.07. на фронте 14 км, 30.07. на фронте 45 км, 31.07. на фронте 27 км, 13.08. на фронте 30 км. Такое положение следует считать как один из случаев использования самоходной бригады. В ходе операции часто возникают такие условия, когда отпадает необходимость перебрасывания на тот или иной участок полностью бригады, а требуется усиление ряда отдельных направлений, причем расположенных далеко друг от друга. В отсутствии других средств возникает необходимость усиления этих направлений средствами бригады, что, естественно, вызывает ее рассредоточение на большом фронте. В таких случаях бригада действует подивизионно.

Управление боем бригады осуществляется, главным образом, командирами дивизионов. Командир бригады осуществлял контроль за действиями своих подразделений и находится либо с одним из дивизионов на наиболее ответственном участке, либо с командующим артиллерии корпуса (армии), имея с дивизионами радиосвязь.

Основным принципом использования самоходной бригады целесообразно считать, когда артбригада составляет подвижный противотанковый резерв корпуса или армии, двигается в глубине боевых порядков на танкоопасном направлении в готовности к отражению контратак танков и самоходной артиллерии противника, прорвавшихся на боевые порядки передовых частей. Действия бригады в таком случае должны вестись из засад.

Если самоходные артполки в критических условиях еще и возможно использовать самостоятельно по обороне того или иного рубежа, то СУ-57, в силу их конструктивного устройства и отсутствия пулеметов, использовать таким образом невозможно. Кроме указанного, в отдельных случаях дивизионы и батареи использовались для атаки населенных пунктов без поддержки пехоты и танков. Например, 9.08.1944 года, согласно устного приказания командира 8-го гв. мк, одна батарея бригады атаковала и заняла д. Грохолице. Батарея была атакована противником силами до батальона пехоты при поддержке 4-х танков. В результате неравного боя батарея была полностью расстреляна огнем из танков противника, а также понесла большие потери в личном составе.

Кроме того, бригада, не имея подкалиберных снарядов, не в состоянии вести борьбу с тяжелыми танками противника.

За период боев вскрыты положительные и отрицательные стороны самоходных установок СУ-57. Положительные стороны:

а) бригада СУ-57 является сильным подвижным противотанковым средством, способным при умелом управлении совершать большие марши за очень короткие сроки и появляться на тех участках, где этого не ожидает противник;

б) бронетранспортер самоходной установки обладает большой скоростью и достаточной мощностью двигателя.

Отрицательные стороны:

а) самоходные установки не могут вести успешной борьбы с тяжелыми танками противника, ввиду отсутствия подкалиберных снарядов;

б) низкая маневренность на поле боя, ввиду большой неповоротливости машин:

в) большие габариты установок требуют большой работы по окапыванию и маскировке от воздушного и наземного наблюдения противника;

г) отсутствие пулемета затрудняет борьбу с пехотой противника;

д) ограниченный угол горизонтального поворота пушки требует постоянного внимания по обеспечению флангов самоходных установок;

е) большая уязвимость от осколков и пуль радиатора и ходовой части бронетранспортера.

Вопрос тактического использования артиллерийской самоходной бригады СУ-57 требует ещё изучения и, главным образом, в вопросе управления боем бригады, организации взаимодействия, поддержки обычными частями.

С 15 июля по 31 августа 1944 года 19-я Самоходно-артиллерийская бригада уничтожила пулеметов — 18, орудий — 16, минометов — 4, танков — 36, бронеавтомобилей — 13, автомашин — 33, складов — 4, повозок — 9 и до 230 человек пехоты, потеряв при этом 7 СУ-57».

Таким образом, самоходно-артиллерийские бригады на СУ-57 использовались в условиях незначительного сопротивления противника, как в полном составе, так и подивизионно (1–2 дивизиона), придавая их корпусам и бригадам в качестве оперативного резерва командующего артиллерией армии.

Одна из самоходно-артиллерийских бригад — 22-я — даже стала гвардейской. Сформированная на базе 236-й отдельной Невельской танковой бригады (СУ-57 — 60, «Валентайн IX» — 5, 2 батареи возимых 105-мм гаубиц), она блестяще проявила себя в боях за г. Львов и закончила войну 70-й Гвардейской самоходно-артиллерийской Невельской ордена Суворова и Кутузова бригадой в составе 4-й Гвардейской танковой армии.

С большим успехом САУ СУ-57 использовались в составе разведгрупп бригад и корпусов, по существу в роли бронетранспортера с усиленным артиллерийским вооружением. В соответствии с инструкцией по применению СУ-57 в Красной Армии, ее стрелковое оружие (на экипаж из 4-х человек) составлял один пулемет ДП или ДТ (так как американского пулемета не было) и три автомата ППШ.

14 января 1945 года 6-й отдельный Черкасский ордена Богдана Хмельницкого 11 степени мотоциклетный полк (1-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт) при переправе через реку Оджувол (Польша) догнал отходящую немецкую колонну, в арьергарде которой находилось несколько «Пантер». В полку, кроме двухсот мотоциклов, была танковая рота танков «Валентайн IX» из 10 машин, артиллерийский дивизион двухротного состава из 8 САУ СУ-57, батарея 76-мм пушек ЗИС-3, которые буксировались БТР МЗА1 «Скаут кар», а также пулемётная рота «Максимов» (12 штук), установленных на «Виллисах», и рота автоматчиков на 13 бронетранспортёрах МЗА1.

После недолгого совещания было решено ударить не по «хвосту», а по «голове» колонны, предварительно отрезав немцев от переправы.

Командир 6-го отдельного мотоциклетного полка В. Н. Мусатов выделил для операции танковую роту Долгополова («Валентайн IX») из шести машин и дивизион СУ-57, посадив на бронетранспортеры десант автоматчиков. Руководить группой был назначен майор Иванов.

На полной скорости, обойдя колонну с фланга через поле, советские танки и самоходки захватили мост и ударили по голове колонны. У немцев поднялась страшная суматоха. Началась стрельба. Автомашины свернули влево на открытое поле, но там оказалось много канав. Побросав машины, немцы стали разбегаться, побежав уже вправо к лесу. И тут по ним ударили пулеметы подоспевших мотоциклистов… «Пантеры», шедшие в арьергарде колонны, не стали ввязываться в сражение и поспешили уйти за реку, найдя брод.

Так как немецкие части были рассеяны, требовалось подсчитать трофеи и доложить об итогах боя вышестоящему командованию. Но 1-я Гвардейская танковая армия непрерывно продвигалась на Запад, и полк должен был обеспечивать разведку одного из его флангов. Поэтому в штаб армии отправили простое и наглядное донесение: «Полк разгромил колонну противника длиной в 5 километров».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Опытные САУ СУ-76д и СУ-57б (ГАЗ-74). СССР.1943-44г.


Летом 1943 года конструкторы ГАЗ во главе с Н.Астровым  совместно с КБ НАТИ подготовили два проекта бронированных САУ, фигурировавших в переписке по наркомату танковой промышленности, как «безбашенные танки-истребители ГАЗ-74».

Между собой эти две САУ отличались расположением боевого отделения. В первой машине — ГАЗ-74а — боевое отделение должно было располагаться в корме машины по типу ГАЗ-71 и уже принятых на вооружение CУ-12(более известная как СУ-76), что улучшало распределение массы САУ на опорные катки, поднимало маневренность, правда, за это приходилось платить сравнительно большим силуэтом и массой машины.

Второй вариант (ГАЗ-74б) очень напоминал СУ-ИТ-76, предложенный НИИ-13 в 1942г. Машина имела низкий силуэт, хорошее бронирование (в лобовой части — 45 мм) с наклонным расположением броневых листов и вооружалась 76-мм пушкой С-1 (такая же пушка стояла на серийной СУ-76И). Новый истребитель должен был получить дизельный мотор GMC-71 (поставлялись по ленд-лизу) организация производства которых в СССР  планировалась на заводе ЯМЗ.

Самоходная установка создана на базе легкого танка Т-70 и относится к САУ закрытого типа.

Конструктивно самоходная установка ГАЗ-74б представляла собой «гибрид» из узлов и агрегатов танка Т-70, американского двигателя и оригинальных разработок. В целом советский проект был близок к более позднему немецкому «Hetzer», уступая ему по мощности вооружения и защищенности. Ходовая часть САУ, применительно на каждый борт, состояла из пяти опорных катков от танка Т-70 с индивидуальной торсионной подвеской и четырех поддерживающих роликов. Ведущие колеса размещались сзади, направляющие — спереди. Гусеница мелкозвенчатая с литыми траками. Корпус изготовлялся из листов катаной броневой стали толщиной от 10 до 35 мм, которые соединялись между собой при помощи сварки. В передней части корпуса находилось совмещенное отделение управления и боевое отделение, где размещался экипаж из четырех человек: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий. В переднем лобовом листе бронированного корпуса вырезана амбразура для 76-мм пушки, установленной на раме.

Основное вооружение, состоявшее из одной 76,2-мм пушки С-1, устанавливалось в лобовом листе надстройки. Максимальные углы наведения по вертикали составляли от -5° до +14°. По горизонту орудие могло наводится в предалах 13,5° в обе стороны. Установка пушки, включая маску, была во многом аналогична СУ-76И. Рациональные углы наклона, чтобы обеспечить приемлемый внутренний объём для работы экипажа, имели бронелисты только передней части корпуса. В кормовой части находился моторно-трансмиссионный отсек, где устанавливался американский двигатель GMC-71, который начинали производить на Ярославском заводе под обозначением ЯАЗ-206. На крыше корпуса имеется три люка с крышками; на крыше командирского люка установлена башенка с шестью смотровыми приборами. Воздухоочиститель масляно-инерционного типа.

 

ГАЗ-74б была построена, прошла заводские испытания, в целом была одобрена военными и даже под индексом СУ-76-И  или СУ-74 допущена до государственных испытаний. Которые она успешно и прошла.

 

Но в 1943 году вооружение таких машин 76-мм пушкой с длиной ствола 41 калибр считалось уже недостаточным для борьбы с немецкими тяжелыми танками. Поэтому запускать в серию САУ ГАЗ-74б с 76-мм пушкой С-1, посчитали неперспективным занятием.

Летом того же 1943 года горьковский артиллерийский завод №92 с подачи начальника ЦАКБ В.Грабина при поддержке Д.Устинова возобновил производство 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2, а также их танковых вариантов ЗИС-4, прекращенное в конце 1941 года. Эти орудия имели очень хорошие показатели бронепробиваемости. Это обстоятельство вновь подстегнуло проектировщиков к созданию противотанковых САУ.

ГАЗ упорно продолжал работы над своим истребителем танков. Причем одновременно шло, как создание новой машины ГАЗ-74б с 57-мм длинноствольной пушкой С-1-57, так и совершенствование машины, оснащенной 76-мм пушкой (для нее из ЦАКБ ждали 76-мм пушку большой мощности С-54 с длиной ствола около 60 калибров).

Вариант с 57-мм пушкой получила название СУ-57Б.

Самоходная артиллерийская установка разработана на базе СУ-76Д.

В переднем лобовом листе корпуса в амбразуре размещена 57-мм танковая пушка ЗИС-4 с ручными механизмами наведения.

Бронебойным снарядом обеспечивалась бронепробиваемость до 90 мм на дальности 1000 м и до 100 мм на дальности 500 м при нулевом угле встречи снаряда с броней.

Несмотря на то, что СУ-57Б выдержала почти все предложенные испытания, на вооружение она не принималась. К числу причин непринятия на вооружение назывались высокая стоимость САУ, необходимость производить новый дизель, не освоенного отечественной промышленностью (зависеть от зарубежных поставок в условиях войны было бы верхом неблагоразумия).

!?.С.С: Крайне спорное утверждение, учитывая, что поставляемые GMC-71 ставились на арттягачь ЯМЗ-12. К тому же в ряде источников, говориться, что СУ-57Б была оснащена карбюраторным двигателем ЗИС-16 мощностью 100 л.с. Об этом же говорит и буква “Б” в назывании самой САУ.

Работы по совершенствованию ГАЗ-74 в 1944 году привели к созданию улучшенной САУ, получившей индекс ГАЗ-76Д, или СУ-76Д («дизельная»). Правда, пушку С-54 для нее так и не получили, но броню в лобовой части довели до толщины 60 мм и в таком виде с 76-мм пушкой С-1 допустили до государственных испытаний под индексом СУ-80. Но на вооружение она принята не была опять же ввиду отсутствия явных преимуществ(?) перед серийной СУ-76М и из-за наличия импортного дизеля, производство которого не было освоено ни в Ярославле, ни в Миасе, ни на подвергшемся в 1943 году повторной бомбежке, Горьковском автозаводе.

Интересно отметить, что в начале 1945 года, захваченную в Венгрии САУ «Хетцер» испытывали совместно с  СУ-57б, причем в заключении говорилось:

«Таким образом, немецкий опыт танкостроения показывает, что применение малоразмерных безбашенных танков в современной войне полностью себя оправдало… Сравнение немецкого безбашенного танка типа «оса» с машиной СУ-57б горьковского завода, имеющими сходную массу, показывает некоторые преимущества отечественной машины, связанные с применением дизель-мотора… Весьма удачным следует считать установку на крыше немецкого танка оборонительного пулемета с возможностью ведения огня из-за брони… К недостаткам СУ-57б можно отнести отсутствие в ее боекомплекте мощного осколочного или осколочно-фугасного снаряда…»

Послисловие.

Эти малоизвестные, но очень перспективные советские САУ, как будто стали жертвой злого рока. Проблемы с двигателями, завышенные ожидания и не совсем верные оценки сил противника, стали причиной того, что они так и не пошли в войск. Хотя появившись раньше Хетцера, вполне могли занять достойное место в советских БТВ. Особенно СУ-57Б с ее мощной противотанковой 57-мм пушкой. СУ-57Б и СУ-76Д  обосновано могли заменить легкий танк Т-70 с его 45-мм пушкой (напомню, что во время Курской битвы, доля легкого танка Т-70 была около трети от всех советских танков принимающих участие в сражении). А СУ-76М явно уступала ГАЗовским самоходкам, по уровню защиты и была больше и выше.

 То, что Хетцер был тяжелее чем СУ-57Б и Су-76Д на 6 и 5 тонн соответственно, как то выпало из внимания специалистов НКБТВ. К тому же упомянутая “дороговизна” новых САУ мне кажется несколько надуманной.

 

 

CУ-74

СУ-57Б

СУ-76Д

Hetzer

Боевая масса, т

11,6

 

9,56

11,6

16,1

Длина, мм

 

5850

7440

 

5850

6380

Ширина, мм

2430

 

2430

2430

 

2630

Высота, мм

1960

 

1960

1960

 

2170

Ср. уд. давл. на грунт, кг/см2

0,68

 

0,55

0,68

 

 

Клиренс, мм

340

 

330

340

 

 

Тип двигателя дизель

GMC-71

 

ЗИС-16

 

GMC—71

 

Praga AC/2

Максимальная мощность, л.с

110

100

110

160

Запас топлива, л

270

300

270

320

Удельная мощность, л.с./т

9,5

10,5

9,5

 

Максимальная скорость, км/ч

36

40

36

42

Запас хода, км

250

150

200

177

Бронирование, мм

 

 

 

 

 

– лоб/борт/корма корпуса

35/15/15

25/15/15

60/15/15

60/20/10

– лоб рубки

35

 

25

60

60

– крыша / днище

10/6

 

10/6

10/6

10/8

Экипаж, чел.

 

4

4

4

4

Радиостанция…

 

12-РТ

12-РТ

12-РТ

FuG5

Переговорное устройство

 

ТПУ-ЗФ

ТПУ-ЗФ

ТПУ-ЗФ

FuG Spr f

Артиллерийское вооружение:

 

76,2-мм

C-1

57-мм ЗИС-4

 

76,2-мм

C-1

75-мм

Pak 39/L 48

Начальная скорость снаряда, м/с:

 

 

 

 

 

– осколочно-фугасного

662

 

662

 

– бронебойного

680

990

680

 

— подкалиберного

965

 

965

 

Макс, дальность стрельбы, м .

12100

 

8400

12100

 

 

Дальность прямого выстрела, м

950

1120

950

 

Скорострельность, выстр./мин:

 

 

 

 

 

– максимальная

 

20

20

20

 

– боевая…

 

15

15

15

 

Боекомплект, выстрелов

71

72

71

41

Альтернативный вариант.

При решении проблемы с двигателем GMC-71, его запуске в производство или направлении всех полученных по ленд-лизу двигателей на оснащение САУ вместо арттягачей, то запуск в производство САУ вполне мог иметь место. К тому же, не стоит исключать и возможность установкина САУ форсированных отечественных бензиновых двигателей или спарок ГАЗ-203, как на Су-76.

Применение дизеля мощностью 150-250 л.с. при 1700-1800 об/мин, позволило бы увеличить толщину броневой защиты САУ

 

Усиленный вариант САУ мог иметь 60-мм лобовую броню и наращенную до 25 мм бортовую. 

Если бы данная машина, условно говоря СУ-76Д/Б и СУ-57Б/Д, начали поступать в войска к концу 1943 года в место Т-70 и СУ-76, то нашему противнику было бы очень не сладко.

К тому же, установка орудия 76-мм ЗиС-3 в место С-1, позволила бы создать вполне мощную и универсальную САУ на той же базе.

 СУ-76Д/Б могла бы стать замечательной машиной поддержки пехоты. А СУ-57Б/Д  относительно дешевым и серьезным противотанковым средством.

Продолжение следует.

Сергей Сыч.

Реконструкция: Сергей Сыч.

 

Источники: Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Т. 2.1.1 Лёгкие самоходно-артиллерийские установки/ Отечественные бронированные машины 1941-1945. Том 2. — «Экспринт», 2005

А.В. Карпенко Часть 1. Лёгкие самоходные артиллерийские установки / Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. — Санкт-Петербург: «Бастион», 2000

 

alternathistory.com

АСУ-57 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Это стабильная версия, отпатрулированная 5 мая 2018.
Состояниеотпатрулирована
Перейти к навигации Перейти к поиску
АСУ-57

АСУ-57 ранних серий в бронетанковом музее в Кубинке
АСУ-57 образца 1951 года
Классификация противотанковая САУ
Боевая масса, т 3,35
Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение спереди, совмещённое управления и боевое сзади
Экипаж, чел. 3
История
Производитель ММЗ
Годы разработки 1948—1950
Годы производства 1950—1962
Основные операторы

ru.wikipedia.org

57 mm Gun Motor Garriage T48 (СУ-57) в бою

  Малоизвестные страницы боевого  применения ленд-лизовской техники 22-й (70-й гвардейской) самоходно-артиллерийской Невельско-Берлинской ордена Ленина, Красного Знамени, Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого бригадой.
Вторая часть  
СУ-57 4-го   мотоциклетного полка 6-й танковой армии.   Румыния, лето 1944 года.

 

Разработка самоходной артиллерийской установки, получившей обозначение Т48 началась в апреле 1942 г.  по инициативе англо-американской комиссии по вооружению,  для  вооруженных сил  Великобритании.  Основная идея  разработки состояла в размещении  американского лицензионного варианта 57 мм (6 фунтовой) английской противотанковой пушки Ordnance Quick-Firing 6-pounder 7 cwt  на полугусеничном шасси бронетранспортера  М3А1. Однако зимой   1942-43 годов,   когда фирмой Diamond T Motor Car Company началось производство Т48,  британскими военными специалистами  было признано что данная самоходная установка имеет довольно ограниченное применение на поле боя и выглядит очень бледно сравнительно с прочими образцами самоходных артиллерийских установок/истребителей танков янки, например M10 Wolverine , в результате чего от получения по ленд-лизу  данных самоходок Британия отказалась.Тем ни менее 680  из  962 выпущенных САУ   британцам поставить  успели.
  Оказавшись перед необходимостью куда то использовать оказавшиеся  ненужными   боевые машины,  англичане  действуя в  рамках того же ленд лиза  перенаправили  650  данных самоходных установок в СССР. 282 самоходки оставшиеся в США  были переоборудованы  в бронетранспортеры МЗА1, уцелевшие после боев в Тунисе британские машины видимо тоже.

При принятии на вооружение Красной Армии самоходка получила обозначение СУ-57, и пошла на вооружение самоходно-артиллерийских подразделений   танковых и  разведывательных(мотоциклетных)  частей.  Кроме того, в состав  1-й, 3-й и 4-й Гвардейских Танковых Армий вошли вооруженные СУ-57 19-я, 16-я и 22-я(70-я  гвардейская) самоходно-артиллерийские бригады соответственно. 15 установок были переданы Войску Польскому, где из них бый сформирован 7-й дивизион самоходной артиллерии 1-й польской армии.

Тактико-технические данные :
Боевая масса, т – 7,6
Размеры, мм
длина – 4300
ширина – 2300
высота – 2100
Бронирование, мм – 4 – 16
Экипаж, чел. – 4
Вооружение  — 1 Х 57 мм пушка (длина ствола 50 калибров)
Боекомплект  — 99 снарядов
Двигатель – карбюраторный «Медоус» МАТ, мощность— 180 л.с.
Максимальная
скорость, км/ч – 65
Запас хода, км – 225

Таблица бронепробиваемости 57 мм орудия:


Источник отчета  Алексей Исаев  на форуме ВИФ-2 НЕ. Продолжение (2-я  часть отчета)  следует

rostislavddd.livejournal.com

Опытные САУ СУ-76д и СУ-57б (ГАЗ-74). СССР.1943-44г.: alternathistory — LiveJournal

Летом 1943 года конструкторы ГАЗ во главе с Н.Астровым  совместно с КБ НАТИ подготовили два проекта бронированных САУ, фигурировавших в переписке по наркомату танковой промышленности, как «безбашенные танки-истребители ГАЗ-74».

Между собой эти две САУ отличались расположением боевого отделения. В первой машине — ГАЗ-74а — боевое отделение должно было располагаться в корме машины по типу ГАЗ-71 и уже принятых на вооружение CУ-12(более известная как СУ-76), что улучшало распределение массы САУ на опорные катки, поднимало маневренность, правда, за это приходилось платить сравнительно большим силуэтом и массой машины.

Второй вариант (ГАЗ-74б) очень напоминал СУ-ИТ-76, предложенный НИИ-13 в 1942г. Машина имела низкий силуэт, хорошее бронирование (в лобовой части — 45 мм) с наклонным расположением броневых листов и вооружалась 76-мм пушкой С-1 (такая же пушка стояла на серийной СУ-76И). Новый истребитель должен был получить дизельный мотор GMC-71 (поставлялись по ленд-лизу) организация производства которых в СССР  планировалась на заводе ЯМЗ.

Самоходная установка создана на базе легкого танка Т-70 и относится к САУ закрытого типа.

Конструктивно самоходная установка ГАЗ-74б представляла собой «гибрид» из узлов и агрегатов танка Т-70, американского двигателя и оригинальных разработок. В целом советский проект был близок к более позднему немецкому «Hetzer», уступая ему по мощности вооружения и защищенности. Ходовая часть САУ, применительно на каждый борт, состояла из пяти опорных катков от танка Т-70 с индивидуальной торсионной подвеской и четырех поддерживающих роликов. Ведущие колеса размещались сзади, направляющие — спереди. Гусеница мелкозвенчатая с литыми траками. Корпус изготовлялся из листов катаной броневой стали толщиной от 10 до 35 мм, которые соединялись между собой при помощи сварки. В передней части корпуса находилось совмещенное отделение управления и боевое отделение, где размещался экипаж из четырех человек: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий. В переднем лобовом листе бронированного корпуса вырезана амбразура для 76-мм пушки, установленной на раме.

Основное вооружение, состоявшее из одной 76,2-мм пушки С-1, устанавливалось в лобовом листе надстройки. Максимальные углы наведения по вертикали составляли от -5° до +14°. По горизонту орудие могло наводится в предалах 13,5° в обе стороны. Установка пушки, включая маску, была во многом аналогична СУ-76И. Рациональные углы наклона, чтобы обеспечить приемлемый внутренний объём для работы экипажа, имели бронелисты только передней части корпуса. В кормовой части находился моторно-трансмиссионный отсек, где устанавливался американский двигатель GMC-71, который начинали производить на Ярославском заводе под обозначением ЯАЗ-206. На крыше корпуса имеется три люка с крышками; на крыше командирского люка установлена башенка с шестью смотровыми приборами. Воздухоочиститель масляно-инерционного типа.

 

ГАЗ-74б была построена, прошла заводские испытания, в целом была одобрена военными и даже под индексом СУ-76-И  или СУ-74 допущена до государственных испытаний. Которые она успешно и прошла.

Но в 1943 году вооружение таких машин 76-мм пушкой с длиной ствола 41 калибр считалось уже недостаточным для борьбы с немецкими тяжелыми танками. Поэтому запускать в серию САУ ГАЗ-74б с 76-мм пушкой С-1, посчитали неперспективным занятием.

Летом того же 1943 года горьковский артиллерийский завод №92 с подачи начальника ЦАКБ В.Грабина при поддержке Д.Устинова возобновил производство 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2, а также их танковых вариантов ЗИС-4, прекращенное в конце 1941 года. Эти орудия имели очень хорошие показатели бронепробиваемости. Это обстоятельство вновь подстегнуло проектировщиков к созданию противотанковых САУ.

ГАЗ упорно продолжал работы над своим истребителем танков. Причем одновременно шло, как создание новой машины ГАЗ-74б с 57-мм длинноствольной пушкой С-1-57, так и совершенствование машины, оснащенной 76-мм пушкой (для нее из ЦАКБ ждали 76-мм пушку большой мощности С-54 с длиной ствола около 60 калибров).

Вариант с 57-мм пушкой получила название СУ-57Б.

Самоходная артиллерийская установка разработана на базе СУ-76Д.

В переднем лобовом листе корпуса в амбразуре размещена 57-мм танковая пушка ЗИС-4 с ручными механизмами наведения.

Бронебойным снарядом обеспечивалась бронепробиваемость до 90 мм на дальности 1000 м и до 100 мм на дальности 500 м при нулевом угле встречи снаряда с броней.

Несмотря на то, что СУ-57Б выдержала почти все предложенные испытания, на вооружение она не принималась. К числу причин непринятия на вооружение назывались высокая стоимость САУ, необходимость производить новый дизель, не освоенного отечественной промышленностью (зависеть от зарубежных поставок в условиях войны было бы верхом неблагоразумия).

!?.С.С: Крайне спорное утверждение, учитывая, что поставляемые GMC-71 ставились на арттягачь ЯМЗ-12. К тому же в ряде источников, говориться, что СУ-57Б была оснащена карбюраторным двигателем ЗИС-16 мощностью 100 л.с. Об этом же говорит и буква “Б” в назывании самой САУ.

Работы по совершенствованию ГАЗ-74 в 1944 году привели к созданию улучшенной САУ, получившей индекс ГАЗ-76Д, или СУ-76Д («дизельная»). Правда, пушку С-54 для нее так и не получили, но броню в лобовой части довели до толщины 60 мм и в таком виде с 76-мм пушкой С-1 допустили до государственных испытаний под индексом СУ-80. Но на вооружение она принята не была опять же ввиду отсутствия явных преимуществ(?) перед серийной СУ-76М и из-за наличия импортного дизеля, производство которого не было освоено ни в Ярославле, ни в Миасе, ни на подвергшемся в 1943 году повторной бомбежке, Горьковском автозаводе.

Интересно отметить, что в начале 1945 года, захваченную в Венгрии САУ «Хетцер» испытывали совместно с  СУ-57б, причем в заключении говорилось:

«Таким образом, немецкий опыт танкостроения показывает, что применение малоразмерных безбашенных танков в современной войне полностью себя оправдало… Сравнение немецкого безбашенного танка типа «оса» с машиной СУ-57б горьковского завода, имеющими сходную массу, показывает некоторые преимущества отечественной машины, связанные с применением дизель-мотора… Весьма удачным следует считать установку на крыше немецкого танка оборонительного пулемета с возможностью ведения огня из-за брони… К недостаткам СУ-57б можно отнести отсутствие в ее боекомплекте мощного осколочного или осколочно-фугасного снаряда…»

Послисловие.

Эти малоизвестные, но очень перспективные советские САУ, как будто стали жертвой злого рока. Проблемы с двигателями, завышенные ожидания и не совсем верные оценки сил противника, стали причиной того, что они так и не пошли в войск. Хотя появившись раньше Хетцера, вполне могли занять достойное место в советских БТВ. Особенно СУ-57Б с ее мощной противотанковой 57-мм пушкой. СУ-57Б и СУ-76Д  обосновано могли заменить легкий танк Т-70 с его 45-мм пушкой (напомню, что во время Курской битвы, доля легкого танка Т-70 была около трети от всех советских танков принимающих участие в сражении). А СУ-76М явно уступала ГАЗовским самоходкам, по уровню защиты и была больше и выше.

 То, что Хетцер был тяжелее чем СУ-57Б и Су-76Д на 6 и 5 тонн соответственно, как то выпало из внимания специалистов НКБТВ. К тому же упомянутая “дороговизна” новых САУ мне кажется несколько надуманной.

Альтернативный вариант.

При решении проблемы с двигателем GMC-71, его запуске в производство или направлении всех полученных по ленд-лизу двигателей на оснащение САУ вместо арттягачей, то запуск в производство САУ вполне мог иметь место. К тому же, не стоит исключать и возможность установкина САУ форсированных отечественных бензиновых двигателей или спарок ГАЗ-203, как на Су-76.

Применение дизеля мощностью 150-250 л.с. при 1700-1800 об/мин, позволило бы увеличить толщину броневой защиты САУ

Усиленный вариант САУ мог иметь 60-мм лобовую броню и наращенную до 25 мм бортовую. 

Если бы данная машина, условно говоря СУ-76Д/Б и СУ-57Б/Д, начали поступать в войска к концу 1943 года в место Т-70 и СУ-76, то нашему противнику было бы очень не сладко.

К тому же, установка орудия 76-мм ЗиС-3 в место С-1, позволила бы создать вполне мощную и универсальную САУ на той же базе.

 СУ-76Д/Б могла бы стать замечательной машиной поддержки пехоты. А СУ-57Б/Д  относительно дешевым и серьезным противотанковым средством.

Продолжение следует.

Сергей Сыч.

Реконструкция: Сергей Сыч.

Источник — http://alternathistory.org.ua/opytnye-sau-su-76d-i-su-57b-gaz-74-sssr1943-44g



Эта ссылка будет полезна всем тем кто хочет купить недорого синтезатор ;. По ней вы найдёте сайт по продаже музыкальных инструментов и на нём вы сможете приобрести не только синтезатор но и другие инструменты по разумным ценам.

alternathistory.livejournal.com

Авиадесантная САУ АСУ-57 Фото. Видео. Устройство

Легкая авиадесантная артиллерийская установка класса противотанковых САУ была разработана в конце 40-х гг. специально для вооружения воздушно-десантных войск. А в 1951 г. установку приняли на вооружение и серийно выпускали до 1962 г. АСУ-57, полузакрытая установка с передним расположением МТО, имела боевое отделение, совмещенное с отделением управления, и расположенное в кормовой части корпуса. Здесь размещался экипаж, состоящий из трех человек, и орудие. Противопульная броневая защита корпуса изготавливалась из стальных и алюминиевых броневых листов, которые сваривались между собой.

САУ АСУ-57 — видео

За счет использования в конструкции сплавов алюминия конструкторы добились уменьшения размеров машины, а также снижения ее массы. Носовая часть была изготовлена из двух броневых листов, сваренных между собой и с бортами корпуса. Передняя часть днища крепилась к нижнему листу. Борта корпуса составляли вертикальные бронелисты, которые были приварены к нишам подвески и бортов, а также к лобовым щитам. Днище корпуса и корма защищались дюралюминиевыми листами. Для удобства экипажа верхние части лобового и бортовых листов делались откидными.

Ходовая часть машины включала три обрезиненных опорных катка, обрезиненное натяжное колесо, являющееся и опорным, со встроенным механизмом натяжения винтового типа, два поддерживающих ролика и звездочки на каждый борт, имеющие по два зубчатых венца с ассиметричным профилем зубьев. Высокую подвижность и проходимость машина получила благодаря гусеничному движителю. Подвеска машины была трубчато-стержневой торсионной с гидравлическими амортизаторами на передних узлах. Металлическая мелкозвенчатая гусеничная цепь шириной 204 мм состояла из 80 траков.

Машина с ходу могла преодолеть ров или траншею шириной до 1,4 м и вертикальное препятствие высотой до 0,5 м. Максимальный угол подъема достигал 30°. АСУ-57 могла преодолевать и водные препятствия, но только вброд, поскольку не была оснащена плавающим оборудованием. Глубина преодолеваемых бродов не должна была превышать 0,7 м. Удельное давление машины на грунт составляло всего 0,35 кг/см2, что равно давлению на грунт взрослого человека. Транспортировка установки производилась с помощью тяжелых планеров Як-14 и Ил-32, и для избежания раскачки корпуса в этот момент в машине имелось специальное устройство, фиксирующее крайние узлы подвесок на корпус.

Карбюраторный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-20Е находился поперек корпуса в блоке с коробкой передач и бортовыми фрикционами с ленточными тормозами. Весь блок опирался на четыре эластичные опоры и крепился всего четырьмя болтами, что обеспечивало в случае необходимости его легкую и быструю замену. В передней части корпуса находились водяной и масляный радиаторы, а также вентилятор с приводом.

Самоходная установка АСУ-57 имела мощное вооружение. В боевой рубке устанавливалась длинноствольная 57-мм пушка 4-51. Здесь на надгусечных полках размещались аккумуляторы, часть боекомплекта и ЗИП. Пушка была оборудована двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Она имела вертикальный клиновый затвор с полуавтоматикой механического типа и корытообразной люлькой, смонтированной на рамке. Ведение огня с закрытых позиций осуществлялось с помощью артиллерийской панорамы. При стрельбе прямой наводкой использовался оптический прицел ОП2-50 с подсветкой в ночное время суток и при неудовлетворительной видимости. Боекомплект орудия включал в себя 30 унитарных, или соединенных с гильзой, снарядов трех типов: подкалиберных бронебойных, кумулятивных и осколочных гранат. Скорострельность составляла 6—10 выстрелов в минуту.

С 1955 г. АСУ-57 стала оснащаться новой модернизированной пушкой Ч-51М с щелевым тормозом, при котором открывание затвора и вытяжка гильз осуществлялась в конце наката, поворотный механизм был оснащен тормозным устройством. На АСУ-57 было установлено танковое переговорное устройство ТПУ-47 на три абонента, радиостанция 10-РТ-12, находящаяся в боевом отделении и обеспечивающая связь на расстоянии до 20 км, и прибор ночного видения.

На базе АСУ-57 было создано еще две машины. АСУ-57П — плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка. Машина появилась в 1954 г. Ее силовая передача включала коробку отбора мощности с приводом на гребной винт, находящийся в нише днища. Сначала конструкторы оснастили машину двумя гребными винтами с приводом от направляющих колес. Это обеспечивало замечательную маневренность на воде, однако гусеницы при этом не отключались, при выходе на берег двигатель работал на низших передачах, поэтому ему не хватало тяги. Более успешным оказался вариант, уже испытанный на легком довоенном танке Т-40, где винт с рулем в потоке располагались в туннеле. Система охлаждения дополнительно оснащалась теплообменником, обеспечивающим при движении на плаву отвод тепла от охлаждающей жидкости в забортную воду, отходящую от гребного винта.

Кроме того, на АСУ-57П была установлена пушка Ч-51П, усовершенствованный вариант Ч-51М, в котором труба соединялась с более технологичным активным дульным тормозом, конструкцией казенника, механизмом полу автоматики и подъемным устройством.
Этот улучшенный вариант АСУ-57П так не был принят на вооружение. Не последнюю роль в этом сыграли довольно слабая защищенность, удовлетворение потребностей вооруженных сил в таком роде машин за счет уже серийно выпускавшихся АСУ-57, а также появление к тому моменту уже более мощной машины СУ-85.

АСУ-57 КШМ десантировалась с помощью планера ЯК-14 и на протяжении нескольких лет являлась единственной в мире самоходкой, сбрасываемой на парашюте.

Тактико-технические характеристики АСУ-57

— Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение спереди, совмещённое управления и боевое сзади
— Производитель: ММЗ
— Годы разработки: 1948—1950
— Годы производства: 1950—1962

Экипаж: 3 человека

Вес АСУ-57

— Боевая масса, т: 3,35

Габаритные размеры АСУ-57

— Длина корпуса, мм: 3480
— Длина с пушкой вперёд, мм: 5750
— Ширина, мм: 2086
— Высота, мм: 1460 (по тенту), 1180 (с опущенными щитками)
— Клиренс, мм: 300

Бронирование АСУ-57

— Тип брони: стальная катаная гомогенная
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 6 / 65°
— Лоб корпуса (середина), мм/град.: 6 / 20°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 6
— Борт корпуса, мм/град.: 4 / 0°
— Корма корпуса, мм/град.: 6 (неброневой дюралюминий)
— Днище, мм: неброневой дюралюминий
— Лоб рубки, мм/град.: 6 / 36°
— Борт рубки, мм/град.: 4 / 15°
— Корма рубки, мм/град.: открытая
— Крыша рубки, мм/град.: открытая

Вооружение АСУ-57

— Калибр и марка пушки: 57-мм Ч-51
— Тип пушки: нарезная полуавто­матическая
— Длина ствола, калибров: 74,16
— Боекомплект пушки: 30

— Углы ВН, град.: −5…+12
— Углы ГН, град.: ±8
— Прицелы: перископический ОП2-50, панорамный перископический прицел МП-50

— Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГ-43 или СГМ

Двигатель АСУ-57

— Тип двигателя: М-20Е
— Мощность двигателя, л. с.: 55

Скорость АСУ-57

— Скорость по шоссе, км/ч: 45
— Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20—25

— Запас хода по шоссе, км: 250
— Удельная мощность, л. с./т: 16,4
— Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами
— Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,35

— Преодолеваемый подъём, град.: 30
— Преодолеваемая стенка, м: 0,5
— Преодолеваемый ров, м: 1,4
— Преодолеваемый брод, м: 0,7

 

Фото САУ АСУ-57

САУ АСУ-57 в Чехословакии. 1968 год.

 

САУ АСУ-57 на парашютной платформе ПП-127-3500

Добавить комментарий

oruzhie.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *