Скад ракеты – Р-17 — Википедия

Р-17 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 апреля 2019; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 апреля 2019; проверки требуют 11 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
Р-17
индекс ракеты/комплекса: 8К14/9К72
обозначение НАТО: SS-1c «Scud B»

ПУ 9П117 с ракетой 8К14 на авиабазе Спадеадам (англ.)русск. Королевских ВВС, Шотландия.
Тип ОТР
Разработчик СКБ-385
Главный конструктор В. П. Макеев
Годы разработки апрель 1958 — октябрь 1961
Начало испытаний 12 декабря 1959
Принятие на вооружение 24 марта 1962
Производитель Воткинский завод № 235, Петропавловский завод тяжелого машиностроения
Годы производства 1961—1987
Годы эксплуатации 1962—
Основные эксплуатанты

ru.wikipedia.org

Ракета Р-17 (8К14) «Скад-В» ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус»

Данная система была спроектирована в КБ им. Королева (ОКБ-1) и установлена на немецкий A4/V-2. но была вполовину меньше. Первый опытный пуск состоялся 18 апреля 1953 года. Некоторые трудности возникли с керосинным топливом опытной модели и его утечкой, первая версия ракеты известная в СССР как Р-11 и 8К11, а на западе SS-1B «Скад-А» встала на вооружение в июле 1955 года. Данная ракета была классифицирована как вооружение оперативно-тактического звена.

Ракета Р-17 (8К14) («Скад-В») — видео пуска сирийской ракеты

Дальность ракеты Р-11 на шасси танка ИС-2 составляла 180 км, а мощность атомного заряда 50 кТ. Круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 3 км. В 1962 году была выпущена улучшенная версия этой модели, известная на Западе как SS-1C «Скад-В», а в СССР -как Р-17 (8К14) ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус». Р-17 имела улучшенную систему наведения, с использованием элементарной инерционной системы стремя гироскопами. Топливная смесь ракеты была улучшена, теперь ее состав включал диметил гидразин и красную дымящуюся азотную кислоту. Для повышения мобильности система была установлена на восьмиколесную базу МАЗ-543П. Помимо обычных средств поражения, боеголовка ракеты могла снаряжаться химическими и атомными. К 1970 году ракета Р-17 составляла 75 % от 300 состоящих на вооружении установок «Скад».

ШПУ ракеты УР-100Н УТТХ

В дальнейшем появилась система Р-17М (9М77) (SS-1D «Скад-С») с облегченной боеголовкой в 600 кг, которая отделяется в момент выключения мотора, и дальностью около 550 км. Однако неясно было, поставлена ли на вооружение эта модель. SS-1E «Скад-D», спроектированная в конце 80-х, имела улучшенную систему наведения, включавшую активную радиолокационную станцию наведения на конечном участке траектории, широкий выбор боеголовок и дальность 700 км.
Р-11ФМ была разработана как система вооружения для установки на подводных лодках и производится с 1955 года. В сентябре-октябре 1955 года испытания ракеты были проведены в Белом море с подводной лодки «Проект 611». Данная ракета имела дальность поражения 150 км и в 1959 году была утверждена для проведения морских операций. В боевых операциях Р-11 ФМ применена не была. В СССР системы «Скад-В» и «Скад-С» были приняты на вооружение на уровне армии и группы армий в бригадах, состоящих из штабного дивизиона с тремя огневыми батареями каждая, потри пусковые установки, стремя системами перезарядки каждая, перевозящими по одной ракете.

«Скад-А» и «Скад-В» были экспортированы в страны Варшавского договора, Египет, Сирию, Ливию, Ирак и Южный Йемен, Ливия. В 1986 году в ответ на предпринятые США атаки Ливия выпустила по объектам ВМС США в Италии две ракеты «Скад В». Однако ракеты в цель не попали. 17 января 1991 года Ирак вы пустил по Тель-Авиву «Скад-В» Саддам Хусейн применил эти ракеты в ответ на развернувшуюся военную кампанию против захвата Кувейта. Хотя ракеты были снаряжены обычными зарядами, израильтяне опасались, что Ирак, который уже применял химическое оружие в ходе войны с Ираном, не использует что-нибудь еще более ужасное.

Впервые Ирак использовал «Скад-В» в войне с Ираном для ударов по Тегерану. В 1991 году за первую ночь войны в Персидском заливе в Израиле взорвались восемь ракет «Скад». Кроме того, в первую ночь Ирак произвел ракетные атаки и по Саудовской Аравии. К концу воины было выпущено 86 иракских ракет «Скад» (40 по Израилю и 46 по Саудовской Аравии). В ходе войны было уничтожено небольшое количество иракских ракет «Скад», таким образом, они все еще остаются потенциальным оружием массового поражения.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-17 (8К14) («Скад-В»)

Длина
11,25 м
Диаметр 0,88 м
Масса 5900 кг
Масса заряда 985 кг
Виды зарядов атомный 50 кТ, осколочно-
фугасный, химический и учебный
Минимальная дальность 80 км
Максимальная дальность 180 км с атомным зарядом; 300 км с
осколочно-фугасным или химическим зарядом
Точность (КВО) 450 м на дальности 180 км,
уменьшается с увеличением дальности
Пусковая платформа колесная транспортно-пусковая
установка МАЗ-543П 8х8
Вид топлива жидкое

Р-17 (8К14) («Скад-В») фото

Добавить комментарий

oruzhie.info

Полвека ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус» » Военное обозрение

В марте 1962 года на вооружение Советской армии был принят оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус». За прошедшие с тех пор полвека комплекс, получивший натовское обозначение SS-1C Scud-B (Scud – «Порыв ветра», «Шквал»), успел поучаствовать в ряде военных конфликтов, от Войны судного дня (1973 год) до второй чеченской кампании 1999-2000 годов. Более того, ракета Р-17, являющаяся основой комплекса «Эльбрус», на протяжении нескольких десятилетий за рубежом является своеобразным эталоном баллистической цели для систем тактической противоракетной обороны – почти всегда способности ПРО оцениваются именно по возможностям перехвата ракет Scud-B.

История комплекса «Эльбрус» началась в 1957 году, когда отечественные военные пожелали получить модернизированную версию баллистической ракеты Р-11. По результатам проработки перспектив улучшения решили, что разумнее будет воспользоваться имеющимися наработками и создать на их основе совершенно новую конструкцию. Такой подход сулил двукратное повышение дальности полета ракеты. В конце февраля 58-го Военно-промышленная комиссия при Совете министров и Совмин выпустили постановления, необходимые для начала работ в этом направлении. Создание новой ракеты было поручено СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр, г. Миасс), а главным конструктором назначили В.П. Макеева. В сентябре того же года был готов эскизный проект, а к концу ноября собрана вся конструкторская документация. До конца 1958 года на Златоустовском машиностроительном заводе началась подготовка к изготовлению первых прототипов ракет. В мае следующего 1959 года ГАУ Минобороны утвердило требования к новой ракете и присвоило ей индекс 8К14, а всему комплексу – 9К72.

Сборка первых ракет началась в середине 1959 года, а в декабре на полигоне Капустин Яр начались летные испытания. Первый этап испытаний закончился 25 августа 1960 года. Все семь пусков прошли успешно. Вскоре после этого начался второй этап испытаний, в ходе которого было произведено 25 пусков. Два из них закончились аварией: во время первого полета ракета Р-17 с двигателем С5.2 полетела в противоположную от цели сторону, а третий закончился самоликвидацией ракеты из-за короткого замыкания на активном участке полета. Испытания были признаны удачными и оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К14 (Р-17) рекомендовали к принятию на вооружение. 24 марта 1962 года рекомендация была выполнена соответствующим постановлением Совмина.

Состав комплекса

Основой комплекса 9К72 является одноступенчатая баллистическая ракета 8К14 (Р-17) с неотделяемой боевой частью и жидкостным двигателем. Одной из мер по повышению дальности полета ракеты стало введение в топливную систему ракеты насоса для подачи горючего и окислителя. Благодаря этому давление внутри баков, необходимое для оптимальной работы двигателя, снизилось в шесть с лишним раз, что, в свою очередь, позволило облегчить конструкцию за счет более тонких стенок агрегатов топливной системы. При помощи отдельных насосов горючее (пусковое ТГ-02 «Самин» и основное ТМ-185), а также окислитель АК-27И «Меланж» подается в однокамерный ракетный двигатель С3.42Т. Для упрощения конструкции двигателя его запуск производится с помощью пускового топлива, которое самостоятельно загорается при контакте с окислителем. Примерная тяга двигателя С3.42Т равняется 13 тоннам. Первые серии ракет Р-17 комплектовались ЖРД С3.42Т, однако с 1962 года они стали получать новую силовую установку. Однокамерный двигатель С5.2 получил иную конструкцию камеры сгорания и сопла, а также ряд других систем. Обновление двигателя повлекло за собой небольшое (примерно на 300-400 кгс) увеличение тяги и выигрыш в весе порядка 40 кг. ЖРД С5.2 работал на том же топливе и окислителе, что и С3.42Т.

За траекторию полета ракеты Р-17 отвечает система управления. Инерционная автоматика стабилизирует положение ракеты, а также вносит поправки в направление полета. Система управления ракеты условно разделена на четыре подсистемы: стабилизации движения, управления дальностью, коммутации и дополнительного оборудования. Система стабилизации движения отвечает за сохранение запрограммированного курса, для этого гирогоризонт 1СБ9 и гировертикант 1СБ10 собирают информацию об ускорениях ракеты по трем осям и передают ее на счетно-решающий прибор 1СБ13. Последний выдает команды на рулевые машинки. Кроме того, автоматика управления может выдать команду системе автоматического подрыва ракеты, в случае если параметры полета значительно отличаются от заданных, к примеру, отклонение от необходимой траектории превышает 10°. Для парирования возникающих сносов ракета была оснащена четырьмя газодинамическими рулями, установленными в непосредственной близости от сопла двигателя. Система управления дальностью имеет в своей основе прибор-вычислитель 1СБ12. В его задачи входит слежение за скоростью полета ракеты и подача команды на выключение двигателя по достижении нужной. Эта команда прекращает активный режим полета, после чего ракета по баллистической траектории достигает цели. Максимальная дальность полета ракеты – 300 километров, максимальная скорость на траектории – порядка 1500 метров в секунду.

В носовой части ракеты монтировалась боевая часть. В зависимости от тактической необходимости мог применяться один из нескольких вариантов. Список основных боеголовок для Р-17 выглядит так:
— 8Ф44. фугасная головная часть весом в 987 кг, примерно 700 из которых приходилось на взрывчатое вещество ТГАГ-5. Фугасная боевая часть для Р-17 комплектуется сразу тремя взрывателями: носовым контактным, донным барометрическим для подрыва на определенной высоте, а также взрывателем системы самоуничтожения;
— 8Ф14. Ядерная головная часть с зарядом РДС-4 мощностью в десять килотонн. Выпускалась учебная версия 8Ф14УТ без ядерного боезаряда;
— химические головные части. Отличались друг от друга количеством и типом отравляющего вещества. Так, 3Н8 несла порядка 750-800 кг ипритно-люизитной смеси, а 8Ф44Г и 8Ф44Г1 по 555 кг газа V и VX соответственно. Кроме того, планировалось создание боеприпаса с вязким зоманом, но отсутствие производственных площадей не позволило закончить разработку;
— 9Н33-1. Термоядерная боеголовка с зарядом РА104-02 мощностью в 500 килотонн.

Главный элемент наземного оборудования комплекса «Эльбрус» – стартовый агрегат (пусковая установка) 9П117, разработанный в Центральном конструкторском бюро транспортного машиностроения (ЦКБ ТМ). Колесная машина предназначена для перевозки, предстартовой проверки, заправки пусковым горючим и непосредственно запуска ракеты Р-17. Все агрегаты пусковой установки смонтированы на четырехосном шасси МАЗ-543. Пусковое оборудование машины 9П117 состояло из стартового стола и подъемной стрелы. Эти узлы закреплены на оси и могут поворачиваться на 90°, переводя ракету из горизонтального транспортного в вертикальное пусковое положение. Подъем ракеты осуществляется при помощи гидравлического цилиндра, прочая механика стрелы и стола приводится в движение электромеханическими приводами. После подъема в вертикальное положение ракета Р-17 упирается задней частью на детали стартового стола, после чего стрела опускается обратно. Стартовый стол имеет каркасную конструкцию и оснащен газоотбойным щитом, который предотвращает повреждение конструкции ходовой части машины 9П117 раскаленными газами двигателя ракеты. Кроме того, стол может вращаться в горизонтальной плоскости. В средней части стартового агрегата 9П117 устанавливается рубка с дополнительным оборудованием и рабочими местами для трех человек из расчета комплекса. Аппаратура в рубке главным образом предназначена для обеспечения пуска и контроля за работой различных систем.

1 балансир; 2 захваты; 3 бак гидросистемы; 4 стрела; 5 ДК-4; 6 два мерных бака с пусковым горючим; 7 пусковой стол; 8 пульт управления стрелой, домкратами и упорами; 9 упоры; 10 опоры; 11 пульт СПО 9В46М; 12 4 воздушных баллона высокого давления; 13 рубка оператора с пультовой аппаратурой РН, ЩУГ,ПА, 2В12М-1, 2В26, П61502-1, 9В362М1, 4А11-Э2, ПОГ-6; 14 АКБ; 15 ящик выносного пульта 9В344;16 в кабине 2 баллона воздушного запуска маршевого двигателя; 17 под кабиной ГДЛ-10; 18 в рубке АПД-8-П/28-2 и приборы из комплекта 8Ш18; 19 эквивалент СУ 2В34; 20 эквивалент САПР 2В27; 21 приборы из комплекта 8Ш18


Помимо ракеты и пусковой установки в состав комплекса «Эльбрус» входило несколько прочих машин различного назначения. Из-за этого состав ракетного дивизиона выглядел следующим образом:
— 2 пусковые машины 9П117;
— 5 командно-штабных машин на базе ГАЗ-66;
— 2 топопривязчика 1Т12-2М на шасси ГАЗ-66;
— 3 обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311 на базе грузовиков «ЗиЛ»;
— 2 заправщика 9Г29 (на базе ЗиЛ-157) с двумя заправками основного топлива и четырьмя пускового на каждом;
— 4 автоцистерны для окислителя АКЦ-4-255Б на базе грузовика КрАЗ-255,каждый несет по две заправки «Меланжа»;
— 2 автокрана 9Т31М1 с комплектом соответствующего оборудования;
— 4 грунтовые тележки 2Т3 для перевозки запаса ракет и 2 контейнера 2Ш3 для боевых частей;
— 2 специальных автомобиля на базе «Урала-4320» для транспортировки головных частей;
— 2 машины технического обслуживания МТО-В или МТО-АТ;
— 2 мобильных пункта управления 9С436-1;
— взвод материального обеспечения: топливозаправщики для автомобилей, полевые кухни, вспомогательные грузовики и т.д.

Модификации

Не дожидаясь принятия комплекса на вооружение, в ЦКБ ТМ стали разрабатывать альтернативную пусковую установку 2П20 на базе шасси МАЗ-535. По причине недостаточной прочности конструкции этот проект был закрыт – никто не видел смысла в усилении одного шасси с целью замены другого, имеющего достаточную прочность и жесткость. Чуть более удачным оказался «Объект 816» на гусеничном шасси КБ Ленинградского Кировского завода. Однако производство этой самоходной пусковой установки ограничилось лишь опытной партией в несколько единиц. Еще один оригинальный проект альтернативной пусковой установки дошел до стадии опытной эксплуатации, однако так и не был принят на вооружение. Установка 9К73 представляла собой легкую четырехколесную платформу с подъемной стрелой и стартовым столом. Подразумевалось, что такая пусковая установка может быть доставлена самолетом или вертолетом соответствующей грузоподъемности в нужный район и оттуда произвести пуск ракеты. Во время испытаний экспериментальная платформа показала принципиальную возможность быстрого посадочного десантирования и стрельбы баллистической ракеты. Однако в случае с Р-17 не было возможности использовать весь потенциал платформы. Дело в том, что для осуществления пуска и наведения ракеты расчету необходимо знать ряд параметров, как то координаты пусковой установки и цели, метеорологическую обстановку и т.п. В условиях середины шестидесятых годов для определения этих параметров требовалось участие специализированных комплексов на автомобильном шасси. Кроме того, подобная подготовка значительно увеличивала необходимое для пуска время. В результате 9К73 не была принята на вооружение и к идее «урезанной» легкой авиатранспортабельной пусковой установки не возвращались.

Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева)

Похожим образом дело обстояло и с новыми модификациями ракеты Р-17. Первой ее модернизированной версией должна была стать Р-17М (9М77) с баками увеличенной емкости и, как следствие, большей дальностью. Последняя, согласно первоначальным расчетам, должна была достигать 500 километров. В 1963 году в КБ Воткинского машиностроительного завода под руководством Е.Д. Ракова началось проектирование этой ракеты. За основу была взята исходная Р-17. Для повышения дальности предлагалось заменить двигатель и тип топлива, а также провести ряд переделок конструкции самой ракеты. Расчеты показали, что при сохранении имеющегося принципа полета к цели и дальнейшем увеличении дальности уменьшается угол между вертикалью и траекторией ракеты на подходе к цели. При этом конический носовой обтекатель ракеты создавал ощутимый момент на кабрирование, из-за чего ракета могла значительно отклоняться от цели. Во избежание такого явления была сконструирована новая головная часть с перфорированным обтекателем и цилиндрическим кожухом аппаратуры и боезаряда внутри. Такая система позволила совместить и хорошую аэродинамику в полете, и почти полностью ликвидировать склонность ракеты к кабрированию. В то же время, пришлось изрядно повозиться с подбором сорта металла для обтекателей – применявшиеся ранее не выдерживали температурных нагрузок на конечном участке полета, а нанести защитное покрытие не давала перфорация обтекателя. Под названием 9К77 «Рекорд» обновленный оперативно-тактический ракетный комплекс в 1964 году был отправлен на полигон Капустин Яр. Испытательные пуски проходили в целом удачно, но все же проблем хватало. Испытания завершились только в 1967 году, когда проект Р-17М был закрыт. Причиной этого стало появление ракетного комплекса «Темп-С», способного поражать цели на расстоянии до 900 километров.

В 1972 году конструкторское бюро Воткинского машиностроительного завода получило задание сделать на базе ракеты Р-17 мишень для испытания новых зенитных ракетных комплексов с ограниченными возможностями по противоракетной обороне. Главным отличием мишени от оригинальной ракеты было отсутствие боевой части и наличие ряда специализированных систем для сбора и передачи на землю информации о параметрах полета и ходе перехвата. Примечательно, что во избежание преждевременного уничтожения основная аппаратура ракеты-мишени размещалась в бронированном ящике. Таким образом, мишень даже в течение некоторого времени после поражения могла сохранять связь с наземным оборудованием. До 1977 года ракеты-мишени Р-17 изготовлялись серийно; позже, вероятно, их стали переоборудовать из серийных ракет с заканчивающимся гарантийным сроком.

Комплексы 9К72 с СПУ 9П117М на марше (фото КБМ им.В.П,Макеева)

С 1967 года специалисты Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики (ЦНИИАГ) и НПО «Гидравлика» вели работы по созданию фотоэталонных систем наведения. Суть этой идеи состоит в том, что в головку самонаведения загружается аэрофотоснимок цели и та, выйдя в заданный район, наводится при помощи соответствующего вычислителя и встроенной видеосистемы. По результатам исследований была создана ГСН «Аэрофон». Ввиду сложности проекта первый испытательный пуск ракеты Р-17 с такой системой состоялся только в 1977 году. Первые три пробных пуска на дальность 300 километров завершились успешно, условные цели были поражены с отклонением в несколько метров. С 1983 по 1986 годы проходил второй этап испытаний – еще восемь пусков. По завершении второго этапа начались государственные испытания. 22 пуска, большая часть которых завершилась поражением условной цели, стали причиной рекомендации принять комплекс «Аэрофон» в опытную эксплуатацию. В 1990 году военнослужащие 22-й ракетной бригады Белорусского военного округа отправились на Капустин Яр для ознакомления с новым комплексом, получившим название 9К72О. Немного позже несколько экземпляров было отправлено в части бригады. Сведений об опытной эксплуатации нет, более того, согласно разным источникам, 22-я бригада была расформирована раньше предполагаемого срока передачи ракетных комплексов. По имеющимся данным, все неиспользованные ракеты и оборудование комплексов находятся на хранении.

Служба

Первые партии комплексов 9К72 «Эльбрус» поступали на вооружение Советской армии. После укомплектования отечественных вооруженных сил «Эльбрус» был доработан для поставок за рубеж. Ракета Р-17 шла за рубеж под обозначением Р-300. Несмотря на большое количество 9К72 в странах Варшавского договора, первым на практике его использовал Египет. В 1973 году, во время т.н. Войны судного дня, египетские вооруженные силы произвели несколько пусков ракет Р-300 по израильским целям на Синайском полуострове. Большинство выпущенных ракет попало в цель, не превысив расчетное отклонение. Тем не менее, война закончилась победой Израиля.

СПУ 9П117 из состава 112-й ракетной бригады ГСВГ (Генцроде, 1970-1980-е годы, фото http://militaryrussia.ru)

Следующие факты боевого применения ракет Р-17 произошли во время войны в Афганистане. Оперативно-тактические ракеты оказались полезными при атаках душманских укреплений или лагерей. По различным данным, советские ракетчики произвели от одной до двух тысяч пусков, при этом было выявлено несколько характерных особенностей эксплуатации. Так, отклонение от цели, доходившее у ракеты 8К14 до ста метров, порой не позволяло надежно поражать цели взрывной волной и осколками. По этой причине уже в строевых частях был придуман новый метод применения баллистических ракет. Суть его заключалась в пуске ракеты на сравнительно небольшую дальность. Двигатель отключался сравнительно рано, и в баках оставалось некоторое количество топлива. Как следствие, попав в цель, ракета распыляла вокруг себя смесь горючего ТМ-185 и окислителя АИ-27К. Разлет жидкостей с последующим воспламенением значительно увеличивал область поражения. При этом в ряде случаев остатки топлива и окислителя вызывали длительный пожар на обстреливаемой местности. Этот оригинальный метод использования ракеты со стандартной фугасной боевой частью стал причиной появления слухов о существовании некой боеголовки объемного взрыва. Однако существование подобного заряда для комплекса «Эльбрус» не имеет документального подтверждения.

Вскоре после первого применения «Эльбруса» в Афганистане он принял участие в ирано-иракской войне. Стоит отметить, ракеты Р-300 запускались обеими сторонами конфликта, хотя и в разном количестве. Дело в том, что Ирак покупал экспортные версии комплекса 9К72 напрямую у СССР, а Иран приобретал их через Ливию. По различным данным, Ирак произвел от 300 до 500 пусков ракет Р-300 по целям на территории Ирана. В 1987 году начались испытания ракеты Al Hussein, являющейся иракской модернизацией Р-300. Иракская разработка имела облегченную боевую часть весом в 250 кг и повышенную дальность пуска – до 500 километров. Общее число произведенных пусков ракет «Эль-Хуссейн» оценивается в 150-200. Ответом на иракские обстрелы стала покупка Ираном у Ливии некоторого количества аналогичных комплексов «Эльбрус», однако их использование имело гораздо меньшие масштабы. Всего было выпущено порядка 30-40 ракет. Всего через несколько лет после окончания ирано-иракской войны экспортные ракеты Р-300 снова приняли участие в боевых действиях. Во время операции «Буря в пустыне» иракские военные производили атаки целей на территории Израиля и Саудовской Аравии, а также обстреливали наступающие американские войска. В ходе этого конфликта вооруженные силы США смогли опробовать на практике новые зенитные ракетные комплексы Patriot, имеющие ограниченные возможности противоракетной обороны. Результат попыток перехвата до сих пор является предметом споров. Разные источники приводят цифры от 20% до 100% уничтоженных ракет. В то же время, значительный ущерб противнику причинили только две или три ракеты.


Перегрузка ракеты 8К14 с транспортной машины 2Т3М1 на СПУ 9П117М с использованием и автокрана КС2573, 22-я РБР армии Белоруссии, пос.Цель, 1994-1996 г.г. (фото из архива Дмитрия Шипули, http://military.tomsk.ru/forum).

В девяностые годы прошлого века комплексы 9К72 «Эльбрус» почти не использовались в бою. Не более двух десятков ракет было выпущено в ходе нескольких локальных конфликтов. Одно из последних применений ракет Р-17 относится ко второй чеченской кампании. Имеются сведения о формировании в 1999 году специальной части, вооруженной «Эльбрусами». За последующие полтора года российские ракетчики произвели две с половиной сотни пусков, используя в том числе и ракеты с истекшим гарантийным сроком. Никаких серьезных проблем зафиксировано не было. По имеющимся данным, весной 2001 года комплексы 9К72 были переданы на хранение.

Если не считать бывшие союзные республики, которым комплексы «Эльбрус» достались после распада СССР, оперативно-тактические ракеты Р-17 и Р-300 состояли на вооружении 16 стран, в том числе Афганистана, Болгарии, Вьетнама, ГДР, КНДР, Ливии и т.д. После прекращения существования Советского Союза и Организации варшавского договора часть произведенных ракет оказалась в ставших независимыми странах. Кроме того, потеря Россией былых позиций на международной арене привела к тому, что при прямом содействии стран НАТО некоторые эксплуатанты комплексов «Эльбрус» сняли их с вооружения и утилизировали. Причинами этого были подходящие к концу сроки эксплуатации ракет, а также давление западных государств, которые по-прежнему считают 9К72 объектом повышенной угрозы: сказывается возможность установки на ракету даже устаревших ядерных боезарядов. Тем не менее, в некоторых странах комплексы «Эльбрус» по-прежнему стоят на вооружении и эксплуатируются. Их количество невелико и постоянно уменьшается. Похоже, в течение ближайших лет один из самых старых оперативно-тактических ракетных комплексов будет полностью выведен из эксплуатации во всем мире.

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://vpk-news.ru/
http://militaryrussia.ru/
http://janes.com/
http://kapyar.ru/
http://rwd-mb3.de/
http://engine.aviaport.ru/
http://globalsecurity.org/

topwar.ru

СКАД — это… Что такое СКАД?


СКАД

Польская ракета типа 8K-14 (Scud-B)

Р-11 (индекс 8К14, по классификации НАТО — SS-1b Scud-A) — советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета.

Описание

Первая модификация «Скада» — советская ракета Р-11 (Р-11М), разработанная в ОКБ-1 Королёва. Первый успешный пуск состоялся 21 мая 1953 года, а на вооружение ракета была принята в 1957. Она имела дальность 270 (150) км, и очень невысокую точность: круговое вероятное отклонение составляло 3 км. Ракета имеет моноблочную боевую часть с возможностью установки ядерной боеголовки (только для Р-11М) мощностью 10 килотонн. На Р-11 применена вытеснительная система подачи топлива.

Существовала также модификация ракеты для подводных лодок — Р-11ФМ, имеющая максимальную дальность 250 км.

В качестве топлива на Р-11 использовался керосин и азотная кислота, Р-17 использовала ТМ-185 и АК-27И. в качестве пускового горючего — ТГ-02 САМИН

На основе Р-11 была создана ракета Р-17 (проект 8К14, SS-1c Scud-B комплекс 9К72 Р-300 Эльбрус), принятая на вооружение в 1961, и имеющая дальность 300 км. Ракеты могли нести как обычную фугасную, так и ядерную боеголовку. Позже были разработаны химические головные части и новые ядерные (термоядерные). Для транспортировки и запуска ракет было разработано гусеничное шасси 2П19 на базе танка, внешне похожее на стартовый агрегат ракеты Р-11М. В 1967 году принято на вооружение восьмиколёсное самоходное шасси МАЗ-543П. Сейчас различные модификации «Скадов» стоят на вооружении более, чем в 40 странах мира.

В странах, выпускавших 8К14 по лицензии, проводились разработки по увеличению дальности ракеты (в основном за счет уменьшения веса боевой части. В частности, в КНДР была разработана модификация, в которой за счет снижения боевой нагрузки была увеличена емкость топливных баков и соответственно выросла дальность полета ракеты. В то же время точность ракеты ухудшилась почти в два раза по сравнению с советским оригиналом. Эти разработки в западной литературе получили обозначение Scud-С. Дальнейшее развитие модели известно также под северокорейским названием «Нодонг-1» («Труд-1»). Первое успешное испытание проведено КНДР в 1993 г. с улучшенной точностью стрельбы. Данная модификация часто фигурирует в зарубежных источниках под обозначением Scud-D. Следует, однако, отметить, что данные обозначения не являются официальними и в различных источниках могут использоваться неточно. Кроме того, существует значительное количество модификаций 8K14 даже в рамках указанных серий, в связи с чем приведенные ниже данные по ним следует считать ориентировочными.

Тактико-технические характеристики
 Р-11
SS-1b Scud A
Р-17
SS-1c Scud B
 ?
SS-1d Scud C
 ?
SS-1e Scud D
Длина, м10,711,16411,2512,29
Диаметр, м0,880,880,880,88
Взлётная масса, кг4400590064006500
Полезная нагрузка, кг950985600985
Двигательная установкаОдноступенчатая, жидкостная
Дальность стрельбы, км270 (150)300550700
КВО, м300045090050

Боевое применение

Р-11 была принята на вооружение около 1955, а начиная с 1962, стала вытесняться более современными модификациями. Большое количество ракет было размещено в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Они неоднократно применялись в региональных конфликтах.

Ракетные программы КНДР, Пакистана и Ирана использовали технологии «Скада» для создания своих ракет средней дальности.

Ссылки

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Оперативно Тактические Ракетные Комплексы «Скад» |Золотой фонд Армении

Рано радууетесь…

 

Армения одна из немногих стран мира которая имеет в своем вооружении эти страшные ракеты, которые остались в наследство от СССР. О том что представляет данный комплекс несколько строк ниже. Но главная особенность данных ОТРК «Эльбрус» это разрушительная сила ракет, каждая из которых весит более тонны. Недаром они были предназначены для глобального разрушения городских и военных инфраструктур, режимных и стратегических объектов противника, глубоко в тылу.   

24 марта 1962 года оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К-14 (Р-17) постановлением Совета министров СССР был принят на вооружение. В странах НАТО комплекс получил обозначение SS-1c Scud B (англ. Scud – Шквал). В Советском Союзе комплексы 9К72 были сведены в ракетные бригады Сухопутных войск. Обычно в бригаду входило три огневых дивизиона, по три батареи в каждом. В каждой батарее имелась одна СПУ и ТЗМ.

 

С самого начала Р-17 проектировалась как средство доставки тактических ядерных зарядов мощностью 5-10 кт с максимальной дальностью стрельбы 300 км. КВО находилось в пределах 450-500 метров. В 70-е годы для ракет комплекса «Эльбрус» были созданы новые термоядерные боевые части мощностью: 20, 200, 300 и 500 кт. При эксплуатации ракеты с ядерной боеголовкой на головную часть ракеты надевался специальный термостатический чехол.

 

 

И хотя наличие химического оружия в СССР официально отрицалось, ракеты Р-17, кроме ядерных, могли нести химические боеголовки. Первоначально боевые части снаряжались ипритно-люизитной смесью. В конце 60-х на вооружение были приняты кассетные БЧ с бинарным отравляющим веществом нервно-паралитического действия Р-33, которое по своим свойствам во многом было аналогично западному ОВ VX. Этот нервно-паралитический яд является самым токсичным из когда-либо искусственно синтезировавшихся веществ, применяемых в химическом оружии, он в 300 раз токсичнее фосгена, использовавшегося в Первой мировой войне. Вооружение и военная техника, подвергшаяся воздействию вещества Р-33, представляют опасность для личного состава в тёплое время года в течение нескольких недель. Это стойкое отравляющее вещество обладает способностью впитываться в лакокрасочные покрытия, что сильно затрудняет процесс дегазации. Местность, подвергшаяся заражению ОВ Р-33, на несколько недель делается непригодной для ведения длительных боевых действий. Фугасная боевая часть 8Ф44 весом — 987 кг содержала около 700 кг мощного взрывчатого вещества ТГАГ-5. Фугасными БЧ в основном комплектовались экспортные ракеты Р-17Э. В СССР они, как правило, использовались для контрольно-учебных стрельб.

 

За долгие годы службы ОТРК неоднократно подвергался модернизации. В первую очередь это коснулось ракеты. Модернизированная ракета 8К14-1 обладала лучшими служебно-эксплуатационными характеристиками и могла нести более тяжелые боеголовки. Ракеты отличаются только по возможности использования боевых частей. В остальном ракета 8К14-1 полностью взаимозаменяема с 8К14 и не отличается по своим ТТХ. Ракеты всех модификаций могли применяться с любого стартового агрегата, все они имели взаимозаменяемую пультовую аппаратуру. За годы производства удалось добиться весьма высокого уровня технической надёжности ракет и увеличить время нахождения в заправленном состоянии с 1 года до 7 лет, гарантийный срок службы увеличился с 7 до 25 лет.

 

Не слишком высокая точность ракет отчасти компенсировалась мощными обычными или ядерными боеголовками, вполне пригодными для уничтожения скопления войск противника или крупных площадных целей.

Однако применение тактического ядерного оружия грозило перерасти во взаимное ядерное уничтожение, да и в «большой войне» использование ядерного оружия не всегда целесообразно. Поэтому в 80-е годы в СССР велись работы по повышению точности комплекса путём создания управляемой боевой части ракеты в рамках ОКР «Аэрофон».

Отделяемая боевая часть 9Н78 массой 1017 кг в обычном снаряжении наводилась на цель на конечном участке траектории по командам оптической ГСН. Для этого в ходе подготовки к пуску «портрет» цели загружался в блок памяти системы наведения. При составлении «портрета» цели использовались аэрофотоснимки, полученные самолётами-разведчиками. Максимальная дальность для модернизированной ракеты 8К14-1Ф составляла 235 км, а точность поражения отделяемой БЧ 9Н78 — 50-100 м. В состав доработанного ракетного комплекса вошли машина подготовки данных и машина ввода данных. Точность стрельбы доработанного комплекса 9К72-1 сильно зависела от качества и масштаба аэрофотоснимков и метеоусловий в районе цели. 

 

Но в современное время инженерами была полностью модернизированна система навигации, где вместе с «портретом» объекта уничтожения, была добавлена 100 %  карта ГЛОНАСС и GPS. Таким образом на сегодняшний день данная ракета упадет буквально в 1 метре от заданной цели. 

 

В конце 80-х  версия Р-17 была серьёзно модернизирована, ракета уже могла доставить 700 кг боевую часть на дальность уже 500 км. В общей сложности в КНДР построено около 700 ракет «Хвасон-5» и «Хвасон-6». Помимо северокорейской армии, они поставлялись в ОАЭ, Вьетнам, Конго, Ливию, Сирию и Йемен. В 1987 году первым покупателем партии ракет «Хвасон-5» стал Иран, эта страна получила несколько сотен северокорейских баллистических ракет.

 

В 1986 году в Ираке началась сборка собственных вариантов Р-17 – «Аль-Хуссейн» и «Аль-Аббас». С целью увеличения дальности стрельбы вес боевой части иракских ракет был серьёзно уменьшен. За счёт этого увеличилась ёмкость топливных баков и длина ракет. Иракские баллистические ракеты «Аль Хуссейн» и «Аль Аббас» имеют облегченные боевые части с весом, уменьшенным на 250-500 кг. При дальности пуска «Аль Хуссейн» — 600 км и «Аль-Аббас» — 850 км, КВО составляло 1000-3000 метров. При такой точности эффективно наносить удары можно было только по крупным площадным целям.

 

Против иракских «Скадов» американцы вынужденно задействовали зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот», однако результативность их применения оказалась не слишком высокой. Как правило, против одного «Скада» запускалось 3-4 ЗУР. Зачастую осколочной боевой части ЗУР МIМ-104 удавалось развалить на несколько фрагментов баллистическую ракету, но уничтожения боеголовки не происходило. В результате боеголовка падала и взрывалась не в районе цели, но в силу непредсказуемости траектории полёта, повреждённая ракета представляла ничуть не меньшую опасность.

 

В апреле 1991 года три ракеты были запущены по городу Асадабад на востоке Афганистана. Одна из ракет упала на городском рынке, убив около 1000 человек.

 

Сенгодня данные страшные ракеты находящиеся на вооружении Армении и Нагорно-Карабахской Республики, являются фактором сдерживания для авантюристов Азербайджана, цель которых повторить геноцид Армян уже на территории древнего Арцаха. Благодаря данному ракетному комплексу, будет нанесен сокрушительный удар по Баку, нефтяным и газовым инфраструктурам, а в случае опасности мирному населению Арцаха и по плотине Мингечаура.  

 

скачать dle 11.0фильмы бесплатно

www.fmgnews.info

Эль-Хусейн (ракета) — Википедия

Эль-Хусейн
обозначение НАТО: SS-1c «Scud B»

«Аль-Хуссейн» на пусковых установках. Багдадская оружейная выставка, 1989 год.
Тип ОТР
Разработчик
Начало испытаний февраль 1987
Производитель
Годы производства 1987-1991
Основные эксплуатанты
Базовая модель 8К14
Основные технические характеристики
Максимальная дальность: более 600 км
Забрасываемый вес: ~500 кг
Точность (КВО): 1,5-3 км
↓Все технические характеристики

Эль-Хусейн (араб. لحسين‎, в честь шиитского имама Хусейна) — иракская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета на долгохранимых компонентах топлива, ставшая результатом модернизации советской ракеты 8К14 комплекса 9К72 «Эльбрус» (известен как «Скад») в части увеличения дальности действия. Ракета широко применялась иракской армией во-время ирано-иракской войны и войны в Персидском заливе 1991 года.

Содержание

  • 1 Разработка
  • 2 Тактико-технические характеристики
  • 3 Примечания
  • 4 Источники
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

ru.wikipedia.org

США научились сбивать «Скад» — Российская газета

Пентагон очень вдохновился тем, что одна ракета поразила другую на конечной стадии ее полета. Дано добро на производство двух первых противоракетных систем «Таад» стоимостью 619 миллионов долларов.

По существу американские ракетчики повторили то, что наши зенитчики продемонстрировали еще пятнадцать лет назад.

По сообщениям американских информагентств, противоракета достаточно сложной системы «Таад» снаряжается кинетическим снарядом, который прямым попаданием должен разрушить головную часть оперативно-тактической ракеты типа «Скад» на конечном этапе полета. Во время операции «Буря в пустыне» в феврале 1991 года иракская ракета «Скад» попала в казарму одного из американских военных лагерей в Саудовской Аравии. Погибло 28 военнослужащих. Ракеты этого типа, хоть и были устаревшими, стали настоящим ужасом для войск антииракской коалиции и Израиля.

В этом году было проведено несколько успешных перехватов ракет-мишеней в районе Гавайских островов и на сухопутном полигоне Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико). Комплексы «Таад», которые войдут в интегрированную систему противоракетной обороны США, должны поступить на вооружение в 2009 году.

По замыслам Пентагона, система «Таад» должна обеспечить защиту войск армии США и их союзников, а также городов и важных объектов практически от всех видов баллистических ракет. Ее особенностью является перехват боеголовки на завершающем этапе траектории полета. По заявленным характеристикам новое чудо-оружие ХХI века очень напоминает наши зенитно-ракетные комплексы для защиты стратегических объектов и войск на марше, которые были приняты на вооружение несколько десятилетий назад.

Другими компонентами противоракетной обороны могут стать ракеты-перехватчики, которые планируется разместить на Аляске, в Калифорнии и даже в Восточной Европе, экзотические пока еще «лазерные пушки», установленные на самолетах «Боинг-747». Их дополнят корабли с комплексами ПВО «Иджис» и ЗРК «Пэтриот». Возможно, в систему ПРО будут включены и специально оборудованные спутники, вращающиеся на низких и геостационарных орбитах. Плохо верится, что вся эта армада из каких-нибудь «Звездных войн» должна противостоять лишь примитивным ракетам типа «Скад».

«Таад» создан корпорацией «Локхид-Мартин» и, вполне возможно, является не лучшим повторением еще советского зенитно-ракетного комплекса С-300В.

В 1992 году на одном из полигонов были проведены показательные стрельбы из всех имевшихся в России зенитно-ракетных и ракетно-пушечных комплексов. Наибольшую эффективность показали «Тор» и С-300В, которые успешно сбивали практически все воздушные мишени. В том числе управляемые авиабомбы и боеголовки «Скад» на конечном участке полета. Вскоре США приобрели один экземпляр комплекса С-300В, мотивировав это едва ли не тем, что всерьез рассматривают возможность замены собственных ЗРК «Пэтриот» на российские С-300В. Замены, естественно, не произошло, но наше оружие американские инженеры изучили весьма добросовестно.

И вот теперь миру показана новейшая американская система ПРО с «кинетическим снарядом», то есть с простой болванкой в головной части.

В России же летом этого года поставлена на боевое дежурство зенитно-ракетная система С-400 «Триумф», способная сбивать не только «Скады», но и гораздо более современные ракеты. К слову, вражеские ракеты поражаются не только прямым попаданием (кинетически), но и подрывом мощной боевой части.

rg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *