Сс 20 ракета – -10, (1545, SS-20 Saber)

20 — это… Что такое SS-20?


РСД-10 «Пионер» (индекс 15Ж45) — советская твердотопливная двухступенчатая баллистическая ракета средней дальности мобильного базирования (по классификации НАТО — SS-20 mod.1 Saber). Головной разработчик — МИТ. Принята на вооружение в 1976.

В 1980 на вооружение принят комплекс Пионер-УТТХ (индекс 15Ж53, по классификации НАТО — SS-20 mod.2 Saber) с улучшенными ТТХ (максимальная дальность стрельбы 5500 км.).

Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20)

Проектирование комплекса «Пионер»с ракетой средней дальности на твёрдом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе базе первой и модифицированной второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты комплекса «Темп-2С» 15Ж42. Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и агрегатно-боевой блок (АГБ), включавший двигательную установку разведения и разделяющуюся ГЧ ракеты.

Основные характеристики[1][2]

  • Принятие на вооружение: 1976
  • Масса: 37000 кг.
  • Диаметр: 179 см.
  • Длина: 16,49 м.
  • Забрасываемый вес: 1500—1740 кг
  • Тип ГЧ: РГЧ ИН 3х150 кт
  • Дальность стрельбы: 600-5000 км.

Создание и применение

После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались лётные испытания. Потребовалось почти полтора года, чтобы завершить доводку комплекса и выполнить намеченную программу испытаний. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приёме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 (РСД-10) на вооружение РВСН, первый ракетный полк под командованием А. Г. Доронина заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 г. на комплексе 15П645, имевшем в каждом дивизионе по 2 пусковых установки и машину подготовки пуска 15В56, использовавшуюся на комплексе 15П642 и оснащенную системой дистанционного управления 15Э569, способной управлять двумя ПУ. В 1977 г. на вооружение поступила основная модификация комплекса — 15П645К, имевшего в составе дивизиона по три ПУ и машину подготовки пуска 15В116 с СДУ 15Э576, управлявшей тремя ПУ.

Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, и Р-16 — в Сибири и Забайкалье. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 — «Гроза Европы».

10 августа 1979 года на лётные испытания была представлена ракета 15Ж53, имевшая более высокие боевые характеристики. Испытания проводились на полигоне Капустин Яр до 14 августа 1980 года, а 17 декабря этого же года новый комплекс, получивший обозначение «Пионер УТТХ» (улучшенные тактико-технические характеристики), был принят на вооружение РВСН. Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-боевого блока. За счёт доработки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-боевой блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения. Кроме того была увеличена максимальная дальность стрельбы до 5500 км.

В 1987 году на боевом дежурстве и в арсеналах находились 650 ракет. Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и примерно одна треть для уничтожения объектов в Азии и США.

Оба комплекса эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты «Пионер», находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Проведённые пуски завершились успешно. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации — взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могут в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.

Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.

Состав комплекса

В состав ракетного комплекса РСД-10, как правило, входили:

  • стационарный и подвижный командные пункты с комплексом средств боевого управления и связи
  • три боевых ракетных комплекса — ракетные дивизионы, имевшие в составе:
    • по три (до 1977 г. по две) самоходных пусковых установки (СПУ) с ракетами 15Ж45 (15Ж53) в транспортно-пусковых контейнерах, размещенных на пусковых установках на базе 6-осного длиннобазного шасси МАЗ-547В
    • командный пункт дивизиона, состоявший на комплексе 15П645 из машины подготовки пуска 15В56 (до 1977 г.), 15П645К — из 15В116, а на комплексе 15П653 — из машины подготовки пуска 15В132 и машины связи 15В82
    • две машины-дизельные электростанции
    • машину-столовую и машину-общежитие
    • машину боевого поста на БТР-60ПБ с системой наземной навигации и башенно-пулеметной установкой «Гром» с пулеметом «Утес» НСВТ-12,7 мм
    • машину дежурной смены охраны и обороны с комплектом средств охраны, вооружением и средствами жизнеобеспечения караула.
  • Транспортно-перегрузочные средства (транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116 и транспортно-перегрузочная тележка 15Т140)
  • с 1977 г. стационарные сооружения 15У111 для размещения пусковых установок на стационарной боевой стартовой позиции полка и обеспечения боевого дежурства пусковых установок в 5-минутной готовности к пуску.

Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-боевой блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.

Двигательная установка первой ступени 15Д66 представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скреплённым с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решёток).

Двигательная установка второй ступени 15Д205 имела аналогичную конструкцию, управление по тангажу и рысканию осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену — перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени — аварийная) и время работы около 63 секунд. Дальностью полета определялась моментом выключения двигателя второй ступени, которое осуществлялось путём вскрытия десяти окон отсечки тяги, расположенных на переднем днище камеры сгорания, в результате чего давление в камере резко падало, горение твёрдого топлива прекращалось, а направление газовых потоков из сопел отсечки вперед по ходу полета нейтрализовало импульс тяги двигателя.

Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н. А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всём диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надёжность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.

Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полёте, конические боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.

Имелось 3 варианта ракеты РСД-10:

  • Mod 1 — с моноблочной головной частью и дальностью стрельбы 5000 км;
  • Mod 2 — имел разделяющуюся головную часть с боевыми блоками индивидуального наведения с максимальной дальностью стрельбы 4583 км (15Ж53 — 4600 км) — основной вариант, получивший наибольшее распространение;
  • Mod 3 — испытанный в мае 1985 года и иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел лёгкую моноблочную головную часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы — не вышел из стадии испытаний.

В процессе эксплуатации ракета, помещённая в герметичный транспортно-пусковой контейнер, размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной на базе автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547В повышенной проходимости. Кроме ракеты на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техническим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес (84 т) и габариты (длина — 19,316 м) СПУ имела сравнительно высокую скорость (до 40 км/час), передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды, рвы шириной до 3 м и подъёмы до 15 град. и имела радиус поворота 22 м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог.

Пуск ракеты мог быть произведён либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение 15У111 «Крона»), либо с одной из подготовленных полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Пуск ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего её из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.

Сооружения «Крона» предназначались, в первую очередь, для обеспечения пуска ракет в сроки, соизмеримые с подлетным временем боевых блоков противника с территории стран Западной Европы. Без сооружений пуск мог быть произведен в срок около часа (выезд из сооружения, развертывание — вывешивание, горизонтирование, геодезическая подготовка), с сооружениями, в которых пусковые установки находились в полной технической готовности к пуску, эти сроки сократились до единиц минут. Кроме того, сооружения позволяли значительно ограничить контроль за комплексами «Пионер» со стороны средств разведки потенциального противника. «Крона» представляет собой сборное металлическое сооружение с раздвижной крышей. Существовали варианты проходного исполнения (ворота с двух сторон), однако в большинстве случаев въезд крупногабаритного агрегата в сооружение осуществлялся путем сложного маневрирования и требовал от водителей и командиров высокой квалификации. Пуск ракет дивизионом из сооружений «Крона» включал открытие крыш при помощи асинхронных электродвигателей мощностью 8 кВт, что определяло сдвиг по времени между открытием крыш трех сооружений при питании от машин дизельных электростанций, так как пусковой ток привода мог привести к остановке дизелей (в дальнейших модификациях электропривод крыш при пуске был заменен механическим). После этого производится подъём контейнера и пуск ракеты.

Тактико-технические характеристики

Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер»

  • Разработчик МИТ
  • Главный конструктор А. Д. Надирадзе
  • Изготовитель ракеты Воткинский МЗ
  • Код НАТО SS-20 Saber Mod 1&2
  • Наименование по РСМД РСД-10
  • Тип комплекса Подвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения
  • Состояние На вооружении с 11 марта 1976 года.
  • Ракета 15Ж45
  • Дальность стрельбы, км 600-5000
  • Точность стрельбы (КВО), км 0,55 (предельное отклонение — 1,3)
  • Тип ГЧ Моноблочная термоядерная (на испытаниях — вариант 1)
  • Тип ГЧ три РГЧ ИН (вариант 2)
  • Мощность заряда (вариант 1), Мт 1,0
  • Мощность заряда (вариант 2), Мт 0,15
  • Вес ГЧ, кг 1500—1740
  • Система управления Инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВ
  • Разработчик системы управления НИИ АП
  • Главный конструктор системы управления Н. А. Пилюгин
  • Рулевые приводы Гидравлические
  • Разработчик рулевых приводов ЦНИИАГ
  • Органы управления на 1 ступени Газовые и аэродинамические решётчатые рули, решётчатые стабилизаторы
  • Органы управления на 2 ступени По тангажу и рысканию — вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену — газовые сопла с газогенератором
  • Тип старта «Миномётный» из ТПК
  • Число ступеней 2
  • Полная длина ракеты, м 16,49
  • Длина ракеты без головной части, м 14,9
  • Длина ракеты в ТПК, м 19,316
  • Максимальный диаметр корпуса, м 1,79
  • Стартовый вес, т 37,0
  • Вес ракеты в ТПК, т 42,7
  • Горючее Смесевое твёрдое
  • Первая ступень
    Полная длина первой ступени, м 8,58
    Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м 1,79
    Вес ступени, кг 26,7
    Двигатель Однокамерный РДТТ
    Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
    Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков
    Число сопел 1
    Время работы, с 63
  • Вторая ступень
    Полная длина второй ступени, м 4,4-4,6
    Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м 1,47
    Вес ступени, кг 8,63
    Двигатель Однокамерный РДТТ
    Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
    Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков
    Число сопел 1
    Боевая ступень
    Число боевых блоков 3
    Двигательная установка четыре РДТТ
  • Боевой блок
    Полная длина боевого блока, м 1,6
    Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м 0,64
    Радиус закругления наконечника 0,11
  • Пусковая установка
    Тип Грунтовая подвижная
    Разработчик ЦКБ «Титан»
    Изготовитель завод «Баррикады»
    Главный конструктор В. М. Соболев
    База МАЗ-547В
    Число осей 6
    Длина, м С ТПК 19,316 м, без ТПК 16,08 м
    Ширина, м 3,2(+0,04) м
    Высота, м 4,375 м (5,08 м в вывешенном состоянии)
    Двигатель многотопливный быстроходный дизель А-38 (В-58) с турбонаддувом
    Мощность, л.с. 650
    Максимальная скорость, км/ч 40
    Угол преодолеваемого подъема 15°
    Грубина преодолеваемого брода 1,1 м
    Ширина преодолеваемого рва 3м
    Углы свеса — передний 23°, задний 30°
    Дорожный просвет 470 мм
    Число ракет на пусковой установке 1
    Тип привода подъёма ТПК с ракетой Гидравлический, от ходового двигателя СПУ
    Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой ЦНИИАГ
    Радиус разворота, м 22±1 м
    Экипаж, чел., 3
  • Транспортно-перегрузочный агрегат (ТПА)
    Разработчик ЦКБ «Титан»
    Изготовитель Завод «Баррикады»
    База МАЗ-547А
    Число осей 6
    Полная длина, м 17,33
    Ширина, м 3,2
    Высота, м 2,9 (без ТПК)
    Двигатель Дизель А-38 с турбонаддувом
    Мощность, л.с. 650
    Максимальная скорость, км/ч 40
    Число ракет на ТПС 1
    Экипаж, чел 2

Испытания

Летные испытания ракет PCД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр. В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание. Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г. Петриков Гомельской обл. командир А. Г. Доронин). Массовое развертывание комплекса «Пионер» началось в 1978 году в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-12, Р-14, Р-16. В каждый ракетный полк входило 9 (до 1977 г. 6) самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными защитными сооружениями.

Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По офицальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между — СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, еще 245 БР находились на складах.

За 15 лет эксплуатации не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пуски были успешными. При этом вероятность попадания в цель составила 98 %.

Литература

  • Колесников С. Г.  «Стратегическое ракетно-ядерное оружие». — М.: Арсенал-Пресс, 1996 г.
  • Карпенко А.в.»Отечественные стратегические ракетные комплексы», 1996 г.

Ссылки

Примечания

  1. Подвиг П. Л. Стратегическое ядерное вооружение России. М.,1998
  2. Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20)

dic.academic.ru

Ракеты СС-20. «Першинг-2» | Намедни. Наша Эра

Новый виток гонки вооружений в Европе — мобильные ядерные ракеты средней дальности: советские РСД-10 (SS-20) и американские «Першинг-2» (Pershing-2)

С конца 70-х СССР развертывает у своих западных границ ракеты средней дальности. Это случайное дитя советского ВПК: испытания трехступенчатой межконтинентальной ракеты (по мировой классификации SS-16) провалились, а с двумя ступенями и в радиусе одного континента она полетела хорошо. Родное имя — РСД-10 «Пионер», но даже в стране ее чаще называют по-западному: СС-20. Всего ставят около 300 ракет, на каждой — три боевых блока индивидуального наведения. Потенциальные 900 ударов способны уничтожить всю военную инфраструктуру Западной Европы. При тотальном превосходстве СССР в обычных вооружениях это обеспечит полное доминирование на европейском театре военных действий.

Совет НАТО решает разместить в 1983 году в Европе 572 американские ракеты Pershing-2. При подлетном времени 6-8 минут они успеют первыми нанести удар по командным пунктам и установкам СС-20. Американцы только готовятся размещать, но советская пропаганда твердит: «размещают» — чтобы было непонятно, кто первый начал. Главный пропагандистский тезис: раз американские ракеты будут из Европы грозить СССР, а советские грозят Европе, но не США, то, выходит, «Пентагон берет Старый Свет в заложники».

Европейцы и впрямь не хотят, чтобы их континент был «ареной ракетного противостояния двух сверхдержав». В маршах протеста идут сотни тысяч людей. В ФРГ противники ракет принимают «Крефельдское воззвание», требуя отмены решения совета НАТО, и собирают несколько миллионов подписей. На женевских переговорах по ограничению вооружений США предлагают СССР «нулевой вариант» — отказ от размещения «першингов» при демонтаже СС-20. Но, поскольку американских ракет еще нет, обмен своих на «пустоту» советская сторона считает неравноценным. Кроме того, Москва хочет учитывать ядерные арсеналы Франции и Великобритании, но те считают свои ракеты «независимыми». После многолетней взаимной истерики и изнурительных переговоров Советский Союз будет вынужден уничтожить СС-20 и ракеты меньшей дальности в придачу.

namednibook.ru

РСД-10 «Пионер» подвижный грунтовый ракетный комплекс

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • www.arms-expo.ru

    10 — это… Что такое РСД-10?

    ПГРК«Пионер», «Пионер-УТТХ»
    Индекс ГРАУ: 15П645, 15П653
    по договору РСМД: РСД-10
    по кодификации НАТО: SS-20 Saber mod 1&2
    БРСД 15Ж45 в ТПК на пусковой установке 15У106 советского ПГРК «Пионер» (15П645), музей ВВС ВС Украины, г. Винница
    Типбаллистическая ракета средней дальности
    Статусликвидированы по договору о РСМД
    Разработчик МИТ
    Главный конструкторА. Д. Надирадзе,
    Годы разработки«Пионер»: 1973—1976
    «Пионер-УТТХ»: 1979—1981
    «Пионер-3»: 1986—1987
    Начало испытаний«Пионер»: 21 сентября 1974 г.[1]
    «Пионер-УТТХ»: 10 августа 1979 г.[2]
    Принятие на вооружение«Пионер»: 11 марта 1976 г.[1]
    «Пионер-УТТХ»: 23 апреля 1981 г.[2]
    Производитель Воткинский машиностроительный завод
    Единиц произведеноРакет: 728
    ПУ: 509[2]
    Годы эксплуатации1976-1991 год
    Основные эксплуатанты РВСН ВС СССР
    Базовая модельТемп-2С
    Модификации«Пионер-УТТХ»
    «Пионер-3»
    Основные технические характеристики:
    Дальность: до 5000 км
    Точность стрельбы (КВО): 0,55 км
    Забрасываемый вес: 1,5-1,74 т
    Тип ГЧ:РГЧ ИН 3х0,15 Мт, термоядерная
    ↓Все технические характеристики
     Изображения на Викискладе

    «Пионер» (Индекс ГРАУ — 15П645, по договору РСМД — РСД-10, по классификации МО США и НАТО: SS-20 mod.1 Saber, рус. Сабля) — советский подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с твердотопливной двухступенчатой баллистической ракетой средней дальности 15Ж45. Головной разработчик — Московский институт теплотехники (МИТ). Принята на вооружение в 1976 году.

    В 1980 году на вооружение принят ПГРК Пионер-УТТХ (индекс комплекса 15П653, индекс ракеты 15Ж53, по классификации НАТО — SS-20 mod.2 Saber) с улучшенными ТТХ (максимальная дальность стрельбы 5500 км).

    Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20)

    Проектирование комплекса «Пионер» с ракетой средней дальности на твёрдом смесевом топливе началось в соответствии с постановлением правительства от 28 апреля 1973 года в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе[2]. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе первой и модифицированной второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты 15Ж42 комплекса «Темп-2С». Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и агрегатно-боевой блок (АГБ), включавший двигательную установку разведения и разделяющуюся ГЧ ракеты.

    Создание и применение

    После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались лётные испытания. Они завершились 9 января 1976 года успешным (как и все предыдущие), 21-м пус­ком ракеты. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приёме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 (РСД-10) на вооружение РВСН. Первый ракетный полк под командованием А. Г. Доронина заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 г. на комплексе 15П645, имевшем в каждом дивизионе по 2 пусковых установки и машину подготовки пуска 15В56, использовавшуюся на комплексе 15П642 и оснащенную системой дистанционного управления 15Э569, способной управлять двумя ПУ.

    В 1977 году на вооружение поступила основная модификация комплекса — 15П645К, имевшего в составе дивизиона по три ПУ и машину подготовки пуска 15В116 с СДУ 15Э576, управлявшей тремя ПУ.

    Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, а в Сибири и Забайкалье — Р-16. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 — «Гроза Европы».

    19 июля 1977 года, вскоре после развертывания комплекса с ракетой 15Ж45, начались работы по комплексу «Пионер УТТХ» с ракетой 15Ж53[1]. Лётные испытания ракеты 15Ж53 с более высокими боевыми характеристиками были начаты 10 августа 1979 года на полигоне Капустин Яр. 14 августа 1980 года испытания модернизированного ракетного комплекса были завершены, а 23 апреля 1981 года, в соответствии с постановлением правительства, комплекс «Пионер-УТТХ» (15П653) был принят на вооружение. Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-боевого блока. За счёт доработки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-боевой блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения. Кроме того была увеличена максимальная дальность стрельбы до 5500 км.

    В 1987 году на боевом дежурстве и в арсеналах находились 650 ракет. Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и примерно одна треть для уничтожения объектов в Азии и США.

    Оба комплекса эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты «Пионер», находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Все проведённые с 26 августа по 29 декабря 1988 года 72 пуска прошли успешно[2]. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации — взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могли в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.

    В процессе выполнения Договора о РСМД были расформиро­ваны 58 ракетных полков на вооружении которых стояли «Пионеры»[2]. Последняя из заявленных в До­говоре ракет РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.

    С 1986 года на испытания была поставлена очередная моди­фикация комплекса — «Пионер-3» с ракетой 15Ж57, разрабатывавшаяся в соответствии с постановлением правительства от 6 апреля 1983 года и в значительной степени унифицированная с комплексом «Тополь». Для этого комплек­са была создана более совершенная пусковая установка с новым циф­ровым вычислительным комплексом и системой наземной навигации. На ракету 15Ж57 установили полностью новую боевую ступень с усовершенствованными боевыми бло­ками, также был улучшен комплекс средств преодоления ПРО. Однако, в результате заключения Договора о РСМД, испыта­ния ракетного комплекса были прекращены. Серийное производство ра­кет не развертывалось[2].

    Состав комплекса

    В состав ракетного комплекса РСД-10, как правило, входили:

    • стационарный и подвижный командные пункты с комплексом средств боевого управления и связи
    • три боевых ракетных комплекса — ракетные дивизионы, имевшие в составе:
      • по три (до 1977 г. по две) самоходных пусковых установки (СПУ) 15У106 (15У136 для 15Ж53) с ракетами 15Ж45 (15Ж53) в транспортно-пусковых контейнерах 15Я107, размещенных на пусковых установках на базе 6-осного длиннобазного шасси МАЗ-547В
      • командный пункт дивизиона, состоявший на комплексе 15П645 из машины подготовки пуска 15В56 (до 1977 г.), 15П645К — из 15В116, а на комплексе 15П653 — из машины подготовки пуска 15В132 и машины связи 15В82
      • две машины-дизельные электростанции 15Н1061М
      • машину-столовую 15Т117 и машину-общежитие 15Т118
      • машину боевого поста 15Я56 на базе бронетранспортера БТР-60ПБ с системой наземной навигации 15Ш39 и башенно-пулеметной установкой «Гром» с пулеметом «Утёс» НСВТ-12,7 мм
      • машину дежурной смены охраны и обороны 15Я55 с комплектом средств охраны, вооружением и средствами жизнеобеспечения караула.
    • Транспортно-перегрузочные средства (транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116 и транспортно-перегрузочная тележка 15Т140)
    • с 1977 г. стационарные сооружения 15У111 для размещения пусковых установок на стационарной боевой стартовой позиции полка и обеспечения боевого дежурства пусковых установок в 5-минутной готовности к пуску.

    Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-боевой блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.

    Двигательная установка первой ступени 15Д66 представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скреплённым с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решёток).

    Двигательная установка второй ступени 15Д205 имела аналогичную конструкцию, управление по тангажу и рысканию осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену — перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени — аварийная) и время работы около 63 секунд. Дальностью полета определялась моментом выключения двигателя второй ступени, которое осуществлялось путём вскрытия десяти окон отсечки тяги, расположенных на переднем днище камеры сгорания, в результате чего давление в камере резко падало, горение твёрдого топлива прекращалось, а направление газовых потоков из сопел отсечки вперед по ходу полета нейтрализовало импульс тяги двигателя.

    Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н. А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всём диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надёжность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.

    Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полёте, конические боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.

    Имелось 3 варианта ракеты РСД-10:

    • Mod 1 — с моноблочной головной частью и дальностью стрельбы 5000 км;
    • Mod 2 — имел разделяющуюся головную часть с боевыми блоками индивидуального наведения с максимальной дальностью стрельбы 4583 км (15Ж53 — 4600 км) — основной вариант, получивший наибольшее распространение;
    • Mod 3 — испытанный в мае 1985 года и иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел лёгкую моноблочную головную часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы — не вышел из стадии испытаний.

    В процессе эксплуатации ракета, помещённая в герметичный транспортно-пусковой контейнер, размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной на базе автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547В повышенной проходимости. Кроме ракеты на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техническим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес (84 т) и габариты (длина — 19,316 м, ширина 3200+40 мм, высота 4375 мм) СПУ имела сравнительно высокую скорость (до 40 км/час), передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды, рвы шириной до 3 м и подъёмы до 15 град. и имела радиус поворота 22±1 м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог.

    Пуск ракеты мог быть произведён либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение 15У111 «Крона»), либо с одной из подготовленных в геодезическом отношении полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Пуск ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего её из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.

    Пуск ракет мог быть произведен с одной из полевых позиций или из сооружений «Крона» в срок, соизмеримый с подлетным временем боевых блоков противника с территории стран Западной Европы. Свёртывание комплекса и подготовка к маршу для смены позиций занимала около часа. Развертывание с марша (вывешивание, горизонтирование, геодезическая подготовка)- также около часа. Сооружения позволяли значительно ограничить контроль за комплексами «Пионер» со стороны средств разведки потенциального противника. «Крона» представляет собой сборное металлическое сооружение с раздвижной крышей. Существовали варианты проходного исполнения (ворота с двух сторон), однако в большинстве случаев въезд крупногабаритного агрегата в сооружение осуществлялся путем сложного маневрирования и требовал от водителей и командиров высокой квалификации. Пуск ракет дивизионом из сооружений «Крона» включал открытие крыш при помощи асинхронных электродвигателей мощностью 8 кВт, что определяло сдвиг по времени между открытием крыш трех сооружений при питании от машин дизельных электростанций, так как пусковой ток привода мог привести к остановке дизелей (в дальнейших модификациях электропривод открытия крыш при пуске был заменен механическим). После этого производится подъём контейнера и пуск ракеты.

    Модификации

    • 15П645К «Пионер-К» с ракетой 15Ж45
    • 15П653 «Пионер-УТТХ» с ракетой 15Ж53
    • 15П656 «Горн» с командной ракетой 15Ж56

    Тактико-технические характеристики

    Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер»

    • Разработчик МИТ
    • Главный конструктор А. Д. Надирадзе
    • Изготовитель ракеты Воткинский МЗ
    • Кодовое обозначение НАТО: SS-20 Saber Mod 1&2
    • Наименование по РСМД РСД-10
    • Тип комплекса Подвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения
    • Состояние На вооружении с 11 марта 1976 года.
    • Ракета 15Ж45
    • Дальность стрельбы, км 600-5000
    • Точность стрельбы (КВО), км 0,55 (предельное отклонение — 1,3)
    • Тип ГЧ Моноблочная термоядерная (на испытаниях — вариант 1)
    • Тип ГЧ три РГЧ ИН (вариант 2)
    • Мощность заряда (вариант 1), Мт 1,0
    • Мощность заряда (вариант 2), Мт 0,15
    • Вес ГЧ, кг 1500—1740
    • Система управления Инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВ
    • Разработчик системы управления НИИ АП
    • Главный конструктор системы управления Н. А. Пилюгин
    • Рулевые приводы Гидравлические
    • Разработчик рулевых приводов ЦНИИАГ
    • Органы управления на 1 ступени Газовые и аэродинамические решётчатые рули, решётчатые стабилизаторы
    • Органы управления на 2 ступени По тангажу и рысканию — вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену — газовые сопла с газогенератором
    • Тип старта «Миномётный» из ТПК
    • Число ступеней 2
    • Полная длина ракеты, м 16,49
    • Длина ракеты без головной части, м 14,9
    • Длина ракеты в ТПК, м 19,316
    • Максимальный диаметр корпуса, м 1,79
    • Стартовый вес, т 37,0
    • Вес ракеты в ТПК, т 42,7
    • Топливо Смесевое твёрдое
    • Первая ступень
      Полная длина первой ступени, м 8,58
      Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м 1,79
      Вес ступени, т 26,7
      Двигатель Однокамерный РДТТ
      Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
      Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков
      Число сопел 1
      Время работы, с 63
    • Вторая ступень
      Полная длина второй ступени, м 4,4-4,6
      Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м 1,47
      Вес ступени, т 8,63
      Двигатель Однокамерный РДТТ
      Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
      Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков
      Число сопел 1
      Боевая ступень
      Число боевых блоков 3
      Двигательная установка четыре РДТТ
    • Боевой блок
      Полная длина боевого блока, м 1,6
      Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м 0,64
      Радиус закругления наконечника 0,11
    • Пусковая установка
      Тип Грунтовая подвижная
      Разработчик ЦКБ «Титан»
      Изготовитель завод «Баррикады»
      Главный конструктор В. М. Соболев
      База МАЗ-547В
      Число осей 6
      Длина, м С ТПК 19,316 м, без ТПК 16,08 м
      Ширина, м 3,2(+0,04) м
      Высота, м 4,375 м (5,08 м в вывешенном состоянии)
      Двигатель многотопливный быстроходный дизель А-38 (В-58) с турбонаддувом
      Мощность, л.с. 650
      Максимальная скорость, км/ч 40
      Угол преодолеваемого подъема 15°
      Грубина преодолеваемого брода 1,1 м
      Ширина преодолеваемого рва 3м
      Углы свеса — передний 23°, задний 30°
      Дорожный просвет 470 мм
      Число ракет на пусковой установке 1
      Тип привода подъёма ТПК с ракетой Гидравлический, от ходового двигателя СПУ
      Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой ЦНИИАГ
      Радиус разворота, м 22±1 м
      Экипаж, чел., 2
    • Транспортно-перегрузочный агрегат (ТПА)
      Разработчик ЦКБ «Титан»
      Изготовитель Завод «Баррикады»
      База МАЗ-547А
      Число осей 6
      Полная длина, м 17,33
      Ширина, м 3,2
      Высота, м 2,9 (без ТПК)
      Двигатель Дизель А-38 с турбонаддувом
      Мощность, л.с. 650
      Максимальная скорость, км/ч 40
      Число ракет на ТПС 1
      Экипаж, чел 2

    Испытания

    Летные испытания ракет РСД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр. В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание. Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г. Петриков Гомельской обл. командир А. Г. Доронин, главный инженер И.П.Баглюк). Массовое развертывание комплекса «Пионер» началось в 1978 году в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-12, Р-14, Р-16. В каждый ракетный полк входило 9 (до 1977 г. 6) самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными защитными сооружениями.

    Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По официальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, ещё 245 БР находились на складах.

    За 15 лет эксплуатации не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пуски были успешными. При этом вероятность попадания в цель составила 98 %.

    Сохранившиеся экземпляры

    Также ракета 15Ж45 представлена в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабанове Калужской области[3].

    Интересные факты

    Ракетный комплекс SS-20 в своих песнях упоминали Александр Башлачёв («Подвиг разведчика») и Борис Гребенщиков («Древнерусская тоска»).

    Примечания

    1. 1 2 3 Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — С. 37-40. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3
    2. 1 2 3 4 5 6 7 Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. — М.: «Военный Парад», 2007. — С. 104-109. — ISBN 5-902975-12-3
    3. Музей Ракетных войск стратегического назначения Министерство обороны

    Литература

    • Колесников С. Г.  «Стратегическое ракетно-ядерное оружие». — М.: Арсенал-Пресс, 1996 г.
    • Карпенко А. В. «Отечественные стратегические ракетные комплексы», 1996 г.
    • Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. — М.: «Военный Парад», 2007. — 248 с. — ISBN 5-902975-12-3
    • Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20)

    Проектирование комплекса «Пионер» с ракетой средней дальности на твердом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе базе двух верхних ступеней межконтинентальной баллистической ракеты комплекса «Темп-2С». Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и разделяющаяся ГЧ ракеты.

    После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались летные испытания. Потребовалось почти полтора года, чтобы завершить доводку комплекса и выполнить намеченную программу испытаний. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приеме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 ( РСД-10) на вооружение РВСН.

    Часть устаревших ракет средней дальности, прежде всего Р-14, сняли с вооружения, а их место заняли «Пионеры». Появление последних вызвало большой переполох в странах НАТО, и очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 — «Гроза Европы».

    10 августа 1979 года на летные испытания была представлена ракета 15Ж53, имевшая более высокие боевые характеристики. Испытания проводились на полигоне Капустин Яр до 14 августа 1980 года, а 17 декабря этого же года новый комплекс, получивший обозначение «Пионер УТТХ» (улучшенные тактико-технические характеристики), был принят на вооружение РВСН. Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-приборного блока. За счет доработки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-приборный блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения.

    Оба комплекса эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты «Пионер», находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Проведенные пуски завершились успешно. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации — взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могут в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.

    Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.

    В состав ракетного комплекса «Пионер» входят следующие боевые средства:

    Ракета «15Ж45»

    Пусковая установка

    Транспортно-погрузочное средство (ТПС)

    Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-приборный блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.

    Двигательная установка первой ступени представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скрепленным с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решеток).

    Двигательная установка второй ступени имела аналогичную конструкцию, но для получения управляющих воздействий использовались другие методы. Так, управление по углам тангажа и рыскания осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену — перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени — аварийная) и время работы около 63 секунд. Двигатель выключается путем вскрытия десяти дополнительных отверстий, расположенных на переднем днище камеры сгорания, при этом давление резко падает и горение твердого топлива прекращается.

    Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н.А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всем диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надежность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.

    Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полете, боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.

    В процессе эксплуатации ракета, помещенная в герметичный транспортно-пусковой контейнер, размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной на базе автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547. Кроме ракеты на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техническим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес (более 80 т) и габариты (длина — 19,3 м) СПУ имела сравнительно высокую скорость, передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды и подъемы до 15 град. и имела радиус поворота 21 м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог. Пуск ракеты мог быть произведен либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции, либо с одной из подготовленных полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Старт ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего ее из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.

    Имелось 3 варианта ракеты РСД-10:

    Mod 1 — с моноблочной головной частью и дальностью стрельбы 5000 км,

    Mod 2 — отличался только боевым оснащением — имел 3 разделяющиеся головные части индивидуального наведения. (это основной вариант, получивший наибольшее распространение).

    Mod 3 — испытанный в мае 1985 года и иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел легкую моноблочную головную часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы — не вышел из стадии испытаний.

    Летные испытания ракет PCД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр. В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание. Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г.Петриков Гомельской обл. командир А.Г.Доронин). Массовое развертывание комплекса «Пионер» началось в 1978 году в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-16. В каждый ракетный полк входило 6–9 самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными бетонными защитными сооружениями.

    Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По офицальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, еще 245 БР находились на складах.

    voennaya.academic.ru

    СС-20 Википедия

    ПГРК «Пионер», «Пионер-УТТХ»
    Индекс ГРАУ: 15П645, 15П653
    по договору РСМД: РСД-10
    по ификации НАТО: SS-20 Saber mod 1&2

    БРСД 15Ж45 в ТПК на пусковой установке 15У106 советского ПГРК «Пионер» (15П645), музей ВВС ВС Украины, г. Винница
    Тип баллистическая ракета средней дальности
    Статус ликвидированы по договору о РСМД
    Разработчик МИТ
    Главный конструктор А. Д. Надирадзе,
    Годы разработки «Пионер»: 1973—1976
    «Пионер-УТТХ»: 1979—1981
    «Пионер-3»: 1986—1987
    Начало испытаний «Пионер»: 21 сентября 1974 г.[1]
    «Пионер-УТТХ»: 10 августа 1979 г.[2]
    Принятие на вооружение «Пионер»: 11 марта 1976 г.[1]
    «Пионер-УТТХ»: 23 апреля 1981 г.[2]
    Производитель Воткинский машиностроительный завод
    Единиц произведено Ракет: 728
    ПУ: 509[2]
    Годы эксплуатации 1976-1991 год
    Основные эксплуатанты РВСН ВС СССР
    Базовая модель Темп-2С
    Модификации «Пионер-УТТХ»
    «Пионер-3»
    Основные технические характеристики
    Дальность: до 5000 км
    Точность стрельбы (КВО): 0,55 км
    Забрасываемый вес: 1,5-1,74 т
    Тип ГЧ:РГЧ ИН 3х0,15 Мт, термоядерная
    ↓Все технические характеристики
     Медиафайлы на Викискладе

    ru-wiki.ru

    SS-20

    Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер»
    Разработчик МИТ
    Главный конструктор А.Д.Надирадзе
    Изготовитель ракеты Воткинский МЗ
    Код НАТО SS-20 Saber Mod 1&2
    Наименование по РСМД РСД-10
    Тип комплекса Подвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения
    Состояние На вооружении с 11 марта 1976 года.
    Ракета «15Ж45»
    Дальность стрельбы, км 600-5000
    Точность стрельбы (КВО), км 0,55 (предельное отклонение — 1,3)
    Тип ГЧ Моноблочная термоядерная (на испытаниях — вариант 1)
    Тип ГЧ три РГЧ ИН (вариант 2)
    Мощность заряда (вариант 1), Мт 1,0
    Мощность заряда (вариант 2), Мт 0,15
    Вес ГЧ, кг 1500-1740
    Система управления Инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВМ
    Разработчик системы управления НИИ АП
    Главный конструктор системы управления Н.А.Пилюгин
    Рулевые приводы Гидравлические
    Разработчик рулевых приводов ЦНИИАГ
    Органы управления на 1 ступени Газовые и аэродинамические решетчатые рули, решетчатые стабилизаторы
    Органы управления на 2 ступени По тангажу и рысканию — вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену — газовые сопла с газогенератором
    Тип старта «Миномётный» из ТПК
    Число ступеней 2
    Полная длина ракеты, м 16,49
    Длина ракеты без головной части, м 14,9
    Длина ракеты в ТПК, м 19,32
    Максимальный диаметр корпуса, м 1,79
    Стартовый вес, т 37,0
    Вес ракеты в ТПК, т 42,7
    Горючее Смесевое твёрдое
    Первая ступень
    Полная длина первой ступени, м 8,58
    Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м 1,79
    Вес ступени, кг 26,7
    Двигатель Однокамерный РДТТ
    Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
    Главный конструктор двигателя Б.П.Жуков
    Число сопел 1
    Время работы, с 63
    Вторая ступень
    Полная длина второй ступени, м 4,4-4,6
    Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м 1,47
    Вес ступени, кг 8,63
    Двигатель Однокамерный РДТТ
    Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
    Главный конструктор двигателя Б.П.Жуков
    Число сопел 1
    Боевая ступень
    Число боевых блоков 3
    Двигательная установка четыре РДТТ
    Боевой блок
    Полная длина боевого блока, м 1,6
    Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м 0,64
    Радиус закругления наконечника 0,11
    Пусковая установка
    Тип Грунтовая подвижная
    Разработчик ЦКБ «Титан»
    Изготовитель завод «Баррикады»
    Главный конструктор В.П.Бармин
    Длина, м 3,05
    Ширина, м 3,05
    Высота, м 3,30
    Число ракет на пусковой установке 1
    Тип привода подъёма ТПК с ракетой Гидравлический
    Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой ЦНИИАГ
    Радиус разворота, м 21
    Экипаж, чел 3
    Транспортно-погрузочное средство (ТПС)
    Разработчик ЦКБ «Титан»
    Изготовитель Завод «Баррикады»
    База МАЗ-547А
    Число осей 6
    Полная длина, м 17,33
    Ширина, м 3,2
    Высота, м 2,9
    Двигатель Дизель
    Мощность, л.с. 746
    Максимальная скорость, км/ч 40
    Число ракет на ТПС 1
    Экипаж, чел 2

    rd32.narod.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *