20 — это… Что такое SS-20?
РСД-10 «Пионер» (индекс 15Ж45) — советская твердотопливная двухступенчатая баллистическая ракета средней дальности мобильного базирования (по классификации НАТО — SS-20 mod.1 Saber). Головной разработчик — МИТ. Принята на вооружение в 1976.
В 1980 на вооружение принят комплекс Пионер-УТТХ (индекс 15Ж53, по классификации НАТО — SS-20 mod.2 Saber) с улучшенными ТТХ (максимальная дальность стрельбы 5500 км.).
Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20)
Проектирование комплекса «Пионер»с ракетой средней дальности на твёрдом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе базе первой и модифицированной второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты комплекса «Темп-2С» 15Ж42. Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и агрегатно-боевой блок (АГБ), включавший двигательную установку разведения и разделяющуюся ГЧ ракеты.
Основные характеристики[1][2]
- Принятие на вооружение: 1976
- Масса: 37000 кг.
- Диаметр: 179 см.
- Длина: 16,49 м.
- Забрасываемый вес: 1500—1740 кг
- Тип ГЧ: РГЧ ИН 3х150 кт
- Дальность стрельбы: 600-5000 км.
Создание и применение
После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались лётные испытания. Потребовалось почти полтора года, чтобы завершить доводку комплекса и выполнить намеченную программу испытаний. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приёме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 (РСД-10) на вооружение РВСН, первый ракетный полк под командованием А. Г. Доронина заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 г. на комплексе 15П645, имевшем в каждом дивизионе по 2 пусковых установки и машину подготовки пуска 15В56, использовавшуюся на комплексе 15П642 и оснащенную системой дистанционного управления 15Э569, способной управлять двумя ПУ. В 1977 г. на вооружение поступила основная модификация комплекса — 15П645К, имевшего в составе дивизиона по три ПУ и машину подготовки пуска 15В116 с СДУ 15Э576, управлявшей тремя ПУ.
Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, и Р-16 — в Сибири и Забайкалье. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 — «Гроза Европы».
10 августа 1979 года на лётные испытания была представлена ракета 15Ж53, имевшая более высокие боевые характеристики. Испытания проводились на полигоне Капустин Яр до 14 августа 1980 года, а 17 декабря этого же года новый комплекс, получивший обозначение «Пионер УТТХ» (улучшенные тактико-технические характеристики), был принят на вооружение РВСН. Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-боевого блока. За счёт доработки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-боевой блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения. Кроме того была увеличена максимальная дальность стрельбы до 5500 км.
В 1987 году на боевом дежурстве и в арсеналах находились 650 ракет. Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и примерно одна треть для уничтожения объектов в Азии и США.
Оба комплекса эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты «Пионер», находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Проведённые пуски завершились успешно. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации — взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могут в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.
Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.
Состав комплекса
В состав ракетного комплекса РСД-10, как правило, входили:
- стационарный и подвижный командные пункты с комплексом средств боевого управления и связи
- три боевых ракетных комплекса — ракетные дивизионы, имевшие в составе:
- по три (до 1977 г. по две) самоходных пусковых установки (СПУ) с ракетами 15Ж45 (15Ж53) в транспортно-пусковых контейнерах, размещенных на пусковых установках на базе 6-осного длиннобазного шасси МАЗ-547В
- командный пункт дивизиона, состоявший на комплексе 15П645 из машины подготовки пуска 15В56 (до 1977 г.), 15П645К — из 15В116, а на комплексе 15П653 — из машины подготовки пуска 15В132 и машины связи 15В82
- две машины-дизельные электростанции
- машину-столовую и машину-общежитие
- машину боевого поста на БТР-60ПБ с системой наземной навигации и башенно-пулеметной установкой «Гром» с пулеметом «Утес» НСВТ-12,7 мм
- машину дежурной смены охраны и обороны с комплектом средств охраны, вооружением и средствами жизнеобеспечения караула.
- Транспортно-перегрузочные средства (транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116 и транспортно-перегрузочная тележка 15Т140)
- с 1977 г. стационарные сооружения 15У111 для размещения пусковых установок на стационарной боевой стартовой позиции полка и обеспечения боевого дежурства пусковых установок в 5-минутной готовности к пуску.
Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-боевой блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.
Двигательная установка первой ступени 15Д66 представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скреплённым с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решёток).Двигательная установка второй ступени 15Д205 имела аналогичную конструкцию, управление по тангажу и рысканию осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену — перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени — аварийная) и время работы около 63 секунд. Дальностью полета определялась моментом выключения двигателя второй ступени, которое осуществлялось путём вскрытия десяти окон отсечки тяги, расположенных на переднем днище камеры сгорания, в результате чего давление в камере резко падало, горение твёрдого топлива прекращалось, а направление газовых потоков из сопел отсечки вперед по ходу полета нейтрализовало импульс тяги двигателя.
Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н. А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всём диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надёжность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.
Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полёте, конические боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.
Имелось 3 варианта ракеты РСД-10:
- Mod 1 — с моноблочной головной частью и дальностью стрельбы 5000 км;
- Mod 2 — имел разделяющуюся головную часть с боевыми блоками индивидуального наведения с максимальной дальностью стрельбы 4583 км (15Ж53 — 4600 км) — основной вариант, получивший наибольшее распространение;
- Mod 3 — испытанный в мае 1985 года и иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел лёгкую моноблочную головную часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы — не вышел из стадии испытаний.
В процессе эксплуатации ракета, помещённая в герметичный транспортно-пусковой контейнер, размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной на базе автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547В повышенной проходимости. Кроме ракеты на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техническим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес (84 т) и габариты (длина — 19,316 м) СПУ имела сравнительно высокую скорость (до 40 км/час), передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды, рвы шириной до 3 м и подъёмы до 15 град. и имела радиус поворота 22 м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог.
Пуск ракеты мог быть произведён либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение 15У111 «Крона»), либо с одной из подготовленных полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Пуск ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего её из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.
Сооружения «Крона» предназначались, в первую очередь, для обеспечения пуска ракет в сроки, соизмеримые с подлетным временем боевых блоков противника с территории стран Западной Европы. Без сооружений пуск мог быть произведен в срок около часа (выезд из сооружения, развертывание — вывешивание, горизонтирование, геодезическая подготовка), с сооружениями, в которых пусковые установки находились в полной технической готовности к пуску, эти сроки сократились до единиц минут. Кроме того, сооружения позволяли значительно ограничить контроль за комплексами «Пионер» со стороны средств разведки потенциального противника. «Крона» представляет собой сборное металлическое сооружение с раздвижной крышей. Существовали варианты проходного исполнения (ворота с двух сторон), однако в большинстве случаев въезд крупногабаритного агрегата в сооружение осуществлялся путем сложного маневрирования и требовал от водителей и командиров высокой квалификации. Пуск ракет дивизионом из сооружений «Крона» включал открытие крыш при помощи асинхронных электродвигателей мощностью 8 кВт, что определяло сдвиг по времени между открытием крыш трех сооружений при питании от машин дизельных электростанций, так как пусковой ток привода мог привести к остановке дизелей (в дальнейших модификациях электропривод крыш при пуске был заменен механическим). После этого производится подъём контейнера и пуск ракеты.
Тактико-технические характеристики
Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер»
- Разработчик МИТ
- Главный конструктор А. Д. Надирадзе
- Изготовитель ракеты Воткинский МЗ
- Код НАТО SS-20 Saber Mod 1&2
- Наименование по РСМД РСД-10
- Тип комплекса Подвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения
- Состояние На вооружении с 11 марта 1976 года.
- Ракета 15Ж45
- Дальность стрельбы, км 600-5000
- Точность стрельбы (КВО), км 0,55 (предельное отклонение — 1,3)
- Тип ГЧ Моноблочная термоядерная (на испытаниях — вариант 1)
- Тип ГЧ три РГЧ ИН (вариант 2)
- Мощность заряда (вариант 1), Мт 1,0
- Мощность заряда (вариант 2), Мт 0,15
- Вес ГЧ, кг 1500—1740
- Система управления Инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВ
- Разработчик системы управления НИИ АП
- Главный конструктор системы управления Н. А. Пилюгин
- Рулевые приводы Гидравлические
- Разработчик рулевых приводов ЦНИИАГ
- Органы управления на 1 ступени Газовые и аэродинамические решётчатые рули, решётчатые стабилизаторы
- Органы управления на 2 ступени По тангажу и рысканию — вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену — газовые сопла с газогенератором
- Тип старта «Миномётный» из ТПК
- Число ступеней 2
- Полная длина ракеты, м 16,49
- Длина ракеты без головной части, м 14,9
- Длина ракеты в ТПК, м 19,316
- Максимальный диаметр корпуса, м 1,79
- Стартовый вес, т 37,0
- Вес ракеты в ТПК, т 42,7
- Горючее Смесевое твёрдое
- Первая ступень
- Полная длина первой ступени, м 8,58
- Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м 1,79
- Вес ступени, кг 26,7
- Двигатель Однокамерный РДТТ
- Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
- Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков
- Число сопел 1
- Время работы, с 63
- Вторая ступень
- Полная длина второй ступени, м 4,4-4,6
- Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м 1,47
- Вес ступени, кг 8,63
- Двигатель Однокамерный РДТТ
- Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
- Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков
- Число сопел 1
- Боевая ступень
- Число боевых блоков 3
- Двигательная установка четыре РДТТ
- Боевой блок
- Полная длина боевого блока, м 1,6
- Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м 0,64
- Радиус закругления наконечника 0,11
- Пусковая установка
- Тип Грунтовая подвижная
- Разработчик ЦКБ «Титан»
- Изготовитель завод «Баррикады»
- Главный конструктор В. М. Соболев
- База МАЗ-547В
- Число осей 6
- Длина, м С ТПК 19,316 м, без ТПК 16,08 м
- Ширина, м 3,2(+0,04) м
- Высота, м 4,375 м (5,08 м в вывешенном состоянии)
- Двигатель многотопливный быстроходный дизель А-38 (В-58) с турбонаддувом
- Мощность, л.с. 650
- Максимальная скорость, км/ч 40
- Угол преодолеваемого подъема 15°
- Грубина преодолеваемого брода 1,1 м
- Ширина преодолеваемого рва 3м
- Углы свеса — передний 23°, задний 30°
- Дорожный просвет 470 мм
- Число ракет на пусковой установке 1
- Тип привода подъёма ТПК с ракетой Гидравлический, от ходового двигателя СПУ
- Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой ЦНИИАГ
- Радиус разворота, м 22±1 м
- Экипаж, чел., 3
- Транспортно-перегрузочный агрегат (ТПА)
- Разработчик ЦКБ «Титан»
- Изготовитель Завод «Баррикады»
- База МАЗ-547А
- Число осей 6
- Полная длина, м 17,33
- Ширина, м 3,2
- Высота, м 2,9 (без ТПК)
- Двигатель Дизель А-38 с турбонаддувом
- Мощность, л.с. 650
- Максимальная скорость, км/ч 40
- Число ракет на ТПС 1
- Экипаж, чел 2
Испытания
Летные испытания ракет PCД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр. В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание. Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г. Петриков Гомельской обл. командир А. Г. Доронин). Массовое развертывание комплекса «Пионер» началось в 1978 году в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-12, Р-14, Р-16. В каждый ракетный полк входило 9 (до 1977 г. 6) самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными защитными сооружениями.
Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По офицальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между — СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, еще 245 БР находились на складах.
За 15 лет эксплуатации не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пуски были успешными. При этом вероятность попадания в цель составила 98 %.
Литература
- Колесников С. Г. «Стратегическое ракетно-ядерное оружие». — М.: Арсенал-Пресс, 1996 г.
- Карпенко А.в.»Отечественные стратегические ракетные комплексы», 1996 г.
Ссылки
Примечания
- ↑ Подвиг П. Л. Стратегическое ядерное вооружение России. М.,1998
- ↑ Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20)
dic.academic.ru
Ракеты СС-20. «Першинг-2» | Намедни. Наша Эра
Новый виток гонки вооружений в Европе — мобильные ядерные ракеты средней дальности: советские РСД-10 (SS-20) и американские «Першинг-2» (Pershing-2)
С конца 70-х СССР развертывает у своих западных границ ракеты средней дальности. Это случайное дитя советского ВПК: испытания трехступенчатой межконтинентальной ракеты (по мировой классификации SS-16) провалились, а с двумя ступенями и в радиусе одного континента она полетела хорошо. Родное имя — РСД-10 «Пионер», но даже в стране ее чаще называют по-западному: СС-20. Всего ставят около 300 ракет, на каждой — три боевых блока индивидуального наведения. Потенциальные 900 ударов способны уничтожить всю военную инфраструктуру Западной Европы. При тотальном превосходстве СССР в обычных вооружениях это обеспечит полное доминирование на европейском театре военных действий.
Совет НАТО решает разместить в 1983 году в Европе 572 американские ракеты Pershing-2. При подлетном времени 6-8 минут они успеют первыми нанести удар по командным пунктам и установкам СС-20. Американцы только готовятся размещать, но советская пропаганда твердит: «размещают» — чтобы было непонятно, кто первый начал. Главный пропагандистский тезис: раз американские ракеты будут из Европы грозить СССР, а советские грозят Европе, но не США, то, выходит, «Пентагон берет Старый Свет в заложники».
Европейцы и впрямь не хотят, чтобы их континент был «ареной ракетного противостояния двух сверхдержав». В маршах протеста идут сотни тысяч людей. В ФРГ противники ракет принимают «Крефельдское воззвание», требуя отмены решения совета НАТО, и собирают несколько миллионов подписей. На женевских переговорах по ограничению вооружений США предлагают СССР «нулевой вариант» — отказ от размещения «першингов» при демонтаже СС-20. Но, поскольку американских ракет еще нет, обмен своих на «пустоту» советская сторона считает неравноценным. Кроме того, Москва хочет учитывать ядерные арсеналы Франции и Великобритании, но те считают свои ракеты «независимыми». После многолетней взаимной истерики и изнурительных переговоров Советский Союз будет вынужден уничтожить СС-20 и ракеты меньшей дальности в придачу.
namednibook.ru
РСД-10 «Пионер» подвижный грунтовый ракетный комплекс
www.arms-expo.ru
10 — это… Что такое РСД-10?
ПГРК«Пионер», «Пионер-УТТХ» | |
---|---|
Индекс ГРАУ: 15П645, 15П653 по договору РСМД: РСД-10 по кодификации НАТО: SS-20 Saber mod 1&2 | |
БРСД 15Ж45 в ТПК на пусковой установке 15У106 советского ПГРК «Пионер» (15П645), музей ВВС ВС Украины, г. Винница | |
Тип | баллистическая ракета средней дальности |
Статус | ликвидированы по договору о РСМД |
Разработчик | МИТ |
Главный конструктор | А. Д. Надирадзе, |
Годы разработки | «Пионер»: 1973—1976 «Пионер-УТТХ»: 1979—1981 «Пионер-3»: 1986—1987 |
Начало испытаний | «Пионер»: 21 сентября 1974 г.[1] «Пионер-УТТХ»: 10 августа 1979 г.[2] |
Принятие на вооружение | «Пионер»: 11 марта 1976 г.[1] «Пионер-УТТХ»: 23 апреля 1981 г.[2] |
Производитель | Воткинский машиностроительный завод |
Единиц произведено | Ракет: 728 ПУ: 509[2] |
Годы эксплуатации | 1976-1991 год |
Основные эксплуатанты | РВСН ВС СССР |
Базовая модель | Темп-2С |
Модификации | «Пионер-УТТХ» «Пионер-3» |
Основные технические характеристики: Дальность: до 5000 км Точность стрельбы (КВО): 0,55 км Забрасываемый вес: 1,5-1,74 т Тип ГЧ:РГЧ ИН 3х0,15 Мт, термоядерная | |
↓Все технические характеристики | |
Изображения на Викискладе |
«Пионер» (Индекс ГРАУ — 15П645, по договору РСМД — РСД-10, по классификации МО США и НАТО: SS-20 mod.1 Saber, рус. Сабля) — советский подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с твердотопливной двухступенчатой баллистической ракетой средней дальности 15Ж45. Головной разработчик — Московский институт теплотехники (МИТ). Принята на вооружение в 1976 году.
В 1980 году на вооружение принят ПГРК Пионер-УТТХ (индекс комплекса 15П653, индекс ракеты 15Ж53, по классификации НАТО — SS-20 mod.2 Saber) с улучшенными ТТХ (максимальная дальность стрельбы 5500 км).
Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20)
Проектирование комплекса «Пионер» с ракетой средней дальности на твёрдом смесевом топливе началось в соответствии с постановлением правительства от 28 апреля 1973 года в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе[2]. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе первой и модифицированной второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты 15Ж42 комплекса «Темп-2С». Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и агрегатно-боевой блок (АГБ), включавший двигательную установку разведения и разделяющуюся ГЧ ракеты.
Создание и применение
После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались лётные испытания. Они завершились 9 января 1976 года успешным (как и все предыдущие), 21-м пуском ракеты. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приёме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 (РСД-10) на вооружение РВСН. Первый ракетный полк под командованием А. Г. Доронина заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 г. на комплексе 15П645, имевшем в каждом дивизионе по 2 пусковых установки и машину подготовки пуска 15В56, использовавшуюся на комплексе 15П642 и оснащенную системой дистанционного управления 15Э569, способной управлять двумя ПУ.
В 1977 году на вооружение поступила основная модификация комплекса — 15П645К, имевшего в составе дивизиона по три ПУ и машину подготовки пуска 15В116 с СДУ 15Э576, управлявшей тремя ПУ.
Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, а в Сибири и Забайкалье — Р-16. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 — «Гроза Европы».
19 июля 1977 года, вскоре после развертывания комплекса с ракетой 15Ж45, начались работы по комплексу «Пионер УТТХ» с ракетой 15Ж53[1]. Лётные испытания ракеты 15Ж53 с более высокими боевыми характеристиками были начаты 10 августа 1979 года на полигоне Капустин Яр. 14 августа 1980 года испытания модернизированного ракетного комплекса были завершены, а 23 апреля 1981 года, в соответствии с постановлением правительства, комплекс «Пионер-УТТХ» (15П653) был принят на вооружение. Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-боевого блока. За счёт доработки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-боевой блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения. Кроме того была увеличена максимальная дальность стрельбы до 5500 км.
В 1987 году на боевом дежурстве и в арсеналах находились 650 ракет. Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и примерно одна треть для уничтожения объектов в Азии и США.
Оба комплекса эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты «Пионер», находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Все проведённые с 26 августа по 29 декабря 1988 года 72 пуска прошли успешно[2]. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации — взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могли в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.
В процессе выполнения Договора о РСМД были расформированы 58 ракетных полков на вооружении которых стояли «Пионеры»[2]. Последняя из заявленных в Договоре ракет РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.
С 1986 года на испытания была поставлена очередная модификация комплекса — «Пионер-3» с ракетой 15Ж57, разрабатывавшаяся в соответствии с постановлением правительства от 6 апреля 1983 года и в значительной степени унифицированная с комплексом «Тополь». Для этого комплекса была создана более совершенная пусковая установка с новым цифровым вычислительным комплексом и системой наземной навигации. На ракету 15Ж57 установили полностью новую боевую ступень с усовершенствованными боевыми блоками, также был улучшен комплекс средств преодоления ПРО. Однако, в результате заключения Договора о РСМД, испытания ракетного комплекса были прекращены. Серийное производство ракет не развертывалось[2].
Состав комплекса
В состав ракетного комплекса РСД-10, как правило, входили:
- стационарный и подвижный командные пункты с комплексом средств боевого управления и связи
- три боевых ракетных комплекса — ракетные дивизионы, имевшие в составе:
- по три (до 1977 г. по две) самоходных пусковых установки (СПУ) 15У106 (15У136 для 15Ж53) с ракетами 15Ж45 (15Ж53) в транспортно-пусковых контейнерах 15Я107, размещенных на пусковых установках на базе 6-осного длиннобазного шасси МАЗ-547В
- командный пункт дивизиона, состоявший на комплексе 15П645 из машины подготовки пуска 15В56 (до 1977 г.), 15П645К — из 15В116, а на комплексе 15П653 — из машины подготовки пуска 15В132 и машины связи 15В82
- две машины-дизельные электростанции 15Н1061М
- машину-столовую 15Т117 и машину-общежитие 15Т118
- машину боевого поста 15Я56 на базе бронетранспортера БТР-60ПБ с системой наземной навигации 15Ш39 и башенно-пулеметной установкой «Гром» с пулеметом «Утёс» НСВТ-12,7 мм
- машину дежурной смены охраны и обороны 15Я55 с комплектом средств охраны, вооружением и средствами жизнеобеспечения караула.
- Транспортно-перегрузочные средства (транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116 и транспортно-перегрузочная тележка 15Т140)
- с 1977 г. стационарные сооружения 15У111 для размещения пусковых установок на стационарной боевой стартовой позиции полка и обеспечения боевого дежурства пусковых установок в 5-минутной готовности к пуску.
Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-боевой блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.
Двигательная установка первой ступени 15Д66 представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скреплённым с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решёток).
Двигательная установка второй ступени 15Д205 имела аналогичную конструкцию, управление по тангажу и рысканию осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену — перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени — аварийная) и время работы около 63 секунд. Дальностью полета определялась моментом выключения двигателя второй ступени, которое осуществлялось путём вскрытия десяти окон отсечки тяги, расположенных на переднем днище камеры сгорания, в результате чего давление в камере резко падало, горение твёрдого топлива прекращалось, а направление газовых потоков из сопел отсечки вперед по ходу полета нейтрализовало импульс тяги двигателя.
Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н. А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всём диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надёжность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.
Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полёте, конические боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.
Имелось 3 варианта ракеты РСД-10:
- Mod 1 — с моноблочной головной частью и дальностью стрельбы 5000 км;
- Mod 2 — имел разделяющуюся головную часть с боевыми блоками индивидуального наведения с максимальной дальностью стрельбы 4583 км (15Ж53 — 4600 км) — основной вариант, получивший наибольшее распространение;
- Mod 3 — испытанный в мае 1985 года и иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел лёгкую моноблочную головную часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы — не вышел из стадии испытаний.
В процессе эксплуатации ракета, помещённая в герметичный транспортно-пусковой контейнер, размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной на базе автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547В повышенной проходимости. Кроме ракеты на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техническим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес (84 т) и габариты (длина — 19,316 м, ширина 3200+40 мм, высота 4375 мм) СПУ имела сравнительно высокую скорость (до 40 км/час), передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды, рвы шириной до 3 м и подъёмы до 15 град. и имела радиус поворота 22±1 м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог.
Пуск ракеты мог быть произведён либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение 15У111 «Крона»), либо с одной из подготовленных в геодезическом отношении полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Пуск ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего её из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.
Пуск ракет мог быть произведен с одной из полевых позиций или из сооружений «Крона» в срок, соизмеримый с подлетным временем боевых блоков противника с территории стран Западной Европы. Свёртывание комплекса и подготовка к маршу для смены позиций занимала около часа. Развертывание с марша (вывешивание, горизонтирование, геодезическая подготовка)- также около часа. Сооружения позволяли значительно ограничить контроль за комплексами «Пионер» со стороны средств разведки потенциального противника. «Крона» представляет собой сборное металлическое сооружение с раздвижной крышей. Существовали варианты проходного исполнения (ворота с двух сторон), однако в большинстве случаев въезд крупногабаритного агрегата в сооружение осуществлялся путем сложного маневрирования и требовал от водителей и командиров высокой квалификации. Пуск ракет дивизионом из сооружений «Крона» включал открытие крыш при помощи асинхронных электродвигателей мощностью 8 кВт, что определяло сдвиг по времени между открытием крыш трех сооружений при питании от машин дизельных электростанций, так как пусковой ток привода мог привести к остановке дизелей (в дальнейших модификациях электропривод открытия крыш при пуске был заменен механическим). После этого производится подъём контейнера и пуск ракеты.
Модификации
- 15П645К «Пионер-К» с ракетой 15Ж45
- 15П653 «Пионер-УТТХ» с ракетой 15Ж53
- 15П656 «Горн» с командной ракетой 15Ж56
Тактико-технические характеристики
Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер»
- Разработчик МИТ
- Главный конструктор А. Д. Надирадзе
- Изготовитель ракеты Воткинский МЗ
- Кодовое обозначение НАТО: SS-20 Saber Mod 1&2
- Наименование по РСМД РСД-10
- Тип комплекса Подвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения
- Состояние На вооружении с 11 марта 1976 года.
- Ракета 15Ж45
- Дальность стрельбы, км 600-5000
- Точность стрельбы (КВО), км 0,55 (предельное отклонение — 1,3)
- Тип ГЧ Моноблочная термоядерная (на испытаниях — вариант 1)
- Тип ГЧ три РГЧ ИН (вариант 2)
- Мощность заряда (вариант 1), Мт 1,0
- Мощность заряда (вариант 2), Мт 0,15
- Вес ГЧ, кг 1500—1740
- Система управления Инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВ
- Разработчик системы управления НИИ АП
- Главный конструктор системы управления Н. А. Пилюгин
- Рулевые приводы Гидравлические
- Разработчик рулевых приводов ЦНИИАГ
- Органы управления на 1 ступени Газовые и аэродинамические решётчатые рули, решётчатые стабилизаторы
- Органы управления на 2 ступени По тангажу и рысканию — вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену — газовые сопла с газогенератором
- Тип старта «Миномётный» из ТПК
- Число ступеней 2
- Полная длина ракеты, м 16,49
- Длина ракеты без головной части, м 14,9
- Длина ракеты в ТПК, м 19,316
- Максимальный диаметр корпуса, м 1,79
- Стартовый вес, т 37,0
- Вес ракеты в ТПК, т 42,7
- Топливо Смесевое твёрдое
- Первая ступень
- Полная длина первой ступени, м 8,58
- Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м 1,79
- Вес ступени, т 26,7
- Двигатель Однокамерный РДТТ
- Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
- Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков
- Число сопел 1
- Время работы, с 63
- Вторая ступень
- Полная длина второй ступени, м 4,4-4,6
- Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м 1,47
- Вес ступени, т 8,63
- Двигатель Однокамерный РДТТ
- Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
- Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков
- Число сопел 1
- Боевая ступень
- Число боевых блоков 3
- Двигательная установка четыре РДТТ
- Боевой блок
- Полная длина боевого блока, м 1,6
- Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м 0,64
- Радиус закругления наконечника 0,11
- Пусковая установка
- Тип Грунтовая подвижная
- Разработчик ЦКБ «Титан»
- Изготовитель завод «Баррикады»
- Главный конструктор В. М. Соболев
- База МАЗ-547В
- Число осей 6
- Длина, м С ТПК 19,316 м, без ТПК 16,08 м
- Ширина, м 3,2(+0,04) м
- Высота, м 4,375 м (5,08 м в вывешенном состоянии)
- Двигатель многотопливный быстроходный дизель А-38 (В-58) с турбонаддувом
- Мощность, л.с. 650
- Максимальная скорость, км/ч 40
- Угол преодолеваемого подъема 15°
- Грубина преодолеваемого брода 1,1 м
- Ширина преодолеваемого рва 3м
- Углы свеса — передний 23°, задний 30°
- Дорожный просвет 470 мм
- Число ракет на пусковой установке 1
- Тип привода подъёма ТПК с ракетой Гидравлический, от ходового двигателя СПУ
- Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой ЦНИИАГ
- Радиус разворота, м 22±1 м
- Экипаж, чел., 2
- Транспортно-перегрузочный агрегат (ТПА)
- Разработчик ЦКБ «Титан»
- Изготовитель Завод «Баррикады»
- База МАЗ-547А
- Число осей 6
- Полная длина, м 17,33
- Ширина, м 3,2
- Высота, м 2,9 (без ТПК)
- Двигатель Дизель А-38 с турбонаддувом
- Мощность, л.с. 650
- Максимальная скорость, км/ч 40
- Число ракет на ТПС 1
- Экипаж, чел 2
Испытания
Летные испытания ракет РСД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр. В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание. Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г. Петриков Гомельской обл. командир А. Г. Доронин, главный инженер И.П.Баглюк). Массовое развертывание комплекса «Пионер» началось в 1978 году в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-12, Р-14, Р-16. В каждый ракетный полк входило 9 (до 1977 г. 6) самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными защитными сооружениями.
Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По официальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, ещё 245 БР находились на складах.
За 15 лет эксплуатации не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пуски были успешными. При этом вероятность попадания в цель составила 98 %.
Сохранившиеся экземпляры
Также ракета 15Ж45 представлена в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабанове Калужской области[3].
Интересные факты
Ракетный комплекс SS-20 в своих песнях упоминали Александр Башлачёв («Подвиг разведчика») и Борис Гребенщиков («Древнерусская тоска»).
Примечания
- ↑ 1 2 3 Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — С. 37-40. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. — М.: «Военный Парад», 2007. — С. 104-109. — ISBN 5-902975-12-3
- ↑ Музей Ракетных войск стратегического назначения Министерство обороны
Литература
- Колесников С. Г. «Стратегическое ракетно-ядерное оружие». — М.: Арсенал-Пресс, 1996 г.
- Карпенко А. В. «Отечественные стратегические ракетные комплексы», 1996 г.
- Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. — М.: «Военный Парад», 2007. — 248 с. — ISBN 5-902975-12-3
- Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6
Ссылки
dic.academic.ru
Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20)
Проектирование комплекса «Пионер» с ракетой средней дальности на твердом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе базе двух верхних ступеней межконтинентальной баллистической ракеты комплекса «Темп-2С». Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и разделяющаяся ГЧ ракеты.
После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались летные испытания. Потребовалось почти полтора года, чтобы завершить доводку комплекса и выполнить намеченную программу испытаний. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приеме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 ( РСД-10) на вооружение РВСН.
Часть устаревших ракет средней дальности, прежде всего Р-14, сняли с вооружения, а их место заняли «Пионеры». Появление последних вызвало большой переполох в странах НАТО, и очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 «Гроза Европы».
10 августа 1979 года на летные испытания была представлена ракета 15Ж53, имевшая более высокие боевые характеристики. Испытания проводились на полигоне Капустин Яр до 14 августа 1980 года, а 17 декабря этого же года новый комплекс, получивший обозначение «Пионер УТТХ» (улучшенные тактико-технические характеристики), был принят на вооружение РВСН. Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-приборного блока. За счет доработки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-приборный блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения.
Оба комплекса эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты «Пионер», находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Проведенные пуски завершились успешно. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могут в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.
Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.
В состав ракетного комплекса «Пионер» входят следующие боевые средства:
Ракета «15Ж45»Пусковая установка
Транспортно-погрузочное средство (ТПС)
Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-приборный блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.
Двигательная установка первой ступени представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скрепленным с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решеток).
Двигательная установка второй ступени имела аналогичную конструкцию, но для получения управляющих воздействий использовались другие методы. Так, управление по углам тангажа и рыскания осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени аварийная) и время работы около 63 секунд. Двигатель выключается путем вскрытия десяти дополнительных отверстий, расположенных на переднем днище камеры сгорания, при этом давление резко падает и горение твердого топлива прекращается.
Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н.А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всем диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надежность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.
Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полете, боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.
В процессе эксплуатации ракета, помещенная в герметичный транспортно-пусковой контейнер, размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной на базе автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547. Кроме ракеты на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техническим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес (более 80 т) и габариты (длина 19,3 м) СПУ имела сравнительно высокую скорость, передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды и подъемы до 15 град. и имела радиус поворота 21 м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог. Пуск ракеты мог быть произведен либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции, либо с одной из подготовленных полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Старт ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего ее из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.
Имелось 3 варианта ракеты РСД-10:
Mod 1 с моноблочной головной частью и дальностью стрельбы 5000 км,Mod 2 отличался только боевым оснащением имел 3 разделяющиеся головные части индивидуального наведения. (это основной вариант, получивший наибольшее распространение).
Mod 3 испытанный в мае 1985 года и иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел легкую моноблочную головную часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы не вышел из стадии испытаний.
Летные испытания ракет PCД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр. В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание. Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г.Петриков Гомельской обл. командир А.Г.Доронин). Массовое развертывание комплекса «Пионер» началось в 1978 году в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-16. В каждый ракетный полк входило 6–9 самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными бетонными защитными сооружениями.
Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По офицальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, еще 245 БР находились на складах.
voennaya.academic.ru
ПГРК «Пионер», «Пионер-УТТХ» | |
---|---|
Индекс ГРАУ: 15П645, 15П653 по договору РСМД: РСД-10 по ификации НАТО: SS-20 Saber mod 1&2 | |
БРСД 15Ж45 в ТПК на пусковой установке 15У106 советского ПГРК «Пионер» (15П645), музей ВВС ВС Украины, г. Винница | |
Тип | баллистическая ракета средней дальности |
Статус | ликвидированы по договору о РСМД |
Разработчик | МИТ |
Главный конструктор | А. Д. Надирадзе, |
Годы разработки | «Пионер»: 1973—1976 «Пионер-УТТХ»: 1979—1981 «Пионер-3»: 1986—1987 |
Начало испытаний | «Пионер»: 21 сентября 1974 г.[1] «Пионер-УТТХ»: 10 августа 1979 г.[2] |
Принятие на вооружение | «Пионер»: 11 марта 1976 г.[1] «Пионер-УТТХ»: 23 апреля 1981 г.[2] |
Производитель | Воткинский машиностроительный завод |
Единиц произведено | Ракет: 728 ПУ: 509[2] |
Годы эксплуатации | 1976-1991 год |
Основные эксплуатанты | РВСН ВС СССР |
Базовая модель | Темп-2С |
Модификации | «Пионер-УТТХ» «Пионер-3» |
Основные технические характеристики | |
Дальность: до 5000 км Точность стрельбы (КВО): 0,55 км Забрасываемый вес: 1,5-1,74 т Тип ГЧ:РГЧ ИН 3х0,15 Мт, термоядерная | |
↓Все технические характеристики | |
Медиафайлы на Викискладе |
ru-wiki.ru
Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер» | |
Разработчик | МИТ |
Главный конструктор | А.Д.Надирадзе |
Изготовитель ракеты | Воткинский МЗ |
Код НАТО | SS-20 Saber Mod 1&2 |
Наименование по РСМД | РСД-10 |
Тип комплекса | Подвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения |
Состояние | На вооружении с 11 марта 1976 года. |
Ракета «15Ж45» | |
Дальность стрельбы, км | 600-5000 |
Точность стрельбы (КВО), км | 0,55 (предельное отклонение — 1,3) |
Тип ГЧ | Моноблочная термоядерная (на испытаниях — вариант 1) |
Тип ГЧ | три РГЧ ИН (вариант 2) |
Мощность заряда (вариант 1), Мт | 1,0 |
Мощность заряда (вариант 2), Мт | 0,15 |
Вес ГЧ, кг | 1500-1740 |
Система управления | Инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВМ |
Разработчик системы управления | НИИ АП |
Главный конструктор системы управления | Н.А.Пилюгин |
Рулевые приводы | Гидравлические |
Разработчик рулевых приводов | ЦНИИАГ |
Органы управления на 1 ступени | Газовые и аэродинамические решетчатые рули, решетчатые стабилизаторы |
Органы управления на 2 ступени | По тангажу и рысканию — вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену — газовые сопла с газогенератором |
Тип старта | «Миномётный» из ТПК |
Число ступеней | 2 |
Полная длина ракеты, м | 16,49 |
Длина ракеты без головной части, м | 14,9 |
Длина ракеты в ТПК, м | 19,32 |
Максимальный диаметр корпуса, м | 1,79 |
Стартовый вес, т | 37,0 |
Вес ракеты в ТПК, т | 42,7 |
Горючее | Смесевое твёрдое |
Первая ступень | |
Полная длина первой ступени, м | 8,58 |
Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м | 1,79 |
Вес ступени, кг | 26,7 |
Двигатель | Однокамерный РДТТ |
Разработчик двигателя | НПО «Союз» (Люберцы) |
Главный конструктор двигателя | Б.П.Жуков |
Число сопел | 1 |
Время работы, с | 63 |
Вторая ступень | |
Полная длина второй ступени, м | 4,4-4,6 |
Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м | 1,47 |
Вес ступени, кг | 8,63 |
Двигатель | Однокамерный РДТТ |
Разработчик двигателя | НПО «Союз» (Люберцы) |
Главный конструктор двигателя | Б.П.Жуков |
Число сопел | 1 |
Боевая ступень | |
Число боевых блоков | 3 |
Двигательная установка | четыре РДТТ |
Боевой блок | |
Полная длина боевого блока, м | 1,6 |
Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м | 0,64 |
Радиус закругления наконечника | 0,11 |
Пусковая установка | |
Тип | Грунтовая подвижная |
Разработчик | ЦКБ «Титан» |
Изготовитель | завод «Баррикады» |
Главный конструктор | В.П.Бармин |
Длина, м | 3,05 |
Ширина, м | 3,05 |
Высота, м | 3,30 |
Число ракет на пусковой установке | 1 |
Тип привода подъёма ТПК с ракетой | Гидравлический |
Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой | ЦНИИАГ |
Радиус разворота, м | 21 |
Экипаж, чел | 3 |
Транспортно-погрузочное средство (ТПС) | |
Разработчик | ЦКБ «Титан» |
Изготовитель | Завод «Баррикады» |
База | МАЗ-547А |
Число осей | 6 |
Полная длина, м | 17,33 |
Ширина, м | 3,2 |
Высота, м | 2,9 |
Двигатель | Дизель |
Мощность, л.с. | 746 |
Максимальная скорость, км/ч | 40 |
Число ракет на ТПС | 1 |
Экипаж, чел | 2 |
rd32.narod.ru