Су 74д – СУ-74Д — Википедия

74Д — это… Что такое СУ-74Д?

СУ-74Д
Классификациясамоходная противотанковая пушка
Боевая масса, т11,6
Экипаж, чел.4
История
Производитель
Годы разработки1943
Годы производства1943
Количество выпущенных, шт.1
Размеры
Длина корпуса, мм4780
Длина с пушкой вперёд, мм5850
Ширина корпуса, мм2430
Высота, мм1960
Клиренс, мм340
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град.25
Лоб корпуса (низ), мм/град.26
Борт корпуса, мм/град.15
Корма корпуса, мм/град.15
Днище, мм6
Крыша корпуса, мм10
Лоб рубки, мм/град.35/25
Вооружение
Калибр и марка пушки76,2-мм Ф-34
Тип пушкинарезная пушка
Боекомплект пушки71
Углы ВН, град.-5..+14
Углы ГН, град.-13,5..+13,5
Дальность стрельбы, кмдо 12,1
ПрицелыТШ-15
Подвижность
Тип двигателя
Мощность двигателя, л. с.110
Скорость по шоссе, км/ч36
Запас хода по шоссе, км250
Удельная мощность, л. с./т9,5
Удельное давление на грунт, кг/см²0,68
Преодолеваемый подъём, град.
30

СУ-74Д — опытная советская противотанковая САУ. Разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Серийно не производилась.

История создания

Работы над новой самоходной артиллерийской установкой были начаты по решению государственного комитета обороны. Целью работ являлось повышение характеристик лёгких самоходных артиллерийских установок путём установки одного двигателя, вместо двух. Одним из вариантов являлась САУ СУ-74Д. В 1943 году был изготовлен опытный образец машины, который прошёл полигонные испытания. В ходе испытаний были выявлены существенные преимущества перед СУ-76М в части бронирования и запаса хода, однако СУ-74Д на вооружение принята не была. Основной причиной отказа являлось использование в качестве силовой установки дизельного двигателя GMC, поставляемого из США по ленд-лизу. Освоение лицензионного производства этих двигателей на территории СССР не вписывалось в необходимые сроки, предъявляемые военным временем

[1].

Описание конструкции

СПТП СУ-74Д создана на базе лёгкого танка Т-70. Корпус закрытого типа. В передней части корпуса была вырезана амбразура для установки 76,2-мм пушки. Пушка устанавливалась на раме. Место командира оборудовано башенкой, расположенной на крыше корпуса. В башенке размещались 6 смотровых приборов. Для наведения орудия применялся прицел ТШ-15 и орудийная панорама. Внешняя связь осуществлялась по радиостанции РТ-12. Для внутренних переговоров между членами экипажа использовались танковые переговорные устройства ТПУ-3Ф[2].

Машины на базе

Примечания

  1. Отечественные бронированные машины. Том 2, стр. 295
  2. А.В. Карпенко, Лёгкие самоходные артиллерийские установки, стр. 47, 48

Литература

  • Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Т. 2.1.1 Лёгкие самоходно-артиллерийские установки // Отечественные бронированные машины 1941-1945. Том 2. — «Экспринт», 2005. — С. 295. — 441 с.
  • А.В. Карпенко Часть 1. Лёгкие самоходные артиллерийские установки // Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. — Санкт-Петербург: «Бастион», 2000. — С. 47,48. — 88 с.

dic.academic.ru

ГАЗ-74 СУ-74Д Противотанковая самоходная установка

Разработчик: КБ ГАЗ
Год начала работ: 1942
Год выпуска первого прототипа: 1944
Серийно не строился из-за отсутствия преимуществ перед СУ-76М.

Немногие знают, что работы по советским противотанковым САУ, которые в СССР тогда назывались “танками-истребителями”, начались почти одновременно с их немецкими аналогами. Ещё до начала войны, в апреле 1941 г., обсуждался вопрос о перевооружении танка Т-50 57-мм пушкой ЗиС-2, способной бороться с любыми танками противника. Работу по такой САУ поручили заводу №174, специалисты которого разработали проект с использованием шасси легкого танка при несколько видоизмененном корпусе и просторной рубкой вместо башни. Эта разработка вызвала интерес у военных, но из-за начала войны до практической реализации дело не дошло.

Пока разворачивалось производство Т-50 поступило предложение выпускать на шасси легких танков Т-26 (которые поступали на ремонт в больших количествах) аналогичную САУ, вооруженную 76,2-мм пушкой Ф-32, установленной в бронированной надстройке. Таким образом предполагалось получить аналог немецкого “Marder”, однако эвакуация предприятий, занятых выпуском орудий не позволила выполнить и этот план. Правда, с осени 1941 г. ленинградский завод №126 приступил к выпуску САУ огневой поддержки на шасси тех же Т-26. Потом о “танках-истребителях” на время забыли.

К данному вопросу вернулись только весной 1942 г. По всей видимости, удачное использование немецких противотанковых САУ, вооруженных даже 47-мм пушками, приняло к сведению и советское командование. Для новой самоходки предлагалось использовать доработанное шасси легкого танка Т-60, с применением автомобильных агрегатов. Также оговаривались и другие, не менее важные требования: низкий силуэт, автомобильный двигатель, экипаж из 3-х человек и бронирование, способное защитить САУ от огня 37-мм и 50-мм ПТО. Вооружение должно было состоять из орудия, способного пробивать 50 мм броню с расстояния не менее 500 метров. К проектированию привлекли несколько предприятий и КБ, первым из которых справилось НИИ-13. Бронирование самоходки состояло из 15-35 мм бронелистов, размещенных под большими углами наклона, двигатель и КП заимствовали у автомобиля ЗиС-5. Было предложено три варианта вооружения:

— с 45-мм пушкой М-42 (И.13.73-СУ)

— с двумя спаренными 45-мм пушками М-42 (И.13.75-СУ)

— с 76-мм “самоходной” пушкой, являвшейся доработанной Ф-22 (И.13.76-СУ)

В декабре 1942 г. поступило распоряжение собрать САУ первого и третьего вариантов, присвоив им обозначения СУ-ИТ-45 и СУ-ИТ-76. Постройку обеих самоходок завершить не успели, поскольку испытания трофейных образцов танков Pz.IV и Pz.VI “Tiger” показали, что выбранные орудия не будут эффективными против этих немецких машин.

Последняя попытка поставить РККА полноценный “танк-истребитель” была предпринята заводом ГАЗ. Осенью 1943 г. конструкторский коллектив этого предприятия, во главе с Н.Астровым, совместно с КБ НАТИ разработали два проекта “безбашенных танков-истребителей ГАЗ-74”, отличавшихся расположением боевого отделения. Модификация ГАЗ-74а по компоновке напоминала серийную СУ-76, у которой рубка с орудием располагалась в корме. Модификация ГАЗ-74б более тяготела к СУ-ИТ-76 с передним расположением боевого отделения, американским дизелем GMC-71 и вооруженная пушкой С-1 калибра 76-мм.

Конструктивно самоходная установка ГАЗ-74б представляла собой «гибрид» из узлов и агрегатов танка Т-70, американского двигателя и глвых разработок. В целом советский проект был близок к немецкому «Hetzer», значительно уступая ему по мощности вооружения и защищенности.

Ходовая часть САУ, применительно на каждый борт, состояла из пяти опорных катков от танка Т-70 с индивидуальной торсионной подвеской и четырех поддерживающих роликов. Ведущие колеса размещались сзади, направляющие — спереди. Гусеница мелкозвенчатая с литыми траками. Корпус изготовлялся из листов катаной броневой стали толщиной от 10 до 35 мм, которые соединялись между сосбой при помощи сварки. В передней части корпуса находилось совмещенное отделение управленяи и боевое отделение, где размещался экипаж из четырех человек: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий.

Основное вооружение, состоявшее из одной 76,2-мм пушки С-1, устанавливалось в лобовом листе надстройки. Максимальные углы наведения по вертикали составляли от -5° до +14&deg.; По горизонту орудие могло наводится в предалах 13,5° в обе стороны. Установка пушки, включая маску, была во многом аналогична СУ-76И. Рациональные углы наклона, чтобы обеспечить приемлемый внутренний объём для работы экипажа, имели бронелисты только передней части корпуса. В кормовой части находился моторно-трансмиссионный отсек, где устанавливался американский двигаель GMC-71, который начали производить на Ярославском заводе под обозначением ЯАЗ-206.

После оценки прототипов для передачи на госиспытания выбрали ГАЗ-74б, которому присвоили новый индекс СУ-74Д (по другим данным – СУ-76-И). Но и эта САУ на вооружение принята не была всё по той же причине – 76,2-мм пушка с длиной ствола 41 калибр считалась в 1944 г. малоэффективной для борьбы с немецкими тяжелыми танками. Тогда САУ запланировали перевооружить пушкой С-54, которую вскоре заменили на С-1, и довели лобовую броню до 60 мм. На заводские испытания эта САУ сначала поступила под обозначением СУ-76д, но на государственных испытаниях индекс сменили на

СУ-80.

Поскольку СУ-80 не имела существенных преимуществ перед серийной СУ-76М, а в качестве силовой установки использовался импортный двигатель, её производство налажено не было. Стараясь спасти наработки по ГАЗ-74б конструкторский коллектив НАТИ предложил собственный вариант “танка-истребителя” с 57-м орудием, оказавшийся ещё более неудачным. В итоге работы по легким “танкам-истребителям”, наподобие немецкого “Hetzer”, в Советском Союзе были свернуты.

Источники:
Свирин М. «Самоходки Сталина.История советской САУ 1919-1945». Москва. «Яуза»\»ЭКСМО». 2008
Карпенко А.В. «Лёгкие самоходные артиллерийские установки. Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. Часть 1», Санкт-Петербург, Бастион, 2000
Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Т. «Лёгкие самоходно-артиллерийские установки. Отечественные бронированные машины 1941-1945. Том 2». Экспринт, 2005

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОТИВОТАНКОВОЙ САУ
СУ-74Д образца 1944 г.

БОЕВАЯ МАССА11600 кг
ЭКИПАЖ, чел.4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4780 (по корпусу)
5850 (с пушкой)
Ширина, мм2430
Высота, мм1960
Клиренс, мм340
ВООРУЖЕНИЕодна 76,2-мм пушка C-1
БОЕКОМПЛЕКТ71 выстрел
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯтелескопический орудийный прицел ТШ-15
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 25 мм
лоб корпуса (низ) — 26 мм
борт корпуса — 15 мм
лоб рубки — 35 мм
борт надстройки — 15 мм
маска орудия — ?
крыша — 10 мм
днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬGMC-71, дизельный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 165 л.с., при 2000 об/мин
ТРАНСМИССИЯмеханического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 5 обрезиненных опорных катков, 4 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо, переднее напрваляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ36 км\ч по шоссеч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ250 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.30°
Высота стенки, м~0,75
Глубина брода, м0,90
Ширина рва, м~2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция 12РТ и внутреннее переговорное устройство ТПУ-3Ф

aviarmor.net

СУ-74Д — Википедия. Что такое СУ-74Д

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
СУ-74Д
СУ-74Д
Классификация самоходная противотанковая пушка
Боевая масса, т 11,6
Экипаж, чел. 4
История
Производитель
Годы разработки 1943
Годы производства 1943
Количество выпущенных, шт. 1
Размеры
Длина корпуса, мм 4780
Длина с пушкой вперёд, мм 5850
Ширина, мм 2430
Высота, мм 1960
Клиренс, мм 340
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 25
Лоб корпуса (низ), мм/град. 26
Борт корпуса, мм/град. 15
Корма корпуса, мм/град. 15
Днище, мм 6
Крыша корпуса, мм 10
Лоб рубки, мм/град. 35/25
Вооружение
Калибр и марка пушки 76,2-мм Ф-34
Тип пушки нарезная пушка
Боекомплект пушки 71
Углы ВН, град. -5..+14
Углы ГН, град. -13,5..+13,5
Дальность стрельбы, км до 12,1
Прицелы ТШ-15
Подвижность
Тип двигателя
Мощность двигателя, л. с. 110
Скорость по шоссе, км/ч 36
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 9,5
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,68
Преодолеваемый подъём, град. 30

СУ-74Д — опытная советская противотанковая САУ. Разработана в конструкторском бюро Горьковского автомобильного завода. Серийно не производилась.

История создания

Работы над новой самоходной артиллерийской установкой были начаты по решению государственного комитета обороны. Целью работ являлось повышение характеристик лёгких самоходных артиллерийских установок путём установки одного двигателя, вместо двух. Одним из вариантов являлась САУ СУ-74Д. В 1943 году был изготовлен опытный образец машины, который прошёл полигонные испытания. В ходе испытаний были выявлены существенные преимущества перед СУ-76М в части бронирования и запаса хода, однако СУ-74Д на вооружение принята не была. Основной причиной отказа являлось использование в качестве силовой установки дизельного двигателя GMC, поставляемого из США по ленд-лизу. Освоение лицензионного производства этих двигателей на территории СССР не вписывалось в необходимые сроки, предъявляемые военным временем[1].

Описание конструкции

СПТП СУ-74Д создана на базе лёгкого танка Т-70. Корпус закрытого типа. В передней части корпуса была вырезана амбразура для установки 76,2-мм пушки. Пушка устанавливалась на раме. Место командира оборудовано башенкой, расположенной на крыше корпуса. В башенке размещались 6 смотровых приборов. Для наведения орудия применялся прицел ТШ-15 и орудийная панорама. Внешняя связь осуществлялась по радиостанции РТ-12. Для внутренних переговоров между членами экипажа использовались танковые переговорные устройства ТПУ-3Ф[2].

Машины на базе

Примечания

  1. ↑ Отечественные бронированные машины. Том 2, стр. 295
  2. А.В. Карпенко, Лёгкие самоходные артиллерийские установки, стр. 47, 48

Литература

  • Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Т. 2.1.1 Лёгкие самоходно-артиллерийские установки // Отечественные бронированные машины 1941-1945. Том 2. — «Экспринт», 2005. — С. 295. — 441 с.
  • А.В. Карпенко. Часть 1. Лёгкие самоходные артиллерийские установки // Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. — Санкт-Петербург: «Бастион», 2000. — С. 47,48. — 88 с.

wiki.sc

Советские «Хетцеры». Опытные САУ СУ-76Д и СУ-57Б » Военное обозрение

Летом 1943 года конструкторы Горьковского автозавода во главе с С. Н. Астровым совместно с КБ НАТИ смогли подготовить два проекта новых бронированных САУ, которые в переписке с наркоматом танковой промышленности фигурировали как «безбашенные танки-истребители ГАЗ-74». Предполагалось, что это будут легкие боевые машины массой до 11 тонн, которые получат дизельный двигатель GMC-71 американского производства или аналогичный ему. Об организации в Советском Союзе производства данного двигателя в то время шла активная дискуссия. Предполагалась, что новые САУ будут вооружены либо 76-мм пушкой С-1, либо 57-мм пушкой С-1-57. Экипаж самоходок должен был состоять из четырех человек.

При этом изначально было предложено две разных компоновки САУ, которые отличались между собой расположением боевого отделения. Так в первой машине ГАЗ-74А боевое отделение планировалось разместить в корме по типу ГАЗ-71 и уже принятой на вооружение СУ-12 (более известной как СУ-76). Такое решение улучшало распределение массы самоходки на опорные катки, увеличивало маневренность, правда платить за это нужно было сравнительной большой массой машины и силуэтом. Второй представленный вариант СУ-76Б был близок к СУ-ИТ-76. Машина отличалась низким силуэтом и хорошим бронированием (в лобовой части достигало 45 мм), при этом расположение бронелистов было наклонным. Машина вооружалась 76-мм пушкой С-1, которая ставилась на серийные СУ-76И. Предполагалось, что самоходка получит поставляемый по ленд-лизу дизельный двигатель GMC-71. В СССР производство данных моторов планировалось наладить на ЯМЗ.


С точки зрения конструкции САУ ГАЗ-74Б представляла собой интересный «проект-гибрид» из узлов и агрегатов легкого танка Т-70, американской силовой установки и оригинальных разработок ГАЗа. В целом же советский проект был достаточно близок к более позднему немецкому проекту САУ «Hetzer», уступая немцу в защищенности и мощности вооружения. Ходовая часть самоходки, применительно на каждый борт, состояла из 5 опорных катков от легкого танка Т-70 с индивидуальной торсионной подвеской, а также 4-х поддерживающих роликов. Направляющие колеса размещались спереди, ведущие колеса — сзади. Было решено использовать мелкозвенчатую гусеницу с литыми траками. Корпус самоходки производился из листов катаной броневой стали, обладающих толщиной от 10 до 45 мм, между собой данные листы соединялись при помощи сварки. В передней части корпуса самоходной установки располагалось совмещенное отделение управления и боевое отделение, в котором находился экипаж, состоящий из 4-х человек: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий. В переднем лобовом листе бронированного корпуса вырезана амбразура для 76-мм пушки, установленной на раме.

Основным оружием САУ должна была стать 76,2-мм пушка С-1, которая устанавливалась в лобовом листе надстройки. В горизонтальной плоскости орудие можно было наводить в пределах 13,5° в обе стороны. Максимальные углы вертикальной наводки орудия составляли от -5° до +14°. Установка орудия, включая маску, во многом была аналогична самоходке СУ-76И. При этом бронелисты под рациональными углами наклона располагались только в лобовой части корпуса, для того чтобы обеспечить приемлемый внутренний объем, необходимый для работы экипажа. В кормовой части самоходной установки располагался моторно-трансмиссионный отсек, в котором устанавливался американский дизель GMC-71, который планировалось выпускать на Ярославском заводе (ЯМЗ) под индексом ЯАЗ-204. На крыше корпуса САУ было сделано 3 люка с крышками. На крыше командирского люка была смонтирована командирская башенка, имевшая 6 смотровых приборов.

САУ ГАЗ-74Б была построена в металле и смогла пройти цикл заводских испытания, в целом машина была одобрена военными и под индексом СУ-76-И или СУ-74 допущена до госиспытаний. Самоходка смогла успешно их пройти, но в 1943 году вооружения в виде 76-мм пушки с длиной ствола 41 калибр было уже недостаточно для успешной борьбы с новыми немецкими танками. По этой причине запуск в серийное производство САУ ГАЗ-74Б с 76-мм пушкой С-1 решено было считать неперспективным занятием.

Но работы над совершенствованием ГАЗ-74 не были остановлены. В 1944 году они привели к созданию улучшенной версии САУ, которая получила новый индекс ГАЗ-76Д или СУ-76Д (дизельная). Правда новое орудие С-54 для нее получить так и не удалось, зато бронирование лобовой части было доведено до 60 мм. В таком виде с той же самой пушкой С-1 машину снова допустили к госиспытаниям, уже под индексом СУ-80. Но на вооружение ее снова не приняли, в данном случае в виду отсутствия явных преимуществ перед хорошо освоенной советской промышленностью самоходкой СУ-76, а также из-за наличия импортного дизеля, производство которого не удалось освоить ни в Ярославле, ни в Миассе, ни на подвергшемся в 1943 году сильной бомбардировке ГАЗе.

Вариант с 57-мм пушкой — СУ-57Б

Попытка улучшения боевых возможностей серийной САУ СУ-76 и машин ГАЗ-74 привела к тому, что летом 1943 года была разработана новая самоходка СУ-57. Толчком к созданию данной самоходной установки послужил тот факт, что летом того же года расположенный в Горьком артиллерийский завод №92 с подачи начальника ЦАКБ В. Грабина и при поддержке Д. Устинова возобновил выпуск противотанковых пушек ЗИС-2 калибра 57-мм, а также их танкового аналога — орудия ЗИС-4. Производство данных пушек было прекращено в конце 1941 года. Стоит отметить, что данные пушки отличались очень хорошими показателями бронепробиваемости и могли успешно бороться со всеми модернизированными немецкими средними танками последних серий. Возобновление их выпуска не могло не подтолкнуть советских проектировщиков к разработке новых САУ противотанковой направленности. Вот и ГАЗ продолжал упорно трудиться над собственным истребителем танков. При этом одновременно велось как создание новой самоходки ГАЗ-74Б с 57-мм длинноствольной пушкой С-1-57, так и совершенствование САУ, оснащенной 76-мм пушкой. Для нее из ЦАКБ ожидали новой 76-мм пушки большой мощности С-54 с длиной ствола примерно 60 калибров.

Опытная самоходка СУ-57, подготовленная заводом №38, представляла собой серийную САУ СУ-76М, которую перевооружили 57-мм орудием С-1-57 (аналог ЗИС-2), что повлекло за собой незначительные изменения рубки и боевого отделения. При этом в ходе испытаний 1943 года было установлено, что СУ-57 не полностью удовлетворяет требованиям военных. Прежде всего, необходимо было установить на шасси полностью закрытый бронекорпус, обладающий противоснарядным бронированием, а также уменьшить откат пушки. Так как сделать это было очень трудно, работы над самоходкой СУ-57 завод №38 просто свернул.

Одновременно с этим ГАЗ представил военным свой вариант противотанковой самоходки, вооруженной 57-мм орудием С-1-57 и оснащенной американским дизельным двигателем. Чтобы отличить изделие ГАЗа от САУ, представленной заводом №38, первой дали обозначение СУ-57Б, в то время, как уже прошедшая испытания машина завода №38 в переписке НКТП обозначалась как СУ-57А. Горьковская САУ попала на опытные испытания практически одновременно с СУ-57. Данная самоходка была создана на базе шасси легкого серийного танка Т-70М. Машина имела корпус закрытого типа — сварной из катаных броенлистов. В переднем лобовом листе корпуса в специальной амбразуре устанавливалось 57-мм орудие, механизм его наведения был ручным. Использование данного орудия и бронебойных снарядов к нему позволяло добиться бронепробития на уровне до 100 мм на дистанции в 500 метров и до 90 мм на дальности в 1000 метров при угле встречи снаряда с броней в 90 градусов.

Несмотря на тот факт, что данная противотанковая самоходная установка смогла пройти всю серию испытаний, на вооружение она принята не была. Компоновка САУ с большим вылетом ствола орудия серьезно затрудняла прохождение ограниченных проходов и была причиной утыкания ствола в грунт во время движения самоходки по сильно пересеченной местности. Помимо этого военные специалисты выделили высокую стоимость самоходки и недопустимость выпуска серийной техники, которая зависела бы от поставок иностранных двигателей. При этом по каким-то причинам тот же американский дизельный двигатель никак не отразился на судьбе артиллерийского тягача Я-12, на который он устанавливался.


Таким образом, Красная Армия могла получить машину аналогичную более позднему немецкому «Хетцеру» (нем. егерь) еще в 1943 году. Примечательно, что в начале 1945 года захваченная во время боев в Венгрии самоходка Hetzer была испытана совместно с САУ СУ-57Б. В заключении по результатам проведенных испытаний указывалось: «Таким образом, опыт немецкого танкостроения демонстрирует нам, что применение безбашенных малоразмерных танков в условиях современной войны полностью себя оправдывает… Сравнение немецкого безбашенного танка с машиной горьковского автозавода СУ-57Б, имеющей сходную массу, показывает ряд преимуществ советской машины, связанных с использованием дизельного двигателя… Весьма удачным решением немецких конструкторов следует считать монтаж на крыше машины оборонительного пулемета с возможностью стрельбы, находясь под защитой брони… К недостаткам горьковской САУ СУ-57Б можно отнести отсутствие в ее боекомплекте мощного осколочно-фугасного или осколочного снаряда…».

Эти малоизвестные сегодня, но довольно перспективные советские САУ, стали жертвой как будто злого рока. Проблема с подбором двигателей, завышенные ожидания военных и недооценка ими сил противника, стали причинами того, что данные самоходки до войск так и не добрались. Хотя, если бы они появились на фронте раньше немецких «Хетцеров», они вполне смогли бы занять достойное место в рядах советских бронетанковых войск. Особенно могла пригодиться САУ СУ-57Б с мощным 57-мм орудием. В некоторых случаях СУ-76Д и СУ-57Б могли обоснованно заменить собой легкий танк Т-70, основным вооружением которого была 45-мм пушка. При этом данные танки были очень широко распространены в войсках, во время Курской битвы на их долю приходилось до трети всех советских танков, которые приняли участие в сражении. Естественно, такие машины не могли на равных сражаться не то что с «Тиграми» и «Пантерами», но даже с последними модификациями немецких средних танков Pz.III и Pz.IV. При этом массовая СУ-76М уступала самоходкам разработки ГАЗа по уровню защищенности и была выше и больше их по размерам.

Тактико-технические характеристики опытной САУ СУ-57Б:
Боевая масса — 9,5 тонны.
Длина корпуса — 4885 мм, длина с пушкой — 7440 мм.
Ширина — 2240 мм.
Высота — 1910 мм.
Клиренс — 330 мм.
Бронирование: лоб — 25 мм, борт — 15 мм, корма корпуса -15 мм, лоб рубки — 25 мм, крыша — 10 мм, днище — 6 мм.
Силовая установка — дизель GMC 110 л.с. или карбюраторный двигатель ЗИС-16 100 л.с.
Запас топлива — 300 литров.
Максимальная скорость по шоссе — 40 км/ч.
Запас хода — около 150 км.
Тип орудия — 57-мм танковая пушка ЗИС-4.
Скорострельность: максимальная — 20 выстр/мин, боевая — 15 выстр/мин.
Боекомплект — 72 снаряда.
Начальная скорость бронебойного снаряда — 990 м/с.
Углы горизонтального наведения — 36 градусов (по 18 в обе стороны), вертикального — от -5 до +14 градусов.
Экипаж — 4 человека.

Источники информации:
http://litrus.net/book/read/163136?p=21
http://ru-armor.livejournal.com/203203.html
http://www.battlefield.ru/russian-hetzer/stranitsa-3.html
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/su-57.htm

topwar.ru

САУ ГАЗ-74 — история, конструкция, характеристики и фото



data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=»8753833479″>

История создания

ГАЗ-74

Работы по противотанковым САУ в СССР начались практически одновременно с немецкими аналогами. Еще в апреле 1941 года обсуждался вопрос о перевооружении танка Т-50 57-мм пушкой ЗИС-2, способной бороться с танками противника. Задание на разработку такой САУ было выдано заводу № 174, специалистами которого был разработан проект с использованием шасси легкого танка с небольшими изменениями корпуса и установкой просторной рубки взамен башни. Эта разработка вызвала интерес у военных, но из-за начала Великой Отечественной войны до практической реализации дело не дошло.

Осенью 1943 года на Горьковском автозаводе под руководством конструктора А.С. Маклакова была разработана и построена на базе танка Т-70 экспериментальная самоходная артиллерийская установка, которая получила обозначение ГАЗ-74.

Параллельные разработки

Параллельно конструкторами Горьковского автозавода была создана унифицированная с СУ-57Б самоходная машина поддержки пехоты с 76-мм пушкой, которая получила обозначение ГАЗ-74Д. Данный вариант отличался дизельным мотором GMC-71, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу.

Факт: «В дальнейшем производство данных моторов планировалось наладить в СССР на Ярославском автозаводе».

ГАЗ-74Д

Также была разработана САУ ГАЗ-74Б, которая представляла собой гибрид из узлов и агрегатов танка Т-70, американской силовой установки и оригинальных разработок Горьковского автозавода. Ходовая часть по каждому борту состояла из 5 опорных катков от танка Т-70 с индивидуальной торсионной подвеской и 4 поддерживающих роликов. Направляющие колеса были расположены спереди, а ведущие колеса – сзади. На САУ использовалась мелкозвенчатая гусеница с литыми траками. Корпус боевой машины изготавливался из листов катанной бронестали толщиной от 10 до 45 мм. Между собой бронелисты соединялись при помощи сварки. В передней части бронекорпуса было расположено совмещенное отделение, управление и боевое отделение, в котором находился экипаж в составе 4 человек: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий. В переднем лобовом листе бронекорпуса была вырезана амбразура для 76-мм пушки, установленной на раме.

ГАЗ-74Д

В качестве основного оружия в лобовом листе надстройки была установлена 76,2-мм пушка С-1. Орудие можно было наводить в горизонтальном направлении в пределах 13,5 градусов в обе стороны, а в вертикальном направлении – от -5 до +14 градусов.

Бронелисты под рациональными углами наклона были расположены только в лобовой части корпуса для обеспечения приемлемого внутреннего объема необходимого для работы экипажа. В крыше имелось три люка с крышками. На крыше командирского люка была смонтирована командирская башенка, имевшая 6 смотровых приборов. В кормовой части находился моторно-трансмиссионный отсек, в котором был расположен американский дизельный двигатель GMC-71.



data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=»8753833479″>

Факт: «Выпуск данного двигателя планировалось наладить в СССР на Ярославском моторном заводе (ЯМЗ) под индексом ЯАЗ-204».

Самоходная установка ГАЗ-74Б была построена в металле и прошла цикл заводских испытаний, после которых была допущена к госиспытаниям. После успешных госиспытаний САУ была одобрена военными под индексом СУ-76-И или СУ-74. Однако в 1943 году вооружения в виде 76-мм пушки было уже недостаточно для успешной борьбы с новыми немецкими танками. По этой причине серийное производство ГАЗ-74Б с 76-мм пушкой С-1 было решено считать неперспективным занятием.

ГАЗ-74Д

Однако работы по совершенствованию САУ не были прекращены. В 1944 году была разработана улучшенная модификация, которая получила индекс ГАЗ-76Д или СУ-76Д (дизельная). Хоть новое орудие С-54 для нее получить так и не удалось, зато бронирование лобовой части было доведено до 60 мм. Доработанная САУ с прежней пушкой С-1 была допущена к госиспытаниям под обозначением СУ-80. Однако на вооружение боевая машина вновь не была принята по нескольким причинам:

  • она не имела явных преимуществ перед уже освоенной советской промышленностью самоходкой СУ-76;
  • данная САУ была оснащена импортным дизельным двигателем, производство которого не удалось освоить на в Ярославле, ни в Миассе, ни на Горьковском автозаводе, который в 1943 году подвергся бомбардировке.

Конструкция САУ ГАЗ-74

Бронекорпус 

Боевая машина отличалась низким силуэтом, надежным бронированием полностью закрытого корпуса и рационально расположенными наклонными броневыми листами толщиной 45 мм.

Силовая установка

ГАЗ-74Д

В качестве силовой установки был установлен бензиновый двигатель ЗИС-16, форсированный до 104 л.с объемом 5,555 литра в паре с 4-ступенчатой механической передач.

Это позволяло боевой машине развивать максимальную скорость до 29 км/ч, при этом запас хода составлял 220 км.

Вооружение

Экспериментальная САУ была оснащена опытной противотанковой 57-мм пушкой, которая в дальнейшем получила войсковое обозначение СУ-57Б.

Габаритные размеры, масса и технические характеристики САУ ГАЗ-74:

  • длина – 7440 мм;
  • ширина – 2240 мм;
  • высота – 1910 мм;
  • клиренс – 300 мм;
  • боевая масса – 10500 кг;
  • экипаж – 4 человека;
  • угол подъема – 30 градусов;
  • высота стенки – 0,75 метра;
  • глубина брода – 0,9 метра;
  • ширина рва – 2 метра.



data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5255833501835364″
data-ad-slot=»8753833479″>

rus-texnika.ru

СУ-74Б — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
СУ-74Б
Классификация самоходная противотанковая пушка
Боевая масса, т 9,5
Компоновочная схема заднемоторная
Экипаж, чел. 4
Производитель
Годы разработки 1943
Годы производства 1943
Количество выпущенных, шт. 1
Длина корпуса, мм 4885
Длина с пушкой вперёд, мм 7440
Ширина, мм 2240
Высота, мм 1910
Клиренс, мм 330
Тип брони противопульная
Лоб корпуса, мм/град. 25
Борт корпуса, мм/град. 15
Корма корпуса, мм/град. 15
Днище, мм 6
Лоб рубки, мм/град. 25/25
Маска орудия, мм/град. 25
Крыша рубки, мм/град. 10
Калибр и марка пушки 57-мм ЗИС-4
Тип пушки нарезная пушка

ru.wikipedia.org

СУ-74Д Википедия

СУ-74Д
СУ-74Д
Классификация самоходная противотанковая пушка
Боевая масса, т 11,6
Экипаж, чел. 4
История
Производитель
Годы разработки 1943
Годы производства 1943
Количество выпущенных, шт. 1
Размеры
Длина корпуса, мм 4780
Длина с пушкой вперёд, мм 5850
Ширина, мм 2430
Высота, мм 1960
Клиренс, мм 340
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. 25
Лоб корпуса (низ), мм/град. 26
Борт корпуса, мм/град. 15
Корма корпуса, мм/град. 15
Днище, мм 6
Крыша корпуса, мм 10
Лоб рубки, мм/град. 35/25
Вооружение
Калибр и марка пушки 76,2-мм Ф-34
Тип пушки нарезная пушка
Боекомплект пушки 71
Углы ВН, град. -5..+14
Углы ГН, град. -13,5..+13,5
Дальность стрельбы, км до 12,1
Прицелы ТШ-15
Подвижность
Тип двигателя
Мощность двигателя, л. с. 110
Скорость по шоссе, км/ч 36
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 9,5
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,68
Преодолеваемый подъём, град.

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *