Техника дзюдо – Техника дзюдо — Википедия

Содержание

Терминология дзюдо — Федерация дзюдо России

Аси Нога (ноги).
Аси-атэ Удары ногами.
Аси-вадза Приемы, проводимые преимущественно ногами.
Аси-гарами Болевой прием на ногу — рычаг (узел) коленного сустава. Запрещенный прием. Выполняется после броска с упором стопы в живот при демонстрации ката.
Аси-гурума Вариант передней подножки (вариант подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами (колесо через ногу).
Атама Голова.
Атама-атэ
Удары головой.
Атэми-вадза Техника нанесения ударов в уязвимые части тела.
Вадза Прием, техника.
Вадза-ари Вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон». Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки.
Гяку-дзюдзи-дзимэ Удушающий прием захватом отворотов ладонями на крест. Ладони развернуты наружу.
Даки-агэ Подъем с обхватом туловища противника.
Даки-вакарэ Бросок через грудь с захватом туловища (бросок рывком по направлению от противника с обхватом его руками).
Дзюдоги Форма борца дзюдо синего или белого цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса.
Дзюдока Борец дзюдо.
До-дзимэ Удушающий прием захватом ногами туловища (запрещенный прием).
Дэ-аси-харай Боковая подсечка под выставленную ногу (сметающая подсечка делающей шаг вперед ноги).
Ёко-вакарэ Передняя подножка на пятке под одноименную ногу (бросок рывком по направлению от противника).
Ёко-гакэ Подсечка под разноименную пятку с падением (боковой зацеп).
Ёко-гурума Бросок через грудь с падением скручиванием вбок (колесо вбок).
Ёко-отоси Боковая подножка на пятке (опрокидывание вбок).
Ёко-сихо-гатамэ Удержание поперек.
Ёко-сутэми-вадза Приемы, проводимые с падением атакующего на бок.
Иппон Высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе проведшего прием дзюдоиста.
Иппон-сэой-нагэ Бросок через спину захватом руки на плечо (бросок со взваливанием противника на спину после захвата одной руки).
Кавадзу-гакэ
Обвив; прием, изобретенный борцом по имени Кавадзу и названный в его честь, относится к числу запрещенных в спортивном дзюдо.
Ками-сихо-гатамэ Удержание со стороны головы.
Кани-басами Двойной подбив, «ножницы» (опрокидывание клешнями краба). Прием запрещен в спортивном дзюдо.
Кансэцу-вадза Болевые приемы на суставы.
Ката-гатамэ Удержание сбоку захватом головы с ближней рукой.
Ката-гурума Бросок через плечи, мельница (колесо через плечи).
Ката-дзюдзи-дзимэ
Удушающий прием спереди предплечьем с захватом за одноименные отвороты.
Катамэ-вадза Техника сковывания.
Ката-тэ-дзимэ Удушающий прием предплечьями захватом за дальний отворот.
Ката-ха-дзимэ Удушающий прием сзади захватом отворота и руки под плечо.
Кибису-гаэси Бросок захватом за пятку (бросок выкручиванием пятки).
Коси-вадза Приемы, проводимые преимущественно тазобедренным суставом.
Коси-гурума Бросок через бедро с захватом шеи (колесо через поясницу).
Ко-сото-гакэ
Зацеп снаружи разноименной ногой (зацеп ближней ногой снаружи).
Ко-сото-гари Подсечка под пятку, бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» снаружи.
Ко-ути-гари Подсечка изнутри. Бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» изнутри.
Ко-ути-гаэси Ответный (контр) прием от одноименного зацепа (подсечки) изнутри, контрбросок от «ко-ути-гари».
Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ Вариант удержания со стороны головы захватом руки и пояса.
Кудзурэ-кэса-гатамэ Обратное удержание сбоку, тори развернут головой к ногам укэ.
Кудзуси Выведение из равновесия.
Кумиката Захват.
Кутики-таоси Бросок захватом снаружи за разноименный подколенный сгиб (или просто бросок за ногу) (повал трухлявого дерева).
Кэса-гатамэ Удержание сбоку захватом руки и головы.
Масутэми-вадза Приемы, проводимые с падением атакующего на спину.
Моро-тэ-гари Бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя).
Нагэ-вадза
Техника бросков, броски.
Нами-дзюдзи-дзимэ Удушающий прием захватом за одноименные отвороты, ладони развернуты вниз.
Оби-отоси Переворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс).
О-госи Амплитудный бросок через поясницу (бедро) с подбивом.
О-гурума Бросок через ногу вперед скручиванием, вариант подхвата под обе ноги (большое колесо).
Окури-аси-харай Подсечка в темп шагов (сметающая подсечка, провожающая уходящую ногу противника).
Окури-эри-дзимэ Удушающий прием сзади захватом разноименных отворотов.
Осаэкоми-вадза Удержания.
О-сото-гари Отхват, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» снаружи.
О-сото-гаэси Ответный (контр) прием от отхвата, контрбросок.
О-сото-гурума Отхват под обе ноги (большое внешнее колесо).
О-сото-маки-коми Отхват с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» соперника на себя с падением набок).
О-сото-отоси Задняя подножка.
О-ути-гари
Зацеп изнутри, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» изнутри.
О-ути-гаэси Ответный прием от зацепа изнутри разноименной ногой, контрбросок.
Рё-тэ-дзимэ Удушающий прием обеими руками.
Санкаку-дзимэ Удушающий прием ногами «треугольником».
Сасаэ-цури-коми-аси Передняя подсечка под выставленную ногу, бросок выбивающим упором стопой в стопу противника после выведения его из равновесия рывком вверх.
Сидо Замечание первого уровня, равносильно кока в пользу соперника.
Симэ-вадза
Техника удушающих приемов.
Синтай   Техника передвижения.
Сисэй Стойка.
Содэ-гурума-дзимэ Удушающий прием сзади захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки.
Содэ-цури-коми-госи Бросок через бедро с захватом разноименных рукава и отворота (бросок через поясницу после выведения соперника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом и выбивания его ног с позиции захватом разноименных рукава и отворота).
Сото-маки-коми Бросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с «наматыванием» противника на себя и падением на бок после захвата снаружи).
Сукуи-нагэ Передний переворот, переворот руками+боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног).
Суми-гаэси Бросок через голову с подсадом голенью (выкручивание внутреннего угла).
Суми-отоси Выведение из равновесия толчком назад.
Сутэми-вадза Броски, проводимые с падением атакующего.
Сэой-нагэ Бросок через спину (бросок со взваливанием противника на спину).
Сэой-отоси Бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину).
Тавара-гаэси Бросок через голову после захвата туловища сверху, контрприем.
Тай-отоси Передняя подножка (сбрасывание с туловища).
Тай-сабаки Повороты и развороты.
Тани-отоси Подножка на пятке с падением (опрокидывание в долину)
Татами Площадка для борьбы размером 10Х10 метров.
Тати-вадза Броски из стойки.
Татэ-сихо-гатамэ Удержание верхом.
Томоэ-нагэ Бросок через голову с упором стопы в живот (бросок по траектории кругового движения).
Тори Проводящий прием.
Тэ Рука (до запястья).
Тэ-вадза Приемы, проводимые преимущественно руками.
Тюи Замечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника.
Удэ Рука (руки).
Удэ-атэ Удары руками.
Удэ-гарами Болевой прием — узел руки.
Удэ-хисиги Болевой прием — рычаг локтя.
Удэ-хисиги-аси-гатамэ Болевой прием — рычаг локтя с помощью ноги.
Удэ-хисиги-ваки-гатамэ Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки под мышку.
Удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэ Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки между ног.
Удэ-хисиги-санкаку-гатамэ Болевой прием — рычаг локтя с захватом ногами «треугольником».
Удэ-хисиги-тэ-гатамэ Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через руку.
Удэ-хисиги-удэ-гатамэ Болевой прием — рычаг локтя с фиксацией руки противника руками.
Удэ-хисиги-хара-гатамэ Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через живот.
Удэ-хисиги-хидза-гатамэ Болевой прием — рычаг локтя при помощи колена.
Уки-вадза Передняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной).
Уки-гатамэ Удержание верхом при захвате руки укэ на болевой прием — рычаг локтя.
Уки-госи Бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной).
Уки-отоси Выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной).
Укэ Атакуемый.
Укэми Приемы самостраховки при падениях.
Ура-нагэ Бросок через грудь (бросок за свою спину).
Усиро-госи Подсад бедром, ответный бросок от броска через бедро (бросок бедром при атаке сзади).
Ути-маки-коми Бросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри.
Ути-мата Подхват изнутри (бросок воздействием на бедро изнутри).
Ути-мата-гаэси Ответный прием от подхвата изнутри, контрбросок.
Ути-мата-маки-коми Подхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок).
Ути-мата-сукаси Ответный (контр) прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия.
Уцури-госи Подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу), «обратное бедро».
Хадака-дзимэ Удушающий прием сзади плечом и предплечьем.
Хансоку Дисквалификация дзюдоиста.
Ханэ-госи Подсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног противника).
Ханэ-госи-гаэси Ответный прием от подсада голенью и бедром, контр-бросок.
Ханэ-маки-коми Бросок через спину захватом руки под плечо (мышку) подсадом бедром и голенью (см. ханэ-госи).
Харай-госи Подхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги).
Харай-госи-гаэси Ответный прием от подхвата под обе ноги, контрбросок.
Харай-маки-коми Бросок подхватом с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок).
Харай-цури-коми-аси Передняя подсечка (бросок сметающим движением стопой после выведения противника из равновесия рывком вверх и с выбиванием с позиции).
Хидза-гурума Подсечка в колено (колесо через колено).
Хики-коми-гаэси Бросок в сторону с падением после захвата руки под плечо.
Хон-кэса-гатамэ Удержание сбоку захватом руки и головы (старое название кэса-гатамэ)
Цубамэ-гаэси Контрподсечка от боковой подсечки (контратака ласточки).
Цуккоми-дзимэ Удушающий прием спереди захватом за разноименные отвороты.
Цури-госи Бросок через бедро захватом за пояс (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх).
Цури-коми-госи Бросок через бедро захватом отворота (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом ног противника с позиции).
Шидо (прав. сидо) – замечание. Первое носит предупредительный характер, второе равносильно юко, а третье – вадза-ари в пользу соперника.
Юко Третья оценка в поединке. Она присуждается, когда бросок проведен с недостаточной силой и быстротой, но при падении соперника на большую часть спины, либо когда бросок проведен с достаточной силой или быстротой, но при падении соперника только на небольшую часть спины. «Юко» присуждается также при 15-секундном удержании.
Яма-араси Передний подхват (подхват под обе ноги) с захватом за рукав и одноименный отворот.

www.judo.ru

приемы, тренировки и техника борьбы. Боевые искусства

Дзюдо – вид спорта, в котором нужно победить соперника техническим, тактическим и физическим преимуществом. Большая часть приемов основано на четкой координации движений и ловкости. Борьба начинается с момента захвата костюма противника, который называют кимоно. Как правило, схватка происходит на ровной и плотной поверхности. Техника этого единоборства представлена тремя частями:

  1. Борьба стоя.
  2. Борьба лежа.
  3. Бросок.

Дзюдо – прекрасный способ защитить себя, так как этот спорт основан на борьбе при небольшой дистанции. Какие правила дзюдо? Приемы, позволенные в этом боевом искусстве, мы и рассмотрим в статье.

Требования к дзюдо

Дзюдо связано с большим диапазоном технико-тактических элементов, что требует развития двигательных способностей. Эта особенность обуславливает следующее.

  1. Развитие выносливости позволит достигнуть лучших результатов.
  2. Увеличение динамической силы всех мышечных групп, в особенности спины и рук, необходимо для достижения высоких результатов в дзюдо.
  3. Реакция на прикосновение имеет большое значение в дзюдо, и ее следует развивать.
  4. Ловкость и гибкость позволят в совершенстве освоить многие приемы.

Физиологический аспект

Физиологический аспект выражен загрузкой системы кровообращения и дыхательных путей. Во время боя постоянно меняется показатель нагрузки. Кроме этого, не стоит забывать и об удушающих приемах, которые используют в этой борьбе.

Психологический фактор

Психологический фактор сказывается на способности предугадывать действия соперника. Успех тактики связан с умением оценки ситуации в кратчайшие сроки и быстрым принятием решения. Моральная и волевая подготовка – неотъемлемая часть тренировки.

Дзюдо: приемы

Техника дзюдо основана на различных приемах, которые позволяют одержать победу над противником. При этом приемы делятся на те, что выполняются при борьбе стоя, и те, что могут использоваться при борьбе лежа. Кроме этого, большое значение отводится броскам, которые помогают перейти в борьбу лежа.

В рассматриваемой борьбе придается значение всем особенностям боя, так как дзюдо помогает победить на малейших оплошностях противника. Именно поэтому можно выделить следующие основы техники.

  1. Стойка (сизэи). При стойке следует поставить ноги на ширине плеч, центр тяжести тела переносится на переднюю часть стоп. Колени, плечи, мышцы живота расслаблены. Подобная стойка позволяет при необходимости резко перейти в атаку или выполнить защитные приемы. Защитный тип стойки немного отличается от обычной: ноги широко расставлены, центр тяжести внизу, туловище немного наклонено вперед, ног в коленях согнуты.
  2. Захват (кумиката). Для выполнения приема прежде нужно выполнить захват. При этом чем более грамотно будет он выполнен, тем больше шансов на удачное завершение боя. Опытный противник будет мешать сделать удобный захват, и тем самым выполнить прием будет тяжело. Поэтому рекомендуется сразу тренироваться на выполнения нескольких типов захвата.
  3. Передвижение (синтаи). Статический метод борьбы, когда захват или прием делают без предварительного передвижения по площадке. Крайне редкое явление при борьбе профессионалов. Выполняемые движения должны быть последовательными: сначала перемещаются стопы, а потом корпус. Расстояние между стопами должно быть неизменным. Вес тела никогда не должен приходиться на одну стопу.
  4. Повороты (таисабаки). Подобные движения используются при атаке и защите.
  5. Падение (укэми). Как и многие другие моменты борьбы, правильно выполнить падение можно только после тщательных и продолжительных тренировок. Несмотря на то, что новички не принимают во внимание важность умений правильно упасть, именно подобные навыки позволяют быть уверенным в атаке во время борьбы. При правильном падении можно исправить ранее допущенную ошибку и не дать противнику довести атаку до конца. Кроме этого, можно исключить вероятность получения травмы.

Вышеперечисленные элементы техники – основы дзюдо, с которых следует изучать это единоборство.

Дзюдо: приемы, броски

Существует более 70 приемов броска противника. Каждый из них имеет свои особенности и для правильного выполнения каждого нужно проводить тренировки. Чем характерно дзюдо? Броски делятся на несколько групп, и в их технике можно отметить 4 важных момента, которые присущи практически каждому виду.

  1. Кудзуси – выведение из равновесия. Для того чтобы правильно проводить выведение из равновесия противника, нужно чувствовать его центр тяжести. Этот элемент броска самый важный из всех четырех, так как именно он позволяет проводить все броски. К примеру, признаком потери равновесия может стать то, что противник становится на носочки пальцев ног. Именно в этот момент наиболее эффективным будет бросок вперед.
  2. Цукури – вход в бросок. Каждый вход должен быть как можно более мощным, так как от этого будет зависеть сложность выполнения броска. При проведении тренировок важно обращать на три момента: глубина, позиция и скорость. Осанка во время захода на бросок должна быть прямой, опорная нога согнуты, а скорость захода как можно больше, что не даст возможности вовремя отреагировать врагу.
  3. Какэ – бросок. Многие считают, что бросок является наиболее простой частью приема, так как правильно выполненные предыдущие этапы дают преимущество перед противником. Однако хороший контроль броска и его большая скорость позволят получить большую пользу от приема. Поэтому следует отрабатывать прием чаще. Желательно, если противник сопротивляется (во многих спортивных школах тренировки проводят на статическом противнике, то есть он не двигается и не сопротивляется).
  4. Переход. В некоторых случаях нужно выполнять переход после броска. Если прием состоялся, то как правило, многие остаются стоять, что считается демонстрацией собственного равновесия и своего противника. Некоторые тренеры поощряют тех, кто сразу переходит на технику нэ-вадза, так как это позволяет повысить защиту (кроме этого, подобный ход дает тактическое преимущество в случае если судья не дал оценку иппон).

Как овладеть искусством дзюдо? Броски, оттачивание каждого из них, позволит овладеть всеми приемами и даст возможность бросить на пол любого соперника, вне зависимости от его роста, веса и сложившейся ситуации в бое.

Прием оогоси

Оогоси – бросок через бедро. Он является одним из наиболее популярных приемов броска. Техника его заключается в следующем.

  1. Правая нога атакующего ставится перед правой ногой защищающегося.
  2. Опираясь на правую ногу, проводится поворот налево, при этом обеими руками проводится наклон защищающегося.
  3. Замах левой ноги позволяет закончить поворот, атакующий становится спиной к защищающемуся. Во время поворота атакующий борец правой рукой берет противника за пояс и прижимает плотно к своему бедру, немного сгибает колени.
  4. После этого ноги выпрямляются, и атакующий борец наклоняется вперед, выполняя бросок.

Подобный бросок через бедро имеет несложную технику выполнения, и им овладеть в совершенстве можно во время тренировок.

Сборная по дзюдо

Дзюдо получило широкое распространение во многих странах, в том числе и в России. На протяжении более чем 40 лет спортсмены из России сумели завоевать многие почетные награды. Еще во время существования СССР была открыта Федерация самбо. Именно 1972 год считается датой рождения этого вида спорта в СССР.

Федерация дзюдо после развала СССР стала центром развития этого единоборства в РФ. Стоит отметить, что после установления Федерации в первые Олимпийские игры дзюдоисты из России не смогли завоевать ни одной медали. Через четыре года команда уже привезла из Сиднея четыре медали, а позже, в 2011 году, российские борцы праздновали триумф после Чемпионата мира, который проходил в Мюнхене. После этого сборная России по дзюдо практически на каждом соревновании мирового уровня занимала призовые места.

Дзюдо – один из наиболее популярных видов единоборств в России. Именно поэтому сборная России по дзюдо постоянно обновляет свой состав, так как каждый год открывает новые таланты.

Школа

Для достижения высоких результатов в дзюдо следует проходить профессиональное обучение. В последнее время особое внимание уделяется развитию дзюдо в регионах, что привело к созданию обучающих центров дзюдо во многих городах.

В нашей статье особое внимание следует уделить тому, что на территории России проводится большое количество соревнований регионального и мирового масштаба. В 2016 году планируется проведение личного и командного чемпионата по дзюдо в Казани.

Как правило, обучение начинают еще в детстве, так как именно в этом возрасте новая информация и движения даются проще. Кроме этого, не стоит забывать, что дзюдо связано с большими моральными и физическими нагрузками на организм. Подготовка в период развития организма позволит легче преодолеть трудности.

Однако не стоит забывать, что школа – дзюдо это не только место, где требуют определенных результатов на соревнованиях. Учитывая психологическую и физиологическую подготовку, которые включены в тренировку, начать занятия можно практически в любом возрасте, если нет серьезных проблем со здоровьем. Своя школа дзюдо есть в каждом крупном городе России.

Костюм для дзюдо

Костюм, который надевают при занятии дзюдо, принято называть кимоно или дзюдоги. Он состоит из следующих элементов:

  • брюки;
  • пояс;
  • куртка.

Тренировка, согласно принятым стандартам, может проходить только в кимоно для дзюдо. Снимать костюм во время прохождения боя или тренировки строго запрещается. При этом во время тренировки тренер может разрешить снять кимоно для выполнения определенных упражнений. Майка под костюм может надеваться только в том случае, если нужно сбросить вес во время тренировки или поддерживать определенную температуру тела. Носки или тапочки запрещены, согласно правилам и этическим взглядам основателей этого спорта (их разрешают использовать только при определенных повреждениях стопы). Стоит отметить, что женщины под кимоно для дзюдо должны надевать гимнастический купальник, согласно принятым правилам.

Приемы для начинающих

Дзюдо насчитывает более ста приемов. Но новички могут выучить только некоторые приемы дзюдо для начинающих. Это связано с тем, что неправильное выполнение некоторых может принести больше вреда, чем пользы. Начинающие должны знать следующее:

  1. Как ставить стопы ног.
  2. В какой части кимоно брать захват.
  3. Как правильно выбрать момент для захвата и как следует сделать подход для него.
  4. Правильная стойка.
  5. Как выбрать опорную ногу.

Все приемы в этом единоборстве основаны на тактическом превосходстве. Другими словами, если противник открылся при переходе или попытке захвата, тогда можно использовать практически любой прием.

Приемы для детей

Обучение детей – особый момент в каждом виде спорта. Спортивное дзюдо относится к борьбе, где важно не только умение выполнять определенные приемы, но моральная и физическая подготовка. Именно поэтому многие тренеры, работающие с детским возрастом (около 5 лет) большое внимание уделяют физической подготовке: развитию гибкости и силовых показателей. Эти моменты очень важны при борьбе.

Подобный подход связан с тем, что все приемы должны использоваться осознано и в определенное время. Основными моментами, которые должен усвоить ребенок при занятии дзюдо, можно назвать следующее:

  1. Основные правила борьбы.
  2. Тактически навыки, так как расположение относительно противника может поставить в сложную или выгодную ситуацию.
  3. Правильная стойка для быстрого перехода в атаку или оборону.
  4. Правильность захвата.

Тренеры используют приемы дзюдо для детей, которые не опасны при исполнении, а также могут быть выполнены, согласно уровню физической подготовки (стоит помнить о том, что многие приемы придуманы для взрослых, а ошибки могут привести к травмам). Все зависит от того, какой метод обучения – индивидуальный или групповой.

Болевые приемы

Кансэцу-вадза – неотъемлемая часть дзюдо, в которой используются болевые приемы дзюдо. Несмотря на то, что этот вид боевых искусств не требует использования болевых приемов для победы над противником, они могут стать решающими в бою. В большинстве случаев болевые приемы направлены на локтевой сустав.

Чем характерно для дзюдо, приемы, которые можно использовать в этом виде боевых искусств – все это было описано в статье. Стоит ли овладевать техникой дзюдо? Решение только за вами.

fb.ru

Техника дзюдо

Дзигоро Кано считал целью дзюдо «понимание и демонстрацию живых законов движения». В систему созданной им самозащиты вошли движения туловища, рук и ног, эффективные в борьбе в стойке и в партере, позволяющие нарушить равновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.

Дзюдока (практикующий дзюдо) должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным. Ученик должен быть в состоянии постоянной бдительности и не допускать «мертвых движений».

Обучение технике дзюдо начинается с обучения умению правильно падать («укэми»).

Очень важным элементом для избежания травм является амортизирующий упреждающий удар рукой по татами (еще до соприкосновения туловища с матами). При падении вперед согнутые в локтевых суставах руки разворачиваются ладонями вперед. При падении на спину руки выпрямляются в локтевых суставах и отводятся от туловища под углом примерно 45-60 градусов. При падении на бок одна рука выпрямляется в локтевом суставе и отводится от туловища под углом 45 градусов, вторая рука отводится от корпуса и приподнимается вверх. Во всех случаях ладони разворачиваются к татами, а пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.

При падении вперед существует и второй вариант самостраховки. Руки слегка сгибаются в локтевых суставах, а пальцы разводятся. Голова отводится назад и поворачивается в сторону. После того, как татами касаются пальцы, идет плавное опускание на грудь, затем живот и, наконец, бедра.
При падении на спину подбородок прижимается к груди, колени сводятся и подтягиваются к груди.
При падении на бок подбородок также прижимается к груди, ноги сгибаются, а колени разводятся.

Основой любого технического действия является стойка («сиcэй»). Естественное положение тела («сиcэй хонтай») – ноги на ширине плеч, вес тела находится на передних частях стоп, колени и плечи расслаблены.

В защитном положении («сиго хонтай») ноги должны быть широко расставлены, центр тяжести находится внизу, ноги согнуты в коленях, а туловище наклонено вперед.

Огромную роль в дзюдо играет техника передвижения («синтай»). Основное передвижение – «цуги-аси» – построено на мягком перемещении стоп. Расстояние между стопами должно оставаться неизменным.

Говорят, что истинное дзюдо начинается с правильного захвата («кумиката»). При этом надо иметь в виду, что дзюдоисткая куртка делается из более эластичного материала, чем самбистская, и не имеет прорезей для пояса. Если взять захват на куртке самбиста и постараться притянуть его к себе, сделать это будет нетрудно.

При совершении того же действия против дзюдоиста прежде вытягивается куртка, а притянуть соперника к себе получится только тогда, когда закончится «свободный ход».

Важными элементами основополагающей техники дзюдо являются также повороты и развороты («тайсабаки») и способы выведения противника из равновесия («кудзуси»).

Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела:

  1. Техника бросков (нагэ-вадза),
  2. Техника сковывания (катамэ-вадза) и
  3. Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза).

Броски в дзюдо сопровождаются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами, рывками и толчками и делятся на:

  • проводимые из стойки (тати-вадза) и
  • проводимые с падением (сутэми-вадза).

Проводимые из стойки броски, в свою очередь, делятся на:

  • проводимые в основном руками (тэ-вадза),
  • проводимые в основном тазобедренным суставом (коси-вадза) и
  • проводимые в основном ногами (асивадза).

Проводимые с падением броски делятся на:

  • броски с падением на спину (масутэми-вадза) и
  • броски с падением на бок (ёко-сутэми-вадза).

Техника сковывания (катамэ-вадза) делится на:

  • удержания (осаэкоми-вадза),
  • удушения (симэ-вадза) и
  • болевые приемы на суставы: локоть, колено и кисть (кансэцу-вадза).

Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на:

  • удары руками (удэ-атэ),
  • удары ногами (аси-атэ) и
  • удары головой (атама-атэ)

В спортивном дзюдо удары запрещены. Также запрещены захваты руками за ноги, болевые воздействия на глаза, рот и нос, болевые и удушающие приемы в стойке. В борьбе в партере разрешены болевые приемы только на локтевой сустав.

lider-tori.ru

Техника дзюдо Википедия

Техника дзюдо (окан дзюдо и других стилей) включает самые разнообразные приёмы: броски, болевые приёмы, удушения и удары. Не все приёмы разрешены в соревнованиях по спортивному дзюдо.

Три главных технических раздела дзюдо стиля окан составляют: ката (яп. 形 ката, букв. «форма», набор формальных упражнений), рандори (яп. 乱取り рандори, «свободная схватка», борьба по предварительно заданным правилам с целью обучения каким-либо техническим приёмам), сиай (яп. 試合 сиаи, «соревнования»).

Также в программу обучения окан дзюдо входят кихон (яп. 基本 кихон, «основы», этот раздел включает обучение базовым стойкам (сисэй), перемещениям (синтай и тайсабаки), самостраховке (укэми), а также кумиката — способам взятия захвата) и каппо — техника реанимации.

Технический арсенал дзюдо[ | ]

Технический арсенал дзюдо включает следующие разделы: нагэ вадза (яп. 投技 нагэ вадза, техника бросков), катамэ вадза (яп. 固技 катамэ вадза, техника обездвиживания) включающая удержания (осаэкоми вадза), болевые (кансэцу вадза) и удушающие (симэ вадза) приёмы и атэми вадза (яп. 当て身技 атэми вадза, техника нанесения ударов по уязвимым точкам).

Первоначально в окан дзюдо было около 40 бросков, выполняемых преимущественно из стойки[1].

Но, во многом благодаря участию дзюдоистов в соревнованиях с представителями других школ дзюдзюцу, техника дзюдо была дополнена наиболее эффективными приёмами борьбы в партере[2] (нэ вадза, в настоящее время данный раздел техники в дзюдо называется катамэ вадза, поскольку часть приёмов из него может выполняться и в стойке).

окан дзюдо имеет в своём арсенале 67 приёмов нагэ вадза и 29 приёмов катамэ вадза

ru-wiki.ru

Техника дзюдо — WikiModern

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Техника дзюдо (Кодокандзюдо и других стилей) включает самые разнообразные приёмы: броски, болевые приёмы, удушения и удары. Не все приёмы разрешены в соревнованиях по спортивному дзюдо.

Три главных технических раздела дзюдо стиля Кодокан составляют: ката(яп.形ката, букв. «форма», набор формальных упражнений), рандори(яп.乱取りрандори, «свободная схватка», борьба по предварительно заданным правилам с целью обучения каким-либо техническим приёмам), сиай(яп.試合сиаи, «соревнования»).

Также в программу обучения Кодокан дзюдо входят кихон(яп.基本кихон, «основы», этот раздел включает обучение базовым стойкам (сисэй), перемещениям (синтай и тайсабаки), самостраховке (укэми), а также кумиката — способам взятия захвата) и каппо — техника реанимации.

Технический арсенал дзюдо

Технический арсенал дзюдо включает следующие разделы: нагэ вадза(яп.投技нагэ вадза, техника бросков), катамэ вадза(яп.固技катамэ вадза, техника обездвиживания) включающая удержания (осаэкоми вадза), болевые (кансэцу вадза) и удушающие (симэ вадза) приёмы и атэми вадза(яп.当て身技 атэми вадза, техника нанесения ударов по уязвимым точкам).

Первоначально в Кодокан дзюдо было около 40 бросков, выполняемых преимущественно из стойки (нэ вадза, в настоящее время данный раздел техники в дзюдо называется катамэ вадза, поскольку часть приёмов из него может выполняться и в стойке).

Кодокан дзюдо имеет в своём арсенале 67 приёмов нагэ вадза и 29 приёмов катамэ вадза. На их основе строится практически неограниченное количество вариативных техник (хэнка вадза).

Атэми вадза, а также ряд наиболее опасных приёмов нагэ вадза и катамэ вадза изучаются в форме ката.

Броски разделяются по стилю исполнения на тати вадза (яп.立ち技тати вадза, броски, проводимые из стойки) и сутэми вадза (яп.捨身技сутэми вадза, броски, проводимые с падением).

Броски, выполняемые в стойке, в свою очередь подразделяются на тэ вадза (яп.手技тэ вадза, броски, для проведения которых используются в основном руки), коси вадза (яп.腰技коси вадза, броски, для проведения которых используются бёдра и поясница) и аси вадза (яп.足技аси вадза, броски, для проведения которых используются в основном ноги).

Броски сутэми вадза подразделяются на масутэми вадза (яп.真捨身技масутэми вадза, броски с падением на спину) и ёко сутэми вадза (яп.橫捨身技ёко сутэми вадза, броски с падением на бок).

Атэми вадза в дзюдо включает удэ-атэ (удары руками), аси-атэ (удары ногами) и атама-атэ (удары головой).

Техники атэми вадза, а также каппо были по большей части взяты Дзигоро Кано из соответствующих разделов школы дзюдзюцу Тэндзин Синъё Рю.

Нагэ вадза (投技): техника бросков

Тати вадза (立ち技): броски, проводимые из стойки

Выполнение броска Моротэ Сэойнагэ
Тэ вадза (手技): броски, для проведения которых используются в основном руки
  1. Сэойнагэ(яп.背負い投げ или 背負投сэоинагэ, букв. «бросок со взваливанием противника на спину» (бросок через плечо))
  2. Иппон Сэойнагэ(яп.本背負い投げ или 本背負投иппон сэоинагэ, бросок через спину захватом руки на плечо)
  3. Ката Гурума(яп.肩車ката гурума, букв. «колесо через плечи», бросок через плечи, «мельница»)
  4. Кибису Гаэси(яп.踵返кибису гаэси, букв. «выкручивание пятки», бросок захватом за пятку)
  5. Моротэ Гари(яп.双手刈моротэ гари, бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя))
  6. Оби Отоси(яп.帯落оби отоси, бросок захватом за пояс)
  7. Сэой Отоси(яп.背負落сэои отоси, бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину), передняя подножка с захватом руки на плечо с колен)
  8. Сукуи Нагэ(яп.掬投сукуи нагэ, опрокидывание, передний переворот руками (бросок подхватом ног соперника руками))
  9. Суми Отоси(яп.隅落суми отоси, букв. «сбрасывание во внутренний угол», выведение из равновесия толчком назад))
  10. Тай Отоси(яп.体落тай отоси, букв. «сбрасывание туловища», передняя подножка)
  11. Ути Мата Сукаси(яп.内股すかしути мата сукаси, контрприём от подхвата изнутри (Ути Мата) с выведением соперника из равновесия скручиванием)
  12. Уки Отоси(яп.浮落уки отоси, букв. «сбрасывание по касательной», выведение из равновесия скручиванием)
  13. Яма Араси(яп.山嵐ямаараси, букв. «буря в горах», передний подхват под обе ноги с захватом за рукав и одноименный отворот)
  14. Кутики Таоси(яп.朽木倒кутики таоси, букв. «падение трухлявого дерева», бросок захватом снаружи за разноимённый подколенный сгиб (или просто бросок за ногу))
  15. Коути Гаэси(яп.小内返коути гаэси, контрприем от зацепа (подсечки) изнутри)
Приёмы, не входящие в утверждённый Кодоканом перечень
  1. Тэ Гурума — букв. «колесо через руку», боковой переворот. Один из вариантов броска Сукуи Нагэ.
Коси вадза (腰技): броски, для проведения которых используются бёдра и поясница
  1. Даки Агэ(яп.抱上даки агэ, подъём противника с обхватом туловища). В соревнованиях запрещён.
  2. Ханэ Госи(яп.跳腰ханэ госи, букв. «подбрасывание бедром», подсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног соперника))
  3. Харай Госи(яп.払腰хараи госи, подхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги))
  4. Коси Гурума(яп.腰車коси гурума, букв. «колесо через поясницу», бросок через бедро с захватом шеи)
  5. О-Госи(яп.大腰о: госи, букв. «большое подбрасывание бедром», амплитудный бросок через поясницу (бедро) с подбивом)
  6. Содэ Цурикоми Госи(яп.袖釣込腰содэ цурикоми госи, бросок через бедро с захватом разноимённых рукава и отворота)
  7. Цури Госи(яп.釣腰цури госи, бросок через бедро с захватом за пояс)
  8. Цурикоми Госи(яп.釣込腰цурикоми госи, бросок через бедро с захватом отворота)
  9. Уки Госи(яп.浮腰уки госи, букв. «бросок подъёмом бёдер», бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной))
  10. Усиро Госи(яп.後腰усиро госи, букв. «задний бросок бедром», подсад бедром, контрприём от броска через бедро)
  11. Уцури Госи(яп.移腰уцури госи, букв. «обратное бедро», подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу))
Приёмы, не входящие в утверждённый Кодоканом перечень
  1. Тоби Госи — приём, сходный с О-Госи.
  2. Усиро гурума(яп.後車усиро гурума, букв. «заднее колесо»). Приём, сходный с Ханэ Госи.
Аси вадза (足技): броски, для проведения которых используются в основном ноги
  1. Аси Гурума(яп.足車аси гурума, букв. «колесо через ногу», вариант передней подножки (или подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами)
  2. Дэаси Харай(яп.出足払дэаси хараи, букв. «быстрое скашивание», сметающая подсечка, боковая подсечка под выставленную вперёд ногу)
  3. Ханэ Госи Гаэси(яп.跳腰返ханэ госи гаэси, контрприём от подсада голенью и бедром)
  4. Харай Госи Гаэси

infosphere.top

ТРОО Дзюдо — Техника дзюдо

 

Дзигоро Кано считал целью дзюдо «понимание и демонстрацию живых законов движения». В систему созданной им самозащиты вошли движения туловища, рук и ног, эффективные в борьбе в стойке и в партере, позволяющие нарушить равновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.

Дзюдока (практикующий дзюдо) должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным. Ученик должен быть в состоянии постоянной бдительности и не допускать «мертвых движений».

Обучение технике дзюдо начинается с обучения умению правильно падать («укэми»).

Очень важным элементом для избежания травм является амортизирующий упреждающий удар рукой по татами (еще до соприкосновения туловища с матами). При падении вперед согнутые в локтевых суставах руки разворачиваются ладонями вперед. При падении на спину руки выпрямляются в локтевых суставах и отводятся от туловища под углом примерно 45-60 градусов. При падении на бок одна рука выпрямляется в локтевом суставе и отводится от туловища под углом 45 градусов, вторая рука отводится от корпуса и приподнимается вверх. Во всех случаях ладони разворачиваются к татами, а пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.

При падении вперед существует и второй вариант самостраховки. Руки слегка сгибаются в локтевых суставах, а пальцы разводятся. Голова отводится назад и поворачивается в сторону. После того, как татами касаются пальцы, идет плавное опускание на грудь, затем живот и, наконец, бедра.

При падении на спину подбородок прижимается к груди, колени сводятся и подтягиваются к груди.

При падении на бок подбородок также прижимается к груди, ноги сгибаются, а колени разводятся.

Основой любого технического действия является стойка («сиcэй»). Естественное положение тела («сиcэй хонтай») — ноги на ширине плеч, вес тела находится на передних частях стоп, колени и плечи расслаблены.

В защитном положении («сиго хонтай») ноги должны быть широко расставлены, центр тяжести находится внизу, ноги согнуты в коленях, а туловище наклонено вперед.

Огромную роль в дзюдо играет техника передвижения («синтай»). Основное передвижение — «цуги-аси» — построено на мягком перемещении стоп. Расстояние между стопами должно оставаться неизменным.

Говорят, что истинное дзюдо начинается с правильного захвата («кумиката»). При этом надо иметь в виду, что дзюдоисткая куртка делается из более эластичного материала, чем самбистская, и не имеет прорезей для пояса. Если взять захват на куртке самбиста и постараться притянуть его к себе, сделать это будет нетрудно.

При совершении того же действия против дзюдоиста прежде вытягивается куртка, а притянуть соперника к себе получится только тогда, когда закончится «свободный ход».

Важными элементами основополагающей техники дзюдо являются также повороты и развороты («тайсабаки») и способы выведения противника из равновесия («кудзуси»).

Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела:

  • техника бросков (нагэ-вадза),
  • техника сковывания (катамэ-вадза) и
  • техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза).

Броски в дзюдо сопровождаются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами, рывками и толчками и делятся на:

  • проводимые из стойки (тати-вадза) и
  • проводимые с падением (сутэми-вадза).

Проводимые из стойки броски, в свою очередь, делятся на:

  • проводимые в основном руками (тэ-вадза),
  • проводимые в основном тазобедренным суставом (коси-вадза) и
  • проводимые в основном ногами (асивадза).

Проводимые с падением броски делятся на:

  • броски с падением на спину (масутэми-вадза) и
  • броски с падением на бок (ёко-сутэми-вадза).

Техника сковывания (катамэ-вадза) делится на:

  • удержания (осаэкоми-вадза),
  • удушения (симэ-вадза) и
  • болевые приемы на суставы: локоть, колено и кисть (кансэцу-вадза).

Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на:

  • удары руками (удэ-атэ),
  • удары ногами (аси-атэ) и
  • удары головой (атама-атэ)

В спортивном дзюдо удары запрещены. Также запрещены захваты руками за ноги, болевые воздействия на глаза, рот и нос, болевые и удушающие приемы в стойке. В борьбе в партере разрешены болевые приемы только на локтевой сустав.

Как правильно завязать пояс:

 

Костюм и гигиена дзюдоиста,
оборудование спортивных залов

Костюм участника называется по традиции кимоно или дзюдоги. Состоит из куртки, брюк и пояса. Каким кимоно должно быть, подробней описывается в разделе о правилах дзюдо. Кимоно всегда должно быть чистым; старое, грязное и рваное считается недостойным.

К началу тренировки участник должен быть одет в кимоно по правилам: пояс плотно завязан на узел. Снимать кимоно в течение тренировки запрещено, снимать его можно только с разрешения тренера, если это необходимо при некоторых видах упражнений. Под кимоно не надеваются майки. Надевать майку под кимоно разрешается в случае, когда надо «сбросить» ненужные килограммы или поддержать определенную температуру тела. Упражнения и борьба проходят исключительно босиком, Использовать носки, тапочки считается в дзюдо неэтичным, негигиеничным, правила это тоже запрещают. Исключение делается, если участник повредил стопу. Женщины под кимоно должны надевать гимнастический купальник (верхняя и нижняя часть вместе).

Личная гигиена: на время тренировки и соревнования надо снять кольца, цепочки, часы, серьги и т. д. Ногти на ногах и на руках должны быть острижены. Мешают также длинные волосы. Женщины их завязывают лентами. Душ надо принимать перед и после тренировки или соревнования.

Физкультурный зал (дожо) и площадка (татами) должны соответствовать гигиеническим требованиям, постоянно проветриваться, убираться. Упражнения общего характера, подготовительные упражнения, тренировка на развитие силы мышц могут осуществляться практически везде. Специальная подготовка и соревнования невозможны без соответствующего татами. Оригинальное японское татами — это мат из рисовой соломы стандартного размера, несколько больше 1,5 кв. м, очень плотный. Современные виды татами делаются из искусственных материалов, они гибкие, плотные. Уже долгое время производятся татами из прочной резины, которые после соединения покрываются специальной тканью (изготовитель — предприятие Силесия, г. Опава). Производить татами можно и на местных предприятиях, надо чтобы оно было достаточно гибким.

Размер площадки определяется в зависимости от величины зала. Минимальный размер татами — 5Х5 м. На соревнованиях должно быть квадратное татами. Если начинающий кружок не имеет в распоряжении татами, можно начинать тренировки в импровизированных условиях (используются гимнастические маты). Отдельные подготовительные упражнения можно отрабатывать на полу.

Термины дзюдо

ТЕРМИНЫ

ЯПОНСКИЕ ТЕРМИНЫ

Ashi (Аси) — Нога (ноги)
Аshi Ate (Аси-атэ) — Удары ногами
Ashi Waza (Аси-вадза) — Приемы, проводимые преимущественно ногами.
Ashi Garami (Аси-гарами) — Болевой прием на ногу — рычаг (узел) коленного сустава. Запрещенный прием. Выполняется после броска с упором стопы в живот при демонстрации ката
Ashi Guruma (Аси-гурума) — Вариант передней подножки (вариант подхвата под обе ноги), при котором атакующая нога не касается поверхности татами (колесо через ногу)
Atama (Атама) — Голова
Atama Ate (Атама-атэ) — Удары головой
Atemi Waza (Атэми-вадза) — Техника нанесения ударов в уязвимые части тела
Awasete (Авасет) — Сложность
Ayumi (Аюми) — Шаг, передвижение
Bu (Бу) — Сражение
Bu Do (Будо) — Общее понятие для видов единоборств
Bushi (Буши) — Воин
Bushi Do (Бушидо) — Кодекс чести самураев
Waza (Вадза) — Прием, техника
Waza Ari (Вадза-ари) — Вторая оценка в поединке, считается половиной «иппон»
Waza ari awasete ippon (Вадза-ари авасет иппон) — Борец, проведший 2 приема, отмеченных «вадза-ари», досрочно объявляется победителем схватки
Gachi (Гачи) — Победа
Gake (Гаке) — Зацепляться
Gari (Гари) — Путь, движение
Gesa (Геса) — Шарф
Gi (Ги) — Одежда
Go (Го) — 5, Пять
Go Kyu (Го кю) — 5 групп техник дзюдо
Goshi (Гоши) — Бедро
Guruma (Гурума) — Колесо
Gyaku-jujijime (Гяку-дзюдзи-дзимэ) — Удушающий прием захватом отворотов ладонями на крест. Ладони развернуты наружу
Daki age (Даки-агэ) — Подъем с обхватом туловища противника
Daki wakare (Даки-вакарэ) — Бросок через грудь с захватом туловища (бросок рывком по направлению от противника с обхватом его руками)
Dan (Дан) — Степень мастерства
De (Де) — Вперед
De ashi barei (Де аши барай) — Ножницы
Ju (Дзю) — Мягкий, гибкий, десять
Judo (Дзюдо) — Гибкий путь
Judogi (Дзюдоги) — Форма борца дзюдо синего или белого цвета, состоящая из куртки, штанов и пояса
Judoka (Дзюдока) — Борец дзюдо
Do (До) — Принцип, обучение, путь
Dojo (Дожо) — Место для занятий дзюдо
Dori (Дори) — Cхватка
Do jime (До-дзимэ) — Удушающий прием захватом ногами туловища (запрещенный прием)
De ashi harei (Дэ-аси-харай) — Боковая подсечка под выставленную ногу (сметающая подсечка делающей шаг вперед ноги)
Eri (Ери) — Воротник
E (Ё) — 4, четыре
Yoko Wakare (Ёко-вакарэ) — Передняя подножка на пятке под одноименную ногу (бросок рывком по направлению от противника)
Yoko Gake (Ёко-гакэ) — Подсечка под разноименную пятку с падением (боковой зацеп)
Yoko Guruma (Ёко-гурума) — Бросок через грудь с падением скручиванием вбок (колесо вбок)
Yoko Otosi (Ёко-отоси) — Боковая подножка на пятке (опрокидывание вбок)
Yoko siho Gatame (Ёко-сихо-гатамэ) — Удержание поперек
Yoko sutemi Waza (Ёко-сутэми-вадза) — Приемы, проводимые с падением атакующего на бок
Za (за) — Местонахождение
Rei (рей) — Церемониальный поклон
Za rei (За рей) — Более церемониальный привет на коленях
Ichi (Ичи) — 1, один
Ippon (Иппон) — Высшая оценка в поединке, немедленно приводящая к победе проведшего прием дзюдоиста
Ippon seoi Nage (Иппон-сэой-нагэ) — Бросок через спину захватом руки на плечо (бросок со взваливанием противника на спину после захвата одной руки)
Kawazu Gake (Кавадзу-гакэ) — Обвив; прием, изобретенный борцом по имени Кавадзу и названный в его честь, относится к числу запрещенных в спортивном дзюдо
Kami siho Gatami (Ками-сихо-гатамэ) — Удержание со стороны головы
Kani Basami (Кани-басами) — Двойной подбив, «ножницы» (опрокидывание клешнями краба). Прием запрещен в спортивном дзюдо
Kano (Кано) — Основатель дзюдо
Kancesu-Waza (Кансэцу-вадза) — Болевые приемы на суставы
Kata (Ката) — Форма, плечо
Kata Gatami (Ката-гатамэ) — Удержание сбоку захватом головы с ближней рукой
Kata Gurumi (Ката-гурума) — Бросок через плечи, мельница (колесо через плечи)
Kata jujijime (Ката-дзюдзи-дзимэ) — Удушающий прием спереди предплечьем с захватом за одноименные отвороты
Kata Waza (Катамэ-вадза) — Техника сковывания
Kata te jume (Ката-тэ-дзимэ) — Удушающий прием предплечьями захватом за дальний отворот
Kata ha jime (Ката-ха-дзимэ) — Удушающий прием сзади захватом отворота и руки под плечо
Kubusu Gaeshi (Кибису-гаэси) — Бросок захватом за пятку (бросок выкручиванием пятки)
Ken Du (Кен ду) — Искусство показывать
Kiken Gachi (Kикен гачи) — Победа сдачей противника
Kinsa (Кинза) — Оценка схватки, наименьшее техническое преимущество, не показывается, не объявляется
Ko (Ко) — Мало
Koka (Кока) — Четвертая, низшая оценка в поединке. Она присуждается, когда борец, бросает противника быстро и сильно на одно плечо, бедро (бедра) или ягодицы. «Кока» присуждается также при 10-секундном удержании
Kosi Waza (Коси-вадза) — Приемы, проводимые преимущественно тазобедренным суставом
Kosi Gurumi (Коси-гурума) — Бросок через бедро с захватом шеи (колесо через поясницу)
Koshi (Коши) — Бедро
Ko soto Gake (Ко-сото-гакэ) — Зацеп снаружи разноименной ногой (зацеп ближней ногой снаружи)
Ko sonj Gari (Kо-сото-гари) — Подсечка под пятку, бросок соперника с рывком на себя за ногу «ближней ногой» снаружи
Ko uti Gaeshi (Ко-ути-гаэси) — Ответный (контр) прием от одноименного зацепа (подсечки) изнутри, контрбросок от «ко-ути-гари»
Qjuri kami siho Gatame (Кудзурэ-ками-сихо-гатамэ) — Вариант удержания со стороны головы захватом руки и пояса
Qjure kesa Gatame (Кудзурэ-кэса-гатамэ) — Обратное удержание сбоку, тори развернут головой к ногам укэ
Q (Ку) — 9, девять
Qjusi (Кудзуси) — Выведение из равновесия
Qmikate (Кумиката) — Захват
Qtiki taoshi (Кутики-таоси) — Бросок захватом снаружи за разноименный подколенный сгиб (или просто бросок за ногу) (повал трухлявого дерева)
Keikoku (Кэйкоку) — Замечание третьего уровня, равносильно «вадза-ари» в пользу соперника
Kesa Gatame (Кэса-гатамэ) — Удержание сбоку захватом руки и головы
Kyu (Кю) — Ученическая степень, класс
Maitta (Маита) — «Я побежден», «Я сдаюсь»
Mate (Мате) — Остановиться
Moqso (Мокусо) — Концентрация с закрытыми глазами
Moro-te-gari (Моро-те-гари) — Бросок захватом обеих ног (бросок рывком обеих ног соперника руками на себя)
Masutemi-waza (Mасутеми вадза) — Приемы, проводимые с падением атакующего на спину
Migi (Миги) — Справа
Mune (Муне) — Грудь
Mune Gatame (Муне гатаме) — Контроль груди
Nage (Наге) — Бросок
Nage-waza (Наге-вадза) — Tехника бросков
Nami (Нами) — Нормально
Nami-juji-jime (Нами-дзюдзи-дзиме) — Удушающий прием захватом за одноименные отвороты, ладони развернуты вниз
Ni (Ни) — 2, два
O (О) — Много
Obi (Оби) — Пояс
Obi-otoshi (Оби-отоси) — Переворот захватом пояса спереди (опрокидывание после захвата за пояс)
O-guruma (О-гурума) — Бросок через ногу вперед скручиванием, вариант подхвата под обе ноги (большое колесо)
O kuri-ashi harai (О кури-аси харай) — Подсечка в темп шагов (сметающая подсечка, провожающая уходящую ногу противника)
O kuri-eri-jime (О кури-ери-дзиме) — Удушающий прием сзади захватом разноименных отворотов
O soto-gaeshi (О сото-гаеси) — Ответный (контр) прием от отхвата, контрбросок
O soto-guruma (О сото-гурума) — Отхват под обе ноги (большое внешнее колесо).
O soto maki komi (О сото маки коми) — Отхват с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» соперника на себя с падением набок)
O uti gari (О ути гари) — Зацеп изнутри, бросок соперника с рывком на себя за ногу «дальней ногой» изнутри
O uti gaeshi (О ути гаеси) — Ответный прием от зацепа изнутри разноименной ногой, контрбросок
O Goshi (О, гоши) — Большое бедро
O soto Otoshi (О, сото отоши) — Высокое падение
Osaekomi-waza (Осаекоми-вадза) — Удержание
Randori (Рандори) — Соревновательные упражнения
Re-te-jime (Рё-те-дзиме) — Удушающий прием обеими руками
Rei (Рей) — Приветствие
Roki (Роки) — 6, шесть
Samurai (Самурай) — Рыцарь, каста воина
San (Сан) — 3, три
Sankaku-jime (Санкаку-дзиме) — Удушающий прием ногами «треугольником»
Sasai-curi-komi-ashi (Сасаэ-цури-коми-аси) — Передняя подсечка под выставленную ногу, бросок выбивающим упором стопой в стопу противника после выведения его из равновесия рывком вверх
Sensei (сенсей) — Учитель
Shi (ши) — 4, четыре
Shido (Шидо) — Замечание
Shime-waza (симе-вадза) — Техника удушающих приемов
Shintai (Синтай) — Техника передвижения
Shisei (Сисей) — Стойка
Sode-guruma-jime (Соде-гурума-дзимэ) — Удушающий прием сзади захватом за разноименные отвороты, скрещивая руки
Sode-curi-komi-goshi (Содэ-цури-коми-госи) — Бросок через бедро с захватом разноименных рукава и отворота (бросок через поясницу после выведения соперника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом и выбивания его ног с позиции захватом разноименных рукава и отворота)
Soto-maki-komi (Сото-маки-коми) — Бросок захватом руки под плечо (мышку) (бросок с «наматыванием» противника на себя и падением на бок после захвата снаружи)
Sukui-nage (Сукуи-наге) — Передний переворот, переворот руками+боковой переворот (бросок подхватом руками обеих ног)
Sumi-gaeshi (Суми-гаеси) — Бросок через голову с подсадом голенью (выкручивание внутреннего угла)
Sumi-otoshi (Суми-отоси) — Выведение из равновесия толчком назад
Sutemi-waza (Сутеми-вадза) — Броски, проводимые с падением атакующего
Seoi-otoshi (Сэой-отоси) — Бросок через спину с блокировкой ног атакуемого (опрокидывание после взваливания соперника на спину)
Shichi (шичи) — 7, семь
Sho (шо) — 1, один
Soro made (Соре мадэ) — Конец встречи
Sumo (сумо) — Японская церемониальная борьба
Tai-otoshi (Тай-отоси) — Передняя подножка (сбрасывание с туловища)
Tai-sabaki (Тай-сабаки) — Повороты и развороты
Tani-otoshi (Тани-отоси) — Подножка на пятке с падением (опрокидывание в долину)
Tati-waza (Тати-вадза) — Броски из стойки
Tate-siho-gatame (Тате-сихо-гатаме) — Удержание верхом
Tamoe-nage (Тамоэ-наге) — Бросок через голову с упором стопы в живот (бросок по траектории кругового движения)
Te (Тэ) — Рука (до запястья)
Te-waza (Тэ-вадза) — Приемы, проводимые преимущественно руками
Tyui (Тюй) — Замечание второго уровня, равносильно юко в пользу соперника
Tori (тори) — Активный, исполняющий техническое действие
Tate (тате) — Вдоль
Tavara-gaeshi (Тавара-гаеси) — Бросок через голову после захвата туловища сверху, контрприем
Tatami (татами) — Рисовые соломенные циновки
Toketa (токета) — Решено
Ude (Уде) — Рука (руки)
Ude-ate (Уде-ате) — Удары руками
Ude-garami (Уде-гарами) — Болевой прием — узел руки
Ude-hisigi (Уде-хисиги) — Болевой прием — рычаг локтя
Ude-hisigi-ashi-gatame (Уде-хисиги-аси-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с помощью ноги
Ude-hisigi-vaki-gatame (Уде-хисиги-ваки-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки под мышку
Ude-hisigi-juji-gatame (Уде-хисиги-дзюдзи-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с захватом руки между ног
Ude-hisigi-sankaku-gatame (Уде-хисиги-санкаку-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с захватом ногами «треугольником»
Ude-hisigi-te-gatame (Уде-хисиги-тэ-гатамэ) — Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через руку
Ude-hisigi-ude-gatame (Уде-хисиги-уде-гатаме) — Болевой прием — рычаг локтя с фиксацией руки противника руками
Ude-hisigi-hara-gatame (Удэ-хисиги-хара-гатамэ) — Болевой прием — рычаг локтя с перегибанием через живот
Ude-hisigi-hije-gatame (Удэ-хисиги-хидзе-гатамэ) — Болевой прием — рычаг локтя при помощи колена
Uki-waza (Уки-вадза) — Передняя подножка на пятке с падением (бросок по касательной)
Uki-gatame (Уки-гатамэ) — Удержание верхом при захвате руки укэ на болевой прием — рычаг локтя
Uki-goshi (Уки-госи) — Бросок через бедро захватом туловища (бросок через поясницу по касательной)
Uki-otoshi (Уки-отоси) — Выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной)
Ukemi (Укеми) — Приемы самостраховки при падениях
Uke (уке) — Принимающий технику партнер, атакуемый
Ura-nage (Ура-нагэ) — Бросок через грудь (бросок за свою спину)
Ushiro-goshi (Усиро-госи) — Подсад бедром, ответный бросок от броска через бедро (бросок бедром при атаке сзади)
Uti-maki-komi (Ути-маки-коми) — Бросок с «наматыванием» противника на себя и падением набок после захвата руки под плечо изнутри
Uti-mata (Ути-мата) — Подхват изнутри (бросок воздействием на бедро изнутри)
Uti-mata-gaeshi (Ути-мата-гаэси) — Ответный прием от подхвата изнутри, контрбросок
Uti-mata-maki-komi (Ути-мата-маки-коми) — Подхват изнутри с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок)
Uti-mata-sukashi (Ути-мата-сукаси) — Ответный (контр) прием от подхвата изнутри с выведением соперника из равновесия
Uzuri-goshi (Уцури-госи) — Подсад-переворот (бросок с переворотом на поясницу), «обратное бедро»
Fusegi (фусеги) — Оборона, защита
Fusen Gachi (Фусен гачи) — Победа без борьбы
Hadaka-jime (Хадака-дзимэ) — Удушающий прием сзади плечом и предплечьем
Hane-goshi (Хане-госи) — Подсад бедром и голенью (бросок через поясницу с отбросом махом ноги обеих ног противника)
Hane-goshi-gaeshi (Хане-госи-гаеси) — Ответный прием от подсада голенью и бедром, контр-бросок
Hane-maki-komi (Хане-маки-коми) — Бросок через спину захватом руки под плечо (мышку) подсадом бедром и голенью (см. ханэ-госи)
Harai-goshi (Харай-госи) — Подхват под обе ноги (бросок через поясницу сметающим движением ноги)
Harai-goshi-gaeshi (Харай-госи-гаеси) — Ответный прием от подхвата под обе ноги, контрбросок
Harai-maki-komi (Харай-маки-коми) — Бросок подхватом с захватом руки под плечо (под мышку) («наматывание» противника на себя с падением набок)
Harai-curi-komi-ashi (Харай-цури-коми-аси) — Передняя подсечка (бросок сметающим движением стопой после выведения противника из равновесия рывком вверх и с выбиванием с позиции)
Hija-guruma (Хидза-гурума) — Подсечка в колено (колесо через колено)
Hon-kesa-gatame (Хон-кэса-гатамэ) — Удержание сбоку захватом руки и головы (старое название кэса-гатамэ)
Hisi (хизи) — Колено
Hachi (хачи) — 8, восемь
Hajime (хаджиме) — начинается
Hansoku (хансоку) — дисквалификация
Hantei (хантей) — Решение
Hara (хара) — Середина, живот, центр
Hidari (хидари) — Слева
Hiki-vaki (Хики-ваки) — ничья
Hon (Хон) — Нормально, принципиально
Cubame-gaeshi (Цубамэ-гаеси) — Контрподсечка от боковой подсечки (контратака ласточки)
Cuccomi-jime (Цуккоми-дзимэ) — Удушающий прием спереди захватом за разноименные отвороты
Curi-goshi (Цури-госи) — Бросок через бедро захватом за пояс (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх)
Curi-komi-goshi (Цури-коми-госи) — Бросок через бедро захватом отворота (бросок через поясницу после выведения противника из равновесия рывком вверх с выбиванием тазом ног противника с позиции)
Cha do (Ча до) — Церемония
Chi (Чи) — Внутренняя энергия, жизненная сила
Chui (Чуй) — Призыв, вторая оценка наказания
Chusen (Чусен) — Жребий
Juko ( Юко) — Оценка броска, высокое техническое действие
Ju (Ю) — 10, десять
Yon (Ён) — 4, четыре
Yama-arashi (Яма-араси) — Передний подхват (подхват под обе ноги) с захватом за рукав и одноименный отворот.

 

tverjudo.ru

Дзюдо — Техника

Технические приемы делятся на две основные группы: броски («наге-ваца») и захваты («ка таме-ваца»). Цель техники бросков состоит в том, чтобы вывести соперника, из состояния равновесия при использовании различных приемов и с размаху бро­сить его на пол таким образом, чтобы он упал на спину.

Ходьба по ковру

Ходьба по ковру должна быть естественной и расслабленной. Подошвы ног почти скользят по ковру. Вес тела не должен надолго переноситься на одну ногу.

Длина шага относительно небольшая, шаг по возможности не должен быть скрестным, ноги разведены не менее, чем на ширину плеч. При выполнении всех движений центр тяжести тела должен находиться над площадью опоры.

При любых действиях, направленных на защиту или нападение в стойке, большое значение имеет «таи-сабаки». Это естественное, гибкое движение в любую сторону, выполняемое при сохранении равновесия с быстротой, соответствующей данной ситуации. Спортсмен должен находиться в состоянии постоянной психологической готовности к выполнению «таи-сабаки».

При выполнении броска большую роль играет то, в каком месте и каким образом осуществляется захват кимоно противника (отношение рычага, ограничение свободы движений противника). При выполнении нормального захвата («куми-ката») одной рукой берется воротник кимоно противника, одновременно другой рукой берется рукав кимоно противника с внешней стороны на высоте локтя.

Техника падения

В целях предотвращения травм при выполнении бросков дзюдоист изучает технические приемы падения («укеми»), благодаря которым он может без ущерба для себя переносить силу удара с головы на бок или спину. Различают упражнения на падение вперед («цемпо-укеми»), упражнения на падение назад («ма-укеми»), упражнения на падение на бок («йоко-укеми»).

Бросок

В стойке («тачи-ваца») выполняются броски, во время которых бросающий («тори») остается стоять, а также броски, во время которых «торн» в начале или в ходе выполнения броска теряет равновесие и переходит в положение лежа («зутеми-ваца»). Из положения «тачи-ваца» выполняются броски с захватами плеч и кистей («тэ-ваца»), стоп и ног («ащи-ваца»), бедер («коши-ваца»). «Зутеми-ваца» называется «йоко-зутсми», если «тори» во время выполнения броска падает на бок, и «ма-эу-теми», если «тори» падает на спину. Всего существует около ста бросков и их вариантов, которые могут быть выполнены как в правую, так и в левую сторону.

Комбинация бросков

При выполнении неудачного броска, при котором «уке» ловко удалось переместить массу своего тела, «тори» тут же может, используя новое положение равновесия соперника, приступить к выполнению другого типа броска. Возможности комбинации бросков («рензоку-ваца») довольно разнообразны.

Финты

С помощью обманного движения (финта) соперник вводится в заблуждение относительно характера предстоящего броска. Применение финтов разнообразит нападение, вызывает у противника такую защитную реакцию, которая может быть выгодно использована для осуществления в действительности задуманного броска или даже провоцирует его к нападению. Финты могут быть очень разнообразны и в основном состоят из обманных движений ног, рук, головы и корпуса.

Техника ответного броска («кеши-ваца»)

Эти технические приемы позволяют отражать нападение соперника. В подходящий момент нападающее движение и положение равновесия соперника неожиданно используются для выполнения контрброска.

Защита в стойке

Техника защиты и здесь зависит от характера нападения. Существуют следующие варианты защиты: «уке» быстро переносит центр тяжести своего тела; сделав оборот на 180°, «уке» ускользает от «тори» по направлению вперед; нападение соперника отражается таким образом, что его бедра в фазе «цукури» захватываются рукой; ногой. Производится захват ног соперника; «уке» со­храняет собственную свободу движений, утрируя навязываемую соперником ходьбу по ковру; «уке» избегает броска С захватом ноги («аши-ваца»), уклоняясь вперед, назад и в сторону.

Техника в положении лежа («катаме-ваца»)

В положении лежа борьба ведется тремя способами: захват с удержанием («осаэ-коми-ваца»), захват с удушением («шиме-ваца») и ручной рычаг («удэ-кван-сетсу-ваца»). Переход одного вида захвата в другой называется комбинацией захватов. При этом защитная реакция противника на первый захват используется «тори» для выполнения другого подходящего захвата. Технические приемы здесь дополняются также такими элементами, как гибкие движения параллельно ковру и вокруг соперника; приведение в движение или блокирование корпуса соперника прежде всего путем умелой работы ног; многочисленные движения, противодействующие захватам, и движения, освобождающие от захвата с удержанием.

Захват с удержанием («осаэ-коми-ваца»)

Захват с удержанием («осаэ-коми-ваца») фиксирует положение лежащего на спине соперника таким образом, что он не может освободиться и, несмотря на все усилия, не имеет возможности сам применить эффективный захват.

Захват с удушением («щиме-ваца»)

В основном удушение производится ребром лучевой или локтевой кости или с помощью воротника соперника, вынуждая последнего сдаться. Удушение состоит в том, что зажимается с обеих сторон сонная артерия под нижней челюстью (вызывается нарушение кровообращения) или трахея между гортанью и грудиной.

Ручной рычаг («удэ-квансетсу-ваца»)

Ручной рычаг («удэ-квансетсу-ваца»)- это приемы, с помощью которых рука соперника в локтевом суставе сильно растягивается, при этом переходят границы нормальной подвижности сустава (пассивная граница подвижности) («удэ-хисхиги») или рука, согнутая под прямым углом, с силой выворачивается («уда-гарами»), предназначенные для того, чтобы вызвать сильнейшие болевые ощущения у соперника.

Переход из стойки в положение лежа

Имеются в виду технические навыки, которыми должен обладать нападающий после неудачно выполненного броска, в результате которого соперник, однако, оказался лежащим на ковре, для того чтобы тут же перейти в положение лежа и успешно закончить нападение, используя соответствующую технику.

world-sport.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *