БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МТ-ЛБ. Боевые машины мира, 2014 № 25 Транспортер-тягач МТ-ЛБ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МТ-ЛБ
Несмотря на свое изначальное предназначение как артиллерийского тягача, МТ-ЛБ нашел и другое применение – он используется как бронетранспортер, носитель различного оружия, шасси для установки спецоборудования.
Многоцелевой транспортер (тягач) МТ-ЛБ.
С момента своего принятия на вооружение МТ-ЛБ поступал, прежде всего, в противотанковые части, где использовался как тягач 100-мм орудий БС-3 и МТ-12. С появлением снегоболотоходной модификации МТ-ЛБВ, обладавшей уникальной проходимостью, этими машинами начали комплектоваться мотострелковые части, дислоцированные в северных районах СССР. В качестве бронетранспортера МТ-ЛБВ вмещал 11 пехотинцев с личным оружием. Такими машинами были, в частности, укомплектованы четыре мотострелковые дивизии Ленинградского военного округа – 11, 54,64 и 131-я. Однако применение тягача в качестве бронетранспортера вскрыло существенный недостаток – слабость вооружения машины. Такой транспортер имел лишь один 7,62-мм пулемет. Это привело к появлению модификации МТ-ЛБВМ, вооруженной 12,7-мм пулеметом НСВТ.
КОНТЕКСТ НА ЭКСПОРТ
Тягачи МТ-ЛБ широко экспортировались в страны Азии, Африки и Латинской Америки – Ирак, Сирию, Йемен, Ливию, Кубу, Перу и другие. В Болгарии и Польше МТ-ЛБ выпускались по лицензии.
Тягач МТ-ЛБ в Музее военной техники. Челябинск.
В АФГАНИСТАНЕ
Достаточно интенсивно использовались МТ-ЛБ в частях и подразделениях 40-й армии – Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Такие машины применялись не только в качестве артиллерийских тягачей, но и как носители оружия. Достаточно распространенной, например, была установка на МТ-ЛБ 82-мм автоматического гранатомета 2Б9 «Василек». Конструкция изготавливалась на месте с применением подручных материалов: рама для монтажа миномета делалась из швеллеров рам поврежденных автомобилей, поддон – из колесного диска. Все сооружение крепилось болтами на крыше кормовой части МТ-ЛБ.
В пустынной местности южных районов Афганистана как нельзя кстати пришлась высокая проходимость МТ-ЛБВМ. Душманы, действовавшие в этих районах, успешно использовали то обстоятельство, что сопровождавшие колонны БМП и БМД при съезде с дороги вязли в глубоком песке. Передвигаясь на верблюдах, они устраивали засады, обстреливали колонны из минометов, перевозимых на вьюках, а затем безнаказанно отходили. Ситуация изменилась, когда в состав охранения колонн стали включать МТ-ЛБВМ. Эти машины без особого труда преодолевали глубокие пески и настигали душманов.
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
На базе МТ-ЛБ создан целый ряд машин специального назначения:
¦ 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»
¦ самоходный ЗРК «Стрела-10»
¦ самоходный ПТРК «Штурм-С»
¦ установка разминирования УР-77
¦ машины радиационной и химической разведки (РХМ)
¦ машины управления артиллерийским огнем, носители РЛС и пр.
ПТРК «Штурм» на тактических учениях на Чебаркульском полигоне, 2010 год.
НА ТЕРРИТОРИИ НЫВШЕГО СССР
Весьма интенсивно применялись МТ-ЛБ в вооруженных конфликтах, вспыхивавших на территории бывшего Советского Союза. Чаще всего их применяли в качестве бронетранспортеров, но достаточно много МТ-ЛБ в кустарных условиях переделали в носители оружия. Число появившихся вследствие этого вариантов боевой машины не поддается учету. Чего только не монтировали на МТ-ЛБ: минометы различных типов, авиационные контейнеры с неуправляемыми ракетами, метеорологические ракеты «Алазань», ставшие боевым оружием. Наиболее распространенной стала, пожалуй, установка на МТ-ЛБ 23-мм спаренной зенитки ЗУ-23-2. Как правило, такие установки прикрывались дополнительными бронированными щитами. Главной их целью была отнюдь не авиация – скорострельные зенитки оказались идеальным средством для поражения наземных целей, включая даже легкую бронетехнику. В Узбекистане на одном из заводов даже наладили серийную доработку МТ-ЛБ под установку ЗУ-23-2, а на ХТЗ в 2001 году разработали специальную модификацию тягача со штатной установкой такой зенитки.
Весьма широко использовались МТ-ЛБ в конфликте в Приднестровье в 1992 году, где они «служили» как в армии Молдовы, так и в вооруженных формированиях Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). Например, в июне 1992 года в ходе боев за город Бендеры приднестровцы использовали четыре МТ-ЛБ. Со стороны Молдовы там действовало в общей сложности около 50 единиц бронетехники, в том числе и МТ-ЛБ с установленными зенитками ЗУ-23-2. Использовались МТ-ЛБ и в обеих чеченских войнах. Они оказались весьма подходящими для боев в горах – подвижными, маневренными и устойчивыми, способными двигаться по горным дорогам, преодолевая крутые подъемы и добираясь в такие места, где встретить бронетехнику никак не ожидали. Однако в боях в Чечне опять-таки проявился недостаток МТ- ЛБ – его слабое вооружение. И снова тягач в полевых условиях стали довооружать, монтируя станковый противотанковый гранатомет СПГ-9 либо автоматический станковый гранатомет АГС-17. Эти машины использовались в бывших союзных республиках, в частности в грузино-абхазском конфликте.
Следующая глава >
military.wikireading.ru
МТЛБ — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(перенаправлено с «»)Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июля 2016; проверки требуют 66 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июля 2016; проверки требуют 66 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
МТ-ЛБ | |
---|---|
МТ-ЛБ | |
Классификация | бронетранспортёр |
Боевая масса, т | 9,7; 12,2 с грузом |
Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 11 |
История | |
Производитель | |
Годы эксплуатации | с 1964 |
Количество выпущенных, шт. | более 9600[1] |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6399—6509 |
Ширина, мм | 2820—2865 |
Высота, мм | 1835—1890 |
База, мм | 3700 |
Колея, мм | 2500 |
Клиренс, мм | 395—415 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 14 |
Вооружение | |
Прицелы | ПП-61Б |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ |
Подвижность | |
Тип двигателя |
encyclopaedia.bid
История МТЛБ — ООО ТД СПЕКТР
За свою сорокалетнюю историю МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный) завоевал большую популярность как у нас, так и за рубежом. Наверно, называя машину «многоцелевой тягач», его создатели не предполагали, что она станет основой для более чем 80 модификаций — от бронетранспортера до боевых комплексов. Парк этих машин составляет около двух десятков тысяч. И по сей день они остаются незаменимыми в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера, где одним из важнейших показателей для боевых машин является проходимость, А по этому качеству «эмтээлбэшка» уступит разве что двухзвенным транспортерам семейства «Витязь», которых, к сожалению, было выпущено на порядок меньше.
Родиной этой уникальной машины является Харьков, город, давший жизнь не одному Знаменитому образцу бронетанковой техники (БТТ). Здесь стоит вспомнить легендарные БТ-7, Т-34 или революционный Т-64. Но, в отличие от своих «земляков», МТ-ЛБ разрабатывался не в стенах паровозостроительного завода, а в КБ Харьковского тракторного под руководством Анатолия Белоусова. Кстати, в армии этот тягач всегда относился не к бронетанковой, а к автомобильной технике. Вот такой парадокс: машина и гусеничная, и бронированная, а числится почти автомобилем. И номера на нее вешались автомобильные.
Техзадание на ее разработку было выдано в конце 1950-х в связи с появлением новых артиллерийских систем и изменившейся концепцией их боевого использования. Выпускаемые в то время на Курганском машиностроительном заводе гусеничные артиллерийские тягачи были легко уязвимы от огня стрелкового оружия и осколков снарядов, имели высокий силуэт и не могли преодолевать глубокие броды.
С принятием на вооружение Советской Армии 100-мм гладкоствольной противотанковой пушки МТ-12 «Рапира», 100-мм пушки БС-З и 122-мм гаубицы Д-30 стал необходим бронированный тягач с низким силуэтом, с высокими характеристиками подвижности, способный не только буксировать артиллерийскую систему, но и перевозить под прикрытием брони ее расчет и боекомплект. Однако созданная на ХТЗ машина оказалась настолько удачной, что за ее исходным предназначением вскоре увиделись и многие другие. Тягач превратился в универсальную базу, на которой было построено целое семейство боевых и вспомогательных бронированных машин. На базе МТ-ЛБ были созданы машины управления для различных родов войск, самоходно-артиллерийские установки и установки самоходных зенитных и противотанковых ракетных комплексов и даже авиатранспортабельные дорожно-землеройные машины.
Компоновка и устройство
Компоновка машины несколько необычна для отечественного танкостроения. Трансмиссия в МТ-ЛБ расположена спереди, а двигатель размещен в средней части корпуса машины с некоторым смещением к левому борту относительно продольной оси. Между трансмиссионным отделением и двигателем находится отделение управления. За счет смещения двигателя в сторону левого борта имеется проход из отделения управления в десантное (грузовое).
В отделении управления с левой стороны размещается механик-водитель, а справа от него — командир машины. Чтобы было удобно вести наблюдение из транспортера, отделение оборудовано двумя стеклоблоками (как на БТР-60), которые в боевой обстановке закрываются броневыми крышками. При этом наблюдение за дорогой механиком-водителем ведется через три призменных смотровых прибора ТНПО-170А, центральный из которых может быть заменен прибором ночного видения ТВН-2Б. Свое место механик-водитель обычно занимает через люк, расположенный над его местом в крыше машины. Справа в носовой части над местом командира установлена бронированная коническая башенка ТКБ-01 кругового вращения. В ней смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ. Наведение оружия на цель командир осуществляет вручную. Люк для командира оборудован левее башенки в крыше машины, практически на ее продольной оси.
Десантное (грузовое) отделение, расположенное в кормовой части машины, первоначально предназначалось для размещения в нем артиллерийского расчета буксируемого орудия и боекомплекта к нему. В дальнейшем, когда МТ-ЛБ стал использоваться в качестве бронетранспортера для мотострелков, десантное отделение было дооборудовано для посадки 11 полностью экипированных пехотинцев. Десант располагается вдоль бортов машины на сиденьях, установленных поверх топливных баков. Для посадки, спешивания и погрузки имущества используются двустворчатая дверь в кормовом бронелисте и два люка в крыше десантного отделения. Десантники могут вести огонь из индивидуального оружия, для чего в бортах корпуса машины сделаны четыре закрываемые броневыми крышками амбразуры. Машина оборудована отопителем и фильтровентиляционной установкой (ФВУ).
4. Гидродинамическая решетка на корме МТ-ЛБ, обеспечивающая движение на плаву за счет перемотки гусениц
5. Гидродинамические решетки в рабочем положении
Корпус МТ-ЛБ сварен из катаных броневых листов и обеспечивает защиту экипажа и десанта от пуль ручного огнестрельного оружия, осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра. Корпус выполнен герметичным, что позволяет машине преодолевать водные преграды вплавь при номинальной грузоподъемности до 2 т. Движение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц. Перед преодолением водной преграды в передней части корпуса машины поднимается волноотражающий щиток, а сзади с обеих сторон опускаются и фиксируются гидродинамические щитки. На крыше машины устанавливается небольшая воздухопитающая труба. На случай попадания внутрь корпуса воды для ее откачки имеется водооткачивающая помпа.
Подвеска МТ-ЛБ — независимая торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами на первых и последних узлах. Она обеспечивает машине хорошую плавность хода по пересеченной местности. Гусеничная лента имеет ширину трака 350 мм, что создает относительно небольшое удельное давление на грунт и обеспечивает МТ-ЛБ высокую проходимость по грунтам со слабой несущей способностью. В заснеженных или заболоченных районах для повышения проходимости на машину могут устанавливаться специальные гусеничные ленты с шириной траков 565 мм. Тягач с такой гусеницей, получивший обозначение МТ-ЛБВ, имеет удельное давление на грунт всего 0,28 кг/см2, то есть меньше, чем у человека! По сухому грунту машина с грузом преодолевает подъем крутизной до 35°, а с прицепом — до 25°.
Оригинальная трансмиссия с двойным подводом мощности обеспечивает МТ-ЛБ разворот вокруг своей оси с радиусом, равным половине ширины машины, что особенно важно при движении на узких горных дорогах или в лесистой местности. При таких показателях транспортер оказывался зачастую единственным средством передвижения в труднодоступных районах Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера. В этих районах МТ-ЛБ использовался как бронетранспортер, и им оснащались мотострелковые подразделения некоторых соединений.
Возможные варианты
Шасси МТ-ЛБ послужило основой для создания большого количества боевых и вспомогательных машин. Все их перечислить в одной статье невозможно, но наиболее интересные и характерные, пожалуй, следует.
Мы уже говорили о МТ-ЛБВ. Это снегоболотоходный вариант базовой машины. Стал тягач и базой для ряда боевых машин, таких как самоходный ПТРК 9П149 «Штурм-С». На машине имеются выдвижная пусковая установка (ПУ) с одним транспортно-пусковым контейнером (ТПК) с ПТУР 9М114 «Штурм», комплекс аппаратуры управления и механизированная боеукладка барабанного типа, в которой размещаются 12 ТПК с ракетами. Перезаряжание ПУ производится автоматически.
Для подразделений ПВО общевойсковых частей на базе МТ-ЛБ была создана боевая машина самоходного ЗРК 9К35 «Стрела-10».
В артиллерийских подразделениях танковых и мотострелковых полков до сих пор имеются созданные на базе МТ-ЛБ 122-мм самоходные гаубицы 2С1 «Гвоздика». Артиллеристы имели в своем распоряжении МТ-ЛБ и с установленной на ней РЛС разведки и засечки позиций стреляющей артиллерии СНАР-10. Станция способна обнаруживать цели на дальностях до 20 км.
Трудно назвать род войск, в котором бы не использовалась МТ-ЛБ в том или ином виде. Не обошли конструкторы вниманием и войска радиационной, химической и бактериологической защиты, а также инженерные. Последние получили на базе МТ-ЛБ машину для проделывания проходов в минных заграждениях — УР-77, а также авиатранспортабельную инженерную машину разграждения «Восторг». У химиков состоит на вооружении разведывательная химическая машина РХМ «Кашалот».
Выпускался тягач и в варианте машины технической помощи — МТП-ЛБ. Она оборудована кран-стрелой грузоподъемностью до 15 т и различными приспособлениями для оказания технической помощи экипажам тягачей и машин на их базе.
На базе удлиненного варианта — МТ-ЛБу — выпускались различные командно-штабные машины комплекса АСУВ «Маневр» и машины управления подразделений артиллерии и ПВО, такие как, например, «Фальцет», «Овод», «Сборка» и другие. На той же базе был созданы ряд специальных машин войск связи и РЭБ. Кроме того, на МТ-ЛБу выполнены радиолокационный комплекс разведки позиций ракет и артиллерии 1Л219М «Зоопарк-1» и комплекс дистанционной химической разведки КДХР-1Н «Даль».
Кроме «заводских» вариантов МТ-ЛБ, в войсках доморощенные «кулибины», коих у нас везде хватает, часто делали собственные варианты машины, которые потом копировались в разных воинских частях и военных округах. Так появился вариант импровизированного самоходного миномета, у которого на крыше десантного отделения устанавливался и крепился буксируемый 82-мм автоматический миномет 2Б9 «Василек». При этом огонь велся непосредственно с машины. Еще одна распространенная импровизация на тему самоходной установки на базе МТ-ЛБ — монтаж на него зенитной установки ЗУ-23-2. Реже можно встретить МТ-ЛБ, превращенные в системы залпового огня путем крепления на них одного или нескольких блоков с НАР.
Благодаря своей высокой надежности, подвижности и проходимости МТ-ЛБ пользуются популярностью в армиях почти трех десятков государств, в том числе и стран НАТО. Относительно небольшие масса и габариты этой машины позволяют перевозить ее вертолетами и не очень большими самолетами транспортной авиации.
У далеких соседей
МТ-ЛБ производился по лицензии в Болгарии и Польше. С накоплением определенного опыта инженеры этих стран стали вносить свои изменения в его устройство, а позднее создавать на базе тягача и свои собственные конструкции, мо дернизировать машину по собственным программам. После объединения Германии вся военная техника Национальной Народной армии (ННА) ГДР досталась Бундесверу, часть этой техники Германия стала распродавать «по дешевке» своим соседям. Не минула сия участь и МТ-ЛБ. Партия машин в количестве 450 единиц была продана Швеции. Скандинавы, с оглядкой на советский опыт, переоборудовали тягач в самоходный ПТРК, установив на него пусковую установку и систему управления комплекса RBS-56. «Штурм» по-шведски получил там обозначение Pbv 401. Не думаю, чтобы шведы стали платить деньги за что попало. В северных районах МТ-ЛБ — машина востребованная. Да и не только там.
В Болгарии, поданным Jane’s, в настоящее время имеется 2350 МТ-ЛБ, изготовленных заводом BETA. В основной массе они практически не отличаются от оригинала. Но все же часть машин была выпущена с собственными доработками, что внесло в широкую гамму семейства еще большее разнообразие.
В этой стране на базе МТ-ЛБ выпускались 82- и 120-мм самоходные минометы, KShM R-81 и KShM-R-80, санитарная машина MT-LB SE, машина химической разведки MR HR и автоматизированный комплекс химической разведки Maritza. Тягач MT-LB-VB, выпускавшийся в Болгарии, отличался от оригинала установкой 12,7-мм пулемета на правой стороне корпуса.
На Болгарском предприятии TEREM, где также по лицензии выпускались самоходно-артиллерийские установки 2С1 «Гвоздика», местными инженерами были созданы и поставлены на производство два типа БМП — ВМР-23 и ВМР-30. На первой устанавливается сварная двухместная башня с 23-мм автоматической пушкой 2А14 (как на зенитных установках ЗУ-23-2). С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Имеется также и пусковая установка ПТУР 9М14М «Малютка».
На ВМР-30 устанавливается башня, полностью идентичная башне совет ской БМП-2 с соответствующим комплексом вооружения.
Польские инженеры предприятия Huta Stalowa Wola (HSW) создали на базе МТ-ЛБ еще большее семейство машин, различных по назначению и конструкции. Это машина инженерной разведки Hors, машина технической помощи Mors, машина дистанционного минирования Kroton, санитарная машина Lotos, машина разминирования Durian, командно-штабная машина Lowcza с автоматизированным комплексом управления войсками и зенитная самоходная установка (ЗСУ) Sopel.
7. Инженерная машина Durian обычно используется для разминирования местности
Большинство польских образцов МТ-ЛБ для движения на плаву оснащены водометными движителями с гидроприводами.
Машина инженерной разведки Hors предназначена для проведения инженерной разведки дорог, мостов, придорожных объектов, гидротехнических сооружений, минновзрывных заграждений, проведения химической разведки местности и водоемов. Для этого машина оснащена специальными комплектами инженерной и химической разведки. От оригинала машина отличается наличием водометных движителей, небольшим возвышением на корпусе в кормовой части, башенкой с большими пуленепробиваемыми стеклами и 12,7-мм пулеметом НСВТ-12,7 над местом командира машины, а так же наличием на корпусе специальной антенны.
8. Командно-штабная машина Lowcza с автоматизированным комплексом управления войсками
Второе дыхание МТ-ЛБ
Поскольку с распадом СССР абсолютно все заводы, производящие машины семейства МТ-ЛБ, остались за пределами России (Украина, Болгария, Польша), закупок этой техники с 1990 г. не было. А в войсках остались тысячи машин со сроком эксплуатации более 10 лет. Еще немного, и они могли стать просто грудой металла. Да и по своим боевым характеристикам МТ-ЛБ за 40 лет заметно подотстал. Учитывая сложившиеся экономические обстоятельства и отсутствие в России базовых заводов по выпуску таких машин, вопрос о проведении в промышленных масштабах их капитального ремонта и повышения военно-технического уровня стал весьма актуальным. Возникла необходимость основательно модернизировать МТ-ЛБ, чтобы привести его тактико-технические характеристики в соответствие с современными требованиями. И такие программы, позволившие поднять боевые свойства машины на новый качественный уровень, в России были разработаны.
В нашей стране решением этой задачи занимались конструкторы СКБ ОАО «Муромтепловоз», где для этого имелись все необходимые условия. Предприятие располагало полным комплектом конструкторской документации на машины семейства МТ-ЛБ. И самое главное — квалифицированные специалисты СКБ уже имели опыт по созданию образцов военной техники, в том числе и гусеничных машин. Когда налаживался процесс капитального ремонта МТ-ЛБ, сложились устойчивые творческие связи между коллективом конструкторов и научными организациями МО РФ, промышленности. Осваивая капитальный ремонт транспортеров и выпуск запчастей к ним, на предприятии сумели провести значительный объем работ, разработали и изготовили испытательные стенды, обзавелись современным технологическим оборудованием.
В сентябре 1999 г. было принято совместное решение об изготовлении двух опытных образцов модернизированных транспортеров-тягачей МТ-ЛБ, утвержденное Министром обороны РФ и Генеральным директором ОАО «Муромтепловоз». Месяцем позже МО РФ утвердило решение о проведении типовых испытаний модернизированных гусеничных транспортеров МТ-ЛБМ 6МА и МТ-ЛБМ 6МБ.
В ходе испытаний были подвергнуты проверке все параметры опытных образцов, установленные в тактико-технических требованиях. Результаты проведенных типовых испытаний дали основание рекомендовать модернизированные машины к принятию на вооружение. И с 2000 г. «Муромтепловоз» стал осуществлять модернизацию машин семейства МТ-ЛБ при проведении их капитального ремонта в рамках государственного оборонного заказа. Что же представляют собой модернизированные на «Муромтепловозе» МТ-ЛБ? Главной целью усовершенствования машин было повышение их огневой мощи. Для этого транспортеры оснастили башенной пулеметной или башенной пулеметно-пушечной установкой. Помимо этого, на 80% восстанавливается ресурс машин.
МТ-ЛБМ 6МА с 14,5-мм пулеметом КПВТ уже широко используется в войсках, в том числе и в «горячих точках»
При всех замечательных качествах МТ-ЛБ он обладал одним серьезным недостатком — слабой защищенностью. Тонкая броня тягача пробивалась бронебойной пулей винтовочного патрона уже с дистанции в 200 м. Поэтому при модернизации ставилась задача решить и проблему повышения защищенности. По словам главного конструктора ОАО «Муромтепловоз» Сергея Серебрякова, наработки по повышению защиты МТ-ЛБ уже есть, как по усилению противопульной защиты, так и противоминной стойкости. Например, за счет дополнительного бронирования машины может обеспечиваться ее защита по периметру от бронебойных пуль калибра 12,7 мм на любой дальности. При этом ни подвижность машины, ни ее водоходные качества не страдают. Итак, перспективы у МТ-ЛБ пока еще есть.
Правда, некоторые могут подумать, что так и будем еще лет 40 выжимать из МТ-ЛБ его неиссякаемый потенциал. Нет, конечно. На новых модернизациях МТ-ЛБ идет отработка многих новых систем и агрегатов, тех самых, которые в ближайшем будущем станут основой нового тягача. Который, кто знает, может стать таким же универсалом и заслужить такую же любовь в войсках, как неутомимый труженик МТ-ЛБ.
Сергей Суворов, кандидат военных наук, полковник запаса
Журнал «Мир оружия» (WEAPON’S WORLD) 12 (15) декабрь 2005 01 (16) январь 2005
td-spektr74.ru
МТЛБ — это… Что такое МТЛБ?
МТ-ЛБ | |
---|---|
Классификация | бронетранспортёр |
Боевая масса, т | 9,7; 12,2 с грузом |
Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 11 |
История | |
Год(ы) эксплуатации | с 1964 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6454 |
Ширина корпуса, мм | 2850 |
Высота, мм | 1920 |
Клиренс, мм | 395 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 14 |
Вооружение | |
Пулемёт(ы) | 1 × 7,62-мм ПКТ |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 8-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л.с. | 240 |
то же, кВт. | 176 |
Скорость по шоссе, км/ч | 62 |
Скорость по пересеченной местности, км/ч | 6 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Удельная мощность, л.с./т | 19,7—24,7 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами |
Ширина гусеницы, мм | 350 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 | 0,46 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35 |
Преодолеваемая стенка, м | 1,1 |
Ширина преодолеваемого рва, м | 2,8 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
МТ-ЛБ (Многоцелевой тягач легкобронированный) — советский плавающий бронетранспортёр. Создан для перевозки людей и грузов, а также на роль артиллерийского тягача. В некоторых частях использовался также для перевозки личного состава мотострелковых подразделений, хотя и не предназначался для этой роли, в отличие от принятых ранее на вооружение БТР-60. Принят на вооружение в 1964 году, выпускался на ХПЗ. Использовался как база для ряда машин специального назначения, а шасси бронетранспортёра использовалось для гражданских вездеходов. Хотя с середины восьмидесятых годов и сам МТ-ЛБ в варианте без башенки и пулеметного вооружения с успехом использовался в народном хозяйстве в условиях крайнего севера как вездеход. МТ-ЛБ применялся советскими войсками в Афганской войне, а после распада СССР использовался практически во всех крупных вооружённых конфликтах на постсоветском пространстве. В значительных количествах МТ-ЛБ также поставлялся союзникам СССР и нейтральным странам и использовался в ряде региональных конфликтов. В Российской Армии военнослужащие механизированных подразделений (механики-водители) кратко называют данную боевую машину «эмтээлбэшка»[1], «ме́тал», «маталыга»[2].
С развалом СССР производственная база МТ-ЛБ осталась на территории Украины. На шасси этой машины Харьковским заводом разработан и выпускается гражданский вездеход ХТЗ-10НК.
Опыт боевого применения
В среде военных, имеющих косвенное представление об этой машине бытует мнение о ней, как о низкоскоростной, слабозащищённой броней, со слабой огневой мощью боевой машине. Такой подход к МТ-ЛБ основан на сравнительном анализе этой машины с БМП и БТР. Ошибочно негативная оценка МТ-ЛБ имеет корни в сравнении его характеристик в свете боевой машины пехоты. Не принимается во внимание тот факт, что МТ-ЛБ с одной стороны и БМП, БТР с другой стороны это совершенно разный класс военной техники. В отличие от БМП, БТР, БМД, при проектировании МТ-ЛБ не ставилась задача создать боевую машину поддержки пехоты. Он изначально проектировался как вездеход для транспортировки грузов, артиллерийских орудий а так же, как санитарная машина. С учётом предъявленных требований, лёгкая броня и пулемёт Калашникова, которым машина вооружена, рассматриваются не как недостаток, а как достоинство. Фактически, в отличие от обычного армейского грузовика, функции которого он выполняет, МТ-ЛБ имеет гусеничный ход, что повышает его проходимость, противопульную броню и пулёметное вооружение.
Тягач не предназначен для использования в наступательных целях. Пулемётное вооружение он имеет исключительно для собственной обороны. Опыт Афганской войны показал, что помимо своего прямого назначения, МТ-ЛБ мог, в случае крайней необходимости, эффективно защитить пулемётным огнем не только себя, но и орудийные расчеты, за которыми машина закреплена как тягач.
Варианты
- МТ-Л
- МТ-ЛБ
- МТ-ЛБВ (вездеходный вариант) Модификация имеющая пониженное удельное давление на грунт (ок. 0,27 кг/см2). Применялась в арктических регионах вместо БМП и БТР.
- МТ-ЛБУ Командно-штабная версия с дополнительной радиостанцией, навигатором и шаторским платном.
- МТП-ЛБ Полубронированная модификация.
- ТТ-ЛБ M1975 Версия СНАР-10 артеллерийский/минометный радар-локатор.
- МТ-ЛБу Извиђачка верзија.
- МТ-ЛБус Возило за откривање високе фреквенције. Додат је Р-330П високофеквенцијски трагач.
- МТ-ЛБТ Артиллерийский тягач.
- МТ-ЛБ Санитар С носилками.
- МТ-ЛБ Инженерский Кутија за алат на крову и сечиво на крају.
- 9A34/9A35 ЗРК «Стрела-10» на базе МТ-ЛБ.
- МТ-ЛБ
Польские варианты
- МТЛБ — базовая версия.
- 2С1 Goździk — самоходная гаубица кал. 122 мм. (производилась по лицензии)
- WEM Lotos — медицинский эвакуатор
- WPT Mors — машина технической поддержки
- TRI Hors — инженерский тягач
- TI Durian — инженерский тягач
- TMN Kroton — миноукладчик
- WRE Przebiśnieg — модификация РЭП (радиоэлектронного подавления)
- ZWD-1 Irys — командно-штабная модификация
- ZWD-10R Łowcza — командно-штабная модификация
Машины на базе МТ-ЛБ
На базе МТ-ЛБу создано шасси для самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» и машины управления огнем наземной артиллерии (1В13, 1В14, 1В15, 1В16).
Страны, где используется
- Современные:
- Азербайджан — 393 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[3]
- Бангладеш по состоянию на 2007 год[4]
- Белоруссия — 66 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[5]
- Болгария — не менее 1025, возможно, до 2169 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[6]
- Грузия — 72 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[7]
- Ирак
- Казахстан — 686 МТ-ЛБ, ещё около 1000 на хранении, по состоянию на 2007 год[8]
- Литва — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[9]
- Македония — 10 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[10]
- Молдавия — 6 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[11]
- Нигерия — 67 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[12]
- Россия:
- Украина — 2090 МТ-ЛБ и 4800 Л-а-Л, по состоянию на 2007 год[16]
- Уругвай — 3 МТ-ЛБ, по состоянию на 2007 год[17]
- Финляндия — 16 МТ-ЛБ, 98 МТ-ЛБВ, по состоянию на 2007 год[18]
- Швеция — 450 МТ-ЛБ, из них остаётся 24 Pbv.401A, 56 Pbv.4020 по состоянию на 2007 год[17]
- Бывшие:
Изображения
Примечания
- ↑ МТ-ЛБ — многоцелевой тягач легкобронированный. С. Суворов. Журнал «Мир оружия» (WEAPON’S WORLD). 12 (15) декабрь 2005. 01 (16) январь 2005.
- ↑ Смотр. Выпуск семнадцатый. Телекомпания НТВ. 7 мая 2009.
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 157. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 313. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 159. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 104. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 166. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 319. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 128. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 168. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 170. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 287. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 196. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 199. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 197—200. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 177. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ 1 2 The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 87. — ISBN 1-85743-437-4
- ↑ The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 164. — ISBN 1-85743-437-4
Ссылки
См. также
Wikimedia Foundation. 2010.
dal.academic.ru
МТ-ЛБ | |
---|---|
Классификация | бронетранспортёр |
Боевая масса, т | 9,7; 12,2 с грузом |
Компоновочная схема | трансмиссионное и управления отделения в лобовой части, моторное в средней, транспортное в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 11 |
Производитель | |
Годы эксплуатации | с 1964 |
Количество выпущенных, шт. | более 9600[1] |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 6399—6509 |
Ширина, мм | 2820—2865 |
Высота, мм | 1835—1890 |
База, мм | 3700 |
Колея, мм | 2500 |
Клиренс, мм | 395—415 |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 14 |
Прицелы | ПП-61Б |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм ПКТ |
ru-wiki.ru