Ттх су 57 – Су-57 — Википедия

Содержание

Су-57 проиграл китайскому истребителю :: Авиация

В российском самолете уделили мало внимания стелс-технологиям

Истребитель пятого поколения Су-57, который российские военные позиционируют как не имеющий себе равных в своем классе, получил довольно противоречивую оценку у постоянного автора журнала The National Interest Дэйва Маджумдара, который специализируется на боевой авиации.

По его мнению, по своим летным характеристикам Су-57 превосходит китайский J-20. Даже с двигателем первого этапа АЛ-41Ф1 он обладает хорошей скоростью и отличной маневренностью, в том числе на больших углах атаки. Тяга на форсаже АЛ-41Ф1 достигает 14,5 тыс. кгс, что дает приличные показатели на сверхзвуке.

А когда Cу-57 получит более мощные турбины с тягой до 19 тыс. кгс, которые пока именуются как «Изделие 30», самолет и вовсе сравняется с американским F-22 и также сможет поддерживать крейсерскую скорость на сверхзвуке. Считается, что это один из основных показателей истребителя пятого поколения.

J-20 по мощности примерно такой же, как Су-57 с двигателем первого этапа. В маневренности он не выигрывает, а то и проигрывает российскому истребителю. Но есть одно но. По мнению автора NI, при проектировании истребителя китайцы уделили эффективной площади рассеивания (ЭПР) намного больше внимания, чем русские. Поэтому на радаре Су-57 будет заметнее, чем J-20.

Например, выдавать самолет будет закругленный электрооптический датчик, который конструкторы не углубили в корпус. Кроме того, у оснований крыльев есть специальные подвижные щитки (LERX), которые также влияют на ЭПР самолета.

Двигатели в Су-57 замаскированы не лучшим образом, в том же F-22 сопла немного углублены в корпус. Более прогрессивный стелс-дизайн и у китайского J-20. Электрооптические и инфракрасные датчики у него спрятаны. У J-20 лучше аэродинамика, сам самолет более обтекаемой формы. Система предупреждения о ракетном нападении (MWS) у него почти такая же, как у F-22 и F-35.

Проблема китайского истребителя – это двигатель, если Пекину удастся построить аналог «Изделия 30», то J-20 может поспорить с Су-57 и в ближнем бою. На данный момент разрабатывается WS-15 c тягой до 18 тыс. кгс, однако неясно, когда его поставят на самолет.

Что касается датчиков, то пока нет точных данных, на каком самолете они эффективнее. Дело в том, что они разрабатывались для разных задач. Летчики Су-57 будут пытаться засечь истребители пятого поколения противника с помощью РЛС «Белка», которая работает в Х– и L-диапазонах. По мнению западных экспертов, это возможно, но неизвестно, удастся ли захватить цель и вести ее.

Китайцы пошли по другому пути и попытались сделать самолет, похожий на F-35. Главной его задачей будет не воздушный бой с эскадрильей истребителей противника, а неожиданный удар, когда враг даже не думает об опасности. Для этого у него есть система, аналогичная американской AN/ASQ-239, но не такая продвинутая.

Очевидно, что Су-57 и J-20 задумывались для разных задач. Если российский истребитель создавался в противовес американскому «хищнику» F-22, то китайский J-20 намного ближе к F-35, которому не нужно завоевывать превосходство в небе в ближнем бою, а достаточно лишь обнаружить противника первым и нанести удар.

utro.ru

СУ-57: характеристики и история создания

Су-57 – истребитель 5-го поколения, разработанный в ОКБ им. Сухого в рамках проекта ПАК ФА. До конца лета 2017 года машина была более известна под индексом Т-50, пока не получила свое серийное название. Данная машина разрабатывалась как более современная замена истребителю Су-27 и противовес американскому F-22. По конструкции и характеристикам Су-57 полностью соответствует пятому поколению. В 2010 году он впервые поднялся в небо. В 2013-м было запущено мелкосерийное производство пробных версий, необходимых для испытаний. В 2016 году появилась официальная информация о том, что серийные поставки самолета начнутся уже в 2018 году. Давайте познакомимся с техническими и тактическими характеристиками Су-57 и историей создания этого самолета.

Разработка

Прежде чем приступить к обзору характеристик Су-57 и его особенностей, познакомимся с историей создания первого самолета пятого поколения, построенного в РФ. Еще в конце 1990-х ВВС СССР определились с требованиями, выдвигаемыми к истребителю нового поколения, который должен был сменить модели Су-27 и Миг-29. Опираясь на эти требования, КБ им. Сухого создало прототип самолета Су-47, а РСК «Миг» – 1.44. Распад Советского Союза привел к экономическому спаду и остановке работ по созданию нового истребителя. Вскоре проект 1.44 перестали финансировать и закрыли, а Су-47 начали использовать как летающую лабораторию.

Лишь в 2002 году работы по проекту принципиально новой машины были восстановлены. Так началась история Су-57, характеристики которого мы сегодня рассмотрим. Разработку самолета поручили КБ Сухого. В своем детище оно должно было опираться на конструкторские решения проектов Су-47 и Миг 1.44, а также современные технологии, которые с конца 90-х, конечно же, сделали решительный шаг вперед. В 2004 году президент России В. Путин познакомился с макетом самолета, а через год разработка начала активно финансироваться.

Испытания

В январе 2010 года самолет первый раз поднялся в небо. Сергей Богдан — заслуженный летчик-испытатель РФ, около 45 минут держал машину в воздухе. 14 марта следующего года в ходе очередных испытаний новый истребитель преодолел звуковой барьер. Данному достижению предшествовало порядка 40 испытательных полетов, после каждого из которых характеристики Су-57 улучшались.

В июле 2012 года в небо поднялся третий образец машины, оборудованный бортовой радиолокационной системой. К осени 2013 года опытные образцы Су-57 совершили более 400 полетов. В сентябре 2015 года было объявлено о начале завершающей стадии испытаний. В ноябре 2016 года в небо поднялся уже 7-й опытный образец истребителя. В последнем квартале 2017 года в небо должен подняться первый самолет Су-57 с мотором нового образца.

В июле 2017 года Юрий Слюсарь – президент ПАО «ОАК» (Объединенной авиастроительной компании) заявил, что начало передачи установочной партии истребителей Су-57 (12 экземпляров) запланировано на 2019 год. При этом все самолеты кроме двух будут оборудоваться моторами первого этапа. Месяцем позже Главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Бондарев сообщил, что первые серийные экземпляры нового самолета будут переданы ВВС уже в 2018 году.

Конструкция: общие сведения

С появлением первых упоминаний о Су-57 характеристики и фото этого самолета стали интересовать всех. Но если фото доступны любому желающему, то технические параметры пока что не разглашаются. Львиная доля информации о технических характеристиках Су-57 является засекреченной. Широким массам доступны лишь приблизительные данные, которых, в принципе, для простых обывателей более чем достаточно.

Предполагается, что размах крыла и длина корпуса у Су-57 немного больше, нежели у американского F-22, однако меньше, чем у предшествующего ему Су-27. По массе новый истребитель, как и Су-27, скорее всего, относится к тяжелым истребителям. Вот что точно известно, так это его принадлежность к тому самому 5-му поколению, отличительными чертами которого являются малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, способность к маневрам с большой перегрузкой, многофункциональность и наличие передовой электроники. Теперь разберем характеристики самолета Су-57 подробнее.

Кабина

Из-за особенных характеристик и типа Су-57 ширина его одноместной кабины больше, нежели у модели Су-27. Оборудование во многом унифицировано с истребителем Су-35С, который относят к поколению «4++». Кабина пилота оснащается генератором кислорода.

Информация отображается посредством 2 15-дюймовых многофункциональных индикаторов МФИ-35, одного МФИ меньшего размера (справа снизу), одного резервного индикатора, отображающего текущую полетную информацию (справа сверху), коллимационной системы ШКС-5 и речевого информатора. Кроме того, часть данных отображается прямо на стекле шлема летчика.

Фонарь кабины состоит из передней (козырек) и задней частей. Чтобы его открыть, нужно сдвинуть заднюю часть назад, подобно тому, как это делается в модели Т-10. 1-я и 3-я версии Т-50 имели продольный переплет на задней части, в остальных моделях его нет. На внутренней стороне фонаря нанесено радиопоглощающее покрытие, которое снижает заметность самолета на 30%. Известно, что в недалеком будущем фонарь истребителя может получить значительные изменения.

По данным Сергея Позднякова – гендиректора и главного конструктора проектного предприятия «Звезда», Су-57 получит совершенно новое катапультное кресло. Оно будет превосходить предыдущие варианты кресел, используемые в ВВС РФ по всем параметрам.

Главная особенность новой катапульты – использование малогабаритной системы электронного управления движением кресла, которая может взаимодействовать с информационной системой истребителя. Система способна автоматически анализировать скорость движения самолета, высоту полета, углы крена и прочие параметры. Кроме всего прочего, она учитывает вес и рост летчика. Новое кресло испытывалось параллельно с самолетом. Система жизнеобеспечения, кислородная система и прочее снаряжение также были разработаны с чистого листа.

Планер

Интегральный планер истребителя Су-57 выполнен по нормальной аэродинамической схеме и имеет среднерасположенное трапециевидное крыло, которое плавно сопрягается с фюзеляжем. Широкий фюзеляж составляет порядка 45% размаха крыла. Угол стреловидности равен 48 градусам по передней кромке и 14 градусам — по задней. Механизация крыла представлена элеронами, флаперонами и носками крыла. Приводы элеронов и флаперонов располагаются под крылом и скрываются под продолговатыми обтекателями, слегка выступающими с основной плоскости. На концах крыльев есть скосы.

Крыло оборудовано развитым наплывом, передняя часть которого поворотная. Когда моторы самолета заглушены, поворотные части наплыва пребывают в висячем состоянии. В случае отказа во время полета они принимают отклоненное нерабочее положение. На предыдущих истребителях семейства Су (30-я, 33-я и 34-я модели) ПГО (переднее горизонтальное оперение) использовалось для повышения маневренности ввиду отсутствия моторов с УВТ (управлением вектором тяги). Наличие ПГО позволяет повысить маневренные характеристики самолета в вертикальной плоскости, в особенности на передних углах атаки. Благодаря ему увеличивается диапазон критических режимов до момента срыва потока с управляющих и несущих плоскостей. В целом же, эффективность ПГО по сравнению с моторами, оснащенными УВТ, ниже.

Хвостовое оперение истребителя Су-57, характеристики которого мы сегодня рассматриваем, представлено цельноповоротными трапециевидными стабилизаторами и килями, развал которых для уменьшения заметности равен примерно 26°. У основания килей находятся небольшие воздухозаборники, необходимые для охлаждения различных систем самолета. Аэродинамическое торможение достигается путем отклонения килей, увеличивающего лобовое сопротивление.

У моторов есть также дополнительные воздухозаборники, расположенные под фюзеляжем. Мотогондолы размещаются по обе стороны плоского днища фюзеляжа на расстоянии примерно 1,3-1,4 метра друг от друга. Подобным образом располагаются две пары створок отсеков с вооружением. Под местами соединения фюзеляжа и консолей крыла установлены два гребня с треугольным сечением. На их наружной поверхности установлены также створки отсеков вооружения.

В задней части самолета, между соплами моторов, выступая за них (как у самолета Су-27), располагается хвостовая балка, в которую вмонтирован контейнер парашютно-тормозной системы. На носовой части справа находится авиапушка, а слева – выдвижная штанга, с помощью которой истребитель может дозаправиться топливом в воздухе.

Самолет Су-57 имеет трехстоечное шасси, по конструкции похожее на аналогичный элемент модели Су-27. Все стойки складываются в сторону, противоположную направлению движения. Благодаря широкому фюзеляжу колея шасси составила целых 5,5 м. Двухколесная носовая стойка имеет пару посадочных фар и грязеотбойник. Основные стойки имеют по одному колесу диаметром в 1 м. При уборке в ниши, расположенные около наружных сторон воздухозаборников, они осуществляют поворот по двум осям.

Форма планера была выбрана из соображений малозаметности – важнейшей характеристики для Су-57 и всех современных истребителей. Что касается массы планера, то она была существенно снижена (по сравнению с предшественниками) за счет широкого использования композитных материалов (КМ). По словам А. Давиденко – главного конструктора самолета, на КМ приходится 25% массы пустого самолета и 70% площади. Давиденко также отметил, что у планера Су-57 в 4 раза меньше элементов по сравнению с Су-27. Последняя особенность позволяет сделать процесс сборки более быстрым и менее трудоемким, что существенно сказывается на цене самолета. Рассматривая характеристики Су-57, нельзя не отметить, что углепластиковые детали корпуса получили специальное молниестойкое покрытие.

Моторы

Прототип Су-57 и первые серийные образцы оснащались двигателями модели АЛ-41Ф1, которые получили рабочее название «Объект 117». Этот турбореактивный двухконтурный мотор имеет форсажную камеру и управляемый вектор тяги. Он был создан в НПО «Сатурн». Силовая установка позволяет развить сверхзвуковую скорость без применения форсажа. Она оснащается полностью цифровой системой управления и плазменной системой зажигания. В отличие от моторов самолета F-22, российский двигатель оснащается круглыми, а не прямоугольными соплами. От двигателя, используемого в самолете Су-35С, его отличает увеличенная сила тяги, сложная система автоматизации, новая турбина, пониженный расход горючего и цифровая система управления.

«Тип 30»

В рамках программы «ПАК ФА» также разрабатывается силовая установка 2-го этапа, получившая рабочее наименование «Тип/Изделие 30». В сентябре 2016 года опытные образцы этого мотора были построены и поступили на первые испытания. Этот двигатель был создан с нуля. По словам создателей, в нем внедрено множество новшеств и некоторые из них не имеют аналогов. Первый полет Су-57 с новыми двигателями, характеристики которых пока не разглашаются, запланирован на четвертый квартал 2017 года.

Вооружение

Истребитель будет вооружаться 30-миллиметровой авиационной пушкой модели 9-А1-4071К, которая представляет собой усовершенствованную версию пушки ГШ-30-1, выпускаемой для самолетов Миг-29 и Су-27. Эта пушка способна отработать весь боекомплект в любом режиме огня. Во внутренние бомбоотсеки будут закладываться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» разной дальности. Они отличаются от предшественников повышенной чувствительностью, помехозащищенностью и возможностью обнаружения и захвата вражеской цели прямо во время автономного полета. Вероятно также, что на внешних узлах подвески будут использоваться ракеты «воздух-воздух» модели КС-172. В общей сложности, истребитель пятого поколения получил 14 типов вооружения.

Электронные системы

Радиолокационная система истребителя принципиально отличается от авиационной РЛС в традиционном понимании. Вместе с основной РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) на борт самолета установлен ряд вспомогательных станций, как активных, так и пассивных. Будучи разнесенными по всей поверхности фюзеляжа, они представляют собой так называемую «умную обшивку». Интегрированная многофункциональная РЛС получит 5 встроенных антенн.

Малозаметность

Для истребителей 5-го поколения такой показатель, как малозаметность, является одним из принципиальных и включает в себя ряд мер, снижающих вероятность обнаружения истребителя в инфракрасном, видимом световом и радиодиапазоне, а также акустически.

Снижение заметности самолета Су-57 в радиодиапазоне достигается не только за счет его формы и использования особых материалов (поглощающих и отражающих), но и за счет средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Кромки отдельных элементов планера ориентированы в строго ограниченных направлениях, а углы между поверхностями имеют определенный диапазон. Дабы избежать эффекта уголкового отражателя, инженеры исключили расположение деталей конструкции под углом 90° друг к другу. Кроме того, для снижения радиозаметности основное количество вооружения было спрятано во внутренние отсеки самолета.

Благодаря удачному маскировочному (камуфляжному) окрашиванию корпуса удалось снизить заметность истребителя в видимом диапазоне. Снижение инфракрасной (тепловой) заметности самолета достигается благодаря особой конструкции моторов.

Немаловажную роль в малозаметности современного истребителя играет способность получать данные о вражеских объектах, не выдавая при этом себя. С этой целью самолет оснащается системой пассивных датчиков и сенсоров, а также надежным каналом обмена информацией.

Технические характеристики истребителя Су-57

Параметры, приведенные ниже, частично являются предположительными (расчетными), так как точных данных в общем доступе нет.

Итак, основные характеристики Су-57:

  1. Длина – 19,7 м.
  2. Высота – 4,8 м.
  3. Размах крыла – 14 м.
  4. Колея шасси – 5 м.
  5. База шасси – 6 м.
  6. Масса пустого самолета – 18,5 т.
  7. Нормальная взлетная масса с полным топливным баком – 30,61 т.
  8. Максимальная взлетная масса – 37 т.
  9. Масса мотора – 1,35 т.
  10. Максимальная тяга – 880 (на «Тип 30» — порядка 11000) кгс.
  11. Тяга на форсаже – 15000 (на «Тип 30» — порядка 18000)кгс.

Летные характеристики Су-57:

  1. Предельная скорость – 2600 км/ч.
  2. Предельная бесфорсажная крейсерская скорость – 2100 км/ч.
  3. Практическая дальность с полным топливным баком: на дозвуковой скорости – 4300 км; на сверхзвуковой бесфорсажной скорости – 2000 км.
  4. Практический потолок – 20 км.
  5. Длина пробега/разбега – 350 м.

Экспортная версия

Для поставки в Индию, а в перспективе возможно и в другие страны, была создана экспортная модификация самолета Су-57, получившая название FGFA. ОАК и индийская компания HAL подписали договор о совместном создании и производстве истребителя 5-го поколения. По условиям соглашения, индийская сторона будет заниматься разработкой бортового ПК, навигационной системы, системы самозащиты и информационных дисплеев. Все остальные работы на себя берет фирма «Сухой». Доля HAL в проекте оценивается минимум в 25%. Предположительно, версия истребителя, созданная совместными усилиями РФ и Индии, будет поставляться на экспорт. Конечно же, технические характеристики истребителя Су-57, созданного для продажи, будут отличаться от моделей, поступающих на вооружение РФ. Ориентировочная цена такого самолета составит 100 млн долларов США.

Сравнение с F-22

Пока что в мире есть только один истребитель пятого поколения – американский F-22. Перспектива принятия Россией в скором времени на вооружение своего самолета 5-го поколения не могла не вызвать резонанс в экспертных кругах. Издание National Interest (США) опубликовало детальное сравнение технических характеристик Су-57 и F-22. По результатам исследования был обнаружен целый ряд преимуществ российского истребителя. Если говорить коротко, то Су-47 сильнее в условиях ближнего боя, а F-22– дальнего.

Кроме того, экспертная комиссия сделала такие выводы:

  1. В крыльях Су-57 установлен радар L-диапазона. Стелс-средства американского истребителя против него бессильны. Вместе с тем, этот радар нуждается в доработке, так как обладает недостаточной точностью для наведения ракет исключительно по его данным. Для F-22 в ближайшем времени не планируется создание такого радара.
  2. Су-57 будет оснащаться инфракрасным радаром обнаружения с первых экземпляров, а F-22 получит схожую систему лишь к 2020 году.
  3. Оба самолета оснащаются далеко не самой современной электроникой, поэтому традиционное превосходство американской авиации в авионике в этом случае не реализовано в полной мере. Американцы не скрывают, что многие системы их истребителя уже считаются устаревшими.
  4. F-22 может брать на борт шесть тяжелых дальних ракет, в то время как Су-57 только четыре. Вместе с тем, дальность пуска у российских ракет в два раза больше.
  5. Стелс-оборудование обоих истребителей ставит под сомнение целесообразность использования дальних ракет – велика вероятность промаха при выстрелах с большой дальности, а также вероятность быстрого сближения, которое приводит к маневренному бою.
  6. За счет смены вектора тяги в 3 измерениях Су-57 обладает лучшими показателями маневренности. Американский истребитель способен менять вектор тяги лишь в двух измерениях, что в условиях ближнего боя может принести ему поражение.
  7. Российский военно-промышленный комплекс уже много лет превосходит американский за счет использования системы управления запуском ракет ближнего боя посредством специального шлема. Последний может производить пуск ракеты Р-73 по взгляду пилота. Подобная система для американских ВВС будет создана лишь к 2020 году.

Отдельно эксперты отмечают стоимость истребителей 5-го поколения. Независимо от страны-производителя, она слишком велика. Получается, что тактико-технические характеристики Су-57 и F-22 не имеют значения в силу сверхмалых объемов производства этих самых самолетов. Иными словами, обсуждать, какая машина лучше можно долго, но то количество экземпляров, которое России и Америке по карману произвести, вряд ли сможет оказать существенное влияние на исход крупного сражения.

Заключение

Рассмотрев историю производства и характеристики Су-57 – первого российского истребителя 5-го поколения, можно сделать вывод, что машина получилась очень достойной. Из-за распада СССР ее создание сильно затянулось (американский F-22 был пущен в серию в 2005 году), однако результат того стоил. На сегодняшний день по своим характеристикам самолет Су-57 не имеет аналогов в мире.

fb.ru

Новый двигатель с плазменной системой зажигания для Су-57. «Изделие 30» и искусство компромиссов

Автор: по материалам topwar.ru/tass.ru

19 марта 2019, 06:10

Главный конструктор ОКБ имени Люльки Евгений Марчуков рассказал о новом двигателе с плазменной системой зажигания и уменьшенной радиолокационной заметностью, которым оснастят новейший российский истребитель Су-57.

Речь идет о двигателе пятого поколения под кодовым названием «Изделие 30», который создавался с учетом российского и зарубежного опыта. Новые силовые установки будут мощнее и дешевле предыдущих. Тяга мотора в 10 раз выше собственного веса.

Евгений Марчуков, генеральный конструктор-директор «ОКБ им. А. Люльки»: «Создание двигателя – это искусство компромиссов, когда стоит задача сделать самый лучший в мире двигатель, а для решения этой задачи собраны лучшие конструкторы мира. каждый из них делает свой узел, но если затем собрать все это воедино — двигатель попросту не будет работать. Нужно где-то что-то убавить, в другом месте прибавить, и от этого выбора зависит очень многое. Создание каждого нового двигателя — это многократный перебор подобных комбинаций».

 

По словам Марчукова, созданный в РФ двигатель станет ответом спецам, которые раньше нашли у Су-57 «ахиллесову пяту». Ранее, иностранные  военные аналитики отмечали высокую радиолокационную заметность истребителя из-за тепловой отдачи мотора. «Изделие 30» будет собрано принципиально иным образом. В агрегат встроят плазменную систему зажигания и управления вектором тяги. Модернизированные форсунки обеспечат зажигание плазменной дуги одновременно с подачей керосина. Это поможет избежать «факеления» — выброса огненного столба из сопла из-за избытка топлива в камере сгорания. Таким образом, заметность истребителя в инфракрасном и радиоволновом диапазоне заметно снизится.

 

Пока перспективный ТРДДФ «Изделие 30» остается на стадии летных испытаний и проверяется
на опытных самолетах Т-50 / Су-57. 

 

Еще одним важным новшеством «Изделия 30» является изменяемая степень двухконтурности. Двигатель истребителя будет способен адаптироваться под любые условия полета лишь «приказами» летчика. Управлять самолетом станет в несколько раз проще. Важно, что эта функция даст Су-57 возможность крейсерского сверхзвукового движения.

«Изделие 30» будет собрано принципиально иным образом. В агрегат встроят плазменную систему зажигания и управления вектором тяги. 

 

Два этапа

 

Су-57 будет принят на вооружение в два этапа. На первом этапе в войска начнут поступать боевые самолеты с двигателями АЛ-41Ф1 («изделие 117») — похожие двигатели устанавливаются сегодня на истребители Су-35С. На втором этапе Су-57 получат двигатели уже пятого поколения, сегодня обозначаемые как «Изделие 30».

 

Удельным весом в авиации принято называть отношение массы двигателя к его полной тяге. Для перспективного «Изделия 30» этот показатель составляет менее 0,1, то есть двигатель будет способен выдавать более чем в 10 раз больше тяги, чем весит сам. 

 

В двигателе второго этапа для Су-57 разработчики применили ряд новых конструкторских подходов и технологий, благодаря чему «Изделие 30» по удельному расходу топлива примерно соответствует двухконтурному двигателю АЛ-31Ф (670 граммов на килограмм-силы в час в крейсерском режиме), однако превосходит его по показателю удельной тяги. АЛ-31Ф и его варианты являются одними из самых экономичных двигателей для боевых самолетов в мире; такие двигатели ставятся на истребители Су-27, Су-30 и Су-34, а также на китайский истребитель J-20.

 

Двигатель пятого поколения под кодовым названием «Изделие 30», который создавали с учетом российского и зарубежного опыта.

 

Технические подробности


По известным данным, «Изделие 30» представляет собой двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. На уровне некоторых основных идей он имеет сходство с более старыми двигателями семейств АЛ-31 и АЛ-41, но все его агрегаты разрабатывались заново и с применением современных наработок. Результатом этого стал заметный рост всех основных характеристик, позволяющий относить «Изделие 30» к следующему поколению ТРДДФ.

Двигатель имеет обычную для своего класса архитектуру с многоступенчатыми компрессорами высокого и низкого давления, камерой сгорания и многоступенчатыми турбинами. Позади турбин находятся форсажная камера и сопло с УВТ. На внешней поверхности двигателя помещены необходимые агрегаты того или иного назначения. Разработчики «Изделия 30» не спешат раскрывать все подробности конструкции, но часть особенностей нового проекта уже известна.

Компрессор обеспечивает сжатие поступающего воздуха со степенью 6,7, обеспечивая расход воздуха до 20-23 кг/с. Камера сгорания оснащается плазменной системой зажигания, устанавливаемой прямо на форсунках. Такие средства обеспечивают воспламенение топлива сразу после его попадания в камеру сгорания. Благодаря этому поддерживается оптимальный режим горения, а также исключается т.н. факеление. Температура газов перед турбиной находится в пределах от 1950 до 2100°K. Для сравнения, у серийного двигателя АЛ-31Ф этот параметр не превышает 1700°K.

 

Опытный Су-57 с двигателем «Изделие 30». russianplanes.net

«Изделия 30» комплектуется новым соплом, имеющим функции управления вектором тяги. Этот агрегат заметно меньше использовавшихся ранее и имеет иные обводы. В частности, задняя кромка сопла, образуемая отдельными створками, получает неровную форму.

Важной особенностью конструкции, обеспечивающей получение новых возможностей, является изменение степени двухконтурности. Также проект учитывал необходимость сокращения заметности двигателя и самолета в целом для радиолокационных и инфракрасных систем наблюдения. Такие задачи решались путем создания оптимальных конструкций воздухозаборника и сопла.

Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя. Получая команды от летчика, система управления выполняет их с учетом текущих параметров и различных факторов. Автоматика управления двигателем упрощает работу летчика, а также облегчает настройку силовой установки для работы в тех или иных условиях.

 

Все новые идеи и решения предназначаются для повышения основных характеристик двигателя. Согласно открытым данным, максимальная тяга двигателя «Изделие 30» достигает 11000 кгс, форсажная – 18000 кгс. Для сравнения, двигатель первого этапа АЛ-41Ф1 имеет тягу 9500 и 15000 кгс соответственно. Таким образом, самолет Су-57 даже при максимальной взлетной массе, превышающей 35 т, будет иметь тяговооруженность более единицы. При нормальном взлетном весе этот параметр достигнет 1,15-1,2.

Оптимизация основных параметров приводит к повышению летно-технических характеристик самолета. По разным оценкам, крейсерская сверхзвуковая скорость самолета Су-57 без применения форсажа, обеспечиваемая двумя двигателями с тягой по 11000 кгс, может достигать М=1,5. Наличие сопла с УВТ значительно улучшает маневренность на всех режимах.

 

Для нового двигателя создана оригинальная электронно-цифровая система управления. Она принимает данные с множества различных датчиков и следит за работой всех компонентов двигателя.

 

Планы

 

Пока перспективный ТРДДФ «Изделие 30» остается на стадии летных испытаний и проверяется на опытных самолетах Т-50 / Су-57. К настоящему времени изготовлено около двух десятков опытных двигателей, предназначенных для проверок на земле и в воздухе. Летные испытания двигателей продолжаются больше года и требуют еще времени. Так, в начале прошлого года сообщалось, что весь цикл летных испытаний может занять три года.

 

 

Согласно нынешним планам, в ближайшие годы российские воздушно-космические силы получат несколько первых серийных истребителей Су-57. Первые машины этого типа будут оснащаться т.н. двигателями первого этапа – ТРДДФ АЛ-41Ф1. В 2020 году должен появиться второй контракт на поставку серийной техники. На этот раз речь идет о внедрении новых двигателей. Часть истребителей второй серии будет оснащаться «Изделиями 30». Серийное производство таких двигателей будет освоено предприятием «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение». В дальнейшем, ориентировочно в середине двадцатых годов, новый двигатель станет стандартным для всех серийных Су-57.

 

 

 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.

Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!

Email*

Подписаться

naukatehnika.com

Истребитель Су-57 — характеристики и возможности

Военный эксперт Александр Хроленко проанализировал возможности новейшего российского истребителя Су-57 и согласился с оценкой, которую дал самолету Владимир Путин.

Во время встречи 19 марта с финалистами конкурса «Лидеры России» российский президент Владимир Путин заявил, что Су-57 — самый лучший боевой самолет, и особо подчеркнул: «В мире самый лучший. По всем тактико-техническим данным, по оружию. Так никто летать не может».

Почти синхронно уникальность российского истребителя пятого поколения подтвердили и специалисты Военно-воздушного министерства США, которые хотят заказать воздушную мишень, способную имитировать полет и другие характеристики тяжелого многофункционального Су-57.

Это означает, что ни один американский самолет подобными качествами не обладает и невозможно отрабатывать возможные сценарии противоборства.

С таким противником США ещё не сталкивались

Тревога американских «партнеров» стоит 300 миллионов долларов, и она понятна. Первые серийные истребители Су-57 поступят на вооружение Воздушно-космических сил России уже в 2019 году. Первый контракт заключен на 12 машин.

Темп перевооружения российских авиаполков истребителями-бомбардировщиками Су-34 и многоцелевыми истребителями Су-35С таков, что вскоре количество Су-57 будет исчисляться десятками и сотнями. Столь высокотехнологичного вероятного противника ВВС США еще не имели, американским летчикам придется в значительной степени изменить тактику боевых действий.

Эксперты США признают превосходство российского истребителя и отмечают высочайшую маневренность Су-57 на сверхзвуковых скоростях, инфракрасную систему поиска и слежения, которой не обладает, к примеру, американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor.

Крылатая душа России

Необычайно малая эффективная отражающая поверхность Су-57 позволяет ему оставаться практически невидимым для радиолокационных станций, в конструкции композиционные материалы составляют 70% поверхности и 25% веса самолета.

Превосходство Су-57 обеспечивают основная радиолокационная станция, уникальные оптико-электронная система обнаружения целей и система постановки электронных помех – «умная обшивка». Российский истребитель способен обнаруживать воздушные и наземные цели на дальности до 400 километров, сопровождать до 62 объектов.

Самолет в 2018 году успешно прошел испытания с двигателями «второго этапа, позволяющими развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Боевой радиус – 5500 километров. Су-57 имеет выдающееся соотношение боевой нагрузки и собственной массы, по этому показателю аналогов пятого поколения ему не существует. Способен нести 14 типов вооружений, причем весь арсенал – 10 тонн – располагается в двух внутренних отсеках, а не на внешней подвеске (для снижения отражающей поверхности).

Министерство обороны РФ

Новейший истребитель пятого поколения Су-57

Истребитель и его ракетное вооружение проверены в боевых условиях в Сирии и обещают абсолютное превосходство в воздухе. В гипотетическом поединке Су-57 способен раньше обнаружить и уничтожить как F-22, так и F-35.

Американский маркетинг

Обладая выдающимися пилотажными качествами, электронными системами и гиперзвуковым оружием, российский тяжелый истребитель Су-57 достойнее представляет пятое поколение боевой авиации в сравнении с новейшим символом американской исключительности – многоцелевым истребителем F-35 Lightning II (эксплуатируется с 2012 года).

Корпорация Lockheed Martin планировала к 2019 году выпустить две тысячи супердорогих Lightning II F-35, а фактически с конвейера сошли около трехсот машин.

Истребитель F-35 в Пентагоне критикуют не только за сырое программное обеспечение – в доработке нуждаются бортовые комплексы, топливная и тормозная системы, элементы конструкции истребителя.

Изначально к машине предъявлялись столь противоречивые требования, что создатели и самолет начали конфликтовать с законами физики и аэродинамики.

США планируют развернуть Lightning II F-35 в Европе на постоянной основе в 2020 году, однако европейские союзники откровенно избегают такого перевооружения. О многом говорит исключение американской «молнии» из конкурса бундесвера по замене устаревающих истребителей Tornado. Военный министр Французской Республики Флоранс Парли 18 марта прямо заявила, что в уставе НАТО есть пункт 5 (о коллективной самообороне), а не пункт «F-35».

Британский генерал признал превосходство оружия России >>

На фоне превосходства российских технологий западные партнеры успокаивают себя лишь тем, что Су-57 слишком дорог для ВКС России. И все же для РФ нет ничего дороже государственного суверенитета, который позволяет надежно защищать современное чудо-оружие.

риа новости

Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57

Все новости о новом оружии современной России можно узнать по ссылке >>

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

ee.sputniknews.ru

Самолёт 5 поколения Су-57 (ПАК ФА Т 50)

Российский Су-57 (ПАК ФА Т-50) – машина с великолепной аэродинамикой и двигателями с управляемым ракурсом тяги, сочетающим сверхзвуковую крейсерскую скорость с непревзойдённой маневренностью и обладающий необходимой радиопрозрачностью вкупе с высокоточным вооружением, является достойным представителем машин нового поколения.

История создания нового истребителя пятого поколения ПАК ФА Т-50

ПАК ФА Т 50

Когда заканчивались 80-е годы руководство ВВС совместно с ЦНИИ выработало нормы, сформулировав требования к самолётам следующего поколения. Это определило выбор проектов для КБ Микояна и Сухого. Вскоре случился развал Советского Союза и наступил спад в экономике, проект КБ Микояна МиГ 1.44 закрыли, а  вариант Сухого «Беркут» продолжал полёты на исследования по применению самолётов с крылом обратной стреловидности.

Возрождение нового истребителя пришлось на 2002 год и наработки, сделанные прежде, пригодились. В 2004 году макет новой машины показали президенту и в 2005-м начались финансовые вливания в проект. Ясным сентябрьским днём 2010 года заслуженный лётчик-испытатель Герой России С. Богдан оторвал от бетонки опытный образец Т 50 и 45 минут проверял поведение машины в воздухе.

В марте 2011 года после сорока испытательных полётов на лётном экземпляре ПАК ФА достигнута скорость звука и преодолён звуковой барьер. Начались исследования поведения самолёта на скоростях больше скорости звука. Третий лётный образец оснастили БРЛС с активной фазированной решёткой и в разгар лета в июле 2012 года приступили к полётам. Испытания закончились в сентябре 2015 года и машина сразу пошла в серию.

На выставке МАКС-2011 широкая публика 17 августа могла вживую посмотреть на новый истребитель и полюбоваться его полётом в течение 5 минут.

Описание российского военного самолёта ПАК ФА Т-50

ПАК ФА Т 50 схема

Трапециевидное крыло с высоким расположением плавно входит в сопряжение с корпусом и составляет основу интегрального планера традиционной компоновки. Механизация крыла – это отклоняемые носки и расположенные вдоль задней кромки флапероны, работающие на околозвуковых скоростях и элероны, создающие нужный крен на посадке и взлёте.

На дозвуковых скоростях подъёмную силу создаёт не только крыло, но и средняя часть фюзеляжа с аэродинамическими наплывами в корневых утолщениях каждой консоли.

На фюзеляже встроены боковые хвостовые балки с пилонами, на которых крепится вертикальное цельноповоротное оперение, способное разворачиваться в любом направлении. Так как аэродинамический тормоз на самолёте не предусмотрен, торможение осуществляется дифференцированным поворотом рулей направления и стабилизатора, создающих тем самым большое лобовое сопротивление.

За мотогондолами, размещёнными по обе стороны фюзеляжа, расположили друг за другом отсеки вооружения, за ними в хвостовой балке между соплами силовых установок – отсек тормозного парашюта. Справа в носу самолёта располагается авиационная скорострельная пушка, по левому борту устройство для дозаправки машины в воздухе.

Доля композитных материалов в поверхности планера равна 70%, что составляет четверть веса всей конструкции и общий вес машины снизился.

Двигатели ПАК ФА Т 50

ПАК ФА Т 50 схема двигателей

На первых самолётах, вышедших в серию и на опытных образцах установлены двигатели АЛ-41Ф1, достигающие без использования форсажа скорость звука. Эти силовые установки отличаются наличием системы цифрового управления и оборудования плазменного зажигания для более эффективного использования топливовоздушной смеси. Разработчики планируют установить новый модернизированный двигатель с тягой на форсаже свыше 20 тонн.

Схема шасси обычная трёхопорная, как у Су 27, стойки убираются внутрь фюзеляжа против набегающего встречного потока воздуха. На двух основных опорах по одному тормозному колесу, на передней опоре два нетормозных и стойка закрывается створкой, на которой размещены две посадочные фары.

Кабина ПАК ФА Т 50

ПАК ФА Т 50 фото кабины

Широкая просторная кабина нового истребителя по внутреннему оборудованию подобна кабине Су 35, на передней панели находятся два дисплея и один меньшего размера, применена широкоугольная коллимационная система ШКС-5 и речевой информатор. Один индикатор резервный, информация о полёте проецируется на стекло шлема пилота. Управление машиной осуществляется боковой ручкой с коротким ходом и тензометрическим РУДом.

Из авионики, по заявлению производителей, будет поставлена РЛС в корне отличающаяся от аналогичных радаров. Помимо основной локационной станции, установят ряд других радио и оптиколокационных станций, работающих в режимах большой активности и пассивности, составляющих,так называемую, умную обшивку.

Пятое поколение самолётов должно соответствовать требованиям малозаметности.

Материалы, которыми покрыт планер Т 50 имеют радиопоглощающие и отражающие свойства, элементы крыла и фюзеляжа построены под определёнными углами, чтобы избежать эффекта уголкового отражателя. Остекление фонаря изготовлено из материала, снижающего отражение радиоволн на 30%.

Для снижения радиозаметности большая часть вооружения спрятана внутри фюзеляжа. Маскировочная окраска для слияния с фоном делает самолёт более невидимым в зрительном диапазоне – это защитная окраска, применятся ещё и демпфирующая, искажающая форму машины до неузнаваемости. Тепловая и звуковая незаметность имеет прямую зависимость от конструкции силовой установки.

Тактико-технические характеристики или ТТХ ПАК ФА

Технические характеристики

  • Площадь крыла – 90 м2.
  • Размах крыла – 14 м.
  • Высота самолёта – 4,8 м.
  • Вес неснаряженного самолёта – 18500 кг.
  • Максимальный взлётный вес – 37 т.
  • Запас топлива о внутренних баках – 11100 кг.
  • Силовая установка – 2 х ТРДДФ АЛ-41Ф1 с управляемым вектором тяги.
  • Тяга – на форсаже 2 х 15000 кгс, без форсажа – 2 х 8800 кгс.

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на высоте – 3,1 М.
  • Максимальная скорость без форсажа – 2,72 М.
  • Продолжительность полёта – 5,8 час.
  • Перегоночная дальность – 7465 км.
  • Дальность на крейсерской скорости 2,43 М – 4300 км, с двумя ПТБ – 5500 км.
  • Дальность на сверхзвуковой скорости 2,84 М без форсажа – 2000 км.
  • Скороподъёмность – 230 м/сек.
  • Практический потолок – 20 тыс. м.
  • Допустимая перегрузка – 10-11g.
  • ЭПР по различным источникам – от 0,005 до 0,3 м2.

Вооружение

  • Пушечное – 30-мм пушка 9А1-4071К.
  • Боевая нагрузка – от 3100 кг до 10 т. Для воздушного боя 1620 кг – 8 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД.
  • Для наземных целей 4220 кг – 8 х КАБ-500 + 2 х РВВ-МД.
  • Характеристики точки подвески: внутренние 8 или 10, наружные – 8 или 2.

Интересные факты

На авиационной выставке МАКС-2011 при выполнении разбега на ПАК ФА Т-50 произошла вспышка, лётчик быстро среагировал и выпустил тормозной парашют, машина не сошла с ВПП и остановилась. Позднее выяснили, что это была неисправность топливной системы.

ПАК ФА Т 50

При заходе на посадку 10 июня 2014 года сначала появился дым над правым двигателем, потом внезапная вспышка и локальный пожар, лётчик С. Богдан срочно катапультировался и остался жив. 7 декабря 2015 года, восстановленная машина продолжила испытательные полёты.

Новое, что применили на Т-50 в конструкции силовой установки – это система плазменного зажигания.

Приобрести ПАК ФА российских самолётостроителей за 100 млн.долларов согласилось правительство Индии.

Видео ПАК ФА Т 50 высший пилотаж

aviarf.ru

смертоносный Су-57 против малозаметного J-20 » Военное обозрение

Новейшие разработки в области авиации не только привлекают внимание, но и вызывают определенные вопросы. Прежде всего, общественность интересует главный вопрос – «кто кого?». Американское издание The National Interest решило рассмотреть новейшие образцы зарубежной авиационной техники и сравнить их, определив, какой самолет представляет наибольшую опасность для вероятного противника. Участниками условной войны в воздухе стали новейший российский истребитель пятого поколения Су-57 и перспективная китайская машина J-20.

Сравнение двух образцов было проведено в рамках статьи «Air War: Russia’s Deadly Su-57 vs. China’s Stealth J-20 Fighter (Who Wins?)» («Война в воздухе: смертоносный российский Су-57 против китайского малозаметного J-20. Кто победит?»). Материал за авторством постоянного автора издания Дэйва Маджумдара был опубликован 23 мая в рубрике The Buzz и отнесен к теме «Безопасность» без привязки к какому-либо региону.


Начиная свою статью, автор напоминает о текущих работах России и Китая, а также находит их причину. Сейчас Россия и Китай заняты созданием новых истребителей пятого поколения, чтобы при помощи этой техники бросить вызов США, занимающим лидирующие позиции в мировой политике. При этом две крупные державы используют разные подходы к созданию перспективной техники. Различия создаваемых машин обусловлены несколькими факторами, в том числе взглядами командования на их роль, актуальными угрозами, доступными технологиями и финансированием.

С точки зрения основных характеристик и возможностей, российский самолет Су-57, по мнению Д. Маджумдара, превосходит китайский J-20. Он имеет двигатели с высокими характеристиками и трехмерным управлением вектором тяги. За счет этого истребитель имеет отличную маневренность на малых скоростях, даже будучи оснащенным имеющимися двигателями АЛ-41Ф1 тягой по 32500 фунтов (14750 кг) каждый. Также Су-57 должен показывать высокие летные данные на сверхзвуковых скоростях. Даже имеющиеся двигатели дают ему ограниченные возможности в части преодоления звукового барьера без применения форсажа.

В ближайшем будущем Су-57 получит т.н. двигатель второго этапа – «Изделие 30» разработки предприятия «Сатурн». Такой двигатель должен выдавать максимальную тягу 28 тыс. фунтов (12700 кг) и форсажную 42 тыс. фунтов (19000 кг), благодаря чему самолет по своим летным данным сможет догнать американский истребитель Lockheed Martin F-22 Raptor. Такие двигатели улучшат основные характеристики, а также позволят летать на сверхзвуке без использования форсажных камер.

Комментируя основные характеристики российского самолета, Д. Маджумдар приводит слова неназванного представителя американского военного ведомства, имевшего большой опыт работы в области авиационной техники нового поколения. Тот утверждал, что российский самолет с точки зрения характеристик будет конкурировать с американским F-22.

Российский Су-57 имеет отличный аэродинамический облик, но при этом проигрывает по малозаметности китайскому истребителю Chengdu J-20, не говоря уже о современных американских образцах, таких как F-22 или Lockheed Martin F-35 Joint Strike Fighter. Как российский, так и китайский самолеты, по мнению автора, в сфере малозаметности проигрывают технике США, но при этом в проекте J-20 уделено больше внимания сокращению эффективной поверхности рассеяния.

Истребитель Су-57 имеет множество особенностей, явно упрощающих его обнаружение радиолокационными системами. В частности, это сферический обтекатель оптико-локационной станции, который даже не пытались сделать многогранным, это передние отклоняемые поверхности, а также многие другие узлы и агрегаты. В целом, российские инженеры сознательно не стали ставить малозаметность во главу угла.

Для сравнения, китайский J-20, вероятно, основывающийся на американских наработках по проектам F-22 и F-35, имеет больше характерных черт, указывающих на желание разработчиков сократить заметность. При этом Д. Маджумдар напоминает о мнении некоторых специалистов, которые полагают, что схема «утка» несовместима со стелс-технологиями. Однако американские ученые изучили и проработали целый ряд концепций и технологий для этой сферы. Подобные идеи прорабатывались в проектах Naval Advanced Tactical Fighter и Joint Advanced Strike Technology компаний Northrop Grumman и Lockheed Martin соответственно. Одновременно с этим самолет J-20 не лишен некоторых особенностей, способных демаскировать его. В первую очередь, они сосредоточены в хвостовой части планера.

Китайский проект предусматривает использование ряда решений, направленных на сокращение заметности. Так, J-20 имеет граненый обтекатель оптико-электронной станции, рассеивающий электромагнитные волны. Также используются распределенные по планеру радиоэлектронные системы, средства предупреждения об облучении и атаке и т.д. Все подобные решения используются и на американской технике.

Автор отмечает, что китайский J-20 и американский F-35 имеют и иные общие черты. Так, каналы воздухозаборников в обоих проектах разработаны таким образом, что предотвращают облучение компрессора двигателя и улучшают малозаметность, одновременно сказываясь на технических характеристиках силовой установки. В целом, по мнению автора The National Interest, с точки зрения обводов планера и средств снижения заметности истребитель J-20 превосходит российский Су-57.

Вполне вероятно, что китайский истребитель отстает от российского конкурента в части летных характеристик. Он не может показывать схожие скорости, летать на сверхзвуке без форсажа и выполнять аналогичные маневры. Подобные проблемы проекта J-20 связаны с тем, что у Пекина нет двигателя, соответствующего актуальным требованиям и способного показывать желаемые характеристики. Самолет J-20, предположительно, оснащается турбореактивными двигателями АЛ-31ФН российского производства, форсажная тяга которых достигает лишь 32500 фунтов. Впрочем, в некоторых документах встречается информация о скором запуске строительства новых истребителей с перспективными двигателями WS-10G. Они будут представлять собой версию российского АЛ-31ФН, оснащенную средствами управления вектором тяги.

Также китайская промышленность работает над новым двигателем WS-15, который, как ожидается, будет развивать тягу до 40 тыс. фунтов (18160 кг). Однако пока до конца не ясно, когда она сможет освоить полноценный серийный выпуск таких изделий. В теории, получив подобный двигатель, самолет J-20 сможет развивать сверхзвуковую скорость без применения форсажа. Но и в этом случае он будет проигрывать российскому Су-57 по маневренности.


Рассмотрев особенности планеров и силовых установок, Д. Маджумдар перешел к вопросу радиоэлектронного оснащения. В этой сфере, по его мнению, нельзя однозначно сказать, какой из самолетов более совершенен. При этом очевидно, что российские и китайские специалисты развивают совершенно разные идеи и концепции.

Российский Су-57 не разрабатывается в качестве полноценного самолета-невидимки, но при этом имеет набор средств для обнаружения и уничтожения малозаметных летательных аппаратов противника. Основа такого комплекса – радиолокационная станция Н036Л-1-01, работающая в L-диапазоне. Эта система сможет вовремя предупредить пилота о присутствии стелс-самолета с характеристиками на уровне F-22 Raptor. Малозаметный самолет для фронтовой авиации должен быть оптимизирован для «противодействия» РЛС, использующим высокочастотные диапазоны C, X и Ku. Более длинные волны, в том числе диапазона L, способны без особого труда выявить самолет, однако точность определения его координат будет недостаточной для применения оружия.

Впрочем, поиск при помощи длинных волн позволяет определить примерное местоположение цели и продолжить слежение за ней с использованием других диапазонов. Имеющаяся РЛС Н036 оснащается активной фазированной антенной решеткой и, по всей видимости, имеет подобные возможности. Радиолокационная станция дополняется оптико-локационной системой 101КС «Атолл». Также имеется бортовой комплекс обороны Л402 «Гималаи». При помощи нескольких средств наблюдения самолет сможет уточнять данные длинноволновой радиолокации.

Реализуемая концепция, по мнению автора, выглядит следующим образом. За счет поиска объектов при помощи нескольких разных систем самолет Су-57 сможет рассчитать трассу цели и другие данные, пригодные для использования оружия против сложных «мишеней». В теории это выглядит весьма интересно, но на практике результаты могут быть далеки от ожидаемых.

Вероятно, китайский J-20 не является истребителем завоевания превосходства в воздухе, коим должен стать Су-57. Концепция его применения, по мнению Д. Маджумдара, основывается на американских идеях. Об авионике этого самолета, как в целом, так и о средствах обнаружения в частности, известно крайне мало. При этом можно предполагать, что самолет несет РЛС с фазированной антенной решеткой, оптико-локационную станцию, а также средства радиотехнической разведки и радиолокации, распределенные по всему планеру. Последние, вероятно, похожи на американский комплекс AN/ASQ-239 и делают J-20 похожим на истребитель F-35.

Похоже, J-20 оснащается современными средствами связи и передачи данных, а также комплектуется т.н. стеклянной кабиной, построенной на основе многочисленных многофункциональных экранов. Д. Маджумдар признает, что на китайском истребителе пятого поколения вполне может стоять радиоэлектронное оборудование, похожее на оснащение американских машин F-22 и F-35. Впрочем, китайская аппаратура не столь «изысканна», как ее функциональные аналоги производства Соединенных Штатов.

Автор The National Interest нашел сходство китайского и американского самолетов, а также указал на возможные предпосылки и последствия этого. Истребитель J-20 по составу средств обнаружения похож на F-35, и это, скорее всего, связано со схожей тактической ролью. Его могут рассматривать в качестве ударного самолета со сравнительно большим боевым радиусом. С его помощью военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая смогут угрожать американским базам и корабельным соединениям, развернутым в западной части Тихого океана.

Кроме того, целью строевых J-20 в военное время могут стать различные американские самолеты, обеспечивающие работу вооруженных сил, такие как E-3 AWACS, E-8 JSTARS или E-2D Hawkeye и т.д. Используя невидимость и скорость, китайские летчики смогут скрытно подходить к рубежу пуска ракет и предпринимать попытки уничтожения ключевых элементов американской военной инфраструктуры в воздухе. Возможно, J-20 не предназначается для открытого боя с американскими истребителями пятого поколения, хотя и должен иметь возможность защититься от них в случае необходимости.

В противоположность этому – российский истребитель Су-57 является специальной машиной для завоевания превосходства в воздухе. В будущем она должна будет вести охоту на чужие истребители, в том числе на американские F-22 и F-35. Удастся ли этому самолету успешно решать поставленные боевые задачи – пока вопрос без однозначного ответа.

Рассмотрев два перспективных истребителя последнего поколения, Д. Маджумдар делает вывод. Россия и Китай предъявляли разные требования к своим новейшим самолетам, и проекты имели отличающиеся приоритеты. Впрочем, автор так и не дает явного ответа на вопрос, вынесенный в заголовок статьи.

***

Главный вопрос, находящийся в заголовке статьи «Air War: Russia’s Deadly Su-57 vs. China’s Stealth J-20 Fighter (Who Wins?)» остался без прямого ответа. Однако, если рассмотреть некоторые тезисы и рассуждения зарубежного автора, можно определить, как он мог бы выглядеть. Главный намек на этот ответ проявляется уже при первом рассмотрении двух образцов авиационной техники.

Как указывает The National Interest, российский истребитель Су-57 предназначается для завоевания превосходства в воздухе, а основная задача китайского J-20 заключается в скрытной атаке удаленных объектов без обязательного вступления в воздушный бой. Нетрудно представить, к каким результатам может привести прямое столкновение двух этих самолетов, и кто выйдет из него победителем.

Несмотря на возможные преимущества китайского самолета в области стелс-технологий, он может иметь ограниченный потенциал в деле борьбы с самолетами противника. Кроме того, J-20 из-за отсутствия современных двигателей проигрывает российскому Су-57 по основным летным характеристикам и маневренности. Точные сведения о возможностях и параметрах бортовой электроники отсутствуют, но и в этом случае есть все основания полагать, что J-20 – в самом лучшем для него случае – не имеет решающего преимущества перед Су-57.

Таким образом, из гипотетического воздушного боя, проводимого в порядке мысленного эксперимента, победителем, скорее всего, выйдет российский истребитель Су-57. В итоге вопрос из названия статьи от The National Interest получает удовлетворительный ответ. Впрочем, тут же появляется новый вопрос: почему такие выводы отсутствовали в самой статье?

Статья «Air War: Russia’s Deadly Su-57 vs. China’s Stealth J-20 Fighter (Who Wins?)»:
http://nationalinterest.org/blog/the-buzz/air-war-russias-deadly-su-57-vs-chinas-stealth-j-20-fighter-25947

topwar.ru

Истребитель Су-57 получит абсолютное оружие — Российская газета

Российский истребитель пятого поколения Су-57, прошедший боевое крещение в Сирии и официально продемонстрированный на параде 9 мая над Москвой, получит оружие воздушного боя, не имеющее аналогов в мире.

Проходящая испытания ракета средней и большой дальности К-77 является абсолютным оружием против любого противника — она так же опасна, как и Су-57, для которого создана, считают эксперты американского военного журнала Military Watch Magazine. Эта ракета изменит баланс сил в воздухе в пользу России, пишет издание. 

К-77 (изделие 180) — дальнейшее развитие семейства ракет средней дальности Р-77 (экспортное название РВВ-АЕ, в классификации НАТО Adder, гадюка). От предыдущих версий К-77, созданная для истребителей пятого поколения, отличается, в первую очередь большей дальностью полета: 192 км против 110 у РВВ-АЕ.

Конечно, это не самые дальнобойные ракеты из российского арсенала: есть Р-33 и Р-37 с боевым радиусом 300 и 400 км, соответственно. Но эти ракеты создавались специально для стратосферного перехватчика МиГ-31 и могут применяться только им (Р-37 возможно использовать на Су-27 и Су-35 при загрузке в самолет дополнительного программного обеспечения). Это тяжелые ракеты и, что немаловажно, они были разработаны еще в Советском Союзе. Сегодня их характеристики точности не впечатляют, пишет издание.

А К-77 — современное дальнее высокоточное оружие, предназначенное для перехвата даже небольших и высокоманевренных целей, уклониться от него невозможно. Самое интересное в ракете — ее система наведения. Прежде маневренные истребители — например, американский F-15, — могли избежать поражения, резко маневрируя с тем, чтобы выйти из довольно узкого луча захвата ракетной головки самонаведения.

Однако в К-77 поиск цели реализован по-другому. Под радиопрозрачным обтекателем носовой части спрятана антенная решетка, каждая ячейка которой представляет собой моноимпульсный излучатель. Информация с них собирается, обрабатывается и соединяется в общую картинку. Это дает ракете высокую устойчивость против помех — даже если сигнал части ячеек удастся заглушить, остальные получат информацию.

После включения головки самонаведения самолет-носитель продолжает формировать и передавать математическую модель цели. Это необходимо как раз на случай резких маневров. Если предназначенный к уничтожению объект выходит из поля зрения ГСН, сорвав автосопровождение, включается его повторный поиск с использованием модели. В течение всей охоты бортовой компьютер ракеты решает кинематические уравнения для расчета траектории цели.

Если ее бортовой комплекс обороны ставит завесу из помех, головка самонаведения К-77 переключается в пассивный режим и ищет источник этих помех. Когда вражеские станции РЭБ устраивают хаос в эфире, нарушая связь между ракетой и носителем, К-77 преследует цель по специальным, заложенным в память траекториям.

За головкой самонаведения ракеты находится боевая часть с лазерным взрывателем. Определив, что цель находится на оптимальном расстоянии, он дает команду на подрыв 22-килограммового заряда.  Боевая часть снаряжена стержнями с микрокумулятивными элементами. Стержни соединены между собой так, что при подрыве ракеты образуют расширяющееся кольцо, буквально разрезающее цель. Микрокумулятивные элементы используются для поражения высокоскоростных целей в режиме самообороны самолета-носителя.

Американская перспективная ракета AIM-120D может сравниться с К-77 по дальности, однако сохраняет все недостатки своих предшественниц. Китайская MH 15 также не может похвастать точностью русской ракеты. В Европе и Израиле ракеты «воздух-воздух» большой дальности вообще не разрабатывают. В результате К-77 станет гарантией превосходства в воздухе российских истребителей Су-57 и других ее носителей, заключает Military Watch.

Кстати

Параллельно с «Изделием 180» создается его сверхдальняя версия, «Изделие 180БД». А носителем обеих ракет станут не только Су-57, но и МиГ-35 вместе с другими российскими истребителями.

rg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *