Ту 160 размеры – Ту-160 — Википедия

Технические характеристики ракетоносца Ту-160. Справка

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных военно-географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Полномасштабная разработка сверхзвукового стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту‑160 была начата в ОКБ Туполева в 1975 году. На основе предложений и рекомендаций ЦАГИ была разработана аэродинамическая компоновка многорежимного самолета, практически объединявшего в себе возможности самолета Ту-95 со стреловидным крылом большого удлинения, с изменением угла стреловидности консолей крыла в полете, отработанная на дальнем бомбардировщике Ту-22М, в сочетании с центральной интегральной частью самолета, частично реализованной на СПС Ту-144.

Самолет Ту-160 сохранил характерные черты тяжелого классического бомбардировщика — схему свободнонесущего моноплана, крыло большого удлинения, четыре двигателя, установленные на крыле (под его неподвижной частью), трехопорное шасси с носовой стойкой. Все ракетно-бомбовое вооружение размещено внутри в двух одинаковых отсеках вооружения. Экипаж воздушного стратегического корабля в составе четырех человек находится в герметичной кабине, расположенной в носовой части самолета.

Первый полет самолета Ту-160 был выполнен 18 декабря 1981 года экипажем ведущего летчика-испытателя Бориса Веремея. Летные испытания подтвердили обеспечение требуемых характеристик, и с 1987 года самолеты начали поступать в строй.
В НАТО машине присвоили предварительное обозначение «RAM-P», позднее самолету дали новое кодовое название — «Blackjack».

Летно-технические характеристики:

Размеры. Размах крыла 55,7/35,6 м, длина самолета 54,1 м, высота 13,1 м, площадь крыла 360/400 кв. м.

Число мест. Экипаж — четыре человека.

Двигатели. Под крылом в двух мотогондолах помещены четыре ТРДДФ НК‑32 (4х14.000/25.000 кгс). За нишей левой опоры основного шасси расположена ВСУ. Система управления двигателями ‑ электрическая, с гидромеханическим дублированием. Имеется убираемая штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете (в качестве самолетов-заправщиков используются Ил‑78 или Ил‑78М).

Массы и нагрузки, кг: максимальная взлетная 275 000, нормальная взлетная 267 600, пустого самолета 110 000, топлива 148 000, нормальная боевая нагрузка 9000 кг, максимальная боевая нагрузка 40 000.

Летные данные. Максимальная скорость на большой высоте 2000 км/ч, максимальная скорость у земли 1030 км/ч, посадочная скорость (при посадочной массе 140 000 — 155 000 кг) 260-300 км/ч, максимальная скороподъемность 60-70 м/с, практический потолок 16000 м, практическая дальность полета с нормальной нагрузкой 13 200 км, с максимальной нагрузкой 10 500 км, длина разбега (при максимальной взлетной массе) 2200 м, длина пробега (посадочная масса 140 000 кг) 1800 м.

Вооружение. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40 000 кг. Она включает стратегические крылатые ракеты (12 единиц на двух многопозиционных ПУ барабанного типа) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырех пусковых установках).

В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

Самолет имеет высокий уровень компьютеризации бортового оборудования. Информационная система в кабинах представлена электромеханическими индикаторами и индикаторами на мониторах. Традиционные для больших машин штурвалы заменены на ручки управления, подобные используемых на истребителях.

На вооружении военно-воздушных сил РФ сейчас находятся 15 Ту-160. Руководство ВВС РФ планирует довести количество таких самолетов до 30.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Ту-160 | АвиаПорт.Ru

  • Дата изменения данных: 22.12.2015
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТОНОСЕЦ-БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-160

Стратегический многорежимный бомбардировщик Ту-160 предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 55,7/35,6 м, длина самолета 54,1 м, высота 13,1м, площадь крыла 360/400 м2.

ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 4 человека.

ДВИГАТЕЛИ. Под крылом в двух мотогондолах помещены четыреТРДДФ НК-32 (4х14.000/25.000 кгс). За нишей левой опоры основного шасси расположена ВСУ. Система управления двигателями — электрическая, с гидромеханическим дублированием. Имеется убираемая штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете (в качестве самолетов-заправщиков используются Ил-78 или Ил-78М).

МАССЫ И НАГРУЗКИ. , кг: максимальная взлетная 275 000, нормальная взлетная 267600, пустого самолета 110 000, топлива 148 000, нормальная боевая нагрузка 9000 кг, максимальная боевая нагрузка 40 000.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость на большой высоте 2000 км/ч, максимальная скорость у земли 1030 км/ч, посадочная скорость (при посадочной массе 140 000 — 155 000 кг) 260-300 км/ч, максимальная скороподъемность 60-70 м/с, практический потолок 16000 м, практическая дальность полета с нормальной нагрузкой 13 200 км, с максимальной нагрузкой 10 500 км, длина разбега (при максимальной взлетной массе) 2200 м, длина пробега (посадочная масса 140 000 кг) 1800 м.

БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Система управления самолетом — аналоговая электродистанционная с четырехканальным резервированием. Реализован принцип «электронной устойчивости» с полетной центровкой, близкой к нейтральной.

Самолет оснащен прицельно-навигационным комплексом (ПРНК), обеспечивающим автоматический полет и боевое применение вне зависимости от времени суток, региона и метеоусловий. В состав оборудования входит обзорно-прицельная БРЛС и оптоэлектронный бомбардировочный прицел, обеспечивающий бомбометание с высокой точностью в дневных условиях и при низком уровне освещенности. В дальнейшем самолет получит лазерную систему подсветки наземных целей, позволяющую применять корректируемые авиационные бомбы с лазерным полуактивным наведением.

Навигационный комплекс включает дублированную инерциальную навигационную систему, астрокорректор и систему спутниковой навигации.

Имеется многоканальный цифровой помехозащищенный комплекс связи, включающий и спутниковые средства.

Бортовой комплекс обороны (БКО) позволяет обнаруживать и классифицировать РЛС ПВО противника различных типов (размещенные на земле, самолетах и кораблях), определять их координаты и подавлять мощными активными помехами или дезориентировать ложными целями. В хвостовом конусе размещены многочисленные контейнеры с ИК ловушками и дипольными отражателями. В крайней задней части фюзеляжа установлен теплопеленгатор, обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы ракеты и самолеты противника.

Кабина летчиков оборудована стандартными электромеханическими приборами, в целом аналогичными установленным на бомбардировщике Ту-22М-3. Однако управление самолетом осуществляется не при помощи традиционного для тяжелых кораблей российских ВВС штурвала, а посредством ручки управления «истребительного» типа. В nepcпективе предполагается переоснащение бомбардировщиков более современной авионикой.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Экипаж размещен в носовой части фюзеляжа в единой просторной гермокабине. В передней части установлены кресла первого и второго летчиков, штурмана и штурмана-оператора. Все члены экипажа располагаются в катапультных креслах К-36ДМ. Для повышения работоспособности летчиков и операторов в длительном полете спинки катапультных кресел снабжены подушками с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины имеется туалет, малогабаритная кухня и откидная койка для отдыха. Самолеты последнего выпуска ocнащены встроенным трапом.

Самолет Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой геометрии. Особенностью планера является интегральная схема эродинамической компоновки, при которой неподдвижная часть крыла выполнена неразъемной с фюзеляжем и оставляет с ним единую конструкцию. Это позволяет более полно использовать внутренние объемы для размещения грузов, топлива, оборудования, а также уменьшить число конструктивных стыков, что способствует снижению массы планера.

Стреловидность крыла может меняться в диапазоне 20╟-65╟. Горизонтальное и вертикальное оперение состоит из стабилизатора, поворотной части киля и нижней части киля, закрепленной на фюзеляже. Стабилизатор — цельноповоротный, со стреловидностью по передней кромке 44╟. Поворотная часть киля имеет трапециевидную форму. Большая площадь поворотной части обеспечивает хорошую управляемость самолетом на всех режимах полета.

ВООРУЖЕНИЕ. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40 000 кг. Она включает стратегические крылатые ракеты (12 единиц на двух многопозиционных ПУ барабанного типа) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырех пусковых установках).

Для поражения малоразмерных тактических целей самолет предполагается оснастить корректируемыми авиационными бомбами калибром 1500 кг Ту-160 может нести и до 40 000 кг обычных свободнопадающих бомб.

В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Находится в серийном производстве.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Работы по формированию облика стратегического самолета нового поколения начались в ОКБ А.Н. Туполева в 1968 году. В 1972 году был подготовлен аванпроект многорежимного бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии, в 1976 г состоялась защита эскизного проекта Ту-160, а в 1977 году ОКБ им. Кузнецова приступило к разработке двигателя для бомбардировщика. Постановления СМ СССР по самолету Ту-160 в варианте ракетоносца-бомбардировщика с двигателями НК-32 вышли 26июня 1974 г. и 19 декабря 1975г. Первоначально в качестве основного оружия самолета рассматривалась высокоскоростная ракета Х-45, однако в дальнейшем состав вооружения был пересмотрен — самолет было решено оснастить дозвуковыми малогабаритными крьшатыми ракетами типа Х-55 и аэробаллистическими ракетами типа Х-15, размещенными на многопозиционных пусковых установках.

Натурный макет Ту-160 был утвержден в конце 1977 года и на опытном производстве ММЗ «Опыт» (г. Москва) началась cбopка трех опытных бомбардировщиков. Фюзеляжи для них изготавливались в Казани, крыло и стабилизатор — в Новосибирске, створки грузоотсека — в Воронеже, а опоры шасси — в Горьком. Окончательная сборка первого самолета завершилась в ЖЛИ и ДБ(г. Жуковский) в январе 1981 г. Самолеты Ту-160 «70-01 » и «70-03» предназначались для летных испытаний, а «70-02» -для статиспытаний.

Первый полет Ту-160 «70-01» состоялся 18 декабря 1981 г. (командир экипажа — Б.И. Веремей), 6 октября 1984 г. в воздух поднялся самолет «70-03», имеющий полный комплект оборудования серийного бомбардировщика, а 10 октября того же года начались испытания и первого самолета, собранного Казанским АПО им. Горбунова. 15 августа 1986 г. из ворот сборочного цеха в Казани была выкачена четвертая серийная машина, ставшая первой строевой. Всего в летных испытаниях было задействовано, в общей сложности, восемь самолетов двух опытных серий.

В ходе государственных испытаниях, завершившихся в середине 1989 года, с Ту-160 было выполнено четыре пуска крылатых ракет Х-55 — основного вооружения самолета. Была достигнута максимальная скорость горизонтального полета 2200 км/ч, однако в ходе эксплуатации скорость была ограничена величиной 2000 км/ч, что было обусловлено тебованиями сохранения ресурса.

Первые два опытных бомбардировщика Ту-160 были переданы в строевую часть ВВС (184 ГвТБАП) 17 апреля 1987 г. После распада Советского Союза практически все имевшиеся в то время серийные Ту-160 (19 самолетов) остались на Украине, на авиабазе Прилуки. В 1992 году первые самолеты этого типа поступили на вооружение l-го ТБАП ВВС России, базировавшегося на авиабазе Энгельс. К концу 1999 года в составе подразделения насчитывалось шесть самолетов Ту-160, еще несколько машин находилось на аэродроме в Жуковском и в Казани (в стадии постройки).

Большинство российских бомбардировщиков Ту-160, как боевые корабли, носят индивидуальные названия. Имеются самолеты «Илья Муромец» (такое имя носил первый в мире тяжелый бомбардировщик, построенный в России в 1913 году), «Василий Решетников», «Иван Ярыгин» и «Михаил Громов».

В 1998 году началось уничтожение самолетов Ту-160, доставшихся Украине.

Высокие характеристики Ту-160 подтверждены 44 мировыми рекордами. В частности, полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с полезной нагрузкой 30 т был выполнен со средней скоростью 1720 км/ч. В полете на расстояние 2000 км со взлетной массой 275 т достигнута средняя скорость 1678 км/ч и высота 11 250 м. В ходе серийного производства самолет подвергался ряду усовершенствований, обусловленных опытом его эксплуатации. Так, было увеличено число створок для подпитки двигателей на боковых стенках мотогондол, что повысило устойчивость ТРДДФ и упростило управление двигателями. Замена ряда сотовых панелей с металлическим заполнителем на углепластиковые панели позволила несколько снизить массу конструкции. Верхние люки штурмана и оператора оснастили перископами заднего обзора. Было доработано программное обеспечение ПРНК, внесли изменения в гидросистему.

В ходе реализации многоэтапной программы снижения радиолокационной заметности на обечайки и каналы воздухозаборников нанесли специальное графитовое радиопоглощающее покрытие, радиопоглощающей краской покрыли носовую часть самолета, были реализованы меры по экранированию двигателей. Сетчатые фильтры, введенные в остекление, позволили устранить переотражение радтолокационнго излучения от внутренних поверхностей кабины.

В настояшщее время бомбардировщик Ту-160 является наиболее мошным боевым самолетов в мире, по основным характеристикам и составу вооружения значительно превосходящим американский аналог- многорежимный бомбардировщик В-1В «Лансер».

Предполагается проведение работ по дальнейшему совершенствованию самолета, в частности, установка нового БРЭО, расширение и обновление состава вооружения.

РАЗРАБОТЧИК. АНТК им. А.Н.Туполева.

Мониторинг:

23.08.2016 Модернизированный на Казанском авиационном заводе Ту-160 полетит уже в 2018 году

Бизнес-Online: Модернизированный на Казанском авиационном заводе (КАЗ) стратегический ракетонос…

29.04.2016 «Психологическая обстановка на КАЗе тяжелая, люди не верят в возрождение Ту-160»

Бизнес-Online, статья: 5 главных интриг вокруг заявленного год назад «Приоритета Российской Армии»

20.04.2016 «Технодинамика» восстановила производство топливных фильтров для Ту-160

ТАСС: «Квалификационные испытания отобранных образцов прошли успешно», — говорится в с…

20.04.2016 «Технодинамика» произвела установочную партию топливных фильтров для Ту-160

Технодинамика, пресс-релиз: На уфимском предприятии «Гидравлика» холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Рост…

15.04.2016 Минобороны призвал авиапром «засучить рукава» и начать работу над бомбардировщиком Ту-160М2

Рамблер новости: Решение о возобновлении производства модернизированного стратегического ракетоно…

www.aviaport.ru

Ту-160. Модификации

История создания
На службе Отечеству
Самостийные страдания
Модификации

    Ту-160 — самолет-носитель беспилотного сверхзвукового самолета-разведчика «Ворон».
    Ту-160П — на базе Ту-160 разрабатывался тяжелый истребитель сопровождения Ту-160П, вооруженный ракетами класса «воздух-воздух» большой и средней дальности действия.
    Ту-160ПП — проект постановщика помех-перехватчика.     В 80-е годы ОКБ им.А.Н.Туполева проводило исследования по дальнейшему развитию комплекса Ту-160. На этапах предварительной проработки находилось несколько проектов дальнейшего развития самолета. Предполагался переход на более экономичные двигатели НК-74, оснащение высокоточным оружием, новейшим оборудованием и т.д.
    Существовал проект Ту-160В с силовой установкой, работающей на жидком водороде. Проект подобного самолета рассматривался в ОКБ во второй половине 1970-х годов в рамках проработки возможных путей использования альтернативных видов топлива на ту-полевских самолетах. От Ту-160 самолет Ту-160В отличался, помимо силовой установки, размерами фюзеляжа, рассчитанного на размещение баков с жидким водородом.
    Ту-160К — В декабре 1984 г. КБ «Южное» был выпущен эскизный проект боевого авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Предполагалось использование самолета Ту-160 грузоподъемностью 50 т для запуска двух ракет со стартовой массой по 24,4 т.
    Возможно, существовал проект удлиненного варианта Ту-160М, несущего две гиперзвуковые КР Х-90.
    Ту-161 («161») — проект самолета Ту-160 с ракетами Х-32. Проектные работы проводились в 1 980-е годы в интересах авиации ВМФ. Министр обороны Д.Ф.Устинов 22.08.1984 утвердил Протокол совещания Министерства обороны с министерствами оборонных отраслей промышленности от 14.08.1984, в котором значилось: «Предложить МАП совместно с МРП, МОП, МЭП и др. министерствами… проработать совместно с МО (ВВС) в IV квартале 1984 года применение на «70» изделий Х-32 по морским целям».
    Ту-160СК — самолет-носитель воздушно-космической системы «Бурлак».
    С 2003 года Ту-160 (и Ту-95МС) доработаны для применения ракет Х-555, которые являются неядерным вариантом ракеты Х-55. Примерно с 2011 года самолет может применять до 12 новых ракет с ядерной БЧ нового поколения Х-102 и ее неядерный вариант Х-101.
    На 2020-2021 годы запланирован серийный выпуск модернизированных стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160М2. Минобороны России планирует закупить около 50 таких машин.
    Строевые Ту-160 планируется доработать до уровня Ту-160М, оснастив их аналогичным Ту-160М2 оборудованием и двигателями.

Источники информации:

  1. Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть1 / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, СПб, «Бастион», 2001 /
  2. Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант, Авиация и космонавтика № 4.2000

testpilot.ru

Ту-160 — BLACKJACK | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)

Ту-160 (изделие 70) — BLACKJACK / RAM-P

Ту-160С (изделие 70-03) — BLACKJACK
Ту-160М — BLACKJACK
Ту-160М2 — BLACKJACK-M
Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой  стреловидностью крыла. Создан  в ОКБ ММЗ «Опыт» А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло  оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта — изделия 70, проект Ту-160М, самолет «К» начаты  в  1975  г.  по  постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от  19.12.1975  г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 — 1976-1977 г.г.

Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 — предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ «Опыт»(производство фюзеляжа — Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор — Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека — Воронежский авиазавод, шасси — Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле — 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. — самолет получил наименование RAM-P («Раменское», неидентифицированный образец техники №16 ).


Модель многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ Мясищева, проект, 1970-1972 г.г.

(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

 

Общий вид, проекции Ту-160 из эскизного проекта и модель, созданная при разработке эскизного проекта, 1975 г. (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)


Первое изображение Ту-160 известное на Западе — тот самый «спутниковый» снимок Ту-160 (сником сделан с гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г., DoD USA).


Первый полет  прототипа (изделие 70-01) — 18 декабря 1981 г. (экипаж Б.И.Веремея, второй пилот С.Т.Агапов, штурманы — М.М.Козел, А.В.Еременко). Начато производство двух опытных серий (8 самолетов) на Казанском авиазаводе. Начало испытаний — 1983 г. Первый полет предсерийного Ту-160 (70-03) — 6 октября 1984 г. (экипаж С.Т.Агапова). Первый полет первого серийного Ту-160 (экипаж В.В.Павлова, самолет 01-01 из первой опытной серии) — 10.10.1984 г., второго (№01-02) — 16.03.1985 г., третьего (№02-01) — 25.12.1985 г., четвертого (№02-02) — 15.08.1986 г. Ту-160 (№70-01) впервые достиг скорости звука в ходе испытаний в феврале 1985 г. В ходе испытаний потерян один самолет (№01-02, весна 1987 г., экипаж катапультировался). Первые два Ту-160 опытной серии поступили в 184-й гвардейский  полк ДА в Прилуках на Украине 17 апреля 1987 г. до завершения государственных испытаний. Крупносерийное производство Ту-160С (наименование в серии) на заводе им.С.П.Горбунова в г.Казани — май 1987 г. Государственные испытания Ту-160 проведены в 1989 г. (завершены в середине года, произведено 4 пуска ракет Х-55). Данных об официальном принятии Ту-160 на вооружение до 1991 г. нет. На самолете установлено 44 мировых рекорда (см. сайт ФАИ). По умолчанию данные серийного Ту-160.


Второй экземпляр Ту-160 в полете, 1992 г. (источник).


Ту-160 «Александр Новиков» борт №12 рег.№ RF-94109, вероятно Энгельс, 2013 г. (фото — Вадим, http://russianplanes.net/id107472).


Ту-160 «Валерий Чкалов» (публикация — 2012 г., фото — В.Савицкий, http://www.mil.ru).


Второй прототип Ту-160 (70-03) на авиашоу МАКС-1995, Жуковский, 27.08.1995 г. (фото Paul Nann, http://www.paulnann.com)


В сообщении на сайте Министерства обороны России от 07.02.2012 г. говорится о том, что один самолет Ту-160 проходит переоборудование в модификацию Ту-160М на одном из предприятий ВПК России (вероятно, на Казанском авиазаводе).

 

29 апреля 2015 г. СМИ сообщили, что министр обороны России С.К.Шойгу поручил проработать вопрос о возобновлении производства сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160 на Казанском авиазаводе им. Горбунова (источник). 28 мая 2015 г. в заявлении для прессы главнокомандующий ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев сказал возобновление производства Ту-160 имело бы смысл при заказе не менее 50 машин, но СМИ интерпретировали его заявление, как объявление о планах закупки 50 новых Ту-160 (источник).Конструкция самолета — интегральная схема планера, дифференциальный цельноповоротный стабилизатор и цельноповоротная верхняя часть киля. Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Основные материалы планера — титан — сплав ОТ-4 (центральная несущая балка фюзеляжа длиной 12.4 м и шириной 2.1 м, всего до 20% массы планера), алюминиевые термообработанные сплавы В-95-Т2, АК-4 и ВТ-6, стальные сплавы и композиционные материалы (ок.3% массы конструкции). В гидравлических системах самолета используется основное масло ИП-50, система 4-х канальная с рабочим давлением 280 кг/кв.см. Самолет оборудован туалетом,  кухней, спальным местом. Радиопоглощающее покрытие нанесено на входы воздухозаборников двигетелей (графитовое) и на носовую часть самолета (специальная краска на органической основе), остекление выполнено с сетчатыми фильтрами, двигатели экранированы. Самолет оборудован приемным устройством дозаправочной системы типа «шланг-конус». В серийном производстве компоненты планера производились — крылья и мотоотсеки — Воронежский авиазавод, оперение и воздухозаборники — Иркутский авиазавод, шасси — Куйбышевский агрегатный завод, фюзеляж. центроплан и узлы поворота консолей крыла — Казанский авиазавод.

 


Сборка модели-прочностного аналога Ту-160 в масштабе 1:3 на ММЗ «Опыт», 1976-1977 г.г. (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

 

Кабина экипажа изнутри в процессе постройки первого экземпляра Ту-160 — самолет 70-01, 1977 г. 

(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

 

 

 

 

 

Сборка фюзеляжа первого экземпляра Ту-160 — самолета 70-01 в цехе ММЗ «Опыт»

(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)


Воздухозаборники и основные стойки шасси Ту-160 «Валерий Чкалов» на авиабазе Энгельс, начало ноября 2012 г. (фото — RostovSpotter, источник).

 

Управление самолета осуществляется аналоговой ЭДСУ с 4-х кратным резервированием по каналам тангажа, крена и рыскания, а так же с реализацией принципа электронной устойчивости. В ходе модернизации по типу мод.2006 г. есть вероятность установки цифровой ЭДСУ.

 
Двигатели:

— аванпроект Ту-160 — 4 х ТРДДФ НК-25 ОКБ КМЗ «Труд» главного конструктора Н.Д.Кузнецова (г.Куйбышев)

 

Ту-160 — 4 х трехвальных ТРДДФ НК-32 (изделие «Р») ОКБ КМЗ «Труд» главного конструктора Н.Д.Кузнецова (г.Куйбышев — позже — Самара). Начало НИОКР двигателя — 1970 г.,  испытания с 1977 г.  на Ту-95,  серия — с 1986 г. Тяга двигателя 14000 кг, на форсаже — 25000 кг. Двигатели оснащаются регулируемым  воздухозаборником (на B-1B — его нет),  снижена РЛС, ИК сигнатура двигателей и удельный расход топлива. Система управления двигателями электрическая с гидромеханическим дублированием (в процессе модернизации может быть заменена цифровой системой управления). По 1986 г. на опытных и серийных Ту-160 устанавливались двигатели опытных серий прошедшие испытания на КМЗ «Труд».

     Длина двигателя — 6000 мм
     Диаметр (по воздухозаборнику) — 1460 мм
     Диаметр турбины — 1000 мм
     Масса сухая — 3400 кг

     Масса компрессора двигателя — 365 кг
     Температура торможения газа в турбине — 1375 град.С

     Удельный расход топлива двигателя (скорость <1M) — 0.72-0.73 кг/кгс в час

     Удельный расход топлива двигателя (скорость >1M) — 1.7 кг/кгс в час

     Моторесурс двигателя — 250 часов (прототипы и первые серии) — увеличен до 750 часов к 1991 г.
     Общий моторесурс по состоянию на 2007 г. — 3000 часов с межремонтным моторесурсом 1000 часов 

В нише левой стойки основного шасси размещена газотурбинная вспомогательная силовая установка ТА-12 обеспечивающая электропитание самолета.

 

Сопла двигателей Ту-160 серийный №06-01, фото 2012 г. или ранее (Федор Борисов, http://airliners.net). — Ту-160 модернизированный (2006 г.) — 4 х модернизированных ТРДДФ НК-32 — НК-321, модернизация двигателей начата в 2004 г. самарским ОАО «СНТК им.Кузнецова». Первые новые двигатели готовы в апреле 2006 г. Значительно увеличен ресурс двигателей и повышена надежность. К середине 2006 г. двигатели прошли все виды испытаний в том числе лётные государственные.

В декабре 1995 г. подготовлен самолет Т-144ЛЛ (№77114) на котором по апрель 1999 г. проводилась совместная российско-американская исследовательская программа. На самолет были установлены 4 двигателя НК-321. Первая серия полетов (19 полетов) завершена в феврале 1998 г. Вторая серия полетов с достижением скорости 2 М проводилась с сентября 1998 г. по апрель 1999 г.

— Ту-160М2 — 4 х вновьпроизведенных ТРДД НК-32-02, сообщается, что в 2017 г. начата сборка первых экземпляров двигателей (источник)


Электропитание обеспечивается вспомогательной силовой установкой ТА-12 и 4 х интегральными приводами-генераторами переменного тока., а так же аккумуляторами (аварийное питание).ТТХ самолета:

Экипаж — 4 чел.  (два пилота,  штурман и оператор размещаются в двух кабинах).


Длина — 54,095 м
Размах крыла:

             — на взлете/посадке — 55,7 м (по эскизному проекту)

             — на взлете/посадке — 57,7 м (в серии)
             — на крейсерском режиме — 50,7 м
             — на максимальной скорости — 35,6 м
Размах стабилизатора:

— 13,75 м (прототип «70-01» и первые опытные серии)

— 13,25 м
Высота — 13,1 (13,2) м
Площадь крыла:

     — 293,15 кв.м (базовая)

     — 400 кв.м (при минимальной стреловидности)

     — 370 кв.м (при максимлаьной стреловидности)

Площадь поворотной части крыла — 189,83 кв.м

Площадь флапперонов — 9 кв.м

Площадь закрылков — 39,6 кв.м

Площадь предкрылков — 22,16 кв.м

Площадь интерцепторов — 11,76 кв.м
Площадь киля — 42,025 кв.м

Площадь поворотной части киля — 19,398 кв.м

Стреловидность крыла — 20-35-65 град. на разных режимах

Стреловидность стабилизатора — 44 град. (по передней кромке)

Стреловидность киля — 47 град. (по передней кромке)
Колея шасси — 5,4 м
База шасси — 17,88 м
Размеры основных колес — 1260 х 485 мм (2 тележки по 6 колес)
Размеры носовых колес — 1080 х 400 мм (1 тележка, 2 колеса)
Размеры отсека вооружения — 2 отсека габаритом 11,28 х 1,92 х 1,9 м
Длина двигательной гондолы (без клина) — 13,78 м


Масса взлетная:

— 260000 кг (по эскизному проекту 1976 г.)

— 275000 кг (по некоторым данным — до 280000-285000 кг)

Масса взлетная нормальная — 267600 кг

Масса взлетная для аэродрома 1 класса — 185000 кг
Масса посадочная — 140000-155000 кг
Масса пустого:

— 103000 кг (по эскизному проекту 1976 г.)

— 110000 кг
Тяговооруженность — 0,36 (В-1В — 0,25)
Масса топлива:

— 148000 кг (по эскизному проекту 1976 г.)

— 140600 кг (148000 кг — по др.данным)

— 171000 кг (максимальная по данным Гордона)
Масса полезной нагрузки:

                       — норма (на максимальную дальность по проекту) — 9000 кг

                       — норма — 16330 кг
                       — максимальная фактическая — 22400-22500 кг
                       — максимально  допустимая — 40000 кг (по проекту и фактически по некоторым данным)

                       — максимально  допустимая — 45000 кг (по др.данным, В-1В — 34000 кг)


Скорость максимальная на высоте (по проекту) — 2300-2500 км/ч (B-1B — 1328 км/ч)

Скорость максимальная на малой высоте (по проекту) — 1000 км/ч (B-1B — 1160 км/ч)

Скорость максимальная на высоте 13000 м на форсажном  режиме  работы двигателей при угле стреловидности 65 град. — 2200 км/ч (2 М)

Скорость максимальная экслуатационная — 2000 км/ч (ограничение для строевых частей с целью сохранения ресурса планера)
Скорость крейсерская максимальная — 1,5 М

Скорость максимальная на малой высоте — 1030 км/ч

Скорость рекордная средняя на замкнутом маршруте 1000 км с массой ПН 30.000 кг — 1720 км/ч
Скорость рекордная средняя на замкнутом маршруте 2000 км со взлетной массой 275.000 кг — 1675 км/ч
Скорость взлета — 270-370 км/ч (при массе — 150-275 т)
Скорость посадки:

— 260-280 км/ч (при массе — 140-166 т)

— 260-300 км/ч (при массе — 140-155 т)

Прорыв ПВО на скорости:

     — большая высота (Hi) — 1,9 М
     — на малой высоте (Lo) с автоматическим  огибанием рельефа местности — до 1 М
Скороподъемность — 60-70 м/с
Потолок практический:

— 18000-20000 м (по проекту)

— 15000 м (18000 м по другим данным)
Потолок рекордный при массе 275.000 кг — 11250 м

Дальность полета (без дозаправки):

— режим Hi-Hi-Hi, скорость <1М, масса ПН 9000 кг (по проекту) — 14000-16000 км (В-1В — 12000 км)

— режим Hi-Lo-Hi (в т.ч. 2000 км на высоте 50-200 м) или при скорости >1М (по проекту) — 12000-13000 км 

— режим Hi-Hi-Hi, масса ПН 22400 кг с максимальной взлетной массой — 12300 км (В-1В — 10400 км)

— в максимальной ПН — 10500 км
Радйус действия с одной дозаправкой по режиму Lo-Lo-Lo или Hi-Lo-Hi — 7300 км
Радиус действия максимальный при крейсерской скорости 1,5 М — 2000 км

Боевой радиус системы вооружения без дозаправки (с учетом дальности КРБД типа Х-55) — 9150 км
Разбег — 900-2200 м (масса 150-275 тонн)
Пробег — 1200-1600 м (масса 140-155 тонн)


Максимальное время полета без дозаправки — 12 часов 50 мин (1989 г., экипаж Валерия Горголя — командира 184-го Гв.ТБАП, г.Прилуки)
Стандартное время полета — 12-15 часов
Максимальная продолжительность полета — 21 час (2009 г., 2 дозаправки) и 23 часа (09-10.06.2010 г., 2 дозаправки)
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 2,5 G (2G по данным Гордона)

Трудозатраты на подготовку к вылету на один час полета — 64 чел/час

Время подготовки самолета к вылету — 3 суток (1987 г., в дальнейшем сокращено)

Площадь тормозных парашютов (3 шт) — 105 кв.м

 

Вооружение (в 2-х бомбоотсеках с револьверными катапультными ПУ):

Первоначальный проект Ту-160 (1975 г.):

     1) 2 х Х-45, позже Х-45М

     3) 10-12 х Х-55

     5) обычные бомбы, ядерные бомбы, УАБ с лазерными и ТВ ГСН, морские мины.

По требованию ВВС предполагалась установка оборонительной артиллерийской установки с пушкой ГШ-6-30.

 

Базовый вариант Ту-160 (1981 г., проект):

     1) 12 х AS-15 (Х-55 / Х-55М) на двух револьверных МКУ-6-5У
     2) 24 х AS-16 (   Х-15) на четырех револьверных МКУ (вариант вооружения не доведен до реализации)
     3) 4 х ядерных бомбы мощностью 5, 20 (?), 50 (?) Мт
     4) 16 х ФАБ-1000
     5) 22 х ФАБ-750
     6) КАБ-1500

 

Реально произведенные Ту-160 (1987-2009 г.г.):

     1) 12 х AS-15 (Х-55 / Х-55СМ) на двух МКУ-6-5У — базовый вариант вооружения, госиспытания системы — 1989 г. (основной вариант — Х-55СМ, принята на вооружение ВВС 1986 г.). К 2005 г. часть самолетов переоборудована для применения ракет Х-555 (например, Ту-160 «Павел Таран», вероятно так же «Александр Голованов» и «Александр Молодчий»).

     2) 12 х AS-16 (Х-15) на двух МКУ-6-5У (НЕ РЕАЛИЗОВАН в реальных строевых частях) В процессе модернизации по образцу мод.2006 г. в номенклатуру вооружения будут включены КРБД Х-555, Х-101 и Х-102, аэробаллистические ракеты типа AS-16 (Х-15), обычные свободнопадающие бомбы и УАБ.

Системы вооружения самолета и схемы применения вооружений разрабатывались совместно с ГосНИИАС. От ОКБ Туполева создание комплекса вооружений курировал Л.Н.Базенков. Основные средства поражения (КРБД) разработаны МКБ «Радуга» А.Я.Березняка (главный конструктор Селезнев И.С.).

 

Оборудование:
Основной разработчик БРЭО — НИИ «Электроавтоматика» (г.Ленинград, главный конструктор — Е.С.Липин).

Прицельно-навигационный комплекс Ту-160 включает в себя астроинерциальную двухканальную навигационную систему К-042К, астровизир АВ-1СМ разработки и производства ЦКБ «Арсенал» (г.Киев), автоматическую систему огибания рельефа местности, систему спутниковой навигации ГЛОНАСС (точность до 10-20 м, доработанная система производства МКБ «Компас» начиная с 2007 г. будет установлена на все самолеты при модернизации) и многоканальный цифровой комплекс связи. Всего в системах самолета задействовано более 100 БЦВМ, в т.ч. у штурмана 8 БЦВМ и планшет-курсопрокладчик ПА-3 (с подвижной картой, вероятно, цифровой ?). Кабина летчиков оборудована стандартным набором оборудования с традиционными табло и циферблатами типа Ту-22М3. Вместо штурвала используется ручка управления (джойстик) аналогичная истребительной.  

Кабина Ту-160 «Валерий Чкалов» на авиабазе Энгельс, начало ноября 2012 г. (фото — RostovSpotter, источник).


Рабочее место оператора Ту-160, фото 2012 г. или ранее (Дмитрий Авдеев, http://airliners.net).


Рабочее место штурмана Ту-160, фото 2012 г. или ранее (Дмитрий Авдеев, http://airliners.net).


Астровизир АВ-1СМ — измеряет угловые координаты звезд до 4-й звездной величины на фоне дневного неба с погрешностью менее 0,01 градусов.

Астровизир АВ-1СМ (Бузанов В.И. КП «ЦКБ «Арсенал» – совершенствование и создание нового оптико- электронного авиационного оборудования. // Авиация и время. Спецвыпуск, 2003 г.).

Прицельно-навигационный комплекс «Обзор-К» включет в себя РЛС бомбометания и навигации»Поиск» (дальность обнаружения крупных целей радиоконтрастных целей с большой высоты — 600 и более км) и оптико-электронный бомбардировочный прицел ОПБ-15Т «Гроза» (дневное бомбометание, либо бомбометание в условиях низкой освещенности, Т — вероятно, «телевизионный»). В ходе модернизации самолет может получить лазерный целеуказатель для применения корректируемых авиабомб с лазерными ГСН с больших высот. Система управления ракетным оружием «Спрут-СМ» (введение целеуказания в ГСН ракет перед пуском, обеспечение применения КРБД).

 

Радиолокационная заметность самолета снижалась дополнительными мероприятиями по нанесению на носовую часть специальной краски на органической основе, графитовой радиопоглощающей черной пленки на воздухозаборники и воздушные каналы, экранированием некоторых узлов двигателей, и введением в остекление кабины сетчатых противорадиолокационных фильтров. Часть подобных мероприятий производилась в строевых частях.

 

Бортовой комплекс обороны (БКО) «Байкал» обнаруживает и классифицирует любые РЛС противника, тепловые цели (теплопеленгатор «Огонек» расположен в крайней задней точке фюзеляжа) и обеспечивает применение активных средств РЭБ, пассивных ПЛ и ИК-ловушек (средства РЭБ расположены в хвостовом конусе). Доработки БКО завершены в апреле 1990 г.

 

Система дозаправки в воздухе со штангой дозаправки ГПТ-2. Катапультные кресла К-36ДМ разработки НПО «Звезда» (главный конструктор Г.И.Северин) со спинками оснащенными подушками с пульсирующим воздухом (в процессе серийного производства). Система катапультирования индивидуальная и принудительная для всего экипажа (запуск с любого рабочего места). Катапультирование возможно в режиме «0-0» (нулевая скорость, нулевая высота) — после доработок в процессе освоения (изначально — минимальная скорость катапультирования — 75 км/ч). При выполнении полетов по высотному профилю экипаж использует высотные комбинезоны-скафандры «Баклан» (существуют только опытные экземпляры — по данным Бутовского, 1995 г). В стандартных режимах — защитный шлем ЗШ-7Б или ЗШ-7АС.

 


Выдвинутая для дозаправки штанга системы дозаправки Ту-160, фото 2012 г. или ранее (http://www.krasnayazvezda.com/).

Высотный комбинезон-скафандр «Баклан» (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

 
Модернизированный комплекс бортового оборудования создается совместными усилиями ОАО «Туполев», ФГУП «ГосНИИ АС», ФГУП «ОКБ «Электроавтоматика» им. Ефимова» и ГЛИЦ им. Чкалова.  26.03.2013 г. в СМИ сообщается о завершении наземных испытаний комплекса обороудования. В результате испытаний на комплексном полунатурном стенде специалисты получили заключение о годности к летным испытаниям. Их предполагается провести в 2013 году. Работы по обновлению бортоборудования проводятся в рамках первого этапа модернизации Ту-160.

Модификации:

Ту-160 (1969-1972 г.г.) — первый проект на конкурс 1972 г. — бомбардировщик на базе Ту-144.

 

Ту-160М аванпроект (1972 г.) — проработка вариантов компоновки самолета с изменяемой геометрией крыла.

 

Ту-160М (1975 г.) — второй проект Ту-160 с игменяемой геометрией крыла (название на стадии предварительной проработки проекта).

 

Ту-160 (изделие 70) BLACKJACK / RAM-P (первый полет — 1981 г.) — бомбардировщик с ИГ крыла опытной серии.

 

 

 

Первый экземпляр Ту-160 — самолет 70-01 на базе ЛИИ в Жуковском в период начала испытаний 

(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

 

Ту-160 — носитель БПЛА «Ворон» (проект, середина 1970-х годов) — на начальном этапе работ по проекту Ту-160 предусматривалось использование самолета в качестве носителя стратегического сверхзвукового беспилотного разведывательного летательного аппарата «Ворон» (ОКБ Туполева) со стартовой массой 6300 кг. Проектирование прекращено в середине 1970-х годов в связи с закрытием программы создания БПЛА.

 

Ту-160П (проект, середина 1970-х годов) — тяжелый истребитель сопровождения вооруженный ракетами «воздух-воздух» большой и средней дальности. Проект не реализован.

 

Ту-160С BLACKJACK (1987 г.) — серийный вариант бомбардировщика.

 

Ту-160ПП (проект, середина 1980-х годов) — самолет постановщик помех, проектирование предполагалось согласно требованиям ВВС еще на этапе создания проекта Ту-160. Полномасштабное проектирование начато в середине 1980-х годов, построен полноразмерный макет. Проект не реализован.

 

Ту-160 модернизация (проект, 1980-е годы) — в процессе проработки модернизации Ту-160 предполагался переход на более экономичные двигатели НК-74, замена оборудования и дооснащение более современным вооружением. Вероятно, данную модернизацию планировалось провести до 1996 г. ( наше предположение).

 

Ту-160В (проект, 1980-е годы) — вариант Ту-160 с двигателями на жидком водороде с измененной конструкцией фюзеляжа. Проект не реализован.

 

Ту-160К «Кречет» (проект, 1983-1984 г.г.) — проект оснащения Ту-160 двумя баллистическими ракетами воздушного запуска «Кречет» (КБ «Южное») массой по 24.4 тонны.

Боевой радиус комплекса — 10000 км

 

Ту-160М (проект, 1990-е годы) — проект Ту-160 с измененными отсеками ПН — носитель 2 гиперзвуковых КР Х-90. Существование проекта не подтверждено.

 

Ту-160СК (проект, 1992 г.) — самолет-носитель ракетоносителя «Бурлак» и «Бурлак-Диана» для выведения на орбиту ИСЗ.

 

Ту-161 (проект, 1990-е годы) — проект модернизации и развития Ту-160 как многорежимного самолета-носителя КРБД.

 

ПАК ДА (проект, 1999 г.) — перспективный авиационный комплекс дальней авиации, проработка облика самолетов в различных КБ начата в 1999 г. В КБ Туполева самолет ПАК ДА проектируется на базе Ту-160 (согласно сообщениям СМИ).

 

Ту-160 модернизация / Ту-160М (2006-2007 г.г.) — модернизированный вариант серийных Ту-160 (наименование «Ту-160М» используется в некоторых интернет-СМИ) — изначально планировалось произвести модернизацию парка Ту-160 до 1996 г., но фактически работы по модернизации начаты после 2000 г. Изменен состав БРЭО, модернизированы двигатели НК-32 / НК-321 (увеличен ресурс, повышена надежность, испытания завершены в 2006 г.), самолет может нести ракеты Х-555 и Х-101/102. Кроме того, модернизированный вариант может высокоточно (точность — 20 м) применять обычные свободнопадающие бомбы и УАБ (ранее, видимо, только декларативно). В части БРЭО устанавливаются новые БЦВМ, система спутниковой навигации разработки МКБ «Компас», увеличиваются дальность и продолжительность полета, модернизирован бортовой комплекс обороны. Первым самолетом прошедшим модернизацию является самолет с серийным №02-02 «Валентин Близнюк» (после модернизации поступил в ВВС 5 июля 2006 г.). Программа модернизации объявлена с плановым завершением в 2015 г. (данные декабря 2009 г.), всего заявлена модернизация 15 самолетов. В сообщении на сайте Министерства обороны России от 07.02.2012 г. говорится о том, что один самолет Ту-160 проходит переоборудование в модификацию Ту-160М на одном из предприятий ВПК России (вероятно, на Казанском авиазаводе). 26.03.2013 г. сообщается о завершении наземных испытаний модернизированного комплекса бортового оборудования для самолета. В течение 2013 г. планируется начать летные испытания комплекса.

Считается, что на самолетах Ту-160М демонтировано оптическое прицельное оборудование и система астронавигации — иллюминаторы соответствующих оптических устройств закрашены на всех Ту-160М.

Модернизированные по стандарту Ту-160М самолеты:

№ппСерийный №Наименование самолетаДата передачи ВВСПримечание
102-02«Валентин Близнюк»05.07.2006 г.2015 г. — боевое применение с ракетами Х-101
208-03«Виталий Копылов»29.04.2008 г.модернизирован при производстве, 2015 г. — боевое применение с ракетами Х-101
307-02«Василий Решетников»01.02.2010 г.в 2015 г. установлена новая БИНС (?)
405-04«Валерий Чкалов»2011 г.
506-05«Андрей Туполев»19.12.2014 г.Новая БИНС (?)
606-02«Василий Сенько»28.01.2016 г.Новая БИНС (?)


Ту-160М Б№18 RF-94111 «Андрей Туполев», аэродром ТВВАУЛ Тамбов, 30.05.2015 г. (http://russianplanes.net/id164404).


Ту-160М Б№11 RF-94114  «Василий Сенько». КАПО, г.Казань, 06.12.2015 г. (источник).


Ту-160М2 — BLACKJACK-M — проект возобновления производства Ту-160. Обсуждение возобновления производства Ту-160 начато весной 2015 г. В июле 2015 г. сообщается, что ОКБ Туполева совместно с КАПО им. Горбунова начата проработка возобновленя производства Ту-160. Заявлены планы на производство 50 новых Ту-160 (источник). 17 октября 2015 г. Министерство обороны России сообщило о проведении совещания межведомственной рабочей группы по вопросу воспроизводства Ту-160. В совещании принимали участие представители Министерства обороны, Министерства промышленности и торговли, ОАК, ОДК, ПАО «Туполев», РАН и КАПО им.Горбунова. Заслушаны доклады о создании электронной документации, оптимизации технологии производства и реализации «дорожной карты» по воспроизводству самолетов и запуску опытно-конструкторских работ по Ту-160М2 (источник). 2 марта 2016 г. главком ВКС России Виктор Бондарев сообщил СМИ, что первый полет нового Ту-160 ожидается в 2019 г., а серийный выпуск Ту-160М2 начнется в 2023 г. (источник).

13 октября 2016 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил СМИ, что всего планируется произвести 50 Ту-160М2 (цифра может быть скорректирована позже), а так же то, что уже начато производство ряда элементов нового самолета (источник). 27 февраля 2017 г. министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что первый Ту-160М2 поднимется в воздух в 2018 г., а в 2020 г. начнется серийное производство самолетов. В декабре 2016 г. ожидалось завершение создания цифрового комплекта документации на самолет — её создание завершено (источник). 6 марта 2017 г. генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов заявил СМИ, что поставки Ту-160М2 в войска начнутся в 2021 г.  (источник).

02 июня 2017 г. в СМИ заявлено, что промышленностью начато производство агрегатов нового самолета (источник). Предположительно на первом этапе речь идет о сборке задела на Казанском авиазаводе. 19 июня 2017 г. заявлено, что в перспективе ВВС будут получать 3-4 Ту-160М2 в год, а всего планируется поставить 50 Ту-160М2. Первый полет первого Ту-160М2 ожидается в марте 2018 г.  (источник).

 

Стоимость самолета составляла:
До 1990 г. — 48 млн. руб
1991 г. — более 70 млн. руб
1992 г. — более 300 млн. руб


militaryrussia.ru

ТТХ самолета Ту160

Экипаж Ту160 4 человека.

Длина самолета: 54,1 м
Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м
Высота: 13,1 м
Площадь крыла: 232 м²

4 × ТРДДФ НК-32
Тяга максимальная: 4 × 18 000 кгс
Тяга на форсаже: 4 × 25 000 кгс

Система управления двигателями ‑ электрическая, с гидромеханическим дублированием. Имеется убираемая штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете (в качестве самолетов-заправщиков используются Ил‑78 или Ил‑78М).

Максимальная взлетная масса: 275 000 кг
Нормальная взлётная масса: 267 600 кг
Масса пустого: 110 000 кг
Масса топлива: 148 000 кг
Нормальная боевая нагрузка: 9000 кг
Максимальная боевая нагрузка: 45 000 кг

Максимальная скорость на высоте: 2500 км/ч
Максимальная скорость у земли: 1030 км/ч (М=0,84)
Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,69)
Максимальная дальность без дозаправки: 18 950 км
Практическая дальность без дозаправки: 12 300 км
Боевой радиус: 6000 км
Продолжительность полёта: 25 ч
Практический потолок: 22 000 м
Скороподъёмность: 4400 м/мин
Длина разбега/пробега: 900 м
Посадочная скорость (при посадочной массе 140 000 — 155 000 кг): 260-300 км/ч
Максимальная скороподъемность: 60-70 м/с
Практический потолок: 16000 м,
Практическая дальность полета с нормальной нагрузкой: 13 200 км
Практическая дальность полета с максимальной нагрузкой: 10 500 км
Длина разбега (при максимальной взлетной массе): 2200 м
Длина пробега (посадочная масса 140 000 кг): 1800 м.
Тяговооружённость: при максимальной взлётной массе-0,37; при нормальной взлётной массе-0,36

В 2 грузоотсека может поместится различная целевая нагрузка общей массой до 45000 кг. Она включает стратегические КР (12 единиц на двух многопозиционных ПУ барабанного типа) и гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырех пусковых установках).

В будущем состав вооружения Ту160 планируется усилить за счет введения в состав высокоточных КР нового поколения с увеличенной дальность, предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.

У Ту160 высокий уровень компьютеризации бортового оборудования. Информационная система в кабинах представлена электромеханическими индикаторами и индикаторами на мониторах. Обычные для стратегов штурвалы заменены на ручки управления, подобные используемых на истребителях.

На вооружении военно-воздушных сил РФ сейчас находятся 16 Ту160. Руководство ВВС РФ планирует довести количество таких самолетов до 66.

© Копировать пост можно лишь при наличии прямой индексируемой ссылки на youinf.ru


Смотрите также на youinf.ru


Не надо нас пугать, бахвалиться спесиво, Не стоит нам грозить и вновь с огнём играть.
Ведь, если враг рискнёт проверить нашу силу, Его мы навсегда отучим проверять.

 

youinf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *