§ 2. Военная доктрина Российской Федерации
Военная доктрина — основной политико-правовой документ, в котором системно и детально изложены официальные взгляды на обеспечение военной безопасности государства. Военная доктрина является нормативной и организационно-распорядительной основой для строительства вооруженных сил, их планового технического оснащения и осуществления комплекса иных мероприятий в области обеспечения военной безопасности.
Понятие
военной доктрины в XX веке претерпело
существенные изменения. В начале 1920-х
гг. под военной доктриной понималось
принятое в армии данного государства
учение, устанавливающее характер
строительства вооруженных сил страны,
методы боевой подготовки войск, их
вождение на основе господствующих в
государстве взглядов на характер стоящих
перед ним военных задач и способы их
разрешения *(267).
В конце 1920-х и в 1930-х гг. советская военная
наука выработала более широкий
концептуальный подход к подготовке и
ведению войны, сохранившийся после
создания оружия массового поражения и
поддерживаемый вплоть до настоящего
времени: военная доктрина — это официально
принятые в государстве и вооруженных
силах научно обоснованные взгляды на
характер войны, способы ведения
вооруженной борьбы, а также вытекающие
из этих взглядов требования к подготовке
страны и вооруженных сил к войне
Военная доктрина утратила чисто военный (военно-стратегический) характер и включает также идеологические установки и практические планы военно-политического и военно-экономического порядка. По официальному определению, Военная доктрина Российской Федерации *(269) представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Исторически развитие отечественной военной доктрины в XX веке прошло несколько этапов. В ходе военной реформы 1924-1928 гг. сформирована военная доктрина наступательного характера, получившая свою теоретическую разработку в трудах выдающихся военных теоретиков 1920-х и начала 1930-х гг. В.К. Триандафиллова, М.В. Фрунзе, Б.М. Шапошникова и других. Военная доктрина конца 1920-х и 1930-х гг. основывалась на теории «глубокой операции» и стремлении «бить врага на его территории».Ход Великой Отечественной войны, развитие военного искусства, появление новых видов вооружения, противостояние социалистического и капиталистического блоков государств выявили ряд просчетов во взглядах на военное строительство и военное искусство. В конце 1950-х — 1960-х гг. была создана новая военная доктрина («доктрина Малиновского»), ориентированная на комплексное применение обычных и стратегических видов вооружений, концепцию ведения ракетно-ядерной войны, сочетание оборонительных и наступательных вооружений и сил.
К началу 1980-х гг. взаимная агрессия социалистического и капиталистического блоков во многом сдерживалась угрозой гарантированного уничтожения стратегически важных объектов оружием массового поражения. В 1982 г. СССР в одностороннем порядке принял на себя обязательство не применять первым ядерное оружие. Ядерное оружие стало рассматриваться как оружие возмездия в ответном ядерном ударе.
Резкое возрастание разрушительных свойств обычного вооружения, понимание неизбежности экологической катастрофы в случае их применения для уничтожения стратегически важных военных и промышленных объектов привело к выводу о том, что в современных условиях стремление государств к достижению политических целей военными средствами недопустимо и несет в себе угрозу существования человечества. Эта позиция была официально выражена в 1987 г. блоком социалистических государств в заявлении государств — участников Варшавского договора. Это заявление способствовало разрядке в международных отношениях и укреплению доверия между государствами.
Первая российская военная доктрина была сформулирована Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. N 1833 «Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации» *(270). Положения этого Указа развивает действующая Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. N 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации». Эта Военная доктрина стала первой официально опубликованной военной доктриной в отечественной истории.
Военная доктрина РФ состоит из преамбулы и трех разделов. В преамбуле закреплено понятие Военной доктрины, дана ее характеристика как документа переходного периода, указаны правовая основа Военной доктрины, соотношение Военной доктрины с другими концептуальными документами, а также закреплен ее оборонительный характер.
В первом разделе установлены военно-политические основы Военной доктрины. Военная доктрина указывает в качестве основных факторов военно-политической обстановки снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, формирование и укрепление региональных центров силы, усиление национального, этнического и религиозного экстремизма, активизация сепаратизма, распространение локальных войн и вооруженных конфликтов, усиление региональной гонки вооружений, распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки, обострение информационного противоборства.
Оценивая основные угрозы военной безопасности, Военная доктрина РФ отмечает, что угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена. К основным внешним угрозам отнесены территориальные претензии к Российской Федерации; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации; попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности; наличие очагов вооруженных конфликтов, создание и наращивание группировок войск вблизи государственной границы Российской Федерации и ее союзников, расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности России, ввод иностранных войск на территории сопредельных с Россией и дружественных ей государств, подрыв глобальной и региональной стабильности, враждебные информационные действия, дискриминацию российских граждан в иностранных государствах и международный терроризм.
Основными внутренними угрозами считаются попытки насильственного свержения конституционного строя, противоправная деятельность экстремистских движений и организаций, дезорганизация функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры, создание, оснащение и подготовка незаконных вооруженных формирований, незаконный оборот в России оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности России.
Обеспечение военной безопасности признано важнейшим направлением деятельности Российского государства. Главной целью обеспечения военной безопасности является предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации. Военная безопасность обеспечивается всей совокупностью имеющихся в распоряжении Российской Федерации сил, средств и ресурсов. Россия исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору в любых условиях. Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее или ее союзников оружия массового уничтожения и в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности России ситуациях.
Основными принципами обеспечения национальной безопасности являются сочетание централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности, эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них, достаточность сил, средств и ресурсов для обеспечения военной безопасности и рациональное их использование, соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности, ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.
Военная безопасность обеспечивается комплексом мер как в мирное время, так и в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта).
В первом разделе раскрыты основные элементы военной организации Российского государства, которая в настоящем издании рассматривается в особом параграфе.
Во втором разделе Военной доктрины РФ раскрываются ее военно-стратегические основы. Военная доктрина классифицирует современные войны и вооруженные конфликты на справедливые и несправедливые, на локальные, региональные и крупномасштабные, а также на войны и вооруженные конфликты с применением оружия массового уничтожения и с применением только обычных средств поражения.
Правомерное применение Вооруженных Сил и других войск допускается для отражения агрессии против Российской Федерации, для защиты от антиконституционных действий и противоправных вооруженных действий, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для решения других задач в соответствии с федеральным законодательством.
Основными формами применения Вооруженных Сил и других войск являются стратегические операции, операции и другие боевые действия, совместные специальные операции, контртеррористические и миротворческие операции.
В третьем разделе закреплены военно-экономические основы Военной доктрины РФ. Главной целью военно-экономического обеспечения признается удовлетворение потребностей военной организации государства в финансовых средствах и материальных ресурсах.
Приоритетными задачами военно-экономического обеспечения признаны полное и своевременное финансовое обеспечение планов строительства и развития, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил и других войск, финансово-экономическое обеспечение разработки и совершенствования стратегических и обычных вооружений, военной и специальной техники, систем управления войсками, связи, разведки, стратегического предупреждения, радиоэлектронной борьбы, информационного обеспечения, а также повышение уровня жизни военнослужащих и их семей.
Российская Федерация осуществляет международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество, исходя из своих национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению национальной безопасности. Приоритетное значение придается развитию военного сотрудничества с государствами — участниками Договора о коллективной безопасности СНГ.
studfiles.net
Что такое Военная доктрина РФ? (краткое содержание)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №129
Что такое Военная доктрина РФ? (краткое содержание)
Выполнила: Надежда Васильевна Канашина
Должность: учитель
Военная доктрина РФ
Военная доктрина Российской Федерации (далее именуется — Военная доктрина) представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Военная доктрина является документом переходного периода — периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации системы международных отношений.
В Военной доктрине развиваются Основные положения военной доктрины Российской Федерации 1993 года и конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Положения Военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.
Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников. сегодняшний
Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.
Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации государства, а также конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
В конце декабря 2014 года Совет Безопасности России одобрил, а президент Владимир Путин утвердил поправки к существующей Военной доктрине. В связи с рядом изменений международной военно-политической обстановки, наблюдаемым в последнее время, российское руководство вынуждено принимать соответствующие меры и редактировать существующие документы, лежащие в основе оборонной стратегии государства. С 26 декабря основой обороны страны является обновленная Военная доктрина. Предыдущий вариант документа был принят в феврале 2010 года.
Внутренние опасности В этом вопросе Военная доктрина РФ придерживается прежней позиции. К внутренним опасностям относятся:
-Попытки насильственно изменить конституционный строй России.
-Дестабилизация социальной и внутриполитической ситуации в стране.
-Дезорганизация деятельности органов госвласти, важнейших военных, государственных объектов, а также информационной инфраструктуры РФ.
-Особую актуальность сегодня представляют террористические действия бандформирований и прочих организаций.
-Опасение вызывает и информационное влияние на население, направленное на подрыв патриотических, духовных и исторических традиций в сфере обеспечения защиты Отечества, провоцирование социальной и межнациональной напряженности, разжигание национальной и этнической вражды.
Главные угрозы В качестве них Военная доктрина РФ признает: Резкое обострение межгосударственных отношений.
-Формирование условий для использования вооруженных сил.
— Воспрепятствование деятельности систем военного и государственного управления в РФ.
-Нарушения в функционировании ядерных стратегических сил, систем предупреждения о ракетных атаках, контроля над космическим пространством, объектами химической промышленности, атомной энергетики, хранения ядерного оружия и прочих потенциально опасных участков.
— Образование и подготовку незаконных формирований, использующих оружие против мира и порядка в обществе, их деятельность на территории России или в государствах-союзниках.
-Демонстрацию военной мощи при проведении учебных мероприятий в сопредельных регионах. Важной угрозой Военная доктрина РФ считает активизацию вооруженных сил отдельных стран или групп государств с частичной либо полной мобилизацией.
Второй раздел
Эта часть документа подвергалась неоднократным корректировкам. Изменение Военной доктрины РФ было обусловлено внешними обстоятельствами, нарастающей угрозой терроризма. Эти проблемы связываются с усилением конкуренции и соперничества в мире, неустойчивостью глобальных экономических процессов. Немаловажное значение в нарастании напряженности отводится перераспределению влияния в пользу новых силовых центров. Опасной признается и тенденция смещения угроз во внутреннюю сферу и информационное пространство России. Во втором разделе Доктрины отмечается, что на некоторых направлениях усиливаются военные опасности для государства. Документ конкретизирует источники внешней угрозы относительно складывающейся обстановки, изложенной в Стратегии государственной защиты. Это в первую очередь наращивание военного потенциала и укрупнение блока НАТО, приближение его боевой инфраструктуры к границам России, дестабилизация обстановки в ряде стран и регионов.
Вопросы применения силы
Они также отражены в третьем разделе документа. Военная доктрина признает правомерным использование силы с целью отражения агрессии, восстановления или поддержания мира, обеспечения защиты российских граждан, находящихся за пределами страны. Деятельность вооруженной организации при этом будет осуществляться решительно, комплексно и целенаправленно. Применение силы станет основываться на заблаговременном и постоянном анализе военной политической и стратегической обстановки в соответствии со всеми требованиями, которые предъявляет международное право. Третий раздел четко определяет главные задачи, которые стоят перед военной организацией государства в мирное время, а также в условиях усиления опасности проявления агрессии со стороны других субъектов.
Мобилизационная подготовка
Основополагающие ее принципы излагаются в четвертом разделе. В действующей редакции документа мобилизационной подготовке и готовности уделяется особое внимание. В Военной доктрине четко определены цели мероприятий. Они состоят в подготовке страны, вооруженных сил, органов и войск к обеспечению защиты территории и населения государства от нападения, а также к удовлетворению нужд граждан во время боевых действий. Это указывает на то, что политическое руководство учитывает нарастание вероятности втягивания России в крупномасштабную войну. Это, в свою очередь, потребует полной мобилизации вооруженных, экономических и моральных сил государства и граждан. В данном случае в виду имеется не столько армия, сколько страна в целом.
Обеспечение обороны
Этому вопросу посвящен пятый раздел документа. Военно-экономическое обеспечение оборонного комплекса направлено на формирование условий для стабильного развития и поддержания потенциала страны на уровне, который необходим для реализации принятой политики государства. В качестве главных задач в этой сфере выступают: Оснащение армии и военных органов вооружением, спецтехникой. Обеспечение материальными средствами. При непосредственной опасности со стороны агрессоров — дооснащение войск в соответствии с нормами военного времени, в мирные периоды — накоплением, эшелонированием и содержанием запасов. Восполнение потерь техники, вооружения, материальных средств в ходе боевых действий. Усовершенствование оборонной промышленности, обеспечение независимости страны, формирование комплекса технологий первостепенной важности, активизация инновационной инвестиционной деятельности, сохранение госконтроля. Плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными государствами для обмена передовыми идеями и получения прибыли для оборонной промышленности.
Заключение
Военная доктрина формулирует четкие ориентиры на формы, способы, порядок использования вооруженной силы для обеспечения защиты суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, а также национальных интересов государства, исполнения союзнических обязательств, условий международных договоров.
infourok.ru
Военная доктрина РФ | lemur59.ru
ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Военная доктрина Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 24.01.2000 г. Она представляет собой совокупность официальных взглядов ( установок ), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Положения военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз её развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения безопасности Российской Федерации, а также на системных анализ содержания и характера современных войн и вооружённых конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.
Военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в её положениях последовательной приверженности миру с твёрдой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации.
Правовую основу военной доктрины составляют Конституция РФ, федеральные законы и другие нормативные правовые акты, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.
Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнёрства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.
В этой связи Российская Федерация :
— исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которое органично взаимосвязаны и дополняют друг друга ;
— сохраняет статус ядерной державы для сдерживания (предотвращения ) агрессии против неё и ( или ) её союзников ;
— проводит совместную с Республикой Беларусь оборонную политику, координирует с ней деятельность в области военного строительства, развития вооружённых сил государств – участников Союзного государства, использования военной инфраструктуры, принимает другие меры по поддержанию обороноспособности Союзного государства ;
— придаёт приоритетное значение укреплению системы коллективной безопасности в рамках СНГ на основе развития и укрепления Договора о коллективной безопасности ;
— рассматривает в качестве партнёров все государства, чья политика не наносит её национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН ;
— отдаёт предпочтение политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз на региональном и глобальном уровнях ;
— строго соблюдает международные договоры Российской Федерации в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима ;
— пунктуально выполняет международные договоры РФ по стратегическим наступательным вооружениям и противоракетной обороне, готова к дальнейшему сокращению своего ядерного оружия на двусторонней основе с США, а также на многосторонней основе с другими ядерными государствами до минимальных уровней, отвечающих требованиям стратегической стабильности ;
— выступает за придание универсального характера режиму нераспространения ядерного оружия и средств его доставки, за решительное повышение эффективности этого режима путём сочетания запретительных, контрольных и технологических мер, за прекращение и всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний ;
— содействует расширению мер доверия между государствами в военной области, включая взаимный обмен информацией, согласование военных доктрин, планов, мероприятий и другой деятельности ;
Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против неё и ( или ) её союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуаци
lemur59.ru