Военное обозрение звезда – Военное обозрение — Телеканал «Звезда»

Универсальная звезда » Военное обозрение

Одной из главных «звезд» закончившейся на днях 8-й Международной выставки сухопутных и военно-морских вооружений Defexpo India 2014 (Нью-Дели, Индия) стал уникальный российский автомат АДС. Он одинаково хорошо стреляет как на суше, так и под водой. Ни в одной стране, кроме России, даже близко нет ничего подобного.
Немного истории

Самое эффективное средство борьбы с противником под водой – нож. Однако на протяжении 20 века оружейники всего мира пытались приспособить к работе под водой метательное оружие. При этом западные оружейные компании довольно быстро отказались от идеи использовать в подводной борьбе огнестрельное оружие, сосредоточившись на разработке всякого рода механических гарпунов, которые либо приводились в движение сжатым воздухом, либо представляли собой подводные арбалеты. Дальше всех продвинулась, пожалуй, лишь германская компания Heckler und Koch, разработавшая в 70-х годах прошлого века пятизарядный пистолет Р11 калибра 7,62 мм. Он довольно эффективно стрелял под водой на дальность до 15 метров, на воздухе – до 30 метров, поэтому этот пистолет быстро стал штатным вооружением подводных боевых пловцов вооруженных сил ФРГ, Норвегии, Великобритании, Италии, США и других стран, противостоявших в тот момент Советскому Союзу. При этом для воспламенения патронов Р11 применялся электрический ток (в герметичной рукоятке пистолета располагались два мини-аккумулятора напряжением 9 вольт).

Советские оружейники оказались более настойчивыми. К 1975 году ими были разработаны и подводный пистолет (СПП-1), и специальный подводный автомат (АПС-5), которые до сих пор являются штатным вооружением подразделений боевых пловцов российских Вооруженных сил. Для того времени это были революционные изделия. Пуля, выпушенная из СПП, сохраняла под водой свою убойную силу до 17 метров, а из АПС-5 можно было поразить подводную цель, расположенную в 25 метрах от стрелка.

Однако в процессе эксплуатации АПС-5 в нем проявились серьезные недостатки. Главный из них – низкая живучесть. В соответствии с техническими условиями, автомат был рассчитан на 2 тыс выстрелов под водой и лишь 180 выстрелов на суше. «Дело в том, что форма 5,66-мм патрона, пороховой заряд, баллистика полета пули, работа автоматики рассчитаны на нормальное функционирование только под водой. Когда же стрелок выходит на сушу, из ствольной коробки автомата вода вытекает. При стрельбе в «непривычных» условиях затворная рама перемещается значительно быстрее, и ствольная коробка попросту не выдерживает повышенных нагрузок. Приблизительно ее как раз и хватает на 180 выстрелов» - пояснял в свое время журналистам доктор технических наук, профессор Юрий Данилов. Кроме того, по мнению профессора Данилова, АПС-5 часто «страдал» задержками стрельбы в результате того, что в его патронник часто одновременно подавалось два, а то и три патрона. И к нему невозможно было присоединить какие-либо прицельные приспособления и дульные устройства. Поэтому боевым пловцам де-факто при выполнении заданий АПС-5 приходилось дублировать чисто «сухопутным» оружием – как правило, автоматом АК-74М.

При этом и российский, и мировой опыт применения морского спецназа говорит о том, что в 80-90% бойцы этих подразделений выполняют задачи на суше. Поэтому и возникла необходимость иметь на вооружении данных подразделений специальное многоцелевое оружие, которое бы одинаково хорошо работало и в воздушной, и в водной среде. Причем, по эффективности стрельбы (точность, кучность, бронепробиваемость) такой автомат на суше бы не уступал бы 5,45-мм автомату АК-74, АК-105, а под водой - 5,66-мм автомату АПС. И такое оружие было создано специалистами Тульского конструкторского бюро приборостроения (Тульское КБП).

С двух сторон

Специалисты Тульского КБП подошли к проблеме создания нового двусредного автомата с двух сторон. С одной стороны, за прошедшее время был создан новый патрон калибра 5.45, который можно было бы эффективно применять под водой. Он получил наименование 5.45 ПСП (патрон специальный подводный). При этом перед конструкторами ставилась задача, чтобы новые патроны для ведения боя под водой вставлялись в штатный магазин автомата для сухопутной стрельбы. Потому как в АПС-5 применялись пули игловидной формы длиной более 12 см, которые при применении на суше были неудобны и дороги.

«В создании новых подводных патронов принимали участие многие конструкторы и испытатели филиала Тульского КБП – «Центральное конструкторское исследовательское бюро спортивно-охотничьего оружия» (ЦКИБ СООО), которые уже имели опыт доработки известного пистолетного патрона и самого пистолета. Благодаря их успешной работе, поставленная задача была выполнена и разработан новый подводный патрон. Одним из главных условий разработки нового патрона было условие сделать новый патрон в габаритах штатного автоматного патрона калибра 5,45. Для стабилизации полета более короткой пули в воде была реализована конструкция пули с кавитатором в носовой части. Плоский носик пули создает вокруг себя кавитационную полость (воздушный пузырь). В результате, выпущенная пуля не кувыркается в воде, а ведет себя стабильно. Таким образом, двухсредный автомат в условиях суши стреляет обычными патронами калибра 5.45, а воде применяются патроны 5.45 ПСП (патрон специальный подводный)» - говорит начальник отдела внешнеэкономических связей филиала Тульского КБП - «ЦКИБ СООО» Николай Комаров.

Параллельно созданию нового патрона, в конце 90-х годов прошлого века по инициативе знаменитого конструктора Василия Петровича Грязева началась работа и над созданием самого автомата. Первоначально Тульское КБП разрабатывало его в инициативном порядке на собственные средства. Однако затем к финансированию этих работ подключилось российское Министерство обороны, оформившее официальный заказ как на создание нового уникального автомата для ведения боя в двух средах, так и на разработку специальных патронов к нему.

«Это была трудная и кропотливая работа. За основу был взят автомат Калашникова, а точнее - три его модификации. До сих пор этот автомат не имеет аналогов в мире по своей надежности и баллистическим характеристикам. При разработке АДС была применена компоновка «буллпап», при которой часть ствола и магазин расположены позади спускового механизма, что позволило уменьшить длину самого оружия при сохранении длины ствола. Это очень важное условие, поскольку передвижение, преодоление препятствий и ведение боевых действий в водной среде имеет особые сложности. Необходимо было уменьшить габариты оружия и максимально разгрузить бойца. Была изменена конструкция, виды покрытия, введен переключатель режима «воздух-вода». К уникальным особенностям двухсредного автомата АДС также следует отнести минимальную загазованность после осуществления выстрела, которая достигается за счет того, что гильза вылетает вперед под небольшим углом, а не в бок, как у обычной компоновки «буллпап». Автомат предполагает ведение стрельбы как с правого, так и с левого плеча, не требуя дополнительной переустановки оборудования. Он также оснащен специальными насадками для ведения малошумной стрельбы, предохранительным устройством и встроенным гранатометом модульной конструкции с газовым двигателем. Планка Пикатинни вынесена наверх с жестким закреплением и может использоваться как ручка для переноски оружия» - характеризует новое изделие Николай Комаров.


Для отработки конструкции патронов и автомата в ЦКИБ СООО был специально спроектирован и установлен в испытательной станции испытательный стенд для стрельбы в воде. Последние несколько лет опытные образцы нового автомата и патронов испытывались в специальных воинских подразделениях на Севере и Дальнем Востоке нашей страны, на Черном море. Испытания показали, что на суше АДС по своей эффективности не уступает штатным АК-74 и АК-74У, а в воде – превосходит автомат АПС. Поэтому в 2013 году автомат АДС принят на вооружение российских Вооруженных Сил. Помимо самого автомата, морских пловцов ждет и новое аквалангистское оснащение, оборудование для дыхания, новые водолазные костюмы, образцы которых также проходили испытания в последние годы.

Предполагается, что, в первую очередь автомат АДС будет использоваться в подразделениях морского спецназа. Однако, по словам разработчиков, он вызвал интерес и у представителей МВД и ФСБ. Производить автомат, видимо, будет само Тульское КБП, которому недавно было присвоено имя знаменитого российского оружейники академика Аркадия Георгиевича Шипунова.

Справка

Двухсредный комплекс АДС - универсальное оружие, впервые обеспечивающее возможность поражать противника, как на суше штатными 5,45x39 мм патронами и 40-мм гранатометными выстрелами, так и под водой специальными подводными патронами. Использование бойцами специального назначения АДС, сочетающего возможности штатного и специального подводного автоматов, позволяет практически в два раза снизить вес носимого вооружения.

Интегрированный гранатомет под безгильзовую гранату значительно расширяет огневые возможности оружия и превосходит по практической скорострельности казнозарядные аналоги. Компоновка "булл-пап" обеспечила сокращение общей длины оружия при сохранении его боевых характеристик.

Отражение стреляной гильзы вперед делает удобной стрельбу с правого и с левого плеча, а также уменьшает загазованность в зоне лица стрелка. Повышенная боеготовность обеспечена наличием автоматического предохранителя. Закрытая ствольная коробка повышает надежность эксплуатации оружия в затрудненных условиях.

АДС оснащен универсальной планкой типа "picatinny" для установки различных прицельных устройств. Может комплектоваться прибором малошумной стрельбы и насадкой для холостой стрельбы.

topwar.ru

Военные космические корабли «Союз». Программа «Звезда» » Военное обозрение

Для отечественной космонавтики корабли «Союз» – знаковый проект. Работа над созданием базовой модели многоместного пилотируемого транспортного космического корабля началась в СССР еще в 1962 году. Созданный в 1960-е годы корабль постоянно модернизировался и до сих пор используется для полетов в космос. С 1967 по 2019 год произведено уже 145 запусков «Союзов». Для нашей страны корабли «Союз» имеют огромное значение, став ключевым компонентом сначала советской, а затем уже и российской пилотируемой космонавтики.

Пилотируемый космический аппарат «Союз-19»

Как практически все космические разработки советского периода, космический корабль «Союз» имел двойное назначение. На базе данного корабля разрабатывались также варианты военных аппаратов. Одним из таких кораблей был «Союз 7К-ВИ», разрабатываемый в СССР в 1963-1968 годах по программе «Звезда». «Союз 7К-ВИ» представлял собой специальный многоместный военно-исследовательский пилотируемый космический корабль. От гражданских вариантов корабль отличался наличием вооружения – скорострельной 23-мм авиационной пушки, адаптированной для использования в космическом пространстве.

Появление «Союзов»


Работа над созданием в СССР ракетно-космического комплекса для выполнения пилотируемых полетов и облета Луны началась 16 апреля 1962 года. Над созданием нового космического корабля для амбициозной советской лунной программы трудились работники ОКБ-1 под руководством выдающегося конструктора Сергея Королёва (сегодня РКК «Энергия» имени С. П. Королёва). К марту 1963 года была выбрана форма спускаемого аппарата, который в будущем станет «Союзом». Постепенно советскими инженерами на основе проекта лунного космического корабля был создан аппарат 7К-ОК, рассчитанный на размещение трех космонавтов орбитальный корабль, предназначенный для отработки различных маневров на орбите Земли и проведения стыковки двух аппаратов, с переходом космонавтов с борта одного корабля на другой. Вместо топливных элементов, рассматриваемых ранее, корабль получил запоминающиеся солнечные батареи.

Создавая новый космический корабль, советские инженеры уделили много внимания вопросу организации благоприятных условий работы и жизни космонавтов на этапах выведения в космос, самого полета и спуска с земной орбиты. Конструктивно пилотируемые космические корабли «Союз» включали в себя три основных части. Среди них выделяли орбитальный или бытовой отсек, который выполнял роль научной лаборатории, где можно было проводить научные исследования и эксперименты, этот же отсек использовался для отдыха космонавтов. Вторым отсеком была кабина пилотов – спускаемый аппарат, в котором космонавты, занявшие свои места, возвращались назад на нашу планету. Помимо мест для трех космонавтов здесь же имелись все необходимые системы жизнеобеспечения, управления кораблем и парашютная система. Третьим отсеком «Союзов» являлся приборно-агрегатный отсек, в котором устанавливались двигательные установки, топливо и служебные системы корабля. Энергоснабжение космических кораблей «Союз» осуществлялось за счет солнечных батарей и аккумуляторов.


Корабль «Союз ТМА-01М» перед стыковкой с МКС

Испытания первых космических кораблей «Союз» начались в конце 1966 года. Первый полет аппарата, получившего обозначение Космос-133», состоялся 28 ноября 1966 года. Второй полет 14 декабря того же года завершился взрывом ракеты с кораблем на стартовом столе, третий полет аппарата 7К-ОК (Космос-140) состоялся 7 февраля 1967 года. Все три полета были полностью или частично неудачными и помогли специалистам обнаружить имеющиеся в конструкции корабля ошибки. Несмотря на отсутствие полностью удачных запусков, четвертый и пятый полеты были запланированы пилотируемыми. Ничем хорошим это закончиться не могло, и запуск корабля «Союз-1» 23 апреля 1967 года закончился трагедией. Запуск корабля «Союз-1» с самого начала сопровождался рядом нештатных ситуаций, имелись серьезные замечания к работе бортовых систем корабля, поэтому было решено досрочно выводить аппарат с орбиты, но 24 апреля 1967 года при посадке из-за отказа парашютных систем спускаемый аппарат разбился, погиб космонавт Владимир Михайлович Комаров. Несмотря на трагедию работы по созданию и дальнейшему усовершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» продолжились. У корабля имелся очевидный потенциал, который позволяет ему оставаться на службе и в 2019 году, к тому же на его основе советские военные планировали создать ряд аппаратов военного назначения, что также не давало программе закрыться, несмотря на неудачи первых запусков.

Первые проекты военных «Союзов»


Еще в 1964 году в Куйбышеве (сегодня Самара) в филиале №3 ОКБ-1 на заводе «Прогресс» начались работы по созданию первого в мире пилотируемого орбитального перехватчика 7К-П или «Союз-П». Годом ранее из-за большой загрузки все материалы по новым вариантам «Союза» военного назначения были переданы из ОКБ-1 в Куйбышев. На заводе «Прогресс» работами по созданию новых вариантов военных «Союзов» руководил ведущий конструктор предприятия Дмитрий Козлов.

Легко можно догадаться о том, что в основе корабля 7К-П лежала конструкция обыкновенного космического корабля «Союз» (7К), но с некоторыми изменениями. Первоначально на космическом перехватчике не планировали устанавливать никакого вооружения. Главной задачей экипажа пилотируемого корабля стал бы процесс инспектирования иностранных космических объектов, в первую очередь – спутников, принадлежащих США. Планировалось, что экипаж корабля 7К-П будет выходить для этого в открытый космос, где в случае необходимости сможет вывести космические аппараты вероятного противника из строя или поместить аппараты в специально созданный контейнер для дальнейшей отправки на Землю. При этом достаточно быстро от идеи подобного использования корабля и экипажа было решено отказаться. Причиной стало то, что все советские спутники того периода оснащались системой подрыва, советские военные предполагали, что на американских спутниках имеется такая же система, что составляло угрозу для жизни космонавтов и самого корабля-перехватчика.


Проекты военных «Союзов»: 7К-П, 7К-ППК, 7К-Р, 7К-ВИ («Звезда»), «Союз-ВИ» (слева направо, рендер: astronautix.com)

На смену проекту корабля «Союз-П» пришел уже полноценный боевой космический корабль, получивший обозначение «Союз-ППК». Данный вариант «Союза» конструкторы решили оснастить батарей из 8 небольших ракет класса «космос-космос», все ракеты поместили в носовой части корабля. Данная концепция предполагала уничтожение космических аппаратов вероятного противника без проведения разведки. Корабль не сильно отличался от гражданских версий «Союза» по размерам, его длина составляла 6,5 метров, диаметр – 2,7 метра, а обитаемый объем корабля рассчитывался на двух космонавтов и составлял 13 кубических метров. Полная масса космического перехватчика оценивалась в 6,7 тонны.

Одновременно с работой по созданию перехватчика «Союз-ППК» в Куйбышеве велись работы по созданию орбитального разведчика, который получил название Высотный исследователь. Данный корабль был известен также под обозначением 7К-ВИ и разрабатывался в рамках проекта с кодовым обозначением «Звезда». Основой по-прежнему был гражданский «Союз» 7К-ОК, но начинка корабля была совершенно другой. Военный корабль 7К-ВИ должен был осуществлять визуальное наблюдение за спутниками противника, вести фоторазведку, а в случае необходимости – поразить космические аппараты противника. Одновременно с этим велись работы и по созданию военного корабля «Союз-Р» в варианте разведчика.


Пульт космонавта военного космического корабля «Союз 7К-ВИ»

Уже в 1965 году проекты 7К-П и 7К-ППК было решено закрыть. Причиной стало то, что в ОКБ-52, которое возглавлял выдающийся советский конструктор Владимир Челомей, параллельно работали над созданием полностью автоматического истребителя спутников ИС, концепция которого больше устраивала Минобороны. После этого основной темой куйбышевского филиала №3 ОКБ-1 стал проект космического корабля разведчика 7К-Р. Планировалось, что «Союз-Р» станет полноценной небольшой по размерам орбитальной станцией, на которой будет установлен комплекс аппаратуры для ведения радиоразведки, а также фоторазведки. Прототипом для корабля снова служила базовая модель «Союза», в первую очередь его приборно-агрегатный отсек, а вот вместо спускаемого и бытового отсеков планировалось установить орбитальный отсек, с установленной аппаратурой целевого назначения. Но и эту идею советским конструкторам реализовать не удалось. Проект разведывательного космического корабля «Союз-Р» проиграл конкурентную борьбу разведывательной станции «Алмаз», которая была выбрана конкурсной комиссией и поддержана представителями Научно-технического совета Минобороны СССР. При этом все наработки завода «Прогресс» в Куйбышеве по проекту «Союз-Р» были переданы в ОКБ-52 для дальнейшей работы по проекту «Алмаз».

«Союз 7К-ВИ» и программа «Звезда»


Дольше всех из военных вариантов использования корабля «Союз» просуществовал проект высотного исследователя 7К-ВИ. Работы по программе «Звезда» были инициированы 24 августа 1965 года. Ускорить работу над созданием военных орбитальных систем различного назначения советское руководство заставил полет американского космического корабля Gemini-4, состоявшийся в июне того же года. Полет американцев насторожил политическое и военное руководство СССР, так как помимо научно-технической программы экипаж корабля Gemini-4 совершил ряд экспериментов в интересах Пентагона. Среди прочего экипаж наблюдал пуски баллистических ракет, сфотографировал поверхность Земли на ночной и дневной сторонах, а также на практике отработал процесс сближения с космическим объектом, в качестве которого выступила вторая ступень американской ракеты Titan II. По сути, это была имитация осмотра спутников вероятного противника.

Макет корабля 7К-ВИ. Фотографии сделаны в филиале №3 ОКБ-1 в 1967 году. Фото: ЦСКБ-Прогресс

На первом этапе работ по программе «Звезда», военный аппарат 7К-ВИ мало чем отличался от гражданского пилотируемого корабля 7К-ОК. Корабль также состоял из трех отсеков, которые были установлены друг за другом в той же последовательности. Однако в 1966 году ведущий конструктор завода «Прогресс» Дмитрий Козлов принял решение полностью переработать проект. Новый вариант военного исследователя предполагал смену компоновки, спускаемый аппарат и орбитальный отсек должны были поменяться местами. После изменений капсула с космонавтами размещалась сверху. Под креслами космонавтов имелся люк, ведущий вниз в орбитальный отсек цилиндрической формы, сам отсек увеличился в размерах. Экипаж корабля должен был состоять из двух человек, максимальная масса – 6,6 тонны.

Отличительной особенностью нового военного «Союза» являлось наличие вооружения в виде скорострельной 23-мм автоматической авиационной пушки НР-23 Нудельмана — Рихтера, которую адаптировали для использования в космосе. Пушка была установлена сверху на спускаемом аппарате. Конструкторы адаптировали орудие для работы в условиях вакуума. Основным предназначением автоматической пушки являлась защита военного исследователя от спутников-перехватчиков и кораблей-инспекторов вероятного противника. Для наведения автоматической пушки на цель экипаж должен был поворачивать весь корабль, а для прицеливания использовать визир. Специально для отработки возможности применения пушки в космосе были проведены масштабные испытания на специально построенном для этих целей динамическом стенде. Испытания подтвердили возможность использования пушки в космосе, отдача от стрельбы не привела бы к кувыркам аппарата 7К-ВИ.


Макет корабля 7К-ВИ. Фотографии сделаны в филиале №3 ОКБ-1 в 1967 году. Фото: ЦСКБ-Прогресс

Основным прибором корабля 7К-ВИ должен был стать оптический визир ОСК-4 с фотоаппаратом. Визир планировали установить на боковом иллюминаторе и использовать для проведения военных исследований. С его помощью космонавт мог наблюдать и фотографировать поверхность нашей планеты. Также в боковом иллюминаторе можно было разместить специальную аппаратуру, предназначенную для наблюдения за пусками баллистических ракет под названием «Свинец». Особенностью конструкции был отказ от использования солнечных батарей. Козлов принял решение отказаться от этой тяжелой и большой конструкции, которую постоянно необходимо было ориентировать на солнце. Вместо этого на борту военного «Союза» планировалось установить два радиоизотопных термогенератора. Электрическая энергия, необходимая для питания систем корабля, преобразовывалась из тепла, полученного в ходе радиоактивного распада плутония.

Несмотря на определенные успехи, проект «Звезда» также не был доведен до логического завершения. Даже несмотря на то, что к середине 1967 года в Куйбышеве изготовили деревянный макет будущего корабля, а также проработали эскизный проект и собрали полноразмерный макет 7К-ВИ. Тогда же был утвержден и срок первого полета нового военного корабля – конец 1968 года. Однако уже в январе 1968 года проект закрыли. Инициатором закрытия программы «Звезда» выступил В. П. Мишин, занимавший пост главного конструктора ЦКБЭМ – Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (так с 1966 года стали называть ОКБ-1). Доводы Мишина были достаточно убедительными, конструктор отмечал, что не стоит дублировать уже существующий корабль 7К-ОК, который всегда можно было доработать вплоть до установки вооружения и решать те же самые задачи. При этом одной из основных причин могло быть нежелание инженеров и руководства ЦКБЭМ терять монополию на пилотируемые полеты.

topwar.ru

Звезда российского танкостроения » Военное обозрение

6 июля 1976 года на вооружение Советской армии был принят Т-80. Конструкция машины была разработана специалистами Специального конструкторского бюро транспортного машиностроения (г. Санкт-Петербург). Производилась она в том числе и на Омсктрансмаше. Сегодня оба эти предприятия входят в состав научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод».

ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ


Идея установки в моторное отделение танка газовой турбины зародилась в конструкторских умах давно. В 1948–1949 годы СКБ турбинного производства Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) было поручено разработать проект ГТД для тяжелого танка. Был выполнен проект ГТД со стационарным (невращающимся) теплообменником. Однако полученный в ходе расчетов расход топлива оказался неприемлемым, и работы по данному проекту были прекращены.

Потом различными конструкторскими бюро по всей стране предпринимались неоднократные попытки разработать газотурбинный двигатель. 16 апреля 1968 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании газотурбинных силовых установок для объектов бронетанковой техники. Цель и назначение работы определялись так: «…Создание танкового газотурбинного двигателя мощностью 1000 л.с. для танка Т-64А с целью улучшения его динамических и эксплуатационных характеристик, а также повышения боеготовности за счет резкого сокращения времени на подготовку двигателя к пуску при низких температурах окружающего воздуха».


Прозвище «летающий танк» Т-80 получил вполне заслуженно.

Работы по танку Т-64 с ГТСУ возглавил главный конструктор ОКБТ (ныне АО «Спецмаш») Николай Сергеевич Попов (Герой Социалистического Труда, академик Академии транспорта РФ и Санкт-Петербургской инженерной академии, лауреат Ленинской и Государственных премий), а по силовой установке для него – ГТД-1000 – главный конструктор Ленинградского НПО «Завод им. В.Я. Климова» (ЗиК) Сергей Петрович Изотов.

НОВЫЙ «ОБЪЕКТ»

В результате под руководством Н.С. Попова был создан танк «Объект 219 Сп1», однако в ходе заводских испытаний танка выяснилось, что необходимо комплексное решение ряда вопросов, в том числе создание и отработка не только новой трансмиссии и приводов управления, но и новой ходовой части, так как серийная ходовая часть базового танка Т-64А не обеспечивает реализации возросших скоростных и динамических возможностей танка с ГТД. Новый опытный образец танка, в конструкции которого были воплощены новые разработки по ходовой части, получил обозначение «Объект 219 Сп2». Его испытания подтвердили правильность решений ленинградских конструкторов.

О качественной оценке проведенных работ можно судить по цифрам статистики. Так, до принятия на вооружение нового танка было изготовлено 118 различных опытных машин, которые прошли 647 тыс. км (16 раз обогнули экватор) и отработали 40 тыс. часов. В ходе испытаний было использовано 150 силовых установок, на которых использовано 240 газотурбинных двигателей. Всего же за восемь лет проведения работ по созданию танка с ГТСУ было изготовлено 158 опытных образцов танков, из них 31 – с ходовой частью ранее созданных танков, остальные – с оригинальной ходовой частью с опорным катком промежуточного диаметра и гусеницей с обрезиненной беговой дорожкой. За этот период танки прошли все виды испытаний в самых жестких климатических условиях нашей страны, достигнув общего пробега более 1 млн км.

В ходе испытаний постоянно велось совершенствование танка «Объект-219». Последовательное устранение конструктивных дефектов базовой машины, выявленных при установке ГТД, привело к созданию нового танка.

ПОД НАИМЕНОВАНИЕМ «Т-80»

6 июля 1976 года под наименованием «Т-80» танк с газотурбинным двигателем ГТД-1000Т был принят на вооружение Советской армии.

Сразу после своего появления «восьмидесятка» стала мечтой для многих иностранных военных. Особенно Т-80У, оснащенный вспомогательной энергоустановкой, приглянулся европейским военным – приверженцам тактики засадного ведения боя. А высказывание министра обороны Сирийской Арабской Республики Мустафы Тласа о том, что он как солдат и специалист по подобной технике считает Т-80 «лучшим танком в мире» вошло в энциклопедии.

«Высокий экспортный спрос на российскую технику – серьезная оценка ее качества, – считает заместитель начальника эксплуатационно-ремонтного отдела АО «Омсктрансмаш» Николай Старовойтов, который на протяжении многих лет осуществлял сервисное обслуживание «восьмидесяток» за границей. – Долгое время Т-80 оставался одним из самых сбалансированных и оснащенных для боевого применения танков».

«ЛЕТАЮЩИЙ ТАНК»

Широкой общественности газотурбинная «восьмидесятка» была представлена в 90-х годах, когда машина стала участвовать в различных показах техники, международных выставках вооружений. Звездный час Т-80У, который только-только получил разрешение на продажу за рубеж, наступил в 1993-м во время выставки IDEX в Абу-Даби. Машина отлично продемонстрировала огневые возможности и прекрасно откатала на танкодроме сложнейшую программу с преодолением всех препятствий. Попытка американских танкистов повторить на своем «Абрамс» Block III успехи российских военных обернулась провалом: при движении по насыпи с гребенкой «Абрамс» соскочил на склон, потеряв гусеницу. Следом российский Т-80У под аплодисменты зрителей совершил эффектный 14-метровый прыжок с трамплина, чем на долгие годы обеспечил себя эпитетом «летающий танк».


Т-80У отличался модернизированной пушкой, новыми комплексами управления огнем и управляемого вооружения, новым двигателем и другими усовершенствованиями. Фотографии предоставлены АО «Омсктрансмаш»

Стоит отметить, что шасси танка было признано наиболее удачным за всю историю. База «восьмидесятки» послужила донором для целого ряда другой техники, одетой в броню: ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-80У, траншейного экскаватора БТМ-4М, плавающего транспортера ПТС-4, специальной пожарной машины СПМ, высокозащищенного транспортного средства «Ладога», артиллерийских самоходок «Пион» и «Мста-С», зенитного ракетного комплекса С-300В.

На протяжении своей многолетней службы Т-80 неоднократно модернизировался, выпускались его различные модификации: Т-80Б (1978) – ракетно-пушечный танк; Т-80БВ – модификация с навесной динамической защитой; Т-80У (1984) – вариант с модернизированной пушкой, новым комплексом управления огнем 1А45 с дублированием от командира, новым комплексом управляемого вооружения 9К119 с наведением ракеты по лазерному лучу, новым двигателем ГТД-1250, энергоагрегатом ГТА-18А, воздухозаборным устройством, встроенной динамической защитой и тепловизором и др. Серийный выпуск этих моделей осуществлялся Омским заводом транспортного машиностроения.

Выпуск танков типа Т-80 в России был прекращен во второй половине 90-х годов. После распада СССР и сокращений в рядах Российской армии часть техники высвободилась. Поскольку значительную часть танкового парка РФ теперь составляют танки типа Т-72, руководством страны было принято решение о выводе из войск Т-80 на хранение как ценный боевой ресурс на особый период.

topwar.ru

Проект Longshot. Дотянуться до звёзд » Военное обозрение

Холодное сияние звезд особенно красиво на зимнем небе. В это время становятся видны самые яркие звезды и созвездиями: Орион, Плеяды, Большей Пёс с ослепительным Сириусом…


Четверть века назад семь мичманов Военно-морской академии задались необычным вопросом: насколько современное человечество близко к звездам? Результатом исследований стал подробный отчет, получивший известность как проект «Лонгшот» («Дальний выстрел»). Концепт автоматического межзвездного корабля, что способен долететь до ближайших звезд за разумный промежуток времени. Никаких тысячелетий полета и «кораблей поколений»! Зонд должен достигнуть окрестностей Альфы Центавра уже через 100 лет с момента его запуска в космос.

Гиперпространство, гравицапы, антиматерия и фотонные ракеты… Нет! Главной особенностью проекта стала ставка на существующие технологии. По мнению разработчиков, конструкция «Лонгшот» позволяет построить звездолет уже в первой половине XXI века!

Сто лет полета при существующих технологиях. Неслыханная дерзость, учитывая масштабы космических расстояний. Между Солнцем и Альфой Центавра лежит «черная бездна» шириной 4,36 св. года. Свыше 40 трлн. километров! Чудовищный смысл этой цифры становится понятен на следующем примере.

Если уменьшить размеры Солнца до размеров теннисного мяча, то вся Солнечная система поместится на Красной площади. Размеры Земли в выбранном масштабе уменьшатся до размеров песчинки, при этом, ближайший «теннисный мяч» — Альфа Центавра — будет лежать на площади Сан-Марко в Венеции.

Полет до Альфы Центавра на обычном «Шаттле» или КА «Союз» занял бы 190000 лет.

Страшный диагноз звучит как приговор. Неужели мы обречены сидеть на своей «песчинке», не имея ни малейших шансов добраться до звезд? В научно-популярных журналах встречаются расчеты, доказывающие, что разогнать звездолет до околосветовых скоростей невозможно. Для этого потребуется «сжечь» всю материю Солнечной системы.

И всё же шанс есть! Проект «Лонгшот» доказал, что звезды гораздо ближе, чем мы можем себе представить.


На корпусе "Вояджера" закреплена пластина с картой пульсаров, показывающей местонахождение Солнца в Галактике, а также подробной информации об обитателях Земли. Ожидается, что пришельцы когда-нибудь найдут этот "каменный топор" и пожалуют к нам в гости. Но, если вспомнить об особенностях поведения всех технологический цивилизаций на Земле и историю завоеваний Америки конкистадорами, рассчитывать на "миролюбивый контакт" не приходится…

Задача экспедиции

Добраться за сто лет до системы Альфы Центавра.

В отличие от других «звездолетов» («Дедал»), проект «Лонгшот» подразумевал выход на орбиту звездной системы (Альфы и Беты Центавра). Это заметно усложняло задачу и удлиняло время перелета, но позволило бы провести подробное исследование окрестностей далеких звезд (в отличие от «Дедала», который бы промчался мимо цели за сутки и бесследно сгинул в глубинах космоса).

100 лет займет перелет. Еще 4,36 года потребуется для передачи информации на Землю.

Система Альфы Центавра в сравнении с Солнечной системой


Большие надежды с проектом связывают астрономы — в случае успеха у них появится фантастический инструмент для измерения параллаксов (расстояний до других звезд) с базисом 4,36 св. года.

Вековой полет сквозь ночь также не пройдет бесцельно: аппарат проведет изучение межзвездной среды и позволит расширить наши познания о внешних границах Солнечной системы.

Выстрел к звездам

Главной и единственной проблемой космических перелетов являются колоссальные расстояния. Решив данный вопрос, мы решим все остальные. Сокращение полетного времени снимет вопрос о долговременном источнике энергии и высокой надежности систем корабля. Решится проблема с присутствием человека на борту. Кратковременный полет делает ненужными сложные системы жизнеобеспечения и гигантские запасы еды/воды/воздуха на борту.

Но это — далекие мечты. В рассматриваемом случае необходимо доставить к звездам беспилотный зонд в течение одного столетия. Мы не умеем разрывать пространственно-временной континуум, потому выход один: увеличить путевую скорость «звездолета».

Как показал расчет, для перелета к Альфе Центавра за 100 лет необходима скорость хотя бы 4,5% от скорости света. 13500 км/с.

Не существует никаких фундаментальных запретов, позволяющих телам в макромире перемещаться с указанной скоростью, тем не менее, её значение чудовищно велико. Для сравнения: скорость самого быстрого из космических аппаратов (зонда «Новые горизонты») после отключения разгонного блока составляла «всего лишь» 16,26 км/с (58636 км/ч) по отношению к Земле.

Концепт-звездолет Longshot


Как разогнать межзвездный корабль до скоростей в тысячи км/с? Ответ очевиден: необходим двигатель с большой тягой и удельным импульсом не менее 1000000 секунд.

Удельный импульс — показатель эффективности реактивного двигателя. Зависит от молекулярного веса, температуры и давления газа в камере сгорания. Чем больше разница давлений в камере сгорания и во внешней среде, тем больше скорость истечения рабочего тела. И, следовательно, выше эффективность двигателя.

Лучшие образцы современных электрореактивных двигателей (ЭРД) имеют удельный импульс 10000 с; при скорости истечения пучков заряженных частиц — до 100000 км/с. Расход рабочего тела (ксенона/криптона) составляет считанные миллиграммы в секунду. Двигатель тихо гудит на протяжении всего полета, медленно разгоняя аппарат.

ЭРД подкупают своей относительной простотой, низкой стоимостью и потенциальной возможностью достижения высоких скоростей (десятки км/с), но из-за низкого значения тяги (менее одного Ньютона) разгон может занять десятки лет.

Другое дело — химические ЖРД, на которых держится вся современная космонавтика. У них огромная тяга (десятки и сотни тонн), но максимальный удельный импульс трехкомпонентного ЖРД (литий/водород/фтор) — всего 542 с, при скорости истечения газов чуть более 5 км/с. Это предел.
Жидкостные ракеты позволяют за короткое время увеличить скорость КА на несколько км/с, но на большее они не способны. Звездолету потребуется двигатель на иных физических принципах.

Создатели «Лонгшота» рассмотрели несколько экзотических способов, в т.ч. «световой парус», разгоняемый с помощью лазера мощностью 3,5 тераватт (способ признан неосуществимым).

На сегодняшний день единственным реалистичным способом, позволяющим долететь до звезд, является импульсный ядерный (термоядерный) двигатель. Принцип работы основан на хорошо изученном в лабораторных условиях лазерном термоядерном синтезе (ЛТС). Концентрация большого количества энергии в малых объемах вещества за короткий промежуток времени (<10^-10...10^-9 с) с инерциальным удержанием плазмы.

В случае «Лонгшота» ни о какой стабильной реакции управляемого термоядерного синтеза речи не идет: длительного удержания плазмы не требуется. Для создания реактивной тяги полученный высокотемпературный сгусток нужно немедленно «вытолкнуть» магнитным полем за борт корабля.

Топливом служит смесь гелия-3/дейтерия. Необходимый запас топлива для межзвездного перелета составит 264 тонны.

Подобным образом планируется достичь невиданной эффективности: в расчетах фигурирует значение удельного импульса 1,02 млн. секунд!

В качестве основного источника энергии для питания систем корабля — лазеров импульсного двигателя, систем ориентации, связи и научных приборов — выбран обычный реактор на тепловыделяющих урановых сборках. Электрическая мощность установки должна составить не менее 300 кВт (тепловая мощность — почти на порядок выше).

С точки зрения современной техники, создание реактора, не требующего перезарядки в течение целого века, является делом непростым, но возможным на практике. Уже сейчас на боевых кораблях применяются ЯСУ, чья активная зона имеет срок службы, соизмеримый со сроком службы кораблей (30-50 лет). С мощностью также полный порядок — к примеру, ядерная установка ОК-650, установленная на подводных атомоходах ВМФ России, имеет тепловую мощность 190 мегаватт и способна обеспечить электроэнергией целый город с населением 50000 человек!

Такие установки избыточно мощны для космоса. Здесь требуется компактность и точное соответствие заданным характеристикам. К примеру, 10 июля 1987 года был запущен «Космос-1867» — советский спутник с ядерной установкой «Енисей» (масса спутника — 1,5 тонны, тепловая мощность реактора — 150 кВт, электрическая — 6,6 кВт, срок работы — 11 месяцев).

Это означает, что 300-киловаттный реактор, используемый в проекте «Лонгшот», является делом ближайшего будущего. Сами инженеры посчитали, что масса такого реактора составит около 6 тонн.
Собственно, на этом заканчивается физика и начинается лирика.

Проблемы межзвездных путешествий

Для управления зондом потребуется бортовой вычислительный комплекс с задатками искусственного интеллекта. В условиях, когда время передачи сигнала составляет свыше 4 лет, эффективное управление зондом с Земли невозможно.

В области микроэлектроники и создания научно-исследовательских приборов за последнее время произошли масштабные изменения. Вряд ли создатели «Лонгшота» в 1987 году догадывались о возможностях современных компьютеров. Можно считать, что данная техническая проблема за прошедшие четверть века была успешно решена.

Столь же оптимистично выглядит ситуация с системами связи. Для уверенной передачи информации с расстояния 4,36 св. года потребуется система лазеров, работающих на долине волны 0,532 микрон и с мощностью излучения 250 кВт. В этом случае, на каждый кв. метр поверхности Земли будет падать 222 фотона в секунду, что гораздо выше порога чувствительности современных радиотелескопов. Скорость передачи информации с максимального расстояния составит 1 кбит/с. Современные радиотелескопы и системы космической связи способны расширить канал обмена данными в несколько раз.

Для сравнения: мощность передатчика зонда «Вояджер-1», находящегося в настоящий момент на расстоянии 19 млрд. км от Солнца (17,5 световых часов), составляет всего лишь 23 Вт — как лампочка в вашем холодильнике. Однако, этого вполне достаточно для передачи на Землю телеметрии со скоростью несколько кбит/с.

Отдельной строкой стоит вопрос о терморегуляции корабля.

Ядерный реактор мегаваттного класса и импульсный термоядерный двигатель являются источниками колоссального количества тепловой энергии, притом, в вакууме возможно лишь два способа теплоотвода — абляция и излучение.

Выходом может стать установка развитой системы радиаторов и излучающих поверхностей, а также теплоизоляционный керамический буфер между двигательным отсеком и топливными баками корабля.

На начальном этапе пути кораблю потребуется дополнительный защитный экран от солнечного излучения (подобный тому, что использовался на орбитальной станции «Скайлэб»). В районе конечной цели — на орбите звезды Бета Центавра — также возникнет опасность перегрева зонда. Необходима теплоизоляция оборудования и система переноса излишков тепла от всех важных блоков и научных инструментов к излучающим радиаторам.

График ускорения корабля с течением времени

График, показывающий изменение скорости


Чрезвычайно сложен вопрос защиты корабля от микрометеоритов и частиц космической пыли. При скорости движения 4,5% от световой любое столкновение к микроскопическим объектом способно серьезно повредить зонд. Создатели «Лонгшота» предлагают решить проблему путем установки мощного защитного экрана в передней части корабля (металл? керамика?), одновременно являвшимся излучателем излишков тепла.

Насколько надежна такая защита? И возможно ли использование научно-фантастических систем защиты в виде силовых/магнитных полей или «облаков» микродисперсных частиц, удерживаемых магнитным полем впереди по курсу корабля? Будем надеяться, что к моменту создания «звездолета» инженеры найдут адекватное решение.

Что касается самого зонда, то он традиционно будет иметь многоступенчатую компоновку с отделяющимися баками. Материал изготовления корпусных конструкций — алюминий/титановые сплавы. Общая масса собранного корабля на околоземной орбите составит 396 тонн, при максимальной длине 65 метров.

Для сравнения: масса Международной космической станции составляет 417 тонн при длине 109 метров.

1) Стартовая конфигурация на околоземной орбите.
2) 33-й год полета, отделение первой пары баков.
3) 67-й год полета, отделение второй пары баков.
4) 100-й год полета — прибытие к цели на скорости 15-30 км/с.
Отделение последней ступени, выход на постоянную орбиту вокруг Беты Центавра.

Как и МКС, сборка «Лонгшота» может производиться блочным методом на низкой околоземной орбите. Реалистичные размеры корабля позволяют использовать в процессе его сборки существующие ракеты-носители (для сравнения — могучий «Сатурн-V» вывести на НОО за раз груз массой 120 тонн!)

Необходимо учесть, что запуск импульсного термоядерного двигателя на околоземной орбите — слишком рискованное и неосторожное мероприятие. Проект «Лонгшот» предусматривал наличие дополнительных разгонных блоков (химические ЖРД) для набора второй и третьей космической скорости и увода корабля из плоскости эклиптики (система Альфы Центавра расположена на 61° выше плоскости вращения Земли вокруг Солнца). Также, не исключено, что для этой цели будет оправдан маневр в гравитационном поле Юпитера — подобно космическим зондам, которым удалось вырваться из плоскости эклиптики, используя «бесплатный» разгон в окрестностях гигантской планеты.

Эпилог

Все технологии и компоненты гипотетического межзвездного корабля существуют в реальности.

Массогабаритные параметры зонда «Лонгшот» соответствуют возможностям современной космонавтики.

Если мы начнем работы сегодня, велика вероятность, что к середине XXII века наши счастливые правнуки увидят первые снимки системы Альфы Центавра с близкого расстояния.

Прогресс имеет необратимую направленность: каждый день жизнь продолжает удивлять нас новыми изобретениями и открытиями. Не исключено, через 10-20 лет все вышеописанные технологии предстанут перед нами в виде действующих образцов, выполненных на новом технологическом уровне.

И всё же путь до звезд слишком далек, чтобы об этом имело смысл рассуждать всерьез.

Внимательный читатель уже наверняка обратил внимание на ключевую проблему проекта «Лонгшот». Гелий-3.

Где взять сто тонн этого вещества, если годовое производство гелия-3 составляет всего 60000 литров (8 килограммов) в год по цене до $2000 за литр?! Смелые фантасты связывают надежды с добычей гелия-3 на Луне и в атмосфере планет-гигантов, но никаких гарантий по этому поводу никто дать не может.

Имеются сомнения в возможности хранения такого объема топлива и его дозированной подачи в виде замороженных «таблеток», необходимых для питания импульсного термоядерного двигателя. Впрочем, как и сам принцип работы двигателя: то, что более-менее работает в лабораторных условиях на Земле, еще далеко от применения в открытом космосе.

Наконец, беспрецедентная надежность всех систем зонда. Участники проекта «Лонгшот» пишут об этом прямо: создание двигателя, способного без остановки и капитального ремонта проработать в течение 100 лет, станет невероятным техническим прорывом. Это же касается всех остальных систем и механизмов зонда.

Впрочем, отчаиваться не стоит. В истории космонавтики существуют примеры беспрецедентной надежности космических аппаратов. «Пионеры-6, 7, 8, 10, 11», а также «Вояджеры-1 и 2» — все они проработали в открытом космосе свыше 30 лет!

Показательна история с гидразиновыми трастерами (двигателями системы ориентации) этих космических аппаратов. «Вояджер-1» перешел на запасной комплект в 2004 году. К этому времени основной комплект двигателей отработал в открытом космосе 27 лет, выдержав 353000 включений. Примечательно, что катализаторы двигателей все это время были непрерывно раскалены до 300°С!

На сегодняшний день, спустя 37 лет после запуска, оба «Вояджера» продолжают свой безумный полет. Они уже давно покинули пределы гелиосферы, но продолжают исправно передавать на Землю данные о межзвездной среде.

Любая система, зависящая от человеческой надежности, ненадежна. Однако стоит признать: в плане обеспечения надежности космических аппаратов нам удалось достигнуть определенных успехов.

Все необходимые технологии для осуществления «звездной экспедиции» перестали быть фантазиями ученых, злоупотребляющих каннабиноидами, и воплотились в виде четких патентов и действующих образцов техники. В лабораторных условиях — но они существуют!

Концептуальный проект межзвездного корабля «Лонгшот» доказал: у нас есть шанс вырваться к звездам. На этом тернистом пути предстоит одолеть немало трудностей. Но главное — известен вектор развития, и появилась уверенность в собственных силах.

Более подробную информацию о проекте Longshot можно найти здесь: http://ntrs.nasa.gov/search.jsp?R=19890007533.
За инициацию интереса к данной теме выражаю благодарность "Почтальону".

topwar.ru

Проект бронеавтомотрисы «Красная Звезда» » Военное обозрение

Сразу после нападения нацистской Германии Советский Союз начал эвакуацию предприятий промышленности в безопасные районы страны. Результатом этого стало развертывание производств на новых местах, позволившее спасти предприятия от захвата противника. Тем не менее, несмотря на эвакуацию, некоторые предприятия продолжали работу вплоть до подхода противника. Более того, некоторые заводы в таких условиях даже создавали новые проекты военной техники. Ярким примером этого является бронеавтомотриса «Красная Звезда».

В октябре 1941 года Коломенский паровозостроительный завод им В. Куйбышева был эвакуирован. На старом месте остались только некоторые сотрудники, которые, используя имеющееся оборудование, продолжали работу. В декабре заводу поставили новую задачу: он должен был осуществлять ремонт танков КВ, а также танковых дизельных двигателей В-2К. Из-за специфики повреждений бронетехники на предприятии вскоре скопился определенный запас танковых запчастей и агрегатов, которые можно было бы использовать при ремонте танков или при строительстве новой техники. В декабре того же года было принято решение применить этот запас для строительства совершенно новой бронемашины.


Вскоре после начала ремонта бронетехники коломенские специалисты предложили разработать проект бронированной автомотрисы с танковым вооружением. Возможности завода позволяли строить подобную технику, а накопившийся запас деталей открывал неплохие перспективы с точки зрения вооружения. Используя имеющиеся танковые башни с вооружением и двигатели, можно было строить настоящие железнодорожные танки. Проект подобной техники получил название «Красная Звезда».
Прототип "Красной Звезды" на Коломенском паровозостроительном заводе. Фото Alternalhistory.org.ua

Проект «Красная Звезда» разрабатывался под руководством конструктора Льва Сергеевича Лебедянского. Этот инженер имел большой опыт разработки паровозной техники, а в предвоенный период привлекался к созданию железнодорожных бронемашин. Лебедянский и его коллеги решили использовать имеющийся опыт в новом проекте бронемашины на железнодорожном ходу.

При создании перспективной бронеавтомотрисы инженерам Коломенского завода пришлось столкнуться с рядом серьезных трудностей. Им пришлось использовать только те узлы и агрегаты, которые можно было достать в текущей обстановке или изготовить при помощи оставшихся на заводе станков. Следует отметить, именно сокращенный станочный парк привел к появлению нестандартной компоновки машины. Не имея возможности изготавливать некоторые детали, авторы проекта были вынуждены прибегнуть к необычным компромиссным решениям.

Основой конструкции машины «Красная Звезда» были две одинаковые тележки с собственными силовыми установками. Каждая тележка имела по две колесные пары и оснащалась двигателем В-2К мощностью 600 л.с. с трансмиссией, а также другим оборудованием, в том числе топливным и масляным баком, радиатором и т.д. Таким образом, автомотриса получила сразу два двигателя. Двигатель соединялся с главным фрикционом, который передавал крутящий момент на механическую коробку передач. Та, в свою очередь, соединялась с бортовыми передачами. Бортовые передачи при помощи цепей передавали крутящий момент на одну из колесных пар. Вторая пара приводилась в движение при помощи специальных механических передач, которыми соединялась с первой. Обе тележки бронеавтомотрисы имели одинаковую конструкцию и отличались только способом установки.


Схема "Красной Звезды". Рисунок Otvaga2004.ru

Тележки строились на основе существующих агрегатов с минимальным использованием новых деталей. Так, дизельный двигатель, элементы трансмиссии, топливная система и т.д. были заимствованы у танков КВ. Колесные пары, рессоры и другие элементы ходовой части, в свою очередь, были взяты у тендеров паровозов серии Су. Таким образом, конструкция ходовой части и силовой установки позволяла в кратчайшие сроки освоить производство новой бронетехники без необходимости изготовления новых сложных деталей.

В ходе эвакуации из Коломны были вывезены различные станки, в том числе и зуборезные. Из-за этого сотрудники завода не могли изготавливать некоторые агрегаты, в том числе реверсные коробки передач и т.п. запчасти. По этой причине автомотрису пришлось оснастить двумя силовыми установками, одна из которых отвечала за движение вперед, другая за задний ход. Оригинальное, хотя и не самое разумное техническое решение, было вынужденным и обусловленным отсутствием возможности изготовления необходимых агрегатов.

Броневой корпус имел крайне простую конструкцию. Тележки соединялись между собой двумя двутавровыми балками. На них предлагалось монтировать каркас из уголков, на котором следовало устанавливать броневые листы. Параметры защиты неизвестны. Вероятно, броня новой дрезины могла защищать экипаж и агрегаты от стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии.


Каркас броневого корпуса во время сборки. Фото Otvaga2004.ru

Корпус машины «Красная Звезда» имел характерную граненую форму. Нижняя его часть представляла собой прямоугольный броневой короб, верхние листы были наклонены внутрь и соединялись с горизонтальной крышей. На обоих бортах корпуса, недалеко от кормы, имелись две выступающие прямоугольные коробки с люками-дверями для посадки в машину. Для упрощения конструкции дверей было решено нарастить на наклонных верхних листах агрегат соответствующей формы.

Тележки с собственными двигателями располагались в передней и задней частях корпуса. Между двигателями располагались рабочее место водителя и боевое отделение. Кроме того, оставались проходы между двигателями и корпусом, которые тоже были задействованы при установке вооружения.

Водитель располагался в центральной части корпуса и мог следить за обстановкой при помощи набора лючков и щелей. Органы управления двигателями были заимствованы у танка КВ и доработаны соответствующим образом. В распоряжении водителя были два рычага управления коробками передач и две педали, связанные с главными фрикционами. Рычагами регулировалась скорость движения, педали отвечали за включение в работу двигателя переднего или заднего хода. На приборной панели присутствовали устройства для контроля за работой обоих двигателей.

На крыше бронеавтомотрисы расположили коробку с погоном для установки башни. Коломенский паровозостроительный завод занимался ремонтом танков типа КВ, поэтому вопрос вооружения «Красной Звезды» был решен достаточно быстро и просто. Эту боевую машину оснастили башней от танка КВ без каких-либо изменений в составе вооружения и прицельного оборудования. Использованная заводчанами башня несла 76-мм пушку ЗиС-5 и два пулемета ДТ: один спаренный с пушкой, второй – в установке кормового листа. Для наведения оружия предлагалось использовать телескопический прицел ТОД-6 и перископический ПД-6.


Одна из тележек с собственной силовой установкой. Хороши видны элементы передачи. Фото Otvaga2004.ru

Дополнительное вооружение машины состояло из трех пулеметов ДТ, установленных в корпусе. Два пулемета предлагалось монтировать в кормовой части бортов. Третий располагался на зенитной установке в передней части корпуса и в транспортном положении располагался внутри корпуса. Перед его использованием следовало открывать соответствующий люк крыши и поднимать установку в рабочее положение. Доступ к трем дополнительным пулеметам обеспечивался за счет проходов между двигателями и корпусом.

Точные характеристики бронеавтомотрисы «Красная Звезда», к сожалению, не сохранились. Известно только то, что эта машина могла двигаться по железнодорожному пути со скоростью до 43 км/ч. При этом скорость не зависела от направления, что достигалось при помощи двух отдельных двигателей, отвечающих за движение вперед или назад. Огневые характеристики машины остались на уровне танка, «поделившегося» своей башней.

Понимая всю серьезность положения, коломенские инженеры в кратчайшие сроки разработали проект, а затем рабочие завода собрали первый экземпляр «Красной Звезды», получивший условное обозначение КЗ-1. Из сборочного цеха эта бронемашина вышла уже в феврале 1942 года. По некоторым данным, вскоре бронеавтомотриса прошла некоторые испытания и вскоре была представлена специалистам Автобронетанкового управления Красной Армии.

В сопроводительном письме к новому проекту конструктор Л.С. Лебедянский отмечал, что проект «Красная Звезда» в будущем может быть модернизирован с целью упрощения конструкции и повышения характеристик. В частности, имелась возможность использования одной движущей тележки, оснащенной двигателем и реверсивным редуктором. За счет этого можно было повысить ходовые характеристики машины, а также облегчить ее и освободить достаточно большой объем внутри корпуса. Его можно было использовать для увеличения боезапаса и для других целей. Еще один способ модернизации заключался в применении обновленного бронирования, изготовленного из изогнутых и наклонных листов.


Общий вид машины КЗ-1. Фото Alternalhistory.org.ua

Сотрудники Автобронетанкового управления впервые увидели новую железнодорожную бронемашину в марте 1942 года. Автомотриса КЗ-1 не заинтересовала армию. Вероятно, на решении комиссии сказалась общая сложность конструкции и другие недостатки, прямо связанные со спецификой работы завода в прифронтовых условиях. Работы по проекту «Красная Звезда» были прекращены.

Дальнейшая судьба единственного прототипа перспективной бронеавтомотрисы неизвестна. По-видимому, его вскоре разобрали, а высвободившиеся агрегаты использовали при ремонте новых тяжелых танков, доставленных на завод. Машина «Красная Звезда» не пошла в серию, а также не участвовала в боях. Более того, она, вероятно, даже не успела пройти полный цикл испытаний, в том числе выполнить тестовые стрельбы.

В самом конце 1941 года конструкторы Коломенского паровозостроительного завода под руководством Л.С. Лебедянского предприняли попытку создания перспективной железнодорожной бронемашины с танковым вооружением, которая могла бы значительно повысить боеспособность Красной Армии. Работая в условиях дефицита комплектующих и располагая ограниченным станочным парком, коломенские специалисты все же смогли создать такую боевую машину, хотя им и пришлось вынужденно использовать не самые удачные идеи. Несмотря на все неудачи, проект «Красная Звезда» является прекрасным примером того, как советские инженеры даже в самых трудных условиях старались помочь Красной Армии в борьбе с врагом. Кроме того, этот проект стал одной из самых интересных попыток создать боевую машину на базе серийной танковой и железнодорожной техники.

По материалам сайтов:
http://alternathistory.org.ua/
http://otvaga2004.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://strangernn.livejournal.com/

topwar.ru

Боевые ордена и медали Советского Союза. Медаль «Золотая Звезда»

Медаль, получившая название «Золотая Звезда», была учреждена согласно постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Медаль должна была стать знаком отличия для тех, кто был представлен к высшей степени отличия — званию Героя Советского Союза. Первоначально медаль планировали назвать «Герой Советского Союза», но уже 16 октября название было изменено на то, которое впоследствии стало привычным для всех нас. Тогда же, 16 октября, были окончательно утверждены описание и рисунок награды. С точки зрения фалеристики данная награда является очень ценной. Связано это не с малым количество награждений (чуть более 12 тысяч за всю историю) и не с тем, что она изготовлена из чистого золота. Медаль «Золотая Звезда» — это в первую очередь историческая ценность, которая сохраняет в себе часть нашего общего наследия, героических поступков людей, которые посвятили свою жизнь процветанию великой и могучей страны, а часто и расстались с жизнью.

Звание Героя Советского Союза (ГСС), как и медаль, присваивались пожизненно, однако Верховный Совет оставлял за собой право лишения героя этого звания. Звание ГСС было высшей степенью отличия в СССР и присваивалось за личные и коллективные заслуги перед страной и обществом, которые были связаны с совершением геройского поступка. Помимо отличительного знака — медали «Золотая Звезда» — Герою Советского Союза вручалась также высшая награда — Орден Ленина и особая грамота Президиума Верховного Совета.


Автором эскиза новой медали стал художник И. И. Дубасов. Медаль представляла собой пятиконечную звезду, которая обладала гладкими двугранными лучами, расположенными на лицевой стороне. Расстояние от центра звезды до вершин луча равнялось 15 мм. Расстояние между противоположными концами звезды равнялось 30 мм. Оборотная сторона награды была гладкой и была ограничена по контуру небольшим выступающим ободком. В центре на оборотной стороне была нанесена надпись выпуклыми буквами «Герой СССР» (буквы 4 на 2 мм), в верхнем луче находился порядковый номер выданной медали, высота номера составляла 1 мм.
При помощи кольца и ушка награда присоединялась к металлической позолоченной колодке. Наградная колодка имела прямоугольную форму шириной 19,5 мм и высотой 15 мм, в верхней и нижней ее частях была рамка. Внутренняя часть колодки была обтянута муаровой лентой шириной 20 мм, цвет ленты — красный. На обратной стороне колодки имелся штифт с гайкой, который предназначался для крепления медали к форме и другой одежде. Медаль «Золотая Звезда» изготавливалась из чистого золота 950 пробы. Колодка медали производилась из серебра. Общий вес медали на сентябрь 1975 года составлял 34,264±1,5 г. Содержание золота в награде — 20,521±0,903 г, содержание серебра — 12,186± 0,927 г.

Впервые в СССР звание ГСС было присвоено 20 апреля 1934 года. Советские авиаторы М. В. Водопьянов, И. В. Доронин, Н. П. Каманин, С. А. Левановский, А. В. Ляпидевский, В. С. Молоков и М. Т. Слепнев были награждены за спасение полярной экспедиции и экипажа советского ледокола «Челюскин». После появления в 1939 году медали «Золотая Звезда» медаль под №1 досталась летчику Ляпидевскому. Первое присвоение звания ГСС за совершение воинских подвигов состоялось 31 декабря 1936 года. Героями страны стали 11 советских командиров, которые являлись участниками начавшейся в Испании гражданской войны. Все 11 человек были летчиками, при этом трое из них были иностранцами по происхождению: немец Эрнст Шахт, итальянец Примо Джибелли (посмертно) и болгарин Захари Захариев.

В числе 11 награжденных героев войны в Испании был и лейтенант 61-й истребительной эскадрильи С. А. Черных. В Испании он стал первым русским пилотом, которому удалось сбить новейший немецкий истребитель Bf 109B «Мессершмитт». На 22 июня Черных командовал 9-й смешанной авиадивизией, которая уже в первый день войны понесла огромные потери в технике. Из 409 самолетов авиадивизии 22 июня были уничтожены 347 машин. Впоследствии С. А. Черных был обвинен в преступном бездействии и уже 27 июня 1941 года расстрелян.


Всего за время гражданской войны в Испании (1936-1939 годы) звание ГСС получили 59 советских военнослужащих. Одним из героев боевых действий был Д. Г. Павлов, который сделал блистательную военную карьеру — стал генералом армии, был назначен командующим Западным (Белорусским) особым военным округом. Его карьеру перечеркнула Великая Отечественная война, на генерала была возложена ответственность за разгром частей округа в июне 1941 года, Павлов был расстрелян по приказу Сталина. Эти факты свидетельствуют о том, что наличие высшей степени отличия перед страной не являлось каким-то «оберегом».

В 1939-1940 годах медаль «Золотая Звезда» вручалась более 600 раз. Ее получили советские воины, которые сражались на стороне республиканцев в Испании, принимали участие в разгроме японских агрессоров в районе озера Хасан и у реки Халхин-Гол, а также смогли отличиться во время вооруженного конфликта между СССР и Финляндией в кровопролитных боях на Карельском перешейке.

Первое массовое присвоение званий Героя Советского Союза состоялось 25 октября 1938 года. В этот день его получили 26 военнослужащих, которые являлись участниками разгрома японских войск в районе озера Хасан. Это был первый случай, когда Героями стали не только командиры, но и простые рядовые красноармейцы (4 человека). 2 ноября 1938 года данное звание впервые было присвоено представительницам прекрасного пола. Звание ГСС получили летчицы Осипенко П. Д., Гризодубова В. С. и Раскова М. М. Все они были участницами беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток протяженностью 5908 км. За время советско-финской войны 1939-1940 года к награде было представлено 412 человек, среди них был и командарм первого ранга Г. М. Кулик, который спустя 2 года из-за неудач Красной Армии в Крыму был лишен этого высокого звания.

Стоит отметить, что в конце 1940 года появился очередной ГСС, которого трудно назвать обычным. Речь идет об испанце Рамоне Меркадере, который получил высокую награду за убийство в Мексике Льва Троцкого, которого в то время называли «злейшим врагом коммунизма». Звание Героя Советского Союза Меркадеру было присвоено на основании секретного Указа, где он фигурировал под чужой фамилией, так как после убийства Троцкого он находился в мексиканской тюрьме. Лишь спустя 20 лет, после того как он оказался на свободе, ему была вручена его медаль «Золотая Звезда». Именно Рамон Меркадер стал последним ГСС в предвоенный период.

Прославленный советский летчик И. Н. Кожедуб


Всего же до начала ВОВ звание Героя Советского Союза смогли получить 626 человек, среди них 3 женщины. В годы войны столь высокой награды были удостоены 11635 человек, или 92% от общего количества награжденных за все время существования СССР. Во время Великой Отечественной войны произошло 3 случая, когда к званию Героя Советского Союза представлялся весь личный состав подразделения.

Впервые это произошло 21 июля 1942 года, когда все бойцы из состава специального подразделения истребителей танков 1075-го полка 316-й стрелковой дивизии, которой командовал знаменитый генерал Панфилов, стали Героями Советского Союза. Во время наступления немцев на Москву в ноябре 1941 года 28 воинов во главе с политруком Клочковым ценой своей жизни смогли задержать передовые танковые части немцев, которые наступали вдоль Волоколамского шоссе и вышли на разъезд Дубосеково. Всем героям звание было присвоено посмертно, но позднее удалось установить, что 5 воинов остались в живых и смогли получить свои медали.

18 мая 1943 года звания Героя Советского Союза были удостоены все бойцы стрелкового взвода лейтенанта П. Н. Широнина из состава 78-го гвардейского полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии. Со 2 марта 1943 года данный взвод, который был усилен одним 45-мм орудием, оборонял железнодорожный переезд возле села Тарановка, расположенного южнее Харькова. Фактически они повторили подвиг панфиловцев под Москвой, удерживая разъезд в течение 5 суток. При штурме немцы потеряли 11 единиц бронетехники и около 100 солдат. Когда на выручку взводу прибыли другие советские подразделения, в живых осталось только 6 человек, включая тяжелораненого командира. Званием ГСС и «Золотой Звездой» были награждены все 25 бойцов подразделения.

Памятник 28 героям-панфиловцам


Последнее в истории ВОВ присвоение звания ГСС всему составу подразделения состоялось 2 апреля 1945 года. 28 марта 1944 года во время освобождения города Николаева на Украине героический подвиг совершили 67 бойцов десантного отряда (12 солдат и 55 моряков), которыми командовал старший лейтенант К. Ф. Ольшанский. Десант был высажен в порту Николаева, его целью было облегчение штурма города советскими войсками. Против десантников немцы бросили 3 батальона пехоты при поддержке артиллерии и 4-х танков. Десантники смогли продержаться до подхода основных сил, уничтожив 2 танка, 4 орудия и сотни гитлеровцев, правда, в живых осталось лишь 12 десантников. Помимо непосредственно десантников, в составе отряда сражался и местный проводник, который также получил свою награду, но с опозданием в 20 лет.

Всего за годы Великой Отечественной войны данной медалью было награждено 11144 человека, всего за всю историю награждений «Золотую Звезду» получили 12776 человек, среди них есть 22 человека, которые были представлены к награде за подвиги, совершенные во время Корейской войны 1950-1953 годов, а также 86 человек — участников войны в Афганистане 1979-1989 годов.

Дважды кавалерами медали «Золотая Звезда» стали 154 человека, из них 115 отличились в годы Великой Отечественной войны. В послевоенное время дважды ГСС становились главным образом космонавты. Трижды к высшей правительственной награде были представлены летчики А. И. Покрышкин, И. Н. Кожедуб, а также советский маршал С. М. Будённый. Четырежды «Золотая Звезда» вручалась маршалу Г. К. Жукову и Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Также данной правительственной наградой были отмечены города-герои Москва, Ленинград, Киев, Минск, Сталинград, Одесса, Севастополь, Керчь, Новороссийск, Тула, Мурманск, Смоленск, а также крепость-герой Брест.

Источники информации:
http://ordenrf.ru/su/medali-su/medal-zolotaya-zvezda.php
http://milday.ru/ussr/ussr-uniform-award/453-medal-zolotaya-zvezda-geroya-sovetskogo-soyuza.html
http://medalww.ru/nagrady-sssr/vysshie-stepeni-otlichiya-sssr/zvanie-geroya-sovetskogo-soyuza-i-medal-zolotaya-zvezda
http://www.rusorden.ru/?nr=su&nt=s1

topwar.ru

жуткая звезда Средневековья » Военное обозрение

Дубина — это, пожалуй, самая древняя из всех разновидностей холодного оружия. Простой дизайн, удобная форма и ошеломляющая эффективность. Но иногда простой булавы или кистеня было недостаточно, чтобы выковырять из латного доспеха слишком дерзкого соседа, пришедшего объявить свои права на ваши земли. Представляем вам моргенштерн — отличное средство против тяжелой брони!
Моргенштерн (нем. Morgenstern, «утренняя звезда») — это особая разновидность ударного оружия, боевая часть которого («било») представляла собой металлический шар с заостренными шипами, выступающими под разными углами. Такая форма придавала ему определенное сходство со звездой, за что моргенштерн и получил свое прозвище.

Принято считать, что термин «моргенштерн» первым появился в Швейцарии. В первую очередь под ним подразумевали булаву с шипастым навершием, но существовал также и кеттенморгенштерн («цепной моргенштерн») — вид кистеня с аналогичным билом.

Изготовление моргенштерна было делом весьма простым. В том случае, если ударная часть изготавливалась из железа, шипы просто приваривались. Если в качестве основного материала использовались бронза или чугун, то хвосты стальных шипов изготавливали чуть большего диаметра, чем установочное отверстие. Когда такой шип вставляли с максимально разогретое навершие, после выравнивания температур металл «прихватывал» сталь и весьма надежно удерживал шипы. Самым дешевым вариантом было попросту вбить железные шипы в палицу, целиком вырезанную из дерева, но это не обеспечивало должной прочности конструкции, и дерево быстро трескалось.

Достоинства

Жуткое оружие выглядит эффектно, однако обычно шипы служат скорее украшением, чем настоящим подспорьем в битве. Транспортировка любого оружия с шипами — дело хлопотное: под него не сошьешь ножен и чехлов, оно постоянно цепляется за одежду и мешает при ходьбе, а если неаккуратно махать им в бою, то в плотном строю риск поранить соратников резко возрастает. Однако моргенштерн получил заслуженное призвание как великолепное средство против тяжеловооруженной пехоты и кавалерии. Граненые шипы превосходно пронзали кольчугу, а всадник с такой булавой мог с разгону пробить и латный доспех.

Второй значительный плюс — это простота конструкции. Кеттенморгенштерн — это обычный молотильный цеп, который (если снять шипованную оковку) мог запросто использоваться в мирное время. В отличие от двуручного меча, требующего долгих и упорных тренировок, это было очень простое в эксплуатации оружие. Каждый крестьянин умел обращаться с цепом и дубинкой, что делало моргенштерн довольно популярным. Но, разумеется, простота конструкции несла и определенные минусы.

Недостатки

Во-первых, тактика боя шипованной булавой или цепом была весьма примитивна. Это было грубое инерционное оружие, которое в строю позволяло наносить лишь вертикальные удары в надежде на то, что не ожидавший удара противник раскроется и получит черепно-мозговую травму — от удара под правильным углом не спасет никакой шлем.

Пауль Гектор Майр, автор знаменитого фехтбука, проиллюстрировал несколько способов эффективного фехтования на цепах, однако они подходят скорее для спарринга, чем для реальной боевой ситуации.


Второй минус — это слепая зона: как и у любого оружия с длинным древком, моргенштерн позволял наносить удары лишь навершием, и стоило противнику сократить дистанцию — оружие оказывалось бесполезно.

Конец эпохи моргенштерна наступил примерно тогда же, когда исчезли и латы, а именно — с появлением первого более-менее эффективного огнестрельного оружия. Впрочем, дубина с гвоздями, бюджетный вариант моргенштерна, до сих пор является излюбленным оружием уличных банд.

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *