Военное обозрение звезда – Военное обозрение — Телеканал «Звезда»

Военные космические корабли «Союз». Программа «Звезда» » Военное обозрение

Для отечественной космонавтики корабли «Союз» – знаковый проект. Работа над созданием базовой модели многоместного пилотируемого транспортного космического корабля началась в СССР еще в 1962 году. Созданный в 1960-е годы корабль постоянно модернизировался и до сих пор используется для полетов в космос. С 1967 по 2019 год произведено уже 145 запусков «Союзов». Для нашей страны корабли «Союз» имеют огромное значение, став ключевым компонентом сначала советской, а затем уже и российской пилотируемой космонавтики.

Пилотируемый космический аппарат «Союз-19»

Как практически все космические разработки советского периода, космический корабль «Союз» имел двойное назначение. На базе данного корабля разрабатывались также варианты военных аппаратов. Одним из таких кораблей был «Союз 7К-ВИ», разрабатываемый в СССР в 1963-1968 годах по программе «Звезда». «Союз 7К-ВИ» представлял собой специальный многоместный военно-исследовательский пилотируемый космический корабль. От гражданских вариантов корабль отличался наличием вооружения – скорострельной 23-мм авиационной пушки, адаптированной для использования в космическом пространстве.

Появление «Союзов»


Работа над созданием в СССР ракетно-космического комплекса для выполнения пилотируемых полетов и облета Луны началась 16 апреля 1962 года. Над созданием нового космического корабля для амбициозной советской лунной программы трудились работники ОКБ-1 под руководством выдающегося конструктора Сергея Королёва (сегодня РКК «Энергия» имени С. П. Королёва). К марту 1963 года была выбрана форма спускаемого аппарата, который в будущем станет «Союзом». Постепенно советскими инженерами на основе проекта лунного космического корабля был создан аппарат 7К-ОК, рассчитанный на размещение трех космонавтов орбитальный корабль, предназначенный для отработки различных маневров на орбите Земли и проведения стыковки двух аппаратов, с переходом космонавтов с борта одного корабля на другой. Вместо топливных элементов, рассматриваемых ранее, корабль получил запоминающиеся солнечные батареи.

Создавая новый космический корабль, советские инженеры уделили много внимания вопросу организации благоприятных условий работы и жизни космонавтов на этапах выведения в космос, самого полета и спуска с земной орбиты. Конструктивно пилотируемые космические корабли «Союз» включали в себя три основных части. Среди них выделяли орбитальный или бытовой отсек, который выполнял роль научной лаборатории, где можно было проводить научные исследования и эксперименты, этот же отсек использовался для отдыха космонавтов. Вторым отсеком была кабина пилотов – спускаемый аппарат, в котором космонавты, занявшие свои места, возвращались назад на нашу планету. Помимо мест для трех космонавтов здесь же имелись все необходимые системы жизнеобеспечения, управления кораблем и парашютная система. Третьим отсеком «Союзов» являлся приборно-агрегатный отсек, в котором устанавливались двигательные установки, топливо и служебные системы корабля. Энергоснабжение космических кораблей «Союз» осуществлялось за счет солнечных батарей и аккумуляторов.


Корабль «Союз ТМА-01М» перед стыковкой с МКС

Испытания первых космических кораблей «Союз» начались в конце 1966 года. Первый полет аппарата, получившего обозначение Космос-133», состоялся 28 ноября 1966 года. Второй полет 14 декабря того же года завершился взрывом ракеты с кораблем на стартовом столе, третий полет аппарата 7К-ОК (Космос-140) состоялся 7 февраля 1967 года. Все три полета были полностью или частично неудачными и помогли специалистам обнаружить имеющиеся в конструкции корабля ошибки. Несмотря на отсутствие полностью удачных запусков, четвертый и пятый полеты были запланированы пилотируемыми. Ничем хорошим это закончиться не могло, и запуск корабля «Союз-1» 23 апреля 1967 года закончился трагедией. Запуск корабля «Союз-1» с самого начала сопровождался рядом нештатных ситуаций, имелись серьезные замечания к работе бортовых систем корабля, поэтому было решено досрочно выводить аппарат с орбиты, но 24 апреля 1967 года при посадке из-за отказа парашютных систем спускаемый аппарат разбился, погиб космонавт Владимир Михайлович Комаров. Несмотря на трагедию работы по созданию и дальнейшему усовершенствованию пилотируемых космических кораблей «Союз» продолжились. У корабля имелся очевидный потенциал, который позволяет ему оставаться на службе и в 2019 году, к тому же на его основе советские военные планировали создать ряд аппаратов военного назначения, что также не давало программе закрыться, несмотря на неудачи первых запусков.

Первые проекты военных «Союзов»


Еще в 1964 году в Куйбышеве (сегодня Самара) в филиале №3 ОКБ-1 на заводе «Прогресс» начались работы по созданию первого в мире пилотируемого орбитального перехватчика 7К-П или «Союз-П». Годом ранее из-за большой загрузки все материалы по новым вариантам «Союза» военного назначения были переданы из ОКБ-1 в Куйбышев. На заводе «Прогресс» работами по созданию новых вариантов военных «Союзов» руководил ведущий конструктор предприятия Дмитрий Козлов.

Легко можно догадаться о том, что в основе корабля 7К-П лежала конструкция обыкновенного космического корабля «Союз» (7К), но с некоторыми изменениями. Первоначально на космическом перехватчике не планировали устанавливать никакого вооружения. Главной задачей экипажа пилотируемого корабля стал бы процесс инспектирования иностранных космических объектов, в первую очередь – спутников, принадлежащих США. Планировалось, что экипаж корабля 7К-П будет выходить для этого в открытый космос, где в случае необходимости сможет вывести космические аппараты вероятного противника из строя или поместить аппараты в специально созданный контейнер для дальнейшей отправки на Землю. При этом достаточно быстро от идеи подобного использования корабля и экипажа было решено отказаться. Причиной стало то, что все советские спутники того периода оснащались системой подрыва, советские военные предполагали, что на американских спутниках имеется такая же система, что составляло угрозу для жизни космонавтов и самого корабля-перехватчика.


Проекты военных «Союзов»: 7К-П, 7К-ППК, 7К-Р, 7К-ВИ («Звезда»), «Союз-ВИ» (слева направо, рендер: astronautix.com)

На смену проекту корабля «Союз-П» пришел уже полноценный боевой космический корабль, получивший обозначение «Союз-ППК». Данный вариант «Союза» конструкторы решили оснастить батарей из 8 небольших ракет класса «космос-космос», все ракеты поместили в носовой части корабля. Данная концепция предполагала уничтожение космических аппаратов вероятного противника без проведения разведки. Корабль не сильно отличался от гражданских версий «Союза» по размерам, его длина составляла 6,5 метров, диаметр – 2,7 метра, а обитаемый объем корабля рассчитывался на двух космонавтов и составлял 13 кубических метров. Полная масса космического перехватчика оценивалась в 6,7 тонны.

Одновременно с работой по созданию перехватчика «Союз-ППК» в Куйбышеве велись работы по созданию орбитального разведчика, который получил название Высотный исследователь. Данный корабль был известен также под обозначением 7К-ВИ и разрабатывался в рамках проекта с кодовым обозначением «Звезда». Основой по-прежнему был гражданский «Союз» 7К-ОК, но начинка корабля была совершенно другой. Военный корабль 7К-ВИ должен был осуществлять визуальное наблюдение за спутниками противника, вести фоторазведку, а в случае необходимости – поразить космические аппараты противника. Одновременно с этим велись работы и по созданию военного корабля «Союз-Р» в варианте разведчика.


Пульт космонавта военного космического корабля «Союз 7К-ВИ»

Уже в 1965 году проекты 7К-П и 7К-ППК было решено закрыть. Причиной стало то, что в ОКБ-52, которое возглавлял выдающийся советский конструктор Владимир Челомей, параллельно работали над созданием полностью автоматического истребителя спутников ИС, концепция которого больше устраивала Минобороны. После этого основной темой куйбышевского филиала №3 ОКБ-1 стал проект космического корабля разведчика 7К-Р. Планировалось, что «Союз-Р» станет полноценной небольшой по размерам орбитальной станцией, на которой будет установлен комплекс аппаратуры для ведения радиоразведки, а также фоторазведки. Прототипом для корабля снова служила базовая модель «Союза», в первую очередь его приборно-агрегатный отсек, а вот вместо спускаемого и бытового отсеков планировалось установить орбитальный отсек, с установленной аппаратурой целевого назначения. Но и эту идею советским конструкторам реализовать не удалось. Проект разведывательного космического корабля «Союз-Р» проиграл конкурентную борьбу разведывательной станции «Алмаз», которая была выбрана конкурсной комиссией и поддержана представителями Научно-технического совета Минобороны СССР. При этом все наработки завода «Прогресс» в Куйбышеве по проекту «Союз-Р» были переданы в ОКБ-52 для дальнейшей работы по проекту «Алмаз».

«Союз 7К-ВИ» и программа «Звезда»


Дольше всех из военных вариантов использования корабля «Союз» просуществовал проект высотного исследователя 7К-ВИ. Работы по программе «Звезда» были инициированы 24 августа 1965 года. Ускорить работу над созданием военных орбитальных систем различного назначения советское руководство заставил полет американского космического корабля Gemini-4, состоявшийся в июне того же года. Полет американцев насторожил политическое и военное руководство СССР, так как помимо научно-технической программы экипаж корабля Gemini-4 совершил ряд экспериментов в интересах Пентагона. Среди прочего экипаж наблюдал пуски баллистических ракет, сфотографировал поверхность Земли на ночной и дневной сторонах, а также на практике отработал процесс сближения с космическим объектом, в качестве которого выступила вторая ступень американской ракеты Titan II. По сути, это была имитация осмотра спутников вероятного противника.

Макет корабля 7К-ВИ. Фотографии сделаны в филиале №3 ОКБ-1 в 1967 году. Фото: ЦСКБ-Прогресс

На первом этапе работ по программе «Звезда», военный аппарат 7К-ВИ мало чем отличался от гражданского пилотируемого корабля 7К-ОК. Корабль также состоял из трех отсеков, которые были установлены друг за другом в той же последовательности. Однако в 1966 году ведущий конструктор завода «Прогресс» Дмитрий Козлов принял решение полностью переработать проект. Новый вариант военного исследователя предполагал смену компоновки, спускаемый аппарат и орбитальный отсек должны были поменяться местами. После изменений капсула с космонавтами размещалась сверху. Под креслами космонавтов имелся люк, ведущий вниз в орбитальный отсек цилиндрической формы, сам отсек увеличился в размерах. Экипаж корабля должен был состоять из двух человек, максимальная масса – 6,6 тонны.

Отличительной особенностью нового военного «Союза» являлось наличие вооружения в виде скорострельной 23-мм автоматической авиационной пушки НР-23 Нудельмана — Рихтера, которую адаптировали для использования в космосе. Пушка была установлена сверху на спускаемом аппарате. Конструкторы адаптировали орудие для работы в условиях вакуума. Основным предназначением автоматической пушки являлась защита военного исследователя от спутников-перехватчиков и кораблей-инспекторов вероятного противника. Для наведения автоматической пушки на цель экипаж должен был поворачивать весь корабль, а для прицеливания использовать визир. Специально для отработки возможности применения пушки в космосе были проведены масштабные испытания на специально построенном для этих целей динамическом стенде. Испытания подтвердили возможность использования пушки в космосе, отдача от стрельбы не привела бы к кувыркам аппарата 7К-ВИ.


Макет корабля 7К-ВИ. Фотографии сделаны в филиале №3 ОКБ-1 в 1967 году. Фото: ЦСКБ-Прогресс

Основным прибором корабля 7К-ВИ должен был стать оптический визир ОСК-4 с фотоаппаратом. Визир планировали установить на боковом иллюминаторе и использовать для проведения военных исследований. С его помощью космонавт мог наблюдать и фотографировать поверхность нашей планеты. Также в боковом иллюминаторе можно было разместить специальную аппаратуру, предназначенную для наблюдения за пусками баллистических ракет под названием «Свинец». Особенностью конструкции был отказ от использования солнечных батарей. Козлов принял решение отказаться от этой тяжелой и большой конструкции, которую постоянно необходимо было ориентировать на солнце. Вместо этого на борту военного «Союза» планировалось установить два радиоизотопных термогенератора. Электрическая энергия, необходимая для питания систем корабля, преобразовывалась из тепла, полученного в ходе радиоактивного распада плутония.

Несмотря на определенные успехи, проект «Звезда» также не был доведен до логического завершения. Даже несмотря на то, что к середине 1967 года в Куйбышеве изготовили деревянный макет будущего корабля, а также проработали эскизный проект и собрали полноразмерный макет 7К-ВИ. Тогда же был утвержден и срок первого полета нового военного корабля – конец 1968 года. Однако уже в январе 1968 года проект закрыли. Инициатором закрытия программы «Звезда» выступил В. П. Мишин, занимавший пост главного конструктора ЦКБЭМ – Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (так с 1966 года стали называть ОКБ-1). Доводы Мишина были достаточно убедительными, конструктор отмечал, что не стоит дублировать уже существующий корабль 7К-ОК, который всегда можно было доработать вплоть до установки вооружения и решать те же самые задачи. При этом одной из основных причин могло быть нежелание инженеров и руководства ЦКБЭМ терять монополию на пилотируемые полеты.

topwar.ru

Универсальная звезда » Военное обозрение

Одной из главных «звезд» закончившейся на днях 8-й Международной выставки сухопутных и военно-морских вооружений Defexpo India 2014 (Нью-Дели, Индия) стал уникальный российский автомат АДС. Он одинаково хорошо стреляет как на суше, так и под водой. Ни в одной стране, кроме России, даже близко нет ничего подобного.
Немного истории

Самое эффективное средство борьбы с противником под водой – нож. Однако на протяжении 20 века оружейники всего мира пытались приспособить к работе под водой метательное оружие. При этом западные оружейные компании довольно быстро отказались от идеи использовать в подводной борьбе огнестрельное оружие, сосредоточившись на разработке всякого рода механических гарпунов, которые либо приводились в движение сжатым воздухом, либо представляли собой подводные арбалеты. Дальше всех продвинулась, пожалуй, лишь германская компания Heckler und Koch, разработавшая в 70-х годах прошлого века пятизарядный пистолет Р11 калибра 7,62 мм. Он довольно эффективно стрелял под водой на дальность до 15 метров, на воздухе – до 30 метров, поэтому этот пистолет быстро стал штатным вооружением подводных боевых пловцов вооруженных сил ФРГ, Норвегии, Великобритании, Италии, США и других стран, противостоявших в тот момент Советскому Союзу. При этом для воспламенения патронов Р11 применялся электрический ток (в герметичной рукоятке пистолета располагались два мини-аккумулятора напряжением 9 вольт).

Советские оружейники оказались более настойчивыми. К 1975 году ими были разработаны и подводный пистолет (СПП-1), и специальный подводный автомат (АПС-5), которые до сих пор являются штатным вооружением подразделений боевых пловцов российских Вооруженных сил. Для того времени это были революционные изделия. Пуля, выпушенная из СПП, сохраняла под водой свою убойную силу до 17 метров, а из АПС-5 можно было поразить подводную цель, расположенную в 25 метрах от стрелка.

Однако в процессе эксплуатации АПС-5 в нем проявились серьезные недостатки. Главный из них – низкая живучесть. В соответствии с техническими условиями, автомат был рассчитан на 2 тыс выстрелов под водой и лишь 180 выстрелов на суше. «Дело в том, что форма 5,66-мм патрона, пороховой заряд, баллистика полета пули, работа автоматики рассчитаны на нормальное функционирование только под водой. Когда же стрелок выходит на сушу, из ствольной коробки автомата вода вытекает. При стрельбе в «непривычных» условиях затворная рама перемещается значительно быстрее, и ствольная коробка попросту не выдерживает повышенных нагрузок. Приблизительно ее как раз и хватает на 180 выстрелов» — пояснял в свое время журналистам доктор технических наук, профессор Юрий Данилов. Кроме того, по мнению профессора Данилова, АПС-5 часто «страдал» задержками стрельбы в результате того, что в его патронник часто одновременно подавалось два, а то и три патрона. И к нему невозможно было присоединить какие-либо прицельные приспособления и дульные устройства. Поэтому боевым пловцам де-факто при выполнении заданий АПС-5 приходилось дублировать чисто «сухопутным» оружием – как правило, автоматом АК-74М.

При этом и российский, и мировой опыт применения морского спецназа говорит о том, что в 80-90% бойцы этих подразделений выполняют задачи на суше. Поэтому и возникла необходимость иметь на вооружении данных подразделений специальное многоцелевое оружие, которое бы одинаково хорошо работало и в воздушной, и в водной среде. Причем, по эффективности стрельбы (точность, кучность, бронепробиваемость) такой автомат на суше бы не уступал бы 5,45-мм автомату АК-74, АК-105, а под водой — 5,66-мм автомату АПС. И такое оружие было создано специалистами Тульского конструкторского бюро приборостроения (Тульское КБП).

С двух сторон

Специалисты Тульского КБП подошли к проблеме создания нового двусредного автомата с двух сторон. С одной стороны, за прошедшее время был создан новый патрон калибра 5.45, который можно было бы эффективно применять под водой. Он получил наименование 5.45 ПСП (патрон специальный подводный). При этом перед конструкторами ставилась задача, чтобы новые патроны для ведения боя под водой вставлялись в штатный магазин автомата для сухопутной стрельбы. Потому как в АПС-5 применялись пули игловидной формы длиной более 12 см, которые при применении на суше были неудобны и дороги.

«В создании новых подводных патронов принимали участие многие конструкторы и испытатели филиала Тульского КБП – «Центральное конструкторское исследовательское бюро спортивно-охотничьего оружия» (ЦКИБ СООО), которые уже имели опыт доработки известного пистолетного патрона и самого пистолета. Благодаря их успешной работе, поставленная задача была выполнена и разработан новый подводный патрон. Одним из главных условий разработки нового патрона было условие сделать новый патрон в габаритах штатного автоматного патрона калибра 5,45. Для стабилизации полета более короткой пули в воде была реализована конструкция пули с кавитатором в носовой части. Плоский носик пули создает вокруг себя кавитационную полость (воздушный пузырь). В результате, выпущенная пуля не кувыркается в воде, а ведет себя стабильно. Таким образом, двухсредный автомат в условиях суши стреляет обычными патронами калибра 5.45, а воде применяются патроны 5.45 ПСП (патрон специальный подводный)» — говорит начальник отдела внешнеэкономических связей филиала Тульского КБП — «ЦКИБ СООО» Николай Комаров.

Параллельно созданию нового патрона, в конце 90-х годов прошлого века по инициативе знаменитого конструктора Василия Петровича Грязева началась работа и над созданием самого автомата. Первоначально Тульское КБП разрабатывало его в инициативном порядке на собственные средства. Однако затем к финансированию этих работ подключилось российское Министерство обороны, оформившее официальный заказ как на создание нового уникального автомата для ведения боя в двух средах, так и на разработку специальных патронов к нему.

«Это была трудная и кропотливая работа. За основу был взят автомат Калашникова, а точнее — три его модификации. До сих пор этот автомат не имеет аналогов в мире по своей надежности и баллистическим характеристикам. При разработке АДС была применена компоновка «буллпап», при которой часть ствола и магазин расположены позади спускового механизма, что позволило уменьшить длину самого оружия при сохранении длины ствола. Это очень важное условие, поскольку передвижение, преодоление препятствий и ведение боевых действий в водной среде имеет особые сложности. Необходимо было уменьшить габариты оружия и максимально разгрузить бойца. Была изменена конструкция, виды покрытия, введен переключатель режима «воздух-вода». К уникальным особенностям двухсредного автомата АДС также следует отнести минимальную загазованность после осуществления выстрела, которая достигается за счет того, что гильза вылетает вперед под небольшим углом, а не в бок, как у обычной компоновки «буллпап». Автомат предполагает ведение стрельбы как с правого, так и с левого плеча, не требуя дополнительной переустановки оборудования. Он также оснащен специальными насадками для ведения малошумной стрельбы, предохранительным устройством и встроенным гранатометом модульной конструкции с газовым двигателем. Планка Пикатинни вынесена наверх с жестким закреплением и может использоваться как ручка для переноски оружия» — характеризует новое изделие Николай Комаров.


Для отработки конструкции патронов и автомата в ЦКИБ СООО был специально спроектирован и установлен в испытательной станции испытательный стенд для стрельбы в воде. Последние несколько лет опытные образцы нового автомата и патронов испытывались в специальных воинских подразделениях на Севере и Дальнем Востоке нашей страны, на Черном море. Испытания показали, что на суше АДС по своей эффективности не уступает штатным АК-74 и АК-74У, а в воде – превосходит автомат АПС. Поэтому в 2013 году автомат АДС принят на вооружение российских Вооруженных Сил. Помимо самого автомата, морских пловцов ждет и новое аквалангистское оснащение, оборудование для дыхания, новые водолазные костюмы, образцы которых также проходили испытания в последние годы.

Предполагается, что, в первую очередь автомат АДС будет использоваться в подразделениях морского спецназа. Однако, по словам разработчиков, он вызвал интерес и у представителей МВД и ФСБ. Производить автомат, видимо, будет само Тульское КБП, которому недавно было присвоено имя знаменитого российского оружейники академика Аркадия Георгиевича Шипунова.

Справка

Двухсредный комплекс АДС — универсальное оружие, впервые обеспечивающее возможность поражать противника, как на суше штатными 5,45×39 мм патронами и 40-мм гранатометными выстрелами, так и под водой специальными подводными патронами. Использование бойцами специального назначения АДС, сочетающего возможности штатного и специального подводного автоматов, позволяет практически в два раза снизить вес носимого вооружения.

Интегрированный гранатомет под безгильзовую гранату значительно расширяет огневые возможности оружия и превосходит по практической скорострельности казнозарядные аналоги. Компоновка «булл-пап» обеспечила сокращение общей длины оружия при сохранении его боевых характеристик.

Отражение стреляной гильзы вперед делает удобной стрельбу с правого и с левого плеча, а также уменьшает загазованность в зоне лица стрелка. Повышенная боеготовность обеспечена наличием автоматического предохранителя. Закрытая ствольная коробка повышает надежность эксплуатации оружия в затрудненных условиях.

АДС оснащен универсальной планкой типа «picatinny» для установки различных прицельных устройств. Может комплектоваться прибором малошумной стрельбы и насадкой для холостой стрельбы.

topwar.ru

КБ «ЗВЕЗДА» — рождение легенды » Военное обозрение

Многие люди, никогда не читавшие «Фауста», все-таки знают, что время расплаты с Мефистофелем должно было настать тогда, когда доктор, закончив все великие деяния, расслабится и скажет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Получение совершенства подтверждает исчерпанность всех путей развития.

Летчикам японских ВМС потребовалось меньше двух часов, чтобы потопить или основательно повредить все линкоры, стоявшие в Перл-Харборе. Но сама результативность данной операции свидетельствовала о том, что будущие сражения на море будут решаться авианосцами, а время артиллерийских гигантов уже прошло. Несмотря на успех японцев, разгром линейного флота США не решил исхода войны.


Колоссальный прогресс в области развития ядерного оружия, наблюдавшийся в 1950-е годы, стал причиной парадоксального результата: ядерное оружие утратило свойства оружия в классическом понимании. Оно перестало быть средством ведения войны.

Совершенствование ядерного оружия, которое к началу 60-х годов по мощности зарядов в тысячи раз превосходило бомбы, сброшенные на Японию, наряду с его количеством, выросшим до тысяч боеприпасов, стало причиной того что к ядерной войне стали относится как к причине взаимного уничтожения населения и промышленного потенциала стран-членов крупнейших военных блоков (Варшавского Договора и НАТО). Ядерное оружие для обеих сторон превратилось из средства решения военных задач в сугубо специализированный инструмент, используемый для удержания противника от использования ядерных средств. В результате в первой половине 60-х годов наметилось «отрезвление» стран от ядерной эйфории.

Между тем отечественной фронтовой авиацией к этому времени усиленно отрабатывалась доставка тактического ядерного оружия. На вооружении фронтовой авиацией из обычных средств поражения состояли лишь бомбы и неуправляемые ракеты. Они имели недостаточную эффективность при поражении малоразмерных целей. Об этом свидетельствовал опыт Великой Отечественной войны и последующих локальных конфликтов.

Задачу создания высокоточного оружия усложняла и малая заметность типовых для фронтовой авиации целей. В СССР к этому времени было разработано несколько типов самонаводящихся ракет, однако они были рассчитаны на поражение теплоизлучающих или радиолокационноконтрастных целей. В это же время уровень сигнальных характеристик бронетанковой и самоходной техники был явно недостаточным для захвата и дальнейшего сопровождения низкочувствительными ГСН (головка самонаведения).

В принципе, ракеты, оснащенные тепловыми головками самонаведения, могли применяться по самолетам на стоянках с прогретыми или работающими двигателями, катерам и локомотивам. Более того, для некоторых ракет класса «воздух—воздух» использование их против наземных целей рассматривались в качестве основного варианта применения. Для этого предусматривалась специальная предварительная операция — отключение неконтактного взрывателя. Но для срыва их применения по наземным целям хватало простейших средств противодействия. Например, зачастую хватало подожженной лужи специально пролитого топлива.

Однако задачи, которые не могла решить мудреная техника, успешно решали простые советские люди. Учения показали, что даже несмотря на увеличение скоростей истребителей-бомбардировщиков, пилотами в большинстве случаев успешно выявлялась и отслеживалась боевая техника на открытых стоянках и на марше, а при наличии подробных и достоверных разведданных — на замаскированных позициях.

Поэтому в качестве самого эффективного средства поражения фронтовой авиацией малоразмерных целей могли рассматриваться ракеты, имеющие радиокомандное наведение. Необходимо отметить, что подобная система наведения была установлена на первой из разрабатываемых в Советском Союзе ракет «воздух—воздух» «Щука-А». Данная ракета предназначалась именно для фронтовой авиации, на оснащении которой в те годы состояли ветераны войны – бомбардировщики Ту-2. В качестве основных целей для данного оружия были заданы корабли, а стремление к увеличению дальности применения ракеты стало причиной самонаведения в усовершенствованной модификации – «Щука-Б». Впрочем, на вершине ядерной эйфории работы по данной теме применительно к вооружению для авиации прекратили.

Между тем в Соединенных Штатах в апреле 1959 года на вооружение авиации ВМС поступила ракета «Буллпап» AGM-12A, на разработку которой потратили пять предшествующих лет. Аналогичную ракету — «Буллпап-В» AGM-12В — вскоре приняли на вооружение ВВС США. При стартовой массе 259 килограмм ракета с радиокомандной системой управления несла 111-килограммовую боевую часть и могла поражать цели на дальности до 9100 м. «Буллпап» была выполнена по схеме «утка» и имела удлиненный корпус. Длина ракеты – 3,2 м; диаметр – 0,305 м; размах крыла – 0,94 м. Аппаратура бортовой системы управления находилась в передней, а двигатель в хвостовой части ракеты. Ракеты «Буллпап» успешно применялись во время Вьетнамской войны. К 1961 году во Франции фирма «Норд Авиасьон» создала ракеты AS-25 и AS-30 аналогичного назначения. Они также оснащались радиокомандными системами наведения.

В Советском Союзе, несмотря на переход в конце 1950-х годов к применению в авиационных ракетах самонаведения, системы радиокомандного наведения развивались применительно к зенитно-ракетной технике и использовались в реактивных противотанковых снарядах. Например, в 1960 году на вооружение Сухопутных войск поступила радиоуправляемая противотанковая ракета (ПТУР) «Фаланга», нашедшая в последующие годы применение в составе вертолетного вооружения Военно-Воздушных Сил. Однако из-за ряда особенностей динамики ракеты и относительной маломощности ее боевой части «Фаланга» не могла рассматриваться в качестве авиационного вооружения для поражения широкого спектра целей.

Таким образом, была необходима разработка новой тактической авиаракеты, имеющей радиокомандное наведение и предназначенной для применения на дальностях, которые соответствуют визуальной видимости цели — до 10 тыс. м.

В качестве типовых рассматривали слабо защищенные цели — кабины РЛС и ракетных комплексов, оперативно-тактические и зенитные ракеты, самолеты на стоянках, суда, небольшие корабли и катера. Также предусматривалось применение данной ракеты по танкам — система наведения позволяла с достаточно высокой вероятностью попасть по цели, а разрыв 100-килограммовой боевой части не выдерживает даже самая тяжелая машина. Хотя использование вместо ПТУР настолько мощного оружия подходило под формулировку «стрельбы по воробьям из пушки», но в некоторых тактических ситуациях стоимость решения боевой задачи не была определяющим фактором.


В 1960-е годы основные перспективы развития фронтовой авиации в СССР связывались с самолетом МиГ-23. Показательно, что на начальном этапе его проектирования согласно Постановлению от 3 декабря 1963 года, для самолета задавалась разработка лишь ракет К-23 «воздух—воздух». Однако уже на этапе корректировки тех. облика самолета согласно Постановлению от 30 апреля 1965 года кроме перехода к комбинированной двигательной установке с двумя подъемными и одним основным двигателями предусматривалась разработка управляемых ракет Х-23 «воздух—земля» с дальностью до 10 тыс. м и точностью поражения цели 1/2000 дальности. Разработку поручили коллективу КБ завода № 134 (сегодня ГосМКБ « Вымпел»), также занимавшимся разработкой ракет К-23.

Первоначально масса ракеты К-23 была ограничена 150 килограммами. Даже при практически полной взаимной унификации изделий, предназначенных для поражения наземных и воздушных целей для ракеты класса «воздух—земля» задавалась более мощная боевая часть (100—120 килограмм), что соответствовало большей стартовой массе — до 250 килограмм. Сроки разработки определили исходя из представления Х-23 на совместных летных испытаниях во II квартале 1968 года.

Артем Иванович Микоян
генеральный конструктор опытного конструкторского бюро «МиГ», один из родоначальников советской реактивной авиации, генерал-лейтенант инженерно-технической службы

К сожалению, данные сроки, как и все планы работ по МиГ-23 и управляемого вооружения для него, были безнадежно сорваны. Кроме абсолютного отсутствия опыта в создании ракет «воздух—земля», значительных трудностей, которые были выявлены при разработке системы наведения связанной с бортовой РЛС МиГ «Сапфир-23», коллектив КБ завода №134 попросту не смог уделить должного внимания Х-23. Им было необходимо своевременно завершить работы по более традиционной для КБ и актуальной для Заказчика ракете «воздух—воздух». Кроме того, завод №134 завершал отработку зенитной ракеты комплекса «Куб». Данные проблемы и увязка ракеты Х-23 с затягивающимися работами по МиГ-23 свидетельствовали о том, что отечественная фронтовая авиация в ближайшие годы, скорее всего, не получит управляемых вооружений «воздух—земля».

В то же время эффективность аналогичного оружия подтверждалась ходом боевых действий. Американцами во Вьетнаме применялись управляемые ракеты «Буллпап», которые дали возможность решать боевые задачи меньшими силами и при меньших потерях, по сравнению с использованием неуправляемых боеприпасов.

Необходимое для отечественной авиации решение нашел коллектив, создававший МиГ-23. Официальным автором стал его руководитель — Артем Иванович Микоян.

Источник информации:
Журнал «Техника и вооружение», «ЗВЕЗДА» СИЯЛА В КОРОЛЕВЕ Ростислав Ангельский

topwar.ru

Звезда российского танкостроения » Военное обозрение

6 июля 1976 года на вооружение Советской армии был принят Т-80. Конструкция машины была разработана специалистами Специального конструкторского бюро транспортного машиностроения (г. Санкт-Петербург). Производилась она в том числе и на Омсктрансмаше. Сегодня оба эти предприятия входят в состав научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод».

ОТ ЗАМЫСЛА ДО ВОПЛОЩЕНИЯ


Идея установки в моторное отделение танка газовой турбины зародилась в конструкторских умах давно. В 1948–1949 годы СКБ турбинного производства Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) было поручено разработать проект ГТД для тяжелого танка. Был выполнен проект ГТД со стационарным (невращающимся) теплообменником. Однако полученный в ходе расчетов расход топлива оказался неприемлемым, и работы по данному проекту были прекращены.

Потом различными конструкторскими бюро по всей стране предпринимались неоднократные попытки разработать газотурбинный двигатель. 16 апреля 1968 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании газотурбинных силовых установок для объектов бронетанковой техники. Цель и назначение работы определялись так: «…Создание танкового газотурбинного двигателя мощностью 1000 л.с. для танка Т-64А с целью улучшения его динамических и эксплуатационных характеристик, а также повышения боеготовности за счет резкого сокращения времени на подготовку двигателя к пуску при низких температурах окружающего воздуха».


Прозвище «летающий танк» Т-80 получил вполне заслуженно.

Работы по танку Т-64 с ГТСУ возглавил главный конструктор ОКБТ (ныне АО «Спецмаш») Николай Сергеевич Попов (Герой Социалистического Труда, академик Академии транспорта РФ и Санкт-Петербургской инженерной академии, лауреат Ленинской и Государственных премий), а по силовой установке для него – ГТД-1000 – главный конструктор Ленинградского НПО «Завод им. В.Я. Климова» (ЗиК) Сергей Петрович Изотов.

НОВЫЙ «ОБЪЕКТ»

В результате под руководством Н.С. Попова был создан танк «Объект 219 Сп1», однако в ходе заводских испытаний танка выяснилось, что необходимо комплексное решение ряда вопросов, в том числе создание и отработка не только новой трансмиссии и приводов управления, но и новой ходовой части, так как серийная ходовая часть базового танка Т-64А не обеспечивает реализации возросших скоростных и динамических возможностей танка с ГТД. Новый опытный образец танка, в конструкции которого были воплощены новые разработки по ходовой части, получил обозначение «Объект 219 Сп2». Его испытания подтвердили правильность решений ленинградских конструкторов.

О качественной оценке проведенных работ можно судить по цифрам статистики. Так, до принятия на вооружение нового танка было изготовлено 118 различных опытных машин, которые прошли 647 тыс. км (16 раз обогнули экватор) и отработали 40 тыс. часов. В ходе испытаний было использовано 150 силовых установок, на которых использовано 240 газотурбинных двигателей. Всего же за восемь лет проведения работ по созданию танка с ГТСУ было изготовлено 158 опытных образцов танков, из них 31 – с ходовой частью ранее созданных танков, остальные – с оригинальной ходовой частью с опорным катком промежуточного диаметра и гусеницей с обрезиненной беговой дорожкой. За этот период танки прошли все виды испытаний в самых жестких климатических условиях нашей страны, достигнув общего пробега более 1 млн км.

В ходе испытаний постоянно велось совершенствование танка «Объект-219». Последовательное устранение конструктивных дефектов базовой машины, выявленных при установке ГТД, привело к созданию нового танка.

ПОД НАИМЕНОВАНИЕМ «Т-80»

6 июля 1976 года под наименованием «Т-80» танк с газотурбинным двигателем ГТД-1000Т был принят на вооружение Советской армии.

Сразу после своего появления «восьмидесятка» стала мечтой для многих иностранных военных. Особенно Т-80У, оснащенный вспомогательной энергоустановкой, приглянулся европейским военным – приверженцам тактики засадного ведения боя. А высказывание министра обороны Сирийской Арабской Республики Мустафы Тласа о том, что он как солдат и специалист по подобной технике считает Т-80 «лучшим танком в мире» вошло в энциклопедии.

«Высокий экспортный спрос на российскую технику – серьезная оценка ее качества, – считает заместитель начальника эксплуатационно-ремонтного отдела АО «Омсктрансмаш» Николай Старовойтов, который на протяжении многих лет осуществлял сервисное обслуживание «восьмидесяток» за границей. – Долгое время Т-80 оставался одним из самых сбалансированных и оснащенных для боевого применения танков».

«ЛЕТАЮЩИЙ ТАНК»

Широкой общественности газотурбинная «восьмидесятка» была представлена в 90-х годах, когда машина стала участвовать в различных показах техники, международных выставках вооружений. Звездный час Т-80У, который только-только получил разрешение на продажу за рубеж, наступил в 1993-м во время выставки IDEX в Абу-Даби. Машина отлично продемонстрировала огневые возможности и прекрасно откатала на танкодроме сложнейшую программу с преодолением всех препятствий. Попытка американских танкистов повторить на своем «Абрамс» Block III успехи российских военных обернулась провалом: при движении по насыпи с гребенкой «Абрамс» соскочил на склон, потеряв гусеницу. Следом российский Т-80У под аплодисменты зрителей совершил эффектный 14-метровый прыжок с трамплина, чем на долгие годы обеспечил себя эпитетом «летающий танк».


Т-80У отличался модернизированной пушкой, новыми комплексами управления огнем и управляемого вооружения, новым двигателем и другими усовершенствованиями. Фотографии предоставлены АО «Омсктрансмаш»

Стоит отметить, что шасси танка было признано наиболее удачным за всю историю. База «восьмидесятки» послужила донором для целого ряда другой техники, одетой в броню: ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-80У, траншейного экскаватора БТМ-4М, плавающего транспортера ПТС-4, специальной пожарной машины СПМ, высокозащищенного транспортного средства «Ладога», артиллерийских самоходок «Пион» и «Мста-С», зенитного ракетного комплекса С-300В.

На протяжении своей многолетней службы Т-80 неоднократно модернизировался, выпускались его различные модификации: Т-80Б (1978) – ракетно-пушечный танк; Т-80БВ – модификация с навесной динамической защитой; Т-80У (1984) – вариант с модернизированной пушкой, новым комплексом управления огнем 1А45 с дублированием от командира, новым комплексом управляемого вооружения 9К119 с наведением ракеты по лазерному лучу, новым двигателем ГТД-1250, энергоагрегатом ГТА-18А, воздухозаборным устройством, встроенной динамической защитой и тепловизором и др. Серийный выпуск этих моделей осуществлялся Омским заводом транспортного машиностроения.

Выпуск танков типа Т-80 в России был прекращен во второй половине 90-х годов. После распада СССР и сокращений в рядах Российской армии часть техники высвободилась. Поскольку значительную часть танкового парка РФ теперь составляют танки типа Т-72, руководством страны было принято решение о выводе из войск Т-80 на хранение как ценный боевой ресурс на особый период.

topwar.ru

Боевые ордена и медали Советского Союза. Медаль «Золотая Звезда»

Медаль, получившая название «Золотая Звезда», была учреждена согласно постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Медаль должна была стать знаком отличия для тех, кто был представлен к высшей степени отличия — званию Героя Советского Союза. Первоначально медаль планировали назвать «Герой Советского Союза», но уже 16 октября название было изменено на то, которое впоследствии стало привычным для всех нас. Тогда же, 16 октября, были окончательно утверждены описание и рисунок награды. С точки зрения фалеристики данная награда является очень ценной. Связано это не с малым количество награждений (чуть более 12 тысяч за всю историю) и не с тем, что она изготовлена из чистого золота. Медаль «Золотая Звезда» — это в первую очередь историческая ценность, которая сохраняет в себе часть нашего общего наследия, героических поступков людей, которые посвятили свою жизнь процветанию великой и могучей страны, а часто и расстались с жизнью.

Звание Героя Советского Союза (ГСС), как и медаль, присваивались пожизненно, однако Верховный Совет оставлял за собой право лишения героя этого звания. Звание ГСС было высшей степенью отличия в СССР и присваивалось за личные и коллективные заслуги перед страной и обществом, которые были связаны с совершением геройского поступка. Помимо отличительного знака — медали «Золотая Звезда» — Герою Советского Союза вручалась также высшая награда — Орден Ленина и особая грамота Президиума Верховного Совета.


Автором эскиза новой медали стал художник И. И. Дубасов. Медаль представляла собой пятиконечную звезду, которая обладала гладкими двугранными лучами, расположенными на лицевой стороне. Расстояние от центра звезды до вершин луча равнялось 15 мм. Расстояние между противоположными концами звезды равнялось 30 мм. Оборотная сторона награды была гладкой и была ограничена по контуру небольшим выступающим ободком. В центре на оборотной стороне была нанесена надпись выпуклыми буквами «Герой СССР» (буквы 4 на 2 мм), в верхнем луче находился порядковый номер выданной медали, высота номера составляла 1 мм.
При помощи кольца и ушка награда присоединялась к металлической позолоченной колодке. Наградная колодка имела прямоугольную форму шириной 19,5 мм и высотой 15 мм, в верхней и нижней ее частях была рамка. Внутренняя часть колодки была обтянута муаровой лентой шириной 20 мм, цвет ленты — красный. На обратной стороне колодки имелся штифт с гайкой, который предназначался для крепления медали к форме и другой одежде. Медаль «Золотая Звезда» изготавливалась из чистого золота 950 пробы. Колодка медали производилась из серебра. Общий вес медали на сентябрь 1975 года составлял 34,264±1,5 г. Содержание золота в награде — 20,521±0,903 г, содержание серебра — 12,186± 0,927 г.

Впервые в СССР звание ГСС было присвоено 20 апреля 1934 года. Советские авиаторы М. В. Водопьянов, И. В. Доронин, Н. П. Каманин, С. А. Левановский, А. В. Ляпидевский, В. С. Молоков и М. Т. Слепнев были награждены за спасение полярной экспедиции и экипажа советского ледокола «Челюскин». После появления в 1939 году медали «Золотая Звезда» медаль под №1 досталась летчику Ляпидевскому. Первое присвоение звания ГСС за совершение воинских подвигов состоялось 31 декабря 1936 года. Героями страны стали 11 советских командиров, которые являлись участниками начавшейся в Испании гражданской войны. Все 11 человек были летчиками, при этом трое из них были иностранцами по происхождению: немец Эрнст Шахт, итальянец Примо Джибелли (посмертно) и болгарин Захари Захариев.

В числе 11 награжденных героев войны в Испании был и лейтенант 61-й истребительной эскадрильи С. А. Черных. В Испании он стал первым русским пилотом, которому удалось сбить новейший немецкий истребитель Bf 109B «Мессершмитт». На 22 июня Черных командовал 9-й смешанной авиадивизией, которая уже в первый день войны понесла огромные потери в технике. Из 409 самолетов авиадивизии 22 июня были уничтожены 347 машин. Впоследствии С. А. Черных был обвинен в преступном бездействии и уже 27 июня 1941 года расстрелян.


Всего за время гражданской войны в Испании (1936-1939 годы) звание ГСС получили 59 советских военнослужащих. Одним из героев боевых действий был Д. Г. Павлов, который сделал блистательную военную карьеру — стал генералом армии, был назначен командующим Западным (Белорусским) особым военным округом. Его карьеру перечеркнула Великая Отечественная война, на генерала была возложена ответственность за разгром частей округа в июне 1941 года, Павлов был расстрелян по приказу Сталина. Эти факты свидетельствуют о том, что наличие высшей степени отличия перед страной не являлось каким-то «оберегом».

В 1939-1940 годах медаль «Золотая Звезда» вручалась более 600 раз. Ее получили советские воины, которые сражались на стороне республиканцев в Испании, принимали участие в разгроме японских агрессоров в районе озера Хасан и у реки Халхин-Гол, а также смогли отличиться во время вооруженного конфликта между СССР и Финляндией в кровопролитных боях на Карельском перешейке.

Первое массовое присвоение званий Героя Советского Союза состоялось 25 октября 1938 года. В этот день его получили 26 военнослужащих, которые являлись участниками разгрома японских войск в районе озера Хасан. Это был первый случай, когда Героями стали не только командиры, но и простые рядовые красноармейцы (4 человека). 2 ноября 1938 года данное звание впервые было присвоено представительницам прекрасного пола. Звание ГСС получили летчицы Осипенко П. Д., Гризодубова В. С. и Раскова М. М. Все они были участницами беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток протяженностью 5908 км. За время советско-финской войны 1939-1940 года к награде было представлено 412 человек, среди них был и командарм первого ранга Г. М. Кулик, который спустя 2 года из-за неудач Красной Армии в Крыму был лишен этого высокого звания.

Стоит отметить, что в конце 1940 года появился очередной ГСС, которого трудно назвать обычным. Речь идет об испанце Рамоне Меркадере, который получил высокую награду за убийство в Мексике Льва Троцкого, которого в то время называли «злейшим врагом коммунизма». Звание Героя Советского Союза Меркадеру было присвоено на основании секретного Указа, где он фигурировал под чужой фамилией, так как после убийства Троцкого он находился в мексиканской тюрьме. Лишь спустя 20 лет, после того как он оказался на свободе, ему была вручена его медаль «Золотая Звезда». Именно Рамон Меркадер стал последним ГСС в предвоенный период.

Прославленный советский летчик И. Н. Кожедуб


Всего же до начала ВОВ звание Героя Советского Союза смогли получить 626 человек, среди них 3 женщины. В годы войны столь высокой награды были удостоены 11635 человек, или 92% от общего количества награжденных за все время существования СССР. Во время Великой Отечественной войны произошло 3 случая, когда к званию Героя Советского Союза представлялся весь личный состав подразделения.

Впервые это произошло 21 июля 1942 года, когда все бойцы из состава специального подразделения истребителей танков 1075-го полка 316-й стрелковой дивизии, которой командовал знаменитый генерал Панфилов, стали Героями Советского Союза. Во время наступления немцев на Москву в ноябре 1941 года 28 воинов во главе с политруком Клочковым ценой своей жизни смогли задержать передовые танковые части немцев, которые наступали вдоль Волоколамского шоссе и вышли на разъезд Дубосеково. Всем героям звание было присвоено посмертно, но позднее удалось установить, что 5 воинов остались в живых и смогли получить свои медали.

18 мая 1943 года звания Героя Советского Союза были удостоены все бойцы стрелкового взвода лейтенанта П. Н. Широнина из состава 78-го гвардейского полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии. Со 2 марта 1943 года данный взвод, который был усилен одним 45-мм орудием, оборонял железнодорожный переезд возле села Тарановка, расположенного южнее Харькова. Фактически они повторили подвиг панфиловцев под Москвой, удерживая разъезд в течение 5 суток. При штурме немцы потеряли 11 единиц бронетехники и около 100 солдат. Когда на выручку взводу прибыли другие советские подразделения, в живых осталось только 6 человек, включая тяжелораненого командира. Званием ГСС и «Золотой Звездой» были награждены все 25 бойцов подразделения.

Памятник 28 героям-панфиловцам


Последнее в истории ВОВ присвоение звания ГСС всему составу подразделения состоялось 2 апреля 1945 года. 28 марта 1944 года во время освобождения города Николаева на Украине героический подвиг совершили 67 бойцов десантного отряда (12 солдат и 55 моряков), которыми командовал старший лейтенант К. Ф. Ольшанский. Десант был высажен в порту Николаева, его целью было облегчение штурма города советскими войсками. Против десантников немцы бросили 3 батальона пехоты при поддержке артиллерии и 4-х танков. Десантники смогли продержаться до подхода основных сил, уничтожив 2 танка, 4 орудия и сотни гитлеровцев, правда, в живых осталось лишь 12 десантников. Помимо непосредственно десантников, в составе отряда сражался и местный проводник, который также получил свою награду, но с опозданием в 20 лет.

Всего за годы Великой Отечественной войны данной медалью было награждено 11144 человека, всего за всю историю награждений «Золотую Звезду» получили 12776 человек, среди них есть 22 человека, которые были представлены к награде за подвиги, совершенные во время Корейской войны 1950-1953 годов, а также 86 человек — участников войны в Афганистане 1979-1989 годов.

Дважды кавалерами медали «Золотая Звезда» стали 154 человека, из них 115 отличились в годы Великой Отечественной войны. В послевоенное время дважды ГСС становились главным образом космонавты. Трижды к высшей правительственной награде были представлены летчики А. И. Покрышкин, И. Н. Кожедуб, а также советский маршал С. М. Будённый. Четырежды «Золотая Звезда» вручалась маршалу Г. К. Жукову и Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу. Также данной правительственной наградой были отмечены города-герои Москва, Ленинград, Киев, Минск, Сталинград, Одесса, Севастополь, Керчь, Новороссийск, Тула, Мурманск, Смоленск, а также крепость-герой Брест.

Источники информации:
http://ordenrf.ru/su/medali-su/medal-zolotaya-zvezda.php
http://milday.ru/ussr/ussr-uniform-award/453-medal-zolotaya-zvezda-geroya-sovetskogo-soyuza.html
http://medalww.ru/nagrady-sssr/vysshie-stepeni-otlichiya-sssr/zvanie-geroya-sovetskogo-soyuza-i-medal-zolotaya-zvezda
http://www.rusorden.ru/?nr=su&nt=s1

topwar.ru

жуткая звезда Средневековья » Военное обозрение

Дубина — это, пожалуй, самая древняя из всех разновидностей холодного оружия. Простой дизайн, удобная форма и ошеломляющая эффективность. Но иногда простой булавы или кистеня было недостаточно, чтобы выковырять из латного доспеха слишком дерзкого соседа, пришедшего объявить свои права на ваши земли. Представляем вам моргенштерн — отличное средство против тяжелой брони!
Моргенштерн (нем. Morgenstern, «утренняя звезда») — это особая разновидность ударного оружия, боевая часть которого («било») представляла собой металлический шар с заостренными шипами, выступающими под разными углами. Такая форма придавала ему определенное сходство со звездой, за что моргенштерн и получил свое прозвище.

Принято считать, что термин «моргенштерн» первым появился в Швейцарии. В первую очередь под ним подразумевали булаву с шипастым навершием, но существовал также и кеттенморгенштерн («цепной моргенштерн») — вид кистеня с аналогичным билом.

Изготовление моргенштерна было делом весьма простым. В том случае, если ударная часть изготавливалась из железа, шипы просто приваривались. Если в качестве основного материала использовались бронза или чугун, то хвосты стальных шипов изготавливали чуть большего диаметра, чем установочное отверстие. Когда такой шип вставляли с максимально разогретое навершие, после выравнивания температур металл «прихватывал» сталь и весьма надежно удерживал шипы. Самым дешевым вариантом было попросту вбить железные шипы в палицу, целиком вырезанную из дерева, но это не обеспечивало должной прочности конструкции, и дерево быстро трескалось.

Достоинства

Жуткое оружие выглядит эффектно, однако обычно шипы служат скорее украшением, чем настоящим подспорьем в битве. Транспортировка любого оружия с шипами — дело хлопотное: под него не сошьешь ножен и чехлов, оно постоянно цепляется за одежду и мешает при ходьбе, а если неаккуратно махать им в бою, то в плотном строю риск поранить соратников резко возрастает. Однако моргенштерн получил заслуженное призвание как великолепное средство против тяжеловооруженной пехоты и кавалерии. Граненые шипы превосходно пронзали кольчугу, а всадник с такой булавой мог с разгону пробить и латный доспех.

Второй значительный плюс — это простота конструкции. Кеттенморгенштерн — это обычный молотильный цеп, который (если снять шипованную оковку) мог запросто использоваться в мирное время. В отличие от двуручного меча, требующего долгих и упорных тренировок, это было очень простое в эксплуатации оружие. Каждый крестьянин умел обращаться с цепом и дубинкой, что делало моргенштерн довольно популярным. Но, разумеется, простота конструкции несла и определенные минусы.

Недостатки

Во-первых, тактика боя шипованной булавой или цепом была весьма примитивна. Это было грубое инерционное оружие, которое в строю позволяло наносить лишь вертикальные удары в надежде на то, что не ожидавший удара противник раскроется и получит черепно-мозговую травму — от удара под правильным углом не спасет никакой шлем.

Пауль Гектор Майр, автор знаменитого фехтбука, проиллюстрировал несколько способов эффективного фехтования на цепах, однако они подходят скорее для спарринга, чем для реальной боевой ситуации.


Второй минус — это слепая зона: как и у любого оружия с длинным древком, моргенштерн позволял наносить удары лишь навершием, и стоило противнику сократить дистанцию — оружие оказывалось бесполезно.

Конец эпохи моргенштерна наступил примерно тогда же, когда исчезли и латы, а именно — с появлением первого более-менее эффективного огнестрельного оружия. Впрочем, дубина с гвоздями, бюджетный вариант моргенштерна, до сих пор является излюбленным оружием уличных банд.

topwar.ru

Боевые ордена и медали Советского Союза. Орден Красной Звезды » Военное обозрение

Одной из самых желанных и при этом доступных воинских наград для солдат и офицеров Красной Армии был Орден Красной Звезды. Данная правительственная награда была утверждена постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года, чуть позднее в мае того же года был утвержден и статут ордена. Само название данной награды красноречиво говорило о том, что орден предназначен для того, чтобы увенчивать боевые подвиги солдат и офицеров РККА, так как красная звезда была отличительным знаком советских военнослужащих.

Данный орден был учрежден для награждения за большие заслуги, которые были проявлены при защите страны не только в военное, но и в мирное время, заслуги в обеспечении безопасности государства. Орденом Красной Звезды могли награждаться не только военнослужащие, но и целые воинские части, соединения, объединения, боевые корабли, предприятия, организации, учреждения. Помимо этого, к данной советской награде могли быть представлены военнослужащие иностранных государств.


Авторами эскиза данного знака были художник В. К. Куприянов и скульптор В. В. Голенецкий, которые до этого работали над Орденом Ленина. Орден Красной Звезды, как нетрудно догадаться, представлял собой пятиконечную звезду, которая была покрыта рубиново-красной эмалью. В самой середине награды находился щит, на котором был изображен красноармеец в буденовке и шинели, держащий в руках винтовку. По ободу щита была пущена надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», внизу обода находилась надпись: «СССР». Непосредственно под щитом располагалось изображение серпа и молота. Изображение красноармейца, сам щит, серп и молот, надписи, а также края звезды были оксидированы.
Данная награда изготавливалась из серебра. На сентябрь 1975 года в ордене содержалось 27,162±1,389 г серебра, а его общий вес составлял 33,250±1,620 г. Размер ордена изменялся в зависимости от года выпуска. При этом расстояние между противолежащими вершинами звезды лежало в диапазоне от 47 до 50 мм. Расстояние от центра Ордена Красной Звезды до вершины любого из 5 лучей звезды равнялось 26-27 мм. На обратной стороне ордена был расположен нарезной штифт с гайкой для его крепления к форме или одежде.

Орден Красной Звезды за номером первым 13 мая 1930 года получил прославленный советский полководец, герой Гражданской войны В. К. Блюхер. Тот самый, которому еще во время войны был вручен и первый в СССР орден Красного Знамени. Однако в 1930 году В. К. Блюхера наградили за другие события. Командуя войсками Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, Блюхеру удалось отлично провести операцию по ликвидации вооруженного конфликта на КВЖД — Китайско-Восточной железной дороге, который возник летом 1929 года. Летом 1929 года китайские власти, поддавшись милитаристическим настроениям, решили взять КВЖД под свой контроль, до этого железная дорога управлялась совместно двумя странами. В результате акции тысячи граждан СССР — советских служащих и рабочих — были арестованы и брошены в китайские тюрьмы. Однако армия, которой командовал В. К. Блюхер, достаточно быстро смогла дать достойный отпор китайским военным и смогла восстановить положение, которое существовало еще до начала военного конфликта.

Также среди первых советских граждан, которых наградили орденом Красной Звезды, были и участники большого перелета, который был совершен в сентябре 1930 года по маршруту Москва — Анкара — Тифлис — Тегеран — Кабул — Ташкент — Москва. Общая протяженность данного маршрута составила 10,5 тыс. км, а сам перелет получил название «Большой Восточный». Перелет стал сложнейшим испытанием не только для современных советских самолетов, но и для людей, которые ими управляли. Полет нередко проходил на высоте более пяти тысяч метров над горами, часто без каких-либо видимых ориентиров и подготовленных посадочных площадок. Все участники данного перелета, включая журналиста, который занимался его освещением и исполнял роль летчика-наблюдателя, были награждены орденами Красной Звезды.


В годы Великой Отечественной именно Орден Красной Звезды стал одной из наиболее массовых советских наград. К данному ордену было представлено порядка трёх миллионов человек, которые получили награду за проявленную стойкость и мужество в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Также к ордену было представлено сразу 1740 соединений, частей и учреждений Красной Армии, тыловых коллективов и большая часть всех иностранных формирований, которые сражались бок о бок с Красной Армией (14 польских и чехословацких подразделений и частей).

Помимо советских солдат, данным орденом награждали также солдат и офицеров союзников, в частности, моряков и летчиков полярных конвоев. К примеру, 22 марта 1944 года за осуществление успешного руководства приемом и отправкой союзных конвоев с военной техникой и необходимыми для СССР грузами английский капитан Гай О’Монд был представлен к Ордену Красной Звезды. Всего же с начала Великой Отечественной войны по июнь 1944 года данной наградой было отмечено 182 иностранных военнослужащих.

После войны авторитет данной боевой награды уменьшился, поскольку, начиная с 1944 года, орден Красной Звезды начали вручать всем военнослужащим за выслугу лет (за 15 и более лет безупречной службы). Такой порядок награждения был отменен только в 1958 году, что, в свою очередь, снова помогло поднять престиж ордена. Так как Орден Красной Звезды мог вручаться снова за новые отличия на службе и подвиги, а также за выслугу лет, достаточное количество советских солдат и офицеров стали многократными кавалерами Ордена Красной Звезды. Всего с конца 1940-х годов и до середины 1980-х данная награда вручалась 800 тысяч раз, ее получали солдаты и офицеры Советской Армии, сотрудники милиции, дружинники — за подвиги, которые они совершали в условиях мирного времени. Всего до развала Советского Союза было произведено 3876740 награждений Орденом Красной Звезды. При этом данная награда оставалась одной из немногих в СССР, которая за все годы своего существования почти не изменила свой внешний вид.

Наибольшее количество награждений данным орденом равнялось 6. Так, шесть орденов Красного Знамени имел подполковник в отставке Василий Васильевич Силантьев. Свой первый орден техник-лейтенант Силантьев получил в августе 1943 года за отличие, проявленное в Орловской операции. Лейтенант сначала спас раненого танкиста из подбитого танка Т-34, а позднее пригнал в расположение советских частей поврежденный немецкий танк Т-4. Вторую награду он получил уже при форсировании Днепра в октябре того же года. Третью награду он получил 13 сентября 1944 года за отличия, проявленные в Проскуровско-Жмеринской операции. Четвертый орден офицер получил за взятие Берлина и бои по освобождению Праги. После окончания Великой Отечественной войны он остался на военной службе, продолжая служить в танковых войсках. Еще 2 ордена Красной Звезды Василий Силантьев получил за выслугу лет и многолетнюю безукоризненную службу в рядах Советской Армии.


Также заслуживает особого внимания случай награждения Орденом Красной Звезды в 1955 году. Многие из вас знают о героическом бое крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой, который произошел 27 января 1904 года. Спустя полвека после этой даты 45 оставшихся в живых участников того трагического боя были представлены к награде «За отвагу», награждение прошло в 1954 году и было приурочено к 50-летнему юбилею данного подвига. В следующем 1955 году часть награжденных была представлена также к Ордену Красной Звезды за участие в восстании на броненосце «Потемкин». Награждение также производилось в честь 50-летнего юбилея этого значимого революционного события. К примеру, бывший кочегар на крейсере «Варяг» Петр Егорович Поляков в 1954 году был представлен к медали «За отвагу», а в 1955 году получил Орден Красной Звезды как участник событий на броненосце «Потемкин» в 1905 году.

Источники информации:
http://ordenrf.ru/su/orden-krasnoy-zvezdy.php
http://milday.ru/ussr/ussr-uniform-award/74-orden-krasnoy-zvezdy.html

http://medalww.ru/nagrady-sssr/ordena-sssr/orden-krasnoj-zvezdy
http://www.rusorden.ru/?nr=su&nt=o12

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *