«Москитный флот» России: смена поколений
Ленинградский судостроительный завод «Пелла», расположенный в городе Отрадном Ленинградской области, начал испытания двух патрульных катеров проекта 03160 «Раптор», построенных для ВМФ России.
Начиная с 2013 года, завод «Пелла» построил уже 11 данных катеров. 2 из них числятся в составе Балтийского флота, 5 — Черноморского, решая разведывательные задачи в составе морских пунктов специального назначения. Два черноморских «Раптора» в 2016 году были переброшены в сирийский Тартус. Еще один катер был построен в варианте связного, но используется для перевозки ВИП- флотоводцев. Как сообщает блог bmpd, он постоянно находится ошвартованным у причального комплекса Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки.
Строительство катеров различных проектов и назначений для ВМФ России, пожалуй, самый динамичный сегмент отечественного кораблестроения. Все они образуют так называемый «москитный флот», который с высокой эффективностью работает в прибрежной зоне, решая полный комплекс задач обороны и ведения боевых действий на расстоянии от 100 до 700 миль от базы.
Быстроходный катер «Раптор»
«Раптор», разработанный в КБ завода «Пелла», пожалуй, самый миниатюрный катер. Его водоизмещение равно 23 тоннам, а длина — 17 метрам. Предназначен для патрулирования зоны своей ответственности. Но может и отправляться в «командировки» на борту или в док-камере больших десантных кораблей. Что, как было сказано выше, и проделали «Рапторы», приписанные к Черноморскому флоту.
Это на сегодняшний день самые скоростные катера российского ВМФ, их скорость равна 48 узлам. (Правда, к Каспийской флотилии приписаны два более скоростных, но их ресурс уже практически выработан). То есть «Раптор» способен доставить 20 спецназовцев на расстояние в 100 миль практически за 2 часа. На экономической скорости катер способен продвинуться на 300 миль. Громадную скорость обеспечивают два двигателя суммарной мощностью в 2300 л.с., работающие на водометный движитель.
Экипаж — 2 человека. Корпус бронированный. Катер вооружен тремя пулеметами. По бортам расположены «обычные» пулеметы калибра 7,62 мм. Более серьезное оружие -крупнокалиберный пулемет Владимирова. Он оснащен оптико-электронным модулем, способным обнаруживать цели на фоне помех на расстоянии 3 км. Система управления огнем просчитывает траекторию движения цели и вносит поправки на возмущающие факторы. Дальность прицельной стрельбы — 2 км.
По контракту с Минобороны завод «Пелла» построит еще 6 «Рапторов». Таким образом, их количество достигнет 17-и.
Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» был разработан в 2008 году нижегородским КБ «Вымпел». В связи с большой потребностью флота в катерах этого проекта, они строятся сразу на трех заводах — на Зеленодольском судостроительном заводе, на владивостокском «Восточная верфь» и на рыбинском «Вымпел». Предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.
Спуск на воду катера «Грачонок» — первого в серии четырех противодиверсионных катеров, заказанных министерством обороны РФ, на судостроительном заводе «Вымпел»
Это более солидный корабль, чем «Раптор», имеющий водоизмещение в 139 тонн и длину в 31 метр. Максимальная скорость — 23 узла, дальность плавания — 200 миль. Экипаж — 8 человек.
Катер оснащен развитыми средствами контроля надводной и подводной обстановки, а также оборудованием, позволяющим проводить работы на глубине до 300 метров. К ним относятся: РЛС, гидроакустическая станция, оптико-электронный комплекс, телеуправляемый подводный аппарат, судовой водолазный комплекс с барокамерой.
К вооружению относятся крупнокалиберный пулемет калибра 14,5 мм и ручной гранатомет. Для защиты от подводного нападения диверсантов используется автоматический 10-ствольный гранатомет калибра 55 мм. Он способен поражать диверсантов на глубине до 40 метров и на расстоянии до 16 метров. При надводной стрельбе дальность достигает 500 метров. Защиту от нападения с воздуха обеспечивают 4 ПЗРК «Игла».
В строю находятся 12 катеров. Строятся еще 4.
Главную ударную мощь «москитного флота» обеспечивают ракетные катера нескольких проектов, которые отличаются друг от друга используемыми противокорабельными ракетными комплексами. Это большие ракетные катера проектов 12411, 12411 Т, 12417. Всё это модификации базового проекта 1241 «Молния», разработанного в 1979 году в ЦМКБ «Алмаз» в качестве ответа на аналогичные западные разработки.
Всего было построено 50 катеров для ВМФ и еще 30 на экспорт. В настоящий момент в строю находятся 26 катеров, последние из которых пришли на флот уже в нулевые годы в изрядно осовремененном виде. Более того, командование ВМФ заказало еще 2 катера, которые должны быть построены в следующем году на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел».
Главное оружие последних модификаций катера — четыре сверхзвуковые крылатые ракеты П-270 «Москит», принятые на вооружение в 1984 году. Несмотря на то, что катер имеет небольшое водоизмещение (порядка 500 тонн), одна ракета способна уничтожить корабль водоизмещением в 20 тыс. тонн. Она вполне современная, о чем свидетельствуют, например, полет ракеты на высоте 7 метров, средства радиоэлектронной борьбы, дальность, равная в зависимости от траектории полета от 120 км до 250 км. И очень солидная максимальная скорость в 2,8 М. Ракета обладает способностью маневрировать.
К артиллерийскому вооружению относятся установка АК-176 калибра 76 мм, допускающая автоматическую стрельбу с использованием корабельной РЛС, и 6-ствольная автоматическая артиллерийская установка АК-630 калибра 30 мм. Защиту от нападения с воздуха обеспечивает стационарный ЗРК «Стрела-3».
Что же касается радиотехнического вооружения катера, то по возможностям оно не уступает аналогичному вооружению малых ракетных кораблей.
Как уже было сказано, полное водоизмещение в зависимости от модификации лежит в пределах от 460 тонн до 550 тонн. Длина — 56 метров. Ширина — 10 метров. Экипаж — 40 человек, включая пять офицеров. При основательном весе и габаритах катер имеет максимальную скорость в 42 узла, на которой преодолевает расстояние в 400 миль. Экономический ход в 12 узлов обеспечивает дальность в 2400 миль.
Класс десантных катеров, которых в ВМФ России 35 единиц, представлен пятью проектами. Самый «древний» из них — проект 1176 «Акула» был запущен в производство в начале 70-х годов. Остальные относятся уже к российскому периоду нашей истории.
Абсолютным рекордсменом мира является проект 11770 «Серна». Эти катера на воздушной подушке при водоизмещении в 99 тонн и длине в 26 метров способны перевозить 92 десантников с полной выкладкой либо технику весом в 45 тонн. При этом имеет скорость в 30 узлов и дальность в 600 миль. С 1993 года были построены 16 катеров.
Совсем новые десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» были разработаны в 2005 году в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е.Алексеева. Скорость у этого катера на воздушной подушке существенно выше — 35 узлов. При полном водоизмещении в 280 тонн он способен перевозить до 140 тонн груза. Это могут быть 2 основных боевых танка, 4 БТР, сотня десантников в различных сочетаниях. Катер может высаживать десант на неподготовленный берег, условно говоря, на «дикий». Предполагается, что каждый флот должен иметь 4−5 таких катеров. Пока построено 5. Каждому из них были присвоены имена офицеров, отличившихся в годы Отечественной войны 1812 года, — «Атаман Платов», «Денис Давыдов», «Иван Карцов», «Лейтенант Римский-Корсаков», «Мичман Лермонтов». В настоящий момент строятся еще 9 катеров.
Десантный катер «Мичман Лермонтов» проекта 21820 «Дюгонь»
Десантные катера проекта 02250, разработанные компанией «Еврояхтинг», принадлежащей рыбинскому судостроительному заводу, начали строиться в 2014 году. Готовы две единицы. Это небольшой, водоизмещением в 20 тонн, но скоростной катер, развивающий скорость в 40 узлов. Перевозит 19 десантников на расстояние в 400 миль. Катер имеет пулеметное вооружение, а также беспилотный летательный аппарат, используемый в разведывательных целях. Также предусмотрено выставление катером четырех мин. Конструкторы предусмотрели еще четыре модификации катера: командный катер, медицинский с реанимационным отделением, пожарный, водолазный.
Очень интересную в боевом отношении линию представляет «старый-новый» десантный катер на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена-М», разработанный в ЦМКБ «Алмаз». Его строительство должно начаться совсем скоро. Это модификация «Мурены», которая, начиная с 80-х годов, была построена в 11 экземплярах. «Мурена» стала развитием катера 70-х годов проекта 1206 «Кальмар», развивающего скорость в 55 узлов. Два таких катера до сих пор служат в Каспийской флотилии.
«Мурена» также имеет рекордную скорость в 55 узлов. Однако у нее существенно повышена огневая мощь. На «Кальмаре» установлены лишь два пулемета калибра 12,7 мм. «Мурена» способна производить эффективную огневую поддержку высаживающемуся десанту. Она вооружена двумя 30-мм автоматическими артиллерийскими установками и двумя гранатометами того же калибра. Также на борту имеются 8 ПЗРК «Игла».
Десантные корабли на воздушной подушке «Джейран» и «Кальмар»
Катер «Мурена-М» имеет полное водоизмещение в 150 тонн. Длина — 31 метр, ширина — 14,6 метра. Дальность хода — 200 миль. Экипаж — 12 человек. Способен перевозить один танк, или 2 БТР, или 140 морских пехотинцев. Может преодолевать препятствия высотой 0,8 метра.
Запланирована постройка пяти катеров «Мурена-М».
Продолжают находиться в строю и еще 4 катера, которые принадлежат к исчезающему виду вооружения. Это артиллерийские катера проектов 1204 «Шмель». На нем установлена башня от плавающего танка ПТ-76Б с 76-мм пушкой. В 60-е — 79-е годы было построено 118 таких катеров. У нас их остались 4 штуки. Поскольку катера строились в Николаеве, сейчас они в большом количестве эксплуатируются на Украине.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
army-news.ru
Малые боевые корабли и катера
Спуск на воду бронекатера типа «МБК»
Бронекатер «БК-506»
Серия морских бронекатеров типа «МБК» (проект 161) состояла из 20 единиц («БК-501» – «БК-520»), построенных на заводе №194 и принятых в строй в 1943-1944 гг. В период войны 3 катера погибло, остальные были списаны в 1953-1958 гг. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 151 т. полное – 158 т.; длина – 36,2 м.: ширина – 5,5 м.; осадка – 1,3 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 2,4 тыс. л.с.; максимальная скорость – 13 узл.; дальность плавания – 450 миль; запас топлива – 9 т. бензина; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт – 25-50-мм; палуба – 15-30-мм; рубка – 8-мм; башни – 45-мм. Вооружение: 2х1 – 76-мм орудия; 2х1 – 45-мм орудия; 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х1 – 12,7-мм пулемета.
Речной бронекатер «Пика»
Бронекатера «Копье» и «Пика» были построены на Путиловском заводе в 1908-1910 гг. Катера списаны в 1954 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 23,5 т., полное – 25 т.; длина – 22,5 м.: ширина –3,1 м.; осадка – 0,7 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 200 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 12 человек. Бронирование: рубка, борт и палуба – 8-мм. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета.
Речной бронекатер «Копье»
. Речной бронекатер типа «Д»
Из серии катеров типа «Д», построенных в США в 1916-1917 гг. к началу войны в строю оставалось 4 единицы. Катера погибли в 1941 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 6,5 т.; длина – 9,2 м.: ширина –2,4 м.; осадка – 0,7 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 100 л.с.; максимальная скорость – 11 узл.; дальность плавания – 500 миль; запас топлива – 700 кг; экипаж – 7 человек. Бронирование: борт – 5-мм, рубка – 6-мм. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм и 2х1 – 7,62-мм пулемета.
Речной бронекатер «БК-91» (Тревога)
Катера «Тревога» и «Партизан» были построены на Коломенском заводе и приняты в строй в 1932 г. В 1941 г. катера прошли модернизацию. Списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 45 т., полное – 55,6 т.; длина – 32 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 22 узл.; запас топлива – 3,3 т. бензина; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт и рубка — 5 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х1- 7,62-мм пулемета.
Речной бронекатер типа «Проект 1124»
Речной бронекатер типа «Проект 1124»
Серия больших бронекатеров типа «Проект 1124» состояла из 97 единиц и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводах №264, №340 и №363. В годы войны погибло 12 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс.л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудие; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.
Речной бронекатер типа «Проект 1125»
Серия малых бронекатеров типа «проект 1125» состояла из 151 единицы и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводе №340. В годы войны погибло 39 катеров, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудия; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.
Башни бронекатера типа «Проект 1125»
ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 26 т., полное – 30 т.; длина – 22,7 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 750 – 1 200л.с.; максимальная скорость – 20 узл.; запас топлива – 1,3 т. бензина; дальность плавания – 250 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт – 4 мм, палуба — 7 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х2 — 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулемет; 4 мины.
Речной бронекатер проекта «С-40»
Серия малых бронекатеров проекта «С-40» состояла из 7 единиц («БКА-21», «БКА-23», «БКА-26», «БКА-31», «БКА-33», «БКА-34», «БКА-81») и была построена на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького №340. Катера предназначались войскам НКВД для охраны государственной границы на Амударье. Они вошли в строй в 1942 г. Катер разработан на основе катера проекта «1125У». В период войны погибло 3 катера, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 36,5 т.; длина – 24,7 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – 2 дизельных танковых двигателя, мощность – 800 л.с.; максимальная скорость – 19 узл.; запас топлива – 2,3 т. соляра; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт – 4 мм, палуба — 7 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 3х1- 7,62-мм пулемета.
Бронекатер типа «МКЛ»
Серия морских бронекатеров типа «МКЛ» (проект №186), построенных до окончания войны составляла 8 единиц. Катера были построены на Ленинградском заводе №194 и приняты в строй в 1945 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 156 т., полное – 165,5 т.; длина – 36,2 м.: ширина – 5,2 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 1 тыс. л.с.; максимальная скорость – 14 узл.; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 42 человека. Бронирование: борт – 30 мм, палуба – 8 — 20 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 2х1 — 85-мм орудия; 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х2 — 12,7-мм пулемета; 2х1 – 82-мм миномета.
Торпедный катер типа «Ш-4»
Из серии катеров типа «Ш-4», построенных на заводе №194 в 1929-1932 гг. к началу войны в строю оставалось 26 единиц. В период войны погибло 7 катеров, остальные были списаны в 1946 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 10 т.; длина – 16,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,2 тыс. л.с.; максимальная скорость – 45 узл.; запас топлива – 1 т. бензина; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 5 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 2х1 – 450-мм торпедных аппарата; 2 мины.
Торпедный катер типа «Г-5»
Серия катеров типа «Г-5» (проекта 213) состояла из 329 единиц и являлась модернизированной версией типа «Ш-4». Катера строились на заводах № 194, №532 и №639 в 1934 — 1944 гг. девятью сериями и различались толщиной обшивки, двигателями, скоростью и вооружением. В период войны 84 катера погибло, а 10 было списано. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 15 т., полное – 18 т.; длина – 9 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,7 – 2,3 тыс. л.с.; максимальная скорость – 50 — 55 узл.; дальность плавания – 200 миль; экипаж – 6 человек. Вооружение: 1х2 – 7,62-мм или 1-2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата или 1×4 – 82-мм реактивная установка; 2-8 мин.
Торпедный катер проекта «123-бис»
Серия катеров проекта «123-бис» (Комсомолец) была построена на базе катера проекта «123», разработанного и построенного Ленинградским заводом №194 и принятого в строй в 1940 г. под обозначением «ТК-351». От серийных катер отличался бугельными торпедными аппаратами, отсутствием бронирования, меньшим весом и большей скоростью. Серия состояла из 30 катеров, построенных в 1944-1945 гг («ТК-7», «ТК-100», «ТК-110» — «ТК-112», «ТК-120», «ТК-122», «ТК-123», «ТК-130», «ТК-131» — «ТК-134», «ТК-140», «ТК-142», «ТК-143», «ТК-146», «ТК-148», «ТК-472» — «ТК-481», «ТК-607», «ТК-608»). Все они были построены на Тюменском заводе №639. Катера имели дюралевые корпуса с 5-ю водонепроницаемыми отсеками, трубные торпедные аппараты и 7-мм бронирование рубки и пулеметных установок. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 19,5 т. полное – 20,5 т.; длина – 18,7 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 2,4 тыс. л.с.; максимальная скорость – 48 узл.; дальность плавания – 240 миль; экипаж – 7 человек. Вооружение: 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 457-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 6 глубинных бомб.
Торпедные катера типа «Д-3»
Большие торпедные катера типа «Д-3» (проекта 19) выпускались двумя сериями. Первая строилась на Ленинградском заводе №5 в 1940-1942 гг. (построено 26 единиц). Вторая — строилась на заводе №640 в 1943-1945 гг. (47 единиц). В годы войны 25 катеров погибло, а 2 — было списано. Катера имели деревянный двухслойный корпус и бугельные торпедные аппараты. Серии отличались друг от друга весом, двигателями и вооружением. ТТХ катера 1 серии: водоизмещение стандартное – 30,8 т., полное – 32,1 т.; длина – 21 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 2,3 тыс. л.с.; максимальная скорость – 32 узл.; дальность плавания – 320 миль; экипаж – 9 человек. Вооружение: 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб. ТТХ катера 2 серии: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 37 т.; длина – 21 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 45 узл.; дальность плавания – 500 миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата или 2×4 – 82-мм реактивная установка; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб.
Торпедный катер «СМ-3»
Катер был построен на Ленинградском заводе №194 и принят в строй в 1941 г. Он являлся вариантом катера типа «Д-3» со стальным корпусом. Катер списан в 1950 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 21 т., полное – 34 т.; длина – 20,8 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 30 узл.; дальность плавания – 380 миль; экипаж – 8 человек. Вооружение: 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.
Торпедный катер типа «Юнга»
Серия катеров типа «Юнга» была разработана на базе охотника типа «ОД-200», состояла из 5 единиц («ТК-450» – «ТК-454») и была построена на заводе №341 в 1944-1945 гг. Катера были списаны в конце 50-х годов. ТТХ катера: водоизмещение полное – 47 т.; длина – 23,4 м.: ширина – 4,4 м.; осадка – 1,7 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 31 узл.; дальность плавания – 490 миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 3х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.
Сторожевые катера типа «ЗК»
Серия катеров типа «ЗК» состояла из 15 единиц («К-193» – «К-196», «К-206» — «К-208», «К-220», «К-325» — «К-331»), построена в Ленинградской мастерской Морпогранохраны ОГПУ (завод №5) и принята в строй в 1941 г. В период войны 5 катеров погибло. ТТХ катера: водоизмещение полное – 19 т.; длина – 19,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 600 л.с.; максимальная скорость – 16 узл.; дальность плавания – 350 миль; экипаж – 12 человек. Вооружение: 1х1- 45-мм орудие или 1х1 – 12,7-мм пулемет; 1х1 – 7,62-мм пулемет.
Сторожевой катер-тральщик типа «КМ-2»
Серия катеров с деревянным корпусом типа «КМ-2» строилась как пограничные, разъездные и служебные катера. В 1935-1942 гг. на «Судостроительной верфи Морпогранохраны» было построено 91 катер. В период войны 67 единиц было переоборудовано в сторожевые катера, а 24 – в катерные тральщики. Во время войны погибло 27 катера. ТТХ катера: водоизмещение полное – 7 т.; длина – 13,8 м.: ширина – 3,1 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 63 л.с.; максимальная скорость – 9 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.
Сторожевой катер-тральщик типа «КМ-4»
Серия катеров типа «КМ-4» являлась модернизированной версией «КМ-2» и оснащалась двумя двигателями. В 1938-1944 гг. для ВМФ было построено 222 катеров. В период войны 45 катеров было переоборудовано в сторожевые катера, а 165 в катерные тральщики. Во время войны 13 катеров погибло. ТТХ катера: водоизмещение полное – 12 т.; длина – 19,3 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 126 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; дальность плавания – 220 миль; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.
Сторожевой катер-тральщик типа «А»
Серия катеров со стальным корпусом типа «А» была построена на заводе №341 в 1940-1943 гг. в двух вариантах — минометные катера и тральщики. Серия состояла из 22 катеров. ТТХ катера: водоизмещение полное – 8 т.; длина – 15,6 м.: ширина – 3 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 63 л.с.; максимальная скорость – 8 узл.; экипаж – 6 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 1х1 – 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулеметы.
Сторожевой катер-тральщик типа «Р»
Катера со стальным корпусом типа «Рыбинец» были построены на заводе №341 в 1930-1932 гг. как рабочие и разъездные катера. В годы войны 37 катеров было переоборудовано в сторожевые катера, а 44 – в катерне тральщики. В период войны погибло 27 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 26 т., полное – 30,1 т.; длина – 20,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,1 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 136 л.с.; максимальная скорость – 9,3 узл.; дальность плавания – 800 миль; экипаж – 12 человек. Вооружение: 1-2х1 – 7,62-мм пулемета.
Сторожевой катер «К-274» (И-51)
Серия катеров типа «МКМ» состояла из 6 единиц («К-192», «К-210», «К-234», «К-273», «К-274», «К-335») построенных в 1939-1940 гг. Катер «К-234» погиб в 1943 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 18,3 т.; длина – 16,2 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 850 л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; дальность плавания – 370 миль; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.
Минометный катер типа «Я-5»
Катер-тральщик типа «Я-5»
Катера со стальным корпусом типа «Ярославец» были построены на заводе №345 в 1942-1945 гг. в двух вариантах: минометные катера (35 единиц) и тральщики (33 единицы). ТТХ катера: водоизмещение полное – 23,4 т.; длина – 18,7 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный или бензиновый двигатель, мощность – 65 — 93 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 2х1 – 12,7-мм или 1х1 – 7,62-мм пулемет.
Минометный катер типа «Я-6»
Катера с деревянным корпусом типа «Ярославец» были построены на заводе №345 в 1942-1945 гг. в двух вариантах: минометные катера (8 единиц) и тральщики (8 единиц). ТТХ катера: водоизмещение стандартное — 19т., полное – 22,6 т.; длина – 19,8 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный или бензиновый двигатель, мощность – 93 – 100 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 2х1 – 12,7-мм или 1х1 – 7,62-мм пулемет.
Катер-тральщик «ОВР-14» типа «Д-2»
19 разъездных и служебных катеров, построенных на заводе №5 в конце 30-х годов в 1942-1944 гг. было перестроено в тральщики под обозначением типа «Д-2» и «Д-4». ТТХ катера: водоизмещение полное – 20,3 т.; длина – 16,9 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 75 л.с.; максимальная скорость – 7,5 узл.; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулеметы.
Катер типа «БМК-2»
Серия катеров типа «БКМ-2» состояла из 5 единиц и была построена на базе буксирных катеров в 1943-1944 г. на заводе №341. ТТХ катера: водоизмещение полное – 58 т.; длина – 23 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 500 л.с.; максимальная скорость – 12 узл.; экипаж – 16 человек. Вооружение: 1х16 – 132-мм реактивная установка или 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 1х2 – 12,7-мм пулемет.
Сторожевой катер «К-108»
Сторожевой катер «К-105»
Серия сторожевых катеров типа «ПК» состояла из 7 единиц («К-105», «К-108», «К-164», «К-165», «К-197», «К-239», «К-240») построенных в 1927-1928 гг. ТТХ катера: водоизмещение полное – 16 — 29 т.; длина – 17 — 22,6 м.: ширина –3,4 — 3,8 м.; осадка – 0,8 — 1,5 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 300 – 720 л.с.; максимальная скорость – 12 – 13 узл.; дальность плавания –200 — 470 миль; экипаж – 7 — 13 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 1 — 2х1 – 7,62-мм пулемета.
wwii.space
Ракетные Катера Российского Флота, Схема, Какое Вооружение, Какие Конструкционные Особенности, История Создания, Боевая Эффективность
29.04.2019
Советский Союз по праву считается страной-родоначальницей такого класса военных кораблей, как ракетные катера. Разработанная в недрах Высшего военно-морского руководства морская концепция развития флота предусматривала оснащение флота малыми боевыми судами, которые по мощности вооружения были сравнимы с кораблями дальней морской зоны. Создание «москитного флота» позволяло в короткие сроки и при достаточно невысоких расходах создать эффективные средства обороны морских рубежей. Высокая скорость хода, малозаметность и мощное ракетное вооружение делали такие суда по-настоящему опасными противниками для любого военного корабля.
Появление на море ракетных катеров сводило на нет преимущества большого океанского флота в прибрежной морской зоне. Последующие исторические события показали правильность разработанной концепции. Созданные советскими конструкторами ракетные катера стали «революционным прорывом» в истории мирового военного кораблестроения. Несмотря на малое водоизмещение, благодаря высокой скорости и мощнейшему вооружению корабли этого класса в западной классификации были причислены к корветам. Одним из лучших представителей кораблей этого класса по праву считаются ракетные катера типа проекта 1241, строившиеся на отечественных судостроительных заводах на протяжении 17 лет.
Предыстория появления катеров проекта 1241
Следует отметить, что идея создания «москитного флота» не нова. Еще накануне Первой Мировой войны некоторые государства Европы стремились за счет строительства малых скоростных боевых судов усилить собственные военно-морские силы. Тогда основным вооружением кораблей такого класса являлось минное оружие. Успешное применение итальянскими моряками торпедных катеров во время морской войны с более сильным противником показало большие возможности малого флота. Из категории флота для бедных, «москитный флот» перешел в разряд наиболее эффективных инструментов ведения боевых действий в прибрежной морской зоне.
Эту же мысль после окончания Второй Мировой войны стали развивать и в Советском Союзе. Если с торпедным и минным оружием современные флоты научились эффективно бороться, то появление ракет открыло новые горизонты для ведения войны на море. Корабли с небольшим водоизмещением, обладающие высокой скоростью хода и вооруженные противокорабельным ракетами могли стать надежным щитом в обороне портов и мест базирования флота. Особенно привлекательно выглядела возможность установить боевые ракеты на подвижную платформу, обладающую высокой скоростью хода.
Первой ласточкой стал ракетный катер типа «Комар», который активно строился на советских верфях на протяжении 3 лет, с 1959 по 1961 год. За такой короткий срок было спущено на воду до 100 боевых кораблей, каждый из которых нес по две крылатые противокорабельные ракеты SS-N-2A «Styx».
Именно эти военные корабли первыми продемонстрировали на практике свою эффективность. Во время «Шестидневной арабско-израильской войны» 1967 года египетский ракетный катер типа «Комар» сумел потопить израильский эсминец «Эйлат». Это и послужило поводом к интенсивному и массовому строительству кораблей этого класса во всем мире. Особенное внимание на новое оружие обратили страны третьего мира, которые не могли себе позволить ни строить, ни содержать большие военные флоты.
Советский Союз в этой гонке вооружения считался явным фаворитом. На вооружении ВМФ СССР к тому времени уже имелось достаточно большое количество ракетных катеров разных типов. Шла разработка новых, более мощных судов, способных выполнять более широкий спектр тактических задач. Вершиной конструкторской мысли стал проект 1241 — новый ракетный катер типа «Тарантул».
Рождение ракетного катера нового проекта 1241
Боевое применение ракетных катеров наглядно показало насколько может быть эффективным такой тип военно-морских вооружений. Ракетное оружие, ставшее со временем основным видом вооружения на флоте, кардинально изменило тактику ведения морского боя. В современных боевых условиях терял смысл непосредственный контакт между противоборствующими сторонами. Удары можно было наносить не только неожиданно и на больших расстояниях, но и гораздо меньшими силами. Крупный военный корабль стал уязвимым на море перед слабейшим противником. Практически ракетные катера уравняли шансы военно-морских флотов, пошатнув принципы овладения морским театром посредством крупных соединений боевых кораблей.
Ракетный катер проекта 1241 представляет собой самый современный тип кораблей этого класса, который продолжает оставаться на боевой службе в составе ВМФ России. Несмотря на то, что первый корабль был спущен на воду в 1978 году, более 40 лет назад, эффективность этого вида морских вооружений по-прежнему остается на высоком уровне. О высоких боевых возможностях советского корабля лестно высказывались представители ВМС США, которые сумели на практике проверить тактико-технические характеристики судна.
На заметку: Катер «Рудольф Эгельхофер» типа «Тарантул», входящий в состав ВМС Восточной Германии, после объединения страны вошел в состав ВМС ФРГ. Судно получило новое название и вскоре было передано заокеанским союзникам для тщательного изучения.
Головной корабль этого проекта был спущен на воду в Ленинграде в 1978 году. Местом постройки катера стал судостроительный завод им. Петровского, ныне Приморский судостроительный завод. Новый большой ракетный катер получил шифр «Тарантул» и классифицировался в западных странах как корвет.
Проектную документацию на боевой корабль разработали конструкторы Центрального Морского Конструкторского Бюро «Алмаз» — вотчины советских ракетных катеров и кораблей других основных классов. Первоначально техническое задание на создание более совершенного корабля было получено еще в 1973 году. Проектная документация на новый ракетный катер с четырьмя противокорабельными ракетами была готова в течение 2-х лет, однако реализацию проекта пришлось на время отложить. Задержка со строительством кораблей была связана с ведущимися работами по созданию нового противокорабельного комплекса «Москит», которым планировалось вооружить новые суда.
Новый корабль должен был иметь в сравнении с предыдущими судами этого класса большее водоизмещение, лучшие мореходные характеристики и увеличенную автономность. Стоящие на вооружении военно-морского флота противокорабельные ракеты 3М80 имели значительные габариты и вес, поэтому требовалось создать высокоподвижную платформу большего водоизмещения. Ориентиром стали 400-500 тонн, в которые должны были уместиться новая мощная двигательная установка, более совершенное радиолокационное оборудование и четыре ПКР 3М80.
Новыми малыми судами планировалось оснастить Черноморский и Балтийский флоты, которым необходимо было иметь надежную и мощную ударную группировку на ограниченном морском театре. Параллельно разрабатывался и экспортный вариант. Основными заказчиками на новый корабль стали арабские страны, ВМС Вьетнама, Кубы и стран, входящих в организацию Варшавского договора.
Назначение кораблей проекта 1241 — нанесение ракетного удара по кораблям вероятного противника в ближней морской зоне. Благодаря высокой скорости хода ракетные катера могли быстро выйти на перехват корабля противника, осуществить пуск боевых ракет и выйти на большой скорости из под ответного удара.
Следом за головным кораблем было начато серийное строительство судов. Для нужд Советского ВМФ было построено 13 катеров этого проекта. На экспорт было поставлено 20 кораблей этого типа. В ВМС Вьетнама советские ракетные катера составили основную ударную мощь флота. Пополнили ракетные катера «Тарантул» боевые ряды флотов стран Варшавского договора, Египетского флота, ВМС Йемена, Индии и Туркмении. Всего было спущено на воду до 80 ракетных катеров всех модификаций, базовой основой для которых стал проект 1241.
Особенности катеров проекта 1241
Оба проекта, и отечественный и экспортный предусматривали широкие возможности для последующего усовершенствования судов в рамках текущего переоснащения и перевооружения. Катера должны были иметь водоизмещение не более 500 тонн и нести мощное наступательное и оборонительное вооружение. Основным боевым оружием для катеров стали ПКР П-270 «Москит», которые размещались в двух контейнерах, по два с каждого борта. Ракетные контейнеры были не наводящимися, а установлены стационарно с постоянным углом возвышения и под углом в диаметральной плоскости относительно оси судна.
Зенитное вооружение корабля было представлено ЗРК «Оса-М» или «Стрела-3». Дополнительно экипаж судна оснащался ПЗРК «Игла». В качестве традиционного наступательного и оборонительного вооружения выступала артиллерийская установка АУ-176 калибром 76 мм, которая могла вести огонь, как по морским целям, так и по наземным и воздушным объектам. Боевую мощь катера усиливала и 30-мм артиллерийская установка АК-630М, установленная на корме.
Артиллерийская установка имеет общий вес до 9 тонн. Орудие могло вести огонь в автоматическом режиме на дальность 4000 м.
Боевое управление и наведение оружия на цель осуществляла многофункциональная радиолокационная станция «Жемчуг». Работа системы была наполовину автоматизирована, что позволяло экипажу принимать непосредственное участие в управлении боевыми возможностями судна. Несмотря на то, что новая РЛС обладала уникальными характеристиками, создание ее затянулось и поэтому спускаемые на воду катера оснащались РЛС «Монолит».
Отличительной особенностью ракетных катеров является колпак цилиндрической формы, размещенный над ходовой рубкой. В нем располагается антенна активного канала радиолокационного комплекса. На катерах следующих серий стали устанавливать установки для пуска ложных целей и снарядов с радиолокационными отражателями. Эти мероприятия велись в рамках радиоэлектронной борьбы, которая в последние годы приобрела на море интенсивный характер. Установки ПК-16 размещались по бортам судна и могли вести огонь снарядами, оснащенными дипольными отражателями.
На катера экспортной постройки ставились радиолокационные станции «Гравий-М». В связи с этим на катерах были сняты ЗРК «Оса-М», и установлена дополнительная артустановка АК-630М.
Тактико-технические характеристики новых советских ракетных катеров были впечатляющими. По своим боевым и огневым характеристикам «Тарантул» больше походил на корвет. Катер мог на боевом курсе развить скорость до 36 узлов, а дальность плавания экономичным ходом составляла почти 1500 миль. На поздних версиях, которые сегодня стоят на оснащении российского флота, дальность плавания составляет более 2000 морских миль.
Однако проектные данные — это одно, а реальная картина – это другое. Как и в случае с РЛС «Жемчуг», сильно запаздывала разработка и освоение промышленного производство ПКР «Москит». Было решено устанавливать на катера проверенные противокорабельные ракеты П-15 «Термит», а на суда по экспортным контрактам — ПРК П-20.
На заметку: Советская ракета П-15М «Термит» имела стартовую массу 2,5 тонны и была оснащена боевой частью массой до 400 кг ракета совершала полет на высоте 20-50 м на уровнем моря, развивая скорость 320 м/с.
Силовая установка на катерах обоих версий была представлена четырьмя маршевыми двигателям М-75 суммарной мощностью 10000 л.с. и двумя двигателями М-70, обеспечивающими движение судна на высоких скоростях. Мощность форсажных двигателей составляла 24000 л.с. При огромной мощности и высокой экономичности, двигательная установка на ракетных катерах проекта 1241 имела ряд недостатков. Во время швартовых эволюций и на малых ходах управление двигательной установкой вызывало нарекания со стороны моряков.
Напоследок следует отметить хорошие мореходные качества, которыми обладали новые суда. Стальной корпус катера, разделен на 9 водонепроницаемых отсеков, имеет седловатую конфигурацию и стремительные обводы. При длине корпуса 56 метров, высота борта катера по миделю составляла 5,31 м, что делало небольшой корабль устойчивым к волнению моря в 7-8 баллов. Надстройки судна изготовлены из облегченных металлических сплавов, что существенно отразилось на соблюдении ограничений по водоизмещению.
В таких условиях экипаж судна насчитывал 41 человека, а автономность плавания судна составляла 10 суток.
История строительства катеров проекта 1241
Головным предприятием для постройки ракетных катеров проекта 1241 был выбран родной для ЦМКБ «Алмаз» Приморский судостроительный завод. На стапелях этого судостроительного завода были построены все катера первых двух модификаций. В дальнейшем постройка катеров проекта других модификаций велась сразу на трех верфях, на двух заводах в Ленинграде и на одном заводе в Хабаровском крае.
Проект 1241 стал самым массовым для кораблей подобного класса. За 12 лет, для ВМФ СССР было построено 41 судно, относящееся к различным модификациям. К моменту распада Советского Союза в 1991 году на стапелях находилось еще 6 ракетных катеров подобного типа, готовность которых оценивалась по-разному, от 30 до 90%. Последний корабль этого проекта должен быть спущен на воду в 1996 году.
На последних версиях был внесен ряд корректив относительно вооружения корабля. Вместо 30-мм оружий на катера установили зенитно-ракетный комплекс «Кортик». Также катера получили радиолокационную станцию обнаружения целей «Позитив».
Следует отметить, что экспортным вариантом занимались судостроительные заводы в Рыбинске и в Ярославле. По заграничным контрактам для ВМС стран Организации Варшавского договора было построено 14 ракетных катеров типа «Тарантул». Больше всех заказали ГДР и Польша, которые соответственно закупили 5 и 4 корабля. Четыре судна заказала Индия для своих ВМС. По одному катеру было построено для ВМС Йемена и Вьетнама. Один ракетный катер экспортного проекта был передан в учебный центр Балтийского флота, находящийся в Риге. Судно использовалось в качестве учебной платформы для обучения иностранных экипажей.
Повышенный интерес к кораблям этого проекта со стороны Индии подтверждается покупкой лицензии для последующего строительства судов этого класса на верфях в Мумбаи и в Гоа.
Для справки: В военно-морских флотах Румынии, Польши, Индии в украинских ВМС катера проекта 1241 причислены к классу корветов.
В отечественном российском флоте на сегодняшний день остаются в строю находят 5 судов самого первого проекта. На Черном море в строю остается ракетный катер Р- 71 «Шуя». В состав Балтийского флота входят корабли Р-129 «Кузнецк» и Р-257. До недавнего времени ракетный катер Р-101 был переведен с Северного флота на Каспий, где вошел в состав Каспийской военной флотилии. Один ракетный катер U155 Приднепровье» входит в состав ВМС Украины.
Корабли более поздних серий, улучшенной модификации продолжают оставаться в строю, представляя ударное звено Тихоокеанского флота, действуя в составе ударных соединений ракетных крейсеров в составе Черноморского и Балтийского флотов. Самый многочисленный отряд (10 боевых единиц) ракетных кораблей этого класса находится на Дальнем Востоке. По пять кораблей находились на черноморском морском театре и на Балтике. Из состава Черноморского флота один ракетный катер Р-160 передан в состав Каспийской военной флотилии.
Стоит ли говорить о том, какую роль сыграли ракетные катера проекта 1241, неся многолетнюю службу в составе ВМФ СССР и современного российского военного флота. Строительство одного корабля такого класса было просто несоизмеримо по стоимости и затратам с постройкой больших океанских судов, вооруженных ракетным оружием. Благодаря ракетным катерам сначала советский, а следом и российский флот сумел создать боеспособную группировку ударных кораблей на своих флангах.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Автор статьи:
Метальников АлександрВоенный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.
Свежие публикации автора:
С друзьями поделились:
militaryarms.ru
лучшие боевые катера ВМФ РФ
Поразившие весь мир удары по объектам террористов в Сирии из акватории Каспийского моря ракетами «Калибр» были нанесены с малых ракетных кораблей ВМФ России. Возможности нового оружия, которое не требует больших носителей типа крейсеров, вызывают у военных специалистов все больше интереса к «москитному флоту» – маломерным морским кораблям и судам различного предназначения. Еженедельник «Звезда» изучил, какие боевые катера поступают на вооружение ВМФ России сегодня.
Веселые смертники
Зубоскалить над Брежневым я перестал, когда увидел кадры кинохроники 1970-х. На борту прогулочного катера, идущего из Геленджика в Новороссийск, сидел пожилой человек – тогда правитель полумира – и плакал. Тем же маршрутом он шел на маленьком суденышке на малую землю в 1943-м. Полковники в атаки не бегают, но для смерти звезды на погонах – не указ. В Цемесской бухте десантный катер ночью напоролся на плавучую мину. Замполита Брежнева взрывом выбросило за борт, и его, контуженного, чудом заметили и подобрали из воды матросы катера…
На флоте их называли морскими кавалеристами или веселыми смертниками. На торпедных Г-5 и Д-3, на «мошках» (малых охотниках МО-4) они совершали безумные по отчаянной отваге атаки на немецкие корабли, высаживали десанты, боролись с минами. Крейсеры и линкоры большей частью берегли от налетов вражеской авиации и атак подлодок, и основную боевую нагрузку в годы Великой Отечественной войны нес – и вынес! – именно советский «москитный флот»: торпедные и бронекатера, сторожевики и дымзавесчики, катера-тральщики и катера ПВО.
Опасный «птенчик»
Перечисляя задачи военного ведомства России в 2017 году по наращиванию боевых возможностей вооруженных сил, министр обороны Сергей Шойгу в числе приоритетных назвал и введение в боевой состав ВМФ восьми надводных кораблей и девяти боевых катеров. Сейчас от слов к делу наши военные переходят очень быстро, и подъем Военно-морского флага России на двух новейших противодиверсионных катерах проекта 21980 «Грачонок» прошел на Северном флоте уже в январе 2017-го.
Церемония в Гаджиеве, главной базе подводных сил Северного флота, прошла под началом контр-адмирала Владимира Гришечкина, который по доброй морской традиции пожелал экипажам семь футов под килем и отметил высокую эффективность новой техники для обеспечения охраны и обороны пунктов базирования и военных объектов флота, в том числе от возможных террористических угроз.
Построенные на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске катера способны выполнять боевые задачи при пятибалльном шторме. Экипаж – восемь моряков, скорость хода – свыше 20 узлов. Шустрый «Грачонок» хорошо вооружен. Больно «клюнуть» противника он может очередями пулемета калибра 14,5 миллиметра. От атаки диверсантов из-под воды катер защищен автоматическим десятиствольным гранатометом калибра 55 миллиметров, который «глушит» боевых пловцов на глубине до 40 метров и в радиусе до 16 метров от своих бортов. В бою гранатомет работает совместно с гидроакустической станцией типа «Анапа», обеспечивающей автоматическое и постоянное наведение оружия в точку стрельбы.
Защиту от воздушных атак обеспечивают четыре переносных зенитных ракетных комплекса (ПЗРК) «Игла». Катер оборудован современными радиоэлектронными и радиотехническими средствами, среди которых гидроакустический комплекс «Кальмар» и навигационная РЛС МР-231 «Пал».
На декабрь 2016 года в составе ВМФ России было 12 таких катеров. В этом году «грачиная стая» уже начала пополняться новыми «птенцами».
В 2016 году серийные поставки транспортно-десантных и штурмовых катеров для морской пехоты и спецназа ВМФ России начал концерн «Калашников». Судостроительное подразделение известнейшей оружейной фирмы разработало и выпустило сразу единую боевую группу катеров. В ее составе – новейшие транспортно-десантный катер БК-16 и штурмовой катер БК-10. «Они успешно прошли испытания и были приняты на вооружение, – сказал генеральный директор концерна Алексей Криворучко. – По своим техническим характеристикам и оснащению наши катера не уступают зарубежным аналогам, но при этом значительно выигрывают по цене».
На «Дне инноваций Минобороны» о боевых возможностях этих катеров еженедельнику «Звезда» рассказывал замгендиректора входящих в состав концерна «Калашников» «Рыбинских верфей» Сергей Антонов.
«Эти скоростные суда предназначены для решения боевых задач в прибрежной зоне. Экипаж БК-10 из двух человек доставит к месту высадки десять десантников. Осадка у восьмитонного катера – всего 66 сантиметров. Фактически он способен «запрыгнуть» на берег, при этом поливая врага огнем из двух пулеметов (естественно, Калашникова) калибра 7,62 миллиметра.
Транспортно-десантный катер БК-16 вооружен еще более внушительным арсеналом – четырьмя 7,62-миллиметровыми пулеметами, пулеметом калибра 12,7 миллиметра и 40-миллиметровым гранатометом. Но и это еще не все: катер может нести на борту до четырех морских мин или пусковые установки управляемых ракет «Корнет». При водоизмещении в 20 тонн БК-16 способен перевозить до 24 десантников. Экипаж катера – тоже всего два человека», – отметил он.
«Техническая возможность развивать одинаковую скорость в 40 узлов и гарантированная дальность плавания до 400 миль позволяют катерам скоординированно работать на выполнение единой боевой задачи, – добавил Сергей Антонов. – Действуя в составе группы, катера обеспечат скоростную доставку десантно-штурмовой группы на берег и огневую поддержку ее действий».
Ультрасовременные «динозавры»
Судя по сообщениям в открытой печати, пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в сирийском Тартусе от угрозы с моря сейчас оберегает пара «динозавров». Они невероятно быстры и очень опасны для любого противника. Быстроходные патрульные катера проекта «Раптор» по заданию ВМФ России спроектированы и построены специалистами ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла». Предназначены эти высокоманевренные «хищники» для патрулирования акваторий, высадки десанта, выполнения поисково-спасательных работ. У скоростных (48 узлов – почти 90 километров в час!) «Рапторов» превосходные мореходные качества: они в состоянии с высокой скоростью двигаться на любых курсовых углах даже при волнении на море до пяти баллов. При необходимости каждый такой катер может перевезти 20 морских пехотинцев с вооружением и снаряжением.
«Раптор» вооружен универсальным дистанционно управляемым боевым модулем «Управа-КОРД» калибра 14,5 миллиметра. Дальность обнаружения целей – 3000 метров, прицельная дальность стрельбы – 2000 метров. В систему боевого дистанционного модуля встроен уникальный гироскоп, который стабилизирует прицеливание, когда начинает возрастать волнение на море. Дополнительным вооружением для ближнего боя с плавсредствами противника являются установленные на вертлюжных установках два пулемета 6П41 «Печенег» калибра 7,62 миллиметра.
Одно слово – «хищник»! До конца 2018 года судостроители «Пеллы» должны поставить для ВМФ России еще более десятка патрульных катеров проекта 03160.
«Москитный флот» против «бесчеловечных» дронов
Чем больше корабль, тем более он уязвим для врага, невзирая на все самые современные технические защитные прибамбасы. Некоторые российские и западные военные аналитики предрекают, что последние крейсеры уйдут в историю уже к 2040 году, как прежде ушли многопушечные парусные бриги и закованные в броню дредноуты.
Новое оружие дает новые возможности, и, например, американцы сегодня больше опасаются китайского «москитного флота», чем надводных и подводных кораблей Поднебесной. Адмиралы США считают, что эта мелюзга способна перекрыть пути из Индийского в Тихий океан – вдоль побережья и между островами – даже их мощнейшим авианосным группам. А в условиях, когда наряду с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) активно разрабатываются и морские боевые дроны, роль маломерных кораблей и судов должна возрасти еще больше. Кстати, если воздушные БЛА сейчас у всех на слуху, то о морских беспилотниках во всех промышленно развитых странах распространяются не очень-то много. К чему бы это?
Как хорошо известно, танки клопов не давят. Также маловероятно, что за глайдерами и прочими безэкипажными дронами будут гоняться эсминцы и фрегаты. А «москиты» – смогут. Возможно, скоро главной задачей морской кавалерии станет именно борьба с «бесчеловечными» морскими «гадами».
Автор: Александр Хохлов
tvzvezda.ru
Военный катер на подводных крыльях
Военный катер на подводных крыльях
В конце 19 века начали проводится первые попытки в строении судов с подводными крыльями. Первая страна, которая решили развить скорость водных транспортов является Франция. Именно там, де Ламбер, конструктор российского происхождения предложил создать корабль с крыльями под водой. Он предположил, что при использовании подводных крыльев или винтов под судном будет создаваться некая воздушная подушка. За ее счет, сопротивление воды будет гораздо меньше и корабли, оснащённые подводными крыльями смогут развивать гораздо большую скорость. Но проект не был реализован, так как мощности паровых машин, попросту не хватало.
История развития катеров на подводных крыльях
В начале прошлого столетия, итальянский авиаконструктор Э. Форланини, все-таки смог реализовать идею Лабера о подводных крыльев. И произошло это благодаря появлению и использованию новых, мощных бензиновых двигателей. Многоярусные крылья и мотор мощностью 75 л. с. на бензине, сделали свое дело, судно смогло не только встать на крылья, но и достигло рекордной на тот момент скорости в 39 узлов.
Чуть позже, американский изобретатель усовершенствовал разработку, увеличив скорость корабля до рекордных 70 узлов. Позже, уже в 1930 году инженер из Германии, изобрел крылья более эргономичной формы, напоминающей латинскую букву V. Новая форм крыла позволяла кораблю удерживаться на воде, даже при сильных волнах, с развитием скорости вплоть до 40 узлов.
[flat_ab id=”1″]
Россия тоже вошла в число стран, которые занимались подобными разработками и в 1957 году, известный советский кораблестроитель разработал серию крупных катеров под кодовыми названиями:
- Ракета;
- Метеор;
- Комета.
Корабли пользовались большой популярностью на внешнем рынке, их закупали такие страны как США, Великобритания, а также страны ближнего востока. Широкое применение катера на подводных крыльях послужили в военных целях, для разведки территории и патрулирования морских границ.
[flat_ab id=”2″]
Советские и Российские военные катера на подводных крыльях
У Военно-Морского Флота СССР, насчитывалось порядка 80 катеров с подводными крыльями. Различали следующие виды:
- Малые противолодочные корабли. По технической составляющей катер состоял из двигателя с двумя турбинами, мощностью по 20 тыс. л. с., среднего бортового руля, подруливающей установки, размещавшееся в носовой части корабля и две поворотные колонки, располагающиеся на корме. Основными плюсами являлись большая скорость и радиостанция, работавшая на тысячи километров. Весил корабль 475 тонн и был 49 метров в длину и 10 метров в ширину. Скорость хода состояла 47 узлов, при автономности до 7 дней. Корабли имели на вооружении два или четыре трубных торпедных аппарата, боекомплект составлял 8 ракет.
- Катера проекта 133 «Антарес». Любой катер из данной серии имел такие технические характеристики как водоизмещение равное 221 тонн, длину в 40 метров и ширину 8 метров. Максимально развивающаяся скорость составляла 60 узлов, при дальности хода 410 миль. Силовые установки состояли из двух газотурбинных двигателей серии М-70, мощностью 10 тыс. л. с. каждая. В состав вооружения входила 76-мм артиллерийский комплекс с боезапасом 152 снаряда и 30-мм зенитная установка с боезапасом также в 152 снаряда. Кроме этого на большей части судов имелись 6 глубинных бомб класса ББ-1 и гранатомёт МРГ-1 и один бомбосбрасыватель. Считалось большим преимуществом то что корабль был способен развить скорость до 40 узлов при пяти-бальном шторме.
В свое время все развитые страны сумели принять участие в строительстве катеров на подводных крыльях, однако советские суда считаются самыми лучшими. Во времена СССР было построены порядка 1300 штук кораблей на подводных крыльях. Основными недостатками судов считались, низкая экономичность топлива и невозможность подхода к необорудованному берегу.
В 1990 году был выведен из строя последний катер на подводных крыльях. За всю историю того корабля им управляло 4 капитана – В. М. Долгих и Э.В. Ванюхин -капитаны третьего ранга, В. Е. Кузьмичев и Н.А. Гончаров – капитан-лейтенант. В дальнейшем он был передан в ОФИ для разоружения и разделан на металл.
Оценка статьи:
(голосов: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка…vmflot.ru
Боевой катер — история возникновения и описание боевых кораблей
Боевой катер на подводных крыльях
Боевой катер — это маломерные боевые корабли, задача которых выполнять боевые задачи, как правило, в прибрежных зонах вод. В классификации ВМФ СССР собственно таковых катеров нет. Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей».
История возникновения боевых катеров
Хотя под боевыми катерами чаще всего понимают катера эпохи пара и позже, можно с уверенностью сказать, что катера использовались в военных целях с самого момента их появления. Как только появился катер, вообще — маломерное судно по сравнению с кораблём, его стали приспосабливать как боевой. Уже в античных источниках, как документальных так и полулегендарных, есть упоминания об их использовании. Причем авторы говорят об этом как о чем-то давно известном.
Так что можно с уверенностью сказать , что боевые катера используются уже много веков подряд.И что боевые катера начали использовать еще с веков паруса и до наших дней.
Конструкция
Среди катеров есть представители всех известных и многих экспериментальных конструкций, когда-либо изобретенных в кораблестроении. Например, по конструкции подводной части — килевые и плоскодонные, с реданами или без них, корабли с малой площадью ватерлинии (КМПВ), скеговые, корабли с несущим подводным объемом, и т. д.; по принципу движения — водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях, на воздушной подушке, на экранном эффекте; по виду двигателя — моторные и газотурбинные, и т. д.
Применение боевых катеров
Данный тип техники очень быстрый , маневренный, многоцелевой , достаточно легкий в использовании и быстрый в производстве. В связи с этим и разнообразием классов боевых катеров их использование очень обширно. Применяются боевые катера фактически во всех боевых и гражданских операциях.
Типы боевых катеров
Боевые катера | Специального назначения | Катера обеспечения | Рейдовые катера | Катера пограничной охраны |
---|---|---|---|---|
Бронекатера | Противоминные | Торпедоловы | ——————— | Сторожевые |
Торпедные | Десантные | ——————— | Суда размагничивания | ——————— |
Ракетные | ——————— | ——————— | ——————— | ——————— |
Противолодочные | ——————— | ——————— | ——————— | ——————— |
Разновидности боевых катеров
Ракетный катер
Ракетный катерРакетный катер — это быстрый боевой корабль, малого водоизмещения, основным вооружением которого являются ракеты.
Торпедный катер
Торпедный катерТорпедный катер — это быстрый боевой корабль, малого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды.
Десантный катер
Десантные катера, класс надводных боевых кораблей специальной постройки для перевозки и высадки морских десантов. Действуют совместно с другими боевыми кораблями и авиацией.
Катер размагничивания
Катер размагничиванияКатер размагничивания — катер выполняющий специальные работы по размагничиванию личного магнитного поля корабля.
Тральщик
Тральщик, боевой корабль для обнаружения и уничтожения морских мин с помощью тралов и для проводки через минные заграждения кораблей вслед за тралами. Тральщики бывают морские, речные и др.
Сторожевой катер
Сторожевой катер (ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КАТЕР-ПСК) — быстрый корабль малого водоизмещения, предназначенного для охраны государственных границ, несение дозорной службы в береговых водах, артиллерийская борьба с всеми видами боевых катеров противника. Основное вооружение которых артиллерийские орудия.
Охотник за подводными лодками
Охотник за подводными лодкамиОхотник за подводными лодками — подкласс малого боевого корабля, задача которого поиск и уничтожения подводных лодок при несении дозорной службы или охранение транспортных судов и кораблей.
Торпедолов
ТорпедоловКатер обеспечения боевой подготовки ВМФ. Предназначено для поиска, подъема с воды на борт или буксировки использованных практических торпед во время учебных торпедных атак, а также при стрельбе на торпедо-пристрелочных станциях. Торпедолов обычно следует за выстреленной торпедой, находит ее и доставляет на базу или к стреляющему кораблю.
Развитие боевых катеров
Из-за востребованности данного типа техники ,боевые катера развиваются очень быстро. В наше время боевые катера являются одним из самых развитых и универсальных классов водной техники.
Вооружение боевых катеров
Общее
Общим вооружением боевых катеров(судов малого водоизмещения), являются : пулемёты, миномёты и огнемёты, но огнемёты используются только на сторожевых и десантных катерах.
Вооружение катеров по назначению
Ракетный | Торпедный | Минный | Бронекатера | Противолодочный | Универсальный вариант |
---|---|---|---|---|---|
Ракеты | Торпеды | Мины | Артиллерийский орудия | Бомбосбрасыватели | всё ранее перечисленное и в разных комбинациях |
Французская ракета “Экзосет” ММ-40 | Противокорабельная торпеда стандартного 533-миллиметрового диаметра | Мины заграждения | |||
Американская ракета “Гарпун” АГМ-84А | Противолодочная торпеда Мк 43 254 мм. | ||||
Израильская ракета “Габриэль” Мк-3 | Противолодочная торпеда Мк 44 324 мм | ||||
Итало-французская ракета “Отомат” Мк-2 | Противолодочная торпеда СЭТ-40 | ||||
Шведская ракета РБС-15 | |||||
Норвежская ракета “Пингвин” | |||||
Итальянская ракета “Си Киллер” | |||||
Немецкая ракета “Корморан” | |||||
Советская ракета “Малахит” | |||||
Советская ракета “Москит” | |||||
Советская ракета “Рубеж” | |||||
Советская ракета “Термит” | |||||
Зенитные ракеты | |||||
Противолодочные ракето-торпеды |
См.Также
Ссылки
Галерея
Сторожевой катер
Десантный катер
Бронекатер проект 1124
Торпедный катер
Противолодочный катер
Торпедный катер
Катер на подводных крыльях
Малый охотник ОД-200
Торпедный катер
Катер на подводных крыльях
Бронекатер МБК проекта 186
wiki.wargaming.net
Современные патрульные катера — Военная техника
Ракетный катер класса «Оса 2», вооруженный ракетами ЫЫ-Т-2. Они производились для советского Военно-Морского флота в 1966-1970., а далее строились на экспорт.
Напоминающий во многих случаях артиллерийские и торпедные катера в течение Второй мировой войны и после нее, современный патрульный катер доказал свою эффективность в недавних конфликтах. Вооруженный различным оружием и часто высокоскоростной, он может представлять подлинную угрозу крупным кораблям.
Быстроходный, универсальный и высокоманевренный патрульный катер — важный компонент современных военно-морских сил. Вооруженный широким спектром оружия и оборудованный по последнему слову техники, этот маленький, часто неуловимый, корабль способен нанести огромные повреждения кораблям, во много раз большим его по размерам.
В течение Второй мировой войны корабли торпедной атаки были основной надводной угрозой прибрежным перевозкам. В дальнейшем, после войны, они оснащались торпедами с большей дальностью стрельбы и с более мощным вооружением. Но Советский Союз первым продемонстрировал новую редакцию их применения: комбинацию быстроходного катера и противокорабельной ракеты. Эта концепция игнорировалась Западом до 1967 г., когда построенные в СССР ракетные катера класса «Комар» из состава египетского военно-морского флота потопили израильский эсминец «Эйлат».
Возможности ракетных катеров далее подтвердились в индо-пакистанской войне 1971 г., когда индийские ракетные катера класса «Оса» атаковали гавань Карачи, потопив и повредив несколько пакистанских кораблей. В арабо-израильской войне «Иом Кипура» («Судный день») 1973 г., происходили бои уже между ракетными катерами обеих сторон.
В войне в Заливе 1991 г. иракцы широко использовали патрульные катера для перевозки войск и попытались атаковать военные корабли коалиции. Американские и британские самолеты и вертолеты с 29 января 1991 г. уничтожили и повредили значительное их количество; например, вертолеты «Линкс» с кораблей британских военно-морских сил«Глостер» и «Брэзен» вступили в бой с флотилией из 17 иракских катеров и потопили четыре из них ракетами «Си Скьюа». Еще двенадцать были повреждены в ходе дальнейших атак вертолетов АН-1 «Кобра» и самолетов ЕА-б «Проулер» корпуса морской пехоты США.
Несмотря на уязвимость от ударов с воздуха, патрульные катера вряд ли исчезнут из арсеналов военно-морских силах в мире. Они останутся непременным активом военно-морских сил стран, имеющих ограниченный бюджет. В современной войне угроза основным надводным кораблям от таких катеров велика.
Амазонка и другие большие реки Южной Америки представляют один из последних приютов для современного артиллерийского катера. Бразилия, Колумбия, Перу и Парагвай, не имеющий выхода к морю, располагают такими кораблями. Бразильцы имеют самый большой флот из пяти кораблей (два класса «Педро Тексейра» и три класса «Рорайма» в Амазонской флотилии и один речной монитор типа «Торникрофт» (постройки 30-х гг.) в флотилии Матту Гроссо. Колумбия использует два сторожевых корабля класса «Араука», постройки 50-х гг. и речной артиллерийский … Читать дальше |
Из-за близости Швеции к Советскому Союзу, чей Балтийский флот включает большое количество малых боевых единиц, шведские военно-морские силы постепенно заменили большинство больших Н К быстроходными ракетными и торпедными катерами, наибольшим из которых являются классы «Спика» 1,2, 3. Шесть катеров «Спика» 1 были введены в строй в период между 1966 и 1968 гг., и в настоящее время вооружены одноствольной 57-мм универсальной артиллерийской установкой «Бофорс» и шестью 533-мм торпедных аппарата для торпеды ТР-61 с управлением по проводам. К 1985 г. … Читать дальше |
Много лет флот КНР полагался на корабли, переданные ему Советским Союзом или скопированные с советских проектов и построенные на своих верфях. В 1959 г. замечены первые опытные образцы кораблей, ставших основой судостроительной программы создания прибрежных сил. Это были артиллерийские катера класса «Шанхай», которые строились по десять единиц в год на нескольких верфях. Относительно бесхитростный проект, который был построен в пяти версиях, катера класса «Шанхай» теперь обеспечивают большую часть прибрежного дозора и включают … Читать дальше |
В течение 50-х гг. к ударным кораблям на подводных крыльях военно-морских сил Соединенных Штатов почему-то интереса не проявляли, и первым спущенным на воду в 1962 г. кораблем оказался «Хай Пойнт» — опытовый противолодочный корабль. Тогда больший интерес проявлялся к быстроходным артиллерийским катерам, и в середине 60-х гг. были построены и испытаны американские корабли USS «Флэгстафф» и USS «Тукумкари». Картина изменилась с принятием решения о разработке вооруженного ракетами патрульного корабля на подводных крыльях (РНМ), ставшего … Читать дальше |
Семнадцать из запланированных 22 патрульных катеров класса «Эшвилл» были построены компаниями «Такома Боутбилдинг» и «Петерсон Билдерс» в период между 1966 и 1971 гг. для прибрежного дозора и блокады. Газотурбинный корабль был разработан в эру Кеннеди как ответ на Кубинский кризис начала 60-х гг. Впоследствии корабль интенсивно использовался в речных операциях во Вьетнаме, и в середине 70-х гг. четыре единицы были модифицированы установкой противорадиолокационных ракет «Стандарт» для действий против советских военных кораблей … Читать дальше |
Двумя основными типами прибрежных военных катеров, использовавшимися американцами во Вьетнамской войне, были реактивные снаряды F (или класс «Свифт») и PBR (или «Плэстик»). Этот проект сторожевого быстроходного катера получили на базе обычных катеров, используемых для обеспечения нефтяных платформ в Мексиканском заливе. Около 200 катеров типа реактивный снаряд F были построены «Севарт Сикрафт» в 1965-1966 гг. Первые 104 единицы — реактивного снаряда F Mk 1, оставшиеся построены по улучшенному проекту реактивного снаряда F Мк 2. В настоящее … Читать дальше |
Для войны в дельте Меконга и других речных системах во Вьетнаме военно-морские силы и армия США разработали объединенные оперативные соединения. Чтобы снабжать их снаряжением, военно-морские силы США пришлось организовать речные эскадры со специально разработанными типами десантно-высадочных средств. Главным образом они основывались на модификациях десантного катера типа LCM6. Эскадры развертывались укомплектованные 52 бронированными катерами АТС (Armoured Troop Carrier — бронированный транспортно-десантный носитель), пятью катерами управления … Читать дальше |
Вместе с военно-морскими силами США Италия выделяется среди натовских флотов наличием вооруженных ракетами кораблей на подводных крыльях как части действующего надводного флота. Опытный образец класса «Спарвьеро» базировался на проекте «Тукумкари» фирмы «Боинг» и детально разработан компанией «Алинави Сокьети», специально созданной в 1964 г. IRI Итальянского правительства, Карло Родригесом, строителем коммерческих кораблей на подводных крыльях из Мессины, и компанией «Боинг». За построенным в период 1971 -1974 гг. головным … Читать дальше |
Странно, что французский ВМФ не принял катера классов «Комбатант 2» и «Комбатант 3» на вооружение. Класс «Комбатант 2» был получен из немецкого проекта «Люрссен» и оказался очень популярным в ряде ВМФ. Корпус сделан из стали, надстройка — из легких сплавов. Гибкость проекта позволяет заказчику выбирать собственную электронику и устанавливать свое вооружение, хотя Францию более устраивает, если выбраны системы управления огнем и радиолокационной станции фирмы «Томпсон-CSF» и противокорабельной ракеты ММ.38 или ММ.40 … Читать дальше |
В результате разрыва с Советским Союзом в начале 70-х гг. и понеся значительные военные потери в ходе войны с Израилем в 1973 г., Египет в 1977 г. обратился к британской судостроительной компании «Воспер Торникрофт» с предложением о заключении контракта на сумму 150 млн фунтов стерлингов на строительство класса ракетных катеров из шести единиц, чтобы пополнять свои стареющие силы ракетных катеров, состоящие из шести катеров класса «Оса», четырех класса «Комар» и шести класса «Октябрь» (последние являются вариантом катера класса … Читать дальше |
Потеря эсминца «Эйлат» в результате египетского ракетного удара в 1967 г. вызвала ускорение планов, израильский ВМФ оказался первым из «европейских» вооруженных сил, осознавшим важность ракетного катера. Первым заказом Израиля стал класс «Саар», построенный на французской верфи CMN в Шербуре между 1967 и 1969 гг. по западногерманскому проекту «Люрссен» со стальным корпусом и надстройками из легкого сплава. Первые шесть единиц первоначально построены как класс «Саар 1» с вооружением, состоящим из трех 40-мм зенитных автомата. … Читать дальше |
Ракетные катера класса «Комар» (советское обозначение РКА) построены в 1959-1961 гг. Положивший начало принципиально новой концепции возможностей прибрежных сил, первый из катеров класса «Комар» был переоборудован из корпуса торпедного катера «Р6». Приблизительно 100 единиц построены на базе этого проекта с деревянным корпусом. В кормовой части палубы по бортно установлены две неподвижные открытые спереди пусковых установок ангарного типа, развернутые приблизительно на 1,5° от борта с углом возвышения 12°. Ракеты, которые они … Читать дальше |
«Р4» — второй класс советского послевоенного торпедного катера. Строились в 1952-1958 гг. Имели алюминиевые корпуса, и из-за небольшого размера их применение ограничивались прибрежными водами. Вооруженный двумя 457-мм противокорабельными торпедными аппаратами, спаренной пулеметной установкой и четырьмя-восемью глубинными бомбами, «Р4» давно выведены из состава ВМФ СССР, хотя их все еще можно встретить в других флотах. Преемником «Р4» стал класс «Р6» в деревянном корпусе, строившийся в 1953-1960 гг. Он являлся стандартным советским … Читать дальше |
Пограничный сторожевой корабль класса «Стенька» — второй по количеству из кораблей прибрежного действия, находящихся в эксплуатации (приблизительно 90 кораблей). Они используются морскими частями погранвойск и были построены в 1967-1977 гг. Проект использует корпус катера «Оса» с той же главной энергетической установкой, но с измененными надстройкой и мостиком, которые отражают его предназначение. Имеет противолодочное оборудование: однотрубный торпедный аппарат для 400-мм электрических акустических самонаводящихся противолодочных … Читать дальше |
Предыдущая статья:Современные фрегаты II ранга Следующая статья:Дозорные корабли
voenteh.com