Язычество викингов – Обряды скандинавского культа — Википедия

Религия викингов

В языческой религии викингов было много разных богов. Все начиналось с простого обожествления явлений природы, со временем же образовалась большая мифология с историями о воинственных героических богах, отражающая образ жизни викингов. Самыми важными богами считались Один, Тор и Фрейр. Один был предводителем богов, он был богом войны, отваги и мудрости. Тор был богом грома, а Фрейр – богом изобилия и плодородия. Викинги представляли своих богов существами, подобными себе, боровшимися с силами зла и темноты. Странно, но викинги были уверены, что и они и их боги, боролись напрасно, так как были обречены на неудачу. Однако, такая вера способствовала проявлению героизма, так как умирая смертью героя на земле, воины возносились к богам в Вальхаллу, рай викингов и продолжали сражаться там.

Один был самым могущественным из богов в мифологии викингов. Так как один был богом войны, то его зачастую изображали в сопровождении ворона, питающегося мертвечиной. 

Тор в мифологии викингов был богом грома. Его обычно изображали воином, держащим в руках мощный серебряный молоток, обладающий магической силой. Когда он бил этим молотком врагов, на небесах раздавался гром. Тор символизировал все те хорошие качества, которыми должны были обладать воины-викинги.

Злобный Локи – это необычное создание норвежской мифологии, частично бог, частично дьявол. По преданию он приносил зло, куда бы ни пришел, и был зачинщиком раздоров среди богов. Он часто связывается с огнем и кузнечным делом.

Принятие викингами христианства повлияло на их захватнические походы на территорию Западной Европы. Король Дании Гаральд Синезубый принял христианство около 960 года и установил каменный памятник, чтобы увековечить это событие. Норвегия и Швеция приняли христианство через полвека. Поначалу христианство казалось викингам просто способом укрепления связей с другими (европейскими) странами, ведь торговцев, носивших распятие, свободно пропускали на границе. Датский король Канут, став в 1016 году одновременно и королем Англии, уже был христианином и поэтому сделал щедрый дар церкви, когда-то ограбленной и разрушенной его предками-язычниками.

Многие годы викинги, обратившись в христианство, полностью его не принимали и продолжали поклоняться своим старым богам, одновременно с новой верой. Амулет в форме молотка Тора стал также и христианским символом.

Видео: Скандинавская мифология: Один — верховный бог викингов.

gdz-fizruka.ru

во что верили и о чём мечтали викинги — РТ на русском

Одни считают викингов дикими варварами сродни вандалам и готам, разграбившим античный Рим, другие — непобедимыми морскими разбойниками, третьи — мирными любителями путешествий. Специалист по истории Европы «тёмных веков» американец Джон Хейвуд написал книгу «Люди Севера: История викингов», в которой рассказал о жизни, верованиях и обычаях средневековых скандинавских воинов. В этом году книга впервые официально издана на русском языке. RT приводит отрывок из главы «Асгард: мировосприятие викингов».

Текст предоставлен издательством «Альпина нон-фикшн».

В эпоху викингов обычный удел скандинава был таков: тяжёлый труд на земле, постоянно подстерегающие опасности и смерть на четвёртом или пятом десятке. Того, кто решил стать викингом в буквальном смысле этого слова, то есть пиратом, смерть зачастую настигала ещё раньше. Опасность утонуть в море была повседневной реальностью для каждого: в непогоду хрупкие скандинавские суда шли на дно или в щепки разбивались о скалы. Купцы постоянно рисковали подвергнуться нападению морских разбойников, а на каждого викинга, вернувшегося домой с мешком серебра или добывшего себе надел земли на завоёванных территориях, приходился по меньшей мере ещё один, изрубленный на куски в битве или умерший от болезни в зимнем лагере.

Ясно, что в стремлении стяжать добро, землю и славу викинги охотно шли на отчаянный риск. Идеология этого дерзкого и предприимчивого сообщества всячески порицала уклонение от опасности. Мир, в котором жили древние скандинавы-язычники, не предполагал стремления к какой-либо высокой цели, и если людей и вправду создали боги, они сделали это лишь для собственной выгоды: чтобы было кому приносить им жертвы. Если человеческая жизнь в этом мире могла иметь какой-то смысл, то лишь тот, который ты придашь ей сам, совершив деяния, за которые тебя будут помнить.

Гнев и милость богов

В скандинавских мифах боги никогда не представали образцами добродетели, достойной подражания. Они стояли выше человеческой морали и, если нужно, легко лгали и обманывали, особенно в общении с великанами. Законы в Скандинавии также не были освящены авторитетом богов: за поддержание общественного порядка отвечали люди, и относились они к этому предельно серьёзно, несмотря на те бесчинства, что творили в чужих землях. Среди богов лишь Один, верховный бог, обладал мудростью. Он принёс людям знание рун, поэзию, ярость берсерков (воинов, посвящающих себя Одину) и опасную магию под названием сейд, наделявшую даром предвидения и другими, более зловещими способностями.

Мудрость Одина записана в «Речах Высокого» — созданном в эпоху викингов анонимном собрании афористичных стихов, которые приписываются Одину и сохранились в единственном исландском манускрипте XIII века. «Речи Высокого» не затрагивают метафизических материй, они целиком посвящены прагматичной житейской мудрости, ценимой практичными людьми. Заводи друзей, не воспринимай радушие как должное и отдаривай полученные дары. Не ссорься без нужды, не затевай драки по глупости. В походе держи оружие под рукой. Не пей много пива и мёда, они отнимают разум. Если не знаешь предмета беседы, молчи: слушать полезнее. Будь осмотрителен в делах и всегда опасайся обмана. Сам всегда будь честен, но только не с врагами: их, если сумеешь, обманывай. Советы подчас противоречивы. Автор «Речей» порицает труса, который думает, что, избежав схватки, будет жить вечно, но в то же время заявляет: лучше быть живым псом, чем мёртвым львом.

Как и все доиндустриальные аграрные общества, скандинавы были беззащитны перед превратностями стихий и в борьбе за выживание уповали на помощь богов. Тех нужно было умилостивить, и в этом помогали только молитва и жертвы. Главной культовой практикой был праздник с жертвоприношениями, называвшийся «блот» («приношение крови»), которые устраивались осенью, в середине зимы и весной.

В скандинавском язычестве не было жрецов, поэтому совершал жертвоприношения местный король или вождь. Чаще всего на алтарь приносили свиней и лошадей. Кровь жертвенных животных, которую разбрызгивали на идолов, на стены святилищ и участников праздника, как считалось, укрепляла и людей, и богов. Мясо животных после этого варили в огромных котлах и съедали на священном пиру, на котором, по верованиям скандинавов, присутствовали и боги. Возносились молитвы и провозглашались тосты за плодородие, здравие и процветание. Иногда практиковались и человеческие жертвоприношения (делались обычно путём удушения), особенно в честь Одина, который пожертвовал собой, провисев девять дней на Иггдрасиле («древе жизни»), чтобы познать тайну рун.

Хладнокровный и расчётливый Один особенно почитался королями, воинами и поэтами, но его скорее боялись, нежели любили. А самым популярным богом был, вероятно, сын Одина, могущественный громовержец Тор. Он был довольно вспыльчив и не особенно сообразителен — в большинстве сюжетов о Торе присутствует ирония по поводу его ограниченности и грубой силы, — но зато дружелюбен по отношению к людям. Тор защитил людей от великанов, желавших хаоса, разбив тем головы волшебным молотом Мьёльниром. Крестьяне и мореходы молили Тора о хорошей погоде. Путешественники носили миниатюрные молоты как защитный амулет, подобно тому как христиане — образки святого Христофора.

Бог плодородия Фрейр управлял солнцем и дождём, и ему молились и приносили жертвы те, кто хотел мира и доброго урожая.

Из женских божеств самыми популярными, вероятно, были Фрейя, богиня секса и любви, и жена Одина Фригг, которую призывали женщины в родах. Жертвы приносили также дисам, безымянным сверхъестественным существам, связанным с плодородием и смертью. Дисы могли содействовать в деторождении, и у каждой семьи была своя диса-защитница. Однако, если их прогневать, дисы становились опасны, так что раз в году им приносили жертвы на празднике, называвшемся «дисаблот», который в Норвегии и Дании устраивали в начале зимы, а в Швеции — в конце. Случалось, кровавыми жертвоприношениями задабривали и эльфов, так как и они могли досадить человеку множеством способов.

Слава как жизнь после смерти

Обещание Вальгаллы (рая для павших воинов) не означало, что викинги были безрассудны в бою. Да, оно могло утешить воина, встретившего на поле боя смерть, но чего викинги хотели на самом деле, так это жить и пользоваться плодами победы. Только для берсерков, фанатичных приверженцев Одина, гибель в сражении бывала действительно желанна. Перед боем берсерки, воя и кусая щит, вводили себя в яростное исступление (berserksgangr, что означает «становиться берсерком»), в котором становились нечувствительны к боли и ранам. Берсерки не носили доспехов, и такое пренебрежение собственной безопасностью устрашало противника, однако большинство из них неизбежно находили свою смерть, которой так жаждали.

За исключением Вальгаллы, в остальном скандинавские представления о загробной жизни были довольно туманными и мрачными. Распространённая практика погребения вместе с умершим даров и принесённых в жертву животных и даже рабов подсказывает, что скандинавы представляли загробную жизнь похожей на земную, вплоть до сохранения социальных различий, и что умершие для них оставались некими призрачными сущностями, обитающими в могилах.

Наряду с этим бытовало поверье, что умершие от болезни и старости попадают в наполненный ледяным туманом Нифльхейм, где их не ждёт ничего хорошего, например — делёж скудной снеди, раздаваемой разлагающейся богиней Хель. Души незамужних дев забирала Фрейя, которая помещала их в своем дворце Фолькванге: Один разрешил ей забирать туда же часть его воинов, чтобы девы не скучали в одиночестве. Души утопленников собирала Ран и доставляла на остров Хлеси во дворец своего мужа, бога моря Эгира. Попавшим к Эгиру повезло по крайней мере в том, что среди богов он был лучшим пивоваром.

Возможно, вследствие христианского влияния в скандинавском язычестве возникла концепция посмертного воздаяния, хотя и в виде судилища без судьи. Души праведных попадали в Гимле — дворец с золотой крышей в Асгарде, или в другой гостеприимный чертог Синдри на горе Нидафьёль в подземном царстве. Клятвопреступники и убийцы принимали заслуженные страдания в Настрандире, страшном дворце в Нифльхейме, построенном из переплетающихся ядовитых змей. Самые чёрные души низвергались в Хвергельмир, колодец в подземном царстве, где их пожирал дракон Нидхёгг.

Для большинства варианты посмертного жребия не обещали ничего такого, что было бы лучше их земного существования: даже самым славным воинам предстояло сгинуть в битве, которой им не суждено было выиграть, так что разумнее всего было жить сегодняшним днём.

Викинги верили в конечность всего, даже богов и посмертной жизни, это формировало у них фаталистический взгляд на жизнь и безразличие к смерти. Считалось, что воин должен встречать её пожатием плеч и мрачной усмешкой, чтобы показать, что он сохранил самообладание и не поддаётся страху. Жизнь не стоила того, чтобы за неё особенно цепляться, и если выпало погибнуть, ты всё равно не мог ничего с этим поделать.

Язычники-скандинавы считали, что при рождении каждого человека присутствуют норны — женские божества, определяющие его судьбу. Предсказание судьбы выглядело как сучение пряжи или нанесение зарубок на дерево, и раз указанную судьбу изменить было невозможно. Норны были высшей силой во Вселенной, и даже боги не смели оспаривать их приговор. В иных культурах подобные воззрения могут воспитывать апатию. В Скандинавии, однако, они питали дух авантюризма и предприимчивости, без которых никогда не случилось бы эпохи викингов. Добрую или злую, норны предписывали судьбу человека, но они не могли предписать, как он примет свою участь. Человек мог осторожничать и избегать малейшей опасности, но это не уберегало от рока: в назначенный час он умирал, в уютной ли постели или в гуще сражения.

Человек, понимавший и принимавший такую картину мира, сознавал, что, идя на риск, мало что теряет. Смерть приходит к каждому, а всё, что остаётся после него — это слава, которая, таким образом, куда важнее жизни. Когда викинг насмерть стоял за своего господина и товарищей, он делал это не потому, что хотел попасть в Вальгаллу, а чтобы оградить свою честь от малейших подозрений в трусости.

Человек без чести становился «нидингом», в буквальном смысле никем, его забывали — и поделом — даже родные. Тот, кто не рисковал ничем, достигал меньше, чем ничего. Лучше было проявлять храбрость и стяжать славу, богатство и почести дальними опасными походами и подвигами на поле брани. Тогда можно было умереть спокойно, зная, что и в следующих поколениях скальды (придворные поэты) будут петь тебе хвалу за пиршественным столом: вот единственная несомненная посмертная жизнь, на какую стоило надеяться.

russian.rt.com

Вера и обычаи древних викингов. Походы викингов. Варяги на Руси.

Если судить по археологическим раскопкам, викингов хоронили вместе с теми предметами, которые могли пригодиться им в загробной жизни. Это были оружие, пища, пиво, украшения. Иногда богатых людей погребали вместе с рабами, лошадьми и собаками. Их могилы были очень большими, ведь там должно было свободно разместиться все то, что они забирали с собой в другой мир. Стены могил состоятельных викингов отделывали деревом, инкрустированным серебром. Над могилой возводился курган и памятник в виде выложенных из камней кораблей, размеры которых также зависели от степени богатства умершего.Чем был выше статус викинга, тем более роскошным был обряд его погребения.

Особое место занимало погребение конунгов. Рядом с телом умершего вождя на палубе корабля размещали все ценные вещи, украшения, пищу, воду и пиво, убитых лошадей и собак, бывало, и предметы мебели, а в руки вкладывали оружие. Затем корабль на поднятых руках переносили на место захоронения. Были случаи, когда девушки-рабыни сознательно принимали решение не расставаться со своим хозяином, чтобы прислуживать ему и в загробном мире. Чтобы облегчить страдания добровольных жертв, перед тем, как лишить их жизни, старуха — «ангел смерти», давала рабыням выпить сильнодействующий болеутоляющий наркотический напиток. После умерщвления их тела переносили на палубу и укладывали рядом с прочим добром. Честь предать конунга огню принадлежала близким родственникам или же знатным викингам.

Смущало ли что-нибудь душу викинга, отправляющегося на завоевание чужих земель? Почему он так невысоко ценил как свою, так и чужую жизнь? Ответ на эти вопросы нужно искать в их вере и обычаях. Внутренний мир викинга покоился на устоях, отличных от христианских, уже давно господствовавших в ту пору в Европе.

Их религия гласила, что первым в мире живым существом был злой великан (ван) Имир. Он, а затем и другие ваны в свою очередь родились из капель растаявшего инея Нифльхейма. От камня произошел Родитель, давший жизнь Одину и его братьям Вили и Ве — первым асам (богам). Убив Имира, боги бросили тело великана в Мировую Бездну. Так появилась Земля. Из его крови они сделали моря и океаны, из черепа — небосвод. Так асам удалось потеснить «зло» в мрачную преисподню — «страну льда» и «страну огня».

Вселенная представлялась скандинавам в виде дерева-исполина, ясеня Индрасиль. Среди его корней, в подземном царстве, сосредоточены силы зла. От корней до кроны — в Мидгарде, живут люди. На вершине, в густых зеленых ветвях, касающихся Луны и Солнца, — обитель богов. От деревьев произошли и первые люди Земли. Мужчина Аск — из ясеня, а женщина Эмбла — из ивы. Бог Один вдохнул в них жизнь и дал душу, Вили — разум, а Ве — речь, слух, зрение и обоняние.

Верховный бог пантеона Всеотец, или Один, — одноглазый старец, сопровождаемый двумя воронами — Хьюгином (Разум) и Мюгином (Память) и двумя волками, рассказывающими ему обо всем, что происходит в мире. Один живет во дворце Вальхалле вместе с павшими на поле брани смелыми воинами. Главный небожитель подарил им вторую жизнь, обязав и ее целиком посвятить войне. Здесь они проводят время не только на пирах, где им прислуживают девы-воины — валькирии, но и на обязательных ежедневных занятиях боевым искусством, необходимых для того, чтобы воины не потеряли форму в ожидании последней битвы между асами и великанами. Ведь боги, как полагали викинги, смертны. А затаившиеся великаны в любой момент готовы нанести им сокрушительный удар. Тогда-то, как предсказывают пророки, и грянет последняя схватка и настанет час «сумерек богов» — конец света. Но так как мир вечен, «сумерки богов» пройдут и народится новая жизнь, воцарятся иные высшие властители, разумные и добрые.

Бог знаний и поэзии — тоже Один. Ради первого он отдал глаз великану Мимиру, а ради второго — выпил магический напиток квасир — «мед поэзии». Любопытна легенда о появлении квасира. Однажды, чтобы заключить перемирие с богами, ваны оставили в качестве заложника великана Ньерда, а затем, в подтверждение искренности своих намерений, вместе с асами плюнули в чашу, и из этой слюны был создан мудрец и скальд (сказитель) карлик Квасир. Но злые гномы, обитающие в корнях дерева Индрасиль, убили его. Кровь же карлика смешали с медом и получили магический напиток, обладающий способностью наделять любого незаурядным умом и даром сочинительства.

Тор — старший сын Одина — бог-громовержец. Этот рыжеволосый исполин был вооружен молотом Мьелльниром, разрушающим силы зла, а его удары были подобны грому небесному. Кроме того, он — покровитель Мидгарда, а значит, защитник всех людей. Ему поклонялись как простой люд, так и воины. К концу эпохи викингов в их обширном пантеоне культ Тора стал главенствующим.

Бальдр — второй сын Одина — бог добра и счастья. Фрея — богиня любви, забирающая часть мертвых воинов у Одина себе. Тюр — однорукий бог победы.

Викинги поклонялись и возносили молитвы своим богам кто как умел. Нередко асам, чьи фигурки имелись в любой семье, приносили кровавые жертвы, в том числе и человеческие. Но настал в истории эпохи викингов такой момент, когда их языческие воззрения, культивирующиеся на протяжении столетий, стали постепенно вытесняться совершенно другими представлениями.

Викинги, повидавшие за долгие годы путешествий разные страны и народы, и зачастую остававшиеся служить богатым европейским правителям, считали, что неуклонно растущее благосостояние последних — это вознаграждение за их христианскую веру. А потому скандинавы, со своим извечным стремлением к лучшей доле, все чаще и чаще стали задумываться о том, что христианский бог, возможно, быстрее сделает их мечты явью.

Первыми из новообращенных среди северных народов стали датчане, вероятно, потому, что их король Харальд I, принявший крещение в 960 году, во многом ускорил этот процесс. Норвежскому королю Олафу Трюгвассону пришлось заставлять своих подданных принимать крещение силой, распространяя необходимость этого и на заселенные норвежцами Исландию, Гренландию, Фарерские, Гибридские и Шетландские острова.

Шведский король Олаф Шетконунг позже других скандинавских правителей заставил свеев и готов отказаться от язычества, которое, несмотря на указ о запрете, продолжало сохраняться там вплоть до XIII века.

Обращение в новую веру приняло массовый характер и у викингов-варягов. Христианами стали Аскольд и Дир, киевская княжна Ольга и правнук Рюрика — князь Владимир.

Но даже став христианами, викинги в большинстве своем так и не смогли окончательно забыть веру своих предков, а потому носили на груди рядом с нательным крестом талисман в виде молота Тора.

Русь и варяги

Славяне, хазары и арабы называли викингов варягами. Обитали эти люди за Балтийским морем, которое вплоть до XVIII века называлось Варяжским. На своих крепких ладьях ходили они и в соседние, и в дальние земли. Через Финский залив, Неву, Ладожское озеро и Волхов — до Ильмень-озера, по Ловати и Западной Двине, не страшась затяжных волоков, добирались до Днепра, а по нему — к Черному морю. Этот путь получил название «из варяг в греки». Первые упоминания о присутствии варягов на Руси встречаются в «Повести временных лет». Согласно летописи уже в начале IX века на речных путях Руси стали появляться эти заморские пришельцы. Изначально для русичей были они купцами и воинами, идущими через Русь в Византию послужить императору и по дороге выгодно поторговать. Именно на такой род занятий и указывает значение русского слова «варяг» — разносчик, мелочной торговец, «варяжить» — заниматься торговлей.

Кроме того, варяги, за которыми закрепилась слава бесстрашных воинов, приглашались в наемные дружины для охраны торговых путей, конвоирования купеческих караванов, защиты территорий удельных князей и участия в междоусобных войнах с другими народами. Именно варяги составляли ядро дружин. Скандинавы, с малолетства обученные военному искусству и почитавшие отца, мать и всех предков, превыше всего ставили «кровное» родство братства, то есть сотоварищей по дружине, мстя за смерть «брата» до последней капли крови. А потому представляли собой идеальное войско, четко соблюдающее субординацию и дисциплину. Во главе заморских пришельцев стояли конунги.

Очень скоро поняв свое превосходство перед миролюбивыми соседями, воинственные скандинавы в 859 году обложили данью чудь, мери, веси, ильменских славян и кривичей. Устав от бесконечных поборов иноземцев, русичи, объединившись, выдворили ненасытных варягов. Но мирного сосуществования все равно не получалось. Измученные бесконечными междоусобицами, они вновь обратились к варягам: «Приходите княжить и владеть нами». Именно это обстоятельство и послужило началом перехода викингов из амбициозных соседей в правители. По одной из существующих версий, на призыв откликнулись три варяжских вождя — Рюрик, Трувор и Синеус — и стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске и Белоозере. По другой — только Рюрик, но своим домом («сине-хус») и верной дружиной («тру-воринг»). Пришедшие варяги составляли существенную прослойку населения, наибольшее же их количество скапливалось в крупных торговых городах, смешиваясь с местными жителями и принимая их веру.

Существует предположение, что, явившись на Русь, Рюрик пришел в город на реке Волхов. Здесь он жил сам, а после него — княжеские посадники. При его правлении Новгород достиг своего расцвета. Видимо, поэтому «Рюриков» Новгород и затмил собой уже существовавший здесь ранее город.

Рюрик, сосредоточив всю власть в своих руках, не устраивал жителей подвластных ему территорий политикой своего правления и бесчинствами его дружины. Возникали частые смуты. О подавлении одной из них — новгородской, возглавленной неким Вадимом, который и был убит вместе со своими единомышленниками и советниками, сохранилось упоминание в летописи. Многие недовольные бежали из Новгорода и других городов в Киев.

Два дружинника Рюрика, Аскольд и Дир, испросили у него разрешения уйти в Царьград вместе со своими родами. На самом же деле их целью был Киев. Владеть ключами Киева — города, основанного племенным князем-вождем полян Кием, значило иметь власть над всем торговым людом. Довольно легко объединив местных и пришедших вместе с ними варягов и всех бежавших от власти Рюрика, Аскольд и Дир подчинили себе полян. Но, придя в Киев не по приглашению племени, а в качестве завоевателей, к тому же не имея достаточных материальных средств, организовать прочный порядок в городе они не смогли.

В 869 году, передав всю власть своему родственнику Олегу и оставив на его попечении малолетнего сына Игоря, Рюрик умер. После трех лет княжения в Новгороде Олег, собрав войско из варягов и всех подвластных ему племен — чудей, ильменских славян, мери, веси и кривичей, двинулся походом на юг, чтобы подчинить себе другие племена и расширить территориальные границы своего княжества. Дойдя до Киева, он хитростью выманил Аскольда и Дира, убил их и утвердился в городе, сделав его столицей. Правил киевский князь, опираясь на дружину, которая делилась на бояр — советников и гридей — воинов.

Так как именно на Киеве замыкалась греко-варяжская торговая цепь, то все ведущие торговлю города находились в полной зависимости от Киевского князя, который мог, закрыв спуск по Днепру, полностью перекрыть все связи с Византией. Это обстоятельство позволило Киеву добиться существенного преобладания над другими русскими городами.

Объединение Киева и Новгорода (условная дата — 882 год) считается временем возникновения Древнерусского государства. Правление Олега продолжалось с 882 до 912 года и было отмечено подчинением большинства восточнославянских племен и значительным укреплением границ Руси.

Иноземные завоевания

В конце IX столетия норвежские викинги в поисках плодородных земель высадились у берегов Исландии и постепенно начали заселять понравившийся им остров. Первый поселенец, некий Инголфар Арнарсон, так удачно выбрал место для своей фермы недалеко от удобной бухты, что впоследствии именно там начала расти исландская столица Рейкьявик.

От Норвегии до острова при благоприятном ветре добирались примерно за неделю, и это было очень удобно, так что викинги довольно скоро обосновались на острове, и к 930 году сюда перебралось, прихватив с собой домашнюю утварь, скот и семена, около 30 000 норвежцев, в том числе и тех, кто не пожелал подчиниться власти жестокого Харольда Прекрасноволосого, основавшего в Норвегии свое королевство.

Несколько веков независимой Исландией управляли уважаемые и влиятельные предводители — годары, каждое лето собиравшиеся на заседания альтинга — одного из первых прообразов парламента.

Среди предводителей викингов, обживавших Исландию, был Эйрик Рауди (Рыжий). После совершенного убийства он был приговорен к трехлетнему изгнанию с острова. Вспомнив рассказ морского бродяги Гуньбера, видевшего издали заснеженную сушу на краю Западного моря, Эйрик решил собрать команду и идти на запад — так он и вердикту суда подчинялся, и надеялся не упустить шанс первым ступить на ничью землю. А достигнув ее, велел заложить поселение Братталид у края ледниковой шапки. Окрестил эту суровую пустыню предприимчивый Эйрик Зеленой страной — Гренландией. По его мнению, это многообещающее название должно было манить сюда простодушных исландцев, норвежцев и датчан — искателей счастливой доли. И его расчет оказался верен.

Четыре с лишним века в трудах и борьбе с суровой природой жили викинги на юге острова. Население полусотни поселков занималось скотоводством, земледелием, рыболовством, промыслом морского зверя и китов. Вместительные высокобортные кнорры и когги без устали курсировали между Гренландией и европейскими портами. Что-то гренландские поселенцы отправляли на продажу, а что-то из своих товаров меняли на самое необходимое в хозяйстве, в первую очередь на лес, который ценился на острове на вес золота.

…А тем временем до Североамериканского материка оставался всего один шаг, вернее, морской переход в том же западном направлении. И шаг этот был сделан. Кто из викингов первым сошел на американский берег, неизвестно. Но имя сына Эйрика Рыжего — Лейфа, прозванного Счастливым, сделавшего это примерно в 1000 году, известно едва ли не всем. Лейф Эйрикссон со своим отрядом высадился на полуострове Лабрадор, затем, спустившись на юг, открыл остров Ньюфаундленд. Как утверждают саги, несколько позже отряд добрался до края, где росли дикий виноград и маис, а в реках во множестве водился лосось. Этот край викинги назвали Винланд — Страна винограда.

По тому, что северная граница распространения дикорастущих лоз и южная граница обитания лосося проходят по широте 41 — 42 градуса, много позже был сделан вывод: Лейф Счастливый достиг места, где сегодня находится Бостон. Именно там нынешние американцы и соорудили ему памятник как истинному первооткрывателю Нового Света.

Спустя год брат Лейфа — Торвальд возглавил очередную исследовательскую экспедицию, но, попав в стычку с индейским племенем скрелингов, был убит. Эта потеря не остановила его товарищей, и они все-таки попытались основать на этих землях свою колонию. Но не желавшие мириться с таким соседством, скрелинги не давали им покоя ни днем, ни ночью, и через 3 года поселенцы вынуждены были покинуть негостеприимную Америку.

Не ясны до конца причины, заставившие викингов покинуть Гренландию. Одни исследователи объясняют это резким похолоданием, произошедшим там в XIII веке, другие — агрессивностью эскимосов, третьи — эпидемией чумы… Как бы то ни было, окончание эпохи викингов отмечено практически бесследным исчезновением их из Нового Света.

Автор: М.Опарин

norse.ru

что мы знаем о нем, сходства и различия со славянским язычеством

Скандинавское язычество – это религиозная система, которая существовала у древнегерманских, древнескандинавских племен. Оно существовало в то же время, когда было и славянское язычество. Правда было заменено на христианство чуть раньше. Иногда можно услышать название Асатру. Оно и означает скандинавское язычество.

Как и в любой политеистической религии, в скандинавском язычестве существовал пантеон богов. Также оно обожествляло природу. Древние скандинавские племена поклонялись природным силам. Именно к ним были приурочены многие праздники, ритуалы. Согласитесь, что много сходств со славянским язычеством. И это неудивительно. Ведь и те, и другие когда-то были в одной индоевропейской общности. То есть по сути являлись братьями.

Главенствующим богом в скандинавском пантеоне был Один (ударение на первый слог). Ему уделялось очень значимое и важное место. Во-первых, он являлся отцом всех других божеств. Во-вторых, он был покровителем мудрости, поэзии, войны. Изображался Один как старик с одним глазом. Другим он пожертвовал, чтобы обрести мудрость. Также у Одина есть копье, его главное оружие, и корабль. Быстрее последнего в мире не существует. Есть у бога и восьминогий конь, два ворона (зовут их Мудрость и Память) и два волка, которые ведают Одину обо всем происходящем.

Другой почитаемый и важный бог в древнескандинавском пантеоне – Тор, старший сын Одина. Он покровительствует грозе, грому, а также дождю и плодородию. Тор оберегает людей от великанов. В качестве оружия этот бог использует молот, который способен сломить силы зла.

А вот перечень других богов в рамках скандинавского язычества:

  • Фрейр – покровитель плодородия и летнего сезона.
  • Бальдр (второй сын Одина) – бог добра и счастья.
  • Фрейя – покровительница любви и военного дела.
  • Локи – покровитель проворности и лжи.
  • Фригг (супруга Одина) – богиня семейного очага, любви.
  • Эйр – богиня здоровья, исцеления.

Существовало у скандинавов четкое разделение богов на так называемых Асов (высших) и Ванов (низших). Последние «ответственны» за явления, происходящие в природе, а также в жизни вообще.

Согласно мировоззрению скандинавского язычества, вся Вселенная состоит из нескольких миров:

  • Мир земной, мир обычных людей.
  • Мир Асов, или высших богов.
  • Мир Ванов, или низших богов.
  • Мир великанов, врагов людей и богов.
  • Трансцендентный мир.
  • Мир светлых эльфов и предков.
  • Мир Огня.
  • Мир темноты и вечного холода.
  • Подземная страна гномов.
  • Царство мертвых.

Разделение на миры было характерно и для славянского язычества. Древние скандинавские племена поклонялись свои богам, читали молитвы, приносили жертвы. Последние могли быть часто кровавыми, а том числе и человеческими. Также были у людей и фигурки богов, похожие на идолы у славян.

Но постепенно викинги, которые много путешествовали, пришли к выводу, что стать богатым можно, приняв христианство. Так они решили, смотря на другие европейские страны. И поэтому начала происходить постепенная христианизация скандинавских народов. Этот процесс начался также в десятом веке, как и у славян. Его течение также было длительным и сложным, захватывающим все новые и новые территории.

Древняя Скандинавия. Язычество.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Асатру скандинавское язычество

 

Асатру — скандинавская языческая традиция. В переводе означает — «Верный асам» (асы — боги). Последователи асатру, как и современные язычники на территории России, занимаются воссозданием традиций и верований. Основа языческого движения заключается в почитании богов, предков и сил природы. Сведения о верованиях скандинавские язычники черпают в мифах, истории викингов, а также исторических летописях, изысканиях учёных, исследователей, историков, археологов. Главными по значимости письменными источниками, которые наиболее почитаются в Асатру, являются «Старшая Эдда» (XIII век), «Младшая Эдда» (1222—1225 гг.), «Круг земной» (1230 г.) и другие.

 

Последователи скандинаво-языческого движения называют себя «асатруа», что в переводе с древнеисландского означает — «верный асам». Другое название Асатру — «Трот». Термин «Трот» заимствован из английского и обозначает — «верность».

 

Самая первая община движения Асатру появилась в 1973 году в Исландии. Первая община, которая существует до сих пор, называется Асатруерфелагид и была основана Свейнбьёрном Бейнтейнссоном (Верховный языческий жрец Исландии (Альсхеръяргоди)). Сегодня общины Асатру официально зарегистрированы в нескольких странах: Норвегия, Дания, США Испания, Италия, Украина и Россия. Первая в России «Община Асатру» базируется в Санкт-Петербурге. Асатру является довольно распространённым движением и с каждым днём набирает популярность. Стоит отметить, что у славянских и скандинавских язычников очень много общего. Во всех языческих верованиях прослеживаются общие индо-европейские корни, однако у народов, которые на протяжении многих тысячелетий жили бок о бок и всячески взаимодействовали, общего в языческих представлениях и мировоззрении оказывается гораздо больше, чем у других народов.

 

Вселенная в Асатру делится на несколько миров: Мидгард — мир людей, Асгард — мир богов, Ванахейм — мир ванов (боги, которые ниже рангом, чем асы), Йотунхейм — мир йотунов-великанов (противники богов и людей), Утгард — трансцендентный мир; Льесальвхейм — мир светлых альвов (эльфы и обожествлённые предки), Муспелльхейм — огненная страна, Нифльхейм — мир вечного мрака и льда, Свартальфхейм — подземная страна цвергов (гномы), Хельхейм — царство мёртвых.

 

В Асатру существует довольно вместительный

пантеон богов, а также цикл годовых и ритуальных праздников, которые могут быть связаны с богами, силами природы или циклами года. Верховным богом в Асатру является Один. В скандинавской мифологии Одину уделяется значительное место. Один представляется как отец всех других асов (богов), а также бог-жрец, шаман, знаток рун, князь конунгов, бог войны, хозяин Вальхаллы. Согласно мифам, в день, когда наступит рагнарёк (конец света), Один будет убит волком Фенриром (сын Локи и Ангрбоды). Одина представляют как одноглазого старца. Свой глаз верховный бог отдал великану Мимиру, чтобы испить из источника мудрости. Характерным оружием для Одина является копьё Гунгнир, которое никогда не промахивается. Также у Одина есть корабль Скидбладнир, который является самым быстрым кораблём в мире, и который, при надобности, можно сложить и положить в карман. Воинство Одина — это Эйнхерии (лучшие воины, которые пали на поле битвы и попали в Вальхаллу) и Валькирии (девы-воительницы, которые забирают души павших с поля битвы). Также у Одина есть восьминогий конь Слейпнир, два спутника-ворона Хугин и Мунин и два спутника-волка Гери и Фреки.

 

Не меньшим почтением в Асатру пользуется бог Тор, которого можно сравнить со славянским богом Перуном. Тор — бог грома и бури, защитник людей от великанов. Также считается богом дождя и плодородия. Знаменитым оружием Тора является молот Мьёльнир. Мьёльнир является метательным оружием и всегда бьёт без промаха. В мифологическом значении молот Тора — это символ грома и молнии. Рукоять молота всегда раскалена докрасна, так что Тору приходиться надевать специальные металлические рукавицы. Также в снаряжении Тора есть волшебный пояс, который удваивает силу бога.

 

Пантеон богов в Асатру достаточно большой и это стоит отдельного материала. Стоит назвать только ещё несколько богов, которые также пользуются большим почтением в Асатру: Фрейр — бог плодородия и лета; Фрейя — богиня войны и богиня любви; Локи — бог хитрости и обмана; Фригг — жена Одина, покровительница домашнего очага, любви и брака; Эйр — богиня-целительница. Все боги делятся на Асов и Ванов. В «Младшей Эдде», которая считается одной из почитаемых книг в Асатру, насчитывается 12 асов и 14 асинь (богинь). Ваны — более низкие по рангу боги, которые заведуют различными явлениями природы или явлениями человеческой жизни. К Ванам относятся такие боги, как: Ньёрд, Фрейр, Фрейя, Гулльвейг и Квасир. Кроме того, в скандинавском язычестве есть воплощения зла великаны Турсы, духи природы и духи-предки Альвы, три богини судьбы Норны и двенадцать Валькирий, а также целый сонм различных мифических духов и существ.

 

В Асатру существует магия и магические традиции. Одной из самых популярных, которая уже вышла за пределы одной Асатру и существует даже в славянском язычестве — руническая магия. При помощи скандинавских рун совершаются как гадания, так и колдовские действия. В следующих статьях мы подробнее разберём мифологию Асатру или скандинавского язычества, а также богов, духов и основные понятия.

 

Видео. Свадьба викингов по древним традициям. Сарпсборг (Норвегия) 2013

 

Сейчас также смотрят:

web-kapiche.ru

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СКАНДИНАВСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО — ДРЕВНЕЕ И СОВРЕМЕННОЕ. «Скандинавская мифология. Энциклопедия»

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СКАНДИНАВСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО — ДРЕВНЕЕ И СОВРЕМЕННОЕ. «Скандинавская мифология. Энциклопедия» | Королев Кирилл

Скандинавская мифология. Энциклопедия

Королев Кирилл

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

СКАНДИНАВСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО — ДРЕВНЕЕ И СОВРЕМЕННОЕ

 

 

litresp.ru

Язычество без гламура. Чем «Викинг» раздражает молодежь

Дегламуризация язычества фильмом «Викинг»

О громадных ляпах и косяках фильма «Викинг» сразу же по просмотру с хитрым намёком на профнепригодность министру культуры и главному продюсеру «Первого канала» заявил дядя Вова на всю страну в телевизор. И тут же дал фильму небольшую индульгенцию, что, дескать, что взять с художественного произведения?

Убойный и как всегда аргументированный разбор косяков был дан Климом Жуковым в гостях у Гоблина — https://www.youtube.com/watch?…

Но кое-что очень важное оба достойных мужа всё-таки упустили.

При всех своих чудовищных косяках «Викинг» является крайне важным, на мой скромный взгляд, маркером происходящих в недрах российского общества переменах, и создатели фильма своим творческим копчиком, вероятно, даже и не помышляя об этом в своём СОзнании, тем не менее, сии перемены уловили и отобразили.

А суть довольно проста: фильм «Викинг» дегламуризирует язычество как мировоззрение и мироощущение, как культурную норму, как образец поведенческого стереотипа.

Язычество показано во всём своём бесстыдстве и ницшеанской имморальности, просто, без смакования, а от того также страшно, как и «Обыкновенный фашизм» Ромма.

Гламуризация язычества — это прямой путь к нацизму. Германия и Австрия прошли этот путь после первой мировой, на Украине весь укроугар мы наблюдаем воочию прямо сейчас, в России всякие одни маргиналы бредят родноверием, высчитывают гаплогруппы, пытаются обелить свастику как символ, другие ностальгируют по коммунизму, напрочь забывая о той глубочайшей моральной деградации, которой подверглась страна, и до революции-то не бывшая раем земным, а уж после и подавно, третьи крича о свободе на самом деле подразумевают под ней лишь право предаваться всем порокам — мыслимым и не мыслимым.

Нео-язычество сейчас пустило глубокие корни — весь Голливуд только и занят, что старательно гламуризирует язычество, часто под облупливающейся красочкой протестантизма и католицизма в громких блокбастерах, рок-музыканты глумятся над беззубой попсой, но при этом, как и положено рокерам, ведут столь разгульный образ жизни, что любой викинг бы позавидовал, сама попса плавно сливается в гламурном экстазе с порноиндустрией, а деятели обоих цехов активно отбирают друг у друга хлеб насущный — деятели кино и эстрады всё смелее совокупляются на экране и на сцене, а мегазвёзды порно вдруг начинают петь о любви.

Гламуризация — это всегда эксплуатация христианского милосердия к падшим, требование «понять и простить» тех, кто не достоин ни того, ни другого. Этим приёмом активно пользуется в своих произведениях Мария Семёнова, жульничая при вольных пересказах скандинавских саг, когда язычники поступают как христиане. А потому гламуризация есть грех лжи — не было такого, читателю подсовывают духовный яд в конфетном фантике.

И вот «Викинг» потому вызвал столь сильное неприятие у вскормленного попкорном поколения великовозрастных инфантилов, что совершенно бесцеремонным образом сорвал столь сладкий морок гламура: многие сцены абсолютно безжалостны к героям, ни к кому не испытываешь сочувствия, и лишь последняя сцена исповеди и РАСКАЯНИЯ князя Владимира вызывает первое и очень робкое чувство сострадания к герою — ибо это только ПЕРВЫЙ шаг к духовному спасению, причём в мире, где всё восстаёт против более милосердного устройства общества.

Ведь пройдёт ещё больше ста лет, но тогда прощение князем Владимиром Мономахом убийцы своего сына Олега Гориславича (Святославича) воспринималось как слабость, а не как великодушное милосердие. Пройдёт ещё почти век, и автор «Слова о полку Игореве» будет пенять новгород-северскому князю, что отошёл от веры и впал в «дедову и отчину» гордыню «испить шеломом Дону великого, поискати града тьмутаракани», пренебрёг христианской заповедью быть добрым князем, и в первую очередь печься не о своей славе, а о своей земле и своих людях, ведь иначе «тьма землю обступиша».

Этот фильм о том, что путь общества от языческой дикости до мало-мальски милосердного общества — гигантской длины, и что впасть назад в варварство и дикость можно очень быстро, и любоваться брутальными головорезами само по себе занятие, достойное лишь для великовозрастных инфантилов, и то — лучше на бесконечном расстоянии виртуальной реальности.

И потому великовозрастные инфантилы не смогут этот фильм ни понять, ни принять, ибо «Викинг» со всеми своими досадными ляпами вдребезги разбил любимую игрушку очень и очень многих, а этого неповзрослевшие дитяти никому и никогда не прощают.


https://cont.ws/post/477816?_utl_t=fb

aiwocsom.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *