Проект 22800 — Малые Ракетные Корабли Типа Каракурт и Шторм, Корветы и МРК Нового Поколения, План Постройки
Администрацией Зеленодольского завода имени Горького было сообщено, что в период с 2018 по 2021 год предприятием запланирована постройка пяти малых ракетных кораблей типа корвет проекта 22800 «Каракурт». Также три корабля предполагается построить на территории Ленинградского судостроительного завода «Пелла», а на мощностях феодосийского судостроительного завода «Море» построят еще один. Малые ракетные корабли в количестве еще трех единиц будут построены предприятиями «Пеллой» и «Морем».
С местами строительства еще шести кораблей пока еще не определились. Подобным образом, Черноморскому, Балтийскому и Тихоокеанскому флотам прибудет достойное пополнение из восемнадцати малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Первый из них, сторожевой корабль с наименованием «Ураган», не исключено, что появится на вооружении Черноморского Флота уже в течение следующего года. Последующие корабли также уже нарекли довольно-таки грозными именами — «Тайфуном», «Шквалом», а также корабль «Шторм»
Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»
Малые ракетные корабли типа «Каракурт» были разработаны питерским ЦМКБ «Алмаз» — Центральным морским конструкторским бюро, как альтернативный вариант кораблей в проекте 21631 «Буян-М». Этот проект создавался всего лишь пятью годами ранее Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Соответственно, строительство этих «Буянов» также ведется Зеленодольским предприятием. Каспийская флотилия и Черноморский флот, располагают уже сейчас пятью такими кораблями. Кроме того еще четыре находятся в стадии постройки. Планировалось, что «Буяны» будут построены в количестве до десяти единиц. Вследствие того, что было отдано предпочтение «Каракуртам» последнему, девятому, малому ракетному кораблю по проекту 21631 нашлось место для закладки в 2018-ом году, в апреле. Спустя восемь месяцев удалось запустить в серию «Каракурты».
Уникальный МРК нового поколения проекта 22800
Что касается ударного вооружения, которым оснащены эти два катера, то оно, в общем-то, одинаковое. Почти такими же характеристиками обладает и сторожевой корабль того же класса «Ураган». Водоизмещением оба катера не очень-то отличаются. Тем не менее «Буян-М» считается кораблем «река-море». Он с полной уверенностью может себя почувствовать как в волжских устьях, так и в акватории Каспийского моря. При его невысоком мореходном уровне даже просторы относительно небольшого Черного моря окажутся «великоватыми». Что имеет отношение к «Каракурту», так это то, что его проектировали как корабль для действий в открытых морских театрах.
Как недочет стал преимуществом для российской промышленности
Не так давно прибавился еще один недочет к этому проекту. По причине введения западными странами против российского государства санкций, немецкой компанией-производительницей двигателей для «Буянов» было принято решение о прекращении дальнейшего сотрудничества и отказа в предоставлении нам двигателей. При всем при том очень быстро нашли им замену. Как оказалось, зеленодольскими корабелами было решено приступить к приобретению аналогичных 16-ти цилиндровых двигателей у Коломенского предприятия и петербургского завода «Звезда».
Слава о русском оружии прокатилась по всему миру
В прошлом году, осенью «Буранам-М» удалось прогреметь перед всем миром. Четырьмя кораблями из состава Каспийской флотилии — малыми ракетными кораблями «Угличем», «Градом Свияжским» и «Великим Устюгом», а также ракетным крейсером «Дагестаном» были произведены обстрелы с помощью крылатых ракет «Калибр». Массированный ракетный удар был нанесен по позициям террористической организации ИГИЛ, которые были расположены на дальности приблизительно в полутора тысячах километров.
О дальности и точности боевых стрельб, произведенных российскими кораблями вышеуказанной флотилии, в мировых СМИ обсуждение продолжалось почти неделю. Тем не менее, это не все, на что способны ракеты такого класса, ведь предельная дальность их полета может достигать более двух с половиной тысяч километров.
На вооружении малого ракетного корабля, «Каракурта» имеются те же самые ракеты, а именно «Калибр-НК». Кроме того имеются еще и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс», дальность стрельбы которых может равняться пятистам километров. Также корабль вооружен автоматической артиллерийской установкой 100 мм, либо 76 мм калибров. Средства противовоздушной обороны выражены зенитным ракетно-артиллерийским комплексом 3М89 «Палаш».
Всеракурсная многофункциональная радиолокационная станция, имеющая четыре неподвижные фазированные антенны решетки, а также высокоэффективная оптико-локационная станция обеспечивает «Палаша» всепогодным и круглосуточным обнаружением любых целей, которые могли бы хоть как-то угрожать кораблю. Это могут быть, к примеру, самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, даже беспилотники. Открытие огня на поражение этих целей может производиться на дальностях до десяти километров и на высоте до пяти километров. Режим функционирования всего комплекса — автоматический.
Оснащение кораблей станциями радиоэлектронной борьбы
МРК «Каракурты», корабли проекта 22800, являются кораблями для действий в ближней морской зоне, с дальностью их плавания до 2500 миль с автономностью до пятнадцати суток. Катер с водоизмещением восемьсот тонн имеет длину — шестьдесят метров, ширину десять метров, осадку — четыре метра. Скорость достигает тридцати узлов.
«Каракурты», так же как и «Буяны-М» создавались, чтобы заменить малые ракетные корабли «Овод», проекта 1234. Самые разнообразные их модифицирования были выпущены в периоды 1967-92 годов. Всего построили сорок семь кораблей, а сейчас осталось их только двенадцать.
«Оводы», разработанные «Алмазом», выглядели куда солиднее «Каракуртов» по их ходовым качествам. Так, скорость «Овода» достигала до 35-ти узлов, а дальность — до 4000 миль. Однако с устаревшим морально и физически вооружением все эти достоинства были сведены к нулю. «Овод» вооружен «Малахитом», шестью противокорабельными ракетами П-120, имеющими предельную дальность до ста двадцати километров, а это значительно уступает восьми «Калибрам-НК» или «Ониксам».
Уникальность нового малого ракетного корабля
Заместителем министра обороны Юрием Борисовым при закладке на стапеле судостроительного завода «Пелла» в конце июля прошлого года, четвертого малого ракетного корабля по проекту 22800 было заявлено примерно следующее: «Кораблей с аналогичной классификацией в мире просто не существует». Однако если выносить за пределы скобок праздничность этого события, которое потребовало произносить восхитительные речи, то сам заявленный посыл не был так далеко от истинного положения вещей. У конструкторов КБ «Алмаз» получилось расположить на малом пространстве «Каракурта» множество грозного оружия. Кстати, это оружие, можно именовать стратегическим, потому что любая ракета «Калибр» может быть оснащена ядерной боеголовкой.
Радиус действия ракетного вооружения «Каракуртов», находящихся на Черноморском флоте, на Балтийском флоте, а также представляющих Каспийскую флотилию, перекрывают Ближневосточный регион и почти весь Европейский континент. Если будет принято решение и представлен план о поступлении этих кораблей в распоряжение Тихоокеанского флота, тогда перекроется почти все восточное полушарие в северной его половине.
Кто в классе сравнится «Каракуртом»: западные образцы кораблей
По мнению многих военных экспертов пребывая в классе корветов, на вооружении которых находится ракетное оружие, «Каракурты» своей ударной мощью, а также энергонасыщенностью, поистине опережают все имеющиеся аналоги.
Одной лишь энергонасыщенностью, однако, не ударной мощью, с «Каракуртами», примерно, может пойти в сравнение едва лишь один корвет на планете. К тому же, возведенный в качестве одного единственного экземпляра. Этим последним кораблем завершилась серия, которая принадлежит многоцелевым шведским корветам «Висбю». Корвет был введен в эксплуатацию местными военно-морскими силами весной 2013-го года.
Его водоизмещение в шестьсот сорок тонн, длина семьдесят один метр, а ширина почти десять с половиной метров. При скорости тридцать пять узлов, максимально далеко он может зайти на две тысячи триста миль. Строили его с учетом требований стелс-технологий. Четыре первых серийных корвета предназначались шведскому флоту преимущественно как противолодочные корабли. Пятый имеет восемь дозвуковых противокорабельных ракет, которые располагают дальностью до двухсот километров.
Израильский аналог — «Эйлат»
Имеется также израильская аналогия, но также представленная единичным экземпляром. Речь идет об «Эйлате», ракетном корвете, принадлежащем к серии, в которой имеются три многоцелевых корвета. Ввели его в эксплуатацию для израильских военно-морских сил еще в девяностых годах. Обладает водоизмещением тысячу двести семьдесят пять тонн, длиной восемьдесят пять метров, шириной почти двенадцать метров. При дальности хода в режиме экономии может пройти три с половиной тысячи мили, а максимальную скорость может развить до тридцати трех узлов.
Его вооружение также не дотягивает до уровня «Каракурта». Израильским конструкторам удалось разместить на его борту американские противокорабельные ракеты «Гарпун». Восемь единиц дозвуковых ракет, имеют дальность до ста тридцати километров, а массу боевой части в двести двадцать семь килограмм, хотя корабль располагает и дополнительным противокорабельным вооружением.
Их также восемь, однако, ракеты поскромнее, собственного производства, имеющие дальность полета от шести до тридцати шести километров и стокилограммовую боевую часть. Противовоздушная оборона представлена «Бараком», зенитно-ракетным комплексом, имеющим тридцать две ракеты в боекомплекте, с дальностью до десяти километров. «Эйлат» имеет в своем распоряжении 20-ти мм скорострельную пушку, ведущую огонь на дистанциях до полутора километров.
Проект 22800 — экономическая составляющая
Ракетные корабли, имеющие водоизмещение менее тысячи 1000 тонн, почти не представлены в мире. Вследствие этого сопоставлять «Каракурт» можно только лишь с более солидной техникой. По функциональности и дальности они превышают наши корветы, но по ударному оружию и по мощи не дотягивают до российских образцов. Безусловно, имеющееся противолодочное оружие, а также вертолеты или «беспилотники» добавляют к живучести кораблей.
Однако, есть и обратная сторона медали, выраженная в высокой стоимости их строительства и эксплуатирования, а это для нынешней российской действительности чрезвычайно актуально. Как бы там ни было, но по классическим параметрам «цены и качества», «Каракурты» получились прекрасными ракетными кораблями, пожалуй, даже мировыми лидерами.
Немецкий корвет «Брауншвейг»
Более основательным по массе приходится появление немецкого корвета по проекту К130. Спуском на воду «Брауншвейга» в 2013-ом году, последнего, пятого корабля этой серии корветов ознаменовалось его введение в эксплуатацию. С водоизмещением в тысячу восемьсот сорок тонн, длиной до девяноста метров, с вертолетом на борту. Из вооружения корабль располагает противолодочными торпедами, зенитно-ракетным комплексом, спаренной зенитной пушкой калибра 27-ми мм калибра, и 76-ти мм артиллерийской установкой.
Главным ударным вооружением, как и у шведов, является ПКР RBS 15M Mk3. Однако ракетных единиц в два раза меньше — только четыре. У «Брауншвейга» имеется такая же, дальность хода как у «Каракурта», до двух с половиной тысяч миль, но обладает меньшей скоростью равной двадцати пяти узлам.
Американские эсминцы
Не мелочится и американский флот. Самыми малыми ракетными кораблями, построенными в количестве шестидесяти двух единиц, являются эсминцы, на вооружении которых управляемое ракетное оружие «Арли Берк»-проекта. Эти корабли обладают дальностью хода шесть тысяч миль и водоизмещением до девяти тысяч тонн. При длине сто пятьдесят метров, высоте сорок пять метров обладают скоростью до тридцати двух узлов.
А об их вооружении и говорить не приходится, элементарнее перечислить, чем эти эсминцы не обладают. Противокорабельное вооружение представлено «Гарпунами», ракетами в количестве восьми единиц. Эсминцы располагают и зенитно-ракетными комплексами с артиллерией (зенитной и обычной), и противолодочным оружием (ракетами, торпедами и минами), а также вертолетом.
При необходимости они могут оснащаться общеизвестными «Томагавками», крылатыми ракетами численностью от восьми до шестидесяти единиц. Конечно, оружие солидное, но дозвуковое, имеющее дальность полета до тысячи шестисот километров. Однако немного уступает «Калибрам» скоростью, точностью, и дальностью, а управление над всем этим вооружением возложено на широко разрекламированную систему «Иджис». Между прочим, нею же используется аналогичный с «Каракуртом» тип РЛС, это такие же четыре неподвижные фазированные антенные решетки.
«Из России с любовью»
Радиоэлектронная борьба также находится на высоком уровне. Известно, что американцы обладают мощными средствами РЭБ. Как бы то ни было, эти средства не помешали одному из наших бомбардировщиков Су-24 в 2014-ом году облететь эсминца «Дональда Кука», тоже из «Арли Берк-ского» проекта, но не просто так, он ненадолго «ослепил» корабль, при этом полностью подавил функционирование всей электронной начинки. Таким образом, было произведено асимметричное приветствие для американских конструкторов и представителям ВМС США «из России с любовью».
militaryarms.ru
22800 «Каракурт»: характеристики и особенности конструкции
Военные корабли – это одна из самых ценных единиц боевой мощи каждой страны, поэтому ведущие инженеры мира постоянно работают над проектированием и производством все более и более эффективных и функциональных проектов. Ни для кого не секрет, что Военно-Морской Флот России является одним из сильнейших в мире, но и в данном случае прогресс не остановился на одном месте. Российские инженеры также работают над тем, чтобы ВМФ РФ становился все сильнее и сильнее с каждым годом. Именно поэтому в 2015 году и был введен проект 22800 «Каракурт», который предполагает строительство почти двадцати новых эффективных боевых единиц, которые пополнят Военно-Морской Флот. Однако что это за единицы? Каковы их технические характеристики? Какие у них имеются особенности конструкции? Из данной статьи вы узнаете все о проекте 22800 «Каракурт».
О проекте
В первую очередь нам стоит разобраться с тем, что представляет собой проект 22800 «Каракурт». Такую шифровку будут носить малые многоцелевые ракетно-артиллерийские корабли малого водоизмещения, которые будут функционировать в ближней морской зоне. По некоторым классификациям такие корабли описываются как «малые корветы». Они предназначены для того, чтобы вести боевые действия в ближней морской зоне, а также на реках, так что им приписывается условный класс «море-река». Также «Каракурты» будут выполнять определенные задачи и в мирное время, так что сложно переоценить важность данного начинания. И именно поэтому сейчас вы узнаете все важнейшие детали, касающиеся проекта 22800 «Каракурт»: начиная от истории его возникновения и заканчивая обзором текущих работ.
История проекта
История проекта 22800 «Каракурт» является пока что не очень длинной, так как впервые он был представлен общественности только в 2015 году. Однако его корни уходят гораздо глубже в прошлое. Дело в том, что основой этого проекта считается ракетно-артиллерийский катер «Скорпион», который был спроектирован в конце девяностых и начале нулевых. Однако проект оказался далеко не таким успешным, как планировалось. Единственный «Скорпион», который был поставлен на производство в 2001 году, так и не был достроен. Очень большое влияние на «Каракурт» оказал также крайне популярный на сегодняшний день малый ракетный корабль «Буян-М», который широко используется в Каспийском море. Однако он гораздо более эффективен на реках и в малых водах, поэтому в условиях открытого моря он не показывает своих лучших качеств. Именно для того, чтобы дополнить функциональность «Буянов», и было запланировано производство «Каракуртов», которые, как предполагается, будут мореходной альтернативой «Буянам». Всего в рамках проекта 22800 «Каракурт» запланировано строительство 18 кораблей, но более детально это будет описано немного позже, сейчас же стоит сосредоточить внимание на основных технических характеристиках корабля, за которым видится будущее российского Военно-Морского Флота.
Технические характеристики
Как уже было сказано ранее, малые ракетные корабли (МРК) проекта 22800 «Каракурт» имеют не самое большое водоизмещение – 800 тонн. При этом в длину такой корабль после завершения первого строительства будет достигать шестидесяти метров, в то время как его ширина будет составлять десять метров. Осадка корабля, то есть глубина, на которую он будет погружаться в воду, составит четыре метра. Приводиться в движение данная модель будет дизель-электрическим двигателем, при максимальных оборотах скорость хода «Каракурта» составит тридцать узлов. Также стоит обратить внимание на еще две характеристики: дальность и автономность плавания. Первая характеристика показывает, сколько корабль может пройти без дозаправки, а вторая – фактическое время, которое корабль сможет пробыть в открытой воде, не приставая к берегу, чтобы пополнить запасы. Дальность плавания у данной модели составит ориентировочно две с половиной тысячи миль, а автономность плавания – около пятнадцати суток. Как видите, по техническим характеристикам малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» является крайне эффективным, компактным и имеет высокий потенциал. Но что насчет его вооружения, которым он будет оснащен?
Вооружение
Если говорить о вооружении ракетного корабля проекта 22800 «Каракурт», то здесь стоит выделить пять различных групп, каждая из которых заслуживает отдельного внимания. Во-первых, на борту корабля будет находиться радиолокационное вооружение в виде РЛС «Минерал-М». Во-вторых, он будет снабжен и радиоэлектронным оружием: одновременно «Каракурт» будет оснащен и радиолокационным комплексом «Трасса-Э», и информационно-управляющей системой «Сигма-Э». В-третьих, основной ударной силой будет восьмизарядная установка вертикального пуска ЗС14. В-четвертых, не обойдется и без артиллерийского орудия: здесь будет выбор между 100-миллиметровой и 76-миллиметровой автоматическими установками. Ну и наконец, в-пятых, будет на борту и зенитная артиллерия. Для этих функций был выбран зенитно-ракетный комплекс «Панцирь-М». Как видите, корабль проекта 22800 «Каракурт» будет очень неплохо вооружен, но более подробно о его боевой мощи будет рассказано немного позже.
Особенности конструкции корпуса
У каждого корабля имеются свои особенности и уникальные черты, которые отличают его от стандартных моделей. Это может быть расположение мачт, орудий, наличие или отсутствие каких-либо элементов и так далее. Корабль 22800 «Каракурт» имеет несколько таких особенностей, и самые главные из них касаются конструкции корпуса и надстроек на нем. Как уже было сказано ранее, этот корабль будет во многом похож на «Буяны», которые сейчас широко используются в ВМФ России. «Буян» также имеет ракетную установку, которая расположена в задней части надстройки, только она размещается вдоль диаметральной плоскости. Что касается «Каракурта», то в случае с этим кораблем установка будет располагаться поперек. Также стоит отметить наличие на борту интегрированной мачты, на которой можно будет найти антенны, входящие в состав радиолокационного комплекса. Однако МРК проекта 22800 «Каракурт» имеет гораздо больше особенностей, о которых стоит рассказать отдельно.
Силовая установка
Одной из самых ярких отличительных черт, имеющихся у проекта МРК «Каракурт» 22800, является его силовая установка. На различных кораблях можно найти разные двигатели, если сравнивать с наиболее близкой моделью, о которой в статье было упомянуто уже не раз, то у нее устанавливается исключительно дизельный двигатель. Что касается «Каракурта», то в данном случае двигатель является дизель-электрическим, что является внушительным шагом вперед во всех аспектах, в том числе в дальности и автономности плавания (по последнему параметру «Каракурт» превосходит «Буян» на целых пять суток). Двигатель нового поколения проекта 22800 «Каракурт» производится на отечественном заводе «Звезда» и может стать универсальным для кораблей похожего типа в ближайшем будущем.
Особенности вооружения
Учитывая тот факт, что данный корабль является боевым, стоит более детально остановиться на вопросе его вооружения. Как вы уже могли понять ранее, вооружение на борту корабля будет крайне разнообразным, что делает модель многофункциональной. Основным орудием, естественно, будет восьмизарядная вертикальная пусковая установка, которая может использовать ракеты семейств «Оникс» и «Калибр». Что касается артиллерийской поддержки, то окончательный вариант пока что не утвержден, но, вероятнее всего, основным орудием станет либо 100-миллиметровая АУ А-190, либо 76-миллиметровая АУ АК-176. Если будет утвержден второй вариант, то дополнительную огневую мощь более слабому орудию будут придавать две малокалиберные артиллерийские установки АК-630. Также существует предположение, что основным артиллерийским орудием будет 57-миллиметровая АУ А-220М, но этот вариант кажется наименее вероятным. Что касается противовоздушной обороны, то последний вариант зенитной установки – это «Панцирь», однако ходят слухи о том, что на ее месте может оказаться ЗРАК «Палаш». В ближайший год ответ на этот вопрос вряд ли появится, поэтому стоит ждать появления первого готового корабля, созданного в рамках данного проекта. О том, когда он будет спущен на воду, речь пойдет позже.
Мореходность
Выше уже было указано, что корабли данной модели будут обладать лучшей мореходностью по сравнению с наиболее близкими родственниками — «Буянами». Инженеры, спроектировавшие «Каракурт», сообщают, что причиной этому является тот факт, что «Буяны» используются в основном на побережьях морей, а также в речных условиях, то есть им не нужен большой запас дальности и автономности плавания. Что касается «Каракуртов», то их планируется использовать в открытых морях, так что им нужна была лучшая мореходность, которая и станет одной из основных их отличительных особенностей.
«Ураган»
Итак, вы узнали все подробности о проекте 22800, имеющем шифровку «Каракурт». Теперь пришло время обратить внимание на конкретные корабли, которые уже находятся в процессе строительства. Первый из них получил название «Ураган». Его производство было начато 24 декабря 2015 года на заводе «Пелла». Все корабли проекта «Каракурт» будут производиться в рамках программы импортозамещения. Это значит, что все комплектующие к ним будут выполнены на отечественных заводах. «Ураган» будет предназначен для Северного Флота ВИФ России. Планируется, что его строительство будет завершено в 2017 году.
«Тайфун»
В тот же день, 24 декабря, на том же заводе «Пелла» было начато строительство второго корабля данного проекта. Ему было дано название «Тайфун». Он также после завершения процесса производства будет отправлен в Северный Флот ВМФ России, однако стоит отметить, что произойдет это немного позже: запуск второго корабля на воду планируется не на 2017, а на 2018 год.
«Шторм»
Что касается третьего корабля, то он немного выбивается из общей картины. Дело в том, что на его производство право получил завод «Море» в Феодосии. Производиться он будет не для Северного, а для Черноморского Флота ВМФ России. Произошло это десятого мая 2016 года, именно тогда и началось строительство «Шторма». В соответствии с представленным планом, завершение производства ожидается еще на год позже – в 2019 году.
«Шквал»
29 июля 2016 года началось производство четвертого «Каракурта», который получил название «Шквал». Этот корабль также будет строиться на заводе «Пелла» и, как и другие корабли, которые будут изготовлены там, отправится в стан Северного Флота. Завершено строительство «Шквала» будет в 2019 году, но он, определенно, не станет последним кораблем проекта 22800, произведенным на заводе «Пелла».
Дальнейшие планы
Как вы прекрасно понимаете, все не ограничится четырьмя кораблями: планируется производство гораздо большего количества корветов в рамках данного грандиозного проекта. Ранее речь шла о том, что всего будет 18 кораблей этого типа, но сейчас пока что такая информация не подтверждается. На сегодняшний день, по общим подсчетам, кроме четырех кораблей, находящихся на стадии производства, будет изготовлено еще восемь штук. На три из них заказ уже получил завод «Пелла», который уже занят производством сразу трех «Каракуртов». Однако стоит принять во внимание тот факт, что завод «Море» был выкуплен «Пеллой», поэтому велика вероятность того, что часть этих заказов (может, и все три) будет передана заводу в Феодосии. Но что с оставшимися пятью судами? На них 3 августа 2016 года получил заказ Зеленодольский судостроительный завод имени А. М. Горького. Работы над их производством еще не были начаты, но факт того, что в ближайшие пять лет у ВМФ России будет двенадцать новых и современных кораблей, уже неоспорим. А если проект 22800 окажется успешным, то велика вероятность того, что первоначальная норма в восемнадцать судов будет выполнена, а может, даже и перевыполнена. Пока еще нельзя сказать, получит ли «Пелла» больше заказов на изготовление «Каракуртов», достанутся ли они Зеленодольскому заводу или же к производству кораблей этого типа будут подключены другие предприятия. Остается дожидаться того момента, когда в 2017 году на воду будет спущен первый «Каракурт» и его можно будет опробовать в реальных условиях, чтобы понять, насколько масштабным будет данный проект в будущем и что его ждет.
fb.ru
Корветы типа «Каракурт» — реальная сила на море
Современная концепция развития военно-морского флота России предполагает строительство кораблей самых разных классов, однако в некоторых деталях Россия является законодательницей мод в нынешнем кораблестроении. Именно российский ВМФ с началом нового тысячелетия годов стал получать новейшие корабли любопытной конструкции. Небольшие по водоизмещению и по размерам корабли обладали огромной огневой мощью. Первым пробным шаром стало строительство кораблей проекта 21631 типа «Буян», которые на Западе были причислены к классу корветов. Продолжением успешного проекта стали корабли проекта 22800, в конструкции которых удалось реализовать все самые последние разработки.
Российские крылатые ракеты морского базирования «Калибр» дали реальный толчок для возрождения забытого класса кораблей – малых ракетных кораблей. Маленькие, хорошо вооруженные корабли, способные действовать одновременно на реках и на море, представляют эффективный инструмент сдерживания военной угрозы. Нынешние российские корветы типа «Каракурт», небольшие и могучие корабли, во многом схожи со своими предшественницами — канонерскими лодками. Не отличаясь большими размерами, вооруженные мощной артиллерией – эти корабли были эффективными боевыми средствами во многих флотах.
Малые ракетные корабли — российское ноу-хау
Сегодня концепция строительства малых ракетных кораблей для отечественного флота реализуется уже на основании полученных реальных результатов и фактов. Идея в том, что корабль класса «река-море», имеющий небольшое водоизмещение может нести средства вооружения огромной мощности. Благодаря появлению крылатой ракеты «Калибр-НК» это стало возможным. К тому же опыт строительства небольших кораблей класса – корвет у отечественных кораблестроителей был. Сначала были малые артиллерийские корабли проекта 21630 типа «Буян», строившиеся для нужд Каспийской военной флотилии. Далее проект получил развитие по пути усиления боевых возможностей кораблей. Улучшенный проект 21631 типа «Буян-М» уже предполагал строительство боевых кораблей не с обычной артиллерией, а вооруженных ударным ракетным комплексом.
Последующее успешное боевое применение малых ракетных кораблей в качестве ударной силы только утвердило руководство флота в правильности выбранного пути развития малых сил флота. С малых ракетных кораблей Каспийской военной флотилии «Углич», «Великий Устюг» и «Град Свияжск» 7 октября 2015 года были совершены пуски крылатых ракет «Калибр-НК» по целям Исламского Государства на территории Сирии. Ракеты, пролетев 1,5 тыс. км, поразили заданные цели. Эта операция прекрасно показала, что небольшие корабли в нынешних условиях могут представлять собой внушительную боевую силу. И это несмотря на то, что данный тип кораблей строился преимущество для действия во внутренних и в прибрежных акваториях.
Стало ясно, что при внесении некоторых изменений в конструкцию МРК, эти небольшие и грозные суда смогут действовать и на удаленных морских театрах. В данном случае брались во внимание сразу три весомых аргумента:
- корабли такого класса могут быть построены на небольших судостроительных заводах;
- высокие темпы строительства боевых судов;
- сравнительно невысокая стоимость строительства в сравнении с постройкой более крупных океанских кораблей.
Тем более, что за счет малых ракетных кораблей Россия могла за короткий период существенно нарастить свою военно-морскую мощь на южном фланге. Техническим решением поставленной задачи стал корвет проекта 22800. Эти небольшие военные корабли, обладающие хорошей мореходностью и огромной огневой мощью, могут стать серьезной ударной силой отечественного флота на данный период. Новый проект получил и соответствующее название – «Каракурт». Небольших размеров, малозаметный корабль может нанести смертельный удар любому противнику как на море, так и на суше.
Каракурт – это ядовитый паук, обитающий в засушливых регионах. Несмотря на небольшие размеры, насекомое может нанести смертельный укус. Яд паука поражает центральную нервную систему, приводя к параличу сердечной мышцы и органов дыхания.
Рождение проекта и строительство судов
Проект 22800 можно смело назвать одной из самых смелых и удачных отечественных разработок в области военного кораблестроения. Основная идея проекта — создание корабля ближней морской зоны небольшого водоизмещения с развитым вооружением, которое включает оборонительные и ударные системы. Отталкиваясь от предыдущего проекта МРК типа «Буян», конструкторами было предложено ограничить водоизмещение новых кораблей 800 тоннами. Корабли должны стать универсальными боевыми единицами, способными решать широкий спектр боевых задач, как в составе флотского соединения, так и самостоятельно.
Как и прежде, разработкой проекта занималось Санкт-Петербургское ЦКБ «Алмаз». Это предприятие имеет огромный опыт создания военных кораблей всех классов и типов. Конструкторы старались использовать имеющиеся инженерно-технологические наработки по предыдущим аналогичным проектам. За образец брались ракетные катера проекта 12300 и малые ракетные корабли проект 21631 типа «Буян-М». Планировалось, используя конструктив уже имеющихся кораблей, повысить мореходность нового корабля. Предполагалось строить корабли нового проекта в трех модификациях: патрульно-сторожевой вариант, противолодочный и ударный вариант.
Впервые о новой разработке отечественного оборонпрома широкая публика узнала летом 2015 года, когда впервые был продемонстрирован макет нового корабля. Спустя пять месяцев, в декабре того же года были заложены первые две единицы МРК «Ураган» и «Тайфун». Головной корабль получил название в память о первом сторожевом корабле отечественной постройки «Ураган». Заказ на строительство новых боевых судов для отечественного флота получил Петербургский судостроительный завод «Пелла». В планах флотского командования постройка 18 судов этого класса, которые будут строиться сразу на нескольких судостроительных заводах. Для судоверфи «Пелла» в планах на ближайшие годы определено строительство 7 боевых кораблей проекта 22800, которые должны использовать производственные мощности других судостроительных предприятий. Если первые суда были заложены в Санкт-Петербурге на производственной площадке в Отрадном, то два последующих серийных корабля уже строятся на производственных мощностях судостроительного завода «Море». Строительство остальных корабли в соответствии с Госзаказом было распределено следующим образом:
- ССЗ «Море» г. Феодосия»;
- ССЗ «Залив» г. Керчь;
- Зеленодольский судостроительный завод г. Зеленодольск Республика Татарстан;
- Амурский судостроительный завод г. Комсомольск на Амуре.
Распределение госзаказа на постройку малых ракетных кораблей сделано не случайно. В каждом отдельном случае можно говорить о том, что постройка судов ведется в рамках программы пополнения Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Следом за первыми двумя судами, которыми должен пополниться Балтийский флот, на верфях в Отрадном заложили уже два следующих МРК «Шквал» и МРК «Буря», место службы которых еще не определено. Первыми кораблями, которыми может пополниться Черноморский флот должны стать корабли в ударном варианте исполнения «Шторм» и «Охотск», заложенные в Феодосии в 2016-17 гг.
Производственные мощности Зеленодольского судостроительного завода уже загружены строительством двух «каракуртов», МРК «Муссон» и «Пассат». Готовы к началу строительства и три других корабля, контракты на постройку которых, уже подписаны. Прорабатываются технологические возможности Амурского судостроительного завода для начала постройки судов нового поколения, которые, по планам военного флотского командования, в количестве 6 единицы будут переданы Тихоокеанскому флоту РФ.
Строительство новых ракетных кораблей ведется активными темпами. В июле-декабре 2017 года планируется сдача приемной комиссии первых двух кораблей проекта 22800 «Ураган» и его аналог, ракетный корабль «Тайфун». В данном случае прослеживается преемственность поколений военных кораблей. Практически 88 лет назад на Николаевской верфи в Ленинграде было начато строительство сторожевых кораблей типа «Ураган», которые стали на тот период основным ядром молодого советского флота. Сегодня новые ракетные корабли проекта 22800 продолжают славную традицию своих предшественников.
Особенности кораблей проекта 22800
Все суда проекта, которые сегодня строятся в рамках Государственного заказа, должны быть переданы флотам до 2020 года. Корабли, которые будут строиться на Дальнем Востоке должны быть готовы к 2022 году.
По мнению военных экспертов, МРК типа «Каракурт» — это суда класса «река-море», которые усовершенствованы в соответствии с новой оперативно-тактической обстановкой, сложившейся на флангах. В целом, новые суда являются универсальными боевыми единицами и должны стать важным компонентом для укрепления обороноспособности РФ на море.
Строительство мореходных небольших платформ с комплексом ударных вооружений может нейтрализовать создавшуюся угрозу военно-морским силами РФ в Европейской части и на Дальнем Востоке. Ракетная компонента, которая является основным коньком данного проекта, позволяет накрывать любые цели в радиусе 1500-2000 км. В зону действия ракетных комплексов «Калибр» морского базирования входят практически все сухопутные и морские объекты в Западной Европе и на тихоокеанском побережье. Из района Каспийского моря малые ракетные корабли способны накрывать цели в районе Персидского залива. Другими словами, обладая многочисленной группировкой кораблей подобного класса, Российский Военно-Морской флот становится способным ответить на любые внешние угрозы.
Основное новшество, которым отличается этот проект, — улучшенные мореходные качества судов. Корабли, несмотря на принадлежность к классу судов «река-море», тяготеют больше к корветам — судам, способным свободно действовать в акваториях прибрежных морей. При сравнительно скромных размерах: длина судна 67 метров и ширина 11 метров, корабли могут выдерживать волнение силой до 6-7 баллов. Этому способствовало увеличение осадки кораблей до 4 метров. Дальность действия малых ракетных кораблей проекта 22800 осталась такой же, как и у корветов проекта 21631 и составила 2500 миль. Зато увеличилась автономность плавания, которая выросла до 15 суток.
Интересным выглядит и корпус корабля. Геометрия палубных надстроек и обводы корпуса разработаны с учетом малой заметности. В качестве основного конструктивного материала использованы специальные сплавы, способные снизить радиолокационную заметность корабля на экранах радаров. Наличие на корветах типа «Каракурт» нового и совершенного радиолокационного и навигационного оборудования делает эти корабли зрячими и скрытными.
Что касается систем вооружения, то новые корабли флота имеют комбинированную систему вооружений. Основной акцент делается на ударный противокорабельный ракетный комплекс «Оникс» и на крылатые ракеты «Калибр-НК», которыми оснащаются суда. Установки вертикального пуска располагаются в корпусе основной настройки, сразу за боевой рубкой. Такое расположение пусковых установок ракетных комплексов позволяет выгодно использовать остальные палубные пространства корабля. В комплексе с ударными средствами вооружений, новые строящиеся корабли будут оснащаться противовоздушным комплексом «Панцирь-М». В его задачи входит создание мощной и эффективной противовоздушной обороны корабля от воздушного нападения любого вида. На первых двух судах МРК «Ураган» и «Тайфун» функции ПВО выполняют артиллерийские установки Ак-630М и переносные ПЗРК «Игла».
В заключение
Строительство новых малых ракетных кораблей типа «Каракурт» выводит Российский военно-Морской Флот в ряды наиболее боеспособных флотов мира. Несмотря на малый тоннаж новых боевых единиц, огневая мощь флота заметно вырастет. Это касается в первую очередь регионов, где постоянно наблюдается внешнеполитическая напряженность. Акватория Черного моря и Восточное средиземноморье на сегодняшний день для России являются ключевыми зонами действия флота. Сирийский кризис, ситуация на Украине заставляют российское командование постоянно работать над усилением своей военно-морской группировки на южном фланге.
Не стоит забывать и о Дальнем Востоке, где ракетно-ядерные амбиции Северной Кореи угрожают всему региону. Растущая мощь китайских ВМС также становится причиной роста напряженности в Японском и в Восточно-Китайском море.
Благодаря проекту 22800 российский флот может в течение 4-5 лет в разы увеличить свою огневую мощь, создав реальный противовес военно-морским силами других стран на основных оперативно-тактических направлениях.
warways.ru
Малый ракетный корабль ближней морской зоны / малый корвет. Разработка проекта — ЦМКБ «Алмаз» (г.Санкт-Петербург). Одной из причин разработки нового проекта МРК в СМИ называется необходимость повышения мореходности малых кораблей-платформ универсального ракетного комплекса «Калибр». Строительство серии кораблей ведется одновременно по трем контрактам: первый подписан в декабре 2015 г. с ССЗ «Пелла» (г.Отрадное, головное предприятие, 7 ед.), второй контракт подписан 05.08.2016 г. с Зеленодольским ССЗ (5 ед.), подписание третьего контракта с Амурским ССЗ на строительство 6 ед. для Тихоокеанского флота ожидается в 2018 г. Согласно планам 2015 г. всего планируется построить 18 кораблей проекта (источник). Начиная с третьего корабля пр.22800 планируется дополнить вооружение корабля ЗРАК «Панцирь-МЕ». Головной МРК заводской №251 производства ССЗ «Пелла» — «Ураган» — заложен 24.12.2015 г. и спущен на воду 29.07.2017 г. Строительство МРК на ССЗ «Море» в Феодосии ведется в рамках контракта ССЗ «Пелла», который контролирует ССЗ «Море» (источник). Вероятно, точно так же строительство МРК на ССЗ «Залив» в Керчи ведется в рамках контракта Зеленодольского ССЗ. Церемония спуска на воду головного МРК «Ураган» заводской №251 на ССЗ «Пелла», 29.07.2017 г. (http://www.pellaship.ru). Изображение будущего МРК пр.22800 «Каракурт» с сайта ЦМКБ «Алмаз» (2016 г., http://www.almaz-kb.ru). Двигательная установка: 3 х дизельных двигателя М-507Д-1 (источник). М507Д – двигатель производства ПАО «Звезда», состоящий из двух 56-ти цилиндровых отсеков (дизелей), каждый из которых работает на свой вал. Отсеки связаны между собой главной передачей, передающей вращение от коленчатых валов отсеков к фланцу отбора мощности (источник). Мощность М-507Д — 5882 кВт / 8000 л.с. Частота вращения на длительной полезной (номинальной) мощности — 1750 об/мин Удельный расход топлива — 226 г/кВт*ч Частота вращения фланца отбора мощности — 549 об/мин Длина — 7000 мм Ширина — 1820 мм высота — 2490 мм Масса, не более — 16900 кг Ресурс до первой полной переборки: — 8000 ч (отсек) — 12000 ч (главная передача) Энергетическая установка: ТТХ МРК пр.22800 (источник): Скорость хода максимлаьная — ок.30 уз Вооружение:
Артиллерийская установка АК-176МА головного МРК «Ураган» заводской №251 на ССЗ «Пелла», июль 2017 г. (http://www.pellaship.ru).Оборудование:
Основное радиоэлектронное воорудение головного МРК «Ураган» заводской №251 на ССЗ «Пелла», 29.07.2017 г. (фрагмент фото, http://www.pellaship.ru). Модификации: пр.22800 (вариант 1) — первый базовый вариант МРК, заводские №№251 и 252. пр.22800 (вариант 2) — второй базовый вариант МРК, начиная с заводского №253. Отличается установкой ЗРАК «Панцирь-МЕ».пр.22800Э — экспортный вариант корабля, рекламируется начиная с 2016 г. Статус: Россия Головной МРК «Ураган» заводской №251 на ССЗ «Пелла», 28.07.2017 г. (фото Curious, http://forums.airbase.ru). Церемония спуска на воду головного МРК «Ураган» заводской №251 на ССЗ «Пелла», 29.07.2017 г. (http://www.pellaship.ru).
Реестр МРК пр.22800:
Источники: |
militaryrussia.ru
Корвет серии 22800 «Каракурт» или «Чёрная вдова» для НАТО
Огневая мощь крейсера, скрытность подводной лодки, скорость эсминца и габариты корвета – так характеризуют российские корветы серии «Каракурт» западные СМИ.
Караул! Русские создают ударные корабли, которые вскоре полностью вытеснят флот НАТО из Балтийского и Чёрного моря, а в перспективе могут бросить вызов могуществу США и НАТО на всех морях.
Понятно, что сейчас в западных СМИ модно устраивать истерики по любому поводу. Особенно популярна «русская угроза». Однако, в случае с корветами серии «Каракурт» повод беспокоиться у НАТО есть. Речь не идёт о русской угрозе – это скорее грамотный ассиметричный ответ на действия и планы НАТО у российских берегов.
Малые ракетные корабли проекта 22800 (шифр «Каракурт»)
Корветы «Каракурт» — это малые многоцелевые ракетно-артиллерийские корабли (или малые корветы) для ведения боевых действий в ближней морской зоне и на больших реках (условно – класс «река – море»).
«Каракурты» — это творческое продолжение серии хорошо зарекомендовавших себя малых ракетный кораблей проекта 21631 «Буян-М».
Российский флот уже получил два таких корабля, а к 2020 году флоты России получат ещё восемнадцать таких малых корветов – свою эскадру «Чёрных вдов» (так классифицируют эти корабли в НАТО) получит каждый из флотов.
Что же так взволновало экспертов НАТО? Весь мир видел, как «работают» малые ракетные корабли серии «Буян-М» — предназначенные для охраны ближней морской зоны «Буяны», вдруг, нанесли удар из Каспийского моря по террористам в Сирии. Чем взбодрили не только сирийских террористов, но и их кураторов. В НАТО были вынуждены признать, что русские «Буяны» представляют реальную угрозу не только для бандитов в Сирии, но и для хорошо защищённых крупных кораблей западной коалиции.
Нужно сказать, что боевая эксплуатация кораблей серии «Буян» выявила и некоторые, можно сказать, недостатки:
- у кораблей слабая система ПВО малой дальности, которая предполагает безопасную работу исключительно в зоне работы береговой системы «противовоздушного зонтика»;
- в открытом океане «Буяны» чувствуют себя «не в своём море», поскольку предназначены для плавания по более спокойному Каспию и большим рекам;
- небольшая автономность плавания (до 10 суток), чего для дальних походов явно не достаточно.
По этой причине и появились «Каракурты», как следующий этап развития серии малых ударных кораблей. При меньшем водоизмещении (до 800 тонн) эти корветы могут уходить в плавание на 15 суток. И ходить они могут не только по относительно спокойным внутренним морям, поскольку имеют приличную мореходность.
Небольшие габариты (65 метров длина и 10 метров ширина), использование технологии стелс делает «Каракурты» чрезвычайно сложными целями даже для современных высокоточных противокорабельных ракет кораблей НАТО.
От атак с воздуха корабли этой серии защищают комплексы «Панцирь-М» (это морской вариант комплекса с более мощным артиллерийским вооружением), которые могут поражать как самолёты, так и противокорабельные ракеты на дальности до 20 км.
Впечатляют «ударные возможности» «Каракуртов» — это восемь универсальных ПУ ЗС14, которые позволяют наносить удары как противокорабельными ракетами П-800 «Оникс», так и универсальными «Калибрами-НК». При такой оснастке «Каракурт» опасен как самым крупным кораблям (включая и авианосцы), так и наземным целям на дальности до 2 500 км.
Любой ракетный корабль выпустивший ракету мгновенно становится «видимым» для средств слежения и наблюдения противника, а самая эффективная защита от ответного удара – уйти из района атаки. «Каракурты» могут развивать скорость до 30 узлов (55,56 км/час), что позволяет достаточно быстро покинуть район пуска ракет.
Для «ближнего» боя в арсенале корабля имеется артсистема 76,2 мм (планируется устанавливать пушки калибром 100 мм).
В соответствии с открытой (несекретной) информацией на «Каракуртах» установлены боевые информационно-управляющие системы (БИУС) «Сигма-Э» и автоматизированные многофункциональные комплексы обмена информацией (АМКОИ) «Трасса – Э».
Следить за окружающим корабль миром, находить надводные и воздушные цели, будут несколько станций (в том числе и «Минерал-М»).
ТТХ кораблей этой серии предопределяет и способы ведения «Каракуртами» боевых действий. На Западе такая тактика называется «Ударил – убежал». Корабли (одиночный корабль или группа кораблей) могут скрытно подобраться (небольшие габариты и технология стелс) к цели, произвести пуски ракет по цели и быстро скрыться из точки атаки.
А ударить малые корветы «Каракурт» могут очень больно – тройка «Каракуртов» по своим ударным возможностям не уступает ряду крупных американских кораблей. Так американский крейсер типа «Тикондерога» с водоизмещением 9 800 тонн несёт на борту 26 «Томагавков», которые могут поразить цели на дальности до 2500 км (в зависимости от модификации ракеты).
Три «Каракурта» могут выдать высокоточный залп из 24 ракет «Калибр-НК» (вес боевой части 400 кг) на вполне сопоставимую дальность.
Один американский крейсер стоит миллиард долларов. За такие деньги можно построить порядка 30 МРК проекта 22800 «Каракурт». А такая «компания» может разнести вдребезги не только один американский крейсер, но и крупную авианосную группу.
Не зря новые российские корабли окрестили в НАТО «Чёрной вдовой». Американские эксперты достаточно серьёзно относятся к современной тенденции российского ВМФ на миниатюризацию флота (большой эффект малыми средствами). В 2015 году журнал «The National Interest» писал:
Корвет с восемью ракетами «Калибр-НК» на борту осуществляет более массивный удар, чем ныне выведенный из состава ВМС США фрегат типа «Оливер Хазард Перри», и уж точно обладает большей огневой мощью, чем любой из американских боевых кораблей прибрежной зоны.
А теперь «Forbes»:
Возможности российского флота позволяют серьезно ограничить свободу действий США и НАТО и потребовать от американской оборонной промышленности внушительного повышения расходов. Даже малые патрульные российские корабли могут нанести более сильный удар, чем корабли других военно-морских сил, за счет использования новых крылатых ракет «Калибр» и боеприпасов точного наведения.
Что я могу добавить к словам американских экспертов?
Семь футов под килем вам, корветы серии «Каракурт»! Чтобы чужие военные корабли даже помышлять не могли приближаться к нашим берегам.
По понятным причинам в открытом доступе фото это корабля нет. Но я нашёл фотографии макета, который был представлен на одной из выставок нашего ВПК, которые, в целом, дают представление о корветах серии «Каракурт».
Фото корвета серии «Каракурт»
typrishol.ru
Проект 22800 Каракурт – малый ракетный корабль большого значения
- Подробности
- Категория: Военно-морской флот
- Опубликовано: 03.01.2018
Проект 22800 «Каракурт» — малый ракетный крейсер прибрежной зоны. Несмотря на малые размеры, его боевой радиус может достигать 2500 км при определенном типе вооружения.
- Общее описание
- Задачи проекта
- Боевые возможности
- Технические характеристики
- История создания
Проект 22800 «Каракурт» – адаптация к морским и океанским водам проекта 21361 «Буян-М», класса «река-море» – новое поколение русских малых ракетных кораблей (МРК) ближней и средней морской зоны. Главное конструктивное отличие «Каракурта» от базового проекта «Буян-М» и – это морской корпус с осадкой 4 м, он устойчивее для боевого применения, чем река-море с осадкой 2,5 м. Это позволяет быстрее выводить на цель мощные ракеты и артустановки, не мешкать при сильном волнении моря. По правилам кораблестроения России платформа 22800 является универсальной, подходит для сторожевых и пограничных МРК, для противолодочных малых кораблей (МПК). Россия значительно укрепит ВМС РФ к 2030-му году, 23 «Каракурта» поступит на Северный ВМФ, Тихоокеанский ВМФ, Балтийский ВМФ и Черноморский ВМФ.
Задачи проекта 22800
МРК 22800 – корабль 3-го ранга, является представителем уникальной линейки «смертоносных насекомых», разрабатываемой в СССР с 1950-х годов. Отечественные МРК и МПК занимают место между катерами и кораблями 2-го ранга. У больших морских катеров и малых кораблей разные габариты и осадка, радиус боевых возможностей. По вооружённости МРК сопоставимы с корветами и фрегатами. В США и Англии с 2000-х годов разрабатывается и вводится в состав ВМС НАТО новый класс кораблей, литеральных LCS (прибрежных, для дальней морской зоны), хорошо вооружённые аналогичны своим же корветам, нежели нашим МРК и МПК, а с водоизмещением 500 – 1000 т по боеспособности напоминают катера. Связано это больше с тем, что флот НАТО не для обороны своих рубежей, а чтобы ходить в чужие моря, поэтому малыми могут быть только корветы, преодолевающие от 3 000 миль.
Боевые возможности МРК проекта 22800 Каракурт
Основное вооружение МРК 22800 – противокорабельное – в основе мощный ракетный комплекс «Калибр-НК» для уничтожения надводных и наземных целей с расстояния 0,1 – 5 тыс. км., в перспективе, с 2025-го года, основными противокорабельными ракетами станут гиперзвуковые «Цирконы», скоростью 8 Маха. В радиусе «мёртвой зоны» ракет применяется скорострельная крупнокалиберная артиллерийско-зенитная установка АУ А-190, защиту с воздуха обеспечивает ракетно-пушечный зенитный комплекс Панцирь-СМ с радиусом поражения 40 км, а также турельная установка 3М47 и АК-630. В отличие от корветов 22380 и фрегатов 22350 в составе вооружения сторожевых МРК 22800 нет гибких гидроакустических антенн для обнаружения подлодок, а также и средств их уничтожения, бомбомётных установок и торпедных аппаратов. У своих границ можно лишь держать оборону, чтобы победить, необходимо наступать к чужим берегам, ходить в моря противника – МРК РФ это позволяет, его можно включать в ударную группу в качестве сторожевого.
class=»eliadunit»>Технические характеристики Каракурта 22800
- Скорость 30 узлов.
- Дальность хода на минимальной скорости – 2 500 миль.
- Автономность по запасам провизии – 15 суток.
- Корпус стальной цельносварной 70х11 м с многослойным покрытием из стекловолокна, с фальшбортами, технологии Стелс.
- Главная энергетическая установка (ГЭУ) дизель-газотурбинная из 2-х двигателей 10Д49, создающих вращение водомётных винтов до водоизмещения 800 т.
- Экипаж 52 человека.
- За управление всех систем отвечает боевая система корабля БИУС Сигма-Э, которой подчинена РЛС Минерал М, АМКОИ Трасса-Э.
История проекта 22800
Проектирование МРК 22800 начато спустя 5 лет после разработки МРК 22361. По сути, является модернизацией только что созданной боевой единицы. У обоих проектов одни и те же предшественники, советские корабли проектов 1234, 12341, 12347 и созданный на их базе речной проект 2001-го года 12300 «Скорпион» с вертикальным пуском ракет. В СССР было построено по этим проектам 48 кораблей и ещё столько противолодочных, к началу 1990-х все были в строю, сегодня 13 МРК + «Бора» и «Самум», отнесенные по характеристикам во 2-й ранг, двухкорпусные катамараны со скоростью 45 узлов, проекта 1239 «Сивуч». Отдельную историю затаил пока в себе сгоревший на стоянке в 1992-м сверхскоростной МРК-5 проекта 1240 «Ураган» (на подводных крыльях, скорость 57 уз.), со временем тоже может повлиять на модернизацию 22800-го. Умами и усилием многих людей за 12 лет создан новый тип кораблей, недорогих, быстро строящихся, «насекомые» вооружены тем же классом ракет, что и 1-й ранг. Это означало, что копеечная надводная единица запросто способна потопить авианосец или эсминец НАТО.
Начиналось так. В 1959 году, ещё на заводе №5 «Алмаз», ныне «Пелла», был построен ракетный катер 183-Р «Комар» с противокорабельным комплексом П-15. С 1959 по 1965 гг. было построено 112 надводных единиц. Слишком малы были размеры катера 25,5х6,2 м, чтобы также эффективно выполнять боевые задачи, как и корабли 2-го и 1-го ранга, да и противостоять агрессорам желательно как можно подальше от своих берегов. В это же время, с 1958-го, тактико-техническое задание (ТТЗ) для создания кораблей-ракетоносцев передано сразу трём ленинградским КБ, ЦКБ-5 (Алмаз), ЦКБ-53 (Северное), МАЦКБ-340 (КБСМ). С 1958-го года по 1968-й, выдающимся ракетостроителем Челомеем, впервые в мире создаётся ПКР П-70 для стрельбы ракетами из подводного положения, вначале только для проектов лодок 670, с 1960-го разрабатывалась уже надводная версия П-25, с нетоксичным и не пожароопасным топливом, с хорошей головкой самонаведения на цель (ГСН). С появлением во флоте в 1970-м году первого МРК проекта 1234 «Овод», водоизмещением 600 т, размеров 59х11 м, расклад сил между СССР и НАТО изменился качественно.
Первый МРК 22800, головной, с собственным именем «Ураган», уже в строю ВМФ РФ, пока единственный. Был заложен на стапеле «Ленинградского судостроительного завода «Пелла» в Санкт-Петербурге 12.12.2015. Названия этих кораблей напоминают о силе стихийного ветра и моря. Строительство идёт быстрыми темпами и на разных верфях. Второй корабль Тайфун строился там же, Балтийский или Северный флот пополнят ещё 4 корабля, заложены на «Зеленодольском заводе им. Горького». Сразу 6 кораблей для Черноморского флота строятся на площадке «Алмаз» в Феодосии, столько же, сколько и на «Амурском судостроительном заводе», укрепляющем Тихоокеанский флот.
class=»eliadunit»>
tehnorussia.su
«корвет-убийца» «Ураган» приступает к испытаниям на воде
Малый ракетный корабль «Ураган», который является первым в серии проекта «Каракурт», приступает к ходовым заводским испытаниям. Об этом сегодня, 5 мая, сообщает интернет-портал EADaily.
Как рассказал начальник управления кораблестроения ВМФ России контр-адмирал Владимир Тряпичников, эти испытания пройдут на Ладоге уже в середине мая. «Уже на воде находится головной корабль проекта 22800 «Ураган», который в ближайшее время – 15 мая, а может быть, даже 14 мая приступит к заводским ходовым испытаниям в акватории Ладожского озера», – заявил Тряпичников.
По его словам, после этого испытания «Урагана» продолжатся в Балтийске. Напомним, в оснащение малого ракетного корабля входит высокоточное ракетное оружие, современный артиллерийский комплекс и силовые установки отечественного производства.
По словам специалистов, благодаря своей боевой мощи и используемых на корабле технологий радиолокационной малозаметности «Каракурты» представляют собой опасность для любых кораблей, находящихся в зоне действия этих МКР. Такие морские суда, уверяет обозреватель, просто невозможно уничтожить.
Если «Каракурты», называемые многими зарубежными военными экспертами не иначе как «корветы-убийцы», способные нанести удар и исчезнуть, будут действовать целым соединением, то такие МКР смогут держать в страхе целые моря.
Автор: Константин Липавский
politros.com