152 мм самоходная гаубица 2С3 «Акация»
Разработка 152 мм самоходной гаубицы 2С3 была начата в 1967 году ОКБ № 9 завода им Калинина под руководством главного конструктора Г.С. Ефимова, объединением «Уралмаш» проектировалось и производилось шасси. За основу артиллерийской части была принята 152мм пушка-гаубица Д-20. Опытные образцы были готовы в конце 1968 года. После достаточно длительных испытаний и доводок, в 1971 году гаубица была принята на вооружение Советской Армии . Серийное производство началась в 1973 году, завершилось в 1993г. В 1975 г. гаубица была модернизирована. В усовершенствованной машине две боеукладки заменялись одной барабанного типа на 12 выстрелов, в боекомплект вводились активно-реактивные боеприпасы. Модернизированная гаубица получила обозначение 2С3М. В 1987 г. на гаубицу установили аппаратуру приема и отображение информации и новый перескопический прицел. В боекомплект ввели корректируемый боеприпас ОФ-38 «Краснополь». Модификация получила обозначение 2С3М1. Орудие состоит на вооружении артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий. Поставлялась в страны организации Варшавского договора, Ирак, Ливию, Сирию.
Тактико-технические характеристики
№№ п.п. | Наименование характеристики | Единица измерения | 2С3 | 2С3М | 2С3М1 |
1 | Экипаж | чел. | 4 | 4 | 4 |
2 | Вооружение | гаубица пулемет | 1 х 152мм
Д-22 (2А33) 1 х 7,62 мм ПКТ | 1 х 152 мм
Д-22М(2А33М) 1 х 7,62 мм ПКТ | 1 х 152 мм
Д-22М(2А33М) 1х 7,62мм ПКТ |
3 | Вес артиллерийской части | т | |||
4 | Боекомплект | количество
выстрелов 7,62 мм патронов | 40 250 | 46 250 | 46 250 |
5 | на базе об. 123 | об. 303 | об. 303 | об. 303 | |
6 | Мощность двигателя В-59-4 | л.с. | 520 | 520 | 520 |
7 | Максимальная скорость | км/час | 63 | 63 | 63 |
8 | Боевая масса | т | 27,5 | 27,5 | 27,5 |
9 | Длина по корпусу | мм | 7765 | 7765 | 7765 |
10 | Ширина | мм | 3250 | 3250 | 3250 |
11 | Высота | мм | 3005 | 3005 | 3005 |
12 | Запас хода по топливу | км | 500 | 500 | 500 |
13 | Бронирование | мм | 15-30 | 15-30 | |
14 | Клиренс | мм | 450 | 450 | 450 |
15 | Время перевода в боевое положение | мин. | 2 | 2 | 2 |
16 | Масса снаряда ОФ-540 | кг | 43,56 | 43,56 | 43,56 |
17 | Начальная скорость полета снаряда (на полном) | м/сек | 655 | 655 | 655 |
18 | Прицельные приспособления: перескопический оптический | ПГ-4 ОП5-38 | ПГ-4 ОП5-38 | СП-538 ОП5-38 | |
19 | Угол горизонтального обстрела | градус | 360 | 360 | 360 |
20 | Угол возвышения | градус | 60 | 60 | |
21 | Угол склонения | градус | — 4 | — 4 | — 4 |
22 | Длина ствола | калибр | 27 | 27 | 27 |
23 | Калибр | мм | 152,4 | 152,4 | 152,4 |
23 | Максимальная дальность стрельбы ОФ-540 активно-реактпвным снарядом | м | 17 410
| 17 410 24 000 | 17 410 24 000 |
24 | Дальность прямого выстрела | м | 740 | 740 | 740 |
25 | Комплекс управляемого вооружения | «Краснополь» (ОФ-38) | |||
26 | Радиостанция | 1 х Р-123М | 1 х Р-123М | 1 х Р-123М |
152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация»
Самоходная гаубица 2С3 «Акация», серийно производившаяся с 1973 г., являлась основным орудием мотострелковых и танковых дивизий Советской армии. Этот статус сохранился за ней и в Российской армии. Хотя к настоящему времени «Акация» считается устаревшей (в первую очередь нарекания вызывает недостаточная дальность стрельбы), она, очевидно, останется в строю и в течение следующих 10—15 лет. Этому должно способствовать выполнение ряда мероприятий по модернизации аппаратуры обеспечения стрельбы, топографической привязки и навигации.
Как и самоходная гаубица «Гвоздика», «Акация» по сути представляет собой самоходный вариант буксируемого орудия. В данном случае в башне кругового вращения размещена модифицированная качающаяся часть гаубицы-пушки Д-22, а сама башня смонтирована на шасси пусковой установки зенитного ракетного комплекса «Круг». Благодаря такому решению «Акация» может вести огонь всеми боеприпасами, разработанными к гаубице-пушке Д-22. Это выстрелы раздельного гильзового заряжания с бронебойно-трассирующими, осколочно-фугасными, осветительными и кумулятивными снарядами. Может вестись стрельба и корректируемыми 152-мм снарядами «Краснополь» и так называемыми «спецбоеприпасами» — снарядами с ядерным зарядом.
Возимый боекомплект обычно состоит из 40 выстрелов: 36 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества — 5,86 кг) и 4 кумулятивных снарядов БП-540.
Самоходная гаубица отличается высокими скоростными характеристиками и хорошей проходимостью на пересеченной местности. При движении по шоссе она развивает максимальную скорость 60 км/ч. На пересеченной местности преодолевает подъемы крутизной до 30°, вертикальные стенки высотой до 0,7 м и рвы шириной до 3 м, Без предварительной подготовки самоходная гаубица форсирует броды глубиной 1 м, Относительно небольшое удельное давление (0,6 кг/см2) позволяет самоходной гаубице «Акация» двигаться по грунтам с малой несущей способностью.
152-мм САУ 2С3 «Акация» может перевозиться в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов. Тяжелый военно-транспортный самолет Ан-22, например, способен взять на борт две такие установки.
4169warfor.me
Самоходная гаубица 152-мм 2С3 «Акация»
2С3 «Акация» — советская 152-мм дивизионная самоходная гаубица, предназначена для подавления и уничтожения живой силы, артиллерийских и минометных батарей, ракетных установок, танков, огневых средств, пунктов управления и тактических средств ядерного нападения.
Работы по созданию 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация» были начаты во второй половине 1967 года одновременно с началом разработки самоходной 122-мм гаубицы 2С1. Общее руководство и создание непосредственно самоходной гаубицы было поручено Центральному конструкторскому бюро «Трансмаш» государственного объединения «Уралтрасмаш». Главный конструктор шасси — Г. С. Ефимов, 152-мм орудия 2А33 — Ф. Ф. Петров. В 1968 году были изготовлены первые два опытных образца 2С3. В 1971 году самоходная установка была принята на вооружение Советской Армии после испытаний и достаточно длительной доводки, которая обусловлена прежде всего недопустимо высокой загазованностью боевого отделения при стрельбе. В 1973 году была изготовлена первая крупная партия 70 единиц.
Корпус и башня машины свариваются из катанных броневых листов и обеспечивают защиту экипажа от пуль и осколков. Конструктивно корпус разделен на три отделения: моторно-трансмиссионное (впереди справа), управления (впереди слева) и боевое (сзади). Отсек управления расположен в носовой части корпуса между левым бортом и моторной перегородкой. В нем размещается механик-водитель. Силовой отсек находится справа в носовой части. В нем размещаются двигатель, трансмиссия, системы питания горючим и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Боевое отделение занимает среднюю, кормовую части корпуса и всю башню, представляющую собой цельносварную конструкцию. В крыше башни слева установлена командирская башенка и люк командира, а по правому борту — люк заряжающего. Снизу к башне крепится так называемая корзина, в которой располагается экипаж боевого отделения и часть боекомплекта. Башня вместе с корзиной посажена в корпус с помощью шарикового погонного устройства.
В моторно-трансмиссионном отделении установлен 12-цилиндровый, 4-тактный дизель В-59 мощностью 520 л.с. — водяного охлаждения, с принудительным впрыском топлива и возможностью работы на форсаже. Трансмиссия — механическая, двухпоточная, коробка передач выполнена в блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска — независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами.
Тактико-технические характеристики | САУ 2С3 «Акация» |
Боевая масса, т | 27,5 |
Экипаж, чел | 4 |
Вооружение | 152-мм гаубица Д-22 |
Масса снаряда, кг – осколочно-фугасного | 43,56 |
Масса снаряда, кг – кумулятивного | 27,4 |
Начальная скорость снаряда, м/сек | 655 |
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда, мм | 250 |
Максимальная дальность стрельбы, м | 17400 |
Скорострельность, выс/мин | 4 |
Боекомплект, выстрелов | 46 |
Бронирование | Противопульное |
Двигатель, тип | дизельный, 520 л.с. |
Скорость по шоссе, км/ч | 60 |
Запас хода, км | 500 |
В боекомплекте «Акации» применяются выстрелы раздельно-гильзового заряжания, размещенные в двух боеукладках, в башне и внутри корпуса. В него входят осколочно-фугасные снаряды ОФ-25, ОФ-540 и ОФ-540ЖС, последние с металлокерамическим ведущим пояском; кумулятивные БП-540 весом по 27,4 кг и со специальными 5,6-килограммовыми зарядами, обеспечивающими начальную скорость в 676 м/с. При угле встречи с целью 90° они пробивают броню толщиной 250 мм, а при 60° — 220 мм. Применяются и бронебойные остроголовые снаряды Бр-540 и тупоголовые Бр-540Б, с баллистическим наконечником, которые на расстоянии 1000 м при попадании в объект под углом 90° пробивают броню толщиной до 120 мм. Кроме того, допускается использование боеприпасов буксируемых гаубиц-пушек МЛ-20, пушек-гаубиц Д-20 и гаубиц Д-1, в том числе бетонобойные Г-545 и специальные.
В башне размещается орудие, часть боекомплекта и фильтровентиляционная установка. На командирской башенке установлен 7,62-мм зенитный пулемет ПКТ. В кормовом листе корпуса «Акации» имеется специальный люк для загрузки снарядов. Машина оборудована фильтровентиляционной установкой, автоматической противопожарной системой, включающейся при повышении температуры в боевом или силовом отделениях, и системой герметизации обитаемых отделений для защиты экипажа от поражающих факторов химического, бактериологического и ядерного оружия. В последнем случае она срабатывает автоматически при появлении потоков гамма-излучения, возникающего при ядерном взрыве. При необходимости герметичность “Акации” поддерживается как на марше, так и при стрельбе боекомплектом, находящимся внутри машины.
Машина этого типа состоит на вооружении как в Украине¸ так и в России. В Украине насчитывается 463 единицы 2С3. В российских сухопутных войсках- 1800 единиц 2С3, их них 1000 на хранении, а в морской пехоте – 18 машин.
enovosty.com