949А проект – Подводные лодки проекта 949А «Антей»: история создания, описание и характеристики

Подводные лодки проекта 949А «Антей»

Подводные лодки проекта 949А «Анте́й» — серия советских и российских атомных подводных лодок (ПЛАРК), вооружённых крылатыми ракетами П-700 Гранит и предназначенных для уничтожения авианосных ударных соединений. По классификации НАТО — «Oscar-II». Проект является модификацией 949 «Гранит».

В 1982—1996 годах построено 11 кораблей из 18 запланированных, одна лодка потеряна, строительство двух (К-139 и К-135) законсервировано, остальные отменены.

История создания

Задание на проектирование было выдано в 1969 году. Разработка проекта 949 стала новым этапом развития субмарин класса ПЛАРК, на которые, в соответствии с концепцией асимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям. Новые ракетные подлодки должны были прийти на смену субмаринам проектов 659 и 675 и в соответствии с техническим заданием превосходили их по всем основным параметрам — могли запускать ракеты и из надводного, и из подводного положения, имели меньшую шумность, более высокую скорость подводного хода, втрое больший боезапас, ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями. Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок — «убийц авианосцев».

Конструкция

Двухкорпусные, расстояние между лёгким и прочным корпусом — 3,5 метра, что обеспечивает значительный запас плавучести (30 %) и даёт дополнительную защиту от подводных взрывов. Прочный корпус разделён на десять отсеков. За характерную форму корпуса проект прозван «батоном». Способны ложиться на грунт[2].

Вооружение

На протяжении средних отсеков в боковых контейнерах вне прочного корпуса находятся 24 ракеты 3М-45 комплекса П-700 «Гранит», являющиеся главным оружием лодок. Контейнеры наклонены вперёд от вертикали на угол 40-45° и попарно закрываются двенадцатью крышками-обтекателями, составляющими часть лёгкого корпуса. Торпедное вооружение представлено шестью носовыми торпедными аппаратами: 2×650 мм и 4×533 мм. В боезапас входят 8-12 ракето-торпед и торпед калибра 650 мм и 16 торпед калибра 533 мм.

Модернизация

В декабре 2011 года РИА Новости ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщила, что в ЦКБ «Рубин» разработан проект модернизации.[3] Планируется замена ракет «Гранит» на более современные «Оникс», а также оснащение подводных лодок ракетным комплексом «Калибр».[3] Планируется модификация пусковых контейнеров, без переделки корпуса.[3] Замена вооружения АПЛ с СФ будет производиться на заводе «Звёздочка», а ТФ — на заводе «Звезда».[3]

Сравнительная оценка

Подводные лодки проекта 949А «Антей» являются самым многочисленным классом кораблей на вооружении которых находятся ракеты «Гранит», также корабли этого класса являются лидерами по количеству пусковых установок «Гранит» на одном носителе. В настоящее время, подводные лодки проекта 949А , совместно с бомбардировщиками ТУ-22М3 авиации ВМФ России, являются основным средством противодействия ВМФ России ударным авианосным группам ВМС США.

Представители

НазваниеЗаводской номерВступление в стройСостояние
К-148 «Краснодар»61730 сентября 1986На утилизации. Среди советских АПЛ десятилетиями находившихся в отстое, будет утилизирована одной из последних.[4]
К-173 «Красноярск»61831 декабря 1986В отстое.
К-132 «Иркутск»61930 декабря 1988В составе ТОФ, в резерве с 1997 года, в ожидании ремонта на СРЗ «Звезда» с 2001 года[5]
К-119 «Воронеж»63629 декабря 1989В составе СФ, закончен ремонт на СРЗ «Звёздочка»[6]
К-410 «Смоленск»63722 декабря 1990В ремонте[7] до 2013. В составе СФ
К-442 «Челябинск»63828 декабря 1990
В резерве на ТОФ
К-456 «Тверь»64918 августа 1992В составе ТОФ. До 2011 носила названия «Касатка», «Вилючинск»
К-266 «Орёл»65030 декабря 1992В ремонте на СФ до 2013
К-186 «Омск»65115 декабря 1993В составе ТОФ
К-141 «Курск»66220 января 1995Погибла со всем экипажем в Баренцевом море 12 августа 2000 года
К-150 «Томск»66330 декабря 1996В ремонте на ТОФ
К-139 «Белгород»664В 2006 году принято решение не вводить в состав ВМФ России, готовность оценивалась в 80 %.[8]

Рассматривались различные варианты достройки.[9][10]
В 2012 году по заявлению главнокомандующего Военно-морским флотом России Владимира Высоцкого принято решение о достройке по спец. проекту.

[11]

К-135 «Волгоград»675Заложен 2 сентября 1993 года. В 1998 году снят с производства и законсервирован. Возможно будет достроен по схожему проекту с АПЛ К-139 «Белгород»[12][13]
К-160 «Барнаул»676Не достраивался. Готовность на 2002 год составляла 49 %.
К-?677Не достраивался.
К-?678Не достраивался.
К-?679Не достраивался.

Корпус АПЛ «Белгорода будет использован для создания новой продукции, которая касается перспективных задач. Подробности проекта военные засекретили, но можно сказать, что новая лодка будет уникальной военной техникой, способной погубить определенный класс объектов.

Командующий ВМФ Владимир Высоцкий также не стал уточнять, какие функции получит последний «Антей», однако дал понять, что таких лодок будет несколько.

— Мы будем достраивать и «Белгород», и другие лодки этого проекта.

[14]

Культура

Российская компания «Звезда» выпускает пластиковые сборные модели кораблей проекта 949А К-266 «Орёл» и К-141 «Курск» в масштабе 1:350. В компьютерной игре Call of Duty: Modern Warfare 3 в одной из миссий нужно штурмовать подводную лодку класса Oscar-II.

Примечания

  1. 1 2 Проект 949A
  2. Атомная подводная лодка «Курск»: от создания до трагедии. Справка, rian.ru, 13/08/2008
  3. 1 2 3 4 Атомные подлодки проекта «Антей» пройдут перевооружение (12.12.2011). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 12 декабря 2011.
  4. Белкина, Елена Программа утилизации советских АПЛ завершается. Государственный интернет-канал «Россия» (21.07.2011). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 22 июля 2011.
  5. К-132 (deepstorm.ru). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 17 июля 2011.
  6. В Северодвинске спущена на воду модернизированная подлодка «Воронеж». Lenta.ru (26 мая 2009). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 14 августа 2010.
  7. Завершены работы по ремонту ракетного крейсера «Воронеж» (11 октября 2011). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.
  8. Литовкин, Виктор Никчемный «Белгород». РИА Новости (03/08/2006). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 18 февраля 2010.
  9. Строительство последней подлодки типа «Курск» заморожено, lenta.ru, 26.06.2009
  10. Беглый огонь: 26-27.11.2011, копия, 27.11.2011
  11. Главком ВМФ обещал достроить подлодку типа «Курск», lenta.ru, 10.02.2012
  12. Атомные подводные лодки проекта 949А «Антей» будут достроены и модернизированы
  13. Близнецов АПЛ «Курск» превратят в убийц ЕвроПРО
  14. Близнецов АПЛ «Курск» превратят в убийц ЕвроПРО

Ссылки

Литература

  • Павлов А. С. Ударная сила флота. — Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 2001. — 48 с. — ISBN 5-85259-525-X

dic.academic.ru

Подводные лодки проекта 949А «Антей»

Их выпустили одиннадцать. Продолжение проекта 949 «Гранит» — подлодки проекта 949А «Антей» — ждала очень разная судьба: были и трагедии, и пожары. Но «Антеи» верой и правдой продолжают служить российскому флоту.

После того, как были построены две первые субмарины проекта 949, постройка следующих велась по доработанному проекту — 949А «Антей». Разработка велась в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, а затем — И.Л.Баранова.

На усовершенствованной субмарине появился новый отсек, выросла длина и водоизмещение, также удалось понизить уровень демаскирующих полей и установить новейшее оборудование.

Архитектура:

Двухкорпусная архитектура. Корпус рассчитан на рабочую глубину погружения 480 метров, максимальная — 600 метров. По сравнению с предшественником, проектом 949, длина корпуса выросла на 10 метров. Увеличение размера связано с появлением дополнительного отсека (6-й), благодаря которому значительно улучшилась внутренняя компоновка систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ.


АПЛ проекта 949А «Смоленск». Фото: «Звездочка»

Корпус разделен на 10 отсеков: 1 — торпедный, 2 — управление, 3 — радиорубка и боевые посты, 4 — жилые помещения, 5 — вспомогательные механизмы и электрооборудование, 6 (дополнительный) — вспомогательные механизмы, 7 — реакторный, 8−9 — ГТЗА, 10 — гребные электродвигатели.

Ограждение выдвижных устройств располагалось ближе к носовой части субмарины. Там находились ВСК (всплывающая спасательная камера) и контейнеры для переносного ЗРК «Игла-1».

Субмарина разделена на две зоны спасения: в носовой части (1−4 отсеки) всплывающая спасательная камера, в 5−9 отсеках — аварийный люк (в 9-м отсеке), через который происходит выход в водолазном снаряжении.

Радиоэлектронное вооружение:

Субмарина оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540«Скат-3», а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС.


АПЛ «Воронеж» у причала предприятия «Звездочка». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию
Навигационная система:

Субмарина оснащена навигационным комплексом «Медведица» — автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации.

Энергоустановка:

Два водо-водяных реактора ОК-650М (каждый по 190 мВт) и две паровые турбины (суммарной мощностью 100 тыс. л. с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9. Имеются два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств.

Вооружение:

24 противокорабельные ракеты «Гранит» в спаренных пусковых установках, которые размещены вне прочного корпуса (дальность — от 500 до 600 км, скорость — минимум 2500 км/ч). Целеуказание происходило через спутник космической разведки и целеуказания 17К114.

Ракеты могли запускаться как одиночно, так и залпом — всеми 24 ракетами. При стрельбе залпом система управления автоматически распределяла цели между ракетами в группе. Это облегчало преодоление противовоздушной обороны противника и увеличивало вероятность поражения главной цели — авианосца. По расчетам, для потопления американского авианосца необходимо девять попаданий «Гранитом», а для того, чтобы он прекратил летные операции, было достаточно и одного попадания ракеты.


АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством. Благодаря этому аппарату весь боезапас может быть использован в течение нескольких минут.

Планировалось построить 18 подлодок, из которых последние 5 должны были строиться по усовершенствованному проекту, но в связи с тяжелой ситуацией в стране было выпущено только 11 подлодок. Двенадцатый корпус — «Белгород» — впоследствии достраивался по проекту 949А, дальше по проекту 949АМ, а в 2012 перезаложен по проекту 09852. Тринадцатый и четырнадцатый корпуса — «Барнаул и Волгоград» — в 90-е недостроенными были поставлены у причала «Севмаша», в 2012 году разобраны, и части корпусных конструкций использованы для постройки новых субмарин.


Недостроенные подводные лодки проекта 949А «Волгоград» и «Барнаул». Фото: Олег Кулешов/Защищать Россию

Все корабли проекта 949А вошли в состав Северного и Тихоокеанского флота.

Подводные лодки, построенные по проекту 949А:
  1. «Краснодар». Утилизирована. Во время процесса по утилизации 17 марта 2014 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.
  2. «Красноярск». Находится в отстое в ожидании утилизации. Имя подводной лодки передано новой АПЛ проекта 885, строительство которой проходит на предприятии «Севмаш».
  3. «Иркутск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  4. «Воронеж». В боевом составе флота.
  5. «Смоленск». В боевом составе флота.
  6. «Челябинск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  7. «Тверь». В боевом составе флота.
  8. «Орел». Проходит ремонт на судоремонтном заводе «Звездочка». 7 апреля 2015 года на подводной лодке возник пожар из-за несоблюдения техники безопасности при огневых работах. Ремонт будет продолжен, лодку передадут флоту в 2016 году.
  9. «Омск». В боевом составе флота.
  10. «Курск». Погибла вместе с экипажем при невыясненных обстоятельствах 12 августа 2000 года.
  11. «Томск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне. Во время ремонта 16 сентября 2013 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.

На сегодняшний день из 11 построенных подлодок в строю осталось восемь (из них только четыре ходовые).

Будущее:

В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования, лодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».

defendingrussia.ru

Подводные лодки проекта 949А «Антей».: kuleshovoleg

Написал на «Защищать Россию» статью о подводных лодках проекта 949А «Антей». Их выпустили одиннадцать. Продолжение проекта 949 «Гранит» — подлодки проекта 949А «Антей» — ждала очень разная судьба: были и трагедии, и пожары. Но «Антеи» верой и правдой продолжают служить российскому флоту.

Фото: zvezdochka_ru


После того, как были построены две первые субмарины проекта 949, постройка следующих велась по доработанному проекту — 949А «Антей». Разработка велась в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, а затем — И.Л.Баранова.

На усовершенствованной субмарине появился новый отсек, выросла длина и водоизмещение, также удалось понизить уровень демаскирующих полей и установить новейшее оборудование.

2. Автор не известен.

Архитектура:
Двухкорпусная архитектура. Корпус рассчитан на рабочую глубину погружения 480 метров, максимальная — 600 метров. По сравнению с предшественником, проектом 949, длина корпуса выросла на 10 метров. Увеличение размера связано с появлением дополнительного отсека (6-й), благодаря которому значительно улучшилась внутренняя компоновка систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ.

Корпус разделен на 10 отсеков: 1 — торпедный, 2 — управление, 3 — радиорубка и боевые посты, 4 — жилые помещения, 5 — вспомогательные механизмы и электрооборудование, 6 (дополнительный) — вспомогательные механизмы, 7 — реакторный, 8–9 — ГТЗА, 10 — гребные электродвигатели.

Ограждение выдвижных устройств располагалось ближе к носовой части субмарины. Там находились ВСК (всплывающая спасательная камера) и контейнеры для переносного ЗРК «Игла-1».

Субмарина разделена на две зоны спасения: в носовой части (1–4 отсеки) всплывающая спасательная камера, в 5–9 отсеках — аварийный люк (в 9-м отсеке), через который происходит выход в водолазном снаряжении.

Радиоэлектронное вооружение:
Субмарина оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС.

3.АПЛ «Воронеж» у причала предприятия «Звездочка».

Навигационная система:
Субмарина оснащена навигационным комплексом «Медведица» — автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации.

Энергоустановка:
Два водо-водяных реактора ОК-650М (каждый по 190 мВт) и две паровые турбины (суммарной мощностью 100 тыс. л.с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9. Имеются два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств.

Вооружение:
24 противокорабельные ракеты «Гранит» в спаренных пусковых установках, которые размещены вне прочного корпуса (дальность — от 500 до 600 км, скорость — минимум 2500 км/ч). Целеуказание происходило через спутник космической разведки и целеуказания 17К114.

Ракеты могли запускаться как одиночно, так и залпом — всеми 24 ракетами. При стрельбе залпом система управления автоматически распределяла цели между ракетами в группе. Это облегчало преодоление противовоздушной обороны противника и увеличивало вероятность поражения главной цели — авианосца. По расчетам, для потопления американского авианосца необходимо девять попаданий «Гранитом», а для того, чтобы он прекратил летные операции, было достаточно и одного попадания ракеты.

4.АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством. Благодаря этому аппарату весь боезапас может быть использован в течение нескольких минут.

Планировалось построить 18 подлодок, из которых последние 5 должны были строиться по усовершенствованному проекту, но в связи с тяжелой ситуацией в стране было выпущено только 11 подлодок. Двенадцатый корпус — «Белгород» — впоследствии достраивался по проекту 949А, дальше по проекту 949АМ, а в 2012 перезаложен по проекту 09852. Тринадцатый и четырнадцатый корпуса — «Барнаул и Волгоград» — в 90-е недостроенными были поставлены у причала «Севмаша», в 2012 году разобраны, и части корпусных конструкций использованы для постройки новых субмарин.

5.Недостроенные подводные лодки проекта 949А «Волгоград» и «Барнаул»

Все корабли проекта 949А вошли в состав Северного и Тихоокеанского флота.

Подводные лодки, построенные по проекту 949А:


  • «Краснодар». Утилизирована. Во время процесса по утилизации 17 марта 2014 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.

  • «Красноярск». Находится в отстое в ожидании утилизации. Имя подводной лодки передано новой АПЛ проекта 885, строительство которой проходит на предприятии «Севмаш».

  • «Иркутск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.

  • «Воронеж». В боевом составе флота.

  • «Смоленск». В боевом составе флота.

  • «Челябинск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.

  • «Тверь». В боевом составе флота.

  • «Орел». Проходит ремонт на судоремонтном заводе «Звездочка». 7 апреля 2015 года на подводной лодке возник пожар из-за несоблюдения техники безопасности при огневых работах. Ремонт будет продолжен, лодку передадут флоту в 2016 году.

  • «Омск». В боевом составе флота.

  • «Курск». Погибла вместе с экипажем при невыясненных обстоятельствах 12 августа 2000 года.

  • «Томск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне. Во время ремонта 16 сентября 2013 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.

На сегодняшний день из 11 построенных подлодок в строю осталось восемь (из них только четыре ходовые).

Будущее:
В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования, лодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».

6. АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».

7. АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».

kuleshovoleg.livejournal.com

Подводные лодки проекта 949А «Антей» Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Антей (значения).
ПЛАРК проекта 949А «Антей»

К-186 «Омск»
Проект
Страна
  • СССР СССР →
    Россия Россия
Изготовители
  • → «Севмаш»
Операторы
  • ВМФ СССР →
    ВМФ России
Предшествующий тип проект 949
Последующий тип проект 885
Годы постройки с 1982
Годы в строю с 1986
Запланировано 18
Построено 11
Строится 1 (достраивается по проекту 95852)
В строю 5
В консервации 1
Отменено 5
Отправлено на слом 2
Потери 1
Основные характеристики
Водоизмещение 14 700 т (надводное)
24 000 т (подводное)
Длина 154 м
Ширина 18,2 м
Осадка 9,2 м
Силовая установка 2 × ОК-650В
Мощность 2 × 190 МВт (тепловая)
2 × 49 000 л. с. (ГТЗА)
Движитель 2 × ВФШ
Скорость хода 15 узлов (надводная)
32 узла (подводная)
Рабочая глубина 500-520 м[1]
Предельная глубина 600 м[1]
Дальность плавания не ограничена
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 130 человек
Вооружение
Ракетное вооружение 12 спаренных ПУ ПКР
949А: 24 ПКР П-700 «Гранит»
949АМ: 72 ПКР П-800 «Оникс»
Минно-торпедное вооружение 2 × 650-мм ТА
4 × 533-мм ТА
(всего до 28 торпед и ракето-торпед)
 Изображения на Викискладе

Подводные лодки проекта 949А «Анте́й» (по кодификации НАТО — Oscar-II) — серия советских и российских атомных подводных ракетных крейсеров (ПЛАРК), вооружённых

ru-wiki.ru

Атомная подлодка проекта 949А «Антей»

Атомные подводные ракетные крейсера проекта 949А «Антей» были и остаются важным компонентом отечественного флота. На них при проектировании возлагалась задача противостояния авианосным ударным группам флотов НАТО, для чего эти лодки несли на борту мощное ракетное вооружение. Всего было построено 11 таких атомоходов, один (К-141 «Курск») погиб в 2000 году.

Крупные (24 тысячи тонн подводного водоизмещения) субмарины этого типа, прозванные за свои грузные очертания «батонами», оснащены противокорабельным ракетным комплексом П-700 (боекомплект: 24 тяжелые крылатые ракеты, каждая по семь тонн стартового веса). Они могут применять это оружие на дальностях свыше 500 км — в том числе по внешнему целеуказанию со спутников разведки.

Архитектура:

Двухкорпусная архитектура. Корпус рассчитан на рабочую глубину погружения 480 метров, максимальная — 600 метров. По сравнению с предшественником, проектом 949, длина корпуса выросла на 10 метров. Увеличение размера связано с появлением дополнительного отсека (6-й), благодаря которому значительно улучшилась внутренняя компоновка систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ.

Корпус разделен на 10 отсеков: 1 — торпедный, 2 — управление, 3 — радиорубка и боевые посты, 4 — жилые помещения, 5 — вспомогательные механизмы и электрооборудование, 6 (дополнительный) — вспомогательные механизмы, 7 — реакторный, 8−9 — ГТЗА, 10 — гребные электродвигатели.

Ограждение выдвижных устройств располагалось ближе к носовой части субмарины. Там находились ВСК (всплывающая спасательная камера) и контейнеры для переносного ЗРК «Игла-1».

Субмарина разделена на две зоны спасения: в носовой части (1−4 отсеки) всплывающая спасательная камера, в 5−9 отсеках — аварийный люк (в 9-м отсеке), через который происходит выход в водолазном снаряжении.

Радиоэлектронное вооружение:

Субмарина оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС.

Навигационная система:

Субмарина оснащена навигационным комплексом «Медведица» — автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации.

Энергоустановка:

Два водо-водяных реактора ОК-650М (каждый по 190 мВт) и две паровые турбины (суммарной мощностью 100 тыс. л. с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9. Имеются два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств.

Вооружение:

24 противокорабельные ракеты «Гранит» в спаренных пусковых установках, которые размещены вне прочного корпуса (дальность — от 500 до 600 км, скорость — минимум 2500 км/ч). Целеуказание происходило через спутник космической разведки и целеуказания 17К114.

Ракеты могли запускаться как одиночно, так и залпом — всеми 24 ракетами. При стрельбе залпом система управления автоматически распределяла цели между ракетами в группе. Это облегчало преодоление противовоздушной обороны противника и увеличивало вероятность поражения главной цели — авианосца. По расчетам, для потопления американского авианосца необходимо девять попаданий «Гранитом», а для того, чтобы он прекратил летные операции, было достаточно и одного попадания ракеты.

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством. Благодаря этому аппарату весь боезапас может быть использован в течение нескольких минут.

Планировалось построить 18 подлодок, из которых последние 5 должны были строиться по усовершенствованному проекту, но в связи с тяжелой ситуацией в стране было выпущено только 11 подлодок. Двенадцатый корпус — «Белгород» — впоследствии достраивался по проекту 949А, дальше по проекту 949АМ, а в 2012 перезаложен по проекту 09852. Тринадцатый и четырнадцатый корпуса — «Барнаул и Волгоград» — в 90-е недостроенными были поставлены у причала «Севмаша», в 2012 году разобраны, и части корпусных конструкций использованы для постройки новых субмарин.

Подводные лодки, построенные по проекту 949А:

  1. «Краснодар». Утилизирована. Во время процесса по утилизации 17 марта 2014 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.
  2. «Красноярск». Находится в отстое в ожидании утилизации. Имя подводной лодки передано новой АПЛ проекта 885, строительство которой проходит на предприятии «Севмаш».
  3. «Иркутск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  4. «Воронеж». В боевом составе флота.
  5. «Смоленск». В боевом составе флота.
  6. «Челябинск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  7. «Тверь». В боевом составе флота.
  8. «Орел». Проходит ремонт на судоремонтном заводе «Звездочка». 7 апреля 2015 года на подводной лодке возник пожар из-за несоблюдения техники безопасности при огневых работах. Ремонт будет продолжен, лодку передадут флоту в 2016 году.
  9. «Омск». В боевом составе флота.
  10. «Курск». Погибла вместе с экипажем при невыясненных обстоятельствах 12 августа 2000 года.
  11. «Томск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне. Во время ремонта 16 сентября 2013 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.

На сегодняшний день из 11 построенных подлодок в строю осталось восемь (из них только четыре ходовые).

Будущее:

В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования ВМФ, подлодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».

/По материалам defendingrussia.ru/

army-news.ru

Проект 949А Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Антей (значения).
ПЛАРК проекта 949А «Антей»

К-186 «Омск»
Проект
Страна
  • СССР СССР →
    Россия Россия
Изготовители
  • → «Севмаш»
Операторы
  • ВМФ СССР →
    ВМФ России
Предшествующий тип проект 949
Последующий тип проект 885
Годы постройки с 1982
Годы в строю с 1986
Запланировано 18
Построено 11
Строится 1 (достраивается по проекту 95852)
В строю 5
В консервации 1
Отменено 5
Отправлено на слом 2
Потери 1
Основные характеристики
Водоизмещение 14 700 т (надводное)
24 000 т (подводное)
Длина 154 м
Ширина 18,2 м
Осадка 9,2 м
Силовая установка 2 × ОК-650В
Мощность 2 × 190 МВт (тепловая)
2 × 49 000 л. с. (ГТЗА)
Движитель 2 × ВФШ
Скорость хода 15 узлов (надводная)
32 узла (подводная)
Рабочая глубина 500-520 м[1]
Предельная глубина 600 м[1]
Дальность плавания не ограничена
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 130 человек
Вооружение
Ракетное вооружение 12 спаренных ПУ ПКР
949А: 24 ПКР П-700 «Гранит»
949АМ: 72 ПКР П-800 «Оникс»
Минно-торпедное вооружение 2 × 650-мм ТА
4 × 533-мм ТА
(всего до 28 торпед и ракето-торпед)
 Изображения на Викискладе

Подводные лодки проекта 949А «Анте́й» (по кодификации НАТО — Oscar-II) — серия советских и российских атомных подводных ракетных крейсеров (ПЛАРК), вооружённых крылатыми ракетами

ru-wiki.ru

Подводные лодки проекта 949А «Антей».

Несколько дней назад в сухом доке горела АПЛ «Орел», и было принято решение (насколько я понимаю, на самом высоком уровне) затопить весь док, чтобы потушить пожар. Если бы во внутреннее пространство АПЛ попала морская вода, то после этого АПЛ можно было бы утиличировать, так как убрать соль нет никакой возможности. Но, судя по тому, что сдача лодки намечена на конец 2016 года, заполнение дока морской водой происходило при задраенных люках и переборках. Так что можно сказать пронесло!

Написал на «Защищать Россию» статью о подводных лодках проекта 949А «Антей». Их выпустили одиннадцать. Продолжение проекта 949 «Гранит» — подлодки проекта 949А «Антей» — ждала очень разная судьба: были и трагедии, и пожары. Но «Антеи» верой и правдой продолжают служить российскому флоту.

Фото: zvezdochka_ru

После того, как были построены две первые субмарины проекта 949, постройка следующих велась по доработанному проекту — 949А «Антей». Разработка велась в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, а затем — И.Л.Баранова.

На усовершенствованной субмарине появился новый отсек, выросла длина и водоизмещение, также удалось понизить уровень демаскирующих полей и установить новейшее оборудование.

2. Автор не известен.

Архитектура:
Двухкорпусная архитектура. Корпус рассчитан на рабочую глубину погружения 480 метров, максимальная — 600 метров. По сравнению с предшественником, проектом 949, длина корпуса выросла на 10 метров. Увеличение размера связано с появлением дополнительного отсека (6-й), благодаря которому значительно улучшилась внутренняя компоновка систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ.

Корпус разделен на 10 отсеков: 1 — торпедный, 2 — управление, 3 — радиорубка и боевые посты, 4 — жилые помещения, 5 — вспомогательные механизмы и электрооборудование, 6 (дополнительный) — вспомогательные механизмы, 7 — реакторный, 8–9 — ГТЗА, 10 — гребные электродвигатели.

Ограждение выдвижных устройств располагалось ближе к носовой части субмарины. Там находились ВСК (всплывающая спасательная камера) и контейнеры для переносного ЗРК «Игла-1».

Субмарина разделена на две зоны спасения: в носовой части (1–4 отсеки) всплывающая спасательная камера, в 5–9 отсеках — аварийный люк (в 9-м отсеке), через который происходит выход в водолазном снаряжении.

Радиоэлектронное вооружение:
Субмарина оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС.

3.АПЛ «Воронеж» у причала предприятия «Звездочка».

Навигационная система:
Субмарина оснащена навигационным комплексом «Медведица» — автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации.

Энергоустановка:
Два водо-водяных реактора ОК-650М (каждый по 190 мВт) и две паровые турбины (суммарной мощностью 100 тыс. л.с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9. Имеются два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств.

Вооружение:
24 противокорабельные ракеты «Гранит» в спаренных пусковых установках, которые размещены вне прочного корпуса (дальность — от 500 до 600 км, скорость — минимум 2500 км/ч). Целеуказание происходило через спутник космической разведки и целеуказания 17К114.

Ракеты могли запускаться как одиночно, так и залпом — всеми 24 ракетами. При стрельбе залпом система управления автоматически распределяла цели между ракетами в группе. Это облегчало преодоление противовоздушной обороны противника и увеличивало вероятность поражения главной цели — авианосца. По расчетам, для потопления американского авианосца необходимо девять попаданий «Гранитом», а для того, чтобы он прекратил летные операции, было достаточно и одного попадания ракеты.

4.АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством. Благодаря этому аппарату весь боезапас может быть использован в течение нескольких минут.

Планировалось построить 18 подлодок, из которых последние 5 должны были строиться по усовершенствованному проекту, но в связи с тяжелой ситуацией в стране было выпущено только 11 подлодок. Двенадцатый корпус — «Белгород» — впоследствии достраивался по проекту 949А, дальше по проекту 949АМ, а в 2012 перезаложен по проекту 09852. Тринадцатый и четырнадцатый корпуса — «Барнаул и Волгоград» — в 90-е недостроенными были поставлены у причала «Севмаша», в 2012 году разобраны, и части корпусных конструкций использованы для постройки новых субмарин.

5.Недостроенные подводные лодки проекта 949А «Волгоград» и «Барнаул»

Все корабли проекта 949А вошли в состав Северного и Тихоокеанского флота.

Подводные лодки, построенные по проекту 949А:


  • «Краснодар». Утилизирована. Во время процесса по утилизации 17 марта 2014 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.

  • «Красноярск». Находится в отстое в ожидании утилизации. Имя подводной лодки передано новой АПЛ проекта 885, строительство которой проходит на предприятии «Севмаш».

  • «Иркутск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.

  • «Воронеж». В боевом составе флота.

  • «Смоленск». В боевом составе флота.

  • «Челябинск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.

  • «Тверь». В боевом составе флота.

  • «Орел». Проходит ремонт на судоремонтном заводе «Звездочка». 7 апреля 2015 года на подводной лодке возник пожар из-за несоблюдения техники безопасности при огневых работах. Ремонт будет продолжен, лодку передадут флоту в 2016 году.

  • «Омск». В боевом составе флота.

  • «Курск». Погибла вместе с экипажем при невыясненных обстоятельствах 12 августа 2000 года.

  • «Томск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне. Во время ремонта 16 сентября 2013 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.

На сегодняшний день из 11 построенных подлодок в строю осталось восемь (из них только четыре ходовые).

Будущее:
В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования, лодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».

6. АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».

7. АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».

abrod.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *