9М100 ракета ттх – ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

Содержание

Зенитная управляемая ракета 9М100 в экспозиции авиасалона МАКС-2017

В экспозиции открывающегося 18 июля 2017 года в подмосковном Жуковском Международного авиакосмического салона МАКС-2017, помимо прочего, будет представлена зенитная управляемая ракета малой дальности 9М100 (под открытым обозначением 9М100Е) разработки АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». На сопроводительном стенде сообщается, что ракета «входит в состав ЗРК «Триумф», применяется в качестве активного огневого средства ЗРК корабельного базирования».

Зенитная управляемая ракета малой дальности 9М100 (под открытым обозначением 9М100Е) разработки АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» в экспозиции открывающегося авиасалона МАКС-2017. Жуковский, 16.07.2017 (с) Михаил Жердев

Зенитная управляемая ракета малой дальности 9М100 (под открытым обозначением 9М100Е) разработки АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» в экспозиции открывающегося авиасалона МАКС-2017. Жуковский, 16.07.2017 (с) Михаил Жердев

bmpd.livejournal.com

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


11.02.2013
Проект новейшего комплекса противовоздушной обороны 50Р6 «Витязь», который должен заменить знаменитый С-300, вышел на финальную стадию, по информации «Известий» из Минобороны, главкомат Военно-воздушных сил и концерн ПВО «Алмаз-Антей» назначили первые испытания на осень, «Витязь» начал разрабатываться в середине 2000-х годов для защиты стратегических объектов и сухопутных войск на дальности 8–40 км (ракета 9М100) и до 120 км (ракета 9М96), в отличие от С-300, имеющего стационарные модификации, его сменщик полностью мобилен, так как будет установлен на колесном шасси Брянского автомобильного завода или КамАЗ.
Несмотря на заявленные чудо-характеристики, военные сомневаются в перспективах новейшего комплекса. Представитель главкомата ВВС, участвующий в приемочных мероприятиях, напомнил «Известиям», что согласно подписанному в 2010 году контракту, в 2013 году «Витязь» должен поступить в войска ПВО, а не испытываться на полигоне.
— Как бы не пришлось переносить испытания с осени на неопределенный срок. Головную боль доставляют его штатные зенитные ракеты 9М96 и 9М100. Кроме «Витязя», ими должны оснащаться наземный комплекс С-400 «Триумф» и корабельный «Редут». Так вот, ни единого успешного запуска не было с момента создания ракет в 2000-х годах, — сказал он.

В 2011 году изделиями 9М96 и 9М100 стреляли С-400 и «Редут». В обоих случаях захват цели головкой самонаведения (ГСН) сорвался, и мишени остались нетронутыми. Весь 2012 год концерна ПВО «Алмаз-Антей» доводил ГСН до ума и проводил собственные наземные испытания.
Представитель оборонпрома, знакомый с ситуацией, заявил «Известиям», что ракеты полностью готовы к приемочным мероприятиям, и теперь «конфуза не повторится».
— Летом этого года, то есть еще до испытаний «Витязя», мы проведем пробные стрельбы обновленного комплекса «Редут». Их сроки зависят только от ремонта корвета «Сообразительный», который оснащен «Редутом», и который горел в сентябре прошлого года в Швеции. Военные обрадуются итогам испытаний, — утверждает он.
Он добавил, что если морские стрельбы пройдут успешно, то и на осенних испытаниях «Витязя» проблем не предвидится.
Известия.ru

23.10.2013
Во время брифинга, который состоялся в рамках работы авиасалона МАКС-2013, гендиректор концерна ПВО «Алмаз-Антей» отметил, что испытания нового ЗРК были прерваны в 2012 году по причине пожара на СКР «Сообразительный» (проект 20380). В текущем году корабль после окончания ремонта прибыл для возобновления испытаний ЗРК. Также он сообщил, что на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» испытания «Редута» начнутся не ранее 2014 года, по факту готовности корабля. При этом комплект ракет 9М96, 9М96Д и 9М100 готов для испытаний.
Военное обозрение

02.02.2014
ПОЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ О С-350 «ВИТЯЗЬ»

В польском журнале Nowa Technika Wojskowa №1-2014 опубликована статья Tomasz Szulc «S-350 Witiaz». В ней приводятся фото и рисунки не только всех машин зенитной ракетной системы С-350 «Витязь», но и ракеты этого комплекса. В то же время, отмечается, что основу новой системы составляют ракеты.

МКБ » Факел » начала работу над новым ЗУР 9M96 с дальностью полета до 50 км еще в конце 1980-х годов прошлого века. В конструкции ракеты были применены ракетные двигатели поперечного смещения ЗУР, позволяющие маневрировать с большими перегрузками. Высокую точность поражения воздушных целей должны были обеспечить активные головки самонаведения. Одновременно эти ЗУР предлагалось использовать также в качестве управляемых ракет класса „воздух—воздух» вместе с еще меньшей по габаритам, и другой по конструкции ракетой 9M100. Задача создания унифицированных ракет тогда было приоритетом, тогда ими занимались и МКБ «Факел», так и ОКБ «Новатор», что могло дать шансы выхода на рынок вооружений „воздух-воздух» вместе с монополистом в СССР фирмой » Вымпел.


ЗУР 9М100


Слева: ранняя конфигурация ракет 9M96 и 9M96-2. Справа: более поздние варианты ракет 9M96.

ПОЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ О С-350 «ВИТЯЗЬ»

06.05.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: МОДЕЛИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ЗЕНИТНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА НА МАКС-2001

В интернете и в печатных изданиях гуляют фотографии моделей боевых машин предложения по новому ЗРК НПО «Алмаз» показанные на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2001 в Жуковском. Обычно приводятся две фото, но сегодня автор решил предложить все четыре фото той серии.
Первые упоминания о проекте нового перспективного ЗРК относятся к авиасалону МАКС-1999 на котором были продемонстрированы модели боевых машин комплекса на шасси КамАЗ, затем на МАКС-2001. Здесь предполагалось применять малогабаритные ракеты двух типов, в настоящее время известные как 9М96 и 9М100. Зенитные управляемые ракеты типа 9М96 имели средний радиус поражения, 9М100 обеспечивали поражение целей на ближнем рубеже.

Упоминается, что первые проработки комплекса на смену ЗРК С-300П были начаты НПО «Алмаз» 1991—1993 г.г. К 2000 годам разработка пошла по двум направлениям. По первому создавалась зенитная ракетная система С-400 «Триумф» в которой могут использоваться ракеты большой дальности 40Н6, средней дальности типа 46Н6 и 9М96.
По другому направлению в настоящее время заканчивается создание ЗРС С-350 «Витязь» с ракетами типа 9М96 и 9М100, как и было показано в моделях на МАКС-2001. Конечно, ЗРС претерпела значительные изменения, за это время идеи комплекса были использованы в ЗРК средней дальности (KM-SAM) Южной Кореи. Эта система создана на основе прототипа, разработанного российским предприятием ГСКБ «Алмаз-Антей» в сотрудничестве с производителями ракет (LIG Nex1) и их носителей (Doosan DST) под руководством Samsung Thales.
Как отметил замглавкома ВКС России Виктор Гуменный в середине апреля 2016 года, Сегодня проходят типовые испытания ЗРС С-350 «Витязь-ПВО», успешно прошли первые пуски, система свои характеристики подтвердила и она массово пойдет на замену ЗРС С-300ПС.
При этом необходимо отметить, что новая система значительно превосходит С-300П не только по боевым характеристикам, но и имеет значительно меньшие массо-габаритные характеристики всех машин системы, а так самих зенитных ракет.
А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 06.05.2016

МОДЕЛИ ПЕРСПЕКТИВНОГО ЗЕНИТНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА НА МАКС-2001
5-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2001

18.07.2016

Как стало известно «Газете.Ru», Минобороны приостановило испытания ракеты для нового корабельного комплекса ПВО «Полимент-Редут» из-за того, что концерн ВКО «Алмаз-Антей» не может довести разработку до заявленных технических характеристик. Источник в ВПК сообщил, что «ракеты валятся на третьей секунде».
Как пояснил «Газете.Ru» высокопоставленный источник в Военно-промышленной комиссии, концерн «Алмаз-Антей», в который входит завод «Факел», в прошлом году сорвал гособоронзаказ «из-за его катастрофического отставания по теме «Полимент-Редут», в основном связанного с недостижением технических характеристик зенитных управляемых ракет 9М96, 9М96Д, 9М100».«У нас повалились все темы. Система ПВО должна устанавливаться на корветы и фрегаты, а из-за ее несвоевременной сдачи вправо поплыли и сроки сдачи кораблей, в частности «Адмирал Горшков» из-за этой системы не может быть сдан уже который год, хотя он на ходу, а ракеты нет, и корабль Минобороны принять не может», — сказал собеседник «Газеты.Ru».

Догоночные графики сформированы, за них несет ответственность курирующий оборонку вице-премьер Дмитрий Рогозин.«Последние испытания проходили буквально в июне, опять нашли ошибку, опять не подтвердилось, опять неудачные пуски. Минобороны приостановило испытания,в том числе и потому, что расстреляли все предназначавшиеся для испытаний мишени и боезапасы. Толку никакого, планируется создавать межведомственную комиссию и разбираться, потому что эти эксперименты ни к чему не приводят.
Если мы не найдем причины, почему ракеты валятся на третьей секунде, ожидаются проблемы», — пояснил источник «Газеты.Ru». Собеседник также отметил критическую ситуацию на заводе «Факел» — по его словам, там мало что изменилось в части технологий и стендовых образцов со времен СССР.
https://www.gazeta.ru

18.08.2016

Как ранее сообщил «Ленте.ру» источник в оборонной промышленности, основной причиной увольнения Нескородова стал систематический срыв графиков работы по морскому зенитному комплексу 3К96 «Редут» с ракетами 9М96, 9М96Д и 9М100. Это вооружение должно устанавливаться почти на все новые крупные корабли, в том числе на корветы проекта 20380 и фрегаты проекта 22350.
В данный момент комплекс 3К96-2 (для фрегатов проекта 22350, с радиолокационной системой «Полимент») все еще не достиг готовности. О том, что это задерживает ввод в строй головного фрегата «Адмирал Горшков», 15 июля 2016 года заявлял начальник Главного управления вооружения ВС России генерал-лейтенант Анатолий Гуляев.

Уже не первый год разными источниками в промышленности и военном ведомстве тиражируется мнение, что комплекс 3К96-3 (версия для корветов проекта 20380), несмотря на формальный ввод в боевой состав ВМФ трех кораблей, оснащенных им («Сообразительный» в 2011-м, «Бойкий» в 2013-м, «Стойкий» в 2014-м), также не достиг готовности, более того — имеет некоторые особенности архитектуры, затрудняющие достижение требуемых характеристик.
Это связано с тем, что на корветах из-за жестких ограничений по компоновке не удалось разместить станцию «Полимент», и вместо нее используется РЛС «Фуркэ-2». С этой станцией, как утверждают источники, устойчивое целеуказание по-прежнему не обеспечивается, несмотря на регулярные сообщения об уверенном поражении целей на испытаниях.
Лента.ру

17.07.2017

В экспозиции Международного авиакосмического салона МАКС-2017 в подмосковном Жуковском открывающегося 18 июля 2017 года будет представлен макет зенитной управляемой ракеты малой дальности 9М100Е и габаритно-весовой макет кассеты 9М100Е-1.ГВМ (4 ГВМ ЗУР в ТПК) разработки АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей».
Как отмечает разработчик, ЗУР входит в состав ЗРК «Триумф», применяется в качестве активного огневого средства ЗРК корабельного базирования.
ЗУР 9М100Е предназначена для борьбы с ВТО, в том числе с ПКР, ПРР и другими беспилотными и пилотируемыми массовыми СВН, может применяться при стрельбе по надводным кораблям малого водоизмещения.
Масса ракеты, кг……………………………………….140;
Масса боевой части ракеты, кг……………………………14,5;
Размеры ракеты, м:
— длина…………………………………………….3,165;
— диаметр, м…………………………………………..0,2;
— размах крыльев, м…………………………………..0,536;
Зона поражения, км:
— по дальности……………………………………….0,5-15;

— по высоте…………………………………………0.005-8;
Скорость поражаемой цели, м/с………………………….1 000.
Габаритно-весовой макет 9М100Е.ГВМ предназначен для обучения заряжанию-разряжению ПУ и погрузочно-разгрузочным работам на ЗРК корабельного базирования.
Масса кассеты, кг………………………………………850;
Длина кассеты, мм……………………………………3 682;
Ширина кассеты, мм…………………………………….600;
Высота кассеты, мм…………………………………….598.
ВТС «БАСТИОН»

ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-400 «ТРИУМФ»
13-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2017

07.08.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: МАКЕТ ЗЕНИТНОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ 9М100Е И ГАБАРИТНО-ВЕСОВОЙ МАКЕТ КАССЕТЫ 9М100Е-1.ГВМ НА МАКС-2017

На международном авиационном салоне МАКС-2017 в подмосковном Жуковском был представлен макет зенитной управляемой ракеты малой дальности 9М100Е и габаритно-весовой макет кассеты 9М100Е-1.ГВМ (4 ГВМ ЗУР в ТПК) разработки АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей».
ЗУР 9М100Е входит в состав ЗРК «Триумф», применяется в качестве активного огневого средства ЗРК корабельного базирования.
ЗУР 9М100Е предназначена для борьбы с ВТО, в том числе с ПКР, ПРР и другими беспилотными и пилотируемыми массовыми СВН, может применяться при стрельбе по надводным кораблям малого водоизмещения.
Габаритно-весовой макет 9М100Е.ГВМ предназначен для обучения заряжанию-разряжению ПУ и погрузочно-разгрузочным работам на ЗРК корабельного базирования.

МАКЕТ ЗЕНИТНОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ 9М100Е НА МАКС-2017
ГАБАРИТНО-ВЕСОВОЙ МАКЕТ КАССЕТЫ 9М100Е-1.ГВМ НА МАКС-2017
13-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2017

05.01.2018

Российские корабли получат защиту от сверхзвуковых боеприпасов. Фрегаты проекта 11356 (так называемой адмиральской серии) будут оснащены уникальными ракетами-перехватчиками 9М100. Сейчас фрегаты 11356 вооружены зенитными ракетными комплексами (ЗРК) «Штиль-1″. Ракеты этого ЗРК способны поражать цели на большой дальности, но им сложно справиться с маневренными объектами вблизи корабля. Специальные пластиковые соты с 9М100 будут загружать в вертикальные пусковые установки комплекса «Штиль». По словам экспертов, это значительно расширит боевые возможности фрегатов — вокруг них будет развернута эшелонированная система ПВО.
Как рассказали «Известиям» в главкомате ВМФ, в стадии технической экспертизы находится проект оснащения ЗРК «Штиль-1″ ракетами 9М100. Предполагается, что они будут включены в состав вооружения фрегатов проекта 11356 и других кораблей новой постройки.
9М100 изначально создавалась для ЗРК С-400 «Триумф» и его морской модификации «Полимент-Редут». Ракета выполнена по схеме с несущим корпусом, с решетчатыми рулями и твердотопливным двигателем с управляемым вектором тяги. Это значительно повышает ее маневренность. Дальность стрельбы 9М100 — от 500 м до 15 км. Она поражает цели на высоте от 5 м до 8 км. Ракета эффективно поражает цели, движущиеся со скоростью до 3600 км/ч.
На борту фрегатов проекта 11356 новые ракеты-перехватчики будут размещены в специальных сотах. Это несколько пластиковых транспортно-пусковых контейнеров, объединенных в единую конструкцию. Такая сота умещается в стандартную пусковую установку ЗРК «Штиль».
Известия.ru

ФРЕГАТ ПРОЕКТА 11356Р ДЛЯ ВМФ РОССИИ


ЗЕНИТНАЯ РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ 9М100

В сухопутном ЗРК 50Р6 «Витязь» используются теже ракеты, что в ЗРК «Редут» («Полимент-Редут»), это зенитные ракеты 9М96 и 9М100. В 2011 году изделиями 9М96 и 9М100 стреляли ЗРС С-400 и ЗРК «Редут». В обоих случаях захват цели головкой самонаведения (ГСН) сорвался, и мишени остались не пораженными.
МКБ «Факел » начало работу над новой ЗУР 9M96 с дальностью полета до 50 км еще в конце 1980-х годов прошлого века. В конструкции ракеты были применены ракетные двигатели поперечного смещения ЗУР, позволяющие маневрировать с большими перегрузками. Высокую точность поражения воздушных целей должны были обеспечить активные головки самонаведения. Одновременно эти ЗУР предлагалось использовать также в качестве управляемых ракет класса „воздух—воздух» вместе с еще меньшей по габаритам, и другой по конструкции ракетой 9M100. Задача создания унифицированных ракет тогда было приоритетом, тогда ими занимались и МКБ «Факел», так и ОКБ «Новатор», что могло дать шансы выхода на рынок вооружений „воздух-воздух» вместе с монополистом в СССР фирмой » Вымпел.


ЗУР 9М100

На головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» испытания «Редута» начнутся не ранее 2014 года, по факту готовности корабля. При этом комплект ракет 9М96, 9М96Д и 9М100 готов для испытаний. На фрегатах проекта 22350 будут установлены 4 модуля ЗРК «Полимент-Редут» по 8 ячеек в каждом (всего 32 ячейки для ЗУР).
Во время брифинга, который состоялся в рамках работы авиасалона МАКС-2013, гендиректор концерна ПВО «Алмаз-Антей» отметил, что испытания нового ЗРК были прерваны в 2012 году по причине пожара на СКР «Сообразительный» (проект 20380). В текущем году корабль после окончания ремонта прибыл для возобновления испытаний ЗРК. Также он сообщил, что на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» испытания «Редута» начнутся не ранее 2014 года, по факту готовности корабля. При этом комплект ракет 9М96, 9М96Д и 9М100 готов для испытаний.

В экспозиции Международного авиакосмического салона МАКС-2017 в подмосковном Жуковском открывающегося 18 июля 2017 года будет представлен макет зенитной управляемой ракеты малой дальности 9М100Е и габаритно-весовой макет кассеты 9М100Е-1.ГВМ (4 ГВМ ЗУР в ТПК) разработки АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей».
Как отмечает разработчик, ЗУР входит в состав ЗРК «Триумф», применяется в качестве активного огневого средства ЗРК корабельного базирования.
ЗУР 9М100Е предназначена для борьбы с ВТО, в том числе с ПКР, ПРР и другими беспилотными и пилотируемыми массовыми СВН, может применяться при стрельбе по надводным кораблям малого водоизмещения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса ракеты, кг……………………………………….140;
Масса боевой части ракеты, кг……………………………14,5;
Размеры ракеты, м:
— длина…………………………………………….3,165;
— диаметр, м…………………………………………..0,2;
— размах крыльев, м…………………………………..0,536;
Зона поражения, км:
— по дальности……………………………………….0,5-15;
— по высоте…………………………………………0.005-8;
Скорость поражаемой цели, м/с………………………….1 000.
Габаритно-весовой макет 9М100Е.ГВМ предназначен для обучения заряжанию-разряжению ПУ и погрузочно-разгрузочным работам на ЗРК корабельного базирования.
Масса кассеты, кг………………………………………850;
Длина кассеты, мм……………………………………3 682;
Ширина кассеты, мм…………………………………….600;
Высота кассеты, мм…………………………………….598.

Источники: ВТС «БАСТИОН»

МАКЕТ ЗЕНИТНОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ 9М100Е НА МАКС-2017
ГАБАРИТНО-ВЕСОВОЙ МАКЕТ КАССЕТЫ 9М100Е-1.ГВМ НА МАКС-2017
ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ 9М96
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ «МОРФЕЙ»
ЗЕНИТНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 3К96 «ПОЛИМЕНТ-РЕДУТ» («РЕДУТ»)
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА (ЗРС) С-350Е «ВИТЯЗЬ»
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-400 «ТРИУМФ»
МКБ «ФАКЕЛ»

bastion-karpenko.ru

ЗРК «Витязь»: характеристики зенитного ракетного комплекса

Отечественный ЗРК «Витязь» представляет собой зенитно-ракетный комплекс средней дальности, используемый для противовоздушной обороны. Оружие серии С-350 50 Р6А разработано конструкторами известного концерна «Алмаз-Антей». Создание военной техники началось в 2007 году под руководством главного инженера Ильи Исакова. Плановое принятие комплекса на вооружение – 2012 год. До 2020 года Министерство обороны РФ намерено приобрести не менее 38 комплектов. Для этой цели возводятся комбинаты по строительству машин (в Кирове и Нижнем Новгороде). Заводы ориентированы на выпуск ракетных систем и радиолокационных устройств новейшего поколения. Рассмотрим особенности и параметры данного стратегического объекта, который также поставляется на экспорт.

Общая информация

ЗРК «Витязь» начал разрабатываться в опытном варианте еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Он впервые упоминается производителем «Алмаз» как один из экспонатов авиасалона «Макс-2001». В качестве основы использовалось шасси КамАЗа. Новое оружие должно было заменить морально устаревший аналог серии С-300. Конструкторы успешно справились с поставленной задачей

Усовершенствованный отечественный зенитно-ракетный комплекс нацелен на создание многоуровневой защиты, позволяющей обезопасить воздушное и космическое пространство государства. Это позволит предотвращать удары от дронов, пилотируемых самолетов, крылатых и баллистических ракет. Кроме того, он может поражать низколетящие объекты. ЗРК «Витязь С 350-2017» войдет в состав оборонного воздушно-космического направления с определенным ограничением тактических возможностей против ракет. Техника несколько меньше аналога С-400, однако причисляется к высокомобильному военному оборудованию и использует такие же заряды, марки 9М96Е2. Эффективность этого орудия проверена на многочисленных испытаниях как в России, так и за рубежом.

Особенности

Кроме ЗРК «Витязь», в состав оборонного комплекса воздушно-космического направления войдут системы С-400, С-500, С-300Е и устройство малого радиуса действия под названием «Панцирь».

При конструировании рассматриваемого зенитно-ракетного комплекса применялись наработки по экспортному варианту типа KM-SAM. Он также конструировался в бюро «Алмаз-Антей», ориентирован на рынок Южной Кореи. Активная фаза разработок началась после того, как компания выиграла международный тендер у американских и французских конкурентов. Они также вели активные разработки в плане средств противовоздушной обороны для Сеула.

Финансирование выполняемых работ осуществлялось заказчиком, что позволило продолжить работу над проектом в оптимальном режиме. В тот период большинство комбинатов оборонного комплекса на отечественном рынке выживало исключительно за счет заказов на экспорт. Сотрудничество с корейцами дало возможность не только продолжать работу над созданием нового комплекса, но и получить драгоценный опыт в плане освоения современных технологий. Во многом это связано с тем, что Южная Корея не ограничивала доступ российских конструкторов к заграничной базе элементов, активно помогая осваивать ее. Это и помогло во многом создать подобную конструкцию, имеющую многоцелевой профиль.

Презентация и назначение

Первый прототип ЗРК «Витязь С 350Е», характеристики которого представлены далее, публично был продемонстрирован на Обуховском комбинате в Санкт-Петербурге. (19.06.2013). С этого момента оружие освободилось от завесы секретности. Серийный выпуск зенитно-ракетного комплекса осуществляется на концерне АВО «Алмаз-Антей» в Северо-Западном регионе. Основные производители – государственный комбинат в Обухове и завод радиотехнического оборудования.

Новая установка способна работать в самоходном режиме, агрегируя с неподвижным многофункциональным радаром. Кроме того, предусмотрено электронное сканирование пространства и командный пункт на базе основного шасси. ЗРК «Витязь С 350» предназначен для охраны социальных, промышленных, административных и военных территорий от массированных ударов, осуществляемых средствами воздушного нападения различных типов. Система в состоянии отразить нападение в круговом секторе от различных атак, включая малый и увеличенный диапазон полета ракет. Автономная работа комплекса позволяет участвовать ему в составе группировок противовоздушной обороны, с управлением от вышестоящих командных пунктов. Боевая конфигурация техники ведется абсолютно автоматически, при этом штатный экипаж отвечает только за работу и контроль орудия при ведении боевых действий.

ТТХ ЗРК «Витязь»

Современные модели рассматриваемого зенитного комплекса монтируются на шасси БАЗ-69092-012. Ниже приведены тактико-технические характеристики данной военной техники:

  • Силовая установка – дизельный двигатель мощностью 470 лошадиных сил.
  • Вес в снаряженном состоянии – 15,8 т.
  • Полезная нагрузка – 14,2 т.
  • Полная масса после установки – до 30 тонн.
  • Предельный угол подъема – 30 градусов.
  • Прохождение брода по глубине – 1700 мм.
  • Поражение аэродинамических/баллистических мишеней одновременно – 16/12.
  • Показатель синхронного количества наводимых зенитных управляемых зарядов – 32.
  • Параметры зоны поражения по максимальной дальности и высоте (аэродинамические цели) – 60/30 км.
  • Аналогичные характеристики для мишеней баллистического типа – 30/25 км.
  • Период приведения машины в боевое состояние на марше – не более 5 минут.
  • Экипаж боевого расчета – 3 человека.

Установка пуска 50П6Е

ЗРК «Витязь» оборудуется пусковой установкой, которая предназначена для транспортировки, хранения, запуска зенитных зарядов и автоматической подготовки перед рабочим стартом. Она играет важнейшую роль в функциональности всей машины.

Номинальные параметры боевой части:

  • Число ракет на пусковой установке – 12 штук.
  • Интервал между пусками зенитных боеприпасов по минимуму — 2 секунды.
  • Заряжение и разрядка – 30 минут.
  • Предельное расстояние до пункта боевого управления – 2 километра.
  • Количество зенитных управляемых ракет на пусковой установке — 12.

Радиолокатор многофункционального назначения типа 50Н6Е

ЗРК (С 350Е «Витязь») оборудуется радиолокационным локатором многофункционального назначения. Он работает как в круговом, так и в секторном режиме. Этот элемент является основным информационным приспособлением военной техники подобного типа. Боевое участие устройства производится полностью в автоматическом режиме, не требует участия оператора, управляется дистанционно с командного контрольного пункта.

Параметры:

  • Наибольшее число сопровождаемых мишеней в диапазоне трассовой локации – 100.
  • Количество наблюдаемых целей в точном режиме (по максимуму) – 8.
  • Предельное число сопровождаемых зенитных ракет с управлением – 16.
  • Скоростной показатель оборотов антенны по азимуту – 40 вращений в минуту.
  • Предельная дистанция до точки боевой корректировки – 2 километра.

Пункт боевого управления

Данный элемент серии ЗРК «Витязь» предназначен для контроля многофункциональных радиолокаторов и пусковых станций. ПБУ обеспечивает агрегацию с параллельными ЗРС типа С-350 и основным командным пунктом.

Характеристики:

  • Суммарное число сопровождаемых трасс – 200.
  • Предельная дистанция от точки боевого управления до соседнего комплекса – 15 км.
  • Расстояние до вышестоящего командного отделения (по максимуму) – 30 км.

Управляемые ракеты 9М96Е/9М96Е2

Зенитные управляемые заряды ЗРК С 350 «Витязь», характеристики которого приведены выше, представляют собой современные ракеты нового поколения, которые вобрали в себя лучшие характеристики, используемые в современном ракетостроении. Элемент представляет собой сплав максимально высокой категории, применяемый в научных исследованиях, нетрадиционных проектах, других конструкторских решениях. При этом используются всевозможные достижения в материалостроении и инновационных технологических решениях. Между собой ракеты ЗРК «С 350 Витязь» отличаются двигательными агрегатами, предельной дальностью полета, убойностью по высоте и габаритным параметрам.

Благодаря внедрению новых идей и применения усовершенствованного двигателя рассматриваемые заряды превосходят французский аналог «Астер». По сути, ракеты представляют собой твердотопливные одноступенчатые элементы, которые унифицированы по составу бортовых приспособлений и прочего оборудования, отличаются лишь размерами двигательных агрегатов. Высокие показатели достигаются за счет сочетания инерциального и командного наведения. При этом присутствует эффект увеличенной маневренности, позволяющий настроить систему самонаведения в точке встречи с предполагаемой целью. Боеголовки оснащаются интеллектуальной начинкой, дающей возможность обеспечивать максимальную эффективность при поражении аэродинамических и баллистических аналогов воздушной и космической атаки.

Нюансы создания боеприпасов

Для любых ракет ЗРК «Витязь» в Сирии применялись элементы с «холодным» вертикальным пуском. Для этого перед стартом маршевого двигателя боеголовки выбрасываются из рабочего хранилища на высоту до 30 метров, после чего разворачиваются в сторону мишени посредством газодинамического механизма.

Такое решение дало возможность сократить минимальную дистанцию предполагаемого перехвата. Кроме того, система обеспечивает отличную маневренность заряда и увеличивает перегрузку ракеты на 20 единиц. Рассматриваемый боеприпас ориентирован на противостояние с различными воздушными объектами и космическими силами противника. Комплекс оснащается боевой частью весом 24 кг и малогабаритным оборудованием, его масса – в 4 раза меньше ЗУР-48Н6, а общие характеристики практически ни в чем не уступают данному заряду.

Вместо штатного оснащения типа 48Н6 с одной пусковой ракетой новый комплекс позволяет размещать на пусковом устройстве пакетный заряд из четырех ТПК, совместимых с ЗУР 9М96Е2. Наведение боекомплекта на цель производится при помощи инерциальной системы корректировки и радиопоправкой с радиолокацией ГСН в конечной точке полета.

Совместная система управления гарантирует высокий уровень прицельности, способствует повышению каналов «ЗРК c 350 Витязь» ракет и поражению мишеней, а также снижает зависимость полета заряда от внешних воздействий. Кроме того, подобная конструкция не нуждается в дополнительной подсветке и локации при следовании к предполагаемой цели.

В системе «ЗРК С 350 Витязь» предусмотрена возможность использования «продвинутых» частично активных элементов, которые способны самостоятельно производить вычисление цели по угловым координатам. Ракетный заряд малой дальности 9М100 оборудован инфракрасной боевой головкой самонаведения, что позволяет осуществить захват мишени непосредственно после запуска ракеты. Она не только разрушает воздушные мишени, но и уничтожает их боевую часть.

Характеристики зенитной управляемой ракеты 9М96Е2

Ниже приведены боевые параметры рассматриваемого заряда:

  • Начальный вес – 420 кг.
  • Средний показатель скорости полета – около 1000 метров в секунду.
  • Конфигурация головки – активная радиолокационная модификация с самонаведением.
  • Тип наводки – инерциальный с радиокоррекцией.
  • Форма боевой части – осколочно-фугасный вариант.
  • Масса основного заряда – 24 кг.

Модификации и ТТХ используемых ракет

Далее приведены основные тактико-технические характеристики, которые имеют ракеты к рассматриваемому зенитно-ракетному комплексу:

  • Схема аэродинамики – несущий корпус с аэродинамическим управлением (9М100)/утка с вращающимися крыльями (9М96)/аналог с подвижным узлом крыльев (9М96Е2).
  • Двигательные механизмы – РДТТ с управляемым вектором/стандартные РДТТ.
  • Наведение и управление – инерциальная система с радиолокацией/ГСН.
  • Тип контроля – аэродинамика плюс вектор тяги двигателя и решетчатые рули либо газодинамическое управление.
  • Длина – 2500/4750/5650 мм.
  • Размах крыла – 480 мм.
  • Диаметр – 125/240 мм.
  • Вес – 70/333/420 кг.
  • Дальность поражения – от 10 до 40 км.
  • Предельный показатель скорости – 1000 метров в секунду.
  • Разновидность боевого заряда – контактный или осколочно-фугасный взрыватель.
  • Нагрузка поперечного типа – 20 единиц на высоте 3 тысячи метров и 60 – возле земли.

В заключение

Конструкторское бюро «Факел» начало работу над новым зенитным комплексом типа 9М96 еще в 80-х годах прошлого века. Дальность полета ракеты предусматривалась не менее 50 километров. ЗРК «С 350 Витязь», характеристики которого рассмотрены выше, мог легко маневрировать при наличии существенных перегрузок, а также запускать заряды с конструкцией поперечного смещения, что позволяло обеспечить высокую точность поражения целей. Дополнительный эффект гарантировали боевые головки автоматического самонаведения. В то же время предполагалась эксплуатация данных комплексов в формате «воздух-воздух». Комплексы ЗРК «Витязь» (характеристики это подтверждают) были меньше по габаритам, но не уступали по эффективности. Они использовали ракеты типа 9М100. Основная задача, поставленная на то время перед конструкторами, – это создание унифицированных зарядов, которые позволяли усилить не только внутреннюю оборону, но и прекрасно продавались на экспорт в другие страны.

fb.ru

Корабельный зенитный ракетный комплекс «Полимент-редут»

Современный боевой корабль остро нуждается в круговой эшелонированной противовоздушной и противоракетной обороне, реализуемой собственными средствами.

Основными средствами ПВО и ПРО кораблей давно стали разнородные зенитные ракетные комплексы. Однако боевой корабль должен нести вооружение и оборудование и для решения основных своих задач.

НЕМНОГО ПРЕДЫСТОРИИ

Тема универсального зенитного ракетного комплекса (ЗРК) стала актуальной более трех десятилетий назад. Практическая ее реализация потребовала много времени. «Происхождение» корабельного универсального ЗРК, как и в других случаях разработки корабельных комплексов ПВО, было увязано с разработкой наземного комплекса. В 1990-х годах ЦКБ «Алмаз» начало разработку ЗРК большой дальности С-400, который мог бы использовать также ракеты средней дальности, создаваемые в это время МКБ «Факел». В начале 2000-х на базе этих ракет, получивших индекс 9М96, вновь образованный концерн ПВО «Алмаз-Антей» (ныне Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз — Антей») начал разработку еще одного самоходного комплекса С-350 «Витязь». Работы задерживались общеизвестными обстоятельствами — развалом российской экономики в результате «рыночных реформ», деградацией промышленности и пр. Тем не менее удалось параллельно открыть опытно-конструкторскую работу по теме корабельного ЗРК с ракетами различной дальности, аналогичными наземному комплексу.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Особенностью комплекса стали использование зенитных управляемых ракет трех типов — 9М96Д большой дальности, 9М96 средней дальности и 9М100 малой дальности (разработки МКБ «Факел»), устанавливаемых в унифицированные ячейки пусковой установки вертикального пуска, возможность работы поданным собственной или корабельной радиолокационных станций под управлением боевой информационно-управляющей системы (БИУС) корабля. Сочетая ракеты разной дальности, комплекс, получивший обозначение «Полимент-Редут» (или «Полимент/Редут»), решает задачи сразу трех различных комплексов, обеспечивая эшелонированную ПВО и ПРО при сокращении используемых средств и, одновременно, времени реакции. Вертикальный старт не только уменьшает габариты пусковой установки, но и обеспечивает более оперативную реакцию на цель с любого направления. Высокая маневренность ракет в зоне встречи с целью позволяет поражать высокоскоростные маневрирующие цели по оптимальной траектории. Все это сокращает время и расширяет диапазон дальностей перехвата цели (в том числе — уменьшает минимальную дальность).

ПУТЬ НА БОРТ

Опытно-конструкторские работы по теме «Полимент-Редут», которые вели «МНИИРЭ «Альтаир» (НТЦ «Альтаир» вошел в ГСКБ концерна ПВО «Алмаз-Антей») и другие предприятия концерна, также затягивались. Комплексу «Полимент-Редут» пришлось даже «пропустить» несколько носителей. Первоначально он планировался для установки на сторожевой корабль «Новик» проекта 12441, но этот корабль вступил в строй без такого ЗРК.

Согласно открытым источникам, в 2009 году был закончен этап комплексных предварительных испытаний изделий, входящих в комплекс «Полимент-Редут-Р». В 2012 году «Алмаз-Антей» вывел комплекс на завершающий этап испытаний, однако сам этот этап значительно задержался — как сообщалось, из-за проблем и с кораблем-носителем, и с головками самонаведения ракет.

«Полимент-Редут» был запланирован как боевое средство вновь разрабатываемых кораблей проектов 20380 (многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны, по зарубежной классификации — «корвет») и 22350 (многоцелевой сторожевой корабль дальней морской зоны, или «фрегат»). На корветы проекта 20380 ЗРК «Полимент-Редут» попал, начиная со второго корабля «Сообразительный». В ходе испытаний на морском полигоне Балтийского флота в мае — июне 2014 года экипаж «Сообразительного» провел тактическое учение с успешным боевым пуском зенитной ракеты комплекса «Полимент-Редут» по воздушной мишени, имитировавшей крылатую ракету.

Также ЗРК «Полимент-Редут» с большим числом ячеек установлен на фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 22350. Впрочем, в июле 2016 года начальник Главного управления вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенант А. В. Гуляев указал на неудовлетворительное состояние работ по «зенитным управляемым ракетам разработки предприятия «Факел», предназначенным для оснащения корветов проекта 20380 и фрегатов 22350». Как видно, создание корабельного ЗРК нового поколения потребовало длительной и трудной отработки и доводки — но тут можно вспомнить, скажем, и длительность итало-франко-британских работ по корабельному комплексу PAAMS с ЗУР «Астер».

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ

Новое поколение ЗРК — «Полимент-Редут» — предназначено для оснащения нового поколения кораблей классов «сторожевой корабль», «корвет», «фрегат», «эсминец».

Комплекс ЗК96 «Полимент-Редут» включает зенитные управляемые ракеты нескольких типов, пусковую установку вертикального пуска, составляемую из унифицированных модулей, систему управления огнем с РЛС.

РАКЕТЫ

Зенитные управляемые ракеты (ЗУР) средней дальности 9М96 (9М96Е), 9М96М построены по аэродинамической схеме «утка» с вращающимся блоком крыльев. Ракеты — одноступенчатые, с твердотопливным ракетным двигателем (РДТТ). Управление полетом — газодинамическое, за счет создания поперечных управляющих моментов тяги газовыми реактивными струями нескольких микро-РДТТ. Ракета 9М96Д (9М96Е2) имеет такое же построение и практически тот же состав аппаратуры, но отличается более мощным маршевым двигателем, длиной, дальностью поражения. 9М96Е2 способна поражать аэродинамические цели на дальностях до 120 км (по другим данным — до 150 км), баллистические — до 30 км, таким образом переходя в разряд ЗУР большой дальности. Каждая ракета поставляется и хранится в транспортно-пусковом контейнере (ТПК).

Пуск ракеты из ТПК производится вертикально методом «холодного минометного» старта — из контейнера ракета выбрасывается сжатым воздухом. На высоте 10-30 м запускается маршевый двигатель, газодинамическая система начинает разворот ракеты в сторону цели.

Система управления этих ЗУР — комбинированная. После запуска маршевого двигателя на начальном и среднем участках траектории полета используется инерциальное управление с возможности радиокоррекции (что позволяет добиться максимальной помехозащищенности). На конечном участке, непосредственно в процессе перехвата цели используется активное радиолокационное самонаведение. Комбинированная система управления обеспечивает высокую точность наведения, уменьшает зависимость полета ЗУР от внешних факторов. РЛС комплекса освобождена от необходимости подсветки целей на участке самонаведения и может одновременно сопровождать больше целей. Газодинамическое управление придает ракете сверхманевренность — перед точкой встречи с целью ракета способна интенсивно маневрировать.

Осколочно-фугасная боевая часть с многоточечным инициированием и радиолокационным неконтактным взрывателем позволяет управлять временем подрыва, формой и направлением осколочного поля для увеличения вероятности поражения цели. Одноступенчатая ЗУР малой дальности 9М100 выполнена по схеме с несущим корпусом, с решетчатыми рулями и твердотопливным двигателем с управляемым вектором тяги, что также намного повышает возможности маневра на траектории. На среднем участке траектории ракета 9М100 управляется инерциальной системой с радиокоррекцией поданным корабельной РЛС, на конечном участке — пассивной инфракрасной ГСН. Захват цели ГСН осуществляет сразу после пуска ракеты. Осколочная боевая часть ракеты инициируется контактным или неконтактным взрывателем.

Ракеты в ТПК могут устанавливаться в кассеты-контейнеры по четыре. Кассета-контейнер с четырьмя ракетами 9М96Е весит 2300 кг, с четырьмя 9М96Е2 — 2700 кг.

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА

Подпалубная установка вертикального пуска (УВП) построена по модульной схеме. Ракеты в ТПК размещаются в ячейках УВП, при этом одна ячейка вмещает одну ракету или кассету-контейнер на четыре ракеты, в зависимости от типа и размеров. Сама УВП может включать модули по 4,8,12 ячеек. Это позволяет подбирать набор ракет в пропорциях, определяемых обстановкой и решаемой кораблем задачей.

Так, корвет «Сообразительный» проекта 20380 с УВП, включающей три модуля по четыре ячейки, может нести боезапас из 12 ракет 9М96Е (9М96Е2) или 48 9М100, либо различные их комбинации, фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350 (четыре модуля по восемь ячеек) — 32 ракеты 9М96Е (9М96Е2), 128 9М100, либо их комбинации.

Скорострельность составляет один пуск в секунду. Малое время реакции на появление цели, высокая огневая производительность в сочетании с точностью и появление цели, высокая огневая производительность в сочетании с точностью и помехозащищенностью систем управления ракет и боевыми частями направленного действия обеспечивают высокую эффективность поражения аэродинамических и баллистических целей в широком диапазоне высот и дальностей.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ

Средством сопровождения целей в комплексе «Полимент-Редут» служит РЛС «Полимент» с четырьмя неподвижными антеннами с фазированными антенными решетками (ФАР), установленными так, что они обеспечивают постоянный круговой обзор. Система управления огнем позволяет сопровождать одновременно до 16 разнородных воздушных целей (по четыре на каждый антенный пост) и наводить на них 32 ракеты — по две на цель. Через БИУС корабля серии «Сигма» возможно целеуказание комплексу от собственной трехкоординатной корабельной РЛС (например — «Фурке-2»).