Город Ур – древнейший город на планете
Город Ур, или как его ещё называют Ур Халдейский, по праву можно считать одним из старейших городов на Земле, основание, которого, относят к IV тысячелетию до н. э. Не так давно, археологи раскопали остатки довольно внушительных оборонительных сооружений, датированных примерно 3800 годом до н. э. И, опираясь на это, можно со всей уверенностью утверждать, что это, был уже именно город, а не одно из крупных земледельческих поселений, которые появились на месте Ура ещё в VII тысячелетии до р. х., а позже были объединены, в один из первых городских центров.
Город Ур
Город расположен в плодородной части Месопотамской низменности, и благодаря своему выгодному географическому положению, он вскоре прибрёл от этого, огромную экономическую и политическую выгоду. А в 2112 году до н. э., Ур достиг наивысшего расцвета и могущества, когда объединил под своей властью большую часть Междуречья, превратившись, таким образом, из небольшого города-государства, в столицу царства Шумера и Аккада. Но после столетия безусловной гегемонии, в 2003 году до н. э. Шумеро-Аккадское царство, было полностью разгромлено Эламом, и вскоре стало ядром для создания новой империи, столицей которой стал Вавилон.
Зиккурат в Уре
Город Ур расположен в южном Ираке, в провинции Телль-аль-Мукайяр, и представляет собой уникальный архитектурно-археологический музей под открытым небом, аналогов которому, нет нигде больше в мире. Но проблема, его сохранения для грядущих поколений, состоит в том, что Ур, как и большинство подобных ему, городов Месопотамии, построен из необожжённого кирпича-сырца. И, поэтому, раскопанные археологами строения, оказавшись на солнце и свежем воздухе, выветриваются, и быстро разрушаются.
Город Ур — достопримечательности
Сейчас, вниманию широкой общественности представлены, многочисленные дворцы, храмы, целые жилые кварталы, прекрасно сохранившиеся гробницы. Среди них, особняком стоит гробница царицы Шубад, открытие которой в 1934 году Леонардом Вулли, произвело настоящий фурор в учёном мире, и стало археологической сенсацией, межвоенного периода.
Ур на карте Ирака.
Имя легендарной шумерской царицы, было широко известно задолго до этого, главным образом, из клинописных глиняных табличек, найденных ещё в 1854 году, но тогда, мало кто верил в её реальное существование. Гробница Шубад, расписана прекрасными фресками, с изображением боевых колесниц, и шумерских божеств. Хорошую сохранность этих росписей, обусловило то, что древние строители, применили здесь хорошо продуманную дренажную систему, состоящую из вертикальных глиняных труб, обсушивающих холм, в котором находится усыпальница царицы.
Но всё же, наиболее знаменитым объектом, и визитной карточкой Ура является огромный зиккурат Нанна, имеющий сложную архитектурную форму. Возведённое из кирпича здание, имеет прямоугольную, несколько сужающуюся к верху форму, 216 м. по периметру основания, и достигает 30 м. в высоту. К плоской площадке, находящейся на верху, ведут три монументальных лестницы; две боковых, и одна в центре сооружения. Когда-то на его вершине, находился храм, посвящённый богу луны, но до наших дней, он не сохранился.
Немало упоминаний об Уре, содержится в Библии. В частности, там говорится, что именно отсюда вышел Авраам, отправляясь со своим народом в Землю Обетованную. Ко всему, что содержится в Библии, учёные всегда относились крайне скептически, но некоторые, из целой библиотеки глиняных табличек, найденных в Уре, полностью подтверждают эту информацию.
на Ваш сайт.
ancient-east.ru
-УР-(А) — Большой современный толковый словарь русского языка — Русский язык
- -УР-(А)
-
I суффикс
Словообразовательная единица, выделяющаяся в заимствованных именах существительных женского рода со значениями
1) сфера деятельности или отрасль искусства ( архитект’ура, коррект’ура, литерат’ура, скульпт’ура и т.п. ) , иногда — с дополнительным значением собирательности ( инспект’ура, ценз’ура и т.п. )
2) организация, коллектив, совокупность лиц, названных словами, от которых соответствующие имена существительные образованы ( агент’ура, аспирант’ура, докторант’ура, доцент’ура, клиент’ура и т.п. ) .
II суффикс ; = -юр-(а)
Формообразовательная единица, образующая имена существительные мужского и женского рода с ласкательными значениями ( Даш’ура, Кат’юра, Саш’ура и т.п. ) .
III суффикс
Словообразовательная единица, выделяющаяся в имени существительном, которое обозначает совокупность предметов, названных словом, от которого соответствующее имя существительное образовано ( аппарат’ура ) .
IV суффикс
Словообразовательная единица, выделяющаяся в имени существительном женского рода, которое обозначает подвижный признак, проявляющийся в наличии единицы измерения, названной словосочетанием с образующим именем прилагательным ( квадрат’ура ) .
V суффикс
Словообразовательная единица, выделяющаяся в имени существительном женского рода со значением предмета, который подобен тому, что назван словом, от которого соответствующее имя существительное образовано ( кожур’а ) .
Большой современный толковый словарь русского языка. 2012
Словари → Русский язык → Большой современный толковый словарь русского языкаСмотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое -УР-(А) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
Большой современный толковый словарь русского языка
← -УН-(Я) -УРГ-→
slovar.cc
Тег: Ур
Документов: 12
1. УД – в старину, название мужского полового органа. УР – на Востоке так обозачают УМ – Божественный, у НАС это немного другое. Одно из толкований УР – Земля обжитая Чадами и РАЗумными.2. Асур – от Харийского Ас – Бог живущий на Земле, Ур – обжитая, благодатная земля. Асур – это звание (титул) Светлого Князя земли Свята Расы. Сие впоследствии легло в основание старорусского Образного выражения: «АЗЪ ЕСМЬ ЦАРЬ», что означало: А (Ас – Бог) З (Ур – земля) Ъ (сотворен, признан) ЕС (всем) МЬ (миром – обществом) ЦЕ (це – это, этот) ЗАРЬ (Заря – Несущая Свет), т.е. «Бог на Земле признан всем обществом носителем Света».3. Аура – (А-отрицание, Ур-свет, Ра-Солнце) собственный, не солнечный свет. Совокупность энергетических излучений человека, исходящих от его тонких структур и тел, отражающих как общий духовный уровень, так и его сиюминутное душевное, психическое состояние и эмоциональное настроение. 4. Аюрведа – Ведическая наука о здоровье; духовные и научные правила повседневной жизни и излечения человека. Изложена в одной из вспомогательных Вед того же названия (изначально – «айур-веда»: «ай» – я, мой, «ур» – свет, аура, «веда» – знание; т.е. сведения об оздоровлении всех своих телесных оболочек).5. Гуру – Учитель, наставник, духовный руководитель («гур» – груз, «ур» – свет; т.е. нагружённый светом знания).6. Дурак – просветлённый человек, не пользующийся умом («д» – данный, имеющий, «ур» – свет, «ра» – солнце, отсюда русское «УРА»; «к» – принадлежащий к чему-либо). На начальной ступени развития ум является лучшим другом человека. Но в конце человеческой эволюции он становится худшим врагом, потому что этот несовершенный орган познания ограничен примитивностью восприятия пяти чувств: обоняния, осязания, вкуса, зрения и слуха – других вводных каналов информации у ума нет. В русских народных сказках Иван-дурак всегда в эволюционном отношении выше своих умных братьев. Человек, использующий только способности ума, не в состоянии решить, например, такую задачу: «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Дурак, используя не ум, а иные, более совершенные способы познания мира, легко справляется с такими задачами. Именно поэтому Россия является страной дураков: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Со временем прихода христианства приобрело негативный смысл.7. Культура – просвещение, культ Изначального Света – Рамхи («ур» – свет, «Ра» – Рамха, Изначальный Свет; отсюда русский победный клич «Ура!»). Почитание света Истины Всевышнего.8. Курган – искусственно насыпанный холм, на котором устанавливались капища, требища, светилища. На них после сжигания усопших, проводились тризны – пиры в честь умерших. Позднее курганы стали насыпать над могилами знатных людей («к» – к чему-либо, «ур» – свет, «га» – движение; т.е. место, способствующее вознесению в более светлые миры Слави и достижению светости в следующем воплощении).9. Мура – молитва к Изначальному Свету («м» – молитва, «ур» – свет, «ра» – Рамха).10. Самурай – витязь, направляющий своё «Я» в Рай («сам» – сам, «ур» – свет живатмы, «рай» – Царство Небесное). Для сохранения своей чести он может сделать это посредством харакири.11. Ур – Обжитая, благодатная земля.Теги: Словарь
12. Ураган: «Ур» – свет, «Ра» – Сияние Всевышнего прародителя, «Га» – движение.rusovei.ru
Древний город Ур в Ираке
2500 ЛЕТ ЗАБВЕНИЯ
В исторической традиции Месопотамии Ур — один из древнейших городов Шумера.
Руины библейского города Ур находятся в Южной Месопотамии, или в Двуречье, на плоской каменистой равнине. Русло реки Евфрат, на которой в древности стоял город, теперь проходит севернее. А местность вкруг Ура давно превратилась в пустынную. То, что осталось от великого города, находится на округлой возвышенности, именуемой Телль-эль-Мукайяр, что в переводе с арабского означает Глиняный холм.
Местонахождение зиккурата — главного храма Ура — было установлено в 1850 г британским натуралистом и энтузиастом археологии Уильямом Лофтусом. Так как у него было задание исследовать развалины города Сузы в Хузестане, подробным изучением развалин занялся другой археолог-любитель (в британской колониальной администрации было много таких охотников за сокровищами) — служащий британского консульства в Басре Джон Тейлор. Он работал по заданию Британского музея: музей поручал эту работу любителям, так как профессионалы зачастую не рисковали работать в таких гиблых местах, где вероятность крупной находки была мала.
В 1853-1854 гг. Тейлор обследовал руины зиккурата. Ему повезло: он обнаружил четыре глиняных цилиндра — знаменитые «Цилиндры Набонада» — в четырех углах верхней части зиккурата. На них имелся длинный клинописный текст К тому времени клинопись в основном уже была расшифрована, и Тейлор установил, что Набонад — последний царь Нововавилонского царства, правивший в 556-539 гг. до н. э., восстанавливал древние храмы. Из надписей следовало, что он восстанавливал их здесь, в древнем Уре.
Колоссальную работу проделал в 1922-1934 гг. выдающийся английский археолог Чарльз Леонард Вулли (1880-1960 гг.), точно определивший культурные уровни раскопок Ура: от середины 6-го тыс. до н. э. и до 400 г. до н. э., когда население окончательно оставило город из-за изменения течения Евфрата. Тот же Вулли открыл практически все известные сегодня постройки Ура и его окрестностей.
Совсем рядом с руинами Ура сохранились следы культуры эль-обейд: останки храма богини-матери Нинхурсаг и кладбище. В конце 5-го — первой половине 4-го тыс. до н. э. культура тут достигла высокого уровня: развивалось земледелие и скотоводство, началось выращивание финиковой пальмы, был изобретен гончарный круг, построены сеть оросительных каналов и крупные поселения из глиняных домов с монументальными храмами на платформах, воздвигнутых на центральной площади. Это и есть самый ранний исторический Ур. Он покрыт 2,5-метровым слоем речного ила, что свидетельствует о большом наводнении. Чарльз Вулли принял их за следы Великого потопа: в шумерском сказании говорится, что Ур был построен еще до него.
2750-2315 гг. до н. э. — раннединастический период истории Двуречья. Город стал центром государства: это была аграрная страна площадью около 100 км2. Ур ощутил свою силу, установив контроль над южным участком дельты Евфрата и вступая в стычки с соседями. В 2500-2425 гг. до н. э. в Южной Месопотамии было правление первой династии Ура. К этой эпохе относятся Царские гробницы: большинство было разграблено еще в глубокой древности, но в некоторых Вулли обнаружил разнообразные погребальные принадлежности (головные уборы из золота, музыкальные инструменты, сосуды из золота, серебра и меди), по которым позднее восстановили обряд погребения. Эти предметы говорят об огромных богатствах, собранных в городе благодаря торговле через Персидский залив со странами Востока, именуемыми в клинописных надписях Маганом и Мелуххой.
Это был расцвет архаического Ура.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
- Местонахождение: Ю. Ирака.
- Администр. местополож.: мухафаза Ди-Карэ.
- Основан: 5-е тыс. до н. э.
- Оставлен: IV в. до н. э.
- Ближайший город: Насирия — 745 000 чел. (2014).
- Язык: иракский диалект арабского.
- Этнический состав: иракские арабы.
- Религия: ислам (шиизм).
- Денежная единица: иракский динар.
- Река: Евфрат.
- Аэропорт: Багдад (междунар.).
ЦИФРЫ
- Площадь древнего города: 2,3 км². площадь раскопок: 0,96 км².
- Зиккурат: высота — 25 м, длина — 64 м, ширина — 46 м.
- Высота над у. м.: 7 м.
- Удаленность: 350 км к Ю. от Багдада, 160 км к С. от Басры.
КЛИМАТ
- Тропический, пустынный.
- Жаркое лето, мягкая зима.
- Средняя t января: +12 °С.
- Средняя t июля: +35 °С.
- Среднегодовое кол-во осадков: 127 мм.
- Среднегодовая относит, влажность: 40-45%.
ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ ВЕЛИКОГО УРА
Правители Ура создавали его и способствовали процветанию ради собственного величия: еще при жизни они были приравнены к богам. Город погиб, когда его правители переоценили собственные силы и недооценили противника.
В конце XXIV в. до н. э. Ур вошел в состав единой державы Саргона Древнего, удостоившего город великой чести: назначил свою дочь его верховной жрицей-энтум — супругой Сина, бога-покровителя города.
Постепенно Ур набрал такую силу, что стал центром объединенной Месопотамии. Это произошло после изгнания из страны кочевников-кутиев и основания новой династии Ура правителем города Ур-Намму.
Представители этой династии становились царями Шумера и Аккада, их считали богоравными. Они же тогда поняли, что управлять можно не мечом, а глиняными табличками: археологи обнаружили в Уре десятки тысяч хозяйственных документов, говорящих о сложной системе управления государством и полном подчинении человека чиновной бюрократии.
Ур был столицей царства, правители не жалели денег на строительство и праздники. Этот этап истории называют Шумерским Возрождением: переживали расцвет литература и архитектура.
Именно в это время, в правление царя Ур-Намму, в городе был воздвигнут зиккурат, к настоящему времени частично восстановленный.
Зиккурат представлял собой подобие пирамиды, сложенной из трех огромных глиняных платформ, облицованных кирпичом из обожженной глины. Предположительно, наклонные стены ярусов зиккурата были выкрашены в черный, красный и белый цвет, что символизировало соответственно землю, жизнь людей и мир Богов. Три прямые лестницы, расположенные под углом друг к другу, вели по фасаду на первый ярус зиккурата к высоким вратам, словно открывающимся прямо в небо. На вершине сооружения находился небольшой храм-алтарь бога Луны Сина. Рядом с зиккуратом располагались дворцово-храмовый комплекс, представлявший собой одноэтажное здание с внешним и внутренними дворами, а также царская усыпальница, состоявшая из наземной и подземной части.
Самый великий день в году для жителей Ура — праздник Сина. Люди устремлялись к зиккурату, откуда правил своими подданными царь Месопотамии, где принимали людей чиновники царя, где вершили суд, где казнили и миловали. Под торжественный голос труб из святилища выносили статую Сина и погружали на Магур — лодку, на которой бог Луны путешествует вокруг Земли. Лодку поднимали на руках, и она плыла над толпой, медленно двигаясь вокруг зиккурата, подобно Луне вокруг Земли.
В конце XXI в. до н. э. в Месопотамию вторглись кочевые племена. В 2003 г. до н. э. Ур был захвачен, разграблен и разрушен. Найден клинописный текст «Плача о гибели Ура» — пронзительного поэтического сочинения. Город нашел в себе силы возродиться и вновь расцвести в правление аморейской династии Ларсы в конце XX — середине XVIII в. до н. э. Вулли утверждал, что тогда Ур имел площадь около 2,3 км2, а его население достигало 35 тысяч человек.
Ур погиб дважды. Сначала он пострадал от политической недальновидности собственных правителей, которые выступили на стороне Южного Двуречья против власти правителей Вавилона. Вавилоняне утопили восстание в крови, разрушили городские стены.
В дальнейшем, в Нововавилонский период Нижней Месопотамии, Ур сохранил свое значение торгово-ремесленного центра. Но засоление почв в дельте Евфрата и упадок земледелия вызвали бегство населения на север Месопотамии. В IV в. до н. э. город с пятитысячелетней историей опустел.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
Погребальный обряд правителей и жрецов Ура включал и жертвоприношение. Неизвестно, было ли оно добровольным или насильственным, хотя большинство ученых склоняются к тому, что оно совершалось по доброй воле. Например, царицу или жрицу Пу-аби сопровождала в загробный мир целая свита: две служанки, десять придворных дам в богатых одеждах, арфист, пять стражников и два погонщика с упряжкой волов. Всего же в каменных склепах обнаружены останки 74 человек, принесенных в жертву.
Относительно смысла названия Ур наука не имеет четкого ответа. Некоторые ученые считают, что оно происходит от шумерского слова «уру» — город, специалисты по клинописи расшифровывают его как «место, где живет свет».
Роберт Тейлор — отец Джона Тейлора — также прославился в области археологии. Во время службы в колониальной армии, в 1830 г., среди руин ассирийской столицы Ниневии, полковник Тейлор нашел первый из пока найденных экземпляров призмы Синаххериба. Она представляет собой 38-сантиметровую гексагональную (шестигранную) призму с клинописной надписью, рассказывающей о правлении ассирийского царя Синаххериба и датируемой 689-691 гг. до н. э. В 1850 г. призму выкупил у вдовы полковника Британский музей, где артефакт сейчас и находится.
Ур указывается в Библии (Быт. 11:28-31) как родина родоначальника многих народов Авраама. В Библии город назван Ур Халдейский. Общепринятым местоположением древнего Ура считается современная местность Тель-эль-Мукайяр в Южном Ираке. Однако существовал еще и город под названием Ур в Северной Месопотамии.
В ходе раскопок экспедиция Чарльза Вулли обнаружила два больших городских квартала, состоявших примерно из 50 жилых домов. Внутри были найдены деловые документы и письма, позволившие даже проследить историю отдельных семей. Они жили в Уре в конце правления династии Ларсы и при вавилонском царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).
В мифах Нижней Месопотамии, связанных с богиней Нинхурсанг, заметно сходство с мотивами, которые впоследствии появятся в Библии: блаженный остров Тильмун (прообраз библейского Эдема), запретный плод, изгнание из рая и даже сотворение женщины из ребра мужчины.
2107mir-znaniy.com
Ур — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У́р (клиноп. 𒋀𒀕𒆠, 𒋀𒀊𒆠, шум. Urim, аккад. Uru) — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья, существовал с 4-го[1] тысячелетия[2] до IV в. до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, в низовьях на западном берегу реки Евфрат на территории, имеющей современное арабское название «Тель эль-Мукайяр» («Битумный холм»). Город упоминается в Ветхом Завете как «Ур Халдейский», родина пророка Авраама.
Область, или ном Ур (шум. Урим, ныне Телль-эль-Мукайяр) был расположен в устье реки Евфрат. Кроме города Ур, к этому ному относились также города Эриду (ныне Абу-Шахрайн), Муру и поселение, погребённое под холмом Телль эль-Убейд (его шумерское название не установлено). Общинным богом Ура был Нанна. В городе Эриду почитался бог Энки.
История Ура
Истоки основания города уходят в 5-е тыс. до н. э. Эпоху первого расцвета Ура относят примерно к началу 3 тыс. до н. э., это так называемый Раннединастический период (3000 — 2400 до н. э.). Ур тогда господствовал над прилегающей сельской округой площадью около 90 км² и несколькими меньшими городами — Эриду, Муру и городищем Убайд. Контролируя южную часть дельты Евфрата и выход к Персидскому заливу, Ур соперничал в борьбе за главенство в Междуречье с Уруком.
С 3-го тысячелетия до н. э. Ур был одним из крупнейших центров шумерской цивилизации, которая располагалась на территории современного Ирака. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшения. Храмы, зиккурат, некрополь времени I династии, в том числе 16 так называемых царских гробниц — каменных склепов с дромосами; человеческие жертвоприношения (до 74 человек), колесницы, оружие, драгоценная утварь и др. Оборонительные стены, гавани, зиккурат, храмы, дворец, мавзолей, надписи, клинописный архив, каменная скульптура, цилиндрические печати и др. периода 3-й династии. Жилые кварталы 3—2-го тысячелетий до н. э.
В период 3 этапа Раннединастического периода в Уре правила I династия лугалей. Перечень их имён в «Царском списке» из Ниппура (перечне полулегендарных династий Шумера и Аккада) изобилует пропусками и ошибками. По подлинным надписям мы знаем 6 имён этой династии. Список называет только 4 из них и добавляет ещё, быть может ошибочно, некого Балулу. О могуществе и богатстве первой династии Ура свидетельствуют царские гробницы, найденные в этом городе. Богатство урских лугалей было основано не только на захвате ими храмовой земли (о чём мы можем догадываться по некоторым косвенным данным), но и на торговле.
Ок. 2310 года до н. э. Ур был разгромлен аккадским царём Саргоном Древним, включившим его в состав своей единой державы и поставившим свою дочь Энхедуанну, известную нам также как поэтесса, верховной жрицей-энтум лунного бога Нанны в Уре. В XXIV—XXII вв. был подчинён соседним городам-государствам. После некоторого упадка и изгнания из страны кочевников-кутиев урукским правителем Утухенгалем Ур опять расцвёл во время правления III династии Ура (2112—1996 до н. э.) в XXI веке до н. э., став столицей «царства Шумера и Аккада». Основатель этой династии — Ур-Намму — построил огромный зиккурат, прославляющий Нанну, бога Луны и издал судебник (сохранились фрагменты). Его преемник Шульги укрепил гегемонию Ура, выстроив централизованный бюрократический аппарат.
- Цари Ура — Ур-Намму, Шульги, Амар-Зуэн, Шу Суэн и Ибби-Суэн — носили титул сначала «царей Шумера и Аккада», потом царей «четырех сторон света» и были могущественными повелителями большей части южной Вавилонии. Сирпурла находилась под их верховенством. Надписи говорят почти исключительно о постройках царями храмов различным божествам. Впоследствии Ур попал под власть Вавилона. Выселение Авраама из Ура в Палестину через Харран указывает на связь этих древних центров культа бога Сина. Недавно в британский музей поступило много клинописных табличек из южной Вавилонии, добытых раскопками пенсильванского университета. В числе их есть целые хроники царей Ура; походные записи говорят о построении храмов, праздниках, сооружении городов и походах. Надписи царя Шульги найдены даже в Ниневии. Си. Taylor, «Notes on the ruins of Mugeyer» (в «Joarn. of the R. As. Soc.», 1855). Надписи изданы в «Cuneiform Inscript, of Western Asia» (I), перевод — в «Keilschriftliche Bibl.» (III, I). См. Thureau-Dangin, «Dungi roi d’Ur et ses successeurs» (1898). В У. найдены также надписи царя Набонида, повествующие о восстановлении им древних святилищ и, между прочим, урского «дома великого света» (И-сир-гал), «основанного Ур-гуром и завершенного его сыном Дунги».
Нашествие аморейских племён и эламитских войск на рубеже III—II тысячелетий до н. э. привело к разграблению и разорению Ура; об этих трагических событиях повествует поэтический «Плач о гибели Ура». После нескольких лет оккупации разоренного города (2003—1996 годы до н. э.) эламиты покинули Ур, оставив его правителям Иссина. Дочь одного из них (Ишме-Дагана), принявшая шумерское имя Эн-Анатума, стала верховной жрицей Ура и начала восстановление храмов города. Ур смог возродиться при правлении аморейской династии Ларсы.
Ур продолжал оставаться важным шумерским городом и в вавилонскую эпоху. Однако участие Ура в восстании Юга Месопотамии против сына Хаммурапи, Самсуилуны, обернулось не только сносом городских стен, о чём сообщает надпись Самсуилуны 1739 до н. э., но и разорением жилых кварталов города и прекращением деятельности эдубы — школы, где обучались урские писцы.
Вавилонский царь Набонид проводил в Уре раскопки и перестроил местный зиккурат. Во время господства династии Страны моря, касситов, ассирийцев и Нововавилонского царства Ур сохранял своё значение торгово-ремесленного центра, но засоление почв в дельте Евфрата вызвало упадок земледелия и отток населения из города. В IV веке до н. э. город был окончательно покинут оставшимися в нём жителями, предположительно из-за изменившегося климата. Древний город Ур является упоминаемым в Библии Уром Халдейским, откуда родом Авраам и его родные.
Раскопки
Одним из первых европейцев курган над городом посетил в 1625 году итальянец Пьетро делла Валле, обнаруживший здесь кирпичи с клинописью.
Раскопки Ура впервые произведены в 1854 г. служащим британского консульства в Басре Тэйлором для Британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина, «дома великого света», а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или (для бедных) в глиняных сосудах. Раскопками обнаружены оборонительные стены, дворцы, храмы, зиккурат, гробницы, клинописный архив. При скелетах найдены остатки погребальных пелен и много глиняных, реже — медных сосудов, содержавших некогда пищу и питье. Сохранность глиняных гробов и сводов объясняется дренажными приспособлениями: осушка холмов достигалась вертикальными глиняными трубами, опущенными в почву.
В межвоенный период руины Ура были детально исследованы англо-американской экспедицией во главе с Л. Вулли. Среди находок Вулли, прогремевших на весь мир, — гробница царицы Шубад, штандарт войны и мира с древнейшими изображениями боевых колесниц и первые известные учёным струнные музыкальные инструменты. Большинство экспонатов поступило в Британский музей.
Под руководством Вулли был освобождён от тысячелетних заносов величественный зиккурат в Уре. Десятилетия спустя Саддам Хуссейн распорядился вернуть памятнику «первоначальный облик» и учинил его перестройку — событие, получившее крайне неоднозначную оценку учёных. Во время Иракской войны американцы развернули в непосредственном соседстве с городищем авиабазу Али, за что также подверглись критике археологов.
Напишите отзыв о статье «Ур»
Примечания
Литература
- Вулли Л. Ур халдеев. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 254 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 25 000 экз.
Ссылки
Отрывок, характеризующий Ур
И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812 м году.
Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника.
Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу.
Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.]
Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.
Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.
В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.
Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки.
Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.
Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах.
Французы, отступая в 1812 м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.
Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.
Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
24 го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.
Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.
Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Тот первый период этой войны, во время которого партизаны, сами удивляясь своей дерзости, боялись всякую минуту быть пойманными и окруженными французами и, не расседлывая и почти не слезая с лошадей, прятались по лесам, ожидая всякую минуту погони, – уже прошел. Теперь уже война эта определилась, всем стало ясно, что можно было предпринять с французами и чего нельзя было предпринимать. Теперь уже только те начальники отрядов, которые с штабами, по правилам ходили вдали от французов, считали еще многое невозможным. Мелкие же партизаны, давно уже начавшие свое дело и близко высматривавшие французов, считали возможным то, о чем не смели и думать начальники больших отрядов. Казаки же и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все было возможно.
22 го октября Денисов, бывший одним из партизанов, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти. С утра он с своей партией был на ходу. Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных, отделившимся от других войск и под сильным прикрытием, как это было известно от лазутчиков и пленных, направлявшимся к Смоленску. Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами: все знали про этот транспорт и, как говорил Денисов, точили на него зубы. Двое из этих больших отрядных начальников – один поляк, другой немец – почти в одно и то же время прислали Денисову приглашение присоединиться каждый к своему отряду, с тем чтобы напасть на транспорт.
– Нет, бг’ат, я сам с усам, – сказал Денисов, прочтя эти бумаги, и написал немцу, что, несмотря на душевное желание, которое он имел служить под начальством столь доблестного и знаменитого генерала, он должен лишить себя этого счастья, потому что уже поступил под начальство генерала поляка. Генералу же поляку он написал то же самое, уведомляя его, что он уже поступил под начальство немца.
wiki-org.ru
Ур — это… Что такое Ур?
Координаты: 30°57′44″ с. ш. 46°06′16″ в. д. / 30.962222° с. ш. 46.104444° в. д. (G) (O)30.962222, 46.104444
Древнее МеждуречьеУ́р (шум. Urim) (шумер. — Урим) — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья 5-го тысячелетия — IV в. до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, в низовьях на западном берегу реки Евфрат. “Ур халдеев” Библии, погребенный под холмом Мукайяр, и назван родиной Авраама.
Ном Ур
Ном Ур (шум. Урим, ныне Телль-эль-Мукайяр) был расположен в устье реки Евфрат. Кроме города Ур к этому ному относились также города Эриду (ныне Абу-Шахрайн), Муру и поселение, погребённое под холмом Эль-Обейд (его шумерское название не установлено). Общинным богом Ура был Нанна. В городе Эриду почитался бог Энки.
История Ура
Истоки основания города уходят в 5-е тыс. до н. э. Эпоху расцвета Ура относят примерно к началу 3 тыс. до н. э., это так называемый Ранний династический период (3000 — 2400 до н. э.). В XXIV-XXII вв. был подчинён соседним городам-государствам. После некоторого упадка Ур опять расцвёл во время правления 3-й династии Ура в XXI веке до н. э. став столицей “царства Шумера и Аккада”. Основатель этой династии — Ур-Намму — построил огромный зиккурат, прославляющий Нанну, бога Луны и издал судебник (сохранились фрагменты).
В 3-м тысячелетии до н. э. город-государство (так называемая 1-я династия Ура), в XXI в. до н.э. столица Шумера и Аккада (3-я династия Ура). Храмы, зиккурат, некрополь времени 1-й династии, в том числе 16 так называемых царских гробниц — каменных склепов с дромосами; человеческие жертвоприношения (до 74 человек), колесницы, оружие, золотые украшения, драгоценная утварь и др. Оборонительные стены, гавани, зиккурат, храмы, дворец, мавзолей, надписи, клинописный архив, каменная скульптура, цилиндрические печати и др. периода 3-й династии. Жилые кварталы 3—2-го тысячелетий до н. э.
В период 3 этапа Раннединастического периода в Уре правила I династия лугалей. Перечень их имён в «Царском списке» изобилует пропусками и ошибками. По подлинным надписям мы знаем 6 имён этой династии. Список называет только 4 из них и добавляет ещё, быть может ошибочно, некого Балулу. О могуществе и богатстве первой династии Ура свидетельствуют царские гробницы, найденные в этом городе. Богатство урских лугалей было основано не только на захвате ими храмовой земли (о чём мы можем догадываться по некоторым косвенным данным), но и на торговле.
Ур продолжал оставаться важным шумерским городом в эпоху Вавилонского периода. В IV веке до н. э. город был покинут оставшимися в нём жителями, предположительно из-за изменившегося климата.
В III тысячелетии до нашей эры шумерский город Ур был одним из крупнейших центров цивилизации, которая располагалась на территории современного Ирака. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшать себя ювелирными изделиями
Раскопки
Раскопки здесь произведены в 1854 г. Тэйлором для британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина , “дома великого света”, а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или (для бедных) в глиняных сосудах. Раскопками обнаружены оборонительные стены, дворцы, храмы, зиккурат, гробницы, клинописный архив. При скелетах найдены остатки погребальных пелен и много глиняных, реже — медных сосудов, содержавших некогда пищу и питье. Сохранность глиняных гробов и сводов объясняется дренажными приспособлениями: осушка холмов достигалась вертикальными глиняными трубами, опущенными в почву. Многочисленные надписи пролили свет на династию У. Цари У. — Гур, Дунги, Бурсин, Гимильсин и Инесин — носили титул сначала “царей Сумира и Аккада”, потом царей “четырех стран” и были могущественными повелителями большей части южной Вавилонии. Сирпурла находилась под их верховенством. Надписи говорят почти исключительно о постройках царями храмов различным божествам. Впоследствии У., по-видимому, попал под власть династии Элассара. Выселение Авраама из У. в Палестину через Харран указывает на связь этих древних центров культа бога Сина. Недавно в британский музей поступило много клинописных табличек из южной Вавилонии, добытых раскопками пенсильванского университета. В числе их есть целые хроники царей У.; походные записи говорят о построении храмов, праздниках, сооружении городов и походах. Надписи царя Дунги найдены даже в Ниневии. Си. Taylor, “Notes on the ruins of Mugeyer” (в “Joarn. of the R. As. Soc.”, 1855). Надписи изданы в “Cuneiform Inscript, of Western Asia” (I), перевод — в “Keilschriftliche Bibl.” (III, I). Cм. Thureau-Dangin, “Dungi roi d’Ur et ses successeurs” (1898). В У. найдены также надписи царя Набонида, повествующие о восстановлении им древних святилищ и, между прочим, урского “дома великого света” (И-сир-гал), “основанного У.-гуром и завершенного его сыном Дунги”.
В межвоенный период руины Ура были детально исследованы англо-американской экспедицией во главе с Л. Вулли. Среди находок Вулли, прогремевших на весь мир, — Штандарт войны и мира с древнейшими изображениями боевых колесниц и первые известные учёным струнные музыкальные инструменты. Также был освобождён от тысячелетних заносов величественный зиккурат в Уре. Сравнительно недавно Саддам Хуссейн распорядился вернуть памятнику «первоначальный облик» — событие, получившее крайне неоднозначную оценку учёных.
См. также
Литература
- Вулли Л. Ур халдеев. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 254 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 25 000 экз.
- Ур // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913.
- «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»
- Российский Энциклопедический cловарь
Ссылки
dic.academic.ru
Ур Википедия
Ур (клиноп. 𒋀𒀕𒆠, 𒋀𒀊𒆠, шум. Urim, аккад. Uru) — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья (Месопотамии), существовал с IV тысячелетия[1] до IV века до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, в низовьях на западном берегу реки Евфрат на территории, имеющей современное арабское название «Тель эль-Мукайяр» («Битумный холм»). Город упоминается в Ветхом Завете как «Ур Халдейский», родина пророка Авраама.
Область, или ном Ур (шум. Урим, ныне Телль-эль-Мукайяр) был расположен в устье реки Евфрат. Кроме города Ур, к этому ному относились также города Эриду (ныне Абу-Шахрайн), Муру и поселение, погребённое под холмом Телль эль-Убейд (его шумерское название не установлено). Общинным богом Ура был Нанна. В городе Эриду почитался бог Энки.
История Ура
Поселение на месте Ура было основано в 5-е тыс. до н. э., в 4-е тыс. до н. э., в период Урука, Ур стал городом. Эпоху первого расцвета Ура относят примерно к началу 3-го тыс. до н. э., это так называемый Раннединастический период (3000 — 2400 до н. э.). Ур тогда господствовал над прилегающей сельской округой площадью около 90 км² и несколькими меньшими городами — Эриду, Муру и городищем Убайд. Контролируя южную часть дельты Евфрата и выход к Персидскому заливу, Ур соперничал в борьбе за главенство в Междуречье с Уруком.
С 3-го тысячелетия до н. э. Ур был одним из крупнейших центров шумерской цивилизации. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшения. Храмы, зиккурат, некрополь времени I династии, в том числе 16 так называемых царских гробниц — каменных склепов с дромосами; человеческие жертвоприношения (до 74 человек), колесницы, оружие, драгоценная утварь и др. Оборонительные стены, гавани, зиккурат, храмы, дворец, мавзолей, надписи, клинописный архив, каменная скульптура, цилиндрические печати и др. периода 3-й династии. Жилые кварталы 3—2-го тысячелетий до н. э.
В период 3 этапа Раннединастического периода в Уре правила I династия лугалей. Перечень их имён в «Царском списке» из Ниппура (перечне полулегендарных династий Шумера и Аккада) изобилует пропусками и ошибками. По подлинным надписям мы знаем 6 имён этой династии. Список называет только 4 из них и добавляет ещё, быть может ошибочно, некого Балулу. О могуществе и богатстве первой династии Ура свидетельствуют царские гробницы, найденные в этом городе. Богатство урских лугалей было основано не только на захвате ими храмовой земли (о чём мы можем догадываться по некоторым косвенным данным), но и на торговле.
Ок. 2310 года до н. э. Ур был разгромлен аккадским царём Саргоном Древним, включившим его в состав своей единой державы и поставившим свою дочь Энхедуанну, известную нам также как поэтесса, верховной жрицей-энтум лунного бога Нанны в Уре. В XXIV—XXII вв. был подчинён соседним городам-государствам. После некоторого упадка и изгнания из страны кочевников-кутиев урукским правителем Утухенгалем Ур опять расцвёл во время правления III династии Ура (2112—1996 до н. э.) в XXI веке до н. э., став столицей «царства Шумера и Аккада». Основатель этой династии — Ур-Намму — построил огромный зиккурат, прославляющий Нанну, бога Луны и издал судебник (сохранились фрагменты). Его преемник Шульги укрепил гегемонию Ура, выстроив централизованный бюрократический аппарат.
Древнее МеждуречьеНашествие аморейских племён и эламитских войск на рубеже III—II тысячелетий до н. э. привело к разграблению и разорению Ура; об этих трагических событиях повествует поэтический «Плач о гибели Ура». После нескольких лет оккупации разоренного города (2003—1996 годы до н. э.) эламиты покинули Ур, оставив его правителям Иссина. Дочь одного из них (Ишме-Дагана), принявшая шумерское имя Эн-Анатума, стала верховной жрицей Ура и начала восстановление храмов города. Ур смог возродиться при правлении аморейской династии Ларсы.
Ур продолжал оставаться важным шумерским городом и в вавилонскую эпоху. Однако участие Ура в восстании Юга Месопотамии против сына Хаммурапи, Самсуилуны, обернулось не только сносом городских стен, о чём сообщает надпись Самсуилуны 1739 до н. э., но и разорением жилых кварталов города и прекращением деятельности эдубы — школы, где обучались урские писцы.
Вавилонский царь Набонид проводил в Уре раскопки и перестроил местный зиккурат. Во время господства династии Страны моря, касситов, ассирийцев и Нововавилонского царства Ур сохранял своё значение торгово-ремесленного центра, но засоление почв в дельте Евфрата вызвало упадок земледелия и отток населения из города. В IV веке до н. э. город был окончательно покинут оставшимися в нём жителями, предположительно из-за изменившегося климата. Древний город Ур является упоминаемым в Библии Уром Халдейским, откуда родом Авраам и его родные.
Раскопки
Одним из первых европейцев курган над городом посетил в 1625 году итальянец Пьетро делла Валле, обнаруживший здесь кирпичи с клинописью.
Раскопки Ура впервые произведены в 1854 г. служащим британского консульства в Басре Тэйлором для Британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина, «дома великого света», а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или (для бедных) в глиняных сосудах. Раскопками обнаружены оборонительные стены, дворцы, храмы, зиккурат, гробницы, клинописный архив. При скелетах найдены остатки погребальных пелен и много глиняных, реже — медных сосудов, содержавших некогда пищу и питье. Сохранность глиняных гробов и сводов объясняется дренажными приспособлениями: осушка холмов достигалась вертикальными глиняными трубами, опущенными в почву.
В межвоенный период руины Ура были детально исследованы англо-американской экспедицией во главе с Л. Вулли. Среди находок Вулли, прогремевших на весь мир, — гробница царицы Шубад, штандарт войны и мира с древнейшими изображениями боевых колесниц и первые известные учёным струнные музыкальные инструменты. Большинство экспонатов поступило в Британский музей.
Под руководством Вулли был освобождён от тысячелетних заносов величественный зиккурат в Уре. Десятилетия спустя Саддам Хуссейн распорядился вернуть памятнику «первоначальный облик» и учинил его перестройку — событие, получившее крайне неоднозначную оценку учёных. Во время Иракской войны американцы развернули в непосредственном соседстве с городищем авиабазу Али, за что также подверглись критике археологов.
Примечания
Литература
- Вулли Л. Ур халдеев. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 254 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 25 000 экз.
Ссылки
wikiredia.ru