Катастрофы транспортных самолетов Ан-12 с 2010 года. Хронология — Биографии и справки
4 ноября 2015 года в Джубе (Южный Судан) потерпел катастрофу транспортный самолет Ан-12БК, принадлежавший южносуданской компании Allied Services Limited. В результате крушения погиб по меньшей мере 41 человек.
Согласно данным из открытых источников, за время эксплуатации Ан-12 потеряны более 220 самолетов этого типа, в 192 катастрофах погибли не менее 1 тыс. 393 человек. За последние пять лет в мире произошло семь катастроф Ан-12 (без учета крушения 4 ноября 2015 г.), в которых погибли в общей сложности 72 человека.
21 апреля 2010 года транспортный самолет Ан-12БП (регистрационный номер UP-AN216, в эксплуатации с 1963 года), взятый филиппинской авиакомпанией Interisland Aviation в лизинг у казахстанского авиаперевозчика Almaty Aviation, потерпел крушение на Филиппинах близ города Мексико (провинция Пампанга). В результате погибли три члена экипажа — двое россиян и один гражданин Болгарии, еще три члена экипажа были госпитализированы. Самолет следовал внутренним рейсом из Себу в Анхелес, причиной катастрофы был пожар на борту.
21 марта 2011 года в Конго потерпел крушение самолет Ан-12БП (регистрационный номер TN-AGK, в эксплуатации с 1963 года), принадлежавший авиакомпании Trans Air Congo. Он выполнял рейс по маршруту Браззавиль — Пуэнт-Нуар. При подлете к аэропорту назначения из-за отказа двух двигателей самолет упал на жилые кварталы города. Жертвами катастрофы стали 23 человека, в том числе четыре члена экипажа — трое граждан России и гражданин Казахстана, пять пассажиров и 14 человек на земле.
9 августа 2011 года в Магаданской области экипаж транспортного самолета Ан-12АП (регистрационный номер RA-11125, в эксплуатации с 1963 года) российской авиакомпании «Авис-Амур», следовавшего рейсом из Магадана в Кепервеем (Чукотка), доложил наземному диспетчеру о пожаре двигателя и экстренном снижении, после чего на связь больше не выходил. Разбившийся самолет был обнаружен спасателями через сутки около аэропорта Омсукчан, все 11 человек, находившихся на борту, погибли. Как установили эксперты, причиной катастрофы стала течь топлива, в результате которой возникло возгорание левого крыла.
7 октября 2012 года в Судане в 40 км от города Омдурман потерпел катастрофу самолет Ан-12БП местной авиакомпании AZZA Transport (регистрационный номер ST-ASA, в эксплуатации с 1963 года). У воздушного судна, выполнявшего рейс по заказу ВВС Судана по маршруту Хартум — Эль-Фашер, отказали два двигателя, машина разбилось при выполнении вынужденной посадки; из находившихся на борту 22 человек погибли 15.
9 августа 2013 года транспортный самолет Ан-12Б ВВС Эфиопии (бортовой номер 1513, в эксплуатации с 1964 года), перевозивший вооружения из города Дыре-Дауа (Эфиопия) в Могадишо (Сомали), при посадке в аэропорту назначения разбился и сгорел. В катастрофе погибли четверо членов экипажа, двое получили ранения. Причиной стала неисправность самолета.
26 декабря 2013 года транспортный самолет Ан-12Б (регистрационный номер 12162, в эксплуатации с 1964 года) авиастроительной корпорации «Иркут», выполнявший грузовой рейс Новосибирск — Иркутск, при заходе на посадку на аэродроме Иркутск-2 задел верхушки берез, ударился о крышу ангара с тягачами, задел стойками шасси несколько единиц техники и разбился об ангары в 700 м от торца ВВП. Погибли все находившиеся на борту шесть членов экипажа и три пассажира-авиатехника. В ходе катастрофы было повреждено более 10 единиц военной техники, находившейся на хранении (тягачи МАЗ-543 и полковые мастерские ПМ-2-70М на шасси ЗиЛ-131). В качестве причин произошедшего следствием рассматриваются ошибка пилотирования, неисправность самолета и неблагоприятные погодные условия.
30 августа 2014 года вскоре после взлета из аэропорта Таманрассет (Алжир) разбился грузовой самолет Ан-12БК компании «Украина-АэроАльянс» (регистрационный номер UR-DWF, год постройки — 1968). Самолет перевозил нефтяное оборудование по маршруту Глазго (Шотландия) — Малабо (Экваториальная Гвинея). На борту погибли все семь членов экипажа, граждане Украины. Официальных данных о причинах катастрофы не публиковалось, предположительно, самолет упал из-за перегруза.
tass.ru
Катастрофа Ан-12 под Навабшахом — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуКатастрофа под Навабшахом | |
---|---|
Ан-12Б, аналогичный разбившемуся | |
Общие сведения | |
Дата | 4 августа 1984 года |
Характер | Отказ двигателей, разрушение в воздухе |
Причина | Сложные погодные условия, ошибка экипажа |
Место | близ Навабшаха (Пакистан) |
Воздушное судно | |
Модель | Ан-12Б |
Оператор | ВВС ВМФ СССР (327 ОТАП) |
Пункт вылета |
ru.wikipedia.org
Катастрофа Ан-12 под Магаданом — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуРейс 10178 Ф Аэрофлота | |
---|---|
Последствия катастрофы | |
Общие сведения | |
Дата | 2 октября 1973 года |
Время | 23:35 |
Характер | Столкновение с горой |
Причина | Ошибка экипажа |
Место | Магаданская область (РСФСР, СССР) |
ru.wikipedia.org
Катастрофа Ан-12 под Навабшахом: alekseysc
Катастрофа Ан-12 под Навабшахом — авиационная катастрофа транспортного самолёта Ан-12Б авиации Военно-Морского Флота СССР, произошедшая в субботу 4 августа (в некоторых источниках — 5 августа) 1984 года в районе Навабшаха (Пакистан), при этом погибли 24 человека.
Ан-12Б, аналогичный разбившемуся
Ан-12Б с регистрационным номером CCCP-10232 (заводской — 3341107, серийный — 11-07) был выпущен Ташкентским авиационным заводом в 1963 году и передан Министерству обороны, которое в свою очередь направило его в военно-морскую авиацию. По данным на 1974 год, борт 10232 первоначально эксплуатировался в 145-й ОПЛАЭ (аэродром Скулте, Рига), а в начале 1980-х годов был передан в 327-й ОТАП (аэродром Остафьево, Москва).
В начале 1980-х годов территория современной Эритреи была аннексирована Эфиопией (с 1962 года). С 1980 года в Асмэре стала базироваться советская авиация, в том числе Ил-38 из авиации Тихоокеанского флота, транспортные самолёты Ан-12 и вертолёты Ми-8. Но в мае 1984 года бойцы из сопротивления за независимость Эритреи атаковали аэродром, уничтожив Ил-38, Ми-8 и повредив один Ан-12 (был восстановлен). В связи с этим полёты Ил-38 пришлось прекратить, а их экипажи вернули в Советский Союз.
Борт 10232 выполнял транспортный рейс из Асмэры на базовый аэродром Остафьево (Москва, РСФСР) с промежуточными посадками для дозаправки в Адене (Южный Йемен), Карачах (Пакистан) и Ташкенте (Узбекская ССР). На борту находились 9 членов экипажа (командир корабля — майор Подскребаев В. С., лётчик 1-го класса и члены экипажа — Васильев, Хоцевский, Олейник, Стаценко, Правитель, Николаенко, Зайцев, Качан) и 15 пассажиров — по некоторым данным это были экипажи Ил-38, хотя по другим данным экипажи противолодочных самолётов были вывезены из Эритреи месяцем раньше.
Состав экипажа:
Командир корабля — майор Подскребаев Валентин С., лётчик 1-го класса
Правый лётчик, помощник командира корабля — капитан Васильев Валерий
Штурман — капитан Хацевский Валентин
Штурман-инструктор — капитан Николаенко
Бортовой техник эскадрильи — майор Олейник Анатолий
Бортовой техник по АДО (борт-электрик) — капитан Правитель Александр
Военный переводчик — капитан Стаценко Александр
Командир огневой установки (КОУ) — прапорщик Зайцев Александр
Бортовой радист — прапорщик Качан
Первые два этапа прошли нормально. Взлетев с аэродрома Джинна (Карачи), Ан-12 поднялся до эшелона 190 (высота 19 000 футов (5800 м)) и направился в Ташкент. Пакистанский диспетчер предупредил, что на маршруте полёта находится гроза. По официальной версии, командир Подскребаев решил маршрут не менять, предположив по всей видимости, что это не представляет серьезной опасности. Спустя 45 минут с момента вылета связь с экипажем прекратилась.
Следуя на установленной высоте, Ан-12 влетел мощную кучевую и кучево-дождевую облачность, которая сопровождалась сильной турбулентностью и градом. Этот град и стал решающим фактором, когда пробил обтекатель антенны РЛС и масляные радиаторы двигателей. Из-за полученных пробоин масло стало вытекать, поэтому во всех четырёх силовых установках произошло падение мощности. Тогда экипаж, выключив двигатели № 1 и 3, а двигатели № 2 и 4 переведя в режим «малого газа», решил снизиться под облака и выполнить посадку вне аэродрома, но к сожалению, в процессе снижения лётчики не справились с управлением, и превысили максимальную скорость. В сочетании с высокой турбулентностью это привело к тому, что аэродинамические перегрузки на планер превысили расчётные. Самолёт разрушился в воздухе, после чего рухнул в окрестностях пакистанского города Навабшах. Все 24 человека, находившиеся на борту, погибли.
Вечная память погибшим воинам Отечества…
Источник
alekseysc.livejournal.com
Катастрофа Ан-12 под Магаданом — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Катастрофа Ан-12 под Магаданом — авиационная катастрофа, произошедшая 2 октября 1973 года в окрестностях Магадана с самолётом Ан-12Б авиакомпании Аэрофлот, в результате которой погибли 10 человек.
Самолёт
Ан-12Б с бортовым номером 12967 (заводской — 9346502) был выпущен заводом Антонова в 1969 году[1].
Катастрофа
Самолёт выполнял грузовой рейс 10178 Ф из Якутска в Магадан, в ходе которого предстояло перевезти 12 тонн овощей. Пилотировал его экипаж из 139 лётного отряда, в состав которого входили командир (КВС) П. Ф. Сыропятов, второй пилот А. Г. Каганер, штурман М. Г. Ковалёв, бортмеханик Н. Д. Токарев, старший бортмеханик С. М. Сабуркин, бортрадист-стажёр В. А. Селявко, старший бортрадист Л. Г. Зыков и бортпроводник В. П. Иванников. Также на борту находились двое сопровождающих груз. В 13:06 МСК (19:06 местного времени) Ан-12 вылетел из Якутского аэропорта и после набора высоты занял эшелон 7800 метров
Небо над Магаданом было затянуто облаками с нижней границей 1000 метров и шёл дождь. Когда авиалайнер вошёл в воздушную зону аэропорта Магадан-56 км, то диспетчер разрешил экипажу снизиться сперва до высоты 4500 метров, а потом 2400 до пролёта ДПРМ с заходом на посадку по магнитному курсу 104° согласно установленной схеме на высоте круга 1500 метров. Стоит отметить, что предпосадочная подготовка была проведена не в полном объёме, в результате чего экипаж выполнял заход на посадку с ошибками и отклонениями, в том числе третий и четвёртый развороты были выполнены спарено, при этом с креном 20° и с вертикальной скоростью снижения 10 м/с. В итоге, после выхода из четвёртого разворота на высоте 900 метров, Ан-12 оказался в 2,5 километрах слева относительно оси ВПП. Диспетчер круга доложил им об уклонении, в связи с чем экипаж повернул на курс 140°, то есть на 35°, летя при этом на предельно допустимых скоростях [1].
На высоте 730 метров и в 18 километрах от аэропорта авиалайнер пересёк линию курса, в связи с чем диспетчер дал указание снижаться по глиссаде на дальний привод. В два приёма закрылки были выпущены на 25°, а затем самолёт начал снижаться. В данной ситуации между членами экипажа отсутствовало взаимодействие, а штурман и вовсе вёл себя пассивно. В итоге командир пропустил момент выхода в створ ВПП и продолжал следовать по курсу 140°. Далее командир перешёл с инструментального на визуальный полёт и увидел впереди огни. Не летая в Магадан уже 4 года, он ошибочно решил, что это аэродром, тогда как на самом деле это был посёлок Сплавная[1].
В 15:34:41 МСК (23:34:41 местного времени) самолёт был на высоте 570 метров, когда диспетчер сообщил экипажу, что они правее относительно оси посадочного курса на 1,5 километра. Обескураженный таким неожиданным для себя сообщением, командир теперь не знал, где они вообще находятся и принял решение уходить на второй круг. В 15:35:14 МСК он доложил о своём решении диспетчеру и в ответ получил указание подниматься до высоты 1500 метров. Экипаж начал набор высоты, при этом убирая закрылки и шасси, что однако вызвало просадку с вертикальной скоростью 8 м/с. Спустя всего полминуты после доклада экипажа диспетчеру о прерывании посадки, в 15:35:42 МСК (23:35:42 местного времени) находящийся на высоте 507 метров относительно уровня аэродрома, Ан-12 в 13,7 километрах от торца ВПП и в 5,6 километрах правее её оси (азимут 251° относительно КТА) врезался в склон горы. Самолёт полностью разрушился и частично сгорел. Все 10 человек на его борту погибли[1].
Причины катастрофы
Грубые ошибки, допущенные экипажем при заходе на посадку в горных условиях ночью при отсутствии с его стороны постоянного инструментального контроля за положением самолёта на предпосадочной прямой и неграмотные действия командира при уходе на второй круг. Службой УВД аэропорта не было оказано помощи экипажу при заходе на посадку и особенно на предпосадочной прямой, чем не было предотвращено уклонение от линии посадки.
Сопутствующие факторы:
- Неудовлетворительная организация лётной работы в 139 ло и в УВД аэропорта Магадан-56 км
- Отсутствие на рабочем месте диспетчера посадки руководителя полётов аэропорта
- Пассивное руководство полётом со стороны диспетчера круга.
— [1]
Напишите отзыв о статье «Катастрофа Ан-12 под Магаданом»
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 [www.airdisaster.ru/database.php?id=199 Катастрофа Ан-12Б Якутского УГА близ Магадана]. airdisaster.ru.
Отрывок, характеризующий Катастрофа Ан-12 под Магаданом
Княжна Марья не была в Москве и вне опасности, как думал князь Андрей.
После возвращения Алпатыча из Смоленска старый князь как бы вдруг опомнился от сна. Он велел собрать из деревень ополченцев, вооружить их и написал главнокомандующему письмо, в котором извещал его о принятом им намерении оставаться в Лысых Горах до последней крайности, защищаться, предоставляя на его усмотрение принять или не принять меры для защиты Лысых Гор, в которых будет взят в плен или убит один из старейших русских генералов, и объявил домашним, что он остается в Лысых Горах.
Но, оставаясь сам в Лысых Горах, князь распорядился об отправке княжны и Десаля с маленьким князем в Богучарово и оттуда в Москву. Княжна Марья, испуганная лихорадочной, бессонной деятельностью отца, заменившей его прежнюю опущенность, не могла решиться оставить его одного и в первый раз в жизни позволила себе не повиноваться ему. Она отказалась ехать, и на нее обрушилась страшная гроза гнева князя. Он напомнил ей все, в чем он был несправедлив против нее. Стараясь обвинить ее, он сказал ей, что она измучила его, что она поссорила его с сыном, имела против него гадкие подозрения, что она задачей своей жизни поставила отравлять его жизнь, и выгнал ее из своего кабинета, сказав ей, что, ежели она не уедет, ему все равно. Он сказал, что знать не хочет о ее существовании, но вперед предупреждает ее, чтобы она не смела попадаться ему на глаза. То, что он, вопреки опасений княжны Марьи, не велел насильно увезти ее, а только не приказал ей показываться на глаза, обрадовало княжну Марью. Она знала, что это доказывало то, что в самой тайне души своей он был рад, что она оставалась дома и не уехала.
На другой день после отъезда Николушки старый князь утром оделся в полный мундир и собрался ехать главнокомандующему. Коляска уже была подана. Княжна Марья видела, как он, в мундире и всех орденах, вышел из дома и пошел в сад сделать смотр вооруженным мужикам и дворовым. Княжна Марья свдела у окна, прислушивалась к его голосу, раздававшемуся из сада. Вдруг из аллеи выбежало несколько людей с испуганными лицами.
Княжна Марья выбежала на крыльцо, на цветочную дорожку и в аллею. Навстречу ей подвигалась большая толпа ополченцев и дворовых, и в середине этой толпы несколько людей под руки волокли маленького старичка в мундире и орденах. Княжна Марья подбежала к нему и, в игре мелкими кругами падавшего света, сквозь тень липовой аллеи, не могла дать себе отчета в том, какая перемена произошла в его лице. Одно, что она увидала, было то, что прежнее строгое и решительное выражение его лица заменилось выражением робости и покорности. Увидав дочь, он зашевелил бессильными губами и захрипел. Нельзя было понять, чего он хотел. Его подняли на руки, отнесли в кабинет и положили на тот диван, которого он так боялся последнее время.
Привезенный доктор в ту же ночь пустил кровь и объявил, что у князя удар правой стороны.
В Лысых Горах оставаться становилось более и более опасным, и на другой день после удара князя, повезли в Богучарово. Доктор поехал с ними.
Когда они приехали в Богучарово, Десаль с маленьким князем уже уехали в Москву.
Все в том же положении, не хуже и не лучше, разбитый параличом, старый князь три недели лежал в Богучарове в новом, построенном князем Андреем, доме. Старый князь был в беспамятстве; он лежал, как изуродованный труп. Он не переставая бормотал что то, дергаясь бровями и губами, и нельзя было знать, понимал он или нет то, что его окружало. Одно можно было знать наверное – это то, что он страдал и, чувствовал потребность еще выразить что то. Но что это было, никто не мог понять; был ли это какой нибудь каприз больного и полусумасшедшего, относилось ли это до общего хода дел, или относилось это до семейных обстоятельств?
Доктор говорил, что выражаемое им беспокойство ничего не значило, что оно имело физические причины; но княжна Марья думала (и то, что ее присутствие всегда усиливало его беспокойство, подтверждало ее предположение), думала, что он что то хотел сказать ей. Он, очевидно, страдал и физически и нравственно.
Надежды на исцеление не было. Везти его было нельзя. И что бы было, ежели бы он умер дорогой? «Не лучше ли бы было конец, совсем конец! – иногда думала княжна Марья. Она день и ночь, почти без сна, следила за ним, и, страшно сказать, она часто следила за ним не с надеждой найти призкаки облегчения, но следила, часто желая найти признаки приближения к концу.
Как ни странно было княжне сознавать в себе это чувство, но оно было в ней. И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она, ожидая чего то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову – мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении. Как ни отстраняла она от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь, после того, устроит свою жизнь. Это были искушения дьявола, и княжна Марья знала это. Она знала, что единственное орудие против него была молитва, и она пыталась молиться. Она становилась в положение молитвы, смотрела на образа, читала слова молитвы, но не могла молиться. Она чувствовала, что теперь ее охватил другой мир – житейской, трудной и свободной деятельности, совершенно противоположный тому нравственному миру, в который она была заключена прежде и в котором лучшее утешение была молитва. Она не могла молиться и не могла плакать, и житейская забота охватила ее.
Оставаться в Вогучарове становилось опасным. Со всех сторон слышно было о приближающихся французах, и в одной деревне, в пятнадцати верстах от Богучарова, была разграблена усадьба французскими мародерами.
Доктор настаивал на том, что надо везти князя дальше; предводитель прислал чиновника к княжне Марье, уговаривая ее уезжать как можно скорее. Исправник, приехав в Богучарово, настаивал на том же, говоря, что в сорока верстах французы, что по деревням ходят французские прокламации и что ежели княжна не уедет с отцом до пятнадцатого, то он ни за что не отвечает.
wiki-org.ru
Катастрофа Ан-12 в Нальчике — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуРейс 9045 Пулково | |
---|---|
Мемориал на месте захоронения членов экипажа (кладбище Памяти жертв 9-го января) | |
Общие сведения | |
Дата | 24 февраля 1994 года |
Время | 11:16 |
Характер | Потеря управления при заходе на посадку |
Причина | Обледенение |
Место | близ |
ru.wikipedia.org
Катастрофа Ан-12 под Сургутом 22 января 1971 года — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Катастрофа Ан-12 под Сургутом 22 января 1971 года — авиационная катастрофа, произошедшая 22 января 1971 года в окрестностях Сургута с самолётом Ан-12Б авиакомпании Аэрофлот, в результате которой погибли 14 человек.
Самолёт
Ан-12Б с бортовым номером 11000 (заводской — 5343610, серийный — 36-10) был выпущен Ташкентским авиазаводом 3 декабря 1965 года и к 2 февраля 1966 года передан Главному управлению гражданского воздушного флота. Последним местом работы самолёта был Сыктывкарский авиаотряд Коми территориального управления гражданского воздушного флота. Всего на момент катастрофы борт 11000 имел 5626 часов налёта и 2578 посадок[1][2].
Катастрофа
В первой половине января в Омском аэропорту временно базировались 2 Ан-12 и 3 экипажа из 75-го лётного отряда, которые оттуда выполняли заказные грузовые перевозки. Но 22 января поступило указание перегнать борт 11000 на базовый аэродром — Сыктывкар, где ему предстояло плановое техническое обслуживание. Также было решено совершить попутный рейс в Сургут, в ходе которого предстояло перевезти 12 тонн груза. Груз в основном являлся сеткой в рулонах, плитками ПВХ и прочими различными изделиями хозяйственного назначения, а также одного строительного копра С-955. На самолёте находились два экипажа: пилотирующий и сменный. Пилотирующий состоял из командира (КВС) С. А. Бахарева, второго пилота А. П. Дехтяренко, штурмана В. К. Бахина, бортмеханика-инструктора М. И. Казачкова, бортрадиста А. А. Тыченко и бортпроводника В. М. Малинина. Сменный состоял из командира (КВС) Л. А. Бутова, второго пилота А. М. Шамы, штурмана П. С. Азаренкова, бортмеханика А. М. Юдаева, бортрадиста Н. И. Соклакова и бортпроводника И. И. Пушникова. Также на борту находился инженер 75 отряда Н. П. Каякин и сопровождающая груз Е. Р. Крамар. Согласно имеющемуся у экипажа прогнозу, в Сургуте ожидалась слоисто-кучевая облачность высотой 500—700 метров, видимость 3—4 километра, снег, в облаках обледенение. В 18:09 МСК Авиалайнер вылетел из Омского аэропорта и после набора высоты занял заданный эшелон 6600 метров[1].
В Сургуте была сплошная облачность высотой 450 метров, видимость составляла 5,5 километра, дул северный свежий ветер, а температура воздуха составляла -9°C. В 19:20 диспетчер радарной службы в аэропорту Сургут разрешил экипажу Ан-12 снижаться до высоты 4500 метров, а затем до 1200 метров. Когда экипаж доложил о занятии высоты 1200 метров, то им дали указание переходить на связь с диспетчером посадки. Выполняя заход на посадку по магнитному курсу 180°, самолёт вошёл в район второго разворота со снижением до высоты 400 метров, расстояние до аэропорта при этом составляло 11 километров. В 19:34 МСК с самолёта доложили о пролёте траверза ДПРМ на высоте 400 метров. В 19:36 МСК (21:36 по местному времени), когда боковое удаление составляло 11 километров при радикальном удалении 16 километров, экипаж получил указание на выполнение третьего разворота. В ответ прозвучало: «Понял». После этого экипаж на связь больше не выходил и на вызовы не отвечал[1].
Когда Ан-12 в 18 километрах северо-восточнее Сургутского аэропорта на скорости 330 км/ч выполнял левый разворот, то на крыле произошёл срыв потока, в результате чего Ан-12 начал входить в прогрессирующий левый крен и терять высоту. Отклонившись от первоначального курса на 110°, авиалайнер под углом 40° и с левым креном около 90° врезался в землю, полностью разрушился и сгорел[1].
Причины
Согласно синоптического анализа метеообстановки, было установлено сильное обледенение на высотах 400—1300 метров. Также о сильном обледенении на высоте 1200 метров доложил и экипаж Ан-12 борт СССР-12996[1].
Выводы комиссии: Сваливание при третьем развороте из-за резкого ухудшения аэродинамики вследствие обледенения крыла при полёте в условиях интенсивного обледенения, а также из-за несоответствия скоростей, предусмотренных при выполнении третьего и четвёртого разворотов при посадочном весе более 55 тонн с обледеневшим крылом. Обледенение крыла произошло вследствие недостаточного обогрева передней кромки крыла из-за неполного открытия кранов отбора воздуха от двигателей.
Другие факторы:
- Отсутствие лётных испытаний по поведению самолёта при обледенении крыла и рекомендаций экипажу при полёте в подобных условиях.
- Отсутствие данных об эффективности ПОС крыла при интенсивном обледенении.
— [1]
Последствия
С разницей в 9 дней (22 и 31 января 1971 года) у аэропорта Сургута разбились два Ан-12 — СССР-11000 и СССР-12996. При этом обе катастрофы произошли по аналогичной схеме — в процессе третьего разворота самолёт начинал самопроизвольно входить в крен из-за срыва потока на крыле, вызванного ухудшением аэродинамики вследствие обледенения, которое в свою очередь было вызвано недостаточной эффективностью противообледенительной системы, так как краны отбора горячего воздуха от двигателей не были полностью открыты. Чтобы подобных катастроф впредь не происходило, в систему управления отбором воздуха внесли существенные доработки, в том числе добавили сигнализацию полного открытия кранов. Также провели специальные испытания, по результатам которых смогли уточнить аэродинамические характеристики самолёта Ан-12 при обледенении. Это также привело к изменениям во многих руководящих документах гражданской авиации[1].
См. также
- Аналогичные катастрофы
Напишите отзыв о статье «Катастрофа Ан-12 под Сургутом 22 января 1971 года»
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 [www.airdisaster.ru/database.php?id=271 Катастрофа Ан-12Б Коми УГА близ Сургута]. airdisaster.ru. Проверено 15 мая 2013. [www.webcitation.org/6GseomTBs Архивировано из первоисточника 25 мая 2013].
- ↑ [russianplanes.net/reginfo/5610 Антонов Ан-12Б Бортовой №: CCCP-11000]. Russianplanes.net. Проверено 15 мая 2013. [www.webcitation.org/6Gseo4Q1i Архивировано из первоисточника 25 мая 2013].
Отрывок, характеризующий Катастрофа Ан-12 под Сургутом 22 января 1971 года
Пьер проснулся 3 го сентября поздно. Голова его болела, платье, в котором он спал не раздеваясь, тяготило его тело, и на душе было смутное сознание чего то постыдного, совершенного накануне; это постыдное был вчерашний разговор с капитаном Рамбалем.Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. Пьер встал, протер глаза и, увидав пистолет с вырезным ложем, который Герасим положил опять на письменный стол, Пьер вспомнил то, где он находился и что ему предстояло именно в нынешний день.
«Уж не опоздал ли я? – подумал Пьер. – Нет, вероятно, он сделает свой въезд в Москву не ранее двенадцати». Пьер не позволял себе размышлять о том, что ему предстояло, но торопился поскорее действовать.
Оправив на себе платье, Пьер взял в руки пистолет и сбирался уже идти. Но тут ему в первый раз пришла мысль о том, каким образом, не в руке же, по улице нести ему это оружие. Даже и под широким кафтаном трудно было спрятать большой пистолет. Ни за поясом, ни под мышкой нельзя было поместить его незаметным. Кроме того, пистолет был разряжен, а Пьер не успел зарядить его. «Все равно, кинжал», – сказал себе Пьер, хотя он не раз, обсуживая исполнение своего намерения, решал сам с собою, что главная ошибка студента в 1809 году состояла в том, что он хотел убить Наполеона кинжалом. Но, как будто главная цель Пьера состояла не в том, чтобы исполнить задуманное дело, а в том, чтобы показать самому себе, что не отрекается от своего намерения и делает все для исполнения его, Пьер поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал в зеленых ножнах и спрятал его под жилет.
Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу.
Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста.
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно робкими лицами и французы с негородским, лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера. Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно или любопытна смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания. У ворот одного дома три француза, толковавшие что то не понимавшим их русским людям, остановили Пьера, спрашивая, не знает ли он по французски?
Пьер отрицательно покачал головой и пошел дальше. В другом переулке на него крикнул часовой, стоявший у зеленого ящика, и Пьер только на повторенный грозный крик и звук ружья, взятого часовым на руку, понял, что он должен был обойти другой стороной улицы. Он ничего не слышал и не видел вокруг себя. Он, как что то страшное и чуждое ему, с поспешностью и ужасом нес в себе свое намерение, боясь – наученный опытом прошлой ночи – как нибудь растерять его. Но Пьеру не суждено было донести в целости свое настроение до того места, куда он направлялся. Кроме того, ежели бы даже он и не был ничем задержан на пути, намерение его не могло быть исполнено уже потому, что Наполеон тому назад более четырех часов проехал из Дорогомиловского предместья через Арбат в Кремль и теперь в самом мрачном расположении духа сидел в царском кабинете кремлевского дворца и отдавал подробные, обстоятельные приказания о мерах, которые немедленно должны были бытт, приняты для тушения пожара, предупреждения мародерства и успокоения жителей. Но Пьер не знал этого; он, весь поглощенный предстоящим, мучился, как мучаются люди, упрямо предпринявшие дело невозможное – не по трудностям, но по несвойственности дела с своей природой; он мучился страхом того, что он ослабеет в решительную минуту и, вследствие того, потеряет уважение к себе.
Он хотя ничего не видел и не слышал вокруг себя, но инстинктом соображал дорогу и не ошибался переулками, выводившими его на Поварскую.
По мере того как Пьер приближался к Поварской, дым становился сильнее и сильнее, становилось даже тепло от огня пожара. Изредка взвивались огненные языка из за крыш домов. Больше народу встречалось на улицах, и народ этот был тревожнее. Но Пьер, хотя и чувствовал, что что то такое необыкновенное творилось вокруг него, не отдавал себе отчета о том, что он подходил к пожару. Проходя по тропинке, шедшей по большому незастроенному месту, примыкавшему одной стороной к Поварской, другой к садам дома князя Грузинского, Пьер вдруг услыхал подле самого себя отчаянный плач женщины. Он остановился, как бы пробудившись от сна, и поднял голову.
В стороне от тропинки, на засохшей пыльной траве, были свалены кучей домашние пожитки: перины, самовар, образа и сундуки. На земле подле сундуков сидела немолодая худая женщина, с длинными высунувшимися верхними зубами, одетая в черный салоп и чепчик. Женщина эта, качаясь и приговаривая что то, надрываясь плакала. Две девочки, от десяти до двенадцати лет, одетые в грязные коротенькие платьица и салопчики, с выражением недоумения на бледных, испуганных лицах, смотрели на мать. Меньшой мальчик, лет семи, в чуйке и в чужом огромном картузе, плакал на руках старухи няньки. Босоногая грязная девка сидела на сундуке и, распустив белесую косу, обдергивала опаленные волосы, принюхиваясь к ним. Муж, невысокий сутуловатый человек в вицмундире, с колесообразными бакенбардочками и гладкими височками, видневшимися из под прямо надетого картуза, с неподвижным лицом раздвигал сундуки, поставленные один на другом, и вытаскивал из под них какие то одеяния.
Женщина почти бросилась к ногам Пьера, когда она увидала его.
– Батюшки родимые, христиане православные, спасите, помогите, голубчик!.. кто нибудь помогите, – выговаривала она сквозь рыдания. – Девочку!.. Дочь!.. Дочь мою меньшую оставили!.. Сгорела! О о оо! для того я тебя леле… О о оо!
– Полно, Марья Николаевна, – тихим голосом обратился муж к жене, очевидно, для того только, чтобы оправдаться пред посторонним человеком. – Должно, сестрица унесла, а то больше где же быть? – прибавил он.
– Истукан! Злодей! – злобно закричала женщина, вдруг прекратив плач. – Сердца в тебе нет, свое детище не жалеешь. Другой бы из огня достал. А это истукан, а не человек, не отец. Вы благородный человек, – скороговоркой, всхлипывая, обратилась женщина к Пьеру. – Загорелось рядом, – бросило к нам. Девка закричала: горит! Бросились собирать. В чем были, в том и выскочили… Вот что захватили… Божье благословенье да приданую постель, а то все пропало. Хвать детей, Катечки нет. О, господи! О о о! – и опять она зарыдала. – Дитятко мое милое, сгорело! сгорело!
– Да где, где же она осталась? – сказал Пьер. По выражению оживившегося лица его женщина поняла, что этот человек мог помочь ей.
– Батюшка! Отец! – закричала она, хватая его за ноги. – Благодетель, хоть сердце мое успокой… Аниска, иди, мерзкая, проводи, – крикнула она на девку, сердито раскрывая рот и этим движением еще больше выказывая свои длинные зубы.
– Проводи, проводи, я… я… сделаю я, – запыхавшимся голосом поспешно сказал Пьер.
Грязная девка вышла из за сундука, прибрала косу и, вздохнув, пошла тупыми босыми ногами вперед по тропинке. Пьер как бы вдруг очнулся к жизни после тяжелого обморока. Он выше поднял голову, глаза его засветились блеском жизни, и он быстрыми шагами пошел за девкой, обогнал ее и вышел на Поварскую. Вся улица была застлана тучей черного дыма. Языки пламени кое где вырывались из этой тучи. Народ большой толпой теснился перед пожаром. В середине улицы стоял французский генерал и говорил что то окружавшим его. Пьер, сопутствуемый девкой, подошел было к тому месту, где стоял генерал; но французские солдаты остановили его.
wiki-org.ru