Авианосец корабль адмирал кузнецов – Адмирал Кузнецов — авианосец российского флота, вооружение и характеристики тяжелого авианесущего крейсера ВМФ РФ, какая длина и размеры

Содержание

Крейсер Адмирал Кузнецов — тяжелый авианесущий корабль, характеристики

В составе российского флота находится единственный авианосец — “Адмирал Кузнецов”. Он уникален в своём классе, но не одинок в чём-то другом. Оценки качеств и полезности большинства российской боевой техники чаще всего неоднозначны. Не избежал этого и “Кузнецов”. Кто-то заявляет, что он “смеётся над НАТОвскими кораблями”, указывая на его мощное вооружение. Кто-то считает крейсер “позором российского флота”, ссылаясь на длительные сроки нахождения в ремонте.

На сегодняшний день корабль успел повоевать и был награждён орденом Ушакова, так что заявлять о его “позорности” явно поторопились.

Содержание статьи

Краткая история создания

Авианесущие корабли впервые появились в годы Первой Мировой Войны. На её ход они влияния не оказали, но заинтересовались ими практически все морские державы. И к началу Второй Мировой авианосцы имелись у большинства воюющих государств.

Опыт применения авианосцев показал — звезда линкоров зашла, и отныне именно “плавучие аэродромы” — сильнейшие боевые корабли. Если в начале 20 века каждое морское государство старалось заиметь хотя бы один линкор, то к середине века предметом вожделения стали авианосцы.

В Советском Союзе дела складывались иначе. До Великой Отечественной Войны ни одного авианосца не успели даже заложить. После неё, за строительство авианосцев активно выступал выдающийся флотоводец — адмирал флота Н.Г. Кузнецов.

Однако его личный конфликт с маршалом Жуковым, приведший к опале адмирала, и своеобразная позиция партийного руководства, провозгласившего авианосцы “оружием агрессоров”, похоронили эту идею.

Единственными авианесущими кораблями советского флота стали противолодочные вертолётоносцы проекта 1123. Их преемники — корабли проекта 1143, первоначально тоже считались противолодочными, но позже их переклассифицировали в “авианесущие крейсера”. Развитием этих кораблей и стал “Адмирал Кузнецов”.

Корабль проекта 1143.5 стал развитием авианесущих крейсеров “Киев”. Если у проекта 1143 авиационное вооружение было скорее вспомогательным, новый крейсер должен был нести не только противолодочную авиацию, но и “настоящие” истребители и штурмовики.

Для этой цели впервые в СССР проектировались палубные самолёты горизонтального взлёта с коротким разбегом до отрыва.

Заложили крейсер в Николаеве, в начале сентября 1982 года. Закладывался корабль под названием “Рига”, но уже в ноябре его переименовали в честь почившего Леонида Брежнева. С именем генсека авианосец дожил до 1987 года, а на первые испытания (ещё не полностью достроенный) вышел под названием “Тбилиси”.

Первые самолёты сели на палубу крейсера в ноябре 1989 года, причём Су-27К(он же Су-33) пилотировал знаменитый лётчик-испытатель Виктор Пугачёв. После успешных испытаний самолётов корабль вернулся в Николаев. А в конце 1990 года череда переименований, наконец, завершилась. Крейсеру присвоили имя адмирала флота Н.Г. Кузнецова, к сожалению, не дожившего до появления в ВМФ первого полноценного авианосца.

Описание корабля

Особенностью конструкции “Кузнецова” стало отсутствие паровых катапульт на взлётной палубе — их заменили трамплином. Такое решение сэкономило массу и полезное пространство, положительно повлияло на живучесть. Но это не даёт возможность использовать для старта всю полётную палубу, а самолёты с недостаточно мощными двигателями взлетать с трамплина просто не могут.

Это привело к появлению серьёзной слабости авианосца — в составе авиагруппы не было специализированных разведывательных самолётов с большим радиусом действия. Позже проблема была решена с помощью установки на палубные истребители “электронных разведывательных контейнеров”. Впрочем, они по-прежнему зависят от управления с корабля, а контейнеры с различным оборудованием размещаются не на одном истребителе, а на группе из трёх.

Силовой установкой корабля стали восемь котлов и четыре паровые турбины. Ничего необычного в такой системе нет, однако в своё время она послужила поводом для критики корабля. Наблюдаемый журналистами дым из трубы единственного российского авианосца расценили, как знак плохого состояния “Адмирала Кузнецова”.

А дело всего лишь в том, что работают котлы крейсера на мазутном топливе. А при стоянке корабля двигатели работают в таком режиме, при котором в трубе откладывается нагар.

Конечно, мазутные котлы не обеспечивают неограниченной дальности плавания, как ядерные реакторы, но проще и гораздо дешевле в обслуживании. А заполненные топливом отсеки входят в систему противоторпедной защиты.

Когда авианосец разрабатывался, в него закладывалась устойчивость к близким взрывам ядерных боеприпасов (мощностью до тридцати килотонн). Ожидалось, что полётная палуба в любом случае из-за радиоактивного заражения станет непригодной к эксплуатации, и корабли противника придётся поражать с помощью ракет “Гранит”.

Противоторпедная защита состоит из многих переборок и отсеков с мазутом, чередующихся с пустыми. Она рассчитана на защиту от взрывов мощностью, эквивалентной 400 кг тротила.

Для того чтобы авианосец мог атаковать вражеские корабли, не поднимая в воздух самолёты и не прибегая к услугам судов сопровождения, его вооружили дальнобойными тяжёлыми ракетами П-700 “Гранит”.

По прямому назначению ракеты никогда не применялись. Вероятной представлялась доработка “Гранитов” для атаки наземных целей, но судя по тому, что сейчас пусковые установки уже демонтированы, осуществлена она не будет.

Противовоздушную оборону крейсера обеспечивают зенитные ракеты “Кинжал”, ракетно-пушечные установки “Кортик” и шестиствольные автоматические пушки АК-630 калибра 30 мм. Для защиты от вражеских торпед и субмарин применяется реактивный бомбомёт “Удав”.

Первоначально авиагруппу “Адмирала Кузнецова” должны были составлять палубные модификации тяжёлого истребителя Су-27, лёгкого МиГ-29 и штурмовика Су-25.

Фактически на протяжении 90-х годов использовались только “сушки”, причём Су-25 только в учебно-тренировочном варианте.

Истребители МиГ-29К стали поставляться только в 2015, причём ожидается, что именно они заменят большинство Су-33. Оставшиеся “сушки” предполагают использовать, как штурмовики, увеличив их бомбовую нагрузку. Большинство вертолётов авианосца — противолодочные Ка-27ПЛ, недавним пополнением стали штурмовые Ка-52К.

Интересные факты и технические характеристики

Уникальный класс корабля — “авианесущий крейсер” дал ему юридическую возможность, будучи фактически полноценным авианосцем, свободно действовать в Чёрном море (конвенция Монтрё запрещает проходить через Босфор авианосцам).

Если в ходе модернизации ударное ракетное оружие будет “Кузнецовым” утрачено — возможность он может потерять. Но вряд ли это критично, так как черноморский регион в авианосцах не очень нуждается.

Второй корабль проекта — “Варяг”, несколько отличающийся по конструкции, в 90-е годы отошёл Украине и не достраивался. Затем он был продан в Китай, якобы для перестройки в плавучий отель. В итоге с 2012 под названием “Ляонин” он служит в ВМФ НОАК.

В таблице представлены данные крейсера “Адмирал Кузнецов”, американского авианосца “Нимиц”, как типичного представителя “суперавианосцев” США, французского “Шарля де Голля” недавней постройки, и новейшего британского корабля “Куин Элизабет”.

 ТАКР “Адмирал Кузнецов”USS Nimitz (CVN-69)Charles de Gaulle (R91)HMS Queen Elizabeth
Длина, м305332,9261,5284
Ширина полётной палубы, м7076,864,3673
Полное водоизмещение, т550001063004200065000
Скорость хода, узлы29302725
Дальность плавания8000 миль при скорости 18 узловНеограниченнаяНеограниченная10000 миль при скорости 15 узлов
Вооружение12 х ПКР “Гранит”, 24 х ПУ ЗРК “Кинжал”, 8 ЗРАК “Кортик”, 6 х АК-630, 2 х РБУ “Удав”2 х ПУ ЗРК Sea Sparrow, 2 х ПУ ЗРК RAM, 2 х АУ Phalanx, 2 x 25мм орудия, 10 х 12,7мм пулемётов4 х ПУ ЗРК Aster, 2 x ПУ ЗРК Mistral, 8 x 20мм орудийНет данных
Авиагруппа28 самолётов, 14 вертолётов90 самолётов и вертолётовдо 40 самолётов и вертолётовдо 40 самолётов и вертолётов
Экипаж, чел1960свыше 50001950до 1600

Действительно, “Кузнецов” уступает американским тяжёлым авианосцам по мощи авиагруппы и дальности действия. Но заслуживает ли это разгромной критики — ведь современные европейские авианосцы по своим качествам (и размерам) близки именно “Кузнецову”. Возможно, что размещать мощное ракетное вооружение на авианесущем корабле нецелесообразно. Но изначальный проект последнего британского авианосца не предусматривает даже оборонительного вооружения, и будет ли оно установлено впоследствии — пока неизвестно. Сложно считать это преимуществом.

Видео

warbook.club

Позор или гордость авианосец России «Адмирал Кузнецов»

Посмотрите на палубу этого корабля — она пуста. А ведь авианосец самолетами красен! Конечно, в штормовом походе им место внизу, на ангарной палубе, но море, как видите, тихое.

Да и на других снимках больше трех-четырех самолетов вы на этой палубе не увидите. Почему? Потому что больше их у великой страны попросту нет, ни Су-33, ни летчиков, способных сесть на палубу.

Итак, самый крупный корабль России, авианосец «Адмирал Кузнецов» подходит к Сирии. После двух лет простоя у заводской стенки в Североморске он снова в походе. Асаду срочно понадобилась стратегическая неотложная помощь? Но в состоянии ли «Кузя» ее оказать? Каковы вообще глобальные интересы России?
Тяжелый авианесущий крейсер эффектно смотрится на снимках. Но этим его возможности и ограничиваются. Он вечно в ремонте, у него отвратительная силовая установка, морально и физически устаревшая электроника и сейчас, как сообщают военные, «головной ракетный комплекс «Гранит» в строю после ремонта, больше двух третей зенитной артиллерии в строю, средства наблюдения и наведения функциональны более чем на 60 %». Для похода путинская Россия собрала все, что смогла: восемь Су-33, пару экспериментальных МиГ-29К для индийского флота и пару вертолетов. Обычно же в ангарах гиганта (60 тыс. тонн водоизмещения!) стоит не более семи самолетов, остальное место занимают машины офицеров и всякие иные… А ведь по проекту он рассчитан на полсотни штурмовиков и вертолетов!

Поход начался со скандала. Би-Би-Си сообщило, что экипаж «Кузнецова», укрывшегося от шторма у берегов Шотландии (спасибо Британии, пошедшей на встречу и позволившей зайти в одну из бухт) загрязняет окружающую сред. «Избавляться от мусора, просто выбрасывая его за борт — это более чем дурной тон. Это идет вразрез с международными конвенциями и, в конце концов, просто неприлично», — заявил представитель комитета по обороне Шотландской национальной партии Ангус Робертсон. Так отблагодарили Британию за помощь.
«Кузю» как его не то ласково, не то презрительно называют моряки, сопровождают БПЛ «Адмирал Чабаненко», буксир и три танкера. По ходу дела подойдут сторожевик «Ярослав Мудрый» и танкер из Балтийска, да сторожевик «Ладный» из Севастополя. Все это называется корабельная авианосная группа (КАГ). С бору по сосенке, но все равно негусто. В таком же сопровождении пару лет назад «Кузя» плыл в Венесуэлу, к другу Чавесу (специфические друзья, однако, у России). По большому счету, это и все, что способно плыть за океан в российском флоте. Но обязательно в сопровождении буксира…
В американских АУГ (авианосная ударная группировка), пародией на которые является российская КАГ, преобладают крейсера, фрегаты и атомные подлодки. Возражают, что «Кузнецов», мол, универсальнее и кроме авиации несет также 12 пусковых установок противокорабельных крылатых ракет «Гранит». Но американским плавучим аэродромам (это и есть функциональное назначение авианосца) ударный ракетный комплекс ни к чему. Эту задачу выполняют самолеты, которых у «Кузнецова» унизительно мало, и ракетные крейсера сопровождения, которых в его эскорте вообще нет.
Какие же цели преследует поход в Средиземное море, который продлится как минимум до февраля будущего года? Трудно сказать. То, что плывет эта армада к Сирии, понятно. Непонятно, зачем. Поначалу начальник генштаба России утверждал, что поход связан с учениями. У России, мол, есть обязательства перед западными коллегами. В Средиземном море на постоянной основе проходит операция стран НАТО и их партнеров Active Endeavor, в которой время от времени участвуют и российские корабли, проводя досмотр подозрительных гражданских транспортов, контролируя режим нераспространения оружия массового поражения и ракетных технологий, присутствие там террористов.

Зачем для этого привлекать авианосец, который за один такой поход съедает чуть ли не весь запас топлива Северного флота? Для солидности, наверное. К тому же моряков надо обучать и тренировать: ракетные и артиллерийские стрельбы, полеты палубной авиации и т.д. И вообще, в Баренцевом море в это время года неуютно, вот адмиралов и тянет на юг.

Однако по ходу похода оказалось, что в учениях русские корабли участвовать не будут. Значит, имеет место демонстрация силы и моральная поддержка Асада? От которого даже арабы отвернулись? Планировался заход в сирийский Тартус, другой базы у России в Средиземном море нет. Да и эта неважная, хотя ее много лет углубляют. Даже пришвартоваться к ее плавпричалам «Кузнецов» не сможет, осадка не позволит. Но можно будет заправиться топливом, продуктами, пресной водой, чуток подремонтироваться, как всегда, когда наши дряхлые корабли сюда заходили. Да и не менее двух, как скупо сообщают источники в МО РФ противокорабельных комплексов «Бастион», вооруженных 36 ракетами «Яхонт» каждый, надо будет выгрузить для ВМС братской страны — будь они у Ливии, флот НАТО не смог бы так свободно ходить под берегом друга Каддафи.

Моряки и летчики смогут пройтись по магазинам, купить сувениры, отдохнуть. Не зря же плыли в такую даль. Впрочем, зря. Как стало известно на днях, от этой мысли отказались. И правильно сделали. Еще лучше было бы не устраивать подобных походов, настоящей демонстрации бессилия и потери ориентиров, как моральных, так и стратегических. А если уж принес черт, куда не нужно, то хотя бы не устраивать боевые тренировки летчиков у берегов Израиля. А то в прошлый поход, когда им вздумалось устроить высший пилотаж под боком у страны обетованной, израильских пилоты уже держали пальцы на пусковых кнопках ракет. Так «Кузя» мог вызвать грандиозный международный скандал. И остаться вообще без авиагруппы, и без того жалкой…

Хорошо, если ТАВКР вернется домой без серьезных ЧП. Обычно без них не обходилось. Тем более что почти половина его матросов и старшин срочники весеннего призыва. Салаги. Так что кузькину мать он никому не покажет, главной его опасностью будет не открытое море, не Сирия и не американцы, а он сам. После похода корабль планируется снова отправить на капремонт, который продлится как минимум до 2017 г. Спрашивается, если за двадцать лет, из которых большая часть приходится на период путинского процветания, страна так и не смогла привести в порядок свой единственный «авианосец», то нужны ли они ей вообще? По силам ли? Не проще ли «Мистрали» покупать?

Веское слово «Стенниса».

30 декабря «Кузнецов» находился вблизи от цели похода, у берегов Кипра. Хотя цель, как мы уже говорили, крайне сомнительна и вряд ли достижима. Кроме насмешек поход ничего не вызывает. Но он дает возможность еще раз сравнить технические возможности и уровни стратегии, а попутно и уровни мышления руководства России и США.
В тот же день, — в ответ на угрозы Тегерана перекрыть в случае дальнейших санкций против него Ормузский пролив и на провокационные учения иранского флота в районе пролива, не обращая никакого внимания на строгие предупреждения командования иранских ВМС, — через зону учений демонстративно, показывая, кто в море хозяин, проследовал американский атомный авианосец «Джон С. Стеннис». Гигант класса «Нимитц». Девять эскадрилий на борту.
Командование Пятого флота Соединенных Штатов выступило с жестким заявлением о том, что не позволит ВМФ Ирана блокировать водный коридор ни при каких обстоятельствах. Что намерения Ирана выходят за рамки международного права и любые попытки такого рода будут немедленно пресечены. И знаете, подействовало!
Перед нами великолепный пример, подтверждающий правоту американского адмирала Альфреда Тайера Мэхэна, который написал классический труд «Влияние морской мощи на историю». Он сформулировал знаменитый принцип Fleet in being. Собственно говоря, именно за эту книгу, за формулировку, за обоснование роли флота в геополитике, — редкий случай в истории литературы! — капитан Мэхен и был возведен в ранг адмирала. Суть его принципа заключается в том, что флот влияет на политику уже самим фактом своего существования. Разумеется, если это сильный флот. Такой, какой был у Британии. Или такой, какой есть у Америки.

В ответ на это напоминание об очевидном, я имею в виду рейд авианосца «Стеннис» и демонстрацию силы и решительности намерений США, Тегеран тут же заявил, что он белый и пушистый, что у него и в мыслях не было перекрывать пролив, через который перевозится более трети нефти, добытой в мире. Еще бы не подействовало — взгляните на палубу этого американского авианосца. Сравните ее с палубой «Кузнецова». Таких авианосцев у Америки много. И, как видите, они весьма эффективны.

Статья прислана в редакция читателями. Редакция газеты «Русский Дом» не несёт ответственности за содержение статьи.

russiahousenews.info

Авианосец Адмирал Кузнецов | КРИМИНАЛЬНЫЕ АВТОРИТЕТЫ ВОРЫ В ЗАКОНЕ |

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов» возглавляет пятерку худших авианосцев в мировой истории, когда-либо спущенных на воду, и является единственным из них, до сих

пор состоящим на вооружении, полагает The National Interest.

Американский журнал отмечает, что заложенный в 1983 году в СССР авианосец введен в эксплуатацию только в 1995 году, уже в России. После аварии в 1996 году корабль до 1998 года находился на ремонте. После этого «Адмирал Кузнецов», отмечает The National Interest, «периодически выезжал в Средиземное море, как правило, с большой помпой», и только в ноябре 2016 года принял участие в своей первой боевой операции (в Сирии), потеряв два самолета: МиГ-29К и Су-33.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Издание полагает, что причиной неудач «Адмирала Кузнецова» является низкое качество строительства и плохая поддержка, а приведение единственного российского авианосца в надлежащее состояние потребует «больших инвестиций, чем те, на которые готова пойти Россия в настоящее время».

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Другими неудачными авианосцами The National Interest (с пятого до второго места) называет британский Eagle (спущен на воду в 1918-м), французский Bearn (спущен в 1920-м), японский Kaga (спущен в 1921-м) и американский Ranger (спущен в 1934-м).

Издание отмечает, что все эти корабли в дальнейшем послужили основой для новых авианосцев своих стран, военные которых получили достаточный опыт в их эксплуатации. Исключение составляет «Адмирал Кузнецов», который «остается в каком-то служении, но еще не производит потомство (по крайней мере, в российском военно-морском флоте)».

В июне 2017 года официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков назвал хвастливыми слова британского министра обороны Майкла Фэллона о красоте авианосца Queen Elizabeth и «обветшалости» российского «Адмирала Кузнецова». По его словам, Фэллон показывает незнание военно-морской науки и не видит отличий между двумя кораблями, первый из которых Конашенков назвал «авиаматкой», а второе — авианесущим крейсером.

Из семи авианесущих противолодочных крейсеров проекта 1143 «Кречет», созданных в СССР, к настоящему времени в боевом состоянии осталось лишь три. «Киев» и «Минск» проданы Китаю, где превратились в развлекательные центры. «Новороссийск» распилен на металлолом в Южной Корее. «Ульяновск» разобран еще на стапеле. «Адмирал Горшков» продан Индии, где модернизируется в «Vikramaditya» — будущий флагман ВМС страны. «Варяг» продан Китаю, где после переоборудования получил название «Liaoning». У России остался только «Адмирал Кузнецов».

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

«Адмирал Кузнецов» — тяжелый авианесущий крейсер (фактически – полноценный авианосец), входящий в состав флота РФ. Заложен в 1982 году под названием «Рига», во время постройки переименован в «Леонид Брежнев», а при спуске на воду в 1987 получил название «Тбилиси». На завершающем этапе испытаний в 1990 году назван «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля 58,6 тыс. тонн. Экипаж 1960 человек.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Проектирование нового авианесущего крейсера советского флота было выполнено в Невском ПКБ под руководством конструктора Сергеева. От четырех уже построенных к тому моменту аналогичных кораблей (проекта «Киев») он отличался наличием взлетного трамплина и увеличенной палубой, и должен был стать первым в новом классе авианесущих крейсеров.

Закладка корабля произошла 1 сентября 1982 года. Он строился на верфях Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве, производством оборудования для него занимался ленинградский Пролетарский завод.

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Спуск корабля на воду был осуществлен 4 декабря 1985 года, после чего дальнейший монтаж оборудования и установка вооружений производились уже на плаву. К 1989 году, когда готовность корабля составляла 71%, начались его ходовые испытания, в том числе посадка и взлет самолетов. В декабре 1991 года крейсер, обогнув Европу, выполнил переход из Черного моря на базу Видяево (Мурманская область) и присоединился к Северному флоту России.

Дооснащение корабля и его испытания продолжались. Первую постоянную авианосную группу (истребители Су-33) он получил в 1993 году. В декабре 1995 года «Адмирал Кузнецов» совершил первый самостоятельный 90-дневный поход в Средиземное море с 13 Су-33 и 11 вертолетами на борту.

До 1998 года был в ремонте. В 2004 и 2007 годах в составе группы кораблей совершил походы в Атлантику и Средиземное море. В 2008 подвергся новому ремонту и модернизации. В 2014 авиагруппа крейсера получила новые самолеты МиГ-29К. В октябре 2016 был направлен в Средиземное море к побережью Сирии.

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов»

Основным оружием корабля является его авиагруппа. Она включает в себя 14 истребителей Су-33 и 10 МиГ-29К. Кроме того, на борту находятся 15 многоцелевых вертолетов Ка-27 и 2 разведывательных Ка-31 (вертолёт радиолокационного дозора).

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

12 комплексов ПКР «Гранит» составляют ударное вооружение крейсера. Для противодействия авиации противника он оснащен 24 пусковыми установками зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 ЗРАК «Кортик».

www.mzk1.ru

«Адмирал Кузнецов» — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) проекта 1143.5

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки. Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

 

Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) «Адмирал Кузнецов» — видео:

Система ПТЗ имеет глубину 4,5 м и состоит из трех камер: расширительной, поглощения (заполненной топливом), фильтрационной. Между двумя последними находится защитная переборка переменной по высоте толщины, из высокопрочной вязкой стали Ак-25. Паровые ТЗА аналогичны установленным на «Баку».

По проекту авиагруппа должна была состоять из 24 палубных самолета и 42 вертолетов, однако штатная численность машин не была достигнута из-за нехватки средств. Контроль посадки самолетов обеспечивала оптическая система «Луна». В носовой части авианосца «Адмирал Кузнецов» установлены 12 под-палубных пусковых установок для ударных крылатых ракет П-700 «Гранит». Четыре шестиракетных модуля ЗРК «Кинжал» размещаются в носу и корме на бортовых спонсонах.

Оборону корабля обеспечивают 8 зенитно-артиллерийских комплексов «Кортик», 6—30-мм артустановок АК-630М, 2 ПУ комплекса противоторпедной защиты «Удав». Параллельно с постройкой корабля шла отработка палубных самолетов для него и авиационно-технического оборудования. В Крыму на аэродроме Ново-Федоровка был построен полигон со стальным летным полем в виде корабельной палубы, получивший название «Нитка». Летом 1982 г. на нем были произведены первые взлеты Су-27 и МиГ-29 с наземного трамплина с углом 8,5 градуса. Через год начали отработку аэрофинишера «Светлана-2». 1 сентября 1984 г. состоялась первая посадка Су-27 при помощи аэрофинишера.
В 1985 г. самолеты обычной схемы начали взлетать с более крутого трамплина (угол 14 градусов), принятого для ТАКР. 1.09.1989 г. летчик-испытатель Виктор Пугачев совершил первую посадку на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». В тот же день с борта корабля поднялся в воздух на самолете МиГ-29 летчик-испытатель Тахтар Аубакиров. До завершения государственных испытаний корабля с него было выполнено более 300 полетов. Однако строевые летчики начали осваивать палубу «Кузнецова» гораздо позднее.

20.01.1991 г. «Кузнецов» вошел в состав Северного флота. Пришедшая в упадок экономика государства значительно осложнила и задержала освоение корабля, комплектацию его авиагруппы серийными истребителями Су-27К и подготовку летных экипажей. Только в 1993 г. на Северный флот прибыли предназначенные для авианосца самолеты и лишь в следующем году удалось подготовить десять строевых корабельных летчиков.
В конце августа 1995 г. они совершили свои первые посадки на ТАКР, а в сентябре «Кузнецов» принял участие в учениях флота, в ходе которых началось практическое освоение его авиационного вооружения.
Что касается проблемы базирования, то она так и осталась нерешенной. Правда, для «Кузнецова» соорудили плавучий причал в Ура-губе, но береговую электростанцию и котельную построить не смогли. Кораблю для обеспечения своей жизнедеятельности приходится постоянно «гонять» два главных котла.

Еще в процессе эксплуатации «Киева» на Севере выяснилась одна интересная особенность. Авианесущий корабль имеет огромную верхнюю палубу, которая в холодное время (восемь месяцев в году) активно охлаждается. Поскольку система отопления в суровых условиях Заполярья не справляется со своими обязанностями, происходит постоянное образование конденсата, вызывающее коррозию палуб, переборок, кабель-трасс, выход из строя приборов. Кроме преждевременного старения кораблей, низкие температуры и большая влажность значительно ухудшают бытовые условия экипажа. Так, на «Кузнецове» в кубриках, расположенных в оконечностях корабля, температура зимой не поднимается выше 10—12 градусов.

Тактико-технические характеристики

Водоизмещение55000 (70500) тонн
Размеры304,5 х 38 х 10,5 м
Мощность четырехвальной энергоустановки200000 л.с.: 4 ПТ
Скорость32 узла
Дальность плавания8000 миль на 18 узлах
Вооружение12 ПУ ПКР «Гранит», 4 ЗРК «Кинжал», 8 РАК «Кортик», 6—30-мм автоматов АК-630М, 2 РБУ-12000
Авиагруппа (март 1996 г.)15 истребителей Су-27К, 1 Су-25УТГ, 11 вертолетов Ка-27, 1 вертолет Ка-31

 

big-army.ru

ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ» ПРОЕКТА 11435, THE HEAVY AIRCRAFT-CARRYING CRUISER «ADMIRAL KUZNETSOV» PROJECT 11435


ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ» ПРОЕКТА 11435
THE HEAVY AIRCRAFT-CARRYING CRUISER «ADMIRAL KUZNETSOV» PROJECT 11435

22.01.2012

Тяжелый авианесущий крейсер Северного флота «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» 20 января отмечает 21-ю годовщину со дня первого подъема Военно-морского флага. Свой праздник экипаж корабля встречает в рабочей обстановке, оставив за кормой более 8200 миль со дня выхода из главной базы СФ — Североморска.
На крейсере продолжается подготовка к проведению полётов палубной авиации, проводится плановое обслуживание корабельных механизмов и техники. Праздничные мероприятия, приуроченные к годовщине корабля, спланированы на выходные дни. Состоится торжественное построение экипажа, на котором командование крейсера поздравит моряков с праздником, лучшим военнослужащим будут вручены грамоты и объявлены благодарности. По завершению построения спланирован праздничный концерт.
Дальний поход, задачи которого в акватории Средиземного моря выполняет экипаж ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», которым командует капитан 1 ранга Сергей Артамонов, уже шестой по счету в истории корабля. Задачи длительного плавания в районах Атлантического океана и Средиземного моря экипаж крейсера ранее выполнял в 1995-1996 гг., 2004 г., 2005 г., 2007-2008 и 2008-2009 гг.

10.01.2012

Российские корабли, которые 8 января 2012 г. вошли в сирийский порт Тартус, покинули 10 января территориальные воды Сирии, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Западного военного округа по Северному флоту.
По данным Минобороны РФ, группа российских кораблей во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» находилась в порту Тартус «с целью пополнения запасов». Ранее сообщалось, что в составе корабельной авианосной группы, помимо «Адмирала Кузнецова» в сирийские территориальные воды вошли буксир «Николай Чикер», большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», сторожевик «Ладный» и танкер «Лена».
Группировка кораблей начала поход 6 декабря и провела ряд учений. После двухдневной остановки в Сирии российские военные продолжат полеты с авианосца «в назначенных районах Средиземного моря».
В Тартусе находится материально-техническая база кораблей ВМФ России. Во время остановки в Сирии делегация российских военных моряков встретилась с губернатором провинции Тартус Атефом Наддафом и назвала свой поход знаком солидарности РФ с сирийскими властями и населением. В Сирии с марта 2011 года продолжаются акции протеста против президента Башара Асада. Россия выступает против попыток Совбеза ООН вмешаться в ситуацию в стране. (lenta.ru)

23.08.2012
Мурманский филиал ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» завершил работы по восстановлению технической готовности тяжелого авианесущего крейсера (ТАВРК) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов проекта 11435 Северного флота», 23 августа, переданный флоту корабль вышел на боевую службу.

28.11.2012
Российское предприятие «Пилотажно-исследовательский центр» создало и подготовило к государственным испытаниям спутниковый радионавигационный комплекс для морской авиации, способный обеспечить «слепую» посадку самолета, испытания комплекса начнутся в ближайшее время, первыми новый комплекс получат истребители Су-33. Лента.ру

08.06.2013

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в конце года завершит плановый ремонт и будет готов к действиям в составе постоянного оперативного соединения ВМФ. Об этом сообщил Интерфаксу главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков.

05.07.2013
Рабочая группа военного ведомства под руководством заместителя Министра обороны Руслана Цаликова проверила ход строительства военных и социальных объектов в Воронеже и Ейске. В частности, в Ейске особое внимание было уделено реконструкционным работам на наземном испытательном и учебно-тренировочном комплексе корабельной авиации «НИТКА», который имитирует палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

31.08.2013

«В конце года, скорее всего в начале декабря, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» проекта 11435 отправится в дальний морской поход, в ходе которого зайдет в пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ, дислоцированный в сирийском городе Тартус», — заявили в оборонном ведомстве. По словам сотрудника Минобороны, график похода уже согласован, поэтому обострившаяся ситуация в регионе вряд ли станет препятствием для отправки авианесущего крейсера в Средиземное море. Он также уточнил, что визит российского авианосца никак не связан с противостоянием в Сирии.
Российская Газета

ВОЙНА В СИРИИ

06.09.2013
Проведя несколько суток в море, личный состав ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» выполнил учебно-боевые упражнения с проведением практических стрельб зенитными и противолодочными комплексами вооружения, тренировку по уничтожению плавающих морских мин и отражению атак средств воздушного нападения условного противника. В комплекс отрабатываемых мероприятий также включены работы по замеру магнитных полей корабля, а также проверка работоспособности всех комплексов, предназначенных для обеспечения полетов палубных истребителей Су-33. В скором времени ТАВКР «Адмирал Кузнецов» войдет в состав корабельной ударной группы, которая отработает ряд учебно-боевых задач на морских полигонах Северного флота.

ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ

13.09.2013
В ближайшие пять лет тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» пройдет капитальный ремонт и глубокую модернизацию на судостроительном предприятии «Севмаш». Сообщившее об этом агентство Интерфакс-АВН уточнило, что корабль встанет в завод уже в первой половине следующего года. Через пять лет после начала работ он должен вернуться в состав ВМФ качественно обновленным. При этом отмечается, что контракт между ОСК и Минобороны на ремонт и модернизацию авианесущего крейсера пока не заключен. ТАВКР «Кузнецов» находится на сервисном обслуживании предприятия.

21.09.2013
Единственный в России тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» примет участие в учениях Северного флота, сообщил журналистам в пятницу начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Северному флоту (СФ) капитан первого ранга Вадим Серга. «Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» примет участие в учениях сил Северного флота, которые пройдут в период с 21 по 25 сентября на Кольском полуострове и в Баренцевом море. Накануне «Кузнецов» вышел из постоянного места базирования — города Североморска и взял курс в район проведения учений в акватории Баренцева моря», — сказал Серга.
РИА Новости

19.11.2013
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», единственный действующий корабль такого класса в России, не будут ремонтировать в ближайшие шесть-восемь лет, сообщил журналистам 15 ноября гендиректор «Невского проектно-конструкторского бюро» (ПКБ) Сергей Власов.
«В ближайшие годы пока не планируется выводить «Кузнецова» на ремонт, это порядка шесть-восемь лет. Сегодня его постоянно поддерживают, он стоит на 35 заводе, но мое мнение таково, что его надо ставить в ремонт. Это заняло бы три-четыре года», — сказал Власов.
Он полагает, что авианосец не планируют пока ремонтировать из-за недостатка финансирования. Кроме того, летчикам палубной авиации негде будет отрабатывать в реальных условиях взлет и посадку истребителей на палубу авианосца.
РИА Новости

20.11.2013
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» вышел в Баренцево море для обеспечения полетов палубной авиации, сообщил журналистам 19 ноября официальный представитель Северного флота (СФ) капитан первого ранга Вадим Серга. «Экипаж крейсера, прошедший полный цикл базовой подготовки, закрепит навыки командного состава в управлении подчиненными силами и отработает комплекс совместных мероприятий с летчиками отдельного корабельного истребительного авиаполка СФ, которые будут тренироваться совершать взлеты и посадки на палубу корабля на самолетах Су-25УТГ и Су-33», — сказал Серга.
РИА Новости

13.12.2013
Единственный тяжелый авианесущий крейсер России «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в ближайшее время выйдет в дальний морской поход, его готовность к выполнению задач в море уже проверил командующий Северным флотом (СФ).
«Выход в море корабельной авианосной группы, возглавляемой тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», откроет серию дальних походов кораблей Северного флота в новом учебном году. Он планируется в ближайшее время», — сообщил журналистам в четверг официальный представитель СФ капитан первого ранга Вадим Серга.

Фото http://fotki.yandex.ru/users/den-n1977/

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 11435, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе.
Архитектура ТАКР проекта 11435, по сравнению с его предшественниками, стала «более авианосной» — со сквозной полетной палубой площадью 14 800 м 2, трамплином с углом схода в 14,3° в носовой части, двумя бортовыми 40-т самолетоподъемниками по право­му борту в нос и корму от островной 13-ярусной надстройки (высота над палубой 32 м). Наличие развитых спонсонов и смещение надстройки вправо позволило увеличить ширину полетной палубы до 67 м. Посадочный участок полетной палубы (205×26 м), включая спонсон левого борта, располагается под углом 7° к ДП корабля. Вся поверхность полетной палубы и трамплина имеет про­тивоскользящее термостойкое (до 450°С) покрытие «Омега», а три ВПП (10×10 м), предназначенные для вертикальной посадки Як-41, выкладывались термостойкими (до 750°С) плитами АК-9ФМ.
Полностью сварной корпус имеет по высоте 7 палуб и 2 платформы. Сплошное двойное дно идёт по всей длине корабля. Основной конструктивный материал корпуса, главных водонепроницаемых переборок, палуб и платформ, спонсонов и островной надстройки — сталь; для изготовления второстепенных выгородок и переборок использовались сталь и алюминиево-магниевые сплавы (с крепле­нием к стальным конструкциям на биметаллических планках).
Ангар — закрытого типа общей площадью 3980 м 2 (153x26x7,2 м) порядка 50% длины и 70% ширины корабля — служит для хране­ния и технического обслуживания до 70% штатного числа ЛАК. В нем же хранятся по-походному тягачи, корабельные газоструйные и пожарные машины, а также унифицированный комплекс средств специального применения для палубного обслуживания ЛАК. Транспортировка и размещение самолетов предусмотрены со сложенными консолями крыльев, а вертолетов — со сложенными лопа­стями несущих винтов. На всех штатных местах стоянки ЛАК в ангаре и на технических позициях производится их швартовка и зазем­ление. Ангар оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки ЛАК, позволяющей отказаться от использования тя­гачей и исключить загазованность внутренних помещений выхлопными газами. Тягачи требуются лишь для операций с ЛАК на по­летной палубе, при подаче их из ангара на платформы подъемников и обратно.
Авианосец (в проекте носил наименование «Советский Союз») заложен на Черноморском судостроительном заводе 1 сентября 1982 года под наименованием «Рига» и спущен на воду 4 декабря 1985 года под наименованием «Леонид Брежнев». 11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 4 октября 1990 года стал именоваться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Зачислен в состав Северного флота 20 января 1991 года.

1 ноября 1989 года Виктор Пугачёв совершил первую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Тбилиси» (в нв «Адмирал Кузнецов») проекта 11435 на самолете Су-27К. В этот же день первый взлет с этого же корабля на самолете Миг-29К выполнил летчик Токтар Аубакиров. Еще позже в тот же день была выполнена первая посадка на ТАКР штурмовика Су-25УТГ, который пилотировали летчики-испытатели Игорь Вотинцев и Александр Кругов.

21 ноября 1989 года летчик В.Г. Пугачев совершил первую ночную посадку Су-27К на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

25 декабря 1990 года в строй Краснознаменного Северного флота вступил тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Тяжелый авианесущий крейсер (а фактически — авианосец) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», без сомнения, представляет собой достаточно уникальный и самобытный тип боевого корабля, не имеющий мировых аналогов. Наличие на нем мощного ракетного вооружения и авиагруппы в составе самых современных боевых самолетов классической аэродинамической схемы по праву ставит его в один ряд с новейшими авианосцами ведущих морских держав. Сочетание трамплинного старта и аэрофинишерной посадки самолетов с высокой тяговооруженностью теоретически позволяет при меньших, чем при создании западных аналогов, затратах обеспечивать ПВО сил флота в отдаленных районах Мирового океана.
В то же время авиагруппа корабля укомплектована не полностью. Как показала практика, для обеспечения решения возложенных на ТАВКР чисто авианосных задач ему крайне недостает самолетов РЛД, ПЛО, постановщиков помех и заправщиков. Правда, в свое время ОКБ им. П.О.Сухого проводило разработки по созданию специализированных машин на базе Су-27К — разведчиков, постановщиков помех и др., но это могло быть только вынужденной полумерой, как, впрочем, и принятие на вооружение вертолета РЛД Ка-31, уступающего по эффективности самолету ДРЛО (меньшее время патрулирования и меньшая дальность обнаружения целей). Впрочем, в реальных условиях даже эти вертолеты на корабле отсутствуют.
Самолетов Су-33 на ТАВКР также меньше штатной численности: всего на авиазаводе в г.Комсомольске-на-Амуре было изготовлено 24 машины (на сегодня четыре из них по разным причинам уже потеряны), входящие в состав 279-го КИАП 57-й СКАД. До последнего ремонта на «Кузнецове» базировалось одновременно не более семи самолетов.

Не оправдал себя и РЛК «Марс-Пассат» (разработчик — киевское НПО «Квант»), который замышлялся в качестве отечественного аналога американского РЛК AEGIS. Его ТТЭ должны были отвечать самым современным требованиям, обеспечивая обнаружение, классификацию и сопровождение до 120 целей одновременно. Однако, как было установлено еще на испытаниях «Баку», комплекс нуждался в доработке (на «Баку» его функции выполняла резервная РЛС «Фрегат-М» — соответственно до 80 целей, а удачную ЭВМ, передававшую целеуказания в БИУС и корабельным станциям вооружения, взяли от «Марса-Пассата»). Эту систему вынужденно сохранили и на «Тбилиси» — «Кузнецове».
Морская коллекция №7 от 2005 года. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

МОДИФИКАЦИИ:

• 11435 («Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») – ТАВКР, фактически – первый отечественный авианосец с самолётами горизонтального взлёта (1990 г.)
• 11436 («Варяг») – второй корабль пр.11435 (шестой из серии «Кречет») с некоторыми изменениями (недостроен) в СССР, продан Украиной на металлолом Китаю. Достроен в Китае и введен состав ВМС НОАК.

ПЕРВЫЙ КИТАЙСКИЙ АВИАНОСЕЦ

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Стандартное водоизмещение: 43000 тонн
Полное водоизмещение: 55000 тонн
Наибольщее водоизмещение: 58600 тонн

Размеры

Длина: 302,3 метра
Длина по ватерлинии: 270 метров
Ширина: 72,3 метра
Ширина по ватерлинии: 35,4 метра
Осадка: 9,14 метра
Скорость: 29 узлов
Автономность плавания: 45 суток
Экипаж: 1960 человек
Мощность паротурбин: 4×50000 л.с.
Мощность турбогенераторов: 9×1500 кВт
Мощность дизель-генераторов: 6×1500 кВт

Вооружение

Ракетный комплекс «Гранит» с 12 пусковыми установками для противокорабельных ракет 3М45, противоторпедный комплекс «Удав-1» с 60 ракетами, зенитно-ракетными комплексами «Кинжал» (боезапас 192 ракеты) и «Кортик» (256 ракет). На борту могут располагаться до 24 многоцелевых вертолетов Ка-27, до 16 многоцелевых истребителей МиГ-29К или вертикального взлета и посадки Як-41М, до 12 палубных истребителей Су-33 (Су-27К). В настоящее время предполагается закупить палубные самолеты МиГ-29К.

ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ» ПРОЕКТА 11435
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «ВАРЯГ» ПРОЕКТА 11436
ОДНОМЕСТНЫЙ ПАЛУБНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-33
КОРАБЕЛЬНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ МИГ-29К/КУБ
КОРАБЕЛЬНЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ МИГ-29К/КУБ. ФОТОРЕПОРТАЖ С МАКС-2011
НАЗЕМНЫЙ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР КОРАБЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ (НИТКА)
ПЕРВЫЙ КИТАЙСКИЙ АВИАНОСЕЦ

bastion-karpenko.narod.ru

История авианосца «Адмирал Кузнецов» наполнена драматичными событиями


16 лет назад ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» сбежал в российское подданство. И до сих пор детище николаевских корабелов остается флагманом Северного флота. Биография корабля наполнена драматичными событиями.

«В печати появились статьи, в которых утверждается, что ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» накануне референдума «О провозглашении независимости Украины» 1 декабря 1991 года, якобы тайно «сбежал» из Севастополя в Североморск. Одна из статей так и называлась: «Как «Адмирал» из Украины сбежал». Я обсуждал этот вопрос с гарантийными представителями Черноморского завода, которые были в то время на этом крейсере, и они сказали, что уход корабля был плановым, к нему готовились заранее», — пишет Валерий Бабич в своей книге «Город Святого Николая и его авианосцы». Валерий Васильевич Бабич — признанный историк строительства авианесущих крейсеров в Николаеве.

Писать о новейшей истории нашего края — дело неблагодарное. Многие участники авианосной эпопеи до сих пор живы и наблюдают агонию судостроительных гигантов в городе. Недавнее прошлое для ветеранов — открытая рана. Они сами строили эти корабли и не хотят соглашаться с любой частной оценкой своего неповторимого бытия. Должно пройти какое-то время, чтобы холодный рассудок историка восстановил объективную причинно-следственную связь реальных событий.

Полтора десятка лет книги Валерия Бабича были единственным источником по истории строительства наших авианосцев. Однако недавно монополия автора стала разрушаться. В интернете появились сотни форумов, посетители которых делятся своими воспоминаниями о службе на авианосцах. Это и простые матросы, и командиры боевых частей, и адмиралы. Возник своеобразный «народный срез» эмоционального восприятия авианосной эпохи.

Судьба николаевских авианесущих крейсеров печальна. «Минск» и «Киев» сегодня развлекают китайских туристов, а «Варяг» состоит в Поднебесной на военной службе. «Адмирал Горшков» (бывший «Баку») продан Индии, переименован в «Викрамадитью» и месяц назад с помпой передан принимающей стороне. Только один ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» несет службу в составе Северного флота ВМФ России.

«Адмирала» таки украли

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был заложен на Черноморском судостроительном заводе в 1982 году, спущен на воду в 1985-м и находится в строю с 1990-го.

Основные характеристики корабля таковы: длина — 302,3 метра, ширина — 72,3 метра, осадка — 9,1 метра, максимальная скорость — 29 узлов, водоизмещение — 60 тысяч тонн, экипаж — около 2 тысяч человек (из них 600 летчиков и авиатехников), дальность плавания — 8400 миль. На авианосце могут базироваться: истребители Су-33 и МиГ-29К в количестве 26 единиц, 18 вертолетов Ка-27 и Ка-29, два вертолета Ка-27ПС и четыре вертолета Ка-31.

Вооружение корабля составляют две реактивные бомбометные установки «Удав», 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», 6 шестиствольных 30-миллиметровых артиллерийских установок, 4 шестиствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик».

1 декабря 1991 года в 9.00 этот громадный корабль тихо снялся с якоря в Севастопольской бухте и начал движение к Босфору. Отход был внезапным. На берегу остались грузы, половина экипажа и самолеты. Все, кто был на борту «Адмирала Кузнецова», поняли, что корабль тайно уводят из украинских вод. Спустя полтора года в газете «Северный рабочий» были опубликованы воспоминания капитана 2-го ранга Виктора Канишевского, который был участником похода из Севастополя в Северодвинск. Вот выдержка из этой статьи:

«… Как сейчас помню ажиотаж того осеннего дня, когда на «Кузнецове» получили телеграмму президента Украины Кравчука. В ней объявлялось, что корабль является собственностью Украины, что до принятия правительственного решения он должен оставаться на Севастопольском рейде.

Разбившись группами по каютам, офицеры, да и просто матросы, гадали, как на это отреагируют президент России Ельцин, главком ВМФ Чернавин и командующий Северным флотом Громов.

— Я никак не могу взять в толк: зачем Украине с ее закрытым Черным морем корабль, предназначенный для океанской службы? Если уж так ей хочется иметь авианосец, то пусть «Варяг» достраивает или «Ульяновск», — недоумевал командир БЧ-5 капитан 1-го ранга Андрей Утушкин. — Это чистейшей воды политиканство…

— Не без того, — соглашался с ним замполит капитан 1-го ранга Владимир Иванов. — Только Россия ни за что не отдаст «Кузнецова».

Однако принятая незадолго до злополучной телеграммы декларация о независимости Украины уже разрушила, казалось бы, несокрушимое морское братство экипажа авианосца. Часть офицеров и мичманов, семьи которых находились в Севастополе, не скрывали своего желания служить под украинским «трезубцем», а потому откровенно радовались телеграмме. Мол, зачем на Севере гробить такой прекрасный корабль. Ему надо базироваться поближе к ремонтной базе. А она для авианосца имеется только в Николаеве…

Шли дни. Киев молчал. Из Заполярья тем временем пришла радиодепеша о том, что в Крым вылетел первый заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко. Долгожданный гость прибыл на авианосец катером. Несмотря на поздний час, был сыгран большой сбор. Поздоровавшись с экипажем, вице-адмирал с украинской фамилией распорядился распустить моряков, а командиру приказал немедленно сниматься с якоря. Ярыгин начал было объяснять, что две трети офицеров и мичманов, а также сдаточная команда остались на берегу, прибудут катерами только завтра утром.

— Ничего, и без них справимся, — решительно заявил гость. И добавил: — Они нас на поезде обгонят. Выходим немедленно…

— А как же самолеты, которые остались в Саках? — заволновался замполит Иванов.

— Сами прилетят в Сафоново, — успокоил Устименко. По решительному тону гостя можно было сделать вывод, что он получил приказ увести «собственность Украины» на Север не только от командующего Северным флотом Громова, но и Главкома ВМФ Чернавина. А может, и самого министра обороны. Значит, Москва дала «добро». Офицеры управления авианесущего крейсера почувствовали себя участниками необъявленной размолвки между двумя вчера еще дружественными столицами.

В 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. Когда берег оказался далеко за кормой, включили ходовые огни…».

Капитан 2-го ранга Виктор Канишевский был помощником командира корабля и отвечал за «живучесть» судна. Он принадлежал к старшему начальствующему составу и знал ситуацию хорошо. Младшие офицеры и матросы смотрели на этот «северный поход» другими глазами.

Глазами младших офицеров и матросов

На форуме Balancer`а есть целых три поста, в которых авторы делятся впечатлениями о походе «Адмирала Кузнецова» из Севастополя в поселок Видяево — место базирования авианесущего крейсера на Северном флоте.

Посетитель под ником Oldcondor сообщает: «…Мы на три недели попали в такую передрягу, что и вспоминать не хочется. Половину экипажа набрали с других кораблей, вторая половина — всякие инженеры, наладчики с завода, спецназ, офицеры штаба ЧФ и проч. Были даже пограничники и какая-то береговая охрана из Севастополя.

А у нас, на всякий случай, восемь ярусов надстройки, семь палуб и две платформы. Все это разделено на 53 схода. Географию судна никто толком не знает. Личный состав — слепые котята — тычутся по всем палубам. Никого никуда посылать нельзя. Гонец обязательно заблудится, и тогда нужно объявлять «загонную охоту», чтобы найти скитальца… Впрочем, можно охоту не объявлять, человек проголодается и сам вернется к людям. Правда, есть опасность, что этого матроса приютят «земляки», тогда он два дня будет спать, сачковать от вахты, а это при нехватке людей начальством не приветствуется…».

— «Земляки» — уникальное изобретение. — Продолжает воспоминания форумчанин под ником Capitan Sidor. — На «Кузнецове» землячества появились уже на второй день хода, сразу после Босфора. Весь экипаж разделился на «русских», «хохлов», «молдаван», «грузин» и «прибалтов». Были еще, кажется, какие-то азиаты: не то таджики, не то узбеки, точно не помню. Хохлы все время хотели бежать на родину. При выходе из Босфора они бросили за борт три плота, пытались скопом добраться до турецкого берега. Всех, конечно, выловили и спрятали в карцер до самого Видяево…

Грузины тащили из камбуза все подряд. Однажды при погрузке продовольствия увели целую говяжью тушу под носом у вахтенного офицера… У них на четвертом ярусе, где были пустые каюты летчиков и десантуры, образовалась своя шашлычная. Ребята бойко торговали…

Молдаване — мирный, безропотный народ. Все сосредоточились в боцманской команде и особых хлопот нам не доставляли. Зато эстонцы и латыши сразу ушли в «катакомбы» — на самые нижние ярусы — наверх их было не загнать…».

Рота охраны — корабельный ОМОН — была задействована в походе по полной программе. Ребята охраняли белую кость на «острове» (командная надстройка — авт.) и охраняли хорошо. Без ОМОНа никто никуда не перемещался. Только Срезневский — командир БЧ-6 — не боялся спускаться ниже 4-го яруса… Всех остальных офицеров ждала неминуемая расправа. Они, как правило, в темноте бывали раздетыми и ограбленными…».

Нельзя относиться к сообщениям на форумах как к достоверным фактам и, тем более, как к историческому источнику. Анонимные корреспонденты безнаказанны в своей писанине. Они говорят то, что хотят. Ответственности никакой. Тем не менее, статистика негативных отзывов о последнем авианесущем крейсере николаевской постройки заставляет задуматься.

Российская биография «Адмирала Кузнецова»

Российская биография корабля наполнена драматичными событиями. «Краденая вещь» не принесла счастья новому владельцу. Вот неполный послужной список его «несчастий»:

1. В апреле 1995 года «Кузнецов» попал в сильный шторм. При этом вышли из строя несколько паровых котлов, корабль потерял ход и чуть не был выброшен на берег Новой Земли.

2. В декабре 1995-го авианесущий крейсер отправился в Средиземное море. В самом начале похода у него обнаружились серьезные проблемы в работе главной энергетической установки. Выяснилось, что у двух из восьми паровых котлов засолены трубки — матросы вместо дистиллированной воды залили забортную воду. Во время всего похода трубки других котлов регулярно лопались и протекали. Постоянно отказывали испарители, турбогенераторы, дизель-генераторы. В результате «Кузнецов» двигался со средней скоростью в 2-4 узла.

3. В феврале 1996 года при посещении Мальты у «Кузнецова» отказали все котлы (!) и корабль остался без хода. Из-за сильного ветра возникла опасность выброса авианосца на берег. Адмирал Валентин Селиванов, который руководил походом на последнем этапе, вспоминал: «…Я помню, как сейчас. Сидим мы на приеме у министра обороны Мальты во дворце. Мне офицер связи докладывает: «Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. На «Кузнецове» не работает ни один котел». Я сразу прикидываю: якорь-цепь у нас вытравлена на сто метров, длина корпуса 304 метра, до скал 250 метров. Парусность у корабля огромная, его тащит на скалы.

Бросаю министра и мчусь к вертолетной площадке. По всем летным правилам посадка на палубе при таком ветре запрещена, но вертолетчики посадили меня. Я уже предчувствовал величайший в истории позор. Самый большой корабль России в год юбилея лежит разбитый на скалах Мальты. Это бы увидел по телевизору весь мир…

Корму несло на скалы, а мы с матюками и молитвами работали над котлом. В итоге один котел запустили. Он дает мощи на полтора узла хода. Этого мало, но наше приближение к скалам замедлилось. Наконец, ввели в строй еще один котел. Слава Богу и матросам из БЧ-5 — катастрофа не состоялась. Не знаю, как бы я потом жил, если б угробил «Кузнецова». В общем, привел корабль в Северодвинск, вернулся в Москву и написал рапорт на увольнение».

4. В августе 1998 года при приеме топлива был по ошибке закрыт не тот клапан, и 60 тонн мазута вылились на пост управления стрельбой. Пост вышел из строя. Чуть ранее из-за прорыва трубы на «Кузнецове» оказались затоплены два из четырех зенитных комплексов «Кортик».

5. В октябре 2003-го «Адмирал Кузнецов» отправился после докования в Баренцево море на ходовые испытания, во время которых произошел пожар в главном газоходе.

6. В 2000 году на корабле погиб матрос БЧ-5 от удара током.

7. 17 января 2002-го на «Кузнецове» произошел пожар во время ремонта на рейде Североморска. Погиб старшина 1-й статьи В. Бобылев — отравился угарным газом.

8. 27 августа 2006 года вновь произошел пожар. Два матроса были госпитализированы.

9. 6 января 2009-го на борту «Адмирала Кузнецова» возник еще один пожар во время стоянки в турецком порту Акзас-Карагач. По предварительным данным, одной из причин возгорания могла стать неисправность в топливной системе машинного отделения. Пожар длился около двух часов. Погиб матрос срочной службы Д. Сычев, который задохнулся от дыма.

Печальная биография авианесущего крейсера привлекла к нему широкое внимание российской общественности и СМИ. Московский инженер Кротов написал министру обороны РФ открытое письмо, в заключение которого выдвинул требование: «Хватит транжирить народные деньги! ТАКР «Кузнецов» неэффективен, опасен в эксплуатации и очень дорог в содержании. Я призываю министра обороны законсервировать этот корабль».

В 2008 году главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий заявил на расширенном заседании правительства о том, что флоту для поддержания боеспособности необходимо шесть авианосцев по цене 5 миллиардов долларов за каждого.

В Николаеве все затаили дыхание, и… напрасно. Через два года министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил корреспонденту «Российской газеты»: «… Новые авианосцы в ближайшие годы Россия строить не планирует. Правда, мы заказали соответствующий аванпроект, чтобы понять, как должен выглядеть современный авианосец. Потом Генштаб и командование ВМФ оценят эти предложения. А пока ставка сделана на плавучие аэродромы. Точнее, на закупку во Франции и строительство у нас четырех вертолетоносцев типа «Мистраль». Корабли же, подобные «Адмиралу Кузнецову», они, конечно, не заменят. Но свою лепту в демонстрацию Андреевского флага в Мировом океане внесут».

20 лет российский ВМФ эксплуатирует свой единственный авианесущий крейсер. За все время этот корабль только шесть лет был полноценной единицей российского флота. Остальное время ушло на капитальные ремонты и плановое докование судна.

Расходы на поддержание авианосца в функциональном состоянии велики, и Россия с трудом несет на себе это бремя. У военных появились большие сомнения в целесообразности содержания корабля. Однако Россия терпит, превратив «Кузнецов» в символ могущественного государства. И пока строительство нового авианосца находится на стадии проектирования, приходится, затянув пояса, обслуживать старый корабль. В минобороны РФ склоняются к продаже авианесущего крейсера Китаю.

С военной точки зрения, авианосец не может конкурировать с более современными образцами. С другой стороны, судя по опыту «Варяга», он может серьезно сократить время на разработку китайских авианосцев. Независимые эксперты полагают, что «Кузнецов» небезнадежен, хотя есть некоторые проблемы со взлетом и посадкой самолетов, но по боевым характеристикам он лучше, чем авианосцы облегченного типа и десантные корабли.

В Николаеве за этой ситуацией наблюдают глазами стороннего человека. Авианосное судостроение у нас умерло. Будет ли оно реанимировано? — Неизвестно.

Директор ЧСЗ Юрий Макаров, при котором был создан конвейер по производству авианесущих крейсеров, скептически оценивал перспективу возрождения строительства «повелителей океанов». Незадолго до своей смерти в интервью местному телеканалу он заявил: «Чтобы вновь запустить строительство авианесущих крейсеров, нужно вернуть назад плановую экономику, КПСС, ВЛКСМ, пионеров и октябрятскую звездочку… иначе ничего не будет…».

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» николаевской сборки сегодня продолжает выполнять боевые задачи. А Новогодние праздники «Адмирал» провел в Атлантическом океане, выполняя задачи дальних походов…

(Ред. 2016) Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» российского Северного флота отправился к берегам Сирии. Авианосец войдет в состав российской группировки ВМФ в восточной части Средиземного моря.

Эту информации подтвердили в российском Минобороны. Ранее в субботу об отправке «Адмирала Кузнецова» в Средиземное море сообщили корреспонденты нескольких российских агентств, в том числе непосредственно с базы Северного флота в Североморске.

В авиакрыло «Адмирала Кузнецова» включены корабельные истребители МиГ-29КР и МиГ-29КУБР, а также палубные истребители четвертого поколения Су-33.

Сергей Гаврилов, журналист, via

published on mirputeshestvij.ru according to the materials russiahousenews.info

Запись История авианосца «Адмирал Кузнецов» наполнена драматичными событиями взята с сайта Мир Путешествий.

mirputeshestvij.mediasole.ru

Авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» является единственным в России авианесущим крейсером, способным нести на борту тяжелые палубные истребители Су-33 и корабельные противолодочные вертолёты Ка-27, и единственным в мире кораблем, с борта которого поднимаются в воздух летчики-истребители в Заполярных широтах.

Крейсер был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 01 сентября 1982 года, спущен на воду 04 декабря 1985 года. 20 января 1991 года на авианесущем крейсере впервые был поднят Военно-морской флаг.

Корабль, которым командует капитан 1 ранга Сергей Артамонов, имеет уникальные размеры: длина его палубы 306 метров, ширина 75 метров, высота около 60 метров, что соразмерно с высотой 20-этажного дома. Водоизмещение корабля 60000 тонн. Общая длина коридоров крейсера превышает 16 км.

17 декабря 2013 года вышел в дальний поход.

28 февраля 2014 года ТАВКР впервые посетил порт Лимасол, Кипр.

18 мая 2014 года вернулся в Северодвинск из дальнего похода, который проходил под флагом заместителя командующего СФ контр-адмирала Виктора Соколова. За время этого похода лётчики авиакрыла СФ приобрели значительный практический опыт проведения полётов с палубы авианесущего крейсера в открытом море, совершив более 350 вылетов с суммарным нахождением в воздухе около 300 часов.

18 ноября 2014 года на борту тяжелого авианесущего крейсера прошла церемония крепления к древку полотнища Боевого знамени дивизии ракетных кораблей Северного флота.

14 мая 2015 года корабль встал на ремонт. По сообщению от 20 августа силы материально-технического обеспечения Северного флота и рабочие 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково (Мурманская область) начали совместную операцию по выводу корабля из заводского плавдока, которая займет около 20 часов. За время нахождения корабля в сухом доке были проведены очистка и покраска днища, ремонт агрегатов и оборудования электромеханической боевой части, а также сервисное обслуживание. Оставшиеся работы будут доведены до конца уже на штатной стоянке крейсера у причальной стенки судоремонтного завода в Мурманске. После этого экипаж авианесущего крейсера продолжит подготовку к выходу в море для обеспечения полётов летчиков корабельного истребительного авиаполка СФ. 19 октября приступил к выполнению плановых задач боевой подготовки в Баренцевом море. По сообщению от 23 октября прошла проверка бортовых радиотехнических систем и оборудования. По сообщению от 26 октября экипаж корабля выполнил боевое упражнение по поражению морской цели из зенитного ракетного комплекса «Кинжал». По сообщению от 05 ноября экипаж корабля приступил в Баренцевом море к проведению планового учения по противовоздушной обороне.

22 января 2016 года на борту крейсера прошли торжества, посвящённые 25-й годовщине со дня первого подъема военно-морского флага на корабле. В настоящее время крейсер находится на своей штатной стоянке в Мурманске. На корабле проводятся плановые мероприятия по восстановлению технической готовности. По их завершении крейсер выполнит ряд задач по отработке экипажей авиакрыла и испытанию новой техники в полигонах Северного флота в Баренцевом море. По сообщению от 21 июня на борту корабля, выполняющего плановые задачи в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море, прошло учение по противовоздушной обороне. 15 октября, в составе корабельной авианосной группы, начал поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. 15 ноября впервые в истории российского Военно-морского флота принял участие в боевых действиях. С крейсера начали работать самолеты Су-33. 25 января 2017 года авианосная группа ВМФ РФ прошла самое узкое место Ла-Манша и вошла в Северное море. Во время их прохождения вдоль берегов Британии через Ла-Манш её сопровождал британский фрегат HMS «St Albans» (F83) («Сент-Олбанс») и три истребителя «Typhoon» («Тайфун»). По сообщению от 03 февраля первая группа летчиков палубной авиации Северного флота совершила перелет с тяжелого авианесущего крейсера из назначенного района акватории Баренцева моря на аэродром базирования в Мурманской области после успешного выполнения поставленных задач в Сирии. 08 февраля вернулся на главную базу Северного флота РФ — Североморск, где 09 февраля состоялась торжественная встреча экипажа.

26 июля 2017 года занял место в парадном строю кораблей Северного флота на североморском рейде Кольского залива.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *