B 21 raider – Бомбардировщик B-21 Raider. Надежды ВВС и проблемы с финансированием

Бомбардировщик B-21 Raider. Надежды ВВС и проблемы с финансированием

Согласно текущим планам Пентагона, к середине следующего десятилетия в воздух должен подняться перспективный дальний бомбардировщик B-21 Raider, разрабатываемый компанией Northrop Grumman. Создание новой машины для военно-воздушных сил связано с определенными проблемами технического, финансового и организационного характера. Как стало известно в последние недели, актуальные проблемы могут помешать получению желаемых результатов. В частности, речь шла о возможном затягивании работ и выходе из установленного графика.

Напомним, в 2014 году американское военное ведомство запустило новую программу разработки перспективного дальнего бомбардировщика под обозначением Long-Range Strike Bomber (LRS-B). В октябре следующего года победителем конкурса предварительных проектов стала компания Northrop Grumman. Несмотря на критику со стороны конкурентов, именно она получила заказ на проектирование новой машины. Через несколько месяцев бомбардировщик получил официальное обозначение B-21 и дополнительное имя Raider.


К настоящему времени головной разработчик и Пентагон определили список субподрядчиков, а также начали полноценные проектные работы. В течение нескольких следующих лет предполагается завершить опытно-конструкторскую стадию проекта и приступить к подготовке серийного строительства самолетов. Именно на этом этапе у проекта B-21 возникли некоторые проблемы, прямо связанные с общей негативной обстановкой в высших эшелонах американской власти.

18 января тему развития проекта Northrop Grumman B-21 затронул заместитель министра военно-воздушных сил США Мэтт Донован. На тот момент в Конгрессе шли ожесточенные споры на тему дальнейшего финансирования ряда оборонных программ. Среди прочего, предлагалось сократить ассигнования на некоторые проекты, одним из которых могла стать программа разработки нового дальнего бомбардировщика. По оценке М. Донована, это могло бы привести к затормаживанию проектных работ.

Также Конгресс не мог определиться с решением по дальнейшему финансированию государственных органов, что могло привести к временной остановке их работы. В этих условиях руководство ВВС беспокоилось о том, что законодатели могут предложить новое сокращение военных расходов, способное навредить ходу перспективных проектов. Вместе с другими новыми разработками под сокращение мог бы попасть и самолет B-21.

М. Донован отметил, что долгосрочное сокращение расходов на данный момент способно ударить по научно-исследовательской и опытно-конструкторской стадиям проекта B-21 Raider. Затраты на новые проекты могут быть сокращены до уровня 2010 финансового года, и в таком случае заявка на текущий 2018-й будет удовлетворена лишь частично. Все это может иметь критические последствия в контексте разных программ и проектов, в том числе LRS-B.

Представители прессы задали М. Доновану вопрос о дальнейших перспективах бомбардировщика B-21. Их заинтересовало, когда новые самолеты смогут достичь начальной оперативной готовности, если проблемы с финансированием будут сохраняться. Замминистра ответил, что невозможность сохранения требуемых трат на проект действительно скажется на сроках его реализации. При этом он не стал приводить конкретные данные и уточнять, когда войска смогут освоить новую технику.

Тем временем руководство военно-воздушных сил работает над созданием нового проекта своего бюджета на 2019 финансовый год. Бюджетный запрос планировалось представить в середине февраля. М. Донован не стал уточнять подробности составляемого проекта, но отметил некоторые особенности его разработки. По его словам, проект оборонного бюджета на следующий год составлялся параллельно с работами по Стратегии национальной безопасности. В соответствии с последней, Соединенные Штаты должны иметь определенные преимущества перед Россией и Китаем. Новый проект военного бюджета учитывает эти требования.

Заместитель министра ВВС не стал указывать точные числа или раскрывать иные подробности, но затронул тему программы B-21 / LRS-B. По его словам, проект перспективного дальнего бомбардировщика обязательно получит увеличенное финансирование. Впрочем, не уточнялось, как именно увеличатся ассигнования.

Уже после выступления Мэтта Донована стало ясно, что Конгресс все же не смог вовремя прийти к необходимым решениям. Уже 20 января – на второй день после заявлений замминистра ВВС – работа государственных органов была приостановлена на двое суток. Отсутствие денег должно было негативно сказаться на работе множества структур, а также оказать нежелательное влияние на ряд проектов. Тем не менее, следующее официальное упоминание о проекте B-21 Raider было не столь пессимистичным.

Несколько дней назад военное и политическое руководство Соединенных Штатов опубликовали новый «Обзор ядерной политики». В этом документе указывались особенности текущей обстановки и вызовы, стоящие перед американскими ядерными силами. Кроме того, его авторы указали некоторые планы по дальнейшему развитию стратегических и тактических ядерных вооружений, а также их носителей. Один из разделов обзора был посвящен воздушной составляющей ядерной триады, в том числе перспективному проекту.

«Обзор ядерной политики» напомнил, что к настоящему времени США запустили программу создания и развертывания бомбардировщиков следующего поколения B-21 Raider. Целью этой программы названо усиление группировки стратегических бомбардировщиков с последующей заменой существующей техники такого класса. Подобные процессы будут запущены в середине двадцатых годов.

Прочие упоминания о проекте B-21 в «Обзоре ядерной политики» отсутствуют. Тем не менее, в этом документе указаны некоторые сведения о перспективных тактических и стратегических вооружениях, которые могут применяться с новым самолетом. Авторы документа напомнили о некоторых существующих и перспективных проектах авиационных средств поражения, оснащаемых ядерными боевыми частями. При этом, как указывается, некоторые подобные изделия могут применяться и иными носителями, в том числе из категории тактической авиации.

Для поражения некоторых целей стратегические и тактические бомбардировщики смогут использовать свободнопадающие бомбы B83-1 и B61-11. Пентагон намерен сохранять это оружие в арсеналах в течение нескольких следующих лет. Они будут оставаться на вооружении, как минимум, до того момента, когда все свои возможности покажет перспективный боеприпас B61-12, оснащенный системами наведения. Поступление этой бомбы на вооружение запланировано на 2020 год.

«Обзор» напоминает, что в начале восьмидесятых годов стратегические бомбардировщики США стали носителями новых крылатых ракет воздушного базирования, однако к настоящему времени последние потеряли весь свой потенциал. Для сохранения требуемых ударных возможностей самолетов B-52H разрабатывается перспективная крылатая ракета большой дальности Long-Range Stand-Off (LRSO). В перспективе она может войти в номенклатуру вооружений нового бомбардировщика B-21. Наличие такого боеприпаса обеспечит сохранение требуемых возможностей по прорыву комплексной системы противовоздушной обороны вероятного противника.

К настоящему времени Пентагон и компания Northrop Grumman успели раскрыть некоторые подробности перспективного проекта B-21 Raider. Согласно утвержденным планам, новый самолет должен стать своеобразным развитием идей, заложенных еще в проекте B-2. В основе проекта лежит концепция дозвукового малозаметного самолета, построенного по схеме «летающее крыло» и способного нести ракетное или бомбовое вооружение. Одной из главных задач такого бомбардировщика станет скрытый выход в район пуска ракет или сброса бомб с целью уничтожения основных объектов противовоздушной обороны противника. Оставив врага без значительной части систем защиты, бомбардировщики B-21 Raider позволят тактической авиации начать свою работу.

По разным данным и оценкам, перспективный B-21 будет меньше и легче существующего B-2. Размах крыла может не превышать 35-40 м, а нормальная взлетная масса окажется в пределах 100 т. Самолет получит турбореактивные двигатели от компании Pratt & Whitney. При помощи такой силовой установки он сможет летать с дозвуковой скоростью и показывать высокие значения дальности полета и боевого радиуса. Точные сведения о боевой нагрузке машины пока отсутствуют.

В соответствии с контрактом 2015 года, определявшим условия создания нового самолета, общая стоимость всей программы разработки и строительства должна была достичь 80 миллиардов долларов. Как нередко случается со смелыми проектами, уже в ходе проектных работ была определена необходимость увеличения финансирования. В ноябре прошлого года Конгресс утвердил новую стоимость программы – 97 миллиардов. Большая часть этих денег уйдет на производство серийных самолетов.

Согласно текущим планам, которые, однако, могут быть скорректированы по экономическим и организационным причинам, первый опытный самолет нового типа должен будет подняться в воздух не ранее начала следующего десятилетия. Несколько следующих лет уйдут на испытания и доводку машины, после чего компания Northrop Grumman сможет приступить к серийному производству техники для поставок военно-воздушным силам.

Утвержденный график работ требует передать войскам серийные B-21 в конце первой половины двадцатых годов. Не позднее 2025 года эти машины должны будут достичь стадии начальной оперативной готовности. Впоследствии военно-воздушным силам поставят несколько десятков серийных машин, освоение которых будет продолжаться в течение длительного времени, вплоть до конца тридцатых или начала сороковых.

Количество необходимых бомбардировщиков LRS-B / B-21 на протяжении нескольких лет оставалось темой споров на всех уровнях. Одной из задач этих машин станет, как минимум, частичная замена самолетов существующих типов. Кроме того, Пентагон желает нарастить качественный и количественный потенциал дальней авиации. Как следствие, в разные периоды называлась возможность закупки значительного числа новых бомбардировщиков, вплоть до 130-140 единиц.

К настоящему времени подобные планы были пересмотрены и стали заметно скромнее, но все еще выглядят внушительно. Начиная с середины двадцатых годов, ВВС США желают получить, как минимум, сотню новых самолетов. В дальнейшем не исключается возможность появления нового заказа на несколько десятков машин. Тем не менее, подобный контракт – если и будет подписан – появится только в отдаленном будущем.

Многочисленные заявления официальных лиц и разнообразные документы наглядно показывают, что военное и политическое руководство Соединенных Штатов прекрасно понимают необходимость программы LRS-B и ее результата в виде бомбардировщика Northrop Grumman B-21 Raider. Уже запущено проектирование этого самолета, и в обозримом будущем оно приведет к желаемым результатам. В то же время, разногласия в определенных кругах и отсутствие единого мнения по распределению бюджетных денег способно привести к известным проблемам.

Несколько недель назад заместитель министра ВВС указал, что текущие споры вокруг финансирования государственных структур способны ударить по проекту B-21 и сдвинуть сроки появления его реальных результатов. Январские проблемы бюджета были решены за несколько дней, и это может быть поводом для оптимизма. Тем не менее, специфическая ситуация в Вашингтоне может привести к новым подобным ситуациям, а разногласия среди законодателей только ухудшат обстановку. Очевидно, что Пентагон сможет довести проект B-21 Raider до желаемого финала, но когда это произойдет и какой будет окончательная стоимость всей программы – пока остается только гадать. Слишком много проблем может оказаться на пути важнейшего, но сложного и дорогого проекта.

По материалам:
https://defensenews.com/
http://janes.com/
http://globalsecurity.org/
http://armyrecognition.com/
https://media.defense.gov/2018/Feb/02/2001872877/-1/-1/1/EXECUTIVE-SUMMARY.PDF

topwar.ru

О судьбе нового стратегического бомбардировщика B-21

«Нет надежды в аду, ничто не собьет нас», – писал ведущий вокалист известной хард-рок группы Motorhead Лемми в своем сингле 1979 года «Bomber» (бомбардировщик). Уверенность Лемми в неуязвимости самолета может быть реализована только за счет конструкции и технологии.

В октябре 2015 года компания Northrop Grumman получила от ВВС контракт на разработку США стратегического бомбардировщика нового поколения. Этот контракт последовал после запроса предложений по новому бомбардировщику, опубликованного в июле 2014 года министерством обороны. Название нового самолета пока не выбрано, но свое обозначение B-21 (21 век) он получил на публичной презентации американских ВВС, проведенной на симпозиуме в Вашингтоне в феврале 2016 года.

B-21 станет первым стратегическим бомбардировщиком, поступившим на вооружение ВВС США после B-2A (на фото)

История до настоящего время

ВВС США не получали новый стратегический бомбардировщик с тех пор как первый бомбардировщик-невидимка B-2A Spirit компании Northrop Grumman был принят в декабре 1993 года на вооружение авиаполка, дислоцированного на авиабазе в Миссури. ВВС в настоящее время имеют на вооружении 21 машину, усиленную 62 стратегическими бомбардировщиками B-1B производства Rockwell Collins/Boeing.

Бомбардировщики B-1B ограничены неядерным вооружением, поскольку после подписания договора о сокращении стратегических вооружений в 1991 году они лишились возможности нести крылатые ракеты воздушного базирования. Сегодня стратегический ядерный флот ВВС США включает самолеты B-2A плюс 78 стратегических бомбардировщиков B-52H Stratofortress компании Boeing.

Перспективный стратегический бомбардировщик B-21 (концепция)

ВВС США сделали всё для того, чтобы усилить свою стратегическую составляющую в промежуточный период между принятием на вооружение B-2A и сегодняшним днем за счет ввода в эксплуатацию самолета Lockheed Martin FB-22A. Производитель начал в 2002 году в инициативном порядке изучать возможность разработки варианта среднего бомбардировщика своего превосходного истребителя F-22A Raptor с намерением восстановить ту роль, которую играли средние бомбардировщики F/FB-111A/D/E/F/G производства General Dynamics. Впрочем, Оборонный обзор 2006 года, в котором представляется военная доктрина США на очередные 4 года, отменил эту инициативу. В следующие несколько лет не происходило никакого движения в этом направлении, пока в июле 2014 года не был выпущен запрос предложений (см. выше).

Когда во время правления американского президента Джимми Картера в конце 70-х — начале 80-х годов в рамках программы по современному бомбардировщику Advanced Technology Bomber (ATB) началась разработка B-2A, главной озабоченностью американских стратегов была угроза советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Эти системы вооружения включали трехступенчатые твердотопливные ракеты РТ-2ПМ «Тополь» производства Воткинского машиностроительного завода (остаются на вооружении), разработка которых началась в 1977 году, и ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» железнодорожного базирования, которые предназначены для перевозки и запуска со специального поезда. Обе эти ракеты вызывали серьезную озабоченность у планирующих оборонных структур, особенно их мобильность, которая повышает их живучесть по сравнению со стационарными МБР в пусковых шахтах.

Площадь суши Советского Союза составляла 22 млн. квадратных километров и поэтому определение местоположения и уничтожение подобных целей можно сравнить с поиском движущейся иголки в стоге сена. Эту задачу позволил решить радар Raytheon AN/APQ-181 бомбардировщика B-2A, который обеспечивал высокоточное наведение за счет работы в радиочастотном Ka-диапазоне (33,4-36 ГГц), особенно подходящем для обнаружения и определения целей с высокой детализацией.

Американский малозаметный стратегический бомбардировщик B-2А Spirit, разработанный компанией Northrop Grumman

Сравнение конструкции бомбардировщиков B-21 (вверху) и B-2

Этот радар также может работать в режиме полета с огибанием рельефа местности, что было бы необходимым, если бы бомбардировщик B-2A должен был искать и уничтожать цели на территории Советского Союза. При выполнении этих задач B-2A вынужден был бы летать в возможно самом хорошо защищенном воздушном пространстве, поэтому его способность оставаться невидимым для радаров была обязательной. За эту способность B-2A получил свое прозвище «Stealth Bomber» (бомбардировщик-невидимка), а главной его узнаваемой и отличительной чертой стало странное «прилизанное» летающее крыло, похожее на бумеранг. Форма самолета и широкое применение углеродного волокна позволили достичь эффективной площади отражения (ЭПО) 0,01 м2. Важно отметить, что B-2A всё-таки виден для радаров, но его сложно обнаружить и, что особенно важно, трудно поймать активными или полуактивными радиолокационными головками самонаведения ракет класса «земля-воздух» или «воздух-воздух».

Однако, конфигурация фюзеляжа – это всего лишь часть всей истории. Самолет оборудован подсистемой активной защиты AN/ZSR-63 от Lockheed Martin. Понятно, информация по подсистеме AN/ZSR-63 недоступна, хотя предположительно в нем использована технология активного радиолокационного глушения, когда входящие радиопередачи определяются и анализируются и затем ретранслируются, возможно, без доплеровского сдвига частоты (феномен, когда радиосигнал несколько меняет свою частоту после того, как он отразится от движущегося объекта). Способность манипулировать доплеровским сдвигом может ввести в заблуждение оператора радара касательно позиции самолета или его скорости при условии, что он сможет распознать слабый сигнал, отраженный от самолета B-2A. Последнее, но не менее важное, скрытные режимы полета, например, огибание рельефа местности и экранирование излучения за счёт рельефа местности, помогают увести самолет в радиолокационную тень.

F- 22A должен был послужить основой проекта среднего бомбардировщика FB-22. Впрочем, этот проект так и не пошел дальше стадии «бумажного самолетика» и, в конечном счете, был закрыт

Запрет доступа/блокирование зоны

Малая заметность сделала B-2A, возможно, самым продвинутым бомбардировщиком, созданным в эпоху Холодной войны – конфликта, в котором ему так и не довелось участвовать. Самолет поступил на вооружение уже после распада Советского Союза в декабре 1991 года. Всё же это не помешало ВВС США применять этот самолет с его довольно низким уровнем демаскирующих признаков в последующих конфликтах. Хотя его роль была ограничена доставкой обычных вооружения, он заслужил признание 24 марта 1999 года, когда атаковал несколько целей в Сербии во время операции Союзная сила (ALLIED FORCE) – воздушной кампании под командованием США, целью которой было прекращение этнических чисток в Косово.

С тех пор самолет принимал участие в боевых операциях коалиционных сил в Ираке, Афганистане и в последний раз в Ливии в 2011 году. В конце концов, бомбардировщик B-2A создавался для участия только в одном потенциальном конфликте – ядерной войне с СССР и странами Варшавского договора, но впоследствии оказался в более сложном геополитическом пространстве, в котором продемонстрировал свою довольно высокую эффективность.

ВВС США не забывают о меняющейся геополитической обстановке, разрабатывая B-21 для завтрашних боевых задач. «Бомбардировщик B-21 будет проникать сквозь современную систему ПВО и выполнять задачи несмотря на так называемое пространство с запретом доступа/блокированием зоны (ЗД/БЗ)», – отметил представитель американских ВВС майор Роберт Лиз. ЗД/БЗ является основной проблемой для ВВС США. Прежние и потенциальные противники Америки становились свидетелями способности этого самолета проходить сквозь их оборону и затем поражать особо важные цели, порой уничтожая или ослабляя систему наземной противовоздушной обороны для того, чтобы следующие следом воздушные ударные силы могли атаковать остальные цели с относительной безнаказанностью.

Серьезную озабоченность у США вызывает разработка новых систем, например зенитного ракетного комплекса С-400 «Триумф» производства Алмаз-Антей, который поступает на вооружение российских вооруженных сил, и который был продан в Китай. С-400 еще должен быть проверен в боевых условиях и заслужить уважение пилотов, которые будут летать в его зоне действия. Наземная панорамная радиолокационная станция воздушного наблюдения 91Н6E комплекса С-400 может обнаруживать цели с ЭПО 0,4 м2 на расстоянии 230 км, в то время как его ракеты 40Н6Е класса «земля-воздух» с полуактивным и активным радиолокационным наведением имеют дальность действия 400 км.

Истребители пятого поколения, например Сухой ПАК-ФА и МиГ ЛМФС (легкий многофункциональный фронтовой самолет), разрабатываемые в России, а также китайский Shenyang J-31, могут в будущем серьезно осложнить жизнь американским самолетам.

Майор Лиз выразил мнение, что решение проблемы ЗД/БЗ фактически находится во главе угла проекта бомбардировщика B-21. «Потребность в B-21 основана на движении в направлении… к большей философии ЗД/БЗ. Следовательно, бомбардировщик B-21, способный работать в подобном пространстве, возможно взлетевший с континентальной части Соединенных Штатов, должен неизбежно держать цели всех типов под прицелом».

ВВС США планируют применять B-21 для непрерывного наблюдения за целями и нанесения по ним удара, при необходимости с использованием обычного или ядерного оружия. В отличие от B-1B, который отказался от своих ядерных обязательств, бомбардировщик B-21 «станет частью ядерной триады, являясь средством очевидного и гибкого ядерного сдерживания». В ядерную триаду входят подводные лодки американских ВМС класса «Ohio» с баллистическими ядерными ракетами (эти подлодки должны быть заменены в следующем десятилетии) и межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования LGM-30G Minuteman-III.

Что касается вооружения, то к воздушному компоненту этой триады относятся ядерные бомбы B-61 Mod.3/4/7/11 с зарядом переменной мощности и свободнопадающие термоядерные авиабомбы B-83 также с зарядом переменной мощности. B-61 Mod.3/4/7/11 в настоящее время модернизируются по проекту B-61 Mod.12, в соответствии с которым будет снижена мощность бомбы до 50 килотонн в тротиловом эквиваленте при одновременном повышении ее точности до 30 метров. Это новое оружие будет образовывать относительно меньше радиоактивных осадков по сравнению с устаревшими бомбами B-61, которые имеют выбираемую мощность 0,3-1,5, 5, 10, 45,80 или 170 килотонн, тогда как B-61 Mod.11 имеет четыре варианта мощности, вплоть до 340 килотонн.

Производство управляемых бомб нового варианта B-61 Mod.12, как ожидается, начнется примерно в 2020 году. Американское министерство обороны получит до 500 новых бомб, которые заменят бомбы B.61 Mod.3/4/7, оставив при этом противобункерную B-61 Mod.11 (предназначена для пробивания грунта и уничтожения подземных объектов) в качестве единственной ядерной бомбы свободного падения, оставшейся на вооружении, поскольку запасы бомб B-83 будут сокращены (или даже полностью уничтожены) в следующем десятилетии.

Впрочем, B-21 может также нести ядерное оружие в виде крылатых ракет воздушного базирования LRSO (Long-Range Stand-Off – большого радиуса действия, вне досягаемости средств поражения), которые могут заменить существующие ядерные крылатые ракеты Boeing AGM-86B, устанавливаемые на бомбардировщик B-52H. Также ожидается, что LRSO будет закуплена и в обычном варианте с целью замены AGM-88C/D, которая вместе с AGM-88B будет снята с вооружения примерно в 2030 году. Выдача контракта на разработку LRSO ожидается в 2018 году, при этом американские СМИ утверждают, что будет закуплено до 1000 таких ракет. В марте 2016 года появились сообщения о запросе предложений, который готовится к опубликованию в июне этого же года. На него должны ответить компании Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman и Raytheon, готовые посоперничать за право разработки этого вооружения.

Учебная авиабомба B-83, являющаяся имитацией ядерной бомбы свободного падения B-83. Предназначенное для уничтожения объектов, находящихся глубоко под землей, это оружие может устанавливаться в будущем на бомбардировщик B-21

ВВС США поставили перед собой амбициозную задачу. По словам майора Лиза, они планируют закупить 100 новых самолетов. Хотя здесь есть и негативный опыт, когда ВВС изначально запросили 132 самолета B-2A, но тогдашний министр обороны Ричардом Чейни в 1989 году урезал это количество до 76 машин, а потом еще раз уменьшил объем закупаемых самолетов до 20 плюс один самолет для испытаний. Развал Советского Союза и ослабление напряженности в мире позволяли на тот момент сократить количество закупаемых самолетов.

Все же геополитические реалии не были единственным фактором. Стоимость тоже имела немаловажное значение, ведь разработка самолета B-2A всегда считалось дорогим удовольствием. В ценах 2015 года стоимость бомбардировщика составляла 1,1 миллиарда долларов и ВВС США очень хотят, чтобы такие цены не появились в программе по B-21 по мере ее развития. Там определили среднюю закупочную стоимость за штуку не более 564 миллиона долларов в ценах 2016 года при объеме закупки 100 машин, хотя стоимость может повыситься при заказе меньшего количества самолетов. Финансирование со стороны ВВС США предусматривает оплату этапа полномасштабной разработки и подготовки серийного производства EMD (Engineering and Manufacturing Development) в рамках проекта по дальнему бомбардировщику LRS-B (Long Range Strike Bomber), в который входит и программа по B-21. Контракт стоимостью 21,4 миллиарда долларов на строительство первых пяти серийных самолетов был выдан компании Northrop Grumman в октябре 2015 года. В целом же в рамках этапа EMD будет построен 21 самолет общей стоимостью 23,5 миллиарда долларов.

ВВС США уклоняются от предоставления конкретных данных, хотя майор Лиз заявил, что начальная эксплуатационная готовность самолета ожидается в середине 20-х годов, при этом дата первого полета и дата принятия на вооружение этого самолета остаются засекреченными. Достижение начальной готовности за 10 лет кажется довольно амбициозной задачей, хотя Лиз утверждает, что ВВС разработали программу «снижения рисков».

«За последние три года управление LRS-B, осуществляющее координацию проекта для ВВС США, тесно работало с промышленностью, чтобы обеспечить стабильность проектов и требований… с целью снижения рисков в эту программу было инвестировано порядка 1,9 миллиарда долларов. Управление завершило предварительный анализ проекта и готовности к производству и определило более высокий уровень технологической готовности по сравнению с любой другой новой программой разработки самолета на сегодняшний день. Проектирование платформы в настоящее время находится на подсистемном уровне: идет координация технических решений касательно общей конструкции, электроники, гидравлики, двигателей, систем данных и технологии малой заметности».

Действительно, в проекте в качестве поставщиков подсистем для программы B-21 участвуют еще ряд компаний, например BAE Systems, GKN Aerospace, Janicki Industries, Orbital ATK, Pratt and Whitney, Rockwell Collins и Spirit Aerosystems. Кроме того, ВВС США спроектировали самолет до некоторой степени «устойчивый к будущему», использовав открытую архитектуру за счет внедрения так называемого стандарта Air Force Open Mission System. «Чтобы самолет был способен принять и интегрировать новую технологию и реагировать на будущие угрозы во всем спектре боевых операций», – добавил Лиз.

Дебаты

В конечном счете, осуществимо ли желание ВВС США иметь 100 бомбардировщиков, которые начиная с середины следующего десятилетия будут готовы к поступлению на вооружение, по цене примерно 564 миллиона долларов за штуку? Дуглас Барри, аналитик авиационно-космической промышленности в международном институте стратегических исследований, считает, что это вполне возможно. Хотя разработка нового военного самолета может «занять больше времени, чем вы думаете, и стоить гораздо больше, ведь вполне очевидно, что военно-воздушные силы начинают с чистого листа бумаги».

Принимая во внимание, что B-2A был по существу новым проектом, несмотря на уже проводившееся в Соединенных Штатах исследования в проектах по летающему крылу и технологиям снижения ЭПО, реализация B-21 начинается в период истории ВВС, когда там уже приняты на вооружение и эксплуатируются несколько проектов с низкой ЭПО, включая штурмовик F-117A Nighthawk, истребители F-22A и F-35A Lighting-II, не говоря уже о самолетах с низким уровнем заметности B-2A и B-1B, а также сверхсекретных программах, например по разведывательному беспилотнику RQ-180 компании Northrop Grumman. Существование подобных инициатив означает, что «имеется значительный объем исследований и разработок, которые уже засекречены. Но это говорит о том, что для ВВС США доступна большая совокупность знаний по технологиям малой заметности», – соглашается вице-президент аналитического департамента в исследовательской компании Teal Group Ричард Абулафья, заявив при этом, что предшествующий опыт показал, что «у военно-воздушных сил есть идея, как создать самолет подобный этому».

Впрочем, закупки будут зависеть от финансовой ситуации. С оборонными расходами сейчас в США сложилась непростая ситуация, как прочем и в Европе. «Поскольку программа по B-21 представляет собой очень дорогой процесс разработки с нуля, то он, несомненно, будет яростно конкурировать за скудные финансовые ресурсы с крупномасштабными программами военных закупок, например по истребителю F-35A и топливозаправщику Boeing KC-46A», – заявил Рей Яворовски из исследовательской компании Forecast International.

«Сюрпризом явно не будет, если бюджетная напряженность станет причиной сокращения общего количества 100 бомбардировщиков примерно до 80 самолетов. Конечно, уменьшение общего количества приведет к увеличению стоимости за штуку, поэтому экономия от такого сокращения будет меньше, чем можно было бы предположить. Любые финансовые проблемы могут также повлиять на график, – добавил Яворовски. – Планами ВВС предусматривается развертывание B-21 в середине 20-х годов. Бюджетные ограничения могут значительно сдвинуть выполнение программы B-21 вправо, а в самом худшем случае привести даже к закрытию. На данный момент отмена кажется маловероятной, но отставание от графика вполне реально».

Господин Абулафья заметил, что бюджеты, конечно, явление переменчивое и нет гарантий, что министерство обороны не срежет финансирование программы по бомбардировщику B-21 в будущем. «Стоимость за единицу вполне оправдана, учитывая размер закупок, но размеры закупок зависят от размера бюджета», – напомнил он. ВВС США реализуют три основные программы, включая B-21, F-35A и топливозаправщик KC-46A. Хотя финансирование KC-46A министерством обороны фактически защищено от сокращений, но это не касается F-35A, что означает конкуренцию закупок F-35A с закупками B-21. Вместе с тем, исходя из возраста нынешних стратегических бомбардировщиков, ВВС не остается ничего другого как заменять эти самолеты. «Там реально необходим этот тип самолета и альтернатив совершенно немного».

Абулафья также выразил озабоченность касательно конструкции самолета. Хотя ВВС не опубликовали никакой информации по летно-техническим характеристикам, корпус воздушного судна будет меньше по размерам, чем корпус B-2A. «Меня больше всего волнует то, что меньшие размеры подразумевают меньшую дальность. Как следствие, ВВС станут сильнее зависеть от самолета-заправщика, поскольку самолету необходимо находиться в воздухе. Впрочем, большая часть китайских инвестиций в технологии ЗД/БЗ идет на такие средства обеспечения и поддержки, как например топливозаправщики».

Сейчас военно-воздушные силы заявляют, что хотят купить 100 новых самолетов, но есть вероятность заказа дополнительных платформ более этого количества, особенно если ВВС и компания Northrop Grumman смогут снизить стоимость при поставке уже работоспособного серийного самолета. Господин Барри считает, что в рамках этого проекта можно было бы создать также разведывательным самолетом с возможностью беспилотных полетов, хотя продолжительность полетов, направленных на сдерживание потенциального противника, определяет наличие экипажа в кабине, как в случае с проектом B-21. Стоит напомнить, что в прошлом бомбардировщики служили основой для разведывательных платформ, например, несколько лет назад восемь стратегических бомбардировщиков британских ВВС Avro Vulcan B.Mk.2 были переделаны в морские разведывательные самолеты.

Подводя итог, Абулафья заявил, что проект B-21 осуществим «пока есть финансирование и выдерживается график». По поводу перспектив разработки и приятия на вооружение бомбардировщика B-21 эксперты в области военной авиации, представители ВВС и промышленности выражают осторожный оптимизм. Американские военно-воздушные силы и промышленность, несомненно, должны выполнить свою работу по разработке нового самолета, но на сегодняшний день обе стороны уверены, что программа достигнет, в конечном счете, этапа закупок, и это позволит вовремя удовлетворить потребности страны в стратегических бомбардировщиках в рамках запланированного бюджета, а еще лучше за меньшие деньги.

/Alex Alexeev, topwar.ru/

army-news.ru

The Nationnal Interest о проекте бомбардировщика B-21 Raider

Два года назад американская авиационная промышленность приступила к созданию перспективного стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-21 Raider. Первая машина этого типа должна будет выйти на испытания лишь через несколько лет, однако уже высказываются те или иные оценки перспективного проекта, а также предпринимаются попытки прогнозирования дальнейших событий.

27 октября американское издание The National Interest опубликовало статью Кайла Мизоками под названием «Why Russia, China and North Korea Should Fear America’s B-21 Bomber» («Почему Россия, Китай и Северная Корея должны бояться американского бомбардировщика B-21»). Как показывает заголовок, публикация посвящена новейшему проекту B-21 и последствиям появления такой техники в контексте международной военно-политической обстановки.

В начале своей статьи К. Мизоками напоминает о событиях недалекого и отдаленного прошлого. 27 октября 2015 года компания Northrop Grumman получила контракт на разработку перспективного малозаметного бомбардировщика B-21 Raider. При этом он отмечает, что примерно за 35 лет до подписания контракта на B-21 было заключено предыдущее соглашение подобного рода, результатом которого стал самолет B-2 Spirit.

Автор вынужден отметить, что на данный момент многие детали нового проекта окутаны тайной. В то же время, часть сведений уже была опубликована. Имея некоторые данные о будущем B-21, можно сделать те или иные выводы, чем и предлагает заняться американский журналист.

Официальное обозначение бомбардировщика – B-21 Raider – имеет любопытное происхождение. Цифры указывают на XXI век, а дополнительное имя напоминает о легендарной операции 1942 года. Во время Второй мировой войны отряд бомбардировщиков B-25 Mitchell под командованием генерала Джеймса «Джимми» Дулиттла атаковала ряд целей на территории Японских островов. Среди прочего, бомбы были сброшены и на Токио. Вспоминая «Рейд Дулиттла», военно-воздушные силы США указывают на дерзость этой атаки, стратегическую и тактическую неожиданность, а также на уникальную протяженность маршрута, преодоленного «рейдерами».

Как показывает изображение самолета B-21, официально опубликованное ВВС США, новый проект подразумевает строительство летательного аппарата типа «бесхвостка», похожего на летучую мышь. При этом новый B-21 должен иметь определенное сходство с существующим B-2. Однако два самолета заметным образом отличаются друг от друга.

К. Мизоками обращает внимание на компоновку силовой установки. На новом бомбардировщике двигатели будут размещаться ближе к рудиментарному фюзеляжу, тогда как моторы General Electric F118-GE-100 самолета B-2 располагаются на определенном расстоянии от центральной секции планера. Новый проект предусматривает использование скошенных воздухозаборников вместо «зазубренных», примененных на серийной технике. Кроме того, перспективный B-21 получит средства охлаждения реактивных газов двигателей, предназначенные для сокращения видимости в инфракрасном диапазоне. Любопытно, что подобные устройства присутствовали на ранних изображениях будущего B-2, но так и не вошли в окончательный вариант проекта.

Перспективный бомбардировщик выглядит похожим на существующую машину B-2, и, по всей видимости, тоже будет четырехмоторным. В 2016 году компания Pratt & Whitney была выбрана в качестве субподрядчика и ей предстоит сделать двигатели для нового B-21. В качестве силовой установки для этого самолета рассматриваются доработанные версии турбореактивных двигателей F-100 и F-135. Сравнительно старый F-100, используемый на истребителях F-15 Eagle, выглядит правильным выбором. Однако вместо него заказчик может выбрать модификацию F-135, устанавливаемого на истребителях F-35 Joint Strike Fighter. Это позволит как получить требуемые характеристики, так и удешевить производство двигателей для двух самолетов.

Подобно своему предшественнику, новый Northrop Grumman B-21 Raider станет тяжелым стратегическим бомбардировщиком, способным нести ядерное и конвенциональное вооружение. Если он не будет отличаться от B-2 по своим размерам, то есть основания полагать, что и полезная нагрузка останется на прежнем уровне. Кроме того, B-21 может сохранить два грузоотсека. К. Мизоками полагает, что самолет могут оснастить барабанными пусковыми установками Advanced Applications Rotary Launcher, уже используемыми на машинах B-2. Каждое такое изделие несет по восемь ракет того или иного типа.

Для решения особых задач B-21 сможет нести ядерное оружие. В таком случае в его боекомплект войдут крылатые ракеты Long-Range Stand-Off (LRSO), отличающиеся малой заметностью для средств обнаружения противника. Кроме того, будет обеспечена совместимость с тактическими бомбами B61, в том числе с их новейшей версией B61-12. Возможно комбинирование вооружений разных типов. В таком случае ракеты LRSO будут использованы для уничтожения объектов противовоздушной обороны и прорыва к основным целям. Последние, соответственно, будут уничтожаться управляемыми бомбами.

В «обычных» боевых вылетах B-21 сможет использовать широкую номенклатуру конвенциональных боеприпасов. Он сможет нести крылатую ракету JASSM-ER, а также управляемые бомбы GBU-31 Joint Directed Attack Munition калибром 2 тыс. фунтов. Автор полагает, что и в случае с неядерным оружием может использоваться стратегия последовательного применения ракет и бомб: первые помогут сделать «проход» в системе ПВО противника, а вторые полетят непосредственно на указанные цели. В качестве альтернативы можно рассматривать возможность применения в одном вылете только бомб или только ракет.

Также в номенклатуру вооружений «Рейдера» должна войти бомба GBU-57A/B Massive Ordnance Penetrator. Это изделие весит 30 тыс. фунтов (14 т), и в настоящее время его может нести только бомбардировщик B-2. Таким образом, в перспективном проекте следует предусмотреть возможность применения наиболее тяжелых американских авиационных средств поражения, которые не имеют большого числа носителей.

К. Мизоками указывает, что военно-воздушные силы поручили компании Northrop Grumman разработать и построить бомбардировщик, использующий принципы открытой архитектуры программно-аппаратных средств. Таким образом, в отличие от предыдущих машин своего класса, новый B-21 может стать больше чем просто бомбардировщиком. Специфика и особенности требуемой архитектуры должны гарантировать возможность простого и быстрого обновления аппаратуры, а также облегчить интеграцию новых средств. Благодаря этому самолет можно будет достаточно быстро и просто адаптировать к новым миссиям того или иного рода.

К примеру, в грузовой отсек помимо оружия можно будет поместить приборы наблюдения, целеуказания и т.д. Кроме того, B-21 сможет стать носителем специальной аппаратуры связи, беспилотного авиационного комплекса, систем радиотехнической разведки или радиоэлектронной борьбы. Все это позволит решать разнообразные боевые задачи в самых разных условиях, в том числе при активном противодействии со стороны противника. В целом, по мнению автора, текущая реализация планов в контексте открытой архитектуры бортового оборудования в будущем может сделать B-21 первым в мире многоцелевым бомбардировщиком.

По открытым данным, первый полет перспективного стратегического бомбардировщика-ракетоносца Northrop Grumman B-21 Raider состоится в середине следующего десятилетия. В дальнейшем военно-воздушные силы Соединенных Штатов намерены купить не менее сотни таких самолетов. Эта техника заменит существующие машины моделей B-52H Stratofortress и B-1B Lancer. Не исключается возможность строительства и закупки двух сотен новых бомбардировщиков. Впрочем, судьба второй сотни самолетов прямо связана с размерами военного бюджета и финансовыми возможностями заказчика.

Автор The National Interest, высказав ряд предположений относительно облика будущего B-21, напоминает, что на данный момент подробная информация на этот счет отсутствует. Как именно будет выглядеть эта машина – специалисты и общественность пока не знают. Сейчас ВВС и разработчик стремятся поддерживать секретность и тщательно оберегают информацию о нем. Такая ситуация может сохраняться в течение нескольких следующих лет, вплоть до публикации официальных данных или первого показа готовой машины.

Таким образом – подводит итог Кайл Мизоками – новый B-21 Raider временно растворился во тьме секретных военных технологий, и вновь выйдет «на свет» только когда будет готов.

***

Нельзя не отметить, что проект стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-21 Raider действительно является одной из самых интересных американских программ настоящего времени. ВВС США планируют кардинальное обновление своей стратегической авиации, которое предполагается провести при помощи техники самого оригинального облика с особыми возможностями. По этой причине следует ожидать, что в проекте B-21 будут реализованы интересные идеи того или иного рода.

По очевидным причинам, заказчик и исполнитель работ не спешат раскрывать все свои планы и публиковать технические подробности нового проекта. Тем не менее, некоторые отрывочные сведения уже стали известны из официальных и неофициальных источников. Кроме того, было опубликовано официальное изображение будущего самолета, отражавшее актуальное на тот момент состояние проекта. Впрочем, реальные результаты проекта могут заметно отличаться от планировавшихся ранее.

Отсутствие подробной информации технического и тактического характера оказывается хорошей почвой для появления разнообразных оценок. Так, в своей статье «Why Russia, China and North Korea Should Fear America’s B-21 Bomber» автор издания The National Interest пытается предугадать, какую силовую установку получит перспективная машина. Кроме того, он представил примерную номенклатуру вооружений, пригодных для использования самолетами «Рейдер». Удалось ли К. Мизоками сделать правильные прогнозы – станет известно позже, после появления официальной информации.

Любопытная особенность статьи в The National Interest проявляется при сравнении заголовка с самим материалом. Название публикации утверждает, что Россия, Китай и КНДР должны бояться нового самолета, а кроме того, обещает объяснить, почему. При этом в самой статье третьи страны попросту не упоминаются, и она рассматривает исключительно тактико-технические особенности перспективного проекта. По-видимому, читателю предлагается рассмотреть возможный облик и предполагаемые возможности бомбардировщика B-21, а затем самостоятельно сделать выводы в контексте его роли в контексте сдерживания России, Китая или Северной Кореи. Автор, однако, не высказывает своего мнения на этот счет.

Очевидно, что перспективный бомбардировщик B-21, поступив в серийное производство и начав службу в строевых частях, определенным образом повлияет на баланс сил в мире – как всегда бывает при появлении новых образцов вооружения и техники для стратегических ядерных сил. Впрочем, эти события пока относятся к достаточно далекому будущему, а имеющийся объем информации не позволяет делать точные прогнозы. Возможно, будущий B-21 Raider действительно сможет побеспокоить Москву, Пекин и Пхеньян. Но причины для такого испуга на данный момент до конца не ясны, и полноценные выводы по этому вопросу можно будет сделать только в будущем.

Оригинал статьи «Why Russia, China and North Korea Should Fear America’s B-21 Bomber».

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *