Ба 20м – БРОНЕАВТОМОБИЛЬ БА-20М. Обозрение отечественной бронетанковой техники

Содержание

Бронированная машина БА-20 советского производства

05.05.2018

БА-20 — легковой бронированный автомобиль советского производства. В основе лежит шасси ГАЗ-М1. Использовался для разведки, в качестве связного пункта и охраны рабоче-крестьянской Русской армии. Массовый выпуск длился 6 лет (1936-1942).

История создания и развития БА-20

Проектированием нового транспорта занялись по заказу АБТУ РККА. Разработкой занималось конструкторское бюро Ижорского завода. Первые опытные образцы подготовили в январе 1936 года. Через месяц собрали серийный вариант. Его отправили на испытания в НИБТ. Все тестирования прошли успешно.

Производство сосредоточили на заводе в Выксе (Нижегородская область). Его запустили в середине лета 1936 года, когда предприятие получило все технические документы. В Ленинграде заводу «Красный Треугольник» поручили производить пуленепробиваемые шины для будущей техники. С июля по декабрь 1936 года специалисты собрали 35 экземпляров.

Весной следующего года для авто разработали коническую башню с повышенной пулестойкостью. Несмотря на это, больше половины машин, собранных в 1937 году, оснащались цилиндрической башней старого образца. Во второй половине этого года комбинат в Ярославе занялся выпуском шин для этой техники. В ноябре высшее руководство страны выпустило указ о производстве броневика БА-20 нового образца.

Во второй половине 1938 года конструкторское бюро Ижорского завода разработало модификацию, получившую индекс «М». Основное нововведение — коническая башня. Также конструкцию многих технических узлов усилили для увеличения запаса рабочего ресурса. До конца 1941 года собрано ещё 1 324 машин различных модификаций.

За всю свою история техника поучаствовала во многих боевых операциях. В феврале 1942 года армейские управленцы составили указ о прекращении производства БА-20. До июля 1942 года конструкторы успели выпустить ещё 137 авто. Броневик продолжали использовать до 1945 года в различных военных подразделениях.

Конструкция БА-20

Советский легковой бронеавтомобиль получил компоновочную схему. Моторный отсек располагался в передней части. Боевое и управленческое отделения соединили. Для них выделили центральную и заднюю части транспорта. Пулемётная башня находилась над боевым отсеком. Автомобиль вмещал двух человек. Загрузка и выгрузка экипажа проходила через двери, расположенные на бортах.

Технические характеристики:

  • Колёсная формула — 4х2;
  • Длина — 4 310 мм;
  • Ширина — 1 750 мм;
  • Высота — 2 130 мм;
  • Мощность силовой установки — 50 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость по шоссе — 90 км/ч.

Солдаты осуществляли обзор через смотровые окна, закрываемые бронированными заслонками. Небольшие лючки для осмотра местности также находились в башне и лобовой части. В полу имелся люк для высадки экипажа в случае критических повреждений.

Броня выдерживала попадание пуль. Корпус собирался из катаных броневых листов, соединявшихся между собой сваркой. Для улучшения защиты листы расположили под наклоном. От предыдущего поколения легковых броневиков отличался увеличенным пространством внутри кузова, компактными габаритами и маленьким весом (2,5 тонны).

В условиях военных действий спасали пуленепробиваемые шины, усиленные рессоры и укреплённый задний мост. Двигатель обеспечивал хорошую мощность, которой хватало для преодоления 15-градусных склонов и бездорожья.

Под капотом находился силовой агрегат М-1. Он имел четыре цилиндра и развивал до 50 лошадиных сил. Конструкцию мотора дополнял карбюратор и экономайзер. Для запуска применялся электростартер МАФ-4006. Система зажигания состояла из центробежного регулятора, бобины и свеч зажигания. Высокий запас хода (350 км по шоссе) обеспечивался 70-литровым топливным баком.

Сухое сцепление состояло из одного диска. Механическая коробка передач имела три передние и одну заднюю скорости. Главная и карданные передачи и конический дифференциал — составляющие трансмиссии.

В башне устанавливался пулемёт ДТ. Вертикальное наведение — от -13 до +23 градусов. Наводка на цели осуществлялась с помощью механического прицельного механизма. За вращение башни отвечал стрелок (он также являлся капитаном экипажа).

В основе электрики лежала однопроводная схема. Напряжение — 6 вольт. БА-20 бронеавтомобиль получал электроэнергию от аккумулятора (100 А) и генератора (120 В). Связь с командным центром осуществлялась благодаря установленной на борту коротковолновой радиостанции. Для её питания использовался дополнительный аккумулятор. Не все экземпляры оснащались радиостанцией. На подобных моделях в состав экипажа входила радист.

Модификации БА-20

На базе легкого броневика создали несколько разновидностей:

  • ЖД — вариант для передвижения по железнодорожным путям. В комплектацию входило четыре металлических колеса для передвижения по железной дороге. Экипаж мог самостоятельно с помощью домкратов менять колёса в случае необходимости. Инженеры собрали 61 экземпляр этой модификации;
  • М — улучшение стандартного варианта. В основу транспорта легло шасси ГАЗ-МС. Оно отличалось наличием усиленной балки в конструкции переднего моста, улучшенных рессор и дополнительного топливного бака на 30 литров. Основные изменения — башня новой конструкции и усиленное бронирование. С конвейера сошло 1 230 машин;
  • ЖД М — железнодорожный вариант на базе улучшенной модификации. Конструкторы собрали 74 или 76 экземпляров (есть различные документы с разной информацией о количестве выпущенных авто).

Автомобиль БА-20 использовался не только советской армией. Руководство Союза поставило 30 штук Монгольской Народной Республике. Также несколько десятков машин использовались Румынией, Третьим Рейхом и Финляндией. Этим странам техника досталась в качестве трофеев после боевых действий.

Какой можно сделать вывод?

БА-20 — качественный советский бронеавтомобиль легкового класса. Первый звёздный час техники пробил 22 августа 1939 года в глубоком тылу Японии. На местном аэродроме несколько замаскированных броневиков разбили два самолёта. Это привело к захвату аэродрома и склада с горючим.

Начало Великой Отечественной войны сильно ударило по количеству бронетранспортёров. Из полутора тысяч выпущенных машин уцелело несколько сотен, которые продолжали нести службу до 1945 года. На вооружении в армии 20-ю модель сменил БА-64. Один из уцелевших экземпляров сейчас можно найти в Музее Великой Отечественной войны в Киеве.

Легкий бронеавтомобиль БА-20 1936 года

Технические характеристики ТТХ БА-20

  • Годы выпуска: 1936-1942 гг.
  • Всего изготовлено: 2013-2114 шт.
  • Завод-изготовитель: Выксунский завод дробильно-размольного оборудования.
  • Разработчик: КБ Выксунского завода дробильно-размольного оборудования (г.Выкса, Горьковская область).
  • Боевое применение: конфликт на реке Халхин-Гол (1939 год), Советско-финская и Великая Отечественная войны.
  • Боевая масса: 2,52 т.
  • Экипаж — 2 человека.
  • Габаритные размеры: длина — 4310 мм, ширина — 1750 мм, высота — 2130 мм, клиренс — 235 мм.
  • Вооружение: 7,62-мм пулемет (боекомплект — 1386 патронов).
  • Толщина брони: 6-9 мм.
  • Двигатель: ГАЗ-М1. Тип: 4-х цилиндровый, карбюраторный, 50 л.с.
  • Максимальная скорость движения: 90 км/ч.
  • Запас хода по шоссе: 450 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,24 м, ров — 0,35 м.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

БА-20 Википедия

БА-20

БА-20 в экспозиции музея Великой Отечественной войны в Киеве. Шины, а вероятно, и колесные диски, не „родные“
БА-20 (БА-20М)
Классификация лёгкий бронеавтомобиль[1]
Боевая масса, т 2,27 (2,32)[2]
Экипаж, чел. 2-3[3][4]
История
Годы производства 1936—1942
Годы эксплуатации 1936—1957
Количество выпущенных, шт. 2108[3]
Основные операторы СССР СССР
Размеры
Длина корпуса, мм 4310[4]
Ширина, мм 1750[4]
Высота, мм 2130[4]
База, мм 2845[1]
Колея, мм 1440
Клиренс, мм 240[4]
Бронирование
Тип брони стальная катаная [3]
Лоб корпуса (верх), мм/град. 6 (9)[2]
Лоб корпуса (низ), мм/град. 6 (6)[2]
Борт корпуса, мм/град. 5-6 (6)
Борт корпуса (верх), мм/град. [2]
Корма корпуса, мм/град. 5 (5)
Корма корпуса (верх), мм/град. [2]
Днище, мм 3 (3)[2]
Крыша корпуса, мм 5 (5)[2]
Лоб башни, мм/град. 6 (9)
Лоб рубки, мм/град. [2]
Борт башни, мм/град. 6 (6)[2]
Корма башни, мм/град. 6 (9)[2]
Корма рубки, мм/град. [2]
Крыша башни, мм 5 (5)[2]
Вооружение
Углы ВН, град. −13…+23°
Пулемёты 1 7,62-мм ДТ[3]
Другое вооружение радиостанция 71-ТК-1
Подвижность
Тип двигателя
ГАЗ-М
Производитель ГАЗ
Марка ГАЗ-М
Тип бензиновый[4]
Объём 3285 см3
Максимальная мощность 50[4]л. с. (36,8 кВт кВт ), при 2800 об/мин
Максимальный крутящий момент 166,8 Н·м, при 1300 об/мин
Конфигурация
рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров 4
Клапанов 4
Расход топлива при смешанном цикле 14,5
Диаметр цилиндра 98,43 мм
Ход поршня 107,95 мм
Степень сжатия 4,6
Система питания карбюратор
Охлаждение жидкостное
Клапанной механизм SV
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ чугун
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Рекомендованное топливо «бакинский» бензин или А-66 или А-70
Скорость по шоссе, км/ч 90[4]
Запас хода по шоссе, км

350 (БА-20 и БА-20М)


450 (БА-20М)[4][2]
Удельная мощность, л. с./т 19,8
Колёсная формула 4 × 2
Тип подвески на листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град. до 15[1]
Преодолеваемая стенка, м 0,24
Преодолеваемый ров, м 0,35
Преодолеваемый брод, м 0,5
 БА-20 на Викискладе

БА-20 — советский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Разработан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1 в качестве лёгкого бронеавтомобиля для разведки, связи и охранения РККА[4], серийно производился с 1936 по 1942 год в нескольких вариантах[3].

История

Проектирование бронеавтомобиля на шасси ГАЗ М-1 по заданию АБТУ РККА коллектив специалистов КБ Ижорского завода (А. А. Липгарт, А. М. Кригер и др.)[1] начал в октябре 1933 года, первые опытные бронемашины были изготовлены в январе 1936 года, в феврале 1936 года был изготовлен стандартизованный вариант БА-20. Изготовленные бронемашины были переданы на испытания в НИБТ, которые прошли успешно

[5].

Производство

В июле 1936 года техническую документацию передали на Выксунский завод дробильно-размольного оборудования, который начал их серийное производство. Производство заполненных губчатой резиной пулестойких гусматических шин размера 7,00-16 для бронеавтомобилей БА-20 передали на ленинградский завод «Красный Треугольник»[3]. Всего с июля до конца декабря 1936 года завод выпустил [5].

В марте — апреле 1937 года инженеры Выксунского завода ДРО Миронин и Сухов спроектировали для БА-20 новую коническую башню повышенной пулестойкости, но тем не менее, первые из выпущенных в 1937 году БА-20 ещё имели цилиндрическую башню старого образца. В третьем квартале 1937 года к производству пулестойких шин для БА-20 был подключён Ярославский резино-асбестовый комбинат. 20 ноября 1937 года завод получил приказ наркомата тяжёлого машиностроения СССР продолжать выпуск бронемашин БА-20 только в варианте с новой конической башней, усиленной передней осью и усиленными колёсами

[5].

При постройке некоторых выпущенных в 1938 году БА-20 использовали детали бронекорпусов, ранее выпущенных заводом для бронеавтомобилей ФАИ-М[1].

С осени 1938 года в конструкцию бронемашин внесли дополнительные изменения: были усилены рессоры, задний мост, а толщина брони лобового листа и башни увеличена до 9 мм. Модифицированный вариант назван БА-20М. Всего в 1938 годуо выпущено [5] и 35 в варианте жд.

В 1939 году выпущено , еще 30 были собраны в счет поставки в 1938 году 30 машин в Монголию. Итого 365, из них 42 в варианте жд. В 1940 году — (РККА – 334 и 18 жд, НКВД – 18, НКВМФ – 7 жд).[5]

В конце 1930-х годов на основе опыта производства и эксплуатации лёгких бронеавтомобилей принято решение о создании нового бронеавтомобиля для замены ФАИ и БА-20. В результате, разработаны и построены опытный бронеавтомобиль БА-21 (на трехосном шасси ГАЗ-21), опытный бронеавтомобиль ЛБ-23 (на трехосном шасси ГАЗ-22)

[1] и опытный бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ, которые не производились серийно. В дальнейшем, перед началом Великой Отечественной войны принято решение о создании нового лёгкого бронеавтомобиля для замены БА-20 на полноприводном двухосном шасси[6].

В январе — мае 1941 года выпущено 239 БА-20 (для РККА – 237, включая 4 БА-20жд, для НКВД — 2)

В июне 1941 года выпущено 40 БА-20 и 16 БА-20жд, за июль — декабрь 1941 г. — ещё 317, включая 15 БА-20жд. Из них 3 машины, включая 1 БА-20жд отгрузили НКВМФ[5].

9 февраля 1942 года ГКО СССР принял постановление № 1415сс о прекращении производства бронемашин БА-20, в соответствии с которым 11 марта 1942 года наркомат танковой промышленности составил приказ № 268 о прекращении производства БА-20, который был направлен на завод. Производство БА-20 завершено в июле 1942 года. Всего с начала января до прекращения производства в июле 1942 года выпущено

[5].

Боевое применение

Бои на Халхин-Голе

Летом 1939 года советские БА-20 участвовали в боях на Халхин-Голе[1], где положительно зарекомендовали себя в качестве разведывательных и связных машин, но оказались слабы в качестве боевых машин (их броня держала обстрел обычными и бронебойными пулями из винтовок и пулемётов нормального калибра, но бронебойные пули крупнокалиберных 13,2-мм пулемётов «гочкисс» японской армии её пробивали; кроме того, машины сгорали при забрасывании их бутылками с горючей смесью).

В ходе боевых действий 16 БА-20 безвозвратно потеряно и [7].

Польский поход Красной армии и Советско-финская война (1939—1940)

В сентябре 1939 года БА-20 участвовали в Освободительном походе в Польшу, зимой 1939 — 1940 года — в советско-финской войне (безвозвратные потери 33 машины)[1].

Перед Великой Отечественной войной

На 1 июня 1941 года в РККА числились 1424 БА-20 и 99 БА-20 жд, еще 2 машины находились на НИАБТ Полигоне. (ДОКЛАД начальника ГАБТУ Главному военному совету КА о состоянии обеспечения автобронетанковой техникой и имуществом Красной Армии. июнь 1941 года)

Всего на 22.06.1941 в РККА, НКВМФ и НКВД около 1550 БА-20. Еще около 40 машин находились либо в пути, либо на заводе[1].

Великая Отечественная война

На 22 июня 1941 года на вооружении РККА 1354 бронеавтомобилей БА-20 всех модификаций[3] (51% из них оснащены радиостанциями)[8]. В дальнейшем, они использовались во время Великой Отечественной войны.

Наиболее интенсивно БА-20 использовались в начале Великой Отечественной войны[1], в дальнейшем их количество сокращается[3]. Тем не менее, на отдельных участках фронта БА-20 сохранялись долгое время (в качестве примера, на 19 апреля 1944 года два БА-20 имелось в 48-м отдельном автобронетанковом батальоне 54-й армии Ленинградского фронта)[9]

.

Некоторое количество БА-20 оставалось в войсках на Дальнем Востоке летом 1945 года и они участвовали в войне против Японии (в частности, в боевых действиях против Квантунской армии участвовали 17 БА-20 в 111-й танковой дивизии РККА)[10].

Варианты и модификации

  • БА-20 — базовая модель с запасом хода 350 км[4], выпускалась с 1936 по 1938 год в двух вариантах исполнения: стандартном и радиофицированном (в последнем случае машина оборудована приемопередающей радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной на кронштейнах вокруг башни, а экипаж был увеличен до трёх человек за счёт радиста). Сваренный из стальных катаных листов корпус разработан на основе компоновки бронеавтомобиля ФАИ, первые броневики имели башню от бронеавтомобиля ФАИ, следующие — коническую башню нового образца. Всего выпущено 749 шт.[3]
  • БА-20жд — железнодорожный вариант БА-20 с возможностью переоборудования в лёгкую бронедрезину[4]. Оснащён комплектом из четырёх съёмных стальных железнодорожных колёс с ребордами для движения по рельсам, домкратом для замены колёс в полевых условиях силами экипажа и реверс-редуктором—демультипликатором. Масса бронемашины увеличилась до 2780 кг, максимальная скорость движения по шоссе снизилась до 50 км/ч. Всего в 1938—1939 годах выпущено 61 шт.
    [3]
    [5].
  • БА-20М — модифицированный вариант, первый опытный образец построен в 1938 году[4], серийное производство началось в январе 1939 года и продолжалось до июня 1942 года. Бронемашина построена на специальном шасси ГАЗ-МС, имевшем усиленную балку переднего моста, усиленные рессоры и дополнительный топливный бак объёмом 30 литров. Боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т. — было усилено бронирование, установлена новая пулестойкая башня конической формы, радиостанция получила штыревую антенну. С 1940 года вместо радиостанции 71-ТК-1 на БА-20М начали устанавливать усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3. Запас хода был увеличен до 450 км по шоссе. Всего выпущено 1230 шт.[3]
  • БА-20Мжд — железнодорожный вариант БА-20М с возможностью переоборудования силами экипажа в лёгкую бронедрезину. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода — 430—540 км. В 1939—1941 годах построено 74[3][5].

Страны-эксплуатанты

Сохранившиеся экземпляры

Также в последние годы собран ряд реплик высокой степени достоврености — в частных коллекциях, в Музее «Боевой славы Урала» в г. Верхняя Пышма и др. Некоторые реплики в ходовом состоянии.

Фотогалерея

Смотрите также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 инженер Е. Прочко. Штабной, связной, разведывательный // журнал «Техника молодёжи», № 5, 1983. стр.24-25
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.377
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Е. Д. Кочнев. Автомобили Великой Отечественной. М., ЭКСМО, 2010. стр.102-105
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 БА-20 // Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.24-26
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.191-204, 377-378
  6. ↑ Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.60
  7. ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.281-285
  8. ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.296
  9. ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.315
  10. ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.316
  11. 1 2 М. Коломиец. Лёгкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — С. 79. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 2 / 2007). — 2000 экз. — ISBN 5-90126-601-3.
  12. ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.322
  13. ↑ Surviving Russian and Soviet Armoured Cars. the.shadock.free.fr (15 May 2018). Проверено 2 июня 2018.

Литература

  • Билык С. Т. Бронированные колесные машины Советской Армии. Краткий очерк — альбом из истории бронированных колесных машин. М., 1970.
  • Иванов П. Н. Бронеавтомобили // журнал «Автомобильная промышленность», № 5, 1995. стр.14-16
  • Коломиец М. Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг.. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — 384 с. — 6000 экз. — ISBN 978–5–699–21870–7.
  • М. Коломиец. Лёгкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 2/2007). — 2000 экз. — ISBN 5-90126-601-3.
  • Кузнецов П. О взаимозаменяемости деталей при ремонте моторов ГАЗ и М-1 // «Автобронетанковый журнал», № 3, март 1938. стр.74-77
  • Медведков В. И. д. техн. н. Советские бронеавтомобили // журнал «Автомобильная промышленность», № 3, 1985. стр.28-30

Ссылки

wikiredia.ru

Тест-драйв бронеавтомобиля БА-20 — Колеса.ру

Возьмусь утверждать: чтобы хоть немножко понять, каково оно было на самом деле — воевать и погибать за Родину, современному человеку достаточно с часок «пообщаться» с боевой единицей военной поры. Например, с бронеавтомобилем БА-20 образца 1939 года. Во многом переворачивает сознание. Особенно, если, как я, забыть надеть перед началом тест-драйва шлем.

 

Цели и задачи

БА-20, как и любой другой легкий бронеавтомобиль, всегда казался мне таким себе дешевым заменителем танка. Но когда довелось поездить на нем, понял, насколько был неправ. На самом деле, это все-таки автомобиль, хотя и прикрытый легкой броней и вооруженный легким же пулеметом. И транспортные возможности его тоже чисто автомобильные, даже более того — сугубо легковые. И хотя легковушки 1930-40-х могли больше нынешних, далеко от дороги отдаляться на нем все же нежелательно.

Концепция бронетанковых войск в армиях мира к концу 1930-х годов как будто оформилась: легкие (поддержка пехоты), средние (универсальные — для танковых боев и тактических нужд) и тяжелые (машины прорыва) танки. Более легкая бронетехника на колесном ходу получила второстепенные задачи — разведка, связь, охранные функции (штабы, колонны, патрулирование). Поэтому такой не грозный с виду броневик, как БА-20 с его чисто «легковушечными» чертами в дизайне и конструкции, оказался востребованным в РККА и признан весьма удачным (не только в ней, кстати).

БА-20 должен был стать недорогим и массовым — его «привязали» к шасси распространенной «горьковской» ГАЗ-М1, а выпускали вообще на гражданском заводе мукомольного профиля (в городе Выкса тогдашней Горьковской области). Бесхитростный по форме корпус из брони 4-6 мм водрузили на раму от «эмки», целиком использована и ее ходовая — мосты, рессоры, рычажные амортизаторы. Естественно, силовой агрегат тоже был использован «эмочный» — рядная 50-сильная «четверка» и трехступенчатая коробка передач.

Никаких дополнительных специальных средств для повышения армейской пригодности легкового шасси М1 не применялось, разве что с начала 1939-го года поставщик шасси усилил мосты, рессоры и раму в местах их крепления. Сносную проходимость машине обеспечивал низкооборотный тяговитый двигатель, большие хода колес и более-менее толковая развесовка.

]]> ]]> ]]> ]]> ]]> ]]> ]]>

Однако, важная деталь — вместо обычных пневматических шин с покрышками и накачиваемыми воздухом камерами машину комплектовали шинами ГК (губчатая камера) из сплошной пористой резины, не боящейся пулевых пробоин. Часть машин БА-20, по некоторых данным — около половины, оснащали радиостанцией с дальностью связи до 15-30 км. Бронеавтомобиль часто использовался как связной или придавался для охраны или разведки штабам войсковых соединений.

Настоящая история

Бронеавтомобиль БА-20 производился с 1936 по июнь 1942 года, причем с начала 1939-го делали модернизированную версию БА-20М (поначалу параллельно с прежней) — с усиленной до 6-9 мм броней, пулестойкой конической башней, усиленным шасси и другими доработками. Наш экземпляр выпущен в период с конца 1937 г. (когда появились первые экземпляры с конической, а не цилиндрической, башней) до весны 1939, когда петли дверей и люков стали внутренними, а поручневую антенну радиостанции окончательно заменили малозаметной штыревой.

Точнее установить историю конкретного броневика его нынешним владельцам не удалось — реставраторы технического клуба «Самоходъ» нашли его в середине «нулевых» годов на местах боев под Харьковом буквально в разорванном состоянии. Очевидно, машина с ее противопулевым бронированием пережила прямое попадание снаряда — корпус представлял собой осколки и клочья бронелистов, башня была разломана на три крупных фрагмента, верхний люк лежал в десятке метров в стороне.

И поскольку Харьков только в первый год Великой Отечественной дважды переходил из рук в руки, даже дату гибели машины точно установить не представилось возможным. Кузов пришлось сварить практически заново, шасси осталось «эмочным», башню удалось восстановить — на ней и сегодня видны следы последнего боя.

По машинам!

Затаив дыхание и втянув голову в плечи, забираюсь внутрь этой живой истории. На удивление, все вполне по-автомобильному: дверь, сиденья, на своих привычных местах органы управления и окна для обзора, хоть и не очень крупные… Спереди не очень тесно, но макушка все время упирается в жесткую стальную балку на потолке. Из-за этого позднее на пересеченной местности пришлось пригибать голову, ограничивая себе обзор вперед. Да, видимо, не зря в бронетанковые войска всегда старались брать людей ростом ниже среднего.

]]> ]]> ]]> ]]> ]]>

Двигатель запускается электростартером, который, в свою очередь, активируется кнопкой-педалью под левой ногой. Нажимать ее желательно кирзовым сапогом или солдатским ботинком, потому что подошву кроссовка этот тугой штырь продавливает чуть ли не насквозь…

Двигатель прогрели до меня, поэтому заводится он легко, хотя и не сказать, чтобы радостно. Зато заведясь, сразу, без чихов, прокашливаний и прочей подготовки начинает ровно рокотать на тех оборотах, которые задает ему мягкая педаль-акселератор, в виде планки торчащая параллельно полу.

Педаль сцепления тугая и короткоходная. Как ни пытайся отпустить ее плавно, она все равно пересилит тебя и так толкнет в подошву, что того и гляди заглушишь мотор. Возможно, дело в том, что привод муфты — чисто механический, никаких тросов или гидравлики. Педаль сразу давит на нажимной диск: чуть грубее бросил ее при трогании — и двухтонный броневик прыгает вперед на метр-два, как какой-нибудь турбокроссовер. Но при этом не глохнет — настолько силен мотор «на низах».

Стоит отметить, что здесь вообще нет ни одного вспомогательного устройства или сервопривода. Все исключительно на мускульной силе. Даже башню приходилось вращать руками, упираясь ногами в пол.

Рычаг коробки, подрагивая, целит мне в правое колено, ловлю его и … удивляюсь суперчеткости включения. Рр-рраз! Правда, дальше следует короткий и жесткий железный звук, скорее — даже грохот сопрягающихся шестерен, и я понимаю, что можно отпускать сцепление: передача точно включена.

Машина мощным рывком трогается и прет вперед, я толком не успеваю рассмотреть подробности дороги. Не совсем понятно, что под колесами — все еще асфальт или уже пошла не самая ровная поляна, по которой пехотинцы как раз перекатывают пушку-«сорокапятку». Подвеска глотает все — трещины асфальта, мелкий бордюр, все неровности, кочки, бугры, поваленные столбики старого забора… Это логично: масса большая, и плавность хода соответствующая.

Статьи / История

Тест-драйв ГАЗ-51: жить и строить помогает

Мужчина в самом расцвете сил Не заметить на улице ГАЗ-51 практически невозможно: у него не только есть своё лицо, но и ни с чем не сравнимая харизма типичного рабочего мужика из рассказов Шукшина. В своё…

52058 9 23

Длинный рычаг коробки требует размашистых движений, но в передачи попадать на редкость легко. Машина прибавляет ходу, поле все также ее не смущает, но появляется воющий звук прямозубых шестерен, знакомый нам по более позднему грузовому ГАЗ-51. Собственно, сама «эмка» — в исконно легковом, небронированном варианте — тоже ездит подобным образом, с явно грузовыми проявлениями. Стоит ли говорить, что тормоза и руль тоже далеки от нынешних понятий комфорта и эргономики?

Глухо, как в танке

Тем временем я понял, почему до сих пор машина не казалась мне тесной — потому что я все время ехал с открытой дверью. Соответственно, и обзор получше, и пространство казалось не таким стесненным. А тут фотограф, укрывшись в одной из мертвых зон, подкрался незаметно и захлопнул дверь! Все сразу стало на свои места — обзор стал более бронетанковым, и я почувствовал себя защищенным.

Что ж, усугубим ситуацию. По моей просьбе экипаж закрывает все дополнительные люки, подтягивает их для верности барашковыми гайками — и мы смотрим на мир через узкие щели. Дело совсем плохо… Да, вражеская пуля или осколок в такую амбразуру не пролезут, но и картина мира в ней тоже помещается едва ли процентов на десять.

Запас хода (шоссе)

Особенно тяжело во время движения: вплотную к щели не прижмешься из-за опасности разбить лицо о броню, а издалека разглядеть что-либо просто невозможно. А ведь нужно не просто выглядывать по сторонам, а разглядеть по ту сторону брони врага и уничтожить его огнем пулемета.

Претензии тут, к слову, не только у меня, разбалованного «лексусами» и «поршами» тест-пилота из XXI века, но и у армейских испытателей из 1936 года. Которые после официальных тестов опытного образца БА-20 на полигоне НИИ бронетанковой техники оставили в целом положительный вердикт, но с оговоркой о невозможности «обзора из смотровых щелей при скорости более 15 км/ч».

Бронеавтомобиль БА-20

Краткие технические характеристики:

Габариты:

4 310 / 1 750 / 2 130 мм

Двигатель:

4-цилиндровый карбюраторный

Рабочий объем:

3,3 л

Мощность:

50 л. с. при 2800 об./мин.

Максимальная скорость:

90 км/ч

И о пулемете. Это скромный ДТ — 7,6-миллиметровый «Дегтярев танковый» с диском на 63 патрона, а общий запас по штату достигал 1386 патронов — т.е. 22 диска. Обслуживает его командир экипажа, и, кстати говоря, его «рабочее место» в башне — самое комфортабельное. На вращающемся вместе с башней круглом сиденьеце стрелка-командира мне понравилось больше всего. Да, голова фактически находится вне пределов машины — в выпуклом колпаке люка, но только здесь я с моими невыдающимися 176 см роста могу сидеть, не пригибаясь.

Зато с обзором здесь совсем плохо: открывающихся смотровых люков нет, есть только три узкие-узкие щели по периметру, да пара круглых амбразур спереди — над прицелом пулемета и рядом. Правда, можно упереться головой в люк и откинуть его назад, но это ведь только в спокойной обстановке, когда вокруг не свистят пули.

]]> ]]>

Берусь за холодную сталь «Дегтярева», пытаюсь разглядеть прицел через амбразуру. Ох и грохот, должно быть, стоял в этой бронированной коробке, когда неизвестный и полегший под Харьковом 75 лет назад пулеметчик начинал делать свою суровую работу…

Автомобиль отреставрирован техническим клубом «Самоходъ»

www.kolesa.ru

20 — это… Что такое БА-20?

БА-20 в экспозиции Музея Великой Отечественной войны в Киеве
БА-20
Классификациялёгкий бронеавтомобиль
Боевая масса, т2,52
Экипаж, чел.3
История
Годы производства1936—1942
Годы эксплуатации1936—1957
Количество выпущенных, шт.2114
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм4310
Ширина корпуса, мм1750
Высота, мм2130
База, мм2845
Колея, мм1440
Клиренс, мм235
Бронирование
Тип бронистальная катаная
Лоб корпуса, мм/град.9
Борт корпуса, мм/град.6
Корма корпуса, мм/град.6
Днище, мм4
Крыша корпуса, мм4
Лоб башни, мм/град.9
Борт башни, мм/град.9
Корма башни, мм/град.9
Крыша башни, мм4
Вооружение
Углы ВН, град.−13…+23°
Пулемёты1 × 7,62-мм ДТ
Другое вооружениерадиостанция 71-ТК-1
Подвижность
Тип двигателярядный
4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с.50
Скорость по шоссе, км/ч90
Скорость по пересечённой местности, км/ч36
Запас хода по шоссе, км450
Запас хода по пересечённой местности, км270
Удельная мощность, л. с./т19,8
Колёсная формула4×2
Тип подвескина листовых рессорах
Преодолеваемый подъём, град.12
Преодолеваемая стенка, м0,24
Преодолеваемый ров, м0,35
Преодолеваемый брод, м0,5

БА-20 — советский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Создан в 1936 году на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1. Серийно производился с 1936 по 1942 год, всего было выпущено 2114 бронеавтомобилей этого типа, в различных вариантах, в том числе бронедрезины. БА-20 использовался Красной Армией в боях на Халхин-Голе и советско-финской войне, а также на начальном этапе Великой Отечественной войны. Сняты с вооружения в первые послевоенные годы.

Трофейные БА-20 также использовались Германией, Румынией и Финляндией (сняты с вооружения финской армии только в 1957 году).

Серийные модификации

  • Базовая модель БА-20 выпускалась с 1936 по 1938 гг. была оборудована приемопередающей радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, размещенной вокруг. Корпус сваренный из катаных листов, увеличили, в общем повторив компоновочную схему ранних бронеавтомобилей.
  • На модификацию БА-20М была установлена пулестойкая башня конической формы, в состав экипажа ввели радиста, обслуживающего усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3 со штыревой антенной, расположенной по левому борту, был увеличен запас хода до 450 км, боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т. Выпускалась с 1938 по 1942 гг.
  • Модель ФАИ-М, гибрид бронекорпуса ФАИ и шасси БА-20. Боевая масса ФАИ-М уменьшилась до ок. 2 тонн. Таких моделей было выпущено ок. 350 единиц.
  • Железнодорожный вариант БА-20, с возможностью переоборудования силами экипажа в легкую бронедрезину. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода — 430-540 км. Масса БА-20 возросла до 2,78 тонн.
  • Модель БА-21 разработана в начале 1939 г. Толщина брони была увеличена до 10-11 мм. В лобовом листе разместили дополнительный пулемет ДТ, огонь из которого полагалось вести радисту. Максимальная скорость — 52,6 км/ч. Масса БА-21 возросла до 3,24 тонн.
  • Модель ЛБ-23 разработана в конце 1939 г. Модель оснастили мощным шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11, тем самым увеличив скорость до 71,5 км/ч.

Состоял на вооружении

Примечания

  1. 1 2 3 М. Коломиец Лёгкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — С. 79. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 2 / 2007). — 2000 экз. — ISBN 5-90126-601-3

Литература

  • М. Коломиец Лёгкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 2/2007). — 2000 экз. — ISBN 5-90126-601-3

Ссылки

dic.academic.ru

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ БА-20М. Обозрение отечественной бронетанковой техники

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ БА-20М

Состояние модернизирован в 1938г

Разработчик . Выксинский з-д

Изготовитель Выксинский з-д

Производство . модернизация

База . ГАЗ М-1

Колесная формула 4×2

Боевая масса, т 2,52

Длина, мм 4310

Ширина, мм 1750

Высота, мм . 2130

Клиренс, мм . 240

Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 2,9

Преодолеваемые препятствия: – подъем, град 15

Тип двигателя карбюраторн. М-1

Максимальная мощность, л.с 50

Удельная мощность, л.с/т 19,8

Максимальная скорость, км/ч . 50

Запас хода, км . 450

Бронирование, мм:

– лоб корпуса . 6

– лоб башни 6

Экипаж, чел 3

Вооружение:

– число х калибр, мм и тип

пулеметов 7,62 мм ДТ

(боекомплект, шт.) (1386)

Прицел М

Радиостанция . 71-ТК-З

Дополнительные сведения: Модернизированный вариант БА-20, на котором поручневая антенна была заменена на штыревую, и установлена новая радиостанция.

Бронеавтомобиль БЛ -20М.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

БА-20 — Википедия (с комментариями)

Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


БА-20 в экспозиции Музея Великой Отечественной войны в Киеве
БА-20
Классификация

лёгкий бронеавтомобиль

Боевая масса, т

2,52[1]

Экипаж, чел.

2-3[2][1]

История
Годы производства

1936—1942

Годы эксплуатации

1936—1957

Количество выпущенных, шт.

2108[2]

Основные операторы

Размеры
Длина корпуса, мм

4310[1]

Ширина корпуса, мм

1750[1]

Высота, мм

2130[1]

База, мм

2845

Колея, мм

1440

Клиренс, мм

240[1]

Бронирование
Тип брони

стальная катаная[2]

Лоб корпуса, мм/град.

9

Борт корпуса, мм/град.

6[1]

Корма корпуса, мм/град.

6[1]

Днище, мм

4[1]

Крыша корпуса, мм

4[1]

Лоб башни, мм/град.

9

Борт башни, мм/град.

9

Корма рубки, мм/град.

9

Крыша башни, мм

4

Вооружение
Углы ВН, град.

−13…+23°

Пулемёты

1 × 7,62-мм ДТ[2]

Другое вооружение

радиостанция 71-ТК-1

Подвижность
Тип двигателя

ГАЗ-М

Производитель:</td>ГАЗ</td></tr>
Марка:</td>ГАЗ-М</td></tr>
Тип:</td>бензиновый[1]</td></tr>
Объём:</td>3 285 см3</td></tr>
Максимальная мощность:</td>50[1]л. с. (36,8 кВт ), при 2800 об/мин</td></tr>
Максимальный крутящий момент:</td>166,8 Н·м, при 1300 об/мин</td></tr>
Конфигурация:</td>[[Рядный-4[1]]]</td></tr>
Цилиндров:</td>4[1]</td></tr>
Клапанов:</td>8</td></tr>
Расход топлива при смешанном цикле:</td>14,5 л/100 км</td></tr>
Диаметр цилиндра:</td>98,43 мм</td></tr>
Ход поршня:</td>107,95 мм</td></tr>
Степень сжатия:</td>4,6</td></tr>
Система питания:</td>карбюратор</td></tr>
Охлаждение:</td>жидкостное </td></tr>
Клапанной механизм:</td>SV </td></tr>
Материал блока цилиндров:</td>чугун</td></tr>
Материал ГБЦ:</td>чугун</td></tr>
Тактность (число тактов):</td>4</td></tr>
Порядок работы цилиндров:</td>1-2-4-3</td></tr>
Рекомендованное топливо:</td>А-66 или А-70</td></tr>
Скорость по шоссе, км/ч

90[1]

Скорость по пересечённой местности, км/ч

36

Запас хода по шоссе, км

350 (БА-20)[1]
450 (БА-20М)[1]

Запас хода по пересечённой местности, км

270

Удельная мощность, л. с./т

19,8

Колёсная формула

4 × 2

Тип подвески

на листовых рессорах

Преодолеваемый подъём, град.

12

Преодолеваемая стенка, м

0,24

Преодолеваемый ров, м

0,35

Преодолеваемый брод, м

0,5

БА-20 — советский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Разработан на шасси легкового автомобиля ГАЗ-М1 в качестве лёгкого бронеавтомобиля для разведки, связи и охранения РККА[1], серийно производился с 1936 по 1942 год в нескольких вариантах[2].

История

Проектирование бронеавтомобиля на шасси ГАЗ М-1 по заданию АБТУ РККА началось в КБ Ижорского завода в октябре 1933 года, первые опытные бронемашины были изготовлены в январе 1936 года, в феврале 1936 года был изготовлен стандартизованный вариант БА-20. Изготовленные бронемашины были переданы на испытания в НИБТ, которые прошли успешно[3].

В июле 1936 года техническую документацию передали на Выксунский завод дробильно-размольного оборудования, который начал их серийное производство. Производство заполненных губчатой резиной пулестойких гусматических шин ГК размера 7,00-16 для бронеавтомобилей БА-20 передали на ленинградский завод «Красный Треугольник»[2]. Всего с июля до конца декабря 1936 года завод выпустил 35 бронемашин[3].

В марте — апреле 1937 года инженеры Выксунского завода ДРО Миронин и Сухов спроектировали для БА-20 новую коническую башню повышенной пулестойкости, но тем не менее, первые 150 из 253 выпущенных в 1937 году БА-20 ещё имели цилиндрическую башню старого образца. В третьем квартале 1937 года к производству пулестойких шин для БА-20 был подключён Ярославский резино-асбестовый комбинат. 20 ноября 1937 года завод получил приказ наркомата тяжёлого машиностроения СССР продолжать выпуск бронемашин БА-20 только в варианте с новой конической башней, усиленной передней осью и усиленными колёсами[3].

С осени 1938 года в конструкцию бронемашин внесли дополнительные изменения: были усилены рессоры, задний мост, а толщина брони лобового листа и башни была увеличена до 9 мм. Модифицированный вариант получил наименование БА-20М. Всего в 1938 году было выпущено 330 бронеавтомобилей[3].

В 1939 году было выпущено 335 бронеавтомобилей, в 1940 году — 377 бронеавтомобилей[3] (РККА – 355, НКВД – 18 и 2 ж/д , НКВМФ – 2 ж/д).

1941 (январь – май) – 239 (РККА – 235, НКВМФ – 4 ж/д)

1941 (июнь) — 56

1941 (июль — декабрь) — 317 (РККА — 314, НКВМФ — 3, включая 1 ж/д)

Летом 1939 года советские БА-20 участвовали в боях на Халхин-Голе, где положительно зарекомендовали себя в качестве разведывательных и связных машин, но оказались слабы в качестве боевых машин (их броня держала обстрел обычными и бронебойными пулями из винтовок и пулемётов нормального калибра, но бронебойные пули крупнокалиберных 13,2-мм пулемётов «гочкисс» японской армии её пробивали; кроме того, машины сгорали при забрасывании их бутылками с горючей смесью). В ходе боевых действий 14 бронемашин БА-20 было безвозвратно потеряно и ещё 27 были повреждены[4].

В сентябре 1939 года БА-20 участвовали в Освободительном походе в Польшу, зимой 1939 — 1940 года — в советско-финской войне (безвозвратные потери составили 33 машины).

В конце 1930-х годов на основе опыта производства и эксплуатации лёгких бронеавтомобилей было принято решение о создании нового бронеавтомобиля для замены ФАИ и БА-20. В результате, были разработаны и построены опытный бронеавтомобиль БА-21 (на трехосном шасси ГАЗ-21), опытный бронеавтомобиль ЛБ-23 (на трехосном шасси ГАЗ-22) и опытный бронеавтомобиль ЛБ-НАТИ, которые не производились серийно. В дальнейшем, перед началом Великой Отечественной войны было принято решение о создании нового лёгкого бронеавтомобиля для замены БА-20 на полноприводном двухосном шасси[5].

По состоянию на 22 июня 1941 года, на вооружении РККА имелось 1354 бронеавтомобилей БА-20 всех модификаций[2] (51% из них были оснащены радиостанциями)[6].

В дальнейшем, они использовались во время Великой Отечественной войны.

9 февраля 1942 года ГКО СССР принял постановление № 1415сс о прекращении производства бронемашин БА-20, в соответствии с которым 11 марта 1942 года наркомат танковой промышленности составил приказ № 268 о прекращении производства БА-20, который был направлен на завод. Тем не менее, производство БА-20 было завершено в июле 1942 года. Всего с начала января до прекращения производства в июле 1942 года было выпущено 137 бронеавтомобилей[3].

Наиболее интенсивно БА-20 использовались в начале войны, в дальнейшем их количество сокращается[2]. Тем не менее, на отдельных участках фронта БА-20 сохранялись в течение длительного времени (в качестве примера, по состоянию на 19 апреля 1944 года два бронеавтомобиля БА-20 имелось в составе 48-го отдельного автобронетанкового батальона 54-й армии Ленинградского фронта)[7].

Некоторое количество БА-20 оставалось в войсках на Дальнем Востоке летом 1945 года и они приняли участие в войне против Японии (в частности, в боевых действиях против Квантунской армии участвовали 17 бронеавтомобилей БА-20 в составе 111-й танковой дивизии РККА)[8].

Варианты и модификации

  • БА-20 — базовая модель с запасом хода 350 км[1], выпускалась с 1936 по 1938 гг. в двух вариантах исполнения: стандартном и радиофицированном (в последнем случае машина была оборудована приемопередающей радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, размещенной на кронштейнах вокруг башни, а экипаж был увеличен до трёх человек за счёт радиста). Сваренный из стальных катаных листов корпус был разработан на основе компоновочной схемы бронеавтомобиля ФАИ, первые броневики имели башню от бронеавтомобиля ФАИ, следующие — коническую башню нового образца. Всего выпущено 749 шт.[2]
  • БА-20жд — железнодорожный вариант БА-20 с возможностью переоборудования в лёгкую бронедрезину[1]. Оснащён комплектом из четырёх съемных стальных железнодорожных колёс с ребордами для движения по рельсам и домкратом для замены колёс в полевых условиях силами экипажа. Масса бронемашины увеличилась до 2780 кг, максимальная скорость движения снизилась до 50 км/ч. Всего в 1938 — 1939 гг. выпущено 61 шт.[2]
  • БА-20М — модифицированный вариант, первый опытный образец был построен в 1938 году[1], серийное производство началось в январе 1939 года и продолжалось до июня 1942 года. Бронемашина построена на специальном шасси ГАЗ-МС, имевшем усиленную балку переднего моста, усиленные рессоры и дополнительный топливный бак объемом 30 литров. Боевая масса БА-20М возросла до 2,62 т. — было усилено бронирование, установлена новая пулестойкая башня конической формы, радиостанция получила штыревую антенну. С 1940 года вместо радиостанции 71-ТК-1 на БА-20М начали устанавливать усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3. Запас хода был увеличен до 450 км по шоссе. Всего было выпущено 1230 шт.[2]
  • железнодорожный вариант БА-20М с возможностью переоборудования силами экипажа в лёгкую бронедрезину. Скорость по железной дороге составляла 80 км/ч, а запас хода — 430-540 км. В 1939 — 1941 гг. было построено 74[2] или 76 машин (включая 7 машин для ВМФ и 2 для НКВД).

Состоял на вооружении

Напишите отзыв о статье «БА-20»

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 БА-20 // Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.24-26
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Е. Д. Кочнев. Автомобили Великой Отечественной. М., ЭКСМО, 2010. стр.102-105
  3. 1 2 3 4 5 6 М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.191-204, 377-378
  4. М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.281-285
  5. Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.60
  6. М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.296
  7. М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.315
  8. М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.316
  9. 1 2 М. Коломиец. Лёгкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — С. 79. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 2 / 2007). — 2000 экз. — ISBN 5-90126-601-3.
  10. М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.322

Литература

  • д. техн. н. В. И. Медведков. Советские бронеавтомобили // журнал «Автомобильная промышленность», № 3, 1985. стр.28-30
  • М. Коломиец. Лёгкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 2/2007). — 2000 экз. — ISBN 5-90126-601-3.
  • В. Котельников. Бронеавтомобиль БА-20М // журнал «Моделист-конструктор», № 8, 2016. стр.18

Ссылки

  • [bronetehnika.narod.ru/ba20/ba20.html Бронеавтомобиль БА-20 ]
  • [www.wwiivehicles.com/soviet-union/vehicle/armored-cars/ba-20-armored-car.asp BA-20 — WWII Vehicles]

Отрывок, характеризующий БА-20

Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная.
– На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она.
Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо.
Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля.
– К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери.
– К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль.
– Пожалуйте, приказано привесть.
– Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад!
Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке.

Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе.
– Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей.
Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.
– Марья Дмитриевна, пустите меня к ней ради Бога! – сказала она. Марья Дмитриевна, не отвечая ей, отперла дверь и вошла. «Гадко, скверно… В моем доме… Мерзавка, девчонка… Только отца жалко!» думала Марья Дмитриевна, стараясь утолить свой гнев. «Как ни трудно, уж велю всем молчать и скрою от графа». Марья Дмитриевна решительными шагами вошла в комнату. Наташа лежала на диване, закрыв голову руками, и не шевелилась. Она лежала в том самом положении, в котором оставила ее Марья Дмитриевна.
– Хороша, очень хороша! – сказала Марья Дмитриевна. – В моем доме любовникам свидания назначать! Притворяться то нечего. Ты слушай, когда я с тобой говорю. – Марья Дмитриевна тронула ее за руку. – Ты слушай, когда я говорю. Ты себя осрамила, как девка самая последняя. Я бы с тобой то сделала, да мне отца твоего жалко. Я скрою. – Наташа не переменила положения, но только всё тело ее стало вскидываться от беззвучных, судорожных рыданий, которые душили ее. Марья Дмитриевна оглянулась на Соню и присела на диване подле Наташи.
– Счастье его, что он от меня ушел; да я найду его, – сказала она своим грубым голосом; – слышишь ты что ли, что я говорю? – Она поддела своей большой рукой под лицо Наташи и повернула ее к себе. И Марья Дмитриевна, и Соня удивились, увидав лицо Наташи. Глаза ее были блестящи и сухи, губы поджаты, щеки опустились.
– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
– Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
– Ну узнает он, ну брат твой, жених!
– У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
– Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
– Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!
– Он лучше всех вас, – вскрикнула Наташа, приподнимаясь. – Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!… – И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было опять говорить; но Наташа закричала: – Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете. – И опять бросилась на диван.
Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и внушать ей, что всё это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего, ежели только Наташа возьмет на себя всё забыть и не показывать ни перед кем вида, что что нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше, но с ней сделались озноб и дрожь. Марья Дмитриевна подложила ей подушку, накрыла ее двумя одеялами и сама принесла ей липового цвета, но Наташа не откликнулась ей. – Ну пускай спит, – сказала Марья Дмитриевна, уходя из комнаты, думая, что она спит. Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою. Всю эту ночь Наташа не спала, и не плакала, и не говорила с Соней, несколько раз встававшей и подходившей к ней.
На другой день к завтраку, как и обещал граф Илья Андреич, он приехал из Подмосковной. Он был очень весел: дело с покупщиком ладилось и ничто уже не задерживало его теперь в Москве и в разлуке с графиней, по которой он соскучился. Марья Дмитриевна встретила его и объявила ему, что Наташа сделалась очень нездорова вчера, что посылали за доктором, но что теперь ей лучше. Наташа в это утро не выходила из своей комнаты. С поджатыми растрескавшимися губами, сухими остановившимися глазами, она сидела у окна и беспокойно вглядывалась в проезжающих по улице и торопливо оглядывалась на входивших в комнату. Она очевидно ждала известий об нем, ждала, что он сам приедет или напишет ей.
Когда граф взошел к ней, она беспокойно оборотилась на звук его мужских шагов, и лицо ее приняло прежнее холодное и даже злое выражение. Она даже не поднялась на встречу ему.
– Что с тобой, мой ангел, больна? – спросил граф. Наташа помолчала.
– Да, больна, – отвечала она.
На беспокойные расспросы графа о том, почему она такая убитая и не случилось ли чего нибудь с женихом, она уверяла его, что ничего, и просила его не беспокоиться. Марья Дмитриевна подтвердила графу уверения Наташи, что ничего не случилось. Граф, судя по мнимой болезни, по расстройству дочери, по сконфуженным лицам Сони и Марьи Дмитриевны, ясно видел, что в его отсутствие должно было что нибудь случиться: но ему так страшно было думать, что что нибудь постыдное случилось с его любимою дочерью, он так любил свое веселое спокойствие, что он избегал расспросов и всё старался уверить себя, что ничего особенного не было и только тужил о том, что по случаю ее нездоровья откладывался их отъезд в деревню.

Со дня приезда своей жены в Москву Пьер сбирался уехать куда нибудь, только чтобы не быть с ней. Вскоре после приезда Ростовых в Москву, впечатление, которое производила на него Наташа, заставило его поторопиться исполнить свое намерение. Он поехал в Тверь ко вдове Иосифа Алексеевича, которая обещала давно передать ему бумаги покойного.
Когда Пьер вернулся в Москву, ему подали письмо от Марьи Дмитриевны, которая звала его к себе по весьма важному делу, касающемуся Андрея Болконского и его невесты. Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен

wiki-org.ru

Советский бронеавтомобиль БА 20 | SmolBattle

20 лет в строю, несколько войн и локальных конфликтов за плечами, а в финале геройской службы — забвение. Вспомним, что такое бронеавтомобиль БА-20
Японцы не ожидали подвоха в глубоком тылу. Два самолета едва коснулись земли, как тут же были сожжены шквальным пулеметным огнем. Так лихо отработала тройка замаскированных БА-20 из 9-й мотоброневой бригады, которая 22 августа 1939 года, завершая окружение противника, захватила склад горючего с аэродромом.


БА-20 выпускали с 1936 года на Выксунском заводе дробильно-размольного оборудования. С 1939 по 1942-й делали модернизированный БА-20М. Он получил усиленное с 6 до 9 мм лобовое бронирование, дополнительный топливный бак, скрытые дверные петли, более прочные задний мост и рессоры
Столкновение с самураями на реке Халхин-Гол — звездный час советских легких бронеавтомобилей. Ни до, ни после они не добивались таких успехов: относительно ровная местность с твердым грунтом идеально подходила для быстроходной колесной техники.

Поручневую антенну по периметру корпуса с 1939 года заменила штыревая
«Машины показали хорошую проходимость и выносливость. Легкие броневики были в большом почете из-за своей подвижности и использовались для всевозможных целей (командирами штаба, командованием, делегатами связи, санитарами, связными, разведчиками, для доставки горячей пищи в термосах на передовые позиции под арт. обстрелом и др.)…» — приводит историк М. Коломиец выдержку из отчета красноармейского командования.

Броневики-долгожители по обе стороны фронта
Хотя тревожные звоночки уже прозвучали. Броня БА-20 толщиной 4-6 мм выдерживала винтовочные выстрелы, но крупнокалиберный пулемет, а тем более противотанковая пушка прошивали корпус насквозь. Броневик оказался пожароопасным — попадание снаряда или бутылки с зажигательной смесью гарантировало полное уничтожение машины. Экипаж обычно спастись не успевал. Вязкий грунт или пересеченная местность превращали БА-20 в хорошую мишень — проворно двигаться по бездорожью бронеавтомобиль не мог в силу конструкции (об этом чуть позже).

В Польской кампании 1939 года, когда Красная Армия двигалась навстречу германскому Вермахту, при «освобождении» Прибалтики и Бессарабии серьезных боев у бронемашин не было. А вот финны в ходе Зимней войны потрепали советские части серьезно. К примеру, попавшие в окружение 8-я и 9-я армии потеряли в боях едва ли не все БА-20, часть досталась противнику в исправном состоянии.

БА-20 использовались для «дальнобоя» — разведки, сопровождения, связи. Поэтому свое нехитрое добро экипаж возил с собой. Шанцевый инструмент и трос — средства выживания, заднеприводный броневик застревал на раз-два
Мясорубка начала Великой Отечественной переварила оставшиеся из 2 тысяч выпущенных БА-20 всех модификаций. С 1942 года их сборка прекратилась, в войска стал поступать более совершенный БА-64.

Но отдельные ветераны-«двадцатки» держались до конца. На Ленинградском фронте, где война носила позиционный характер и потери техники не были столь велики, парочка БА-20 числилась в составе 48-го отдельного автобронебатальона 54-й армии даже в 1944 году! А летом 1945 года круг славы замкнулся, когда 17 легких бронемашин 111-й танковой дивизии поучаствовали в разгроме Японии.

Захваченные БА-20 и БА-20М немцы переименовывали в BA 20 (r) и 202 (r). Обратите внимание на железнодорожную версию — таких бронедрезин построили 135-150 штук, они входили в состав бронепоездов
Интересно, что трофейные БА-20 с удовольствием использовали враги — немцы, румыны и особенно финны. Последние сняли с вооружения советские легкие броневики лишь в… 1957 году! Сейчас только в финском танковом музее городка Парола представлен комплектный БА-20М — единственный сохранившийся в мире. А в России пусто. Нашим мастерам остается строить реплики разной степени близости к оригиналу…

Как страйкбол помог истории
Идея создать «силуэт» БА-20 появилась у Артема около 10 лет назад, когда он работал в Нижневартовске и увлекался страйкболом. Для пущего погружения в реальность сражений требовалась боевая техника, и относительно простым выходом виделся бронеавтомобиль. Ведь в 1930-е годы их строили на обычных автомобильных шасси.

Обслуживать мотор приходилось через маленькие окошки. Для серьезного ремонта откручивали верхнюю бронеплиту
Тот же БА-20 представлял собой не что иное, как сварной бронекорпус Ижорского завода, посаженный на платформу «эмки» — ГАЗ-М1. На нее ставили усиленный накладками передний мост и пулестойкие шины. 3,3-литровый карбюраторный мотор отдачей 50 л.с. и трехступенчатая механика оставались «гражданскими».

Раритетных агрегатов в Сибири было не сыскать, удаленный поиск в других регионах влетал в копеечку. Поэтому Артем решил заново изготовить корпус на манер оригинального, а шасси собрать из того, что оказалось под рукой.

Комбинация приборов послевоенная, но посадка водителя «историческая». Без очков ему никак. С открытыми бронелючками студеный ветер вмиг превращает слезы в лед
Копия в масштабе 1:1
Когда-то БА-20 изрядно попортил кровь японцам, а теперь они помогли ему возродиться. В основу реплики легла перекроенная рама Nissan Patrol. Мостами и подвеской поделилась ульяновская «буханка», а карбюраторный двигатель, коробку передач и раздатку взяли у «Нивы».

Со стальным корпусом вышло сложнее. Удалось найти чертежи в масштабе 1:35, на которых обозначались лишь общие габариты. Поэтому остальные размеры пришлось вычислять. Ошибся на миллиметр, получил в реальности расхождение в 3,5 см… Так что работа оказалась кропотливой — на постройку реплики ушел год.

БА-20 на хорошей дороге разгонялся до 90 км/ч, по проселку — до 36 км/ч. Главное было ход не терять, поскольку раскочегарить БА-20 — дело непростое
Зато на выходе получился, выражаясь языком оружейников, массо-габаритный макет. Воевать им нельзя, но понятие об удобстве, вместимости и прочих «потребительских» параметрах настоящего броневика реплика дает. Поэтому БА-20 скоро перерос страйкбол. Бронеавтомобиль Артема стали приглашать на исторические реконструкции и военные парады.

Хорошо сидишь, но плохо видишь
«А в смотровую щель такое небо смотрится…», — эх, фантазируют авторы песни. Какое к черту небо?! Дорогу бы разглядеть! С закрытыми бронелюками БА-20 превращается в грохочущую слепую повозку. Смотровых приборов-триплексов нет, дикая вибрация… Чтобы хоть как-то ориентироваться, пришлось прильнуть к полоске света высотой от силы пара миллиметров. Так и ехал, стукаясь головой о железные потроха бронекорпуса.



Проблемы с обзорностью вылезли уже при первых испытаниях, когда БА-20 готовился к производству. Но военные приняли эту особенность как данность. И действительно, на легких броневиках опытные экипажи не только гоняли под 90 км/ч, а даже ночью воевали!

…При движении БА-20 в боевом положении со скоростью выше 15–20 км/ч наблюдение за дорогой и обзор по сторонам в смотровые щели передних люков становится невозможным.
Комиссия НИБТ по испытаниям БА-20
В остальном БА-20 неожиданно проявил гуманность к водителю. Напомню, в более современном БА-64 человек вынужден пролезать внутрь через узкие нижние люки и ютиться верхом на коробке передач, обнимая ногами раскаленный мотор и управляясь как-то с рычагами, торчащими из-под баранки.

Иногда БА-20 доставались противнику вот так: «27 июня 1939 года около 17.00 при отходе разведгруппы в близком соприкосновении с танками противника попала в солончаки и забуксовала. Времени для буксировки не было, и экипаж вынужден был оставить машину в полной исправности»
А тут — пусть маленькие, но нормальные двери. И сидишь, как в легковушке, с поправкой на суровый железный «декор», жару и вонь выхлопных газов вперемешку с топливом. Зато руль, педали, переключатели стоят в правильных местах, только к «кочерге» механики приходится тянуться, а «баранка» без усилителя требует сильных рук. По меркам бронетехники даже просторно — на БА-20 с радиостанцией рядом с водителем размещали третьего члена экипажа.

Стрелку тоже довольно вольготно. В отличие от БА-64, башня в «двадцатке» опирается не на громоздкую поворотную тумбу, а на крышу корпуса. Так что на мотоциклетное сиденье пробираешься без проблем и при ранении есть шанс спастись, успев покинуть подбитую машину. Но вращать башню приходится своим телом, упираясь в заднюю стенку. А еще с пулеметом ДТ надо сладить и через те самые узкие щели наблюдать за полем боя — все это требует изрядной сноровки.

Командиром в БА-20 был башенный стрелок, а на радиофицированных бронеавтомобилях — сидящий справа от водителя радист
Когда в скорости — спасение
Реплика все время ездит на понижающей передаче и с полным приводом. По словам Артема, только так можно перемещаться в полевых условиях во время реконструкций сражений. Однажды передок отрубился, так БА-20 встал на первой же скользкой горке. Просто уперся, а колеса бесполезно шлифовали грязь. Вот почему оригинальный броневик, у которого ведущим был только задний мост, военные старались на бездорожье не использовать.

Серийным агрегатам было тяжело тащить на себе груз бронекузова. Реплика получилась чуть легче оригинала (примерно 2,1-2,2 т против 2,3-2,4), нивовский двигатель в 1,5 раза мощнее «четверки» от ГАЗ-М1, активна понижайка в раздатке, но БА-20 набирает ход лениво. Перед включением следующей передачи мотор надо как следует раскрутить, поскольку сопротивление движению так велико, что при выжатом сцеплении броневик тут же замедляется. Проворонил момент — заглох. А значит — подбит.



Радиатор защищали бронированные створки с приводом из кабины. В бою их закрывали, но тогда перегруженный двигатель норовил «закипеть»
Но если удавалось сохранить ход и застать противника врасплох… Снова перенесемся на Халхин-Гол в 1939 год, где 9-я мотоброневая бригада гоняет разбитых японцев. 11 суток советская часть действовала в тылу врага, имея ежедневные столкновения. И на счету ее шести БА-20 единственный в том конфликте ночной бой. Вот как его описали современники:

«Ночь была лунная, и силуэты убегающих японцев были видны на дистанции 200-400 м, местность была равнинная, отдельные места были изрыты траншеями. Башенные стрелки устанавливали прицел при свете в башне, после чего стрельба велась без всякого света с прицелом 4. Все броневики вели огонь в одно место. Результаты стрельбы оказались очень эффективными. Ночью было видно, как ложились японцы. Считали, что они укрылись, но утром проверили и нашли во всех местах, куда вели огонь, трупы соответственно количеству силуэтов. Стрельба велась с остановок после броска вперед. Машины шли колонной на дистанции 10-20 м и огонь вели в сторону».


Так что каждой технике — свое место и время. Просто одним, вроде танка Т-34, отведены годы, а другим — неуловимое мгновение…

P.S.

Этот БА-20, а также другие бронемашины летом 2017 года отправятся в пробег «Дорога мужества», организованный Военно-техническим обществом. С 17 по 22 июня участники проедут 2300 км от Москвы до Бреста, чтобы почтить память павших в Великой Отечественной войне. Достижение войдет в Книгу рекордов Гиннесса как самый длительный марш-бросок на бронетехнике.

 

smolbattle.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *